Квест-игра по экологии для детей среднего дошкольного возраста «Помоги Лесовичку!»
С каждым днем проблема сохранения природы в мире становится все острее. Все больше людей задумываются о том, как сберечь природные ресурсы, сохранить чистыми воду, воздух и леса. Мы, педагоги, стараемся воспитать в наших воспитанниках основы экологической грамотности. Но как же это сделать более эффективно и качественно? Только через игру! Ведь все мы знаем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. И именно поэтому мы должны использовать данную деятельность как можно полноценнее в целях экологического воспитания наших воспитанников. Квест-игра является очень привлекательной для ребёнка, она позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес, формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
Предлагаем вашему вниманию Квест-игру по экологии для детей среднего дошкольного возраста «Помоги Лесовичку!».
Цель квеста: формирование у детей ответственного отношения к родной природе.
Задачи:
1. Формировать представление детей о значении природы в жизни человека и о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.
2. Развивать интерес к растениям и животным.
3. Воспитывать у детей желание беречь и охранять природу.
Оборудование: мусор, цветы, пенёк, корзина для мусора, озеро, удочка, сочки, деревья, карта, кубик Блума, слайды с изображением Эколят, завода, памятки.
Ход
Воспитатель: Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
А сказка будет впереди!
Воспитатель Хотите попасть в сказку? Тогда закройте глаза, повторите за мной слова: «Скорее сказка приходи»!
Воспитатель быстро надевает на себя костюм Лесовичка (накидка, шляпа с париком. Садится на пенек и плачет)
Воспитатель – ой, кто это ко мне пришел? Ребята вы попали ко мне в сказку! Я – Леший, хозяин вон этого леса! (показывает вокруг). Плохо стало в моём лесу, птицы больше не поют, цветы и травы не растут, звери все попрятались. Грустно мне стало, вот сижу теперь здесь на полянке, да плачу. И я совсем не знаю, что же делать и почему все так случилось, может вы, ребята, знаете? Посмотрите вокруг. (ответы детей).
Воспитатель – Совершенно верно…
Ведь живут же люди на планете,
Мама, папы и их дети.
Бросят люди по бумажке
И планета – замарашка:
Головою лес поник –
Был вчера вот здесь пикник:
Плачет луг и плачет речка –
Нет здесь чистого местечка…
Воспитатель: Ребята, стар я стал, и не могу дойти до своего дома, вокруг столько мусора и препятствий! Но у меня есть карта, которая поможет вам меня домой проводить. Поможете мне?
Ответы детей
Смотрят вместе на карту
Воспитатель: Посмотрите – чтобы до моего дома добраться, нам нужно пройти через «Поляну», пройти мимо «Водоёма», и только тогда я смогу попасть в лес на свою любимую лужайку, где я и живу. Хорошо, с чего же начать? Где мы находимся? Посмотрите на карту и вокруг.
Воспитатель –Ой, посмотрите, что же произошло здесь, поляны почти и не видно… Что с ней произошло? Поляна засыпана разным мусором (ответы детей).
Воспитатель: Так давайте очистим поляну от мусора! (дети убирают мусор в корзину).
Воспитатель: Какие же вы все молодцы, справились, и поляна теперь такая чистая. А как выдумаете, почему нужно было мусор с поляны убирать? (ответы детей).
Воспитатель: Вы правы, теперь можно и цветы увидеть и как летают бабочки и пчёлы и много-много других насекомых – ведь поляна – это их дом! Но как же мало осталось цветов! И так много помятых цветочков. Почему? Вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Цветы затоптали люди, когда отдыхали на этой поляне и мусором закидали…. И под мусором они завяли и погибли…. Бабочки, пчёлы и другие насекомые больше не смогут прилетать сюда, собирать нектар, или спрятаться под листок, когда идёт дождь…. Как же нам насекомым помочь? (ответы детей)
Воспитатель: Да, можно высадить новые цветы! И у меня как раз есть рассада, я же дед-Лесовик! (дети пересаживают цветы на поляну – берут искусственные цветочки, ставят их в горшочки и засыпают их кинетическим песком с помощью лопатки, затем ставят горшочки на «поляну»).
