ВШРиС | Правила американского формата
Почему надо соблюдать американский формат?
1) «По одежке встречают, по уму провожают». «Одежка» – это ваш формат сценария. Конечно, можно написать и скучнейший сценарий в отличном формате. Но это – не наш случайJ. Формат− это первое, на что обращают внимание опытные редакторы. Если с первого взгляда на страницу сценария видно, что человек не имеет понятия о правильном формате, то это дает редактору все основания не считать этого автора осведомленным и о других правилах сценарного дела. Тогда зачем терять время на чтение его произведения?
2) «Форма содержательна, содержание формально» – закон диалектики. В некачественной форме и содержание будет, скорее всего, недостаточно качественным.
3) В сценарии, написанным в правильном американском формате, одна страница сценария будет равна одной минуте фильма на экране.
Киносценарий − это очень специфический вид творчества. Он стоит ровно на границе двух миров − искусства и производства.
И именно американский формат лучше всего отвечает требованиям кинопроизводства.
Как выглядит американский формат
Пример:
Сценарий фильма «Питер. Лето. Любовь» (2014)
II. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА.«ДИАГОНАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ».
ПРАВИЛО № 1: Фильм – это аудиовизуальное произведение. Сценарий должен содержать только ту информацию, которую можно снять на пленку и показать на экране (или озвучить с экрана). Только аудио или визуальную информацию. Нельзя писать, «он чувствует, что…», «он вспоминает, что…» и другие подобные ментальные процессы.
ПРАВИЛО № 2: Сценарий пишется только в настоящем времени.
ПРАВИЛО № 3: Никаких технических терминов. В сценарии не должно быть технических киношных терминов. «Крупный план», «восьмерка» и т.п. Почему нельзя указывать в сценарии все эти технические подробности?
1) Как бы вам не казалось, что это вполне удобно и логично. Это тонкий психологический момент. Обилие таких терминов в сценарии может разозлить режиссера, потому что, как говорил Мюллер «Мне лучше знать, с чего начинать, Штирлиц!» Режиссер может проникнуться подсознательной или вполне осознаваемой неприязнью и к тексту, и к вам, поскольку подумает, что вы пытаетесь влезть на его территорию (и в данном случае, это так и есть).
2) Даже если не брать во внимание психологические нюансы режиссера, − обилие технических терминов замусоривает текст. Делает его трудно читаемым. А это может стать критичным фактором. Продюсер или редактор может отложить его в сторону, «на потом», только потому что он устал и ему тяжеловато его читать, и он возьмет сценарий вашего конкурента, написанный более легко и прозрачно. И в таком случае, дело до вашего сценария может уже никогда не дойти. А ведь наша с вами задача №1 – чтобы сценарий не только НАЧАЛИ читать, но и прочли до конца. На этом этапе вы должны использовать все имеющиеся у вас средства, чтобы заставить человека прочесть ваш сценарий до конца!
3) Иногда бывают случаи, когда использование технического термина необходимо. Это происходит, когда он используется в целях создания ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО эффекта. В таких случаях его использование разрешается, но есть ограничение – это можно делать не более трех раз за весь сценарий.
ПРАВИЛО № 4: Не пишите дату. Когда продюсер или редактор берет для ознакомления сценарий, на титульном листе которого значится дата 2004 год, а на дворе 2019-й, то скорее всего, у них сразу возникнут некие мысли на этот счет. Например, такие: а почему никто до сих пор не захотел купить этот сценарий? Может, он просто плохой? А если он хороший, и его просто никому пока не предлагали, то не состарилась ли его идея, да и вообще весь сценарий − не состарился ли?
То же самое относится к порядковому номеру версии. Когда читающий видит огромный номер порядковой версии, то он подумает, что либо сценарист слабоват, либо идея сценария не так уж сильна.
Номера версий и даты нужны только на стадии развития сценария, когда вы еще в процессе переписывания, и вы знаете, что у вас впереди еще несколько версий до окончательного вида сценария. Вы обмениваетесь текстом «со своими» − с соавтором, со своим продюсером, с консультантом, со скрипт-доктором. В общем со всеми теми людьми, которые вместе с вами принимают некоторое участие в создании этого сценария.
То есть, номера версий и даты должны красоваться на титульном листе сценария ровно до того момента, когда вы решите, что пора подать его на прочтение потенциальному покупателю. Тогда титульный лист должен быть чистеньким, как будто сценарий написали вчера. Легко, талантливо и непринужденно.
ПРАВИЛО № 5: Ничего лишнего. Избегайте финтифлюшек, таких как:
− список персонажей,
− хронология истории,
ПРИМЕЧАНИЕ: Хотя Тарантино в «Криминальном чтиве» позволил себе начать сценарий с хронологии, но тогда уже обладал именем, уже снял «Бешеных псов». Когда у вас в багаже будет парочка таких фильмов, вы тоже будете иметь возможность на чудачества, а для новичков это неприемлемо.
− украшение страниц (в том числе разными шрифтами, жирным выделением и т. п.),
− цветной титульный лист (это может казаться забавным, но эти правила писались, так сказать, на живых примерах, так что все это бывало и бывает))
Всего этого следует избегать. Если вы, конечно, изначально не задались целью выдать себя за дилетанта…
III. О ФОРМАТЕ ПОДРОБНЕЕ
Для начала:
ПРАВЫЙ КРАЙ СЦЕНАРИЯ НЕ ВЫРАВНИВАЕТСЯ НИКОГДА!
