Экологические акции как форма работы над развитием экологической культуры младших школьников. Из опыта работы учителей начальной школы
Яготина Олеся Владимировна,учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ города Новосибирска «Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации Немыткина Михаила Юрьевича» |
Данилова Евгения Юрьевна,учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ города Новосибирска «Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации Немыткина Михаила Юрьевича» |
Благо людей и мира на Земле, безопасность планеты и
торжество «царства разума» –это дело всех и каждого.
В. И. Вернадский
Природа – неотъемлемый элемент жизни человека. Новосибирская область богата различными природными ресурсами, включающими в себя реки, озёра, леса, горы. Ежедневно пользуясь этими ресурсами в своей жизни, человек всё чаще стал задумываться о том, какой вред он наносит природе. Забота об окружающей среде и бережное отношение к природе становятся главными темами в экологическом образовании младших школьников.
Экологическое воспитание одно из главных направлений воспитательной работы гимназии № 9. Особое внимание уделяется формированию экологической грамотности и экологического сознания, формированию основ экологической культуры учащихся, популяризации и передаче экологических знаний, расширению опыта взаимодействия с окружающим миром, а также развитию активной социальной позиции в отношении экологии.
Для формирования экологического сознания младшего школьника очень важен компетентностный подход педагога, так как ответственное отношение ребенка к природе формируется только в процессе непосредственного общения с ней.
Так как акция – это комплексное мероприятие, то в ходе её решаются одновременно различные задачи: познавательные, нравственные и эстетические. В результате участия в экологических акциях, у учеников младшей школы развиваются личные качества, такие как:
– интерес к познанию окружающего мира;
– заинтересованность в защите и сохранности природной среды;
– понимание экологических проблем и причин их порождающих;
– чувства сопричастности, гордости, патриотизма за свою Родину и народ;
– пропаганда экологической культуры и здорового образа жизни;
– заинтересованность в благоустройстве и озеленении школьной территории, своего места жительства;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Результатом экологического воспитания станет воплощение модели выпускника, обладающего экологической культурой.
Социально-экологические акции, предложенные детям для реализации в гимназии:
Акция по изготовлению кормушек «Кормушка для птиц». Учащиеся совместно с родителями изготавливают кормушки из различных материалов, приветствуется творческий подход к изготовлению. Главной целью является приобщение к экологическому движению детей и взрослых, привлечение внимания к проблемам сохранения, восстановления и охраны окружающей среды, сохранению и помощи зимующим птицам.
Акция по сбору кормов и принадлежностей для приюта с бездомными животными «Поможем братьям нашим меньшим». Учащиеся по возможности собирают необходимые для животных принадлежности, такие как: корма, крупы, лекарства и т. д. Такого рода акции прививают детям любовь к животным, а также милосердие и сострадание. В рамках акции детьми были созданы мини проекты «Животные, живущие рядом», в которых они рассказывали не только о домашних животных, но и о бездомных животных, осознавая значимость и их личное участие в помощи приютам.
Акции по озеленению пришкольной территории «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Принимая участие в данной акции, учащиеся заботятся о благоустройстве территории школы. Это развивает эстетический вкус, пропагандирует здоровый образ жизни и экологическую культуру. В рамках акции проходит мероприятие по высадке рассады цветов для будущих клумб, что способствует воспитанию личной ответственности за чистоту и уют во дворе школы и в родном городе.
Акция по сбережению энергии «Береги энергию!» Акция призвана привлечь внимание к проблемам энергосбережения в современном мире, призвать к бережному отношению к природе и окружающей среде, экономно расходовать электроэнергию, дабы наносить меньший вред планете. Также в рамках акции проходит знакомство младших школьников с появлением электроэнергии, осознание значимости экономии электроэнергии.
Акция по изготовлению скворечников «Подарим дом птицам вместе». Акция проводится с целью привить детям любовь к природе и воспитать навыки бережного и ответственного отношения к ее обитателям, а также способствовать развитию творческой и практической деятельности по работе с деревом и другими материалами.
Акция по сбору макулатуры «Спасём лес!» Акция проводится с целью формирования культуры бережного отношения к природным ресурсам и внедрения практики современного способа сбора отходов, подлежащих вторичной переработке.
