Мероприятия для школьников по экологии: Год экологии: школьные мероприятия | Снова Праздник!

Содержание

МОУ Шэръягская ООШ. Экологическое воспитание

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

Экология нередко понимается как «макроэкология», т.е. широкий междисциплинарный комплекс, который объединяет общую и прикладную экологию.

Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника такой макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе.

Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации нашего района.

А можно такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.

В данной работе решаются следующие задачи:

  1. расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;
  2. углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
  3. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

В настоящее время опубликовано некоторое количество учебной  и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Но необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время. Для этого и используются «интерактивные формы образования и воспитания». Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также использовать данные разработки в дальнейшей работе.

Формы и методы экологического воспитания.
1. Интерактивные экологические мероприятия. Интерактивные экологические мероприятия – это внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли.
 

«Ток-шоу» и «экологические спектакли» —  эти две формы в широком плане  – ролевые игры. Однако, первый вариант – «ток-шоу» несколько сложнее для детей, чем «экологические спектакли».

«Ток-шоу» несут основную экологическую информацию, а «спектакли» их дополняют. В «ток-шоу» участники игры разделяются на экспертов и «зал». Эксперты – это, как правило, старшеклассники (10-11 класс), проявляющие особый интерес к экологии, которые под руководством учителя специально готовятся к игре и наиболее основательно изучают литературу по обсуждаемому вопросу. Каждый эксперт должен быть убежден в правильности отстаиваемой им точке зрения.

Участие зала более или менее импровизировано, хотя нужно сделать так, чтобы зал тоже готовился к дискуссии. Для этого полезно за несколько дней до проведения экологического вечера вывесить список вопросов, которые будут осуждаться. Школьники из зала не только задают вопросы экспертам, но сами берут слово, дополняют их ответы. В разных по содержанию ток-шоу соотношение ролей экспертов и зала может быть различным. Так, в одном ток-шоу может быть велика роль зала, а другом эксперты и зал будут играть одинаковую роль.

Успех ток-шоу определяется участием опытного ведущего (эколога), который помогает правильно адресовать вопрос, задает дополнительные вопросы экспертам и залу, что помогает активизировать всех участников игры, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает ее результаты. В конечном счете эрудиция ведущего и будет главным фактором успеха организованного ток-шоу. В этой роли может выступить учитель или хорошо подготовленный старшеклассник.

Важную роль в организации ток-шоу играют участники зала, задающие интересные и содержательные вопросы. В некоторых случаях учителю стоит подстраховать дискуссию, особенно на ее первом этапе, и заготовить по несколько вопросов из зала каждому эксперту.

В дальнейшем, когда дискуссия оживится, вопросы и выступления пойдут спонтанно. Нужно быть готовым и к тому, что на какой-то вопрос эксперт не сможет ответить, тогда ему на выручку должен придти ведущий.

Ток-шоу нужно приблизить по форме организации к подобным диспутам на телевидении. Ведущий перемещается по залу (с микрофоном, если зал большой), эксперты располагаются лицом к залу на специальной площадке (сцене) за столом или удобно расставленных креслах. Перед каждым экспертом ставится табличка-визитка, написанная крупными буквами.

Экологический спектакль по форме более свободен. И учителю, и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. В этом случае успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли.

Если ток-шоу проходят в серьезной обстановке, то в экологических спектаклях присутствует немало юмора. При хорошей постановке спектакля и исполнении ролей зал должен периодически смеяться.

Дети любят соревноваться, и поэтому любое экологическое мероприятие целесообразно завершать экспресс-викториной. Формы определения победителя могут быть различными.

2. Экологическая тропа – форма экологического воспитания.
Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы.

Такой формой организации экологического образования и  воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний  и умений школьников.

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.

Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования. Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация  экологической тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из различных предметов, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. В конечном итоге у детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Работа по оборудованию тропы проводится в следующей последовательности: первый этап – подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников руководителя – учителя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого ученика в предстоящем деле.

Следующий этап – открытие тропы. Это мероприятие можно провести в виде вечера, превратить в школьный праздник.

Создание учебной экологической тропы способствует повышению научного уровня школьного образования и экологического воспитания. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной экологической тропе во внеурочное время учащиеся усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Исследовательская деятельность обучающихся.
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
 
Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.

Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.

Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.

Итогом проведенной работы становится участие в муниципальных и областных научно-исследовательских конференциях.

Программа экологического воспитания молодежи «В чистое завтра» 2018-2020 гг.

Информация о материале

Культура современного поведения подразумевает наличие экологического сознания – совокупности экологических и природоохранных знаний и представлений. Экологическое сознание мотивирует экологическое поведение — конкретные действия и поступки людей, которые направлены на сохранение и развитие экосистемы, поддержание экологических чистоты и порядка, проявление заботы об окружающей природе.

