Сайт школы №30 г. Симферополя
Проведение массовых экологических мероприятий в МБОУ СОШ №30 г. Симферополя
Лучшие экологические массовые мероприятия были организованы и проведены учителями: Чигиревой Галины Константиновны. (учитель начальной школы), Сушко Мариной Петровной (учитель химии), Осипенковой Натальей Михайловной (учитель биологии).
Основными направлениями работы по экологическому воспитанию в 2016-2017 учебном году были организация и проведение:
— всероссийских экологических уроков, природоохранных акций, экологических научно-практических конференций, участие в социальнозначимых природоохранных мероприятиях различного уровня, а также исследовательская проектная деятельность учащихся. Несколько слов о каждом из них.
1. Ярко и интересно проходят всероссийские экологические уроки, такие как:
— «Лес – наш зеленый друг», приуроченный к всероссийским дням леса; «Крым заповедный», где дети 5-6 классов знакомились с флорой и фауной заповедников Крыма.
-Тронул души ребят урок доброты «Дети за гуманное отношение к животным», проведенный совместно с волонтерами городского приюта для бездомных животных. По итогам этого урока мы организовали в школе информационную выставку «Они ищут семью», в результате которой 3 собаки обрели хозяев.
-Для старшеклассников был организован урок к Всемирному дню защиты животных совместно с сотрудниками Министерства экологии Крыма и посвящен животным Красной книги России.
2. Доброй традицией в школе стало участие в природоохранных акциях «Первоцветы», «Защитим елочку», «Возродим можжевельники Крыма», «Экоутилизация» и др.
— Например, в рамках акции «Марафон добрых дел» мы провели экодесант, который назвали «Зеленая школа»: учащиеся собрали посадочный материал для озеленения, а старшеклассники высадили саженцы и цветы на территории школьного двора.
— Очень оригинальные работы из природного материала были представлены на школьной выставке «Экосумка», где творчество и детская выдумка в сочетании с экологической безопасностью изделий проявились особенно ярко.
— Особенно запомнилось всей школе участие в акции Кормушка», которая прошла под названием «Новый год для пернатых Друзей». Акция включала в себя целый ряд этапов:
— сбор и заготовка кормов для птичьих столовых – силами ребят было собрано около 12 кг различного корма;
— изготовлено 47 кормушек разной конструкции из пластика и дерева. Кормушки были представлены на выставке, а потом развешены не только в школьном дворе, но и по всему микрорайону. Именно в таких акциях особенно проявляется единение детей, родителей и школы.
3. Третьим направлением нашей работы стало организация и проведение экологических научно-практических конференций, таких как:
— «Вода России» совместно с Министерством водного хозяйства и мелиорации Крыма, на которой ребята узнали об охране и использовании водных ресурсов нашего полуострова;
— «Наука экология» совместно со студентами и преподавателями кафедр биологии и геоэкологии КФУ им. Вернадского, которые рассказали о природоохранной деятельности ВУЗа.
4. Активное участие принимаем мы в социальнозначимых природоохранных мероприятиях различного уровня:
— 1 место было присуждено коллективу «Эковзгляд» за участие в республиканской акции «К чистым источникам 2016 и 2017»;
— 1 место в номинации «Практическая природоохранная деятельность» в рамках фестиваля республиканских агитбригад «Живи в стиле ЭКО»
— диплом участников всероссийской акции «Вода России» за очистку береговой зоны реки Салгир в парке им. Гагарина
5. Важным и значимым направлением экологического воспитания в школе является исследовательская проектная деятельность учащихся. Вот некоторые экологические проекты, которые были выполнены и защищены в 2016-2017 годах:
— проект «Экология слуха: наушники» — 2 место в республиканской конференции «Проблемы окружающей среды: социальная экология»
— проекты «Экомониторинг состояния почв пришкольного участка» и «Определение содержания нитратов в ранних овощах и фруктах», которые заняли 1 место в Республиканском химическом турнире. Все эти проекты были интересны своей четко выраженной практической направленностью. Поэтому ребята работали над ними очень увлеченно и призовые места стали достойной наградой за наш совместный труд.
Экологические мероприятия прошли в детских садах и школах Мариинского муниципального района
Экологическое образование в современном мире является приоритетным направлением обучения и воспитания подрастающего поколения.
В подготовительной группе МАДОУ «2-Пристанский детский сад «Полянка» провели викторину «Животный мир планеты».
В викторине участвовали две команды: «Смешарики» и «Почемучки». Ребятам были даны разные задания: это и отгадывание загадок, и собери картинку, и найди лишнее, и расскажи повадки животных и др.
