История масленицы кратко: 20 февраля. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023

краткая история и традиции праздника

Масленица — древний славянский праздник, берущий своё начало ещё с языческих времён, а олицетворяет он окончание зимы. Это один из немногих праздников дошедших до наших дней в практически не изменённом виде.

Веселый, добрый праздник древних славян — Масленица до сих пор является одним из самых любимых.

В этом выпуске альманах для любознательных «Хочу все знать» подготовил краткий обзор об истории, традициях и обычаях Масленичной недели.

Масленица — яркий праздник восточных славян, отмечаемый в течении недели, имеет богатую историю. В обычаях и традициях празднования этого весёлого праздника, народ бережно сохранил элементы славянской мифологии.

Масленица — яркий праздник восточных славян, отмечаемый в течении недели, имеет богатую историю. В обычаях и традициях празднования этого весёлого праздника, народ бережно сохранил элементы славянской мифологии. Многие исследователи считают, что история возникновения Масленицы берет начало с эпохи античности. И действительно, праздник, аналогичный славянским проводам зимы, существовал еще в Древнем Риме.

Во времена язычества у многих оседлых народов существовали обряды встречи весны и проводов зимы. Славяне, в день весеннего солнцеворота, чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья. Прощаясь с Зимой, древние славили Ярилу — бога весеннего солнца и плодородия. Ярило представлялся русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего. Ярило, воскреснув, дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло — это первый шаг на пути к обильному урожаю.

Существует также альтернативное мнение, что история Масленицы уходит корнями во времена, когда существовал культ бога Велеса, являющегося покровителем скотоводства и земледелия. Его праздник приходился на 24-е февраля по новому стилю и предварял встречу нового года, который вплоть до 1492-го года начинался с марта.

В старо-давние времена Масленицу праздновали в течение семи дней до весеннего равноденствия и семь дней — после него. С принятием христианства дата празднования Масленицы сдвинулась и сократилась на целую неделю.

Не смотря на недовольства по поводу стремления народа шумно и весело отмечать Масленицу, церковь не стала её отменять а всего лишь установила новую дату, зависящую от начала Великого Поста. Языческий праздник Масленицы приурочили к «гибкому графику» самых важных православных праздников, зависящих от подвижного пасхального цикла.

В православной трактовке масленичная седмица — это неделя прощения, примирения и подготовки к Великому Посту.

В 1722 году, по окончании затяжной войны со Швецией, император Петр I пригласил принять участие в масляничных гуляниях иностранных послов.

Для того чтобы удивить Европу, было устроено невиданное зрелище: царь проехал по снегу на корабле, запряженном шестнадцатью лошадьми, а вслед за ним «плыла» гондола с царицей Екатериной в костюме простой крестьянки.

И это еще не все! За царственными особами двигались другие корабли, запряженные разными зверями, которые везли придворных.

Все это сопровождалось громкой музыкой и иллюминацией и произвело на зрителей неизгладимое впечатление.

Наши предки считали, что тот, кто не веселятся на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно. Поэтому Масленицу встречали шумно и весело. Самыми популярными забавами, в те времена были:

  • кулачные бои;
  • катания на санях;
  • поедание на время блинов;
  • лазанье на столб за призом;
  • игры с медведем;
  • купание в прорубях.

Кульминацией праздника являлось сжигание чучела, этот обряд соблюдается и сегодня.

Особенности празднования Масленицы или дни масленичной седмицы

Масленицу отмечают с понедельника по воскресенье, и каждый день на этой неделе принято проводить по-особому, соблюдая традиции праздника.

