Бизнес в интернете: 99 идей
Имейте в виду: даже самый лучший продукт сам себе не продвинет. Чтобы получить максимальный результат по трафику на сайт, конверсиям, лидам и продажам, нужно комплексное продвижение бизнеса.
Оглавление:
Продажи
Хендмейд
Онлайн-образование и инфопродукты
Развлечения
Блогинг
Полезные сервисы
Консалтинг для частных лиц
В2В-услуги
Crazy-меню идей
Оглавление:
Продажи
Хендмейд
Онлайн-образование и инфопродукты
Развлечения
Блогинг
Полезные сервисы
Консалтинг для частных лиц
В2В-услуги
Crazy-меню идей
Продажи
За прошлый год более 35 % процентов россиян совершали покупки в онлайне, и эти цифры только растут.
Читайте также
Как заработать в интернете новичку: проверенные способы и подводные камни Как я изучала рынок, чтобы открыть парикмахерскую – универсальные шаги «Хакнуть» прокрастинацию: как я выполняю работу, которую делать не хочу- Электроника бьет все рекорды по продажам в интернете. Если найдете способ конкурировать с крупными сетями и минимизировать риск повреждения гаджетов при доставке, это хороший вариант.
- Одежда.
Многие вещи можно подобрать без примерки, и их люди активно покупают в интернете – можно минимизировать расходы, продавая через соцсети, и предлагать выгодные цены. Читайте в нашем блоге о том, как создать интернет-магазин «ВКонтакте».
- Книги. Да-да, бумажные. Звучит старомодно, но именно на сайтах их сейчас предпочитают заказывать, потому что цены в офлайн-магазинах взлетели до небес.
- Товары из Китая. Абсолютно любые: заказывайте одежду, аксессуары и гаджеты в китайских магазинах и перепродавайте через интернет в своем регионе – у вас будет преимущество перед AliExpress за счет более быстрой доставки. Важно только найти надежного поставщика, чтобы низкое качество товара не привело вас к убыткам.
- Раскрученные сообщества и аккаунты.
- Органическая еда. Можно договориться с местными фермерами, огородниками и грибниками, находить покупателей в сети и организовать доставку.
- Антиквариат. Подойдет, только если вы в нем разбираетесь или хотите разобраться. Среди населения всегда найдется прослойка ценителей старины – главное, выйти на них и предложить релевантный товар.
- Товары для животных. Как ни странно, люди могут экономить на себе, но не на своих котиках и собачках.
- Товары для детей. Еще одна ниша с высокой маржинальностью.
- Товары для повседневных нужд. Если вы сможете раз в месяц с доставкой затаривать людей моющими средствами, бритвами, салфетками и шампунями, вы найдете благодарных клиентов. А для интернет-магазина обязательно выбирайте подходящую CMS.
- Аффилированный маркетинг. Продавайте любые продукты других компаний за комиссионное вознаграждение.
Такой бизнес на партнерских условиях потребует минимум вложений.
- Киберсквоттинг. Регистрируйте и перепродавайте домены.
- Товары для хобби. Люди, увлекающиеся скрапбукингом, вышиванием, резьбой по дереву, рыбалкой или охотой точно знают, что им нужно – поэтому легко и быстро готовы совершить онлайн-покупки.
- Косметика. Ее легко продавать с небольшими вложениями, легко и недорого доставлять, она долго хранится – удобный продукт для интернет-торговли. Можно открыть интернет-магазин в Instagram.
- Б/у товары. Скупайте и продавайте использованную технику, одежду и предметы быта в хорошем состоянии.
Продвинем ваш бизнес
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
ПодробнееХендмейд
Если вы можете не только продавать чужие продукты, но и производить свои, у вас есть конкурентное преимущество. Продавать можно на своих ресурсах и на сторонних сайтах. Есть «Ярмарка мастеров» для поиска покупателей в России, есть Etsy, на котором свой хендмейд можно продавать по всему миру.
- Индивидуальный пошив одежды. Со снижением качества в масс-маркете растет спрос на одежду из качественных тканей, сшитую по индивидуальным меркам. Нужна только швейная машина и умение ей пользоваться, а все мерки покупатели могут снять сами и отправить вам на сайте.
- Аксессуары и бижутерия. Из полимерной глины, дерева, металла или ткани – возможно, вы умеете делать украшения, но просто об этом не знаете.
- Товары для дома. Это может быть текстиль, рамки, подставки, подсвечники или посуда. Но изготавливать качественные вещи – это не гарантия успеха, ведь очень важно найти своего покупателя.
- Интерьерные картины. Обычно они большие и абстрактные, можно делать на заказ под запросы конкретного покупателя.
Главное – найти этого покупателя.
- Мебель. Для удобства доставки лучше малогабаритную или разбирающуюся на части – как в IKEA. Можно попробовать договориться о сотрудничестве со студиями дизайна интерьера.
- Персонализация обычных предметов. Можно делать гравировки на заказ или давать вторую жизнь старым вещам заказчиков.
- Кондитерские изделия. Торты и пирожные можно делать на заказ и отправлять по своему региону, пряники и конфеты могут жить долго и доставляться по всей стране. Подбирайте правильный контент для интернет-магазина – тогда пользователям будет удобно и интересно работать с вашим сайтом, и вы сможете повысить продажи.
Онлайн-образование и инфопродукты
Современный человек учится всю жизнь. И все чаще выбирает образование в онлайне, чтобы не тратить время на дорогу, не подстраивать свой график под курсы и иметь возможность учиться у профессионалов с любой точки света.
- Обучение языкам. Можно создать онлайн-школу со своими фишками. В постижении иностранных языков люди придирчивы, ленивы и постоянно ищут новые методики – поэтому вполне можно найти способы конкурировать с гигантами вроде Skyeng.
- Обучение практическим навыкам. Подойдет любая ваша профессиональная деятельность, в которой вы хорошо разбираетесь: можно учить людей таргетингу, дизайну, фотографии, программированию, SEO-продвижению, менеджменту. Если пока не умеете, ничего страшного – приходите на курсы по интернет-маркетингу от TexTerra.
- Обучение для саморазвития. Это финансовая грамотность, тайм-менеджмент, ораторское искусство и многое другое. Привлекать можно не только молодежь, но и пожилых людей, у которых много свободного времени и которым интересно осваивать новое. Кстати, в нашем блоге есть материал о продвижении курсов на аудиторию 50+.
- Обучение узкоспециализированным вещам.
Возможно, вы можете учить программистов новому языку или дизайнеров – работе с новой программой.
