Современные интеллектуальные игры для старшеклассников: организация и примеры заданий
Хорошо известно, что игра является, по Л.С. Выготскому , ведущим видом деятельности детей, чем умело пользуются педагоги начальной школы, пятых и шестых классов. Однако верно построенная игра, направленная как на итог (победу), так и на процесс (подготовку к игре), активизирует
познавательный интерес старшеклассников в области предмета «Литература».
Читающим книги школьникам не хватает возможности обсудить их с кем-то, кто тоже заинтересован в таком общении, те, кто еще не читают, оказавшись в центре обсуждения, получают возможность услышать, узнать о книге не только от учителя, но и от ровесников.
Все больше уходит из урока литературы целостное впечатление от книги, полученное школьниками в результате умного урока умелого учителя.
В процессе игры азарт команды всегда сильнее личных амбиций одиночки, что немаловажно с точки зрения воспитания.
Команды могут быть:
- из одного класса (на первой стадии обращения учителя к подобной работе),
- из параллельных классов или даже из разных школ.
Также есть смысл организовывать литературные турниры в два этапа: на последний выходят победители промежуточных.
По нашим наблюдениям, нынешним школьникам очень не хватает общих интересных активных действий, связанных с культурой, искусством, в которых
ребята будут не проявлять собственные лидерские наклонности, а представлять и защищать интеллектуальный статус своей гимназии, школы,
лицея.
Стоит отметить, что именно интеллектуальной игрой, то есть активным занимательным действом, мы стремимся привлечь внимание старшеклассников к программным литературным произведениям, как изучаемым в старших классах, так и знакомым ученикам по программе средней школе.
В качестве базы в игре используются программные произведения.
Игра состоит из двух этапов, в общей сложности (сама игра, подготовка к ней, тренировки) длится почти полгода: с января, когда учитель

Все подробности организации игры можно найти на сайте Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
Задания
Задания для первого отборочного тура каждый год даются разные.
Один раз это была интерпретация (устное выступление и письменный эквивалент) одного из трех произведений по выбору команды: Е. Замятин «Дракон», Т. Толстая «Серафим», Ю. Буйда «Вышка». В качестве задания может быть предложена подготовка «Слова о поэте XIX века».
В первом туре команды знакомятся друг с другом, могут сравнить свои литературные предпочтения и представления с уровнем и знаниями
других команд – своих ровесников. Вопросы задают и школьники, и члены жюри отборочного тура.
Приведем далее планы игр с примерами конкретных заданий с необходимыми методическими комментариями.
Разминка (устно).Проходит по кругу, ответы даются сразу, без предварительной подготовки. Оценки: 1 балл за каждый правильный ответ.
Пример: говорится название, надо сразу вспомнить автора:
1) «Снегурочка» – А. Н. Островский;
2) «Дворянское гнездо» – И.С. Тургенев.
Задание 2. Узнать произведение по иллюстрации – 11 иллюстраций (по 1 баллу за правильный ответ: автор, название литературного произведения):
Трудности у старшеклассников возникают с узнаванием героев А. Грибоедова, Ф. Достоевского, Н. Гоголя, И. Тургенева. Это связано с фактическим отсутствием у школьников представлений о том, как выглядели люди из разных сословий в XX веке.
N.B. В процессе урочной работы то, что касается одежды, внешнего вида героев, интерьера, расположения усадьбы помещика, может стать хорошей темой для проекта, и не только в старших классах, а уже начиная с пятого класса.
Задание 3. Игры в литературе (устно). Кто играет, из какого литературного произведения?
Оценки: за 0,5 балла за каждый верный ответ: автор, название, имя героя. Максимум – 1,5 балла. Пример такого задания: «Бьете вы мою карту или нет?
Другие произведения, эпизоды: игра в горелки из «Барышни-крестьянки» А. С. Пушкина (про Алексея Берестова рассказывает Настя,
горничная Лизы Муромской, глава «Игры»), Л. Толстой «Детство», колядки из. «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя; Кнуров и Вожеватов
играют в орел или решку, действие 4, явление 6, А.Н. Островский «Бесприданница», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», глава «Фаталист» («Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре»).
