Исторический квест: Исторический квест «Вперед в прошлое» (5-7 классы)

Содержание

Молодежный исторический квест | Русское географическое общество

В Штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге состоялся  городской этап Всероссийского исторического квеста, посвященного обороне Заполярья.

Всероссийский исторический квест – современный формат изучения истории, предложенный общественным движением  «Волонтеры Победы» в 2016 году. Все задания исторической игры основаны на документальных фактах  и воспоминаниях ветеранов – участниках тех событий.


Участники квеста на станции «Полуострова Рыбачий и Средний» в зале Президиума РГО. Фото: Анастасия Ерихова

Организатор городского этапа квеста Юлия Рудык, руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»  рассказала о теме и особенностях организации  мероприятия в текущем году.


Юлия Рудык, руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения движения «Волонтеры Победы». Фото: Анастасия Ерихова

– Исторические квесты, которые мы проводим, позволяют знакомиться с историей  в интерактивной форме.

С одной стороны ребята  проведут полтора часа в обществе друзей, с другой – познакомятся с тем, что вряд ли стали бы изучать самостоятельно. Наш квест называется «1941. Заполярье», он посвящен действиям, происходившим в 1941 году на Кольском полуострове.  Командам-участникам предстоит представить себя спецгруппой, которая должна пройти ряд испытаний – как интеллектуальных, так выявляющих их физическую подготовку. В команде, как правило, 5-6 человек, она формируется в свободном порядке через социальную сеть «ВКонтанкте».  Среди участников – петербургские школьники и студенты, юнармейцы.


Юнармейцы на станции «Северный порт» в Читальном зале Научной библиотеки РГО. Фото: Анастасия Ерихова

– Важно и место проведения  игры – Штаб-квартира Русского географического общества в Санкт-Петербурге – подчеркивает Юлия. ­– Квест организован  таким образом, что при выполнении заданий на станциях, расположенных  в различных частях здания, участники  смогут  узнать что-то новое об истории Общества, проникнуться его духом.

В годы Великой Отечественной войны в здании Русского географического общества работал научно-консультационный центр, выполнявший срочные поручения по заданию военного командования. Сотрудники Общества продолжали научные и прикладные исследования, вели просветительскую и информационную работу среди раненых бойцов в госпиталях  блокадного города и солдат на фронте. 


Распределение заданий квеста. Фото: Татьяна Николаева

На открытии мероприятия, заместитель директора Штаб-квартиры РГО в Санкт-Петербурге Андрей Стрельников напомнил участникам квеста, что помимо традиционной экспедиционной деятельности Русское географическое общество совместно с поисковыми организациями несколько лет изучает Внешние острова Финского залива. В 2016 году команда «Комплексной экспедиции «Гогланд», на острове Большой Тютерс обнаружила сбитый самолет ПЕ-2. На месте гибели экипажа установлен памятный знак. «Сейчас вам предстоит в игровой форме воспроизвести события, происходившие в Советском Заполярье в 1941 году, но я все же прошу вас не забывать, что война велась по-настоящему и на ней гибли реальные люди, которые  иногда были чуть старше вас.

 Я искренне надеюсь, что сегодняшнее мероприятие подвигнет вас к  изучению истории Великой Отечественной войны», – подчеркнул Стрельников.


Юлия Рудык, Андрей Стрельников вручают дипломы. Фото: Татьяна Николаева

Почетный гость мероприятия – Герой России Геннадий Фоменко, напомнил ребятам, что даже через 70 лет после войны, сведения о некоторых боевых подвигах нужно собирать по крупицам. «Сегодняшний квест, посвящен малоизвестной странице в истории войны – защите Заполярья. Эта та эстафетная палочка, которая передается вам от старшего поколения».


Герой России Геннадий Фоменко. Фото: Татьяна Николаева

После получения заданий участники квеста разошлись по шести тематическим станциям, расположенных в исторических помещениях Штаб-квартиры. Через полтора часа определились 3 лидирующие команды. Всего в исторической игре приняли участие 60 человек и 9 команд. Победители получили возможность принять участие в финальном этапе  квеста «1945. Победа» в Москве в ноябре 2017 года.

Текст: Татьяна Николаева, Ирина Данилова 

Фото: Татьяна Николаева, Анастасия Ерихова

Молодежный исторический квест «Путь к Победе»

Цели:

  • Знакомство детей с героическими страницами истории России;
  • Формирование положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитание чувства патриотизма;
  • Пробуждение у детей интереса к истории своей страны;
  • Развивать чувства патриотизма и гордости за свою страну;
  • Воспитание российской гражданской идентичности.

ЗАДАНИЯ СТАНЦИЙ

СТАНЦИЯ «ГЕРОИЧЕСКАЯ»

 1. Этот военный в Красную Армию вступил добровольцем в 1918 году. Был зачислен в 1-й Саратовский пехотный полк 25 Чапаевской дивизии. Великая Отечественная война застала ЕГО на посту военного комиссара Киргизской ССР. ОН впервые широко применил систему глубокого эшелонирования артиллерийской противотанковой обороны, создал и умело использовал в бою подвижные отряды заграждения. Его воины сдерживали врага на подступах к Москве. На одном из участков фронта после атак фашистов осталось всего 28 бойцов…Погиб на поле боя, похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. О ком идет речь?

Иван Васильевич Панфилов

 2. Воевавший вместе с ЭТИМ военным полковник вспоминал: «Каждая фраза, которую Он писал или произносил, была точно взвешена, ясно выражала его мысль, так что не вызывала никаких сомнений. Еще будучи молодым офицером он получил от товарищей прозвище «Медлитель». Его острый, как клинок, ум, его непобедимая логика снискали ему уважение всех сотрудников. Решение его созревало только после взвешивания всех мыслимых случайностей. Но самую великую битву ОН проиграл на Волге. После советского плена, вернулся на Родину только в 1953 году. Умер 1 февраля 1957 года. О ком идет речь?

 Фридрих Паулюс

3. Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их, во второй мировой войне.

В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастической количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством … ибо перед ними был военный гений». О ком идет речь?

 Георгий Константинович Жуков

4. Лейтенанты А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатый, старший сержант А.А. Калинин погибли 26 июня 1941 года, направив свой горящий бомбардировщик на колонну танков, бензоцистерн и автомашин противника. Назовите командира эскадрильи, который погиб вместе с экипажем.

Н.Ф. Гастелло.

 

5. Самым юным Героем Советского Союза за подвиг, совершенный в годы Великой Отечественной войны стал (звание ГСС присвоено в 1944 году) Пионер-герой, участвовавший в 27 боевых операциях, устранивший 87 немецких офицеров и солдат, взорвавший 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов.

 Леня Голиков

6. Помощник саперов, обнаруживший в последний год войны более 7000 мин и более 150 снарядов, которого во время шествия по Красной площади по причине ранения Сталин приказал нести на собственной шинели?

 Пёс Джульбарс

7. Назовите города-герои ВОВ.

Москва, Волгоград, Ленинград, Одесса, Брест (крепость-герой), Тула, Новороссийск, Минск, Киев, Керчь, Мурманск, Смоленск, Севастополь

8. Назовите высший полководческий орден, учреждённый в годы Великой Отечественной войны.

Орден Победы

9. Дважды орденом Победы были награждены 3 человека: Жуков, Василевский … 

И.В. Сталин

10. За годы войны ими стали 11 600 человек, 86 из них женщины. Кто это? 

Герои Советского Союза

11. Орденом Отечественной войны награждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А летчики получали орден автоматически – стоило только что-то сделать дважды. Что именно?

 Сбить 2 вражеских самолета

12. Какие три российских города на знаменитой Курской дуге Указом Президента В.В. Путина получили нововведённое почётное звание «Город воинской славы» накануне празднования 62-ой годовщины Великой Победы (май 2007 года)?

Орёл, Белгород, Курск

13. В этом сражении на отдельных участках фронта немецко-фашистское командование создавало многократное превосходство в живой силе и технике. Однако продвижение немецких войск часто разбивалось о стойкость и беспримерное мужество советских солдат. Один их таких примеров – бессмертный подвиг 28 панфиловцев, преградивших путь десяткам вражеских танков. О каком сражении идет речь?