Дети активно участвовали в викторине, за правильные ответы получали фишки, с помощью которых подводился итог по ее окончании. В викторине присутствовал элемент соревнования, быстроты реакции, дети показали свое логическое мышление, которое способствовало развитию познавательного интереса.
В МБДОУ «Детский сад № 11 «Золотой ключик» во всех возрастных группах были проведены следующие мероприятия, направленные на экологическое воспитание детей: консультации экологической тематики для родителей, игра «Природа, Родина и мы», беседы «Путешествие в город Природоград», экологическая акция «Помоги птицам зимой», чтение детям произведений В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина.
Дошкольники старшей группы «Пчелки» МБДОУ «Детский сад № 3 «Малыш» говорили о вреде, наносимом человеком природе, а также нашему здоровью. В процессе исследования ребята узнали, как человек вредит окружающей среде и как нужно поступать, чтобы этого вреда было меньше. Даже дошкольники вместе со своими родителями могут оказывать ежедневную помощь по предотвращению глобальной экологической катастрофы и улучшению экологической ситуации в стране и мире. Каждый ребенок может уже сегодня сажать деревья и растения, очищающие воздух, выключать воду и свет, когда они не нужны, выбрасывать мусор в контейнер и собирать его раздельно. Дети также могут и готовы сдавать для переработки бумагу, пластик, металл, участвовать в работах по озеленению города и очистке окружающей среды от мусора.
«Пчелки» сделали вывод: «Давайте будем любить и беречь города, где мы живем. «ДА» – чистоте и порядку вокруг. Я за здоровое существование. Только так мы сможем сохранить нашу Землю».
Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.
В МАДОУ «Детский сад № 2 «Сказка» проводится большая работа по экологическому воспитанию детей. Здесь имеется природоведческая литература, пособия, альбомы, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность. Для этого оформлены уголки экспериментирования с набором материалов для опытов, составлен каталог «научных» игр.
На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растёт», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).
Для систематизации получаемых знаний используется чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, рисование, просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней.
С 20 по 27 января среди учащихся 3-7-х классов МБОУ «Сусловская СОШ» прошел конкурс по изготовлению кормушек «Помоги птице зимой».
Экокормушка – это экологически чистая, съедобная кормушка для птиц, которую может сделать каждый. Для этого нужно лишь ваше желание помочь пернатым в трудные для них времена. Более 70 «вкусных» кормушек приготовили ученики начальной школы МБОУ «СОШ № 1».
Угощения для птиц ребята передали в «Двор Природы» Дома-музея В. А. Чивилихина. Спасибо всем детям и родителям, которые участвовали в экологической акции «Съедобная кормушка» и не остались равнодушными к проблеме зимующих птиц.
С 18 по 22 января в МБДОУ «Детский сад № 7 «Забава» прошла тематическая неделя под названием «Домашние животные». Девизом недели стали слова: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Дети с интересом принимали участие в беседах, делились своим опытом, читали художественные произведения по данной теме, просматривали презентации и видео, рисовали, лепили, играли в подвижные и дидактические игры, рассматривали и обсуждали ситуацию «Если б не было животных…». Итогом недели стал конкурс проектов о домашних животных. Первое место заняла Цветкова Влада с проектом «Мой ушастый друг».
Учащиеся МБОУ «2-Пристанская ООШ» приняли участие в викторине «Я люблю Кузбасс», используя карту и красную книгу Кемеровской области, отвечали на вопросы.
Приобщение к миру природы детей младшего возраста является первой, начальной ступенью в системе непрерывного экологического образования.
В течение отчетной недели у ребят младших групп МБДОУ «Детский сад № 6» прошли экологические занятия на тему «Путешествие в зимний сказочный лес». В ходе предварительной работы ребята слушали русские народные сказки «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и заяц» в обработке М. Булатова, «У страха глаза велики» (обр. В. Даля), «Теремок» (обр. М. Серовой), Дмитрия Мамина-Сибиряка №Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост». На занятии ребята закрепили накопленные представления о зиме: узнали о том, что растениям хорошо, когда их накрыли снегом. Итогом занятия стала групповая работа под названием «Снежные деревья».
