История праздника масленица: история, традиции, обряды, даты праздника

история, традиции, обряды, даты праздника

Праздники

Масленица – любимый народный праздник. Длится целую неделю. Каждый год он бывает в разные сроки – со второй половины февраля до первых дней марта. Начало масленичной недели зависит от Пасхи – большого весеннего праздника. А время Пасхи меняется от года в год. Чтобы узнать, когда наступит Масленица. Надо от даты Пасхи в текущем году отсчитать назад семь недель. Восьмая неделя – Масленица.

В 2020 году масленичная неделя будет с 24 февраля до 1 марта.
В 2021 году масленичная неделя будет с 8 по 14 марта.
В 2022 году масленичная неделя начнется 28 февраля и продлится
до 6 марта.

История праздника Масленицы

Масленица — древний праздник. Он пришел к нам от славянских племен задолго до появления и принятия на Руси христианства, во времена повсеместного распространения язычества.

Празднования Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия. Это время проводов зимы и ожидание теплых весенних дней. Главное праздничное лакомство на Масленицу – блины. Они символ солнца. Ими встречают молодожёнов, с почтением потчуют стариков, ласково угощают ребятишек, Ими же поминают усопших в субботу перед Масленицей.

Блины на Масленицу

В течении все масленичной недели нужно веселиться – ведь это считается залогом будущих побед, успехов и благополучия.

В Православии у масленичной недели есть свое особое название – сырная или сыропустная недели. Так это время получила статус религиозного праздника, при этом суть его осталась прежней.

Обряды на Масленицу

Масленица празднуется на протяжении целой недели. Время с понедельника по среду называют узкой Масленицей, а с четверга по воскресенье – широкой. Каждый день масленичной недели предполагает определенный обряд.

Понедельник – он же чистый понедельник – день встречи Масленицы. По народным поверьям считалось, что в этот день нужно проспать как можно дольше, чтобы был хороший урожай льна. Ну а после пробуждения начиналась праздничная суета. Дети изготавливали соломенную куклу – Масленицу, потом отправлялись кататься на санках с гор. В каждом доме начинали печь блины, при этом первый блин следовало отдавать нищим, чтобы помянуть умерших. Люди верили, что усопшие могут воздействовать на природу и влиять на плодородие.

Вторник – заигрыши. В этот день молодые люди присматривали себе невест, устраивали смотрины, ведь на Руси огромное значение отводили браку и созданию семьи.

Среда – лакомки. В этот день тещи приглашают к себе в гости на блины своих дочерей с мужьями —  зятьями. Именно от этой традиции появилось выражение «к теще на блины».

У четверга название «Разгуляй»! В этот день начинается широкая Масленица. Запрещались какие-либо хозяйственные дела, и все должны веселиться. Как правило, было принято устраивать всем народом катания на санках.

Пятница – тещины вечерки. В этот день уже зятья приглашают своих тещ на блины.

Суббота – заловкины посиделки. В этот день молодая жена должна была пригласить сестер мужа (заловок) в гости. Она накрывала праздничный стол с целью понравиться гостям, ведь изначально сестры мужа с недоверием относились к невестке (не весть откуда пришедшей).

Воскресение — прощеное. В этот день следует навестить своих родных и близких и просить у них прощение.

На протяжении масленичной недели нельзя есть мясо, но можно молочные продукты и рыбу. Основное блюда, конечно, блины.

Очень много песен и прибауток, пословиц и поговорок русского фольклора связано с Масленицей, вот к примеру:

  • Не житье, а масленица.
  • Без кота мышам масленица.
  • После масленицы великий пост, а за страстною пасха.
  • «Не все коту масленица, а будет и Великий Пост»

К теме праздника Масленицы обращались в своем творчестве великие композиторы. Существуют мультики для детей эту тему.

Масленица в наши дни

В наши дни принято на протяжении все масленичной недели печь и есть блины, а в прощеное воскресение участвовать в массовых гуляньях, где сжигают чучело Масленицы.

Масленица

Этот обряд, дошедший до нас, сопровождается песнями, плясками, хороводами, играми, и является символом окончания зимы. После того как чучело сгорает, праздник Масленицы  заканчивается прыганием через костер.


