КОНСПЕКТ УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ | Классный час (3 класс) на тему:
КОНСПЕКТ УРОКА,
ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ
(классный руководитель О.В.Хорошун)
Экологическая игра
Цель: формирование положительного отношения к изучению окружающей среды.
Задачи:
— формировать у детей умения и навыки мыслительной деятельности,
— расширять кругозор обучающихся в игровой форме, используя краеведческий материал,
— воспитывать положительное отношение к занятиям по экологии, интерес к практической деятельности по охране здоровья и природы,
— формировать умение отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других.
Ход урока
Слайд № 1
Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)
Слайд № 2
Добрый день, ребята. Вот и закончились летние каникулы. Чем вы занимались? (ответы детей) Лето – самая теплая и приятная пора года. Ярко светит и греет солнышко, поют птицы, колосятся поля. Это время каникул, отпусков, отдыха на море или возле речки. Недаром говорят: «Лето — золотая пора, не теряй ни минуты зря».
Слайд № 3
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька, небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису…
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда! (Л. Фадеева)
Слайд № 4, 5
— Чему будет посвящен наш урок? (окружающей среде). И это не случайно, ведь 2017 год указом Президента РФ объявлен годом экологии. Разные науки изучают природу. Это и ботаника – наука о растениях, и зоология – наука о животных, и многие другие. Но есть особая наука, которая исследует, каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они на неё влияют. Наука эта — ЭКОЛОГИЯ. Её название произошло от древнегреческого слова «ойкос», что означает дом и «логос» — наука. Ведь природа – это общий дом для растений, животных и человека.
Игра поможет нам разобраться, знаем ли мы окружающую нас природу.
Итак, мы начинаем начинаем экологическую игру.
1 тур «Загадки-отгадки»
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (осел) Слайд № 6
Белый на белом написал, где бегал,
Рыжая прочтет — белого найдет. (заяц и лиса) Слайд № 7
Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (щука) Слайд № 8
На потолке, в уголке, висит сито,
Не руками свито. (паук) Слайд № 9
— Что общего в этих отгадках? (животные)
2 тур «Я тебя знаю»
— Разгадайте ребусы. Определите, какое слово лишнее и почему?
Слайд № 10, 11, 12, 13
(берёза, ландыш, боровик, василёк)
Гриб БОРОВИК лишний, всё остальное – растения.
Слайд № 14
По-разному называют ландыш в разных странах. Например, чехи и словаки ландыш называют «конвалинкой», болгары называют ландыш – слезой девушки, а немцы называют этот цветок майским колокольчиком. В русский язык слово «ландыш», по-видимому, было заимствовано из польского. Ландыш украшал когда-то эмблему докторов медицины. Великий астроном Николай Коперник, который к тому же был и искусным врачевателем, на некоторых старинных портретах изображен с букетиком ландышей в руке. Его любили многие знаменитые люди – композитор П. Чайковский, математик С. Ковалевская, химик Д. Менделеев, писатель А. Куприн, поэты В. Брюсов, Леся Украинка, А. Фет.
Ландыши занесены в Красную книгу. Они ядовиты.
Слайд № 15
Грибы — это не растения и не животные, а отдельное царство, которое более миллиарда лет назад обособилось от других живых существ. Наземная часть гриба — лишь малая доля организма, которая служит исключительно для размножения (как цветки у растений).
3 тур «В народе говорят»
Раньше человек умел по поведению птиц, домашних животных, насекомых, по приметам, предсказывать погоду. Знать местные признаки перемены погоды нелишне и нам. Попытайтесь дополнить народные приметы о погоде.
Слайд № 16
Ласточки вечером высоко летают …. завтра будет солнечно.
Воробьи чирикают и купаются в пыли или сидят нахохлившись …. жди дождь.
Свинья чешется – к теплой погоде, а лежит в грязной луже …. жди жару.
Вечером нет росы …. днем будет дождь.
Круглая высокая радуга ….. будет тепло.
4 тур «Чудеса природы»(ответы на вопросы)
Слайд № 17
— Нужно ли купать кошку?
(Нет, кошачья слюна содержит особые вещества, которые защищают кошку от бактерий и паразитов. У вымытой кошки эта защита сильно ослабляется.)
Слайд № 18
— Живут ли рыбы на деревьях?
(Да, это рыба АНАБАС, которая обитает в пресных и солоноватых водоемах Азии, она способна дышать атмосферным воздухом. Аквариум с такой рыбой должен быть постоянно закрыт, иначе она может «убежать»).
— Могут ли домашние животные предупреждать об опасности?
