Сервировка стола картинки для детей: Алгоритм сервировки стола в детском саду в картинках и рисунках

«Как правильно накрыть стол». Обучение детей сервировке чайного стола.

«Как правильно накрыть стол».

Обучение детей сервировке чайного стола.

Организованная деятельность, игры  и  упражнения  для   закрепления  правил  столового  этикета.

Воспитатель В. Н. Машнёва.

Цель: Научить детей сервировать стол.

Коррекционно-образовательные цели: 

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

  • Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики.

  • Развивать умение правильно обращаться с посудой.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа:

— Рассматривание посуды во время приема пищи.

— Отгадывание и разучивание загадок о посуде.

Игры: «Что в чем» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Какая посуда спряталась?» и др.

— Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин»

Методы и приемы: сюрпризный момент, загадывание загадок, физкультминутки, дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Какая посуда спряталась?».

Словарная работа: сервировать, столовые приборы, сервиз.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Восприятие художественной литературы и фольклора», «Художественное творчество».

Задачи:

Познавательное развитие.

Развивать у детей любознательность. Продолжать знакомить с предметами столовой, чайной, кухонной посуды; с историей ее появления, развития и совершенствования. Закреплять у детей обобщающее понятие «посуда»; классифицировать предметы по характерным признакам, функциональному значению. Расширять представления о материале, из которого изготавливается посуда, об особенностях ее внешнего вида. Закреплять умение самостоятельно обследовать предмет и делать выводы.

Речевое развитие.

Развивать связную речь детей, обогащать их словарь — чайник доливной, масленка, молочник, салатник; активизировать словарь: конфетница, половник, ложка столовая, ложка чайная; умение участвовать в диалоге, поддерживать диалог в рамках поставленной проблемы.

Социально – коммуникативное развитие.

Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, работать сообща, доводить начатое дело до конца; доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим, бережное отношение к посуде; воспитывать у детей правила хорошего тона.

Физическое развитие.

Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки. Развивать мелкую моторику рук через рисование, пальчиковую игру.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Понимать образный смысл загадок.

Методы и приемы:

практические: игра, аппликация, динамическая пауза, эксперимент;

наглядные: предметы чайной посуды;

словесные: чтение отрывка произведения, беседа, вопросы к детям.

Материал и оборудование:

1. Предметы чайной посуды, скатерть, салфетки, приборы сервировки, салфетница, салфетки из ткани для сервировки стола.

2. Картинки по сказке «Кошкин дом».

3. Зашумленные картинки «Посуда».

Детская деятельность. Формы и методы организации совместной деятельности: Коммуникативная беседа о посуде, обсуждения, вопросы-загадки.

Познавательно-исследовательская: познавательно-исследовательский проект «Посуда»

Игровая: игры «Назови правильно посуду», «Накрой стол к чаю»

Сюрпризный момент: появление куклы Веры и шкатулки от бабушки.

Двигательная: пальчиковая игра «Стол», динамическая пауза «Посуда», « Чайник»

Восприятие: художественной литературы и фольклора. Чтение отрывка из произведения К. И. Чуковского «Федорино горе», беседы, обсуждения, разгадывание загадок

Ожидаемые результаты: знают правила поведения за столом; умеют накрывать стол к чаю.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель.

Постарается Ваня,

Меня увидит Ксюша,

Ушки слышат у Мансура,

У Светы, Саши тоже,

Вика со мной играет,

Юра знания закрепляет.

Поднимите руки выше,

Кто имён своих не слышал.

Дети, чьи имена не прозвучали в речёвке, поднимают руки и по очереди называют свои имена, а также свои пожелания к будущей деятельности.

Психогимнастика.

Цель. Настрой на работу.

Запоминает наша голова

Важные поступки и умные слова.

Дети гладят себя по голове.

Слушаем внимательно…

Подносят руки к ушам.

Смотрим обязательно.

Подносят руки к глазам.

Взрослых не перебиваем…

Грозят указательным пальцем.

Знаний много получаем.

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

  1. Введение в тему.

Воспитатель. Вот и снова мы с вами встретились. И я очень рада видеть вас на своём занятии. Послушайте стихотворение, посмотрите на предметы, которые находятся у меня на столе и постарайтесь угадать, о чём сегодня пойдёт речь.

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками, разгрызали бы зубами,

Пили воду бы в реке или в грязном ручейке.

Дети. Мы будем говорить о посуде, о том, как правильно нужно кушать.

Воспитатель. Верно, сегодня на занятии мы с вами коснёмся вопросов поведения, т. е. этикета за столом, а ещё будем учиться правильно накрывать стол, т.е. учиться сервировке стола.

— Что же такое сервировка стола?

Воспитатель. Сервировать стол значит — подготовить его для приема пищи. Ос­новная цель сервировки стола — создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами.

