Работа с растительным материалом . Что можно сделать из природного материала
Стрекоза (рис. 13)
Цель. Учить детей делать игрушку по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин; формировать интерес к данному виду труда.
Материал: семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока или зорянки; сухая веточка любого дерева; пластилин.
Ход работы. На каждом столе необходимый природный материал. Воспитатель загадывает детям загадку о стрекозе и показывает изготовленную им игрушку-стрекозу. Затем предлагает внимательно рассмотреть ее и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза.
После рассмотрения игрушки-образца воспитатель показывает, как создается игрушка, вместе с детьми уточняет последовательность работы. Из пластилина (или глины) нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую голову, из семян яблока или зорянки сделать глаза и расположить их в верхней части головы.
После изготовления игрушки воспитателем и уточнения последовательности работы каждый ребенок создает поделку. В итоге проводятся анализ и оценка выполненной работы.
Бабочка (рис. 14)
Цель. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении игрушки учить соразмерять ее части; развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой; продолжать учить анализ процесса работы.
Материал: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей (кисточка), салфетка.
Ход работы. На столе у воспитателя расположены готовые игрушки-бабочки разных цветов и размеров. Взрослый вместе с детьми определяют, в чем их сходство (в структуре) и различие (в деталях).
На следующем этапе детей продолжают учить анализировать последовательность изготовления игрушки: для туловища используют желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берут маленькие (для нижних) и большие (для верхних) листья любого дерева, что даст возможность сделать крылья бабочек различной формы и окраски. При этом важно научить детей соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев).
Листья-крылья плотно сжимают у основания и присоединяют к туловищу, для чего на боковые края желудя (места соединения крыльев с туловищем) накладывают тонкий слой пластилина или клея. Головку бабочки делают из свежего плода шиповника. В него вставляют усики из веточек или тонкой проволоки и соединяют с туловищем. Воспитатель обращает внимание детей на то, что, если для крыльев бабочки подобрать листья с разных деревьев, бабочки получатся разные.
В конце занятия воспитатель и дети оценивают игрушки. Все поделки можно объединить в коллективную работу под названием «Хоровод бабочек» или «Танец бабочек» и поместить на выставку «Это мы делаем сами»,
Уж (рис. 15)
Цель. Познакомить детей с рабочим инструментом — шилом, с особенностями его использования и техникой безопасности; побуждать к активному участию в анализе образца игрушки и последовательности ее изготовления; учить пользоваться новым приемом соединения деталей — проволокой; развивать у детей интерес к самостоятельному созданию игрушек; использовать оценку детских работ, как средство обучения.
Материал и инструменты: плюски желудей, желудь, проволока, пластилин, шило, деревянная дощечка, карандаш.
Ход работы. Воспитатель показывает детям двух игрушечных ужей: большого и маленького. Предлагает рассмотреть, из какого материала изготовлены поделки, и подумать, как можно их смастерить. Взрослый обращает внимание ребят на важность правильного подбора плюсок желудей (от маленьких до больших).
Затем воспитатель предлагает сначала сделать маленького игрушечного ужа, а дома с родителями можно будет смастерить большую игрушку, потому что ребята уже будут знать приемы работы. Вместе с детьми уточняет способ, последовательность изготовления поделки. Затем объясняет детям, что плюски соединяют между собой проволокой, но для этого в центре плюсок нужно сделать отверстия. Эти отверстия прокалывают специальным инструментом — шилом. Знакомит с внешним видом инструмента, принципом его работы, техникой безопасности, показывает прием работы шилом: плюску желудя кладут основанием на деревянную дощечку и придерживают кончиками пальцев левой руки ее края, правой рукой берут шило, острие наставляют на «дно» плюски и медленно, не спеша, покачивая рукой влево и вправо, слегка надавливая на шило, прокалывают отверстие.
Головой ужа служит маленький желудь. Нанизанные на проволоку плюски желудя плотно прикрепляют проволокой к желудю-голове. Чтобы голова лучше держалась, две последние чашечки наполняют пластилином и плотно прижимают друг к другу. Глаза ужу рисуют карандашом.
После уточнения последовательности выполнения игрушки и способа ее изготовления приступают к работе. Сначала готовят материал, делают в плюсках проколы шилом. Воспитатель постоянно находится рядом с детьми, помогает им, напоминает о правилах техники безопасности, о том, что, работая с шилом, нужно пользоваться деревянной дощечкой, поощряет правильные действия с инструментами.
