186 сценариев в помощь проведению Года экологии
186 сценариев в помощь проведению Года экологии
2017 год объявлен в России Годом особо охраняемых природных территорий (Указ Президента РФ № 392 от 1 августа 2015 года) и Годом экологии (Указ Президента РФ № 7 от 5 января 2016 года)
В рамках тематического года библиотеки, учреждения образования будут организовывать и проводить просветительские мероприятия, среди которых: викторины, игры, часы экологии и краеведения, экопутешествия, турниры знатоков и многое другое.
Библиографы Центральной библиотеки г. Волгодонска подготовили библиографический список 186 сценариев, посвященных экологическому просвещению учащихся, опубликованных в журналах, выписываемых библиотеками Волгодонска за последние 6 лет.
Рекомендуем сценарии, опубликованные в 2016 году:
- Барчева, Т. Ф. В тени фонтанов и аллей : 24 мая — Европейский день парков: [сценарий мероприятия для детей 9-10 лет] / Т. Ф. Барчева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2016. — № 3. — С. 39-41.
- Бикеева, И. А. Самый колючий: [сценарий проведения мероприятия о ежах] / И. А. Бикеева // Читаем, учимся, играем. — 2016. — № 5. — С. 28-29.
- Бреднева, М. В. По страницам Красной книги: [сценарий викторины о редких и исчезающих видах растений и животных Нижегородской области] / М. В. Бреднева // Читаем, учимся, играем. — 2016. — № 2. — С. 107-110.
- Волощенко, Л. И. «Любить природу — значит любить Родину» : экологическая экскурсия: [cценарий мероприятия для детей 5-7 лет] / Л. И. Волощенко // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2016. — № 4. — С. 52-54.
- Герасимова, Е. А. Клуб юных натуралистов: [сценарий литературно-экологического праздника] / Е. А. Герасимова // Читаем, учимся, играем. — 2016. — № 7. — С. 97-103.
- Глушкова, Ю. В. Дом, в котором мы живем : 15 апреля — День экологических знаний: [сценарий мероприятия для детей 6-9 лет] / Ю. В. Глушкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2016. — № 2. — С. 51-52.
- Гомонова, Е. А. Землю нашу любите! : экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Гомонова, Н. Н. Волкова, Ю. Н. Орлова// Музыкальный руководитель. — 2016. № 2. — С. 31-36.
- Иванова, Н. П. SOS: планета в опасности!: [познавательная игра-викторина по охране природы] / Н. П. Иванова // Читаем, учимся, играем. — 2016. — № 7. — С. 104-106.
- Каратушина, А. В. Загадки лешего : 12 мая — День экологического образования: [cценарий мероприятия для детей 7-9 лет] / А. В. Каратушина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2016. — № 3. — С. 49-51.
- Кочурина, Н. В. Береги свою планету!: [мероприятие о бережном отношение к богатствам родного края] / Н. В. Кочурина // Читаем, учимся, играем. — 2016. — № 9. — С. 91-94.
- Краснова, Л. В. Всему голова : урок экологии: [сценарий урока по экологии для детей 8-10 лет] / Л. В. Краснова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2016. — № 9. — С. 44-46.
- Крючкова, В. А. Добрый доктор Айболит : пьеса на экологическую тему: [cценарий для детей 6-9 лет] / В. А. Крючкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2016. — № 5. — С. 67-69.
- Кулага, Л. В. Пожар в лесу : экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Кулага, Н. В. Полежаева // Музыкальный руководитель. — 2016. — № 4. — С. 37-38.
- Лихарева, Н. В. Путешествие в мир природы: [сценарий мероприятия о представителях мира природы, их забавными привычками и интересными особенностями]/ Н. В. Лихарева // Читаем, учимся, играем. — 2016. — № 5. — С. 85-88.
- Набиуллина, Е. А. Разведем сады цветущие : 22 апреля — Международный день Земли: [сценарий утренника для детей 6-7 лет] / Е. А. Набиуллина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2016. — № 2. — С. 56-57.
- Пахомова, О. А. Кубанский Робинзон: [сценарий путешествия по родному краю, о богатстве Краснодарской земли] / О. А. Пахомова // Читаем, учимся, играем. — 2016. — № 9. — С. 95-99.