(Дикие звери просто уходят, домашние часто пытаются спасти своих хозяев. Самые чувствительные барометры надвигающейся природной катастрофы — мыши. Они чувствуют опасность за 15 дней! За 10 дней предчувствуют приближение землетрясения рыбы и змеи. За два-три дня — собаки, куры, фазаны. За сутки до наступления беды начинают искать пути спасения голуби, свиньи, лошади, коровы и овцы. Кошки, как дикие, так и домашние, предчувствуют опасность за несколько часов. Человеку остается лишь внимательно следить за поведением домашних животных, и, возможно, он избежит многих неприятностей.)
Слайд № 19
— Как спят лошади?
(Стоя, домашние лошади, которые живут в табунах, сохранили привычку предков и редко ложатся на землю.Но лошади заводских пород охотно ложатся на подстилку, если держат их без привязи, нередко спят на боку, вытянув ноги).
Слайд № 20
— Почему пыль и песок не попадают в глаза и ноздри верблюда?
(Ноздреватые щели у верблюда направлены не вперед, а вбок, глаза защищены длинными и густыми ресницами).
5 тур «Мастеровые»
Растения, которые безропотно служат человеку, которые кормят его веками, конечно, заслуживают памятников. Обычно ставят с благодарностью овощам и фруктам в тех городах, где они играют выгодную рыночную роль.
— Знаете ли вы такие памятники?
Слайд № 21 Памятник луку находится в Венгрии,
Слайд № 22 чесноку в США.
Слайд № 23 Памятник картофелю в Кемеровской области
Слайд № 24 и в Бурятии.
Слайд № 25 Памятник яблоку в Курске.
Подведение итогов
-Наша игра подошла к концу. Но я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в природе. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать: если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то «нет».
Слайд № 26
Игра «Да — Нет»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Игра «Что же это такое?»
Что наносит вред окружающей среде? Ваша задача — узнать, о чем идет речь, если не с первой фразы, то со второй, третьей, с четвертой или с пятой.
1. Его делают из песка.
Чаще всего оно прозрачное.
Когда падает, оно разбивается.
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. (Стекло) Слайд № 27
2. Это получается, когда становится старым или ломается.
Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
Это можно сдать и получить за него деньги.
Это можно переплавить, чтобы сделать что — то новое.
Это бывает цветное, и его тоже можно сдать на переплавку и получить за него деньги. (Металлолом) Слайд № 28
3. Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.
Предметы, сделанные из нее, весят мало.
Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.
Многие игрушки сделаны из нее.
Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она обычно не разлагается. (Пластмасса) Слайд № 29
4. Его мало в деревне, но много в городе.
Особенно силен он в городе, где много заводов, фабрик.
От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится еще больше.
Его издают разные приборы и машины.
А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению. (Шум) Слайд № 30
5. Он имеет цвет и запах, причем, и то и другое не вызывают приятных ощущений.
От него снег может стать разноцветным, например, черным или красным.
Его можно видеть над крышами домов.
Говорят, что его не бывает без огня.
Он бывает очень вредным, им даже можно отравиться и умереть. (Дым)
Слайд №31
Творческое задание «Построим экодом»
-В городах люди живут в многоэтажных домах. Вокруг городов располагаются районы частной застройки, чаще с 1-но, 2-х этажными домами и небольшим земельным участком. В крупных городах есть сооружения очень высокие, более 20 этажей, но жить высоко не полезно для здоровья, в небоскрёбах обычно располагаются офисные помещения, иногда гостиницы, в которых люди долгое время не находятся. В нашей стране самое высокое здание находится в Москве. В мире в ОАЭ. В начале прошлого века большинство людей проживало в 1-но этажных домах в сельской местности без всяких удобств, постепенно сёла опустели, многие люди перебрались в города в комфортабельные квартиры. Сейчас наблюдается обратный процесс: горожане стремятся купить дачу с земельным участком или построить дом за городом, дышать чистым воздухом, выращивать экологически чистые продукты, слушать пение птиц и больше находиться на природе, т.к. это более полезно для здоровья.
— В каком доме хотелось бы жить вам, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь? Нарисуйте дои своей мечты.
Слайд № 32
Хотелось бы закончить наш урок стихотворением Татьяны Петуховой.
Слайд № 33
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните, что красота на планете
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас:
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни
ПРИРОДА!
Классный час, посвященный Году Экологии
Классный час во 2 классе посвященный Году Экологии.
«Экологическая азбука».
Учитель. Антукова Наталья Владимировна
Цель: формирование у обучающихся понимания единства человека и природы.
Задачи:
расширить кругозор и знания о природе своего родного края;
развивать познавательную активность, умение сравнивать и делать выводы;
формировать у обучающихся экологическую культуру;
воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому.
Оформление и оборудование: компьютер, экран, книжная выставка
Ход урока.
Учитель:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.
У природы круглый год обучаться нужно,
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Добрый день, дорогие ребята. Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о родной природе, вспомнить о животных и растениях, которые нуждаются в защите и охране. Мы все любим природу и хотим жить в согласии с ней. Ведь человек – это часть природы. И от нас зависит, будет ли наш край цветущим садом.
