нужно ли всегда вовлекаться в детские развлечения
Как воспитать ребенка и не сойти с ума? Действительно сложная задача. Порой мамы забывают о своей жизни, полностью отдавая себя воспитанию, стараясь придумать малышам все новые и новые занятия и развлечения, лишь бы они не скучали. Верный способ это изменить — научить маленького человека быть интересным самому себе.
Дети активно учатся у взрослых во всем, а особенно легко они перенимают наш взгляд на мир. Ваш искренний интерес к играм, книгам, людям, ваше хорошее самочувствие, как физическое, так и ментальное — вот залог успешного развития ребенка. Не обращайте внимание на стереотипы общества — вовсе не нужно жертвовать собой и своими планами на вечер, чтобы малыши были счастливы. О том, как не быть «идеальной мамой» и организовать досуг просто и с максимальной пользой для ребят разных возрастов, поговорим далее.
Почему возникает проблема и что делать, если ребенку скучно
Иногда скучать — очень важно и даже полезно! Так ребенок сталкивается со своими эмоциями и мыслями, узнает себя и то, что ему интересно. Он учится брать ответственность за свое свободное время. А еще это прекрасно развивает креативность и фантазию.
Проблема возникает тогда, когда ребенок постоянно «терроризирует» родителей. Трудности с самостоятельной организацией занятий и игр в 5–6 лет закладываются еще в первые годы жизни. Так каких ошибок не стоит допускать?
Гаджеты и телевизор могут негативно сказаться на мышлении, способностях к коммуникации
Вручая малышу в руки гаджет, как только он научился его самостоятельно держать, вы рискуете зарубить на корню многие детские творческие начинания. Это касается и развлечений, и труда. Ожидая быстрого ощущения счастья, что приносят нам даже такие безобидные, казалось бы, мультики, мы «учим» наш мозг самому простому решению: если скучно и грустно — нужно включить телевизор или поиграть в компьютерную игру. Даже когда ребенок повзрослеет и начнет осознавать вред чрезмерного «зависания» в гаджетах, ему будет очень тяжело бороться с зависимостью, ведь соответствующая нейронная связь, то есть привычка, уже сформирована.
Более того, дети, которые привыкли к использованию смартфона или планшета дома, нередко предпочитают их живому общению даже в компании сверстников. В виртуальном мире все гораздо привычнее, а вот новые люди со своими правилами, эмоциями и желаниями — это уже труднее. В итоге такой ребенок может жаловаться на скуку даже в гостях или развлекательном центре.
Подробно о правильном использовании гаджетов и о том, как отучить детей от такого времяпрепровождения, читайте в нашей статье.
Обилие игрушек в детской комнате не гарантирует отсутствия скуки
Иногда родители считают, что достаточно купить малышу игрушку и торжественно ее вручить. Но на практике чем младше ребенок, тем больше вероятность, что он не сможет разобраться, как самостоятельно играть с подарком. Тогда он быстро его забросит, отправившись снова блуждать хвостиком за хлопочущей по хозяйству мамой.
Если вы обнаружили такую ситуацию, не спешите ругать игрушку — возможно, это не она неудачная, а вам просто надо уделить время и показать малышу, что с ней можно делать. Разыграйте небольшой спектакль, если это плюшевый зверек, или соберите фигурки из конструктора вместе. Если вам интересно, значит эта игрушка стоит внимания. Вот увидите — через несколько повторений ребенок увлечется, и вы сможете спокойно заниматься своими делами в течение 15, 30, а если повезет — и 60 минут. Причем дети обычно играют в понятную игру очень часто и много. Уделив внимание на объяснение один или два раза, вы получите намного более богатую по времени отдачу. И реже будете слышать фразу «мама, мне скучно!»
Запрет на участие в домашних делах
До 5–6 лет ребенок — не самый полезный помощник в различных домашних заботах. Однако препятствовать активному интересу крохи не стоит. Когда времени уж совсем в обрез, отвлеките малыша другим занятием, но ни в коем случае не говорите пресловутое «нельзя». Ведь в будущем это дело не только можно, но и нужно будет выполнять. Иногда давайте ребенку поорудовать веником, помогите пропылесосить. А в перерывах между всплесками его инициативы сделайте все сами, чтобы вас устраивало качество. Обязательно в конце хвалите за помощь и никогда не переделывайте что-то за малышом в его присутствии.
Когда ребенок достигнет школьного возраста, начинайте выделять для него домашние обязанности. Если он привыкнет, что после уроков должен убрать за питомцем, выбросить мусор и помыть за собой посуду, времени на скуку станет в разы меньше. А польза для будущей самостоятельной жизни будет колоссальная.
Как научить детей хорошо проводить время в компании сверстников
Подбирая варианты времяпровождения, вы должны учитывать темперамент своего ребенка:
- застенчивые и чувствительные дети нуждаются в большем внимании и поддержке;
- энергичные и легкие на подъем предпочитают активные игры со сверстниками;
- неторопливым и вдумчивым интересны спокойные занятия, требующие сосредоточения.
Несмотря на индивидуальные особенности, общаться с окружающими нужно уметь каждому. Для успешного развития этого навыка важны:
- Нормальная самооценка.