Акция по сбережению воды «Вода и жизнь». Акция направлена на формирование экологического мировоззрения обучающихся, воспитание бережного отношения к сохранению водных ресурсов, пропаганду необходимости водосбережения.
Акция по сбору пластиковых крышек «Полезные крышечки». Акция проводится с целью сбора пластиковых крышечек от ПЭТ бутылок. Направлена на привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач. Каждый из нас может проявить заботу о другом и помочь без каких-либо материальных средств, а привычный «мусор» является ценным и нужным ресурсом. Данная акция является важным элементом в развитии культуры раздельного сбора отходов, привлекающим внимание к проблемам свалок и переработки мусора в России.
Акция по сбору отработанных элементов питания «Разрядка». Акция направлена на сбор отработанных батареек для дальнейшей передачи на утилизацию. Цель акции – привлечь внимание к защите окружающей среды и экологии. В результате проведенной акции обучающиеся нашей школы узнали о том, что обычная маленькая батарейка содержит большое количество опасных элементов и, оказавшись на свалке, выделяет вредные вещества, которые отравляют почву, подземные воды и атмосферу; сбор и переработка подобных изделий способствуют сохранению природы для здоровой жизнедеятельности человека.
Таким образом, проведение вышеперечисленных социально-экологических акций, направленных на распространение и разъяснение информации об экологическом поведении, и активная позиция педагогов в вопросе развития экологической грамотности, способствуют формированию экологической культуры учащихся.
Количество просмотров: 9155 |
Мероприятия | Аудитория | Сроки | Ответственный | |
1 | Заседание организационной группы: — планирование мероприятий, направленных на экологическое воспитание школьников; — определение зоны ответственности администрации, педколлектива, ученического самоуправления. | члены педколлектива, администрация, Председатель Совета старшеклассников, Президент ДДМ | январь | Директор Заместители по УВР и ВР |
2 | Заседание организационной группы: — планирование Дней защиты от экологической опасности | члены педколлектива, администрация, Председатель Совета Старшеклассников, Президент ДДМ | март | ЗДВР |
3 | Уроки экологической грамотности | 1-11 классы | январь- декабрь | ЗДВР Классные руководители Учителя- предметники |
4 | Экологические чтения | 6-10 классы | апрель | |
5 | Научно-практическая конференция «Экологическая опасность» | 8-11 классы | март | |
6 | День знаний о лесе | 1-11 кл | 21 Марта ( по графику) | ЗДВР Классные руководители Учителя- предметники |
7 | Заседание МО учителей географии, биологии, химии, физики «Развитие способностей и мыслительной деятельности в процессе экологического воспитания ребенка» | учителя экологических дисциплин | январь | Заместитель дир. |
8 | Видеоуроки и классные часы по экологии «Зеленый рюкзак» | 4-6 классы | январь- декабрь | ЗДВР Классные руководители |
9 | Участие в районных, областных Всероссийских конкурсах, олимпиадах, конференциях экологического направления | 5-11 классы | В течение года | ЗДВР Классные руководители Учителя –предметники |
10 | Экологическая акция «Мусору нет!» | 1-11 классы | апрель- октябрь | Совет старшеклассников |
11 | Конкурс стихов «Береги свой край» | 5-6 классы | апрель | Учителя литературы |
12 | Конкурс рисунков «Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем». | 3-4 классы | март | Учителя нач. классов |
13 | Экологическая игра «Процветай, Рязанский край»!» | 6-7 классы | май | ЗДВР Классные руководители. учителя биологии, географии |
14 | Конкурс рисунков «Нет милей чудес, чем наш русский лес» | 3-4 классы | март | Учителя нач. классов |
15 | Конкурс стенгазет и плакатов, кроссвордов на экологическую тематику «Спасти и сохранить» | 7-8 классы | январь, март, сентябрь, ноябрь | Совет старшеклассников Подгорная Е.П. |
