Психологический квест сценарий: Психологический квест «Золотые правила успеха»

Содержание

Искусство договариваться

Искусство договариваться
Коррекционная работа психолога в школе — Коррекционные игры

Мероприятие для младших школьников
«Искусство договариваться». Психологический квест для подростков
Предлагаем сценарий психологического квеста для подростков. По сценарию, участникам команд нужно пройти четыре испытания и честно оценить свою работу.

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК
Участники: группа подростков от 20 до 30 человек.
Цель: стимулировать групповое единство, взаимное уважение и интерес учащихся.
Задачи: выявить специфику социального самопроявления учеников, эмоциональные особенности социально-психологического поведения конкретных подростков, обозначить проблемные зоны для дальнейшей воспитательной и психологической работы.
Примерное время: 55 минут.


Ирина ЗАКИРОВА,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ МО «Долгопрудненский техникум», город Долгопрудный

Мария ФОКИНА,
педагог-психолог ГБПОУ МО«Долгопрудненский техникум», к. п. н., город Долгопрудный

10 мин (X)
Поприветствуйте участников, сообщите о целях занятия — сплотить коллектив, установить новые дружеские связи, эмоционально сблизиться.
Педагог-психолог: Сейчас мы сыграем в игру, которая позволит нам выразить взаимные симпатии и сформировать команды для прохождения квеста.
Бросьте мяч любому ученику и сообщите инструкцию: «Я назову положительное человеческое качество, твоя задача — бросить мяч тому из присутствующих, у кого это качество выражено в наибольшей степени. Итак, брось мяч самому дружелюбному человеку в классе». Участнику, который получил мяч, сообщите: «Ты будешь капитаном первой команды. Встань у доски, скоро рядом с тобой выстроятся капитаны других команд. Теперь брось мячик самому талантливому человеку».

Таким образом, перечислите несколько положительных качеств. Например, «самый веселый и жизнерадостный», «самый ответственный», «самый творческий». Назовите столько качеств, чтобы хватило определить 4-6 человек — капитанов команд. Число команд зависит от количества участников — но в каждой команде должно быть 4-5 человек. Когда капитаны команд выстроятся у доски, начинается набор членов в каждую команду.
Педагог-психолог: Ваша задача — набрать себе команду из числа оставшихся участников. Делать вы это будете по определенным правилам. Капитаны по очереди будут приглашать к себе любого участника. Каждый приглашенный становится рядом с капитаном. Далее каждый приглашенный в команду участник приглашает еще одному человека в команду.
Учащиеся вызывают друг друга в команду до тех пор, пока все не окажутся в командах.

Часть 2. Вводный инструктаж

5 мин(Х)
Допматериалы Список штрафных заданий для команд см. на e.psihologsh. ru.

Педагог-психолог: Ваши команды будут поэтапно выполнять задания, которые покажут, умеете ли вы работать вместе, сотрудничать, договариваться. За каждое задание команда получает определенное количество баллов. При этом будут учитываться скорость и качество работы. Для перехода на следующий этап команда должна набрать «проходной балл».
Если достаточного количества баллов команда не набрала, она получает штрафное задание, например за минуту написать как можно больше профессий. Если выполнит его — переходит к следующему этапу. Команда, которая первой справилась с заданием, получает дополнительно 5 баллов.
Все участники должны соблюдать правила поведения во время квеста. Первое правило — нельзя никого оскорблять. За любые оскорбительные слова и жесты в адрес своего игрока или соперника команда теряет 5 баллов. Второе правило — пока выступает докладчик одной команды, все участники внимательно его слушают, не перебивают, не разговаривают между собой и не шумят. За нарушение второго правила команда теряет 3 балла.
Запишите кратко правила на доску.

Часть 3. «Уникальность команды»

15 мин (Т)
Педагог-психолог: У вас в распоряжении пять минут, чтобы придумать название команды и кратко описать ее уникальность. Чтобы выполнить задание, каждая команда выбирает секретаря. Он будет записывать все идеи. Докладчиком может быть любой член команды. «Проходной балл» за задание — 4.
Раздайте каждой команде письменные принадлежности и «лист оценок», разделенный на три столбца: 1) «Название команды»; 2) «Наша оценка команде за выполнение этапа 1»; 3) «Наша оценка команде за выполнение этапа 4».
Педагог-психолог: Сейчас команды по очереди представят результаты работы. Представитель команды говорит название и рассказывает, в чем ее уникальность. Остальные внимательно слушают. На этом этапе вы оцениваете друг друга. Важно быть честными, объективными, справедливыми. В будущем вам еще предстоит этап со взаимной оценкой, поэтому старайтесь не создавать условий, при которых вам захотят отомстить за необъективность.

Как оценивать другие команды? Секретарь каждой команды, кроме команды-докладчика, записывает в лист оценок название коман ды. После окончания доклада команды в течение 30 секунд советуются и выставляют в свой лист оценок баллы от 2 до 5 – за доклад в целом и идею.
Работа строится по описанной схеме. Когда все команды выступят и поставят оценки соперникам, подсчитайте средние баллы.
Педагог-психолог: Пока я буду считать средние баллы по взаимным оценкам, вы должны распределить комплименты между членами команды. Важно, чтобы у каждого игрока был хотя бы один комплимент.
Каждая команда получает набор карточек в коробке, на которых напечатаны комплименты: самый сообразительный, самый общительный, самый вежливый, самый пунктуальный, самый спортивный, наше солнышко, лидер. Участники по кругу поочередно вытаскивают карточки, зачитывают их содержание и передают тому игроку, которому данный комплимент подходит больше всего. Себе комплименты оставлять нельзя.
Вы в это время подсчитайте средние баллы, затем озвучьте их и выпишите на доске напротив каждой команды, начислите дополнительные (за скорость) и штрафные баллы (если команда не набрала «проходной балл»). По такой же схеме подсчитайте баллы за все следующие задания.

Часть 4.

«Архитектор — строитель»

15 мин (Т)
Чтобы выполнить задание второго этапа квеста, каждая команда выбирает двух архитекторов. Остальные участники — строители. Для этапа понадобятся карточки с любыми 16 символами, рисунками, размещенными на карточке по одному в 4 столбика на 4 строчках в каждом.