Воспитатель: Молодцы! Куда же нам дальше идти? (Открывают карту – идут на «Водоём», в большом тазу с водой тоже много мусора).
Воспитатель: Что же с водоёмом сделали, ай-яй-яй… Посмотрите, сколько же в нём мусора, какая вода в нём грязная… Ребята, а кто же это сделал, как вы думаете? (люди). А вы знаете, кто в водоёме живёт? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно вы всё сказали! Это опять отдыхающие на природе люди не убрали за собой мусор! Поможете мне его убрать? Посмотрите у меня есть вот такие сачки, с их помощью надо выловить весь мусор и убрать его в корзину (дети вытаскивают мусор сачком и складывают в корзину).
Воспитатель: Молодцы, и здесь вы справились! Ребята, а как вы думаете, если бы мы прошли мимо и не помогли бы рыбам, которые живут в воде, птицам, которые прилетают на водоём, насекомым, которые плавают на поверхности воды, — чтобы с ними со всеми случилось? (ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, теперь у нас целая корзина мусора. Как вы считаете, куда же нам его деть? (ответы детей – на мусорку, оттуда его везут на свалку – его там сжигают, закапывают или отправляют на перерабатывающий завод, где мусор получает свою вторую жизнь).
Воспитатель: А теперь посмотрим на карту – вот мы прошли поляну, миновали водоём и теперь мы с вами сможем попасть на мою лесную полянку. Идёмте скорее!
Воспитатель: Пришли! Но что-то здесь не так, ребята, прислушайтесь… Вы что-нибудь слышите? Нет, тишина! А как вы думаете, почему в лесу такая тишина? (ответы детей).
Воспитатель: Просто вы очень шумели, поэтому звери и птицы испугались. Птицы попрятались – не поют и не летают. Животные тоже притаились в своих норках и не показывают своего носа. А как же нужно вести себя в лесу, кто знает? (ответы детей – прикрепляем к магнитной доске схемы- карточки, с правилами поведения в лесу).
Воспитатель: Да! молодцы, всё правильно сказали! Больше не шумите в лесу. Хорошо? Спасибо Вам всем за помощь! Проводили меня до дома. Помогли мусор убрать, цветы посадили. Теперь в моем лесу снова чисто, красиво и воздух свежий! Приходите ко мне в лес гулять, ягоды да грибы собирать, только не забывайте, как себя вести в лесу нужно и другим расскажите! А сейчас вам пора возвращаться в детский сад, возьмитесь скорее за руки, закройте глаза и скажите такие слова: «Крутись, вертись в детский сад вернись».
Публикация. Экологический квест «Тропа эколога». Болотина Татьяна Анатольевна
Экологический квест «Тропа эколога»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологический квест «Тропа эколога»
Автор: Болотина Татьяна Анатольевна
II Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителейна лучшие методические разработки воспитательных мероприятийЭкологическое воспитаниеТематическое направление«Экологический квест «Тропа эколога»Тема методической разработки Болотина Татьяна АнатольевнаУчитель начальных классовМБОУ «Староромановская ООШ» 2021 год Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, – к формированию теории и практики экологического образования. Дальнейшее исследование этой проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания – экологический.Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи: — углубить и расширить экологические знания;- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные, развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?Зарождение современных тенденций экологического образования и воспитания в начальной школе можно отнести к началу 70-х годов, когда она переживала целый ряд серьезных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета «природоведение». Четко выраженная экологическая направленность нового курса, которая в наши дни именуется традиционной, создала у учителей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели, оказавшиеся малоэффективной. Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения младших школьников к природной и социальной среде не может.
На повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формы обучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной – к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Одним из механизмов, обеспечивающих формирование экологически ориентированной личности, является внеклассная и внешкольная работа. Внеклассная и внешкольная работа по экологическому образованию дает много возможностей для непосредственного общения детей с природой, а также позволяет расширить кругозор детей. Одним из направлений данного вида деятельности являются экологические мероприятия: интеллектуальные игры, викторины, практические занятия.Игра наряду с трудом и обучением – один из основных видов деятельности младших школьников. Играя, дети учатся, познают, запоминают.Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что им порой кажется слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра помогает руководителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, ребята приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. В играх руководитель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути общения с каждым из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.Замечательным результатом экологической игры признаётся состояние желания участников помочь природе.Целью воспитательных мероприятий экологической направленности является воспитание экологического сознания и приобщение детей к природоохранной деятельности. Так же экологическое воспитание школьников преследует следующие цели:- пропаганда экологических знаний;- расширение индивидуального опыта взаимодействия детей с окружающей средой;- ориентация воспитанников на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде — как нормы жизни;- осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды;- повышение готовности детей к участию в экологически ориентированной деятельности.
Задачи следующие:- сформировать и дополнить знания детей в области экологии и расширить кругозора обучающихся;- формировать активную природоохранную позицию в самосознании детей.- способствовать развитию экологической культуры;- способствовать развитию внимания, мышления обучающихся;- развивать творческие способности детей. Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:- целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;- наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;- в экологическом воспитании и образовании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.
Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека. Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств. Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней.
Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов. Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними.
Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям. Связи между живой и неживой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.
Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т.д. Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.
Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе. Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины.
И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.Заключение и выводы Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. В ходе проведения работы были выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания.
Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии экологические тропы, экологические субботники. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы, сформировать у учащихся экологическое мышление и привить экологическую культуру.Исходя из темы исследования, можно сделать следующие выводы:Формирование и становление экологического мировоззрения у учащихся должно происходить в младших классах. Иначе, на поверку дня, мы имеем полное экологическое бескультурье среди более старших учеников.Наиболее популярными и доступными средствами экологического воспитания являются экскурсии и экологические тропы.Важную роль в экологическом воспитании, по нашим наблюдениям, играют экологические субботники по очистке территории от бытового мусора.
Они формируют у школьников бережное отношение к природе, к труду озеленителей.Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.Литература1.Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Начальная школа. 1999. №1. С.19-22.3.Боровская Л.А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М.: Просвещение, 1991.4.Горощенко В.П. Природа и люди. М.: Просвещение, 1986.Государственные стандарты начального образования РК. Алматы, 1998.5.Гришева Е.А. Задания экологического содержания. М.: Просвещение, 1993.6.Павленко Е.С. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. 1998. №5.7.Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа. 1999. №5. С.45-51. Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной, внеурочной и внешкольной работы по экологическому образованию школьников.
Методический материал экологический квест «Тропа здоровья», посвящен Дню эколога в России и Всемирному дню окружающей среды. Потенциальными пользователями данной разработки могут стать классные руководители. Данная разработка рассчитана на обучающихся младшего и младшего подросткового возраста с привлечением старшеклассников. Мероприятие проводится в нетрадиционной форме — экологический квест на коллективной прогулке, однодневном походе, экскурсии, в помещениях, имеет игровую форму с элементами поисково – исследовательской деятельности. Статья 58 Конституции РФ гласит «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Методический материал экологический квест «Тропа эколога», посвящен Дню эколога в России и Всемирному дню окружающей среды, который отмечается 5 июня. Это профессиональный праздник всех российских защитников природы, специалистов по охране окружающей среды. Данный праздник сопровождается проведением различных «зеленых» акций и пикетов, в школах – конкурсами детского рисунка и мероприятиями на тему защиты природы.
Но День эколога – это не только профессиональный праздник, это праздник всех неравнодушных к будущему своей планеты. Поэтому просто необходимо призвать население еще больше внимания уделять вопросам сохранения благоприятной природной среды, охране всего живого и нашему экологическому будущему! Особенность данного методического материала экологический квест «Тропа эколога» в том, что он направлен на экологическое воспитание и получение дополнительных знаний в области естественных наук не только детей младшего школьного возраста, но и старшеклассников, ведь мероприятие могут проводить обучающиеся старших классов. Новизна в том, что формой проведения используется квест – технология. Эта технология пользуется огромной популярностью у современных школьников и способна не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к познанию в целом широкого спектра участников. В данной разработке используется линейная квест – технология, когда задачи решаются последовательно, одна за другой.