Будьте рядом во время первых попыток пообщаться вне семейного круга, хвалите малыша за смелость и вежливое поведение. Если возникнут трудности — не ругайте, обсудите возможные ошибки, расскажите, как можно попробовать их избежать в будущем.
- Отсутствие в семье указа «Молчи, когда взрослые разговаривают!» Действительно важные темы разбирайте, когда ребенок не дома. В детском саду или школе детям проще взаимодействовать с другими и заводить друзей, если они привыкли быть вовлеченными в семейные беседы. Если же это срочный разговор, спокойно, опустившись на один уровень с глазами малыша, объясните, что взрослым надо поговорить отдельно.
- Понимание, что общение должно быть справедливым. Ребенок должен уметь за себя постоять, но и ни при каких обстоятельствах никого не обижать и не задирать. Расскажите, как реагировать на негатив, как говорить «нет» и при этом самому адекватно реагировать на чужие отказы.
Помните, что даже если малыш отлично умеет развлекать себя сам, общение и забота с вашей стороны ему все еще необходимы. Только не переусердствуйте, поверьте, ваши дети понимают и умеют гораздо больше, чем вам может казаться. Иногда можно отложить дела и 10 минут качественно провести время с ребенком, когда ему скучно. Обнимите, поговорите, повеселитесь вместе. Объясните, что скука иногда приходит и это отличный шанс проанализировать прошлый опыт, посмотреть вглубь себя. Расскажите, что нужно ценить свободное время, ведь вы вспоминаете свои беззаботные деньки с радостной ностальгией.
Решение, которое нужно принять, чтобы не жалеть о жизни через 30 лет / Хабр
«Определение ада: «Тот человек, которым вы стали, в свой последний день на земле встретится с человеком, которым вы могли бы стать».
— Автор неизвестен
Покидая родительский дом, вы оставляете за плечами 93% времени, которое вам отведено на общение с родителями (если они проживут достаточно долго).
И наоборот: после того как дети вас покинут, вы будете видеть их всего несколько раз в год.
На карьеру у нас есть всего 80 000 часов, и если стараться изо всех сил, можно стать профессионалом только в одной-двух областях.
Тим Урбан (Tim Urban) очень показательно изобразил краткость жизни.
Источник: The Tail End By Wait But Why
Каждый ромб представляет собой один год: одна зима с катанием на санках и снеговиками, одна цветущая весна, одно лето с томительной пляжной негой, одна осень с радужным листопадом — один оборот Земли вокруг Солнца.
Помню, в старших классах я пытался понять, каково это — иметь детей. Теперь у меня по дому бегают два проказника семи и девяти лет отроду. А еще лет через 18 лет у меня останется меньше половины отведенного профессиональной деятельности срока, а дети отправятся в самостоятельную жизнь. Возможно, они, как и я сейчас, даже будут размышлять о скоротечности жизни.
Каждая секунда, минута, каждый час, день и каждый год — драгоценны!
И это подводит нас к самому главному и всегда актуальному вопросу…
Переведено в Alconost
Как следует жить СЕЙЧАС, чтобы на смертном одре не пожалеть о прожитом?
Хорошо проведенное время. (Reuters/Susana Vera)
Один из самых блестящих ответов на этот вопрос я услышал от всемирно известного гарвардского профессора в его выступлении на конференции TED, которое называлось «Стратегия жизни». Клейтон Кристенсен победил рак (у него была фолликулярная лимфома — похожее заболевание унесло жизнь его отца), что заставило его серьезно задуматься, и результатом этих размышлений стало это выступление. В частности, он говорит о людях, добившихся многого.
Вот самая вдохновляющая часть:
«В 1979 г. я окончил программу MBA в Гарварде… Когда через пять лет мы с однокурсниками встретились, у всех была вполне счастливая жизнь: большинство были в удачном браке… и у них складывалась удачная карьера. Но через 10, 15, 20, а затем и 25 лет после выпуска мои друзья уже не казались такими довольными своей жизнью. Очень многие из них развелись, бывшие супруги снова выходили замуж и женились, а дети росли на другом побережье страны и почти не общались с ними.
И я уверен, что никто из однокурсников после окончания школы бизнеса не планировал когда-либо разводиться, и не хотел, чтобы дети его возненавидели, а их воспитанием занимался бы кто-то другой. Тем не менее, у большинства однокурсников жизнь все-таки пошла так, как они никогда не желали.
Получается, что причина, по которой так вышло, — тот же механизм — стремление к достижениям, успеху. Все мы здесь стремимся чего-то достичь. И когда у нас есть лишняя толика энергии или полчаса времени, мы бессознательно отдаем их тем занятиям, которые дают непосредственные доказательства хоть какого-нибудь успеха. При это карьера дает нам самое непосредственное доказательство того, что мы чего-то достигаем: делаем продажу, поставляем товар, заканчиваем презентацию, закрываем сделку, идем на повышение, получаем оплату. Работа дает нам непосредственное ощущение успеха — а вложенное в семью время, напротив, очень долго не окупается. Мало того, наши дети изо дня в день ведут себя не лучшим образом. И только лет через 20, преодолев огромный путь, вы сможете с гордостью посмотреть на своих отпрысков и сказать: «Мы вырастили прекрасных детей!» Но в повседневной жизни, когда мы отдаем время общению со своими семьями, детьми и супругами, это достижение не маячит перед глазами. Поэтому люди, которые хотят жить счастливо (мы с вами, например) и понимают, что самый глубокий источник счастья в жизни это семья, в итоге жертвуют своим временем, своей энергией и своими талантами ради того, чего они совершенно не желали».