Педагог-психолог: Сейчас архитекторы, подойдут ко мне, чтобы получить карточку с символами. Задача: не показывая карточку строителям, объяснить на словах, что нужно нарисовать. Первую строку объясняет один архитектор, вторую -другой, затем снова первый и так далее. Строители тоже рисуют по очереди. (Каждый по одной или по 2 строки, в зависимости от количества людей в команде.) Задача строителей — внимательно слушать и рисовать то, что просит архитектор. Строители не имеют права задавать вопросы. Архитекторы — не имеют права показывать что-либо с помощью жестов. Проходной балл — 80. Перед началом выполнения этого задания у вас есть 90 баллов. За каждую ошибку в рисунке вы теряете 1 балл. За каждый правильно выполненный рисунок получаете 1 балл.
Когда команды выполнят задание, пригласите капитанов с карточками-образцами и готовыми рисунками сесть за первые парты. Задача каждого капитана — честно и справедливо проверить рисунки, выполненные его командой, и отметить галочкой каждую ошибку. Затем они подсчитывают количество ошибок и вычитают полученное число из 90. Далее подсчитывают количество правильно выполненных рисунков, прибавляют полученное число к предыдущему результату и сообщают итоговый балл.

Часть 5. «Плот»

10 мин
Чтобы пройти этот этап психологического квеста, каждая команда получает один разворот газеты.
Педагог-психолог: Каждая газета – это ваш плот, на котором вы по моему сигналу должны будете разместиться в течение двух минут. Ноги каждого игрока должны стоять на плоту, даже на миллиметр не касаясь пола. Команда получит 5 баллов, если справится с заданием, и 0 баллов – если не справится.

Часть 6. «Комплимент сопернику»

15 мин (Т)
Педагог-психолог: На этом этапе ваша задача — дать самую лучшую рекламу команде соперников, которую выберет ваш капитан.

Составьте ей хвалебную, но искреннюю и справедливую рекламу в любой форме: в рассказе, стихотворении, сценке, газетной статье. Время на работу — 5 минут.
Баллы за задание начисляют сами участники по аналогии с заданием «Уникальность команды». Пока вы подсчитываете средние баллы, каждая команда общим голосованием выбирает лучшего игрока.

Часть 7 Подведение итогов

10 мин (X)
Озвучьте итоговые баллы каждой команды, назовите победителей, предложите капитанам назвать лучших игроков своих команд.
Ведущий: Самое главное достижение сегодня – не победа одной из команд, а то, как вы справлялись с заданиями, проявляли себя. Вы, наверное, обратили внимание на то, как помогает нам во взаимодействии умение договариваться, слышать друг друга, быть вежливыми и внимательными друг к другу. Чтобы завершить нашу встречу, я предлагаю всем обменяться воображаемыми подарками. Это поможет выразить вам свою симпатию и укрепит наши знания друг о друге.

Бросьте мяч любому участнику и назовите воображаемый подарок. Участник, получивший мяч, бросает его участнику, которому он хотел бы вручить данный подарок. Затем назовите следующий подарок и так далее. Себе подарки оставлять нельзя. Варианты подарков: большой красивый и вкусный торт, букет роскошных роз, пушистый котенок, встреча со звездой шоу-бизнеса, экскурсия по ночной Москве, волшебная палочка с лимитом в три желания, путешествие на тропический остров, волшебное путешествие в мир фэнтези, возможность взять интервью у Президента России, право разработать сценарий компьютерной игры, возможность исполнить главную роль в популярном молодежном сериале.
В заключение отметьте тех участников квеста, которые проявили себя особенно позитивно, прокомментируйте свои наблюдения и поведение учеников с точки зрения конкретной ситуации, поблагодарите за участие.
Источник: Справочник педагога-психолога в школе, №12, 2017г

Квест- игра для подростков « Тайна Страны Счастливых людей»

Квест- игра для подростков

« Тайна Страны Счастливых людей»

Актуальность темы.

Проблема профилактики депрессивных и суицидальных состояний детей и подростков особенно важна в работе психолога с обучающимися в подростковом возрасте, который является кризисным периодом развития. У подростков начинают формироваться важные качества личности: стремление к саморазвитию и самопознанию, появление рефлексии на себя и других, формируются нравственные ценности.

Изучая свои особенности в общении со сверстниками и представителями другого пола, подросток реализует «потребность в адекватной самоидентификации»[1] . В игре подростки имеют возможность переориентировать сознание с внешних, материальных ценностей (например: внешность), на внутренние и общечеловеческие ценности (дружба, доброта, отзывчивость, помощь другу).

Таким образом, квест-игра как форма групповой работы с детьми позволяет решить большой круг задач:

Учитывает потребность подростка в общении со сверстниками как ведущей деятельности этого возраста,

Помогает сплочению коллектива.

Метод сказкотерапии иносказательно подводит ребенка к выбору позитивных жизненных ценностей, утверждает возможность и важность преодоления «темных сторон» мыслей, поступков в жизни детей.

Активизирует в ребёнке творческое, созидающее начало.

Повышает интерес подростков к собственному внутреннему миру.

Позволяет получить психологическую поддержку от сверстников, почувствовать себя частью коллектива, что является ресурсом профилактики депрессивных и суицидальных состояний.

Цели:  Формирование эмоционального интеллекта у детей и подростков игровые и сказкотерапевтические методы.

Задачи:

1. Объединить коллектив подростков с целью «борьбы» против негативных (в т.ч. аутодеструктивных) состояний, профилактики сниженного настроения.

Актуализировать осознание подростками своих нравственных ценностей и положительных черт личности как ресурса преодоления кризисной ситуации.

Сформировать навыки принятия обоснованных решений,эффективного общения, командной работы.

Раскрыть творческий потенциал участников.

Создать длительный эффект позитивного эмоционального заряда.

Создать в процессе образовательной деятельности благоприятную психологическую атмосферу, обогащать эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Повысить самооценки и взаимную оценку друг друга, за счет проявления личностных качеств.

Получить опыт совместной работы на общую цель.

Сценарий квест- игры для подростков

« Тайна страны Счастливых людей»

(Музыкальное сопровождение текста из фильма про Гарри Потера )
Во время игры используется презентация. Приложение 1.