- Общеобразовательные курсы. Монетизируйте человеческую жажду знаний: курсы по современному искусству, истории религии или английской литературе тоже набирают много людей, если сделать их развлекательными и интерактивными.
- Экспертные книги. Пишите их и продавайте, если глубоко разбираетесь в какой-то области. Создайте серьезный продукт и продумайте каждую мелочь: содержание, продвижение, подачу материала. Вдохновиться можете нашей книгой «100+ хаков для интернет-маркетологов».
- Учебные пособия. Если недостаточно глубоко разбираетесь, составляйте электронные пособия на основе менее удобных или иностранных изданий – и продавайте их.
- Видеоуроки. Вы можете учить людей чему-то конкретному, показывая на своем примере. Можно учить тому, что сами умеете – от кулинарии до ретуши фотографий.
- Авторские курсы. Разработайте учебные материалы по урокам и продавайте их – просто подобие учебника, без всяких онлайн-консультаций и проверки работ.
- Репетиторство для детей. Любой школьный предмет можно преподавать по видеосвязи.
- Дополнительное образование для детей. Откройте онлайн-школу программирования, журналистики или любой другой тематики – учите школьников тому, что может пригодиться им в дальнейшей жизни.
- Курсы для родителей. В последнее время они набирают популярность.
Развлечения
Досуг люди тоже часто проводят в интернете – используйте это.
- Сервис знакомств. Кажется, что все уже придумано, но можно сделать со своей фишкой. Например, существует приложение Haters, подбирающее пары на основе того, что люди ненавидят. Придумайте свою фишку и реализовывайте, изучите целевую аудиторию.
А мы поможем понять, как ведут себя в интернете мужчины и женщины.
- Социальная сеть. Тягаться с VK, конечно, не нужно. Нужно ориентироваться на более узкую аудиторию со схожими интересами.
- Онлайн-игры. Это может быть масштабный проект с технологиями виртуальной и дополненной реальности. Или несложные игры в мобильных приложениях. Как на этом заработать, мы уже писали.
- Контент-проект. Сделайте сайт, пишите статьи и снимайте видео на интересные темы – про путешествия, человеческие истории, научпоп или любопытные факты.
- Агрегатор мероприятий по разным городам России. В Kudago публикуют далеко не все события, и не все регионы представлены на сайте. Можно охватить больше интересного, удобно это систематизировать и брать деньги за размещение анонсов.
- Планирование мероприятий. Если вы от природы креативны, разрабатывайте и продавайте сценарии праздников под желания заказчиков.
- Организация мероприятий. Этим тоже можно заниматься в онлайне – вы сможете подбирать для событий помещения, ведущих, фотографов, декораторов, аниматоров и координировать их работу.
Блогинг
Один из самых популярных видов современного интернет-бизнеса: развиваете аккаунт в Instagram, канал на YouTube или блог со статьями – берете деньги за рекламу.
- Блоги с фотографиями. Если вы много путешествуете или просто видите мир под необычным углом, можно удерживать подписчиков красивыми картинками и остроумными подписями. Научитесь профессионально работать в «Фотошопе», чтобы поднять свой контент на новый уровень.
- Блоги с лонгридами. Реализовать можно в соцсети, на своем сайте, «Дзене» или Medium. Пишите о том, что может быть интересно или полезно широкому кругу читателей. А мы подскажем 7 беспроигрышных тем для любого блога.
- Тестирование продуктов.
Выберите сферу и рассказывайте подписчикам об опыте использования косметики разных брендов, рыболовных снастей, техники и любых других товаров.
- Интервью с экспертами и интересными личностями. Если сможете вести видеоблог и находить интересных гостей, у вас никогда не иссякнут идеи для контента – вы будете зарабатывать на историях своих героев. Можно повторить опыт Дудя и вести развлекательный блог или же выбрать сферу и вести дискуссии для специалистов.
Как раскрутить канал в «Дзене» и заработать на видео – гайд
Полезные сервисы
В интернете любая информация есть в общем доступе, но успешным будет ресурс, на котором ее смогут удобно систематизировать и представить пользователям. А также, помимо информационных сервисов, можно координировать работу некоторых офлайн-услуг с помощью сайтов и приложений.
- Онлайн-библиотеки. В рунете уже есть Litres и другие, но их пока не так много.
- Библиотека форм заявлений в разные инстанции. Можно создать ресурс, на котором люди смогут быстро найти и скачать любые формы.
- Агрегаторы скидок. Чтобы ослабить конкуренцию, можно выбрать узкую специализацию на тех или иных товарах. Структура такого сайта может быть довольно сложной: позаботьтесь о том, чтобы составить грамотное ТЗ для разработчиков.
- Доска объявлений. Сделайте удобный сервис для размещения любых объявлений: продажа, покупка, обмен, предложения услуг и поиск работы.
- Онлайн-барахолка. Это удобно реализовать через приложение, но при малом бюджете можно обойтись даже соцсетями.
- Сервис продажи и покупки недвижимости. Все реже люди обращаются к риелторам и все чаще ищут жилье через интернет. Чтобы вас воспринимали серьезно на рынке недвижимости, позаботьтесь о мелочах, которые формируют доверие к сайту.
- Покупка билетов и туров в онлайне.
Турфирмам современный человек тоже предпочтет удобный сайт, а вы сможете брать процент от суммы.
- Фотобанк. Хорошие фотографии нужны всем – дизайнерам, SMM-щикам, владельцам бизнеса, а иногда и частным лицам. И за них готовы платить.
- Сервис доставки еды. И совсем не нужно держать свой ресторан – главное, организовать работу курьеров, сделать удобный сайт и преуспеть в продвижении. И научитесь писать вкусные тексты о еде, которые привлекут клиентов.
- Курьерская служба. Доставку чего-угодно сейчас оформляют по интернету.
- Биржа услуг. Можно сделать ресурс для широкого спектра услуг, наподобие YouDo, или создать специализированную биржу для фрилансеров в той или иной сфере. Например, биржу копирайтеров, программистов, дизайнеров. Изучите своих конкурентов: мы публиковали обзор популярных бирж фрилансеров.
- Платформа для репетиторов и учеников. Как Preply или Upstudy.
- Сервис для редактирования фотографий. Их много в интернете, но в них трудно сориентироваться, а «Фотошоп» стоит не у всех. Спросом может пользоваться редактор, заточенный под определенные нужды – например, специально для SMM или ретуши.
Консалтинг для частных лиц
Индивидуальные консультации по самым разным вопросам набирают популярность в интернете.
- Психологическая помощь. Если вдруг вы дипломированный психолог или можете нанять психологов на работу, онлайн-консультации станут хорошим бизнес-проектом.