ЗАГОЛОВОК СЦЕНЫ
Первый вопрос: «Ставить ли номер сцены?»
В теории существуют две точки зрения на этот вопрос: можно ставить, можно не ставить. Но практика показывает, что лучше ставить – иначе сложно ориентироваться в сценарии при коллективной работе. А она почти всегда оказывается коллективной. Поэтому чтобы не потеряться в тексте, лучше, когда каждая сцена изначально имеет свой номер.
Заголовок сцены выглядит так:
- ИНТ. КВАРТИРА ВИКТОРА – СПАЛЬНЯ – НОЧЬ
7. НАТ. ДОМ ВИКТОРА – КРЫЛЬЦО — НОЧЬ
Допустимо ставить не тире, а точки. Лучше тире.
НАТ, ИНТ − эти слова относятся к положению камеры. «Натура» или «Интерьер». Где находится камера, в помещении или на открытом воздухе.
Здесь надо сделать небольшое отступление. Дело в том, что надо с самого начала держать в голове, хотя бы где-то на заднем плане, что ваш сценарий − это документ не только для вас, для продюсера и для режиссера. Это рабочий документ, по которому будет работать вся съемочная группа. Его будут читать представители всех киносъемочных профессий (художник-постановщик, художник по костюмам, бригадир каскадеров, оператор-постановщик), и при этом им, возможно, будет все равно на художественные и смысловые глубины вашего сценария, − они будут видеть в нем то, что важно для них. Оператор-постановщик должен знать − где в этот съемочный день будет работать камера, в помещении или на улице. От этого зависит, какой комплект оборудования ему понадобится.
Итак, ИНТ – НАТ − это относится к положению камеры. Хотя редко, но бывают случаю, когда требуется снять сцену, играемую на улице, ИЗ дома.
НАЗВАНИЕ ЛОКАЦИИ В ЗАГОЛОВКЕ СЦЕНЫ
В данном случае, это «квартира Виктора − спальня», «дом Виктора − крыльцо». Чаще всего получается именно так, с уточнением, в какой комнате, у какой части дома. Но если это не принципиально по действию, то может быть и просто вариант «квартира Виктора».
Важное правило − один и тот же объект должен всегда называться одинаково. Строго одинаково, буквально одинаково, с точностью до знака. Чтобы избежать путаницы.
Например, можно встретить в сценарии такие заголовки: «вход в консерваторию», «у входа в консерваторию», «консерватория – главный вход», «консерватория − у входа»…
И всё это окажется одним и тем же объектом. И художник-постановщик сойдет с ума, пытаясь понять, один это объект или разные.
ДВА ОБЪЕКТА – и НАТ и ИНТ СРАЗУ
НАТ/ИНТ. УЛИЦА/САЛОН АВТОМОБИЛЯ − ДЕНЬ
или
ИНТ. КОМНАТА КАТИ/КУХНЯ – ДЕНЬ
= = = = = = =
В ОДНОЙ СЦЕНЕ – СРАЗУ ДВА ОБЪЕКТА в ИНТ
ИНТ. БОЛЬНИЦА — КОРИДОР/ПАЛАТА — НОЧЬ
Вероника стоит в коридоре возле палаты, наблюдает, как –
– в палате пожилая МЕДСЕСТРА 6 делает Мише процедуры.
Вероника очень расстроена. Она ловит на себе взгляд Миши, ей становится неловко, она отворачивается.
= = = = = =
ВРЕМЯ СУТОК – пишем только ДЕНЬ, НОЧЬ, УТРО, ВЕЧЕР.
Следует стараться избегать любых других обозначений времени суток.
РАССВЕТ, ЗАКАТ – только в случае драматургической необходимости. Ибо это уже РЕЖИМНЫЕ СЪЕМКИ. То есть дело, с производственной точки зрения, крайне хлопотное.
Что такое режимные съемки? Это съемки в часы рассвета или заката. Как известно и то и другое длится очень недолго и очень трудно попасть и успеть снять качественный дубль на фоне красивого заката или рассвета. Это высший пилотаж, удается не каждому.
= = = = = =
КАЖДАЯ СЦЕНА ДОЛЖНА НАЧИНАТЬСЯ БЛОКОМ ОПИСАНИЯ ДЕЙСТВИЯ
Нельзя начинать сцену сразу с блока ДИАЛОГ.
До слов персонажа необходимы хотя бы 1-2 строки описания действия. Например:
«Катя стоит у окна». И только после этого ее слова.
= = = = = =
НЕВИДИМАЯ РЕЖИССУРА.
(или НЕВИДИМЫЙ МОНТАЖ)
Что это такое?
Каждый новый план должен начинаться с новой строки. Это называется «невидимая режиссура». Происходит некое подспудное влияние на процесс монтажа. Режиссер получает такой сигнальчик – «а тут ты рисуешь новый кадр в раскадровке».
А режиссерская раскадровка – это вот что такое:
Создать карусель Добавьте описание
Разница между подходом сценариста и режиссера: режиссер должен нарисовать КАЖДЫЙ кадр. Для него это техническая процедура.
А сценарист показывает в сценарии пробелами не все, а только те, которые вам важны чисто драматургически. Вы их выделяете таким образом, чтобы режиссер их не «потерял».