1-й Ведущий: В одной очень Древней Книге мы нашли легенду о жителях одной Счастливой Страны, которая исчезла загадочным образом. Мы собрались здесь, чтобы разгадать тайну её жителей.

2-й Ведущий: «Давным-давно где-то на Земле была одна очень Счастливая Страна, потому что жители её обладали всеми хорошими качествами характера и умели справляться со слабыми чертами.

1-й Ведущий: Народ Счастливой Страны жил дружно, весело, помогая друг другу. Но это не устраивало соседнее королевство, которым правил Король Темной Стороны Луны. Его люди славились грубостью, трусостью, завистью. Они были обидчивыми, унылыми, эгоистичными и конфликтовали друг с другом, то есть обладали всеми плохими качествами человечества. Поэтому в этой стране никогда не было солнца, а тьма царствовала в сердцах людей.

2-й Ведущий: Однажды обманом Король Темной стороны Луны захватил доверчивых жителей Страны Счастливых Людей и погрузил их сознание в тьму. И теперь мгла поглотила когда-то Счастливых Людей. И стали они служить Королю Тьмы, позабыв про радость общения, добро, сочувствие, замкнувшись в своих злобных мыслях».

1-й Ведущий: В Древней Книге написано, что помочь избавиться от Черной Тьмы Счастливым жителям могут только те, кто докажет свою дружбу, смекалку, кто умеет радоваться, готов оказать помощь и поддержку друзьям. Эти люди должны уметь преодолевать свои слабости и опираться на хорошие черты своей личности.

2-й Ведущий: Вам выпал шанс помочь Счастливым Людям избавиться от чар Короля Темной Стороны Луны, успешно пройдя через испытания и препятствия, которые наложил на Счастливую Страну бессердечный Король.

Задание 1.

Ведущий: Давайте громко крикнем свои имена, тех, кто идет на борьбу с темными силами Короля.

Задание 2. (Правила представлены на доске или в презентации).

1-й Ведущий: Помните важные правила нашего квеста, которые помогут победить Короля Темной Стороны Луны:

1. Преодолеваем препятствия дружно, всей командой.

2. Слушаем друг друга внимательно, говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека, говори как можно больше хорошего про команду.
4. Не оценивай.
5. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом.
6. Фразы: «Я бы на твоем месте…», «Ты должен…» – под запретом.
7. Будь активным, проси помощи у друзей, побеждай злого Короля.

2-й Ведущий: Задание 3. Мы делимся на 2 команды (если участвует класс).

В пути вам понадобятся:

1.Маршрутные листы

2.Взаимовыручка и сплоченность

3.Смекалка, ум

4.Хорошее настроение

Каждой команде выдается маршрутный лист. На маршрутном листе ставятся штампики – смайлики с улыбкой, после выполнения задания.

Маршрутный лист

Этап

Название этапа

Задание

Задание

1.

Будь смелым,

добрым, смекалистым

1.Пройди через ущелье

2. «Отгадай слово»

2.

Победи чары злого и хитрого Короля Темной Стороны Луны

1.Собери добрые качества людей из осколков

2. Победи чары злого и хитрого Короля Темной стороны Луны»

3.

Создай портрет человека Страны Счастливых людей

1.Черты характера на букву моего имени

2. Мой Портрет как жителя Счастливой страны (Какой я?)

4.

Любовь и доброта

«Собери слова в песню»

1-й Ведущий: Вам выдается «Лист участника команды» против злого Короля», где вы отмечаете настроение в начале квеста, в конце квеста и сдаёте их ведущим в конце игры.

Лист участника команды

Я_(имя)____________ МОЁ настроение

В начале квеста

В конце квеста

2-й Ведущий:

Задание 4. Дети расходятся по этапам в соответствии с маршрутными листами.

1 этап. «Стань смелым, добрым, смекалистым»

Задание 1. «Пройди через ущелье».

Ведущий: «Чтобы попасть в сказочную страну героев, нужно пройти через заколдованное ущелье. Для этого вы должны стать сплоченной командой, которая поддерживает друг друга».

Все встают в одну линию- тропинку. За спиной у детей скала. Перед ними ущелье (показывают картинку на презентации). Задача для команды- перейти по тропинке по одному лицом к команде. Участники поддерживают члена команды, который проходит по узкой тропе до последнего человека и встает рядом. Все члены команды должны пройти по узкой тропе, не упав в пропасть.

После проведения обсуждаем в круге:

1.«Какие чувства вы испытали? Было ли страшно? Чувствовали ли поддержку со стороны команды?»

2. Скажите друг другу хорошие качества, на первую букву Имени. Например: Тамара- творческая, талантливая и т.д.

1-й Ведущий: Задание 2. Вариант 1.»Отгадай слово»

Ведущий: Король Темной стороны Луны забрал ценности Страны Счастливых людей. Вам нужно отгадать эти слова, задавая вопросы ведущему. Ведущий отвечает «Да», «НЕТ» (или дает помощь «ТЕПЛО», « ХОЛОДНО»):

Подготовительный этап: подготовьте карточки двух видов: на карточках обозначены наименования (людей и предметов), Например, наименования:

Дети должны задавать вопросы,

Слова : 1 группе – доброта, радость, жизнь, дом.

2 группе- семья, дружба, книга, солнце.

1-й Ведущий: Задание 2. Вариант 2.»Отгадай загадки» (для 5-8 классов)

Ведущий: Король Темной стороны Луны заморозил человеческие качества Страны Счастливых людей. Вам нужно разморозить эти качества, при хорошем качестве, хлопаем и приветствуем его. При плохом качестве, топаем ногами, прогоняем это качество. Слушаем внимательно!

