Внеклассное мероприятие ко дню учителя
К.Утесинова, учитель русского языка и литературы средней школы №8 а. Мангистау – 5 Мунайлинского района Мангистауской области
Cценария праздника, посвящённого Дню учителя.
Цель праздника: показать свою любовь и уважение к учителям.
Сценарий праздника день учителя «Спасибо вам, учителя!»
Ход праздника
Выбегает девочка и звенит в звонок.
Девочка. Звонок на праздничный урок
Подать мне разрешили,
Ведь педагогов самых лучших
К нам в класс мы пригласили .
Вы отдохните хоть чуток,
Мы сами проведем урок!
Звенит и убегает.
В класс входят ведущие.( под музыку).
Ученица : Ты слышал – прозвенел звонок?
Ученик; Звенел ,я опоздать не мог!
Хоть опаздывать люблю,
Но в этот день не подведу.
А ты взяла журнал?
Ученица: Взяла! Ты тему прочитал?
Ученик: Да, знаю, тема нынче- «ПРАЗДНИК»
Знает даже первоклассник.
Мы славим всех учителей.
Ученица: Тогда начни урок скорей!
Ученик: Итак ,начнем.
В класс входят учащиеся.
1-й ведущий.
Строгим и ласковым, мудрым и чутким,
Тем, у кого седина на висках,
Тем, кто недавно из стен институтских,
Тем, кто поведал нам тайны открытий,
Учит в труде добиваться побед, —
Всем, кому гордое имя «учитель»,
Мы посвящаем этот праздник.
2-й ведущий. Как много праздников есть в году!
1-ученик Новый год.
2-ученик. День знаний.
3-ученик. Праздник мам.
4-ученик. День города.
5-ученик День рождения.
6-ученик День танкиста, артиллериста, пограничника…
1-й ведущий. Но есть один праздник, скромный и очень важный, — День учителя. Он отмечается в первое воскресенье октября. И хотя алфавит мы выучили давно, думаем, эта песня вам понравится.
Исполняют 1-й куплет пески «Алфавит», муз. Р. Паулса, стихи И. Резника.
1-й ведущий.
День учителя! Вслушайтесь сердцем
В эти звуки, что дороги нам.
Всем, что связано с юностью, с детством,
Мы обязаны учителям.
Учитель!
Какое прекрасное слово!
Звонком для него начинается год.
С тобою он в путь отправляется снова
И к знаниям верной дорогой ведет.
С тобою он к высям поднимается горным,
С тобою в океанской плывет глубине…
С тобою любое разделит он горе,
Победа твоя – ему радость вдвойне.
******
Научит он быть справедливым и смелым,
Научит, как друга в беде выручать,
Научит гордиться не словом ,а делом,
Упрямство излечит упорству уча.
Учитель все знает, учитель все может,
С ним рядом любая дорога близка,
Загадка природы раскрыть он поможет,
Поможет признанье свое отыскать.
*******
Светлее рядом с вами жить.
Вы ,каждый день и каждый час
Нелегкой посвятив работе,
Одною думою о нас,
Одною заботою живете-
Чтоб нами славилась земля
И чтобы честными росли мы.
********
Вошла учительница в класс,
Она как друг глядит на нас.
Не только счету и письму,
Она нас учит доброте
И строгой ,честной прямоте.
…И добра и справедлива,
Хоть и строгая на вид.
Если выйдет буква криво,
Переписывать велит.
********
В нашей школе родной
Узнаем мы с тобой,
Как с хорошею книгой дружить,
Как в труде не отстать,
Как полезными стать
И отчизной дорожить.
********
Ты повела нас по дорогам знаний,
Отдав нам много силы и труда,
А сколько приложила ты стараний,
Чтоб мы учились хорошо всегда.
********
Учитель…Как и чем измеришь
Его нелегкой добрый труд?
Нет на земле подобной шири,
В морях подобной глубины—
За все ,что лучшее есть в мире,
Благодарить его мы должны.
Учитель! Какое прекрасное слово!