В продолжении темы: Масленица: дата праздника по годам

Главным угощением на Масленицу как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут в течении масленичной недели каждый день в больших количествах. Масленицу разделяют на два периода – узкий и широкий, в первую половину, можно заниматься домашним хозяйством, а начиная с четверга, запрещается любая работа. Кроме того, по сложившимся традициям каждый день праздничной недели, имеет свой особый смысл, значение и название:

  • Понедельник — первый день масленичной недели, получивший название «Встреча». В этот день завершались работы по подготовке к празднику: доделывались горки, балаганы, качели, лотки для торговли и т.п. Многие уже начинали печь блины. Первый блин, кстати, по масленичной традиции нужно отдать нищему, чтобы помянуть усопших.
  • Вторник — второй день Масленицы под названием «Заигрыши». Молодежь начинала гуляния, большими компаниями устраивали катания с ледяных горок. В этот день уже можно было приглашать друг друга на блины.
  • Среда — третий день Масленицы под названием «Лакомки». Теща приглашала зятя на блины. 
  • Четверг — четвертый день масленичной недели, который назвали «Широкий разгул».
    С этого дня начинались настоящие гулянья в честь Масленицы: люди катались с горок и на качелях, устраивали веселые поездки на лошадях, шумно пировали, организовывали карнавалы и кулачные бои среди мужчин. 
  • Пятница — пятый день Масленицы под названием «тещины вечерки». В этот день зятья устраивали «ответки» — то есть приглашали тещу к себе на блины. 
  • Суббота — предпоследний день Масленицы, получивший в народе название «Золовкины посиделки». Невестки приглашали к себе золовок на блины, при этом совсем молодые невестки делали золовке подарок. Золовка — это сестра мужа, а невестка — жена брата.
  • Воскресенье — последний день Масленицы. Его называют «Прощеным воскресеньем». Люди просили друг у друга прощения и надеялись на лучшее. После принятия христианства в этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане — друг у друга. В ответ на просьбу о прощении по традиции произносят фразу «Бог простит». Прося о прощении, люди кланяются.

Масленица история праздника — празднование масленицы на руси

Когда приближается русская Масленица, история праздника начинает интересовать большое количество людей. Неделя перед Великим постом ассоциируется в первую очередь с массовыми гуляниями, весельем и блинами. Однако древнерусская традиция наполнена более глубоким смыслом. Она имеет прямое отношение ко дню весеннего равноденствия. Древние славяне были язычниками и с опаской относились к этому природному явлению.

Как появился праздник?

Истоки Масленицы берут свое начало в глубокой древности. День весеннего равноденствия вызывал у праславян благоговейный ужас. На территориях их проживания в это время наблюдались резкие колебания погодных условий. То морозы ударят, то оттепель начинается.

Люди говорили: «Весна с Зимой борются». В день весеннего равноденствия происходила главная битва Зимы с Весной. Чтобы Весна победила Зиму, язычники задабривали богов. Совершали различные ритуалы и готовили жертвенные блюда.

История возникновения Масленицы тесно связана с языческой древнеславянской Комоедицей. Празднование Комоедицы начиналось за неделю до дня весеннего равноденствия и длилось еще неделю после него. В те времена у славян самым почитаемым зверем был медведь. Его называли Комом и считали ипостасью языческого бога Велеса. С весенним пробуждением медведя после зимней спячки оживала природа и приходило тепло.

Прощаясь с Зимой, древние славяне славили Ярило – бога весеннего солнца. Чтобы поддержать молодое крепчающее солнце Ярило, праславяне пекли лепешки – круглые и желтые, как дневное светило. Первая лепешка доставалась Кому – медведю. В те времена и появилась поговорка: «Первый блин комам» (медведям).

Во время Комоедицы готовили разные блюда из бережно сохраненных к концу зимы продуктов.

На праздничном столе раньше преобладали вегетарианские блюда. Их готовили, чтобы задобрить медведя – любителя растительной пищи.

Пятую часть приготовленных блюд несли к Священному огню. Рядом с костром ставили соломенное чучело Марену (Мару). Образ Марены отождествлялся со смертью и с сезонными обрядами гибели и возрождения природы.

Возле святилища рассыпали зерно, угощая птиц. Пернатые символизировали умерших предков. В день весеннего равноденствия живые и мертвые представители рода соединялись.

Во время празднования Комоедицы совершались ритуальные прыжки через Священный костер. Праславяне верили, что пламя способно изгонять злых духов. Водой, растаявшей на Священном костре, умывались. Она давала здоровье, силу и красоту.