В этом случае команда участников стартуют с одной точки, и идет по своему пути к финишу. В процессе самостоятельной поисково – исследовательской деятельности у ребят увеличивается интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем. Уникальность в том, что методическую разработку можно использовать неоднократно для широкого спектра участников, используя небольшую коррекцию заданий. В результате привлечения к участию обучающихся старших классов в проведении этого мероприятия, увеличивается их гражданская активность и повышается экологическая культура школьников, а так же проводится и профориентационная работа. На основе данного методического материала может быть разработана дополнительная общеразвивающая программа ознакомительного уровня естественнонаучной направленности по модулям «Воздух», « Почва», «Животные, «Растительность», «Человек» на летний период. Актуальность методической разработки «Тропа эколога», в том что, сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости уважительного и рационального отношения к природе и обеспечения экологического воспитания и образования нового поколения.
Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Многие люди утратили уважение к природе, поэтому необходимо с раннего детского возраста прививать любовь к животным, растениям, то есть проводить экологическое воспитание. Проблема экологического воспитания вечная. Изменения небольшой экосистемы в конкретной точке мира может повлиять на экологию всей планеты. На сегодняшний день ученые насчитывают десятки глобальных экологических проблем. Наиболее актуальные из них: — разрушение озонового слоя — загрязнение Мирового океана — разрушение и загрязнение почвы — загрязнение биосферы — глобальное потепление — выпадение кислотных дождей Загрязнение окружающей среды причина 40% смертей в мире. Цель Создать условия для развития экологической культуры детей и молодежи, формирование умения работать в команде через самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Задачи — освоить квест — технологию обучающимися старших классов на экологическую тему — изучить природное наследие своего края в процессе совместной практической деятельности — провести учебную и пропагандистскую работу по вопросам охраны природы в форме квеста.
Возможные сложности и риски Мероприятие можно проводить в форме путешествия по станциям в помещении при плохой погоде и путешествия по тропе при хороших погодных условиях, поэтому при подготовке к мероприятию необходимо посмотреть прогноз погоды и продумать, сколько человек будет привлечено к проведению, продумать маршрут путешествия и определить контрольные точки. Этих точек должно быть несколько (в нашем случае их 6). Может быть и несколько маршрутов. При этом участие в мероприятии могут принимать как минимальное, так и максимальное количество старшеклассников. Экологический квест «Тропа эколога» можно проводить не только 5 июня, но и в другие дни, так как в течение всего учебного года отмечаются дни экологических знаний, такие как: 22 марта – Всемирный день воды, 1 апреля – Международный день птиц, 15 апреля – 5 июня – Общероссийские Дни защиты экологической опасности, 18 – 22 апреля – Марш Парков, 22 апреля – Всемирный День Земли, 5 июня – День эколога и Всемирный день окружающей среды, 8 июня — Всемирный день океанов, 27 сентября – Всемирный День моря, 4 октября – Всемирный день защиты животных, 29 декабря – Международный день биологического разнообразия.
Коллективные прогулки, походы, экскурсии являются наиболее подходящим средством для формирования у детей правильного мировоззрения, здорового образа жизни, глубокого понимания моральных ценностей и экологического воспитания. Во время них ребята знакомятся с окружающей природой и закономерностями ее развития, узнают много нового об истории родного края. Однако и прогулки, и походы, и экскурсии станут эффективным средством воспитания лишь в том случае, если будут сочетаться с играми, различными конкурсами и соревнованиями. Для этого воспитателям надо проделать некоторую предварительную работу. В частности, очень полезно заранее познакомиться с маршрутом, с окружающей его природой. Полученные во время такого знакомства знания пригодятся в дальнейшем при подготовке заданий. Все поисковые и исследовательские задания связаны с природой и правилами поведения в ней. Данное мероприятие подразумевает коллективную деятельность, но можно усложнить задачу и поделить коллектив на несколько команд, тогда мероприятие примет соревновательный характер (придумать название команды, речевку, выбрать капитана).