Другие статьи по теме

Праздники


История возникновения Масленицы

Содержание

  1. Масленица древнерусская
  2. Масленица при христианстве
  3. Советская Масленица
  4. Современная Масленица

История празднования Масленицы уходит корнями в глубокую древность.

Этот праздник отмечали в древней Руси в честь бога Солнца Ярилы.

С течением времени поменялась смысловая нагрузка этого праздника и его символическое значение.

Однако он по-прежнему остается самым любимым весенним праздником в нашей жизни.

Масленица древнерусская

На Руси праздник Масленицы проводился в марте, в день весеннего равноденствия. Он посвящался возрождению природы и всего живого. В те далекие времена, когда славяне почитали богов Огня, Плодородия, Воды и т.д. – этот день отмечался с особым почитанием.

В честь Ярилы создавали большие костры, водили хороводы и пекли блины, олицетворяющие солнце. Язычники верили в то, что возрождение природы – это не только переход от зимнего времени к летнему, но и обновление семейных отношений.

Очень ясно просматривается в этих празднованиях, глубокое почитание пращуров (умерших в разное время родственников). Славяне свято верили, что предки их Рода не уходят бесследно, а продолжают жить среди них, в другом, своем мире, наблюдают за всем, что происходит в их семьях, берегут и охраняют всех своих потомков.

Поэтому было принято класть на слуховое окошко первый блин для пращуров, чтобы они не обижались и знали, что о них помнят.

Было и чучело, которое символизировало тьму (что у язычников было почти равнозначно смерти), которое сжигали, чтобы не заслоняло свет.

В костре люди сжигали одежды больных людей, наговаривали на тряпицы или палки все свои невзгоды и беды и бросали их в костер, чтобы избавиться от напастей навсегда.

Молодые женщины, по каким-либо причинам не имеющие детей, обращались в этот день к Яриле, чтобы помог им забеременеть.

Есть один интересный факт, что на Масленицу, бесплодной женщине позволялось уходить из дома на ночь и проводить ночь с тем, кого она выберет. Изменой такое деяние не считалось, так как важным было только продолжение рода. А в этот день сам Ярила всем помогал.

Масленица при христианстве

С приходом христианства, Масленицу стали праздновать перед Великим постом. Праздник уже не стал проводиться в одно и то же время, так как сытная неделя всегда выпадала на разные числа и месяцы весны.

Здесь церковь дала разрешение веселиться и гулять целую неделю. Начиная с понедельника масленой недели, люди начинали строить у своих домов горки, и приглашать гостей.

Богатые люди пекли блины в четверг, а бедные заводили опару на блины в пятницу. Каждый день недели носил, да и сейчас еще носит свое название.

Хозяйки старались сохранить в тайне свои рецепты блинов. Они могли передаваться только из поколения в поколение. Интересно, что тещи считали глубоким оскорблением, когда их не приглашали в дом зятя, учить дочь печь блины.

В Петровские времена Масленицу стали отмечать с более широким размахом. Устраивались катания знати на горках, наряженных тройках, на городских площадях организовывались ярмарки с качелями, балаганами, скоморохами.

Финалом праздника были кулачные бои, в которых принимали участие все мужчины, независимо от возраста. Начинался бой «один на один», а затем продолжался «стенка на стенку». Это тоже отголоски языческих времен, когда род выбирал сильного вождя – настоятеля рода.

Советская Масленица

Во времена Советской власти, праздник Масленицы проводился как Поводы зимы. Значение этого праздника было в том, чтобы подвести итоги подготовки к весенне-полевым работам.

Как правило, на советских масленичных гуляниях проводились чествования передовиков сельского хозяйства:

• Механизаторов;
• Комбайнеров;
• Доярок;
• Скотников;
• Руководителей передовых совхозов и колхозов.

Идеология того времени накладывала отпечаток на все праздничные мероприятия, так что не обошли они и Масленицу.

Здесь основной идеей праздника была демонстрация мощи, силы и талантов советских людей на основе фольклорного материала.