Когда поделки будут готовы, воспитатель предлагает детям оценить их, отметить тех ребят, у кого игрушки особенно удались; спрашивает, с каким новым инструментом они познакомились сегодня.
Козлик (рис. 16)
Цель. Познакомить детей с новым природным материалом — шиповником, рассказать о его свойствах и способе использования в работе над игрушкой; закрепить навыки мыслительного анализа последовательности изготовления поделки и практического выполнения задания; воспитывать внимательность в работе, способствовать формированию действий пооперационного контроля.
Материал и инструменты: плоды шиповника, крылатки клена или ясеня, заостренные веточки деревьев и палочки, семена яблока, пластилин или клей, кисточка.
Ход работы. Занятие начинается с рассматривания природного материала, знакомства с его характерными особенностями. Затем воспитатель сообщает детям, что из шиповника, крылаток и другого материала они будут делать новую игрушку — козлика. Он показывает готовую игрушку, и все вместе анализируют сначала структуру, а затем последовательность изготовления поделки, при этом взрослый побуждает детей самостоятельно осмысливать порядок действий.
Изготовление козлика начинают с туловища, для чего два крупных плода шиповника (лучше использовать свежие и спелые плоды) соединяют, насадив их на маленькую заостренную палочку плотно друг к другу. Затем в туловище вставляют заостренным концом четыре параллельно расположенные веточки — это ноги (по две веточки в каждую ягоду). Хвост козлика можно также сделать из веточки. Для головы берут плод небольшого размера, к ней присоединяют две маленькие крылатки ясеня (или дуба) — будут уши, после чего голову соединяют с туловищем с помощью палочки. Голове козлика можно придать желаемый наклон; глаза делают из семян яблока, а рогами служат две маленькие палочки, вставленные в голову между ушами-крылатками (можно в качестве ног, рогов и хвоста использовать также хвою сосны или крылатки клена, ясеня). Для более прочного присоединения ног, рожек, ушей места соединения желательно предварительно смазать тонким слоем клея или использовать пластилин.
Воспитатель помогает детям соблюдать правильную последовательность изготовления игрушки. После завершения работы проводятся анализ и оценка результатов.
На рисунке показано изготовление козлика из каштана и желудя. В данном случае в работе понадобится шило. Тогда в цель занятия следует обязательно внести задачу по закреплению навыков работы с шилом. В ходе труда этот этап работы осуществляется совместно.
Котенок (рис. 17)
Цель. Продолжать учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; закреплять навык работы с шилом, умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения; формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.
Материал и инструменты: плоды шиповника, спички без головок или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, шило.Ход работы. Воспитатель загадывает детям загадку о котенке, после этого приносит готовую игрушку и предлагает рассмотреть ее, выделить части, из которых она сделана. Затем показывает последовательность действий по изготовлению игрушки и просит запомнить ее. Для головы надо взять плод шиповника и насадить его на маленькую тонкую веточку или половинку спички, очищенной от серы. Шилом обвести глаза, усы сделать из сосновой хвои, а из двух острых чешуек еловой шишки — уши.
Для туловища котенка можно использовать два крупных плода шиповника, плотно соединив их друг с другом с помощью спички. Ноги и хвостик сделать из половинок спичек, концы которых покрасить черной краской: это подушечки лапок и кончик хвоста котенка.
При изготовлении этой игрушки шило используют минимально.
Свежие плоды шиповника мягкие, и их легко накалывают на веточки или спички. Но если будут использоваться подсохшие плоды, то без шила не обойтись. Перед началом работы с шилом воспитатель напоминает детям правила техники безопасности: все операции с шилом нужно производить на столе, при этом плод шиповника придерживать большим и указательным пальцами левой руки. Шило держать в правой руке и вводить его в плод медленно, не спеша, покачивая влево и вправо.
После анализа образца дети приступают к самостоятельному изготовлению игрушек, воспитатель контролирует работу каждого ребенка, помогает накалывать отверстия шилом.
Готовые игрушки он выставляет на свой стол, чтобы дети могли увидеть все работы, дать им оценку. В конце занятия оставшийся природный материал и инструменты убирают на место. Все вместе отмечают тех детей, кто бережно и экономно использовал материал.
Птицы (рис. 18)
Цель. Формировать у детей умение трудиться сообща над одной темой, выполняя при этом конкретное задание; познакомить с новым типом образца — рисунком поделки, научить на основе его анализа устанавливать последовательность работы; продолжать учить работать с шилом; воспитывать у детей чувство коллективизма, доброжелательные отношения, любовь к живой природе.