Сценарий экологического квеста «Тропа эколога» Для проведения квеста необходимо: — ведущий, — контролеры – старшеклассники с эмблемой эколога на груди.-учащиеся- контрольные точки на местности при хорошей погоде (6 объектов), — контрольные точки при плохой погоде (в здании 6 помещений — классов), — маршрутный лист, — листы бумаги, — воздушный шар, — различные предметы (веточка ивы, березы, еловые, сосновые шишки, пластиковая бутылка и др.),- картинки с изображением животных и обитателей воды.Во время путешествия по экологической тропе дети играют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве. У детей развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство познания прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь ее и сохранять! Таким образом, организация экологического квеста «Тропа здоровья» способствует: — воспитанию экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде; — приобретению педагогами опыта образовательно – воспитательной работы с детьми в природных условиях; — формированию у обучающихся навыков самостоятельной поисково-исследовательской деятельности; — повышению интереса у обучающихся к научно–исследовательской деятельности.
— формированию у обучающихся умения работать в команде. Методический материал помогает ребятам сделать вывод, что любой житель планеты может ежедневно выполнять простые действия, что поможет улучшить экологию: сдавать макулатуру, уменьшить использование воды, экономить электроэнергию, выбрасывать мусор в урну, выращивать растения, использовать предметы многоразового использования Проводить это мероприятие можно на прогулке, в походе, экскурсии при хорошей погоде в любое время года и при плохой погоде в любом помещении, а так же дистанционно с детьми ОВЗ. Список литературы 1. Поломис К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии. –М.: Профиздат, 1990. – 144с. 2. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М.: Просвещение, 1999. 3. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М.: Просвещение,1992. 4. Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. — М.: Юный натуралист, 1992. 5. Багрова Л.А. Я познаю мир — М.: ACT, I997. 6. Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? — М.
: Дрофа, 1995. 7. Рянжин С.В. Экологический букварь. — С.- Петербург, 1994. Журнал «Муравейник «.
Руководство по экологическому просвещению для учащихся от Pre-K до 8-го класса
Разнообразие графиков. Птицы и черви. Поиск загрязнений. Это некоторые из 96 практических междисциплинарных заданий, которые можно найти в Руководстве по экологическому образованию Project Learning Tree PreK-8 . Темы включают леса, дикую природу, воду, воздух, энергию, отходы, изменение климата, инвазивные виды, планирование сообщества и многое другое. Каждое задание адаптировано к конкретным уровням обучения и целям обучения. Материалы предоставляют преподавателям инструменты, необходимые им для того, чтобы привнести окружающую среду в свои классы, а их учеников — в окружающую среду.
«Для активного учителя, который ищет помощи в планировании урока нового раздела, или учителя, который начинает новую учебную программу, PLT — это фантастическое место. Практический подход и требования к критическому мышлению на каждом уроке соответствуют ожиданиям сегодняшнего класса».
— Чарльз Шнабель, Центр карьеры округа Медина, Огайо
«Проект Learning Tree предоставляет учителям мощные инструменты, которые они могут сразу же использовать в своих классах».
— Том Шималла, Департамент охраны окружающей среды штата Нью-Йорк
« Мы действительно стали лидерами и образцами для подражания для нашего сообщества».
— Кристина Рамос, ученица средней школы Южного Тахо, Калифорния
Особенности
- 96 междисциплинарных занятий, которые объединяют основные дисциплины, включая предметы STEM, чтение, письмо и социальные науки
- Справочная информация и научные материалы для учителей
- Приведение в соответствие с государственными и национальными образовательными стандартами, включая связь с общими базовыми государственными стандартами и трехмерным подходом научных стандартов следующего поколения (NGSS)
- Вспомогательные функции, такие как ссылки на литературу, технологические расширения, дифференцированное обучение и инструменты оценки учащихся
Согласование со стандартами
PLT PreK-8 Экологическое образовательное руководство обеспечивает структурированное согласование как с национальными академическими ориентирами, так и со стандартами штата. Посетите нашу страницу взаимосвязей, чтобы изучить связи между материалами PLT и научными стандартами следующего поколения, стандартами Common Core State, The C3 Framework, STEM и дополнительными неформальными связями, такими как программы для девочек и бойскаутов.
