Проблемы экологического воспитания и образования и пути их решения
Экологическое воспитание является приоритетным направлением в развитии современной школы. Главная цель формирование экологической культуры. Особое внимание уделяется практической природоохранной деятельности. Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.
Проблемы экологического воспитания и образования
и пути их решения
«Любовь к природе, как, впрочем,
и всякая человеческая любовь, несомненно,
закладывается в нас с детства».Соколов-Микитов Иван Сергеевич
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:
- необходимостью повышения экологической культуры человека;
- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
- необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, то есть совокупности экологически развитых сознания, эмоционально — чувственной деятельности сфер личности.
Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом и решает две задачи. Во-первых, оно направлено на изучение и исследование окружающей среды, во-вторых, учит заботиться о ней на основе разумных решений. Экологическое воспитание имеет широкую материальную базу: музеи, парки, экологические центры. Практически все учебные предметы: биология, химия, общественные, а также математические и художественные дают понимание об окружающей среде и способах ее сохранения. Целью экологического воспитания является подготовка такого человека, который знает, как его образ жизни влияет на окружающую среду и как выбор взаимодействия с окружающей средой способствует ее сохранению или уничтожению. «Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать условия … отражающим основные законы, которым подчиняются все организмы и перед которыми, в конечном счете, вынужден будет склониться человек».
(Роберт Риклефс).Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. (Маркитанова, 2012)
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Осуществляется оно в тесной взаимосвязи учебной деятельности внеклассной и внешкольной работы, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий.
Однако стало совершенно понятно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, спектакли, беседы, викторины, ролевые игры и другие мероприятия. Важную роль в этом воспитании дает практическая природоохранная деятельность детей. И весь вопрос в том, как, где и чему мы будем учить детей, как будем воспитывать их экологически грамотными, понимающими важность сохранения окружающей среды, готовыми разделить в будущем ответственность за нее перед новыми поколениями.
Экологическое образование и воспитание является одним из направлений работы нашей школы. Мы являемся активными участниками природоохранных операций разного уровня. Ежегодно проводим такие акции, как «Покормите птиц зимой». Развешиваем на территории школы кормушки и подкармливаем птиц в течение зимнего периода. Ребята понимают, что птицам зимой без нас не выжить. Школьники участвуют в ежегодных городских субботниках.
Традиционной экологической работой стало участие учащихся создание проектов по оформлению территории школы газонами, цветочными клумбами. Работа начинается весной с подготовки, посадки и выращивания цветочной рассады учащимися. Летом ухаживаем за клумбами, наводим порядок. А с июля по август радуем себя и жителей города цветущими газонами. Школа ежегодно участвует в конкурсе на лучшее цветочное оформление территорий города. И дважды была признана победителем. Проведение праздников в школе «День Земли», «День птиц» развивают у школьников естественно-научные взгляды на взаимодействие общества и природы. Способствуют более тесному соединению теоретических знаний с эмоциональным восприятием окружающей среды, пробуждают интерес школьников, обеспечивают развитие их социальной активности.
Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания, обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.
Не первый год осуществляем сотрудничество со станцией юных натуралистов. В тесном контакте проводим следующую работу: экологические акции («Кормушка», «Родники», «Остановим загрязнение ТБО», «Серая шейка» и др.). Работы учащихся нашей школы неоднократно отмечены грамотами и дипломами разного уровня.
В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшем более углубленном изучении проблемы экологического воспитания школьников, так как при проведении такой работы решаются следующие задачи:
- развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой;
- эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
- формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.
Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы. Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды.
Экологическое воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы — благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой.
Литература:
- Маркитанова Л. А. Формы экологического воспитания. ТРИ «Школа», 2012, с. 275
Автор: Оксана Кузьминых
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.
Смотрите
Страница не найдена — Розгребельская средняя школа
Общешкольные мероприятия 27.09.2022
Протокол заседания ШМО классных руководителей
Протокол заседания ШМО классных руководителей — Разговоры о важном
Общешкольные мероприятия 03.06.2022
Праздник эколят
В рамках Всероссийских природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята –Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» в Год экологии, в 2017 году, была объявлена Всероссийская акция «Россия – территория Эколят – Молодых защитников Природы», мероприятия которой в настоящее…
Районные семинары 29.04.2022
Итоговое мероприятие по реализации целевой модели наставничества
28 апреля 2022 года на базе региональной апробационной площадки в МКОУ «Розгребельская СОШ» прошло районное итоговое мероприятие по реализации целевой модели наставничества.