Материал и инструменты: плоды шиповника, крылатки клена, палочки, чашечки желудя, клей, пластилин, шило, кисточка.
Ход работы. На панно у стола воспитателя изображена кормушка с птицами. Воспитатель спрашивает, почему птицы погибают зимой, зачем делают кормушки. Затем сообщает, что сейчас дети будут делать игрушечных птиц. На учебной доске прикрепляет рисунок будущей игрушки. Ребята рассматривают рисунок-образец и уточняют части игрушки, ее детали, характерные особенности, определяют природный материал для изготовления поделки (материал разложен на столах). Затем педагог предлагает подумать, как такую игрушку можно сделать, просит рассказать, в какой последовательности вести работу.
Для туловища выбирают крупный плод шиповника (лучше брать зрелый и свежий плод, а если использовать сухой, то нужно, чтобы он был с гладкой поверхностью). Плод очищают от сухой травки и, проколов шилом отверстия, накалывают на две веточки одинакового размера. Получилось туловище и ноги будущей птицы. Затем на тонкую веточку или спичку накалывают шиповник меньшего размера — это голова и шея птицы. Маленькая палочка — клюв, для глаз прокалывают заостренной веточкой небольшие отверстия, в которые вставляют семена яблока, предварительно смазав их клеем или нанеся тонкий слой пластилина. Голову птицы соединяют с туловищем с помощью палочки-шеи. Вместо лапок делают подставку из плюски желудя, которую для устойчивости набивают пластилином. Для крыльев и хвоста используют крылатки клена, которые втыкают в туловище — плод шиповника (сбоку и сзади). Воспитатель обращает внимание детей на то, что если по-разному расположить крылатки в хвосте и на крыльях, придать голове разный наклон и изменить положение ног, то получатся разные птицы.
Изготовление игрушки воспитателем на глазах у детей с подробным анализом способствует запоминанию последовательности работы.
После этого дети приступают к изготовлению поделок. Воспитатель следит за соблюдением установленной последовательности, помогает работать шилом, напоминает правила техники безопасности. Дружная работа, стремление детей помочь друг другу поощряются педагогом.
Но вот поделки готовы. Воспитатель предлагает расположить игрушки на заранее подготовленном панно, отмечает, что благодаря дружному труду панно получилось красивое.
Ослик (рис. 19)
Цель. Познакомить детей с новым природным материалом — земляным орехом; учить использовать его в сочетании с другими природными материалами для изготовления игрушек; закрепить умение пользоваться рисунком игрушки в качестве образца; формировать умение работать с шилом; объективно оценивать результаты работы; воспитывать интерес к работе с природным материалом.
Материал и инструменты: желудь, земляной орех, веточки (или спички), пластилин (или клей), краски, шило, нож (для воспитателя), деревянная дощечка, кисточка.
Подготовка к работе. Воспитатель до занятия заостряет веточки (или спички) с одного конца для изготовления ног, шеи и хвоста ослика и раскладывает их на столах вместе с другими материалами.
Ход работы. Вначале педагог знакомит детей с новым для них природным материалом — земляным орехом, сообщает, что это за растение, почему плоды называются земляным орехом, демонстрирует свойства материала. Затем показывает рисунок игрушки-ослика, просит рассмотреть его и сказать, из какого материала сделана игрушка, какие части, детали можно выделить. После анализа образца воспитатель просит их установить последовательность действий при создании игрушки. Определяют, как надо работать: для изготовления головы нужно взять небольшой земляной орех, с одного конца которого снизу шилом сделать прокол для шеи, а с другого конца сверху — два прокола для ушей. Для туловища потребуется крупный желудь, но прежде надо отделить от него чашечку (плюску), затем в туловище сделать шесть проколов — в местах присоединения ног, шеи и хвоста. Голову ослика соединяют с туловищем при помощи небольшой веточки (2–3 см), предварительно заостренной с обоих концов. Шею-веточку вставляют в проколы, предназначенные для нее, в желуде и орехе (места соединения предварительно смазывают клеем).
Для ног ослика нужно приготовить четыре маленькие веточки или четыре половинки спичек, заострить их с одного конца и плотно вставить в проколы желудя. Можно использовать также изогнутые веточки, — тогда создается впечатление, что ноги ослика согнуты. Копыта делают из плюсок желудя, предварительно заполнив их пластилином, что придает игрушке большую устойчивость.
