Международный конкурс законы экологии для 2 класса что надо знать: Классный час «Законы экологии»

Классный час «Законы экологии»

  Классный час по экологии для 7 класса

                     «Законы экологии».

 

Недалекое будущее

Человек идет скучает

В одиночестве в лесу,

По дороге не встречает

Ни оленя, ни лису…

 

Не летит пчела на клевер,

Уток нету в камышах…

Вместо птиц китайский плеер

Заливается в ушах.

 

Не цветет в траве фиалка.

Рыбы нет в глубинах рек.

Слева – свалка, справа – свалка,

Посредине – человек.

 

Что стоишь – глядишь уныло?

Раньше думать надо было!

А.

Игнатова

Цели: 

— сформировать у детей представление об экологических законах;

— способствовать воспитанию гуманного отношения к природе;

— показать ученикам, что нарушение законов экологии, безответственно и безнравственно;

— воспитать чувство патриотизма через призму сохранения природы в родном крае.

Оформление: оформить презентацию. (Обязательно включив туда 4 закона экологии).

Дополнительный материал: 6 листов бумаги (А3), маркеры, каждому ученику сделать «эко» светофорподготовить поощрительные жетоны или грамоты «защитников природы».

 

Ход классного часа

I. Организационный момент.

1)Налаживание дисциплины.

2)Приветствие.

3)Узнать, кто отсутствует и по какой причине.

II. Вступительная речь учителя.

Учитель. Сегодня на уроке мы с Вами поговорим об очень важной и актуальной теме современности — теме сохранения окружающей среды и о законах экологии.

Многие люди в мире понимают, что наша планета страдает от чрезмерного вмешательства человека. И помимо этого, состояние окружающей среды начинает угрожать существованию самого человека. Нарушая законы биосферы, человек расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.(видео)

 

III. Теоретическая часть: «Законы экологии»

Ученики возле доски. Природа – это величественная королева, которая требует к себе бережного и уважительного отношения. А мы с Вами и все люди на Земле должны соблюдать ее законы, сохранять и преумножать ее красоту. Для этого один американский ученый, которого зовут Барри Коммонер, сформулировал несколько очень важных законов, знание которых помогут нам не навредить нашей «королеве — природе»

Итак, четыре закона экологии. (Читают.)

Первый закон: «Все связано со всем». В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным. И хотя эти изменения не всегда заметны на первый взгляд, они, положительные или негативные обязательно повлияют на человека, который является частью природы.

Второй закон : «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев — вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц — исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

 

IV. Экологическая проверка: «Какие законы нарушены?»

Учитель. Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего города и увидим, соблюдают ли его жители экологические законы.

А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязненные ядовитыми веществами. Чем это грозит водоему и жителям города? Какие экологические законы нарушены? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй экологические законы.

— Нужно подвергнуть промышленные отходы очистке.

Учитель. Идем дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить ее за город. Чем это грозит нам и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

— Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Ее обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Учитель. Мы выехали на природу. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для речки и леса это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

— Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадет!

— Нарушается четвертый закон природы: «Природа знает лучше». Раз тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и быть.

— Для экологического равновесия в этом месте очень нужны и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Учитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

 

V. Игра «Экологический светофор»

Учитель. Ребята, у каждого из вас на парте лежит «эко» светофор. Сейчас мы посмотрим, насколько вы внимательны и добры к природе. Нужно показать кружки красного, желтого и зеленого цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

·         Красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

·         Желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

·         Зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

1.    Ребята наблюдают за муравьями.

(з)

2.    Дети оставили костёр в лесу. (к)

3.    Ребята огородили муравейник. (з)

4.    Мальчики взяли в лес весной собаку. (к)

5.    Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (з)

6.    Ребята срезают грибы ножиком. (ж)

7.    Ученики очищают парк от мусора. (з)

8.    Ребята увидели гнездо в траве. (ж)

9.    Ребята бросают мусор на дорогу. (к)

10.  Дети сильно шумят в лесу. (к)

11.  Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)

12.  Девочка рвёт цветы на клумбе. (к)

13.  Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)

14.  Мальчик полез в кусты за мячом. (ж)

15.  Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)

16.  Дети вешают кормушку. (з)

17.  Дети ловят в пруду головастиков. (к)

18.  Мальчики рассматривают жука. (ж)

19.  Дети развешивают скворечники в парке. (з)

20.  Подростки моют мотоцикл в реке. (к)

21.  Ученики высаживают возле школы деревья. (з)

22.  Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (к)

23.  Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (к)

24.  Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (ж)

25.  Дети вылечили найденную в лесу птицу. (з)

26.  Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (з)

27.  В походе ребята разорили птичье гнездо. (к)

28.  Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (ж)

29.  Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручье. (к)

VI. Групповое задание: «Адресант — природа»

Учитель. Сегодня мы узнали, что соблюдать законы экологии очень важно для нашего будущего. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушая, и без того шаткое, экологическое равновесие в природе.

— А если бы природа могла говорить, что бы она сказала людям?

Давайте разделимся на группы, напишем или нарисуем письма-обращения от имени природы.

1 уч. будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

2 уч. напишет военным.

3 уч. подготовит обращение к ученым.

4 уч. обратится к фермерам и крестьянам.

5 уч напишет морякам и рыбакам.

6 уч напишет письмо ученикам нашей школы.

(Звучит музыка, в течение 5-8 минут дети пишут обращения.)

Пришло время прочитать обращения. Приглашаю к доске учащихся.Спасибо,надеюсь ваши слова будут услышаны.

VII. Заключительное слово

Учитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов — важнейший признак экологической культуры.

Примерные ответы детей:

— Нужно беречь природу.

— Нельзя убивать зверей.

— Нужно думать о последствиях.

Учитель. Поэт пишет: Не цветет в траве фиалка. Рыбы нет в глубинах рек.

Слева – свалка, справа – свалка, Посредине – человек.

Что имеет ввиду автор, говоря о том, что посредине этих беспорядков стоит человек?

Учитель.  Мне кажется, вы все правы. Человек действительно стоит в центре этих беспорядков и только он может нанести природе непоправимый вред, а чтобы этого не произошло, нужно воспитать в себе качества доброжелательного отношения ко всему живому.

