ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕС. ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ. 1856: nikonova_alina — LiveJournal
nikonova_alina
- Культура
- История
- Общество
- Cancel
Часть 2.
Сюжет картины Миллеса действительно совсем непритязателен: четыре девушки разного возраста в сумерках собирают осенние листья и разжигают костер, но сам огонь еще не виден, и лишь из под вороха листьев в левом нижнем углу картины поднимается струйка сизого дыма. В центре композиции как раз и находится высокая горка, сложенная из пестрых осенних листьев — желтых, рыжих, коричневых и еще зеленых. Это самое яркое пятно картины, вокруг которого группируются фигуры девушек. Софи держит корзину, Элис высыпает листья сверху на горку, Матильда держит метлу, а младшая Изабелла — яблоко.
Действие происходит вечером на закате, поэтому детали пейзажа сложно различить, зритель видит только силуэты голубовато-сиреневых холмов на горизонте и коричневато-рыжеватые кусты и деревья на среднем плане. Известный критик Джон Рескин назвал эту картину «первым примером идеально нарисованного сумеречного света» и счел ее одним из наиболее ранних произведений, которые повлияли на развитие эстетического движения в европейском искусстве.
Миллес блестяще работает с цветом, общую сдержанную коричневато-охристую гамму лишь немного разбавляют голубовато-сиреневые тона одежды младших девочек, дымка еще не разгоревшегося костра, а также холмов и облаков на заднем плане.
Картина обычно интерпретируется как представление о быстротечности молодости и красоты, о проходящем времени, что всегда было важными темами в творчестве Миллеса. Увядшие осенние листья — однозначный символ печали и упадка, знак приближения заката жизни. Но девушки на картине еще очень юны, поэтому в данном случае речь, скорее всего, идет не о конце жизни в целом, а о конце одного этапа жизни и переходе в другой, из счастливого невинного детства к юности, когда расцветает красота, но вместе с этим приходят знания, горести и переживания взрослой жизни.
Не случайно младшая девочка держит в руке яблоко. Эта деталь может намекать как раз на потерю детской невинности, поскольку указывает на первородный грех и изгнание из Эдемского сада. При этом в античной мифологии яблоко однозначный символ расцветшей женской красоты. Очевидно Миллес имел в виду оба этих толкования, когда включил эту деталь в свое полотно.
Костер, на который намекает дым, идущий из-под листьев (и огонь вообще), — символ очень многозначный, но в данном случае скорее всего это намек на тепло домашнего очага, создать который в будущем предстоит каждой из героинь картины.