Фото дети в годик: Малыши в годик — 34 фото

Содержание

Фото детей в соцсетях: что можно, а что нельзя публиковать родителям

Вы читаете

Мой ФБ, мой ребенок. Стоит ли родителям публиковать фото и истории о детях без их согласия

Коллаж: Снежана Хромец / Заборона

Дети не решают, публиковать ли какие-то из своих фотографий на страницах родителей, но это напрямую влияет на их жизнь. Иногда публикации невинных фото могут угрожать безопасности, а за годы — даже спровоцировать психические расстройства. Заборона поговорила с психологиней и родителями о личных границах ребенка, его праве на приватность и собственном желании показывать миру своих малышей.

Безопасность

Согласно исследованиям, до момента, пока ребенку исполняется пять лет, родители успевают загрузить в соцсети до тысячи его фотографий. Более того, близко 17% родителей ни разу не меняют настройки приватности в фейсбуке.

С момента, когда фотография оказалась в соцсети, ее судьбу трудно проконтролировать — доступ получают фактически все. Поэтому они могут распространять, перерабатывать или публиковать ее где угодно и использовать с любой целью. «В наше время появилось очень много людей, чьи цели нельзя предсказать, — объясняет мама 2-летней дочери Лилия Кус. — Они могут использовать фото моего ребенка не с той целью, с которой я их выкладываю. И еще я думаю, что мои фото — это мои фото, а фотографии моего ребенка — только его. Поэтому только он должен решать, хочет он их в соцсетях или нет. Ребенок является личностью от рождения, поэтому он должен решать такое сам. А в два года он этого не может сделать».

  • Лилия Кус

Бывший уполномоченный президента Украины по правам ребенка Николай Кулеба неоднократно призывал родителей не публиковать фото детей в соцсетях именно ради их безопасности.

Он добавлял, что часто родители даже неосознанно помогают злоумышленникам. Если детей фотографируют возле школы или не убирают геолокацию, добавляют имена или фамилии — это может навредить ребенку. Как отметил Кулеба, каждый час в Украине в полицию поступает заявление о пропаже ребенка, большинство находят в первые сутки, однако не всех. В 2020 году в розыске оставались 14 несовершеннолетних.

София Лямина воспитывает 3-летнего ребенка. Сразу после рождения, говорит, интенсивно публиковала его фотографии в соцсетях: «Это была материнская эйфория, хотелось рассказывать только о ребенке. Но тогда это было более-менее безопасно, ребенок всегда был рядом, он не ходил в садик и нигде не бывал без родителей. Не было опасности, что информация повредит».

  • Sofia Lyamina / Facebook

Сейчас девушка максимально фильтрует информацию — говорит, не публикует данные о местонахождении, никаких фото в белье или на пляже и так далее. Кроме того, она старается не добавлять информацию даже о том, что нравится и не нравится ребенку — объясняет, что это может стать поводом для опасности и такую информацию можно использовать с непонятными целями.

«Я много чего фильтрую как раз из соображений того, что ребенок в два или три года, конечно, может сказать, что он хочет или не хочет фотографироваться, но не может понять, для чего это», — говорит София.

Мотивация родителей

У родителей могут быть совершенно разные цели, когда они выкладывают фотографии, видео или тексты о своих детях, объясняет психологиня Карине Арутюнян. В значительной степени эта цель и определяет, повредит со временем такая информация ребенку или нет.

«Очень часто родители гордятся своими детьми и хотят похвастаться их успехами. Или они могут выкладывать фотографии, чтобы заработать на них или привлечь больше подписчиков. Или же хотят задокументировать важные моменты. Это все разные цели, и они имеют разное влияние на ребенка», — объясняет Карине.

Идеальный вариант, по словам психологини, вообще не выкладывать фото в соцсетях, пока ребенок сам не может дать осознанное согласие. Но это идеальный сценарий, которого мало кто захочет придерживаться, поскольку родители стремятся делиться важным о своих детях с другими.

«В таком случае главное — придерживаться основных правил: чтобы это не было бизнесом и человек не пытался за счет ребенка получить для себя одобрение. Кроме того, это должны быть честные, не оторванные от реальности фотографии», — говорит Карине.

Когда взрослые выкладывают какие-то фото или информацию о своем ребенке, то они в последнюю очередь думают, понравилось ли бы им, если бы такое опубликовали о них, добавляет психологиня.

  • Карине Арутюнян

«Любой текст, который мы выставляем публично, должен проходить хорошего внутреннего критика — допустимо ли, чтобы об этом знали, хотела бы ли я, чтобы такое писали про меня? Не будет ли потом ребенку за это стыдно?»

Часто родители делятся фотографиями, чтобы похвастаться успехами ребенка, продемонстрировать его достижения или ими же подтвердить свои.

Это также повлияет на то, как ребенок в будущем будет принимать решение.

«Скажем, родители хвастаются успехами ребенка в каком-то его увлечении, но через какое-то время оно перестает интересовать ребенка. Он прекращает этим заниматься, соответственно, и успехов нет — но от него продолжают этого ожидать. Причем уже не только родители, но и другие взрослые в соцсетях. Тогда ребенок становится зависимым от чужих ожиданий и остается без выбора. Если взрослые сами выбирают, как позиционировать себя в соцсетях, то детей этого выбора таким образом лишают», — объясняет психологиня.

Личные границы

Ребенок — это личность, независимо от возраста. Однако, в отличие от своих родителей, он не может сполна контролировать свою жизнь и информацию о нем, в частности в соцсетях.

«Проблема в том, что родители очень часто думают, что они хозяева собственных детей и могут делать, что считают нужным, не переживая, что при этом может хотеть или не хотеть их ребенок», — говорит психологиня.

Исследования и опросы детей показали, что дети в основном реагируют на свои фото в соцсетях родителей негативно. Так, психологиня Светлана Ройз замечала, что подростки, узнав о публикации о себе, перестают доверять родителям и проводить с ними время, чтобы не попадать в кадр. Более 60% подростков от 9 до 17 лет считали публикации о себе в соцсетях родителей вторжением на личную территорию и неуважением. Среди детей от 5 до 8 лет таких было почти 40%.

«Нам может быть мило смотреть, как ребенок сидит чумазый в шоколаде — но вопрос, понравится ли ему самому такая публикация. Фотографируйте, храните эти фото для семейного архива — но выставлять на всеобщее обозрение не надо», — добавляет Карине.

