Сценки на тему экология: Короткие веселые сценки по экологии для дошкольников на 5 минут

МАОУ «СОШ №24» г. Пермь

Общероссийское экологическое общественное движение

Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»

8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

[email protected]

Связаться по WhatsApp
Корпоративная почта

Проекты «Зеленой России»

Субботник

Экологические стандарты

Спецпроект «Лес Победы»

Фарм Консалтинг

Экопроект Зелёной России экопосёлок «Вазузские Просторы»

Зеленые Пионеры

«Сад Памяти» (Мемори Энималс)

Анатолий Карпов

Центр компетенций Российский фонд «ТЕХЭКО»

  • Главная
  • Лес Победы
  • Конкурсы 2017
  • Конкурс «Лучший сценарий проведения»
  • МАОУ «СОШ №24» г. Пермь — На лучший сценарий проведения
Голосование завершено

777

Сценарий торжественного открытия Всероссийского Экологического субботника « Зелёная Россия»

МАОУ «СОШ № 24» г. Пермь

2 сентября 2017 год

Цели и задачи мероприятия:

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
  • ориентировать детей на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде – как нормы жизни;
  • повышать готовность детей к участию в экологически ориентированной деятельности.

Развивающая:

Формирование интереса к труду, желания трудиться, желание беречь природу, развивать навыки трудовой деятельности.

Коррекционная:

коррекция трудовых навыков, внимания, крупной и мелкой моторики, через общественно полезный труд.

Оформление:

Символика «Зелёная Россия!», плакаты с лозунгами: «Все на субботник!», «Ни дня без доброго дела для школы!».

Оборудование:

Перчатки, пакеты для мусора, метлы, грабли, носилки, ТРУДОВЫЕ ПАСПОРТА, цветные мелки, ноутбук, колонки.

Тип занятия: Трудовой десант.

Целевая аудитория: дети начального, среднего и старшего звена школы, учителя

Место проведения: пришкольная территория

Действующие лица:

Ведущие, учителя – экологи, Агитбригада школы «Новое поколение»

Ход мероприятия:

Данное мероприятие проводится на территории МАОУ «СОШ №24» г. Перми. Организаторами являются заместитель директора по УВР Лукьянченко И.М., Агитбригада школы «Новое поколение» (учащиеся 2 – 8 классов), ответственный преподаватель за экологические мероприятия в школе Биряльцева Е.А. В празднике принимают участие обучающиеся 2 – 9-х классов, их родители и классные руководители.

1. Торжественная часть праздника (выступление агитбригады — стихи, песни, танцы; вручение Трудовых паспортов классам,)

2. Трудовой десант (по уборке территории вокруг школы 2 – 9 класс)

3. Конкурс рисунков на асфальте «Чистая планета — в цветы она одета!»

(Начало праздника: общее построение для обучающихся 2-9 классов, их родителей и учителей)

Торжественная часть (Выступает Агитбригада, Ведущие из состава Агитбригады)

(Флэш-моб «Я, ты, он, она…»)

Заканчивают танец словами:

Вместе: Я, Ты, он, она — Вместе дружная семья,

Ты – дружище! Я – дружище!

Станет мир вокруг нас чище!

1 Вед: Уважаемые ребята, учителя, родители, жители нашего микрорайона!

2 Вед: Сегодня мы с Вами собрались все вместе, чтобы ещё раз поговорить о нашей Зелёной планете!

Вместе с Агитбригадой: Только вместе, только дружно,

Помогать природе нужно!

1 Вед: Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра. Настоящее чудо – это доброта.

2 Вед: Если человек привыкнет бережно относиться к своей планете, то чудеса будут окружать его повсюду. Главное выбрать правильную дорогу…

Вместе с Агитбригадой: А какую дорогу выбрал ты?

(Исполняют Песню «Дорогою Добра»)

1 Чтец: Дорогие ребята! Все мы знаем, что Земля – наш общий дом. С самого рождения нас окружает природа – деревья, травы, воздух и вода.

2 Чтец: Мы живём в этом мире, и то какой он есть и каким он станет в будущем, зависит только от нас. Природа очень ранима и требует к себе бережного отношения.

3 Чтец: Когда-то знаменитый биолог–садовод И.В.Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача».

4 Чтец: И человек начал «брать»: вырубать леса, перепахивать поля, поворачивать реки вспять, перегораживать их плотинами.

5 Чтец: Экологическая обстановка на Земле стала ухудшаться: загрязняется воздух и вода в морях, реках и даже океанах, всё меньше становится на земле чистой воды для питья, гибнут птицы и животные, исчезают растения.

6 Чтец: Берегите Россию – Нет России другой,

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце, это хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

7 Чтец: Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Вместе — Берегите Россию — нет России другой!

(Поют песню «То берёзка, то рябина» 1 и 4 куплет, исполняется танец)

Завуч — Общероссийское экологическое общественное движение (ОЭОД) «Зеленая Россия» в рамках Года экологии выступило с инициативой проведения Всероссийского экологического субботника. В этом году он проводится в пятый раз. В наших силах сделать его рекордным и мировым!

Сегодня от Салехарда до Калининграда миллионы Россиян выйдут на Генеральную уборку страны! И наша школа присоединяется к этим миллионам!

Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия» — это шанс для каждого стать неотъемлемой частью большого хорошего дела и подарить миру новый рекорд! А еще это конкурс и премия «Экологический Оскар»!

1 Вед. Цель субботников – объединить всех, кого волнуют вопросы экологической безопасности, кто считает себя Патриотом своей Родины!

2 Вед. Каждый человек должен беречь окружающую среду:

(выходят 2 классники – с плакатами и читают по очереди —

1. — не разбрасывать мусор,

2. — не ломать деревья,

3.- не жечь костры в неположенном месте,

4.- заботиться о братьях наших меньших.

Например, мы можем с вами, ребята, поддерживать порядок на нашем школьном дворе.

(выходит Агитбригада с граблями, мешками, лопатами, мётлами — под речёвку:

К -Раз — два

Отряд — Три – четыре

К — Три – четыре

Отряд – Раз – два

К – Кто шагает дружно в ряд?

Отряд – Это трудовой десант!

На субботник мы идём,

У школы мусор соберём!

(показывают сценку – Сценка «Уборка территории»)

(Изображают кто как будет собирать мусор)

А как ты будешь прибирать?