Показ слайдов: 1, 2, 3. (Приложение)
Нас окружает большой и прекрасный мир: деревья, травы, цветы, солнце, воздух…- все это природа.
Сегодня мы отправляемся путешествовать по страницам экологической Азбуки.
Странички экологической Азбуки познакомят нас с экологическими тревогами на земле и в нашей области, научат относиться к природе чутко и бережно. Недаром говорят: «Кто природу губит, тот свой край не любит».
Ребята, кто знает, что же такое Экология?
Экология – это наука о среде обитания, и её влияние на организмы. Она изучает взаимоотношения животных с окружающей средой, все разнообразие приспособлений животных к факторам среды, которые обеспечивают им выживание, размножение и расселение.
Ведущий.
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
1. Если я приду в лесок
Я сорву ромашку?
2. Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?
3. Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?
4. Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю?
5. Если разведу костер,
А тушить не буду?
6. Если сильно насорю
И убрать забуду?
7. Если мусор уберу,
Банку закопаю?
8. Я люблю свою природу
Я ей помогаю!
И так давайте теперь вспомним правила поведения в лесу.
Правила поведения в лесу.
1. Нельзя шуметь, так можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса.
2. Нельзя рвать много цветов, зная, что никогда не поставишь их в вазу.
3. Нельзя ломать маленькие деревца, кустарники, ветки.
4. Нельзя ловить бабочек, жуков и других обитателей леса.
5. Нельзя оставлять после себя мусор.
Ведущий. А сейчас блиц – вопросы, посмотрим, как хорошо вы знаете лесных жителей и что же растет в лесу.
Блиц – вопросы.
Какая птица, подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка).
Кто, собирает яблоки спиной? (Ежик).
Что, теряет лось каждую зиму? (Рога).
Какая птица, слаба на слух? (Глухарь).
Назовите, любимую еду аистов? (Лягушки).
Кто, бежит задними ногами вперед? (заяц).
Животное лесов, похожее на кошку. (Рысь
Он в малине знает толк – косолапый бурый… (Медведь)
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела… (земляника)
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая… (клюковка)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —… (черника)
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками… (малина)
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три — и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду… (гриб)
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший —
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек… (дерево)
Учитель:
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем,
Человек — он зима. Или лето.
Или осень с грозой и дождем.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств? И встреч?
Человек — он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь.
Учитель: Как же обезопасить себя? Какие правила экологической безопасности вы знаете?
Примерные ответы детей:
правила экологической безопасности
Проветривать помещения.
Разводить комнатные растения.
Делать влажную уборку в помещение.
Не купаться возле промышленных стоков.
Пить кипяченую воду или очищенную с помощью бытовых фильтров.
Не собирать грибы, ягоды, лечебные травы вблизи дорог, свалок, заводов.
Мыть руки перед едой.
Не есть не мытые овощи, фрукты.
3. Итог.
Стой, человек! Не губи ты природу.
Ты видишь, в опасности наша земля.
Беднеет тайга, загрязняются реки,
Без рыбы остались озера, моря.
Людская беспечность, зло и жестокость
Большую приносят беду.
Должны мы все вместе сберечь планету.
Услышать животных мольбу.
Итак, а теперь давайте с вами нарисуем природ охраняемые знаки.
Правила поведения в лесу.
1. Нельзя шуметь, так можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса.
2. Нельзя рвать много цветов, зная, что никогда не поставишь их в вазу.
3. Нельзя ломать маленькие деревца, кустарники, ветки.
4. Нельзя ловить бабочек, жуков и других обитателей леса.
5. Нельзя оставлять после себя мусор.
Правила экологической безопасности
Проветривать помещения.
Разводить комнатные растения.
Делать влажную уборку в помещение.
Не купаться возле промышленных стоков.
Пить кипяченую воду или очищенную с помощью бытовых фильтров.
Не собирать грибы, ягоды, лечебные травы вблизи дорог, свалок, заводов.
Мыть руки перед едой.
Не есть не мытые овощи, фрукты.
8
планов уроков | Исследователи экологии
Информация о новом коронавирусе
Весеннее обновление 2021 | Страница часто задаваемых вопросов | Гибкость класса для учащихся | Обновления нового коронавируса
Планы уроков
Ниже вы найдете все наши уроки, как в алфавитном порядке по названию, так и сгруппированные по различным темам, чтобы вдохновить идеи для возможных единиц:
Все планы уроков перечислены в алфавитном порядке по названию.
- Картирование базовой линии и смещения. Карты базовой линии и смещения могут быть созданы быстро или очень точно в зависимости от количества времени, отведенного на это действие.
- Обход сообщества
- Создание школьного гербария. Сбор нескольких образцов растительности для ответов на конкретные вопросы может помочь вам узнать о растениях и их среде обитания.