Далее Кристенсен продолжает рассказывать о том, как переоценка краткосрочных успехов соотносится с его широко известной теорией о разрушительных инновациях:
«Успешные компании иногда терпят неудачу, и причина этого в том, что они вкладываются в то, что дает самые непосредственные, ощутимые доказательства успеха. Такая кратковременная перспектива у них потому, что этими компаниями управляют такие люди, как вы и я [ориентированные на достижения]».
Кристенсен применяет эту теорию к распаду семьи и неудачам в бизнесе, но я бы сказал, что ее можно распространить еще шире. Вот несколько примеров…
Основные причины преждевременной смерти в США связаны с вредным образом жизни. Никто не хочет умирать «преждевременно», но при этом многие не могут перейти на здоровое питание и ежедневно делать физические упражнения — потому что это как раз то, что в краткосрочной перспективе не очень мотивирует.
Никто не планирует стать безработным или потерять востребованность как специалист, но при этом многие не хотят целенаправленно каждый день уделять время обучению — ведь это не дает мгновенного ощущения успеха.
Никто не планирует жить в постоянном нервном напряжении, но при этом игры и отдых могут казаться пустой тратой времени.
Так как же перестать думать в краткосрочной перспективе, научиться видеть долгосрочную и добиться таким образом желаемых результатов?
Решение — понять ключевой принцип «перспективных занятий», которым пользовались и пользуются успешные люди, такие как Уоррен Баффет, Опра Уинфри, Рэй Далио, Альберт Эйнштейн и Томас Эдисон.
Эффективность принципа перспективных занятий
Термин «перспективные занятия» я использовал в статье Почему успешные люди тратят 10 часов в неделю на «перспективные занятия», где так названы занятия, которые окупаются в долгосрочной перспективе, но не всегда — в краткосрочной.
Можно выделить следующие примеры: чтение, экспериментирование, ходьба, короткий сон, ведение дневника и разговоры. Интересно, что многие из добившихся успеха людей постоянно отдавали много времени этим занятиям. Уоррен Баффет на протяжении всей своей карьеры 80% времени тратил на чтение и размышления. Многие из самых успешных предпринимателей следуют правилу пяти часов — отдают обучению не менее пяти часов в неделю. Общеизвестно, что Эйнштейн регулярно от трудных задач в физике переходил к игре на скрипке. Его сын описывал это так: «Когда отец понимал, что он подошел к завершению какой-то задачи, или сталкивался с трудностями в своей работе, он обращался к музыке, и обычно это помогало разрешить все трудности».
Самостоятельно сколотивший себе миллиардное состояние Рэй Далио, менеджер крупнейшего в мире хеджевого фонда, прекрасно объясняет возможности такого подхода в своей новой книге «Принципы»:
«Понимая последствия более высокого уровня, на которых работает природа, я пришел к выводу, что люди, которые переоценивают последствия первого порядка своих решений и игнорируют влияние на свои цели последствий второго, третьего и т. д. порядков, редко достигают желанных целей. Так происходит потому, что последствия первого порядка часто имеют противоположную последствиям второго порядка «привлекательность», что приводит к серьезным ошибкам в процессе принятия решений. Например, первостепенные последствия физических упражнений (боль и потеря времени) обычно считаются нежелательными, а второстепенные последствия (крепкое здоровье и привлекательный внешний вид) — желательными. Так же и с едой: вкусная пища часто вредит нам, и наоборот.
Нередко последствия первого порядка — это искушения, из-за которых мы лишаемся того, чего действительно хотим, и иногда они становятся препятствиями на пути достижения желаемого: как будто природа подбрасывает нам выбор с подвохом, у которого есть оба эти вида последствий, и наказывает тех, кто принимает решения только на основании последствий первого порядка.
И наоборот: люди, которые выбирают то, что им действительно нужно, избегают искушений и преодолевают боль, которая отводит их от желаемого, скорее преуспевают в жизни».
Вывод: понимая и используя принцип «перспективных занятий», мы можем увеличить вероятность того, что будем жить без сожалений.
Начните уделять время перспективным занятиям
Уделять время перспективным занятиям сложно, потому что они вызывают противоречивые ощущения: люди эволюционировали так, чтобы думать о пище и сексе в краткосрочной перспективе. Эволюция не учила нас думать о тонкостях того, как наши решения сегодня могут отозваться 30 лет спустя. Зат Рана (Zat Rana) отлично ухватил суть: «Наши ощущения по поводу чего-либо в данный момент — не всегда лучший способ предсказать, как мы будем к этому относиться спустя некоторое время. Дело в том, что мы сосредоточены на сегодняшнем дне, и завтра может казаться нам не самой главной проблемой».
