Экология в школе: Экологическое просвещение в школах: как устроено и кто за него отвечает

Содержание

Экологическое просвещение в школах: как устроено и кто за него отвечает

Тренды

Телеканал

Pro

Инвестиции

Мероприятия

РБК+

Новая экономика

Тренды

Недвижимость

Спорт

Стиль

Национальные проекты

Город

Крипто

Дискуссионный клуб

Исследования

Кредитные рейтинги

Франшизы

Газета

Спецпроекты СПб

Конференции СПб

Спецпроекты

Проверка контрагентов

РБК Библиотека

Подкасты

ESG-индекс

Политика

Экономика

Бизнес

Технологии и медиа

Финансы

РБК КомпанииРБК Life

РБК Тренды

Фото: Shutterstock

Мусорные свалки, пластиковое загрязнение, изменение климата — все эти проблемы говорят о необходимости экопросвещения. В Европе экокультуру начинают прививать с детского сада. Как с этим обстоят дела в нашей стране?

1

Кто регулирует экологическое просвещение?

Понятие экологического образования и просвещения в России закреплено в нескольких официальных документах. В «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования» есть пункт о формировании основ экологической культуры у школьников.

Экологическая культура, развитие экологического образования и воспитания прописаны в распоряжении Правительства от 2012 года «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года». Экологическое просвещение декларируется и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ. Им должны заниматься, помимо образовательных учреждений, также СМИ, местное самоуправление и учреждения культуры.

Все эти нормы носят скорее рекомендательный характер, поэтому в российских школах не сложилась устойчивая практика экологического образования. Ожидается, что экологическая культура у школьников формируется через смежные с экологией предметы или внеклассную деятельность.

2

Как на самом деле выглядит экопросвещение в школах

Сейчас школы могут вводить курс экологии по своему усмотрению, так как по тому же образовательному стандарту экология – интегрированный предмет, то есть, не обязательный, а дополнительный. В России нет единой государственной политики в этой сфере. Впрочем, и общественный запрос на экологическое образование пока остается на довольно низком уровне.

Зачастую основы экопросвещения фрагментарно даются на предметах вроде биологии, географии или окружающего мира. Экологическим проблемам может уделяться пара глав в учебнике или вовсе несколько абзацев, поэтому учитель отводит на эту тему один-два урока. За это время у детей не успевает сформироваться системное и целостное представление о том, как человек влияет на природу.

3

Что изменилось за последний год?

На экологическое образование в школах сильно повлияла пандемия. Когда школьники ушли на удаленный формат обучения, отменились все экопросветительские мероприятия, а экоуроки отошли на второй план.

Сегодня экологическое просвещение школьников зависит во многом от инициативы отдельных учителей и директоров. Если в школе появляется предмет «экология», то он будет лишь дисциплиной по выбору. Но чтобы появилась такая возможность, учитель должен проявить личное желание и приложить усилия.

Это подтверждает Мария Можаева, учитель биологии «Хорошевской» школы в Москве. По ее словам, экопросвещение в школе зачастую является дополнительной нагрузкой, поэтому за него берутся лишь учителя-энтузиасты.

В самой школе экологическое воспитание проводят как на смежных уроках, так и через проектно-исследовательскую деятельность, например, изучение загрязнения окружающей среды около школы. Учителя организовывают экскурсии в зоопарк и ботанические сады. Они также вместе с учениками ездят на Белое море и на Кавказ. В здании школы стоят контейнеры для раздельного сбора отходов, а каждый год школьники собирают пожертвования на охрану редких видов животных во время рождественской ярмарки.

4

Роль НКО в экопросвещении

Большую роль в экообразовании среди школьников играют некоммерческие организации. Чтобы облегчить для учителей подготовку к урокам по экопросвещению, движение «ЭКА» в 2014 году запустило проект «Экокласс». Его задача в том, чтобы дать педагогам уже готовые методические материалы: тесты, конкурсы, квесты, видеоролики, плакаты и презентации. Всю информацию учителя получаются бесплатно, имеется разбивка по разным возрастам и темам. Сейчас на портале более 35 интерактивных уроков, которыми воспользовались 90 тыс. учителей по всей России.

По ее словам, сейчас важно готовить учителей и методики преподавания не только по смежным с экологией предметам, но также распространять экологическое просвещение на другие дисциплины. Необходимо выработать систему образования для устойчивого развития, а не относится к экологии только как к части биологии.

Это может стать альтернативой обязательному предмету по экологии. Такой подход применяют в некоторых странах Европы. Он формирует у школьников экологическую ответственность и метанавык экологического мышления, который помогает понять, что в мире все взаимосвязано, и позволяет воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы.