— Я вот так и вот так (раскидывает)

-Неправильно ты делаешь, Дружок,

-Надо всё сложить в мешок!

-И граблями подскрести,

-В траве нам мусор не найти!

-Можно даже подмести

-И лопатой подскрести!

1 Вед: Школа! К субботнику все готовы?

2 Вед: Сегодня Вы не просто классы – Вы зелёные отряды! И поэтому сейчас мы проведём перекличку отрядов и вручим Вам Трудовые паспорта на этот учебный год! Лучшие классы по номинациям будут отмечены на Школьном Оскаре!

1 Вед: Начинаем перекличку:

Например, Отряд «КМС» к субботнику «Зелёная Россия» готов?

Ваш девиз? (выходит командир и получает трудовой паспорт (в паспорте на листке бумаги «экологическая кричалка», для того, чтобы, когда будет проходит конкурс отряд смог прокричать вторую часть в ответ Агитбригаде, которая будет говорить первую часть) И так все классы!

(Идёт перекличка отрядов и вручение Трудовых паспортов)

1 Вед: Трудовые паспорта получены и перед работой проверим

у какого класса лучший трудовой настрой!

2 Вед: Конкурс «Экологических Кричалок», Агитбригада говорит вам первую часть «Кричалки», а Вы все вместе, своим отрядом вторую часть, она у вас подчёркнута красным фломастером.

1.Природа удивительно прекрасна, люби её и не губи напрасно!

2.Бережём природу — бережём и родину свою.

3.Каждый, кто природу любит, счастлив пусть и весел будет!

4.Мы должны беречь планету, ведь другой подобной нету!

5.Кто природу бережёт, тот в ладу с собой живёт!

6.И в огонь пойдём, и в воду с тем, кто бережёт природу!

7.Чистота нам говорит: Путь к спасению открыт!

8.Чистое будущее — в чистом настоящем!

9. В чистой воде — отражается лучшее.

10.Чистая природа — крепкое здоровье.

11. Все леса — дом для животных. Веди себя как гость. 12.Хочешь отдыхать в чистом месте — убирай за собой! 13.Говорит прозрачно» еще не значит «думает чисто!

14. Убирая убирай, да не мусори.

15. Грязную душу — «Фэри» не отмоешь.

16. Держи землю, воздух и воду — в чистоте.

17. Думать о будущем — помнить о настоящем.

18. Твой мусор падает — в душу города!

19. Здоровье души — в ее чистоте.

20. Сначала экология, потом идеология.

21. Сделай планету чище — начни с себя.

22. Исцели Землю — любовью и заботой.

23. С чистыми мыслями — в светлое завтра!

24.Мы здоровье бережем — в чистом городе живем.

25.Посади дерево — дыши вместе с планетой.

26.Один за всех — и все за чистоту!

27.Небо без дыма — подушка твоей безопасности.

28. Очисти помыслы свои — Земле помощники нужны.

29. Макулатуру собирая – мы деревья сберегаем!

1Вед: Все готовы, молодцы!

План такой у нас друзья:

2 Вед: Территорию убрать – это «раз»!

Рисунок мелом нарисовать – это «два»!

А на «три» все встанем дружно, фото общее нам нужно!

На «четыре», скажем «Мы и «Зелёная Россия»!»

А на «пять», кто захочет будет снами танцевать!

(Агитбригада поют песню на мотив «Пусть бегут неуклюже…»)

Пусть всегда светит солнце,

Зеленеют поляны,

Пусть всегда будет чистой река,

Пусть цветы расцветают,

Распускаются листья,

А по небу плывут облака.

Припев: Этот мир был нам подарен,

Миллионы лет назад,

2 раза -Сохранить природу нашу,

Просим всех ребят!

На красивой планете,

Будет радостно детям,

Любоваться на лес и поля,

Сбережём для себя мы,

Для друзей и для мамы,

Дом, что мы называем Земля!

Припев: тот же.

1 Вед. Дорогие учителя, ребята, уважаемые родители, мы предлагаем вам начать наш экологический субботник!

2 Вед. Сегодня мы не просто будем убирать пришкольную территорию, а проведём конкурс «Кто быстрее и полнее наполнит мешок мусором со своего участка?» Сбор на линейке, объекты принимает Заместитель директора по хозяйственной части Дружинина Елена Анатольевна.

(Выдача мешков под мусор)

1.Все идут работать на свои объекты (схема уборки прилагается). Звучат весёлые песни)

Сбор с заполненными мусором мешками на линейке, проверка территории.

1 Вед. Посмотрите, ребята, какая замечательная картина у нас получилась! Какая везде Чистота!

2 Вед. Дорогие ребята! Давайте поддерживать чистоту и уют в нашей школе и классах, на своих улицах и в нашем городе. И тогда завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.

1 Вед: Давайте сделаем общее фото на память о нашем участии во Всероссийском субботнике «Зелёная Россия»

(Делается ОБЩЕЕ ФОТО всех участников субботника «Зелёная Россия»)

2 Вед: Кто сильно устал и хочет взбодриться,

Предлагаю к Флэш-мобу присоединиться!

(под начальные аккорды «Габриэль» Агитбригада скандирует:

АГИТБРИГАДА: Если любишь край родной, Береги природу

Для потомков сохраним, Чистый лес и воду!

(Флэш-моб «Габриэль»)

Заканчивают Флэш-моб скандируют –

Зелёная Россия – Любимая Страна!

1 Вед: Ребята, вы славно потрудились, до встречи на Празднике Осени, на котором подведём итоги Субботника «Зелёная Россия» за этот месяц!

После все идут на конкурс рисунков на асфальте перед школой «Чистая планета — в цветы она одета!»


ноутбук, звукоусилитель, колонки

Отправлен сертификат:Конкурс «Лучший сценарий проведения»

с помощью социальных сетей

для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Экофестиваль для дошкольников прошел на Камчатке (Фото)

Активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) провели экологический фестиваль «Камчатка – наш дом» для дошкольников, сообщили агентству «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в ОНФ. 

Фестиваль, который они организовали вместе с представителями региональной Общественной палаты и Всероссийского общества охраны природы. Прошел на базе детского сада №1 Петропавловска-Камчатского. 