2-й Ведущий:

Этому мальчишке Доверять нельзя никак: Что ни скажет язычишко — Всё неправда, всё не так. (Врун)

1-й Ведущий:

Пополам — печали, беды, Счастье, радость и победы. (Дружба)

2-й Ведущий:

Ах, как часто нужно нам. С кем-то чем-то поделиться! Кто привык всегда скупиться? Кто твердит всегда: «Не дам!»? (Жадина)

1-й Ведущий:

Я красавец, я силач, Я умелец, я лихач, Я отличник, я всезнайка, А зовут меня … (Зазнайка)

2-й Ведущий:

Скажи, кто дела так боится, Как палки — пёс, Как камня — птица? (Лентяй )

1-й Ведущий:

Не колода и не пень, А лежит целый день. Не жнёт и не косит, А обедать просит. (Лень)

2-й Ведущий:

Слаще мёда, мягче пуха. «Отдохни!» — всё шепчет в ухо. Тот, кто будет с ней дружить, Будет очень плохо жить. (Лень)

1-й Ведущий:

Он боится паука, Мышь, лягушку и быка, Он в беде оставит друга, Лишь бы не было недуга У него у самого. Назовите-ка его! (Трус)

2-й Ведущий:

Я видал слона со скрипкой — Он играл на ней с улыбкой И притопывал ногой… Отгадай, кто я такой? (Фантазёр )

1-й Ведущий:

Он на словах на всё способен. На деле — ни на что не годен. Эгоист Он привык всегда, везде Думать только о себе. (Хвастун)

2-й Ведущий:

Всё расскажет про ребят: Кто дерётся, кто кричит… А про самого себя Не расскажет, промолчит. (Ябеда)

2 этап «Победи чары злого и хитрого Короля Темной стороны Луны»

1-й Ведущий: Задание 1. « Собери добрые качества людей из осколков»

Король собрал все хорошие качества людей, заморозил и разбил их на мелкие частички. Соберите черты характера и подарите их Счастливой стране. (разрезать на несколько частей)

Доброжелательный Смелый
Жизнерадостный Счастливый
Добросовестный Заботливый
Отзывчивый Активный

2-й Ведущий: Задание 2. «Победи чары злого и хитрого Короля Темной стороны Луны»

2-й Ведущий: 1. Замените плохие качества Короля Темной стороны Луны на хорошие, тем самым обезоружив его. 2. Кем станет Король в Счастливой стране?

2-й Ведущий: Детям предлагается придумать Королю новый добрый образ. Например, Дед Мороз. Для этого группа вырезает атрибуты Деда Мороза или доброго волшебника и наклеивает их на лист.

3 этап. « Создай портрет человека Страны Счастливых людей»

1-й Ведущий: Задание 1. «Черты характера на букву моего имени»

Суть игры: Игроки встают в круг. Руководитель даёт задание: каждый участник, по очереди, должен громко и чётко назвать своё имя и одно из качеств человека, присущее данному игроку, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например, «Дмитрий – добрый», «Ольга – обаятельная», «Сергей – самоуверенный» и т.д.

Игра учит: не боятся собственного мнения; осмыслению своего внутреннего «Я»; развивает навыки коммуникативного общения.

2-й Ведущий: Задание 2. Мой Портрет как жителя Счастливой страны (Какой я?) на листах с изображением солнца ( «Мой Портрет в лучах солнца» ) .

1. Первое качество характера на букву имени дети пишут на листе по методике «Мой портрет в лучах солнца»

2. Подари каждому участнику своей команды хорошее качество характера, которое ты в нем видишь.

Приложение к 3-му упражнению

Самый надежный

Самый общительный

самый ответственный

Самый отзывчивый

самый креативный

Самый находчивый

самый крутой

Самый жизнерадостный

самый современный

Самый доброжелательный

самый человечный

Самый добрый

самый внимательный

Самый благородный

самый самостоятельный

Самый добросовестный

самый позитивный

Самый активный

самый любознательный

Самый смелый

самый уверенный

Самый заботливый

Самый преданный

Самый наблюдательный

Самый инициативный

Самый радостный

Самый решительный

Самый счастливый

Самый трудолюбивый

Самый целеустремленный

Самый искренний

Самый справедливый

Самый уверенный в себе

Умеющий любить

Самый стойкий

С чувством юмора

С чувством собственного достоинства

Уважаю себя и других

САМЫЙ УМНЫЙ

Самый талантливый

4 этап — «Собери слова в песню»

1-й Ведущий: Даем слова. Включаем музыку минус.

Окончание игры.

2-й Ведущий: Вы прошли все испытания. Страна Счастливых людей вновь возродилась. Как вы думаете, в чем тайна Счастливой страны? И где вы с ней сегодня повстречались? Вы стали счастливыми людьми и будет ли она дальше существовать, зависит только от каждого из вас.

1-й Ведущий: У вас на руках ваши портреты -жителей Счастливой страны. Давайте поместим их вместе в нашу теперь уже Современную книгу как напоминание о дружбе в вашем классе.

( Все весят свои листы на ватман «Счастливые люди»).

2-й Ведущий: Как вы поняли, Страна счастья находится в нас самих. Где и происходит ваш выбор в пользу хороших или тёмных сил.

1-й Ведущий: Победить влияние Короля Обратной стороны Луны можно, даже набегают тучи сомнений в себе, в своей нужности, знайте, это его происки. Сразу гоните от себя и своих близких этих посланцев. Вы нужны стране Счастья. Вы родились, чтобы украсить наш мир своими неповторимыми качествами и талантом.
Вы можете стать Счастливыми сами и принести частичку радости и тепла своим родным и близким.
Литература.
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. 2006.

Немое кино, психология и поиски «внутреннего космоса»

Культовый Человек на Луне из «Путешествия на Луну» Жоржа Мельеса (1902). Источник: Викисклад.

Это эссе было моей записью для блогатона «Любовь к сохранению фильмов» 2015 года, организованного Ferdy on Films, This Island Rod и Wonders in the Dark и при поддержке Национального фонда сохранения фильмов.

Вот один из самых известных образов в немом кино — фактически во всей истории кино — Человек на Луне, поражённый пулеподобным космическим кораблем в Жорже Мельесе 1902 фильм Путешествие на Луну . Кино изначально развивалось как волшебная уловка, поэтому кажется естественным, что Мельес обращал внимание на фантастические темы и неизвестное.