Битва за Москву

14. 12 декабря 1942 г. по приказу фельдмаршала Эриха фон Манштейна тринадцать германских дивизий (в т.ч. три танковых и одна моторизованная) ринулись из района Котельникова к Сталинграду, чтобы вызволить из окружения 6-ю армию Фридриха Паулюса. На берегу реки Мышкова советские солдаты остановили наступление фашистов, а затем заставили их отступить. Операция по деблокированию окружённой 6-й армии гитлеровцев провалилась. Под каким названием она вошла в историю Второй мировой войны?

«Зимняя гроза»

15. О тяжелых боях в этих местах говорит такой факт: после Сталинградской битвы на одном квадратном метре земли можно было насчитать от 500 до 1250 осколков. Весной 1943 года там даже не поднялась трава. О каком историческом месте идет речь?

О Мамаевом кургане

16. Под Орлом и Белгородом были «Кутузов” и «Румянцев”, под Смоленском – «Суворов”. А Кто был в Белоруссии?

 «Багратион”

17. Операция, которую развернули партизанские отряды. В 1943 году с 3 августа по 15 сентября она парализовала железнодорожное сообщение в разгар наступления Красной Армии.

«Рельсовая война»

СТАНЦИЯ «МЕДСАНБАТ»

Суть задания: участникам предстоит столкнуться с одной из страшных сторон войны – с ранениями и ограниченными медицинскими ресурсами. Им нужно будет вспомнить, как оказывать первую помощь при серьезных ранениях.

Реквизит: несколько пачек медицинских бинтов, сумка для них, ветки или черенки в качестве шин, плед или кусок здания, несколько резиновых жгутов, покрывала, на которые можно будет укладывать человека.

Дополнительно нужно большое количество отвлекающих элементов, распечатанные и разрезанные подсказки по оказанию первой помощи (ниже).

Подготовка трека: необходимо расстелить 4 покрывала для «больных» и подготовить 10 бумажек для жребия – 6 из них чистые,а на 4-х надписи, соответствующие ранениям. Ранения могут быть следующие: ранение в локтевую артерию в руке, потеря сознания, перелом (голень ноги),краш-синдром (руку придавило обрушившимся зданием). Нужно выделить один плед-покрывало в качестве «упавшей стенки» (им вы укроете руку участника, который достанет жребий «краш-синдром»). Кроме того, весь инвентарь выдается скопом, вместе с ненужными материалами. Подсказки нужно спрятать по всему материалу-реквизиту. Первую подсказку (по артериальному кровотечению) следует спрятать в сумку (пакет) с бинтами.

Сюжетная подводка:

Артиллерийский огонь, выстрелы ружей, громыхающая техника – смерть на войне была повсюду. Часто она приходила абсолютно случайно, в виде осколка от недалекого взрыва или шальной пули. В такой ситуации раненый может рассчитывать только на помощь товарищей, которые вовремя окажут ему первую помощь и спасут его жизнь.

Инструкция:

Участникам предстоит оказать первую помощь пострадавшим членам команды. Пострадавшие определяются через жребий (10 бумажек, из них 4 – с ранениями).
Первую помощь нужно оказывать с помощью подручных средств. При лечении вам нужно определить приоритетность больных и их ранений, сконцентрироваться на лечении самых тяжелых случаях. Правильный порядок дан ниже.

Артериальное кровотечение: нужно сразу остановить кровотечение – взять пальцами в кольцо руку на 5 см выше раны и прижать артерию к кости.

После уже накладывается жгут выше места ранения не менее чем на 3-5 см, накладывается повязка на место ранения.

Потеря сознания: нужно сесть рядом с человеком, контролируя его руки (коленками прижимаешь одну к телу, а вторую рукой). После следует проверить дыхание – нужно запрокинуть голову больного, опустить подбородок и прислониться ухом ко рту, так вы услышите дыхание, почувствуете щекой дыхание. Ближнюю к вам руку следует поднять наверх, а из второй руки делаете рычаг (ладонь за шею) и ногу поднимаете, что бы получилось два угла под 90’. После этого больного нужно развернуть в сторону поднятой руки, чтобы упереть его рычагами в землю.

Перелом (голень ноги): нужно сразу максимально вытянуть ногу, после чего закрепить с помощью медицинских бинтов или одежды ногу к шине – прямому, длинному предмету.

Краш-синдром: руку человека придавило упавшим тяжелым предметом. Из-за того, что раздавленные мышцы выделяют ядовитые вещества, нельзя просто поднять упавший предмет и вытащить руку. Сначала нужно наложить жгут чуть выше придавленного места. После этого нужно аккуратно поднять предмет и извлечь конечность, нельзя ее просто вытягивать, это нанесет еще больший урон. После извлечения конечности нужно наложить очень тугой бинт чуть выше жгута, чтобы ликвидировать ядовитые вещества, которые могли проникнуть через жгут в организм.

Медико-биологическая викторина: определение растений; определение жидкостей по запаху – выполняют два любых человека из отряда.

СТАНЦИЯ «КОНТРРАЗВЕДКА»

ЗАДАНИЕ 1.

Все знают события, связанные с 9 мая 1945 г. А что происходило в эти числа в годы Великой Отечественной войны?

№1: Используя документ, определите о каких событиях 9 мая 1942 г. идет речь.

Сталин И.В.
Телеграмма Л.З. Мехлису
9 мая 1942 года

Источник:
Вашу шифровку № 254 получил. Вы держитесь странной позиции постороннего наблюдателя, не отвечающего за дела …ского фронта… На …ском фронте Вы представитель Ставки, отвечающий за все успехи и неуспехи фронта и обязанный исправлять на месте ошибки командования. Вы вместе с командованием отвечаете за то, что левый фланг фронта оказался из рук вон слабым. Если «вся обстановка показывала, что с утра противник будет наступать», а Вы не приняли всех мер к организации отпора. Если бы Вы использовали штурмовую авиацию не на побочные дела, а против танков и живой силы противника, противник не прорвал бы фронт и танки не прошли бы. ..сидя 2 месяца на …фронте.

СТАЛИН. ЦК ВКП(б)
9.V.42 г.

ОТВЕТ:_______________________________________________

№ 2: Используя КЛЮЧ дешифруйте депешу и ответьте на вопрос: — Что произошло 9 мая 1944 г.? (1 б.)
ШИФРОВКА:

(9) 13 00 34 (1) (9) (4) (4) (-) 02 15 10 18 11 00 13 10 (4) 21 11 17 00 10 14 18 11 15 03 15 22 17 15 14 20 00 15 18 02 15 01 15 07 04 06 14 18 05 02 00 18 20 15 16 15 12 31

КЛЮЧ:

ОТВЕТ:___________________

ЗАДАНИЕ 2 (для 2 участников) (2 б.)

Составьте и зашифруйте, используя ключ, приказ Центрального штаба партизанского движения для отрядов и подпольных групп на оккупированных территориях, используя ниже приведенный документ, определите название операции.

«Приказываем приступить к осуществлению операции «(?)»

 название

Документ:

— Из боевого донесения партизан в Центральный штаб партизанского движения:
“Доношу, что в 21. 00 5 ноября 1943 г. группой подрывников партизанского отряда им. Лазо под командованием Артамонцева в составе Кузнецова, Горелова, Дробышевского, Мохарёва в районе ст. Плужье на 30 км пущен под откос вражеский эшелон, шедший по маршруту Гомель–Брянск. В результате крушения паровоз полностью выведен из строя, разбито 11 вагонов».
«30 июля 1943 г. на станции Осиповичи белорусский подпольщик Федор Крылович подорвал одной миной эшелон с горючим, от взрыва которого были уничтожены еще 30 вагонов с боеприпасами. Движение по станции было остановлено на 5 дней»

КЛЮЧ:

 

ОТВЕТ:_______________________

ЗАДАНИЕ 3

В годы Великой Отечественной войны выдающийся памятник русского деревянного зодчества — комплекс построек на острове Кижи — мог быть уничтожен. Финское командование считало, что в церквях расположена партизанская база. Но финский летчик, получивший приказ разбомбить церкви, его не выполнил — по двум причинам. Во-первых, пролетая над Кижами в ясный и морозный день, летчик был поражен непередаваемой красотой строений, укутанных снегом. Назовите второй фактор, указавший летчику на то, что церкви не используются в качестве военной базы и позволивший ему с чистой совестью не выполнить приказ командования.

ЗАДАНИЕ 4

Во время Великой Отечественной войны многие партизаны, идя на задание, надевали лапти. Назовите животных, из-за которых они это делали.