Современная Масленица

В наши дни Масленица вернулась к тому, что ее стали проводить вновь перед Великим постом. В некоторых местах возрождаются традиции ежедневного празднования масленой недели:

• Встреча;
• Заигрыши;
• Тещины блины и т.д.

Сейчас празднование Масленицы – это праздник, который включает в себя почти все исторические изменения в структуре проведения.

Можно увидеть в одном празднике и языческое поклонение богам, и обильное объедание перед постом, и зиму так же с благодарностью провожают да задабривают и весну закликают.

Все эти действия присутствуют, но как бы в миниатюре – очень урезанном варианте.

Есть в этом празднике и то, что не поддается ни времени, ни влиянию исторических перемен: душевная доброта и широта, и радостное ожидание обновления жизни.

Масленичный футбол: Какова история знаменитой игры? — Feb

Что такое масленичный футбол?

В Масленицу и Пепельную среду рыночный город Эшборн в Дербишире преобразится. Магазины и недвижимость будут заколочены, а тысячи людей прибудут в город, чтобы посмотреть и, возможно, принять участие в футбольном матче.

Однако это не матч одиннадцати на стандартном поле. Это один из немногих сохранившихся примеров массовой футбольной игры, когда большие толпы людей играют в «объятия», чтобы доставить мяч в одну из двух ворот, находящихся на расстоянии трех миль друг от друга.

То, какую команду представляет игрок, определяется тем, на какой стороне Хенмор-Брук, протекающей через город, он родился. Те, кто родился на Севере, являются «верхняками» и пытаются «забить мяч» на старой мельнице Стерстон. В то время как те, кто родился на Юге, являются «Даунардами» и стремятся к цели в Клифтон Милл.

Игра в мяч на Масленицу является частью давней традиции в Британии и Европе, которая восходит как минимум к двенадцатому веку.

Последний день перед Великим постом, Масленица, был государственным праздником в период позднего средневековья, и, наряду с петушиными боями, футбол стал одним из традиционных видов спорта дня. Хотя часто в них участвовало большое количество участников, многие из самых ранних зарегистрированных игр, по-видимому, были мелкими делами, множеством матчей, сыгранных среди школьников.

Одно из самых ранних зарегистрированных упоминаний о массовом футболе на Масленицу относится к Честеру, когда были попытки остановить игру в 1533 году. Была реальная озабоченность по поводу ущерба, причиненного имуществу, и потенциального вреда, который может быть нанесен как игрокам, так и их товарищам. горожане. Эти опасения привели к аналогичным попыткам остановить или организовать матчи в таких городах, как Манчестер, Карлайл и Пиблз, в шестнадцатом и семнадцатом веках.

Истоки игры

Происхождение игры в Эшборне, к сожалению, неясно отчасти из-за пожара в офисе Королевского масленичного комитета, который уничтожил многие из их архивных фондов. В стихотворении 1683 года «Бурлеск на великом морозе» описывается футбольный матч между двумя городами, который, по мнению некоторых, является описанием игры в Дербишире.

Но, хотя автор Чарльз Коттон жил к северу от Эшборна, в поэме нет точных сведений о том, где и когда состоялся матч, и даже был ли этот матч реальным событием. Фактически, несмотря на обширные исследования таких историков, как Линдси Портер, трудно найти убедительные доказательства того, что в эту игру регулярно играли в Эшборне до 1810-х годов. Хотя есть некоторые свидетельства того, что на Масленицу в гимназии королевы Елизаветы в городе играли в футбол в 179 г.7, неясно, было ли это частью более крупного матча или источником современной традиции.

Однако вполне вероятно, что текущая версия игры существовала к началу девятнадцатого века. К 1821 году игра была достаточно хорошо известна, чтобы фигурировать в песне, исполняемой в театре на Диг-стрит в Эшборне, что позволяет предположить, что к этому моменту в нее играли как минимум несколько лет.

Этот период также отмечен временем, когда старые традиции заново изобретались для современной эпохи. Было настоящее увлечение обычаями «Веселой Англии» по отношению к Рождеству и другим праздникам, и по мере того, как люди все больше беспокоились о негативных последствиях индустриализации, росло желание возродить и записать народные традиции.