Спасибо ему за любовь и за труд!
…Быстро дни пробегут,
И года протекут,—
Мы умчимся, как стаи орлят;
Мы расстанемся с ним,
Но в душе сохраним
Мы учителя взгляд.
Звучит песня «Школьные годы».
2-й ведущий. В нашей стране все профессии одинаково важны. Но одна из самых уважаемых — профессия учителя.
1-й ведущий. Учитель ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца.
2-й ведущий. Он помогает нам найти свой путь в жизни. Он учит нас доброте и справедливости,
1-й ведущий. Учит быть человеком.
2-й ведущий. Ведь это же такое счастье, что у нас есть такие учителя. (Показывают на учителей.)
1-й ведущий. А у вас есть такие ученики. (Показывает на себя.)
2-й ведущий. По всей России, во всех городах в этот день отмечают День учителя.
1-й ведущий. И не зря, потому что каждый из вас когда-то был учеником, когда-то был маленьким.
2-й ведущий. А ведь наш мир состоит из взрослых и детей.
Исполняют 1-й куплет песни «Из чего наш мир состоит», муз. Б. Савельева, стихи М. Танича.
1-й ведущий. Скажите, а какое время года самое лучшее?
2-й ведущий. Мне лично нравится лето и весна.
1-й ведущий. И все? Какой маленький выбор.
2-й ведущий. А я люблю зиму: можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.
1-й ведущий. А весна лучше: оживает природа, поют птицы, ласково пригревает солнышко; или лето: можно купаться, загорать, кататься на велосипеде.
2-й ведущий. А я, как А. С. Пушкин, люблю больше осень, особенно золотую: все одето в пышные огненные наряды.
1-й ведущий. Но осенью часто идет дождь и бывает холодно.
2-й ведущий. Это точно, но именно осенью мы поздравляем учителей с их праздником.
1-й ведущий. Да, и именно учителя вселяют в нас веру, надежду и любовь, а если очень верить, то сказка оживает.
Исполняют 1-й куплет песни «Лесной олень», муз. Е. Крылатова, стихи Ю. Энтина.
На сцену выбегает группа учеников. Они выстраиваются в линейку и по очереди начинают вдохновенно, приподнято говорить.
Первый ученик. Наши дорогие!
Второй ученик. Любимые!
Третий ученик. Уважаемые!
Четвертый ученик. Почтительные!
Пятый ученик. Обожаемые! Ненаглядные, незабвенные…..
Шестой ученик. Наши дорогие учителя!
Седьмой ученик. Мы вас любим!
Восьмой ученик. Уважаем!
Девятый ученик. Почитаем!
Десятый ученик. Обожаем! Преклоняемся, восхищаемся, восторгаемся, удивляемся..
1-й ведущий.
Сил вы нам отдаете немало
И любви — несмотря ни на что.
Как вы верите в нас! — что, пожалуй,
Верить так не умеет никто
Первый ученик. Интересно, а что бы вы написали в сочинении «Если бы я был завучем школы»?
Второй ученик. Я бы, например, удлинил перемены.
Третий ученик. Я бы устроил на них вкусные завтраки, особенно для мальчиков.
Четвертый ученик. Я бы ввел для учителей тест на чувство юмора.
Пятый ученик. А мне вообще эта тема не нравится.
Первый ученик. Что, не любишь писать сочинения?
Пятый ученик. Да нет, мне нравится тема «Хочу быть директором».
Четвертый ученик. Действительно ребята,, ведь это время не повторится никогда.
Исполняют 1-й куплет песни «Не повторяется такое никогда», муз. С. Туликова, стихи М. Пляцковского.
1-й ведущий. Наш девиз: «Стремиться ввысь, к знаниям и свету».
2-й ведущий. Не ленись, учись, трудись!
Все. Лучшие советы!
1-й ведущий. Пусть кто-то вспомнит нас когда-то.
Первый ученик. Были отличные ребята.
Второй ученик.