= = = = = =
ПРАВИЛО ЧЕТЫРЕХ СТРОК. Максимальная длина одного абзаца в описании действия – четыре строки. Можно четыре с половиной. Более пяти строк − это уже совсем плохое нарушение правила, режет глаз опытному читающему, то есть человеку, который уже избалован чтением высокопрофессиональных сценариев. Но здесь есть еще одно, чисто психологическое объяснениенеобходимости этого правила. Наш глаз, как правило, ленив и мы машинально предпочитаем читать более короткие куски текста, или диалоги. Некоторые вообще в книгах смотрят только картинки…
ПРОБЕЛЫ ПЕРЕД НОВОЙ СЦЕНОЙ. Существует две точки зрения на это правило – два пробела или один. Если говорить очень строго, то по европейским канонам надо пропускать две строки перед новой сценой. Но практика показывает, что к этому обычно никто не придирается, и в наших сценарных софтах по умолчанию заложен всего один пробел строки перед новой сценой. Дилемма…
Два пробела строки намного выигрышнее в плане диагональности сценария: с двумя пробелами строки перед новой сценой сценарий значительно легче читается. Поэтому лучше вам все же оставлять два пробела. Имея в виду, что если вы столкнетесь с проблемой экономии страниц и это будет очень критично, то у вас на крайний случай будет возможность поменять два пробела на один – и ваш сценарий станет на несколько страниц короче. Это, кстати, еще один из приемов «мухлевания» на длине.
ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЖА. Его имя при этом обязательно должно выделяться заглавными буквами. Почему? Это необходимо профессиональным редакторам для облегчения подсчета количества персонажей. От этого зависит требуемое количество актеров, и в конечном счете стоимость производства.
Имя персонажа выделяется большими буквами только при первом появлении. При втором и последующих его имя пишется как обычно – «Петя», а не «ПЕТЯ».
Если персонаж второстепенный, незначительный, то вместо имени мы пишем другое его обозначение (например, ДВОРНИК, ТАКСИСТ), но при этом не забываем обязательно его выделять большими буквами при первом его появлении. Если у вас в сценарии действуют много дворников или таксистов, то следует дать им номера. Это необходимо в том случае, если у них есть некие, даже самые короткие диалоги, или отдельные действия. В таких случаях пишется ДВОРНИК 1, ДВОРНИК 2. Потом с большой буквы.
Если у вас в кадре группа людей, или толпа, то при первом упоминании о ней в описании действия это тоже выделяется заглавными буквами. Это опять же необходимо для подсчета, сколько массовки и сколько групповки необходимо для данного фильма.
И если будет не одна толпа в сценарии, то каждый раз ее писать ТОЛПА. Потому как в нее будут набирать другую массовку (отличие будет в номерах сцен).
ИМЯ ГЕРОЯ. Когда его писать? В некоторых учебных пособиях пишут, что существует правило − писать имя героя только после того, как его впервые НАЗЫВАЮТ по имени. Но это правило уже давно оспаривается и вот почему. Например, Сэм, пианист из Касабланки. Он довольно долго существует на экране до того, как мы узнаем его имя. И по старым правилам, его следовало все это время именовать «темнокожий пианист». Вроде логично − ведь зритель не будет знать его имя до его произнесения. Но дело тут в том, что есть большая разница между зрителем и читателем. Зритель не запутается, потому что он уже сориентирован на внешний вид героя, он его уже знает в лицо. А читатель ориентируется только на слова. Поэтому, когда вдруг через несколько страниц сценария он наткнется на персонажа, которого именуют не «темнокожий пианист», а Сэм, он может запутаться.
ВЫВОД: писать имя героя сразу, но непременно с описанием внешности. ПЕТЯ, молодой человек в очках и свитере, типичный ботан.
Есть одна тонкость: очень редко, но встречаются случаи, когда сокрытие имени до определенного момента требуется драматургически. Например, когда герой выдает себя за другого, или, если мы пишем фамилии, но нам надо какое-то время скрывать, что два персонажа − родственники. В этих случаях включайте голову и принимайте самостоятельное решение.
ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕКТЫ пишутся заглавными буквами. «Из телевизора доносится МУЗЫКА», «раздается ВЗРЫВ», «таксист СИГНАЛИТ». Нет нужды описывать и выделять абсолютно все звуки, которые подразумеваются при описании определенного места действия.
Например, если вы пишете сцену под заголовком
НАТ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОКЗАЛ − ДЕНЬ, то не надо описывать все возможные здесь звуки. Гудки поездов, объявления по вокзалу, гур-гур толпы, крики таксистов. Но, если не дай бог, при этом в здании вокзала что-то взорвалось, и от этого весь сюжет истории поворачивает в другую сторону, то необходимо этот звук выделить заглавными буквами.
«Шаги». Не надо обозначать звук шагов вообще, но когда это шаги убийцы по коридору, надо выделить.
То есть, вы должны выделить только те звуки, которые являются неким «ключом» к последующим действиям героя. (Звонок в дверь – герой идет открывать, выстрел – герой приседает, звонок мобильного – герой лезет в карман за телефоном и т.п.)
Если же вам просто очень хочется нарисовать «атмосферу» с помощью звуков – то НЕ НАДО. Профессиональные мастера шумового оформления, шумовики, сделают это все равно лучше вас.
МУЗЫКА. Этот вопрос немного выходит за рамки темы о формате сценария, но лучше обозначить его сразу. Следует ли вообще отмечать, какое произведение звучит в той или иной сцене?
Сценаристы очень часто ориентируются на конкретную музыку, и им по их замыслу очень хочется, чтобы здесь играло именно то произведение, которое они задумали. На этот случай существует одно жесткое, и даже жестокое правило. саундтрек не входит в сценарий.
Во-первых, это нельзя, просто потому что это нельзя. Это прерогатива режиссера и звукорежиссера.
