Рожденные в СССР: что стало с героями фильма через 28 лет
Комсомольская правда
ОбществоИстория современностиКАРТИНА ДНЯ
Любовь АРБАТСКАЯ
22 января 2020 10:35
Начались съемки новой серии документальной картины режиссера Сергея Мирошниченко
Рожденные в СССР: что стало с героями фильма через 28 лет.
В съемках документального фильма «Рожденные в СССР» участвовали 20 детей со всего Советского Союза, которые появились на свет в 1983 году. Первая часть фильма вышла на экраны в 1991-м. На экранах — беззаботные семилетние первоклашки. Они делятся мечтами и одновременно рассуждают на серьезные темы — о богатстве и бедности, правде и лжи… Дальше ребят снимали каждые семь лет. Они появились на экранах в 1998, 2005 и 2012 годах, когда им было 14 лет, 21 и 28.
Через героев «Рожденных в СССР» зрители наблюдали не только за судьбой самих ребят, но и всей страны. Распад СССР, сложные 90-е, новый век.
В 2020-м планируется к выходу новая серия, команда Сергея Мирошниченко уже приступила к съемкам.
«Комсомолка» выяснила, что стало с теми мальчиками и девочками.
Дима Овчинников.
Дима из Москвы снимается в сериалах
— Я полечу на Луну в скафандре! — заявлял в первой серии «Рожденных в СССР» 7-летний житель столицы Дима Овчинников. Лопоухий, темно-русый, ну просто герой «Ералаша» — он рассуждал о тайнах Вселенной на фоне выпуклого экрана телевизора образца 1980-го. В фильме про 14-летних мы узнали, что космической мечте Дима изменил — теперь он рэпер.
— Мне кажется, рэп — это музыка не для богатых, — заявляет парень и читает речитатив собственного сочинения. Сценой служит та же комната, рядом — коробка с курами. Несушек в голодные 90-е держали даже городские жители.
Дмитрий отслужил в Воздушно-десантных войсках, учился на менеджера, работал охранником. Потом отправился в Германию: его невеста — немка, и пара выбрала жизнь в Европе. Через несколько лет жизнь опять сделала крутой вираж: Дмитрий вернулся в Москву и стал машинистом метро.
— В Германии у нас родился сын, — рассказал «КП» Дмитрий Овчинников. — Но брак не сложился. Моему сыну сейчас 13 лет, ездим друг к другу в гости.
В новой серии, которая готовится к выходу на экраны, Дмитрий представит своего младшего сынишку — мужчина женился во второй раз.
— Жизнь у меня интересная, активная, — рассказывает москвич. — Путешествую по Европе и Латинской Америке, интересуюсь автомобилями, занимаюсь боевым самбо, играю в футбол.
Кстати, фильм «Рожденные в СССР» открыл Дмитрию дорогу в кино. Его заметили продюсеры и пригласили на эпизодические роли в телесериалах «Детективы» и «След».
— Иногда даже на улицах узнают, — смеется Овчинников.
Саша Новиков.
Саша из Ярославля стал водителем
— Хочу быть шофером, — еле слышно отвечал на вопрос маленький Саша Новиков из деревни Диево-Городище Ярославской области.
Его детская мечта сбылась. Уже в 14 лет он водил комбайны и тракторы в колхозе, потом окончил техникум, стал автомехаником. Живет в Ярославле.
— Семья — мое главное достижение в жизни, — говорит Александр. — С женой Людмилой воспитываем двоих детей. Дочке семь лет, она занимается гимнастикой. Недавно завоевала первое «золото»!
В родную деревню Диево-Городище Александр ездит по выходным из Ярославля.
— Народу в деревне стало меньше, а мигрантов — больше, — возмущается Новиков. — С ребятами из «Рожденных в СССР» и по сей день общаюсь, переписываемся в соцсетях. Благодаря сериалу я могу сравнить собственное детство и детство своих детей. Я с малых лет помогал в колхозе, любил машины и футбол, мопед был для меня лучшим подарком! А сын, получив на день рождения квадроцикл, запер его под замком в сарае…
Рита Селезнева.
Трагедия Риты Селезневой из Листвянки
«Сибирь. Байкал. Поселок Листвянка», — звучит голос за кадром. На экране дети катаются на коньках по льду озера. Среди них и Рита.
— Мне нравится, что здесь много пеньков! — хихикает девочка в ответ на вопрос, любит ли она место, где живет. Во рту не хватает зубов: молочные выпали, а постоянные появились не все.
В следующий раз про родной край 14-летняя Рита Селезнева будет рассказывать в больнице. Зрителям говорят, что школьница попала туда с отравлением. На самом деле она пыталась свести счеты с жизнью…
— А в 21 год Рита родила дочку, — рассказала «КП» мама героини Лариса Селезнева. — Отец ребенка ушел к другой женщине. Да и сама Рита для дочки стала воскресной мамой. Переехала из Листвянки в Иркутск, оставив ребенка родителям, сняла дом на окраине города вместе с новым мужчиной. Сожителя убили ножом в драке. О том, какую трагедию пережила и что строит жизнь с нуля, она рассказала в серии про 28-летних. Так и не построила… В части про 35-летних Рита не появится. Она умерла четыре года назад от пневмонии. Ее дочке Соне сейчас 14, она отлично учится, играет на пианино. Вместе с бабушкой девочка живет в другом сибирском городе — Ангарске. — Верю, что у Сони все сложится хорошо, — говорит Лариса. — Лучше, чем у Риты.
Ладо Ригвава.