Третий ученик. С неизменною любовью на детей всегда смотреть.
Четвертый ученик. Мы на весь огромный свет.
Все. Всем желаем счастья!
Исполняют песню «Мы желаем счастья вам!», муз. С. Намина, стихи И. Шаферана. Дети дарят учителям цветы. Поклон.
Уход из класса.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Организационный момент | Добрый день, добрый час! Здравствуйте, дорогие дети! Я напоминаю, что меня зовут Мария Александровна, я студентка практикантка, будущий учитель, и сегодня я буду проводить у вас очень интересное мероприятие. Вы готовы? Тогда начнем! Давайте вспомним правила поведения на уроке: Не выкрикивать Отвечать с поднятой руки Не перебивать Уважать учителя и своих однокласснтков | Приветствуют учителей. Слушают. | Л-Формирование интереса к внеклассному мероприятию. -Формирование позитивного отношения к учителям, к одноклассникам, к себе. Метапредметные:
диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Р- Самостоятельно организовывать. |
II. Введение в тему | Загадки Итак, интересно, о чем же мы с вами сегодня будем говорить? В нашем мире очень и очень много разных профессий и сегодняшняя наша тема будет связанна с одной из них. Чтобы нам это узнать вам нужно выполнить некоторые задания. После каждого ответа будет открываться какая-то одна профессия и будет показываться, о ней мы сегодня будем говорить или нет. Начнем! Мастер он весьма хороший, Сделал шкаф нам для прихожей. Он не плотник, не маляр. Мебель делает… (столяр) Верно, но наша сегодняшняя тема нкиак не связана со столяром. Будем угадывать дальше. Кирпичи кладет он в ряд, Строит садик для ребят Не шахтер и не водитель, Дом нам выстроит… (строитель) Может мы будем говорить о строителях? Увы, но нет. Что же дальше у нас? Кто плывет на корабле К неизведанной земле? Весельчак он и добряк. Как зовут его? (Моряк) А может поряк? Тоже нет! На посту он в снег и в зной, Охраняет наш покой. Человек, присяге верный, Называется… (военный) Правильно, военный. Давайте по другому попробуем по-другому откадать! Перед вами набор букв и ваша задача составить слово эти слова тоже связаны с профессией,про которую мы будем с вами говорить. УКАЗКА,ДНЕВНИК, РУЧКА,КАРАНДАШ,ЖУРНАЛ,КОМПЬЮТЕР,ДОСКА,ПЕДАГОГ Верно, педагог! И именно о нем мы сегодня будем говорить! А кто же такой педагог? И почему мы сегодня будем говорить именно об этом? Какие у вас есть предположения? Конечно же! Разве вы не знали, что сегодня у нас праздник?! День учителя! И наше сегодняшнее мероприятие будет посвящено именно этой теме! | Слушают. Столяр Строитель Моряк Педагог Потому что учителя очень важная профессия и потому что сегодня праздник День Учителя. | Л- Смыслообразование -установление учащимися связи между целью мероприятия и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. -Как полученную информацию использовать в жизни. Метапредметные: К- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. Р- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. -Составление плана и последовательности действий. П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
III. Основная часть | 3.1 Беседа об учителях Ребята, учитель — одна из древнейших профессий на земле. Ещё в Древней Греции, Египте и Риме люди, почитаемые за свой ум и знания, становились учителями. И считалось великой честью стать учеником философа, постичь тайны мира. Многие считают, что учитель — это профессия от Бога. Даже не профессия — призвание. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Зачем нам учителя, как вы думаете? Кто как думает? А может кто-то из вас хочет стать учителем? Видеоролик Я хочу показать вам один интересный и очень хороший видеоролик об учителях. Давайте с вами будем соблюдать тишину и уважать друг друга. Ребята, вам понравился ролик? Знаете, все профессии очень важны в нашем мире. Каждая профессия уникальна, но сегодняшний день посвящен профессии учителя. Это очень сложная, трудная, но очень интересная профессия. Вы сейчас второй класс, и у вас еще не так много учителей, но когда вы пойдете в 5 класс, каждый предмет будет вести отдельные преподаватели, и у вас появится очень-очень много учителей. А какие праздники вы знаете? • На какие группы делятся эти праздники? (Государственные, семейные, религиозные) Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной большой группой праздников. Это праздники профессиональные. • Как вы думаете, почему они носят такое название? (Это праздники, посвященные людям какой-либо профессии) • А какие профессии вы знаете? Но сегодня мы поговорим о профессии учитель. 