В МБДОУ «Сусловский детский сад комбинированного вида «Ёлочка» была проделана значительная эколого-просветительская работа: занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Зимующие птицы», «Еловая ветка»; беседы о природе и животных; развитие речи, чтение художественной литературы: «Сказка о маленьком кедре», «Все живое нуждается в воде», стихотворение Я. Акима «Наша планета», стихотворение С. Михалкова «Случай на зимовке», рассказы Ю. Дмитриева «Дети всякие бывают», «Цыплята и воробьята», «Утята и цыплята»; тематическая прогулка «Кому нравится зима»; наблюдение за птицами на участке; исследовательская деятельность «Цветные льдинки», «Таяние снега, замерзание воды», «Изготовление цветных льдинок», «Узнаем, какая вода?»; дидактические игры «На птичьем дворе», «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково»; подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот»; игра-забава «Наседка и цыплята»; сюжетная игра «Покормим птичек»; консультация для педагогов «Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду»; деловая игра для педагогов «Экологическое воспитание в ДОУ»; изготовление папок-передвижек для родителей «Экологическая лаборатория в домашних условиях».
В акциях, конкурсах и мероприятиях приняли участие 56 детей, 10 педагогов, 32 родителя.
В МБДОУ «Сусловский детский сад «Березка» с 18 по 25 января прошли экологический праздник «День птиц» (вывешивали кормушки для птиц), художественный конкурс «Дикие животные родного края», конкурс чтецов «В краю берёзового ситца», конкурс «Юные знатоки природы», конкурс знатоков природы, занятия с детьми «Волшебница вода – это жизнь», «Что растет в лесу», «Птицы и животные нашего края», «Любование картинами природы», беседы «Осторожно, огонь», «Земля – наш общий дом».
С 21 по 26 января в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка» прошел ряд экологических мероприятий, направленных на улучшение качеств окружающей среды. Воспитанники всех возрастных групп приняли активное участие в дидактических играх «Экологическая азбука» и «Собери урожай».
Пресс-служба администрации Мариинского муниципального района
Возможности трудоустройства — Экологическая школа
Медсестра
Экологическая школа приглашает сезонную медсестру для работы в основном в рамках наших ночных школьных и лагерных программ. Медсестра отвечает за обеспечение медицинской страховки для наших молодежных групп и программ лагеря (июнь и июль), ночных школьных программ на месте (осень). Медсестра будет отвечать за административные и клинические функции, связанные со здоровьем наших участников. Экологическая школа работает над поддержанием благоприятной и позитивной рабочей среды. Чтобы прочитать полное описание вакансии, нажмите здесь.
преподаватели экологии
Школа экологии ищет преподавателей экологии, которые помогут в проведении наших образовательных программ для учащихся всех возрастов. Воспитатели набираются на постоянной основе. Педагоги будут работать с нашими школьными программами весной и осенью, а также с различными молодежными и взрослыми программами в течение летнего сезона. Педагоги будут вовлекать участников с помощью смеха и рассказывания историй с использованием костюмов, пародий и песен и получат широкий спектр педагогического опыта (с акцентом на 5-8 классы). Щелкните здесь, чтобы просмотреть полное описание вакансии.
Готовы подать заявку? Щелкните здесь для подачи заявки.
Повар
Принимаются заявки на вакансию повара. Заявки принимаются до тех пор, пока вакансия не будет заполнена.
Школа экологии ищет нескольких человек в нашу кулинарную команду. Мы являемся самодельной кухней, в которой используются свежие продукты с собственной фермы и местные продукты, когда они доступны и когда позволяет бюджет. Должность повара будет работать с и под руководством операционного менеджера / шеф-повара. Повара возглавят команду по приготовлению полезных и привлекательных блюд в семейном стиле или в формате «шведский стол» с нуля, применяя надлежащие методы обеспечения безопасности пищевых продуктов при обращении, организации, хранении и обслуживании расходных материалов, а также общую чистоту кухни и столовой на срок от 10 до 150 человек. люди.
Чтобы прочитать полное описание вакансии и подать заявку, нажмите здесь.
Помощник по кухне
Принимаются заявки на вакансию помощника по кухне. Заявки будут приниматься на постоянной основе.
Школа экологии ищет нескольких человек в нашу кулинарную команду. Мы — кухня с нуля, которая использует наши собственные свежие продукты с фермы и местные продукты, когда они доступны и когда позволяет бюджет. Успешный кандидат — это тот, кто готов вкладывать свое время и энергию в то, чтобы сделать наше сообщество, питание и кулинарный опыт наших посещающих школ и участников лучшими, какими они могут быть. Позиция помощника по кухне — отличная позиция для людей с опытом или без опыта приготовления пищи для больших групп в сфере общественного питания или учреждениях.