- Швабовская, Г. И. Чудеса из коробейки : спектакль: [сценарий экологической сказки для детей 8-10 лет] / Г. И. Швабовская // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2016. — № 2. — С. 69-72.
Список 186 сценариев здесь
Популярные сообщения из этого блога
Креативные книжные инсталляции для привлечения читателя
Как театр начинается с вешалки, библиотека начинается с выставки. Книжно-иллюстративные выставки – неотъемлемая часть любой библиотеки, её престиж и даже, если хотите, её имидж. Обычной книжной выставкой сейчас никого не удивишь. Современные тенденции мира – креатив, позитив и нестандартное мышление. Вот и сотрудники Центральной детской библиотеки решили заинтересовать читателя книжными выставками с «изюминкой», а именно книжными инсталляциями, викторинами, игрушками, нестандартным размещением книг. Что такое книжная инсталляция ? Это пространственная композиция, созданная из книжных изданий, различных материалов и форм. А что можно сделать из книг? Все что угодно! От красивой или концептуальной статуэтки и до целого дома или огромной скульптуры из книг. Это уникальный материал. Книжная выставка-инсталляция «Колодец знаний» Так неподдельный интерес, удивление и восторг вызвала книжная инсталляция «Колодец знаний» , который был выложен на старшем абонемен
Далее…
Библиотерапия. Лечимся книгами
«Открываю томик одинокий — Томик в переплете полинялом. Человек писал вот эти строки. Я не знаю, для кого писал он. Пусть он думал и любил иначе И в столетьях мы не повстречались… Если я от этиx строчек плачу, Значит, мне они предназначались. » Книги – это целый мир, в котором можно вести себя по-разному. Книги можно не только внимательно читать, их можно сортировать, коллекционировать или просматривать. Например, любимым занятием для Карла Маркса было «рыться» в книгах. Все эти библиотечные процессы вносят свой положительный вклад в оздоровление человека. Книга, это тоже лекарство, с ее помощью можно лечить. Библиотерапия сейчас официально признанный метод лечения, но еще в древние времена целители знали, что некоторые книги успешно поднимают настроение и способствуют успешному излечению пациентов. Существует наблюдение, что чтение произведений Шекспира, Бунина, Бродского и д.р. является средством от угнетенного состояния. Учёные из Ливерпульского университ
Далее…
О библиотеке и библиотекаре с любовью
В «Централизованной библиотечной системе» г. Волгодонска трудится 90 специалистов. Талантливые и интересные. Яркие и скромные. Шумные и тихие. Нежные и волевые. Спортсменки и «ботаники». Поющие, пишущие, читающие… Блондинки, шатенки, брюнетки… Библиотекари. Поздравляем всех коллег с наступающим профессиональным праздником! «Библиотечная иллюстрированная энциклопедия» г. Волгодонска (вып. 2010г.) Поэтические строчки о библиотеке и библиотекаре *** …Душ человеческих добрые лекари, Чувств и поступков библиотекари. Кажетесь вы мне красивыми самыми, Залы читален мне видятся храмами, Кто мы без вас? Заплутавшие в замети Люди без завтра и люди без памяти. (Лев Ошанин) *** Русь потому жива доныне, Что вы спасаете её. Храните, милые кнИгини, БиблиОтечество мое! (Владимир Альер) *** Алмазы знания, фантазий самоцветы Хранит волшебный мир библиотек, Хоть на дворе и 21-й век, Здесь мы находим истины заветы. Сей книжный
Далее…
Сценарий классного часа «Спасибо лесу говорю!»
Классный час разработан для обучающихся коррекционной школы.
Актуальность и обоснование: Основы экологической культуры закладываются у детей с раннего возраста, познание детьми сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем.
Ведущая идея – это неразрывность связи человека и природы.
Цель: привлечь внимание учеников к проблемам сохранения деревьев, показав их роль и значение.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к природе.
2. Способствовать формированию чувства уважения к природе
3. Воспитывать экологическую культуру школьников, учить беречь родную Землю.
Оборудование: интерактивное, предметы из дерева (ложка, карандаш, блокнот, линейка, корзина), макет леса, семена ёлки, горшочки для посадки, вода, макет светофора, карточки с заданиями.