ЗАДАНИЕ 5 В истории ВОВ особую роль играли простые цифры. Они обозначали номера воинских частей, потери, даты операций…

 В Киеве в честь четырехлетия Победы установлен памятник автомобилистам-воинам. На высоком постаменте установлен неутомимый труженик войны ЗИС-5 с символическим номером ВО 14-18. Что же означают буквы и цифры номера?

ЗАДАНИЕ 6

В донесениях очень часто использовались различные аббревиатуры и сокращения. Любой военный, а тем более разведчик должен был знать, что они обозначают. Расшифруйте:

СМЕРШ, ГК, ВГК, ЦШПД

СТАНЦИЯ «ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ»

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (5 баллов)

1. Как называется наградное оружие морского офицера?
а) кистень б) кортик в) кастет г) нунчаки

2. Как зовется в армии распространенный тип осколочной гранаты?
а) лимонка б) ананаска в) апельсинка г) мандаринка

3. Как называется корпус самолета?
а) фюзеляж б) киль в) руль г) борт

4. Как называется приспособление для зарядки и чистки ружей?
а) купол б) шомпол в) рог г) целик

5. Какое название носит рабочее время на корабле?
а) смена б) вахта в) срок г) рейс

ВИКТОРИНА

1. Для ручных пулеметов нормальной считалась «живу­честь» в 10 тысяч выстрелов, но «живучесть» этого оружия — 75-100 тысяч выстрелов. Назовите пулемет. (Ручной пу­лемет Дегтярева.)

2. 48-килограммовые снаряды этой самоходки срывали башни с «тигров» и «пантер», за что бойцы прозвали ее «зверобоем». (Самоходка СУ-152.)

3. Самым могучим танком Второй мировой войны счи­тается этот тяжелый танк, насквозь пробивавший броню фашистской «пантеры». (ИС-2.)

4. Именно такие автомобили использовались для раз­ведки и огневой поддержки пехоты. (Бронеавтомобили.)

5. Фашисты боялись наших «илов» как огня и называли их «Schawrz Tod», что переводится именно так. («Черная смерть».)

6. В годы Великой Отечественной войны лучшей счита­лась подводная лодка серии «К». Воины ее называли так же, как и реактивные минометы. («Катюша».)

СООТВЕТСТВИЯ

Соотнесите названия оружия Победы и картинки (4 баллов)

1.Винтовка Мосина
2. БМ-12
3.Самолет Ла-5
4.Танк Т-34

Ответы: 1-Б 2-А 3-Е 4-Д

Угадать звуки (соотнести звуки и орудия Победы)

1. ППШ-41
2.ППД
3. Самолет ИЛ-2
4.Винтовка Мосина
5.Танк Т-34
6. БМ-12 «Катюша»

5. Соотнесите названия оружия Победы и конструкторов (12 баллов)
1. ППШ-41
2.ППД
3.Самолет ИЛ-2
4.Винтовка Мосина
5.Танк Т-34
6. БМ-12

Ответы: 1-Б, 2-Е, 3-А, 4-В, 5-Г, 6-Д

Пословицы Великой Отечественной войны (4 балла)

Задание: из первой строчки карточки (см. игровые карточки) вычеркните название рыбы, из второй — птицы, из третьей — фрукта, из четвертой — цветка. Прочитайте пословицу времен Великой Отечественной войны.

Карточка №4

Ответы:

1. Смелость города берет (вычеркнуть: навага, ласточка, апельсин, гвоздика).

2. Береги землю родимую, как мать любимую (вычеркнуть: судак, дрозд, гранат, жасмин).

3. Тучам солнце не скрыть, войне мир не победить (вычеркнуть: карась, синица, банан, нарцисс).

4. Слава к тому приходит, кто впереди ходит (вычеркнуть: сельдь, дятел, груша, георгин).

5. Хорош грибок белый, а солдат умелый (вычеркнуть: лосось, соловей, слива, лилия).

6. У фашистов шинели не по русской метели (вычеркнуть: чебак, орел, виноград, ноготки).

Разборка/сборка автомата АК-74 на время (по нормативу) (7 баллов)

СТАНЦИЯ «ТРОПАМИ ПАРТИЗАН»

Команда делится на две части, равные по количеству участников. Пока одна часть команды выполняет задание, вторая наблюдает и отдыхает в ожидании передачи эстафеты.

Задание: четыре участника, каждый с одной гранатой, передвигаются с места старта 8 метров к натянутой над поверхностью на высоте 60 см маскировочной сеткой, протяженностью 5 метров. Один из участников берет противотанковую мину и вся группа переползает под сеткой. После подлаза участник с миной оставляет её и все выдвигаются на огневой рубеж, на удалении 7 метров. С огневого рубежа каждый участник выполняет бросок гранатой в вертикальную мишень (макет фашистского танка) находящуюся на удалении 7 метров. После броска последним участником группы, все забирают свои гранаты и двигаются обратно к маскировочной сетке. Опять одним уз участников берется противотанковая мина и все переползают под сеткой. Мина оставляется на исходной точке, и вся группа передвигается к месту старта и передает гранаты другой части команды. Другая часть команды выполняет тоже самое задание и вновь передает эстафету. В таком режиме команда работает на этапе все отведенное для этого время. Общая задача команды: поразить макет танка максимальное количество раз.

СТАНЦИЯ «ФРОНТОВАЯ ПОЛЯНА»

Вам предлагается прослушать мелодии 2 песен в исполнении духового оркестра школы искусств ЗАТО п. Солнечный и вспомнить их названия или слова.

1.Прощание славянки
Ночь коротка.

2.День победы
У незнакомого посёлка

3. Прощание славянки.
Казаки в Берлине

4. День Победы.
Пора в путь дорогу.

5. Прощание славянки.
Ехал я из Берлина

6. День Победы.
Синий платочек

«ВОЙНА В КАРИКАТУРАХ КУКРЫНИКСОВ»

В сложные исторические периоды во многих странах часто используется идеологическая пропаганда. К ней прибегали и все государства-участники Второй мировой войны. Карикатура стала одним из особо важных инструментов агитации. Талантливые художники превращали грозного неприятеля в жалкое существо, которое вызывало у людей не страх, а презрение.

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом.

1. К какому году относится карикатура?

2. Какое событие войны изображает данная карикатура?

3. «Советские фильмы о войне» — по кадрам фильмов узнать фильм.

4. Исполнить номер фронтовой агитбригады: песня, инсценировка (стихи), танец и т.д.

КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «ПИСЬМО С ФРОНТА»

Пройдя все станции вы получали конверты с частью карты. Ваша задача открыв конверты и соединив все части понять о какой битве идет речь. Затем получив дополнительный иллюстративный материал оформить письмо с фронта. Представьте себя сидящими в окопах, впереди у вас бой! Напишите письмо своим родным, близким! Не забудьте что место откуда вы пишите должно соответствовать карте.

Пример маршрутного листа

Пример протокола маршрутной станции

Подведение итогов, награждение

  1. http://fb.ru/article/177128/interesnyie-faktyi-o-vov-maloizvestnyie-faktyi-o-velikoy-otechestvennoy-voyne
  2. https://fishki.net/1993253-oruzhie-pobedy.html
  3. https://music. yandex.ru/users/npsmir2007/playlists/1038
  4. https://forum.star-conflict.ru/index.php?/topic/54323-vopros-po-kvestu-razvedchik-kiberov-obuchayushchii-kvest/
  5. http://rusfan.ru/posts/115832/karikaturi_velikoy_otechestvennoy_voyni
  6. http://back-in-ussr.com/2015/05/velikie-polkovodcy-otechestvennoy-voyny.html
  7. https://multiurok.ru/files/ighra-kviest-po-sliedam-vielikoi-otiechiestviennoi.html

3 «Поиска» исторического Иисуса

Евангелия дают нам наиболее подробные описания жизни и служения Иисуса, которые у нас есть. Считается, что они были написаны очевидцами (или, по крайней мере, основаны на свидетельствах очевидцев), и все они ясно утверждают, что Иисус Христос — сын Божий.

Если вы верите, что евангелия являются исторически точным описанием того, что говорил и делал Иисус, то мало места для интерпретации того, кем он был на самом деле. К. С. Льюис прославил трилемму «Господь, лжец, сумасшедший», чтобы объяснить вызов отрицания божественности Иисуса.

Но это не единственные три варианта. Четвертый вариант гораздо более привлекателен для скептиков: евангелия являются ненадежными, неисторическими представлениями о человеке, известном как Иисус.