Чтобы получить PreK-8 Экологическое образовательное пособие (доступно в печатном или электронном виде):
- Купите печатное руководство или электронную книгу. Доступен на Shop.PLT.org, Amazon и везде, где продаются книги, или через координатора штата PLT.
- Посетить семинар по PLT . Наша 50-штатная и международная сеть обеспечивает педагогов практическим профессиональным развитием, специальными приложениями штата, которые касаются местных академических стандартов и экологических проблем, а также индивидуальную помощь для внедрения экологического образования. Во время COVID-19, PLT теперь предлагает удаленное профессиональное развитие для моделирования новых способов виртуальной работы преподавателей со студентами, включая адаптацию к занятиям PLT.
- Свяжитесь с координатором штата PLT , чтобы узнать о запланированных семинарах в вашем районе, или поработайте с ним или с ней, чтобы спланировать семинар для вашей уникальной обстановки!
- Кроме того, ознакомьтесь с нашим онлайн-курсом .
Дополнительные ресурсы
- Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать уведомления о новых ресурсах, поддерживающих эту учебную программу, а также о том, как привлечь маленьких детей к природе как в формальном классе, так и в неформальной обстановке.
- Чтобы получить доступ ко всем ресурсам, включая страницы учащихся (на английском или испанском языке) для каждого занятия, зарегистрируйтесь (бесплатно!) и войдите в систему. Страницы учащихся можно преобразовать в заполняемые PDF-файлы для включения в Google Classroom или другую виртуальную учебную платформу.
Помните, что все учебные материалы PLT защищены законом об авторском праве. Размножайтесь ответственно.
Нажмите здесь, чтобы ознакомиться с нашей Политикой перепечатки и адаптации контента.
СДЕЛАЙТЕ ОБУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВЕННЫМ
ПОСЕТИТЬ ТРЕНИНГ
Получите наши учебные материалы и профессиональное развитие, приняв участие в очном семинаре или онлайн-курсе.
СВЯЖИТЕСЬ С КООРДИНАТОРОМ
Получите информацию, относящуюся к вашему штату, а также местную помощь и связи с ресурсами и специалистами в вашем сообществе.
СОВЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Получите множество современных ресурсов, поддержку и идеи от учителей и других преподавателей.
В поисках экологической грамотности.
Рабочая лодка была необычным местом для учебного собрания, но у доктора Венисии Феррелл были веские причины. Как координатор по науке в школах Хэмптон-Сити, она сотрудничала с CBF для создания общешкольной программы экологического образования, которая объединила бы обучение на свежем воздухе на всех уровнях. Она была полна решимости привлечь администраторов на борт, в буквальном смысле.
От одного конца лодки до другого она развесила плакаты с описанием стандартов естественнонаучного образования для каждого класса. Он показал директорам начальных, средних и старших классов, как их стандарты согласовывались из года в год. Пропустите один шаг, и у учеников не будет опыта, чтобы преуспеть на следующем уровне.
«Как только они увидели это, они очень четко поняли, что это должно быть изменение, которое должно произойти», — вспоминает Феррелл, который сейчас является доцентом-исследователем в Центре образовательного партнерства в Университете Олд-Доминион. Центр призван развивать совместные образовательные инициативы в Содружестве Вирджинии.
Fundamentally Good Education
Экологическая грамотность является ключевой целью Соглашения о водоразделе Чесапикского залива, в котором излагаются обязательства по восстановлению, принятые округом Колумбия и шестью штатами, разделяющими водораздел. Государственные образовательные стандарты в Мэриленде, Пенсильвании, Вирджинии и округе Колумбия теперь включают изучение залива и местной окружающей среды. В 2011 году Мэриленд стал первым штатом в стране, в котором экологическая грамотность стала обязательным требованием для выпускников.