Деньги

Весной 2021 года полиция открыла уголовное производство за распространение порнографии из-за аккаунта 8-летней модели. На фотографиях она позирует в постели с якобы своим 13-летним парнем, а за ее профилем следят более 6 миллионов пользователей. Мама девочки, комментируя эту ситуацию, объясняла, что это любовь, а потом отказалась от своих слов и добавила, что это была лишь пиар-акция.

  • Фото: @milamaxanets / Instagram

Видеоблоги с участием детей — это один из самых успешных способов заработать в этом секторе. Так, НВ составил рейтинг наиболее популярных видеоблогов детей с миллионами подписчиков. В топе — канал 5-летней девочки из Киева, ежемесячный доход которого составляет от 300 долларов до 4 миллионов. Этот канал родители начали вести, когда ребенку был всего год. В части таких самых популярных блогов дети распаковывают игрушки, красятся, играют, позируют в разных нарядах.

Такой формат взаимодействия с ребенком травматичен для него, объясняет психологиня, — ребенок не может контролировать свою жизнь, делает исключительно то, что нужно для публики, зависим от одобрения и не имеет выбора.

Психологические последствия

Чрезмерное присутствие ребенка без согласия в соцсетях может развить даже психологические расстройства в будущем, говорит психологиня. Наиболее опасным является показательная «успешность» семьи, которой может не быть в реальности.

«Искренние, честные фото могут нравиться потом ребенку, а могут нет, но они честные, поэтому могут даже не повлиять на будущее. Однако в то же время мы живем в инстаграмном постановочном мире. И та реальность, которая есть на фотографиях, может часто не совпадать с настоящей реальностью», — говорит Карине.

  • Коллаж: Снежана Хромец / Заборона. Фото: Unsplash / PNGWing

Например, на фотографиях может быть идиллия с любящей семьей и родителями, но в жизни на ребенка регулярно кричат или бьют.

«Тогда в сознании ребенка возникает диссонанс. Мол, я помню все по-другому, но на фото все не так — это я неправильно помню или это не те фото? Что со мной не так? Получается так, что ребенок живет якобы двойной жизнью».

Это может влиять и на взрослую жизнь. Человек будет сомневаться, может ли опираться на собственные ощущения и воспоминания — если то, что он чувствует, отличается от того, что он видит.

«Память работает так, что мы не можем запомнить все, но мы помним ощущения и эмоции. Мы можем не вспоминать событие, но вспоминать ощущения — например, как я боялась маму или как было страшно, когда приходил папа. Я не помню, что произошло, но вспоминаю эмоции. Зато вижу фото, где все счастливы. Тогда откуда у меня эти ощущения? Это вызывает недоверие к себе и миру», — говорит психологиня.

Зависимость от одобрения

Не всегда сознательно, но родители также ставят ребенка в зависимость от общественного одобрения и оценки окружающей среды. Это так или иначе произойдет, но важно разграничивать, когда именно — чем раньше, тем более остро на человека это будет влиять.

«Любой человек — это социальное существо, и он зависит от оценки окружения. Детям также очень нужно, чтобы их хвалили — родители, воспитатели, другие взрослые. Однако есть предел. Если взрослые выкладывают детские фото или видео и потом показывают — вот смотри, сколько людей тебе поставили лайки, сколько людей похвалили, тогда ребенок будет интересоваться, почему на следующее фото меньше отреагировали, чем на предыдущее — разве он здесь не такой хороший?» — говорит психологиня.

Адекватно оценить последствия соцсетей ребенок не может — это ответственность взрослых, отмечает экспертка, поэтому к каждой публикации нужно относиться осознанно.

Родители могут подсаживать детей на лайки бессознательно. И тогда, еще не имея ощущения собственной значимости, ребенок будет заполнять пустоту мнением окружающих — и его действия и мысли будут формироваться в соответствии с тем, что одобряют в соцсетях.

Алена Вишницкая

Сподобався матеріал?

Підтримай Заборону на Patreon, щоб ми могли випускати ще більше цікавих історій

Підтримати Заборону

Наверх

особенности физического, психического, речевого и социального развития мальчиков и девочек, комментарии педиатров

В раннем детстве развитие идет как никогда быстро. К году происходит интенсивный набор веса, роста. Ребенок осваивает новые движения, действия с предметами, активно развивается эмоционально и психически, начинает самостоятельно ходить, произносит первые слова. Неудивительно, что окружающих его взрослых, и прежде всего родителей, волнует вопрос — какие нормы существуют для этого возраста, и не отстает ли любимый малыш от сверстников. Рассказываем, что должен уметь ребенок в год, и чем можно помочь ему в развитии.

Важно!

В этой статье представлена общая информация, «среднее по больнице». Но необходимо понимать, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, учитывать его особенности здоровья, темперамент и другие важные моменты. Не стоит паниковать, если ребенок что-то не умеет в его возрасте из того, что «положено». Но не лишним будет проконсультироваться со специалистом — для своего же спокойствия.

Полезная информация о годовалом малыше 

Средний рост75-79 см
Средний вес9,6-10,5 кг
Средняя окружность головы45-47 см
Количество зубов8
Кризис 1 годаВ 1 год наступает переходный период между младенчеством и ранним детством. Он проявляется в увеличении самостоятельности и аффективных реакций. Запреты взрослых вызывают резкое неудовольствие и крик. Сгладить кризис легче, устанавливая новые отношения с ребенком, предоставляя ему большую свободу в допустимых пределах (1).
Гармоничное развитиеМногие исследователи считают, что для детей грудного и младшего возраста характерна гармоничность физического развития. В 1 год преобладают дети с гармоничным развитием (71,6%). Физическую дисгармоничность выявляют у 20,4% детей, а резкую дисгармоничность — всего лишь в 8% случаев (2).
Взаимосвязь физического и психического развитияВ раннем детстве психическое развитие во многом зависит от состояния здоровья. Незначительное ухудшение самочувствие влияет на эмоциональное состояние, а болезнь может разрушить уже усвоенные формы поведения. Но может быть и обратная тенденция: смех и позитивные эмоции ускоряют выздоровление во время болезней (3).

