Сценарий концерта «Откройте музыке сердца!»
Дианова Светлана Николаевна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО Газ-Салинской детской музыкальной школы, с. Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Внеклассное мероприятие для учащихся младших классов фортепианного отделения и их родителей.
Сценарий концерта «Откройте музыке сердца!»
Описание работы: Сценарий концерта учащихся младших классов ДМШ класса преподавателя Диановой С.Н.
Цель: формирование музыкальной культуры и интереса учащихся к обучению в ДМШ.
Задачи:
— закрепление опыта музицирования;
— применение полученных в процессе обучения знаний на практике;
— формирование навыка анализа музыкальных произведений;
— развитие эстрадной устойчивости;
— развитие межличностных отношений.
Ожидаемый результат: расширение музыкально-слухового опыта и художественного кругозора детей, развитие вкуса и эстетического восприятия.
Возрастная категория: учащиеся младших классов ДМШ и их родители.
Сценарий концерта «Откройте музыке сердца».
Ведущая: Добрый день! Сегодня здесь собрались те, кто решил связать свою жизнь с музыкой.
Есть на земле страна — зовётся Музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки, но чьи их открывают руки ?
Конечно, это музыкант, его порыв, его талант,
Его желание творить и людям красоту дарить.
Он учит душу ввысь смотреть и, не боясь преград, лететь
В страну, где звуки дарят счастье, где все у музыки во власти.
Некоторые из вас уже выступали на этой сцене, а для кого-то выступление на сцене сегодня будет первым. Но вы все уже стали юными музыкантами! Вы многое узнали за этот год, многому научились.
Я ваша подруга, я ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я? Ну, конечно же… (песня)
Есть красивая легенда о песнях. В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. — Небо, научи людей радоваться,— попросила однажды Земля. И тогда в небе появилась красавица радуга, а семь ее разноцветных дуг превратились в семь разных нот. Сплелись ноты в чудесные песни и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. А потом и люди научились петь.
1. Французская народная песня «Большой олень». Исполняет Алхасов Мухаммад
Ведущая: А что такое народная песня? Эта песня, созданная народом. В песнях они рассказывали о своих печалях, радостях, переживаниях, о своей жизни. Очень много существует жанров русских народных песен, и один из них – хороводный.
2. Ахмедова Емен исполнит Русскую народную песню «Во поле берёза стояла»
Ведущая: Многие композиторы использовали в своём творчестве элементы народной музыки. Великий русский композитор П.И. Чайковский сказал: «Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества».
3. Русская народная песня «Ходила младёшенька». Исполняет Рощектаева Кира
Ведущая:
Давайте все вместе вспомним, что такое вариации? (учащиеся отвечают). А если объяснять проще, то музыкальная тема – это куколка, которая оставаясь собой, каждый раз предстаёт перед нами в разной одежде, немного видоизменяясь. Сейчас мы прослушаем вариации на белорусскую народную песню «Савка и Гришка».4. И. Литкова. Вариации на белорусскую народную песню «Савка и Гришка» исполнит Шабунов Владислав
Ведущая: Песня над землёй звучала, без конца и без начала,
Принимайтесь за дела, нотки песня позвала.
Песня в ноты превратилась.
Рассмеялась, оживилась.
И пропела звонко нотам «Всем спасибо за работу».
Человеку как воздух нужна музыка для пения, для отдыха, а также для танцев. И сейчас мы поговорим о танцах и послушаем музыкальные примеры. Назовите, какие танцы вы знаете (учащиеся перечисляют). Правильно, это и бальные танцы – вальс, танго, полька; и джазовые танцы — регтайм, фокстрот, буги-вуги, и старинные танцы – менуэт, контрданс. У каждого народа существуют свои обычаи и традиции и эти национальные особенности, конечно же, отражаются в музыке. Отгадайте загадку:
Ах, в танце быстроты-то сколько!
Задорный, быстрый, озорной,
Еще б сплясать: разок и только!
Зовется танец просто — … (полька)
Полька — танец чешского происхождения. Слово «Полька» означает полшага. Манера у польки такая — передвигаться мелкими быстрыми прыжками, парами по кругу. Такую прыгающую походку этот танец приобрел у чешских крестьян и крестьянок. А на балах полька появилась чуть позже. Легкий, беспечный характер польки нередко можно уловить в самых разных музыкальных произведениях. И сейчас вы её услышите.
5. К. Лонгшамп-Друшкевичова «Полька», исполняет Белоус Илья
Ведущая: Следующий танец, который сейчас прозвучит – это белорусский народный танец «Бульба». Это прекрасный пример того, как можно с легкостью и весельем относиться к утомительной работе, и как можно после нелегкого труда расслабиться в озорной и задорной пляске. Для танца характерна легкость, живость, стремительность.
6. Ашимова Эмина и Руднев Павел в ансамбле исполнят Белорусский народный танец «Бульба»
Ведущая: В волшебной стране музыки некоторые танцевальные жанры занимают совершенно особое, королевское положение. Таким королем среди танцев, по праву, считается вечный, прекрасный, романтичный, пленительный вальс. Этот танец основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Скажите, а какого сказочного персонажа, танцующего вальс, вы представляете? (Ответы детей). Молодцы! Но сейчас мы услышим, как композитор изобразил в музыке слонят, танцующих вальс.
7. Дж. Баштейн «Вальс слонят». Исполняет Вагапова Злата
Ведущая: Народные истоки имеет и такой музыкальный жанр, как джаз. Джаз возник в США. Появившееся в начале XX века слово «jazz» стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Характерные черты музыкального языка джаза это импровизация и синкопированность, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. Пьеса, которую вы сейчас услышите, задорная, ритмичная и написана она в стиле рэгтайма, это джазовый стиль.