Общешкольные мероприятия 28.03.2022
Школьные мероприятия в III четверти
Акция «Письмо солдату» День молодого избирателя Классный час «Крымская весна» Акция «Мы вместе» Классный час «Крымская весна» Конкурс книжек-малышек
Классные часы 10.12.2021
День Конституции
В целях решения задач гражданского, патриотического воспитания учащихся, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России, понимания ценностей демократического общества и важных качеств личности: гражданской позиции,…
Классные часы 10.12.2021
День Героев Отечества
9 декабря в 3-4 классах МКОУ «Розгребельская СОШ «(кл. руководители Глиба Л.Н. и Тетерева Г.А) прошёл классный час, посвящённый Дню героев Отечества. Ребята познакомились с героями нашей страны, читали стихи и участвовали в конкурсе рисунков…
Без рубрики 10.12.2021
Урок доброты в рамках декады инвалидов
Ссылка: https://vk.com/id400146957
Общешкольные мероприятия 09.12.2021
Международный день борьбы с коррупцией
В рамках проведения Международного дня борьбы с коррупцией и в целях формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции в школе были проведены с 1 по 8 декабря 2021года мероприятия антикоррупционной направленности. Предмет обсуждения на классном часе…
Общешкольные мероприятия 22.10.2021
Акция «Сообщи, где торгуют смертью»
Листовка Отчет — Сообщи, где торгуют смертью — 2021
Общешкольные мероприятия 19.10.2021
Всероссийский урок астрономии
В октябре 2021 г. в нашей школе прошли уроки астрономии в рамках «Всероссийского урока астрономии». Цель урока – привлечение внимания образовательных организаций к предмету и теме изучения одной из старейших в мире наук – астрономии….
10 экологических мероприятий в честь Дня Земли или каждый день
Каждый день должен быть Днем Земли, но эти десять мероприятий станут началом больших дискуссий, поскольку учащиеся будут праздновать экологическую осведомленность.
1. Создайте гигантскую пищевую сеть
Посадите класс в большой круг на полу и попросите учащихся быть растениями или животными. Возьмите клубок пряжи и соедините учеников в зависимости от того, кого ест их животное, пока не будет задействован весь класс! Используйте мои карточки для наглядности и для помощи учащимся в создании взаимодействующих пищевых цепочек. На каждой карточке есть рисунок организма и список того, где он находится в своей пищевой цепи. Как только сеть будет готова, вы можете попросить некоторых студентов перемещать свои строки вверх и вниз, чтобы увидеть влияние на всю экосистему. В конце попросите студента пробежаться по паутине, действующей как смертельное ЗАГРЯЗНЕНИЕ, чтобы уничтожить все! Так весело!
Вы можете выбрать пищевые сети из различных экосистем, таких как океан, африканская саванна, лиственный лес, тропический лес или пустыня.
У меня также есть запись в блоге под названием «Как сделать пищевые сети интерактивными и веселыми!»
2. Абиотические биотические экосистемы Активный отдых на школьном или заднем дворе
Давайте выведем детей на улицу и посмотрим на их задние дворы или школьный двор. Что может быть лучше для этого, чем охота за мусором в экосистеме! Учащиеся выносят свои планшеты или телефоны на улицу и делают фотографии, чтобы включить их в мою структурированную презентацию слайдов Google. Они ищут «рестораны с жуками», признаки животных, признаки адаптации растений к человеческим структурам, облака, влажность почвы и многое другое. Как только мы закончим эту охоту за мусором и запишем их в их блокноты по цифровым наукам, я вернусь к нашим выводам по всему нашему подразделению по экологии. Пожалуйста, смотрите мою запись в блоге о том, как я делаю это устройство.