Физическое развитие ребенка в 1 год

Физическим развитием называют динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. К году сильно меняются разные показатели: длина (рост), масса тела, развитие органов и систем. 

Развитие тела

У ребенка увеличивается в размерах грудная клетка, развиваются легкие, а дыхание становится реже. Совершенствуется сердечно-сосудистая система, органы пищеварения, и развивается иммунитет. За счет укрепления костно-мышечного аппарата малыш становится более устойчивым в вертикальном положении, улучшается координация движений. Раньше казалось, что у крохи слишком большая голова и маленькие ноги, но постепенно фигура приобретает иные, более пропорциональные очертания.

Двигательные навыки

Как правило, годовалый малыш умеет самостоятельно ходить, подниматься за руку по лестнице, приседать и вставать, не используя опору. Навыки самостоятельной ходьбы не у всех одинаковы. Одни дети шустро убегают от родителей, хотя им еще нет и года, другие осваивают ходьбу без поддержки только к 15 месяцам или даже позже.

Психическое развитие ребенка в 1 год

Психическое состояние малыша в этом возрасте неустойчиво. Дети в 1 год ранимы, легко утомляются, а их настроение часто меняется.

Общение

Познавательное и эмоциональное развитие годовалого ребенка зависит от его потребности в общении со взрослыми, в особенности, в доброжелательном внимании. Ведущая деятельность для малыша в 1 год — общение, именно оно обеспечивает главные линии психического развития (1).

Ребенок в этом возрасте хорошо понимает разрешения и запреты, с готовностью выполняет просьбы взрослых «возьми», «принеси» и «положи на место».

Психомоторные навыки

Ребенок постоянно познает окружающий мир, благодаря чему его моторные навыки активно совершенствуются. В возрасте 1 год малыш умеет складывать игрушки в коробку, делать пирамидку из двух кубиков, собирать и разбирать пирамидку из нескольких колец, рассматривать картинки и находить на них знакомые предметы.  

Он с интересом забавляется с сортерами, катает по полу и бросает мячик, берет большие предметы одной рукой, а небольшие — двумя пальцами. Крохе нравится играть с водой, открывать дверцы и выдвигать ящики, имитировать действия взрослых — «разговаривать по телефону», «варить кашу», «бриться как папа».

Социальное развитие ребенка в год

Годовалый карапуз хорошо знает родителей, других членов семьи, узнает лица, голоса родственников и знакомых, которые часто бывают в доме. При появлении близких он бурно радуется, выражая свои чувства через улыбки, объятия и поцелуи. Малыш испытывает большую привязанность к близким, особенно — к матери. 

У ребенка есть любимые предметы одежды, вещи и игрушки, с которыми он старается не расставаться. Кроха с готовностью повторяет за взрослыми социальные жесты и слова. Он с удовольствием машет на прощанье рукой и посылает воздушный поцелуй.

В 1 год дети обычно опасаются посторонних. Появление незнакомца может привести к крику и слезам. Негативные эмоции обычно вызывают люди с яркой, необычной внешностью, которые грубо или громко разговаривают.

Речевое развитие ребенка в 1 год

Годовалый малыш уже пытается говорить и хорошо понимает речь взрослых. На его действия и восприятие можно воздействовать с помощью слов. Он знает собственное имя и названия предметов, которыми часто пользуется.

Словарный запас

Обычно ребенок в этом возрасте произносит от 3 до 20 слов. Он начинает постепенно выговаривать простые слова, которые постоянно слышит и звуки, которые издают животные «му-му», «мяу», «га-га». Поскольку словарный запас невелик, для привлечения внимания малыш активно использует жесты и звуки. 

Автономная речь

Главное приобретение ребенка в год — своеобразная детская речь, которую известный психолог Л. С. Выготский называл «автономной». По звучанию слова ребенка похожи на «взрослые», а иногда отличны от них: «па» — «упала», «бабан» — «банан», «тити» — «часы», «ав-ав» — собака. 

Часто малыш вкладывает в слово совсем не тот смысл, что взрослые. Дело в том, что ребенок еще не может обобщать, у него своя логика, слова используются ситуативно. Только отследив цепочку объектов, которые кроха называет одним словом, можно сделать вывод о его значении. Язык ребенка в 1 год аграмматичен: он говорит не предложениями, а отдельными восклицаниями (1).

Фото: Josh Duncan, unsplash.com

Как развивать речь

Чтобы помочь непоседе, нужно задействовать все его органы чувств: осязание, зрение, слух и вкус. Богатая сенсорная информация об окружающем мире стимулирует речь. Речевому развитию помогают тренировка мелкой моторики рук, чтение, пение, пальчиковые и музыкальные игры, гримасы перед зеркалом, игры на дыхание и игры с языком.

Здоровье ребенка в 1 год

Хорошее самочувствие малыша во многом зависит от режима дня и питания. Годовалый ребенок спит ночью по 8-10 часов и 1-2 раза днем. Педиатры советуют кормить кроху 4 раза в день кашами, овощными и фруктовыми пюре, кисломолочными продуктами, мясом и супами на мясном бульоне. До наступления 3 лет не рекомендуется включать в рацион макароны, пироги, колбасы, сосиски, пельмени, пиццу и сладости.

Плановый осмотр в поликлинике

Годовалого ребенка показывают педиатру и узким специалистам: неврологу, детскому хирургу, офтальмологу, ортопеду-травматологу и стоматологу. Кроме того, необходимо сделать клинические анализы крови и мочи.

Прививки

Согласно Национальному календарю прививок, который утвержден Министерством здравоохранения РФ, к году ребенок должен получить 3-кратную профилактику вирусного гепатита B, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. После этого один раз в год детям делают прививку от кори, краснухи, паротита и пневмококковой инфекции. 

Узнать больше

Часто встречающиеся болезни

Когда заканчивается грудное вскармливание, у малыша исчезает «материнский» иммунитет. На детских площадках, в поликлиниках и на развивающих занятиях он часто контактирует с другими детьми, поэтому в 1 год высока вероятность ОРВИ и бронхитов. Также ребенок может заболеть ветрянкой, краснухой, скарлатиной и кишечными инфекциями.

Узнать больше

Навыки самообслуживания ребенка в 1 год

Под навыками самообслуживания понимают способность ребенка соблюдать гигиену и самостоятельно выполнять необходимые действия по уходу за собой. Такие навыки зависят от физического и психического развития. 

