Масленица праздник это: 20 февраля. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023

Масленица 2023: дата, суть, история и традиции праздника

Катя Кобышева

Изначально Масленица – языческий праздник, однако с приходом христианства ее традиции изменились, но не исчезли совсем и живы до сих пор.

© РИА Новости

«Рамблер» рассказывает, как отмечали Масленицу раньше, в чем смысл этого праздника, какие есть традиции и приметы.

Видео дня

Когда будет Масленица в 2023 году

Каждый год масленичная неделя приходится на разные даты. Это связано с тем, что Масленица отмечается за неделю до Великого поста, а его начало зависит от того, когда будет Пасха. В 2023 году Масленичная неделя пройдет с 20 по 26 февраля.

РИА Новости

История Масленицы

На Руси празднование Масленицы было связано с прославлением языческих богов. Правда у историков версии расходятся: одни говорят о боге солнца Яриле, другие указывают на бога домашнего скота Волоса, или Велеса. Но с приходом христианства все это стало неважно. Масленичную неделю еще называли сырной седмицей, которая предшествует Великому посту. В эти дни разрешались все молочные продукты, яйца и рыба. А вот мясо есть было уже нельзя. Второе название недели – мясопустная. В западной традиции за неделю до поста проходили карнавалы. Кстати, само название также говорит о том, что в эти дни не принято было есть мясо, в переводе с латыни carnis vale – «прощай мясо».

Традиции праздника

В языческие времена на Масленицу устраивали настоящий разгул, доходило даже до убийств. Одним из популярных развлечений были кулачные бои стенка на стенку. В последний день Масленицы сжигали чучело зимы, чтобы скорее наступила весна.

РИА Новости

Православная церковь не смогла изжить традиции Масленицы, но тем не менее праздник стал добрее и скромнее. В эти дни все также было принято печь блины и сжигать чучело зимы, но одновременно последний день Масленицы стал Прощеным воскресеньем, когда люди просили друга у друга прощения за причиненное так или иначе зло, а суббота стала – родительской, в этот день поминали усопших.

Что было принято делать в каждый день Масленицы

  1. Понедельник — встреча. В этот день пекли первый блин, его было принято отдавать бедным.
  2. Вторник — заигрыши. На этот день планировали смотрины, родители жениха и невесты договаривались о предстоящей свадьбе, играть которую можно было после Пасхи.
  3. Среда — лакомка. К теще на блины было принято ходить именно в этот день.
  4. Четверг — разгул. Первые три дня масленичной недели назывались узкой Масленицей, а с четверга начиналась широкая, когда нужно было приготовиться и отложить все дела, а только лишь печь блины, отдыхать и радоваться. В четверг начинались масленичные гуляния с песнями, плясками, катанием на санях и с горок и взятием снежной крепости.
  5. Пятница — тещины вечерки. В этот день в гости заглядывает уже теща, а зять ее встречает и угощает.
  6. Суббота — золовкины посиделки. В этот день женщины приглашают и угощают родственников мужа.
  7. Воскресенье — проводы. В этот день доедают все, что было наготовлено ранее, а что съесть не получилось, сжигали вместе с чучелом зимы, а пепел нужно было развеять над полями и огородами, чтобы год был урожайным.

Приметы на Масленицу

По блинам наши предки определяли, каким будет следующий год. Чем больше испечь блинов на Масленицу, тем более сытным и богатым будет весь год. Если блины хорошо снимаются со сковороды, год будет легким и удачным, а если прилипает, то нужно готовиться к трудностям. Если блины плохо снимаются у незамужней девушки, то замуж она не выйдет еще три года. Чтоб год стал денежным, в среду нужно поесть горох, а в четверг блинов. Если блины получаются с красивыми ровными краями, то и отношения с любимым сложатся прекрасными.