  1. Основная часть. Работа по теме занятия.

а) Рассказ с элементами диалога «Правила поведения за столом».

Раздается  стук  в  дверь.

— Кто  там? Войдите, пожалуйста!

— Ребята, я хочу представить Вам куклу Веру. Она очень, очень гостеприимная, а что это означает?

Ответ детей. Любит гостей приглашать. И сама любит ходить в гости.

Кукла Вера: Здравствуйте! Я очень рада нашему знакомству.

Воспитатель: Здравствуй, Вера! Ты  куда  это  собралась?

Кукла Вера: Как  это  куда? Меня  звери  из  сказки «Теремок»  в  гости  пригласили. Я  так  рада! Вот  видите – уже  собралась: ложку  взяла  побольше  и  тарелку  поглубже, вдруг  тортом  будут  угощать?

Воспитатель: Ребята, а  вы  тоже  так  в  гости  собираетесь?

Ответы  детей.

Воспитатель: Видишь, Вера, ребята  считают, что  так  в  гости  не  собираются. Ты  что  ж  никогда  в  гости  не  ходила?

Кукла Вера:  Как  не  ходила? Конечно, ходила. Только  это  уже  очень  давно  было. А  теперь  меня  что-то  никто  не  приглашает.

Воспитатель: А  почему? Давай  попробуем  разобраться. У  кого  ты  была  в  последний  раз?

Кукла Вера: Были  у  кошки  я, свинья, козёл  с  козой…Я  могу  вам  рассказать, как  там  было.

Воспитатель  вместе  с  детьми  рассматривает  иллюстрации.

Воспитатель: Вера, нам  с  ребятами  стало  ясно, почему  тебя  теперь  в  гости  не  приглашают. Вы  же нарушили  правила  вежливого  поведения!

Кукла Вера: Ребята, помогите  мне, пожалуйста, научиться  вести  себя  в  гостях.

Воспитатель: Мы  начнем  с  правил  поведения  за  столом. Это  очень  важные  правила, они  всем  очень  нужны. Приятно  бывает  сидеть  за  столом  с  тем, кто  ест  аккуратно, чисто  и  красиво. Но  прежде, чем  сесть  за  стол, что  нужно  сделать?

Ответ детей. Вымыть руки.

Воспитатель. Правильно, вымыть  руки.

Кто-то  из  детей  отправляется «мыть»  кукле руки.

С  помощью  воспитателя  дети  объясняют  кукле Вере, как  вести  себя  за  столом; при  этом  кто-то  из  детей  садится  за  один  стол  с  куклой  и  показывает, как  правильно  выполнять  то, о  чем  будут  говорить  другие  ребята:

— сесть  надо  удобно, на  полном  стуле, ноги  ровно  стоят  на  полу;

— нельзя  хватать  со  стола  куски  до  начала  еды;

— ешь  аккуратно, не  спеша;

— не  разговаривай  с  полным  ртом;

— для  каждого  блюда – свой  прибор, учись  аккуратно  пользоваться  ножом  и  вилкой;

— после  еды  вытри  рот  салфеткой;

— выходя  из-за  стола, обязательно  поблагодари.

Воспитатель: Если  ты, Вера, и  все  ребята  будут  так  вести  себя  за  столом, вы  будете  желанными  гостями. Помни  наш  урок. А  теперь, если  хочешь, поиграй  с  ребятами.

  1. Пальчиковая гимнастика «Каша»

Цель. Коррекционное упражнение на развитие мелкой моторики.

Как в кастрюле каша прела

и шипела, и пыхтела,

дети водят указательным пальцем правой руки по ладони левой

К нам в тарелку захотела

прижимают ладони ребром друг к другу и протягивают их вперед

К каше масло подадим,

хлопают одной ладонью по другой

Всех знакомых угостим.

Приготовьте ложки,

протягивают руки вперед

Маша и Антошка,

Валерка и Полинка,

Смешливая Иринка

поочередно загибают пальчики на каждое имя

Кушайте на здоровье!

с поклоном протягивают руки вперед.

  1. Продолжение работы по теме занятия. Рассказ с элементами диалога «Сервировка стола к чаю»

Кукла Вера: Спасибо вам, ребята. Теперь я знаю, как вести себя за столом. Но сегодня я пригласила в гости своих друзей, приготовила угощение, достала красивую посуду, заварила чай. А вот как это всё красиво и правильно расставить, не знаю. Вы сможете мне помочь?

Воспитатель: Ребята, вы видели, как это делают? А кто помогал накрывать на стол? Прекрасно, Вера, мы тебе поможем накрыть стол к чаю.

Воспитатель: И так у нас есть стол, давайте изобразим его на пальчиках.

а) Пальчиковая гимнастика «Стол».

У стола четыре ножки,

показать 4 пальца на правой руке и сжать их в кулачок.