- Профориентация для детей и взрослых. Сейчас всем поголовно хочется найти призвание и работу по душе – некоторым точно понадобится помощь.
- Консультации по трудоустройству. Поиск работы мечты – отдельное непростое дело, а достойного конкурента HeadHunter не видно. Если сможете отслеживать предложения работы по всему интернету и предоставлять их кандидатам, на этом можно заработать.
- Консультации по семейным отношениям. И по любым отношениям. Такие услуги можно продавать в личных сообщениях.
- Консультации по правильному питанию. Заодно можно договориться и с брендами, чью продукцию вы будете рекомендовать.
- Мода. Раз уж шопинг переходит в интернет, услуги виртуального стилиста тут тоже могут потребоваться.
- Юридические советы для физических лиц. Конечно, адвокатом работать в онлайне нельзя, но можно отвечать на вопросы людей и подсказывать законные решения их проблем за деньги. Продвигать услуги можно с помощью полезного контента – в блоге TexTerra есть материал, как писать хорошие юридические тексты.
- Консультации по образованию за рубежом. Всегда актуально, потому что уехать хотят многие, а самим разбираться в тонкостях сложно.
- Компьютерная помощь. Некоторые не могут самостоятельно перезагрузить роутер или установить браузер и готовы платить за помощь.
В2В-услуги
Большой и обособленный пласт идей – это различные услуги для бизнеса. Аутсорсинг набирает популярность: если специалист нужен на несколько часов в месяц, его не будут держать в штате.
- Юридическая помощь. Можно решать любые вопросы бизнеса: от защиты авторских прав до улаживания разногласий с партнерами.
- Биржа тайных покупателей. Обычно таких сотрудников не держат в штате, они нужны на непродолжительный срок. Можно создать сайт для удобного поиска исполнителей и монетизировать его.
- Бухгалтерские услуги. Все больше малый бизнес выбирает бухгалтеров на аутсорсе.
- Интернет-аудит. Анализируйте работу веб-сайтов, сообществ и аккаунтов в соцсетях.
- Удаленный коллцентр. Вам потребуются сотрудники из любой точки страны, которые будут принимать звонки для нескольких организаций.
- Системное администрирование. Обычно очное присутствие сисадмина в офисе нужно только при возникновении проблем.
- Тренинги. Крупные и даже средние компании готовы платить за обучение сотрудников: от прокачки профильных навыков до техник ведения переговоров, менеджмента и других soft skills. Такие курсы можно успешно продвигать через соцсети.
- Разработка ПО. Программ бизнесу требуется много и всяких разных.
- Дистанционная техподдержка. Вы можете помогать сотрудникам работать с программами или устранять ошибки на сайтах.
- Кадровое агентство. Кажется, что с интернетом рынок труда стал более открыт, но это не так. Представителям компаний не хочется самим просматривать кучу резюме в поисках подходящих людей – вы можете им в этом помочь. Даже первые собеседования сейчас часто проводят в онлайне.
- Маркетинговое агентство.
Почему бы и нет.
- Типография с заказом на сайте. Бизнесу всегда нужны рекламные листовки, афиши, мерч и многое другое. А с нынешней недорогой доставкой вполне сработает схема: клиент заказал на сайте, вы напечатали и отправили курьером по адресу.
- Создание сайтов, лендингов и приложений. Каждый день открываются новые бизнесы, и всем нужны сайты. В электронной книге TexTerra вы можете почитать, как сделать сайт самому, если вы гуманитарий.
- Услуги переводчиков. Можно заниматься переводом документов, ведением переписки с иностранными компаниями или поиском синхронных переводчиков для мероприятий.
Однако в сфере переводов большая конкуренция.
- Складирование. Если у вас есть пустое помещение, через интернет можно организовать сервис хранения – это будет актуально для многих магазинов.
- Фандрейзинг. К сожалению или к счастью, но на сборах денег для благотворительных организаций тоже можно заработать.
- Аренда оборудования. Через свой сайт вы можете сдавать в аренду оборудование для любых областей деятельности.
- Дизайнерские услуги. Рекламная продукция нужна каждому бизнесу регулярно, и каждый раз – разная.
- Административные услуги. Помогайте бизнесменам с планированием финансов и делопроизводством.
- Социологические исследования. Проводите онлайн-опросы, чтобы бизнес мог улучшить свой маркетинг и повысить продажи.
Crazy-меню идей
Если вы склонны к авантюрам и не любите шаблонные решения, можно рассмотреть более креативные идеи. Среди преимуществ – низкая конкуренция.
- Сервис сюрпризов. Заказчик платит деньги, называет адресата, вы покупаете подарок-сюрприз на свой вкус и отправляете. Продвигать необычный бизнес поможет красивый контент в Instagram.
- Сервис розыгрышей. Заказчик платит деньги, называет адресата, вы его разыгрываете. Возможно, розыгрыш можно тоже придумать виртуальный.
- Изготовление вещей по детским рисункам. Клиент вам присылает рисунок, и вы воплощаете его в жизнь – например, изготавливаете игрушку или предмет быта.
- Сервис для любителей и владельцев домашних животных. На таком сайте знакомств хозяин собаки, которому некогда с ней гулять по утрам, сможет встретить соседа, который мечтает гулять по утрам с собакой.
- Товары для одиночек. Все больше людей живут одни, но упаковки продуктов в магазинах часто рассчитаны на семью. Если правильно подать идею, одиночки будут рады избавиться от переплат – а вы сможете продавать маленькие порции еды с доставкой через сайт и соцсети.
- Виртуальный друг на час. Раз уж реального друга на час можно купить, найдутся и люди, готовые заплатить за обед с виртуальным собеседником. Важно правильно выявить целевую аудиторию для такого проекта.
- Платная рассылка с полезными напоминаниями. Уже появляются приложения, напоминающие пользователям встать в 8 утра, сделать 100 приседаний или заняться, наконец, делами. Людям проще заниматься саморазвитием, когда их мотивируют – пусть даже и виртуально.
- Интернет-магазин, в котором сюрприз можно купить для самого себя. Покупатель платит некую сумму, и ему доставляют соразмерный по стоимости продукт, чем более неожиданный – тем лучше.
- Аренда разных статусных вещей: ювелирных изделий, платьев, огромных букетов для фото и людей для сопровождения на мероприятиях.
- Доставка любых товаров из магазинов за рубежом. Отнюдь не везде есть доставка по миру. Поэтому сейчас актуальны сервисы, организующие таковую: нужно просто находить исполнителей за рубежом, готовых выслать товары, нужные вашим клиентам.