Мой опыт говорит мне, что лучший способ найти время для перспективных занятий — сделать выделяемые им часы неприкосновенными, не подлежащими обсуждению. Здесь логика не поможет: ВСЕГДА будет казаться, что есть что-то более актуальное и важное, чем, к примеру, целенаправленное обучение — поэтому нужно вставить его в свой график и ввести в привычку.
О переводчике
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 68 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.
Подробнее: https://alconost.com
работаем как на вулкане « ⛸ FS Gossips
Опубликовано 18.01.2016 • Комментариев пока нет
Tweet  
Перевод интервью Анжелики Крыловой для Lenta.ru.
Анжелика рассказала о смене короткого танца для Вивера и Поже, костюмах, новых реалиях в танцах на льду и о российских дуэтах.
Кейтлин и Эндрю начали сезон со смены короткого танца после первого соревнования по рекомендации судей . Довольно редкий случай в современном фигурном катании. Теперь понятно, что он оправдался. Но тяжело ли было принять такое решение?
Анжелика Крылова: Мне понравилась первая программа «Элвис» и ребята катают ее с удовольствием. Но нам сказали, что ритм фокстрота не очень четкий. Не понимаю, почему им это не понравилось. Тем не менее, технический комитет ISU, устанавливая правила для короткого танца, не указал, что музыка должна быть классическим вальсом и маршем. А вот американский дуэт Мэдисон Чок и Эван Бейтс, как известно, столкнулся с той же проблемой. Они также изменили программу.
Мы решили не рисковать, хотя времени было мало. Мы выбрали Strauss наверняка (улыбается). Работали по ночам: нужно было сделать новый танец буквально за три-четыре дня. Кое-что, конечно, мы взяли у «Элвиса», но пришлось подгонять под музыку и ее акценты. Это очень сложная и кропотливая работа. Рад, что фигуристы согласились на этот шаг. Уивер и Поже находятся на том уровне, на котором они могут настаивать. Они могут упорствовать и говорить, что мы ничего не изменим. Ведь мы вложили много времени и денег в эту программу. Сделать еще один раунд было непросто. Я рада, что это сработало, и по первому старту танец оценили.
На Гран-при в Москве вы очень трогательно назвали своих спортсменов на русский манер Катюшей и Андрюшей. Они вроде не против.
Анжелика Крылова: Мы их тоже так называем на тренировках, и они к этому привыкли, находят это очень милым и милым. Более того, иногда говорят: «Катюша, Андрюша, пошли кататься!»
Вот что значит иметь русского тренера.
Анжелика Крылова: На самом деле, я не единственная из России в нашей группе. С нами работает Наталья Анненко, которая каталась с Генрихом Сретенским. Отличный специалист и замечательный человек. Она много работает с фигуристами по технической стороне катания.
Произвольный танец для Ткачихи и Поже создал очень востребованный ныне хореограф Петр Чернышев. Не вызывает ли профессиональную зависть, когда твои студенты делают свою программу с кем-то еще?
Анжелика Крылова: Нет. Когда мы катались, наш тренер Наталья Линичук приглашала и других хореографов. Так или иначе, у каждого тренера есть свои стереотипы, которыми он постоянно пользуется. А спортсменам нужны разные идеи. Им и интересно, и легче развиваться. Я знаю это из личного опыта.
В фигурном катании, особенно в танцах на льду, большое значение имеют костюмы. Вы следите за тем, что носят ваши ученики?
Анжелика Крылова: К сожалению, я не дизайнер. Сейчас, с развитием Интернета, появилось много возможностей для поиска идей. Но я думаю, что все же нужно отдать его профессионалам. Ребята сами тоже подбирают варианты для обсуждения со мной и Паскуале. Сейчас Кейтлин шьет свои костюмы вместе с теми дизайнерами, которые шили для американцев Мерил Дэвис и Чарли Уайта. Они работают на нашем катке в Детройте. Фрак для короткой программы Андрей сшил в театре в Торонто. Я вообще за театр: мне кажется, художники и портные из этого мира самые-самые и у них есть мастерство и стиль.
Честно говоря, когда в коротком танце появилась идея Ордена для Андрея, я испугалась, не слишком ли это? Я не люблю броские костюмы. У нас был разный фасон костюмов: перья, стразы, пайетки. Но мне это не близко.
Итак, как вы одобрили платье Кейтлин для короткого танца, которое все расшито стразами?
Анжелика Крылова: Светить можно по-разному. Как и в бальных танцах, это может быть в меру и со вкусом. Платье Кейтлин получилось очень элегантным. И тут многое зависит от стиля дуэта. На одном хорошо смотрятся авангардные и экстравагантные надписи. А на других это выглядит не очень хорошо. Кейтлин и Эндрю красивые и статные. А подсвечивать надо, но с умом.
Кстати, о классическом танце. Достаточно вспомнить вашу с Олегом Овсянниковым знаменитую программу под барабаны, которая и сегодня выглядела бы авангардно.