Далее на голове ослика нужно сделать проколы и вставить две маленькие веточки — это уши, а в конце туловища — короткую веточку — хвост. Мордочку ослику можно нарисовать.
Рассмотрев таким образом последовательность изготовления игрушки, дети приступают к своим поделкам. Воспитатель сообщает, что ослика можно сделать и из одного вида материала — либо из желудя, либо из земляного ореха.
Готовые работы выставляют на панно, и дети под руководством воспитателя продолжают учиться объективно оценивать свои поделки и работу сверстников.
Поделки из природного материала. Занятие 1
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
осенью
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери
школ.
Что за месяц к нам
пришёл?
сентябрь
Всё мрачней лицо
природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи
голоса,
Мишка в спячку
завалился.
Что за месяц к нам
явился?
октябрь
Поле чёрно-белым
стало:
Падает то дождь, то
снег.
А ещё похолодало
—
Льдом сковало
воды рек.
Мёрзнет в поле
озимь ржи.
Что за месяц,
подскажи?
ноябрь
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
дождь
Висит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет.
лист
Она под осень умирает,
И вновь весною оживает,
Коровам без неё – беда,
она их главная еда.
трава
Осень в гости к
нам пришла
И с собою
принесла…
Что? Скажите
наугад! Ну,
конечно…
листопад
Шишки и хвоя
Плоды хвойных деревьев — шишки —
прекрасный материал для объемных
игрушек и занимательных поделок. По
форме они напоминают части туловища
животных, человека. Для изготовления
поделок лучше использовать
нераскрывшиеся шишки, так как с ними
легче работать.
Собирать шишки желательно на влажной
почве, чтобы они медленнее высыхали и
дольше сохраняли форму. После сбора их
нужно отсортировать по виду, форме и
величине и разложить в отдельные коробки.
Хвоя. Для поделки игрушек,
например ежа, лапок паука и
коготков кошки, усиков бабочки,
юбочки для куклы, подойдут
хвойные иголки. Их можно
собирать в любое время года.
Хвоинок бывает много в тех
местах, где растут сосны, ели,
кедры. Хранить их можно в
коробочках. В работе лучше
использовать зеленую хвою.
Орехи и каштаны
При изготовлении игрушек можно
использовать лесные, грецкие,
земляные и кедровые орехи,
фисташки.
Лесные орехи используют в качестве
материала для изготовления головок
игрушечных человечков (например,
«веселый человечек»), животных
(голова петушка, зайца и т. д.).
Кедровые орехи могут пригодиться
как дополнительный материал при
изготовлении лапок зверьков,
кулачков лесных человечков; они
легко прокалываются шилом, хорошо
склеиваются.
Скорлупа грецких орехов (в виде
половинок) используется для поделки
лодочек, тележек, черепах, жуков и
т. п. Обе половинки скорлупы
пригодны для изготовления,
например, головы Деда-мороза.
Плоды каштана являются хорошим
материалом для изготовления
простейших игрушек. Они имеют
красивую блестящую поверхность и
ярко-коричневую окраску. Оболочка
свежего каштана тонкая, легко
прокалывается шилом. Целые плоды
каштана можно использовать для
изготовления головы и туловища
кукол. Хранить каштаны желательно
в прохладном месте.
Жёлуди
Плоды дуба — желуди бывают разной
формы и величины. С одного конца они
окружены сильно разросшейся
чашечкой — плюской. Желуди
созревают осенью, в сентябре —
октябре. Их рекомендуется собирать,
когда они созрели и падают с дерева.
Одновременно с желудями собирают и
их чашечки (плюски), на которых они
держатся. Плюски очень хороший
материал в дополнение к желудю, их
часто используют для различных
поделок. Желуди следует собирать
разные по размеру и форме. Для
изготовления игрушек желательно
использовать свежие желуди, так как
они дольше сохраняются и с ними легче
работать (высохшие желуди легко
раскалываются при обработке).
Желуди очень удобны для изготовления
фигурок забавных человечков, животных,
различных деталей к игрушкам из
другого природного материала. Из
продолговатых желудей делают жирафа,
цаплю, лошадку, ослика, причем
туловище можно смастерить из большого
продолговатого желудя, а головку — из
маленького, круглого. При изготовлении
забавных человечков плюски можно
использовать в качестве шапочек для них.
Желуди хранят в прохладном и влажном
месте.
Ветки и корни
Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей
поделки: рук, ног, шеи и т. д. С этой целью лучше использовать ветки сосны,
ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.