- Организация расставаний. Людям сложно объявлять своим любимым о разрыве отношений, и эту слабость можно монетизировать: наймите психолога, который будет сообщать грустные новости по телефону за деньги. Такой сервис вполне можно продвигать через соцсети – научитесь правильно подбирать картинки к постам и привлекать внимание широкой аудитории.
- Гадания и предсказания. Специфическое занятие, но желающие всегда находятся.
Идей можно придумать гораздо больше сотни: разумных, странных, требующих штат сотрудников и большие инвестиции или не требующих никаких вложений. Читайте больше о возможных трудностях на старте бизнеса и о том, как их преодолеть.
Делитесь своими идеями и опытом в комментариях. Возможно, у вас есть идеи, которые сработали или, наоборот, вызвали сложности? Расскажите о них.
Знаю, как заработать, но не буду: из дневника интернет-лузера
«О чем писать?»: поиск идей для книги
Для начала уточним, что такое идея. Идея – это стержень истории, это основная мысль, которую вы вкладываете в произведение. Это, например, сакраментальное «любовь спасет мир» или «добро победит зло», «а если я вдруг проснусь в другом мире» или «а если бы я был магом?».
Идея – это необходимая составная часть истории. Более того, это искра, толчок, который возбуждает в писателе интерес к работе. Именно с появлением идеи, как правило, появляется и желание – записать историю.
Идеи бывают масштабными и глобальными – для одной (или нескольких книг) и небольшими – это идея интересного персонажа или ситуации.
Как появляются идеи
1.«Сборная солянка» – идеи из накопленной информации.
На протяжении жизни мы усваиваем огромное количество информации. Что запоминаем, а что-то, как нам кажется, забываем. Однако «забытое» никуда не исчезает, любая информация либо полностью/частично откладывается в памяти, либо обдумывается, и в памяти сохраняются еще и выводы из усвоенного, опыт пережитого. И на подсознательном уровне работа над информацией ведется постоянно.
Возникновение идеи из «солянки» отследить очень сложно. Она может присниться, может «вдруг» всплыть из воспоминаний детства из-за какого-либо яркого впечатления, а может просто появиться в момент обдумывая ситуации, с идеей никак не связанной. Но в любом случае она является результатом мыслительного, жизненного опыта. И возникает, как нам порой кажется, из ниоткуда. И это самый интересный вид идей, самый оригинальный и глубокий, личный и «авторский».
2. Ассоциация – это сознательное развитие идеи по цепочке, от зацепившего образа до, собственно, идеи истории.
Например, вы смотрите интересный приключенческий фильм. И сюжет так цепляет, что включается неосознанный процесс: а если бы я был искателем? – что бы я искал? – а кто бы мне мешал и почему? – а какие опасности? – а любовь там будет, такая, как в фильме? – а какие приключения начнутся! Все, считайте, сюжет, выстроенный по случайной ассоциативной цепочке, готов.
Причем роль толчка, спускового крючка для ассоциативного ряда может сыграть что угодно: и красивый образ, и любимый жанр, и случайная интересная фраза.
3. Ситуация – это идея, основанная на желании передать (развить) конкретную интересную ситуацию. Или высказать мысли, возникшие опять-таки под воздействием ситуации.
Часто такие идеи основаны на личном опыте – либо реальном и жизненном (автобиографические романы), либо наблюдательном (целенаправленный сбор информации по конкретной тематике). К ситуативным также относится написание фанфиков, когда перерабатывается чужая идея.
Как быть, если не знаешь, о чем писать книгу
А теперь поговорим о первой части названия статьи – «о чем писать?», то бишь об отсутствии идей.
Честно говоря, подобные вопросы вызывают недоумение. Что значит «не о чем писать», когда нас окружает бездна информации, когда мы живем в огромном и интересном мире?
И хотя мы уже выяснили, откуда можно брать идеи, давайте немного глубже разберемся в проявлении таинственного синдрома «не знаю, о чем писать».
Идеи любят новый опыт
Работа с идеей – процесс двусторонний: ей мало прийти – вам нужно суметь ее принять. Значит, вы должны быть открыты: для нового жизненного опыта, для получения информации, для переработки прежнего опыта в конце концов. Если вся ваша жизнь – пришел с работы, сел на диван и включил, допустим, «Универ» – конечно, вам будет не о чем писать. Впрочем, теоретически можно написать фанфик по «Универу»…
Что делать? Преодолевать лень и усталость. Читайте интересные книги – форумов с советами в Интернете хватает и онлайн-библиотек море. Смотрите познавательные или качественные жанровые фильмы. Ездите в отпуск не только за отдыхом у бассейна, но и за впечатлениями, за новой информацией. Ходите новыми дорогами и смотрите по сторонам, подмечайте детали. И обдумывайте то, что видите, фантазируйте.
Хотите написать любовный роман? Вот, на скамейке сидит и целуется парочка – готовые типажи. А дальше – по Шекспиру. Из какой семьи парень, из какой – девушка? Сколько они уже встречаются и надолго ли? А не прогуливают ли они учебу друг ради друга? И так далее.
Жизнь нам, писателям, все показывает – только не ленитесь смотреть и обдумывать то, что видите. Жизнь в состоянии «включенного приемника» интересна и без написания книг, кстати.
Поиск идей для книги внутри себя
Порой человек замыкается в своем собственном мирке, сосредотачивается на собственных проблемах и заботах. И идеи вроде стучатся, проявляются смутно, формируются и всплывают под воздействием переживаний, но их очень сложно зацепить, опознать и изучить. И хочется, и руки чешутся, но о чем писать – непонятно. Но так ли непонятно?
Что делать? Разбирайтесь в себе, изучайте себя. Не бойтесь. По легенде, Стивен Кинг стал известным мистиком по совету психиатра, который рекомендовал переработать собственные страхи. Поймите, что вас мучает, чего вам не хватает. Вероятно, в этом кроется суть идей в реализации тайных желаний и стремлений. Может быть, в душе вы амазонка, а в реальности вам приходится сидеть в бухгалтерии за отчетами? Это мучительно. Но идейный выход для душевной самореализации есть всегда. 😉
Реалистический подход к поиску идей для книги
«Чего-то хочу, но сам не понимаю, чего» – тоже разновидность «безыдейности». Похоже на требования организма – он что-то хочет съесть, но что – непонятно, и даже поход в магазин проблему не решает.