В этом задании вместе собираются те герои разных классических произведений, кто, так или иначе, предавался игре. Общая тема, объединяющая вовсе не схожих между собой персонажей, обнажает самые яркие свойства героев и помогает не только узнать знакомых, запомнившихся героев, но и вспомнить забытые образы. Объединяющей должна быть не любая общая черта, а та, что созвучна или понятна старшеклассникам.
Задание 4. Видеоролик «Памятники писателям в Санкт-Петербурге».
Задача – узнать, памятник (какому писателю посвящен и в где в Петербурге находится это место). Видеоролик демонстрирует памятники:
Трудности возникают не с узнаванием писателей, а с указанием места, где памятник находится в Петербурге.
Задание 5. Инсценировка по доставшемуся эпизоду из пьесы-сказки Е. Шварца «Золушка».
От команды приглашаются два человека для инсценировки, получают /вытаскивают свой фрагмент и отправляются готовиться. Показывают после
конкурса 6.
Задание 6. Жилища литературных героев
Фрагменты читаются вслух. В письменных ответах надо указать автора, название, героя. Оценка: автор, название – 0,5 балла, герой – 0,5 балла.
Другие фрагменты этого задания взяты из следующих произведений:
В зависимости от времени, это задание можно проводить и устно, читая вслух все вышеперечисленные эпизоды, но адресуя каждый только
одной команде по очереди.
Задание 7. Закончить рассказ: предположить возможный финал.
Смысл подобной работы – максимально погрузить школьников в авторский мир. Командам надо попытаться воссоздать смысл последней фразы и высказать предположение о возможном названии.
Автор задания, учитель школы № 348 Е.К. Лифоренко, предлагает рассказ В. Гроссмана «За городом».
Разумеется, рассказ или новелла для такого конкурса должны быть небольшими по объему, текст читается (без указания названия и последней фразы) вслух и затем раздается командам на несколько минут.
Приведем некоторые версии последней фразы и названия, предложенные командами, которым для этого дали несколько минут.
После всех прозвучавших версий ведущий читает финал рассказа В. Гроссмана.
Такие задания полезны не только в игре, но и на уроке: задействуя творческое воображение школьников, подобная работа мобилизует общее воспоминание о настроении художественного произведения.
Задание 8. Музыкальное (письменно)
Оценка: максимум 2 балла за каждый верный полный ответ: дать название и автора литературного первоисточника.
Звучат в записи (видео) небольшие музыкальные фрагменты:
Этот конкурс оказался самым трудным, несмотря на выбранные хрестоматийные произведения. Каждое музыкальное произведение написано на основе существующего литературного сюжета, известного школьникам.
Задание 9. Интерпретация по иллюстрации Саввы Григорьевича Бродского к повести Н.В. Гоголя «Шинель».
На экране – картина. Задача – за короткое время создать и прочесть свою интерпретацию увиденного. Приведу два примера получившихся текстов-интерпретаций:
Задание 10. «Маршруты» – действия героев (устно)
Чьи действия (маршруты) представлены? Оценка: 1 балл – автор, название.
Читаем подборку, обозначающую действия. Одна подборка предлагается одной команде. Если команда не отвечает, то слово предоставляется другой команде. После верного ответа читается сам эпизод целиком/
Задание 11. Узнать Пушкинские произведения по фрагментам из фильмов
Динамика игры должна быть разнообразна: в одном задании все команды совещаются, идет мыслительная совместная работа, в следующем – от команды приглашают представителей для отдельного творческого задания, а остальные продолжают игру, затем – письменное задание, когда при слушании музыки или наблюдении за видеорядом ребята записывают ответы, или творят текст, фиксируют результаты общего наблюдения и т.
д
По ходу игры отмечайте, какие виды игровых заданий более подходят именно этим ученикам, что конкретно вызывает их активность. Эти педагогические наблюдения помогут вам самостоятельно подготовить и провести успешно подобные игры.