Сверху крышка, как ладошка.

накрыть кулачок левой ладошкой.

Повторить 2 раза, меняя руки.

б) Игра — алгоритм последовательности сервировки стола.

Воспитатель. Можно ли на этот стол сразу ставить посуду?

Ответ детей. Нет, его нужно накрыть скатертью.

Предложить детям на выбор две скатерти: клеёнчатую и полотняную.

Воспитатель. Какую скатерть вы выберите: — клеёнчатую или тканевую?

Ответ детей.

Воспитатель. Правильно Вы выбрали тканевую, потому что такая скатерть сделает наш стол праздничным, к сожалению, такая скатерть быстро пачкается, поэтому каждая хозяйка мечтает, чтобы её гости были аккуратными.

Скатерть, скорей неси.

И на стол её стели.
Дети стелют скатерть, воспитатель им помогает.

Воспитатель Что же делаем дальше? Слушайте загадку:

Когда все чашки,

Блюдца, к чаю

Вместе соберутся,

Это вовсе не случайно,

Есть сервиз, какой же? (Чайный), дети договаривают.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, в сервизе, чашки и блюдца одинаковые или разноцветные?

Ответ:

Воспитатель. Правильно, на праздничный стол ставят одинаковую посуду.

С полки к нам спустился вниз,

Чайный, праздничный (сервиз) ставиться на отдельный маленький столик, с которого дети будут брать предметы, для сервировки стола.

1. задание:

отгадайте загадку –

Она бывает глубока.

Она бывает мелка.

Однако, это не река. (Тарелка)

Тот, кто вспомнит первым о десертных тарелочках, получает право поставить их на стол.

Воспитатель. Что кладут в десертную тарелку?

в) Дидактическая игра – «Съедобное, несъедобное».

Коррекционные цели: объединение детей в группу, развивать двигательную память, долговременную память на слова, зрительную и моторную память, развивать произвольное внимание , интенсивность и устойчивость внимания, слуховое внимание

Ход игры. Дети садятся в круг. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч соседу. Если слово обозначает еду ( фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Когда слово обозначает несъедобные предметы, мяч не ловится. Ребенок, не справившийся с заданием, становится водящим.

Трое вызываются и выполняют работу по расстановке десертных тарелок, дети оценивают, если правильно, то хлопают в ладоши.

2 задание: блюдца ставит один из детей (справа от чашки), остальные оценивают, если правильно, то хлопают.

3 задание: «чашечки»,

Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Голубенькая … (чашка)

Вызываются 2 следующих ребёнка, обратить внимание, как дети несут чашки, как ставят их: кто правильно, а кто нет.

Воспитатель делает заключение: Чашка без блюдца – это уже кружка, чашка не может жить без блюдца, они дружат.

4 задание: Рассказать про «спасательную» салфетку.

— Она из бумаги или ткани? (Из ткани).

— Ею вытирают ротик и ручки? (Нет).

— Почему эту салфетку называют — «спасательная»?

Ответ: Спасает наши юбочки и штанишки от крошек и капелек.

Вызываю 2 следующих детей положить «спасательные» салфетки . Воспитатель объясняет.

Воспитатель. Кладут их справа от чашки с блюдцем.

Для тех, кто замарается,

Салфетки расставляются. (Ставит бумажные салфетки в салфетницах).

5 задание:

Помощница маленькая,

Любит сладенькое.

Берёт понемножку

Чайная… ложка

Воспитатель. А куда же положить чайные ложечки?

Выслушать ответы детей.

Правильный ответ: Ложка в блюдце, под ручкой чашки.

  1. Физминутка «Посуда» Н. Нищева.

Ребята, давайте покажем, какая у нас есть посуда, становитесь в круг.

Вот фарфоровые чашки

Очень хрупкие бедняжки.

дети приседают

Вот фарфоровые блюдца

Только стукни, разобьются.

дети кружатся вокруг себя

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

потягиваются, руки вверх, сомкнутъ над головой

Вот пластмассовый поднос —

Он посуду нам принес.

Большой круг руками перед собой

Всю посуду берегу,

дети наклоняются вперёд, руки разводят в стороны

потому что я её люблю.

руки на сердце

  1. Продолжение работы над темой.

а) 6 задание: отгадайте —

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри

Угощение внутри! (Сахарница)

Воспитатель. Сахарницу, ставим посередине, а когда хотим положить сахар в чашку, подвигаем к себе и берём кусочек, можно рукой, а не ложкойэ

— А какой сахар надо браь ложкой? (Сахарный песок).

Бел, как снег в чести у всех

В рот попал –

Там пропал. (Сахар)

Воспитатель. Запомните, размешивать сахар в чашке надо тихо, чтобы не разбить чашку.