Во-вторых, это чисто финансовый вопрос: права на использование в фильме уже существующих произведений стоят очень дорого, и только во власти продюсеров принимать решение о том, будут они приобретать эти права или не будут. То есть, сценарист вправе указать лишь музыкальный жанр, но не конкретное произведение.
В-третьих, на этот случай есть такой несколько циничный тезис: если для того, чтобы передать определенное настроение или пробудить в читателе или зрителе определенное чувство, вам требуется музыка, это может означать, что вы − не талантливый сценарист. Говорят, что любой вид искусства стремится быть таким, как музыка. Лучше научитесь писать так, чтобы ваш текст звучал как музыка. А с музыкой на экране пусть разбираются уже те, кто будут это снимать.
ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ НА ЭКРАНЕ
Любая текстовая информация, которая по вашему замыслу должна появиться на экране, обязана быть записана в сценарии БОЛЬШИМИ БУКВАМИ (капслоком).
Что это за текстовая информация? Это вот что:
ТИТРЫ
Титр – это крупная надпись в середине кадра в кинофильме. Чаще всего на пустом кадре, но в последнее время стали накладывать и прямо на кадры фильма.
СУБТИТРЫ
Субтитр − это текст, написанный шрифтом среднего размера и расположенный в нижней части экрана при просмотре видео. Субтитры содержат дополнительную информацию о происходящем на экране – «когда?», «где? И т.п.
ДРУГАЯ ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ НА ЭКРАНЕ
Это всевозможные надписи, попадающие НАМЕРЕННО в кадр. Надпись на двери, на футболке, на экране смартфона, на мониторе компьютера, на заборе…
Он одет в грязную футболку, надпись на груди гласит: «ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ»
Все текстовые блоки, которые будут попадаться в кадре, пишем капслоком.
= = = = = = = = = = = = =
ФЛЭШБЭК − Требует очень тщательного и грамотного написания в сценарии, чтобы не запутать читающего.
Порой недостаточно указать просто слово «флэшбэк». Можно указать также год.
ИНТ.ВОКЗАЛ – ДЕНЬ − ФЛЭШБЭК (1948)
Следует указать точно, ГДЕ кончился флэшбэк.
КОНЕЦ ФЛЭШБЭКА – это пишется обязательно, чтобы не возникла путаница, ведь флэшбэк может содержать и более одной сцены.
СОН − По аналогии с флэшбэком. Но, если мы хотим удивить читателя, то можно открыть правду о том, что это был всего лишь сон в следующей сцене: «Он просыпается. Глубоко вздыхает. Это был всего лишь дурной сон».
ФАНТАЗИЯ, ВИДЕНИЕ – все те же правила.
= = = = = = = = = = = = =
ИСКЛЮЧЕНИЯ ПО ПОВОДУ ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
1) Если вы считаете, что совершенно необходимо для сюжета написать «детальный план на золотую медаль», то сделайте это. Но помните, что вы можете себе позволить такие вещи не более трех раз за весь сценарий.
2) «КАМЕРА отъезжает и мы видим…» − такое разрешается делать только в драматургических целях: для использования инструмента ПЕРЕВЕРТЫШ. Чтобы создать эффект неожиданности, изумления у читателя. Зритель увидит на экране действие и удивится, а вам для этого придется использовать технический термин. Именно для того чтобы вызвать ощущение изумления. И именно поэтому это надо выделить БОЛЬШИМИ БУКВАМИ.
Солдат идет по верху горы, а внизу − враг, которого он не видит, а мы уже увидели.
Или комический эффект − диктор в пиджаке читает серьезную информацию, но камера отъезжает и мы видим, что у него ниже пиджака − пляжные шорты.
= = = = = = = = = = = = =
Числительные пишем словами, но не цифрами.
= = = = = = = = = = = = =
Слово «вы» в диалоге пишется с маленькой буквы. Никогда не пишите «Вы» («Вас», «Вам») с большой буквы в диалогах в киносценарии!
= = = = = = = = = = = = =
Номер страницы ставится справа вверху. На титульном листе не ставится.
= = = = = = = = = = = = =
КОНЕЦ – в конце сценария обязательно должно красоваться слово КОНЕЦ, и оно должно быть обязательно подчеркнуто (европейский стандарт).
= = = = = = = = = = = = =
ЕЩЕ РАЗ О ЗНАЧЕНИИ ХОРОШЕГО ФОРМАТА
Мне приходилось быть свидетелем того, как сценарии даже не принимались на прочтение, как только продюсер замечал, что они написаны доморощенным форматом. И уже самое нехорошее, что только может быть – это «ползающий» формат. То американка, то русская запись, то проза – и все это в одном и том же сценарии!
Такое тоже приходилось видеть. Удручающее зрелище, показатель полного непрофессионализма.
Так что, учитесь сразу писать в правильном профессиональном формате!
Юлия Мельницкая,
специально для
Высшей школы режиссеров и сценаристов
Как написать сценарий | правила написания сценария
За месяц проката фильм «Мстители: Война бесконечности» собрал 2 миллиарда долларов и стал четвертым по мировому уровню кассовых сборов, обогнав даже Гарри Поттера. В чем секрет успеха франшизы Marvel? Узнаваемые герои, спецэффекты и, конечно, сценарий. В этой статье мы расскажем, как написать сценарий так, чтобы фильм хотелось посмотреть еще много раз.