3.3 Праздник День Учителя Ежегодно 5 октября в более 100 странах свой праздник отмечают учителя, который был учрежден в 1994 году как Всемирный день учителя. Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования — день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества. 3.4. «Учат в школе» Ребята, давайте послушаем с вами песню «Учат в школе», и ответим на вопрос : чему же учат в школе? 3.4Филворд «Предметы» Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, перед вами филворд, внутри которого спрятались названия учебных предметов. Некоторые у вас есть уже сейчас, а некоторые будут только в старших классах. Давайте будем искать слова. А давайте сосчитаем, сколько преподавателей вас сейчас учат? А как же их зовут? А какой учитель проводит с вами время намного больше, чем другие учителя? Конечно же, это ваш классный руководитель – Елена Евгеньевна! Она проводит с вами очень много времени изо дня в день. Именно она решает все ваши конфликты, она вас учит, выслушивает, дает советы. Она помогает вам познать что-то новое. 3.5 Физкультминутка А теперь пришло время чуть-чуть размяться! Давайте встанем все из-за парт и будем смотреть на меня и повторять физкультминутку! Шагаем на месте, наклоны головы в сторону, разминка глаз, давайте потянемся в верх. Молодцы, надеюсь вы немного отдохнули, а теперь садимся на места. 3.7 Комплименты на букву Ребята, знаете ли вы, что такое комплименты? Как вы думаете? Верно, комплименты – это какие-то приятные слова, которые мы говорим какому-то конкретному человеку. Повернись к своему соседу и скажи ему одно приятное слово, то есть комплимент. Отлично, молодцы, как здорово у нас получилось! А давайте мы с вами поиграем в одну игру, которая называется «Комплименты на букву!» Я вам буду задавать букву, а вы должны придумать на нее приятные слова и сказать их Елене Евгеньевне! Например буква «З». Елена Евгеньевна, вы очень ЗАБОТЛИВАЯ! Поняли, как в нее играть? Буквы: л, у, к, с, т, д, м, в Поднимайте руку, и я буду вас спрашивать. 3.8 Плакат «Сказочные пожелания» Ребята, как вы видите, на доске висит плакат. Сейчас каждый из вас на сердечке,которое я вам раздам, напишет учителю свое пожелание, но не простое оно должно быть связано с лучшими качествами сказочного героя. Например: я желаю, чтобы Елена Евгеньевна была такая же счастливая и удачливая, как Иван-Царевич. И мы приклеим ваши пожелания на плакат их. У нас получится красивый подарок для вашей учительницы. Итак ,пишем. | Слушают рассказ об учителях. Отвечают на вопрос Учителя нам нужны, чтобы учить нас чему-либо. Чтобы работать в школах. Смотрят видеоролик Да, понравился! Слушают учителя. перечисляют Слушают рассказ о празднике «День учителя!» Отгадывают филворд Считают, сколько учителей преподают у них на данный момент. Называют их имена. Выполняют физультминутку. Комплименты — это хорошие и приятные слова, которые мы говорим человеку! Делают комплименты друг другу. Называют комплименты на разные буквы, заданные учителем. Буквы: л, у, к, с, т, д, м, в Делают плакат «С Днем Учителя!» | Л- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». -Стремление к получению новых знаний, мотивация детей на совершение добрых поступков. -Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь Метапредметные:
-Умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. -Строить небольшие монологические высказывания. -Формировать умение договариваться, умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение. -Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. -формирование вербальных и невербальных способов коммуникации. Р- Умения организовывать свою деятельность. П- Умения результативно мыслить и работать с информацией, полученной на мероприятии. -Применять правила поведения в школе в своей жизни. -Находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и информацию полученную ранее. |