Составители:

  • Степанова Т. А., заведующая сектором методического обеспечения библиотек области по работе с детьми и юношеством ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»; Пашкевич Т.В., главный библиотекарь сектора методического обеспечения библиотек области по работе с детьми и юношеством ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»
  • Координатор и куратор программы Пашкевич Т.В.
  • специалисты муниципальных общедоступных библиотек Псковской области:
    • МАУК «Централизованная библиотечная система» г. Пскова
    • Районная библиотека им. А.П. Философовой МБУК «Бежаницкий районный центр культуры»
    • МУ «Дновская централизованная библиотечная система»
    • Библиотечный отдел МБУ «Районный культурный центр» Куньинского района
    • МБУК «Межпоселенческое библиотечное объединение» МО «Локнянский район» Псковской области
    • Центральная районная библиотека МУК «Культура и досуг» Невельского района
    • Центральная районная библиотека МБУ «Культурно-досуговый комплекс Новосокольнического района»
    • «Опочецкая районная библиотека им. А.С. Пушкина» МБУК «Опочецкий районный центр культуры»
    • МБУК «Островская центральная районная библиотека»
    • МБУК «Печорская центральная районная библиотека»
    • МБУК «Порховская централизованная библиотечная система»
    • Центральная районная библиотека МБУ «Струго-Красненский районный культурный центр»
    • Библиотечный отдел МУК «Усвятский районный центр культуры»

Аналитическое обоснование

Культура современного поведения подразумевает наличие экологического сознания – совокупности экологических и природоохранных знаний и представлений. Экологическое сознание мотивирует экологическое поведение — конкретные действия и поступки людей, которые направлены на сохранение и развитие экосистемы, поддержание экологических чистоты и порядка, проявление заботы об окружающей природе.

В современном мире под влиянием человеческой деятельности происходят негативные изменения окружающей среды. Поэтому формирование экологического сознания в настоящее время приобретает особую актуальность.

Экологическому сознанию россиян присущи следующие основные особенности:

— Низкий уровень развитости экологической культуры, образованности и воспитанности населения.

— Недостаточная обеспокоенность населения экологическими проблемами, низкая готовность населения противодействовать нанесению ущерба окружающей природной среде.

— Недостаточная активность экологических движений и организаций.

2017 год в России был объявлен Годом экологии. Цель его проведения — привлечение внимания к проблемным вопросам в природоохранной сфере и улучшение состояния экологической безопасности страны.

Экологическое сознание может быть сформировано путем воспитания в семье, экологического просвещения в учреждениях, работающих с молодежью. Формированию экологического сознания молодых людей должна способствовать и работа библиотеки. Через книжные выставки, лекции, беседы, акции, квесты и другие мероприятия можно показать актуальность и значение экологических знаний.

Сознательному подходу и пониманию остроты и важности проблем экологии будет способствовать программа «В чистое завтра». Решение о разработке региональной программы было принято на конференции «Заповедные места Псковской области: библиотеки в формировании экологической культуры», состоявшейся 28 марта 2017 года на базе Бежаницкой районной библиотеки.

Участники программы: ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека», в том числе осп «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина», осп «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящи»х, муниципальные библиотеки Псковской области.

Целевая аудитория: учащаяся молодежь (старшеклассники, учащиеся профессиональных учебных заведений, студенты ВУЗов)

Партнеры программы: природоохранные и экологические организации, образовательные учреждения, средние специальные и высшие учебные заведения Псковской области.

Цель:

Актуализация работы по формированию экологической культуры и экологического сознания молодежи, ответственности за природу родных мест.

Задачи:

  • экологическое просвещение
  • распространение информации об экологичном образе жизни, экособытиях;
  • содействие в получении навыков практической деятельности по улучшению окружающей среды.

 

Направления программных мероприятий:

  1. Координация действий с заинтересованными организациями.
  2. Исследовательская деятельность.
  3. Формирование книжных и электронных ресурсов.
  4. Распространение экологической информации.
  5. Библиотека — центр дополнительного экологического образования.
  6. Эколого-просветительские мероприятия библиотек.
  7. PR и реклама.
  8. Методическое обеспечение работы по реализации программы.

Источники финансирования

Бюджетное финансирование в рамках целевой программы «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014-2020 годы».

Бюджетное финансирование муниципальных образований.

Привлечение внебюджетных источников финансирования и пополнения ресурсов библиотек через участие в конкурсах и программах, спонсорскую помощь.