Анжелика Крылова: Как раскритиковали! Но этот наш танец до сих пор помнят и нас постоянно о нем спрашивают. Уговаривали нас сменить программу на «Кармен» перед ЧМ. Но наш тренер Наталья Линичук отказалась. Это был трудный момент. Я считаю, что наша победа в Хельсинки была самой трудной и самой радостной. Мы выиграли с танцем, который все критиковали, который был очень сложным во всех аспектах, в том числе и физическом. Сейчас, глядя на это, я понимаю, то, что мы сделали на чемпионате мира, мы сделали на все 100%. Так что все работало.
Согласны ли вы с тем, что теперь танец на льду совсем другой? Возможно, еще сложнее?
Анжелика Крылова: Сложнее и не скажешь. Но разные, это точно. Раньше программа создавалась из идеи. Не было элементов и переходов между ними, был только танец. А сегодня вам предстоит делать подъемы и другие элементы на максимальном четвертом уровне, делать все акробатические трюки. И, конечно же, это накладывает отпечаток на рисунок танца.
Например, когда мы тренируем вращательный подъем, мы стоим с секундомером, как в легкой атлетике, чтобы сделать шесть оборотов со всеми сменами позиций за шесть секунд. Ты для танцев на льду это странно. Вероятно, развлечений стало больше. Но нас сейчас чаще сравнивают с парным катанием. Танцоры делают парное вращение, как пары, а пары выполняют последовательность шагов как танцоры. В танцах на льду появились очень высокие подъемы. Хотя в танце партнер по-прежнему не может поднять руки над головой. Но, думаю, не нужно сравнивать с парным катанием. Тем не менее, все по-другому.
Представители парного катания тоже жалуются на сложность программ с яркими персонажами. Слишком много сложных элементов, отнимающих все силы. Так что здесь не место «играть в лицо».
Анжелика Крылова: Думаю, больше всего эта тенденция коснулась фигуристов-одиночников. У них часто просто нет программ в традиционном понимании. Возьмем, к примеру, мужчин. Когда спортсмен выполняет два-три квадрицепса, надо как-то расслабиться. Поэтому он не тянет свой вес шагами, как раньше. Мне, как представителю танцев на льду, хочется больше персонажей, больше интересных выступлений.
Многолетний лидер в танцах на льду ушел из спорта после Олимпиады в Сочи. Но прошлый сезон так и не дал ответа на вопрос, кто займет их место. Финал Гран-при выиграли одни, чемпионаты Европы и мира – другие.
Анжелика Крылова: Это делает танцы на льду еще более привлекательными для зрителей, здесь нет заранее запрограммированного. Посмотрите на французов Габриэллу Пападакис и Гийома Сизерона — они выскочили на первое место из второго десятка, чего еще не было в истории танца.
Это может быть интереснее для зрителей. Но как работать в такой среде?
Анжелика Крылова: Честно говоря, работаем как на вулкане (улыбается).
Что вы думаете о российских дуэтах в этом сезоне?
Анжелика Крылова: Виктория Синицина и Никита Кацалапов добились огромного прогресса. Возможно, неудачи прошлого сезона объединили их и придали дополнительный толчок, дополнительную мотивацию. Второе место на Гран-при Skate America — это большая удача, а на московском турнире они выиграли дуэль у Елены Ильиных и Руслана Жиганшина, с которыми их опять почему-то кинули. Мне кажется, их должны бояться и французские, и итальянские, и американские фигуристы.
Понравилась «Фрида» Ильиных и Жиганшина?
Анжелика Крылова: Да. Я люблю этот фильм и мне очень нравится образ Фриды. Лена соответствует этому. Над этим танцем они работали с замечательным хореографом Антонио Нахарро. Несколько лет назад он помогал нам, Кейтлин и Эндрю, с фламенко. Значит, я его хорошо знаю.
Возможно, стоило немного «разбавить» танец в плане переходов, чтобы лучше показать отношения между двумя людьми, «химию» между ними. Мне этого немного не хватало в первой половине сезона. Было ощущение, что в программе слишком много всего и в этой ситуации часто возникает ощущение некоторой растерянности.
Рид. Также интервью с Тиффани Захорски и Джонатаном Геррайро
твит и NBSP
Связанные темы: Анжелика Крилова, Элена Иленинхар. Я не смогла влюбиться в танцы на льду. Я не мог туда прыгнуть». История Алены Канышевой, которая тренировалась у Тутберидзе, вынуждена была перейти в танцы на льду из-за травмы и завершила карьеру в 17 лет
Опубликовано 06.07.2022 • Комментариев пока нет
Tweet  
Интервью с Аленой Канышевой, которая тренировалась с Этери Тутберидзе, выиграла бронзу Гран-при среди юниоров-2018, затем перешла в танцы на льду и завершила карьеру.
фото газета.руисточник: matchtv.ru от дд. 29 июня Марина Чернышева-Мельник
За свою недолгую карьеру Алена Канышева успела завоевать солидные титулы на международных соревнованиях, освоить четверной прыжок в группе Этери Тутберидзе, затем переключиться на танцы на льду и найти новое жизненное призвание.
Любители фигурного катания помнят ее как хрупкую «Снегурочку» — эта программа стала визитной карточкой Канышевой и символом ее самого успешного сезона. Девушке всего 17 лет, а она уже тренирует. Увы, продолжения ее карьеры танцовщицы на льду не произошло, и Алена вовремя приняла важное решение.
