Сценарий мероприятия назад в ссср: Сценарий тематической ретро-вечеринки в стиле «Назад в СССР»

«Назад в СССР»

Внеклассное мероприятие «Назад в СССР»

Целевая аудитория

5-11 классы

Цель

Расширить знания о прошлом нашей страны

Задачи занятия

Развитие познавательных способностей, эрудиции, скорости мышления, памяти,  внимания; Воспитание уверенности в своих силах; Формирование чувства ответственности, способность преодолевать  трудности; Расширение кругозора, интеллектуальных способностей учащихся; Через игру, развлекательные спортивные упражнения совершенствовать положительные качества личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества.

Образовательные

ресурсы

Компьютер, проектор, экран, презентация

План занятия

Организационный момент

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.

Игровая деятельность

Итоги занятия. Рефлексия.

Методы обучения

Групповая работа.

Формы обучения

Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения.

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

сформировать знания учащихся по теме занятия.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы, высказывать свое мнение при обсуждении задания.

испытывать чувства сострадания и ответственности.


Своя игра
RAR / 6.44 Мб

Для разработки презентации был использован авторский шаблон «Своя игра»

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/shablon_prezentatcii_intellektualnoj_igri_svoya_igr_063014.html

Правила работы презентации:

При выборе задания с вопросом, наводим курсор мыши на необходимый блок с цифрой и нажимаем левой кнопкой, при этом появляется вопрос. Для появления ответа нажимаем левую кнопку мыши на свободном поле.

Для возврата на слайд с выбором вопроса, наводим курсор мыши на блок с ответом и нажимаем левой кнопкой.

На слайдах со знаком «!» надо нажать левой кнопкой мыши сначала на него, а потом на свободное место на слайде для появления ответа.

Правила «Своей игры»

Играют три человека, используя специальную установку.

Вопросы объединяются в номинации, связанные одной темой, по пять вопросов в номинации. Хотя порой с темой они имеют лишь формальную связь.

Вопросы в теме каждой номинации имеют стоимость 100, 200, 300, 400 и 500 очков.

По жребию определяется игрок, начинающий игру. Он указывает тему и стоимость вопроса, на ка­кой вопрос он собирается отвечать.

Пока Ведущий зачитывает вопрос, любой игрок, догадавшись о сути вопроса, может вмешаться и поднять руку для ответа (это может быть какой-нибудь звуковой сигнал, например, гудок или свисток). Ведущий тут же прекращает чтение вопроса. Если игрок дает правильный от­вет, он зарабатывает очки, равные стоимости этого вопроса.

Если ответ неверный, «стоимость от­вета» вычитается из накопленной игроком суммы очков. (Это правило можно не учитывать).

Если один игрок дал неверный ответ, другой игрок имеет право попытаться ответить на этот же во­прос после соответствующего предложения ведущего.

Какой вопрос будет следующим, определяет игрок, давший правильный ответ. А если никто не смог ответить, то право хода остается у прежнего игрока. Время на обдумывание вопроса не более 5-10 секунд.

Существуют и вопросы типа «кот в мешке», когда игрок, которому выпал такой ход передает право ответа любому из партнеров.

Следует добавить, что вовсе необязательно соблюдать все перечисленные правила. Начинать можно, используя лишь несколько основных правил. Можно увеличить время ответа, играть не индивидуально, а группами, командами и т.д.

Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков.

Ход мероприятия:

Добрый день. Начнём наше занятие…. А для начала вместе определим тему нашего разговора.

Предлагаю рассмотреть эти изображения. (Ученики высказывают возможные варианты темы мероприятия.)

​​​​​​​

Хорошо, молодцы! Давайте я Вам прочитаю отрывок стихотворения.

Хочу туда, где плохо жили,
В страну с названьем — СССР.
Туда, где счастливы мы были,
И брали с Ленина пример.

Где у ребят кумир — Гагарин,
А Терешкова — у девчат,
И где мой дед еще —
Тот парень в свои неполных шестьдесят…

Хочу на школьные «линейки»,
Где барабан и медный горн.
Где газ-вода за три копейки,
За «двушку» в будке телефон…

Хочу туда, где я с авоськой,
Бегу за хлебом в магазин,
И с хулиганом местным Колькой
Деремся просто без причин…

Хочу с «Аленкой» шоколадку,
Съесть на морозе эскимо,
Нотаций мамы для порядку,
За то, что с другом был в кино…

Люда Тен

Сегодня мы будем разговаривать о нашем прошлом, о истории нашей страны и не только. Ребята, хорошо ли Вы знаете наше недалёкое прошлое, время СССР?!

Давайте проверим! А может и узнаем что-то новое!

БЛОК: Устаревшая информация

1) Перед Вами фотография предмета носителя информации времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: Сегодня кассетные магнитофоны – настоящая редкость. Молодежь относит данный вид техники к пережиткам прошлого. А ведь так было не всегда. Наши родители, бабушки и дедушки наверняка помнят элитность кассетного магнитофона в советской эпохе. Девушки считали парней, обладающих этим устройством, самыми модными. Мальчишки расхаживали по дворам с кассетными магнитофонами на плече, слушая любимую музыку.

Мальчишек с магнитофонами во времена СССР можно сравнивать с современными парнями, имеющими собственное авто.

2) Перед Вами изображение предмета носителя информации времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: Она лучше знает о позитиве и негативе, чем личный психолог вашей подруги. Она точно знает, когда ей уже достаточно и не любит светиться. Не терпит мужчин, которые до нее дотрагиваются. Она была в «Зените», но речь не о футболе. Теперь её едва ли использует каждый пятый фотограф. Она – фотоплёнка.

3) Перед Вами фотография предмета носителя информации времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: Сейчас уже стало забываться, что такое пейджер. А всего лет 15 назад он был символом успешности. Пейджер – маленькое устройство односторонней связи, отображавший короткие сообщения (не длиннее СМС-ки) на дисплее. Особенность этого вида связи заключается в том, что сигналы могли передавать только специализированные пейджинговые сети. Сообщения отправлялись на аппаратик из центра пейджинговой связи, где операторы набирали их на обычной клавиатуре и отправляли адресату.