Свое сценическое творчество на тему защиты окружающей среды представили восемь детсадов. Более двух десятков учреждений из разных городов и районов края прислали тематические плакаты и поделки, а также программы и проекты, призывающие беречь природу и ответственно подходить к использованию ее ресурсов.  

«Фестивалю в этом году исполнилось 25 лет. Уже четверть века он служит делу экологического просвещения детей и взрослых. Дошкольники, работая над своими творческими проектами, познают хрупкость и уязвимость природы, необходимость ее защиты. И их призыв обращен ко взрослым, которые в большей степени ответственны за ее состояние», – рассказала модератор региональной тематической площадки ОНФ «Экология» в Камчатском крае, представитель региональной общественной палаты Тамара Куринова. 

Она отметила, что особенностью этого фестиваля является зрелость детских работ: «Дети не просто рисуют картины природы. Практически в каждой работе содержится призыв – береги природу Камчатки. А креативность и художественные способности юных авторов – как всегда, на высоте», – подчеркнула она. 

Не меньшие таланты продемонстрировали участники сценического этапа. Они пели песни, читали стихи, показывали сценки. Некоторые использовали традиционные камчатские мотивы.  

Воспитанники детского сада № 12 представили фантазию под названием «Разговор в тундре». Ребята с помощью костюмов перевоплотились в животных, обитателей тундры. Сидя в кругу, каждый из них пожаловался на то, что деятельность людей наносит урон среде их обитания. Выступление закончилось призывом беречь природу, которая является домом для животных и растений. 

Оценивали выступления участников детское и взрослое жюри в составе экологов, общественников и представителей профильного министерства. В состав детской коллегии вошли участники экологического марафона. Начиная с 15 апреля под эгидой Народного фронта и Общественной палаты Камчатского края подростки провели целый ряд субботников, очистили парки и скверы, места массового отдыха горожан. 

«Мне интересна тема экологии. Это действительно проблема нашего современного общества. Мы не следим за нашей природой и только усугубляем проблему. Я сама стараюсь не мусорить и в последнее время в магазинах прошу не класть продукты в дополнительный пакет. Очень хочу, чтобы такое поведение стало нормой среди сверстников», – поделилась юный эколог Дарья Буракина. 

В финале все участники получили благодарственные письма, грамоты и памятные подарки. Специальным призом организаторы отметили семью Филипповых, которая изготовила к фестивалю уникальную поделку – деревянную книгу о Камчатке. Вручая ее, заместитель председателя президиума Камчатского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» Лидия Ганова отметила, что все проблемы решились бы сами собой, будь больше таких неравнодушных и творческих семей. 

Фото предоставлены пресс-службой регионального отделения ОНФ

Руководство по курсовой работе

Habitats | Тейт

Студенческий ресурс

От искусства о домашней жизни к искусству, освещающему влияние изменения климата и загрязнения на естественную среду обитания

Введение

Что такое среда обитания? Среда обитания – это дом или окружающая среда, где живут люди, животные, рыбы и растения. Наша планета также является средой обитания. За ним нужно тщательно ухаживать, чтобы сохранить растения, животных и насекомых, а также нас самих и будущие поколения!

Места обитания человека

Домашняя жизнь

Что для вас значит «дом»? Место, где ты живешь? Ваша семья? Предметы и вещи, которыми вы себя окружаете, которые делают вас счастливыми? Домашние интерьеры и сцены из семейной жизни — популярный сюжет в искусстве.

Посмотрите на эти две сцены семейной жизни дома. Что картины говорят вам об этих местах обитания и семьях, которые в них живут? Как бы вы описали свою домашнюю жизнь?

Обычная жизнь: кофе, фритюрница и постель!

Эдуар Вюйар был художником-импрессионистом. Хотя сейчас импрессионизм может показаться немного ручным, импрессионисты были радикальным движением в конце девятнадцатого века. Они решили рисовать и раскрашивать повседневные сцены людей в их домах, на работе, в барах и кафе. (В то время искусство должно было изображать классических героев и исторические и библейские сюжеты. )

Пьер Боннар
Кофе (1915)
Тейт

Картина Пьера Боннара Coffee 1915 — знакомая домашняя сцена, хотя она была написана более ста лет назад. Кто-то пьет кофе (возможно, за завтраком) и разговаривает со своей собакой. Боннар сделал множество набросков для этой картины, запечатлев детали комнаты и спланировав композицию, продумав, что он будет включать и куда все пойдет.

В 1950-х годах такие художники, как Джон Брэтби и Джек Смит, также рисовали домашнюю жизнь и прославляли жизнь простых людей и места, где они жили.

Джон Братби
Натюрморт с Чипом Фрайером (1954)
Тейт

© Поместье Джона Братби. Все права защищены 2020 / Изображения Бриджмена

Один критик описал их работу как включающую:

всевозможная еда и питье, всякая утварь и инвентарь, обычная простая мебель и даже детские подгузники на очереди. Все, кроме кухонной раковины — кухонная раковина тоже.
Дэвид Сильвестр

Этот комментарий привел к тому, что эти художники стали известны как «художники кухонных раковин».

Что ваша спальня говорит о вас? Как и The Kitchen Sink Painters, Трейси Эмин интересуется созданием произведений искусства, которые исследуют и отражают ее жизнь. Ее инсталляция My Bed 1998 воссоздает беспорядок и беспорядок в ее комнате в то время, когда она чувствовала, что ее жизнь превратилась в беспорядок.

Трейси Эмин
Моя кровать (1998)
Предоставлено The Duerckheim Collection 2015

© Трейси Эмин

Моя кровать позволяет нам заглянуть в очень личную среду обитания художницы, а также заглянуть в ее чувства и эмоции.

В 1998 году у меня был полный, абсолютный срыв, и я провел четыре дня в постели; Я спал и был в полубессознательном состоянии. Когда я в конце концов встал с постели, я выпил немного воды, вернулся, посмотрел на спальню и не мог поверить своим глазам; этот абсолютный беспорядок и распад моей жизни.
Трейси Эмин

Снято на камеру

Фотография — идеальный способ запечатлеть мимолетные моменты человеческой жизни и домашней жизни. В своей серии « телевизионных портретов » Пол Грэм показывает людей, делающих что-то очень знакомое — сидящих или бездельничающих на диване перед телевизором.