8. Э. Градески. Мороженое. Исполняют Назарова Вероника, Дианова С.Н.
Ведущая: Ребята, а вы любите смотреть кино? Киноиндустрия для детей многообразна. Здесь есть и сказки, и приключения, и путешествия по разным странам, и фантастические превращения.
9. Е. Крылатов. Крылатые качели. Исполняет Волкова Елена
Ведущая: Какое произведение прозвучит в нашем концерте дальше, поможет вам отгадать следующая загадка:
Вам дают произведенье,
Быстро пальчики бегут,
Здесь пассажей завихренья,
Назовём его… (этюд)
Правильно, ребята, это этюд. Вы все играли различные этюды, упражнения, подвижные пьесы. Для чего мы их изучаем? (ответы учеников). Молодцы! А все ваши ответы мы подытожим таким стихотворением:
Я сегодня утром рано подошла к фортепиано,
Надо мне этюд играть, чтобы пальцы упражнять,
Им не следует лениться, пальцам нужно научиться:
Двигаться легко, порхать, чтобы смог рояль звучать.
У музыки есть одно удивительное свойство: музыка без слов, без красок и бумаги может рисовать портреты людей и описывать самые различные события. Музыка позволяет услышать то, что чувствуют люди. Посредством музыкальных звуков композиторы передают образы природы, изображают времена года и т.д. Сейчас вы услышите этюд, который называется «Шторм на море».
10. Г. Беренс. Этюд «Шторм на море». Исполняет Грачёв Алексей
Ведущая: Как безграничен образный мир музыки! В ней можно услышать пение птиц и шелест листвы, шепот волн и порывы ветра, капли дождя и восход солнца. А давайте заглянем в сказочный мир, с его таинствами и волшебством, удивительными персонажами и добрым окончанием. Вспомните, какие музыкальные произведения со сказочными героями вы знаете? (называют). А вы знаете кто такие эльфы? Эльфы — это добрые волшебные существа, лёгкие, воздушные, летающие. Послушайте, как удалось композитору Теодору Остену передать сущность этих сказочных духов леса.
11. Т. Остен «Маленький эльф». Исполняет Руднев Павел
Ведущая: По мостикам легат, ступенькам гамм,
Осваивая вместе нотный стан,
Мы все ушли когда-то понарошку
В прогулку по неведомым садам.
Прекрасен сад, где расцветают звуки
Мелодии чудесной и случайной.
И на клавиатуре ловят руки
Гармонии нечаянные тайны.
Ещё один сказочный персонаж, образ которого использовали в своём творчестве композиторы – это гном. Гномы — это фантастические существа, некрасивые или даже уродливые карлики. В сказках говорится, что они охраняют богатства — клады с сокровищами, которые прячут под землёй. Послушайте пьесу датского композитора Людвига Шитте «Танец гномов».
12. Л. Шитте «Танец гномов». Исполняет Ерёмина Кристина
Ведущая: Музыка лукавая работа,
Чтобы людям сердце взволновать.
Мало пьесу выучить по нотам
Надо научиться колдовать
Наш концерт заканчивается. И в заключении ещё немного о музыке:
Ей всё подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных?..
Мы ей за всё – «спасибо!» говорим,
И, веря в торжество её, — творим!
Пусть музыка всегда звучит в ваших сердцах, и только гармония будет вашим спутником жизни!
Сценарий отчетного концерта ДМШ ДШИ
Сценарий отчетного концерта МБУ ДО «Тацинская ДМШ»
Разработал: преподаватель МБУ ДО «Тацинская ДМШ» Иленко Е.Е.
Место и дата проведения: Ростовская область Тацинский район
пос. Быстрогорский ДМШ 19 мая 2016г
Вед: — Добрый вечер, дорогие друзья! Добрый вечер, уважаемые поклонники юных талантов! Мы приветствуем всех на главном школьном празднике — Отчетном концерте 2015 – 2016 учебного года.
Вед. Есть школа на земле одна,
Всегда в ней музыка слышна.
Поёт там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит.
Там изучают волшебство —
Дается с потом мастерство!
Но фея Звуков там летает
И всем в ученье помогает.
Вед. – Сегодня в этом концертном зале мы с огромным удовольствием встречаем всех желающих окунуться в прекрасный мир, мир Музыки!
Вед. Чувствуется особая торжественность сегодняшнего вечера. Для детей и преподавателей каждый концерт это момент истины перед своим слушателем. Отчетный концерт учащихся одно из самых ярких мероприятий в Детской Музыкальной школе, своеобразная точка отсчета для дальнейших достижений!
Вед. Нашими самыми строгими и преданными слушателями всегда были и останутся конечно же наши родители. Поэтому каждый год своими выступлениями, юные дарования нашей школы непрестанно стараются удивлять и восхищать их своей яркой оригинальностью и растущим профессионализмом.
Вед. Всё готово: представленье!
Уже можно начинать.
И такое настроенье –
Время песню запевать!
1. Для вас поёт младшая группа хора Ю. Антонов «Не рвите цветы»
Старшая группа хора «Далеко ли близко ли»……….
Вед. Жизнь в музыкальной школе идёт каким-то особенным образом: уроки, репетиции, подготовка к академическим концертам, зачетам, участие в конкурсах — всё это создаёт уникальную чудесную атмосферу. Каждый ученик ощущает на себе ответственность, прилагает много усилий, проявляет усердие в достижение одной цели – стать музыкантом. Чтобы все присутствующие смогли ярче представить творческое становление юного дарования , в качестве опыта предлагаем послушать несколько советов от детей.
Вед. Нет приятнее занятья, чем учёба наизусть.
Чтобы выучить быстрее, надо чаще повторять.