Статьи по теме
- Занятия с одаренными школьниками на уроках литературы
- Урок-коллоквиум: из опыта преподавания литературы в 5-6 классе
- Проблемные вопросы на интегрированных уроках литературы
- Прием RAFT на занятиях по русскому языку и литературе
- Как анализировать художественные тексты с помощью Национального корпуса русского языка
- Игра-мастерская «Магисториум-университет мудрости» на уроке литературы в школе
- Система заданий к урокам изучения поэмы М.Ю. Лермонтова «МЦЫРИ»
Интеллектуальные игры для школьников: виды и особенности
О чем речь? Интеллектуальные игры для школьников – это особые логические или стратегические игровые техники, успех в которых напрямую зависит от способностей и навыков игроков. Здесь тоже есть свои правила и сюжетная линия.
Зачем нужны? Благодаря такого рода играм подростки могут развивать свои умения, осваивать новые области знаний. Кроме того, в рамках взаимодействия школьники больше знакомятся друг с другом, узнают одноклассников лучше с разных сторон.
Оглавление:
- Цели и задачи интеллектуальных игр для школьников
- Интеллектуальные игры для младших школьников
- Интеллектуальные игры для средних школьников
- Интеллектуальные игры для старших школьников
- 5 «за» в пользу интеллектуальных игр для школьников в старших классах
Цели и задачи интеллектуальных игр для школьников
Одаренностью обычно называют наличие потенциально высоких способностей. Это понятие в середине XIX века ввел Фрэнсис Гальтон, английский исследователь и психолог. И по сей день оно является предметом научного интереса множества исследователей по всему миру.
Одаренность проявляется чаще всего в детстве. Нужно быть крайне внимательным по отношению к детям и тем навыкам, что они проявляют в повседневной жизни, а также уметь моделировать ситуации, способные выявить подобные склонности и таланты.
Лучшим способом для обучения и выявления одаренности ребенка является игра. Это очень естественный и гармоничный способ познания мира, который используется для воспитания и обучения.
Человек начинает самостоятельно играть в возрасте трех-четырех лет и, как показывают исследования, не прекращает этого делать до конца своих дней. Игра естественна для нас, она созвучна нашей природе, поэтому ей отводится особое место.
Одной из самых распространенных форм обучающих игр является интеллектуальная. В ее основе лежит обязательное использование игроками эрудиции. Чаще всего она строится в форме «вопрос — ответ» и имеет своей целью не только развлечь, но и улучшить когнитивные способности участников, а также развить их познавательный интерес и выявить научные и профессиональные склонности.
В школах интеллектуальные игры используют для выявления самого эрудированного, а также для поддержки эмоционального настроя и создания положительного отношения к учебе.
Какие цели может нести интеллектуальная игра?
- Обучающие: увеличение знаний, обучение навыкам и умениями, расширение кругозора.
- Личностные: воспитание самостоятельности и ответственности, объяснение нравственных и этических категорий, развитие художественного вкуса и эстетических позиций, взращивание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие: когнитивные способности (внимания, памяти, речи, мышления и др.), творческие способности, мотивационную сферу.
- Социализирующие: контроль и саморегуляция, взаимодействие и работа в группе, общение и психотерапия, приобщение к нормам и ценностям общества.
Игровая деятельность решает следующие задачи:
- улучшает коммуникативные навыки детей;
- способствует развитию воображения;
- тренирует образное мышление, внимание и речь;
- совершенствует креативность и нестандартное мышление;
- развивает координацию и моторику;
- помогает сформировать коллектив и адаптировать ребенка к новой среде.
Интеллектуальные игры для младших школьников
Что таким бывает?
Игра подойдет для небольшой группы детей. Она достаточно проста в исполнении и не требует дополнительной подготовки, положительно влияет на коммуникативные навыки и развивает логическое мышление. Игра состоит в том, что каждый участник по кругу задает своему соседу вопрос формата:
- Что бывает мягким?
- Что бывает коротким?
- У чего есть крылья?
- Что можно делать в магазине?
Это примерный список того, какие вопросы дети могут задавать друг другу. В реальности их количество может быть в десятки раз больше и охватывать разные сферы. Это прекрасная интеллектуальная игра для школьников 1-4 класса, так как учит малышей общаться между собой и не бояться говорить о себе.
Пятый лишний
Простое и легкое развлечение, суть которого заключается в том, чтобы найти из пяти предметов лишний. Для того, чтобы ее провести потребуется небольшая подготовка. Можно взять карточки с категориями и функциями или использовать для этого реальные физические предметы. Задача педагога отобрать несколько предметов, которых что-то объединяет, и один, который совсем не подходит. Например, взять изображения домашних животных и добавить к ним волка. Ребенок должен догадаться, что лишнее.