Популярность игры

Нельзя сказать, что игра понравилась всем в Эшборне. В течение девятнадцатого века предпринимались неоднократные попытки перенести игры с улиц города на близлежащие поля, а к 1860-м годам к управлению толпой подключились полицейские, а некоторые игроки были оштрафованы за то, что «играли в определенную игру под названием «Футбол». определенное шоссе».

К 1880-м годам возникли опасения, что эти вмешательства в игру, наряду с изменением характера сельской жизни, означали, что все меньше и меньше людей играло на Масленицу и что она находилась в умирающем состоянии.

Однако, хотя подобные игры в таких городах, как Дерби, были запрещены законом в викторианский период, в Эшборне они сохранились до двадцатого века. Причина выживания может быть связана с теми же факторами, которые привели к его исчезновению в другом месте. В конце девятнадцатого века среди элиты и среднего класса росло беспокойство по поводу деятельности их более бедных соседей. Это привело к растущей организации спорта и других обычаев таким образом, который можно рассматривать как обеспечение «рационального отдыха». Обычно это приводило к запрету «неуправляемой» деятельности.

В Эшборне выживание, по-видимому, частично произошло благодаря покровительству местной элиты. Создание оргкомитета и процедур, позволяющих избежать уплаты штрафов, означало, что мероприятие могло продолжаться без существенного вмешательства со стороны закона. Масленичный футбол становился все более респектабельным, и среди тех, кто «крутил» мяч (запускал игру) в 1920-е годы, были маркиз Хартингтон и его отец, девятый герцог Девонширский. Окончательный знак престижа пришелся на 1928, когда Его Королевское Высочество принц Уэльский перевернул мяч, роль, которую исполнял нынешний принц Уэльский в 2003 году.

Эшборн – родина футбола?

Ежегодный футбольный матч «Королевская Масленица» в Эшборне стал настолько важным в истории прекрасной игры, что некоторые авторы заявляют, что Эшборн по праву может называться родиной футбола.

Хотя исторические записи не могут окончательно подтвердить это утверждение, во многом оно отражает старые традиции, и поэтому Масленичный футбол в Эшборне теперь является событием, которое привлекает значительный интерес со стороны информационных агентств со всего мира.

Важно отметить, что это также очень важное событие для жителей самого Эшборна. Описанное как «Рождество Эшборна», это время, когда семьи собираются вместе, отмечают традиции своего города и играют в замечательную игру в футбол.

Масленица | Станции Солнца: история ритуального года в Британии

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСтанции Солнца: история ритуального года в БританииБританская историяИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг.

)История средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг.)Социальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСтанции Солнца: история ритуального года в БританииБританская историяИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг.)История средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг.)Социальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Hutton, Ronald,

‘Shrovetide’

,

Станции Солнца: история ритуального года в Великобритании

(

, Оксфорд,

1996;

9004 онлайн,

954,

,

1996;

9004.

Oxford Academic

, 3 октября 2011 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198205708.003.0015,

, по состоянию на 12 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСтанции Солнца: история ритуального года в БританииБританская историяИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг.)История средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг.)Социальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСтанции Солнца: история ритуального года в БританииБританская историяИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг. )История средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг.)Социальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Либо до, либо после Дня святого Валентина выпал гораздо более масштабный и массовый праздник. Он начался в «Масленичное воскресенье», седьмого перед Пасхой, продолжился в «Коллоп-понедельник» и достиг своего апогея в «Масленичный вторник». Его истоки лежат в раннем Средневековье, наряду с долгим Великим постом, которому он непосредственно предшествовал и который, таким образом, создал его. Своеобразная лихорадка Масленицы возникла от двух причин. Во-первых, это была последняя возможность развлечься перед введением диетических, рекреационных и сексуальных ограничений Великого Поста. , так что возможность для неистового выброса эмоций была бы очень кстати.

Ключевые слова: День святого Валентина, Масленица, Пасха, Коллоп-понедельник, Масленица, Великий пост, Масленица, лишения

Предмет

Ранняя современная история (1500–1700 гг. )История Средневековья и Возрождения (500–1500 гг.)Социальная и культурная историяБританская история

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. Находясь на сайте общества, используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.