Ожидаемый результат: бережное отношение к деревьям, вывод ребёнка на самооценку своих поступков.
Формы и методы подачи материала подобраны и адаптированы под возрастные особенности, особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ.
Для обучающихся с ОВЗ важна опора на образ, поэтому на классном часе используются разные виды деятельности: сенсорная, эмоциональная, словесно-логическая, что способствует восприятию окружающего мира не со стороны, а изнутри, через взаимодействие с ним. При разработке заданий упор шёл на раскрытие мира природы через различные виды ощущений: слуховых, тактильных, зрительных.
На занятии используется коллективная и индивидуальная форма работы.
Ход:
Учитель: Здравствуйте ребята и присутствующие гости на нашем классном часе. Сегодня вы вошли в историю, стали участниками конкурса педагогического мастерства «Классный руководитель». Поэтому я хочу начать с пожелания:
Я желаю Вам удачи
Она всегда пригодится
Я желаю здоровья всем Вам
Его никогда не хватает
Я желаю вам счастья
Оно всегда так ждётся!
Готовясь к нашей с вами встрече, я увидела рассказ. Послушайте.
Берёзка
Мне целых двенадцать лет. Я так подросла. Стала белой, стройной. Моё зелёное платьице лёгкое, воздушное, оно трепещет от дуновения даже лёгкого ветерка. Мне уже разрешили носить серёжки. Я берёзка! Мне так хорошо! У меня есть мечта: поскорее стать взрослой, вот как моя соседка, берёзка. У неё макушка далеко в небе и ствол такой большой. А у меня… любой мальчишка озорник может сломать макушку, или мой тонкий ствол…
Но что это? Ко мне идут люди. Нет, не ко мне, к моей соседке, которой я завидовала. Ай! Но что они делают? Они её срубили… Ах, как мне страшно! Я уже не хочу быть взрослой!
Ребята, это крик о помощи! Это обращение к людям об экологической проблеме!
Скажите, пожалуйста, вы знаете, что означает слово экология? (ответ учеников)
У: (слайд) Экология – это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
Тема нашей с вами встречи зашифрована на экране (слайд с ребусом, обучающиеся расшифровывают и озвучивают тему классного часа «Спасибо, лесу говорю!»).
Чтоб разобраться в проблеме Берёзки, я предлагаю посетить важные экологические станции, которые вы ведете на экране:
Станция «Рассудительная»
Станция «Загадочная»
Станция «Опытная»
Станция «Экологический светофор»
Наша первая станция «Рассудительная»
Ребята, перед вами коробка. В ней предметы (деревянная ложка, карандаш, блокнот, деревянная линейка, корзина). Ответьте на вопрос, что объединяет все эти предметы?
Обучающиеся: Все эти предметы сделаны из дерева.
У: Правильно. И блокнот тоже?
О: Да. Бумагу делают из дерева.
У: Скажите, а что ещё можно сделать из дерева? Какие деревянные предметы в классе нас окружают?
О: Столы, шкаф, дверь…
У: Совершенно верно. Так уж сложилось, что деревья – это одни из самых старых обитателей Земли. Лес — экологическая система, в которой главной жизненной формой являются деревья. Ребята, скажите, а какую пользу приносит дерево?
О: ответ учеников.
У: Давайте подведём итог:
– для животных деревья их дом.
– деревья выделяют кислород. Кислород – это основа жизни. Лесные массивы часто называют легкими планеты;
– деревья вбирают в себя углекислый газ, тем свободнее могут дышать люди;
– для многих животных лес является главным источником пищи;
– человек научился использовать дары природы себе во благо. Благодаря его усилиям сегодня существует не одна тысяча фруктовых садов;
– деревья являются хорошим фильтром, они очищают улицы мегаполиса от зловредного запаха и угара. Листья впитывают в себя пыль, благодаря чему она перестает витать в воздухе;
– деревья с древних времён человек использует в различных отраслях народного хозяйства, медицине и быту.
Посмотрите, как важно сохранить деревья на планете!
Наша следующая станция «Загадочная» (изображения разных листьев на слайде)
На этой станции мы проверим, какие деревья вы знаете, сможете найти нужные листья деревьев. Я читаю загадку, а вы называет ответ и находят нужный листок на экране (слайд).