Чтобы отправить сообщение на пейджер, надо было позвонить по определённому телефону оператору, назвать номер абонента или его псевдоним и продиктовать сообщение. Можно было так же указать и время, когда это сообщение нужно было отправить. 

4) Перед Вами фотография предмета носителя информации времён СССР. Назовите его. ОТВЕТ: диафильм

Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки… 

Диафильм — это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединённых общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от греческого δια, что в данном контексте означает «переход от начала до конца»; и англ. film — рулонная фото(кино)плёнка.

5) Перед Вами фотография предмета носителя информации времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: Дискета — дисковый носитель данных, составленный из диска тонкого и гибкого магнитного носителя данных, удобочитаемого дисководом и запечатанного в прямоугольном пластмассовом перевозчике, выровненном с тканью, которая служит цели сохранять диск хранения данных свободным от инородных частиц, таких как пыль. Дискеты были популярным портативным цифровым носителем данных в течение 40 лет от их происхождения с IBM в 1971.

Блок: Чистота залог здоровья

1) Перед Вами фотография предмета быта времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: Веник. Самый популярный материал для изготовления веника, которым было бы удобно подметать пол в доме, — веничное или хозяйственное сорго. А небольшими веничками можно сметать пыль с различных поверхностей. 

2) Перед Вами фотография предмета быта времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: «Лентяйка» Этот нехитрый механизм рутинную домашнюю работу, как ни странно, для некоторых людей могла сделать в советские времена довольно приятным и расслабляющим занятием.

3) Перед Вами фотография быта информации времён СССР. Назовите его. ОТВЕТ: Хлопушка для выбивания пыли из ковров.

Выбивание-один из самых привычных и любимых способов чистки ковров еще с времен СССР. Выбивать ковры можно в любое время года, даже зимой. Зимой ковры выбивали, положив на снег.

Именно ковер породил такой важный бытовой предмет, как красная пластмассовая выбивалка. Многим приходилось просыпаться по воскресеньям от мерных «выстрелов» выбиваемого соседями ковра.

4) Перед Вами фотография предмета быта времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: Стиральная доска. Так стирали при помощи специальной ручной доски труженицы в тазиках.

5) Перед Вами фотография предмета быта времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: Стиральные машины СССР претерпевали большое количество модернизаций. И одним из них было приспособление «Валики» (механизм для отжима) Миллионы советских женщин стирали вещи с помощью машины. А вот отжимными валиками почти никто не пользовался.

Блок: СССР «forever»

1) Перед Вами изображение значка октябрёнка. С самого маленького возраста идеология СССР внушала, что нужно быть патриотом и высокоморальным человеком. Атрибутом стал октябрятский значок. И чтобы его получить, нужно было вступить в отряд октябрят. Это было ожидаемым событием в их жизни. Чьё изображение было в центре звезды?

ОТВЕТ: Владимир Ленин. Октябрятский значок представлял собой звезду рубинового цвета с пятью лучами, в центре которой находилась фотография маленького Ленина.

в 1923–24 гг., когда в Москве стали возникать первые группы детей, в которые принимались ребята – ровесники Великой Октябрьской социалистической революции.

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок – пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей – символ пятиконечной звезды. Как правило, в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей – командир, цветовод, санитар, библиотекарь или  физкультурник.

Существовало две разновидности значка:

металлическая

пластиковая.

2) Перед Вами фотография времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: Пионерский галстук.

1922 год – Первые пионерские галстуки были квадратной формы. Их делали сами пионеры из кумача или окрашивали в алый цвет кусок белой ткани. Сами обметывали края. Сложив квадрат косынки по диагонали, надевали как галстук. В первые годы у галстука было и чисто практическое назначение. Красные квадраты галстуков использовали для перевязки раны пострадавшего. Как жгут при кровотечениях. Вместе с белым носовым платком галстук заменял сигнальные флажки для передачи азбукой Морзе важных сообщений, для экстренной остановки поезда.

3) Перед Вами фотография предмета времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: Пионерский значок.

1925 год – ЦК комсомола объявил конкурс на новый пионерский значок и в декабре утвердил его эскиз. В рисунок нового значка было включено изображение Мавзолея В.И. Ленина, серпа и молота на фоне Красного знамени. Над Мавзолеем – пионерский костер.


      4) Перед Вами фотография предмета времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: Зажим для галстука.

30-е годы – Вместо значка вводится зажим для галстука. Зажим представлял собой металлический эллипс, на котором были изображены пионерский костер, серп, молот с тексом «Всегда готов!».

5) Назовите пионерские атрибуты.

ОТВЕТ: К пионерским атрибутам также относят: горн (фанфара), пионерский барабан, пионерская форма со знаками различия. Также к атрибутам Пионерии причисляют еще и гитару — так прочно вошел этот инструмент в пионерскую жизнь.

Пионерские атрибуты — не просто вещи и музыкальные инструменты! Они — спутники пионерского детства, они помогают юному гражданину сдержать пионерское слово, доказать его делом, взять свою высоту!

​​​​​​​Блок: Волшебная кухня

1) Перед Вами фотография предмета быта времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: Кипятильник.

Это один из видов бытовых электрических приборов, которые используют для кипячения воды, а также других жидкостей. Принцип работы кипятильника был положен в основу конструкции электрического чайника. Однако, в отличии от электрочайника кипятильник не оснащен сосудом для жидкости, поэтому прибор полностью погружают в воду.

2) Перед Вами фотография предмета быта времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: Еще один незаменимый на кухне прибор – это мясорубка. Первую мясорубку изобрел в середине XIX в. барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Дрез фон Зауерброн, тот самый, который придумал первый вариант велосипеда, еще без педалей, и пишущей машинки. Вслед за ним подобную конструкцию предложил, желая облегчить труд своей жене, австрийский изобретатель Петер Миттерхофер.