VII. Итоги урока

 

Классный час для начальной школы на тему «Экология

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: Экология  — это все, что нас окружает.

Цель: воспитание  культуры поведения в окружающей среде.

Задачи:

1. Познакомить детей с наукой экологией.

2.Расширить представление детей об экологических законах.

2. Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы.

3. Пополнить знания детей о природе.

4. Способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.

Оформление:

а) на доске – эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е. Евтушенко

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

План классного часа:

1.     Вступительное слово.

2.     Беседа «Нужны ли комары?».

3.     Интерактивная беседа.

4.     Информационный блок «Законы экологии».

5.     Виртуальный экологический рейд, «Какие законы нарушены?».

6.     Работа в группах «Обращение от имени природы».

7.     Заключительное слово.

8.     Подведение итогов.

 

Ход классного часа.

1. Вступительное слово

Кл. руководитель:

— Ребята, наш классный час  посвящен  защите и охране природы. 

— Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Они могут многое. Их помощь природе очень разнообразна. (Например: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц зимой; установка табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям; посадка растений в зеленых зонах города и школы.)

2. Беседа  «Нужны ли комары?».

Кл. руководитель:

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа.

Кл. руководитель:

— Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель:

— Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. Приведите свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

4. Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель:

— Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы  

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Классный руководитель:

— Сейчас мы проведем работу в группах, узнаем, выполняют ли люди экологические законы? А вот и первый нарушитель. С фермы сброшены в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям ? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй экологические законы.

— Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Классный руководитель:

— Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это жители сжигают листву, чтобы не вывозить её. Чем это грозит нам, и какой экологический закон люди нарушают?

Примерные ответы детей:

— Листва  деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов, фермы. Её обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Рассказ классного руководителя: БИОГУМУС

— В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными!  Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д. , превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в два раза больше, чем весит, а ещё он неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов.  Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей.

— Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Классный руководитель:  Когда-то в одном дачном поселке  было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Классный руководитель:

—  Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте составим — обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа подготовит обращение к учёным.

Третья группа обратится к учащимся  нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Классный руководитель:

— Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. София прочитает стих к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

— Что нужно беречь природу.

— Что нельзя убивать зверей.

— Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель:

-Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

— Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

— Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

— Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель:

-Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять эти качества своего характера. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

8.     Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель:

— Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

— Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

— Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

— Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

— До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

— Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок чистоты в 5-м классе на тему «Природа не прощает ошибок. Сохраним планету»

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление

Эпиграфы:

«Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят» (А. П.Чехов).

«Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету». (Антуан де Сент-Экзюпери)

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко)

Четыре закона экологии:

  1. Всё связано со всем.
  2. Всё должно куда-то деваться.
  3. Ничто не даётся даром.
  4. Природа знает лучше.

План мероприятия.

  1. Вступительное слово.
  2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».
  3. Интерактивная беседа.
  4. Информационный блок «Законы экологии».
  5. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».
  6. Работа в группах «Обращение от имени природы».
  7. Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».
  8. Подведение итогов.

Ход урока

1. Вступительное слово

Учитель: Добрый день, ребята.

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» — чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес — единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой — вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звёзд мы пока ещё не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, — загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

— Это чудо — Природа. Человек — её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу — сохранить жизнь.

Презентация

Мы живем в степи. Нас окружают безбрежные просторы. Посмотрите, как прекрасна наша степь! (Слайды 2-6)

Читали ли вы сказку «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери? Его герой жил на маленькой планете. А чем он там еще занимался? (Слайд 7-8))

Приводил свою планету в порядок. Он так и говорил: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

Как вы думаете, необходим этот призыв нам, для нашей планеты?

(Экологические проблемы)

Итак, это первая истина, открытая нам Маленьким принцем.

А как решал экологические проблемы на своей планете маленький принц, с чем он боролся на ней? (Боролся с баобабами)

Назовите лексическое значение слова баобаб.

БАОБАБ, Тропическое дерево с очень толстым стволом.

Чем так грозили его планете баобабы? (Слайд 9)

Если планета маленькая, а баобабов очень много, они разорвут ее на клочки.

2

. Погружение в проблему

Ребята, как вы думаете, только ли о баобабах говорит нам здесь писатель. Закройте глаза. Представьте, что вы — это маленькая планета. И на ней появились баобабы, которые хотят заполонить вашу планету, ваш мир, ваши чувства, мысли. С какими из них вы бы стали бороться?

Вывод: Баобабы — символ зла, всего плохого и дурного, что мешает жить человеку. Экзюпери говорит нам, что если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это можно потом дорого заплатить. Чтобы нести в себе свет и добро, душа обязана трудиться. Как? (Экология души.

— Как вы понимаете это высказывание?

3. Актуальность темы

Статья 42-я Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…».

Статья 58-я Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Сегодня писатели, экономисты, ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении, поэтому необходимо обсуждать проблемы экологии и находить пути их решения.

Примерные ответы учащихся:

— Нужно бережно относиться к природе, к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте.

Учитель: Действительно, мир вокруг нас, Земля — это наш дом. А занимается его изучением наука экология.

4. Словарная работа

Экология — греч. oikos — дом, местообитание, убежище, жилище; logos — наука.

Экология — наука о защите дома-природы.

Эколог — человек, который занимается экологией, защищает природу. Вы, ребята, тоже являетесь юными экологами, так как вам не безразлична судьба природы.

5. Тема урока чистоты- «Природа не прощает ошибок»

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы.

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше — окружающей природы.
Всё больше — окружающей среды.

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды — дни, а без воздуха — минуты.

За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2-3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение — в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение — в экологической культуре.

6. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Учитель: Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен — житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

7. Интерактивная беседа

Учитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Учитель: Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

8. Инсценировка

(Участвуют А.Джалаева, Б.Манджиева, и А.Бамбышева)

Степь: Здравствуйте, ребята! Ох, как я устала!

Девочки: А от чего ты устала?

Степь: Видите, как я выгорела летом. Беспощадное лето сожгло всю траву.

Девочки: Ой, а что это за черные пятна?