Сбор веток — работа, требующая времени, терпения, аккуратности. При этом
необходимо постоянно помнить, что деревья нужно беречь и для игрушек
собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.
Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими
причудливыми формами напоминают различных животных или части их тела.
Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной
влажностью.
Листья
Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются
листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный
лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья
можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников
рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше
осенью, когда они особенно красивы.
Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо
правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между
бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно
переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз.
При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями,
время от времени следует менять.
Семена
Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть
семена деревьев, цветов, овощей, например, семена клена, ясеня. Они
известны как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для
зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для
космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха можно
смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью.
Шиповник, рябина
Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов
шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является
доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко
накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала
несложная.
Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко
прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками.
Для хранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твердеют и
теряют форму.
Из плодов шиповника и ягод рябины можно сделать различные игрушки:
гномиков и маленьких человечков, собачек и котят, ослика, яркие бусы и др.
Дополнительные материалы
• Бумага.
• Фольга. Употребляется для украшения поделок, переплетов.
• Пластилин. Этот материал применяется для скрепления частей
игрушек.
• Проволока является необходимым материалом для скрепления частей
игрушки.
• Нитки.
• Клей ПВА.
• Цветные лоскуты — обрезки различных тканей — также пригодятся
для оформления поделок.
Инструменты
• Шило.
• Ножницы.
• Иголка нужна крупная швейная, ее необходимо хранить на маленькой
салфетке либо в игольнице со вдетой в нее ниткой.
• Карандаш простой.
• Краски необходимы для оформления отдельных деталей игрушки.
• Кисточки (мягкая для рисования, более жесткая для клея).
• Стека — инструмент, применяемый в процессе лепки из глины или
пластилина (для обработки поверхности изделия).
• Щипчики желательно маникюрные или со сведенной перекрученной
передней частью. Они используются для закручивания проволочки
при изготовлении игрушек из соломы, мочала и других материалов.
На каких деревьях растут семена вертолета?
Чарли Меллор
Контент-менеджер
В Великобритании четыре разных дерева производят «вертолетные семена»: клен полевой, ясень, платан и клен остролистный. Термин был придуман на основе того, как семена падают по спирали в воздухе, когда падают с дерева. Узнайте, где и когда их найти и как отличить друг от друга.
Знаете ли вы?
Другие прозвища этих крылатых семян включают прялка Дженни, вихрь, вертлявая птица и крылатый орех. В ботаническом мире они известны как самары.
С каких деревьев они произошли?
Платан
Внешний вид семян: симметричные V-образные крылья с закругленными концами, которые сужаются к семенам. Семена 5-10 мм в диаметре, крылья 20-40 мм в длину. Они имеют более узкую V-образную форму, чем семена клена полевого и остролистного.
Где найти: платан – широколиственное дерево, широко распространенное в лесах после того, как оно было завезено в Великобританию в 17 веке.
Когда найти: семена обычно становятся коричневыми и осенью падают с дерева.
Семена платана обычно имеют более узкую V-образную форму, чем другие крылатые семена.
Кредит: Сильвен Кордье / naturepl.com
Ясень
Внешний вид семян: одно «крыло» шириной 5-8 мм и длиной 25-45 мм. Они висят вместе в связках и также известны как ключи.
Где найти: ясень произрастает в Великобритании и является доминирующим видом в ландшафте — найдите его в лесу, на улицах и в живых изгородях. Это третье по распространенности дерево в Великобритании, но это может измениться, поскольку его будущему угрожает смертельная болезнь отмирания ясеня.
Когда найти: Семена ясеня становятся коричневыми осенью и падают с дерева зимой и ранней весной.
Семена ясеня имеют только одно «крыло».
Авторы и права: Бен Ли / WTML
Клен полевой
Внешний вид семян: семена растут парами на почти горизонтальной линии. Они зеленые и могут иметь оттенок розового. Они, как правило, короче ясеня и платана, около 20 мм в длину.
Где найти: клен полевой – местное дерево, часто встречающееся в лесах, садах и живых изгородях на фермах.
Когда найти: ищите семена полевого клена на земле осенью.
Пары семян клена полевого растут почти горизонтально.
Авторы и права: Бен Ли / WTML
Клен остролистный
Внешний вид семян: Семена клена остролистного растут парами под более широким углом, чем клен явор, но уже, чем у клена полевого. Они больше, чем другие семена вертолета, примерно на 10–15 мм в ширину с крыльями длиной 30–50 мм.