IV. Заключение | Итак, ребята, посмотрите, какой у нас получился плакат-поздравление Елене Евгеньевне! Давайте хором скажем «С Днем Учителя, Елена Евгеньевна!». Отлично! Ребята, как вы уже поняли, мы не зря говорили о учителях целый урок. Сегодня очень важный день, праздник великих людей, праздник учителей. В этот день вы должны поздравить всех своих учителей им будет это очень приятно. Что вам понравилось в сегодняшнем мероприятии? Что вам было больше всего интересно? Молодцы, большое спасибо вам за это мероприятие! | Слушают. Отвечают. Отвечают, что им понравилось и запомнилось больше всего из сегодняшнего мероприятия. Прощаются. | Л-Развитие рефлексии -развитие анализа своей работы и работы своих товарищей. Метапредметные: К-Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации. Р- Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своей работы. -Ученик осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. П- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
10 удивительных идей для празднования Всемирного дня учителя в 2022 году
Всемирный день учителя в 2022 году, принятый Международной организацией труда и Рекомендацией ЮНЕСКО о статусе учителей, отмечается 5 октября и подчеркивает права и обязанности учителей. Хотя это день, посвященный учителям и их работе, он также продвигает права детей и доступ к образованию.
Всемирный день учителя, посвященный теме этого года «Преобразование образования начинается с учителей», дает хорошую возможность осознать огромное влияние, которое учителя оказывают на жизнь учащихся и вносят свой вклад в их образование.
10 идей для празднования Всемирного дня учителя 2022
Всемирный день учителя отмечают по-разному в разных странах мира. Однако каждый учитель, ученик, родитель или член сообщества чествует учителей, выражая благодарность и признательность.
Читайте дальше, чтобы узнать, как вы можете поздравить учителей в этом году:
3 идеи для учителей
Как учитель, я знаю, что вы посвящаете много времени своей работе. В этом году отпразднуйте это, работая над собой и своими отношениями со своими учениками. Вот три вещи, которые вы можете рассмотреть:
1. Не забывайте уделять время себе. Заботьтесь о своем здоровье и делайте то, что делает вас счастливым. Пусть это 5 октября станет началом года заботы о себе. Вы можете попробовать эти расслабляющие занятия, которые могут стать привычкой для хорошего самочувствия.
2. Пусть студенты могут задавать вам любые вопросы, связанные с вашей работой . Вы можете назвать это «Интервью со своим учителем» или перейти к тренду AMA (Спроси меня о чем угодно). В зависимости от возраста ваших учеников адаптируйте ответы, чтобы показать, что ваша работа имеет решающее значение для любого хорошо функционирующего общества. У вас есть возможность вдохновить студентов и изменить точку зрения с недооцененной работы на работу, которая меняет умы и характеры на благо человечества.
3. Пусть ваши ученики будут учителями в классе. Это упражнение по смене ролей позволит учащимся заглянуть в жизнь учителя и по-новому взглянуть на то, что значит быть собой. Я часто делаю это в своем классе, и мои ученики впечатлены или удивлены тем, что нужно для преподавания в классе. Некоторые понимают, что сами хотят стать учителями, а другие уходят с большей благодарностью к работе учителей, обещая в будущем относиться к ним с большим пониманием и уважением. Узнайте больше об этой стратегии обучения в разделе «Подробнее».
Подробнее: Агентство приемных учеников с помощью этих онлайн-инструментов
3 Идеи для учащихся
По моему опыту, понимание того, что учитель делает и чувствует каждый день, является инструментом вовлечения, что также обогащает учебный процесс. Вот несколько идей для учащихся:
1. Создайте альбом для вырезок. Это может быть проект в Book Creator или презентация в PowerPoint с вашими любимыми воспоминаниями о вас и вашем учителе. Таким образом вы покажете им, что цените каждый опыт, которым вы поделились, и хотите дорожить воспоминаниями, которые вы создали вместе. Вы никогда не знаете, что ваши учителя могут добавить к вашему проекту (старые фотографии, документы, заметки, которые они сохранили), превратив этот момент в путешествие по закоулкам памяти.