Степь: Это следы пожаров. Кто-то бросает в степи стеклянные бутылки. Через стекло, как через лупу, солнечные лучи зажигают траву. Так случаются пожары в степи. Выгорают большие площади. Долго потом пожарные спасали пастбища.

Девочки: А что это у тебя?

Посмотрите, сколько мусора выбрасывают люди на улицы поселка и в степи. Тяжело дышать через мусор, который лежит на свалках.

9. Информационный блок «Законы экологии»

Учитель: Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв — вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц — исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

10. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

(Слайды № 10-16)

Учитель: Сейчас мы проведём рейд по улицам наших городов и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации? (Просмотр слайдов).

Примерные ответы детей:

— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй экологические законы.
— Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

11. Просмотр видеоролика «Экологическая корова»

Учитель: Какие выводы вы можете сделать после просмотра этого фильма?

— А вы не обращали внимание на то, где часто пасутся наши коровы?

— У дороги. И у дороги поедают траву, на которой оседают выхлопные газы от проезжающих машин. Конечно, можно задуматься, какое молоко потом даст корова.

— Нарушены первый и второй экологические законы.

Учитель: Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

— Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Учитель: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т. д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение — биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

— Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

— Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

— А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Учитель: Мы выехали в Юстинский район и в окрестностях поселков Полынный и Смушковое мы застряли в барханах. Что такое? Пустыня? Да! И создал ее сам человек, потому что бездумно обращался с землей, выпасая на одном месте много скота. Желая провести воду, вырыли русло канала, Вода пришла, а дальше канал не прорыли. Слишком дорого! Теперь Степь перерезана бесполезными широкими каналами. Через эти каналы не могут пробежать быстрые сайгаки, особенно сайгачата. К каким последствиям для степи это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

— Ни в коем случае нельзя этого делать! Наши земли могут превратиться в безжизненную пустыню. Сайгаки уже не водятся возле нашего поселка.

— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Наши предки знали и соблюдали этот закон, перегоняя свои стада с места на место, т.е. кочевали.

Учитель: Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

12. Литературная композиция

Земля наша плачет, тревогу бьет.
Ее загрязняет и губит народ.
Реки, озера, леса и луга
Не страдали раньше так никогда.

И воздух стал грязен, и лес оскудел,
И океана таков же удел.
Лес от пожаров все чаще страдает,
И живность в лесу от того погибает.

Вот экология — модное слово,
Раньше природа не знала такого,
Банки, бутылки в кусты не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали.

Крысы и мыши теперь процветают,
Ценные виды, увы, исчезают,
Кто сигаретой себя отравляет,
Кто-то наркотики употребляет.

Наша планета пока что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если хотите, чтоб мир стал зеленым,
Не вырубайте березы и клены!

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

13. Чтение сочинения

ученицы 11 класса Лауреата Международного конкурса «Зеленая планета» Бамбышевой Валерии «Сказ о том, как не расцвел тюльпан»

В месяц лошади в степи начинают цвести тюльпаны. Степь словно примеряет новый красивый наряд из цветов, прикрывающий неприглядную растительность, оставшуюся с прошлогодней зимы.

Где-то глубоко под землей проснулся тюльпан, он был совсем еще юный, и ему так захотелось наверх, на волю. И вот назначенный час случилось чудо! Тюльпанчик с трудом пробился сквозь толщу земли и осторожно выпустил сначала один листок, потом другой.

Тюльпанчик выпрямился, потянулся и замер. Вокруг лежала широкая необъятная степь. Как красиво! Жаркие лучи яркого солнца сразу обогрели цветок, легкий ветерок ласково погладил его зеленые листочки и нежный бутон. Тюльпанчик расцветал раньше всех, набирался сил и наслаждался теплым, весенним солнышком.

«Ах, как хорошо! Я чувствую чистый воздух каждым своим лепестком! Скоро я вырасту, и все увидят мою красоту! Я, как и другие тюльпаны, буду украшением степи, все будут любоваться нами.»

Настал день, когда маленький тюльпанчик должен был расцвести. Его бутон раскрывался по одному лепестку, и весь мир замер в ожидании чуда: сейчас все увидят удивительно красивый тюльпан насыщенно-красного цвета. И вот когда последний лепесток готов был открыться, тюльпан подумал: «Ну, вот я и расцвел! Здравствуй, мир!» Он оглянулся вокруг и увидел всю красоту калмыцких степей. Ярко светит солнце, в чистом небе поют жаворонки, ковер из зеленой травы застилает всю степь.

«Как красиво!» — подумал тюльпанчик. Но вдруг на тюльпанчик подул слабенький ветерок, и он почувствовал, что что-то зацепилось за стебель. Тюльпанчик увидел, что его опутала налетевшая откуда-то прозрачная пленка. Он не знал, что это был целлофановый пакет, оставленный детьми во время похода. Тюльпанчик чувствовал, что ему трудно дышать, что пленка перекрыла ему доступ к кислороду.

«Почему я не могу дышать? Что случилось? Нет, я погибну без свежего воздуха!» — испуганно подумал тюльпанчик, чувствуя, что слабеет. Тюльпанчик не хотел погибать, ведь он только расцвел, увидел свет, он хотел увидеть другие тюльпаны, познакомиться с ними. Но он не мог ничего поделать…

«Прощай, солнышко! Спасибо тебе за то, что обогрело меня, когда я расцвел! Спасибо, что улыбалось мне! Прощай, голубое небо! Спасибо тебе за то, что было чистым, когда я расцвел! Прощайте, степи! Спасибо вам за то, что вырастили меня! Прощайте все!» — думал тюльпанчик.

Он уже чувствовал, что ему нечем дышать, что его стебель наклоняется к земле, а его лепестки осыпаются. И маленький тюльпанчик, первый весенний цветок, упал на землю и погиб.

После этого ушло солнце и пошел дождь, будто само небо оплакивало смерть тюльпанчика. Тяжелые капли дождя били по пакету, словно говоря: «Это ты убил тюльпанчик! Ты виноват!»

14. Беседа по прослушанной сказке

Скажите, ребята, какое впечатление произвела на вас эта сказка?