Поиски «исторического Иисуса»

На протяжении веков многие исследователи Библии высказывали мнение, что евангельским повествованиям нельзя доверять. Эти ученые утверждают, что Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна были написаны слишком долго после жизни Иисуса и исходили от общин более поздних христиан, а не от очевидцев.

По мнению этих ученых, евангелия превратили настоящего человека в ложного бога. Иисус, изображенный в Евангелиях, — это не «исторический Иисус», а «Христос веры», возвеличенный и обожествленный позднейшими христианами.

Этот аргумент запустил серию «поисков» по ​​выявлению «настоящего», исторического Иисуса, которые для некоторых были поисками для объяснения его божественности.

Дебаты развивались с течением времени, и движение состоит из четырех основных этапов, основанных на многочисленных ученых и работах. В своем курсе «Четыре портрета, один Иисус» доктор Марк Штраус исследует каждую из этих фаз, исследуя их аргументы и людей, которые их предложили. Мы адаптировали следующую статью из работы доктора Штрауса.

Предоставляя свой адрес электронной почты, вы понимаете, что будете получать электронные сообщения от HarperCollins Christian Publishing (501 Nelson Place, Nashville, TN 37214 USA) с информацией о продуктах и ​​услугах HCCP и ее филиалов. Вы можете отказаться от подписки на эти сообщения электронной почты в любое время. Если у вас есть какие-либо вопросы, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности или напишите нам по адресу [email protected].

Поиски исторического Иисуса в девятнадцатом веке

В эпоху Просвещения семнадцатого и восемнадцатого веков рационализм пытался подорвать сверхъестественную природу Евангелий. Там, где верующие спокойно приписывали чудеса Иисуса Его божественности, рационалисты требовали логического объяснения этих сверхъестественных событий.

Согласно рационалистам, если рассказы о Христе нельзя было объяснить с помощью логики — единственного критерия истины, — то они были неправдой.

Первые поиски исторического Иисуса пытались дискредитировать евангелия как преднамеренно ложные или случайно ложные и утверждали, что Иисус был просто моральным, смертным учителем. В конце восемнадцатого века в посмертно опубликованной статье Германа Самуэля Реймаруса утверждалось, что Иисус считал себя мессией-человеком , которому суждено спасти свой народ от Рима, и когда Иисус потерпел неудачу, его ученики украли тело Иисуса.

По сути, Реймарус предположил, что ложь, предложенная первосвященниками в Матфея 28:12–13, была истиной:

«Когда первосвященники встретились со старейшинами и составили план, они дали воинам большую сумму денег, сказав им: «Вы должны сказать: Его ученики пришли ночью и украли его, пока мы спали».0038 (NIV)

Почти все ученые отвергают эту точку зрения. Но эта противоречивая статья вызвала новую волну исследований исторического Иисуса, использующих рационализм для объяснения сверхъестественных элементов Евангелий.

В девятнадцатом веке H.E.G. Паулюс утверждал, что большинство чудес Иисуса можно объяснить ошибочными наблюдениями и неизвестными причинами. Вот как он реконструировал несколько чудес:

    • Насыщение пяти тысяч включал более пяти буханок хлеба и две рыбы. Присутствующие богатые люди были воодушевлены бескорыстным примером маленького мальчика, и они разделили свои обеды. Обед мальчика был умножен в переносном смысле.
    • Иисус ходил только по воде. На самом деле он шел недалеко от берега, и его ноги были покрыты туманом.
    • Лазарь был погребен заживо, а не воскрес из мертвых. Иисус спас своего друга от преждевременного погребения, которое, вероятно, произошло из-за того, что он находился в коматозном состоянии.
    • Иисус только казался мертвым на кресте. Он был без сознания и был так близок к смерти, что все обманулись, заставив поверить, что он мертв. Позже прохлада могилы вернула его в сознание. (Паулюс предложил аналогичную «теорию обморока» для воскресения Иисуса.)

Это были распространенные объяснения жизни Иисуса в девятнадцатом веке, и некоторые из этих аргументов получили широкую огласку. В 1863 году книга Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса » была продана шестьюдесятью тысячами экземпляров за первые шесть месяцев печати.

Первые поиски исторического Иисуса были отмечены попытками спасти учение Христа, отбрасывая его чудеса. Утверждалось, что Иисус был человеком, а не Сыном Божьим — под этим он просто имел в виду, что все мы — дети Божьи, — и он только провозглашал любовь Бога и братство всех людей.

К двадцатому веку первые поиски исторического Иисуса подошли к концу (и не оправдались). Ученые начали осознавать, что рационалистические объяснения не могут адекватно объяснить чудесные истории, пронизывающие евангельскую традицию.

Появившийся разбавленный Иисус был почти полностью оторван от своего контекста первого века. В В поисках исторического Иисуса Альберт Швейцер раскритиковал исследователей девятнадцатого века, заявив, что они воссоздали Иисуса по своему собственному образу. Их версия исторического Иисуса была современным филантропом, проповедующим безобидное послание любви и братства.

В последующие годы рационализм первого поиска разовьется в новые формы скептицизма.

Нет квеста: Рудольф Бультманн и конец первого квеста

Многие ученые стали пессимистично относиться к изучению Иисуса, утверждая, что об историческом Иисусе почти ничего нельзя знать. Изучение Евангелия вступило в период, который иногда называют периодом «отсутствия поисков», когда в дискуссиях доминировал радикальный скептицизм.

В этот период произошло несколько важных событий, которые заложили основу для следующего квеста:

1. Все исторические суждения являются утверждениями вероятности и относительной истины, открытыми для последующего исправления или пересмотра. Это известно как принцип методологического сомнения, и он отрицает достоверность абсолютных утверждений религиозной догмы.

2. Все исторические события схожи по качеству и должны пониматься с точки зрения нашего общего опыта. Это принцип аналогии, и он утверждает, что если рыба и хлеб не могут размножаться сегодня, то они не могли размножаться и в первом веке.

3. Чудеса в Евангелиях были результатом мифов, а не недоразумений. Поскольку евангелия были написаны спустя годы после смерти Христа и технически они анонимны, сверхъестественные события могли развиваться с течением времени по мере того, как историческое повествование передавалось по линии, как игра в телефон.

4. Евангелия были написаны для богословских, а не исторических целей. Уильям Вреде предложил Марку переписать евангельскую историю, чтобы учесть растущую веру в то, что Иисус был Мессией. Вреде утверждал, что Марк добавил мотив, который он назвал «мессианской тайной», который удобно объяснял, почему Иисус вел «немессианскую жизнь». Он утверждал, что именно поэтому Иисус постоянно заставляет бесов замолчать (1:24, 34; 3:11–12; 5:7), настаивает на том, чтобы чудеса оставались безмолвными (1:44; 5:43; 7:36; 8: 26) и предостерегает своих учеников никому не говорить, что он Мессия (8:30; 9).:9).

В результате Евангелия все чаще рассматривались не как исторические документы, а как апологетически мотивированная пропаганда, предназначенная для продвижения теологических взглядов общин, которые их создали.

5. Историческими средствами невозможно реконструировать биографию Иисуса. Это потому, что керигма, христианская проповедь о возвышенном Христе, настолько вплетена в евангельские повествования, что не сверхъестественного «Иисуса истории» не существует. Мартин Келер намеревался использовать этот аргумент, чтобы восстановить значение Иисуса для церкви, но, по иронии судьбы, другие использовали его, чтобы провести строгую дихотомию между Иисусом истории и Христом веры, отсекая христианство от его исторических корней.

Рудольф Бультман построил каждое из этих наблюдений об историческом Иисусе, став ключевой фигурой периода «без поисков» и самым влиятельным исследователем Нового Завета двадцатого века.

Бультманн считал, что сверхъестественные события евангелий были созданием донаучного мировоззрения , и что ранняя церковь мало интересовалась сохранением исторического Иисуса.

Но для Бультмана отсутствие исторической достоверности не делало христианскую веру полностью ложной. Следуя философии Мартина Хайдеггера, Бультман утверждал, что люди постоянно живут с ужасной перспективой смерти и небытия, стремясь избежать этого ужаса, живя «неподлинно» — погружаясь в жизненные занятия.

Бультман утверждал, что у Хайдеггера и Нового Завета было одно и то же понимание бедственного положения человечества, за исключением того, что Новый Завет дал ответ. К сожалению, мифологическое мировоззрение христиан первого века затемнило решение, данное в Новом Завете.

«Демифологизируя» Новый Завет, Бультман считал, что мы можем достичь истинного экзистенциалистского послания Иисуса: жить жизнью «подлинного существования».