Рисуй и зачеркивай
Эта игра развивает слух, внимание и концентрацию. Она относится к разряду соревновательных и помогает выявить самого внимательного. Алгоритм проведения достаточно прост. Перед каждым ребенком кладется лист бумаги и карандаш. Далее педагог говорит задание, например: «Нарисуйте три треугольника, один круг и два квадрата. Зачеркните третий предмет».
Фантазеры
Это пример интеллектуальной игры для школьников 5-7 лет, которая, в отличие от предыдущих игр, требует небольшой подготовки. Она заключается в том, чтобы изготовить небольшие карточки и вписать на них неоконченные фразы. Задача детей будет в ходе соревнования закончить их. Можно зашифровать, как реально существующие предметы (это будет развивать логическое мышление), так и то, чего не существует (окажет влияние на воображение). Что можно написать:
- Машина без колес — это …
- Перчатки без пальцев — это …
- Водолазка без рукавов — это …
Эстетическое удовольствие
Интеллектуальная игра для младших школьников, чье название полностью отражает суть. Она заключается в том, чтобы ребенок сам придумал и нарисовал «комнату своей мечты». Важно, чтобы он не только сделал это красиво, но и максимально продумал все функциональные зоны: где он будет спать, куда нужно поставить шкаф, а где лучше установить стол для занятий.
Чем больше деталей продумает малыш, тем лучше. Такое внимание к мелочам научит ребенка обращать внимание на маленькие, но значимые вещи, а также подарит море положительных эмоций.
Интеллектуальные игры для средних школьников
Театральная азбука
Веселая игра для группы в 5-7 человек, из которых один будет водить, а остальные загадывать. Игрок, который отгадывает, выходит из кабинета, остальные придумывают слово и каждый берет себе из него по букве. Далее для каждой буквы определяется черта характера. Например, з — зануда, п — плакса и т.д. Как только каждый получил по своей «роли», возвращается вода и пытается отгадать все черты характера, а потом по первым буква отгадать главное слово.
По счету выполняй
Интеллектуальная игра для школьников 5-7 класса, развивающая скорость реакции и способность быстро соображать. Чем больше участников, тем веселее игра и больше вариантов ее выполнения. Проходит она следующим образом: выбранный ведущий дает команды, каждая из которых предполагает строиться в шеренгу по определенному параметру. Например, по росту, возрасту, весу, оценке за контрольную и т.д.
Прятки в квадрате
Развлекательная игра, которая представляет собой разновидность всем знакомых пряток. Есть несколько отличий. Во-первых, ищут ведущего, а не ведущий. Во-вторых, ищут по очереди согласно порядковому номеру, который выпал на слепой жеребьевке. В-третьих, поиски ограничены по времени. Если игрок не смог найти водящего за установленное время, например, за минуту, то он выбывает и его место занимает другой.
Надежная опора
Это не интеллектуальная игра, а скорее командообразующая. Она отлично подойдет для школьников 5 класса. Ее используют для того, чтобы усилить командный дух и сплотить коллектив. Все становятся в круг левой рукой в центр, после игроки должны подойти максимально близко друг к другу, сомкнув кольцо.
После того, как игроки плотно-плотно прижались друг к другу, они должны одновременно присесть так, чтобы каждый оказался на коленях у сзади стоящего. Главный вызов этой игры в том, чтобы не упасть. Справиться с ним просто: нужно вытянуть руки в сторону.
Прием-прием
С ее помощью можно усилить такие когнитивные способности, как внимательность и наблюдательность. По правилам игры выбирают одного игрока, который будет выполнять роль ведущего. Он становится в центр, а все остальные участники садятся в круг взявшись за руки.
Далее начинается игра: первый участник сжимает руку соседа справа, тот – своего соседа, а сосед — своего соседа. Происходит своеобразная передача импульса до тех пор, пока центральный игрок не остановит передачу словом «стоп». Далее он должен угадать, на ком закончился прием. Если он это сделает, то отгаданный игрок становится водой, а главный занимает его место.