1. Русская красавица
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна
Одежда зелена (берёза)
2. Прямо в небо рвутся, ввысь
Ты внимательно всмотрись
Не берёзы, не осинки
Нет листочков, есть хвоинки (ели, сосны)
3. Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал.
Год прошёл – и деревцем
Маленьким он стал. (желудь, дуб)
4. Осень тихая настанет
Дивным дерево то станет
Листья – звезды яркие
Золотые, жаркие. (клен)
5. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег лежит, трещат морозы
Ну а ягоды вкусней. (рябина)
Молодцы! Я убедилась, что вы знаете, как выглядят деревья нашего края!
Следующая станция «Опытная».
У: Как мы уже поняли, что в быту человека важное место занимают деревья. У меня есть макет леса, послушайте, его чудную мелодию с пением птиц… Представим, что одно дерево идёт на строительство дома (ученик убирает дерево с макета). Одно на изготовление бумаги (убираем дерево). Ещё одно на изготовление мебели (убираем дерево). Следующее на обогрев жилья (убираем дерево). На изготовление школьных принадлежностей (убираем дерево). Посмотрите, что осталось от нашего леса?
Есть ещё один очень важный фактор, который может уничтожить наш лес. (На макете создаём иллюзию пожара) Как может возникнуть пожар в лесу? Он бывает бытовым. От чего?
О: Люди жгут костры.
У: И природным. От удара молнии (слайд с костром)
Посмотрите, что осталось от нашего леса?
О: поляна. (слайд с вырубленным пустырём, музыка замолкает)
У: Мы с вами сейчас убедились, как руки человека могут уничтожить лес. На самом деле существует множество организаций, которые занимаются посадкой лесополос, лесов, зелёных зон в городе (на экране фото как люди садят деревья). Они занимаются благим делом, очень важным, для нашей планеты. Не просто так В. В. Путин 2017 год объявил годом экологии, а 2018 год годом Добровольцев. Можно бесконечно любоваться тем, как люди высаживают саженцы, хвалить их за труд. Я предлагаю вам сейчас посадить своё собственное дерево, проявить к нему заботу. Если вы всё будете делать правильно, то вас порадует росток настоящей ёлки, а когда потеплеет, вы можете посадить её рядом с домом, на даче, или в любом другом месте.
Приступаем к посадке семян.
Мы с вами на последней станции «Экологический светофор».
У: Всем вам, ребята, известно, что такое светофор. (ответы детей). Это устройство с тремя цветами, которые подсказывают пешеходам о движении:
Красный – запрещает.
Желтый – предупреждает.
Зеленый – разрешает.
Наш светофор необычный. Он – экологический. Перед вами различные высказывания. Вам нужно прочитать их и положить в карман нужного цвета светофора. Если высказывание предупреждает нас о чем-то, то его располагаем около желтого цвета. Если разрешает, то около зеленого и так далее.
Ребята, о какой важной теме мы с вами сегодня говорили?
1. Ходить детям в лес без сопровождения взрослых.
2. Ломать ветки, срывать листья с деревьев.
3. Оставлять в лесу после себя мусор.
4. Оставлять после себя догорающий костёр.
5. Отдыхать в тени деревьев.
6. Ходить с родителями на прогулку в лес.
7. Садить деревья во дворе дома, на даче.
8. Не выбрасывай макулатуру.
9. Бережно относись к предметам, изготовленным из дерева.
10. Незаконно вырубать деревья.
Ребята, наша встреча подошла к концу. Посмотрите на экран (слайд), эта берёзка из нашего рассказа, которая так переживает о своей дальнейшей судьбе.
Давайте вспомним о том, что мы сегодня узнали и сделали, чтоб деревья не исчезли с планеты (ответы детей). Вам понравилась наша встреча? (ответы учеников)
В завершении для Вас и наших гостей, я хочу прочитать стихотворение Галины Лебедевой.
Во дворе деревья посадили,
У бордюров высятся кусты,
Чтобы было меньше грязи, пыли,
Больше свежести и красоты.
Берегите же деревья эти
И кусты старайтесь не ломать,
Чтобы все – и взрослые, и дети –
В их тени могли бы отдыхать!
[Сценарий новостей: Экология] — Электронная библиотека ЕНТ
Один из 145 615 предметов в ряд: Сценарии новостей NBC доступны на этом сайте.