16 | Участие в городском фотоконкурсе «Я люблю свою Землю» | 5-11 классы | февраль | ЗДВР Вожатые ДДМ |
17 | Конкурс экологических агитбригад | 8-11 классы | февраль октябрь | ЗДВР Вожатая ДДМ |
18 | Конкурс презентаций «Природа Рязанского края» | 10-11 классы | сентябрь | ЗДВр Учителя географии, информатики Классные руководители |
19 | Викторины «Эти забавные животные, «Ботанический сад», | 2-4 классы | январь апрель | Учителя нач. |
20 | Экологическая игра по станциям «Тропинки здоровья » | 7-8 классы | февраль | Заместитель дир. по УВР ЗДВР Учителя биологии |
21 | Конкурс поделок из природного материала, | 2-5 классы | июнь, октябрь | Учитель изобраз.искусства Учителя нач. классов |
22 | Конкурс рисунков на асфальте по экологии «Живущие рядом». | 1-3 классы | май, сентябрь | ЗДВР Учитель рисования. |
23 | Конкурс литературных публикаций и фотоматериалов на экологическую тематику «Как прекрасен этот мир» | 5 – 11 классы | ноябрь | Учителя литературы |
24 | Конкурс «Сад на подоконнике» | 5-6 классы | октябрь | Классные руководители |
25 | Экологическая газета «Брось природе спасательный круг» | 7 классы | февраль | ЗДВР Классные руководители, школьный прессцентр |
26 | Конкурс буклетов «Спасем наш мир» | 7-9 классы | апрель | Кл. Вожатые |
27 | Поддержание порядка на пришкольной территории | 1-11 классы | еженедельно | Кл.руководители, Подгорная Е.П. |
28 | 1.Акция «День Плюшкина» (мероприятия по сбору ПЭТ – бутылок, макулатуры, тканевых остатков). 2. Акция «Мой зеленый двор» | 1-11 классы | март- ноябрь | ЗДВР Классные руководители Вожатые |
29 | Митинг «Мы в ответе за все!» | 1-11 классы | апрель | Совет обучающихся |
30 | Экокросс | 8-9 классы 10-11 | сентябрь октябрь | Учитель физкультуры |
31 | Уроки экологической грамотности (единый экологический час) | 2-11 классы | 26 апреля | ЗДВР |
32 | Экологическая выставка с обзором литературы «Судьба природы – наша судьба» | Для 1-11 классов | май | Библиотекарь Учителя предметники |
33 | Участие в акции «Чистые пруды» | 7-11 класс | октябрь | ДДМ |
34 | Посадка цветов | 6 -11 классы | май | Назарова Л. |
35 | Выращивание рассады цветочных декоративных культур | 7-11 классы | апрель | Назарова Л.В. |
36 | Озеленение школьных кабинетов | 2-11 классы | апрель сентябрь | классные руководители учителя предметники |
37 | Акция «Дерево посажено тобой».Сиреневая аллея. | апрель октябрь | Учащиеся школы, Подгорная Е.П., Назарова Л.В.Иванова С.А. | |
38 | Операция «Лето добрых дел» | 2-5 классы | июнь | Летний лагерь, вожатые |
39 | Публикация в школьной газете статей серии «Планета — наш дом» | уч-ся, родители | январь- декабрь | ЗДВР |
40 | Выпуск, информационных бюллетеней, листовок по экологическим проблемам | 10 -11 классы | февраль- декабрь | экологические посты классных коллективов |
41 | Цикл радиопередач «Земли моей лицо живое» | учителя. | май- октябрь | Вожатые |
42 | Подведение итогов работы. | 1-11 классы | декабрь | ЗДВР Классные руководители |
ESE :: Экологическое и устойчивое образование
Добро пожаловать в OISE
Сеть устойчивого развития и борьбы с изменением климата
(СКАН)
SCAN предоставляет сообществу OISE, преподавателям TDSB и многим другим информацию об образовательных концепциях и методах преодоления климатического кризиса. Мы содействуем образовательным программам, исследованиям и защите интересов, чтобы поддержать роль образования в устойчивом развитии и борьбе с изменением климата в GTA и за ее пределами.
НОВЫЙ СКАН САЙТ!!
У СКАН появился новый веб-сайт, который будет официально запущен в начале сентября. У него новый дизайн и много новой информации для студентов, преподавателей, сотрудников и преподавателей K-12! Вы можете получить краткий обзор сайта здесь — этот сайт ESE будет прекращен, как только новый сайт будет полностью запущен и запущен. Добавьте новый URL-адрес в закладки для удобства.