Вольфганг Тильманс
Штрюмпфе (2002)
Тейт

© Вольфганг Тильманс, предоставлено Морин Пейли, Лондон

Вольфганг Тильманс
Фальтенвурф (оливковый) (1996)
Тейт

© Вольфганг Тильманс, предоставлено Морин Пейли, Лондон

Вольфганг Тильманс выбрал для своей серии домашних натюрмортов самые скромные и невероятные детали человеческого обитания, в том числе груду носков и одежду, сохнущую на батарее! Снятые на камеру скучные детали становятся чем-то важным.

Джефф Уолл тоже часто фотографирует, казалось бы, обычные вещи. Но если представить их в большом масштабе, подсветив лайтбоксами, то они выглядят как кадры из фильма. Вид из квартиры 2004-5 показывает обычную гостиную. Гладильная доска, телевизор, стопки журналов и чайник чая — вот предметы повседневного обихода, содержащиеся в нем.

В комнате преобладает вид из окна на индустриальный городской пейзаж. Мельчайшие детали закрытой домашней жизни контрастируют с обширной городской сценой снаружи, изображением более широкой среды обитания человека — города. Вертикальные и горизонтальные линии внутри квартиры искусно перекликаются с сетью линий, образующих сцену снаружи.

Донесение сути: рассказы и сообщения

Семейная жизнь не всегда традиционна или счастлива. На фотографиях Сары Джонс изображены молодые женщины в интерьерах. О чем вам говорят фотографии?

На одном уровне они выглядят как обычные изображения домов высшего среднего класса. Но отстраненное выражение лиц девушек и контраст между их небрежными позами и первозданным интерьером производят тревожное впечатление. Есть настроение несчастья и скуки.

Кэти Уилкс Без названия 2013 Вид установки

Кэти Уилкс также создает тревожную домашнюю обстановку. Об этом свидетельствуют развешенные ткани и коллекции предметов повседневной жизни. Фигурки манекенов обитают в этих пространствах. Места обитания кажутся хрупкими и временными. Они предлагают истории, одновременно загадочные и несчастливые, и отражают более широкие проблемы общества.

Ричард Гамильтон также использует тему человеческой среды обитания, чтобы комментировать общество. Его коллаж Что же отличает современные дома? — это ремейк и обновление культового коллажа в стиле поп-арт, сделанного Гамильтоном в 1956 году. Оригинальный коллаж состоит из изображений, взятых в основном из американских журналов. Он использует юмор и иронию, чтобы прокомментировать потребительство (желание людей покупать много вещей). В обновленной версии он заменил содержимое среды обитания 1956 года изображениями, касающимися проблем и тем, которые были в центре внимания в 1990-х годах. К ним относятся эпидемия СПИДа, высокотехнологичные гаджеты, такие как компьютеры и микроволновые печи, и фаст-фуд.

Если бы вы создавали коллаж, изображающий дома людей и важные проблемы сегодняшнего дня, что бы вы включили?

Узнайте больше о жизни дома

Левый Верно

Здания, улицы и сооружения

Дэвид Хефер
Олбани Флэтс (1977–199)
Тейт

© Дэвид Хефер

Алекс Кац
Ночной город (1998)
КОМНАТЫ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ Тейт и Национальные галереи Шотландии

© Алекс Кац

City Night 1998 Алекса Каца и Albany Flats 1977-9 Дэвида Хефера показывают многоквартирные дома. Хотя произведения искусства изображают огромные здания, они отражают индивидуальную жизнь людей, которые там живут. На картине Каца в окнах свет, а в квартирах в Олбани разноцветные шторы.

Кац и Хефер нарисовали сообщества людей, живущих друг на друге (буквально!). Айвор Абрахамс создает совершенно иной взгляд на нашу среду обитания в своей серии гравюр Участки частной жизни . Он показывает постройки пригородов, дома, заборы и аккуратно подстриженные живые изгороди, которые люди ставят для защиты своей частной жизни. Ярко окрашенные принты намекают на образ жизни, который кажется идеальным, но в то же время фальшивым, слегка пугающим и изолированным.

Иглу Марио Мерца вдохновлен основными структурами, построенными древними кочевыми культурами. Он исследует тему убежища и отношения людей к окружающей среде и сообществу. Мерц был частью движения Arte Povera. Художники Arte Povera были против потребительства (стремления людей покупать много вещей) и делали свои работы из скромных материалов. Иглу Мерца построена из металла и сланца.

Жизнь на улице

Среда обитания человека — это не только дома и дома. Среда обитания может включать другие места, где люди живут или проводят время.

Фотограф Сиркка-Лиза Конттинен запечатлела жизнь людей, живущих в Байкере, неблагополучном районе Ньюкасла. На этой фотографии кажется, что дети дома в пустыре. В окружении старых детских колясок, выброшенной мебели и сломанных телевизоров они создали своего рода среду обитания.

Со своей скульптурой Ворота (Здесь мы не встречаемся. Сначала мы всегда вместе.) 2004 г., художник Мартин Бойс хотел символизировать места обитания людей.

Ворота — это обычные скучные ворота, которые вы можете увидеть в вход в парк. Но для людей, которые посещают парк и пользуются им, это важно. Бойс сказал, что, когда он создавал скульптуру, он «хотел испытать такое же ощущение пространства, которое вы, возможно, занимали в подростковом возрасте, место, которое вы находите для себя».

На фотографии Маркеты Лускачевой изображены бездомные в Лондоне. Они собираются вокруг костра, а вокруг них падают хлопья снега. Их среда обитания – улица.

Борис Михайлов
В сумерках (1993)
Тейт

© Борис Михайлов

« в сумерках » художника Бориса Михайлова — это мощная серия фотографий, документирующих его родной город Харьков в Украине. Фотографии документируют жизнь на улицах и отражают бедность, с которой сталкиваются многие жители.

Бездомность является большой проблемой в Великобритании сегодня, тысячи людей живут на улицах или во временном жилье. Как вы могли бы использовать искусство, чтобы привлечь внимание к бездомности?

Места обитания животных и морских обитателей

Художников вдохновляли не только места обитания людей. Исследуйте произведения искусства, на которых изображены животные, птицы, рыбы и морские обитатели в их естественной среде обитания.