Золотой мальчик Ладо из Тбилиси
Маленький Ладо Ригвава из Грузии мечтал: если у него будет много денег, он купит «один «Мерседес», одну «Тойоту» и бинокль». Отец мальчика — из партийной элиты, мама — из артистической интеллигенции. Но и в их жизнь пришла беда — война в Грузии. Во второй серии «Рожденных в СССР» 14-летний Ладо говорит про стрельбу и вертолеты. Через семь лет он уже изучал юриспруденцию во Франции, жил в Страсбурге вместе с бабушкой, которая была послом Грузии в Совете Европы, и рассказывал, как чудом выжил после автокатастрофы:
— Выпил пару стаканчиков, ехал, слушал музыку, было прикольно, — рассказывал он в 21 год. — Потом мы взлетели в воздух, и я понял, что что-то не так. Меня собирали по частям…
Ладо стал специалистом по бизнес-праву, жил в Люксембурге. Потом вернулся в Грузию: жена-грузинка очень хотела домой. Сейчас работает советником по правовым и общественным вопросам в Немецкой экономической ассоциации в Тбилиси.
— Раньше я относился к съемкам фильма «Рожденные в СССР» без особого энтузиазма, но теперь понимаю, насколько это важный проект, — рассказал Ладо «КП». — Мы видим, как люди переживали переходный момент между советской властью и современностью, как менялись судьбы.
Исчезновение Андрея Юдина
— В твоей жизни есть люди, которых ты любишь?
— Да, свою семью, — улыбается мальчик.
— У тебя есть семья?
— Да, — улыбка пропадает, на глаза наворачиваются слезы.
— Кто у тебя есть?
— Бабушка, брат, — опускает глаза. — Папа с мамой умерли.
Андрей Юдин из детского дома в Иркутске растрогал, пожалуй, всех, кто смотрел первую серию «Рожденных в СССР». Пенсии бабушки было недостаточно, чтобы воспитывать мальчишку, и его отдали в детдом. Фильм изменил жизнь Андрюши. Серию увидели в США, и американская семья забрала мальчишку к себе. Но, увы, приемная мама скоро отказалась от него.
В 14 лет Андрей рассказывал:
— Все, что надо было сделать, я сделал. Ничего не помогает. Все эти маленькие правила, которые надо было соблюдать… Я как бы все время виноват.
Его снова усыновили, он поселился в штате Флорида. К 21 году снимал жилье в бедном мигрантском гетто рядом с железной дорогой, собирался заняться бизнесом и помогать ребятам из детских домов.
— Знаю людей, которые богатели на усыновлении детей в России. Делали состояния, — говорил он.
В этих словах — обида за то, что его когда-то увезли в США, страну, которая так и не стала ему родной.
— Планирую в будущем жить в России, думаю, и похоронят меня на Родине, — рассказывал парень.
В 28 лет Андрей снова жил с приемными родителями во Флориде. Но от съемок неожиданно отказался.
— У меня есть на то свои причины, и некоторые из них мне самому не совсем понятны, — сказал он.
А потом Андрей Юдин исчез. Съемочной группе не удается найти его ни в соцсетях, ни через прежние контакты. Чтобы разыскать Андрея, в Инстаграме завели аккаунт: andrei.yudin.poisk.
«Комсомолка» присоединяется к поиску. Возможно, наши читатели помогут съемочной группе «Рожденных в СССР» выйти на связь с Андреем.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Режиссер проекта Сергей МИРОШНИЧЕНКО:
Будем снимать летопись, пока героям не стукнет 70
— Следующая серия «Рожденных в СССР» должна выйти в конце 2020 года. Почти два года ушло на подписание контракта с англичанами («Рожденные в СССР» — российско-британский проект. — Ред.). Идея фильма принадлежала не мне, а режиссеру Майклу Аптеду, он снимает подобный сериал в Великобритании, сейчас его героям уже по 63 года. Параллельно он запустил еще два проекта — «Рожденные в США» и «Рожденные в СССР». Для последнего и искали российского режиссера, выбор пал на меня. Я тогда был молодым, но уже признанным — имел награды Гран-при за фильм об Оберхаузене и «Нику». Предложение заняться проектом «Рожденные в СССР» стало неким вызовом. Я хотел доказать, что в нашей стране можно снять серьезный фильм, который будут смотреть во всем мире.
Лента имела большой успех. Но, увы, не в нашей стране. У нас сериал показывали в три часа ночи, без каких-либо анонсов. Семилетние повторяли то, что взрослые обсуждали на кухнях. По фильму было понятно, что система рушится. Серию про 14-летних вообще не поставили в эфир, а она позже получила первую награду «Эмми». Впервые мой фильм целиком показали в России, когда вышла третья серия, про 21-летних. За это я благодарен Олегу Добродееву. На канале «Культура» транслировали все серии «Рожденных в СССР». Картина — и летопись нашей страны, и летопись жизни простых людей в распавшейся империи…
Герои — мои соавторы, и думаю, что именно в этом сила картины «Рожденные в СССР». Продолжателей своего дела (сейчас режиссеру 64 года. — Ред.), которые будут снимать сериал до 70-летия героев, я подберу именно таких. Они не должны приукрашивать людей или, наоборот, принижать ради денег и наград.
КСТАТИ
Что стало с другими детьми
Алена из Грузии пережила смерть грудного ребенка. В браке с любимым мужем родила снова — сына и дочь.
Алмаз из Киргизии, выросший в бедной многодетной семье, начал работать в 14 лет, а в 18 открыл свою фирму. Рано женился, переехал в Новосибирск и стал трудиться на рынке, обеспечивая жену и двоих детей.
Альгис из Литвы получил высшее образование, выучил русский язык и к 28 годам создал семью с девушкой, которую знал 14 лет.