3) Перед Вами фотография предмета быта времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: форма для пельменей (пельменница)

Стол присыпьте мукой, а тесто разделите на два неравных куска. Одну половину оставьте под влажным полотенцем, займитесь второй, что побольше. Раскатайте тесто в круглый пласт, ориентируясь на размер пельменницы, и толщиной не более, чем 2 мм. Пельменницу или хорошо присыпьте мукой, или смажьте растительным маслом, чтобы пельмени хорошо вынимались из формы. Положите ее на стол, присыпанный мукой. Разместите пласт теста на ней и хорошо придавите, но не натягивайте. Чайной ложечкой или пальцами аккуратно продавите каждую ячейку в пельменнице, а затем разложите чайной ложечкой фарш в эти маленькие лунки.

Раскатайте следующий пласт теста такого же диаметра и толщины. Положите его поверх заготовки. Возьмите скалку и немного оботрите ее мукой. Проведите скалкой по пласту теста, лежащему на пельменнице, продавливая так, чтобы сквозь тесто стали проступать границы «сот». Проведите так несколько раз, чтобы в ячейках сформировались крепкие пельмешки, продавившись с обратной стороны и скрепившись краями.

4) Перед Вами фотография предмета быта времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: Подстаканник

Единственным островком, на котором сохранился подстаканник, стала железная дорога. Советские железнодорожники заказали первые подстаканники ещё в 1924 году. А знаете, как назывались те, первые, железнодорожные подстаканники? Они назывались: «Свободная дорога». Красиво! И с большой надеждой.

5) Перед Вами фотография предмета быта времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: Ситечко для чая

Ситечко для чая — незаменимый аксессуар, который используется при розливе чая по кружкам. Служит для отсеивания чаинок. Это простое приспособление значительно упрощает процесс заваривания чая.

Спустя полвека ситечки стали подвешивать к носику заварочного чайника. Такие аксессуары имели разную форму: шара с дырочками, домика, ведерка. 

Блок: Мы это не забудем никогда

1) Перед Вами фотография предмета времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: счеты

Прибор для арифметических вычислений. Несмотря на применение совершенных счётных машин, не утратили своего значения при практической счётной работе. Универсам – Универмаг самообслуживания. На выходе с покупками сидит не кассир с кассовым аппаратом, а продавщица со счётами. Чек нанизывался на специальное шило (стоит перед счётами).

2) Перед Вами фотография предмета времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: новогодняя игрушка на прищепке.

В елочных игрушках СССР этих годов отражена вся наша история. Во времена Никиты Хрущева выпускались игрушки-овощи. Особое внимание уделялось, конечно же, кукурузе. После начала покорения космоса появляются стеклянные космонавты и ракеты. Дружба народов и идеи интернационализма вылились в создание игрушек в национальных костюмах. В 1950 годах начали свое шествие елочные игрушки в СССР на прищепках, сделанные из стекла. После выхода в новогоднюю ночь фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь» на елки стали вешать шары с изображением часов, на которых показывалось время 23:55.

3) Перед Вами фотография предмета времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: резиновые бигуди

Этот вопрос посвящен советским женщинам, которые в борьбе за красоту смело шли на личные жертвы.

Бигуди изготовлены из мягкой резины высокого качества, что позволяет использовать их для завивки волос во время сна. Небольшой диаметр отлично подойдет для создания мелких кудряшек. Бигуди легко и надежно фиксируют прядь с помощью прикрепленной резинки. 

4) Перед Вами фотография предмета времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: сберкнижка

Сберега́тельная кни́жка — документ, удостоверяющий заключение договора банковского вклада с гражданином и внесение денежных средств на его счёт по вкладу.

5) Перед Вами фотография предмета времён СССР. Назовите его.

ОТВЕТ: «Крокодильчики»

ЗАЖИМЫ для штор, а ещё их называют прищепками для штор  или «Крокодильчиками».

Рефлексия:

Мы отлично провели время с пользой! Как много Вы знаете и, возможно, много нового узнали!

Давайте подведём итог нашего мероприятия полюбившимся нам способом: расшифруем «СССР» как аббревиатуру.

Предложу Вам свой вариант:

С — сильное

С — смелое

С — содружество

Р — русских

Спасибо за Вашу активность! До новых встреч!

Используемые ресурсы:

https://kakieshtory.ru/wp-content/uploads/2017/04/metallicheskie-prishhepki-dlya-shtor.jpghttps://shtorylab.ru/wp-content/gallery/zazhimi-dlya-shtor/0409231_PE569559_S5.JPGhttps://i0.wp.com/onlinevbank.com/wp-content/uploads/2016/06/image17-2. jpeghttp://1.bp.blogspot.com/-JkKh43l3oqg/VyCj_9iI5NI/AAAAAAAAbn8/EX11nl8d2Vwh5UEIwE7tBDbPVhAv9qr7ACKgB/s1600/book_ok.jpghttps://i2.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/znachok-oktjabrenka.png?resize=676%2C676http://mfina.ru/zvezdochka-oktyabrenka/https://fb.ru/misc/i/gallery/40996/1157570.jpghttps://vazanie-vsem.ru/img/kak-vyazat-pionerskij-galstuk_3.jpg

https://studopedya.ru/1-46890.html

https://vseznaesh.ru/wp-content/uploads/2018/03/Pionerskij-galstuk.jpg

http://rpo-ramenki.ru/simvolika

http://22-91.ru/upload/images/photo/87/93/1a4979f85428f32884512500c5c91412410337.jpg

https://retrotexnika.ru/img/tranzistornie%20magnitoli/kwazar308%20mag.jpg

https://stroy-podskazka.ru/magnitofony/kassetnye-sssr/

http://cs.pikabu.ru/post_img/2014/01/17/0/1389904144_549728363.jpg

История пейджера

https://28school. ru/page1635934.html

https://vigod.ru/rsja/images/pl3.png

http://doseng.org/interesnoe/89341-istoriya-diafilma.html

http://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2016/11/21/776db086a6.jpg