Гигиена

К году ребенка легко научить вытирать лицо и руки после умывания, мыть руки под струей воды, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, держа ее двумя руками.

А вот освоение горшка не у всех проходит легко. Родителям нет смысла форсировать события, потому что это может вызвать негативные эмоции у крохи, и он просто невзлюбит горшок.

Взаимодействие с одеждой

Навыки одевания и раздевания тоже формируются постепенно. В год малыш, как правило, уже умеет снимать с себя носки и обувь на липучке. Он активно помогает взрослому в одевании и раздевании, протягивая руки и ноги. Чтобы этот процесс доставлял удовольствие и вызывал интерес, давайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Один из действенных способов научить малыша одеваться — надевать одежду и обувь на куклы и игрушки.

Комментарии педиатров

Андрей Максимов, врач-педиатр филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:

— В год ребенок уже уверенно сидит, достаточно хорошо ползает, неплохо стоит (некоторые, правда, еще держатся за какую-то опору), кто-то уже начинает самостоятельно ходить. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранении, в современной медицинской практике не рекомендуют стимулировать ходьбу ребенка до одного года. Не стоит нарушать заложенный природой алгоритм ходьбы — в дальнейшем это может негативно сказаться на осанке.

В один год у ребенка формируются определенные коммуникативные навыки. Он показывает на конкретные предметы, на детей, которых видит, причем годовалых детей, как правило, интересуют дети более старшего возраста. Ребенок тянется к большим игрушкам. 

Фото: Alexander Grey, unsplash.com

В этом возрасте важно уберечь малыша от различных заболеваний, особенно в осенне-зимний период. Основа заботы — вакцинопрофилактика, сделанная согласно Национальному календарю. Начиная с года ребенку уже можно делать прививку от гриппа. 

Разумеется, никто не отменял классических мер гигиены. Нужно понимать, что если дома есть маленький ребенок, по возвращению домой нужно не только мыть руки, но и лицо. Потому что в тех местах, где мы ходим — в офисах, магазинах, торговых центрах, лифтах — на лице может осесть все, что угодно. Придя домой, взрослые обязательно потянутся к ребенку, будут его обнимать и целовать. Поэтому предосторожность здесь не помешает. 

Если у кого-то из членов семьи появились симптомы респираторной вирусной инфекции, ребенка надо обязательно изолировать. Прошли те времена, когда верили, что ребенок заболел из-за того, что его «продуло». Современная педиатрия однозначно доказала, что причиной болезни может быть только контакт с переносчиками вирусных или бактериальных инфекций, поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители соблюдали осторожность. 

Еще один важный момент относительно годовалого возраста ребенка, о котором не должны забывать родители, — профилактическая доза витамина D, для детей старше года — 1500 единиц в сутки.

Вера Крылова, врач-педиатр медицинского онлайн-сервиса «НаПоправку»:

— Для оценки физического развития педиатры пользуются специальными центильными таблицами и диаграммами. К году жизни ребенок обычно вырастает примерно на 25 см. Более точные нормы для мальчиков — от 72,3 см до 79,7 см, а для девочек — от 71,4 до 78 см. Масса тела к 12 месяцам жизни обычно утраивается по сравнению с массой тела при рождении. Норма для мальчиков — от 8,9 до 11,6 кг, для девочек — 8,5-10,8 кг. 

Развитие — это очень индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. Какие-либо отклонения от нормы по мере взросления способны самостоятельно нивелироваться и требуют лишь более внимательного наблюдения со стороны педиатра.

На что следует обратить внимание? В раннем возрасте (1-3 года) у малышей повышается частота ОРЗ. Обычно к этому возрасту прекращается грудное вскармливание (нет защиты материнскими антителами), увеличивается количество социальных контактов. Старайтесь не посещать места с большим скоплением людей, особенно в сезон повышенной заболеваемости. Следите, чтобы ребенок был одет по погоде. Важна своевременная вакцинация. Если ребенок не может быть привит по тем или иным причинам, то возможна «кокон-вакцинация» — некоторые прививки, например, от гриппа, делают родителям и другим близким из окружения ребенка.

Популярные вопросы и ответы

Родители ребенка, особенно первого в семье, часто волнуются — все ли идет правильно. Отвечаем на популярные вопросы, которые касаются развития годовалого малыша.  

Какие эмоции может проявлять годовалый малыш?

Эмоции в раннем возрасте — важный показатель психического и физического развития. В норме в год малыш большую часть времени весел, активен, улыбается, смеется или находится в ровном расположении духа. Гораздо реже он бывает в подавленном, агрессивном состоянии или грустит. 

Ребенок в годовалом возрасте чувствует доброту и похвалу. Он обнимает и целует тех, кто им доволен. В то же время именно в год становятся заметны проявления личной безопасности, когда малыш пугается чужих людей и не идет к ним на руки. Нормальное явление в этом возрасте — капризы: «не хочу» и «не буду» на просьбу, которую малыш не хочет выполнять. Эмоции пока еще неустойчивы. Кроха не может их осознать и контролировать, поэтому взрослые должны реагировать не на ситуацию, а на отношение к ней малыша. Ребенок будет рад, что вы разделяете его удовольствие, и быстро успокоится, если поймет, что мама или папа понимают причину плача.

Как родители могут помогать развитию ребенка?

Самое главное — не торопить ребенка, дать удовлетворить ему потребность в привязанности к близким. Когда малыш начинает сбивать с толку капризами, непослушанием и, как вам кажется, неадекватным поведением, постарайтесь выяснить причину такой реакции. Поняв ее, вы легко найдете способ решить возникшую проблему. 

Родители — опора для ребенка. Не стоит торопить взросление. Помощь в развитии годовалого малыша — быть рядом, общаться, наблюдать, давать ему больше свободы и самостоятельности в познании мира. Полезные занятия для развития в 1 год — это развлечения с водой, крупой, пальчиковые игры и простые сюжетно-ролевые игры с игрушками. Детское развитие стимулируют песенки, чтение сказок, стишков и рассказы об окружающем мире во время прогулок.

Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 1 год?