5

Как не запугать, а заинтересовать детей

Свои экоуроки предлагают другие некоммерческие организации, например, правовой экологический центр «Беллона», который занимается экопросвещением в школах Санкт-Петербурга. Чаще всего к организаторам обращаются сами учителя. Благодаря волонтерам удается охватить значительное количество школ.

«Беллона» проводит уроки общей экологической направленности на русском и английском языках, например, про пищевые отходы или экологизацию праздников. Также есть уроки о местных проблемах — экология Финского залива и Ладожского озера. В 2018 году «Беллона» впервые организовала Всероссийский экологический конкурс просветительских проектов «ЭкоПросвет». Участники присылают на конкурс свои разработки как отдельных экоуроков, так и программ, рассчитанных на несколько лет.

Экологическим образованием занимается множество других экологических организаций. Так, «Гринпис» предоставляет учителям сценарии занятий, мультфильмы, игры, плакаты, памятки и раскраски по теме предотвращения лесных пожаров. Экокультуру прививает Русское географическое общество, волонтеры которого проводят уроки в школах и на мероприятиях. К просвещению также подключаются национальные парки и заповедники, городские парки и библиотеки.

6

Федеральный проект по экопросвещению

Разговоры о возвращении экологии в качестве обязательного предмета в школы идут не первый год. В 2018 году депутаты комитета Госдумы по экологии и окружающей среде уже обсуждали внесение изменений в закон об образовании. Общественная рабочая группа при Минприроды выступила за обязательное введение дисциплины по экологии и отдельного ЕГЭ.

Летом 2020 года вице-премьер Виктория Абрамченко рассказала, что в нацпроекте «Экология» появится новый федеральный проект по экологическому просвещению. Позже это подтвердил и глава Минприроды Александр Козлов. Пока до конца неясно, как именно он будет выглядеть. Остается открытым вопрос о том, кто будет отвечать за федеральный проект.

Само движение «ЭКА» предложило свои рекомендации по тому, как сформировать государственную систему непрерывного экологического образования. Например, туда входят обязательный курс по основам устойчивого развития для студентов всех специальностей в средне специальных и высших учебных заведениях, обучение детей в контакте с природой, начиная с детского сада, и другое.

Обновлено 21.01.2021

Как преподается экология в школах России и почему важно поддерживать экопросветительские проекты

Экологическую осознанность эффективнее всего воспитывать с детства – именно в это время человек учится тому, как необходимо грамотно взаимодействовать с окружающей средой. Системное представление об экологии может дать обучение в рамках школьной программы. Как в России обстоит дело с экологическим просвещением школьников, какую программу можно предложить детям и как на этот процесс может повлиять новый закон о просветительской деятельности, разбираемся в данной статье.

Необходимо ли обучать экологии в школе? Как регулируется экологическое образование для школьников? Школьники должны получать экологические знания в процессе обучения. В доказательство можно привести законы и образовательные стандарты – на их основе и формируется программа образования. Так, в №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» – главном законе страны, который определяет основы политики в области охраны окружающей среды, указывается, что экологическое просвещение необходимо для воспитания бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов. В ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартах) есть Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для начальной и средней школы. В соответствии с ней в школе должны дать представление об основах экологической культуры и научить бережно относиться к природе.

Как внедряют экологию в школьное образование?

Экологическое мышление относится к метапредметным навыкам и требует обширного понимания устройства мира и происходящих в нем процессов. Однако, чтобы сформировать у детей системное представление, экология должна преподаваться единым курсом. В большинстве же российских школ экологические знания сегодня включаются в другие предметы, такие как «Окружающая среда», «Биология», «Обществознание», «Химия» и «География». Экология как отдельный предмет не относится к обязательным – в некоторых школах она дается на выбор в 10-11-х классах. Пример программы по курсу «Экология» можно посмотреть на сайте Российской электронной школы – в рамках него школьники узнают, например, об основах фундаментальной экологии и факторах устойчивого развития. Мотивировать школьников на самостоятельное изучение экологии помогает Всероссийская олимпиада школьников по экологии.

На ней ученики 9-11-х классов решают не только теоретические задания, но и готовят экологические проекты. Победа в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии дает право на поступление вне конкурса на естественно-научные направления в лучших российских вузах. Большую роль в формировании экологической культуры отводят внеклассной деятельности: дискуссиям и тематическим кружкам, а также экологическим мероприятиям и экскурсиям в природные места. Свой вклад вносят и «зеленые» проекты. Они не только помогают снизить экологический след школы, но и обучают детей ответственному поведению. Так, когда дети собирают крышечки в отдельный контейнер в классе или участвуют в акциях по сбору макулатуры, они могут начать сортировать отходы и дома, при этом подключая к процессу членов своей семьи. С практическим опытом подобных проектов в российских школах можно ознакомиться в методическом пособии проекта Экокласс.рф «Как сделать школу «зеленой».