Москвич Антон женился в 21 год, у него трое детей, работает журналистом.
Брат и сестра Леня и Жанна из Екатеринбурга в детстве переехали с родителями в Израиль. Оба служили в армии этой страны. Жанна осталась в Израиле и вышла замуж, а Леня переехал в Аргентину.
Катя из Вильнюса в 14 лет экстерном окончила школу, изучала языки, мечтала о медицине. Но учебу в вузе пришлось бросить из-за проблем со здоровьем. К 28 годам она все же окончила университет, изучала английскую филологию, работала оператором кол-центра.
Марина из Ярославской области работает в храме (ее отец — священник).
Настя из Киргизии выучила в университете английский язык, но не работает — все время посвящает детям. Вместе со вторым мужем переехала в Краснодар. На родине их кафе сожгли, и семья решила попытать счастья на новом месте.
Павлика из Азербайджана ищут. Семья Паши эмигрировала, предполагается, что он переехал в Лоc-Анджелес.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: Иркутский филиал АО ИД «Комсомольская правда», г. Иркутск, ул. Партизанская, 75 ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 664009, а/я 194 Контактный тел. +7 (3952) 20-80-08, 20-80-05
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Только рожденные в СССР пройдут этот тест о жизни при том времени Ustaliy.ru
in Тесты про СССР
Ты ответишь на 15/15, если рос в СССР
опубликовано PopTesti.ru
Что вы помните про Советский Союз? Пройдите тест, чтобы понять, как хорошо вы знаете ту эпоху.
Понравилось?
24 Баллов
Да Нет
excoсссртест
Не пропустите
Тест: Что вы помните о вашей жизни в СССР?
Недавний опрос общественного мнения показал, что тысячи россиян сожалеют о распаде СССР. Действительно, очень многие с ностальгией вспоминают этот период истории нашего государства. Советские времена […] Больше
Тест: как и почему распался СССР?
Пройди тест и проверь свои знания об этом событии. Больше
Тест: определи правильный порядок выхода этих советских мультфильмов
Тест — испытание для памяти живших в СССР. Определите последовательность выхода знаменитых советских мультфильмов. Попытаетесь? Больше
Тест: Знаешь ли ты, как раньше использовались эти вещи?
Если показать эти вещи современным детям, вряд ли они догадаются, что это такое.
Разные штуки для облегчения жизни обновляются постоянно, но вспомнят ли вещи из […] Больше
Достойны ли вы поцелуя Брежнева? Тест для рожденных в СССР
На счету генсека 18 лет во главе Советского Союза, пять золотых звезд Героя, еще сотня всевозможных наград, в том числе международного уровня, и десятки поцелуев. […] Больше
В шестидесятые годы на машине времени. Какими они были на самом деле? Напомним с помощью этого теста
Этот тест поможет вам окунуться в атмосферу шестидесятых – времена первого полёта в космос, платьев с широкими юбками, песен молодого Высоцкого, бытовых трудностей, трудовых подвигов […] Больше
Тест: Вы знаете, где снимали заграницу в советском кино?
Получить разрешение на съемку за рубежом в Советском Союзе было сложно, поэтому, когда режиссеры планировали снимать кино про заграницу, они уже сразу знали, что искать […] Больше
Тест: Вам знакомы лучшие истребители времен Советского Союза?
Истребитель — витрина передовых технологий нашей державы.
Истребители являются самыми грозными самолетами в воздушном пространстве. Вы помните истребители времен СССР? Больше
Тест на знание жизни в СССР: вопросы о Союзе перенесут вас на пару минут мыслями в советское время. Готовы?
Во времена СССР люди спокойно жили без интернета, компьютеров, мобильных телефонов и других благ цивилизации. Не было пробок и проблем с трудоустройством, а ключи от […] Больше
Тест: Что правда, а что ложь о советском футболе? Оживляем память!
Пройди его и убедись сам где правда, а где ложь! Больше
Исторический тест о СССР: что вы знаете о Советском союзе? Всего 6 вопросов на знания
Одним не нравится время СССР, а другим, наоборот, радостно от того, что это время было в их жизни. Истина в том, что советское время оставило […] Больше
Тест: Cможешь ли ты вспомнить самых известных женщин СССР?
Сегодня мы собрали для теста самых известных отечественных дам-политиков, революционерок и значимых персон в СССР.
Сможете вспомнить кто из них на фото? Пройдите тест, чтобы […] Больше
Тест: Хорошим ли ты был учеником в СССР?
«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». В любом случае предлагаем пройти тест, чтобы узнать, каким ты был учеником во времена СССР. Больше
Тест: Угадай, где правда, а где выдумка про СССР
Пройдите тест и разберитесь, где правда, а где выдумка про СССР. Больше
Тест: «Москва слезам не верит». На кого из главных героинь этого фильма вы похожи?
Сценарист, который написал историю Людмилы, Александры и Катерины, признавался, что описал историю тёток своей матери. Его сценарий победил в конкурсе и поступил на «Мосфильм», снимать […] Больше
Тест: сможете вспомнить советские названия городов, которые сейчас носят другие имена?
Первая волна переименований прокатилась в СССР почти сразу после образования молодого государства.
Затем города в советский период меняли свои названия в честь известных деятелей страны. […] Больше
Тест: Сможете узнать всех этих легендарных артистов, популярных в СССР, по фото?
Этих советских актеров любила вся страна, да и в наши дни они пользуются большим уважением. Сколько известных артистов из СССР вы сможете узнать по фото? […] Больше
Тест: сможете ли вы вспомнить эти вещи из СССР?