Описание
Сценарий со станции WBAP-TV/NBC в Форт-Уэрте, штат Техас, в котором рассказывается новость о том, как подкомитет Конгресса заслушивает показания по предлагаемому закону о контроле над производством пестицидов.
Физическое описание
[1] с. ; 28 см.Информация о создании
WBAP-TV (Телевизионная станция: Форт-Уэрт, Техас) 20, 19 июня72, 12:00.
Контекст
Этот товар входит в состав сборника под названием: Сборник новостей KXAS-NBC 5 и был предоставлен Специальными коллекциями библиотек ЕНТ к Электронная библиотека ЕНТ, цифровой репозиторий, размещенный на Библиотеки ЕНТ. Более подробную информацию об этом элементе можно посмотреть ниже.
Сопоставлено
Поиск
Посмотреть лично
Открытый доступ
ВОЗ
Люди и организации, связанные либо с созданием этого предмета, либо с его содержанием.
Автор
- WBAP-TV (Телевизионная станция: Форт-Уэрт, Техас)
Правообладатель
Инструкции см. Цитаты, права, повторное использование.
- NBC5/KXAS-TV
Аудитории
Мы определили это скрипт как первоисточник в наших коллекциях. Исследователи, преподаватели и студенты могут найти этот пункт полезным в своей работе.
Предоставлено
Специальные коллекции библиотек ЕНТ
Отдел особых коллекций собирает и сохраняет редкие и уникальные материалы, включая редкие книги, устные рассказы, университетские архивы, исторические рукописи, карты, микрофильмы, фотографии, произведения искусства и артефакты. Отдел расположен в библиотеке Уиллиса UNT в читальном зале четвертого этажа.
О | Просмотрите этого партнера
Свяжитесь с нами
Исправления и проблемы Вопросы
Что
Описательная информация, помогающая идентифицировать этот элемент. Перейдите по ссылкам ниже, чтобы найти похожие элементы в электронной библиотеке.
Титулы
- Основное название: [Сценарий новостей: Экология]
- Название серии: Сценарии новостей NBC
Описание
Сценарий со станции WBAP-TV/NBC в Форт-Уэрте, штат Техас, в котором рассказывается новость о том, как подкомитет Конгресса заслушивает показания по предлагаемому закону о контроле над производством пестицидов.
Физическое описание
[1] с. ; 28 см.
Предметы
Ключевые слова
- экология
- производители
- новостные сегменты
- новые истории
- пестициды
- предложения
- сценарии
Тематические рубрики Библиотеки Конгресса
- Телевизионная трансляция новостей.
Структура просмотра библиотек Университета Северного Техаса
- Бизнес, экономика и финансы — Коммуникации — СМИ
- Правительство и закон — Законодательные комитеты
- Наука и технологии — защита окружающей среды
Язык
- Английский
Тип вещи
- Скрипт
Идентификатор
Уникальные идентификационные номера для этого элемента в электронной библиотеке или других системах.
- Присоединение или местный контроль № : UNTA_AR0787-052-1972-06-20-1200-19
- Ключ архивного ресурса : ковчег:/67531/metadc1546349
Информация о публикации
- Предпочтительная ссылка: Сценарии новостей NBC 5 / KXAS (AR0787), Специальные коллекции Университета Северного Техаса
Коллекции
Этот предмет является частью следующей коллекции сопутствующих материалов.
Сборник новостей KXAS-NBC 5
Эта коллекция содержит фотографии, видео и сценарии из выпусков новостей, подготовленных станцией KXAS-NBC 5.
О | Просмотрите эту коллекцию
Какие обязанности у меня есть при использовании этого предмета?
Цифровые файлы
- 2 файлы изображений доступны в нескольких размерах
- API метаданных: описательные и загружаемые метаданные, доступные в других форматах
Когда
Даты и периоды времени, связанные с этим элементом.
Дата создания
- 20 июня 1972 г., 12:00.
Покрываемый период времени
- В наше время, 1939-настоящее время
Дата покрытия
- 20 июня 1972 г.
Добавлено в цифровую библиотеку ЕНТ
- 21 сентября 2019 г., 6:19
Описание Последнее обновление
- 28 апреля 2020 г. , 13:38
Статистика использования
Когда последний раз использовался этот предмет?