- Биоразнообразие пустыни: полевой опыт — использует протокол исследования линии разреза для сбора данных о температуре, влажности, солнечном излучении, текстуре почвы, минералах, растительности и активности животных. org/ListItem»> Адаптации пустынных растений
- Разнообразие растений пустыни — учащиеся проходят протокол отбора проб, чтобы собрать данные обследования растений в одном или нескольких кругах площадью 100 м2, ответить на вопросы о разнообразии и возможных воздействиях.
- Дизайн для экстремальных событий
- Обнаружение скрытого города
- Эвапотранспирация на городском острове тепла
- Изучение микроклимата на школьном дворе
- Экстремальные события org/ListItem»> Хорошая жизнь птиц
- Отображение рамки сетки — в этом уроке используется рамка сетки размером в один квадратный метр, разделенная на квадратные секции по одному дециметру, чтобы нанести на карту небольшую область исследования и сосредоточиться на деталях.
- Фрагментация среды обитания: взгляд с высоты птичьего полета
- Болезнь, связанная с перегревом
- Интерпретация исторической аэрофотосъемки
- Как меняются города?
- Введение в поведение птиц org/ListItem»> Все дело в изображении: анализ тепловых изображений
- Изменения в землепользовании
- Прыгающая ящерица
- Снижение воздействия UHI за счет технического проектирования
- Природная и искусственная среда
- Фильтр для воды Nature’s
- Люди и их среда
- Изображение тепла
- Эвапотранспирация растений
- Прогнозирование температуры: выводы о тепловых изображениях
- Температура поверхности в микроклимате
- Температурный эксперимент: сравнение поверхности с температурой воздуха
- Прогулка по городскому водоразделу
- Использование воды в растениях
- Сеть запросов
- Где птицы?
Птицы — Экологи изучают разнообразие, поведение и распределение птиц в городской экосистеме. Что они узнают об отношениях с другими компонентами городской экосистемы, включая людей, и как учащиеся могут участвовать?
- Исследование птиц (руководство для учителя)
- Введение в поведение птиц
- Хорошая жизнь птиц
- Фрагментация среды обитания: взгляд с высоты птичьего полета
- 15-минутные графики: сезонные птицы и распределение птиц
- Протоколы птиц
Членистоногие — Изучение членистоногих может помочь понять системы в пределах экологической зоны, включая среду обитания, ресурсы и пищевые сети.
- Исследование наземных членистоногих (пособие для учителя)
- Сеть запросов
- Исследование модуля
- 15-минутный график: биомы и виды членистоногих
Растения в окружающей среде — В роли экологов растений учащиеся узнают о растениях, присутствующих в экосистеме, в том числе об основах идентификации и о том, как различные виды растений взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой:
- Обследование растительности (Руководство для учителя) org/ListItem»> Сайт картографических исследований (Руководство для учителя)
- Разнообразие пустынных растений
- Эвапотранспирация на городском острове тепла
- Адаптации пустынных растений
- Использование воды в растениях
- Биоразнообразие пустыни: полевой опыт
- 15-минутные графики: растения, окрестности и микология
Реакция организмов на изменение окружающей среды – С помощью исследований и учебной деятельности учащиеся могут увидеть биотические реакции различных организмов, включая людей, на изменения в окружающей среде.
- Где птицы?
- Фрагментация среды обитания: взгляд с высоты птичьего полета
- Сеть исследований: поведение городских пауков
- Адаптации пустынных растений
- Использование воды в растениях
- Прыгающая ящерица
- 15-минутные графики: распределение птиц
Поведение и распространение животных – Деятельность человека в городской среде может влиять на поведение животных и места их обитания. То, чем занимаются животные и где они обитают, влияет и на другие части экосистемы:
- Фрагментация среды обитания: взгляд с высоты птичьего полета
- Введение в поведение птиц
- Где птицы?
- Сеть исследований: поведение городских пауков
- Исследование модуля
- 15-минутный график: биомы и виды членистоногих
- 15-минутные графики: Seasonal Birds org/ListItem»> 15-минутные графики: распределение птиц
Описание среды обитания – Изучите, нанесите на карту, опишите и подумайте о местной среде, такой как наши районы, школьные дворы и парки.
- Биоразнообразие пустыни: полевой опыт
- Отображение фрейма сетки
- Базовая линия и картирование смещения
- Исследование растительности (пособие для учителя)
- Разнообразие пустынных растений org/ListItem»> Создание школьного гербария
- Где птицы?
- 15-минутные графики: распределение птиц
- Исследование растительности (пособие для учителя)
Абиотическая среда — Вода, камни, ветер, солнце, температура и влажность — все это примеры неживых компонентов в экосистемах, которые могут взаимодействовать друг с другом, а также влиять на живые организмы. Как деятельность человека влияет на абиотическую среду в городских экосистемах?