2. Соберите видеосвидетельства всех учащихся, в которых вы выражаете свою признательность. Поблагодарите учителей за то, что они сделали для вас и ваших одноклассников. Будьте конкретны и кратки, убедитесь, что видео не длиннее трех-пяти минут. Ваше финальное видео может быть адресовано одному из ваших учителей или нескольким учителям. Отправьте им видео, поделитесь им в социальных сетях и покажите в классе или на школьном мероприятии, посвященном Всемирному дню учителя, чтобы запечатлеть их реакцию. Удивив их искренними сообщениями, вы испытаете лучшее чувство в мире, делая их день и год.
3. Устройте представление для учителя. Продемонстрируйте свой талант в пении, рисовании, актерском мастерстве, танцах и т. д. У вас могут быть предварительно записанные видеоролики, на которых ученики демонстрируют различные навыки, к которым вы также можете добавить небольшую выставку поделок, которые вы сделали для своего учителя. Еще лучше, если вы научились одному или нескольким навыкам у своего учителя. Это даст им чувство выполненного долга и гордости помимо вдумчивого удивления.
Подробнее: Неделя признательности учителям 2022 идеи: 22 способа отметить учителей в своей жизни
3 Идеи для родителей и сообщества
Отношения между родителями и учителями очень важны, равно как и участие всего сообщества. Почему бы не воспользоваться этой возможностью для укрепления вашего сотрудничества?
1. Спросите своих учителей, что им нужно, чтобы они могли обеспечить наилучшую среду обучения для ваших детей. Будь то покупка расходных материалов или участие в Дне карьеры, постарайтесь улучшить процесс обучения, который учителя создают для учащихся.
2. Учителя должны периодически посещать программы повышения квалификации. Если вы или ваше сообщество можете, предоставьте им средства для участия в этих программах или приобретите материалы, которые помогут им в этом вопросе. Это также приносит пользу студентам в долгосрочной перспективе.
3. Организуйте большое мероприятие в своей школе или районе, чтобы поблагодарить учителей. Это может быть пикник, парад, конкурс классных украшений, посадка дерева в их честь или художественная роспись мелом.
Подробнее: Облегчение жизни педагогов к Всемирному дню учителя
Бонусная идея
Почему бы не извлечь максимум пользы из виртуального мира и не использовать его ресурсы, чтобы отблагодарить учителей? Вы можете отправлять им онлайн-открытки, сообщения, фотографии, бесплатный доступ к ресурсам и т. д. Пригласите других членов сообщества сделать то же самое и создать волну онлайн-сюрпризов с благодарностью для своих учителей.
Как вы отмечаете Всемирный день учителя 2022?
5 октября давайте найдем время поблагодарить учителя. Это не обязательно должно быть что-то серьезное: послание, цветы или подарок, сделанный своими руками, — всегда хороший выбор. Отмечая Всемирный день учителя любым способом, вы почувствуете удовлетворение, показав своим учителям, насколько они дороги вам.
празднования, борьба и настоятельный призыв к правительствам поднять статус профессии
Всемирный день учителя: празднование, борьба и настоятельный призыв к правительствам повысить статус профессии
5 октября мировое образовательное сообщество отметило Всемирный день учителя, отметив основополагающую роль педагогов в демократическом обществе. Организация Education International призвала все правительства активизироваться и внести свой вклад: инвестировать в учителей, привлекать учителей, ценить и уважать учителей как незаменимых профессионалов в основе образования.
Всемирный день учителя проводится ежегодно в честь учителей всего мира. Он посвящен годовщине принятия в 1966 году Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о статусе учителей, которая устанавливает ориентиры в отношении прав и обязанностей учителей, а также профессиональные стандарты для них.