На Комоедицу в древней Руси славили молодые супружеские пары. Холостяков «метили веревкой» и принуждали сделать выбор или откупиться праздничными блюдами.

В конце празднования древние славяне сжигали Марену, прославляя Ярило.

Некоторые обряды Комоедицы соблюдают до сих пор во время празднования Масленицы.

Появление праздника Масленица

История Масленицы насчитывает несколько столетий. После крещения Руси языческие культы стали повсеместно искореняться. Однако вера предков не исчезла. Огромный пласт языческой культуры, носителем которой был народ, стал частью новой веры. Многие христианские праздники совпали по времени с языческими и позаимствовали их обрядность.

Православная церковь стала совершать богослужения перед Великим постом еще в IV веке. В VII столетии Масленица на Руси приобрела новый смысл. После победы над персами византийский царь Ираклий выполняет данное им Богу обещание не есть мяса перед Великим сорокадневным постом. С этого периода традиция отказываться от мясных блюд на Масленицу на Руси начинает укореняться.

Начиная с XVI века последнюю неделю перед Великим постом православная церковь признает праздничной и называет ее Сырной неделей. Другое ее название – Мясопуст. Во время Сырной недели полагалось начинать подготовку к воздержанию в пище, отказываясь от употребления мяса. Другие продукты животного происхождения (яйца, молоко и сыр) есть разрешалось. Праздничное воскресенье стало называться Прощеным. В этот день христиане должны были очистить душу, простить обидчиков и попросить прощения у тех, кого они обидели.

Празднование Масленицы на Руси после принятия христианства изменилось мало. Во время гуляний люди по-прежнему рядились в медвежьи шкуры, разжигали костры и делали лепешки. Когда научились готовить дрожжевое тесто, стали печь блины.

Употребляя блины, люди верили, что съедают кусочек солнца и получают божье благословение, как в древние времена. Позднее праздничным символом стали считаться и ватрушки.

Сохранилась традиция поджигания праздничного костра от солнечного луча. Его ловили при помощи линзы и направляли на кучку сухого хвороста. Зажженный от солнца огонь наделялся древними людьми божественной силой. Он передавал им энергию дневного светила.

Как появилось название Масленица?

Название Масленица древний праздник получил в народе. Сырную неделю стали так именовать, потому что в течение 7 дней разрешалось есть сливочное масло.

В народе любили Масленицу и складывали о ней легенды. В одной из них рассказывалось о девочке, которую крестьянин случайно встретил в лесу, когда собирал хворост. Считая, что она заблудилась, мужчина подошел к ней и спросил, как ее зовут и кто ее родители. Малышка ответила, что зовут ее Масленица, а отец ее – Мороз. Тогда крестьянин попросил девочку ослабить морозы. Масленица пообещала помочь, а также просила передать жителям деревни, чтобы те готовили кушанья и ждали ее с хорошими новостями.

В деревню Масленица вернулась бойкой пышнотелой бабой-хохотушкой с румяными щеками и озорными глазами. После ее прихода морозы отступили, выглянуло солнышко и прогрело землю. Радостный народ устроил пиршество в честь дочери Мороза. Они пели, танцевали и веселились, провожая зиму и встречая весну. По имени дочери Мороза назвали праздник Масленицей.

Легенда о Масленице навеяла собирателю русского народного фольклора Александру Афанасьеву образ Снегурочки, ставшей символом другого народного праздника.

Празднование Масленицы в эпоху Петра I

История Масленицы содержит много любопытных фактов. Царь Петр I любил развлекаться с размахом. Он с удовольствием посещал народные гуляния и принимал активное участие в молодецких забавах наравне с простыми людьми. Чиновник австрийского посольства Корб удивлялся, что во время Масленицы у русских людей пропадает всякое уважение к властям.

Однако задавал тон безудержному своеволию сам молодой царь. Он весело глумился над авторитетами и церковными служителями. С благословения Петра I только что отстроенный Лефортов дворец был «освящен» на Масленицу во имя бога Вакха (бога вина и веселья) шутовским патриархом Никитой Зотовым.