https://myslo.ru/Content/OldNews/art_images/912/06_1.jpg

http://c.dns-shop.ru/thumb/st4/fit/800/650/4a637929ac4421381cddbf474551bb21/719334bcb8fbb89ec41ea9e1e62640ffa5ec9e7b82bd295193c90b97cce0ea87.jpg

http://otvet.imgsmail.ru/download/9e7931cbe01496a7233b48d2fa300ebb_i-189.jpg

http://ru.knowledgr.com/06453895/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%82%D1%8B

http://tyumen-market.ru/images/tmnmart/pp/1444713788_457_1280.jpeg

https://azerhistory.com/?p=9454

http://cs6.pikabu.ru/post_img/2015/04/24/10/1429895600_634005566.jpg

http://edaetoprosto. ru/kulinar/xblud341/s66.jpg

https://fb.ru/article/453869/kak-polzovatsya-formoy-dlya-pelmeney-opisanie-i-sposob-primeneniya

https://vsemobzor.ru/wp-content/uploads/2019/07/Velikie-Luki-EPT-0.jpg

http://findfood.ru/termin/kipiatilnik

https://khabmama.ru/files/u/b46852ce78917cefd5d1c88dfdd0899a.jpg

https://market.korupciya.com/wp-content/uploads/2016/02/920.jpg

http://russkayakuhnya1.ru/eto-interesno/chay-iz-podstakannika.html

https://bookprose.ru/pictures/1023366662.jpg

https://chayexpert.ru/chay/sitechko-dlya-chaya.html

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/879/93879589_large_52672971_239670P1380200.jpg

http://kommission-lefortovo.ru/sites/default/files/imagecache/big_description/elochnye-igrushki-na-prishchepkakh-period-sssr-1950-gg-2.jpg

https://www. syl.ru/article/321327/istoriya-elochnyih-igrushek-sssr-ekzemplyaryi-dlya-kollektsionirovaniya

https://mirishop.ru/wa-data/public/shop/products/20/03/320320/images/418343/418343.750×0.png

http://allatv777.ru/wp-content/uploads/2013/01/sk297.jpg

https://a.d-cd.net/WWAAAgN-muA-1920.jpg

http://www.aleksandrnovak.com/content/1597.html

 https://www.beesona.ru/id26422/literature/75593/
http://rusinros.ru/vozmozhno-li-vossozdanie-sssr/

http://vkpb-skb.ru/images/stories/gerb.jpg

https://dropi.ru/img/uploads/2019-03-06/1_original.jpeg

https://mediasole.ru/data/images/393/393022/original.jpg

https://maxpark.com/static/u/article_image/18/12/29/tmpbkXUqe.jpeg

https://fotostrana.ru/public/post/235888/1032680089/

https://back-in-ussr.com/2014/10/sovetskie-stiralki.html

http://otvet. imgsmail.ru/download/8a26b78f1dcdaa0cb21beb078df94ac2_i-26.jpg

http://smartkilim.com/wp-content/uploads/2016/03/Plastmassovaya_vybivalka_dlya_kovrov_%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%B2.jpg

https://st19.stblizko.ru/images/product/216/761/135_original.jpeg

https://a.d-cd.net/5d97cb2s-960.jpg

Сценарий театрализованного концерта в честь 100 летия образования СССР

Эвелина Пиженко (Мигалчан) 0 Комментариев 100-летие СССР, год культурного наследия, отчётный концерт

Автор: Эвелина Пиженко.

 

Данный текст является авторской (интеллектуальной) собственностью Пиженко Эвелины Николаевны.

Сценарий театрализованного концерта.

Тематика: Отчётный концерт. Концерт в честь 100-летия образования СССР. Концерт, посвящённый Году культурного наследия.

Сценарий представляет собой 11 сцен-фрагментов, посвящённых различным историческим вехам советского периода: Октябрьской Революции, гражданской войне, Великой Отечественной Войне, послевоенному периоду. А, так же, важным событиям из жизни советского общества – запуску первого искусственного спутника, первому полёту человека в космос, Олимпиаде-80. Сценарий содержит несколько небольших сценок, отображающих жизнь советских людей.

Сценарий не несёт политической нагрузки, не содержит агитационных текстов, в нём не упоминаются фамилии государственных деятелей. В то же самое время, в сценарии подчёркиваются важность дружбы между народами, нравственного воспитания молодёжи, сохранения культурных и исторических ценностей.

Сценарий позволяет оптимально использовать актёрские ресурсы: один актёр может играть несколько ролей (например, Матроса и Председателя месткома, Учительницу и Пионервожатую и т. д.)

Общая продолжительность действия – 1 час. Вместе с концертными номерами мероприятие займёт от полутора до 2-х часов.

Сценарий наполнен патриотизмом, в то же самое время имеет и шутливые нотки, что поможет сделать ваш концерт наиболее интересным.

 

Действующие лица:

 

ПРОВОДНИЦА. Возраст 50-60 лет. Родилась в СССР, подруга Бабушки. Одета в форменную одежду.

БАБУШКА. Возраст 50-60 лет. Родилась в СССР, любит вспоминать молодость.

ВНУЧКА. Девочка лет 7-8. Возможно, чуть старше. Любит слушать бабушкины сказки.

МАТРОС. Человек из далёкого революционного прошлого, можно сказать, историческая личность. Одет в бушлат, на голове бескозырка. Верит в мировую революцию.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МЕСТКОМА. Профсоюзный работник 60-70-х годов прошлого века.

Строгий, но справедливый.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Молодая женщина из далёкого прошлого. Одета по моле 20-х годов прошлого столетия: длинная юбка, жакет, шляпка.

ПИОНЕРВОЖАТАЯ. Девушка с красным галстуком. Организатор пионерского движения середины прошлого века. Руководит юными тимуровцами.

БРИГАДИРША. Руководитель заводской бригады. Одета в рабочую одежду 60-70-х годов прошлого века.

ДОКТОРША. Девушка из далёкого прошлого. В первом выходе одета по моде 1917 года. Во втором выходе одета в костюм медицинского работника 20-х годов – длинная юбка, белый фартук с красным крестом, косынка с красным крестом.