Чтобы подать заявку, отправьте сопроводительное письмо и актуальное резюме, включающее 3 рекомендации с работы, на имя DonnaLee Sherburne, бизнес-менеджера, по адресу: [email protected]
Помощник по кухне Описание должности
Техническое обслуживание и техническое обслуживание
Заявки на наши В настоящее время принимаются должности по охране и обслуживанию помещений. Заявки принимаются до тех пор, пока вакансия не будет заполнена.
Школа экологии ищет нескольких человек в команду по уборке и обслуживанию. Наш участок, River Bend Farm, представляет собой участок площадью 105 акров с несколькими зданиями. Недавно построенное общежитие на 144 места и столовая на 200 человек расположены над рекой Сако с множеством акров полей, лесов и садов. Являясь членом команды по уборке и техническому обслуживанию, эта должность подчиняется операционному менеджеру Ричу О’Брайену.
Чтобы подать заявку, отправьте сопроводительное письмо и актуальное резюме, включающее 3 рекомендации с работы, на имя ДоннаЛи Шерберн, бизнес-менеджера, по адресу: [email protected]
Должность по охране и обслуживанию помещений
Наши выпускники-преподаватели — это сообщество, связанное по общему опыту преподавания в Экологической школе. Эта группа, более известная как FOAM (Фантастический Орден выпускников-мастеров), состоит из более чем 360 человек со всего мира, чтобы провести семестр (или два, или три, или четыре…), принося энергию, веселье и смех не только участников нашей программы, но и друг другу. С 1999, страстные любители природы, защитники окружающей среды и искатели практического образования из самых разных слоев общества приезжают в Мэн, находя радость, позволяющую другим устанавливать связи с природой и создавать опыт, не похожий ни на один другой в Экологической школе.
Экологическая школа очень гордится своим преподавательским составом и глубоко благодарна за время, энергию, энтузиазм и сердце, которые они вкладывают в Экологическую школу. Сеть FOAM была создана, чтобы помочь преподавателям после окончания Экологической школы, а также создать простой способ для выпускников педагогов оставаться на связи. FOAM — это активное сообщество бывших и нынешних преподавателей и сотрудников, которые делятся идеями по учебным программам, работой, дружбой и даже браками и детьми! Школа экологии проводит когда-то ранний саммит FOAM, на который участников FOAM приглашают обратно в кампус, чтобы воссоединиться, пообщаться с другими участниками FOAM и профессионально развиваться.
Щелкните здесь, чтобы узнать больше о нашей сети FOAM.
Экология повсюду: Эпизод 8, Скотт Курсель (Alchemy Gardens)
В 8-м эпизоде Скот Курсель рассказывает о своем пути от педагога-эколога до фермера. Как человек, ответственный за организацию агроэкологического земледелия на ферме Ривер-Бенд, Скотт начинает превращать сенокосы в питательные земли для выращивания.
Экология повсюду: Эпизод 7, Кайл Брукс (Национальный лес Уэйна)
В эпизоде 6 мы беседуем с Кайлом Бруксом, специалистом по связям с общественностью национального леса Уэйн, одной из крупнейших природных территорий Огайо.
Экология повсюду: Эпизод 6, Джоэл Алекс (Солодовня Blue Ox)
В эпизоде 6 мы поговорим с Джоэлом Алексом (осень 2008 и 2009 гг.), владельцем солодовни Blue Ox, о его пути от педагога-эколога до предпринимателя в пищевой промышленности.
Экология повсюду: Эпизод 5, Стив Сигнелл (Frontier Spatial)
В эпизоде 5 мы разговариваем со Стивом Сигнеллом, соучредителем Школы экологии и нынешним специалистом по ГИС в Frontier Spatial.
Экология повсюду: Эпизод 4, Кайл Кинг (Зеленая школа/Биоавтобус)
В эпизоде 4 мы разговариваем с Кайлом Кингом, директором средней школы Green School и основателем Bio Bus на Бали, Индонезия.
Экология повсюду: Эпизод 3, Энди Бишелья (Кухня в кампусе)
В Эпизоде 3 мы беседуем с Энди Бишелья (преподаватель экологии весна/осень 2010 г. ), координатором Campus Kitchen в Университете Джорджии.
Экология везде: Эпизод 2, Габби Куинан (Альянс рек Массачусетса)
В эпизоде 2 мы разговариваем с Габби Куинэн, директором по политике Massachusetts River Alliance.