Где найти: это неместное дерево часто встречается как уличное дерево, а также в парках и садах.
Когда найти: Семена клена остролистного опадают осенью.
Семена клена остролистного обычно крупнее, чем у сикомора, ясеня и полевого клена.
Фото: Tim Gainey / Alamy Stock Photo
Почему семена вертолета важны?
Разносимые ветром своими бумажными крыльями, семена могут лететь дальше, чем если бы они упали прямо на землю. Это означает, что у новых семян больше места и больше шансов вырасти в новое дерево.
Они также являются ценным источником пищи для диких животных, включая мелких млекопитающих и птиц, таких как снегирь.
Эти семена важны и для науки. В 2011 году New Scientist сообщил, что семена вертолета, похожие на пепел, вдохновили на попытку построить вертолет с одной лопастью! Некоторые модели вертолетов теперь летают на одной лопасти, хотя они и не вращаются в воздухе, как семена.
Посещение леса
Отправляйтесь на прогулку
Первозданные пейзажи, спутанные ветки, захватывающая дух дикая природа и километры лесных троп. От сельской местности до городов, мы заботимся о тысячах лесов по всей Великобритании, и все они бесплатны для посещения.
Найдите лес рядом с вами
Узнайте больше о семенах
Блог
Идентификация семян деревьев: семь распространенных в Великобритании семян деревьев
Луиза Тейлор • 27 ноября 2017 г.
Блог
Распространение семян: 5 способов, которыми деревья распространяют свои семена
Эми Льюис • 23 августа 2019 г.
Блог
В чем разница между орехами и семенами?
Чарли Меллор • 29 августа 2019 г.
Блог
Что такое банк семян, как он работает и почему он важен?
Ребекка Гослинг • 02 декабря 2020 г.
Блог
Жизненный цикл дерева: как растут деревья
Рэйчел Хоскинс • 24 июня 2019 г.
11 видов деревьев с семенами вертолета (самарские плоды)
Красный клен, крылатый вяз, небесное дерево и др.
От
Сиенна Хит
Сиенна Хит
Сиенна Мэй Хит — эксперт по садоводству с более чем пятилетним опытом работы в области садоводства и ландшафтного дизайна. Она выращивает себе еду и цветы в своей родной Зоне 6B. Сиенна Мэй ведет блог The Quarantined Gardener и призывает жителей долины Лихай развивать сады победы для устойчивого образа жизни в саду. Ее работы были представлены в The Weeder’s Digest, Gardening Know How, GrowIt и других изданиях.
Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс
Обновлено 06.04.22
Рассмотрено
Джули Томпсон-Адольф
Рассмотрено Джули Томпсон-Адольф
Джули Томпсон-Адольф — мастер-садовник и писатель. У нее более 30 лет опыта круглогодичного органического садоводства; запуск и сохранение семян; выращивание семейных реликвий, многолетников и однолетников; и устойчивое и городское сельское хозяйство.
Узнайте больше о The Spruce’s Наблюдательный совет
Факт проверен
Сара Скотт
Факт проверен Сара Скотт
Сара Скотт — специалист по проверке фактов и исследователь, работавшая в сфере индивидуального строительства домов в сфере продаж, маркетинга и дизайна.
Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс
Ель / Евгения Власова
Самарские плоды, также известные как семена вертолета, любимы многими игривыми садоводами и любителями природы. Эти бумажные крылатые семена могут стать хорошими игрушками и закусками. Самара — это тип сухофрукта, а не мясистый фрукт, такой как яблоко или вишня. Семена окружены бумажным крылом, которое, когда дует ветер, уносит семена дальше, чем семена большинства других фруктов.
Один из известных видов самара — это двукрылый, встречающийся на кленах ( Acer spp. ). Ясени ( Fraxinus spp. ) производят самару с одним удлиненным крылом. Вязы ( Ulmus spp. ) производят самары, семена которых расположены в центре бумажного круга. Вот 11 деревьев и кустарников, которые производят семена вертолета.
01 из 11
Wlad74 / iStock / Getty Images Plus
Красный клен ( Acer rubrum ) — местное дерево в восточной и северо-центральной части США, которое растет быстрее, чем остролистный или сахарный клен, но намного медленнее, чем серебристый клен.