OISE План действий по устойчивому развитию и изменению климата
Мы завершили первый год реализации плана OISE. Как это помогло «изменить климат» в OISE? Посмотрите видео с недавнего вебинара, в котором сообщается о его ходе.
Первый грант от Фонда устойчивого развития!
И первый грант для поддержки проектов по устойчивому развитию в OISE направляется… проекту Natural Curiosity, команде OISE, призванной помочь педагогам узнать о взглядах коренных народов на экологические исследования детей.
Пропустили осеннюю конференцию ESE 2021?
Конференция TDSB/OISE EcoSchools в этом году состоялась 6 ноября и была направлена на то, чтобы побудить педагогов K-12 проявить смелость и приверженность привлечению своих учеников к изучению изменения климата и устойчивости. Доступ к записям здесь.
- 17 мая 90 003 Лекция памяти Дэвида В.
Дж. Белла LSF с Кэтрин Хейхоу
- 22 апреля, 90 003 года, День Земли — обновленная информация OISE об устойчивом развитии и борьбе с изменением климата
- 31 января
Мероприятия клуба экологической осведомленности средней школы
АНЕЛЬ ЛАЙ
КЛАСС
Изменения в вашей школе и в вашем сообществе начинаются с целей вашего клуба и мероприятий, используемых для достижения конкретных целей. Поскольку все больше внимания уделяется «озеленению», осознание необходимости защиты окружающей среды и ее ограниченных природных ресурсов стало важной проблемой. Создание увлекательных мероприятий для экологического клуба вашей школы требует исследований и подготовки.
Исследуйте эту статью
- Углеродные снои -домовая деятельность. Определение количества природных ресурсов, потребляемых каждым учащимся за один, три, шесть или 12 месяцев, способствует более глубокому пониманию цели клуба. На edutopia.org каждый учащийся может принять меры для определения личного потребления воды, электричества и топлива. Как группа, каждый учащийся может нанести свое потребление на классную диаграмму, где каждый может оценить, как соотносится их экологический след. Это помогает показать влияние каждого человека на его окружение и землю. Размещение графика на большой доске у главного входа, кафетерия или в другом стратегическом месте может помочь лучше понять углеродные следы и воздействие.
2 Повторное использование и переработка
Формирование совместного проекта по переработке отходов является хорошей ступенькой для повышения осведомленности всей школы.
Набросайте краткое предложение, в котором перечисляются преимущества выбрасывания отходов в мусорные баки и распределения пластиковых, газетных и алюминиевых банок по соответствующим емкостям, чтобы проинформировать учителей и одноклассников о том, почему их вклад в проект важен для защиты окружающей среды. Помимо преимуществ благоустройства кампуса, подробно опишите положительное влияние повторного использования старых канистр и переработки тех, которые нельзя использовать, чтобы их можно было обновить. В дополнение к предложению разместите коробки или корзины в классах и стратегически важных местах вокруг кампуса и ежедневно делайте объявления о проекте.
3 Посадка деревьев
Выделите время для начала кампании по посадке деревьев в кампусе или на прилегающей территории, чтобы повысить осведомленность о важности деревьев для устойчивости окружающей среды Земли. Это практическое задание требует, чтобы учащиеся исследовали и поняли преимущества, которые создают деревья, такие как производство кислорода, фильтрация углекислого газа, снижение уровня озона в городских районах, а также предоставление убежища для животных и тени для людей.
Кроме того, учащиеся могут описать свой проект и опубликовать преимущества кампании, чтобы их сверстники могли понять ее цель.
4 День Земли
День Земли — самый важный день для экологического клуба. Запланируйте митинг в честь Дня Земли или ярмарку, посвященную Дню Земли, со сценками, демонстрациями, киосками общественных и экологических организаций, визуальными или документальными фильмами, такими как «Неудобная правда» или «Планета Земля», которые могут помочь информировать учащихся о влиянии ее существования на планета. Обучение учащихся возможностям использования более энергоэффективных методов жизни, загрязнению воздуха и воды и преимуществам органических продуктов, в отличие от продуктов, выращенных с вредными для окружающей среды пестицидами, помогает лучше понять важность экологически безопасных методов.
ссылки
- 1 Edutopia
Об авторе
Анель Лай начала свою профессиональную писательскую карьеру более 10 лет назад в качестве спортивного журналиста Los Angeles Daily News.