3. Игра «Биоразнообразие» «Пищевая паутина»
Это увлекательное мероприятие, посвященное Дню Земли, проводится полностью в цифровом формате с использованием слайдов Google или PowerPoint. Студентам дается пустая пищевая сеть, и они рисуют линии, чтобы соединить производителей и потребителей. Затем им дается два кубика для броска. Как только они получают свой номер, они обращаются к диаграмме человеческих или техногенных событий, которые разрушают определенные части их пищевой сети. Затем они стирают линии пищевой сети в зависимости от обстоятельств.
Например, если была очень холодная зима, в результате которой погибло немало змей в спячке, ученики стирают линию, соединяющую змею и мышь, а может быть, змею и ястреба. Студенты могут работать в группах, и результаты каждый раз получаются разные, что приводит к большим дискуссиям.
4. Карточки с заданиями по дикой природе лесов умеренного пояса
Сколько учащихся могут назвать наиболее распространенных птиц, животных, рептилий и амфибий в лиственных лесах умеренного пояса? Прежде чем я создал это, я был очень шокирован, увидев, что не так много студентов знают, как выглядят кардиналы или сойки. Они также были незнакомы с некоторыми животными и называли сурка бобром, когда видели его во дворе!
Я создал набор карточек с 11 птицами, 11 млекопитающими и всего 8 рептилиями и амфибиями, с изображениями и отдельными надписями. Вы можете использовать этот набор как прогулку по галерее, как игру на концентрацию или викторину, чтобы помочь учащимся изучить своих соседей. Мне всегда нравится, когда студенты возвращаются и в течение года рассказывают мне о разных животных и птицах, которых они заметили с тех пор, как мы выполняли это задание.
5. Проектирование и изготовление фильтра для воды
В рамках изучения загрязнения воды мы поговорим о фильтрации воды, очистных сооружениях сточных вод и питьевой воды. Одним из моих давних занятий является использование учащимися бутылок с водой для создания собственных фильтров. Студенты с нетерпением ждут этого каждый год, и класс любит давать «советы и подсказки» о том, как создавать фильтры!
Я делаю самую грязную и вонючую воду, которую только могу, и мы добавляем ровно 100 мл этой смеси в каждый из фильтров ученика и ждем, пока вода стечет. У «победителя» будет самая чистая вода!
Учащиеся идут домой и переделывают свой фильтр для второго конкурса. Наблюдать за работой их инженерных мозгов так весело! Меня всегда поражало, насколько чистой им удается получить воду. У нас были очень близкие результаты с горячими обсуждениями! Вот мой пост о том, как я делаю этот модуль под названием «Дизайн воды с этим захватывающим проектом STEM»!
6. Наблюдение за микроорганизмами как биоиндикаторами загрязнения воды
Одна из моих самых любимых лабораторных работ, посвященных Дню Земли или экологическому блоку, — это отвести учащихся к пруду, чтобы они набрали мутной воды и принесли ее в класс. Если нет, я могу собрать некоторые из них для использования.
В рамках нашего подразделения по загрязнению воды мы говорим о том, что существуют определенные микро- и макроорганизмы, которые действуют как биоиндикаторы. Присутствие или отсутствие этих организмов может указывать на здоровье воды, которую мы наблюдаем. (Идентификация микроорганизмов в прудовой воде как биоиндикаторов)
Мы обнаружили, что можем поднести камеры iPad к окулярам наших микроскопов и снимать невероятно четкие и потрясающие видео! Фактически я перестал бегать от микроскопа к микроскопу. Я просто говорю им: «Снимите видео, чтобы мы могли видеть!»
В прошлом я был бы тем, кто в основном идентифицировал бы существ, как мы их нашли, и это стало утомительно. Я, наконец, нарисовал этот набор из 46 обычных существ, которых мы можем найти, основываясь на годах, проведенных в этой лаборатории. Я исследовал, в каких условиях процветает каждый из организмов, от высокой устойчивости к загрязняющим веществам до очень низкой устойчивости.
Я раскладываю эти картинки на столе и предлагаю ученикам определить, что они нашли. К концу недели наблюдений делаем выводы о воде пруда. Мы пытаемся решить, здорово это или нет, с точки зрения способности поддерживать большинство организмов.
Из-за волнения мне очень трудно закончить эту лабораторию! Ученики умоляют меня вернуться и посмотреть на их творений до конца года и даже в следующем году!