ЖЕНА КУЗЬКИНА. Одета по моде 60-70-х годов прошлого века. Горластая, требовательная тётка. Возраст неопределённый.

ПЕРВЫЙ ПИОНЕР.

Мальчик 10-12 лет. Одет в белую рубашку, шорты, на шее – красный галстук. На голове – красная пионерская пилотка.

ВТОРОЙ ПИОНЕР. Мальчик 10-12 лет. Одет так же, как и Первый Пионер.

 

СЦЕНА 1.

 

Звучит музыка (Фон 1). На экране – Изображение 1. Сцена представляет собой комнату. Бабушка сидит в кресле, вяжет. Появляется внучка, подходит к бабушке, присаживается рядом.

 

ВНУЧКА. Бабушка, а помнишь, ты мне рассказывала сказки?

БАБУШКА. Конечно, помню! Ты была маленькой и плохо засыпала. Вот бабушкины сказки и выручали.

ВНУЧКА. Как бы мне хотелось услышать их ещё раз! Расскажи, бабушка!

БАБУШКА. Какую же сказку тебе рассказать? О бедной Белоснежке? О Синдбаде-мореходе? Или о Спящей Царевне?

ВНУЧКА. Расскажи мне сказку о волшебной стране!

БАБУШКА. О волшебной стране? Что-то не припомню такую!

ВНУЧКА. Ну, как же, бабушка! Волшебная страна!.. Вспомни!. . Ты говорила, что в ней не было богатых и бедных, люди были все равны, а законы справедливы. Там царили дружба и взаимовыручка, ценился труд, а эскимо стоило одиннадцать копеек!

БАБУШКА. Кажется, я начинаю догадываться, какую страну ты имеешь в виду. Но она вовсе не волшебная! Она – настоящая!

ВНУЧКА. Настоящая?! Где же она находится?

БАБУШКА. Больше – нигде… Этой страны больше нет. Но она была, и я родилась там.

ВНУЧКА. Как же она называлась?

БАБУШКА. Она называлась – Советский Союз!

ВНУЧКА. Как бы мне хотелось там побывать!

БАБУШКА. Ну, что ж… Приглашаю тебя в путешествие!

ВНУЧКА. Путешествие? В страну, которой больше нет?..

БАБУШКА. Этой страны больше нет на карте. Но она осталась в наших сердцах…

 

Звучит музыка (Фон 1). Затемнение.

 

КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР 1.

 

 

СЦЕНА 2.

 

Часть сцены стилизована под железнодорожное купе – две полки, между ними столик, окно. Звучит музыка (Фон 2). На экране Изображение 2. На сцене появляется Проводница.

 

ПРОВОДНИЦА. Граждане пассажиры! Наш экспресс до станции «Советской» отправляется через одну минуту! Просьба к провожающим: покинуть вагон, а отъезжающим – занять свои места.

 

В купе заходят Бабушка и Внучка. Усаживаются на места. Внучка с интересом оглядывается по сторонам.

 

ПРОВОДНИЦА. Перегон Революционный! Поехали!

 

Слышится звук взрыва снаряда, одиночные выстрелы (Фон 3). На экране – Изображение 3.

 

ВНУЧКА. Бабушка, что это?!

ПРОВОДНИЦА. Спокойно! Это – всего лишь предыстория создания страны под названием Союз советских социалистических республик! И началась она более ста лет назад…

 

На сцене появляются Матрос с винтовкой, Учительница, Докторша. Девушки в обычной одежде тех лет – юбки, блузки, жакеты, шляпки. Они испуганно мечутся по сцене, зажимают уши ладонями.  

 

МАТРОС (девушкам). Вы бы, барышни, шли домой! Неспокойное нынче время!

 

Девушки испуганно оглядываются.

 

ВНУЧКА. Дяденька, а это вы стреляли?!

МАТРОС (говорит воодушевлённо). Что ты, девочка! Это же «Аврора»!

ВНУЧКА. Аврора?! А кто это – Аврора?

МАТРОС. Это же крейсер! Судьбоносный залп дала наша «Аврора»! Революция началась! Вот теперь дадим всем буржуям под зад коленом!

ВНУЧКА. Буржуям? А зачем?

МАТРОС. Чтобы не угнетали простой народ! Мы на них спины гнём, а у буржуев только пузо растёт, да морда трескается! Хватит, пожировали всласть! Пришла теперь наша власть! Власть рабочих и крестьян!

 

Матрос убегает за кулисы. Учительница и Докторша тоже торопливо уходят в разные стороны. Звук выстрелов, музыка (Фон 4).

 

 

КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР 2.

 

 

СЦЕНА 3.

 

На сцене – Бабушка, Внучка, они снова занимают свои места в купе. Звучит музыка (Фон 5). На экране Изображение 2.

 

ВНУЧКА. Бабушка, а что было раньше, до революции?

БАБУШКА. Раньше была царская Россия.

ВНУЧКА. Царская?! И был настоящий Царь?! Как в сказке?
БАБУШКА. Да, внученька! Был настоящий царь, царица, и у них были царевны и даже царевич. Но к 17-му году монархия ослабела, и царь отрёкся от престола.

ВНУЧКА. И возник Советский Союз?!

БАБУШКА. Не сразу… (Говорит в зал). Много произошло событий за несколько лет…

……………………………………

………………………………………

(Полный текст сцены – в полной версии сценария).

 

 

КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР 3.

 

 

СЦЕНА 4.

 

Звук проходящего мимо поезда (Фон 7). На экране Изображение 5. Сцена представляет собой перрон. На сцене появляется Проводница.

 

ПРОВОДНИЦА. Станция Дружбы Народов! Стоянка поезда – пять минут!

 

Из-за кулис выходят Бабушка и Внучка.

 

БАБУШКА (говорит в зал). Смены власти, революция, гражданская война… Буржуазия с трудом отдавала власть рабочим и крестьянам. И лишь 30 декабря 1922 года был подписан договор об образовании нового государства. И называлось оно – Союз Советских Социалистических Республик!

 

На экране – Изображение 5а.