Как писать сценарий к фильму: основные правила и структура
Главный секрет хорошего сценария – зрителю каждую секунду должно быть интересно, что происходит на экране. Большой бюджет и звездный актерский состав не спасают скучный фильм. Покажите зрителю историю, которую он запомнит и к которой захочет вернуться.
Подготовка к написанию сценария
У вас есть отличная идея фильма, но как превратить ее в сценарий? Советуем начать с «мозгового штурма». Запишите все идеи, которые придут вам в голову, какими бы глупыми они не казались. Отфильтруйте слабые и оставьте сильные. Выберите ту, которая кажется наиболее успешной. С ней можно продолжать работать. Попробуйте развить эту идею, сделайте из нее «сценарную историю». Примерно опишите основные события, персонажей, место действия и конфликт.
Чтобы превратить историю в полноценный сценарий, изучите его тему. Хотите снять документальный фильм о каких-либо событиях? Найдите архивные материалы и людей, которые владеют информацией. Мечтаете снять космические приключения? Узнайте как можно больше о космосе. Для сбора информации подойдут любые источники: от интернета до архивных файлов и интервью со специалистами.
Структура
Большинство фильмов, которые мы знаем и любим, сняты по трехактной структуре. Проще говоря, сценарий можно разбить на три акта или части:
- Экспозиция
- Кульминация
- Развязка
Стандартная длина сценария фильма от 90 до 120 страниц – по минуте экранного времени на каждую страницу. Экспозиция занимает примерно 30 страниц, кульминация – около 60, развязка – 30.
Рассмотрим, как пишется сценарий, на примере каждого акта.
Акт первый. Экспозиция
В первом акте зритель знакомится с экспозицией – протагонистами и антагонистами фильма, их целями, мотивацией и поведением. Важно помнить, что каждый поступок героя должен быть чем-то мотивирован. Объясните, что движет антагонистом и почему его нужно остановить. Это поможет избежать непонимания и сюжетных дыр. В конце акта происходит завязка – ключевое событие, которое побуждает героев к действию.
Разберемся на примере Мстителей.
Железный человек с командой, Стражи Галактики и жители Ваканды уже не первый раз появляются на экране, поэтому сценаристам легко ввести зрителей в курс дела. Да, заново описывать всех героев не пришлось, но зрителю, который не смотрел предыдущие фильмы франшизы, будет тяжело ориентироваться в происходящем. Действие происходит в нескольких локациях, каждая из которых показана в первые 15 минут. Мы видим, что события будут происходить не только на Земле, но и в космическом пространстве и в других измерениях. Завязкой становится момент, когда Черный Орден прилетает на Землю за камнем Времени, а Стражи Галактики обнаруживают в открытом космосе Тора, находящегося без сознания.
Задача сценариста в первом акте – познакомить зрителя с героями, их историями, характером и мотивацией.
Акт второй. Кульминация
В втором акте герои сталкиваются с трудностями, которые им необходимо преодолеть. Это самая долгая часть фильма, которая занимает около половины экранного времени и в которой происходят основные действия. При этом, по мере развития сюжета, препятствия становятся тяжелее.
Во время второго акта происходит переоценка ценностей героев, их мотивации и поведения. В конце второго акта происходит кульминационный момент.
В «Войне Бесконечности» герои по отдельности стараются спасти мир от угрозы исчезновения половины населения. Тор в поисках нового оружия возрождает погасшую звезду на Нидавеллире, Стражи ищут Камень Реальности, Тони Старк с Человеком-Пауком и Доктором Стренджем летят на Титан встречать Таноса.
Во втором акте описываются основные события. Герой начинает действовать, развиваться и менять свое поведение. Конец акта – кульминационная точка сценария.
Акт третий. Развязка
Третий акт – завершающая часть фильма. Все сюжетные линии подходят к своей логической развязке. В этой части сценария герой решает проблему и проходит все испытания. Концовка сценария должна быть логичной, поддающейся правилам того, что было описано ранее. Напишите такой финал, который вызовет у зрителя эмоции.
В «Мстителях» развязка начинается в тот момент, когда все герои собираются в Ваканде на битву с Таносом. Ключевой момент – щелчок пальцами. Это логическое завершение всего фильма, результаты которого мы наблюдаем на экране в последние минуты: половина персонажей (и всей планеты) исчезает, оставшаяся половина пребывает в шоке от случившегося, а Танос, выполнивший свое предназначение, наблюдает закат на неизвестной планете.
Необычным для жанра комиксов является то, что в конце фильма побеждают не протагонисты, а антагонист. Сценаристы намеренно оставили финал открытым. Весь следующий год фанаты будут предлагать свои версии случившегося, строить теории, ждать сиквел и заранее бронировать билеты в кино. Однако, для трехактной структуры такой финал не является редкостью.
Третий акт – самая динамичная и эмоционально-напряженная часть сценария. Действие приближается к развязке, а события происходят в ускоренном темпе.
Как писать сценарий к видео для YouTube: заинтересуйте зрителя за минуту
Чтобы ролик не потерялся среди других на YouTube (или других видеохостингах), он должен выделяться и быть запоминающимся. Прежде всего, определитесь с идеей. О чем будет ролик? Кто главный персонаж? Что будет происходить? Для кого вы снимаете? «Ютуб-аудитория» достаточно придирчива, поэтому не стоит пренебрегать сценарием для видео.
Начните со вступления. Поприветствуйте зрителя и представьте тему вашего видео. Главная задача вступления – заинтересовать аудиторию и заставить досмотреть ролик до конца.