Грустная история?

А действительно ли в сказке все выдумано?

Примерные ответы детей:

— Хотя это сказка, все, что произошло с тюльпанчиком, часто бывает в степи. Мы видим, как пакеты висят на деревьях, цепляются за траву.

— А ведь полиэтиленовые пакеты разлагаются десятки лет. (Слайд № 17)

Учитель: Ребята, что мы можем сделать, чтобы не засорять окружающую среду?

Примерные ответы детей:

— Меньше покупать продукты в пакетах.

— Мы делаем из пакетов различные поделки.

Учитель: Да, я вижу, какие красивые у вас получились поделки. И нужные. Но это не решает всю проблему. Посмотрите, сейчас стали выпускать пакеты из экологически безвредного волокна. Я предлагаю разработать такое обращение к людям, в котором обратим внимание на эту проблему.

15. Работа в группах. «Обращение от имени Природы»

Учитель: Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письмо- обращение от имени природы.

Сейчас мы сформулируем и запишем наше обращение к жителям поселка, к ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

Пришло время показать наше обращение.

К доске выходят ученики и читают обращения.

Учитель: Мы напишем наше обращение на плакате и повесим его в коридоре школы. Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

16. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя»

Учитель: Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов — важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко.

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

— Что нужно беречь природу.

— Что нельзя убивать зверей.

— Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Учитель: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

— Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т. д.

— Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

— Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Учитель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас — это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

17. Подведение итогов (рефлексия)

Учитель: Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?

Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Приложение 1

Приложение 2

Как четыре закона экологии помогают решать проблемы

Обдумывание|Время чтения: 9 минут

Экология – это изучение отношений и процессов, связывающих живые существа с физической и химической средой.  Волнующе, правда?

В книге 1971 года «Замыкание круга» Барри Коммонер дает нам ясный и понятный пример того, что на самом деле означает экология , будучи одним из первых, кто забил тревогу о надвигающемся экологическом кризисе. (Хотя «Безмолвная весна» Рэйчел Кэрон, безусловно, претендует на то, чтобы внедрить экологическую мысль в массовое сознание.)

Жизнь простолюдина была посвящена тому, чтобы помочь людям увидеть преимущества экологического мышления :

Экология еще не разработала в явном виде связные, упрощающие обобщения, примером которых могут служить, скажем, законы физики. Тем не менее, есть ряд обобщений, которые уже очевидны в том, что мы теперь знаем об экосфере, и которые могут быть организованы в своего рода неформальный набор законов экологии.

Он продолжает излагать четыре основных и непреложных закона экологии (которые прекрасно дополняют «Три фильтра» Гаретта Хардина). Принципы описывают красивую сеть жизни на Земле.

Первый закон экологии: все связано со всем остальным

Он отражает существование сложной сети взаимосвязей в экосфере: между различными живыми организмами, а также между популяциями, видами и отдельными организмами и их физико-химическими окрестности.

Тот факт, что экосистема состоит из нескольких взаимосвязанных частей, которые воздействуют друг на друга, имеет несколько удивительных последствий. Нашей способности изображать поведение таких систем в значительной степени способствовало развитие кибернетики, еще более недавнее, чем экология. Мы обязаны основной концепцией и самим словом изобретательному уму покойного Норберта Винера.

Слово «кибернетика» происходит от греческого слова «рулевой»; он связан с циклами событий, которые направляют или управляют поведением системы. Рулевой является частью системы, которая также включает в себя компас, руль и корабль. Если корабль отклоняется от выбранного курса компаса, изменение проявляется в движении стрелки компаса. Наблюдаемое и интерпретируемое рулевым это событие определяет последующее: рулевой поворачивает руль, который возвращает корабль на первоначальный курс. Когда это происходит, стрелка компаса возвращается в исходное положение по курсу, и цикл завершается. Если рулевой поворачивает руль слишком далеко в ответ на небольшое отклонение стрелки компаса, избыточное качание корабля отображается на компасе, что сигнализирует рулевому исправить свою чрезмерную реакцию обратным движением. Таким образом, работа этого цикла стабилизирует курс корабля.

Совершенно аналогичным образом стабилизирующие кибернетические отношения встраиваются в экологический цикл. Рассмотрим, например, экологический круговорот пресной воды: рыба — органические отходы — бактерии распада, неорганические продукты — водоросли — рыба. Предположим, что из-за аномально теплой летней погоды наблюдается бурный рост водорослей. Это истощает запас неорганических питательных веществ, так что два сектора круговорота, водоросли и питательные вещества, выходят из равновесия, но в противоположных направлениях. Действие экологического цикла, как и у корабля, вскоре приводит ситуацию в равновесие. Ибо избыток водорослей увеличивает легкость, с которой рыба может ими питаться; это уменьшает популяцию водорослей, увеличивает производство рыбных отходов и в конечном итоге приводит к увеличению уровня питательных веществ при разложении отходов. Таким образом, уровни водорослей и питательных веществ имеют тенденцию возвращаться к исходному сбалансированному положению.

В таких кибернетических системах курс поддерживается не жестким контролем, а гибкостью. Таким образом, корабль не движется неуклонно по своему пути, а фактически следует за ним в волнообразном движении, которое одинаково отклоняется в обе стороны от истинного курса. Частота этих колебаний зависит от относительных скоростей различных шагов в цикле, таких как скорость, с которой корабли реагируют на руль.

Экологические системы демонстрируют сходные циклы, хотя они часто маскируются последствиями ежедневных или сезонных изменений погоды и факторов окружающей среды.

[…]

Динамическое поведение кибернетической системы, например частота ее собственных колебаний, скорость ее реакции на внешние изменения и общая скорость ее работы, зависят от относительных скоростей составляющих ее шагов. В корабельной системе стрелка компаса колеблется за доли секунды; реакция рулевого занимает несколько секунд; корабль отвечает в течение нескольких минут. Эти различные времена реакции взаимодействуют, создавая, например, характерную частоту колебаний корабля вокруг его истинного курса.

[…]

Экосистемы значительно различаются по своим характеристикам скорости и, следовательно, сильно различаются по скорости, с которой они реагируют на изменение ситуации или приближаются к точке краха.