И все же космическое пространство, спекулятивная фантастика и тому подобное редко встречаются в фильмах до 1930-х годов, когда впервые появился термин «научная фантастика». Конечно, есть заметные исключения — самым известным является «Метрополис » (1926 год), — но только в течение следующего десятилетия кинозрители регулярно отправлялись в инопланетные миры или в недалекое будущее. Возможно, это говорит о том, что в то время как Эдгар Райс Берроуз способствовал популяризации жанра с помощью «Принцесса Марса » (1912 г.) и последующих романах, это было творение, рассказывающее об истоках человеческого поведения, которое привлекло внимание публики: Тарзан .

Вместо того, чтобы смотреть во Вселенную, кинематографисты 1910-х годов смотрели внутрь себя, в мир разума и сознания — то, что можно было бы назвать «внутренним пространством», местом столь же таинственным, как небеса, и таким же только на ранних стадиях познания и понимания. То, что часто называли «психологическим фильмом», в то время выполняло то же желание, что и научная фантастика позже, — исследовать самые границы между фактом и фантазией; подтолкнуть первое, чтобы увидеть, где оно пересекается с другим, и изучить влияние науки на человеческую психику.

Психоанализ все еще был зарождающейся областью. Действия человеческого мозга были во многом загадкой. Психические заболевания оставались малоизученными. Многие, например, до сих пор считали эпилептические припадки или психотические срывы формой одержимости демонами. Идея о том, что разум можно не только понять, но и приручить — даже контролировать, — была такой же захватывающей научной предпосылкой, как и завоевание космического пространства.

Луи Ривз Харрисон, редактор сценариев Screenart Pictures, написал в 1914 что «психологические» темы, такие как психическое расстройство и раздвоение личности, представляют собой «не абстрактные фантазии психолога, а суровые реальности, существование которых требует занимательного определения истины, и все они могут дать материал для напряженной драмы… мы далеки от того, чтобы то, что мы думаем о себе, и есть много захватывающих приключений, которые еще предстоит совершить в темном царстве ментальных изменений, приключений, которые могут пробудить сильное напряжение и, в то же время, очаровать нас поразительными открытиями, касающимися наших личных отношений с силы, направляющие нашу карьеру».


Бланш Свит (Бекки) противостоит Бланш Свит (Дороти) в «Дело Бекки» (1915). Источник: Motion Picture News, 18 сентября 1915 г.

Так, как и в научной фантастике, мир научных фактов и драматических вымыслов соединились. Множественность личностей была одной из областей интереса, особенно с учетом театральных возможностей, которые она открывала для главного актера или актрисы. В произведении Ласки-Беласко «» «Дело Бекки » (1915), основанном на успешной театральной постановке, Бланш Свит играет добродушную Дороти, которая, загипнотизированная недобросовестным доктором (Теодор Робертс), развивает вторую, злонамеренную личность по имени Бекки. Ее спасает вмешательство другого гипнотизера (которого играет Карлайл Блэквелл), которому удается подавить Бекки.

Сегодня это может показаться довольно банальным описанием расстройства множественной личности, но, как и во многих фильмах психологического жанра, крупица научного факта придает ему достоверность. В данном случае основой была реальная история мисс Кристин Бошан, изложенная в книге доктора Мортона Принса 1905 года «Диссоциация личности ». Эта же книга была процитирована как источник вдохновения для «Женщина с двумя душами » (1918), хотя New York Times считает, что последняя пострадала по сравнению с первой: «Пьеса мистера Беласко значительно отошла от научных записей в поисках театрального эффекта, но его уход был лишь малейшим отклонением по сравнению с уходом Двудушная женщина , которая является просто мелодрамой… В мелодраме ожидаются невероятности и невозможности, но следует ли просить мириться с нелепостями?»

Преодоление этого разрыва в правдоподобии стало главной задачей психологического фильма, и, возможно, именно потому, что он находился так точно на границе между трюком шоумена и научным феноменом, одна «психологическая» тема получила приоритет над всеми остальными: тема гипноз.


Элла Холл подвергается гипнозу, чтобы вылечить паралич в The Silent Command от Universal (1915). Источник: Новости кино, 5 июня 1915 г.

Снятый в десятках, а то и сотнях фильмов 1910-х годов, гипноз стоял на пороге между известным и неизвестным таким образом, что качества одного могли придать ему достоверность, а другого — драматизм и тайну.

Тема не была совершенно новой, наиболее ярко она проявилась в постановке 1895 года Trilby по роману Жоржа дю Морье. Один из немногих примеров жанра гипноза, который оставался популярным в звуковую эру — 19-й век.31 звуковой фильм  Svengali  может быть его самым запоминающимся воплощением – тем не менее примечательно, что впервые он появился на экране в 1915 году, как раз в разгар «психологического» помешательства. Клара Кимбалл Янг появилась в главной роли красивой молодой модели художника, которую загипнотизировал карьера оперной певицы таинственный месмерист по имени Свенгали.

Типичный шаблон для этого жанра был задан одним из его первых экранных примеров, Д. У. Гриффита Преступный гипнотизер  (1909). Ученый проделывает трюк на вечеринке, погружая участников вечеринки в гипноз для безобидных развлечений. Одна молодая женщина оказывается особенно восприимчивой к его силам. Когда ее разум находится под его контролем, он подталкивает ее к попытке ограбления. Обнаружив ее в состоянии, похожем на транс, ее семья вызывает другого эксперта, чтобы оживить ее, но безрезультатно. Наконец, «преступного гипнотизера» задерживают и заставляют вернуть девушку в исходное состояние.

Идея контроля разума со стороны «сумасшедшего ученого», который позже стал стандартным персонажем научной фантастики, вскоре стала преобладающей и отражала аналогичные опасения по поводу этики «игры в Бога». В многочисленных примерах — Запретная комната (1914), Глазами правды (1915), Безмолвный обвинитель (1915) и многие другие — цель доктора — использовать субъекта для совершения преступления или взятия на себя ответственности за него.   В произведении Виктора  Взятка  (1915) делается попытка загипнотизировать судью, чтобы тот изменил неблагоприятный приговор. Во многих других ученый надеется завоевать любовь жертвы своих махинаций или настроить ее против романтического соперника.