Экология повсюду: Эпизод 1, Джон Ибсен (Quercus Woodworking)
В Эпизоде 1 Джон Ибсен (он же Джоно) рассказывает, как его опыт обучения продовольственным системам привел его к карьере в деревообработке, и как экологические нарративы появляются в его работе.
FOAMer и житель Вирджинии идут в школу: Экологическая школа нанимает нового помощника по программе и помощника по развитию
В конце лета Экологическая школа приветствовала Мэллори Дурки в качестве нашего нового помощника по программе и Лукаса Шраге в качестве нашего нового помощника по развитию.
Выпускники-педагоги рассказывают о деятельности и персонажах Экологической школы школам Юга
Два сотрудника FOAM решают «общую картину» проблем бедности, отсутствия продовольственной безопасности и экологической устойчивости с помощью школьных садов, практических образовательных мероприятий и инициатив по развитию рабочей силы в Грузии.
Экология начинается в школе
Школа — это общий опыт. Все ходят в школу, и так или иначе опыт формирует нас. Тем не менее, несмотря на важность образования, вопрос о том, чему мы учимся и как, часто остается на заднем плане, а более глубокий вопрос о том, для чего на самом деле нужна школа, полностью игнорируется. Во взаимосвязанном мире, где последствия ухудшения климата и новые цифровые технологии меняют то, как мы живем, разве они не должны изменить и то, как мы к ним готовимся? Этот вопрос является отправной точкой для Dessine-moi un avenir (Нарисуй мне будущее), опубликовано на французском языке издательством Actes Sud. Мы поговорили с Эдуардом Годо, соавтором, наряду с Родриго Аренасом и Натали Лавиль, о ключевых проблемах современных систем образования и о том, почему школы должны быть в центре зеленой политики.
Green European Journal: Ваша книга начинается с утверждения, что первоначальный политический проект школьного образования во Франции исчерпал себя. Почему?
Edouard Gaudot : Наш анализ школьного кризиса во Франции заключается в том, что он связан не только с финансированием, кадрами или обучением, но и в основном из-за устаревания первоначального проекта. Республиканская модель образования, существующая сегодня во Франции, была разработана в конце XIX века, когда шла Третья республика и строительство современной Франции. Главной целью этой республиканской школы было, с одной стороны, закрепить универсалистскую миссию Просвещения, которую она якобы продвигала: права человека и гражданина, эмансипация через культуру, знание, понимание и, конечно же, разум. С другой стороны, он также содержал жизненно важный политический проект: внедрить республику в нацию и защитить эту республику от врагов внутри (Церковь) и извне (Германия). Школьное образование во Франции по-прежнему основано на этой модели, хотя она устарела по многим причинам: демографические изменения, демократизация культуры, европейская интеграция и глобализация, а также состав и зрелость французского общества.
Образование все больше признается политическим расколом. Как поляризация французского общества и широко распространенное презрение к элитам, о чем свидетельствуют такие движения, как желтых жилетов , связаны с проблемами французской системы образования?
В успехе современного образования есть парадокс. Большой успех заключается в том, что мы достигли беспрецедентного в истории человечества уровня общих знаний, и это относится не только к Франции, но и ко всему развитому миру. Сегодня даже наименее образованные люди обладают более высоким уровнем знаний, чем в прошлом. Эта интеллектуальная эмансипация означает, что все больше людей думают «самостоятельно», даже если иногда это заставляет их верить в ерунду вроде того, что Земля плоская. Когда дети выдвигают теории заговора, найденные в Интернете, они применяют тот же подход, что и «ученые»: они отправляются на поиски знаний, даже если источник заражен.
Школа […] выполнила свою миссию, предоставив нам инструменты для поиска знаний, но она не смогла подготовить нас к следующей миссии, которая заключается в том, чтобы быть автономными в своих полномочиях.
Одним из факторов серьезного кризиса доверия к учреждениям, безусловно, является школа. Как граждане, мы больше не верим власти на слово. Мы сомневаемся в институтах и правительстве. Это и очень хорошо, и очень проблематично, потому что, когда вы ставите под сомнение авторитет, вы должны быть в состоянии заменить его либо своим авторитетом, либо альтернативными авторитетами. Но альтернативные авторитеты могут оказаться онлайн-муллой, духовным гуру или интернет-заговором. Здесь становится интересно: школа отчасти выполнила свою миссию, дав нам инструменты для поиска знаний, но она не смогла подготовить нас к следующей миссии, которая заключается в том, чтобы быть автономными в своей власти.