Раньше считалось, что если малыш не говорит в 1 год, то следует бить тревогу. Обычно дети начинают произносить первые слова в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев. Однако все нормально, даже если это случается позже. Сегодня вариант нормы — неговорящие дети в возрасте 2,5-3 лет. Говорят, что юный Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. У кого родится мысль, что это был не гениальный ребенок?

Что понимает ребенок в 1 год?

Малыш в этом возрасте знает свое имя, имена членов семьи, клички домашних животных, значение слов «кушать», «спать», «одеваться», «гулять», «можно», «нельзя». Он понимает, кто свои и чужие люди, реагирует на просьбы: «подойди», «дай». Ребенок может произносить 10-15 слов, понимает назначение предметов домашнего обихода, игрушек. Сам придумывает простейшие сюжетно-ролевые игры — уложить спать куклу, покормить уточку.

Источники

  1. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. URL:
    https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf
  2. Гелашвили О. А., Хисамов Р. Р., Шальнева И. Р. Физическое развитие детей и подростков //Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL:
    https://science-education.ru/ru/article/view?id=27656
  3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. URL:
    https://college4.ru/attachments/article/40/uruntaevadoshpsi22.pdf

Дважды подумайте, прежде чем публиковать фотографии милых детей онлайн: Снимки

По

Тара Хээлле

Детские фотографии, размещенные родителями в Интернете, попали в рекламу и на порносайты. Культура РФ/Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Культура РФ/Getty Images

Детские фотографии, размещенные родителями в сети, попали в рекламу и на порносайты.

Культура РФ/Getty Images

Когда сыну Кэтлин Бербидж было 6 лет, он проделывал какую-то глупую выходку, типичную для первоклассника. Но после того, как она сделала снимок и начала пользоваться телефоном, он задал ей серьезный вопрос: «Ты собираешься опубликовать это в Facebook?»

Она засмеялась и ответила: «Да, я думаю, что буду». То, что он сказал дальше, остановило ее.

«Вы не можете?»

Тут до нее дошло: она выкладывала его фотографии в сеть, не спрашивая его разрешения.

«Мы большие сторонники телесной автономии и не заставляем его обнимать или целовать людей, если он этого не хочет, но мне никогда не приходило в голову, что я должна просить его разрешения размещать его фотографии в Интернете», — говорит Бербридж, мама. из двух человек в Уэйкфилде, штат Массачусетс. «Теперь, когда я публикую его фотографии на Facebook, я показываю ему фотографию и получаю согласие. Я могу одобрить теги и фотографии себя, которые я хочу опубликовать — почему не моего ребенка?»

Когда ее 8-месячному сыну исполнится 3 или 4 года, она планирует начать спрашивать его в соответствующей возрасту манере: «Ты хочешь, чтобы это увидели другие люди?»

Именно такой подход отстаивали два исследователя перед аудиторией педиатров на прошлой неделе на собрании Американской академии педиатрии, когда они обсуждали вызов 21-го века «совместного использования», нового термина для родителей, которые делятся информацией о своих детях в Интернете.

«Как защитники прав детей, мы считаем, что дети должны иметь право голоса в отношении того, какая информация о них передается, если это возможно», — говорит Стейси Стейнберг, профессор юридических навыков в юридическом колледже Левина Университета Флориды в Гейнсвилле.

Будь то гарантия того, что над вашим ребенком не будут издеваться над чем-то, что вы публикуете, что его личность не будет «похищена» в цифровом виде или что его фотографии не попадут на полдюжины сайтов с детской порнографией, как обнаружила одна австралийская мама, родители и педиатры все больше осознают важность защиты цифрового присутствия детей.

Стейнберг и Бахаре Кит, доцент кафедры педиатрии Медицинского колледжа Университета Флориды, говорят, что большинство детей, скорее всего, никогда не столкнется с проблемами, связанными с тем, что разделяют их родители, но между правами родителей делиться своим опытом и права их детей на неприкосновенность частной жизни.

«Мы никоим образом не пытаемся заглушить голоса родителей, — говорит Стейнберг. «В то же время мы понимаем, что дети могут быть заинтересованы в том, чтобы вступить во взрослую жизнь, чтобы оставить свой собственный цифровой след».

Они процитировали исследование, представленное ранее в этом году с участием 249 пар родителей и их детей, в котором более чем в два раза больше детей, чем родители, хотели правил о том, что родители могут делить.

«Родители сказали: «Нам не нужны правила — у нас все в порядке», а дети сказали: «Нашим родителям нужны правила», — говорит Кит. «Дети хотели самостоятельности в этом вопросе и беспокоились о том, что их родители поделятся информацией о них».

Она отметила, что Американская академия педиатрии предлагает родителям рекомендации по мониторингу использования их детьми социальных сетей, а не наоборот, что, как ожидает Дэвид Хилл, председатель Совета AAP по коммуникациям и СМИ, станет важной частью обмена сообщениями AAP.

Несмотря на то, что текущие рекомендации по работе со СМИ рекомендуют родителям моделировать надлежащее использование социальных сетей для своих детей, в нем прямо не обсуждается чрезмерное распространение информации родителями.

«Я думаю, что это вполне обоснованное беспокойство, и я ценю, что они привлекли к этому наше внимание», — говорит Хилл, отец пятерых детей. Он видит роль педиатров в том, чтобы поговорить об этом с родителями, но считает, что обмен сообщениями должен выходить далеко за пределы кабинетов педиатров. «Я с нетерпением жду, когда исследователи расширят наше понимание проблемы, чтобы мы могли воплотить ее в эффективное образование и политику», — говорит он.

На эту тему было проведено мало исследований, написал Стейнберт в юридической статье по этому вопросу. В то время как штаты могли бы принять законы, касающиеся обмена информацией о детях в Интернете, Стейнберг считает, что сами родители, как правило, лучше всего подходят для принятия этих решений за свои семьи.

«Хотя мы не хотели сеять ненужную панику, мы обнаружили некоторые проблемы, которые вызывали беспокойство, и мы подумали, что родители или, по крайней мере, врачи должны знать об этих потенциальных рисках», — говорит Стейнберг. К ним относятся фотографии, перепрофилированные для неуместных или незаконных целей, кражи личных данных, смущения, издевательств со стороны сверстников или цифрового похищения.