Интеллектуальные игры для старших школьников
Тематический квиз
Интеллектуальная игра подобного рода подойдет для старших подростков, школьников с 6-8 по 9-11 классы. Она заключается в том, чтобы отвечать на заранее подготовленные вопросы. Выберите тему, интересную всем участникам, подготовьте вопросы, разделите класс на команды и проведите игру. Уверяем, она понравится всем участникам.
Где логика?
Отличной альтернативой квизов является игра на логику и эрудицию. Подберите интересные загадки, придумайте необычные вопросы, разыщите задания на внимательность и способность сопоставлять. Уверяем, такое интеллектуальное соревнование принесет огромное удовольствие всем участникам.
Закончи реплику
Данное развлечение можно использовать не только для развития и тренировки памяти, но и для подготовки к какому-нибудь экзамену. Правила просты. Подготовьте десяток-другой известных выражений, чтобы было интереснее и смешнее берите их не только из изучаемого предмета или литературы, но и из современных сериалов, песен или даже мемов. Ведущий должен зачитывать эти фразы, но не до конца, а участники пытаться дословно продолжить их. Выигрывает тот, кто больше всего вспомнит.
Школьная викторина
Интеллектуальная игра для школьников 9-11 класса, которую можно провести как на внеклассном часе, так и на уроке, если подобрать вопросы по теме занятия. Строится по формату «вопрос — ответ», отличается от квиза тем, что тут каждый сам за себя и по итогу выбирается самый умный ученик класса. Вопросы для нее можно взять в интернете, а в качестве поощрения можно подготовить какие-нибудь веселые призы.
Уно
С этой игрой большинство старшеклассников знакомы, потому что она является одной из самых популярных на вечеринках по случаю дня рождения. Плюс ко всему ее легко провести. Для этого необходимо приобрести набор карточек и следовать инструкции на упаковке. Несмотря на всю кажущуюся простоту данной игры, она не только развлекает, но и отлично развивает логические навыки, критическое мышление и умение наблюдать за действиями соперников.
5 «за» в пользу интеллектуальных игр для школьников в старших классах
- Гибкость и широта применения
Геймификация — это слово, прочно вошедшее в сферу современного обучения. Сегодня сложно представить, что учеба строится только на чтении учебников и сдачи контрольных, она гораздо разнообразней всего этого. Интеллектуальные игры — одна из разновидностей. Данный формат предполагает максимальную гибкость и может быть использован как для усвоения какого-то нового знания, формирования навыка, так и для сплочения коллектива.
Тематическое разнообразие и широта сфер применения данного вида обучения — не единственные плюсы. Благодаря своей гибкости интеллектуальная игра может быть использована в качестве тренировки перед олимпиадой или для поступления в вуз.
Например, некоторые специальности предполагают помимо сдачи ЕГЭ творческий конкурс, который зачастую может быть реализован в виде бизнес-игры или собеседования. К этому сложно подготовиться в узких школьных рамках, а вот в ходе такого внеклассного развлечения более чем возможно.
Один за всех
Система образования в большинстве своем построена на оценке индивидуальных знаний и навыков. Это не только школьные контрольные и проверочные работы, но и государственные конкурсы, конференции, олимпиады и даже исследовательские и аналитические работы.
Все направлено на то, чтобы выявить индивидуальные таланты. Во взрослой жизни чаще всего мы работаем командой, а не каждый сам за себя. Именно поэтому умение работать вместе — это важный навык, который необходимо развивать.
Многие интеллектуальные игры представляют собой командные состязания. Квизы, викторины и др. — все они построены на том, что победить можно только сообща. При помощи них школьники учатся полагаться на товарищей по команде, распределять нагрузку, выделять и использовать сильные стороны каждого из членов команды, проводить совместные мозговые штурмы, принимать коллективное решение и вместе отвечать за фактический результат.
Это отличная практика, которая в будущем поможет продуктивно и качественно работать в коллективе
Все дети разные. У кого-то лучше получается разбираться в одной теме, у кого-то — в другой; один имеет хорошую память и быстро соображает, второй стратегически мыслит и отлично организовывает других. Играя в такие интеллектуальные игры, школьники учатся слышать друг друга, распределять обязанности и работать сообща. Работа в команде оставляет возможность и для проявления личностных качеств и характеристик. Например, в конкурсе капитанов.