Основная часть зависит от формата ролика. Нарисуйте примерную раскадровку вашего видео. Раскадровка – серия иллюстраций ключевых сцен видео, которая еще на этапе планирования позволяет убрать лишнее.
Нарисуйте временную шкалу – сделайте список из основных событий в хронологическом порядке. Продумайте ключевые моменты, которые хотите прорисовать в раскадровке и решите, насколько она будет подробной. Найдите готовый шаблон или нарисуйте на бумаге последовательность прямоугольных кадров и заполните их эскизами будущих сцен. Возле каждого прямоугольника (кадра) оставьте немного места для комментариев.
В заключительной части подведите краткий итог, опишите пользу от вашего видео. Задайте зрителю вопрос, чтобы получить обратную связь.
Как писать сценарий к рекламному ролику: представьте всем свой продукт
Герой рекламы – олицетворение целевой аудитории. Постарайтесь описать проблему, с которой он сталкивается и способы ее решения.
В первой части представьте зрителю героя и его проблему. Задача – как можно точнее передать положительные эмоции от приобретения товара или услуги. Например, в новогодней рекламе iPhone X и AirPods, Apple показывают, как важно делиться радостью с другими и как их техника в этом помогает.
В основной части покажите, как герой старается решить проблему. Представьте свой продукт и его преимущества. Объясните, почему нужно купить именно ваш продукт, а не аналогичный у другого производителя или продавца.
В завершающей части покажите эмоции героя от решения его проблемы.
Делимся советами, которые облегчат написание синопсиса проморолика:
- Перед тем, как писать сценарий, изучите рынок. Так вы точно будете знать, что интересно потенциальному покупателю.
- Используйте элемент сравнения. Зритель хочет видеть преимущества того, на что он может потратить деньги.
- Удивляйте. Покажите, насколько изменится жизнь человека, который получил ваш товар. Яркий пример – знакомая всем реклама «Сникерс» с фразой: «Ты – не ты, когда голоден».
Сценарий – первый этап работы над видео. Определитесь, в каком жанре вы хотите снимать и проведите «мозговой штурм». Если вы хотите написать сценарий к фильму – разберитесь в трехактной структуре и соберите достаточное количество информации. Для съемки рекламного ролика или Youtube-видео изучите целевую аудиторию – это поможет привлечь как можно больше зрителей. Запомните: чем ответственнее вы подойдете к написанию сценария, тем легче будут последующие съемки.
Как написать сценарий: 23 шага, чтобы написать успешный сценарий
Если вы хотите научиться писать сценарий спецификации, вам необходимо глубоко понять структуру, формат и искусство написания сценариев, прежде чем вы начнете.
1. Найдите вдохновение:
Искусство — это подражание, поэтому воспользуйтесь этими советами, чтобы вдохновиться.
- Читайте отличные сценарии.
- Слушайте музыку.
- Перечислите и посмотрите 20 фильмов, которые вы хотели бы написать.
- Написать план чужого фильма.
- Посмотрите примеры сценариев: Образец 1, Образец 2 и Образец 3 (обзор фильма).
2. Прочтите о написании сценариев:
Узнайте как можно больше об искусстве написания сценариев от профессионалов. Подумайте о том, чтобы прочитать эти очень ценные руководства по написанию сценариев, которые помогут вам отточить свои писательские навыки.
- Спасите кота! Блейка Снайдера
- Сценарий: основы написания сценариев Сид Филд
- Сценарист кофе-брейка Пилар Алессандра
- Рабочая тетрадь телесценариста Эллен Сэндлер
- Продажа вашей истории за 60 секунд
- Написание драматического телесериала Памелы Дуглас
- Библия сценариста: полное руководство по написанию, форматированию и продаже сценария Дэвид Тротье
- От сценария к экрану Линда Сегер
- Голливудский стандарт: полное и авторитетное руководство по формату и стилю сценария Кристофера Райли
- Написание отличных сценариев для кино и телевидения Дона Купер
3.
Сделайте это выдающимся:Найдите способы выделить свою работу среди других сценариев:
- Используйте уникальные элементы и необычный выбор в своей истории
- Использование вашей семьи, друзей, ошибок и достижений в качестве вдохновения для персонажей
- Быть в курсе текущих событий и использовать их для информирования о темах и сообщениях вашей работы.
- Читайте о любых темах, идеях или местах, чтобы лучше узнать себя, прежде чем начать писать.
- Чтение скриптов и их анализ. Вы увидите, что эффективно, и сможете использовать это в своем сценарии. Чтобы проанализировать сценарий:
- Обратите внимание на эффективные элементы.
- Отслеживайте технические примечания, такие как действия и подзаголовки.
- Определите области, которые не работают.
- Просмотрите свой анализ на вынос.
4. Определите конфликт или тему, занимающую центральное место в вашей истории:
Подумайте о событиях, происходящих в окружающем вас мире, или об объединенных концепциях, которые вы хотели бы исследовать, в качестве вдохновения.
5. Выберите жанр фильма для своей истории:
Вы также можете комбинировать жанры фильмов, чтобы создать что-то уникальное.
6. Выберите настройку для своего фильма:
Используйте тему и жанр, чтобы помочь в выборе настроек.
7. Создайте динамичного главного героя:
Главный герой должен иметь главную цель, которую он хочет достичь на протяжении всего сценария.
8. Создайте оппозиционного антагониста:
Это может быть человек, идея или событие, которое мешает вашему главному герою легко достичь своей цели.
9. Напишите логлайн, обобщающий вашу идею:
Это краткое изложение из одного или двух предложений должно четко отражать основные идеи вашего сценария.