Родители не забывают об этих возможностях. Опрос 569 родителей детей в возрасте 4 лет и младше, проведенный в марте 2015 года Детской больницей им. К. С. Мотта при Мичиганском университете, показал, что 68 процентов беспокоятся о конфиденциальности своих детей, а 67 процентов опасаются, что их детские фотографии могут быть опубликованы. реальность.

Например, ненаучный обзор сайта с детской порнографией, проведенный австралийским правительственным чиновником, показал, что значительная часть фотографий первоначально была опубликована родителями на таких сайтах, как Facebook и Instagram. Сами фотографии были в основном невинными, повседневными сценами игры детей, но они сопровождались откровенными, неуместными комментариями. По оценкам австралийского чиновника, «около половины» из 45 миллионов изображений «получены непосредственно из социальных сетей».

Но это грязная сторона, с рисками, которые должны быть сбалансированы с преимуществами совместного использования. Стейнберг отметил, что совместное использование родителей в социальных сетях помогает создавать сообщества, объединять разрозненные семьи, оказывать поддержку и повышать осведомленность о важных социальных проблемах, по которым родители могут быть единственным голосом своего ребенка.

Тот же опрос К. С. Мотта показал, что среди 56 процентов матерей и 34 процентов отцов, которые обсуждали воспитание детей в социальных сетях, 72 процента из них сказали, что совместное использование помогает им чувствовать себя менее одинокими, и почти столько же сказали, что совместное использование помогает им меньше беспокоиться и дает им советы других родителей. Наиболее распространенные темы, которые они обсуждали, включали детский сон, питание, дисциплину, проблемы с поведением, а также детский сад и дошкольное учреждение.

«Сейчас в здравоохранении существует равноправный характер, предоставляющий родителям широкие возможности для получения полезных советов, мер по безопасности и профилактике, сообщений в поддержку вакцинации и всевозможных других сообщений от других родителей в их социальных сообществах, — говорит Венди Сью Свонсон, педиатр и исполнительный директор по цифровому здравоохранению в Детской больнице Сиэтла, где она ведет блог о своем собственном родительском пути, чтобы помочь другим родителям. «Их воспитывают люди, которых они уже предварительно выбрали и которым они доверяют», — говорит она.

«Как мы взвешиваем риски, как мы думаем о преимуществах и как мы снижаем риски?» она говорит. «Это вопросы, которые мы должны задать себе, и у каждого может быть свой ответ».

Для мамы Карен Кой из Платт-Сити, штат Миссури, избегать наготы или постов о телесных жидкостях является само собой разумеющимся, но в отношении вещей, в которых она не уверена, она задает себе ряд вопросов.

«Кому это служит? Если это кто-то, кроме ребенка, то нет», — объяснила она через Facebook Messenger. «Это что-то, что люди хотели бы услышать или увидеть? Если ответ «нет», не уходите. Хотел бы я, чтобы это всплывало как воспоминание на Facebook в плохой день? Если нет, то нет».

Последний вопрос: почему она не поделилась фотографиями, когда ее дочь попала в больницу?

«Она выглядела очаровательно в большом больничном халате, который она носила, потому что была уязвима, и мне хочется опубликовать пост, который использует эту уязвимость, чтобы привлечь внимание к нам, ее родителям», — говорит Кой. «Ее пребывание в больнице должно быть связано не с нами, а с ней и с тем, что ей нужно в данный момент».

Некоторые родители считают, что лучший выход для них — вообще не делиться. Бриджит О’Хэнлон и ее муж, проживающие в Кливленде, еще до рождения дочери решили, что не будут размещать ее фотографии в Интернете. Когда несколько членов семьи разместили фотографии, О’Хэнлон и ее муж ясно выразили свои пожелания.

«Было трудно не поделиться ее фотографиями, потому что люди всегда хотят знать, как поживают младенцы и малыши, и видеть фотографии, но мы приняли решение иметь социальные сети, а она этого не сделала», — сказала О’Хэнлон NPR через Facebook-мессенджер.

Не знаете, как и чем делиться?

Для родителей, которые только начинают осознавать возможные риски, связанные с общением с детьми в Интернете, поговорите со своим ребенком о том, что ему удобно, и следуйте некоторым основным рекомендациям.

Стейси Стейнберг, профессор юридических навыков в юридическом колледже Левин Университета Флориды, и Бахаре Кит, доцент кафедры педиатрии в Медицинском колледже Университета Флориды, предлагают следующие варианты:

  • Знай свои сайты в социальных сетях. политики конфиденциальности.
  • Настройте уведомления, чтобы предупреждать вас, когда имя вашего ребенка появляется в поисковых системах, с помощью Google Alerts и Talkwalker Alerts.
  • Родители, решившие рассказать о поведенческих проблемах своих детей, должны подумать о том, чтобы поделиться анонимно.
  • Будьте осторожны, прежде чем сообщать фактическое местонахождение вашего ребенка.
  • Рассмотрите возможность предоставления детям старшего возраста права вето на раскрытие информации в Интернете.
  • Подумайте о рисках, прежде чем публиковать фотографии детей в раздетом состоянии.
  • Подумайте о том, как совместное использование может повлиять на будущее благополучие вашего ребенка.

Точно так же Элисон Джеймисон из Фейрпорта, штат Нью-Йорк, решила вместе со своим мужем, что их ребенок имеет право на собственную личность в Интернете. Они использовали платформу для обмена фотографиями только по приглашению, чтобы друзья и семья, в том числе находящиеся далеко, могли видеть фотографии, но они твердо стояли на своем, когда получили отказ от использования других платформ социальных сетей, сказала она NPR через Facebook Messenger.

«Для большинства семей это путешествие. Иногда что-то идет не так, но в большинстве случаев это не так», — говорит Суонсон, которая рекомендует начинать спрашивать у детей разрешения на публикацию рассказов или фотографий в возрасте от 6 до 8 лет. «Мы мы будем узнавать все больше и больше, что такое наша терпимость. Мы можем попросить наших детей помочь нам узнать как общество, что хорошо, а что нет».

Действительно, этот процесс обучения идет в обе стороны. Бриа Данхэм, мать из Сомервилля, штат Массачусетс, была так взволнована моментом братской связи, когда ее первоклассник и ребенок вместе принимали ванну, что сделала несколько фотографий. Но когда она подумала о том, чтобы опубликовать их на Facebook, она приняла точку зрения своего сына: как бы он себя чувствовал, если бы родители его одноклассников увидели его фотографии в ванне по грудь?