Полезное с приятным
Участие в интеллектуальных играх не гарантирует легкого поступления в университет, оно не учитывается при поступлении и не влияет на оценку за итоговый экзамен. Однако дипломы и сертификаты, заработанные в ходе таких соревнований, могут стать основой для портфолио, которое, в свою очередь, может оказать влияние на решение приемной комиссии. Подобного рода игры — это показатель активности и интереса школьника, вузы это любят.
Некоторые соревнования имеют призовые фонды, а это значит, что появляется реальный шанс выиграть что-то полезное для себя. Например, книги или технику.
Виват, путешествие!
Не все игры проходят в рамках школы, некоторые — выходят за ее пределы и даже дают участникам возможность посетить другие города. Путешествие в дружной команде единомышленников — еще один приятный бонус таких интеллектуальных соревнований. Чаще всего поездка не ограничивается простым участием в программе, а включает дополнительные активности: экскурсии, концерты, лекции.
Такие мини-путешествия помогают получше познакомиться с участниками своей команды, а порой по-другому взглянуть на тех, с кем в обычное время состязаешься за победу. Интеллектуальная игра для школьников — это мирное, но все же соревнование, а значит каждый участник стремиться к победе. Выездные мероприятия подобного рода дают возможность отвлечься от основной цели игры и попытаться переключиться, посмотреть вокруг и в недавних соперниках разглядеть возможных друзей.
В наши дни интеллектуальные игры становятся чем-то большим, чем просто развлечение. Из года в год они получают поддержку академического сообщества, становятся важной культурной частью государственной среды. Это значит, что в ходе таких мероприятий появляется возможность познакомиться с профессорами вуза, показать себя, заручиться поддержкой или получить неоценимые знания и опыт у старших товарищей.
Особенная атмосфера
Некоторые интеллектуальные игры не отличаются по своему размаху и накалу страстей от спортивных соревнований. Воздух кипит от напряжения, участники поглощены азартом и волей к победе, борьба разгорается с каждым раундом. Эту атмосферу невозможно передать словами — только почувствовать. Многие признаются, что, приняв участие один раз, они больше не представляют свою жизнь без подобных мероприятий.
Рейтинг:
( голосов )
Понравилась статья? Поделитесь:
определениеинтеллектуальных задач | Словарь определений английского языка
прил.
1 из или относящиеся к интеллекту, в отличие от эмоций
2, а также характерные для людей с развитым интеллектом
Интеллектуальная литература
3.
4 человек, увлекающийся умственной деятельностью и обладающий высокоразвитыми вкусами в искусстве, литературе и т. д.
5 человек, использующий или работающий с интеллектом
6 высокоинтеллектуальный человек
♦ интеллектуальность, интеллектуальность n
♦ интеллектуально adv
интеллектуальная собственность
n нематериальный актив, такой как авторское право или патент
Английский словарь Коллинза — определение английского языка и тезаурус  
Смотрите также:
интеллектуальная собственность, интеллектуально, интеллектуализировать, интеллектуалист
Collaborative Dictionary Определение английского языка
|
Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…) |
Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:
Или зарегистрируйтесь традиционным способом
Интеллектуальные задачи, вызывающие потребность
Интеллектуальные задачи, вызывающие потребность Мы создали «Интеллектуальную задачу, вызывающую потребность», соответствующую каждой теме математического анализа первого семестра.
Эти задания предназначены для выполнения учащимися до и/или после просмотра соответствующих обучающих видеороликов.
Каждая задача построена таким образом, что для решения или понимания задачи требуется соответствующее математическое понятие. Таким образом, задачи разработаны, чтобы помочь учащимся понять, почему математическая концепция важна или полезна.
Для каждого задания есть соответствующее видео двух учащихся, пытающихся решить задачу; Эти видеоролики предназначены для освещения различных способов мышления, которые учащиеся могут использовать при работе над заданием, а также для демонстрации различных способов, которыми учащиеся могут бороться с заданием.
Тема | Задача и связанные с ними файлы | Студенты. Решение задач учащихся: наливание воды в цилиндр | График постоянной скорости изменения |
|
---|