Какой вклад вносят экопросветители?

Предметы из основной школьной программы преподаются в рамках официальной образовательной деятельности. На нее необходимо получать государственную лицензию – предметом проверки становится широкий перечень вопросов: от содержания образовательных программ до квалификации педагогов. Пока экология не вошла в перечень обязательных предметов, проводниками экологических знаний становятся некоммерческие организации. Они ведут просветительские проекты и предоставляют готовые актуальные материалы, которые учителя могут использовать на дополнительных занятиях или во время проведения внеурочных дискуссий. Одним из самых масштабных таких проектов является «Экокласс», где учитель может выбрать один из сорока интерактивных экологических уроков и провести его у себя в классе. Школьники также получают доступ к онлайн-урокам с видеоматериалами и интерактивными состязаниями, которые они могут пройти самостоятельно и по итогу получить памятный сертификат. Greenpeace также предоставляет материалы специально для работы со школьниками. Уроки разработаны в основном для школьников 5-8-х классов и с помощью игр и квизов знакомят учеников с темами углеродного следа, транспортного загрязнения воздуха и противопожарной безопасности.

Экологический центр «Заповедники» ведет проект Всероссийского заповедного урока. На сайте можно найти планы занятий по заповедной природе России и ее отдельным обитателям: например, сайгаке и переднеазиатском леопарде. Методические разработки для учителей собирает и Центр экономии ресурсов. На сайте проекта можно найти как планы по реализации проектных работ по теме сохранения окружающей среды и листовки по экологии, которые можно повесить в классе, так и экспертные материалы для учителей по разным темам для проведения экоуроков.

Как на экопросветительские проекты может повлиять закон о просветительской деятельности?

16 марта 2021 года в третьем окончательном чтении были приняты поправки в закон «Об образовании». В пояснительной записке к закону отмечается, что его главная цель – противодействие иностранному вмешательству в образовательный процесс, а также разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной розни в процессе просветительской деятельности. Вводится понятие «просветительской деятельности» – в соответствии с законом – это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Так как закон направлен в первую очередь на защиту школьников и студентов от антироссийской пропаганды, то материалам, направленным на эту аудиторию, будет уделяться особо пристальное внимание. Закон вступит в силу 1 июня 2021 года, но формы и условия проведения просветительской деятельности пока не установлены. Под нее может попасть широкий круг образовательных инициативных проектов: лекций, курсов, образовательных YouTube-каналов. Пока процедура не утверждена, трудно сказать, насколько новый закон усложнит проведение просветительской деятельности и какие санкции будут применять к несогласованным образовательным мероприятиям.

Сейчас большинство экоуроков – инициативы некоммерческих организаций, а предложения систематизировать программы, направленные на формирование экологической культуры, и выделить их в отдельный предмет «Экология» пока не получили официального одобрения. Поэтому закон о просветительской деятельности может осложнить ведение экоуроков в школах. Между тем важно поддерживать такие проекты и содействовать им, а не создавать дополнительные бюрократические сложности. Ведь именно экологическое просвещение помогает формировать новую модель ответственного отношения к потреблению и окружающей среде у молодых поколений – это вносит неоценимый вклад в «зеленое» будущее планеты.

Подготовила Елизавета Таирова в рамках проекта Экокласс.рф

Экологическая школа

Свиток

 В Школе экологии мы изучаем взаимоотношения всех живых организмов друг с другом и с нашей общей средой.

Мы изучаем способы, с помощью которых мы, люди, можем создавать сообщества, поддерживающие те самые экосистемы, которые, в свою очередь, поддерживают нас.

Мы подходим к науке об экологии через широко раскрытые глаза, практическое исследование экосистем за пределами нашей двери, делая уроки природы запоминающимися с помощью игр, юмора и игр, и применимых к реальным моделям устойчивого земледелия и жизни.

Подробнее о нас

Что происходит в Экологической школе?

Экологическая школа в Сако, штат Мэн, объявляет о новом крупном партнерстве, призванном привлечь сотни семей и школ Коннектикута

Новый стипендиальный фонд будет поддерживать до 500 студентов из Коннектикута к 2023 году для посещения школьных и семейных ночных программ в Школе экологии в штате Мэн.

Премия ANCA Nature Center за лидерство 2021 г.