Современному человеку эти вещи покажутся чуть ли не музейными экспонатами. Однако тот, кто застал времена Советского Союза, без проблем сможет вспомнить их предназначение! Давайте проверим, […] Больше
Тест: что вы помните о Советском Союзе?
Вы из тех, кто родился и жил в Советском Союзе? Или, может быть, ваши родители рассказывали вам о тех временах? Так или иначе хоть что-то […] Больше
Тест на знание советских магазинов: справится только настоящий гражданин СССР
Кто рос в СССР, тот помнит о магазинах того времени.
А может вам рассказывали родители? Проверим насколько свежи ваши воспоминания. Больше
Родившиеся в СССР: Картины детства и юности
Войти
Добро пожаловать!Войти в свой аккаунт
ваше имя пользователя
ваш пароль
Забыли пароль?
Создать учетную запись
Политика конфиденциальности и использования файлов cookie
Зарегистрироваться
Добро пожаловать! Зарегистрировать учетную запись
Восстановление пароля
Восстановить пароль
ваша электронная почта
3
Дом Искусство Родившиеся в СССР: Картины детства и юности
А. Тимофеев. Весна, холст, масло, без даты. Фото коллекции русского искусства Рэймонда и Сьюзен Джонсон. У меня есть подруга, которая выросла в России, когда это был Советский Союз, и мы долго говорили о ее детстве на Дальнем Востоке, в том числе о том, каково было расти в обществе, где ценилось членство в коммунистической партии. превыше почти всего остального и для которого политическая идеологическая обработка была открытым приоритетом в буднях каждого школьника.
Со временем начала формироваться закономерность: она описывала ежедневный урок идеологии в классе или сезон, когда жители ее городка бросали работу в офисе, чтобы помочь с урожаем (звучало не так уж много выбора), и я бы посочувствовал. Должно быть, тебе было ужасно , я бы сказал. Вы должны быть так рады жить здесь, в Америке .
Через некоторое время я получил мягкое исправление. Да, она была рада оказаться в Соединенных Штатах — на самом деле, чтобы попасть сюда, потребовалось огромное количество усилий и усилий.0044 находчивость. Но не все эти детские воспоминания были плохими. В детстве ее учили, что этнические различия не имеют значения и что она является частью общества, которое ценит образование, культуру и совместную работу, чтобы действительно сделать мир лучше. Во всяком случае, у моего друга была определенная задумчивая ностальгия по тому времени.
Советский Союз действительно был непростым местом для детства, и эта реальность отражена в трогательной выставке Музея русского искусства «Рожденные в СССР», в которой собрано более 50 произведений искусства. трогательный составной портрет идеализма и невзгод. Картина, такая как 1955 Юный пионер у дверей — это своего рода визуальная поэма. Униформа этой девушки, ее стоическое выражение лица, ее поза ребенка, решившего вести себя как взрослая, — все это вместе вдохнуло жизнь в момент, который кажется универсальным, но особенным для общества, в котором тяжесть неуловимой утопии была на каждом. детские плечи.
В другом, «Трудные годы», из 1968 года, мы видим крестьянскую сцену из глубинки России, не так уж сильно отличающуюся от некоторых американских сельских сцен, за исключением того, что содержание говорит нам о чем-то тонком. Мать вызывающе смотрит на нас, зажав в фартуке скудный урожай, а ее дети мужского пола борются с землей. Но на лопату опирается дочь, смотрящая крест-накрест, лицо ее непроницаемо, мысли непостижимы.
В этом произведении можно погрузиться на несколько часов, погрузившись в оптимизм детства в Советском Союзе, отягощенного чувством долга. Вы также видите человеческие моменты, которые затрагивают разные культуры и могут быть фрагментами из наших собственных бойскаутов или клятв верности. Иными словами, это мозаика истории и специфики, неуловимая и сложная, как и контекст воспоминаний моего старого друга.
«Рожденные в СССР: Картины детства и юности»
До 10 сентября
Музей русского искусства
tmora.org
Куинтон Скиннер
Куинтон Скиннер
Куинтон Скиннер — писатель и редактор из городов-побратимов. Бывший старший редактор Minnesota Monthly, он занимал тот же пост в Twin Cities METRO и писал статьи для крупных национальных и местных изданий. Он является соучредителем Logosphere Storysmiths и автором нескольких романов, в том числе его последнего Odd One Out.
« Декабрь 2022 » | ||||||
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
27 | 28 | 29 | 30 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 00047 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Солнце 18
Вс 18
Вс 18
Вс 18
Вс 18
Подать заявку
Советский Союз так и не решил проблему русского национализма
19 ноября 1990 года Борис Ельцин выступил в Киеве с речью, в которой объявил, что после более чем 300-летнего правления русских царей и советского «тоталитарного режима» в Москве Украина наконец обрела свободу. По его словам, Россия не хочет играть какую-либо особую роль в определении будущего Украины и не стремится быть в центре какой-либо будущей империи. Пять месяцев назад, в июне 1990 года, вдохновленный движением за независимость в странах Балтии и Кавказе, Ельцин принял декларацию о суверенитете России, которая послужила образцом для суверенитета нескольких других советских республик, включая Украину. Хотя они не стали требовать полного отделения, в таких заявлениях утверждалось, что СССР будет иметь ровно столько власти, сколько его республики готовы дать.