Сине-полосатые тигры? Красные антилопы? Яркая картина Спенсера Гора с изображением леса или джунглей была вдохновлена ​​таитянскими картинами Поля Гогена. Гор разработал свою сцену в джунглях для росписи в баре. Вместо того, чтобы изображать реалистичную среду обитания животных, его целью было создать радостную декоративную картину, которая была бы бегством от реальной жизни. Он сказал о своем дизайне:

Мы хотим окружение, которое после реальности повседневной жизни раскрывает реальность нереального.

Чтобы создать ощущение нереальности, цвета абстрагированы, а формы животных упрощены. Хотя это и не реалистичное представление, смелые цвета и формы намекают на яркость джунглей.

Морской мир

Мэри Кессел и Джон Пайпер создали очень разные образы морской среды обитания. Джон Пайпер использовал коллаж и жесты, чтобы создать сцену на пляже. В центре изображения находится каменный бассейн с морскими звездами, рыбами и кораллами. Коллаж предлагает богатые и разнообразные текстуры и поверхности, которые вы можете найти на пляже.

Мэри Кессел также использовала знаки жестами для создания своей подводной сцены. Разбавленные разводы краски и следы, сделанные губкой, создают впечатление размытого подводного мира. Линии и формы напоминают морские водоросли и камни морского дна, а также стремительные формы крошечных рыбок.

Жизнь птиц

Сэр Седрик Моррис, Bt
Сапсаны (1942)
Тейт

© Поместье сэра Седрика Морриса

Художник Седрик Моррис нарисовал пару сапсанов с их гнездом высоко на скалистом утесе. Птицы и их среда обитания были упрощены. Он использовал густую краску и нанес ее на картину, создав мерцающую текстурированную поверхность. Он сказал, что хочет передать настроение птиц, и если он нарисует их с кропотливой точностью, то может разрушить их характер.

Джон Уэллс применил совершенно иной подход к изображению чайки, летящей над ее средой обитания – морем. Он абстрагировал чайку до ряда форм, которые предполагают крылья, изогнутое тело и клюв. Картина передает ощущение движения летящей птицы. Бледно-серый цвет птицы гармонирует с бледно-голубым, серым и белым цветом моря и неба. Это заставляет чайку казаться единым целым со своей средой обитания.

Больше искусства о животных, птицах и рыбах в их среде обитания

Левый Верно

Неуместно

Поскольку мы ожидаем увидеть животных в их естественной среде обитания, когда мы видим их в необычных местах или ситуациях, мы задаемся вопросом, на что мы смотрим. Художники иногда изображают животных в необычных условиях, чтобы удивить или шокировать зрителя, подчеркнуть или передать сообщение.

Сальвадор Дали
Омар Телефон (1938)
Тейт

© Сальвадор Дали, Фонд Гала-Сальвадор Дали/DACS, Лондон, 2023 г.

Художники-сюрреалисты часто объединяют невероятные вещи, объекты и изображения, чтобы исследовать скрытые мысли, похороненные в нашем подсознании, или воссоздать нереальный мир снов. Поместив лобстера в телефон, Сальвадор Дали создал странный, немного тревожный объект.

Кристофер Вуд был вдохновлен сюрреалистическим искусством. Его решение разместить зебру на террасе современного бетонного здания создает не менее странный и неожиданный образ.

Художник Дэмиен Херст тоже часто вырывает животных из контекста их естественной среды обитания. Вдали от стада заставляет нас сосредоточиться на скромной овце. Херст превращает повседневную овцу в нечто особенное. Несмотря на то, что овца в работах Херста мертва, кажется, что она продолжает жить. Если оставить овец в формальдегиде, они будут «жить» вечно.

Дэмиен Херст
Вдали от стаи (1994)
КОМНАТЫ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ Тейт и Национальные галереи Шотландии

© Damien Hirst and Science Ltd. Все права защищены, DACS 2023. Фото: Prudence Cuming Associates Ltd

Большая часть работ Херста посвящена смерти и смертности. Forms Without Life — набор ракушек внутри стеклянного шкафа. Шкаф заставляет задуматься о традиции сбора и классификации природных образцов.

Херст заметил, что «вы убиваете вещи, чтобы посмотреть на них». Этой работой он, кажется, комментирует иронию удаления растений и животных из их естественной среды обитания, убивая их, чтобы «сохранить» их как прекрасную экспозицию.

Загрязнение, изменение климата и наше воздействие на естественную среду обитания

Люди и их среда обитания – то, как мы живем, – могут оказывать огромное влияние на окружающую среду и естественную среду обитания. Некоторые художники решили исследовать эти проблемы в своем искусстве, чтобы привлечь к ним внимание.

Загрязнение

Фотограф Кит Арнатт сфотографировал участки сельской местности и живописные места, где были свалены мусор и отходы. Контраст красоты естественной среды обитания с уродливым беспорядком мусора из среды обитания человека создает мощное послание против загрязнения.

Терри Сетч и Седрик Моррис также создают искусство о загрязнении окружающей среды и ущербе, который оно наносит среде обитания животных и птиц. «Пейзаж позора » Седрика Морриса показывает мертвых или умирающих птиц в пустынном ландшафте. Он сделал эту работу в ответ на разрушительное воздействие опрыскивателей и пестицидов на популяцию птиц.

Сэр Седрик Моррис, Bt
Пейзаж позора (ок. 1960)
Тейт

© Поместье сэра Седрика Морриса

В серии «Однажды в сказке была нефть» Терри Сетча показаны разрушения, вызванные нефтью, выброшенной на пляж. Жестовые, толстые серые метки напоминают скелетные формы растений и морских обитателей, задушенных масляной массой.

Ай Вэйвэй
Дерево (2010)
Тейт

© Ай Вэйвэй

Китайский художник Ай Вэйвэй часто исследует и освещает проблемы, затрагивающие современный Китай. Его скульптура Дерево сделано из ветвей и стволов разных деревьев из разных мест Китая. Они были соединены вместе, чтобы создать поддельное составное дерево. Древесина, используемая для изготовления Дерево , сухая и мертвая. В работе обращается внимание и комментируется ущерб, наносимый природной среде промышленностью страны и бурным ростом ее городов.