Ожидаемые результаты:

  • Системный подход к организации работы в области экологического просвещения.
  • Создание условий для оказания качественной услуги по предоставлению экологической информации.
  • Выявление интересов и знаний пользователей в области экологии, осведомленность о главных экологических проблемах города, района, села.
  • Формирование интереса к знаниям экологической тематики, поддержка ученических проектов.
  • Мотивация молодежи к волонтерской природоохранной деятельности.
  • Использование инновационных, активных форм работы, наполненных современным содержанием.
  • Расширение читательской аудитории.
  • Получение обратной связи, изучение эффективности мероприятий библиотек.
  • Активизация информационной деятельности библиотек по теме.
  • Улучшение качественного состава печатных и электронных ресурсов.
  • Развитие мотивации специалистов библиотек, расширение экологического кругозора, освоение эффективных форм и методов работы, обобщение лучшего опыта.
  • Расширение аудитории участников и партнеров, налаживание взаимодействия.
  • Координация деятельности библиотек и заинтересованных сторон.

 

План мероприятий по реализации региональной программы «В чистое завтра»

Мероприятия по достижению целей

Сроки реализации

Ответственные исполнители

1

2

3

4

Координация действий с заинтересованными организациями

1. 1

Поддерживать связи с экологическими организациями, школами, средними специальными учебными заведениями, вузами.

Весь период

ПОУНБ, муниципальные библиотеки

1.2

Разработать экологические библиотечные программы работы с молодежью (циклы, тематические планы просветительских мероприятий).

2018 -2020 гг.

Муниципальные библиотеки

1.3

Экологическая программа — «На всех одна планета по имени Земля»

2018 -2020 гг.

Библиотечный отдел РКЦ Куньинского района

1.4

Эколого-краеведческая программа «О родной земле с любовью».

Цикл мероприятий «Мы интересны миру – мир интересен нам».

2018 -2020 гг.

Порховская ЦБС

1.5

«В согласии с природой — в согласии с собой» — районная целевая программа по экологическому просвещению населения.

Познавательная программа «Жизнь в руках живущих».

«Чистая экология — здоровая жизнь» целевая программа.

2018 -2020 гг.

Невельская ЦРБ

Новохованская библиотека

Усть-Долысская модельная библиотека

1.6

Цикл мероприятий совместно с Государственным заповедником «Полистовский» «Природа рядом с нами».

2018 -2020 гг.

Бежаницкая ЦРБ

1.7

Программа «Земля наш дом, где мы живём и дышим».

Эколого-краеведческая программа «Сохрани землю, на которой ты живешь»

2018 -2020 гг.

Круппская модельная библиотека Печорского района

Изборская модельная библиотека Печорского района

1.8

Циклы мероприятий:

Ключи к экологии «В гармонии с природой».

«Чистота планеты – чистота души».

«У всех у нас есть мать одна по имени ПРИРОДА».

«Жить в согласии с родной природой».

2018 -2020 гг.

Шиковская сельская библиотека Островского района

Синерецкая библиотека Островского района

Скуратовская сельская библиотека Островского района

Первомайская сельская библиотека Островского района

Исследовательская деятельность

2. 1

Проводить анкетирования «Экология в системе жизненных ценностей молодых людей», виртуальные опросы, мониторинги по итогам мероприятий.

2019 г.

ПОБДЮ им. В.А. Каверина,

муниципальные библиотеки области

2.2

Анкетирование «Экология города глазами подростков и молодёжи», «Экологическая культура пользователя»/

 

Детская экологическая библиотека «Радуга»

МАУК «ЦБС» г. Пскова

Формирование книжных и электронных ресурсов

3.1

— Изучить состав фонда и обновить его новой учебной, научно-практической, научно-популярной литературой по теме;

-совершенствовать качественный состав справочного фонда;

-пополнять фонд аудиозаписей, компакт-дисков, видеофильмов, отражающих экологическую тематику.

2018 -2020 гг.

Все библиотеки области

3.2

Ведение сайта «Твой след на земле»

2018 -2020 гг.

ПОУНБ

3.3

Ведение рубрики «ЭКОкалендарь» на сайте ПОБДЮ им. В. А. Каверина

2018 -2020 гг.

ПОБДЮ им. В. А. Каверина

3.4

Библиотечный портал Псковской области:

1. «Памятники природы Куньинского края» — эл. презентация

2. «Озера и реки Куньинского района» — библиографический справочник

2018 -2020 гг.

Библиотечный отдел РКЦ Куньинского района

3.5

Ведение на детском краеведческом сайте «Познай свой край родной» постоянных разделов «Природа края», «Заповедные места», «Книги о крае: увлекательное экологическое чтение».

Ведение постоянного ресурса «Экологический календарь» на сайте МАУК «ЦБС» г. Пскова

2018 -2020 гг.

ЦГБ г. Пскова МАУК «ЦБС» г. Пскова

3.6

Социально-значимый проект «Парки, сады и скверы Пскова».

2018 -2020 гг.