Новый (второй) квест и постбультманиане

После влиятельной работы Бультмана христианство было оторвано от своих исторических корней. Некоторые из его учеников считали, что он зашел слишком далеко, и полагали, что экзистенциалистское послание, обнаруженное Бультманом в Новом Завете, может быть связано с историческим Иисусом. На встрече учеников Бультмана в 1953 года Эрнст Кеземанн прочитал лекцию под названием «Проблема исторического Иисуса», призывая ко второму поиску исторического Иисуса, чтобы увидеть, существует ли эта связь.
Классический том Гюнтера Борнкамма, Иисус из Назарета , возможно, является наиболее влиятельной работой, появившейся в этот период, но Эрнст Фюкс, Герхард Эбелинг также внесли важный вклад. Отвергая крайний скептицизм Бультмана, эти ученые исходили из одних и тех же основных предпосылок:

  • Экзистенциалистское мировоззрение
  • Отказ от сверхъестественного
  • «Иисус истории» и «Христос веры» совершенно разные
  • Евангелия являются богословскими, а не историческими документами
  • Авторы Евангелий не были очевидцами

Большая часть евангельских традиций была создана и дополнена раннехристианскими общинами.
Поскольку они начали с очень многих предположений Бультмана, неудивительно, что они не ушли далеко за пределы его скептицизма. Они решили, что все, что можно знать об Иисусе, можно обобщить в нескольких коротких утверждениях:

  • Он пришел из Назарета
  • Он был крещен Иоанном
  • Он проповедовал и рассказывал притчи о Царстве Божием
  • Он рассматривал это царство как наступающее в ближайшем будущем и (возможно) как уже существующее в каком-то смысле
  • Он совершал или, как считалось, совершал экзорцизмы и исцеления
  • Он собрал вокруг себя группу учеников
  • Он общался с изгоями и грешниками
  • Он бросил вызов еврейским лидерам своего времени
  • Он был арестован и обвинен в богохульстве и подстрекательстве к мятежу
  • Он был распят римлянами

Ученые второго квеста обычно отрицали, что Иисус утверждал, что он Мессия, что он предсказал свою смерть или что он воскрес из мертвых.

Современная сцена: третий квест?

Получив столь небольшое распространение, так называемые «новые поиски» к 1970-м годам в основном утихли. С тех пор успехи в библейских и археологических исследованиях, новые методологии и группа ученых, известная как «Семинар Иисуса», вызвали шквал новых исследований, направленных на раскрытие «настоящего Иисуса».

В то время как второй поиск исторического Иисуса не получил большого распространения, он предоставил ученым основу, необходимую им для разработки критериев подлинности, которые сегодня используют многие ученые.

Критерии подлинности

Чтобы изучить заявления Евангелий, ученые собрали шесть критериев, которые могут помочь определить, является ли событие или учение подлинным. Ни один из них не гарантирует подлинности, но каждый дает исследователям основу для изучения исторического Иисуса.

1. Критерий непохожести. Высказывание или действие Иисуса может быть подлинным, если оно отличается от характерных акцентов как древнего иудаизма, так и ранней церкви. Например, когда Иисус называет себя «Сыном Человеческим», мы могли бы назвать это подлинным, поскольку это не было обычным мессианским титулом в иудаизме первого века и не использовалось в ранних церковных исповеданиях Иисуса.

Одна из проблем с этим критерием заключается в том, что он предполагает, что мы достаточно знаем как об иудаизме, так и о раннем христианстве, чтобы принять решение. То, что мы считаем уникальным для Иисуса, на самом деле могло быть частью иудаизма первого века.

2. Критерий когерентности. Как только критерий несходства даст нам характеристики учений Иисуса, мы сможем использовать их для подтверждения сходных высказываний.

3. Критерий многократной аттестации. Изречение или история может быть достоверной, если она появляется в большинстве источников, лежащих в основе Евангелий. Результаты здесь зависят от вашего заключения относительно синоптической задачи. Ученый, который принимает теорию четырех источников, сказал бы, что учение, которое появляется в Марка, Q и L или M, вероятно, является подлинным. Например, обычай Иисуса есть вместе с грешниками встречается во всех направлениях евангельской традиции (Марка 2:15–17; В: Матф. 11:18–19).; Л: Луки 15:1–2; М: Мэтт. 21:28–32).

(Вы можете узнать больше о взглядах доктора Штрауса на Марка, Q, L, M и синоптическую проблему здесь.)

4. Критерий смущения. Утверждения, которые вызвали бы богословские трудности или смущение в церкви , могли бы быть подлинными, потому что иначе они не были бы включены, верно? Например, заявление Иисуса о том, что никто не знает ни дня, ни часа пришествия Сына Человеческого (Марка 13:32), можно было бы считать достоверным, поскольку церковь не создала бы высказывание, приписывающее невежество Сыну.

Одна из проблем с этим критерием заключается в том, что вещи, которые кажутся смущающими нас, могли не смущать раннюю церковь.

5. Критерий семитского колорита. Если высказывания имеют еврейское или палестинское происхождение, то этот критерий утверждает, что они более аутентичны. Сюда входят высказывания, содержащие арамейские слова или описывающие палестинские социальные условия. Например, использование Иисусом арамейского слова abba (отец) в Евангелии от Марка 14:36, скорее всего, будет считаться достоверным.

У этого критерия тоже есть проблемы. В то время как арамейское слово предполагает, что высказывание пришло из семитского контекста, подлинное высказывание могло потерять свой семитский оттенок при переводе на греческий язык. Этот критерий также не может доказать подлинность, поскольку изречение можно отнести к арамейскоязычной церкви, а не к самому Иисусу.

6. Критерий расходящихся традиций. Когда автор сохраняет традиции, которые не служат его цели, этот критерий утверждает, что они, вероятно, являются подлинными. Например, заявление Иисуса «Не ходите к язычникам» в Евангелии от Матфея 10:5–6 кажется противоречащим Великому поручению идти ко всем народам в Евангелии от Матфея 28:16–20. Кому-то это покажется доматфеевским, а значит, вероятно, подлинным.

Проблема с этим критерием в том, что он предполагает, что мы знаем цель автора. Матфея 10:5–6 не будет противоречить богословию Матфея, если частью его цели является показать, что первая миссия Иисуса была направлена ​​к евреям, и что он обратился к язычникам после того, как иудеи отвергли его весть. События, которые кажутся противоречащими повествованию, на самом деле могут быть его важной частью.

В совокупности критерии подлинности имеют и другие проблемы. Их можно использовать, чтобы противоречить друг другу, и следователям легко злоупотреблять критерием, чтобы соответствовать своим потребностям с субъективными рассуждениями. Тем не менее, они могут помочь нам составить портрет исторического Иисуса.

Кто такой «настоящий Иисус»?

Хотя мы не можем узнать все о реальном Иисусе с помощью исторических исследований, исторические исследования Иисуса все же полезны. Исторический Иисус — то, что мы знаем о нем благодаря историческим исследованиям, — это всего лишь часть настоящего Иисуса. Это не может дать нам полной картины о том, кем был Иисус. Хотя выводы об историческом Иисусе всегда частичны и неполны, это не означает, что они недействительны или ложны. Мы можем многое знать о личности Иисуса, не зная всего.

Узнайте больше о Библии

Начните с бесплатного онлайн-курса. Кроме того, вы будете время от времени получать обновления о новых курсах, бесплатных видеороликах и других ценных ресурсах.

 

Предоставляя свой адрес электронной почты, вы понимаете, что будете получать электронные сообщения от HarperCollins Christian Publishing (501 Nelson Place, Nashville, TN 37214 USA) с информацией о продуктах и ​​услугах HCCP и ее филиалов. Вы можете отказаться от подписки на эти сообщения электронной почты в любое время. Если у вас есть какие-либо вопросы, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности или напишите нам по адресу [email protected].

 

Изображение Эдала Антона Лефтерова, используется по лицензии Creative Commons.

Этот пост адаптирован из материала, найденного в «Четыре портрета, один Иисус», онлайн-курсе по Иисусу и Евангелиям, который читает Марк Штраус.

Вехи в поисках исторического Иисуса

Из четвертого тома R, 14–4, июль–август 2001 г.

Поиски исторического Иисуса ведутся уже более двух столетий. Он был запущен примерно в 1775 году, в то же время, когда были основаны Соединенные Штаты. Его прогресс отмечен вехами, знаковыми событиями, которые представляют собой переход от одного этапа к другому. За это время возникли аксиомы, лежащие в основе нынешнего консенсуса.