Чтобы добиться этого, потребовались годы адвокации. По словам Сары Бодор, в начале 2000-х годов новое тестирование с высокими ставками, связанное с федеральной политикой «Ни одного отстающего ребенка», затруднило учителям вывод учащихся на улицу. В то время Бодору, составителю учебной программы для CBF, было поручено возглавить усилия организации по формированию общенациональной массовой кампании «Ни одного ребенка, оставленного внутри». Он объединил более 2000 организаций-единомышленников, призывающих к федеральной политике и финансированию поддержки образования на открытом воздухе.
Закон «Ни одного ребенка, оставленного внутри», представленный в 2015 году конгрессменом Джоном Сарбейнсом из Мэриленда, в конечном итоге не был принят, но в результате штаты по всей стране разработали планы экологической грамотности. [См. врезку]
«Экологическое образование — это, по сути, хорошее образование», — говорит Бодор, который сейчас работает в Североамериканской ассоциации экологического образования. «Он основан на проектах, он междисциплинарный. Он включает в себя все то, что, как мы знаем, работает лучше всего».
Феррелл говорит, что инициатива в Хэмптоне превзошла все их ожидания. Учителя и администраторы стали рассматривать обучение на свежем воздухе не как «дополнительную услугу», а как эффективный способ соответствовать их стандартам. Сейчас она расширяет аналогичные программы в нескольких округах Юго-Восточной Вирджинии.
«Экологическая грамотность — это больше, чем просто наличие знаний и навыков, — говорит она. «Это также о формировании характера, интереса и волнения для решения проблем, будь то индивидуально или коллективно в составе группы, и возможности использовать эти знания для решения проблем в вашем районе».
Образовательные программы CBF не только пробуждают интерес и энтузиазм к обучению среди учащихся, они также предоставляют преподавателям эффективный способ соответствовать экологическим стандартам образования и междисциплинарным стандартам.
Фотография Кайла ЛаФерьера
Искусство преподавания на открытом воздухе
Одно дело знать ценность обучения на открытом воздухе. Другое дело — сделать это на самом деле. Такие учителя, как Венди Руже, учительница шестого класса средней школы Кенмор в графстве Принс-Джордж, штат Мэриленд, имеют решающее значение для долгосрочного успеха экологического образования и целей грамотности.
«Все зависит от того, где я нахожусь», — говорит Руже о своих попытках внедрить обучение на свежем воздухе в течение учебного года. «Я всегда смотрю на свое текущее местоположение в поисках вдохновения для занятий с детьми».
В своей бывшей школе, начальной школе Льюисдейла, она проводила с учениками регулярные исследования ручья вверх по улице и обсуждала, как загрязнение влияет на воду, которую посещали многие члены их семей. В Кенморе она рассматривает способы использования нового зеленого здания школы, которое в настоящее время строится, в качестве будущего учебного пособия.
«Я видела детей, которые не блистали в классе, но когда мы выходили на улицу, с ними происходило что-то волшебное», — говорит она. «Я больше не был учителем. Именно они учили других, показывая им, как чувствовать себя комфортно и заботиться о живых существах, с которыми мы сталкиваемся. Это берет на себя совершенно новый уровень оценки талантов каждого в нашей группе».
Не всем преподавателям, не говоря уже о студентах, комфортно находиться на улице.
«Когда вы учитесь на учителя по стандартной образовательной программе, на самом деле нет никакого компонента, связанного с тем, как вывести своих учеников на улицу, чтобы учиться», — говорит Джен Пеглоу, которая после 23 лет преподавания в классе теперь является специалистом по профессиональному обучению CBF. Координатор в Пенсильвании. «Я думаю, что огромный барьер для учителей — это просто: «Что мне делать, когда я там? Как мне заставить учащихся не просто хотеть играть, но и осмысленно смотреть на это?»