Библиотеки МАУК «ЦБС г. Пскова»

3.7

Серия информационных интернет-ресурсов «Птица года» на сайте МАУК «ЦБС» г. Пскова

Информационный интернет-ресурс «Деревья — памятники природы Псковского края» на сайте МАУК «ЦБС» г. Пскова

Интернет-проект «Календарь защитника природы – 2018» на сайте МАУК «ЦБС» г. Пскова

2018 -2020 гг.

Детская экологическая библиотека «Радуга»

 МАУК «ЦБС» г. Пскова

3. 8

Виртуальный эко-набат «Красная книга Псковской области в формате Playcast»

2018 -2020 гг.

Опочецкая ЦРБ  

Распространение экологической информации

4.1

— Осуществлять индивидуальное и групповое информирование студентов и учащихся, углубленно занимающихся темой экологии.

— Обеспечивать доступ пользователей к полному объему экологической информации

Весь период

Все библиотеки области

Библиотека — центр дополнительного экологического образования

5.1

Организовать и провести цикл массовых мероприятий, среди которых: недели экологии, познавательные часы, уроки природолюбия и др.

Весь период

Все библиотеки области

5.2

День чтения экологической книги

Ежегодно

Куньинская ЦРБ

5.3

Обзор «Сохраним нашу природу»

2018 -2020 гг.

Бежаницкая ЦРБ

5.4

Экологический кинозал: демонстрация фильма «Вода»

2018 -2020 гг.

Библиотеки Новосокольнического района

5.5

Цикл эко-часов «Землянам – чистую планету»

2018 г.

Библиотечный отдел Усвятского РЦК

Эколого-просветительские мероприятия библиотек

6. 1

Открытые лекции

Весь период

ПОУНБ совместно с Псковским отделением Русского географического общества

6.2

Циклы комплексных книжных выставок: выставка-предупреждение, выставка-презентация, выставка-гербарий, выставка рационализаторских предложений, выставка-вопрос, выставка-дискуссия, выставка-диалог, выставки молодежных плакатов.

Весь период

Все библиотеки области

6.3

Выставка «Вода и жизнь».

2018 г.

Невельская ЦРБ

6.4

Фотовыставка «Мир природы нашими глазами».

2018 г.

Бежаницкая ЦРБ

6. 5

Конкурсы: конкурс идей по улучшению экологической ситуации в районе (городе), конкурс выразительного чтения произведений о природе, конкурс научно- фантастических проектов по охране окружающей среды, конкурс знатоков тайн природы, конкурс плакатов «Картины экологического бедствия», конкурс на лучший природный фотосюжет «Сами видели».

2018-2020 гг.

Все библиотеки области

6.6

Сетевой фотоконкурс «Мир глазами кошек»

2018 г.

Невельская ЦРБ

6.7

Молодежный конкурс «Экологическое лето».

2018 г.

Локнянская ЦРБ

6.8

Развивать направление «Игровая экология»:

Проводить ролевые, имитационные игры: тест-игра «Экология и мы», игры «Экологический хоккей», «Экологический детектив», деловая игра «Избежать катастрофы», ситуационно-ролевая игра «Суд природы над человеком».

2018-2020 гг.

Все библиотеки области

6.9

Экоигра «Чудеса любого рода есть у матушки — природы».

2018-2020 гг.

Бежаницкая ЦРБ

6.10

Мульткалейдоскоп «Да здравствует природа!».

2018-2020 гг.

Бежаницкая ЦРБ

6.11

Лесная гостиная «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?».

2018-2020 гг.

Бежаницкая ЦРБ

6.12

«Экология в движении»: велоквест (эколого-краеведческая игра по сельским библиотекам Опочецкого района).

2018-2020 гг.

Опочецкая ЦРБ

6.13

Мастер — класс «В мире нет вещей ненужных»: вторичное использование бытовых отходов.

2018 г.

Локнянская ЦРБ

6.14

В массовой работе библиотек использовать темы:

«Азбука общения с природой: правила поведения на природе», «Правила экологически ответственного поведения», «Экология и наше здоровье», «Экология и экономика: совместимы ли они?», «Международные экологические акции», «Наша территория жизни», «Экологическая информация в XXI веке», «Наш район (город) и экология XXI века», «Мыслить глобально — действовать локально», «Мир природы в литературе», «Через экологию — к будущему», «Новая экология — для новой России», «Будущее, в котором хочется жить».

2018-2020 гг.

Все библиотеки области

6. 15

Принимать участие: в общероссийских и мировых экологических мероприятиях и  событиях (Марш парков, День Земли, День птиц и т.д.). Принимать участие в региональных и муниципальных экологических проектах и событиях.

По датам экологического календаря

Все библиотеки области

6.16

«Жизнь в стиле ЭКО» — цикл мероприятий (встречи со специалистами в рамках экологических дат: День водно-болотных угодий, День воды, День Земли, День охраны окружающей среды, День леса и др.).