Российские имперские амбиции могут показаться вековыми и постоянными. Даже относительно искушенные средства массовой информации часто рассказывают о стремлении Кремля доминировать над своими соседями, которое, похоже, перешло от царей к Сталину, а от Сталина к Путину. Так что стоит помнить, что не так давно Россия отвернула от империи. Фактически, в 1990-91 годах именно российский сепаратизм вместе с сепаратистскими движениями в республиках разрушил СССР. Чтобы помешать советскому лидеру Михаилу Горбачеву сохранить союз, Ельцин объединил опасения российских либеральных демократов и консервативных националистов в неуклюжий союз. Подобно «Сделаем Америку снова великой» Дональда Трампа или Brexit Бориса Джонсона, Ельцин настаивал на том, что русские, доминирующая группа в Советском Союзе, подвергались угнетению. Он призывал к отделению от обременительных других, чтобы принести России обновление.
Корни националистического недовольства лежат в особом статусе России в составе Советского Союза. После того, как большевики взяли под свой контроль большую часть бывшей территории царской империи, Ленин объявил «войну на смерть великорусскому шовинизму» и предложил поднять «угнетенные народы» на ее периферии. Для борьбы с имперским неравенством Ленин призывал к единству, созданию федерации республик, разделенных по национальному признаку. Республики утратили политический суверенитет в обмен на территориальную целостность, образовательные и культурные учреждения на своих языках и возвышение местной «титульной» национальности на руководящие посты. Советская политика, вслед за Лениным, рассматривала республики как родину для их соответствующих национальностей (с вложенными в них автономными областями и округами для более мелких национальностей). Исключение составляла Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, или РСФСР, которая оставалась административной территорией, не связанной ни с какой этнической или исторической «Россией».
Россия была единственной советской республикой, не имевшей своей Коммунистической партии, капитала и Академии наук. Эти упущения способствовали неловкому совпадению слов «российский» и «советский».
Именно Иосиф Сталин, грузин, сделал русских «первыми среди равных» в Советском Союзе, что подтверждается его послевоенным тостом, в котором «больше всего, русскому народу» приписывается поражение Советского Союза нацистской Германии. Никита Хрущев продолжил приверженность Советского Союза формированию многоэтнического сообщества, которое в конечном итоге объединится в общую экономическую, культурную и языковую систему. В этом советском плавильном котле Россия была своего рода старшим братом, особенно для якобы менее развитых народов Центральной Азии. Русский оставался советским языком восходящей мобильности, русская история и культура были самыми известными, и русские в целом считали Советский Союз «своим». Подобно белым американцам, которые обозначали другие группы как «этнические», русские считали себя нормой по отношению к «национальным меньшинствам».
К концу 1960-х годов Советский Союз был в большинстве своем урбанизированным, образованным обществом, легитимность которого основывалась на его статусе стабильного государства всеобщего благосостояния. Освободившись от террора, войны и массовой мобилизации предыдущих десятилетий, советские граждане проводили свободное время за просмотром телевизора и прослушиванием пластинок (некоторые официально запрещены, но легко доступны благодаря государственным потребительским технологиям). После ужасов Второй мировой войны, в которой погибло от 20 до 28 миллионов советских граждан, с трудом завоеванная стабильность послевоенных десятилетий заставила некоторых задуматься о том, как выглядела осмысленная жизнь, когда эпоха эпической борьбы закончилась. Особенно остро вопрос стоял перед поколением, достигшим совершеннолетия после смерти Сталина в 1953. Они унаследовали высшие достижения Советского государства — победу над Гитлером, завоевание космоса — но не имели объединяющей всемирно-исторической причины. Как и их сверстники в других высокоразвитых обществах 1970-х годов, они искали ответы через поиски самосовершенствования, духовного пробуждения, бесцельного гедонизма и экологической активности. Некоторые советские граждане идеализировали недоступный Запад. Третьи искали «корни» в ином национальном прошлом. Советская империя субсидировала отдельные этнокультурные идентичности, подчиненные универсализирующей коммунистической (русской). По мере того, как последний становился пустым, первый был готов заполнить пустоту.
«Деревенские прозаики» выразили чувство разных национальностей, что они теряют свою вотчину. Эти авторы, родившиеся в сельской местности и учившиеся в Москве, изображали сельских жителей подлинными носителями традиции, в элегическом ключе эквивалентными иностранным современникам, таким как Уэнделл Берри в Соединенных Штатах или ирландский писатель Джон МакГахерн. Самые катастрофические опасались, что земля и народ России подверглись опасности со стороны неподвластных им сил. Апокалиптический роман Валентина Распутина Прощание с Матёрой (1976) вдохновился затоплением родного села на создание Братской ГЭС. В романе старая вдова Дарья осуждает проект как экологическую и духовную катастрофу. Она оплакивает разрушение дома своих предков, но вместо того, чтобы переехать в город, она и несколько других остаются и тонут.
Солженицын видел в коммунизме чужую идеологию, отделившую Россию от ее православного наследия
Движение «деревенской прозы» было не единственным, кто воспринимал российскую идентичность как находящуюся под угрозой существования в Советском Союзе. Их озабоченность разделяли российские аппаратчики, такие как член Политбюро Дмитрий Полянский, и представители интеллигенции, такие как 9-й0059 Октябрь Редактор журнала Всеволод Кочетов. По их мнению, Советский Союз был реинкарнацией Российской империи, которой суждено было принять ее историческую мантию антизападной автократии, уходящей корнями в возродившееся крестьянство. Его якобы сдерживали евреи (и все чаще выходцы с Кавказа и Средней Азии), высасывавшие из русских труд и ресурсы и препятствовавшие их продвижению. Начиная с 1960-х годов советская партия-государство обратилась к кооптации русских националистических настроений, чтобы укрепить свою слабеющую легитимность. Официальные учреждения, такие как издательство «Молодая гвардия» и Всероссийское общество охраны культуры и памятников, служили ключевыми центрами вербовки для русского националистического дела.