В конце 1970-х годов CBF начал проводить семинары для учителей, чтобы помочь преподавателям преодолеть эту неопределенность. Нынешняя программа Chesapeake Classrooms, выпускниками которой являются Руже, Пеглоу и Мэтью, приглашает учителей к захватывающим исследованиям водораздела, показывая им, как проводить аналогичные исследования для своих учеников. По словам Пеглоу, это также помогает учителям зажечь любовь к учебе. Это более важно, чем когда-либо, поскольку большое количество учителей по всей стране рассматривают возможность ухода из профессии.
«Нам нужно, чтобы учителя были возбуждены», — говорит она.
Помимо практического опыта, учителя, участвовавшие в прошлых программах CBF, выступают в качестве наставников, создавая поддерживающую сеть коллег по всему водоразделу. Общение учителей друг с другом, с местными организациями, занимающимися активным отдыхом, с ресурсами в их районе и даже с базовым оборудованием, таким как наборы для проверки качества воды, имеет решающее значение для поддержания экологического образования в течение всего года, говорит Эрин О’Нил, которая руководит программами профессионального обучения учителей CBF.
«Учителя потрясающие, — говорит она. «Они сделают это до тех пор, пока на их пути не будут стоять гигантские стены».
Обеспечение работы в Балтиморе
Одним из мест, где учителя и администраторы добиваются успеха, является Балтимор.
Вики Мэтью выросла в городе как самопровозглашенная «девушка на открытом воздухе». Когда она ушла в 18 лет, она думала, что никогда не вернется. После школы она присоединилась к Корпусу мира, стала учителем естественных наук и обосновалась в Танзании. Она взяла своих учеников на сафари в Руаху и повела их на гору Килиманджаро, даже не подозревая, что закладывает основу для перемен дома.
«Тот факт, что я мог передать что угодно, несмотря на языковой барьер, показал мне, насколько эффективным было использование окружающей среды в качестве контекста для обучения», — говорит Мэтью.
Живя в городе, наши ученики не всегда имеют доступ к зеленым насаждениям, и теперь они активно занимаются на свежем воздухе. Это действительно происходит.
– Вики Мэтью, преподаватель государственных школ Балтимора
Гиперлокализованное практическое обучение стало второй натурой, и когда счастливая возможность привела ее обратно в Балтимор, она принесла его с собой в государственные школы города. Близлежащие реки, такие как Джонс-Фолс и Херринг-Ран, превратились в классы под открытым небом для проверки качества воды и изучения макробеспозвоночных. Автостоянки и школьные здания стали возможностями для проектов по озеленению. Чтобы расширить свои усилия, она начала работать с коллегами над учебным планом и сотрудничать с местными организациями, такими как Blue Water Baltimore, Great Kids Farm и CBF, став учителем-наставником в Балтиморе для программ профессионального обучения CBF каждое лето.
Эта модель сейчас набирает популярность. Прошлой осенью более 1000 учащихся-биологов девятого класса и их учителя из государственных школ Балтимора отправились в водные пути города для участия в пилотной инициативе Baltimore Outdoor Learning Network Initiative (OLNI).
Инициатива финансируется за счет грантов Chesapeake Bay Trust и Образовательной и учебной программы Chesapeake Bay Watershed Program (BWET) NOAA. Партнерство объединяет государственные школы Балтимора и несколько общественных и некоммерческих организаций, включая CBF, Living Classrooms Foundation, Центр природы Кэрри Мюррей и Департамент природных ресурсов Мэриленда.
Кевин Гарнер, научный координатор школьной системы, говорит, что это не первый раз, когда они проводят широкомасштабное обучение на свежем воздухе, но это первый раз, когда усилия набирают обороты.
«Это никогда не получалось, пока мы не смогли переосмыслить это с помощью гранта OLNI», — говорит он.
Хотя каждый полевой участок находится в ведении отдельной организации, работающей независимо, они соответствуют одному и тому же учебному плану и используют одни и те же инструменты для расследования.