Позднее царь поразил воображение своих соотечественников необычной процессией, которая проехалась по всей Москве. Масленичный поезд состоял из саней, на которые были установлены корабли русского флота.

Во времена Петра I в праздновании Масленицы появились элементы карнавала. Царь всю юность провел в западных странах Европы и восхищался европейской культурой. Желая устраивать дома такие же веселые гуляния, он издал установление о праздновании Масленицы по образцу иноземных карнавалов.

Во времена Петра I на празднике Масляницы появились балаганы. В 1700 году царь приказал возвести в Китай-городе «комедийную хоромину». Через 2 года в ней было дано первое публичное представление. С тех пор на Руси праздновали Масленицу, сооружая театры.

Балаганы на Масленицу строились одновременно с качелями, каруселями и ледовыми горками. Они располагались в одну, две или три линии. На видном месте возводили большие богатые театры, позади них устраивали балаганы поменьше и победнее. Стены делали из дерева, а крышу покрывали куском грубого холста по аналогии с шапито. Внутреннее убранство театра зависело от достатка его владельца.

Русской Масленицы история претерпела много изменений на протяжении веков. Петр I ввел в практику масленичные фейерверки. «Огненный забавы», или «огненные потехи», стали одним из обязательных атрибутов праздника наряду с чучелом, костром и блинами до конца XVII века. С наступлением нового столетия фейерверки в масленичных гуляниях перестали использовать.

Как празднуют Масленицу сегодня?

Современная Масленица практически полностью утратила свое первоначальное значение. Многие люди воспринимают масленичные обряды как веселую забаву. Это повод порадоваться окончанию зимы и насладиться вкусными праздничными блюдами.

Празднование начинается накануне Сырной недели, в воскресенье. Оно называется Мясным. В этот день ходят к друзьям и родственникам, приглашая их на Масленицу в гости. В Мясное воскресенье угощают мясными блюдами. В этот день надо съесть все имеющиеся в доме мясные продукты.

Накануне Сырной недели тесть зовет в гости зятя, чтобы «доесть барана».

Сырная неделя делится на 2 периода. Понедельник, вторник и среда называются Узкой Масленицей. В эти дни люди начинают празднование Масленницы, но работать не прекращают. Идет бойкая торговля, сооружаются ледяные горки, снежные крепости, качели и карусели. Люди готовят праздничные блюда и занимаются домашними делами.

С наступлением четверга начинается Широкая Масленица. С этого дня все работы прекращаются и начинается безудержное веселье.

Каждый день Сырной недели имеет свое название и смысл.

Дни Узкой Масленицы

Первый день праздника называется днем Встречи. С этого дня хозяйки начинают выпекать блины. Приготовление теста для блинов также является частью праздничного ритуала. В дни Масленицы в России традиционно выпекают блины из дрожжевого теста.

Вечером в Мясное воскресенье, когда появляются первые звезды, самая старшая женщина в семье идет к реке (озеру, пруду или колодцу) и смотрит в воду. Глядя на отражение месяца в воде, она просит его заглянуть в ее окно и дунуть на опару. Утром женщины готовят блины. Самый первый испеченный блин отдают малоимущим и просят помянуть усопших.

В этот же день готовится чучело из соломы. Материал и одежду собирают все жители деревни. Каждый старается внести свой вклад в создание чучела. Его возят по деревне на санях, затем устанавливают на шесте в центральной части на самом высоком месте.

В понедельник родственники ходят друг к другу в гости, угощаются блинами и планируют, как и где они будут проводить праздники.

Второй день носит название Заигрыши. Во вторник люди посещают ярмарки, покупают праздничные наряды, лакомства и свистульки в виде птиц для детей. Свистом малыши зазывают домой перелетных пернатых.

На площадях происходят театральные представления, соревнования, катания на санях и с ледяных горок. Во вторник устраивают смотрины невест. Если сватовство состоится, договариваются о свадьбе после Великого поста.

На третий день начинается Лакомка. В среду принято накрывать пышные столы и лакомиться праздничными блюдами от души.