Откуда такое желание? Часто – от того, что вы любите читать, но все пишут однотипное, скучное, а вам хочется свежего (а не написать ли самому?). Часто – от того, что вокруг все пишут, а писательство – это вирус, все пишут – и я хочу. А также – просто от желания стать писателем. Хочется, чтобы о вас узнали, чтобы ваши книги издавали и покупали, чтобы (а чем черт не шутит?) прославиться.
Что делать? Во-первых, задвинуть от греха подальше мечты о немедленной и громкой славе. 18-20-25-летний автор, который напишет шедевр за месяц и на века, – это фантастика. Шолохов, Горький и прочие таланты – исключения, которые подтверждают правило. Как это ни грустно, писательство – это труд, долгий и упорный. Поэтому, в первую очередь, учитесь работать и верить в себя.
А во-вторых, действуйте по плану.
1. Выберите жанр и форму – и «не знаю, о чем» сузится до границ фэнтези и рассказов, детективов и романов.
2. Выберите сферу – история (исторический роман, квестовые приключения), психология (как обезопасить свою личность в условиях…), технические науки (ага, есть ли жизнь на Марсе?).
3. Изучайте рынок, следите за трендом, читайте книги конкурентов и изучайте их идеи. Если свои не приходят, начните с небольших фанфиков. Напишите повесть от лица чужого героя, найдите в сюжете переломный момент и напишите альтернативную историю.
Чем это может помочь в поиске идей? Сработает метод ассоциаций. При хорошей проработке и увлеченности одна идея потянет за собой вторую, третью, четвертую. Сначала – с чужими «корнями», потом – на основе ваших мыслей.
Но самое главное условие для всех трех подходов – живите. Живите и получайте от жизни удовольствие, находите время и развивайте в себе любознательность, интересуйтесь и развивайтесь, читайте, наблюдайте и анализируйте. Тогда и вопроса «откуда брать идеи?» не возникнет.
Прямо сейчас – вместо того чтобы бегать из угла в угол по комнате, вместо того чтобы сидеть и страдать, что вам не о чем писать – прямо сейчас идите на улицу, посмотрите по сторонам и подумайте: а чем можно написать?
Вокруг нет ничего интересного? Задействуйте свои интересы, придумайте на их основе героев и сюжет. Нет интересов? Заведите. Это полезнее, чем сидеть дома и уныло смотреть на экран монитора. Не хотите интересоваться и развиваться? Тогда не жалуйтесь и не пишите. Чем вы сможете заинтересовать читателя, если сами ничем не интересуетесь?
И еще: если вам уже приходили интересные идеи, подумайте – по какому методу? От ситуации, ассоциации или «из ниоткуда»? И ищите новые идеи, опираясь на собственный опыт, работайте в своем направлении.
Зоя Чернышевская говорила: «Стихи не приходят из пустоты.
Они рождаются, как и все живое». С идеями происходит то же самое. Заполните информационную и душевную пустоту внутри себя, и вам никогда не придется страдать от недостатка идей.
Идея – это опыт, мыслительный, чувственный и «физический». Поэтому – живите, мыслите, чувствуйте и действуйте.
Сборник статей «Работа над книгой»
Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?
Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник
История Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями
Главная » История Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями
Конгресс принял Закон об образовании для всех детей-инвалидов (публичный закон 94-142), также известный как EHA, в 1975 году для поддержки штатов и населенных пунктов в защите прав, удовлетворении индивидуальных потребностей и улучшении результатов для младенцев, детей ясельного возраста, детей и молодежи с ограниченными возможностями и их семей. Название этого знаменательного закона было изменено на Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями, или IDEA, в 1990 повторная авторизация. В последний раз закон был повторно утвержден в 2004 году, и департамент периодически издавал новые или пересмотренные правила, касающиеся реализации и толкования IDEA.
До EHA многим детям было отказано в доступе к образованию и возможности учиться. В 1970 году в школах США обучался только каждый пятый ребенок с ограниченными возможностями, а во многих штатах действовали законы, исключающие некоторых учащихся, в том числе глухих, слепых, эмоционально неуравновешенных или умственно отсталых детей.
С момента принятия EHA в 1975 году был достигнут значительный прогресс в достижении основных национальных целей по разработке и внедрению эффективных программ и услуг по раннему вмешательству, специальному обучению и сопутствующим услугам. США продвинулись от исключения почти 1,8 миллиона детей с ограниченными возможностями из государственных школ до внедрения EHA к предоставлению более 7,5 миллиона детей с ограниченными возможностями специального образования и сопутствующих услуг, разработанных для удовлетворения их индивидуальных потребностей в 2020–21 учебном году.
В 2020–2021 годах более 66% детей с ограниченными возможностями посещали общеобразовательные классы 80% или более своего учебного дня (IDEA Part B Child Count and Educational Environment Collection), а услуги раннего вмешательства были предоставлены более чем 363 000 детей. младенцы и дети ясельного возраста с ограниченными возможностями и их семьи (IDEA Part C Child Count and Settings).
Другие достижения, напрямую связанные с IDEA, включают в себя обучение большего числа детей в школах по соседству, а не в отдельных школах и учреждениях, а также внесение вклада в улучшение показателей выпускников средних школ, зачисления в высшие учебные заведения и трудоустройства после окончания школы для молодежи с ограниченными возможностями, которые воспользовались IDEA.
Условия до EHA и IDEA
До принятия EHA судьба многих людей с инвалидностью, вероятно, была туманной. Многие люди проживали в государственных учреждениях для лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями или психическими заболеваниями. Во многих из этих ограничительных учреждений предоставлялись лишь минимальные продукты питания, одежда и кров, а инвалиды часто просто размещались, а не оценивались, обучались и реабилитировались.
Кроме того, большинству семей не была предоставлена возможность участвовать в принятии решений о планировании или размещении своего ребенка, и не было ресурсов, позволяющих детям с тяжелыми формами инвалидности жить дома и получать образование в школах по месту жительства в своем районе.
1950-е, 1960-е и 1970-е годы: Первоначальный ответ федерального правительства
В 1950-х и 1960-х годах федеральное правительство при активной поддержке и поддержке семейных ассоциаций начало разрабатывать и утверждать методы лечения детей-инвалидов и их семей. Эти практики заложили основу для реализации эффективных программ и услуг раннего вмешательства и специального образования в штатах и местностях по всей стране.