Изменение климата

Художник Олафур Элиассон глубоко интересуется социальными и экологическими проблемами. Его проект 2018 года Ice Watch , созданный вместе с геологом Миником Розингом, включал в себя транспортировку 24 огромных блоков льда из фьорда Нууп Кангерлуа в Гренландии в реку Темзу в Лондоне. В результате глобального потепления ледяные глыбы оторвались от более крупного ледяного щита. Цель художественного произведения — подчеркнуть реальность изменения климата. Из-за более теплого климата ледяной щит Гренландии теряет около 200–300 миллиардов тонн ежегодно, и ожидается, что эта скорость резко возрастет. Привезя лед в Лондон, Элиассон и Розинг предоставили людям возможность непосредственно пообщаться со льдом и своими глазами увидеть разрушительные последствия изменения климата.

Положите руки на лед, прислушайтесь к нему, понюхайте его, посмотрите на него — и станьте свидетелем экологических изменений, которые претерпевает наш мир.
Олафур Элиассон

Давай!

Впечатления от семейной жизни

Вольфганг Тильманс
Штрюмпфе (2002)
Тейт

© Вольфганг Тильманс, предоставлено Морин Пейли, Лондон

Художники-импрессионисты часто рисовали людей в своих домах. Картины дают интимные, тихие проблески обычной жизни. Художники по кухонным мойкам, такие как Джон Братби, также рисовали обычные интерьеры. Они сосредоточены на менее гламурных аспектах обычной домашней жизни, таких как фритюрницы!

  • Какие аспекты вашей семейной жизни вы бы запечатлели?
  • Пьер Боннар сделал множество зарисовок для своих бытовых сцен. Попробуйте зарисовать вещи и людей вокруг вашего дома. Это могут быть такие простые вещи, как просмотр телевизора или игра в компьютерную игру, или одежда на батарее.
  • Вы можете фотографировать свою домашнюю жизнь. Выберите маловероятные детали и подумайте, как вы их обрамляете. Посмотрите на натюрморты обычных предметов Вольфганга Тильманса для вдохновения.
  • Используйте исходный материал в качестве вдохновения для картины. Вы можете использовать различные элементы из ваших эскизов и фотографий. Или вы можете решить использовать одно изображение. Сделайте чертежи, чтобы определить, что включить и куда все пойдет.

Личное пространство реальной жизни

Трейси Эмин
Моя кровать (1998)
Предоставлено The Duerckheim Collection 2015

© Трейси Эмин

Трейси Эмин использовала свою грязную постель, чтобы отразить время в своей жизни, когда она чувствовала себя подавленной.

  • Что ваша спальня говорит о вас?
  • Что у тебя на стене? Что у вас на этаже? Что лежит на вашем столе или комоде? Осмотрите свою комнату и сфотографируйте или нарисуйте детали, которые что-то говорят о вас. Что отражает ваш характер? Что отражает ваши интересы? Что отражает ваше настроение или то, как вы себя чувствуете? (Ты опять слушаешь эту грустную песню?!)
  • Используйте их в качестве отправной точки для художественного произведения. Это может быть картина, коллаж, видео или цифровое изображение.

Какие мы?

Поп-артиста Ричарда Гамильтона Что же делает современные дома такими разными? — коллаж из комнаты. Это отражает то, что он думал об обществе и культуре в 1990-х годах.

  • Какие вещи, по вашему мнению, отражают современное общество? Подумайте о том, что людям нравится делать, что они едят, какие знаменитости им интересны.
  • Используйте коллаж Гамильтона в качестве отправной точки. Посмотрите, сможете ли вы найти эквиваленты из жизни сегодня.

Исследуйте места обитания животных

Вам не нужно посещать джунгли или даже сельскую местность, чтобы исследовать места обитания животных.

  • Подумайте о местах обитания животных рядом с вами. Посещают ли ваш сад или улицу птицы или лисы? Вам повезло, что рядом с вами есть городская ферма? Если присмотреться, под камнем могут быть даже животные!
  • Запишите эти места обитания. Вы можете сфотографировать или зарисовать животных и сделать заметки об их поведении. Используйте их в качестве исходного материала для произведения искусства. Или вы можете решить создать воображаемую среду обитания. Спенсер Гор создал декоративную картину, вдохновленную формами животных и их средой обитания.
  • Посетите свою библиотеку или воспользуйтесь Интернетом, чтобы найти фотографии животных, птиц и рыб в их естественной среде обитания. Используйте формы, цвета и узоры с этих изображений, чтобы создать смелую и декоративную картину.

Постановка вопроса

Олафур Элиассон часто рисует на тему экологических проблем. Кит Арнатт использует фотографию, чтобы привлечь внимание к загрязнению окружающей среды. Борис Михайлов и Маркета Лускачева сделали сильные и шокирующие фотографии бедности и бездомности.

  • Есть вопрос, который важен для вас? Вы увлечены окружающей средой, беспокоитесь о загрязнении или злитесь на бездомность? Запланируйте иллюстрацию, которая повысит осведомленность о проблеме и подчеркнет ее.
  • Получите больше вдохновения о различных подходах, которые вы можете использовать, из нашего справочного ресурса по событиям и проблемам.

Подробнее об экзамене

Экология как тема современного искусства

Опубликовано 28 июля 2011 г. Эдом Мортимером в Без рубрики. Tagged: научные круги, животные, искусство, биокультура, корпоративный, экология, образование, энергия, окружающая среда, еда, генетика, глобальный, история, местный, СМИ, философия, растение, политика, права, наука, социология, солнечный, деревья, городской, отходы, дикий, ветер. Оставить комментарий

Художники-садоводы, барометры окружающей среды, экологи общественного пространства…

Экология как тема современного искусства [скачать .pdf] ова, SurvivArt, survivart.org

 

В последнее время мы наблюдаем (в том числе и в нашем регионе) повышенный интерес к экологическим проблемам в современном искусстве. Подходы и проекты различаются и не связаны в четко определенной теории. Они различаются инструментами, эстетикой предметов, с которыми имеют дело художники, и проблемами, к которым они подходят. Однако, несмотря на это, среди них можно найти общую родословную и обозначить их расширенным термином экологического искусства.

Конечно, у экологического искусства уже есть своя история, и его канонические произведения, особенно из англо-американского региона, определяют отношения между экологией и искусством с 1960-х и 1970-х годов. Современные художники частично являются последователями этой линии, но они помещают свое искусство в более широкий контекст окружающей среды. Они часто обращают внимание на упрощенную концепцию отношения артэкологии, конституирующую экомиметизм, простое подражание природе художественными средствами.