Сбор прудовой воды для наблюдения за микроорганизмами.7. Лаборатория анализа упаковки продуктов излишков стеблей «День Земли»
Сколько мусора вы на самом деле покупаете? Эта лаборатория действительно открывает глаза ученикам, и во многих случаях родители говорили мне, что они никогда не задумывались об этом!
Учащиеся обыскивают свои дома в поисках неоткрытой упаковки какого-либо товара, например игрушки или продукта питания. Они приносят свою посылку в школу, и мы отделяем посылку от товара. С помощью чашечных весов находим массу упаковки в отдельности и массу продукта. Имея эту информацию, мы можем рассчитать процент покупаемого ими мусора! Это приводит к большому обсуждению свалок наряду с Большим тихоокеанским мусорным пятном.
Вот мой пост в блоге о том, как я преподаю этот модуль под названием «Вдохновляем учащихся средних школ минимизировать свое воздействие на муниципальные отходы».
Нахождение массы продукта относительно упаковки.8. Переработка пластика Домашняя охота за мусором и отрывок для чтения с вопросами
Продолжая обсуждение упаковки и пластмассы, учащиеся узнают о числах переработки на дне перерабатываемой пластмассы. Используя мой ресурс, который подготовил слайды Google, они отправляются на поиски мусора вокруг своего дома. Они добавляют эти слайды в свой блокнот цифровой науки, а затем находят и фотографируют различные продукты, в которых используется этот пластик. Затем я предлагаю им выяснить, какие числа их конкретное сообщество соберет в свои мусорные баки. Обычно они удивляются тому, как мало на самом деле перерабатывается!
9. Занятие по графическому представлению данных о загрязнении воздуха в День Земли
В рамках обсуждения загрязнения воздуха мы говорим о чрезмерном использовании автомобилей и о том, сколько загрязняющих веществ вырабатывается, когда мы ездим. Студенты отслеживают автомобиль родителей в течение пяти дней. Опрашивая этого родителя каждый вечер, они записывают, сколько поездок совершила машина, как далеко она проехала и куда она проехала. (Соблюдается полная конфиденциальность, как объяснено в инструкциях к ресурсам).
По истечении пяти дней учащиеся анализируют поездки и классифицируют их на роскошные поездки, полуроскошные поездки или поездки по необходимости. Затем они интерпретируют и представляют свои данные с помощью различных типов графиков. Мы используем приложение Google Sheets, приложение Numbers или Excel для создания наших электронных таблиц и диаграмм.
Эта лабораторная работа приводит к большим дискуссиям о том, что можно сделать, чтобы сократить количество поездок на машине, и многие ученики говорят, что у них также были хорошие беседы со своими родителями.
10.
Исследовательский проект инвазивных видов и веб-игра Dice Roll Food Web GameПри обсуждении биоразнообразия важно отметить присутствие инвазивных видов по всему миру и огромное влияние, которое они оказали почти на каждую экосистему на планета. Многие местные растения, птицы и животные обитают в этом районе так давно, что многие люди не осознают, что они являются инвазивными.
Учащиеся выбирают инвазивное растение или животное и используют мой цифровой или распечатанный графический органайзер для исследования и представления основной информации. Как растение или животное стало инвазивным, может быть очень интересным для учащихся.
После того, как мы проведем небольшое исследование, я предлагаю учащимся сыграть в игру с броском костей. Они заполняют пищевые цепи пустынной пищевой сети, соединяя линии между растениями и животными.
Затем они узнают о восьми различных инвазивных видах пустыни, которые создают большие проблемы. Я объединяю учеников в группы, и они бросают кости. Основываясь на числе на кубике, они смотрят на таблицу, чтобы увидеть, какие инвазивные виды наносят вред каким растениям или животным. Затем они СТИРАЮТ те линии в пищевой сети, которые соединяют тех, кто пострадал.
Например, ослики (дикие ослы) вторгаются в среду обитания вилорогих антилоп. Это заставит вилорогов отойти подальше. Это приведет к тому, что у горного льва будет меньше еды. Студенты стирают грань между горным львом и вилорогом. Но как насчет еды, которую ест вилорог? Мы стираем грань между вилорогом и травой, которую он поедает. (Обучение студентов об угрозе инвазивных видов)
Это визуально впечатляюще! Кроме того, никакие две группы не получат одинаковые результаты, поэтому происходят большие дискуссии.