Конечно, эти важные достижения можно ясно различить только в ретроспективе. Решающие события, происходящие в нынешних научных дебатах, будут известны с уверенностью только в будущем. Между тем, мы можем обрисовать вклад важных предшественников, которые внесли существенный вклад в текущий консенсус. Мы также можем рискнуть дать краткую характеристику недавних и текущих тенденций, как мы их воспринимаем с точки зрения Семинара Иисуса.

Предкритическое чтение Писания

Представьте, каково было читать Евангелия докритически настроенным взглядом. Это не должно быть трудным; многие делают это до сих пор. Андреас Осиандер (1498–1552), современник Мартина Лютера, придерживался мнения, что если событие описано в Евангелиях более одного раза и в разных связях, то оно произошло более одного раза. Например, очищение храма находится в Евангелии от Иоанна в начале публичного служения Иисуса; в синоптиках он помещен ближе к концу. Он пришел к выводу, что это должно было произойти дважды. Дочь Иаира, должно быть, несколько раз воскресала из мертвых, потому что об этом несколько раз сообщалось в довольно разных обстоятельствах.

После подъема библейской критики пиетисты стремились согласовать различия и несоответствия, изобретая объясняющие их объяснения. Недавно телепроповедник объяснил своим слушателям, что Библия не противоречит сама себе. В качестве примера он выбрал смерть Иуды Искариота. Согласно Матфею (27:3), Иуда отверг тридцать сребреников и повесился. В Деяниях (1:18–19) Иуда купил поле на свои серебряные монеты, а позже распух и разорвался, так что его кишки вырвались наружу. Телепроповедник считал, что повешение и потрошение — это два рассказа об одном и том же событии: Иуда повесился, затем распух, пока болтался в воздухе; поскольку евреям было запрещено прикасаться к мертвому телу, кто-то должен был перерезать веревку, после чего он упал на землю и лопнул, его кишки вывалились на землю. Евангелист не объяснил противоречие между тем, что Иуда возвращает монеты и покупает на них поле. В стране телевидения защита Библии как непогрешимого источника истории не ослабевает, как если бы историческая критика была изобретением дьявола.

Отличие исторического Иисуса от первых учеников

Герман Самуэль Реймарус (1694–1768) демонстрирует первые влияния Просвещения в эссе, озаглавленном «Цели Иисуса и его учеников» (1778). Эссе было частью более крупной работы, в которой Реймарус категорически отвергает чудесное и идею откровения. Реймарус был первым, кто провел абсолютное различие между тем, что делал и чему учил исторический Иисус, и учениями и целями учеников Иисуса. Он обвиняет авторов евангелия в сознательном мошенничестве, фанатизме и многочисленных противоречиях. Его работа была настолько противоречивой для того времени, что он решил не публиковать ее сам; семь фрагментов из него были опубликованы анонимно после его смерти. Сегодня очень немногие ученые готовы полностью поддержать точку зрения Реймаруса, однако различие, которое он проводил между исторической личностью Иисуса и взглядами его последователей, отраженными в Евангелиях, служит маяком, предупреждающим об отмелях гармонизации.

Восстание против церковного контроля и рост науки

В восемнадцатом веке церковные власти все больше боролись с тем, что научные знания бросали вызов Библии. Сначала перчатку бросили астрономия и физика, затем геология, а затем и психология изменили контуры человеческого знания.

Требовались три важных шага:

1. Небеса были очищены от демонов и духов, которые, как считалось, управляли событиями и судьбами.

2. Прекращается догматическая тирания над науками, в том числе господство исторических исследований; тогда значительно расширилась свобода исследовать природную вселенную и историю без церковного порицания.

3. После этих событий авторитет Священного Писания начал ослабевать.

Галилео Галилей (1564–1642) был осужден в 1616 и 1632 годах за пропаганду взглядов Никлы Коперника (1473–1543) о том, что Земля вращается вокруг Солнца. До этого времени Земля считалась центром Галактики, да и Вселенной, в той мере, в какой были известны размеры Вселенной. Галилея можно было бы оставить в покое, если бы он не усомнился в толковании мессы и доктрине пресуществления. Это поставило его на путь столкновения с католической церковью.

Церковь и наука продолжали конфликтовать, вплоть до войны, вплоть до конца двадцатого века. Осуждение Галилея было окончательно снято 28 декабря 1991 года Иоанном Павлом II после задержки в 359 лет. Гегемония над знаниями, когда-то исключительная прерогатива церкви, перешла к науке и технике.

Освобождение естественного от сверхъестественного

Давид Фридрих Штраус (1808–1874) создал поистине замечательную работу, Критическое исследование жизни Иисуса в 1835 году. Это была одновременно богословская бомба и литературное произведение беспрецедентного мастерства. Английский перевод Джорджа Элиота (Мэри Энн Эванс) также является шедевром. В своем творчестве Штраус пытался отделить естественное от сверхъестественного. Подобно Реймарусу, он отверг чудесное и квалифицированное откровение. Штраус иллюстрирует изречение Альберта Швейцера о том, что критическая наука «обратилась к историческому Иисусу как к союзнику в борьбе против тирании догм» (9).0037 Квест , 4). Реакция на его работу была немедленной и бурной. Он потерял работу учителя, и противники называли его антихристом и Иудой. Критики преследовали его до самой смерти в 1874 году. (1838 г.). Позднее его тезис стал практически аксиомой среди критически настроенных ученых. Марк сочинил свое Евангелие, по мнению большинства ученых, в десятилетие 70-х годов, через сорок лет после смерти Иисуса. Марк собрал анекдоты и учения, которые за прошедшие годы передавались из уст в уста, и расположил их последовательно в Евангелии. Он не имел никакого реального знания о порядке событий.

Эта гипотеза сопровождается мнением о том, что Матфей и Лука представляют собой переработанные версии Евангелия от Марка. Поскольку Матфей и Лука в основном следуют Марку, они не предоставляют нам никакой дополнительной независимой информации об Иисусе, кроме нескольких случайных устных преданий. Эти «случайные» предания действительно содержат важную информацию об Иисусе. Матфей и Лука также включают другой письменный источник, так называемое Евангелие изречений Q, еще одно важное открытие, к которому мы сейчас обратимся.

Возникновение Q-гипотезы

Христиан Герман Вайссе (1801–1866) — автор книги Критическое и философское исследование истории Евангелия (1838). Вайсе — автор Q-гипотезы, которая вместе с приоритетом Марка стала краеугольным камнем двухдокументного объяснения евангельских отношений. Гипотеза двух документов утверждает, что Матфей и Лука взяли Марка в качестве повествовательной основы своих исправлений, в которые они вставили материал из Q. Вербальное совпадение Матфея и Луки с Марком и Q дает впечатляющие доказательства в поддержку этой общей теории. Приоритет Марка и существование Q снова и снова подвергались сомнению в истории науки, но они неоднократно подтверждали себя в качестве основных аксиом в поисках исторического Иисуса.

В ретроспективе примечательно, насколько критические аксиомы современной библеистики сформировались за такой короткий период в начале девятнадцатого века. Конечно, первоначальные предложения не сразу получили широкое признание, и некоторые из них до сих пор обсуждаются на полях современных исследований. Тем не менее к середине века уже сформировался критический ландшафт.

Предпочтение синоптиков Евангелию от Иоанна  

Генрих Юлий Хольцманн (1832–1910) несет ответственность за признание приоритета Марка плюс Q над Евангелием от Иоанна. Он и другие критически настроенные ученые считали, что Иоанн больше склонялся к сверхъестественному и мифическому, условно говоря. Он опубликовал свои взгляды в работе под названием «Синоптические Евангелия » (1863 г.). В дополнение к его защите гипотезы двух документов, он является одним из первых ученых, которые включили религию Иисуса и Павла в религиозный мир своего времени. Он относился к Павлу как ко второму основателю христианства. Контуры изучения евангелия двадцатого века теперь обретали твердость. Хольцманн оказал большое влияние на определение этих контуров.

Новое открытие эсхатологии

Йоханнес Вайс (1863–1914) — выдающаяся фигура начала двадцатого века. Он оказал чрезвычайное влияние благодаря своему «Провозглашению Царства Божьего Иисусом» (1892 г.). Вайс отреагировал на оптимизм теологии девятнадцатого века, заново открыв для себя Иисуса как эсхатологического пророка. Таким образом, Иисус ожидал, что Бог вмешается в историю в ближайшем будущем и установит Царство. Царство не могло быть создано человеческими усилиями; это придет в хорошее время для Бога. Все, что люди могут сделать, это покаяться и подготовиться к этому.