И конечно, встать пораньше, и погромче заиграть.
Пусть узнают мама с папой и соседи все вокруг,
Что живёт такой прилежный и способный ученик,
Что готов «дубасить гаммы» на клавире в шесть утра.
Вед. Кто не пел ни разу в хоре, тот не знает наслажденья,
Когда, голос, слившись с песней, тонет в множестве других.
Надо только петь погромче, чтоб учитель вас услышал,
Надо только петь не в ритме, чтобы он вас оценил.
И когда учитель хора остановит фраз движенье,
Огорчённый и суровый к вам он ближе подойдёт,
Вы ему теперь на ухо проорите, что есть силы.
Но не надо сознаваться, что со слухом нелады.
Вед. И теперь, конечно, точно вы в концерте главный номер,
Вы теперь солист известный, вам и слава и почёт,
И учитель без сомненья вас оценит, если только
Из больницы скоро выйдет и к нему вернётся слух.
Вед. Если вам учитель строгий говорит из раза к разу:
«Надо больше заниматься!», двойками он вам грозит,
Вы глаза так опустите и кивните вдохновенно,
Что теперь конечно точно вы всё выучите враз.
Вед. Но придя домой из школы, не спешите заниматься
Вдруг вы выучите, правда; он же этого не ждёт,
И на радостях учитель тут же схватится за сердце,
Вы его так не пугайте, берегите, пусть живёт!
3. Для вас поёт хоровой ансамбль сл. Орлова, муз. Смирновой «Разноцветная планета»
2. А. Ермолова «Добрые сказки»
Вед. Сегодняшний наш концерт мы решили посвятить лучшим высказываниям и цитатам великих людей о музыке.
Вед. Таинственный мир музыки не мог оставить равнодушным не только музыкантов и композиторов, но и поэтов, писателей, философов, критиков – передовых людей мира прошлых столетий.
Вед. О музыке размышляли, с музыкой испытывали сильные душевные чувства, с музыкой сопереживали исторические события…
Вед. Надеемся, что прекрасная музыка в исполнение юных виртуозов, сегодня никого не оставит равнодушным!
Вед. Русский писатель Иван Тургенев сказал о музыке: «Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках!»
Вед. С этим нельзя не согласиться, и для утверждения этой мысли мы приглашаем на сцену юных музыкантов.
Гончаренко Мария 2 класс – Весняк «Ласковое утро»
Жижеря Софья 2 класс – Беркович – Марш
Вед. Немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен, человек с «пламенным сердцем» — именно так называли его современники — сказал следующее: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец!»
Вед. Бетховену также принадлежат слова: «Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств» Для Вас звучит великая и непревзойденная музыка Бетховена в исполнении ..
Матвеевой Арины 2 класс – Бетховен – Симфония № 5
Вед. Древнегреческий философ Аристотель, живший ещё до нашей эры, первым создал лицей, в своём учении смог охватить все сферы человеческого развития, такие как социология, политика, логика, физика. Значение музыки в его словах прозвучало так: «Музыка облагораживает нравы».
Вед. А вот китайский мыслитель Сюньцзы, живший в 4 веке до нашей эры, написавший знаменитый трактат о военной стратегии, размышляя о музыке сказал: «Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи»
Для вас выступает. .
Кравцов Кирилл 4 класс – «Привет» Туто Кутуньо
Вед. О музыке и её целительном влиянии на душу человека рассуждали люди, посвятившие свою деятельность, далеко не связанную с искусством. Можно привести пример высказывания академика медицины Владимира Бехтерева: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья»
Рыбалкина Мария – 6 класс – Весняк Баркарола
Вед. Известный во всем мире польский композитор, пианист-виртуоз Фридерик Шопен, был вынужден прожить свою жизнь в другой стране, мечтавший вернуться на родину, написал следующее: « Музыка не имеет отечества: отечество её вся вселенная!»
Вед. Действительно, для музыки не существует границ, и нет разделения национальностей. Именно эту мысль хотел выразить гениальный русский композитор Петр Ильич Чайковскиий : « Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу»
Вед. Для Вас прозвучит..
Ансамбль пианистов Ломова Ксения 2 класс, Спивакова София 3 класс – аранж. Ивановой «Во поле берёза стояла»
Ансамбль пианистов Шишкалова Анастасия 4 класс, Иленко Елизавета 5 класс – романс Андрея Петрова «А цыган идет» из кинофильма «Жестокий романс»
Вед. «Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное»- так высказался немецкий писатель, публицист 18 века Жан Поль.
Вед. Мы не можем с ним мне согласиться, и в продолжение этой мысли сказать ещё и словами весьма разносторонней личности 19 века -французского писателя, общественного деятеля и прежде всего учёного-музыковеда Ромена Роллана : «Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его».
Вед. Просочиться живительной влагой в вашем сердце звенящими звуками прекрасного инструмента гитары постараются учащиеся
11.Ворошилова Алина 2 класса ………………………………………
12.
Вед. Читая высказывания великих людей прошлого, можно сделать вывод о том, что все они любили музыку старались понять её , музыка сопутствовала в открытии многих идей.
Вед. И это действительно так. Сразу приведем несколько примеров: «Музыка побуждает нас красноречиво мыслить» — Ральф Уолдо Эмерсон- американский философ 19 века. Немецкий композитор 18 века Карл Вебер считал, что: «Музыка — истинная всеобщая человеческая речь». Теодор Адорно, немецкий философ и музыковед резюмировал следующее: «Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас!»
Вед. Мы, дети, думаем достаточно проще. Наше мнение совпадает с цитатой польского философа Тадеуша Котарбиньского : «Музыка – это искусство печалить и радовать без причины!»