Кроме того, поляризация вокруг образования также связана с культурной эмансипацией элиты от остального общества. Демографические исследования показывают, что сегодня добрая треть общества с высшим образованием существует в своего рода привилегированном пузыре. Если школа больше не обеспечивает справедливого распространения знаний, то это потому, что часть общества в некотором смысле отделилась. Желтые жилеты показывают — как и другие движения — как часть населения чувствует презрение и пренебрежение — и они не ошибаются — со стороны тех, кто обладает образованием, знаниями и властью. У них достаточно образования и знаний, чтобы заметить эту разницу и расценить ее как оскорбление своего достоинства, и они правы. Но у них нет политических и культурных средств, чтобы сократить этот разрыв.
Этот подразумевает, что обещание образования, идея о том, что каждый получит образование, которое подготовит его к успеху, было нарушено.
Меритократия — это обещание. Это как католический рай: если ты не раскачиваешь лодку, делаешь то, что тебе говорят, и уважаешь власть, то благодаря своему труду и достижениям ты сможешь стать лучше.
Вот чему противостоит школа. Школа говорит ученикам работать, чтобы получить квалификацию или найти работу, а экономическая ситуация и непосредственный опыт многих детей показывают, что это обещание ложно: они видят своих родителей безработными или на бессмысленных работах, для которых они слишком квалифицированы, они видят дискриминацию. , они прекрасно знают, что не ходят в Лувр, как молодые парижане из среднего класса. Они знают, что даже если сделают все возможное, им никогда не догнать тех, у кого была фора.
Итак, школьный политический проект устарел, а обещание меритократии не выполняется. Вы начинаете книгу, цитируя Грету Тунберг, которая напоминает нам, возможно, о еще более великом обещании — о будущем. Грета спрашивает нас: зачем ходить в школу, если будущего нет? В вашей книге говорится, что образование и школа могут обеспечить выход. Как?
Мы считаем, что то, что мы называем «кризисом школьной идентичности», проистекает из того факта, что коллективно наше общество никогда не задает правильных вопросов о школе. Когда дело доходит до реформы, все стараются адаптировать школу к новым условиям, сохраняя при этом ту же структуру и грамматику. В книге мы утверждаем, что дело не только в адаптации школы, но и в ее перестройке, чтобы представить вопросы, которые мир задает нам сегодня. Мы должны задать вопрос, который задает Грета: зачем ходить в школу, если нет будущего? Чему мы будем учиться в школе? Торговля? Социализация? Общие знания? Сегодня, благодаря универсальной библиотеке Интернета, знания можно получить где угодно, а не только в школе. Итак, нам кажется, что школа должна прежде всего подготовить наших детей к жизни в мире, который совсем не похож на тот, который знали их родители.
Есть три элемента, вокруг которых, по нашему мнению, необходимо переосмыслить образование. Во-первых, это живой мир. Сегодня вы больше не можете изучать биологию или географию, не признавая как коллапс живого мира, так и потрясения, связанные с изменением климата. Но с этим не справиться, просто добавив главу в учебники по естествознанию или географии и истории; это более глубоко. Это требует осмысления всех наших отношений с живым миром, в самом сердце предметов и в самом сердце школы. Чтобы взять конкретный пример, мы убеждены, что школа должна также преподавать садоводство: не выращивать герань, а понимать энергию и науку, которые связывают семена, почву, климат, терпение и время, условия для роста — и экосистему.
[…] речь идет не только об адаптации школы, но и о ее перестройке, чтобы поставить вопросы, которые мир задает нам сегодня.
Вторым фундаментальным элементом являются цифровые технологии. В книге мы называем это «виртуальным». Цифровые технологии — это язык и вселенная, которые не отличаются от той, в которой мы живем, и не похожа на нее. Вместо этого существует континуум между оффлайн и онлайн. Виртуальность меняет наши отношения с другими людьми, миром, демократией, общественным пространством и образованием. Мы опасаемся, что теперь все, что делает школа, это подготавливает лакеев для «нации стартапов»: горстка людей, которым удается продвинуться вперед в этой новой экономике, в то время как многие другие остаются позади и будут работать на Deliveroo, вождение Убера или уборка офисов для новых хозяев экономики. Если мы не сможем предвидеть цифровые потрясения в мире труда, политики и, конечно же, человеческих отношений, мы получим еще большую поляризацию, разделение и неравенство.