Ранее федеральное законодательство поддерживало улучшенные программы и услуги. Известные примеры включены:
- Закон о подготовке профессиональных кадров 1959 г. (публичный закон 86-158), который помог подготовить руководителей для обучения детей с умственной отсталостью*;
- Законы о фильмах с субтитрами от 1958 г. (Публичный закон 85-905), положения об обучении учителей учащихся с умственной отсталостью* (Государственный закон 85-926) и 1961 г. (Публичный закон 87-715), которые поддерживали производство и распространение доступных фильмов;
- Закон об учителях глухих от 1961 года (публичный закон 87-276), который готовил педагогический персонал для глухих или слабослышащих детей;
- Закон о строительстве учреждений для умственно отсталых и общественных центров психического здоровья от 1963 года (публичный закон 88-164) расширил предыдущие специальные учебные программы, включив в них обучение по всем направлениям инвалидности;
- Закон о начальном и среднем образовании от 1965 г. (публичный закон 89-10) и Закон о государственных школах (публичный закон 89-313) предоставили штатам прямую безвозмездную помощь для помощи в обучении детей с ограниченными возможностями; и
- Закон о дошкольном образовании детей-инвалидов от 19 г.
68 (Публичный закон 90-538) и Поправки об экономических возможностях 1972 года (Публичный закон 92-424) санкционировали поддержку, соответственно, образцовых программ для детей младшего возраста и увеличение набора детей с ограниченными возможностями Head Start.
Важные судебные решения еще больше расширили возможности получения образования для детей с ограниченными возможностями. Например, Пенсильванская ассоциация умственно отсталых граждан против Содружества (1971 г.) и Миллс против Совета по образованию округа Колумбия (1972) установлена ответственность штатов и населенных пунктов по обучению детей-инвалидов.
* Пересмотр 2017 года отразил изменения, внесенные в Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями в соответствии с Законом Розы, который заменяет ссылки на «умственную отсталость» в федеральном законе словами «умственная отсталость» или «умственная отсталость».
1975: Государственное право 94-142
29 ноября 1975 г. президент Джеральд Форд подписал закон об образовании для всех детей-инвалидов (публичный закон 9).4-142), или ЭГА. EHA гарантировало бесплатное соответствующее государственное образование, или FAPE, каждому ребенку с инвалидностью в каждом штате и населенном пункте по всей стране.
Четыре цели EHA заключались в следующем:
- гарантировать, что все дети с ограниченными возможностями имеют доступ к… бесплатному соответствующему государственному образованию, которое делает упор на специальное образование и сопутствующие услуги, предназначенные для удовлетворения их уникальных потребностей,
- для обеспечения защиты прав детей-инвалидов и их родителей…,
- , чтобы помочь штатам и населенным пунктам обеспечить образование всех детей с ограниченными возможностями, и
- для оценки и обеспечения эффективности усилий по обучению всех детей с ограниченными возможностями.
Закон санкционировал финансовые стимулы, позволяющие штатам и населенным пунктам соблюдать EHA.
EHA был ответом на озабоченность Конгресса двумя группами детей: более 1 миллиона детей с ограниченными возможностями, полностью исключенных из системы образования, и дети с ограниченными возможностями, которые имели лишь ограниченный доступ к системе образования и, следовательно, были лишены надлежащего образование. Эта последняя группа включала более половины всех детей с ограниченными возможностями, проживавших в то время в США.
Факты и цифры
В 1976/77 учебном году 3 694 000 учащихся в возрасте от 3 до 21 года обучались в рамках EHA.
1980-е и 1990-е годы, включая введение раннего вмешательства
Для достижения национальных целей по доступу к образованию для всех детей с ограниченными возможностями, некоторые особые проблемы и особые группы населения требовали внимания со стороны федерального правительства. Ключевые поправки к закону в 1980-х и 1990-х годах отразили эти национальные проблемы.
Повторное разрешение
- Повторное разрешение 1986 года (Общественный закон 99-457) касалось раннего вмешательства и требовало, чтобы отдельные штаты предоставляли услуги семьям детей, рожденных с ограниченными возможностями, с момента их рождения.
Ранее эти услуги были недоступны до достижения ребенком трехлетнего возраста.
- Повторное разрешение 1990 года (Публичный закон 110-476) изменило название закона с EHA на Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями, или IDEA. Он также добавил черепно-мозговую травму и аутизм в качестве новых категорий инвалидности. Кроме того, Конгресс постановил, что в рамках индивидуальной образовательной программы учащегося (IEP) должен быть разработан индивидуальный план перехода (ITP), чтобы помочь учащемуся перейти к жизни после окончания средней школы.
- Повторное разрешение 1997 г. (Публичный закон 105-17) сформулировало новую задачу по улучшению результатов для детей с ограниченными возможностями и их семей. Это включало акцент на доступ к общей учебной программе. Кроме того, штатам было дано право расширить определение «задержки развития», включив в него также учащихся в возрасте до девяти лет. Закон также требовал, чтобы родителям была предоставлена возможность попытаться разрешить споры со школами и местными образовательными учреждениями (LEA) посредством посредничества, и предусматривал процедуру для этого.
От рождения до 2-х лет
В 1980-е годы в стране возникла забота о маленьких детях-инвалидах и их семьях. В то время как EHA предписывало программы и услуги для детей в возрасте от 3 до 21 года, которые соответствовали законам штата, поправки 1986 года к EHA предписывали штатам предоставлять программы и услуги с рождения.
Эти программы раннего вмешательства и дошкольные программы подготовили маленьких детей с ограниченными возможностями к решению академических и социальных задач, которые им предстоит решать как в школе, так и в дальнейшей жизни.
Факты и цифры
В 1980-81 учебном году 4 144 000 учащихся в возрасте от 3 до 21 года обучались в EHA. К 1990/91 учебному году 4 710 000 младенцев, детей ясельного возраста, детей и молодых людей с ограниченными возможностями от рождения до 21 года получали помощь в рамках программы IDEA.
Возраст от 3 до 21 года
В 1980-х и 1990-х годах стремились расширить возможности для обучения детей с ограниченными возможностями в среде с наименьшими ограничениями. Например, в начале 1980-х годов EHA оказала поддержку нескольким «Институтам для лиц с тяжелыми формами инвалидности» в разработке и проверке эффективных подходов к интеграции детей с тяжелыми формами инвалидности с их здоровыми членами семьи дома и их здоровыми одноклассниками в школе.
Усилия модельных проектов позволили миллионам детей с тяжелыми формами инвалидности посещать школы по месту жительства и овладевать жизненными навыками, необходимыми для полноценного и активного участия в комплексных мероприятиях с членами семьи, друзьями, соседями и коллегами.