Вед. Чтобы порадовать всех присутствующих на сцену приглашается
13. дуэт Чумак Ульяна и Шишкалова Зоя с песней «Кукушкины гаммы»
14. дуэт «Мажоринки» Старченко Алёна и Козютина Амина песня
«Я живу в России»
15. Спивакова Марина песня «Пой со мной»
Вед. В текущем учебном году с нашими детьми на уроках хора работал молодой преподаватель Долгопятова Полина Павловна. Кроме преподавательской деятельности Полина Павловна активно ведёт концертную деятельность. Её выступления не оставляют равнодушными зрителей и являются украшением концертов.
Вед. На сцену приглашаются преподаватели Тацинской детской музыкальной школы –
16. Долгопятова Полина Павловна и Бондарев Иван Александрович с песней……………………………………………………….
17.
Вед. Конкурсы, фестивали для музыкальной школы явление привычное. Так, в этом году юные таланты приняли участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, и добились хороших результатов. Особо хотелось бы отметить наши замечательные таланты, конкурсные выступления которых оценивали именитые музыканты – профессионалы своего дела.
Вед.
Вед.Но жизнь школы – это не только участие в конкурсах и фестивалях. Наша школа стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель – научить детей учиться.
Окончание учебного года это и трогательное расставание с музыкальной школой. На сцену приглашаются выпускники 2015-2016года. Мы уверены, что закончив обучение в музыкальной школе, они не закончат дружить с музыкой.
выпускник отделения сольного пения Белкин Данил
выпускница отделения сольного пения Выпряжкина Анна
выпускник форт-ого отд. Понамарёв Артём
выпускница форт-ого отд. Саркисян Валерия
выпускница форт-ого отд. Савельева Софья
выпускниц форт-ого отд. Веселова Дарья
18.Для Вас звучит Пьеса «Ода нашей любви» в исполнении Савельевой С.
19.Ансамбль пианистов Саркисян Валерия и Веселова Дарья исполнят Вальс из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»
20.Понамарёв Артём –
21. Выпряжкина Анна – Песня
22. Белкин Данил – Песня
Вед. : Вот и подвели мы черту под достижениями уходящего учебного года! Прощаясь, мы благодарим Вас за: ваши светящиеся радостью глаза, ваши улыбки, за ваши бурные овации.
Вед. Хочется закончить концерт бессмертными словами Иоганна Себастьяна Баха: «Цель музыки- трогать сердца!» Мы уверенны, что эта встреча несомненно отозвалась теплом в ваших сердцах.
Вед. 1: Мы не прощаемся, а говорим лишь…
«До новой встречи в волшебном мире музыкального искусства — искусства, в котором вечно процветают: добро, понимание, свет и любовь!»
Всего вам доброго!
23. Вокальный ансамбль «Лучик» — Песня «Чудеса случаются»
Школа! Твой порог незабываем:
Ранец, сменной обуви мешок…
Первый раз мы с мамами шагаем,
А, вернее, делаем шажок.
Трепетно, взволнованно и странно –
Мир богатства звуков, волшебство!
Был для поступающих желанным,
А играть – уменьем, колдовством.
Пальцы наши были неуклюжи,
Руки непослушны… Тяжело.
И от звуков увядали уши,
Создавалось наше мастерство.
Мы трудились всяко:
наслаждались звуками
ленились иногда,
И по-разному мы все старались,
И летели чередой года…
Снова у знакомого порога –
Покидаем этот чудный храм
И уносим в душах очень много,
Да и много оставляем там!
Где учили, прививали знанья,
Расширяли души, кругозор,
Среди всех сокровищ мирозданья
К музыке наш обращали взор.
Музыка нам в души проникала,
Забирала навсегда в полон,
И за то, что нашей жизнью стала,
Вам, учителя, земной поклон!
Элементарный рождественский мюзикл Сценарий: В поисках Санты
Описание
Элементарный рождественский мюзикл —
Мы следуем за Сантой по всему миру! «По следам Санты» — это имитационная новостная передача о том, как космическое агентство *вашей страны* обнаружило способ использования спутников для отслеживания перемещений Санты по всему миру. Каждая страна, которую посещает Санта, сопровождается рождественской песней из этой страны.
Ищете рождественскую постановку? Это полностью оригинальный, проверенный детьми, высококачественный сценарий рождественских концертов и театрализованных представлений, в котором музыка и история переплетаются в единое целое. Не уверены, какой из моих сценариев лучше всего подходит для вас? Загрузите мою БЕСПЛАТНУЮ сравнительную таблицу концертных сценариев
Шоу длится примерно 20-30 минут.
Цель написанных мною сценариев концертов — дать возможность группам учащихся (классам, хорам и т. д.) исполнять отдельные музыкальные номера, имея при этом реальную историю, связывающую выступления воедино.
Персонажи
- 2 Ведущие новостей
- 11 полевых репортеров
- Погодная девушка
- не говорящий «бегун»
- 2 австралийских «врача»
Прелесть новостного репортажа в том, что большинство частей на самом деле не нужно запоминать, поскольку совершенно логично, что перед ними будут заметки — хотя чем они более «нестандартны», лучше.
Первоначально этот сценарий был создан для канадской начальной школы, но с очень небольшими изменениями он может быть применим и для американцев.
Очень сложно найти качественные сценарии для детей, которые одновременно подходят исполнителям и интересны зрителям. Как преподаватель и как опытный артист музыкального театра, я был разочарован тем, что было доступно… поэтому я начал писать свои собственные! Эти сценарии основаны на реальных персонажах, которые поощряют актерское мастерство у студентов, и песнях, которые осмысленно вплетены прямо в историю с естественными диалогами. (Вместо объявления «теперь класс детского сада будет петь…» песни используются как часть истории, как в бродвейском мюзикле.)