По датам экологического календаря

Детская экологическая библиотека «Радуга» МАУК «ЦБС» г. Пскова совместно с организациями-партнерами библиотеки

6.17

«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ» — ежегодная Акция милосердия к Международному дню защиты бездомных животных

По датам экологического календаря

Детская экологическая библиотека «Радуга» МАУК «ЦБС» г. Пскова совместно с организациями-партнерами библиотеки

6.18

«В согласии с природой – в согласии с собой» — проект по экологическому просвещению

2018-2020 гг.

Детская экологическая библиотека «Радуга»

МАУК «ЦБС» г. Пскова

6.19

Гастрономический фестиваль

2018 г.

Дновская ЦРБ

6.20

Эколого-краеведческие чтения

2018-2020 гг.

Струго-Красненская ЦРБ

PR и реклама

7.1

Вести регулярные рубрики в местных СМИ и на Интернет-страницах библиотек: «Экологическое досье: новые книги по экологии», «Лучшие книги года по экологии» и др.

Весь период

ПОУНБ, ПОБДЮ им. В.А. Каверина, муниципальные

библиотеки области

7.2

Вносить вклад в проведение муниципальных благотворительных экологических общественных акций и мероприятий:

— Уход за воинским захоронением

— «Чистый парк»

— «Хрустальный родник»

— «Покормите птиц зимой»

Весь период

ПОБДЮ им. В.А. Каверина,

муниципальные библиотеки области

 Методическое обеспечение работы по реализации программы

8.1

Провести конкурсы работы библиотек по различным направлениям экологической работы:

— Областной профессиональный конкурс «Открытая книга» по экологической теме.

-Областной профессиональный конкурс «Библиотекарь – эколог» («Талантливые и перспективные»).

-Областной конкурс творческих работ молодежи (в рамках проекта «Сумка почтальона»).

 

 

2019 г.

 

2020 г.

2019-2020 г.

 

 

ПОБДЮ им. В.А. Каверина

 

ПОУНБ

ПОБДЮ им. В.А. Каверина

8.2

Обобщить опыт работы по теме «Экология и библиотеки: опыт работы библиотек области с молодежью» (статья в профессиональном издании).

2019-2020 г.

ПОБДЮ им. В.А. Каверина

 

Издать специальный выпуск регионального профессионального сборника «Территория 60» по экологической теме (вып. 24).

2018 г.

ПОУНБ

8.3

Издать методические и библиографические материалы:

-Библиографический указатель

«Проблемы экологии в кино и литературе».

2019 г.

Сектор экологической информации ПОУНБ, отдел информационно-библиографической деятельности ПОБДЮ им. В.А. Каверина

8.4

Методические материалы:

— «Нескучная экология» («Эко-я! Эко-мы! Эко-мир!»).

2018 г.

ПОБДЮ им. В.А. Каверина

8.5

Сборник авторских сценариев библиотек области по экологии («Наша коллекция»).

2018 г.

ПОБДЮ им. В.А. Каверина

8. 6

Обзорно — аналитический указатель местной печати «Природа просит защиты: экологические проблемы Куньинского района».

Июль 2018 г.

Библиотечный отдел РКЦ Куньинского района, ЦПИ

8.7

«Псковским ребятам о редких растениях» интерактивное пособие.

2018 г.

Детская экологическая библиотека «Радуга»

8.8

Социально-значимый проект: «Парки, сады и скверы Пскова» (печатный аналог электронного издания).

2018-2019 гг.

МАУК «ЦБС» г. Пскова

8.9

Библиографический буклет «Здесь поют голубые озера».

2018 г.

Невельская ЦРБ

8. 10

Провести областные семинары, круглые столы, творческие лаборатории по экологической тематике.

Весь период

Мероприятия в рамках областной целевой программы повышения квалификации «ПРОФИ»

Экосистемные практические занятия для учащихся начальной школы

Если вы ищете веселые и увлекательные экосистемные занятия, чтобы научить своих учеников пищевым сетям и пищевым цепям, то вы обратились по адресу! В этом сообщении блога мы поделимся некоторыми из наших любимых научных экспериментов и занятий, которые наверняка заинтересуют ваших учеников в обучении.

Мы знаем, что иногда бывает трудно найти интересные и увлекательные способы преподавания научных понятий. Но с нашей помощью учителя могут сделать изучение экосистем увлекательным и захватывающим занятием для своих учеников.

Прежде чем мы приступим к занятиям по экосистемам, давайте посмотрим, как учащиеся продвигаются по стандартам по этой теме.

Что такое стандарты NGSS для экосистем?

Стандарты NGSS для экосистем охватывают несколько уровней начальной школы.