Впервые после ухода из спорта Канышева подробно рассказывает об эмоциях от танцев на льду, о том, почему ей так и не удалось полюбить эту дисциплину, чем она живет сейчас и за что ценит олимпийскую чемпионку Анну Щербакову больше всего.
Правильно ли я понимаю, что окончательное решение уйти в отставку вы приняли в конце прошлого года?
Алена Канышева: Да, это было в декабре. После возвращения с Мемориала Дениса Тена, моих последних соревнований, наш каток был на карантине из-за пандемии. Через две недели я вернулся на лед, но почти сразу заболел.
Дома было время подумать. Знаете, кататься десять лет в одиночном разряде, потом вынужденно переключиться на танцы на льду и влюбиться в это дело за два года… Мне это оказалось сложно. Все-таки я был бронзовым призером финала юниорского Гран-при, у меня был определенный статус, а теперь все по новой. В танцах на льду уже есть свои чемпионы, нам с Андрюшей (Андрей Пылин – партнер Алены в танцах на льду) было сложно все это принять. Хотя мы много работали, мы старались. Но догнать было крайне сложно.
Когда я разговаривал с вашим первым тренером по танцам на льду, Марией Боровиковой, она сделала интересное наблюдение: в душе вы остались одиночником, скучаете по прыжкам. Такое впечатление она получила от своей работы. Права ли Мария?
Алёна Канышева: Да, я так и не смогла всем сердцем полюбить танцы на льду, чтобы отдавать ему всю свою энергию и продолжать кататься. Это была скорее вынужденная мера, которую я искренне пытался принять. Но это не сработало.
Не могу сказать, что мне не нравились танцы на льду. Но мне это показалось странным: почему я не могу прыгать на льду?! Я не мог к этому привыкнуть и даже ходил на общественные катки, чтобы время от времени попрыгать.
Почему танцы на льду вас не впечатлили? Действительно, больше вариаций элементов, поддержек, химии между партнерами, много танцевальных ритмов… И конкуренция уже не такая сумасшедшая, карьера длиннее.
Алена Канышева: Для меня самое сложное — это подъемы. Я не понимал, как их органично выполнять, и часто допускал ошибки. Андрюша уже имел опыт общения с другими девушками и старался помочь мне все освоить. Мы выучили простейшие поддержки и перенесли их на лед. И все же этот элемент остается для меня самым сложным.
Зрителю только кажется, что мальчик носит девушку на руках и она классная. Но девушка и напрягается в этот момент, чтобы помочь своему партнеру! А твизлы для меня были самыми легкими, как ни странно. Многие танцоры считают их самыми сложными, но я безумно полюбил твизлы.
Может быть, потому что это какая-то отсылка к одиночному катанию? Ведь вы выполняете твизлы немного в стороне от партнера, хоть и синхронно.
Алена Канышева: Когда Андрюша не тренировался из-за болезни, я все делал один, и у меня все получалось. Все задавали один и тот же вопрос: «Ну почему ты не можешь так кататься с Андреем?»
Для других девушек из группы, наоборот, это пытка, когда отсутствует партнер. Они чувствуют себя неполноценными, многие навыки ускользают. И мне было комфортно кататься в одиночестве. Так что да, в твизлах что-то есть.
У меня был подготовлен вопрос: как скоро после десяти лет одиночного катания вы почувствовали гармонию выступления в дуэте? Но, судя по вашему рассказу, вы к этому не привыкли…
Алёна Канышева: Всё о прыжках. Именно из-за них я начал кататься. Потеряв возможность прыгать, я потерял вдохновение.
В вашей истории есть такая банальная причина, как поздний переход в танцы на льду?
Алена Канышева: Вряд ли. Вы можете учиться и расти в любых условиях, когда вами движет большое желание. Тренеры чувствовали, что мне не хватает вдохновения, и часто обсуждали со мной этот момент. Я долго отрицал очевидное: говорил, что люблю танцы на льду. Скорее, я пытался заставить себя поверить в это. Но надо было давно, четко и честно сформулировать: люблю кататься, но в одиночку и с прыжками.
Остался ли Андрей Пылин в спорте после вашего ухода?
Алена Канышева: Да, он нашел новую партнершу Варвару Жданову и уже дебютировал с ней в конце сезона. Ребята выиграли соревнования – я очень за них рада!
Был момент, когда мы с Андреем перестали общаться. Все-таки было некрасиво по отношению к нему завершать карьеру посреди сезона. Он не виноват в моих внутренних переживаниях. Позже мы нормализовали наши отношения, сейчас общаемся. Пусть Андрюша преуспевает в спорте!
Давайте вернемся в 2020 год и проанализируем ваши танцевальные сезоны. Вам удалось выступить на конкурсе «Южный бриз». Почему там случались неудачи?
Алена Канышева: Все развалилось с первого твизла. Потом я начал волноваться за первое упражнение, которое мы только что выучили и не успели много потренироваться. В итоге мы это сделали, но нервы дали о себе знать: провалила поддержку, которую раньше всегда выполняла правильно. Я упал и первая мысль в голове: «Какой кошмар!»