Производственные заметки по актерскому составу, декорациям, реквизиту, костюмам и музыкальным номерам.
Музыкальные номера
Сами песни в шоу не могут быть включены из-за проблем с авторскими правами, однако все песни, используемые в этом сценарии, имеют общедоступные ноты и фонограммы для караоке, что делает этот сценарий доступным для всех, даже если у вас нет никого, кто играет на пианино. Оригинальные версии, а также фоновые треки для всех этих песен доступны в iTunes.
- Шесть белых бумеров — Рольф Харрис
- Тихая ночь – традиционный
- Рождественская елка – традиционная
- Двенадцать дней Рождества – традиционный
- Фелис Навидад – Хосе Фелисиано
- Rockin ‘Around The Christmas Tree — Джонни Маркс
*ПРИМЕЧАНИЕ. Этот сценарий содержит фактический РОЖДЕСТВЕНСКИЙ контент. Если вы ищете «праздничный» концерт, в котором не упоминаются конкретно рождественские темы, этот сценарий не для вас.
**При этом сценарий носит «информативный» характер, а не поддерживает какое-либо конкретное убеждение. Религиозные отсылки носят обобщенный и непроповеднический характер.
********** ПРОЧИТАЙТЕ ПЕРЕД ПОКУПКОЙ **********
Этот сценарий предназначен для выполнения в том виде, в каком он написан, и автор должен быть указан в вашей программе исполнения. В то время как незначительные правки разрешены (имена, местоположения и т. д.), серьезные изменения являются нарушением авторских прав. Редактируемая версия НЕ включена в эту покупку и НЕ будет предоставлена. Спасибо за понимание.
Индия (письменный шрифт) — классический 107.3
Перейти к содержимомуМузыкальные предки: Индия (сценарий)admin2021-05-19T15:15:24-05:00
Индия – страна контрастов – страна экзотической красоты и простоты, величия и смирения… это место, где география столь же разнообразна, как и люди, и узнают внутренний свет каждого человека. Это отражает универсальное приветствие Индии: « Намасте — Я чту в тебе божественное».
Именно в Индии родилась мать Чандры и Нитеша. Когда ей было 17 лет, она приехала в Соединенные Штаты в качестве студентки по обмену, уехала домой в Индию, чтобы учиться на медицинском факультете, затем вернулась в США, чтобы учиться в медицинской школе, и стала уважаемым врачом. Ей подходит ее имя Дипа (что означает «Лампа»)… она многих коснулась своим светом. Чандре (ее имя означает «луна») 10 лет, она любит танцевать и берет уроки. Ее брат-близнец Нитеш (его имя означает «сердцебиение земли») играет в школьной группе. Дипа недавно сказал им: «Я чувствую, что в вашем возрасте важно, чтобы вы больше узнали об этом мире… оооо… мы едем в Индию! Мы встретим дядю Нихала в Мумбаи, моем родном городе. Как вы знаете, он уважаемый музыкант, так что он будет нашим гидом на некоторых отличных выступлениях. Открой уши и ваши умы, потому что Индия кишит всеми видами музыки и танцев.
«О, мама! Как сказочно! Когда мы собираемся?» — В конце лета, — ответила Дипа. «Давайте позвоним дяде Нихалу по скайпу прямо сейчас, а потом посмотрим на карту Индии, чтобы посмотреть, куда мы едем!»
Казалось, нет времени, пока Дипа, Чандра и Нитеш не отправились в путь. Дядя Нихал встретил их в аэропорту с самой широкой улыбкой и самым радостным настроением, какое только можно себе представить. «Добро пожаловать, добро пожаловать, мои дорогие! Намасте!» — сказал он, кланяясь им. «Как чудесно снова увидеть тебя, Дипа! А Чандра и Нитеш – какие вы взрослые!! Но, конечно же, тебе сейчас 10! Нам будет очень весело и мы узнаем так много об индийской музыке и танцах! Ты останешься на год, да? Нет?!? О, очень плохо. Что ж, нам просто нужно максимально использовать эти две недели вместе». (Близнецы не удивились, узнав, что имя дяди Нихала означает «радостный и успешный» — он был всем этим и даже больше! Это приключение с ним должно было быть потрясающим!)
На самом деле они начали свое «музыкальное» путешествие двумя днями позже — прямо в студии дяди Нихала. «Начало индийской классической музыки, — начал он, — можно найти в древнейшем индуистском писании, называемом Сама Веда. Веды являются религиозными текстами, которые, как мы полагаем, были получены непосредственно от Бога и записаны учеными на древнем языке, называемом Санскрит . Передается из поколения в поколение из уст в уста – или устных преданий – священные писания содержат гимны, философию и руководство по ритуалам ведической религии. Есть четыре основных сборника, но мы сосредоточимся на Сама Веде , потому что он содержит ссылки на струнные и духовые инструменты, а также на барабаны и тарелки.
Дядя Нихал продолжил: «Индийская классическая музыка имеет наиболее сложную и полную музыкальную систему, состоящую из семи основных нот , известных как Sapta Swara , что означает 7 нот. Вот они: « са, ре, га, ма, па, дха и ни, , а затем са повторяет октаву ». , не так ли? – с слогов сольфеджио: «до, ре, ми, фа, соль, ла, ти, и до повторяет . Интересное отличие состоит в том, что когда вы изучаете базовую западную гамму на фортепиано, вы начинаете с до и используете только белые ноты на клавиатуре. В индийском масштабе (часто изучается на гармония ), вы начинаете с C#. Вы также услышите, как мы иногда «подгибаем» ноты и используем полутона — и поначалу это может показаться вам немного странным. Твоя мама хорошо знает обе эти системы, потому что, как ты знаешь, у нее очень красивый голос».