«Это заставило меня задуматься о том, как я учу его владеть своим телом и как то, что мы разделяем сегодня, сохранится в будущем», — говорит Данхэм. «Поэтому я оставил фотографии себе и воспринял это как еще один шаг в поддержку его растущей автономии».

Тара Хээль — соавтор книги «Информированный родитель: научный ресурс для первых четырех лет жизни вашего ребенка» . Она в Твиттере: @tarahaelle

Руководство по фотосъемке и обмену изображениями

Введение Введение

Руководство по фото- и видеосъемке

Важно, чтобы дети и подростки были довольны своими достижениями и имели фотографии и видеозаписи своих особых моментов. Семья и друзья также хотят иметь возможность поделиться успехами своих детей, когда они участвовали в особом мероприятии или мероприятии.

Тем не менее, некоторые дети, родители или опекуны могут быть недовольны тем, что делятся фотографиями самих себя или своих детей. Например:

  • если ребенок и/или его семья подверглись жестокому обращению, они могут беспокоиться о том, что преступник выследит их в Интернете религиозные или культурные причины отказа от фотографирования.

При фотографировании или видеосъемке детей и молодых людей важно помнить о защите и защите детей. Вероятность неправильного использования изображений можно уменьшить, если организации осознают потенциальные опасности и принимают соответствующие меры.

Вам также следует учитывать последствия для защиты данных при создании, использовании и хранении изображений детей и молодежи для нужд вашей организации.

Мы составили руководство, которое поможет вам подумать и снизить риски, связанные с созданием и распространением изображений детей.

> Узнайте больше о защите детей

Риски

Риски обмена изображениями в Интернете

Обмен фотографиями и изображениями детей в социальных сетях или на других онлайн-платформах сопряжен с потенциальными рисками. Например:

  • дети могут стать уязвимыми для ухода за собой, если фотография будет опубликована вместе с информацией, позволяющей их идентифицировать. Сюда входят: личные данные; тег с информацией о местоположении; визуальные детали, такие как школьная форма
  • неприемлемые изображения детей могут быть опубликованы в Интернете
  • изображения могут быть скопированы, загружены, сделаны скриншоты или опубликованы кем угодно
  • изображения детей могут быть адаптированы и использованы ненадлежащим образом
  • фотографии или видео могут отображаться в результатах поиска в Интернете
  • в зависимости от условий использования онлайн-платформы, изображение может принадлежать платформе после его публикации. Затем платформы могут лицензировать изображения для использования третьими лицами, например, в коммерческих целях
  • каждая фотография или видео и любые комментарии к ним становятся частью общедоступного изображения ребенка. Это может повлиять на них в более позднем возрасте — например, это может повлиять на то, как они видят себя или как их воспринимают при приеме на работу

(Thinkuknow, 2021).

Прежде чем публиковать изображения детей в социальных сетях, взрослые должны подумать, насколько широко могут распространяться изображения, как долго они могут оставаться доступными и как это может повлиять на благополучие детей в долгосрочной перспективе.

Заявление о политике в отношении фотографии

Написание заявления о политике в области фотографии

Школы, клубы и организации должны иметь письменное заявление о политике в отношении фотографии, в котором излагается ваш общий подход к снимкам детей и молодежи, сделанным во время мероприятий и мероприятий.

Это заявление о политике следует использовать вместе с более подробным набором процедур, объясняющих, как ваша организация использует изображения детей и молодежи в публикациях, на веб-сайтах и ​​в социальных сетях, а также какие действия вы предпринимаете для обеспечения безопасности детей.

Вы должны убедиться, что дети, родители, сотрудники и волонтеры понимают заявление о политике и знают, как можно более безопасно делиться фотографиями и фильмами, снятыми во время мероприятий и мероприятий вашей организации.

Мы создали пример заявления о политике в области фотографии и видеосъемки, которое вы должны адаптировать в соответствии с контекстом вашей организации. Это следует использовать вместе с вашими всеобъемлющими политиками и процедурами безопасности в Интернете и защиты детей.

> Загрузите наш пример заявления о политике в области фото- и видеосъемки (PDF)

> Узнайте больше о разработке политики безопасности в Интернете

> Узнайте больше о защите детей и мерах безопасности

Обмен изображениями

Руководство по обмену изображениями

Получение согласия на обмен изображениями детей и молодежи

Когда требуется согласие?

С детьми следует всегда консультироваться по поводу использования их изображения и давать согласие на его использование и распространение.

Молодым людям младше 16 лет необходимо также получить согласие родителей на использование изображения.

В ситуациях, когда дети младше 16 лет разлучены со своими родителями (например, если они находятся на попечении), вам следует получить согласие лица, несущего родительскую ответственность (например, опекуна ребенка или местных властей).

Для подростков в возрасте от 16 до 17 лет вам следует решить, уместно ли получение согласия родителей, в зависимости от вида деятельности и обстоятельств подростка. Если вы решите, что вам не нужно согласие родителей, подумайте, следует ли вам по-прежнему информировать родителей о том, что фотография ребенка публикуется. В большинстве случаев родители несут юридическую родительскую ответственность за своих детей в возрасте до 18 лет.

Как получить согласие

Убедитесь, что дети, молодые люди, их родители и опекуны понимают, с чем они соглашаются.

  • Сообщите им, что делается фото или видео.
  • Объясните, для чего будет использоваться изображение.
  • Попросите их согласия поделиться своим изображением и запишите это в письменной форме согласия.
  • Сообщите им, как долго действует их согласие и как долго вы будете хранить изображение.
  • Объясните, что вы будете делать, если ребенок или его родители передумают и отзовут свое согласие на более позднем этапе.
  • Укажите, что если изображение ребенка использовалось в Интернете или в печатных публикациях, его будет очень трудно отозвать в случае отзыва согласия.

Зарегистрируйте письменное согласие родителей, опекунов и детей на использование изображений.

Хорошей практикой является информирование детей и родителей о вашей политике в отношении фотографии и получение их согласия в начале года. Вам также может потребоваться дополнительное согласие в определенных обстоятельствах (например, если вы привлекаете профессионального фотографа или фотографии могут появиться в местных или национальных СМИ).