Вчера: 0
Последние 30 дней: 0
Всего использовано: 1
Дополнительная статистика
Где
Географическая информация о происхождении этого элемента или о его содержании.
Укажите имя
- США – Техас – округ Трэвис – Остин
Информация о карте
- Координаты названия места. (Может быть приблизительно.)
- Для оптимальной печати может потребоваться изменение положения карты.
Нанесенные на карту местоположения
Взаимодействовать с этим предметом
Вот несколько советов, что делать дальше.
Поиск внутри
Поиск
Начать просмотр
Цитаты, права, повторное использование
- Ссылка на этот пункт
- Обязанности использования
- Лицензирование и разрешения
- Связывание и встраивание
- Копии и репродукции
Международная структура взаимодействия изображений
Мы поддерживаем IIIF Презентация API
Распечатать/поделиться
Полезные ссылки в машиночитаемом формате.
Архивный ресурсный ключ (ARK)
- ERC Запись: /ark:/67531/metadc1546349/?
- Заявление о стойкости: /ark:/67531/metadc1546349/??
Международная структура взаимодействия изображений (IIIF)
- IIIF Манифест: /ковчег:/67531/metadc1546349/манифест/
Форматы метаданных
- УНТЛ Формат: /ark:/67531/metadc1546349/metadata. untl.xml
- DC РДФ: /ark:/67531/metadc1546349/metadata.dc.rdf
- DC XML: /ark:/67531/metadc1546349/metadata.dc.xml
- OAI_DC : /oai/?verb=GetRecord&metadataPrefix=oai_dc&identifier=info:ark/67531/metadc1546349
- МЕТС : /ark:/67531/metadc1546349/metadata. mets.xml
- Документ OpenSearch: /арк:/67531/метадк1546349/opensearch.xml
Изображений
- Миниатюра: /ark:/67531/metadc1546349/миниатюра/
- Маленькое изображение: /арк:/67531/метадк1546349/маленький/
URL-адреса
- В текст: /ark:/67531/metadc1546349/urls. txt
Статистика
- Статистика использования: /stats/stats.json?ark=ark:/67531/metadc1546349
WBAP-TV (Телевизионная станция: Форт-Уэрт, Техас). [Сценарий новостей: Экология], элемент, 20 июня 1972 г., 12 часов дня; (https://digital.library.unt.edu/ark:/67531/metadc1546349/: по состоянию на 25 апреля 2023 г.), Библиотеки Университета Северного Техаса, цифровая библиотека ЕНТ, https://digital.library.unt.edu; кредитование специальных коллекций библиотек ЕНТ.
Что такое экологическая сукцессия? | Новости Чикагского университета
Серия объяснений
Узнайте больше о прорывах, сделанных впервые в Чикагском университете
К Макс Витинский
Экологическая сукцессия — это процесс, посредством которого со временем меняется сочетание видов и местообитаний в районе. Постепенно эти сообщества сменяют друг друга до тех пор, пока не будет достигнуто «климаксное сообщество» — подобное зрелому лесу — или пока не произойдет возмущение, подобное пожару.
Экологическая сукцессия является фундаментальным понятием в экологии. Изучение сукцессии было начато в Чикагском университете Генри Чендлером Коулзом, который также был одним из основателей экологии как дисциплины, поскольку он изучал растения дюн Индианы.
Перейти к разделу:
- Что такое экологическая сукцессия?
- Что такое первичная и вторичная экологическая сукцессия?
- Что такое климаксное сообщество?
- Что является примером экологической преемственности?
- Последовательность растений в дюнах Индианы
- Как мы понимаем экологическую сукцессию сегодня?
- Генри Чендлер Коулз, экологическая преемственность и Чикагский университет
Экологическая сукцессия – это процесс, посредством которого естественные сообщества заменяют (или «преуспевают») друг друга с течением времени. Например, когда старое фермерское поле на Среднем Западе США заброшено и оставлено в покое на много лет, оно постепенно превращается в луг, затем вырастает несколько кустов, и, в конце концов, деревья полностью заполняют поле, образуя лес.