 

ВНУЧКА. Бабушка, а почему новая страна имела такое длинное название? Можно было назвать её просто – Россия, как сейчас!

БАБУШКА. Потому, что в состав новой страны вошли новые республики!

ВНУЧКА. Какие?

БАБУШКА. Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Ну, и, конечно, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, или РСФСР.

ВНУЧКА. Всего четыре республики?

БАБУШКА. Вначале их было четыре, а потом стало больше. Молодая страна Советов устанавливала везде Советскую власть: боролась с неграмотностью, строила в новых республиках школы, больницы, создавала производства, проводила коллективизацию.

 

На протяжении всей сценки негромко звучит музыка (Фон 8).

На экране снова Изображение 5. На сцене из разных кулис появляются Матрос, Учительница. У Учительницы в руках дорожный саквояж. Матрос узнаёт Учительницу, улыбается.

 

СЦЕНКА.

 

МАТРОС (радостно). Барышня! Вот это встреча!

УЧИТЕЛЬНИЦА (напускает на себя строгость). Извините, но мы не знакомы.

МАТРОС. Верно! Не знакомы! Но виделись! Помните? Петроград… Семнадцатый год… Октябрь… Залп Авроры! Вы ещё испугались!

УЧИТЕЛЬНИЦА (вспоминает). Кажется, что-то припоминаю… Но всё равно. Мы не знакомы.

МАТРОС. Так давайте познакомимся! (протягивает руку). Пётр, бывший моряк, списан на берег по контузии… Но вы не думайте! Я не какой-нибудь там инвалид. У меня новая партийная задача.

……………………………………

………………………………………

(Полный текст сцены – в полной версии сценария).

 

 

 

КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР 4.

 

СЦЕНА 5.

 

Звучит музыка (Фон 1). На экране Изображение 2. Бабушка и Внучка вновь сидят на своих местах.

 

ВНУЧКА. Трудно, наверное, приходилось советской власти?

БАБУШКА. Конечно, трудно. Не все люди принимали новые порядки. Но постепенно власть рабочих и крестьян укоренялась по всей земле, и люди начинали понимать, что через лишения они строят светлое будущее для себя и своих детей.

ВНУЧКА. А сколько всего народов жило в Советском Союзе?

……………………………………

………………………………………

(Полный текст сцены – в полной версии сценария).

 

 

КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР 5.

 

 

СЦЕНА 6.

 

Музыка (Фон 1). На экране Изображение 2. Бабушка и внучка сидят в купе на своих местах.

 

 

ВНУЧКА. Какая огромная страна – Советский Союз! Наверное, у неё было много друзей?

БАБУШКА. Много! Но ещё больше было недругов. Молодая Страна Советов проводила политику мира и укрепления связей с другими странами, но нашлись и те, кому это оказалось не по нраву.

ВНУЧКА. Почему?

БАБУШКА. Потому что Советский Союз подавал пример всем угнетённым народам мира, как нужно бороться за свою независимость. В СССР людей не делили на классы, все были равны – и рабочие, и крестьяне, и интеллигенция. Не было частной собственности, все богатства страны принадлежали народу. Это не нравилось странам, в которых правил капитал. И тогда случилась большая беда

ВНУЧКА. Беда?.. Какая?

БАБУШКА. 22 июня одна тысяча девятьсот сорок первого года, ровно в четыре часа утра фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз… Началась Великая Отечественная Война.

ВНУЧКА. Война?!

БАБУШКА. Да… Война.

 

……………………………………

………………………………………

(Полный текст сцены – в полной версии сценария).

 

 

 

КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР 6.

 

 

СЦЕНА 7.

 

Звучит музыка (Фон 1). На экране Изображение 2. На сцене снова – Бабушка и внучка.

 

ВНУЧКА. Бабушка, а что было после войны?

БАБУШКА. Трудное время было, внученька. Тяжело оправлялась страна после этой беды. Но это были уже другие трудности. Заново отстраивались разрушенные города, вновь распахивались изрытые снарядами поля, строились новые фабрики и заводы… Открывались новые производства… И, как никогда, требовались рабочие руки.

ВНУЧКА. И что, даже не было безработицы?

……………………………………

………………………………………

(Полный текст сцены – в полной версии сценария).

 

На сцене появляется Проводница.

 

ПРОВОДНИЦА. Товарищи пассажиры! Мы подъезжаем к станции «Тимуровская»! Просьба соблюдать осторожность.

 

СЦЕНКА.

 

Звучит звук горна и пионерского барабана (Фон 13). На экране Изображение 7. На сцену выходят Пионервожатая и два пионера (мальчики). Они маршируют вслед за пионервожатой, один дует в горн, второй бьёт в пионерский барабан.

 

ПИОНЕРВОЖАТАЯ. Отряд!.. Стой! Раз-два! (Оборачивается). А почему вас двое? Где Маша?

ПЕРВЫЙ ПИОНЕР (говорит язвительно). А у неё живот заболел!

ВТОРОЙ ПИОНЕР (в тон товарищу). Ага! Она вчера пирожных объелась!

 

Оба пионера громко смеются. Пионервожатая строго грозит им пальцем.

 

……………………………………

………………………………………

(Полный текст сцены – в полной версии сценария).

 

 

КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР 7.

 

 

СЦЕНА 8.

 

Звучит музыка (Фон 1). На экране Изображение 2. Купе, Бабушка и Внучка на своих местах. Входит Проводница.

 

ПРОВОДНИЦА. Ну, что, товарищи пассажиры? Может, чайку?

ВНУЧКА. Можно и чайку! (Бабушке). Бабушка, а ты деньги взяла?

БАБУШКА. Взяла. Уж на советский чай нам точно хватит!

ВНУЧКА. А сколько стоит советский чай?

ПРОВОДНИЦА. Стакан чая в советском поезде стоил пять копеек.

ВНУЧКА (изумлённо). Сколько?!

……………………………………

………………………………………

(Полный текст сцены – в полной версии сценария).

 

СЦЕНКА.