Ассоциация администраторов природных центров (ANCA) рада объявить Дрю Дамша лауреатом Премии ANCA за лидерство в природных центрах 2021 года.

L.L.Bean объявляет о новых благотворительных партнерах и проектах, ориентированных на программы местного сообщества и открытый доступ для всех

L.L.Bean объявляет о новых благотворительных партнерах и проектах, ориентированных на программы местного сообщества и доступ на улицу для всех.

Как онлайн-смены расширили возможности обучения на свежем воздухе

Новое экологическое онлайн-программирование направлено на то, чтобы лучше связать учащихся и учителей с природой — как раз тогда, когда это больше всего нужно всем.

В нетронутой сельской местности на реке Сако в южном штате Мэн инновационный кампус River Bend Farm Экологической школы живет и дышит устойчивым будущим уже сейчас.

Учить больше

 Поддержите Экологическую школу

100 % вашего пожертвования поддерживает наше стремление дать людям возможность стать заботливыми хранителями окружающей среды, устанавливая связи с природой и друг с другом.

Способы дать

Пожертвовать сейчас

Возможности трудоустройства — Экологическая школа

преподавателей-экологов

Экологическая школа ищет 10–12 преподавателей-экологов, которые будут способствовать реализации наших образовательных программ для учащихся всех возрастов. Педагоги будут работать с нашими школьными программами весной и осенью, а также с различными молодежными и взрослыми программами в течение летнего сезона. Педагоги будут вовлекать участников посредством смеха и рассказывания историй с использованием костюмов, пародий и песен и получат широкий спектр педагогического опыта (с акцентом на 5-8 классы). Мы ищем преподавателей, которые присоединятся к нашей команде со 2 марта 2023 года. Нажмите здесь, чтобы просмотреть полное описание вакансии.
Готовы подать заявку? Нажмите здесь для подачи заявки.

координатор по коммуникациям

Школа экологии ищет координатора по коммуникациям для поддержки групп развития и обучения в достижении стратегических целей обоих департаментов. Эта должность хорошо подходит для человека, имеющего опыт некоммерческой коммуникации и образовательной некоммерческой работы. Координатор по коммуникациям будет работать в тесном контакте с директором по продвижению и общественному партнерству, менеджером по связям с общественностью, президентом/главным исполнительным директором и координировать свои действия в группе продвижения. Нажмите здесь, чтобы ознакомиться с полным описанием вакансии и тем, как подать заявку.

Заявки на эту вакансию принимаются. Заявки принимаются до тех пор, пока вакансия не будет заполнена.

Повар

Заявки на вакансию повара принимаются. Заявки принимаются до тех пор, пока вакансия не будет заполнена.

Школа экологии ищет нескольких человек в нашу кулинарную команду. Мы — это кухня с нуля, которая использует свежие продукты с собственной фермы и местные продукты, когда они доступны и когда позволяет бюджет. Должность повара будет работать с и под руководством операционного менеджера / шеф-повара. Повара возглавят команду по приготовлению полезных и привлекательных блюд в семейном стиле или в формате «шведский стол» с нуля, применяя надлежащие методы обеспечения безопасности пищевых продуктов при обращении, организации, хранении и обслуживании расходных материалов, а также общую чистоту на кухне и в столовой на срок от 10 до 150 человек. люди.

Чтобы подать заявку, отправьте сопроводительное письмо и актуальное резюме, включая 3 ссылки на работу, по адресу: DonnaLee Sherburne, бизнес-менеджер, [email protected].

Должность повара Описание

Помощник по кухне

Принимаются заявки на вакансию помощника по кухне. Заявки будут приниматься на постоянной основе.

Школа экологии ищет нескольких человек в нашу кулинарную команду. Мы — кухня с нуля, которая использует наши собственные свежие продукты с фермы и местные продукты, когда они доступны и когда позволяет бюджет. Успешный кандидат — это тот, кто готов вкладывать свое время и энергию в то, чтобы сделать наше сообщество, питание и кулинарный опыт наших посещающих школ и участников лучшими, какими они могут быть. Позиция помощника по кухне — отличная позиция для людей с опытом или без опыта приготовления пищи для больших групп в сфере общественного питания или учреждениях.

Чтобы подать заявку, пожалуйста, отправьте сопроводительное письмо и актуальное резюме, которое включает 3 ссылки на работу ДоннаЛи Шерберн, бизнес-менеджера, по адресу: DonnaLee@TheEcologySchool. org

Помощник по кухне Описание должности В настоящее время принимаются должности по охране и обслуживанию помещений. Заявки принимаются до тех пор, пока вакансия не будет заполнена.