Однако намерения гипнотизера не всегда злые. Во многих случаях благожелательный (хотя и нечетко определенный) «врач мозга» или «эксперт по разуму» прибывает как раз в нужный момент, чтобы вернуть жертву в ее правильное состояние. У Калема The Invisible Power  (1915), армейский хирург (Уильям Х. Уэст) встречает девушку из танцевального зала (Клео Риджли), которая потеряла память в драке в баре. Его гипноз заставляет ее отказаться от нездорового образа жизни и жестокого любовника, владельца танцевального зала. Часто — как в данном случае — хороший доктор спонтанно завоевывает любовь загипнотизированной девушки. А может быть, не так спонтанно? Это этическая двусмысленность, которой большинство фильмов того времени готовы пожертвовать ради счастливого конца.


«Зудора» Танхаузера (1914). Источник: Moving Picture World, 16 января 1915 г.

В других случаях гипноз оказывается почти таким же полезным методом раскрытия преступления, как и его порождение. В романе Любина «Безмолвный обвинитель » (1915) хирурга грабят, а его юная помощница, невеста дочери хирурга, попадает под подозрение. Только когда слуга загипнотизирован, он сознается и оправдывает помощника.

Серийный номер Танхаузера  Зудора  (1914) рассказал историю «девушки-детектива-мистика», которая использует «дедукцию, гипноз и научный анализ» для разгадки тайн. Сериальный формат, с его упором на непредсказуемые события и повышенной терпимостью к эзотерическим сюжетам, обеспечил благодатную почву для психологической драмы, с гипнозом, показанным в  Сглаз  (1914),  Тайны Миры  (1916) и многие другие. Интересно отметить, что, когда научная фантастика действительно начала становиться мейнстримом, это произошло также благодаря сериалам, таким как 9. 0005 Флэш Гордон и Бак Роджерс .

Психологический фильм всегда балансировал на тонкой грани между фантазией и фактом, и эти два качества не всегда разрешались удовлетворительным образом. Как указывалось во многих обзорах, значение имела не столько правдоподобность самого явления, сколько то, насколько правдоподобно оно было изображено, что способствовало достоверности конечного продукта.

Фильм World Film Corporation The Stolen Voice (1914), например, имел сюжетную линию, которая была ненамного более диковинной, чем у многих его современников — врач использует гипноз, чтобы украсть голос у известного певца — и тем не менее кажущаяся легкость которым доктор добился своей цели, а отсутствие мотивации для этого поступка делало его неправдоподобным. «Это гипноз, сделанный настолько просто, что даже наименее скептически настроенные зрители, вероятно, усомнятся в его возможности и, вероятно, придут к выводу, что это невозможно», — говорится в одном обзоре.

Принимая во внимание, что Невидимая Сила сумел сохранить доверие даже несмотря на то, что отважился на псевдонаучную концепцию «передачи мыслей» (мысленная телепатия), плохое обращение могло легко склонить твердую психологическую предпосылку в царство глупой мелодрамы. «Были моменты, когда сама драма вызывала непрошеный смешок», — сказал  Вариант  о гипнотизированной тематике Vitagraph  Странная история Сильвии Грей  (1914) — опять же, не обязательно из-за запутанной истории нескольких поколений, но невероятно большое количество совпадений и логических прыжков, на которые опиралась эта история.

Одним из способов преодоления разрыва с доверием было более прочное внедрение концепции в область клинических фактов. К концу 1915 года по крайней мере одна актриса, Беатрис Микелена, решила изучить медицинский гипноз для своей роли в фильме «Неписаный закон» (1915), рассказав Moving Picture World , что «тема гипнотического воздействия долгое время играла заметную роль в как на сцене, так и на экране, но обычно в преувеличенной и преувеличенной манере». Точно так же Аллан Дван, как сообщается, нанял двух «специалистов по ментальной телепатии» для проверки его 1914 фильм Запретная комната , ранняя жуткая картина для Лона Чейни.


Так называемая «Принцесса Хан» (Стелла Разетто) в «Странной истории принцессы Хан» Селига (1915). Источник: Moving Picture World, 2 января 1915 г.

Другой вариант состоял в том, чтобы продвигать тему в противоположном направлении — от научного к сверхъестественному, часто через эзотерическую религию или чужую культуру. В фильме Domino’s «Факир » (1915) — в соавторстве с одним будущим режиссером Томасом Инсом и с участием другого, Фрэнка Борзаге, — рассказывается история индуистского факира и гипнотизера доктора Роналдо. Рея Митчелл, как его протеже мадемуазель Флорин, избегает его влияния и выходит замуж за богатого человека Тома Уолдрона. Доктор Роналду выслеживает ее и гипнотизирует, заставляя ограбить семейное хранилище ее мужа, но ее прерывают в процессе передачи ему добычи, и он застрелен.

Странная история принцессы Хан  (1915) рассказывает о другом индуистском гипнотизере, Сади Хане, чей таинственный трюк на вечеринке завершается появлением волшебного призрака принцессы Хан, давно умершей индуистской принцессы. Является ли принцесса настоящим привидением или продуктом гипнотической галлюцинации? Оказывается, она реальный человек, которого держат в заложниках с помощью наркотиков и гипноза. Как и в The Fakir , гипнотизера убивают, но в этом случае есть еще один нюанс: без гипнотизера девушку невозможно вывести из транса. На теле гипнотизера был обнаружен препарат, который он также использовал для воздействия на ее настроение, и, к счастью, он оказался противоядием.

К концу 1910-х тема гипноза, похоже, начала изнашиваться и часто разбавлялась более эзотерическими и менее обоснованными с научной точки зрения идеями. Метро Спящая память (1917) содержала интригующую предпосылку, которая быстро превратилась в неправдоподобные осложнения. Актриса сцены Эмили Стивенс сыграла бедную молодую женщину, которая подвергает себя научному эксперименту, в ходе которого ее прошлые воспоминания удаляются, превращая ее в бессердечную и бездушную кокетку. Она связывается не менее чем с тремя разными учеными, второй из которых ставит ее под гипнотический контроль, а третий, еще один надежный «специалист по мозгу», восстанавливает ее память до нормального состояния, а также раскрывает множество прошлых жизней, которые она прожила. в том числе как викинг, член Дома Борджиа и жертва процессов над салемскими ведьмами. Реинкарнация недолго пользовалась популярностью в таких фильмах, как  The Image Maker  (1914) и сериал The Mystery of the Sleeping Death  (1917), но никогда не был так популярен, возможно, из-за прямого нарушения правил научного правдоподобия, которое психологическая драма когда-либо предназначала только для напряжения. .