Как испечь блины на Масленицу

Ингредиенты

  • Кефир – 2 стакана
  • Яйца – 2 штуки
  • Пшеничная мука – 30 граммов
  • Вода (кипяток) – 1 стакан
  • Сахар – 2 столовые ложки
  • Растительное масло – 2 столовые ложки
  • Сода пищевая – щепотка

Приготовление

Заранее достаньте из холодильника яйца и кефир, чтобы они стали комнатной температуры. Затем взбейте яйца с сахаром, добавьте растительное масло и кефир. После этого добавьте просеянную муку и щепотку соды. Чтобы не было комочков, используйте миксер. Не прекращая помешивать, влейте кипяток. Раскалите сковородку и приступайте к выпеканию блинов. Это не сложно, но, если вы печете блины первый раз, не расстраивайтесь из-за того, что что-то не получается. Просто продолжайте!

Начинки

Считайте, что это главное, ради чего вообще все затевается. Поставьте на стол красную рыбу, селедку, красную икру, сметану, варенье, сгущенку. И каждый, кто придет к вам в гости на блины, сможет свернуть для себя свой самый красивый и вкусный блин. Если на следующий день, что-то останется, можно приготовить другие начинки, например, с творогом или мясом. Свернуть из них трубочки и слегка обжарить на сковороде, буквально чтобы только разогреть, а не до румяной корочки.

Истории, ПРЕДОК

Рамблер: главные новости

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА | Наука и жизнь

Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это — веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Ряженые в Коломенском. Фото 1996 года.

Излюбленная забава на масленицу — катание на качелях — живет и в наши дни.

Бег в мешках — это, пожалуй, уже новый вид состязаний.

Ряженые. Только сегодня они пользуются современным транспортом. Но на тройке — куда как приятнее.

Уличный торг у Кремля в конце XVIII века. С гравюры Колпашникова.

Вид Кремля из Замоскворечья. С гравюры Махаева. 1764 год.

Кулачный бой. С гравюры Гейслера. XVIII век.

Открыть в полном размере

Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века И. М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: «У Власия и борода в масле».

Однако это еще не все о значении масленицы. Для славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников - отечественных и иностранных. Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: «На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе (перед Великим постом — прим.

И. Г.) пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем». По рассказам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. «Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста», — писал Коллинс.

Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: «В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности». По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется».

Даже качели, которые любили устраивать на масленицу россияне, нередко для отчаянных удальцов становились причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, «кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися».

Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами.

Это подметил и секретарь австрийского посольства И. Г. Корб, приехавший в это время в Россию: на масленице «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие».

К немалому удивлению Корба, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов. Корб стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда: только что отстроенный Лефортов дворец освящал на масленицу шутовской патриарх, «князь-папа», возглавлявший «всешутейший и всепьянейший собор». Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а «патриарх» благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжав шийся двое суток: «Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища. Иностранным представи телям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы».

Ф. В. Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году.

По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.

Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда. Тут был и «князь-папа» со своей шутовской свитой: «В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином». За ним следовал Нептун: «Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен». Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики (очевидно, ученики навигацкой школы). Берхгольц рассказывал: «Его величество веселился истинно по-царски.

Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль».

Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.

А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки — мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотвор ным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. М. Херасков и А. П. Сумароков. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц.

Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом.

Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине «бриллиантовую» масленицу. Английский посол лорд Гаррис сообщал: «Императрице угодно было устроить в течение масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде. За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкавших каменьями на сумму до двух миллионов фунтов стерлингов». Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поразивших англичанина своей ценой и редкостной красотой.

Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П. Хавен рассказывал: «Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым». Он имел в виду катание с высоких ледяных гор, ставшее неотъемлемой частью масленичных забав. Сначала для этого использовали естественные рельефы местности — высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой.

Ганноверского посланника Ф.-Х. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, это излюбленное развлечение русских привело в содрогание. У крутого, обледеневшего спуска реки уже вовсю шла потеха. Наверху стоял стол с водкой, которой — «на дорожку» — угощали катающихся. Под горой расположился оркестр, вокруг собрались толпы наблюдающих. Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Для благополучного спуска следовало обладать незаурядными акробатическими способностями. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на «пятой точке» и задрав ноги кверху, чтобы не покалечить их и не приехать вниз нагишом: по свидетельству Вебера, при стремительном спуске от трения «брюки, если не были прочны, рвались в клочья». Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, «начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, - продолжает Вебер, — что, когда был со всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел».

Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном. Но некоторые лихачи предпочитали спускаться с горок на коньках или просто на собственной подошве. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с городских усовершенствованных гор стало платным и в прошлом веке стоило копейку.

Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой — Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке «живые картины».

Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. Брюллова «Гибель Помпеи», как в одном из балаганов начали показывать «живую картину» на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов… Правда, полуобнаженные «помпеянцы» отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией.

Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть «Битву русских с кабардинцами» или «Взятие Карса», то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии — взятия снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова? Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. С. В. Максимов в «Очерках народного быта» рассказывал о традициях одного из уездных городков Пензенской губернии: «В последний день масленицы <…> на базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика». Начинается с традиционной «стенки», когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что «все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья». 

Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия. Максимов писал: «Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка…»

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники… Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц — тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу.

Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: «Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд — предмет соперничества <…> Прелестная графиня Орлова была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня — четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину».

леди Блумфильд так описывала масленицу 1846 года в Петербурге: «Все пространство большой Адмиралтейской площади было покрыто временными бараками и деревянными театрами, а также цирками, каруселями, ледяными горами и т. д., устроенными для развлечения народа. Дорога против Зимнего дворца была занята непрерывной линией карет, которые тянулись, точно в процессии, и были преимущественно наполнены детьми. В общем это было красивое и веселое зрелище, словно большая ярмарка. Во время масленицы люди всех классов, казалось, совсем теряли голову, думая только о том, как больше наполнить эту неделю удовольствиями и развлечениями».

Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой «молодые» ездили по улицам «казать себя» и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. «Новоженов» и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись. В «Записках» А. Т. Болотова есть любопытный эпизод, относящийся к времени правления Екатерины II. Великий князь Константин Павлович, только что женившийся, последовал народному обычаю и, «подхватив свою молодую и посадя в открытые сани, один, без кнехта, без всяких дальних сборов и церемоний, ну по городу масленицею ездить и кататься и всем свою молодую показывать; а народу то и любо было. Сказывают, что сие узнала императрица и ей было неугодно, что он нарушил этикет, так что она не приказала ему без своего ведома давать лошадей».

Главное угощение на масленице - блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча масленицы, во вторник — заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам.

Воскресенье называлось «прощеным днем». Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день «ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: «Простите меня, прошу вас», — на что отвечают: «Бог вас простит, и меня простите тоже». В XVII веке в этот день цари вместе со своими приближенными приходили «прощаться» к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал высоких гостей креплеными медами и рейнским вином.

Впрочем, в каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели. Так проводы масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы, которую чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре. В некоторых местах во время проводов возили сани с укрепленным на столбе колесом; на колесе восседал румяный крепкий мужик, держа в одной руке штоф вина, а в другой — калач. Колесо, вероятно, символизировало круговорот годового солнечного движения. Что касается фигуры мужика с калачом, то исследователи народного быта видели в нем или олицетворение масленицы или воспоминание о языческом божестве, покровителе плодородия и семейных достатков.

Вполне возможно, что масленичные шествия, столь полюбившиеся Петру I, своими истоками были связаны и с этими простонародными традициями. Сам Петр в подобных процессиях старался играть скромную роль, нарядившись то шкипером, то барабанщиком, а его супруга часто была одета голландской крестьянкой. Зато крестьянин на масленой неделе мог превратиться в царя. В конце XVII века тверской помещик Н. Б. Пушкин донес, что его крестьяне в субботу на масленице выбрали себе «царя», с великим торжеством водили его по деревням и «всполохи чинили с знаменами и с барабанами и с ружьем». Перепуганный помещик усмотрел в игровом действе проводов масленицы политическую крамолу.

Драматург А. Н. Островский, задумав ввести в пьесу «Снегурочка» сцену проводов масленицы, записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских деревнях. И в «Снегурочке» племя берендеев, жившее в «доисторические времена», прощалось с масленой неделей так же, как и современники драматурга, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в русской глубинке:

Прощай, честная Масляна!

Коль быть живым, увидимся.

Хоть год прождать,

Да ведать-знать,

Что Масляна придет опять… 

Карнавал в Бразилии в 2024 году


Карнавал

БразилияВт, 13 фев. Национальный праздник

БразилияПн, 12 фев. Национальный праздник

БразилияВт, 21 фев. Национальный праздник

БразилияПн, 20 фев.