> Загрузите образец формы согласия на фото- и видеосъемку (PDF)

Что делать, если согласие не дано

Если дети и/или их родители и опекуны не хотят, чтобы их фотографировали или делились ими, вы должны уважать их желание.

Дети никогда не должны быть исключены из мероприятия, потому что у вас нет согласия на их фотографирование.

Перед фотосессией вы должны согласовать с родителями, опекунами и ребенком лучший способ их идентификации, чтобы фотограф знал, что их нельзя фотографировать. Это может включать предоставление им значка, наклейки или браслета. Какой бы метод вы ни выбрали, вы должны убедиться, что дети не чувствуют себя изолированными или изолированными.

Консультирование родителей или опекунов по поводу публикации изображений детей в социальных сетях

Нет закона, запрещающего фотографировать на публичных мероприятиях, в том числе чужих детей (Ask the Police, 2021).

Но в вашем заявлении о политике в отношении фотографии должно быть четко указано, что родители или опекуны должны получить разрешение, прежде чем публиковать фотографии или видео чужих детей в социальных сетях.

Подумайте о том, чтобы попросить родителей не публиковать фотографии или видеозаписи событий и мероприятий в социальных сетях, где могут быть идентифицированы чужие дети. Объясните, как такой обмен изображениями может подвергнуть риску некоторых детей и семьи.

Ваше заявление о политике в области фото- и видеосъемки должно включать раздел о том, как вы изложите свои требования к родителям, опекунам и членам семьи, которые хотят снимать фотографии и видео для личного пользования.

> Загрузите наш пример заявления о политике в области фотографии и видеосъемки (PDF)

Сообщите родителям или опекунам, которые хотят поделиться фотографиями или видео своих детей в социальных сетях, чтобы убедиться, что они понимают, кто еще сможет просматривать изображения их ребенка .

Предложите родителям или опекунам использовать свои настройки конфиденциальности, чтобы убедиться, что только их друзья могут видеть их профиль и фотографии, и что настройки геолокации не раскрываются. Прежде чем опубликовать фотографию, родители или опекуны также могут убедиться, что нет ничего, что могло бы позволить распознать местоположение или личность, например школьные логотипы или знаки, названия дорог или названия клубов, которые посещает их ребенок.

Поощряйте родителей спрашивать разрешения детей, прежде чем публиковать их фото или видео в Интернете. С очень маленькими детьми и младенцами это будет невозможно, но родители и опекуны должны учитывать долгосрочные последствия публикации изображения, прежде чем публиковать его.

Вы можете провести информационный сеанс для родителей по безопасности в Интернете, который может включать информацию о совместном использовании изображений в Интернете.

> Узнайте больше о предотвращении злоупотреблений в Интернете 

Хранение изображений

Безопасное хранение изображений

Если ваша организация хранит изображения или видеозаписи детей для официального использования, вы должны убедиться, что соблюдаете Закон о защите данных 2018 г. 

Вы должны принять меры для снижения риска несанкционированного доступа и ненадлежащего использования изображений детей. Это может включать:

  • хранение изображений в безопасном месте
  • шифрование электронных изображений перед их сохранением
  • использование только устройств, принадлежащих вашей организации, для съемки и хранения фотографий и записей детей
  • проверка всех, кто делает или использует изображения детей для вашей организации имеет на это разрешение.

Управление уполномоченного по информации (ICO) предоставляет рекомендации по защите данных (ICO, 2021a).

Дополнительные рекомендации по шифрованию (ICO, 2021b) и хранению данных (ICO, 2021c) также предоставляются ICO.

Министерство образования (DfE) предоставило школам Англии набор инструментов для защиты данных, который включает информацию о сохранении и хранении изображений детей (DfE, 2018). Передовой опыт, изложенный в этом руководстве, также может быть полезен школам в других странах Великобритании.

Кабельное телевидение

CCTV и камеры наблюдения

Ваша группа, организация или бизнес могут подумать об использовании замкнутого телевидения (CCTV) или систем наблюдения для обеспечения безопасности детей и молодежи. Но перед тем, как сделать это, вам необходимо проанализировать следующее:

  • оправдано ли это
  • является ли это наиболее эффективным способом обеспечения безопасности людей
  • какое влияние это окажет на конфиденциальность людей
  • как вы обеспечите работу своей системы в рамках закона, в частности, Закона о защите данных 2018 года. и комиссар по камерам наблюдения, 2021 г.).

    ICO также подготовил контрольный список для организаций перед установкой видеонаблюдения (ICO, 2021c).

    Ofsted предоставляет информацию о том, как он проверяет использование наблюдения в жилых и детских учреждениях в Англии (Oftsed, 2019).

     

    Ссылки и ресурсы

    Ссылки и ресурсы

    Спросите полицию (2021) Q717: Я хочу сделать несколько фото/видеоматериалов на публике, теперь это незаконно? [Проверено 12.09.2021].

    Уполномоченный по биометрии и камерам наблюдения (2021 г.) Внесены поправки в правила поведения в отношении камер наблюдения. [По состоянию на 19.05.2022].

    Департамент образования (DfE) (2018 г.) Защита данных: инструментарий для школ. Лондон: DfE.

    Управление уполномоченного по информации (ICO) (2021a) Руководство по защите данных. [По состоянию на 28.07.2021].

    Управление комиссара по информации (ICO) (2021b) Шифрование. [По состоянию на 19.05.2022].

    Офис уполномоченного по информации (ICO) (2021c) Хранение, совместное использование и безопасность данных. [По состоянию на 19.05.2022].

    Управление комиссара по информации (ICO) (2019c) Контрольный список CCTV. [По состоянию на 28.07.2021].

    Ofsted (2019 г.) Наблюдение и мониторинг в учреждениях по уходу за детьми по месту жительства: информация для поставщиков и менеджеров об использовании наблюдения, включая видеонаблюдение, в учреждениях по уходу за детьми по месту жительства и о том, как Ofsted будет оценивать его использование. [По состоянию на 28.07.2021].

    Мыслихнау (2021). Делитесь фотографиями своих детей в Интернете. Лондон: Управление CEOP Национального агентства по борьбе с преступностью. [По состоянию на 28.07.2021].

    Детская линия

    Если ребенку или подростку требуется конфиденциальная помощь и совет после того, как его изображение было опубликовано в Интернете, направьте его в Детскую линию.