Ряд «психологических» фильмов был переснят в самом начале 1920-х годов, в том числе «Дело Бекки» и «Невидимая сила» . К середине десятилетия тема в значительной степени была разыграна, хотя время от времени она все же появлялась снова. Например, нечасто вспоминают, что гипноз играет важную роль в сюжетной линии пропавших без вести Лондон после полуночи (1927).

Как Moving Picture World заметили в 1914 году, абсолютная новизна психологической драмы также была важным компонентом ее удовольствия. «Возможно, наше самое большое удовольствие в любой истории связано с приключениями ума в местах, которые он создает. Обычный ум вскоре устает ходить ради удовольствия по тем же старым вдовам и переулкам, и для них совершенно новая тропа, неожиданно ведущая к местам, которые никогда раньше не видели, восхитительна». Тема вскоре стала слишком вездесущей, чтобы быть новой.
И все же, пока он длился, психологический фильм исследовал границы между спекулятивной фантастикой и научными фактами таким образом, который не так сильно отличается от современной классики научной фантастики, такой как 2001: Космическая одиссея (1968),  Бегущий по лезвию (1982 г. ) и недавний Ex Machina (2015 г.). «Существует глубокая причина для нашей потребности в приключениях и радости от них, — сказал Moving Picture World  в 1914 году. — Подобно «Улиссу» Теннисона, наши приключения становятся частью нас. Только так мы можем расти».

Какое-то время путешествие во «внутренний космос» считалось таким же интригующим, как и последовавшие за ним приключения в открытом космосе.


Включение социально-экономического статуса в учебные программы по психологии

Включение социально-экономического статуса в учебные программы по психологии

Эти упражнения были предоставлены коллегами в ответ на просьбы о упражнениях, предназначенных для повышения осведомленности студентов-психологов о социальном классе и социально-экономических проблемах в шести категориях: отношения; дискриминация; доход; угнетение; привилегия; свойства и ресурсы.

В некоторых случаях описания были сокращены из того, что было первоначально получено, или изменены, чтобы сделать их более конкретными для социально-экономического статуса (СЭС). Имена участников каждого упражнения указаны в скобках; их сотрудничество в этом проекте признано с благодарностью.

Отношения

  • «Неявный проект» (PDF, 110 КБ)
    Клаудия Лейт
    Учащиеся выбирают один или несколько тестов отношения и делают запись в журнале, отражающую их результаты.
  • «Дебаты об американской мечте» (PDF, 115 КБ)
    Венди Р. Уильямс
    Студенты обсудят тему «Американская мечта жива и здорова». Каждый человек проведет свое собственное исследование вне класса, чтобы поддержать свою позицию (либо в том, что американская мечта жива и здорова, либо в том, что это не так).
  • «Разнообразие: пассивная терпимость и активная настойчивость» (PDF, 173 КБ)
    Сальвадор «Сал» Масиас, III
    Цель этого задания — предложить участникам смоделировать процесс выбора «соседей» в соответствии с определенными «правилами». Перемещаясь по классу в соответствии с простыми параметрами принятия решений, они увидят, как модели сегрегации и интеграции развиваются из, казалось бы, невинных решений.

Дискриминация

  • «Институциональная дискриминация» (PDF, 110 КБ)
    Кит О’Брайен, от Сьюзен Гольдштейн, взято из Cultural Pursuit
    Каждая из следующих политик представлена ​​для обсуждения с точки зрения: представляет ли она форму институциональной (то есть систематической) дискриминации. Затем учащихся просят определить, какие группы, если таковые имеются, подвергаются дискриминации; цель политики; и если политика действительна, то как еще это может быть достигнуто.

Доход

  • «Распределение возможного дохода» (PDF, 126 КБ)
    Джефф Мараюама
    Группам студентов выделяются разные суммы денег, на которые они живут (примерно приблизительно соответствующие различным группам доходов в США). Каждой группе поручается выделить средства на категории жилья, одежды, образования, транспорта, отдыха и т. д. — другие категории, сформированные учащимися.
  • «Детское яйцо» (PDF, 113 КБ)
    Фэй Реймерс
    Упражнение предполагает разделение участников на группы с высоким, средним и низким доходом.
  • «Игра в социальную жизнь» (PDF, 156 КБ)
    Коша Брамесфельд
    Это настольная игра-симулятор бедности, предназначенная для мотивации людей к размышлению и обсуждению концепций социальной стратификации, основанной на множестве аспектов бедности. Упражнение можно использовать в любом курсе, который содержит раздел или акцент на мультикультурной психологии или разнообразии.

Угнетение

  • «Установление связи с угнетением» (PDF, 163 КБ)
    Дена Сэмюэлс, которым поделился Арни Кан, а также Кори Айзекс, от Стива Сэмюэлса
    Цель этого задания — связать теории привилегий и угнетения социальных классов с жизненным опытом. Презентация фото-голоса студентов использует теоретическую основу, представленную в «Пяти лицах угнетения» Айрис Янг, для обсуждения фотографий.
  • «Переосмысление исторических записей» (PDF, 151 КБ)
    Александра Резерфорд и Стефани Остин
    Учащимся предлагаются сценарии реальных исторических личностей в истории психологии с «переосмысленными» биографическими и контекстуальными деталями. Сценарии могут фокусироваться на этнической принадлежности, расе, поле или социальном классе. Студенты рассматривают влияние личных, социальных, политических и исторических контекстов на идеи или теории их персонажей.
  • «День действий» (PDF, 116 КБ)
    Венди Р. Уильямс
    Учащиеся должны от 4 до 6 часов выполнять общественные работы от имени организации, работающей над экономическим подъемом или против экономического неравенства (исключая время в пути на службу и обратно). Ключ к заданию заключается в том, что учащиеся отдают должное сообществу, а затем размышляют над этим опытом.
  • «Мастерская «Купи свою возможность»» (PDF, 177 КБ)
    Джонатан Кодет и Диа Мейсон
    Участникам предоставляется возможность обработать сложные эмоции и точки зрения, связанные с привилегированным и подчиненным положением в жизни, и потенциально узнать, насколько несправедливость вредна для всех участников. Цели этого семинара по повышению осведомленности состоят в том, чтобы усилить эмпатию, поднять критическое осознание привилегий, угнетения и социального господства, а также разоблачить миф о меритократии.
  • «Проект «Давать голос» (PDF, 121 КБ)
    Венди Р. Уильямс
    Учащиеся «озвучивают» реалии тех, кто изо всех сил пытается воплотить в жизнь свою «американскую мечту» перед лицом неоспоримых личных и структурных барьеров, сочетая свои знания, полученные в ходе курса, и свою практическую деятельность. Учащиеся могут создать общественное объявление, веб-страницу, брошюру, песню, письмо в редакцию, кампанию по сбору средств, семинар и т. д.
  • «ФотоГолос» (PDF, 139 КБ)
    Паттон О. Гэрриот
    Цель этого задания — связать теории привилегий и угнетения социальных классов с жизненным опытом. Презентация фото-голоса студентов использует теоретическую основу, представленную в «Пяти лицах угнетения» Айрис Янг, для обсуждения фотографий.