«В индийской классической музыке есть два основных стиля — музыка хиндустани из Северной Индии и карнатикская музыка из юга . Сейчас мы сидим здесь, в Мумбаи, что на самом деле находится в West State of India, — подмигнул дядя Нихал, — Итак, видите, здесь, , у нас есть лучшее из всех миров! Его смех был заразителен, и они хихикали вместе с ним. «Да, я шучу, но на самом деле музыка всегда была самой важной частью индийской жизни. У нас есть все, от простых мелодий до одной из самых развитых систем классической музыки в мире».
« два основных музыкальных стиля впервые начали разделяться примерно в 1200 г. н.э., и к 1500-м годам сильно отличались друг от друга. В этих двух стилях существует 13 различных форм индийской классической музыки! Есть также много инструментов, которые могут быть для вас новыми – вина, кандзира, тамбура, ситар, и сарод… О, но я иду слишком быстро! Слишком много новых слов и незнакомых звуков! Мы возьмем их по одному… начиная с севера – с хиндустани музыки. Давайте послушаем кое-что сейчас, и мы будем учиться по ходу дела». Дядя Нихал сказал: «Это Устад (или учитель) Амджад Али Хан, играющий sarod и tabla player Ekla Cholo, записанные вживую на концерте в NRK Radio Concert Hall. Только послушайте, как красиво они играют, как по отдельности, так и вместе!»
«Индия имеет очень богатую и разнообразную историю благодаря многим культурам, которые на протяжении многих веков называли эту землю своим домом», — объяснил дядя Нихал. «Например, среди прочего, есть персидских и исламских исторических влияний. Еще во времена мусульманских правителей и дворяне, музыка процветала при дворах, и, возможно, их самым известным музыкантом был Тансен , который был известен как «одна из девяти драгоценностей двора Акбара».
однако основное влияние в Северной Индии оказывает индуизм, и хиндустани музыка сосредоточены вокруг Господа Кришны и красоты природы ».
На хиндустани музыки существуют различные стили, называемые гхараны , которые подобны линиям передачи (или семейным линиям), исходящим от отдельных учителей. гхаранов включают музыкантов, И танцоров. Скажите, вы знаете слово «Гуру» ?» «Да, сэр, — ответил Нитеш, — это кто-то, кто является мастером-учителем». «Отличный! Что ж, каждая из гхаран – или школ – была начата гуру… последователем? Затем, либо по семейной линии учеников, либо через ученичество, ученики продолжали следовать стилю этого учителя». Близнецы кивнули. «В результате, имея много разных учителей, Школа хиндустани отличается гибкостью в музыке».
Дядя Нихал продолжил: «Еще в 1400-х годах Индия была важным торговым партнером и колонией европейских стран: Португалия, Голландия, Дания, Франция и Великобритания, что внесло много изменений в Индии. Но интересно отметить, что прямо здесь, в Мумбаи, всегда была великая преданность музыке хиндустани . Он процветал даже в колониальные времена, когда этот город назывался Бомбей и здесь жили британцы. Индийский ученый недавно обнаружил забавную историю в своем исследовании о Мумбаи. В начале 19, музыка хиндустани была здесь настолько популярна, что, если два концерта проходили одновременно, люди, которых называли «бегунами», спешили на другое место и давали людям знать, что музыканты действительно «становятся горячими». Зрители уходили – и шли на другой концерт! Я рада, что они больше так не делают! Я не думаю, что хотел бы, чтобы моя аудитория ушла! А ты?!» «Нет, сэр!» близнецы покачали головами.
«Перед сегодняшним концертом вам нужно знать кое-что важное… Что? Я тебе не говорил?! О боже, да! Сегодня вечером у нас есть билеты на концерт с участием нескольких музыкантов, включая того, кого вы только что слышали, Амджада Али Кхана!» «Вау, действительно??» Даже мама удивилась! Дядя Нихал улыбнулся. «Итак, давайте узнаем немного больше, прежде чем мы пойдем… например, о раге … ключевой особенности индийской классической музыки . Рага означает «окрашивание, придание оттенка или окраску», и через структуру нот рага окрашивает музыку. Он содержит интервалы, ритмы и украшения и является основой для импровизации. Около 300 рага – и каждая из них представляет собой отдельную основу для импровизации! Наша традиция гласит, что раг могут «раскрасить разум» и повлиять на эмоции аудитории».
«Теперь давайте узнаем о и нескольких инструментах хиндустани, потому что вы услышите их сегодня вечером. Некоторые из них используются как в музыке Hindustani , так и в музыке Carnatic.
Дядя Нихал начал: «Во-первых, это вина, один из древнейших индийских инструментов. Упоминается в Ведические писания, и древние храмовые скульптуры показывают игр на вине , есть изображения индуистской богини знания, сидящей на лотосе и играющей на одной из них. В хиндустани музыке вы чаще всего слышите « рудра» вина .
Скрипка выглядит как западная и используется как сольный инструмент в обоих индийских стилях, но настройка хиндустани немного отличается. Несмотря на то, что играет то же самое, музыкант сидит на полу со скрещенными ногами, а свиток скрипки опирается на правую ногу!» — Звучит очень неловко, — сказала Чандра. «Вы бы так подумали, но на самом деле это не так», — успокоил он ее. «Всегда ли люди сидят на полу, чтобы играть индийскую музыку?» «Да почти всегда, но на удивление удобно!»
«Индийская классическая музыка основана на том, что каждый певец или инструмент сосредоточен на удобной высоте звука. Вот где на помощь приходит танпура — чтобы играть дроном . Танпура имеет длинный гриф, без ладов и металлические струны. Несколько стилей танпуры имеют высоту от 3 до 5 футов».