- Природная и искусственная среда org/ListItem»> Изучение микроклимата на школьном дворе
- Прогулка по городскому водоразделу
- Фильтр для воды Nature’s
Городские воздействия – Все мы влияем на нашу городскую экосистему, и в то же время на нас влияют экологические условия:
- Где птицы?
- Прыгающая ящерица
- Природная и искусственная среда
- Температура поверхности в микроклимате org/ListItem»> Интерпретация исторической аэрофотосъемки
- Люди и их среда
- Изменения в землепользовании
- Как меняются города?
- Обход сообщества
- Прогулка по городскому водоразделу
- Экстремальные события
- Снижение воздействия UHI за счет технического проектирования
- 15-минутные графики: растения и окрестности
Землепользование и политика — Большая часть роста городов в метро Феникса произошла за последние 50 лет. Эти уроки побуждают учащихся задуматься о закономерностях и последствиях развития в меняющемся городском ландшафте.
- Природная и искусственная среда
- Температура поверхности в микроклимате
- Прогнозирование температуры: выводы о тепловых изображениях
- Все дело в изображении: анализ тепловых изображений
- Интерпретация исторической аэрофотосъемки
- Люди и их среда org/ListItem»> Изменения в землепользовании
- Как меняются города?
- Обход сообщества
- Прогулка по городскому водоразделу
- Дизайн для экстремальных событий
- Снижение воздействия UHI за счет технического проектирования
- 15-минутные графики: растения и окрестности
- 15-минутные графики: распределение птиц
Искусственная и природная среда . Следующие задания заставят вас и ваших учеников подумать о последствиях для нас и других организмов нашего изменяющегося городского ландшафта.
- Интерпретация исторических аэрофотоснимков
- Люди и их среда
- Изменения в землепользовании
- Как меняются города?
- Обход сообщества
- Прогулка по городскому водоразделу
- Дизайн для экстремальных событий org/ListItem»> Болезнь, связанная с перегревом
- 15-минутные графики: растения и окрестности
- 15-минутные графики: распределение птиц
Городской остров тепла – Высокие темпы роста в сочетании с ясной, безветренной погодой, низкой высотой с ярким солнцем и теплопоглощающими поверхностями объясняют наше большее, чем обычно, городское потепление. Исследуйте как абиотические, так и биотические факторы, участвующие в явлении, которое ученые называют эффектом городского острова тепла.
Этот блок городского теплового острова можно использовать в классе различными способами. Полная последовательность уроков позволяет учащимся изучить абиотические и биотические факторы, связанные с этим явлением, а затем применить эти концепции для смягчения последствий городского острова тепла с использованием процесса инженерного проектирования.
В качестве альтернативы можно получить минимальный обзор UHI с помощью урока «Приземные температуры в микроклимате» в качестве основы для любой комбинации последующих уроков.
- Природная и искусственная среда
- Температура поверхности в микроклимате
- Температурный эксперимент: сравнение поверхности с температурой воздуха
- Прогнозирование температуры: выводы о тепловых изображениях
- Все дело в изображении: анализ тепловых изображений org/ListItem»> Эвапотранспирация на городском острове тепла
- Прыгающая ящерица
- Где птицы?
- Болезнь, связанная с перегревом
- Изображение тепла
- Снижение воздействия UHI за счет технического проектирования
Фундаментальные экологические научные практики – Помогите учащимся развить «научный склад ума», проведя их через эти действия, которые помогут им думать, задавать вопросы, исследовать, рассуждать и интерпретировать данные, как ученый-эколог-исследователь.
Остров Пасхи, урок для всех нас
Категория(и): Экология, История человечества и окружающая среда, Население, тематические уроки
Остров Пасхи — одно из самых удаленных мест в мире, населенных людьми: 2500 миль от ближайшего континента (Южная Америка) и 1200 миль от ближайшего острова (Питкэрн). В то же время это один из самых очаровательных археологических памятников: таинственные огромные головы, усеивающие остров, поражали людей с момента открытия голландскими моряками на Пасху 1722 года. пещеры, ведущие почти непрекращающиеся войны и прибегающие к каннибализму в отчаянной попытке пополнить скудные запасы продовольствия, имеющиеся на острове.
Как люди могли сделать и перевезти огромные скульптуры, которые они нашли повсюду на острове, из карьера на склоне горы на побережье без машин, даже без деревьев? На момент открытия остров был совершенно безлесным.
Остров Пасхи получил название Рапа-Нуи (Великая Рапа) от таитянских моряков в 1860-х годах, так как он напомнил им Рапа – небольшой остров во Французской Полинезии (сейчас его обычно называют Рапа-Ити).