[…]

Количество стресса, которое экосистема может поглотить, прежде чем она рухнет, также является результатом ее различных взаимосвязей и их относительной скорости реакции. Чем сложнее экосистема, тем успешнее она может противостоять стрессу. … Большинство экосистем настолько сложны, что циклы не являются простыми круговыми путями, а пересекаются ответвлениями, образуя сеть или ткань взаимосвязей. Подобно сети, в которой каждый узел соединен с другими несколькими нитями, такая ткань лучше сопротивляется схлопыванию, чем простой неразветвленный круг нитей, который, если его где-нибудь перерезать, рвется целиком. Загрязнение окружающей среды часто является признаком того, что экологические связи прервались, а экосистема была искусственно упрощена и стала более уязвимой для стресса и окончательного разрушения.

Характеристики обратной связи экосистем приводят к процессам усиления и интенсификации значительных масштабов. Например, тот факт, что в пищевых цепях мелкие организмы поедаются более крупными, а последние — еще более крупными, неизбежно приводит к концентрации определенных компонентов окружающей среды в телах наиболее крупных организмов, стоящих на вершине пищевой цепи. Меньшие организмы всегда демонстрируют гораздо более высокую скорость метаболизма, чем более крупные, так что количество их пищи, которое окисляется по сравнению с количеством, включенным в тело организма, таким образом, больше. Следовательно, животное, находящееся на вершине пищевой цепи, зависит от потребления неизмеримо большей массы тел организмов, находящихся ниже по пищевой цепи. Следовательно, любой неметаболизированный материал, присутствующий в низших организмах этой цепи, будет концентрироваться в теле высшего. …

Все это вытекает из простого факта об экосистемах — все связано со всем остальным: система стабилизируется своими динамическими самокомпенсирующими свойствами; те же самые свойства, если их перенапрячь, могут привести к драматическому коллапсу; сложность экологической сети и присущая ей скорость оборота определяют, насколько она может подвергаться стрессу и как долго без разрушения; экологическая сеть является усилителем, так что маленькое возмущение в одной сети может иметь большие отдаленные последствия с большой задержкой.

Второй закон экологии: все должно куда-то идти

Это, конечно, просто несколько неформальное переформулирование основного закона физики — материя неразрушима. Применительно к экологии закон подчеркивает, что в природе не существует такого понятия, как «отходы». В каждой природной системе то, что выделяется одним организмом в виде отходов, поглощается другим организмом в качестве пищи. Животные выделяют углекислый газ в виде отходов дыхания; это важное питательное вещество для зеленых растений. Растения выделяют кислород, который используется животными. Органические отходы животных питают бактерии гниения. Их отходы, неорганические материалы, такие как нитраты, фосфаты и углекислый газ, становятся питательными веществами для водорослей.

Настойчивые попытки ответить на вопрос «Куда она идет?» может дать удивительное количество ценной информации об экосистеме. Возьмем, к примеру, судьбу предмета домашнего обихода, который содержит ртуть — вещество с серьезными экологическими последствиями, появившееся совсем недавно. Сухая батарея, содержащая ртуть, покупается, используется до полного истощения, а затем «выбрасывается». Но где это на самом деле? Сначала его помещают в контейнер для мусора; это собирается и отправляется в мусоросжигательный завод. Здесь ртуть нагревается; при этом образуются пары ртути, которые выбрасываются дымовой трубой мусоросжигателя, а пары ртути токсичны. Пары ртути переносятся ветром и в конце концов выносятся на землю дождем или снегом. Попадая, скажем, в горное озеро, ртуть конденсируется и опускается на дно. Здесь на него воздействуют бактерии, которые превращают его в метилртуть. Он растворим и усваивается рыбой; поскольку она не метаболизируется, ртуть накапливается в органах и мясе рыбы. Человек ловит и съедает рыбу, и ртуть откладывается в его органах, где она может быть вредной. И так далее.

Это эффективный способ проследить экологический путь. Это также отличный способ противодействовать распространенному мнению, что то, что считается бесполезным, просто «уходит», когда его выбрасывают. Ничто не «уходит»; она просто переносится с места на место, превращается из одной молекулярной формы в другую, воздействуя на жизненные процессы любого организма, в котором она на время поселяется. Одна из главных причин нынешнего экологического кризиса заключается в том, что огромное количество материалов было извлечено из земли, преобразовано в новые формы и выброшено в окружающую среду без учета того, что «все должно куда-то деваться». Результатом слишком часто является накопление вредных количеств материала в местах, где в природе они неуместны.

По моему опыту, этот принцип, вероятно, встретит значительное сопротивление, поскольку он, кажется, противоречит глубоко укоренившейся идее об уникальной компетентности людей. Одной из наиболее распространенных особенностей современных технологий является представление о том, что они предназначены для «улучшения природы» — предоставления пищи, одежды, крова, а также средств общения и самовыражения, превосходящих те, что доступны человеку в природе. Говоря откровенно, третий закон экологии утверждает, что любое серьезное антропогенное изменение в природной системе, скорее всего, нанесет ей вред. Это довольно резкое утверждение; тем не менее, я считаю, что это имеет большое значение, если понимать его в правильно определенном контексте.

Я нашел полезным объяснить этот принцип с помощью аналогии. Предположим, вам нужно открыть заднюю крышку часов, закрыть глаза и ткнуть карандашом в открытые работы. Почти верным результатом будет повреждение часов. Тем не менее, этот результат не является абсолютно определенным. Существует некоторая конечная вероятность того, что часы были не отрегулированы и случайный толчок карандаша произвёл точное изменение, необходимое для их улучшения. Однако такой исход крайне маловероятен. Спорный вопрос: почему? Ответ очевиден: за часами стоит очень значительный объем того, что технологи сейчас называют «исследованиями и разработками» (или, более привычно, «НИОКР»). Это означает, что на протяжении многих лет многочисленные часовщики, каждый из которых учился у своего предшественника, опробовали огромное разнообразие подробных механизмов часовых механизмов, отказались от тех, которые несовместимы с общей работой системы, и сохранили лучшие черты. В сущности, часовой механизм в том виде, в каком он существует сейчас, представляет собой очень ограниченный набор из огромного разнообразия возможных комбинаций составных частей единственной организации часового механизма. Любое случайное изменение, сделанное в часах, скорее всего, попадет в очень большой класс непоследовательных или вредных механизмов, которые были опробованы в прошлом опыте изготовления часов и отброшены. В качестве закона часов можно сказать, что «часовщик знает лучше».0003