 

На сцене – стол, за столом сидит Председатель Месткома. Табличка – «МЕСТКОМ». Слышится стук в дверь.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МЕСТКОМА. Входите!

 

На сцену врывается Жена Кузькина. Она в ярости. Подходит к столу, без приглашения садится на стул. Председатель удивлённо смотрит.

 

ЖЕНА КУЗЬКИНА. Товарищ председатель месткома, я к вам с претензиями.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Здравствуйте, товарищ Кузькина. Слушаю вас!

ЖЕНА КУЗЬКИНА. Как вы могли допустить, что в вашем коллективе завёлся подлый отщепенец?

 

……………………………………

………………………………………

(Полный текст сцены – в полной версии сценария).

 

 

 

КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР 8.

 

 

СЦЕНА 9.

 

Купе. Звучит музыка (Фон 1). На экране Изображение 2.  Бабушка, Внучка и Проводница сидят на своих местах, пьют чай из стаканов с подстаканниками.

 

ВНУЧКА. Бабушка, ну, что же ты молчишь? Рассказывай! Мне всё интересно!

БАБУШКА. Уже к концу пятидесятых годов выросло поколение, никогда не слышавшее взрыва снарядов и свиста пуль…

ПРОВОДНИЦА. Люди старшего поколения перестали просыпаться по ночам, ожидая воя сирены…

БАБУШКА. Ну, разве что просыпались от песен, которые пела молодёжь, или от таких сообщений…

ГОЛОС ЗА КАДРОМ. Ребята! Мы запустили первый в мире искусственный спутник! Ура!. .

ХОР ГОЛОСОВ ЗА КАДРОМ. Ура!

ПРОВОДНИЦА. Или вот таких!..

 

……………………………………

………………………………………

(Полный текст сцены – в полной версии сценария).

 

 

 

КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР 9.

 

 

СЦЕНА 10.

 

Музыка (Фон 15). Купе. Внучка сладко спит на диване, Бабушка и Проводница сидят, беседуют. На экране – Видеоряд с картинками из жизни в СССР.

 

БАБУШКА. Советский Союз… Страна нашей юности. Какими мы были счастливыми!

ПРОВОДНИЦА. А я вспоминаю своё комсомольское прошлое. Первая любовь, небо в звёздах… Первая стипендия… Первый стройотряд!

БАБУШКА. Сколько же было построено, освоено, распахано!.. Великие комсомольские стройки, вы стали судьбой многих из нас! Заводы, электростанции, железные дороги, целые города… Общие заботы объединяли людей, делали их жизнь насыщенной, полной, созидательной!

……………………………………

………………………………………

(Полный текст сцены – в полной версии сценария).

 

 

КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР 10.

 

 

СЦЕНА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ.

 

Звучит музыка (Фон 1). На экране Изображение 2. Купе. Внучка спит. Бабушка сидит рядом. Входит Проводница.

 

ПРОВОДНИЦА. Уважаемые товарищи пассажиры! Наш экспресс подъезжает к конечной станции… Станции «Советская»!

 

Внучка просыпается, протирает глаза.

 

ВНУЧКА. Бабушка, я проспала?!

БАБУШКА. Совсем чуть-чуть! Ведь наше путешествие подходит к концу.

ВНУЧКА. Как жаль! Я так мало увидела!

……………………………………

………………………………………

(Полный текст сцены – в полной версии сценария).

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР 11.

 

Дорогие друзья! Те, кого заинтересовал данный сценарий, могут получить его полную версию, если напишут мне на электронный адрес:

ehvelinap@yandex. ru.

Невысокая цена – скромная благодарность автору за его труд.

Искренне ваша, автор Эвелина Пиженко.

 

Post Views: 5 034

Возвращение истории: постсоветское пространство через 30 лет после распада СССР

Первоначально опубликовано на испанском языке под названием «El retorno de la historia», Política external, 204 (ноябрь/декабрь 2021 г.): 40–50.

В декабре 1991 года, когда Советский Союз разваливался, я попросил своих студентов на курсе «СССР в кризисе: национальный вопрос» сыграть в небольшую игру. Его основная предпосылка заключалась в том, что с декабря 1991 года все советские граждане имели право переезжать куда угодно в своей республике или любой другой союзной республике, возможность, которая будет утеряна, когда республики станут независимыми государствами. Студентам было предложено выбрать, в каком регионе или республике они хотели бы поселиться: другими словами, какие государства-правопреемники СССР преуспеют в следующем десятилетии или двух.

Наиболее популярными были два региона Российской Федерации: Калининградский анклав, часть Восточной Пруссии вокруг города Кенигсберга, захваченного Красной Армией в 1945 г., поскольку он считался естественным мостом для политической и экономической интеграции новой Россию в Европу, а также дальневосточный регион вокруг Владивостока, который должен был выполнять ту же функцию по отношению к бурно развивающемуся Тихоокеанскому региону. Другие выбрали Украину, которой эксперты Deutsche Bank пророчили самое светлое экономическое будущее среди всех советских республик.

Тридцать лет спустя надежды и ожидания моих учеников и большинства экспертов и прогнозистов не оправдались. Регионы, которые якобы имели наилучшие шансы на успех, сейчас оказались в числе худших по экономическим показателям и уровню жизни. Оценивая экономический потенциал постсоветского пространства, не только мои студенты, но и профессора и ученые ошибались в перспективах демократического развития в государствах-преемниках. Фрэнсис Фукуяма, в частности, приветствовал окончание холодной войны и распад Советского Союза как «конец истории как таковой: то есть конечную точку идеологической эволюции человечества и универсализацию западной либеральной демократии как последней формы человеческого правления. ”

Будущее выглядело светлым, и что бы ни думали о прогнозе Фукуямы, распад Советского Союза обычно воспринимался как отдельное событие, которое, казалось, произошло чудесным образом, почти за одну ночь; поворотный момент в том или ином процессе, но не процесс сам по себе. «Мне трудно представить себе событие более странное и поразительное и на первый взгляд более необъяснимое, чем внезапный и полный распад и исчезновение с международной арены… великой державы, последовательно известной как Российская империя и Советский Союз, — писал декан американской советологии Джордж Ф. Кеннан в 1995.