Вайс вслед за Хольцманном поместил христианство в контекст других эллинистических религий. Он был одним из основателей историко-религиоведческой школы. Он также был учителем Рудольфа Бультмана, который впоследствии оказал сильное влияние на ход современной библеистики.

Мессианская тайна в Марке

Вильгельм Вреде (1859–1906) отстаивал тезис о том, что неоднократные увещевания Иисуса хранить в тайне свое мессианство являются теологической конструкцией автора Марка. Он развил этот тезис в Мессианская тайна в Евангелиях (1901). Соответственно, мессианская тайна у Марка не имеет ничего общего с тем, считал ли себя Иисус мессией. На самом деле, как считал Вреде, в то время, когда был написан Марк, считалось, что Иисус был возведен в ранг мессии после своего воскресения/вознесения. Марк задумал мессианскую тайну как способ объяснения жизни, которая явно была мессианской (в изображении евангелий Нового Завета), но не признавалась таковой в то время. Вреде нанес смертельный удар по мнению, что Марк был надежным историком жизни Иисуса. Евангелистов теперь следует понимать как пропагандистов, если использовать описательный термин, или богословов, отражающих убеждения их религиозных общин. Последующая работа над Марком показала, что сверхъестественные рамки Марка — явление духа при крещении, преображение, пустая гробница — в значительной степени вымышлены; оно было рождено убеждениями христианских рассказчиков и проповедников.

Первые поиски подходят к концу

Альберт Швейцер (1875–1965) написал одну из самых популярных и широко читаемых книг об историческом Иисусе в своем Поиске исторического Иисуса (1906). Швейцер обрисовывает историю борьбы за идентификацию и изоляцию исторической фигуры Иисуса в девятнадцатом веке. Название немецкого издания Швейцера: От Реймаруса до Вреде: история исследований жизни Иисуса .

Швейцер определил основные решения по принципу «или-или», которые должны были принять исследователи евангелия. Первый был сформулирован Д. Ф. Штраусом: евангелия либо чисто сверхъестественные, либо чисто исторические. Эту дилемму следует понимать на фоне вариантов, которые были доступны Штраусу. Пиетисты настаивали на том, что евангелия представляют собой чистую, беспримесную историю. Рационалисты давали рациональные объяснения чудесам, тем самым объясняя их. Штраус придерживался мнения, что евангелия по существу являются мифом, который является правильной и необходимой формой выражения религиозного чувства. Таким образом, Штраус попытался спасти категорию мифа, отделив при этом чисто историческое от мифа.

Гольцман поставил второе: либо синоптики, либо Евангелие от Иоанна представляет собой историческую фигуру. Евангелие от Иоанна с раннего времени стало проигрывать в исторических войнах. Оно настолько очевидно мифическое и мистическое, что ученые были вынуждены усомниться в том, что оно внесло большой вклад в историю Иисуса.

Третья дилемма была принята самим Швейцером: либо Иисус был эсхатологическим пророком, либо он не ориентировался в первую очередь на эсхатологию. Швейцер решил, что эсхатологическим пророком был изначальный Иисус. Но он не понимал эсхатологию как сверхъестественное — как пришествие царства, как прямое вмешательство Бога. Скорее, он понимал эсхатологическое как Иисуса-фанатика, как наивного мечтателя. На собственный взгляд Швейцера на Иисуса сильно повлияла работа Йоханнеса Вайса. Однако Швейцер был не в состоянии оценить работу Вильгельма Вреде; он не мог понять, что Марк вплел теологическую перспективу в свое евангелие. И Швейцер не принял гипотезу о двух документах. Фактически, он основывал свои взгляды прежде всего на прямом прочтении Евангелия от Матфея. В конце концов, Швейцер отказался от своей теологической карьеры и провел остаток своей жизни в Африке в качестве врача-миссионера. Хотя он считал Иисуса религиозным фанатиком, он, тем не менее, находился под сильным влиянием этических взглядов Иисуса. Он был удостоен Нобелевской премии в 1952 как следствие его работы за мир, за отказ от атомных испытаний и его противодействие созданию оружейных арсеналов.

Повествование в Евангелиях как вымысел

Карл Людвиг Шмидт — еще один предшественник в истории квеста. Он написал книгу о Основах Евангелий (1919), в которой впервые продемонстрировал, что сообщения, включенные в первое Евангелие от Марка, когда-то были независимыми анекдотами, которые передавались устно в течение нескольких десятилетий. Он показал, что их связь в Евангелии от Марка (и других евангелиях) была чисто произвольной и не отражала фактической последовательности событий.

Устный анекдот и искупление мифа

Рудольф Бультманн (1884–1976) опубликовал две основополагающие работы, выдержавшие испытание временем и резкую критику. Его History of the Synoptic Tradition (1921; 2-е изд., 1931; английский перевод 1963) остается основным справочным трудом по истории евангельской традиции. Его эссе «Новый Завет и мифология» в «Керигма и миф» (Нью-Йорк: Harper & Row, 1961) следует за Штраусом в принятии мифологического элемента в Евангелиях как составной части христианского послания, в то же время настаивая на том, что миф должен быть переведен в современные термины.

Бультман был одним из пионеров критики формы, которая изучает формы устных анекдотов и высказываний, которые представляют собой средства, с помощью которых евангельские традиции были переданы от смерти Иисуса до первого письменного Евангелия. Его История синоптической традиции по-прежнему является основным текстом в этой области спустя семьдесят пять лет после его первоначальной публикации. Сейчас крайне необходима новая история полной традиции Иисуса.

Его вторым вкладом было его знаменитое демифологизирующее эссе, впервые опубликованное в 1941. В этом эссе он утверждал, что древнее Евангелие было по существу мифологическим и, как следствие, должно быть переведено в экзистенциалистские термины, чтобы быть правильно понятым. Бультмана часто называют самым влиятельным исследователем Нового Завета двадцатого века.

Новый поиск

Эрнст Кеземанн призвал к возобновлению поиска в 1953 году в статье, озаглавленной «Проблема исторического Иисуса». Его точка зрения заключалась в том, что если мы не установим некой преемственности между проповедью Иисуса и провозглашениями первобытной церкви, церковь останется с мифологическим господином. Но это был Гюнтер Борнкамм (1905–1990), который возобновил поиски, опубликовав Иисус из Назарета (1956; 3-е изд., 1959). Английский перевод появился в 1963 году. Он был переведен на одиннадцать иностранных языков. Джеймс М. Робинсон интерпретировал работу Борнкамма как возобновление поисков вопреки возражениям Бультмана и других неоортодоксальных богословов в его «Новые поиски исторического Иисуса » (Allenson, 1959). Ортодоксальные богословы, такие как Карл Барт и Бультманн, считали, что невозможно восстановить историческую фигуру, поскольку евангелия не были историями, и считали эти поиски в любом случае незаконными, поскольку они были попыткой предоставить фактическую информацию. основание для веры. Старый квест предположительно закончился в 1900, а новый начался в 1956 году с первым изданием книги Борнкамма об Иисусе. Однако новый поиск умер в зародыше, потому что он пытался установить некоторую преемственность между историческим Иисусом и раннехристианским провозглашением. Однако несоответствие между ними росло по мере продвижения работы над Евангелиями.

Третий квест

По мнению некоторых ученых, третий квест был открыт Гезой Вермесом в 1973 г. его книгой «Иисус-еврей: чтение Евангелия историком» (2-е издание, 1983 г.). Вермес пришел к выводу, что Иисус был евреем хасидом и, таким образом, принадлежал к категории харизматичных святых и целителей.