Второклассники узнают, что растениям для роста нужны солнечный свет и вода, и узнают, как растения зависят от животных в плане опыления или перемещения семян. Вот ссылка на NGSS второго сорта про растения и опыление.

Третьеклассники узнают, как принадлежность к группе помогает животным выживать, меняя окружающую среду и популяции в пределах среды обитания. Вот ссылка на NGSS третьего класса об экосистемах и биоразнообразии.

Пятиклассники узнают, как организмы связаны между собой в пищевых цепях и как материя циркулирует между воздухом и почвой, а также между растениями, животными и микробами. Вот ссылка на стандарты для Energy Flow.

Учащиеся младших классов начинают с более простых понятий и расширяют свои знания об экосистемах по мере прохождения классов. Экосистемы вплетены в большинство начальных классов.

Подразделения и научные центры по изучению экосистем

У нас есть много ресурсов для изучения экосистем со второго по пятый класс. Вот некоторые из наших научных единиц:

Что такое экосистемы?

Экосистемы вокруг нас! Экосистема состоит из двух частей: живых существ на территории (растения, животные, грибы и микробы) и неживых существ на территории (воздух, вода и почва).

Все живые существа связаны с окружающей их средой. Они получают энергию от солнца, которая течет по пищевой цепи. Растения поглощают энергию солнца и производят себе пищу. Животные едят растения и других животных для получения энергии. И, наконец, редуценты разлагают растительные и животные остатки. Так энергия течет через экосистему.

Как вы знакомите учащихся с экосистемами?

Отличный способ познакомить учащихся с пищевыми сетями — прогуляться по школе и понаблюдать за взаимодействием растений и животных. Вовлеките учащихся в обсуждение того, как животное ест. Откуда берется еда и куда она уходит? Кроме того, обсудите изменения в экосистемах и то, как люди могут повлиять на эти изменения!

Изучите эти практические занятия, учебные материалы и информационные статьи о пищевых сетях.

Практические занятия по экосистемам для научного класса

Экосистемы и пищевые сети являются неотъемлемой частью биологии и экологии. Их можно изучать разными способами, но один из лучших способов узнать о них — это получить практический опыт. Ниже приведены некоторые идеи для уроков, которые могут помочь учащимся лучше понять эти понятия.

Создание пищевой цепи

Пищевая цепь представляет собой линейный ряд организмов, в котором каждый последующий организм потребляет предыдущий. Чтобы изучить эту научную концепцию, учащиеся могут создать простую пищевую цепочку, используя изображения из журналов или напечатанные изображения различных животных. Это поможет им увидеть, как каждое животное в цепочке зависит от предыдущего в плане еды.

Учащиеся также могут нарисовать пищевую цепь с помощью карандаша и бумаги. Нарисуйте на бумаге различных животных и растения. Соедините их, чтобы создать цепочку. Не забудьте включить солнце в качестве источника энергии для пищевой цепи. Не забудьте пометить пищевую цепочку названиями животных!

У нас также есть некоторые мероприятия пищевой цепи для третьего класса, которые вы можете увидеть ниже.

Создание пищевой сети

Пищевая сеть похожа на пищевую цепь, но показывает взаимосвязанность всех организмов в экосистеме. Он включает в себя более одного хищника и жертву. Чтобы изучить пищевые сети, учащиеся могут создать пищевую сеть из бумажных тарелок или пищевую сеть из плотной бумаги.

Вы можете создать пищевую сеть, используя плотную бумагу, ножницы и клей. Вырежьте разных животных и растения из журналов или найдите изображения в интернете. Склейте их вместе, чтобы создать пищевую сеть. Не забудьте включить солнце в качестве источника энергии для пищевой сети!

Учащиеся также могут нарисовать экосистему и подписать различные организмы в ней. После того, как они обозначили организмы, попросите их определить, что каждый из них ест и что ест их.

В пятом классе учащиеся узнают о пищевых сетях. Вот некоторые ресурсы пищевой сети:

Создание экосистемы

В экосистемах различные растения и животные взаимодействуют друг с другом и со своей физической средой, образуя уникальное сообщество. Для изучения экосистем учащиеся могут создавать свои мини-экосистемы в банке. Это поможет им увидеть, как различные компоненты экосистемы взаимодействуют друг с другом.

Предложите учащимся построить модель экосистемы в банке или аквариуме. Существует несколько способов создания экосистемы из бутылок. Большинство простых террариумов представляют собой закрытые террариумы, которые содержат растения либо на суше, либо в воде с небольшим количеством хорошего песка и компостной или прудовой воды. Они могут использовать камни, грязь, растения и мелких животных для создания своей экосистемы. После того, как они построили свою экосистему, попросите их наблюдать за ней в течение долгого времени, чтобы увидеть, как различные организмы взаимодействуют друг с другом. Если учащиеся создадут закрытый террариум, они также смогут наблюдать эффекты круговорота воды!