Существует близкая и очень важная аналогия в биологических системах. Можно вызвать определенный диапазон случайных, наследственных изменений в живом существе, воздействуя на него агентом, таким как рентгеновское облучение, которое увеличивает частоту мутаций. Как правило, облучение рентгеновскими лучами увеличивает частоту всех мутаций, которые наблюдались, хотя и очень редко, в природе и поэтому могут рассматриваться как возможные изменения. Что важно для наших целей, так это универсальное наблюдение, что, когда частота мутаций увеличивается с помощью рентгеновских лучей или других средств, почти все мутации вредны для организмов, и подавляющее большинство настолько вредны, что убивают организм до того, как он полностью исчезнет. сформировался.

Четвертый закон экологии: бесплатного обеда не бывает

По моему опыту, эта идея оказалась настолько полезной для экологических проблем, что я позаимствовал ее из ее первоисточника, экономики. «Закон» основан на истории, которую любят рассказывать экономисты, о богатом нефтью властителе, который решил, что его новое богатство нуждается в руководстве экономической науки. Соответственно, он приказал своим советникам под страхом смерти издать набор томов, содержащих всю экономическую мудрость. Когда пришли тома, владыка не терпел и снова издал приказ — свести все экономические знания в один том. История продолжается в том же духе, как и подобные истории, до тех пор, пока от советников не потребуется, если они хотят выжить, свести всю совокупность экономической науки к одному предложению. Отсюда и закон о «бесплатных обедах».

В экологии, как и в экономике, закон предназначен для того, чтобы предупредить, что любая выгода достигается ценой определенных затрат. В некотором смысле этот экологический закон воплощает в себе предыдущие три закона. Поскольку глобальная экосистема представляет собой связанное целое, в котором ничего нельзя ни приобрести, ни потерять и которое не подлежит всеобщему улучшению, все, что извлечено из него человеческими усилиями, должно быть заменено. Уплаты этой цены нельзя избежать; это можно только отсрочить. Нынешний экологический кризис является предупреждением о том, что мы слишком долго медлили.

Чтобы вы не считали все это научным, Commoner заканчивает ссылкой на классическую литературу:

» Многое о взаимодействии физических  особенностей окружающей среды и существ, населяющих ее, можно узнать у Моби. Дик.»

***

Все еще заинтересованы? Ознакомьтесь с этими сообщениями по теме:

Гаррет Хардин о трех фильтрах, необходимых для размышления о проблемах — «Цель этих ментальных фильтров — понимать реальность, улучшая нашу способность оценивать утверждения экспертов, промоутеров и убеждений. всех видов.»

Эффект масштаба в социальных науках, или Почему утопия не работает — Почему мышь не может быть размером со слона? Обратите внимание на влияние масштаба на ценности.

Четыре закона экологии когда-нибудь сажали семя, которому потребовалась целая вечность, чтобы прорасти?

назад в 19Когда мне было 79 лет, когда я получал степень в области экологических исследований, одной из обязательных для чтения книг была книга «Замыкающийся круг, природа, человек и технология », написанная экологом Барри Коммонером.

Коммонер обратился к экологическому кризису и взаимодействию людей и природы во многих различных аспектах, включая рост населения, потребительский спрос, политику, капитализм, жадность и другие факторы. Он резюмирует это следующей цитатой:

В книге он сформулировал четыре закона экологии.

Первый из этих неформальных законов,  Все связано со всем остальным , показывает, насколько сложны и взаимосвязаны экосистемы. Эта сложность и взаимосвязь не такие, как у индивидуального организма, различные органы которого развились и были отобраны на основе их вклада в выживание и плодовитость целого. Природа гораздо сложнее, изменчивее и значительно более устойчива, чем предполагает метафора эволюции отдельного организма. Экосистема может терять виды и претерпевать значительные преобразования, не разрушаясь. Тем не менее, взаимосвязанность природы также означает, что экологические системы могут испытывать внезапные, поразительные катастрофы, если они подвергаются экстремальному стрессу. «Система, — пишет Коммонер, — стабилизируется благодаря своим динамическим самокомпенсирующимся свойствам; эти же свойства, если их перенапрячь, могут привести к драматическому коллапсу». Далее, «экологическая система — это усилитель, так что маленькое возмущение в одном месте может иметь большие, отдаленные, долго отсроченные последствия в другом месте».

Второй закон экологии,  Все должно куда-то идти , повторяет основной закон термодинамики: в природе нет конечных отходов, материя и энергия сохраняются, а отходы, образующиеся в одном экологическом процессе, перерабатываются в еще один. Например, поваленное дерево или бревно в старовозрастном лесу является источником жизни для многих видов и важной частью экосистемы. Точно так же животные выделяют углекислый газ в воздух и органические соединения в почву, что помогает поддерживать растения, которыми питаются животные.

Природа знает лучше , третий неформальный закон экологии, как пишет Коммонер, «утверждает, что любое серьезное антропогенное изменение в природной системе, вероятно, нанесет ей вред». В течение 5 миллиардов лет эволюции живые существа выработали множество веществ и реакций, которые вместе составляют живую биосферу. Однако современная нефтехимическая промышленность вдруг создала тысячи новых веществ, не существовавших в природе. Основанные на тех же основных схемах химии углерода, что и природные соединения, эти новые вещества легко вступают в существующие биохимические процессы. Но они делают это такими способами, которые зачастую губительны для жизни, приводя к мутациям, раку и многим другим формам смерти и болезней. «Отсутствие определенного вещества в природе, — пишет Коммонер, — часто является признаком того, что оно несовместимо с химией жизни».