Ярлык «третьи поиски» был применен к группе ученых, чья работа дает верность определенному набору обобщений о поиске исторической личности Иисуса. Первое из этих обобщений состоит в том, что Иисус был эсхатологическим пророком в череде Иоанна Крестителя и Павла из Тарса. Можно провести прямую линию от Иоанна к Павлу, и она проходит через сердце послания Иисуса. Это расширение тезиса Альберта Швейцера, который выступил против либеральных портретов Иисуса, которые сделали Иисуса учителем этики, защищающим отцовство Бога и братство человечества. Второе обобщение, являющееся близнецом первого, состоит в том, что между Иисусом и первобытной церковью существует огромная преемственность: мы можем доверять каноническим авторам (за исключением Четвертого Евангелия), потому что они все правильно поняли; все остальные ошиблись. Третьей особенностью третьего поиска, вообще говоря, является апологетический подтекст ортодоксального христианства, как его определяют канонические авторы. Этот аспект третьего поиска представляет собой арьергардный бой против всех, кто хочет отдалить Иисуса от Иоанна Крестителя, с одной стороны, и канонических книг Нового Завета, с другой. Например, третьи искатели могут признавать Евангелие Q из высказываний, но мало им пользоваться; они решительно выступают против любого отношения к Евангелию от Фомы. И они склонны быть апологетами основных догматов традиционного христианства: истинная вера определялась «апостолами», правильно понимавшими Иисуса.

Те, чьи работы могут быть отнесены к третьему поиску, включают следующее:

Э. П. Сандерс, Иисус и иудаизм (Филадельфия: Fortress Press, 1985).

___________, Историческая фигура Иисуса (Лондон: Penguin Press, 1993).

Джон П. Мейер, Маргинальный еврей: переосмысление исторического Иисуса. Том. 1, Корни проблемы и человек (Нью-Йорк: Doubleday, 1991).

___________, д. Маргинальный еврей: переосмысление исторического Иисуса. Том. 2. Наставник, послание и чудеса (Нью-Йорк: Doubleday, 1994).

Бен Уизерингтон, Поиски Иисуса: Третий поиск еврея из Назарета (Даунерс-Гроув, Иллинойс, InterVarsity Press, 1992).

Н. Т. Райт, Иисус и победа Бога (Миннеаполис: Fortress Press, 1996).

___________, Первородный Иисус (Гранд-Рапидс: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1996).

Дейл Эллисон, 9 лет0037 Иисус из Назарета. Millenarian Prophet (Миннеаполис: Fortress Press, 1998).

Обновленный квест

Обновленный квест — это попытка восстановить первоначальную цель квеста, которая состояла в том, чтобы отличить цели Иисуса от целей последователей. В более широком смысле, обновленный поиск предназначен для того, чтобы отличать слова и дела Иисуса от других, приписываемых ему по мере того, как его репутация росла в религиозном сообществе. В конце концов, в евангелиях они лежат бок о бок.

Обновление первоначальной цели выражается двумя основными способами. Во-первых, обновленные поиски сосредоточены на видении Иисуса, выраженном в Его словах и делах, а не на выражениях веры в Него, сформулированных ранней общиной. По выражению Бультмана, обновленный поиск сосредоточен на провозглашении Иисуса, а не на нем как провозвестнике. Это радикальное изменение точки зрения или перспективы. Иисус указывает на Царство; его ученики указывают на него.

Второй аспект цели вытекает из первого. Основное правило доказательства состоит в том, чтобы искать слова и дела в евангелиях, которые представляют его взгляды, а не взгляды евангелистов. Иисус не был христианином. Тем не менее, Евангелия являются христианскими насквозь. Остаточные фрагменты, оставленные в их воспоминаниях о нем, — единственные подсказки, которые у нас есть для его собственной точки зрения.

Возобновленный квест начался в 1964 году с книги Амоса Уайлдера «Язык Евангелия: раннехристианская риторика» . Уайлдер роса обращает внимание на центральное значение притч и других форм небуквальной речи. За его работой последовал Роберт В. Фанк, который наметил историю неоортодоксии и проанализировал две основные формы языка в Новом Завете, притчу и письмо. Он опубликовал свои исследования под названием «Язык, герменевтика и Слово Божье» в 1966 году. Год спустя Дэн О. Виа выпустил Притчи: их литературное и экзистенциальное измерение . За этим последовал поток статей и книг, и возобновились поиски. Книга Джона Доминика Кроссана В притчах , опубликованная в 1973 году, имела подзаголовок Проблема исторического Иисуса .

Затем был десятилетний перерыв, прежде чем Марк Борг опубликовал свою работу «Конфликт, святость и политика в учениях Иисуса » (Нью-Йорк: Edwin Mellen Press, 1984). Затем Томас Шиэн выпустил свою новаторскую работу The 9.0037 Первое пришествие: как Царство Божье стало христианством в 1986 году. Борг последовал за ним с Иисус: новое видение в 1987 году. Кроссан пришел вместе со своим массивным Исторический Иисус: жизнь средиземноморского еврейского крестьянина в 1991 году. Поток книг и статей об историческом Иисусе хлынул потоком. Борг опубликовал свою книгу «Встреча с Иисусом снова в первый раз» с подзаголовком «Исторический Иисус и сердце современной веры» в 19 г.94, книга, которая заложила основу для других трактовок Иисуса как современника. В том же году вышла книга Кроссана « Иисус: революционная биография ». Роберт Фанк опубликовал свою книгу «Честно по отношению к Иисусу» в 1996 году; он содержит, среди прочего, его профиль Иисуса, основанный на данных, собранных Семинаром по Иисусу.

Семинар Иисуса подготовил два отчета в рамках возобновленного квеста. Первый под названием Пять Евангелий . Поиск подлинных слов Иисуса , появился в 1993 году под издательством Macmillan (впоследствии выпущен в бумажном издании HarperSanFrancisco). Второй, Деяния Иисуса . Поиски подлинных деяний Иисуса , опубликовано в 1998 г. (HarperSanFrancisco). Планируется, что коллекция профилей Иисуса, основанная на этих двух отчетах, выйдет под редакцией Роя Гувера.

Другие книги, связанные с обновленным квестом, включают следующее:

Джон Доминик Кроссан, Фрагменты: Афоризмы Иисуса (Сан-Франциско: Harper & Row, 1983).

___________, Кто убил Иисуса? Разоблачение корней антисемитизма в евангельской истории о смерти Иисуса (Сан-Франциско: HarperSanFrancisco, 1995).

Бертон Мак, Миф о невиновности: Марк и христианское происхождение (Филадельфия: Fortress Press, 1988).

___________, Утерянное Евангелие: Книга Q и христианское происхождение (Сан-Франциско: HarperSanFranciso, 1993).

___________, д. Кто написал Новый Завет? Создание христианского мифа (Сан-Франциско: HarperSanFrancisco, 1995).

Лейф Э. Вааге, Галилейские выскочки: первые последователи Иисуса согласно Q (Valley Forge, PA: Trinity Press International, 1994).

Стивен Дж. Паттерсон, Евангелие от Фомы и Иисуса (Сонома, Калифорния: Polebridge Press, 1993).

___________, Бог Иисуса. Исторический Иисус и поиск смысла (Гаррисбург, Пенсильвания: Trinity Press International, 1998).

Эта трактовка Третьего Поиска и Обновленного Поиска представляет перспективы Семинара Иисуса. Третий поиск в общих чертах представляет собой дальнейшую попытку связать историческую фигуру Иисуса с провозглашением первобытной церкви, отраженным в новозаветных евангелиях. По этой причине Третий поиск имеет тенденцию сосредотачиваться на новозаветных евангелиях и пренебрегать значением Q и Евангелия от Фомы. Поэтому его манера поведения апологетична — защита критической ортодоксии. Критическая ортодоксия — это ортодоксия, но она принимает критический научный консенсус по многим вопросам. Критическая ортодоксия следует отличать от некритической ортодоксии и народного фундаментализма.

The Renewed Quest, с другой стороны, в целом посвящен отделению Иисуса от взглядов его первых последователей и, таким образом, цели, поставленной Реймарусом и одобренной Д. Ф. Штраусом. Пять Евангелий и Деяния Иисуса пытались довести эту задачу до логического завершения. И он попытался сделать это, строго следуя вехам, намеченным выше. Конечно, как и наши предшественники, участники семинара прекрасно осознают, что некоторые из их работ носят предварительный характер и потребуют модификации. В каком-то будущем поколении будет решено, достаточно ли мы преуспели, чтобы получить место в новой истории вех поиска.

Авторские права © 2001, Polebridge Press. Все права защищены. Запрещается воспроизводить или перепечатывать без письменного разрешения правообладателя.
Давид Фридрих Штраус: чудо и миф

Маркус Борг

Из всех книг об историческом Иисусе, изданных в девятнадцатом веке, книга Давида Фридриха Штрауса «Жизнь Иисуса » (1835) имела самое непреходящее значение. Это было дико спорно. Один рецензент назвал ее «искариотизмом наших дней», а другой — «самой чумной книгой, когда-либо извергнутой из пасти ада».