Каждое растительное сообщество создает условия, которые впоследствии позволяют процветать различным растительным сообществам. Например, ранние колонизаторы, такие как травы, могут добавлять в почву питательные вещества, тогда как более поздние, такие как кустарники и деревья, могут создавать укрытие и тень. Преемственность временно прекращается, когда формируется «климаксное» сообщество; такие сообщества остаются в относительном равновесии до тех пор, пока нарушение не перезапустит процесс сукцессии.
В этом видео от Службы национальных парков Тим Уоткинс и Роберт Бойд исследуют дюны Индианы, изучая их историю как важный пример для развития теории экологической преемственности.
Понимание того, как происходит сукцессия в различных экосистемах — и какие нарушения и временные промежутки приводят к формированию различных растительных и животных сообществ — важно для ученых, которые хотят понять динамику экосистемы и эффективно защищать или восстанавливать естественные сообщества.
Например, многие естественные сообщества в Северной Америке приспособились к периодическим нарушениям лесных пожаров: это может помочь сохранить сообщества прерий или саванн, которые зависят от открытой среды обитания и круговорота питательных веществ, которые могут возникнуть в результате пожара.
Что такое первичная и вторичная экологическая сукцессия?Существует два основных типа экологической сукцессии: первичная сукцессия и вторичная сукцессия.
Первичная сукцессия происходит, когда новый участок земли создается или открывается впервые. Это может произойти, например, когда лава остывает и образует новые породы, или когда ледник отступает и обнажает скалы без какой-либо почвы. Во время первичной сукцессии организмы должны начинать с нуля. Во-первых, лишайники могут прикрепляться к камням, и может появиться несколько небольших растений, способных жить без большого количества почвы. Они известны как «виды-первопроходцы».
Постепенно разложение этих растений способствует формированию почвы, и все больше и больше растений начинают заселять территорию. В конце концов становится доступным достаточное количество почвенных форм и питательных веществ, так что формируется климаксное сообщество, подобное лесу. Если сайт нарушен после этого момента, происходит вторичная сукцессия.
Вторичная сукцессия происходит, когда кульминационное или промежуточное сообщество подвергается воздействию возмущения. Это перезапускает цикл сукцессии, но не возвращается к началу — почва и питательные вещества все еще присутствуют.
Например, после лесного пожара, убившего все взрослые деревья на определенном ландшафте, может вырасти трава, за которой последуют кустарники и различные виды деревьев, пока, в конце концов, сообщество, существовавшее до пожара, не появится снова.
Климаксное сообщество является «конечной точкой» сукцессии в контексте определенного климата и географии. Например, на Среднем Западе США таким сообществом может быть лиственный лес с доминирующими породами деревьев — дубами и гикори.
Сообщество кульминации будет существовать в заданном месте до тех пор, пока не произойдет возмущение. Однако во многих экосистемах нарушения происходят достаточно часто, чтобы в ландшафте постоянно присутствовала матрица типов сообществ.
Например, в районах, подверженных лесным пожарам, таких как запад США, зрелые леса могут существовать рядом с травянистыми лугами с меньшим количеством разбросанных деревьев. Таким образом, постоянное нарушение и изменение таких факторов, как доступность воды и питательных веществ, в течение десятилетий позволяет многим сообществам растений и животных процветать в определенной климатической и географической нише, а не только тем, которые адаптированы к отсутствию нарушений, наблюдаемых в климаксных сообществах.
Что является примером экологической преемственности?Экологическая сукцессия может происходить во многих контекстах и в течение многих промежутков времени.
На Гавайях и в Исландии первичная сукцессия происходит в потоках лавы, где образовалась новая земля; в канадских дюнах Атабаска это происходит, когда новый песок откладывается вдоль берега озера; в Андах это происходит, когда ледники отступают.
Во многих регионах вторичная сукцессия возникает там, где лесные пожары уничтожили хвойные леса или где бывшие сельскохозяйственные угодья превращаются в луга или кустарники.
Общим для этих примеров является то, что климаксное сообщество не является первым, присутствующим на ландшафте после начала сукцессии: во-первых, промежуточные сообщества занимают пространство, иногда в течение многих лет, создавая идеальные условия для последующих сообществ.