Бесплатного обеда не бывает. Четвертый неформальный закон экологии гласит, что эксплуатация природы всегда сопряжена с экологическими издержками. Со строгой экологической точки зрения люди являются потребителями больше, чем производителями. Второй закон термодинамики говорит нам, что в самом процессе использования энергии люди «расходуют» (но не уничтожают) энергию в том смысле, что преобразуют ее в непригодные для использования формы.

Например, в случае автомобиля высокопотенциальная химическая энергия, хранящаяся в бензине, которым питается автомобиль, доступна для полезной работы, в то время как более низкопотенциальная тепловая энергия в выхлопных газах автомобиля не используется. При любом преобразовании энергии часть ее всегда деградирует таким образом. Следовательно, экологические издержки производства значительны.

Мне вообще эти законы показались очень интересными. Тем не менее, Коммонер провел очень подробный анализ влияния этих законов, поэтому я отложил его после прочтения и продолжил свое образование. Но семя было посажено.

После окончания университета я выбрал карьеру в ландшафтной индустрии, потому что мне нравилось быть на природе и заниматься физическим трудом. Со временем меня повысили до руководителя отдела пестицидов и удобрений в нескольких компаниях по уходу за деревьями. На протяжении многих лет я видел, как наша отрасль медленно развивалась от комплексной обработки к точечной обработке и программам ухода за растениями.

В конце концов, около 15 лет назад я основал свою собственную компанию, которая специализировалась на органической обработке почвы, после того, как я стал аккредитованным NOFA специалистом по органическому уходу за землей и посетил несколько занятий Элейн Ингам, лидера в области почвенной микробиологии. Постепенно компания превратилась в поставщика.

За это время я начал использовать фразу «Все связано со всем остальным» в конце презентаций и электронных писем. Я забыл, где я услышал эту фразу, поэтому я погуглил ее, и меня снова познакомили с книгой Коммонера.

Семя было полито . В прошлом году я нашел копию The Closeing Circle, Nature, Man & Technology и снова начал ее читать. Я был ошеломлен, обнаружив в первой главе еще до того, как он сформулировал Четыре закона, Коммонер обсуждает фундаментальное взаимодействие питательных веществ, гумуса, почвенных микробов, здоровья растений и климата! Помните, книга была издана в 1971 году!!

Семя проросло! Люди знали о негативном воздействии, которое мы оказываем на землю, уже довольно давно, но мы только сейчас начинаем осознавать неблагоприятные последствия, которые это окажет на всю нашу жизнь, если мы продолжим игнорировать экосистемы. Хорошие новости? С тех пор наша отрасль прошла долгий путь. Все больше потребителей требуют меньшего количества и менее вредных обработок пестицидами. Наша отрасль изучает, насколько важно улучшать здоровье почвы и, что еще более важно, как достичь здоровья почвы.

Прошлый год был сложным по многим причинам. Но давайте смотреть в будущее и продолжать учиться улучшать и внедрять действия, дающие положительные результаты. Я понял, что единственное, что мы можем полностью контролировать, — это наше собственное отношение и решимость.

Помните: «Все связано со всем остальным»

 

 Об авторе

Барри Дрейкотт является владельцем Tech Terra Environmental (TTE), основанной в 2005 году. Techterra Environmental предлагает экологические решения для профессионалов в области ландшафтного дизайна. с органическими удобрениями для почвы и безопасными для опылителей средствами для борьбы с насекомыми. Они могут настроить вашу прикладную программу в соответствии с вашими конкретными требованиями. Карьера Барри в зеленой индустрии началась в 1977 в качестве аппликатора пестицидов в компании по уходу за деревьями в Нью-Джерси. На протяжении десятилетий Барри искал способы повысить жизнеспособность растений и сократить использование пестицидов. Это привело его к научным исследованиям, которые продемонстрировали положительное влияние улучшения состояния почвы на жизнеспособность растений. Барри сделал 2021 год своим « годом обновления». Это означает, что он подтвердил свою приверженность цели № 1 компании: предоставить ландшафтным дизайнерам, школам, а теперь и сельскохозяйственной отрасли знания и продукты, которые помогут развивать бизнес, защищая окружающую среду и наше здоровье.

***

Каждый упомянутый здесь автор сохраняет оригинальные авторские права. Право на воспроизведение или распространение всех материалов, содержащихся в данном документе, в том числе в рамках проекта CAUSEWAY библиотеки Колумбийского университета, во всех остальных случаях сохраняется за ELA. Пожалуйста, свяжитесь с ELA для получения разрешения на перепечатку.

Упоминание продуктов не является одобрением. Мнения, выраженные в этой статье информационного бюллетеня, не обязательно отражают точку зрения директоров, сотрудников или членов ELA.

Смягчение влияния изменения климата на луговые бабочки

Обновление: пластиковые горшки, используемые в зеленой промышленности

Подход четырех законов экологии

Аннотация

. предоставлено и составлено как отражение четырех законов экологии доктора Барри Коммонера, а также перспективы в окружающей среде, в которой мы живем, в поддержании устойчивого климата, который все ищут. Экологические проблемы повсюду, и их необходимо решать соответствующим образом, поскольку на этой Земле не существует такой вещи, как бесплатный обед, но некоторые вопросы, связанные с Осознанием, Поддержанием и Защитой, должны преобладать.

Insight

Во-первых, я согласен с теориями, сформулированными любимым и известным защитником окружающей среды Барри Коммонером, который привел аргументы четырех законов экологии, что является оправданием того, что общество мы живут сейчас. Но кто такой Барри Коммонер в первую очередь и почему он занимается экологией?

Доктор Барри Коммонер в свое время был клеточным биологом и профессором колледжа и известен своими книгами The Closeing Circle: Nature, Man, and Technology в 1971 и примирение с планетой в 1990 году. Он был показан в выпуске журнала TIME за 1970 год на обложке статьи под названием «Пол Ревир в области экологии». Со всеми достижениями и вкладом в мир он прославился четырьмя законами экологии, которых его жизнь достигает в 95-летнем возрасте с 1917 по 2012 год. Он был предан и разделял помощь людям в понимании преимуществ экологического мышления и их цель нашего поколения с набором законов экологии.