Привилегия

  • «Се ля ви!» Игра социальной жизни (PDF, 147 КБ)
    Коша Брамесфельд
    Это стратегическая игра, в которой рассматриваются вопросы социального класса и бедности в рамках интерсекциональной структуры, ориентированной на расу/этническую принадлежность, пол, сексуальную ориентацию и способности. Он предназначен для больших настроек курса.
  • «Привилегия класса» (PDF, 169 КБ)
    Адаптировано Кумеа Шортер-Гуден
    Это упражнение предназначено для того, чтобы люди лучше осознали власть и привилегии в нашем обществе. Поскольку многие привилегии неявны и невидимы, это упражнение направлено на повышение осведомленности участников о социально-экономических и классовых привилегиях. Упражнение работает лучше всего с 8-35 или около того участников.
  • «Упражнение на привилегии» (PDF, 112 КБ)
    Арни Кан, по мотивам Пегги Макинтош
    Цель этого упражнения — научиться распознавать, как власть и привилегии могут влиять на нашу жизнь, даже если мы не осознаем, что это происходит. Учащиеся встают в прямую линию близко друг к другу и держатся за руки с человеком по обе стороны от них как можно дольше. Для каждого утверждения учащиеся делают шаг вперед или шаг назад.
  • «Прогулка привилегированного класса» (PDF, 130 КБ)
    Венди Р. Уильямс
    Учащиеся читают каждое утверждение и выбирают «согласен», если это утверждение когда-либо было для них верным. Затем следует более широкое обсуждение того, как студенты думают о социальном классе и классовых привилегиях.
  • «Когнитивное влияние богатства» (PDF, 129 КБ)
    Роб Макэнтарффер
    Оценка социально-психологических аспектов экономического неравенства и привилегий в США. Студенты смотрят видео и определяют ключевые социально-психологические термины. Это хорошо сработало со старшеклассниками на курсах психологии AP и не AP.
  • «Знание скрытых правил социального класса» (PDF, 169 КБ)
    Поделился Кимберли Коффман, создан Патриком Дж. Эштоном.
    Учащиеся читают описания повседневной деятельности и общеизвестные знания людей из низших, средних и высших слоев общества. Они ставят галочку рядом с тем, что умеют делать, а затем смотрят, сколько галочек у них в каждой категории.
  • «Автобиография социального класса» (PDF, 117 КБ)
    Венди Р. Уильямс
    У учащихся будет возможность рассказать свою «Автобиографию социального класса». Потратив время на анализ собственной истории, они могут найти уровень понимания и принятия, которого раньше не замечали. Студенты связывают свой опыт с классовыми привилегиями или лишениями (или с тем и другим), а также прямо связывают его с бедностью, богатством, образованием, психическими заболеваниями, насилием, тюрьмой и американской мечтой.

Собственность

  • «Межгрупповая монополия» (PDF, 152 КБ)
    Разделено Ванессой Вудс, создано Ричардом Харви
    Это обучающая игра в жанре экшн, которая модифицирует классическую настольную игру «Монополия» и исследует динамику группового неравенства. В Intergroup Monopoly игроки начинают с неравных сумм денег и получают индивидуальные правила, отражающие различные степени привилегий или недостатков.
  • «Устаревшая монополия» (PDF, 239 КБ)
    Элизабет Коул, адаптировано из Д. Л. Стэнли
    Цель состоит в том, чтобы приобрести как можно больше собственности, чтобы вы могли взимать арендную плату с других игроков (и не платить арендную плату самостоятельно). Помните, что ваша главная цель — максимизировать богатство. В конце игры учащиеся размышляют и обсуждают, что они узнали в ходе игры.

Ресурсы

  • «Коллажная конструкция» (PDF, 127 КБ)
    Мишель Виттиг, от Джонатана Зеледона
    Небольшим группам учащихся предлагается сделать коллаж из предоставленных им материалов. Половина групп получает щедрые материалы. Остальные группы получают только коричневый бумажный пакет. Это хорошо зарекомендовало себя со старшеклассниками.
  • «Голодный банкет» (PDF, 132 КБ)
    Хизер Буллок, адаптировано из Oxfam
    Это отличное упражнение для повышения осведомленности о голоде, бедности и распределении ресурсов во всем мире. Инструкции по организации голодного банкета приведены в Справочнике Oxfam America FAST.
  • «Квест по продовольственной безопасности» (PDF, 162 КБ)
    Коша Брамесфельд, Андреа Мораес и Арла Гуд
    «Квест продовольственной безопасности» — это обучающая онлайн-игра, посвященная теме продовольственной безопасности. Игра позволяет игрокам войти в жизнь вымышленного персонажа, чтобы помочь персонажу принять различные решения, пытаясь сохранить продовольственную безопасность.
  • «Исследование социального класса» (PDF, 144 КБ)
    Адаптировано из фотокопии статьи, написанной группой женщин, живущих в округе Сонома, Калифорния, из рабочего и среднего класса.