Кроме того, в 1982 году Верховный суд США впервые рассмотрел вопрос о том, что подразумевается под бесплатным соответствующим государственным образованием в рамках EHA. В районе Хендрик Хадсон. Бд. Эд. v. Rowley Верховный суд пришел к выводу, что для выполнения своего обязательства по предоставлению FAPE школьный округ должен предоставить доступ к специализированному обучению и сопутствующим услугам, которые индивидуально разработаны для обеспечения образовательных преимуществ для ребенка с ограниченными возможностями. В 2017 году суд вновь рассмотрел вопрос о том, какой уровень образовательных пособий школьный округ должен предоставить детям с ограниченными возможностями для обеспечения FAPE, как указано в деле Эндрю Ф. против школьного округа округа Дуглас Re-1 (2017) ниже.
Закон также поддерживает подготовку учащихся к успешной профессиональной деятельности посредством новых и усовершенствованных переходных программ.
Поправки к закону 1983 г. (Публичный закон 98-199), поправки 1990 г. (Публичный закон 101-476) и поправки 1997 г. (Публичный закон 105-17) поддержали инициативы по переходу от средней школы к взрослой жизни.
Из-за этих требований IEP каждого учащегося переходного возраста должен включать планы или процедуры перехода для:
- Определение соответствующего трудоустройства и других целей взрослой жизни учащегося после школы;
- Направление учащегося в соответствующие общественные организации; и
- Связывание учащегося с доступными ресурсами сообщества, включая трудоустройство и другие последующие услуги.
В IEP также должны быть конкретно указаны ответственные за каждое переходное действие.
Факты и цифры
Из учащихся с инвалидностью в возрасте от 14 до 21 года, о которых известно, что они бросили школу в 1994-95 учебном году:
- 52% закончили школу с обычным дипломом,
- 63% выпускников с обычным дипломом или сертификатом об окончании, и
- 34% выбыло.
2000-е и 2010-е годы
В 2004 году повторная авторизация IDEA привела IDEA в соответствие с требованиями закона «Ни одного отстающего ребенка».
Повторная авторизация 2004 г. предусматривала:
- Услуги раннего вмешательства для детей, которые в настоящее время не признаны нуждающимися в специальном образовании, но нуждаются в дополнительной академической и поведенческой поддержке, чтобы преуспеть в общеобразовательной среде,
- Повышение подотчетности и улучшение образовательных результатов, а также
- Повышены стандарты для инструкторов, которые преподают курсы специального образования.
В 2000-х и 2010-х годах правила IDEA были пересмотрены. Департамент выпускал эти периодические версии для решения вопросов реализации и толкования IDEA.
В августе 2006 года департамент издал правила, необходимые для повторной авторизации 2004 года. Правила IDEA 2006 г. требовали от школ использования основанных на исследованиях вмешательств в процессе оказания помощи учащимся с трудностями в обучении или определения права на получение специального образования. Правила 2006 г. также касались других новых требований, включенных в повторную авторизацию 2004 г., таких как:
- Процесс разрешения, необходимый, когда родитель подает жалобу о надлежащей правовой процедуре, и
- Передача ответственности за предоставление равных услуг для детей с ограниченными возможностями, обучающихся в частных школах, на местное агентство образования (LEA), в котором расположена частная школа.
В 2008 году департамент издал постановления, которые, по его мнению, были необходимы для уточнения и повышения эффективности реализации и администрирования программ IDEA. Эти правила IDEA касались:
- Согласие родителей на продолжение специального образования и сопутствующие услуги;
- Представительство без участия адвоката на слушаниях в рамках надлежащей правовой процедуры;
- Государственный мониторинг, техническая помощь и правоприменение;
- Распределение средств; и
- Позитивные усилия по трудоустройству и продвижению по службе лиц с ограниченными возможностями.
Правила 2011 и 2013 годов включали уточнения или поправки к программам IDEA для младенцев и детей ясельного возраста с ограниченными возможностями. Кроме того, правила 2013 г. пересмотрели требования согласия родителей, связанные с общественными пособиями ребенка или родителя, и обеспечили, чтобы родители детей-инвалидов были конкретно проинформированы обо всех их средствах правовой защиты, когда государственные учреждения запрашивают доступ к общественным пособиям или страхованию для оплаты услуг, требуемых в соответствии с Законом. ИДЕЯ.
В редакции 2015 г. были внесены поправки в положения, регулирующие требование о том, чтобы правоохранительные органы сохраняли фискальные усилия; лишил штаты права определять модифицированные стандарты академической успеваемости и разрабатывать альтернативные оценки на основе этих измененных стандартов академической успеваемости или соответствующих требованиям учащихся с ограниченными возможностями.
В 2016 году департамент пересмотрел правила с целью продвижения справедливости в соответствии с IDEA. Пересмотренные правила помогают обеспечить, чтобы штаты осмысленно определяли LEA со значительной непропорциональностью, и чтобы штаты помогали LEA в обеспечении того, чтобы дети с ограниченными возможностями были должным образом идентифицированы для получения услуг, получали необходимые услуги в наименее ограничительной среде.
Пересмотренное постановление 2016 года также помогает гарантировать, что дети с ограниченными возможностями не будут непропорционально удалены из учебных заведений в результате дисциплинарного исключения. Изменения были необходимы для устранения хорошо задокументированной и пагубной чрезмерной идентификации некоторых учащихся для услуг специального образования, с особым беспокойством по поводу того, что чрезмерная идентификация приводит к тому, что дети помещаются в более ограничительную среду и не обучаются в соответствии с академическими стандартами.
Примечательно, что редакция 2017 года отразила изменения, внесенные в IDEA Законом Розы, который заменяет ссылки на «умственную отсталость» в федеральном законе словами «умственная отсталость» или «умственная отсталость». В других редакциях 2017 г. удалены и изменены определения IDEA на основе Закона о начальном и среднем образовании от 19 года.65 (ESEA) с поправками, внесенными Законом об успехах каждого учащегося от 2015 г. (ESSA).
В марте 2017 года Верховный суд вынес решение по знаменательному делу, определяющему объем требований FAPE в соответствии с IDEA. В деле Endrew F. v. Douglas County School District Re-1 Верховный суд постановил, что «[для] выполнения своих основных обязательств в соответствии с IDEA школа должна предложить IEP, разумно рассчитанную для того, чтобы ребенок мог добиться прогресса, надлежащего в свете обстоятельств ребенка». Суд дополнительно подчеркнул требование о том, что «каждый ребенок должен иметь возможность решать сложные задачи».
Факты и цифры
От рождения до 2 лет
В 2005–2006 годах 299 048 младенцев и детей ясельного возраста с инвалидностью от рождения до 2 лет получали помощь в рамках программы IDEA, часть C.