История жителей острова Пасхи трагична, но в то же время является хорошим уроком для всех нас. У них была высокоразвитая цивилизация около 600 лет, но они пренебрегли влиянием своего образа жизни на окружающую среду и закончились катастрофой. Они больше не могли сбежать с острова, потому что все деревья были срублены.
Современные исследования многое рассказали об их жизни в золотой век и о причинах катастрофы.
История островитян
Первые полинезийцы пришли из Юго-Восточной Азии. Они совершали дальние плавания на двойных каноэ, соединенных между собой широкой центральной платформой для перевозки и укрытия людей, растений, животных и пищи. Когда первые люди нашли остров Пасхи, они обнаружили мир с небольшим количеством ресурсов. Остров был вулканического происхождения, но три его вулкана потухли за много веков до прибытия полинезийских поселенцев. Из-за своей удаленности на острове было всего несколько видов растений и животных. Там было тридцать местных растений, никаких млекопитающих, но много морских птиц.
Люди, прибывшие в пятом веке*), вероятно, насчитывали не более двадцати или, самое большее, тридцати человек. Поселенцы на острове Пасхи привезли с собой только цыплят и крыс, а поскольку климат был слишком суровым для многих растений, выращиваемых в других местах Полинезии, они были ограничены диетой, состоящей в основном из сладкого картофеля и цыплят. Единственным преимуществом этой монотонной, хотя и адекватной по питательности диеты было то, что выращивание сладкого картофеля не требовало больших усилий и оставляло много времени для других занятий. У людей было время для культурного развития. Результатом стало создание самого передового из всех полинезийских обществ и одного из самых сложных в мире. Жители островов Пасхи участвовали в сложных ритуалах и строительстве памятников.
Статуи на склоне горы
Важнейшими центрами церемониальной деятельности были аху. На острове построено более 300 таких платформ, в основном у побережья. Некоторые из этих аху имеют сложную астрономическую ориентацию на одно из солнцестояний или равноденствий. Также были найдены наскальные рисунки и надписи на деревянных панелях. На каждом участке сегодня сохранилось от одной до пятнадцати огромных каменных статуй как уникальный памятник исчезнувшему обществу острова Пасхи. Эти статуи требовали огромного количества крестьянского труда. Самой сложной задачей было перевезти статуи, каждая около двадцати футов в длину и весом в несколько десятков тонн, через остров, а затем установить их на вершине аху. Из-за отсутствия тягловых животных им пришлось полагаться на человеческую силу, чтобы тащить статуи по острову, используя стволы деревьев в качестве роликов.
Единственным способом, которым это могло быть сделано, было большое количество людей, которые направляли и двигали их по форме гибкой колеи, состоящей из стволов деревьев, разбросанных по земле между карьером и аху. Потребовалось огромное количество древесины.
Население острова неуклонно росло от изначально небольшой группы до примерно 7000 на пике своего развития в 1550 году. К шестнадцатому веку были построены сотни аху, а вместе с ними и более 600 огромных каменных статуй.
Затем, когда общество было на пике своего развития, оно внезапно распалось, оставив более половины статуй вокруг карьера Рано Рараку лишь частично завершенными. Причиной обрушения и ключом к пониманию «тайн» острова Пасхи стала массовая деградация окружающей среды, вызванная обезлесением всего острова
Наука: экологическая и археологическая
Недавняя научная работа, связанная с анализом пыльцы типов, показал, что во время первоначального заселения остров Пасхи имел густой растительный покров, в том числе обширные леса. По мере того, как население медленно росло, деревья вырубались, чтобы обеспечить пространство для сельского хозяйства, топливо для отопления и приготовления пищи, строительные материалы для хозяйственных товаров, дома из шестов и соломы и каноэ для рыбалки. Самым сложным требованием была необходимость переместить большое количество чрезвычайно тяжелых статуй в церемониальные места по всему острову. В результате к 1600 году остров был почти полностью обезлесен, и возведение статуй было остановлено, в результате чего многие статуи застряли в карьере. .
Вырубка леса на острове означала не только конец сложной социальной и церемониальной жизни; это также имело другие радикальные последствия для повседневной жизни населения в целом.
Археологические исследования показывают, что с 1500 года нехватка деревьев вынуждала многих людей отказываться от строительства домов из дерева и жить в пещерах. Они прибегали к каменным убежищам, вырытым в склонах холмов, или к хрупким тростниковым хижинам, вырезанным из растительности, которая росла по краям кратерных озер. Каноэ больше нельзя было строить, и можно было делать только тростниковые лодки, неспособные к дальним плаваниям. Рыбалка также была более сложной, потому что сети раньше делали из бумажного тутового дерева (которое также можно было сделать из ткани), а этого больше не было. Новые деревья не могли вырасти, потому что крысы, завезенные в пищу, поедали плоды и семена. На археологических раскопках были найдены орехи и семена, все они были вскрыты крысами.