Распространяясь от 30 до 50 футов в ширину, он вырастает от 40 до 70 футов в высоту с округло-овальной кроной. Красные клены выбирают за их потрясающую ярко-красную, а иногда и оранжевую или желтую осеннюю листву. Цветы также обычно красные, иногда желтые, распускаются большими соцветиями с марта по апрель или раньше в более мягком климате. Листья темно-зеленые сверху и серо-зеленые снизу. Плоды самара появляются красноватого цвета, каждый из которых дает семена с двукрылым вертолетом.
- Зоны выращивания USDA: от 3 до 9
- Разновидности цвета: Красный, иногда желтый
- Воздействие солнца: Полное солнце или полутень
- Adaptive 9table Needs Soap 902:21 от песка до глины
02 из 11
Клен серебристый (Acer saccharinum)
Патрисия Тот МакКормик / Getty Images
Серебряный клен (Acer saccharinum) вырастает примерно на 2 фута или более в год, достигая от 50 до 80 футов в высоту в зависимости от местоположения и от 40 до 60 футов в ширину.
Хотя они умеренно засухоустойчивы, серебристые клены особенно популярны благодаря своей способности жить в стоячей воде в течение длительного периода времени. Часто высаживаемые вдоль берегов рек или по краям других водотоков для борьбы с эрозией, эти деревья могут выдерживать высокий уровень воды весной и отступление воды в середине лета. Ранней весной распускаются кисти зеленовато-желтых или красных цветов. Их крылатые пары семян появляются в изобилии и быстро опадают и прорастают в любой открытой почве.
- Зоны выращивания США: 3–
- Цвет Цвета: Красный, желтый и зеленый
- Солнце. Воздействие: Full Sun to Part
- .
03 из 11
Клен остролистный/Клен арлекин (Acer platanoides)
ЭрикАгар / iStock / Getty Images Plus
Клен остролистный (Acer platanoides) также известен как клен арлекин. Этот неместный вид является инвазивным видом, легко распространяющимся семенами в естественные леса.
Он похож на местный сахарный клен, но распространяется быстрее и более агрессивно из-за своей способности переносить тень. Это большое лиственное дерево, достигающее 60 футов в высоту, создает плотный полог, который крадет свет у местных кленов. Цветки, распускающиеся в мае, представляют собой прямостоячие желтовато-зеленые кисти с плоской верхушкой и зелеными листьями. Зеленая листва осенью становится желтой.
- USDA Зоны растущей
Предупреждение
Клен остролистный является инвазивным видом, который представляет угрозу для других кленов.
04 из 11
Ель / Евгения Власова
Японский клен, любимый за его красивую листву (Acer palmatum) дает листья с пятью-девятью отчетливыми пальчатыми долями. В зависимости от сорта они могут быть зелеными или красными. Листья осенью становятся ярко-красными, оранжевыми, желтыми или фиолетовыми. Некоторые разновидности имеют широкие лопасти, в то время как другие более мелко рассечены и выглядят кружевными.
Цветы японского клена маленькие, красного или пурпурного цвета, уступая место самарским плодам длиной в полдюйма. Средний размер этого дерева составляет от 15 до 25 футов в высоту и ширину. Форма обычно круглая, в то время как некоторые разновидности имеют форму плача.
- Зоны выращивания США: 5–8
- Цветовые сорта: Красный, оранжевый, желтый или фиолетовый
- Солнце. осушенный, слегка кислый
05 из 11
Вяз крылатый (Ulmus alata)
Тамара Хардинг / iStock / Getty Images Plus
Вяз крылатый ( Ulmus alata ) – еще одно лиственное дерево, уступающее место самарасу. Дерево относительно небольшое, достигает скромной высоты от 40 до 60 футов. Ветви изгибаются вверх, создавая привлекательную округлую крону на открытых участках, а в лесу дерево становится выше и прямее. Кора от красно-коричневой до пепельно-серой (последняя на фото выше). Листья двоякозубчатые мелкие, овальные, темно-зеленого цвета с более светлой опушенной нижней стороной.
Осенью они желтеют, а в конце зимы образуют небольшие соцветия красного цвета. Самары уплощены с опушенными краями.
- USDA Зоны растущей или рок
06 из 11
Зрелые семена, дающие самарыВайсшр / iStock / Getty Images Plus
Хмель обыкновенный ( Ptelea trifoliata ) иногда считается кустарником, так как его высота и ширина составляют всего 15-20 футов. Плотный и округлый, он хорошо растет в качестве цветущей живой изгороди. Темно-зеленые листья блестящие, длиной от двух до пяти дюймов, осенью становятся зеленовато-желтыми. Ароматные цветы распускаются поздней весной в виде крошечных зеленовато-белых соцветий. С конца лета и до конца зимы семена созревают и производят самары.