Третий элемент — взаимозависимость, «связи». Сегодня либертарианцы — единственные, кто до сих пор говорит, что вам не нужно общество и что вы можете справиться в одиночку. Миф о человеке, который сделал себя сам, с этим покончено. Мы должны заменить этот миф другим, мифом о связи; другими словами, описание нашей взаимозависимости. И об этой взаимозависимости мы тоже должны узнавать в школе, не только между странами, но между виртуальным и живым миром, между нами и другими — это необходимое условие для обучения уважению.
Каковы последствия для методов обучения? Понимание виртуального мира — это не просто изучение HTML. ’ Изучение мира живых существ связано с изучением садоводства.
Изменение содержания обучения обязательно влечет за собой изменение методики обучения. Когда вы изучаете мир живых, вы больше не изучаете биологию, геологию, географию или химию. Вместо этого вы узнаете о связях между всеми этими вещами и вашими отношениями с предметными изменениями. То же самое касается программирования, и, как и Бернард Стиглер, написавший послесловие к нашей книге, мы ярые сторонники изучения программирования в школе.
Тогда, очевидно, нужно многое изменить. Во-первых, это то, как мы набираем наших учителей, потому что это также изменит методы обучения. Во Франции учителей набирают по системе конкурсных экзаменов. Отбор основан на эрудиции и академическом изучении предмета. По этой причине часто существует разрыв между уровнем владения предметом, достигнутым учителями, и уровнем, требуемым в классе. Поэтому мы должны изменить систему найма и лучше платить учителям, которым во Франции очень плохо платят; мы должны организовать их карьеру так, чтобы они не были узниками школы, а были учителями с реальным жизненным опытом. Наши учителя должны быть чем-то большим, чем просто знатоками учебного плана: они должны быть настоящими проводниками — Хайдеггер говорит о «пастырях бытия».
Какое место во всем этом занимают новые методики обучения?
Хотя они важны для повышения осведомленности, новые методики обучения, такие как Монтессори или Штайнер, являются просто реакцией на жесткость системы. Так что это не просто соревнование между традиционной системой и новыми методиками обучения: нам нужно переосмыслить наши отношения с детьми. В нашем западном обществе дети — «маленькие дикари». Они либо «благородные дикари» Руссо, которым нужно предоставить быть собой, жить и находить себя, как отстаивают альтернативные методологии обучения. Или дети по своей природе дикие существа, которых необходимо приручать и цивилизовать а-ля Эммануил Кант, оказавший огромное влияние на республиканскую модель школьного образования.
Но дети не благородные и не подлые дикари: дети — люди. Только изменив наши отношения с детьми и рассматривая их как людей, которые имеют права и которым нужно учиться (и взрослым тоже нужно учиться), можно измениться. Преодоление разрыва между детством и взрослой жизнью, даже при таком продолжительном подростковом периоде, означает изменение организации школы: организации занятий, дисциплины, даже изменение школьных зданий, которые временами напоминают казармы.
В The Fifth Sacred Thing Стархок описывает систему, в которой школа проходит в основном в поле, среди природы, а также в других важных местах. Например, они посещают участки памяти, следуя пути обучения. Мы считаем, что нам нужна система образования, которая сочетает в себе знания и действия, которая не просто учит теории и технике, но фактически объединяет их.
Какова роль детей, родителей и всех людей в школе, которые не обязательно являются учителями?
Образовательное сообщество представляет собой континуум. В отдаленных сообществах деревенская община разделяет ответственность за образование — будь то охотники, обучающие охоте, или повара, обучающие готовить. Наша школа — продукт нашего инстинкта разделения. У нас культура разъединения: между личным и общественным, светским и религиозным, природой и культурой, детьми и взрослыми, мужчинами и женщинами, правыми и левыми. Образование должно работать на то, чтобы свести их вместе.
Различные части образовательного сообщества должны быть связаны, чтобы образование было не просто этапом жизни, а продолжалось на протяжении всей жизни.
Вот почему мы не хотим «переносить школу в 21 век»: мы хотим привнести 21 век в школу. 21 век – это среда, другие отношения с собой, с обществом, с миром, с мужчинами и с женщинами, и все это мы хотим привнести в школу. Мы хотим, чтобы школа изменилась и стала как привилегированным местом, другими словами, местом, которое в какой-то степени защищено, так и открытой формой, в которой могут проявляться различные влияния. Очевидно, это немного теоретически — мы не можем допустить, чтобы родители появлялись в классе или обращались к преподавателям; но мы также не можем допустить, чтобы преподавательский состав или администраторы увольняли родителей, говоря им: «Давайте займемся этим». Различные части образовательного сообщества должны быть связаны, чтобы образование было не просто этапом в жизни, а продолжалось на протяжении всей жизни. Все, что мы говорим о школьной и образовательной политике, равнозначно политической революции. Это не книга о методологии образования, это политическая книга о школе.