Возраст от 3 до 21 года
В 2018-19 учебном году 7 130 238 учащихся с ограниченными возможностями в возрасте от 3 до 21 года прошли обучение в рамках IDEA, Часть B.
В 2017-18 учебном году учебный год, 72,7% учащихся с ограниченными возможностями в возрасте 14-21 лет, закончивших школу с обычным аттестатом средней школы, и 16% бросили учебу.
Педагоги/поставщики услуг
В 2005/06 учебном году 695 466 учителей и обслуживающего персонала работали с учащимися в возрасте от 3 до 21 года. К 2017/18 учебному году 942 446 учителей и связанного с ними обслуживающего персонала учащиеся в возрасте от 3 до 21 года.
Заинтересованные стороны
Семьи
С самого начала принятия законодательства о специальном образовании семьи детей с ограниченными возможностями считались важными партнерами в удовлетворении потребностей детей с ограниченными возможностями.
IDEA включает в себя ключевые принципы, которые помогут семьям и специалистам работать вместе над расширением образовательных возможностей для своих детей.
IDEA требует активного участия родителей на протяжении всего образовательного процесса, включая разработку IEP ребенка.
Поправки к IDEA 1997 г. предписывают школам сообщать об успеваемости родителям детей-инвалидов так же часто, как они сообщают родителям детей-здоровых детей. Намерение состояло в том, чтобы поддерживать равноправное и уважительное партнерство между школами и семьями.
Педагоги и поставщики услуг
IDEA продолжает выполнять давние федеральные обязательства по обеспечению достаточного количества квалифицированных учителей.
Сегодня сотни тысяч специалистов, специализирующихся в области раннего детства и специального образования, проходят обучение при поддержке IDEA. В число этих специалистов входят специалисты по раннему вмешательству, классные руководители, терапевты, консультанты, психологи, администраторы программ и другие специалисты, которые будут работать с будущими поколениями детей-инвалидов и их семьями.
IDEA оказала поддержку штатам и населенным пунктам в решении выявленных ими проблем по подготовке кадров.
Например, IDEA поддерживает местные сообщества, разрабатывающие и реализующие программы для детей младшего возраста; школы, обслуживающие учащихся с малой степенью инвалидности, таких как слепые или глухие дети, дети с аутизмом или черепно-мозговой травмой; и школы в сельских или крупных городских районах, где часто не хватает финансовых и других ресурсов.
Ведущие государственные органы, государственные образовательные учреждения и местные образовательные учреждения
IDEA требует, чтобы штаты и другие государственные учреждения реализовывали программы, направленные на улучшение результатов для младенцев, детей ясельного возраста, детей и молодежи с ограниченными возможностями и их семей.
Кроме того, IDEA позволяет присуждать штатам ежегодные гранты на формулу для поддержки служб раннего вмешательства для младенцев и детей ясельного возраста с ограниченными возможностями и их семей, а также для предоставления специального образования и сопутствующих услуг детям дошкольного возраста в возрасте от трех до пяти лет, а также детям и молодежь с ограниченными возможностями
Получатели дискреционных грантов
Дискреционные гранты IDEA присуждают гранты на конкурсной основе государственным образовательным учреждениям, высшим учебным заведениям и другим некоммерческим организациям для поддержки технической помощи и распространения, технологий и медиа-услуг, государственных грантов на развитие персонала, подготовку кадров, государственные сборы данных, а также учебные и информационные центры для родителей.
Источники
- Министерство образования США, Управление специального образования и реабилитационных услуг. «История: двадцать пять лет прогресса в обучении детей с ограниченными возможностями с помощью IDEA».
- Министерство образования США, Управление специальных образовательных программ, Годовой отчет Конгрессу о выполнении Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями, отдельные годы, с 1979 по 2019 год.
- Министерство образования США, Хранилище данных EDFacts (EDW): «Коллекция персонала IDEA Part B» с 2011–2012 по 2017–2018 годы. Данные за 2011 год включают США и отдаленные районы. Данные за 2012–2017 годы включают США, отдаленные районы и свободно ассоциированные государства.
- Министерство образования США, хранилище данных EDFacts (EDW): «IDEA Part B Exiting Collection», отдельные годы, 1996 по 2018 год.
Серьезное несоответствие
Последнее изменение: 18 ноября 2022 г.
Идея | Определение и история
Рафаэль: деталь из Афинской школы
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Сократ Аристотель Джон Локк Дэвид Хьюм Филон Иудей
- Похожие темы:
- врожденная идея абстракция обобщение концепция идея спасения
Просмотреть весь связанный контент →
идея , активный, определяющий принцип вещи. Это слово, пришедшее в английский язык от греческого eidos , какое-то время чаще всего употреблялось грубо в том техническом смысле, который придал ему Платон в своей теории форм. К 17 веку оно стало использоваться более или менее в его современном значении «мысли», «концепции», «веры», «намерения» или «плана».
В 17-м и 18-м веках слово «идея» очень широко использовалось как технический термин философии, не в его платоновском значении, а в различных смыслах, в основном восходящих к Джону Локку, некоторые из которых были получены его от Рене Декарта. Локк вводит его сначала как «тот термин, который, я думаю, лучше всего служит для обозначения того, что является объектом понимания, когда человек думает», а затем как обозначающий «непосредственный объект восприятия, мысли или понимания». Это расплывчатое употребление приводит его к серьезным затруднениям. Во-первых, он считает, что идеи находятся «в уме»; так что, если говорят, что идеи являются объектами восприятия, он сталкивается с проблемой объяснения того, как восприятие может привести к познанию «внешнего» мира. Во-вторых, он упускает из виду важные аспекты, в которых мышление и рассудок следует отличать от восприятия: он действительно говорит так, как будто мышление и рассудок действительно суть формы восприятия или как будто все три в равной степени состоят в «обладании идеями».
Еще из Британники
Джон Локк: Теория идей
Джордж Беркли сохранил слово «идея», для которого он иногда использовал слово «ощущение» как синоним для обозначения объектов восприятия. Он придерживался точки зрения, что идеи находятся «в уме», и стремился обойти проблему, которую не удалось решить Локку, — проблему основания познания материального мира на восприятии зависимых от разума идей, — отказываясь проводить какое-либо различие между идеями и материальными объектами. Материальные объекты, считал он, представляют собой «наборы» идей и, следовательно, тоже могут существовать «только в уме».
Дэвид Юм ввел различие между идеями и впечатлениями — последний термин предназначался для обозначения «всех наших ощущений, страстей и эмоций», а первый — «слабых их образов в мышлении и рассуждениях».