- USDA Зоны растущей
07 из 11
Whiteway / iStock / Getty Images Plus
Небесное дерево (Ailanthus altissima) — инвазивное дерево и ядовитый сорняк в Пенсильвании и других частях США.
Быстро вырастая в большое дерево, оно может достигать значительной высоты 80 футов и распространяется до 6 футов в диаметре. Его молодая кора гладкая, коричнево-зеленая, от светло-коричневой до серой. Один лист имеет размеры от 1 до 4 футов и может включать от 10 до 40 листочков. Хотя есть отдельные мужские и женские деревья, существуют прекрасные цветы, цветущие в начале лета. При растирании листья и все части растения издают неприятный запах. Женские деревья производят семена, называемые «скрученными самарасами», в гроздьях, которые созревают до красновато-коричневого цвета в сентябре или октябре. Эти самары длиной от 1 до 2 дюймов могут висеть на дереве всю зиму. Небесное дерево представлено в Дерево растет в Бруклине , Бетти Смит (1943), чтобы отразить стойкость главного героя.
- USDA Зоны растущей
08 из 11
Янош_Немеш / iStock / Getty Images Plus
Тюльпановое дерево ( Liriodendron tulipifera) назван в честь цветов и листьев, напоминающих тюльпаны.
Листья ярко-зеленые, осенью становятся золотисто-желтыми. В то время как листья имеют длину и ширину от 4 до 8 дюймов, цветы достигают длины от 2 до 3 дюймов. Лепестки желто-зеленые на цветках с оранжевым центром, цветение с мая по июнь. Несмотря на то, что цветы могут не появляться в течение первых 15 лет жизни дерева, Liriodendron tulipifera может быстро вырасти в большое тенистое дерево, достигающее 100 футов в высоту и 40 футов в ширину. Ежегодно появляются плоды в виде конических гроздей самар.
- USDA Зоны: 4-
- Цвет Цвета: Желто-зеленый с оранжевым центром
- Солнце. осушенный; непереносимость соли
09 из 11
Дерево Типу (Tipuana tipu)
JohnnyWalker61 / iStock / Getty Images Plus
Дерево типу (Tipuana tipu) — цветущее бобовое дерево среднего размера. Растущее как тенистое дерево в более теплых частях мира, например, в его родной Боливии, оно используется в качестве цветущего акцентного дерева или ландшафтного образца в США.
У дерева один ствол, и оно образует раскидистую крону. В идеальных условиях он вырастает до 50 футов в высоту и ширину. Великолепные желтые или оранжевые цветы расползаются по кроне дерева летом, превращаясь в плоды типу, большие коричневые стручки с семенами, напоминающие те же самары, которые так часто можно увидеть на деревьях, произрастающих в Северной Америке.
- USDA Зоны растущей
10 из 11
Акчамчук / iStock / Getty Images Plus
Ясень зеленый (Fraxinum pennsylvanica) , один из наиболее распространенных видов ясеня, приспосабливается к различным почвенным условиям. Он устойчив к загрязнению и соли в городских районах и может вырасти до 70 футов в высоту и 45 футов в ширину. Серо-коричневая кора образует ромбовидный рисунок. Средне-зеленые листья, каждая из которых включает от пяти до девяти листочков, осенью приобретают оттенки желтого. Цветет с апреля по май, после появления листвы на отдельных деревьях появляются гроздья пурпурных мужских и женских цветков.
Оплодотворенные женские деревья дают обильные осенние урожаи поникших гроздей крылатых самар, каждая до двух дюймов в длину, иногда висящих всю зиму. Эти женские деревья способны довольно свободно самосевиться. Следите за бурильщиками изумрудного ясеня, которые угрожают ясеням.
- USDA Зоны растущей
11 из 11
Ясень бархатный (Fraxinus velutina)
ДжоСон / Getty Images
Ясень бархатный (Fraxinus velutina) — еще один вид ясеня. Быстрорастущий, листопадный и родом из Северной Америки, он широко выращивается в Калифорнии и некоторых частях запада, таких как Техас. Он достигает до 50 футов в высоту и 60 футов в ширину. Весенние цветы зеленые и неброские, из них получаются эффектные самарские плоды. Листья длиной от трех до шести дюймов разделены на несколько листочков. Осенью листва становится ярко-желтой.
- USDA Зоны: 7–8
- Цвет Цвет: Зеленый
- Солнце.