Кроме того, в 1997 году была принята Рекомендация о статусе преподавательского состава высших учебных заведений.Лидерство учителей в преобразовании образования было темой Всемирного дня учителя в этом году: преобразование образования начинается с учителей. Всемирный день учителя 2022 года, организованный совместно Education International, ЮНЕСКО, Международной организацией труда и ЮНИСЕФ, направлен на то, чтобы привлечь внимание к работе учителей и призвать правительства повысить статус профессии учителя.
Education International представила учителей на официальном мероприятии, которое состоялось в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, Франция. В своем вступительном слове Дэвид Эдвардс, генеральный секретарь Education International, заявил: «Учителя-трансформаторы — это больше, чем просто основа образования. Они являются бьющимся сердцем, которое поддерживает жизнь и здоровье школ. То, как общество относится к своим учителям, отражает то, насколько общество ценит свою молодежь».
Борьба учителей, которые в настоящее время подвергаются нападкам за защиту демократии по всему миру, также была отмечена Эдвардсом: «Украинских учителей похищают и заставляют преподавать альтернативную реальность. В Афганистане учителя, требующие, чтобы их ученицы вернулись в школу, подвергаются притеснениям и арестам. В некоторых частях Западной Африки учителя становятся мишенью, если они не могут прочитать религиозный отрывок. В Гонконге учителя потеряли право на объединение, потому что они поддерживали требования своих учеников о демократии и самоуправлении. В Иране смелые учителя отстаивают основные права и достоинство человека перед лицом жестокого и бессовестного насилия. В Ливане учителя, работающие в несколько смен в школах, обучающих беженцев, изо всех сил пытаются заработать достаточно денег, чтобы оплатить проездной на школьный автобус».
Антония Вульф, директор по исследованиям, политике и защите интересов организации Education International, подчеркнула, что настоящая трансформация требует от правительств решительных действий по решению глобальной проблемы нехватки учителей. Это должно быть сделано путем повышения привлекательности учительской профессии за счет достойных условий труда, повышения статуса учителей и, что наиболее важно, доверия к педагогическому опыту учителей, их знаниям и управлению классом.
Учителя и их союзы меняют образование
В рамках темы «Учителя меняют образование» организация Education International провела онлайн-мероприятие, посвященное Всемирному дню учителя, которое провела заместитель генерального секретаря Халдис Холст. Вебинар предоставил представителям профсоюзов работников образования возможность собраться вместе из разных стран, отметить свои достижения, подвести итоги обязательств, принятых на Саммите Организации Объединенных Наций по преобразованию образования, и вместе выработать стратегию дальнейших действий.
Чтобы действительно изменить образование, членские организации Education International подчеркнули необходимость того, чтобы правительства инвестировали в учителей, гарантировали трудовые права и хорошие условия труда, привлекали учителей к процессу принятия решений и доверяли их педагогическому опыту.
Необходимость критической педагогики, воплощенная в вдохновляющей работе Пауло Фрейре, была отмечена как ключевой элемент преобразования образования и общества.
Президент Education International Сьюзан Хопгуд заявила: «Саммит по преобразованию образования стал первым шагом на пути к увеличению финансирования образования. Но нам нужно сохранить импульс и обеспечить, чтобы финансирование было направлено туда, где оно больше всего необходимо — не на новые технологии и не на новые государственно-частные партнерства, а на то, чтобы у каждого ребенка был хорошо подготовленный и квалифицированный учитель».
«Несмотря на наши проблемы по всему миру, мы знаем, что наша профессия оптимистична, и у нас есть солидарность и организованная сила, как профсоюзы, чтобы вместе создавать лучшее будущее».
Возрождение профессии учителя в Африке
Региональный директор Education International в Африке Деннис Синьоло представил мнение африканских учителей на континентальном симпозиуме по исследованиям и инновациям в области образования, организованном Глобальным партнерством в области образования в Аддис-Абебе, Эфиопия.