Удаление древесного покрова также сильно повлияло на почву острова. Повышенное воздействие вызвало эрозию почвы и вымывание основных питательных веществ. В результате урожайность сельскохозяйственных культур снизилась. Единственным источником пищи на острове, не затронутым этими проблемами, были куры. Общество пришло в упадок и регрессировало ко все более примитивным условиям. Без деревьев и, следовательно, без каноэ островитяне оказались в ловушке в своем отдаленном доме, не в силах избежать последствий своего собственного экологического коллапса. Нарастали конфликты из-за уменьшающихся ресурсов, что приводило к состоянию почти постоянной войны. Рабство стало обычным явлением, и по мере того, как количество доступного белка упало, население обратилось к каннибализму.
Великолепные каменные статуи, слишком массивные, чтобы их разрушить, были снесены. Первые европейцы обнаружили лишь несколько уцелевших, и все они были разрушены к 1830-м годам. Когда европейцы спросили, как статуи были перемещены из каменоломни, первобытные островитяне уже не могли вспомнить, чего достигли их предки, и могли только сказать, что огромные фигуры «шли» по острову. Европейцы, увидев безлесный пейзаж, были в равной степени озадачены. Они придумывали самые фантастические объяснения.
Будущее — острова и мира
Несмотря на огромные трудности, островитяне на протяжении нескольких столетий кропотливо построили одно из самых передовых обществ такого типа в мире. В течение тысячи лет**) они поддерживали образ жизни не только для выживания, но и для процветания. Во многих отношениях это был триумф человеческой изобретательности и явная победа над сложной окружающей средой. Но, в конце концов, растущее число и культурные амбиции островитян оказались слишком велики для имеющихся у них ограниченных ресурсов. Когда окружающая среда была разрушена давлением, общество очень быстро рухнуло вместе с ней, что привело к состоянию, близкому к варварству.
Жители острова Пасхи, сознавая, что они почти полностью изолированы от остального мира, наверняка понимали, что само их существование зависит от ограниченных ресурсов маленького острова. Они, должно быть, видели, что происходит с лесами. Тем не менее, они не смогли разработать систему, которая позволила бы им найти баланс с окружающей средой. Вместо этого жизненно важные ресурсы неуклонно потреблялись, пока, наконец, не осталось ни одного. Действительно, в то время, когда грядущая катастрофа должна была стать совершенно очевидной, все больше и больше статуй вырезалось и перемещалось по острову. Тот факт, что так много осталось недостроенным или застрявшим возле карьера, говорит о том, что не принималось во внимание то, как мало деревьев осталось на острове. Конкуренция между кланами, должно быть, была важнее для людей. Никто не может сказать, что они были глупы, их высокоразвитая цивилизация показывает, что они были очень умными людьми
Пример коллапса популяции — как это происходит с животными, это может случиться и с людьми. Так было на острове Пасхи.
J-кривая
Когда популяция растет (не имея естественных врагов), она может достигать неустойчивых значений. Результатом является внезапное исчезновение. Население острова Пасхи шло по той же схеме: в период расцвета оно составляло многие тысячи, в XIX веке — не более нескольких сотен.
Урок для всех нас
Судьба острова Пасхи может стать уроком и для современного мира. Подобно острову Пасхи, Земля имеет лишь ограниченные ресурсы для поддержки человеческого общества и всех его потребностей. Подобно островитянам, человеческое население земли не имеет практических способов спастись. Как окружающая среда мира сформировала историю человечества и как люди сформировали и изменили мир, в котором они живут? Попали ли другие общества в ту же ловушку, что и островитяне? За последние несколько тысячелетий людям удалось добыть больше еды и ресурсов для все большего числа людей и все более сложных и технологически продвинутых обществ. Но успешнее ли мы сейчас, чем островитяне, в поиске образа жизни, который не приводит к фатальному истощению доступных нам ресурсов, или мы слишком заняты тем, что необратимо разрушаем нашу систему жизнеобеспечения?
Рост населения и рост потребления энергии человечеством
НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Март 2006:
Статья в Science Express сообщает нам, что современные методы C-датирования ясно показывают, что первая колонизация Рапа-Нуи должна была произойти намного позже, около 1200 г. вместо 400 г. н.э. Старая оценка была сделана более сорока лет назад, когда методы еще не были очень хороши.
Если это правда, значит, крах экосистемы острова Пасхи произошел всего за 400 лет!
Урок для мира еще сильнее!
Ходячие статуи!
Островитяне рассказывали, что статуи «ходили», но люди им не верили. Исследователи обнаружили, что вероятное движение действительно было своего рода «ходьбой». Теперь вы можете увидеть это на YouTube «Прогулка Моаи». С помощью 3 команд и прочной веревки они заставляют статую ходить… Было ли это сделано таким образом, мы точно не знаем.