Что касается политического аспекта, я хотел бы провести параллель с Соединенным Королевством. В Соединенном Королевстве реформы, которые дали общинам и родителям больше возможностей управлять школами и даже строить их, были связаны с своего рода скрытой приватизацией. Не несет ли привнесение сообществ в школу и, таким образом, ослабление школьного республиканского и универсального политического проекта, риск того, что внешнее влияние еще больше снизит равенство и возможности в школе?
Абсолютно, но это уже так. Видим ли мы конец образовательного универсализма, например, с большей автономией? Ответ таков: во всяком случае, мы уже наблюдаем конец французского республиканского универсализма. Разница с Великобританией в том, что мы рассматриваем это не с точки зрения школьной автономии, а скорее с точки зрения децентрализации образовательной политики. Сегодня уже существует очень значительный разрыв в равенстве между школой в центре Парижа, Бордо или Лиона и школой на окраине города или в сельской местности. Другая демография, другая социокультурная среда, другие материальные условия. Иногда родители пытаются обойти зону охвата. И если они не добьются успеха, они будут стремиться к совершенству и меритократии в частном секторе, что сегодня часто является ответом на провал республиканских обещаний.
Частный сектор означает две вещи: частное обучение или рынок репетиторства. Это бурно развивающийся рынок, и пандемия и первый карантин обнажили и усугубили различия в культурном капитале и технологических возможностях между семьями. В последние годы мы наблюдаем взрыв частного репетиторства, потому что родители чувствуют себя подавленными. Они хотят лучшего для своих детей, но не могут успевать за их учебой. Кроме того, у них есть работа, которую нужно делать, и дом, куда нужно бежать. Это приватизация, как описывает Хомский: когда государственная служба лишается финансирования и больше не работает, люди обращаются к частным службам.
Признавая эти тенденции, которые продолжаются, нравится нам это или нет, ваша книга положила начало политическим дебатам о значении образования. Как вы думаете, почему эта дискуссия отсутствовала до сих пор?
Школа — это долгосрочный проект, который не может адаптироваться к краткосрочным политическим позициям. Образовательная политика сегодня должна быть рассчитана не на ближайшие пять лет, а на ближайшие 20 лет. Тем не менее, большинство реформ — это корректировки, даже если они оформлены как амбициозные реформы. Вот почему мы настаиваем на политических дебатах о школе, не о том, «как спасти школу», а о том, как убедиться, что школа готовит наших детей к тому, каким будет мир через 20 лет.
Сегодня мало политических движений, у которых есть настоящий образовательный проект. У реакционеров есть. Они выступают за возвращение к традициям: авторитетные учителя, дисциплина и форма. Но их мечта о милитаризации школы — антиобразовательный проект. На наш взгляд, единственная политическая семья, у которой еще есть образовательный проект, — это экологи. Но они склонны пренебрегать ею, главным образом по причинам, связанным с историей политической экологии. Они построили свой образовательный проект в 1960-е, 70-е и 80-е об отказе от авторитетов, об альтернативных методах обучения, об освобождении детей, и некоторые из них устарели. Более того, в некоторых случаях они зашли слишком далеко, например, в сексуальном раскрепощении. А экологам еще предстоит переосмыслить свой образовательный проект.
Школа — это долгосрочный проект, который не может адаптироваться к краткосрочным политическим позициям.
Хотя когда-то они были очень проницательны в школе, Зеленые все чаще становятся экспертами в борьбе с изменением климата, энергетическим переходом или демократией участия. Но они едва развили свое технократическое видение школы. Когда они приходят к власти, будь то в немецких землях или французских городах, они часто очень мало занимаются образованием. Они знают и говорят, что образование жизненно важно для будущего. Но существует разрыв между зеленым проектом и тем, как он выражается в институциональной сфере.
Так может ли школа стать для зеленых способом реализовать свой политический проект в 21 веке?
Мы уверены, что да. Вот почему рабочее название нашей книги было « L’école-logi s» [отсылка к концепции школы как дома или жилища]. Экология — это будущее. И это тоже будущее образования. Зеленые должны удвоить свое внимание к школе, а не только учить детей перерабатывать свой мусор (потому что это может сделать Европейская комиссия). Они должны сделать школу одним из своих столпов, своих основ, своих основных ценностей и тараном для того, чтобы привести общество в 21-й век. Декарбонизация экономики произойдет с зелеными или без них.