На Лакомку теща приглашает в свой дом зятя и потчует его блинами и медовыми пряниками. Если родственники находятся в ссоре, в этот день им следует помириться.

Широкая Масленица

На четвертый день начинается Разгул. С этого дня люди посвящают все свое время только гуляниям. Они катаются на горках, качелях и каруселях. Запрягают тройки лошадей с бубенцами в расписные сани и катаются по деревне. Молодые парни по пояс голые устраивают кулачные бои, берут штурмом снежные крепости и прыгают через костры. Молодые супруги, поженившиеся год назад, должны целоваться, катаясь с ледяных горок. По домам ходят ряженые в медвежьих шкурах или в тулупах, вывернутых наизнанку. Их угощают праздничными блюдами и блинами.

В пятницу теща ходит к зятю в гости на Тещины вечорки. Накануне она передает дочери все необходимые продукты и готовые блюда, чтобы можно было накрыть праздничный стол.

Суббота называется Золовкины посиделки. Молодые невестки зовут в гости сестер мужа с семьями. Незамужние девушки встречаются со своими подругами и устраивают посиделки. Засватанная барышня дарит в субботу подарки всем своим родственникам.

Древнерусский праздник заканчивается Прощеным воскресеньем. В этот день веселье стихает. Люди просят друг у друга прощения и целуются. Соломенное чучело укладывают на сани и садят рядом с ним красивую девушку. Сани везут трое молодых парней через всю деревню на ее окраину. Тут чучело устанавливают на шест и разводят под ним огонь. В горящий огонь бросают блины и другие праздничные продукты. Оставшийся от костра пепел развеивают над полями, чтобы был хороший урожай.

В воскресенье люди идут на кладбище и просят прощения у своих умерших родственников. Они оставляют на могиле блины.

В Прощеное воскресенье принято садиться за обеденный стол 7 раз. Во время последнего приема пищи за столом обязательно должна собраться семья в полном составе.

Оставшаяся после ужина еда не убирается со стола, а посуда не моется. Стол с посудой накрывают скатертью, затем овечьей шкурой. Ночью с воскресенья на понедельник дом посещают души умерших родственников и угощаются праздничными блюдами. Чтобы не мешать им, надо обязательно заснуть до полуночи.

Видео

История карнавала и календарь событий

Как только рождественский сезон на Карибах официально завершится, самое время вытащить свои танцевальные туфли и начать думать о карнавале, гедонистическом празднике, кульминацией которого является Жирный вторник или Марди Гра, за день до начала Великого поста. .

 

Если вы планируете поездку на Карибы в феврале или марте, когда в зависимости от года выпадает Жирный вторник, вы можете попасть на этот шумный праздник, который бывает раз в жизни.

2023 Календарь

январь Сент-Китс, Сент-Круа

Февраль Пуэрто-Рико, Тринидад и Мартиник

Апрель Св. Томас (Виргинские острова США) 23-30, Ямака 12-18,

май Кайман. Острова

июня Бермудские острова

июля Сент -Джон, США, Виргинские острова

август Тортола, Британские Виргинские острова

Тринидад, место рождения карнавала в Карибском бассейне, все еще самая большая и самая дикая сторона, но есть много карнавала в Карибском бассейне, все еще самая большая и дикая сторона, но есть много карнавала. другие острова, где вы можете наблюдать за карнавалом почти круглый год.

 

Корни

Карнавал на Карибах имеет сложное происхождение. Это связано с колониализмом, обращением в религию и, в конечном счете, со свободой и празднованием. Фестиваль зародился у итальянских католиков в Европе, а позже распространился на французов и испанцев, которые принесли с собой предпостную традицию, когда они поселились (и привезли рабов) на Тринидад, Доминику, Гаити, Мартинику и другие Карибские острова.

 

Считается, что само слово «карнавал» означает «прощание с мясом» или «прощание с плотью», первое из которых относится к католической практике воздержания от употребления красного мяса с Пепельной среды до Пасхи. Перевод «прощай, плоть», хотя, возможно, и сфабрикован, считается символом чувственной непринужденности, которая стала характерной чертой празднования карибского праздника.