**) Если эта последняя информация верна, коллапс произошел менее чем за половину этого времени!
ЗАДАНИЯ
Вы можете делать разные вещи с этой информацией:
1. Прочитайте историю острова Пасхи и ответьте на вопросы; (перед выполнением 2 и/или 3)
a. Европейцы нашли совершенно безлесный остров. Почему лес не вернулся, когда население сократилось после краха?
б. Некоторые люди даже думали, что гигантские скульптуры, должно быть, были принесены туда богами или инопланетянами. Какие аргументы у них были? Почему они не могли поверить, что это сделали люди?
с. Первые поселенцы на острове Пасхи прибыли из Полинезии. Как это можно доказать?
д. Сравните графику в рассказе с кривой численности населения с доисторических времен. (Вероятно, можно найти в вашем учебнике по географии или биологии).
эл. Не только численность населения, но и потребление энергии растет в геометрической прогрессии. Сравните свое ежедневное потребление энергии с потреблением ваших бабушек и дедушек, когда они были молоды (спросите их, если возможно!). Какие возможности у вас есть, чтобы использовать меньше энергии?
ф. Составьте список «экологических ошибок», допущенных островитянами, и сравните его с экологическими ошибками, которые мы совершаем в современном мире. Почему можно назвать историю острова Пасхи полезным уроком для всего мира?
г. Что нужно изменить в нашем обществе (или образе жизни), чтобы предотвратить коллапс?
час. Как мы можем убедить окружающих, что необходимо изменить некоторые вещи, чтобы сделать наш мир более устойчивым?
2. Прочитайте историю острова Пасхи и используйте ее для
a. сделать презентацию (для своего класса, для своего клуба)
б. напишите статью (для школьной газеты, для вашей местной газеты)
, в которой объясните
– почему нам всем важно знать эту историю.
— почему планета может пойти по тому же пути, если мы сейчас не изменим свои привычки.
или:
3. После прочтения этой истории (а также, возможно, некоторых веб-сайтов) вы можете провести исследование по вопросу, является ли этот случай уникальным в мировой истории. Были ли другие цивилизации разрушены в результате экологических проблем? (Да, с Мальтой каменного века, культурой майя и, возможно, другими культурами произошло то же самое — конечно, по-другому).
Мальта тоже была густым лесным островом, на котором развивалась культура с впечатляющими зданиями, которые мы можем посетить и сегодня. Самые старые здания мира!
Эта культура тоже загадочным образом исчезла, но совершенно точно из-за вырубки лесов. Даже сейчас остров практически безлесный.
см. также:
www.missgien.net/stone-age/marvels/gallery.html
users.aber.ac.uk/jpg/malta/arch.html
ССЫЛКИ
www.netaxs.com/ ~транс/rapanui.html
Домашняя страница острова Пасхи с множеством дополнительных ссылок
www.netaxs.com/~trance/lunatic.html
На этом сайте вы можете прочитать обо всех объяснениях, придуманных людьми для объяснения тайны статуй (кроме настоящих one)
dieoff.org/page14.htm
Подробнее о грузоподъемности (графика на этой странице взята с этого сайта)
www.netaxs.com/~trance/phrases.html
(современный) язык острова
Остров Пасхи (Рапа-Нуи): сайт с дополнительной информацией об острове и дополнительными ссылками.
КНИГИ
Джон Фленли и Пол Бан: ЗАГАДКИ ОСТРОВА ПАСХИ Остров на краю (Oxford University Press 2002)
Книга для всех, кто интересуется островом Пасхи. В нем рассказывается история острова, рассказ об открытии настоящих секретов скульптур и таинственном крахе культуры жителей острова Пасхи в результате экологической катастрофы: «Что думал человек, срубивший последнюю из огромных пальм растет только здесь?». Мы никогда не узнаем, но мы можем научиться не повторять ту же ошибку снова.
Джо Энн Ван Тилбург: СРЕДИ КАМЕННЫХ ГИГАНОВ
Жизнь Кэтрин Рутледж и ее замечательная экспедиция на остров Пасхи (Scribner 2003)
Эта биография сочетает в себе интересный взгляд на жизнь сбежавшей от нее женщины викторианской эпохи предписанный life с рассказом о жизни и исследованиях на острове Пасхи в первые десятилетия ХХ века одной и той же дамой. Кэтрин Рутледж прожила на острове несколько лет и еще успела пообщаться с людьми, которые помнили жизнь на острове до того, как европейцы стали влиятельными. Джо Энн Ван Тилбург — археолог, долгие годы проработавшая на острове Пасхи.
Jared Diamond: COLLAPSE (2005)
В этой книге Джаред Даймонд рассказывает о крахе острова Пасхи, а также о нескольких других случаях исторических и современных обществ, которые, по-видимому, преднамеренно разрушают экосистему, от которой они зависят.