Создайте среду обитания

Предложите учащимся создать физическую среду обитания для одного из организмов в экосистеме или притвориться, что создаете среду обитания. Им нужно будет исследовать потребности организма, а затем создать пространство, отвечающее этим потребностям. Создав среду обитания, они могут поместить в нее организм и наблюдать за ним с течением времени. Студенты могут написать о среде обитания, потребностях организма и о том, как экосистема может удовлетворить эти потребности. Студенты также могут написать о том, как это животное взаимодействует с другими организмами в экосистеме.

Изучение разложения

Разложение — важный процесс в экосистемах, так как питательные вещества возвращаются обратно в почву. Многие важные элементы экосистем микроскопичны, но скрыты под поверхностью почвы.

Чтобы изучить разложение, попросите учащихся закапывать различные материалы в почву, а затем наблюдать за ними с течением времени, чтобы увидеть, как они разлагаются. Материалы, которые разлагаются быстро, помогут вернуть питательные вещества обратно в почву быстрее, чем те, которые разлагаются медленно.

У нас есть несколько научных станций, посвященных разложению. Создание корзины для червей вместе со студентами демонстрирует часть экосистемы. Нажмите здесь, чтобы узнать о научной деятельности по сбору червей.

Посадить сад

Садоводство — отличный способ для учащихся узнать об экосистемах, а также запачкать руки! Для начала попросите учеников выбрать участок вашей школьной территории для посадки своего сада. Им нужно будет подготовить почву, а затем посадить семена или рассаду. Как только их растения вырастут, попросите учащихся регулярно их поливать и пропалывать. Они также могут добавить компост в свой сад, чтобы улучшить качество почвы

Играть «Что ест что?»

В эту игру играют двое или более человек. Один человек начинает со слов «Я ем ____» и называет любой тип организма (растение или животное). Затем следующий человек говорит: «Я ем ____» и называет организм, который ест первый названный организм (например, если первый человек сказал: «Я ем траву», второй человек может сказать: «Я ем корову»). . Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется или не сможет придумать организм, который поедает названный перед ним

Художественный проект «Экосистемы»

Еще один отличный способ рассказать учащимся о пищевых цепях — создать настенную роспись или коллаж, представляющие различные аспекты экосистемы. Например, вы можете включить изображения различных животных, растений, деревьев, солнечного света и т. д. Всем классом проведите мозговой штурм всех различных взаимодействий, которые происходят между этими элементами в экосистеме. Например, животные нуждаются в растениях для еды, но они также помогают распространять пыльцу, чтобы растения могли размножаться. Солнечный свет необходим для выживания большей части жизни на Земле, но слишком много солнца может быть вредным. Создавая это визуальное представление экосистемы, учащиеся начнут понимать, как все взаимосвязано и зависит друг от друга для выживания.

Вскрытие гранул совы

Совы — удивительные хищники, играющие важную роль в поддержании здоровья экосистемы. Один из способов узнать о совах и их роли в экосистеме — это вскрытие гранул. Препарирование гранул — это процесс, при котором вы препарируете гранулы совы (непереваренную часть их добычи, которую они отрыгивают), чтобы узнать, что ела сова. Это отличное занятие для детей, потому что оно помогает им понять важность хищников в экосистеме. Это также позволяет им близко подойти к костям совы!

Читайте об экосистемах в этих книжках с картинками

Книжки с картинками об экосистемах — это отличный способ познакомить детей со сложным и увлекательным миром экологии. С помощью красивых иллюстраций и простого текста эти книги могут объяснить такие понятия, как пищевые сети и пищевые цепи, опыление и роль каждого вида в экосистеме. Возможно, лучше всего то, что книжки с картинками об экосистемах могут помочь привить чувство удивления и признательности за мир природы. Эти книги могут стать воротами в жизнь, полную открытий и изучения невероятных сложностей природы.

На каждом из этих уроков вы можете рассказать своим ученикам о пищевых сетях, пищевых цепях и экосистемах. Выполняя эксперименты и действия, подобные упомянутым выше, ваши ученики лучше поймут, как энергия течет через экосистему и как все взаимосвязано. Они смогут глубже понять, как они работают и как они влияют на мир вокруг нас.

Учебная программа по естественным наукам для изучения экосистем

Какую учебную программу по естественным наукам вы можете использовать на уроках естественных наук для обучения учащихся растениям и животным, обитающим в различных средах обитания? У нас есть несколько научных центров, планы уроков 5E и комплекты модулей экосистем. Несколько ресурсов удовлетворят любые потребности. Найдите то, что лучше всего подходит для ВАС!

Единицы и годовые пакеты доступны на моем веб-сайте или на сайте Teachers Pay Teachers. Отдельные станции доступны на сайте Teachers Pay Teachers.