 

Историки считают, что первый «современный» Карибский карнавал зародился на Тринидаде и Тобаго в конце 18 века, когда поток французских поселенцев принес с собой на остров традицию маскарада «Жирный вторник», хотя празднование «Жирного вторника» почти закончилось. определенно имело место по крайней мере за столетие до этого.

 

К началу 18 века на Тринидаде уже проживало большое количество свободных чернокожих, смешанных с французскими иммигрантами, более ранними испанскими поселенцами и британскими подданными (остров перешел под контроль Великобритании в 179 г.7). Это привело к трансформации карнавала из укоренившегося европейского праздника в более разнородную культурную смесь, включающую традиции всех этнических групп. С окончанием рабства в 1834 году теперь полностью свободное население могло внешне праздновать свою родную культуру и свою эмансипацию через одежду, музыку и танцы.

 

Эти три элемента, маскарад, музыка и танцы, остаются центральными в праздновании карнавала, будь то изысканный французский бал или стальные барабаны на улицах, с костюмами, масками, перьями, головными уборами, танцами, музыкой. , и барабанит всю сцену вместе с хриплым поведением.

Узнайте об истории карнавала в Рио

Карнавал изначально был греческим весенним праздником. Знаете ли вы?

По некоторым данным, карнавал изначально был греческим праздником весны в честь бога вина Диониса. Римляне переняли ту же традицию с праздником в честь Вакха, римского бога вина и сатурналий. В этот день хозяин и рабы обменивались одеждой посреди дня, полного пьяного веселья.

Позже Римско-католическая церковь превратила праздник Сатурналий в праздник, предшествующий началу Великого поста. Однако то, что развилось, — это массовое празднование снисходительности к музыке, танцам, еде и питью, чего Церковь не имела в виду.

Влажное и непослушное начало

Карнавальные гуляния в Бразилии восходят к 1723 году, когда португальские иммигранты с островов Акорес, Мадейра и Кабо-Верде представили энтрудо. Люди выходили на улицы, обливая друг друга ведрами с водой и обливая грязью и едой, что нередко заканчивалось уличными потасовками и беспорядками.

Концепции продолжали меняться на протяжении 1800-х годов с более организованными парадами, такими как grandes sociedades или великие общества, где император присоединился к празднованию с группой аристократов, которые шествовали в масках с роскошными костюмами и музыкой. стали популярными польки и вальсы.

Десять лет спустя уличные парады с конными повозками и военными оркестрами были в центре внимания карнавала. К концу века карнавал превратился в праздник рабочего класса, когда люди в костюмах присоединялись к параду в сопровождении музыкантов, играющих на струнных инструментах и ​​флейтах. Карнавал использовался и в годы военной цензуры для выражения политического недовольства.

Школы самбы использовали иронию и сарказм, чтобы выразить свое недовольство правительством и стремлением народа к свободе.

Купите ЗДЕСЬ ваши билеты на карнавал

Афро-бразильское волшебство

Никто не может быть более музыкально одаренным, чем африканцы, передавшие пульсирующие ритмы самбы бразильцам во времена рабства. Самба представляет собой эклектичную смесь музыкальных, песенных и танцевальных стилей, которые афро-бразильцы принесли с собой в нищие трущобы, окружавшие Рио, после отмены рабства в 1888 году. Лишь в 1917 году самба стала неотъемлемой частью Карнавал в Рио.

Сегодня самба является настоящей составляющей культурного наследия Бразилии. От самых бедных трущоб до самых богатых гасиенд самба быстро распространилась по городу. Даже сегодня самбу поют в лачуге гетто, а также в элитных особняках, и она действительно объединяет бразильцев, независимо от их экономического положения. самба лежит в основе культуры кариока.

Новые школы самбы

Первой школой самбы, или школой самбы, которая была создана в 1928 году, была Mangueira. Вскоре тематические песни, тщательно продуманные костюмы и платформы стали главной достопримечательностью карнавала в Рио. Многие другие команды из разных сообществ в районе Рио пошли по стопам Мангейры и создали школы самбы, чтобы принять участие в карнавале.