10. Создать сказочный мир:
Создание мира, в котором существует ваша история, жизненно важно для написания аутентичного и правдоподобного сценария. Ключевые элементы включают:
- Мозговой штурм : Соберите потенциальные идеи для использования в сценарии.
- Концепция: Это должен быть четкий центральный принцип, который вы можете обобщить в своем логлайне.
- История: Хотя у вас еще не будет каждой сцены, вы должны знать основные плюсы и минусы сценария.
- Персонажи: Знайте немного о своих главных героях.
11. Сделайте свою концепцию или историю более интересной:
Если вам трудно оторваться от традиционных идей сценария, используйте эти стратегии, чтобы сделать ваш сценарий интереснее:
- Подумайте о своем любимом жанре фильмов.
- Придумайте уникальные идеи для вашего участка.
- Прочтите наброски и трактовки сценария.
- Запросите отзыв о своем плане.
12. Набросайте сценарий:
При создании плана сценария включите конкретные детали, связанные с:
- Сюжетом : Определите основные сюжетные точки в истории.
- Сцены: Обратите внимание на определенные сцены или потенциальные идеи для сцен.
- Развитие персонажа : Повторите, как ваш главный герой попадет из пункта А в пункт Б.
- Заключение: Знайте, чем закончится история.
13. Создайте интересных персонажей:
Хотя такие вещи, как упорный труд, удача и самоотверженность играют важную роль в написании отличного сценария, развитие вашего воображения является наиболее важным фактором. Задайте себе эти вопросы, чтобы оживить своих персонажей:
- Оставят ли эти персонажи впечатление?
- Волнуюсь ли я, когда пишу об этих персонажах?
- Эти символы предсказуемы?
- Виноваты ли их недостатки в том плохом, что с ними происходит?
14. Не ограничивайтесь традиционными чертами характера, такими как «верный» и «красивый».
Ищите необычные дескрипторы, такие как:
- Без чувства юмора
- Ретро
- Одиночка
15. Отформатируйте сценарий:
Прежде чем приступить к конкретизации идеи сценария, вы должны иметь практические знания об элементах сценария.
- Заголовок сцены: Это однострочное описание времени суток и местоположения сцены всегда пишется заглавными буквами.
- Подзаголовок: Этот элемент помогает определить незначительные различия в сцене, например переход между двумя локациями.
- Действие: Эти строки описывают события сцены в настоящем времени.
- Символ: Имена должны быть указаны заглавными буквами при первом их представлении в действии и в приведенном выше диалоге.
- Диалог: Это фраза персонажа.
- В скобках: Эти дополнительные указания — это то, как персонаж произносит строку.
- Добавочный номер: Это технические примечания, такие как указание на то, что фраза произносится за кадром.
- Переход: Переходы — это указания для монтажеров фильма.
- Shot: Используется для обозначения того, что точка обзора сцены сместилась.
- Монтаж : Монтаж — это серия кадров, показывающих течение времени.
- Хироны : Хироны указывают время и место сцены, обычно текстом поверх видео.
- Lyrics: Если ваш сценарий включает тексты, вы можете добавить их вперемежку с диалогами или отметить общее настроение песни, включив саму песню отдельно.
- Fade In: Fade in указан в самом начале скрипта.
- Cut To: Вы должны использовать «cut to», чтобы указать изменение местоположения.
- Конец акта: Используйте это в конце каждого акта, обычно для телесценария.
- Затухание: Затухание указывает на конец сценария.
16.
Создайте свой первый черновик:Напишите первый черновик своего сценария, установив конкретные цели и сроки, написав заранее определенное количество страниц в день, убедившись, что ваши диалоги звучат естественно, и сохраняя ваш сценарий на уровне от 90 до 120 страниц. .
- Первая страница сценария: Первая страница вашего сценария должна начинаться со слов «FADE IN». Ваш фактический сценарий начинается там, обычно с описания сцены, заметок о персонажах и любой другой экспозиции до начала диалога персонажей.
- Дневник сценариев : Чтобы глубже погрузиться в процесс написания, ведите ежедневный дневник своих чувств, идей и открытий, связанных со сценарием, прежде чем приступать к написанию страниц.
17. Пересмотрите свой сценарий:
После того, как вы написали свой первый черновик, сделайте перерыв на неделю или две, чтобы передумать. Писать — значит переписывать, поэтому очень важно, чтобы после краткого перерыва в написании сценария вы возвращались к нему.
18. Поделитесь своим сценарием с другими:
Обратитесь за отзывами к людям, которым вы доверяете, чтобы помочь вам улучшить сценарий. Попросите их сделать заметки о концепции, сюжете, сеттинге, персонажах и диалогах, чтобы помочь вам уточнить все элементы сценария. Используйте профессиональных консультантов, например, из Script Reader Pro, чтобы получить еще более ценную обратную связь.
19. Переписать:
Переписать — жизненно важный компонент пересмотра. Внесите изменения и обновления, чтобы прояснить свою историю, основываясь на заметках надежных друзей, коллег или наставников, а также на собственных мыслях.
20. Изменить:
Найдите и исправьте все грамматические или орфографические ошибки, которые вы обнаружите в процессе редактирования. Убедитесь, что формат вашего сценария подходит и соответствует спецификациям сценариев.
21.
Подготовьте сценарий к презентации:Когда сценарий будет готов, подготовьте и переплетите его для презентации:
- Распечатайте титульный лист и сценарий на перфорированной бумаге с тремя отверстиями.
- Поместите титульный лист и сценарий в обложку сценария.