São PauloПн, 28 фев. Праздники, региональные праздники

БразилияВт, 16 фев. Национальный Праздник

БразилияПн, 15 февраляНациональный праздник

БразилияВторник, 25 февраляНациональный праздник

БразилияПн, 24 февраляНациональный праздник

Улицы Рио-де-Жанейро наполняются красками и шумом, поскольку Карнавал возвещает Пасху.

Понто Факультативо

Когда карнавал в Бразилии?

Карнавал — ежегодный фестиваль в Бразилии, который проводится за четыре дня до Пепельной среды.

Понедельник и вторник выходные дни. Фестиваль является самым популярным событием года в Бразилии и представляет собой последний шанс повеселиться и побаловать себя перед тем, как в Пепельную среду начнется Великий пост.

И хотя предпостный карнавал является обычным праздником во всем мире в странах с большим числом католиков, именно в Бразилии карнавал становится так называемым « величайшим зрелищем на Земле ».

Карнавальные праздники не являются общенациональными государственными праздниками в Бразилии. В Бразилии существует система, в которой регионы могут добавлять ряд праздников в дополнение к указанным национальным праздникам. Большинство регионов выбирают Карнавальные дни в качестве государственных праздников, но не все — в некоторых городах на юге жизнь идет своим чередом каждый год. Карнавальные дни обычно являются федеральными праздниками, а у государственных служащих есть выходные.

Кроме того, многие компании и профсоюзы заключают соглашения с работниками о сокращении рабочего времени в Карнавальные дни и утром в Пепельную среду, что создает для многих длинные праздничные выходные.

История карнавала в Бразилии

В течение 40 дней до Пасхи , католики должны воздерживаться от всех телесных удовольствий, включая употребление мяса. Это сделано в память о посте Иисуса, который провел 40 дней в пустыне, прежде чем начать свое служение. Действительно, некоторые предполагают, что слово карнавал происходит от латинского «Carne Vale», что означает прощание с мясом, что означает грядущий период без мяса.

Первые упоминания о карнавале в Рио относятся к 1723 году, когда португальские иммигранты выходили на улицы, чтобы обливать друг друга водой.

Несмотря на свое первоначальное религиозное начало, карнавал вряд ли можно назвать торжественным мероприятием, и он разделяет свой чрезмерный характер с аналогичными европейскими праздниками и Марди Гра , где фестивали — это возможность в последний раз побаловать себя перед постом.

Вполне вероятно, что эти празднования восходят к более старым языческим праздникам, отмечавшим приход весны, хотя, поскольку Бразилия находится в Южном полушарии, на самом деле это конец лета во время карнавала.

Как отмечают карнавал в Бразилии?

Самые зрелищные торжества проходят в Рио-де-Жанейро на пляже Копакабана, где парады и театрализованные представления начинаются в субботу и продолжаются в течение четырех дней фестиваля. Главный парад начинается в воскресенье, когда школы самбы соревнуются на Самбадроме. В каждой школе может быть до трех тысяч участников, что свидетельствует об огромном масштабе мероприятия. Говорят, что карнавал приносит Бразилии более 1 миллиарда долларов дохода.

Туристы, приехавшие в Рио на карнавал, действительно могут принять в нем участие. Они платят от 500 долларов, чтобы купить костюм самбы и танцевать на параде через самбадром с одной из школ. Деньги от сбора используются для покупки костюма туриста, а также для покупки костюмов для людей, у которых нет денег, чтобы позволить себе собственные костюмы.


Перевести эту страницу

Карнавал в Латинской Америке и другие популярные праздники, обязательные к посещению

Латинская Америка – одно из самых разнообразных, многонациональных и культурно богатых мест на Земле. Смесь доколумбовой культуры, колониального и современного обществ превратила его в одно из самых привлекательных туристических направлений во всем мире.

Все это смешение традиций и культур также принесло невероятные и уникальные праздники, которых нет ни в одном другом регионе мира.

Итак, прежде чем вы отправитесь на другой конец света, чтобы отправиться в приключение на всю жизнь, вы должны узнать немного больше о некоторых из самых ярких и богатых праздников, которые они устраивают, и отметить их в своем расписании и планируйте стать их частью во время посещения этих стран!