«Наиболее распространенным ударным инструментом в классической музыке Северной Индии является табла . Набор из двух барабанов, названных в честь руки, которая на них играет — баян (слева) и даян (справа). На металлические или глиняные сосуды натянута козья кожа, причем правая уже и выше. Тон tabla очень музыкальный. Старая легенда рассказывает о музыканте 13-го века, который сломал один, и когда он сломался, он воскликнул: «Он сломался, но все еще говорил!» и Запада за последние несколько десятилетий. Сделанный из высушенной полой тыквы и длинной деревянной рамы с деревянными колышками и ладами, на нем играют, перебирая струны. Музыканты со всего мира играют на ситар , включая The Beatles, Led Zeppelin и The Doors».
«Наконец, давайте поговорим о сароде », — заключил дядя Нихан. «Мы ЗНАЕМ, что сегодня вечером мы услышим одну из них с Амджадом Али Кханом! Это инструмент , похожий на лютню , сделанный из цельного куска дерева, с резонатором и сужающимся грифом. Пять основных струн играют мелодию, а другие «сочувствующие» струны вибрируют, добавляя резонанс для глубокого, богатого звучания. Поскольку sarod не имеет ладов, он может воспроизводить непрерывные слайды между нотами, но стиль и инструмент очень трудно освоить». «Я бы сказал, что мистер Кхан довольно хорошо освоил его», — сказал Нитеш. Все рассмеялись.
В тот вечер семья пошла на концерт, который был потрясающим… и многолюдным… и сказочным! Дядя Нихад разместил места очень близко к исполнителям, и вся программа включала музыку хиндустани Северной Индии . Самое интересное, Устад Амджад Али Хан и двое его сыновей исполнили свою Raga for Peace, , которую они впервые исполнили на концерте Нобелевской премии мира в 2014 году.
Несколько дней спустя состоялся специальный концерт с участием Карнатическая музыка с юга Индии, проходит в Мумбаи. И снова дядя Нихал был источником информации при подготовке Нитеша и Чандры к концерту.
«Карнатик музыка находилась под влиянием религиозного движения под названием бхакти. Написано для пения, обычно использует религиозных тем . Даже при игре на инструментах музыка исполняется певческим стилем . Вы услышите много упоминаний о Боге Вишну – и его воплощения как Рама или Кришна – и к Богу Шива ».
«Музыка Карнатик использует вину «сарасвати», , которая, как говорят, является единственным инструментом, который может играть все гамака (колеблющиеся ноты или колебания) в музыке Карнатик. Обычно это то, на что способны только самые опытные вокалисты.
«Нитеш, ты играешь на кларнете, не так ли?» — Да, в нашем школьном оркестре. «Тогда я думаю, вам понравится этот инструмент… надасварам. Буквально означает «приятная нота». Это духовой инструмент, сделанный из дерева и металла и используемый как в классической, так и в народной традициях Южной Индии. nadaswaram имеет длинную трубку с семью отверстиями для пальцев, но для этого действительно требуется колоссальный контроль дыхания. Некоторые ноты можно играть только с огромной силой».
«Наряду с nadaswaram есть аккомпанирующий ударный инструмент под названием thavil . Это бочкообразный барабан, вырезанный из дерева, с натянутыми с обеих сторон перепонками животных. thavil играют пальцами правой руки и короткой толстой палочкой левой. Кончики пальцев правой руки покрыты колпачками из затвердевшей пшеничной муки и воды».
«Мы уже знаем о танпуре из музыки хиндустани — дроне , помните? Существует несколько стилей танпур , но стиль танджора чаще всего используется в музыке Carnatic ».
«И это подводит нас к очаровательному барабану под названием мридангам. В древнеиндийской мифологии считалось, что его звук олицетворяет танцы богов! Его название на санскрите означает «Глиняное тело», вероятно, так и были сделаны оригинальные. Двусторонний барабан, теперь он сделан из дерева, с двух сторон скреплен кожаными ремнями. Каждая сторона имеет разный размер — для низких и высоких частот. Mridangam является основным перкуссионным инструментом карнатической музыки . Используется для сопровождения вокалистов и южно-индийских мелодичных инструментов, а также в Бхаратанатьям и другие танцевальные формы. Сложные ритмические паттерны придают мридангам особый язык.
Второстепенный ударный инструмент — Kanjira, — небольшой ручной барабан, похожий на бубен. Обычно держат в левой руке, в нее играют, ударяя по кожаному лицу пальцами правой. Музыканты Carnatic часто используют несколько ударных инструментов в качестве аккомпанемента на концерте.
В тот вечер они вчетвером отправились на сказочный концерт в Обществе изящных искусств в Мумбаи. В нем приняли участие знаменитый вокалист Classical Carnatic Рама Рави, а также несколько инструменталистов.
На следующий день после концерта близнецы спросили маму и дядю о вокальных традициях классической индийской музыки. Чандра начала: «Мне очень понравилось, как Рама Рави так хорошо выразила свои чувства… и как она смогла сделать все эти украшения? Трудно ли научиться петь полутона и тому подобное?» Дипа ответил: «Да, как и в любой другой дисциплине — независимо от того, что ты изучаешь, всегда есть что-то новое, что можно узнать. И вы обнаружите, что чем больше вы знаете, тем больше вы понимаете, что не знаете! Взять, к примеру, ее пение. Если кто-то хочет быть по-настоящему хорошим — мастером — ему нужны три вещи:0113 способность (или талант), страсть добиваться совершенства и дисциплина делать это. Если какой-либо из этих трех вещей отсутствует, маловероятно, что они когда-нибудь по-настоящему овладеют этим ремеслом».