В результате Андрей повредил руку, и после этого соревнования мы не могли выступать до конца сезона. Плюс ко всему, приехав домой, я заболел коронавирусом. Потом мы продолжили тренировки, а я параллельно учился. Вскоре случилась еще одна травма, и я провел месяц дома.
Переход в группу Ксении Румянцевой и Екатерины Волобуевой дал вам второе дыхание?
Алёна Канышева: Сначала я ушла, а Андрей остался в группе Дениса Эдуардовича и Марии Валерьевны. Он попал в пару с другой девушкой, так как ему срочно нужно было получить спортивный разряд. Я не знал, присоединится ли мой партнер ко мне. Я просто катался, набирая форму. Вскоре пришел Андрюша, и мы продолжили работать вместе, готовили программы к новому сезону. Сначала все было хорошо. Конечно, до идеала далеко, но со свежими эмоциями у нас все получилось.
Расскажите о своих программах, последних для вас.
Алена Канышева: Произвольный танец под «Шербурские зонтики». Помню, когда я сказал маме, что буду кататься под эту музыку, она обрадовалась (улыбается). Оказывается, моя мама давно мечтает увидеть меня в этом образе, она обожает этот фильм и известную историю любви.
Что касается ритмичных танцев, тренеры предложили на выбор два варианта – хип-хоп или диско. Мы думали, что хип-хоп понравится многим, и решили взять диско. Получилось ярко и неординарно: шорты с пайетками, куртка с пайетками… Было смешно, когда ребята были на льду в своих нарядах под хип-хоп, а мы все такие блестящие!
На чемпионате Москвы вы откатали без больших ошибок и заняли 15 место. Как вы думаете, почему?
Алена Канышева: Мы выступили неплохо, но далеко не идеально. Все-таки мы не прошли вместе такой путь, чтобы привыкнуть и начать чувствовать друг друга. Судьи это понимали, поэтому оценки были соответствующие. Фигуристы, занявшие более высокие места, были сильнее и опытнее. Все честно.
Вас как-то мотивировала победа в Ice Star?
Алена Канышева: О, в нашей категории было всего два дуэта, так что вряд ли можно считать такую победу яркой. Изначально мы ехали не за медалью, а показать себя судьям, научиться выступать, отработать программы. Конечно, приятно, что ритмичный танец оказался лучшим номером сезона. А потому я не придаю этому событию большого значения.
Что случилось у Мемориала Дениса Тена? Вы упали три раза подряд…
Алена Канышева: Мне показалось, что лента попала под конек, потому что она начала слетать с ноги. Возможно, сыграл роль и психологический фактор. Я безумно расстраивалась после неудачного выступления, винила себя. И это выступление стало для нас последним. Можно сказать, это было начало конца.
Через полгода вы решили откровенно рассказать о завершении карьеры и своих эмоциях. Был ли это процесс принятия ситуации?
Алена Канышева: Конечно, тяжело смириться с окончанием большого пути, огромного труда. Но я рассуждал объективно, исходя из своего морального состояния – дальше я не мог. У меня даже была истерика, и я кричала, что мне нельзя выходить на лед, иначе я расплачусь. Представляете, в каком состоянии я оказался?
Мама давно поняла, к чему все идет, поэтому просто смирилась, когда, ей первому я откровенно рассказал об этом. Отцу было тяжелее. Он узнал о моем решении только через неделю после того, как я попрощался с тренерами. Ведь он много лет делал все, чтобы я каталась на коньках. Ему было обидно, что вложено столько сил и денег, а спорт резко закончился.
Что помогло вам психологически?
Алена Канышева: Поддержка близких и работа, в которую я быстро втянулась. Она доставляла и продолжает доставлять мне огромное удовольствие. Я люблю детей и тренировать их очень здорово! Меня также мотивировали книги по психологии и философии счастья. Несколько читал в свой первый сложный период (когда пришлось уйти из одиночного катания), а сейчас, уже взрослый, кое-что перечитываю. Мне нравится изучать примеры построения счастливой жизни. Это и интересно, и помогает настроить себя на позитив.
Как и когда началась ваша тренерская карьера?
Алена Канышева: Мне помогла давняя знакомая Софья Марченко, которая работает в группе Ксении Геннадьевны и одновременно работает в Лиге фигурного катания. Меньше всего мне хотелось сидеть дома после ухода из спорта. Нужно было что-то делать, поэтому я сразу спросил: можно мне прийти учиться тренировать? Мне сказали: «Да». В итоге я попробовал, показал свои навыки, и меня взяли в Лигу.
Здесь замечательная команда: Максим Викторович Маринин, Максим Игоревич Завозин (был моим тренером), Вилена Владимировна Завозина, Эмир Князев, Артур Биктимиров. Я пока не считаю себя полноценным тренером. Они дают мне детей, и я учусь своему ремеслу в их компании, я очень доволен их результатами.
Как часто вы тренируетесь?
Алена Канышева: У меня полная рабочая неделя – с понедельника по субботу. Мы начинаем в 16:00 и заканчиваем в 9вечера, потому что утром дети в школе, а я еще учусь. А сейчас мы на сборах, дети в отпуске, поэтому мы больше работаем.
Расскажите о своих учениках. Чему вы смогли научить детей?