- Добавьте латунные застежки в верхние и нижние отверстия.
- Скользящие шайбы на задней стороне застежек.
- Забейте застежки плоско с помощью молотка для переплета скриптов.
22. Используйте программное обеспечение для форматирования сценария:
Использование программного обеспечения для форматирования сценария может сэкономить вам огромное количество времени при планировании и написании.
- Для развития сюжета:
- Dramatica Pro
- Контур
- Спасите кота!
- Быстрая раскадровка
- Для сценаристов:
- Final DraftMovie
- Волшебный сценарист
- Селткс
- StudioBinder
- Писатель Дуэт
23. Окружите себя творчеством:
Найдите сообщество, которое поддержит ваши мечты, например киношколу.
Написание сценариев для документальных фильмов следует своему собственному процессу, поскольку большая часть сценария создается уже после съемок, что меняет порядок и способ создания сценария. Подробнее о написании сценария для документального фильма смотрите в этом видео.
При самоотверженности, настойчивости и образовании вы можете стать выдающимся сценаристом. Вы можете узнать больше о написании сценариев и о том, как вы можете улучшить свои навыки, подав заявку в Нэшвиллский институт кино здесь.
Как написать хороший сценарий? Основное руководство [с примерами] • Образ жизни кинопроизводства
Написание хорошего сценария может показаться очень трудным и запутанным процессом, особенно если вы никогда раньше его не писали.
Однако, как и в любой другой профессии, существуют определенные «секреты» успешного написания сценария, которые помогут вам написать ценный сценарий блокбастера.
Требуется серьезное самоанализ, чтобы понять, чем вы действительно увлечены, когда дело доходит до сценариев. Я поделюсь с вами одним из ключей здесь.
КАК НАПИСАТЬ ХОРОШИЙ СЦЕНАРИЙ Что такое написание сценариев?
Написание сценариев — это форма творческого письма, которая включает в себя процесс разработки повествований для радио, телевидения и фильмов.
Один из самых важных навыков, которым должны обладать сценаристы, — это понимание того, как рассказываются истории в различных форматах.
Сценарии могут варьироваться от драматических монологов до зарисовок комедийных шоу.
Как написать хороший сценарий?
Давайте рассмотрим несколько ключевых советов о том, как написать отличный сценарий.
1. Думайте нестандартно
Когда вы садитесь писать сценарий, у вас уже должно быть общее представление о том, о чем ваш рассказ.
Потратьте время на то, чтобы провести мозговой штурм всех различных аспектов истории, с которыми вы можете столкнуться, и представить, как эти аспекты будут рассказаны в фильме или пьесе.
Если у вас есть идея для сюжета и концовки, было бы здорово объединить все эти идеи.
Вы даже можете записать их на салфетке или бумаге и смотреть на них в процессе написания.
2. Получайте обратную связь заранее и часто
Сценаристы обычно получают много замечаний и критики в процессе написания сценария.
Это нормально, но может быть важно принимать к сведению получаемые вами заметки и обращать на них внимание.
Обращая пристальное внимание на то, что говорят люди, вы сможете исправить любые проблемы или несоответствия до того, как на них укажут в процессе редактирования.
3. Прислушайтесь к своей интуиции в отношении истории
Как и в любом другом виде искусства, вы должны развить свою интуицию в отношении того, какие типы историй будут продаваться.
Не бойтесь задавать вопросы о том, какие вопросы у вас могут возникнуть.
И не смущайтесь, если не знаете, какие вопросы задавать. Помните, сценарии так же важны, как и люди, стоящие за ними.
КАК НАПИСАТЬ ХОРОШИЙ СЦЕНАРИЙ Что такое киносценарии?
Сценарий фильма — это документ, иллюстрирующий действия и диалоги фильма. Это план для каждого аспекта производства, включая ракурсы камеры, освещение, звук, костюмы и декорации.
Формат этих документов может варьироваться от студии к студии, но обычно они делятся на три акта:
Первый акт представляет вашего главного героя и его цель в жизни.
Второй акт состоит из препятствий, которые мешают им достичь своей цели, пока они, наконец, не преодолеют одно последнее препятствие.
Третий акт показывает, как они достигают своей цели или с треском проваливаются.
4. Развивайте сильный характер
Неважно, великие они люди или нет. Развитие персонажа в вашей истории требует, чтобы ваши персонажи выглядели правдоподобно, убедительно и хорошо проработаны.
Вы всегда можете изменить характеры своих персонажей позже, но развитие их характеров в самом начале является важным шагом на пути к тому, чтобы сделать их привлекательными для аудитории.
5. Пишите в формате, подходящем для телевидения
Телевизионное шоу, фильм или короткометражный фильм имеют очень специфические форматы, которым необходимо следовать, чтобы история работала.
При написании сценария следуйте определенному шаблону, установленному телешоу, на котором основан сценарий.
Делая это, вы гарантируете, что структуру истории будет легко понять как вам, так и продюсерской компании. Это значительно облегчит вам написание хорошего сценария.
6. Имейте четкое представление о ключевых моментах сюжета вашей истории
Чтобы правильно растянуть историю, вы должны заранее распланировать каждую сцену. Вам нужно продумать основные и второстепенные детали, которые будут поддерживать ваши основные идеи при разработке сценария.
Не полагайтесь исключительно на память в развитии сюжета; если вы не хотите использовать собственное воображение, вам придется исследовать и анализировать материалы, найденные в других местах, чтобы построить сюжет вашей истории на точном историческом факте.