Большая часть культуры, созданной русскими националистами, была совместима с самовосприятием Советского Союза. Художник Илья Глазунов прославлял таких деятелей, как Иван Грозный и преподобный Сергий Радонежский, рядом с портретами Леонида Брежнева, Генерального секретаря Коммунистической партии. Критик-славянофил Вадим Кожинов заявил, что Россия трижды спасала мир: от Чингисхана, Наполеона и Гитлера. Важно отметить, что восхваление достижений россиян иногда сопровождалось негодованием по поводу жестокого обращения с ними, а более радикальные материалы распространялись в самиздат (самопубликованная форма). Александр Солженицын, считавший коммунизм чуждой идеологией, отделяющей Россию от ее православного наследия, был лишен советского гражданства после злобной кампании в прессе, обвинявшей его в том, что он «задыхается от патологической ненависти» к стране и ее народу.
В то время как русских националистов, таких как Солженицын, наказывали за то, что они прямо бросали вызов советским притязаниям на власть, советских правителей наказывали за то, что они прямо бросали вызов русскому национализму. В 1972 года Александр Яковлев, исполняющий обязанности главы отдела пропаганды ЦК, а затем главный советник Горбачева, опубликовал в советской газете письмо, в котором критиковал как диссидентские, так и официально настроенные формы русского национализма. Статья привела к понижению Яковлева в должности до посла в Оттаве.
Самый популярный и узнаваемый образ российской виктимности создал писатель, режиссер и актер Василий Шукшин. Шукшин родился в Алтайском крае Сибири в семье крестьянина, расстрелянного во время сталинской насильственной коллективизации сельского хозяйства (факт, который был исключен из его официальной биографии как неподобающий члену коммунистической партии). После переезда в Москву он стал известен шутливыми рассказами о чудаковатых сельских мужчинах, которые сопротивляются приспособлению к современной жизни, играя на балалайке или парясь в бане. К началу 19Однако к 70-м годам его персонажи все больше терялись и маргинализировались. Последняя попытка Шукшина как кинорежиссера и его самый большой хит, Калина Красная (1974) — выпущенный на английском языке как The Red Snowball Tree — был сосредоточен на Егоре, бывшем заключенном, который изо всех сил пытается найти свое место после бегства от голода в сельской местности в молодости. «Я не знаю, что мне делать с этой жизнью, — говорит Егор святому другу по переписке, который принимает его после освобождения из тюрьмы. В конечном итоге Егор воссоединяется со своими сельскими корнями и начинает новую жизнь тракториста, но его искупление прерывается, когда появляется его бывшая банда и застреливает его в открытом поле. — Не жалей его, — хладнокровно говорит убийца Егора, куря сигарету.
«Он никогда не был человеком — он был мужик [крестьянин]. А их в России полно».
Шукшинская аллегория кастрации и кастрации отражала его мрачное мировоззрение: в частных высказываниях он сетовал на бедное и обезлюдевшее состояние российской деревни, отмечая, что большинство его родственников-мужчин были алкоголиками или сидели в тюрьме. . «Беда на Руси, большая беда», — записал он в блокноте. «Я чувствую это всем своим сердцем». Но его работы были скорее криво-сентиментальными, чем гневными или обвинительными, а его восхождение из крестьянства в интеллигенцию смоделировало официальные мифы о восходящей карьере. Шукшин получил высшие призы и получил широкую государственную поддержку.
Однако, когда Шукшин умер от сердечного приступа вскоре после освобождения Калины Красной , некоторые националисты шептались, что он, как и его самый известный герой, стал жертвой хищничества. Сельский прозаик Василий Белов, близкий друг, записал в своем дневнике, что «если [евреи] не отравили [Шукшина] прямо, то уж точно отравили косвенно. Вся его жизнь была отравлена евреями». В наброске своих воспоминаний (написанных в начале XIX в.) кинооператор Шукшина Анатолий Заболоцкий утверждал80-х) о том, что Шукшин перед смертью прочитал Протоколов сионских мудрецов и был потрясен, узнав, что против русского народа совершается «геноцид». Заболоцкий предположил, что актер, сыгравший убийцу Егора и его (еврейку) жену, убил Шукшина, чтобы сохранить тайну.
До конца 1980-х годов параноидальная ксенофобия русских националистов (которая включала в себя выпады против диско-музыки и аэробики) была полускрытой и неактуальной для большинства. Во времена Горбачева перестройка (реформа) и гласность (открытость), однако, когда все, от солженицынской Архипелага ГУЛАГ (1973) до астрологии, стало открыто дозволено, националистически настроенные интеллектуалы нашли более свободное и широкое выражение в политической жизни, где они ухватились за более широкое недовольство. Когда активисты Кавказа и Прибалтики стали требовать большей культурной и политической автономии, в апреле 1989 года советские войска подавили крупную демонстрацию в Тбилиси.
С разоблачений этих репрессий начались первые заседания телевизионного Первого съезда народных депутатов СССР в мае 1989 года. Среди делегатов был Валентин Распутин, автор книги Прощание с Матёрой . Выслушав жалобы прибалтийских и грузинских депутатов на русский империализм, Распутин взял слово и с горечью предположил, что,
, быть может, это Россия должна выйти из Союза, раз вы обвиняете ее во всех своих бедах и поскольку ее отсталость и неуклюжесть мешают вашим прогрессивные устремления? … Мы могли бы тогда произносить слово «русский», не опасаясь упреков в национализме, мы могли бы открыто говорить о своей национальной идентичности… Поверьте, нам надоело быть козлами отпущения, насмехаться и оплевать.