Мне нравится привлекать учащихся к охране окружающей среды. Они действительно начинают брать на себя больше ответственности и осведомленности, что очень важно, когда они станут нашими будущими лидерами!
Наслаждайтесь Днем Земли, и я также хотел бы услышать о ваших мероприятиях!
Мегапакет пищевой сети и пищевой цепи с пятью различными экосистемами.Мероприятия клуба экологической осведомленности средней школы
ANEL LAJ
КЛАСС
Изменения в вашей школе и в вашем сообществе начинаются с целей вашего клуба и мероприятий, используемых для достижения конкретных целей. Поскольку все больше внимания уделяется «озеленению», осознание необходимости защиты окружающей среды и ее ограниченных природных ресурсов стало важной проблемой. Создание увлекательных мероприятий для экологического клуба вашей школы требует исследований и подготовки.
Изучить эту статью
- Углеродные следы
- Повторное использование и переработка
- Посадка деревьев
- День Земли
1 Углеродный фут распечатки
Понимание эффектов и влияния вашего присутствия на окружающую среду является ценным в -домовая деятельность. Определение количества природных ресурсов, потребляемых каждым учащимся за один, три, шесть или 12 месяцев, способствует более глубокому пониманию цели клуба. На edutopia.org каждый учащийся может принять меры для определения личного потребления воды, электричества и топлива. Как группа, каждый учащийся может нанести свое потребление на классную диаграмму, где каждый может оценить, насколько сопоставим его экологический след. Это помогает показать влияние каждого человека на его окружение и землю. Размещение графика на большой доске у главного входа, кафетерия или в другом стратегическом месте может помочь лучше понять углеродные следы и воздействие.
2 Повторное использование и переработка
Формирование совместного проекта по переработке является хорошей ступенькой для повышения осведомленности всей школы. Набросайте краткое предложение, в котором перечисляются преимущества выбрасывания отходов в мусорные баки и распределения пластиковых, газетных и алюминиевых банок по соответствующим емкостям, чтобы проинформировать учителей и одноклассников о том, почему их вклад в проект важен для защиты окружающей среды. Помимо преимуществ благоустройства кампуса, подробно опишите положительное влияние повторного использования старых канистр и переработки тех, которые нельзя использовать, чтобы их можно было обновить. В дополнение к предложению разместите коробки или корзины в классах и стратегически важных местах вокруг кампуса и ежедневно делайте объявления о проекте.
3 Посадка деревьев
Выделите время, чтобы начать кампанию по посадке деревьев в кампусе или на прилегающей территории, чтобы повысить осведомленность о важности деревьев для устойчивости окружающей среды Земли. Это практическое задание требует, чтобы учащиеся исследовали и поняли преимущества, которые создают деревья, такие как производство кислорода, фильтрация углекислого газа, снижение уровня озона в городских районах, а также предоставление убежища для животных и тени для людей. Кроме того, учащиеся могут описать свой проект и опубликовать преимущества кампании, чтобы их сверстники могли понять ее цель.
4 День Земли
День Земли – самый важный день для экологического клуба. Запланируйте митинг в честь Дня Земли или ярмарку, посвященную Дню Земли, со сценками, демонстрациями, киосками общественных и экологических организаций, визуальными или документальными фильмами, такими как «Неудобная правда» или «Планета Земля», которые могут помочь информировать учащихся о влиянии ее существования на планета. Обучение учащихся возможностям использования более энергоэффективных методов жизни, загрязнению воздуха и воды и преимуществам органических продуктов, в отличие от продуктов, выращенных с вредными для окружающей среды пестицидами, помогает лучше понять важность экологически безопасных методов.
ссылки
- 1 Edutopia
Об авторе
Анель Лай начала свою профессиональную писательскую карьеру более 10 лет назад в качестве спортивного журналиста Los Angeles Daily News. В настоящее время она является внештатным писателем из Лос-Анджелеса. Лай получила степень бакалавра искусств в области массовых коммуникаций в Калифорнийском университете в Беркли.