Пока Чандра размышляла над ответом матери, дядя заметил: «Хорошо сказано, Дипа. Давайте изучим другой вид вокальной музыки, чтобы близнецы могли узнать немного больше… Дхрупад пение… и у меня тоже есть очень интересный пример для них. Он продолжил: « Dhrupad – разновидность хиндустани классической музыки Индийского субконтинента. Это старейший стиль вокальных стилей, связанный с классической музыкой хиндустани, называемый хавели сангит и также связанный с южно-индийской карнатической традицией . Послушайте эту запись «Шива Шива Шива Шанкара» | с братьями Гундеча!
Их время в Мумбаи пролетело незаметно. Они посетили множество исторических и природных мест, таких как Ворота Индии, национальный парк Санай Ганди и пещеры Канхери. Кроме того, в этом захватывающем, почти хаотичном городе были и другие интригующие коммерческие места для изучения, такие как Козуэй Колаба и рынок воров. Время просто пролетело. Но у дяди Нихала был в рукаве еще один индийский культурный сюрприз!
«Дорогие мои, — начал он, — вы так многому научились за свое короткое время здесь, но есть еще одна последняя культурная жемчужина Индии, которую вы должны испытать перед отъездом… и это ТАНЕЦ!»
«Существует священная книга, приписываемая мудрецу Бхарат Муни и называемая Натья Шастра. В 6000 поэтических стихах текст описывает ВСЕ элементы исполнительского искусства, от сценического мастерства до музыкальных гамм и инструментов, до грима, костюмов и танцевальных движений.
«Согласно Натья Шастре существует два типа танца. Первая, Тандава, , выполняется Господом Шивой с большой силой и мощью. Другой, Ласья , представляет собой нежный танец, исполняемый Богиней Парвати , олицетворяющий элегантность и красоту. Важно понимать, что цель любого танца (или представления в этом отношении) состоит в том, чтобы создать Ras, чувство или эмоцию у публики, которые невозможно описать, но которые поднимают энергию духа до предела. другой уровень. Если у вас когда-нибудь наворачивались слезы на глазах от музыкального произведения или красивого танца, это 9 0005 Рас ». «Это случилось со мной!» — сказал Нитеш. — Я тоже, — добавила Чандра. «Ну что ж, дети мои, вы раскрыли свою внутреннюю сущность и поняли, что такое Рас ».
«В Индийских классических танцах есть четыре важных техники для поднятия Рас: через тело , через голос , через костюм или украшение и через выражение . В индийском танце используются традиционные «стилизованные позы» , чтобы рассказать свои истории, где танцор может на мгновение удерживать позицию. Есть также «цитат и выражений», которые используют руки и лицо, и за малейшими движениями или выражениями лица скрывается множество значений».
Дядя продолжил: «Существует восемь форм индийского классического танца, но мы коснемся только трех. Самый известный — Бхаратанатьям . Считается, что это самая древняя форма классического индийского танца, имеющая божественное происхождение.0005 Санскрит название означает «индийский танец». Бхаратанатьям сосредоточен на отображении божественных или духовных аспектов через тело, и, вероятно, это первый танец, который приходит на ум, когда вы думаете об индийских танцах».
«Еще одна форма — это катхак танец, происходящий от санскритского слова катха (история) и катхакар (тот, кто рассказывает историю). Катхак уходит корнями в странствующих бардов древней северной Индии, которые передавали истории из великих эпосов и древней мифологии с помощью танцев, песен и музыки. Катхак танцоры рассказывают свои истории с помощью движений рук, искусной работы ног и выражений лица».
Третья форма индийского классического танца – Катхакали. Это «сюжетная пьеса», наиболее заметными элементами которой являются тщательно продуманный грим, красочные костюмы и большие маски для лица. Актеры все традиционно мужчины. Его корни неясны, но это индуистское исполнительское искусство из юго-западной Индии, которое развивалось в судах и театрах, а не в храмах или школах. Kathakali использует музыку, вокалистов, хореографию, а также жесты рук и лица, как и следовало ожидать, но также сливается с движениями из древних боевых искусств Южной Индии.
«Сегодня вечером мы собираемся на танцевальный фестиваль, и я думаю, вам понравится музыка так же сильно, как и танец. Это для тебя, Чандра, наша прекрасная юная танцовщица!»
В свой последний полный день в Мумбаи Дипа, Нихал и близнецы решили стать «типичными туристами» и отправиться в один из студийных туров в 9 часов.0005 Болливуд.
Кинотеатр на хинди , широко известный как Болливуд и ранее как Бомбейский кинотеатр , является индийской киноиндустрией на языке хинди, базирующейся в Мумбаи (бывший Бомбей). Его название представляет собой сочетание Бомбей + Голливуд. С 1930-х годов, когда в городе была основана киностудия «Bombay Talkies», крупнейшая киноиндустрия Индии была основана в Мумбаи. Сейчас Болливуд выпускает до 1000 фильмов в год!
Семья отправилась в частный тур по Болливуду на целый день, заглянув за кулисы всего кинопроизводства. Им предстояло посетить две киностудии Болливуда и сфотографироваться со звездами. Они также видели танцы Болливуда и разучивали хореографию, которую Чандре очень нравилась. Затем они проехали по шикарному сообществу, где живут лучшие актеры и актрисы Болливуда. Это был полный восторг и вишенка на торте!
Когда на следующее утро они выехали из аэропорта, было очень тяжело прощаться с дядей Нихалом. «Брат мой, ты был лучшим хозяином — КОГДА-ЛИБО!! Вы должны посетить нас , чтобы мы могли угостить вас нашими любимыми местами, — сказала Дипа. Нитеш добавил: «Я не думаю, что это будет так же весело, как , это !» «Я тоже!» — сказала Чандра.