Под влиянием требований других республик давняя обида русских националистов стремительно перерастала в сепаратизм.
«Хватит кормить другие республики!» — воскликнул он в речи перед промышленными рабочими. Внезапно лишенные цензуры СМИ разоблачили насилие и деградацию, начиная от сталинских репрессий и заканчивая затяжной войной в Афганистане. В ответ на поток плохих новостей интеллигенция сокрушалась о «полной разрухе» России. Историк культуры, выживший в ГУЛАГе Дмитрий Лихачев сказал, что коммунистический режим «так унизил и ограбил Россию, что русским трудно дышать». В Коллапс: Падение Советского Союза (2021), Владислав Зубок рассказывает, как сепаратистская идея набирала обороты в первой половине 1990-х годов благодаря трем «взаимно враждебным» силам: русским националистам внутри партии и элитам; демократическая оппозиция, доминировавшая в московской политике; и массы, стоявшие за соперником Горбачева Ельциным, харизматичным аппаратчиком, превратившимся в «народного царя».
Ельцин, избранный первым главой Верховного Совета России, разозлил толпу, заявив, что Советский Союз ворует у русских, чтобы дотировать Среднюю Азию. «Хватит кормить другие республики!» — воскликнул он в обращении к промышленным рабочим, которые ответили скандированием против Горбачева. Ельцин призвал к «демократическому, национальному и духовному возрождению» России и пообещал перераспределить ресурсы среди народа. Хотя Ельцин воспринял элементы идей консервативных националистов, он также был прозападным и настаивал на дальнейшей демократизации и маркетизации, против которых они выступали.
Горбачев, в отличие от Ельцина, мечтал о создании «общеевропейского дома», в который вошли бы все народы СССР в более тесной связи с Западом. К концу 1990 года все советские республики отреагировали на вакуум центральной власти и на пример бывших советских сателлитов в Восточной Европе, провозгласив себя суверенными (а в некоторых случаях и независимыми). Тем не менее, будущая форма их отношений с профсоюзом оставалась неясной и, возможно, все еще совместимой с горбачевским видением более равноправной федерации.
В ноябре 1990 года Ельцин поехал в Киев в рамках стратегии по подрыву Горбачева путем построения нового союза снизу на основе «горизонтальных» связей между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном. Как и другие политические элиты того времени, Ельцин использовал слово «суверенитет» в своих речах и рекламных материалах неоднозначно. По словам его советника Геннадия Бурбулиса, Ельцин находился под сильным влиянием недавно опубликованного эссе Солженицына «Восстановление России», в котором утверждалось, что русский народ истощен, и предлагалось распустить СССР, сохранив при этом славянское ядро России, Украины и Белоруссии, а также с русскими частями Казахстана. Мнение Солженицына о том, что все эти три народа «происходят из драгоценного Киева», разделялось многими русскими, которые не обязательно считали себя националистами, но предполагали, что они останутся вместе.
Ожидания Ельцина о сближении с Украиной вскоре не оправдались. В августе 1991 года неудавшийся коммунистический переворот сторонников жесткой линии положил конец надеждам Горбачева на возрождение Союза и укрепил власть Ельцина, ставшего теперь первым избранным президентом РСФСР. Верховная Рада, парламент Украины, приняла акт о провозглашении независимого государства Украина с «неделимой и неприкосновенной» территорией. Особенно запаниковав при мысли о потере Крыма, Ельцин заставил своего пресс-атташе объявить, что Российская республика оставляет за собой право пересмотреть свои границы, что разозлило украинского лидера Леонида Кравчука. Администрация Ельцина пошла на попятную и признала все существующие границы, и 19 декабря91 Ельцин присоединился к главам Украины и Белоруссии в Беловежской пуще, чтобы официально распустить СССР. Консервативные русские националисты были возмущены внезапным прекращением контроля Москвы над регионом, но, как отмечает Зубок, именно они изначально подняли вопрос о суверенитете России и выступали против Горбачева, когда он боролся за спасение Союза.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев узнал о Беловеже постфактум. Ельцин считал, что Казахстан должен стать частью нового содружества независимых государств, но не хотел впускать в него «мусульманские» республики Средней Азии. Назарбаев настаивал на их включении и победил. Согласно книге Адиба Халида Центральная Азия (2021), полная независимость от Советского Союза была «неожиданной и во многом нежелательной как для народа, так и для политической элиты Центральной Азии». Как поставщику сырья регион плохо обслуживался из-за изоляции от союзных экономических структур. Как бы ни был велик их энтузиазм по поводу укрепления национального самосознания и автономии, некоторые политики и представители интеллигенции все же считали более слабый союз с Россией более предпочтительным, чем отделение. Внезапный распад в Беловеже был последней иронией советской империи: для народов, считавшихся низшими, Москва диктовала даже свободу.
Администрация Ельцина объявила конкурс на новую «национальную идею». Он так и не выбрал победителя
В то время как другие страны бывшего Восточного блока праздновали «возвращение в Европу», слияние русского и советского предотвратило создание национальной идентичности, основанной на сбросе гнетущего иностранного ига. Ельцин ожидал, что Россию встретят на «Западе» огромным пакетом помощи и членством в НАТО. Вместо этого он был оставлен на «Востоке» и получил скудную гуманитарную помощь. После десятилетий, когда им говорили, что они представляют ведущую мировую цивилизацию, русским пришлось есть просроченные американские военные пайки. Экономическая «шоковая терапия», проводимая администрацией Ельцина в консультации с западными советниками, принесла атмосферу жестокого беззакония, которая обогатила некоторых и разорила многих других. Неолиберальный экономист из Гарварда Джеффри Сакс и Гарвардский институт международного развития в Москве помогли разработать пакет рыночных реформ и приватизации Ельцина и реализовать его с головокружительной скоростью. Уровень преступности и смертности резко возрос, поскольку сбережения исчезли за одну ночь.