— Чем можно украсить стол? Цветами

Воспитатель: По-моему здесь чего-то не хватает…

Кукла Вера: Мне же бабушка дала сундучок с конфетами, а я совсем забыла. Сундучок любит, чтобы отгадывали загадки про волшебные слова, тогда он открывается. Сможете отгадать?

Чтоб открылся сундучок,

Расскажи-ка мне дружок:

Что ты скажешь, если вдруг

Угостит тебя твой друг? Спасибо.

Что ты скажешь, мой дружок,

Если в гости вдруг придёшь? Здравствуйте.

Что ты скажешь, дорогой,

Если ты пойдёшь домой? До свидания.

Кукла: Ура, открылся! Значит, вы ответили правильно.

Воспитатель: Дети, куда мы переложим конфеты? Можно их положить в салатницу? (Нет). Почему? Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на эту вазу. (Показывает конфетницу). Можно туда положить конфеты? (Да). Эта ваза называется конфетницей. Заполним её конфетами. (Дети кладут в неё конфеты, благодарят куклу), рядом ставят блюдо с печеньем.

Воспитатель. Чтобы гости знали, куда им сесть разложим для них карточки с именами.

Не стесняйтесь, угощайтесь,
Вкусный чай я всем налью.
Чай горячий, ароматный,
С запахом мятным;

Воспитатель: А самого главного хозяина на чайном столе и нет. Отгадайте:

Закипит — исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

— Эй, сними меня! — кричит. (Чайник)

Воспитатель: Правильно, чайника.

Воспитатель. Чтобы не обжечься о горячий чайник, поставим его на отдельный стол, где хозяйка будет наливать чай.
Воспитатель. Ну, а пока не пришли гости, предлагаю всем размяться.

б) Дыхательная гимнастика «Чайник».

Чайник наш кипит – пых – пых – пых,

Просит чай всех пить.

дети становятся в круг

Чай горячий,

Подуем на него.

Руки лодочкой подносят к губам, дуют на воображаемый чай

Ах, какой душистый,

Ароматный чай!

дети делают глубокий вдох, на выдохе проговаривают слова — «Ароматный чай»

в) Игра на внимание «Угадай, какая посуда спряталась»? 

Зашумленные изображения: на коррекцию и развитие зрительного восприятия

Воспитатель. Ребята, внимательно рассмотрите рисунок и угадайте, какие предметы спрятались?

Рис.1 рис.2 рис.3

Итог.

Воспитатель. Ребята, чему мы научили куклу Веру? (Правилам поведения за столом. Накрывать стол к чаю)

Кукла благодарит детей за помощь и за науку.

Воспитатель. А сейчас еще одна игра для вас.

а) Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Цель: учить детей внимательно слушать и анализировать, удерживать свое внимание на конкретном задании.

Воспитатель. Угадайте, что лишнее:

-Чайник, чашка, блюдце, пачка с чаем.

-Кастрюля, сковорода, доска, стакан.

-Тарелка, ложка, ножик, ваза.

б) Проводится физкультминутка – игра «Наоборот».

Цель. Развитие и коррекция внимания, координации движения, слухового восприятия.

Дети стоят в кругу. Учитель называет слово и бросает мяч ребенку. Тот возвращает мяч, называя слово – антоним. В игре должны принять участие все дети.

 И нам пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»,
Скажу я слово «высоко», (Бросает ребенку мяч.)
А ты ответишь… (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь… (близко).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь… (пол).
Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты… (нашёл).
Скажу я слово «трус»,
Ответишь ты… (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
А ты скажи… (конец).

  1. Чаепитие.

  2. Воспитатель: Ну вот, все к чаепитию готово! Расскажите мне, как нужно кушать и вести себя за столом?

  3. Дети: Кушать аккуратно, не крошить. Нельзя разговаривать во время еды. (и т. д.) (при затруднении в ответе воспитатель помогает детям).

  4. Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь все сядьте за столики и за ваши старания мы угостим вас вкусными сушками!

  5. Воспитатель: Всем приятного чаепития!

  6. Дети пьют чай с сушками. Чаепитие заканчивается.

  7. Воспитатель: А теперь нужно навести за собой порядок. Унесем блюдца и чашки на кухню.

  8. Наводим порядок.

  9. Интернет ресурсы:

  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/05/06/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-dlya-pedagogov-yuao-po

  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/14/vospitanie-kultury-povedeniya-pri-obuchenii-detey-doshkolnogo-vozrasta

  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/06/22/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-babushka-fedora-v

  • http://psylist.net/pedagog/i/devexe105.jpg рис.1

  • http://cs622118.vk.me/v622118607/191a1/KVlv41kGx3k.jpg рис.2

  • https://xreferat.com/image/71/1306607331_1.jpg рис.3

  • http://fancot.livejournal.com/678176.html м/ф «Кошкин дом»

Плейсматы или тэйблматы: описание и использование