Сукцессия растений в дюнах ИндианыДюны Индианы, расположенные в 40 милях к юго-востоку от Чикаго и сегодня являющиеся территорией штата и национального парка, служили первоначальным полевым участком для исследований экологической сукцессии в растительных сообществах и продолжают служить идеальным примером для изучения. (Если вы посетите дюны, вы можете пройтись по Тропе преемственности дюн, которая освещает различные этапы преемственности в контексте реального мира.)
В 1890-х годах ботаник из Чикагского университета Генри Чендлер Коулз заметил, что на дюнах, расположенных дальше от озера Мичиган, растут другие растения, чем на дюнах ближе к озеру. В дюнах на берегу озера росла только пляжная трава, тогда как в дюнах дальше от берега росли другие растения, такие как тополя, которые могли расти на песчаной почве. Еще дальше в дюнах росли сосны, а за ними, наконец, зрелые дубовые леса, совсем не похожие на травянистые дюны у озера.
Путем тщательных наблюдений и сравнений Коулз определил, что линейная последовательность этих сообществ в пространстве также представляет собой линейную прогрессию во времени. Дюны, расположенные дальше всего от озера, были самыми древними и оставались стабильными дольше всех, так как песок часто качается на ветру без растений, удерживающих его на месте.
Из этого он сделал вывод, что растительные сообщества на протяжении десятилетий и столетий стремились к дубовым лесам в северной Индиане и что каждое сообщество создавало почву и микроклиматические условия, необходимые для процветания следующего сообщества: по мере того как травы и тополя стабилизировали дюны и добавляли питательные вещества, они были заменены более поздними последовательными общинами.
Как мы сегодня понимаем экологическую сукцессию?Экологическая сукцессия является основополагающей концепцией экологии, которая как область изучает структуру и динамику биологических сообществ. Сегодня концепция экологической преемственности продолжает изучаться с новых точек зрения, поскольку люди изменяют глобальную окружающую среду больше, чем когда-либо прежде. По мере того, как к исходной теории добавлялись новые нюансы, появлялись идеи, ценные для людей, заинтересованных в управлении природными ресурсами.
Например, недавние исследования показывают, что даже в «климаксных» сообществах изменения доступных ресурсов могут с течением времени изменить баланс видового состава, даже без формального нарушения. В другой работе изучалось влияние утраты биоразнообразия, инвазивных видов, изменения климата и других антропогенных факторов на изменение реакции экосистем на изменения.
По мере того, как местные виды вымирают или становятся редкими, новые виды проникают в экосистемы, а базовые климатические условия меняются, сообщества, которые когда-то доминировали в экосистеме, с меньшей вероятностью в конечном итоге вернутся после нарушения. Однако изучение сукцессии может также дать ценную информацию экологам и специалистам по охране дикой природы, заинтересованным в восстановлении этих природных систем: благодаря тщательному управлению, такому как контролируемое сжигание или контроль инвазивных видов, люди могут помочь экологическим сообществам оставаться сильными.
Генри Чандлер Коулз, экологическая преемственность и Чикагский университетЧикагский университет сыграл ключевую роль в продвижении научных исследований экологической преемственности и экологии как дисциплины в более широком смысле. После своей основной диссертационной работы в дюнах Индианы в качестве докторанта Калифорнийского университета в Чикаго Генри Чендлер Коулз стал профессором, оставаясь в Калифорнийском университете в Чикаго более трех десятилетий, до начала 1930-х годов. Он рассказывал поколениям студентов об экологии Северной Америки во время учебных полевых поездок по континенту от штата Мэн до Аляски, Калифорнии и Техаса.
Поездки и полевые исследования Коулза задокументированы в специальной университетской коллекции американских экологических фотографий, на которых в большом разнообразии и деталях показаны Каулз, студенты и американские пейзажи столетней давности. Документы Коулза также хранятся в Исследовательском центре специальных коллекций Ханны Холборн Грей, и их можно найти здесь. Кроме того, ученик Коулза Виктор Эрнест Шелфорд сам по себе стал влиятельным экологом и одним из лидеров основания организации Nature Conservancy, крупной природоохранной некоммерческой организации.
В начале 20-го века Чикагский университет также был домом для других известных экологов и морских биологов, в том числе Джорджа Деймона Фуллера и Уордера Клайда Алли, одного из первых специалистов по социальным отношениям у животных и важной фигуры в развитии экологии.