Но давайте сначала дадим определение термину «Экология», чтобы расширить наше понимание. Согласно словарю, экология означает изучение отношений и процессов, которые связывают живые существа с физической средой и химической средой. Таким образом, «Четыре закона экологии простолюдинов» явным образом развили связующее звено в экологических аспектах и ​​упрощающие обобщения, которые уже очевидны и верны со всеми обстоятельствами, которые, как мы теперь знаем, относятся к экосфере, которая была организована в набор законов экологии. , на что я согласен.

«Экология означает изучение отношений и процессов, которые связывают живые существа с физической средой и химической средой».

Четыре закона экологии следующие;

  • Все связано со всем остальным
  • Все должно пойти куда -нибудь
  • Nature Know0006

Все связано со всем остальным

Я согласен с тем, что первый закон экологии, поскольку у нас есть одна экосфера, и это правда, которые относятся ко всем живым организмам на Земле, что то, что может повлиять на один, обычно влияет на всех и постоянно происходит как эффект домино внутри общества. Ситуации отражают любое существование внутри сложной сети взаимосвязей по всей экосфере. Это может быть упрощено отношения между различными живыми организмами в окружающей среде и популяциями между популяциями, которые чрезвычайно увеличиваются с их физико-химическим окружением и поведением. Чтобы привести вам пример, эта теория является результатом возможности окружающей среды для людей и других видов, которые действительно связаны с любыми изменениями или развитием в конкурентной среде.

Для получения более подробной информации вы можете прочитать статью, пример которой можно найти по этой ссылке;

Тем не менее, экологические системы имеют явные сходные циклы и часто маскируются последствиями повседневной деятельности или влиянием сезонных изменений погоды и факторов окружающей среды, которые испытывают то и дело.

Все должно куда-то идти

Я согласен с этим законом, и один из примеров, которые я уже приводил и объяснял в своей статье «Этическая позиция и взгляд на среду, в которой мы живем» на издательской платформе LinkedIn с этим ссылка на сайт;

Все, что у нас есть на Земле, было извлечено в виде методов переработки, и с помощью технологий нынешнего поколения они преобразуются в новые способы, которые мы используем в нашей повседневной жизни, и, возможно, всем это нравится. С другой стороны, все отходы выбрасываются в окружающую среду, в которой мы живем, без учета того, что все, что у нас есть, должно куда-то деваться. Подобно тому, что я упомянул в статье с использованием современного хлама в другом ракурсе, который можно использовать в процессе циклирования в другой форме в сетку.

Закон обывателя четко подчеркивает, что в природе, в которой мы живем, или в конкурентной среде, нет ничего, что мы называем «отходами», но есть переработка в новую форму в сетке для наших ресурсов, которые нам нужны. Другой пример: в естественной системе, которую мы имеем в окружающей среде, есть те, которые выделяются одним организмом на Земле в виде отходов, которые поглощаются другим организмом в качестве пищи. Из предмета биологии, который мы изучали в школьные годы, эти животные выделяют углекислый газ, который они называют отходами дыхания. Тем не менее, эти дыхательные отходы являются важным питательным веществом для зеленых растений, которые мы имеем в окружающей среде, для поддержания их растительного цикла. С другой стороны, растения также выделяют чистый кислород, который использовали животные и, конечно же, сам человек. Наоборот, животное производит органические отходы, которые в циклическом процессе питают бактерии разложения. Таким образом, опять же, исходя из биологии, созданные ими отходы представляют собой неорганический материал, состоящий из нитратов, фосфатов и углекислого газа, которые становятся питательными веществами для водорослей.

Таким образом, это способ противодействовать распространенному мнению, которое мы слышали как досаду от коллег, что что-то бесполезное «уходит» всякий раз, когда их отходы выбрасываются. А просто эти отходы были перенесены с места на место в процесс рециркуляции, который наш биолог обосновал путем превращения одной молекулярной формы в другую на жизненных процессах.

Природа знает лучше всех

В мире лицемерия человечество во всем мире создано технологическими инновациями, страстно изменившими нашу жизнь, и этими представлениями, направленными на улучшение качества природы, в которой мы живем, что может ссылаться на мою статью по этой ссылке;

Тем не менее, Коммонер говорит, что такие изменения в естественной системе, вероятно, нанесут ущерб этой системе, которая является нашей окружающей средой, в негативных и позитивных аспектах, которые мы испытываем в сегодняшнем поколении. Это связано с тем, что технологические инновации и жадность оказывают ценное воздействие на окружающую среду, которое необходимо решать на примере изменения климата.

Тем не менее, со вторым законом складывается как-то. Но большинство из них как часть закона, где природа обеспечивает нас продуктами питания, одеждой, которую мы одеваем в повседневной жизни, убежищем, в котором мы живем и защищаем себя ценностями, а также средствами связи, которые доступны каждому. в природе, что я ценю.

Бесплатных обедов не бывает

Этот закон применяется везде, где вы не можете просить кого-то бесплатно, но мы страстно должны работать усерднее, чтобы получить то, что нам нужно в среде, в которой мы живем в мире лицемерия. Следовательно, уравнение должно быть сбалансировано, как мы делаем и решаем алгебраическое уравнение, тогда как в экономике это означает, что кредит и дебет в электронной таблице бухгалтерской книги должны быть сбалансированы как-то иначе психически больным.

Освещение экологических проблем, которые мы создали, должно быть решено соответствующим образом, чтобы горные и низинные районы удовлетворяли свои потребности. Если в государственных учреждениях, где чиновники практикуют взяточничество и коррупцию, необходимо остановить и страстно делать то, что вы делаете для общего блага и следуя верховенству закона.

Поэтому все, чем мы обязаны своей природе и кому-то, должно быть восстановлено и возвращено в устойчивую среду, о которой мы мечтаем. Жадность, взяточничество и коррупция должны быть остановлены, потому что бесплатного обеда не бывает вообще.

«Жадность, взяточничество и коррупция должны быть остановлены, потому что бесплатного обеда не бывает.»

Заключение

Д-р Барри Коммонер Четыре закона экологии определяют важность окружающей среды и страстно применяются везде, и поэтому, со всеми фактами, показанными на примерах, которые я привел, я согласен как эколог.