В условиях инфляции и дефицита несколько российских республик и регионов развили движения за суверенитет, направленные на достижение политических и экономических преимуществ над другими территориями (включая родную Ельцину Свердловскую область, которая на короткое время объявила себя «Уральской республикой»). В значительной степени они были подавлены конституцией Ельцина, принятой в декабре 1993 года. Чеченская республика, однако, настаивала на полной независимости, что привело к катастрофическому решению Ельцина о вторжении в 1994 году. Российская Федерация представляла собой паутину республик, автономных округов и территориальных областей, основанных на национальностях, без единой концепции. 19 июня96 января администрация Ельцина объявила конкурс на выработку новой «национальной идеи». Он никогда не выбирал победителя.
Российские политики-националисты пытались превратить бедность и разочарование в голоса против Ельцина. Владимир Жириновский, расист и антисемит-провокатор и глава ошибочно названной Либерально-демократической партии России (ЛДПР), выступал за восстановление автократического российского государства в границах советской эпохи. Коммунистическая партия Российской Федерации Геннадия Зюганова предложила сталинскую разновидность российского империализма под влиянием концепции Льва Гумилева о «евразийстве». Эти партии добились умеренных успехов на выборах: ЛДПР хорошо выступила на выборах 19-го века.93 выборы, и Зюганов отставал от Ельцина всего на три процентных пункта в президентской гонке 1996 года. Но большинство россиян, особенно в молодом поколении, больше интересовались проблемами и возможностями настоящего (в том числе заграничными поездками и ширпотребом), чем шовинистским мессианством, обращенным в прошлое.
На протяжении 1990-х годов идеи национального бессилия и мести набирали силу в российской поп-культуре. Например, потерянные мужчины из рассказов Шукшина превратились в героев боевиков, которые предлагали искупительную мужественность через насилие. Данила, главный герой хитовых фильмов Брат (1997 г.р.) и Брат 2 (2000 г.р.), молодой ветеран ельцинской войны в Чечне из бедного провинциального городка. В ранней сцене его бабушка говорит Даниле, что он безнадежен и умрет в тюрьме, как и его отец. Она отправляет его в Санкт-Петербург для наставничества старшего брата, который оказывается наемным убийцей мафии. Вместо того, чтобы стать жертвой, Данила становится серьезным линчевателем, который причиняет вред плохим парням (особенно мужчинам с Кавказа) и защищает слабых (бедных русских женщин и мужчин).
В сиквеле Данила отправляется в США, чтобы спасти жертв империи зла, управляемой американскими бизнесменами в сговоре с чикагской украинской мафией и «новыми русскими» в Москве. Стереотипные Другие олицетворяют угрозы, стоящие перед русским народом; в Чикаго он встречает секс-работницу по имени Даша, которой управляет жестокий черный сутенер. В кульминационной сцене Данила мстит, совершая массовую стрельбу в ночном клубе в Украинском районе города. Моральная праведность явно на его стороне: Данила признается в любви к Родине и повторяет лозунги времен Второй мировой войны вроде «Русские на войне своих не бросают». домой, когда на заднем плане играет песня «Прощай, Америка» (в исполнении детского хора). Brother 2 был выпущен в 2000 году, когда Владимир Путин стал президентом.
Путин держался на расстоянии от националистов, утверждая, что Россия является частью «европейской культуры» и сотрудничает с американским вторжением в Афганистан, сохраняя при этом ЛДПР и коммунистов в качестве лояльной оппозиции в парламенте. Как и Ельцин, он выборочно включил аспекты их идей, например, в свое решение вернуть советский национальный гимн. Он отверг другие увлечения русских националистов, в том числе открытый расизм и антисемитизм. Бум цен на нефть и газ в первые два путинских срока (2000–2008 годы) значительно улучшил качество жизни россиян. Путин все больше поддерживал миссию страны как бастиона традиционных ценностей, который был готов искать расплату за унижения предыдущих лет.
Бывший заключенный думает об убийстве человека, который, по его мнению, унизил его, но вместо этого покончил с собой
Аннексия Путиным Крыма в 2014 году подняла его рейтинг одобрения до рекордно высокого уровня среди этнических русских, а также татар, чеченцев и других групп в Российская Федерация. Тем не менее общественный энтузиазм в отношении дальнейшего экспансионизма оставался ограниченным. В январе 2020 года опрос Левада-центра показал, что 82% россиян считают, что Украина должна быть независимым государством. Ежегодные опросы неизменно показывают, что россияне предпочитают более высокий уровень жизни статусу великой державы (за исключением посткрымского периода 2014 года). Теперь, когда Путин пытается направить национальное недовольство в поддержку полномасштабной войны против соседа, которому когда-то была обещана свобода, позднесоветский случай служит напоминанием о том, что обида — непредсказуемый инструмент. Чувство гордости и виктимизации россиян поддерживало советскую империю, когда коммунистическая ортодоксия потеряла способность убеждать. Но в конечном итоге это породило заявления о том, что имперские амбиции слишком дорого обошлись русскому народу, превратив его в одноразовый ресурс.
Шукшин умер в относительной апатии советских 1970-х, когда чувство национальной дезориентации не обязательно было привязано к политической программе. Его работы не идеализировали исчезающее прошлое или светлое будущее. Нет козлов отпущения или спасителей, а попытки отомстить заканчиваются самоуничтожением.