Используя различные (новые) средства, методы и процедуры, они открывают новые эстетические возможности. В отличие от определенного антитехнологического подхода, влияющего на отношения между искусством и экологией с 1960-х годов, они не сопротивляются использованию — часто адаптированной для себя — технологии. Их работы иногда приближаются к экоактивизму и следуют методам диалогического искусства. Экологическое искусство находится на границе между эстетикой и более широкими социальными, политическими, культурными и природными мирами.

Чтобы было понятнее, мы могли бы использовать термин медиаэкология Мэтью Фуллера1. По его мнению, экология — наиболее подходящий термин для описания динамической взаимосвязанности процессов и объектов, существ и вещей, паттернов и материи. Таким образом, экология создает определенную основу для эколого-художественных исследований. Медиаэкологическое искусство – междисциплинарное, интермедийное направление, предполагающее критическое отражение информационных технологий, социальной сферы и среды обитания. Чтобы расширить термин экология, мы могли бы также рассмотреть книгу Феликса Гваттари «Три экологии»2. Его экософия указывает на переплетение трех связанных областей экологии — экологической, ментальной и социальной. Только расширив нашу точку зрения и приняв во внимание три экологии, мы сможем, согласно Гваттари, добиться необратимых изменений в нашей социальной/культурной/природной среде.

И эстетика может играть ключевую роль в формировании нашего окружения. Классические произведения ленд-арта, созданные с конца 1960-х годов, в основном принимали форму вмешательства в ландшафт. Роберт Смитсон интересовался геологией и природными процессами в коррумпированных промышленных зонах. Он соединил природное с индустриальным. Примерно в это же время художники начали использовать живые организмы в своих работах и ​​часто делали их предметом роста. Агнес Денес, пионер экологического искусства, прославилась своим проектом засеивания зернового поля посреди Манхэттена. Ганс Хааке исследовал природные процессы, в т.ч. рост травы в галерейной среде; он также был одним из немногих, кто связал новые медиа с экологией. Йозеф Бойс провозгласил события, связанные с окружающей средой, искусством, подобно художнику, дизайнеру и теоретику венгерского происхождения Дьёрдь Кепешу, который в своем тексте «На пути к гражданскому искусству» (1970) указывал, что воображение художника должно располагаться в более широком и изменчивом поле природы и общества. В ситуации, когда мы сталкиваемся с экологическими катастрофами и социальными волнениями, искусство должно взять на себя более активную роль. Главной целью искусства в связи с наукой должно быть оживление общества в целом.

Художественные акции в чешском пейзаже

Ленд-арт в нашей стране развивался как реакция на политическую ситуацию. События, происходящие на природе, были тесно связаны с искусством действия и часто принимали форму (ритуализированных) встреч (и для) близких посетителей / участников. Одной из целей этих мероприятий было нарушить летаргию времени, проистекавшую из безутешной ситуации в обществе, вторжением в повседневную жизнь неожиданной, нелепой активности. События ленд-арта Зорки Сагловой, такие как Házení míčů do průhonického rybníka Bořín («Бросание мячей в Боржинском пруду в Пругоницах», 1969), были мягким вмешательством в природную среду; в своем мероприятии Seno-sláma (Hay-Straw, 1969) она привнесла неподходящее дуновение сельской местности в пространство галереи. Уличные мероприятия для приглашенных или случайных посетителей были прерогативой Милана Книжака и некоторых других с 1960-х годов.

Одним из первых примеров специализированного проекта в бывшей Чехословакии было мероприятие под названием Malostranské dvorky (Дворики Мала Страна) в 1981 году, выставка, проходившая в нескольких дворах пражского района Мала Страна. Другим нетипичным (беженцем) пространством для искусства было поле хмеля в Мутеевицах, где в 1983 состоялся короткий симпозиум с установками по всему полю. Среди участников была Магдалена Джетелова, которая позже, начиная с 1990-х годов, начала разрабатывать язык временных вмешательств, отражая память ландшафта с помощью линий проецируемого света. Например, в своем мероприятии Doly/Projekt Tabebau (Проект Шахты/Табабау, 1998) она визуализировала старые дороги, деревни и города Рурского горнодобывающего региона. Иржи Черницкий в своем выступлении на буроугольных шахтах Пршедлиц в 1991, касался модификаций тела по отношению к окружающей среде. Ивана Кафку волнует отношение современной цивилизации к природе, естественного к искусственному, публичного к частному, как в его инсталляциях с метеорологическими ветровыми рукавами (цикл «Простор волны и скелета», 1975). ). Еще одним художником с давним интересом к проблемам окружающей среды является Милош Шейн, который в своей недавней мультимедийной инсталляции «Садоводство» (2009 г.) для Školská 28 Коммуникационное пространство метафорически раскрыло возможности общения между людьми и растениями. Большое значение имели несколько проектов с начала 1990-х годов, которые привнесли международный контекст в местную среду. В период с 1992 по 1999 год в монастыре Пласы прошла серия международных симпозиумов, на которых экологическая тематика была более или менее явной. Выставка POLITIK-UM / New Engagement в Пражском Граде в 2002 году в определенном смысле реабилитировала политическое искусство и художественную ангажированность в Чешской Республике. Местные проекты, часто осуществляемые в промышленных зонах (например, старые шахты Майрау в Винаржице недалеко от Кладно и различные мероприятия группы mamapapa, пионера локального подхода в местном контексте), смешивают местную историю, психогеографию. места и новые формы искусства в различных пропорциях.