Школа экологии ищет нескольких человек в команду по уборке и обслуживанию. Наш участок, River Bend Farm, представляет собой участок площадью 105 акров с несколькими зданиями. Недавно построенное общежитие на 144 места и столовая на 200 человек расположены над рекой Сако с множеством акров полей, лесов и садов. Являясь членом команды по уборке и техническому обслуживанию, эта должность подчиняется операционному менеджеру Ричу О’Брайену.

Чтобы подать заявку, отправьте сопроводительное письмо и актуальное резюме, включающее 3 рекомендации с работы, на имя ДоннаЛи Шерберн, бизнес-менеджера, по адресу: [email protected]

Позиция по охране и обслуживанию объектов

Наши выпускники-преподаватели — это сообщество, связанное узами по общему опыту преподавания в Экологической школе. Эта группа, более известная как FOAM (Фантастический Орден выпускников-мастеров), состоит из более чем 360 человек со всего мира, чтобы провести семестр (или два, или три, или четыре…), принося энергию, веселье и смех не только участников нашей программы, но и друг другу. С 1999, страстные любители природы, защитники окружающей среды и искатели практического образования из самых разных слоев общества приезжают в Мэн, находя радость, позволяющую другим устанавливать связи с природой и создавать опыт, не похожий ни на один другой в Экологической школе.

Экологическая школа очень гордится своим преподавательским составом и глубоко благодарна за время, энергию, энтузиазм и сердце, которые они вкладывают в Экологическую школу. Сеть FOAM была создана, чтобы помочь преподавателям после окончания Экологической школы, а также создать простой способ для выпускников педагогов оставаться на связи. FOAM — это активное сообщество бывших и нынешних преподавателей и сотрудников, которые делятся идеями по учебным программам, работой, дружбой и даже браками и детьми! Школа экологии проводит когда-то ранний саммит FOAM, на который участников FOAM приглашают обратно в кампус, чтобы воссоединиться, пообщаться с другими участниками FOAM и профессионально развиваться.

Щелкните здесь, чтобы узнать больше о нашей сети FOAM.

Экология повсюду: Эпизод 8, Скотт Курсель (Alchemy Gardens)

В 8-й серии Скотт Курсель рассказывает о своем пути от преподавателя-эколога до фермера. Как человек, ответственный за организацию агроэкологического земледелия на ферме Ривер-Бенд, Скотт начинает превращать сенокосы в питательные земли для выращивания.

Экология повсюду: Эпизод 7, Кайл Брукс (Национальный лес Уэйна)

В эпизоде ​​6 мы беседуем с Кайлом Бруксом, специалистом по связям с общественностью национального леса Уэйн, одной из крупнейших природных территорий Огайо.

Экология повсюду: Эпизод 6, Джоэл Алекс (Солодовня Blue Ox)

В эпизоде ​​6 мы беседуем с Джоэлом Алексом (осень 2008 и 2009 гг.), владельцем солодовни Blue Ox, о его пути от педагога-эколога до предпринимателя в пищевой промышленности.

Экология повсюду: Эпизод 5, Стив Сигнелл (Frontier Spatial)

В эпизоде ​​5 мы разговариваем со Стивом Сигнеллом, соучредителем Школы экологии и нынешним специалистом по ГИС в Frontier Spatial.

Экология повсюду: Эпизод 4, Кайл Кинг (Зеленая школа/Биоавтобус)

В эпизоде ​​4 мы разговариваем с Кайлом Кингом, директором средней школы Green School и основателем Bio Bus на Бали, Индонезия.

Экология повсюду: Эпизод 3, Энди Бишелья (Кухня в кампусе)

В Эпизоде ​​​​3 мы беседуем с Энди Бишелья (преподаватель экологии весна/осень 2010 г.), координатором Campus Kitchen в Университете Джорджии.

Экология повсюду: Эпизод 2, Габби Куинан (Альянс рек Массачусетса)

В эпизоде ​​2 мы разговариваем с Габби Куинэн, директором по политике Massachusetts River Alliance.

Экология повсюду: Эпизод 1, Джон Ибсен (Quercus Woodworking)

В Эпизоде ​​1 Джон Ибсен (также известный как Джоно) рассказывает, как его опыт обучения продовольственным системам привел его к карьере в деревообработке, и как в его работах появляются экологические нарративы.

FOAMer и житель Вирджинии идут в школу: Экологическая школа нанимает нового помощника по программе и специалиста по развитию

В конце лета Экологическая школа приветствовала Мэллори Дурки в качестве нашего нового помощника по программе и Лукаса Шраге в качестве нашего нового помощника по развитию.