Карнавал в Латинской Америке

Карнавал или «Карнавал» на испанском и португальском языках — это четырехдневный религиозный праздник (с субботы по вторник), предшествующий Великому посту в феврале и имеющий большое культурное значение. Он проводится почти во всех странах Южной Америки, таких как Аргентина, Бразилия, Перу, Уругвай и Боливия, и сочетает в себе много танцев, музыки и яркой энергии.

Конечно, в каждой стране есть своя изюминка, но все они несут одинаковую атмосферу и оптимистичную энергию!

Однако, если бы вы могли присоединиться только к одному празднованию карнавала в Латинской Америке, в Рио-де-Жанейро, Бразилия, это то, что вы увидите, потому что никто не делает этого так, как в Рио!!

Это лучшая и самая известная вечеринка в мире!

Ежегодно это самое посещаемое мероприятие в Южной Америке, которое собирает более 2 000 000 человек со всего мира!!!

Это время радости и праздника; в основном это лучшее время для танцев, пения, вечеринок и огромного количества веселья. Вечеринки проходят по всему Рио: на улицах, в клубах, барах и на пляжах, а заканчивается все Парадом Рио, на котором вы сможете увидеть около 200 школ самбы, соревнующихся за первое место!

Приготовьтесь стать свидетелем невероятных танцевальных движений, костюмов, непрерывной музыки и вечеринок!

Рио — прекрасное место для посещения само по себе, но в сочетании с карнавалом вы получите незабываемые впечатления!

Инти Райми (Праздник Солнца), Перу

Отметьте в своем календаре, 24 июня в Куско обязательно! Каждый год в этом городе отмечается Инти Райми, самый известный доколумбовый фестиваль, также известный как фестиваль Солнца инков.

И делают они это шествиями, которые проходят по всему городу, в сопровождении зажигательной музыки, танцев, цветов, людей, сметающих злых духов и множество других уникальных сюрпризов!

Солнце было самым почитаемым богом инков, и с 1400 года в его честь проводится этот праздник, когда во имя него приносят в жертву животных. В настоящее время жертвоприношения больше не приносятся, хотя на роль Сопа Инки (Императора) выбран актер, и вся церемония заканчивается симуляцией жертвоприношения ламы на вершине холма Саксайуаман, где происходят основные события.

В настоящее время в Куско и его окрестностях в последнюю неделю июня проводится огромное количество уличных вечеринок, танцев, шествий и праздников, что превратило это событие в самое популярное культурное событие страны.

День Мертвых, Мексика

Да, вы правильно прочитали, День Мертвых! Самая характерная фиеста Мексики — удивительно мрачная «Dia de los Muertos», которая проходит 1 и 2 ноября и включает в себя два праздника: День всех святых (в честь людей, умерших в детстве) и День всех душ (в честь душ, умерших в взрослую жизнь.

Я знаю, что это кажется немного омерзительным и болезненным, но это абсолютно противоположное.Это вполне естественный праздник и настроение живое и приподнятое!На самом деле довольно трудно найти более красочный и веселый праздник в Латинской Америке!

Итак, ожидайте увидеть людей, собравшихся на кладбищах со свечами, хлебом мертвых, пивом, текилой, вещами для украшения могил, горящими благовониями и большим количеством еды для мертвых!

Страстная неделя в Антигуа, Гватемала

Празднование Пасхи в Латинской Америке ОГРОМНОЕ, и каждая страна празднует его по-своему, точно так же, как это происходит с карнавалом! В Гватемале, например, они проводят недельное мероприятие в колониальном городе Антигуа, включающее шествия, изготовление ковров и бдения при свечах.

В течение недели местные жители украшают платформы цветами и скульптурами Христа на Кресте, а на улицах расстилают красивые ковры из опилок, покрытых хвоей, фруктами и овощами!

В пятницу пик праздника, когда улицы заполняются зрителями, живой музыкой и костюмами!

Фестиваль урожая вина в Мендосе, Аргентина

Аргентинское вино Мальбек — одно из лучших, поэтому просто отправиться в Мендосу, откуда оно родом, и насладиться его вкусом в окружении гор — уже само по себе прекрасное путешествие….