Искусство – (активизм) – наука

Начальная, в некотором смысле наивная, фаза экологического искусства начала меняться в 1980-е годы с ростом профессионализации экологических движений, политизацией инструментов и подходов художников, более широкое сотрудничество между художниками и учеными. Беатрис да Кошта симптоматично определяет свои собственные трудности как ориентированный на активизм художник, занимающийся наукой и технологиями, целью которого является разработка языка искусства, привлекательного для научного сообщества, оставаясь при этом доступным для неспециалистов. Таким образом, она действует на границе академической и неэкспертной сфер и называет свою практику публичным дилетантизмом. Из этого пограничного положения она также обретает определенную свободу, пригодную для обозначения различных социально-экологических проблем и поиска средств их решения3. Кроме того, художники все чаще берут на себя роли посредников, создателей контекста, инициаторов сотрудничества – это те, кто создает открытые сетевые проекты, разрабатывает программное обеспечение и другие инструменты DIY, организует дискуссии о публичном пространстве (и в нем) или предоставляет другим художникам доступ к научным лабораториям, необходимым инструментам и образованию. Они обращают внимание на опасность индустриализации сельского хозяйства и затрагивают вопросы генетической модификации и одомашнивания. С 19В 90-е годы в галереях появились различные интерактивные инсталляции с использованием растений, иногда даже животных, хотя их экологический контекст зачастую весьма проблематичен (само по себе использование живого организма, конечно, не квалифицирует работу как экологическую). Более чувствительные художники критически исследуют, например, постепенное схлопывание категорий природы и культуры, переплетение органического и цифрового.

Биополитика. Искусство, активизм и технонаука.

Художники, занимающиеся биоакустикой, открывают доселе неслыханные звуки. Художники научились использовать историю и эстетику в качестве мощных политических инструментов для реализации своих видений. Их работа видоизменяется в исследования (часто очень обширные), и одна из их целей состоит в том, чтобы предложить решения для улучшения конкретной ситуации в определенном месте (таким образом, это уже не полная трансформация общества). Различные формы генетического искусства, среди прочего, привносят этически мотивированные оценки и подходы в эстетическую область.

Экология общественного пространства

В Чешской Республике мы также видим, как художники проникают в общественное достояние, и интерес к экологическим проблемам растет медленно, хотя интересных проектов в этой области пока не так много. Некоторые художники демонстрируют долгосрочный интерес к мониторингу загрязнения окружающей среды. Одним из недавних примеров является Art Pollution Kit, художественный инструмент от Мишала Киндернея и Гая Ван Белля, содержащий датчики для измерения температуры, влажности, давления, интенсивности света и загрязнения. Аналогичным образом Радка Петерова работает над своим мобильным инструментом «Сделай сам» для мониторинга окружающей среды, разработанным для мобильных телефонов. Ханка Новакова давно интересуется отношениями между людьми и животными, и в своем недавнем документальном фильме об активистах «экотеррорист» она концентрируется на ситуации в национальном парке Шумава с его проблематичным подходом к охране природы, а также на связанной с этим теме дикой природы в город.

Другие инициативы посвящены различным интервенциям в общественное пространство. В мае 2011 года в Центральном парке пражского района Йижни Место прошел фестиваль «Улица для искусства» (организованный ассоциацией, управляющей успешным культурно-общественным центром «Заграда»). Помимо дискуссий, он также состоял из мастер-классов по изготовлению скамеек и переносных садов, передвижению в общественном пространстве и партизанскому садоводству.

Другим примером проекта по благоустройству местности является «социально-сельскохозяйственный документальный фильм» Яна Фрайберга, в котором с помощью фотографий и аудиозаписей рассказывается о региональной истории садоводства. Пилигрим — это неправительственная организация, стремящаяся развивать наше отношение к ландшафту, восстанавливая пути паломничества через ландшафт. Ládví, группа художников, работает на стыке искусства и общественных работ, особенно активно она работала в 2005 и 2006 годах в районах Прага 8 – Ладви и Дяблице. Здесь с помощью таких мероприятий, как повторная посадка деревьев, обновление сушильной комнаты и обрезка кустов, они стремились восстановить ответственность граждан за окружающую среду.

Другие художники изучают возможности использования возобновляемых источников энергии (например, энергии ветра и солнца). Один выставочный проект, посвященный солнечной энергии, был инициирован в прошлом году Факультетом изящных искусств Технического университета Брно (SolArs 2010 – Art in Public Space)4. Среди наиболее интересных проектов была звуковая инсталляция Йиржи Суханека, который занимается взаимосвязь звука и его окружения. Звуковой ландшафт Праги контролируется проектом «Любимые звуки Праги»,5 который позволяет открытой группе пользователей загружать и делиться любимыми звуками города. Проблема велосипеда как средства передвижения находится в центре внимания общественной организации Auto*mat6, которая связана с Nadace Partnerství (Экологическим партнерством) и которая также участвовала в недавней выставке Velocypedia (кураторы Ленка Кукурова и Милан Микулаштик). На выставке собраны работы художников, дизайнеров и различных мастеров, вдохновленных велосипедом.

Экологически ориентированные проекты, расположенные где-то на социальном, природном и культурном рубеже, обычно возникают по инициативе нескольких лиц и организаций (например, Коммуникационное пространство Školská 28, Центр современного искусства Dox, а до недавнего времени также Galerie Klatovy / Klenova) . Поддержку экологическим общественным инициативам (и не только художественным) оказывают такие организации, как Nadace Partnerství (Экологическое партнерство), Экологический институт Вероника, Фонд ВИА, Фонд «Открытое общество» и другие. Мероприятие «Художники в лабораториях», организованное совместно с Академией наук в 2007 году, стало попыткой связать художников с учеными. Биоискусство в чешском контексте продвигается, прежде всего, пражским CIANT – Международным центром искусства и новых технологий7. Примером академического подразделения с акцентом на окружающую среду, которое также инициирует исследования на границе искусства/культуры и экологии, является Кафедра экологических исследований Университета имени Масарика в Брно. Деятельность по сближению искусства, педагогики и социальной работы, часто в форме интервенций в город, также часто инициируется факультетом искусства и дизайна Университета Яна Евангелиста Пуркине в Усти-над-Лабем в сотрудничестве с местным Эмилем Эмилем. Галерея Филла.

В целом можно смело заключить, что в Чехии преобладает индивидуальный подход, хотя зачастую и ограничивающийся контекстом безопасной галереи. Лишь немногие художники участвуют в более широком междисциплинарном сотрудничестве, которого требует и предполагает экологическое искусство, и такое сотрудничество не поддерживается большинством художественных школ. Традиционное представление об экологическом искусстве как метафорическом обращении к природному или подражании ему, не касаясь самого художественного материала, также по-прежнему преобладает.

1 Мэтью Фуллер. Экология СМИ. Материалистические энергии в искусстве и технокультуре. MIT Press, 2005.

2 Феликс Гваттари. Три экологии. Athlone Press, 2000.