Экосистема 5E Единицы для третьего класса

Экосистемные научные станции

В приведенные ниже научные станции включено несколько различных видов сортировки.

Обучение экосистемам Занятия для детей

Экосистемы сложны. Следовательно, учебная деятельность должна создавать фоновую информацию. Во-первых, дети думают о еде. Затем они погружаются в клетки и фотосинтез. Затем они узнают о производителях, потребителях и редуцентах. Изучив пищевые цепи и сети, учащиеся, наконец, могут понять потоки энергии и материи.

Мистер Гроу преподает экосистемы

Наш любимый учитель пятого класса снова сидел в учительской со своей командой. «В четвертом классе, — сказал он, — дети узнали о строении и функциях растений и животных. В этом году они расширят свое обучение с помощью раздела экосистем. Давайте приступим к планированию этих мероприятий в области наук о жизни».

Как обычно, он вытащил несколько файлов для обмена. Повернув ноутбук к коллегам, он начал. «Эти материалы экосистем помогают детям понять. Давайте взглянем.»

Чувствуете ли вы себя «заряженным»? Не стесняйтесь прикреплять изображения из этого поста.

Что такое еда?

«Сначала обо всем по порядку», — сказал мистер Гроу. «Дети должны знать, что такое еда. Используя эту таблицу, учащиеся думают о том, что они едят. Потом классифицируют. В конечном счете они обнаруживают, что вся пища в экосистемах исходит от чего-то, что когда-то было живым».

«Просто, но глубоко», — сказала мисс Коломбо.

Мистер Гроу улыбнулся и продолжил.

Что такое клетки?

«Во-вторых, студенты узнают, что все живые существа в экосистемах состоят из клеток. Поэтому все, что мы едим, тоже состоит из клеток. Наши дети могут исследовать органеллы с помощью этого информационного листа. Тем не менее, я бы тоже очень хотел сделать эту маленькую лабораторию. С помощью микроскопов студенты наблюдают за растительными и животными клетками».

Миссис Вашингтон заговорила: «У нас есть пять или шесть микроскопов. Давайте составим расписание, чтобы чередовать их между нашими занятиями».

«Отлично», — ответил мистер Гроу. «Так наши студенты смогут увидеть хлоропласты в реальной жизни. В конце концов, это главный вывод: у растений есть хлоропласты».

Что такое фотосинтез?

Мистер Гроу прокрутил страницу до следующей. «Далее фотосинтез. Благодаря энергии Солнца хлоропласты превращают воду и углекислый газ в глюкозу. Этот процесс обеспечивает питанием все живое на Земле. Здесь дети немного читают и составляют схему».

— На самом деле, — сказала мисс Коломбо, — они узнали об этом в своем отделе растений четвертого класса. Но сделать это в нашем отделе экосистем будет отличным обзором.

«Поскольку мы рассматриваем фотосинтез, мы также можем начать наш проект гидропоники. Дети будут проращивать семена в пакетиках. Это докажет, что растениям в основном нужны воздух и вода для роста. Затем они будут использовать процесс инженерного проектирования для проекта завода STEM».

Мисс Коломбо в глубокой задумчивости постучала пальцем по столу. «Знаете, — сказала она, — это связано с другим стандартом. В пятом классе дети должны описать взаимодействие между земными сферами. Для облегчения фотосинтеза вода перемещается из гидросферы в корни растений. При этом в листья поступает углекислый газ из атмосферы. Происходящая затем химическая реакция обеспечивает питанием всю биосферу».

Продуценты, потребители и редуценты в экосистемах

«Великолепно!» — воскликнул мистер Гроу. «Теперь дети понимают, что производители (например, растения) производят пищу посредством фотосинтеза. Итак, пришло время поговорить о консументах и ​​редуцентах в экосистемах. Потребители едят производителей и/или других потребителей. Редуценты перемещают материю обратно в землю, когда она умирает. Как только дети это узнают, они смогут практиковаться с этой таблицей и сортировкой».

Пищевые цепи в экосистемах

«Затем дети создают пищевые цепочки, чтобы создать линейную модель того, кто кого ест. Моя любимая картина с медведем. Сначала кролик ел траву. Во-вторых, лиса съела кролика. В-третьих, медведь съел лису. Напоминает мне старушку, которая проглотила муху… Наверное, я никогда не знала, что это урок экосистемы».

Все рассмеялись.

«Мои ученики тоже хотели бы делать цепочки из бумаги», — сказала миссис Вашингтон. «Они так устают от рабочих листов».

Мистер Гроу обратил на это внимание, прежде чем продолжить.

Пищевые сети в экосистемах

«Затем учащиеся узнают, что экосистемы более сложны, чем просто цепочки. Почему? Потому что консументы и редуценты поедают несколько организмов.