Алёна Канышева: Им 7-11 лет, они выступают на чемпионатах. Одна девушка из отделения Лиги даже ездит на городские соревнования.
Не могу сказать, что учу чему-то конкретному. Скорее помогаю опытным тренерам – больше всего со спинами. Ведь я могу их и показать сама, и объяснить словами.
За полгода, что я тут работаю, уже видно прогресс ребят. Наверное, детям меня немного легче слышать из-за небольшой разницы в возрасте: я сама еще не совсем взрослая. Кстати, сейчас я пытаюсь создать программу для одной девушки.
Вы решили посвятить себя тренерской деятельности? Или это все-таки хобби и заработок?
Алена Канышева: С семи лет я начала мечтать об этой профессии, и эта мечта у меня есть до сих пор. У меня остался год в школе, а следующим летом я поступаю в университет, чтобы выучиться на тренера. Я получу второе высшее образование, но дополнительную профессию пока не выбрала. В будущем очень хочу вырастить чемпионов из маленьких детей, едва начавших кататься на коньках.
Думали ли вы о том, чтобы выступать в шоу, пока позволяет возраст?
Алена Канышева: Да, я хотела и говорила с Максимом Марининым по этому поводу. Увы, травма от одиночного катания дает о себе знать: когда я прыгаю два часа подряд, на следующий день боль просто невыносимая.
Вы следите за соревнованиями? Кто тебе нравится?
Алёна Канышева: Да, смотрю время от времени и всеми восхищаюсь. Конечно, все наши девушки были впечатляющими на Олимпийских играх. Рад за новых чемпионов, и, конечно, огорчен некоторыми моментами. Я болела за каждую из девушек на этой Олимпиаде.
За танцорами особо не слежу – смотрю только глобальные соревнования, где решается судьба, и иногда какие-то отдельные программы. Я с детства любила дуэт Александры Степановой и Ивана Букина и люблю до сих пор.
Вы когда-то тренировались с одной из наших главных звезд Анной Щербаковой в группе Оксаны Булычевой. Расскажите, каким вы помните будущего олимпийского чемпиона.
Алёна Канышева: Я не думаю, что Аня вообще изменилась. Она всегда была доброй и дружелюбной. Теперь я вижу, что она осталась прежней.
Кто твои спортивные друзья?
Алена Канышева: У меня достаточно знакомых, с которыми мы иногда общаемся. Это Аня Щербакова, Даша Усачева, Соня Акатьева и еще какие-то ребята. Самые близкие люди — это Гоша Куница, Ника Эгадзе и ребята из моей последней танцевальной группы.
Вы пересматриваете свои выступления?
Алена Канышева: Да, я часто показываю нашим студентам какие-то фрагменты для примера. Скажем, вращения и ребро на лутце, которое у меня всегда было хорошо. Смотрю иногда, просто ностальгировать. В основном одиночные программы: их все равно больше, чем из танцев на льду, а мне нравится любоваться собой как фигуристкой-одиночницей.
Что дал вам каждый тренер, с которым вы тренировались?
Алена Канышева: Начну сначала. Нелли Николаевна Кафискина научила меня кататься на коньках. Она дала мне основы и всегда называла меня оленем. Это милое прозвище закрепилось за мной (улыбается).
Благодаря Нелли Николаевне и следующему тренеру – Сергею Сергеевичу Рослякову – я полюбил наш замечательный вид спорта.
Затем Оксана Михайловна Булычева, которая научила меня двойным прыжкам и тройному тулупу, под ее руководством я получил первый юношеский спортивный разряд.
Потом я пошла к Пановой Светлане Владимировне. Она стала мне второй мамой. Самый запоминающийся тренер, потому что за четыре года я продвинулся вперед. Начиная со второго спортивного разряда и заканчивая Финалом Гран-при… Все это мы прошли вместе, поэтому я безумно люблю Светлану Владимировну и благодарен ей.
Тогда Этери Георгиевна Тутберидзе: С ней я связываю заветный четверной прыжок, полезный совет. На каток часто приходили разные специалисты и члены федерации. Они уделяли мне много внимания – это был замечательный опыт.
Моими первыми учителями танцев были Денис Эдуардович Самохин и Мария Валерьевна Боровикова. Они научили меня основам работы в паре. Помню, как на первой тренировке я растерялся и спросил: «Что мне делать? Должен ли я держать кого-то за руку? Почему?!» Тренеры изменили мне технику скольжения и вывели на первые соревнования, подарили много новых знаний и эмоций.
Потом группа Ксении Геннадьевны Румянцевой. Все тренера этой группы — люди самой доброй души. Они поддерживали меня на каждом этапе, в любой ситуации, и это был большой шаг в развитии.
Можете ли вы вспомнить самые ценные советы тренеров, которые мотивировали вас в нужный момент?
Алена Канышева: Светлана Владимировна [Панова] всегда говорила: «Бояться нечего! Вы умеете, работали на тренировках. Просто выступайте, наслаждайтесь и покажите себя! Ты можешь все».
В результате, всякий раз, когда нужно было показать свой максимум, я знал, как подготовиться. На тренировках могло что-то не получиться, но на публике в решающий момент я себя подставил. В этом большая заслуга тренера, моей второй мамы.