Оглядываясь назад, мы видим, что 1991 год не ознаменовал конца истории ни как идеологическая эволюция человечества, ни как наука, задокументировавшая длительный и болезненный распад большинства мировых империй. То, что мы наблюдаем сегодня на постсоветском пространстве, — это продолжающийся процесс распада СССР, сопровождающийся попытками установления сфер влияния, пограничными спорами и открытыми военными действиями. Мы также видим возвращение России на международную арену, поскольку она пытается играть роль не только региональной, но и глобальной державы, подобной той, которую играли Российская империя и Советский Союз.

***

Теперь, когда эйфория начала 1990-х прошла, мы можем более трезво оценить распад Советского Союза и его причины. Мы также можем определить направление, в котором этот процесс продолжает развиваться, и, возможно, лучше предсказать его будущее. Сразу бросается в глаза одно: постсоветское пространство распалось на более чем дюжину более мелких политий, которые движутся под собственную барабанную дробь, часто в разных направлениях. История, в особенности досоветская история, сыграла важную роль в определении постсоветских событий в регионе.

Падение Советского Союза началось с самых последних присоединений к его территории — земель, аннексированных в ходе Второй мировой войны сначала в результате пакта Молотова — Риббентропа, а затем отвоеванных у гитлеровской Германии в 1944—1945 гг. Ялтинских соглашений. В авангарде мобилизации против советского центра были страны Прибалтики, особенно Эстония и Литва. Первая была первой советской республикой, объявившей о своем суверенитете, а это означало, что ее законы имели приоритет над законами Союза.

Литва, со своей стороны, была первой республикой, объявившей себя полностью независимой от Советского Союза. Это было сделано в марте 1990 года на первой сессии свободно избранного литовского парламента. Даже Коммунистическая партия Литвы вышла из состава СССР, заявив о своем выходе из состава Коммунистической партии Советского Союза. Лидерство перешло к представителям альтернативной элиты из рядов интеллектуалов и технократов, что мало чем отличается от процесса в Восточной Европе несколькими годами позже.

Стремление Балтийских стран восстановить утраченную в огне Второй мировой войны независимость оказало влияние на весь Советский Союз. Чтобы справиться с прибалтийскими «Народными фронтами» — организациями, выступающими за независимость, которые вывели на улицы сотни тысяч людей для достижения своей цели, — Москва и местные партийные элиты организовали «Международные фронты», которые стремились мобилизовать русское и русскоязычное меньшинство. в республиках.

Русская мобилизация на западных окраинах СССР вскоре перекинулась и на саму Россию. Подход «Россия прежде всего» объединил русских националистов и демократов, продвинув бывшего ставленника Горбачева, а затем его заклятого врага Бориса Ельцина сначала на пост главы российского парламента, а затем на пост президента России. Победа Ельцина стала результатом нескольких мобилизаций, сначала националистов, а затем демократических активистов в крупных городах. Наконец, была поддержка вновь организованных рабочих, которые объявили забастовку из-за экономических условий, ожидая, что российские власти смогут помочь им, когда профсоюзные чиновники потерпели неудачу.

К июню 1991 года в Москве было два президента, один из России, а другой из СССР. Но в России, в отличие от прибалтийских республик, оппозицию центру возглавлял бывший партийный босс, а не интеллигент, как это было в Литве, где бывший профессор музыки Витаутас Ландсбергис играл примерно ту же роль, что и Ельцин. Несмотря на то, что Ельцин публично вышел из Коммунистической партии, а затем приостановил ее деятельность, новая российская элита так и не порвала с коммунистическим прошлым, как это сделали ее коллеги в странах Балтии. Это была существенная разница.

Мобилизация на Украине, второй по величине советской республике после России по численности населения и экономике, сочетала в себе элементы прибалтийской и русской мобилизаций. В частях Западной Украины, аннексированных Советским Союзом на основе пакта Молотова-Риббентропа, она следовала балтийской модели, сосредоточив внимание на вопросах истории, языка, культуры и национального суверенитета. Провозглашение Украиной независимости от Советского Союза после неудавшегося августовского переворота 1991 года в Москве произошло не только в результате союза националистов, демократов и бастующих рабочих Донбасса, но и благодаря поддержке партийного аппарата. , которому угрожала приостановка Борисом Ельциным деятельности Коммунистической партии.

1 декабря 1991 года украинцы нанесли последний удар Советскому Союзу, подавляющим большинством голосов проголосовав за независимость. Прибалтики к тому времени фактически уже не было, как и Молдовы и значительной части Кавказа. Но белорусы и выходцы из Средней Азии, рассчитывавшие на постоянные поставки субсидированного газа и нефти из России, уезжать не спешили. Даже богатый природными ресурсами Казахстан сомневался в независимости, отчасти из-за большого количества русского и славянского населения. Но решение России признать независимость Украины и не нести экономическое бремя Союза без существенных человеческих и экономических ресурсов Украины означало конец СССР. Вольно или невольно белорусам и выходцам из Средней Азии тоже пришлось уехать.

25 декабря 1991 года Михаил Горбачев объявил о своей отставке с поста президента после того, как Советский Союз уже перестал существовать как юридическое лицо, формально распущенный руководителями союзных республик. Это оказалось началом процесса распада, а не его завершением.

***

Падение СССР, далеко не всеобщее торжество демократии, как это представлялось еще в 1991 году, было победой в разной степени националистов, демократов и партийных аппаратчиков, роль и идеология которых варьировались от республики к республике. В ряде случаев власть консолидировали наиболее консервативные элементы советской элиты.
Различные пути к независимости, которые избрали разные республики, не могли не повлиять на постсоветскую траекторию ныне уже формально независимых государств. За заметным исключением государств Центральной Азии, они начали со значительной демократизации своей политической жизни и институтов, но не каждое государство было способно поддерживать или повышать этот уровень демократии в бурные годы постсоветского перехода. На самом деле большинству из них это не удалось.

Демократия была полностью успешной только в странах Балтии, где она оказалась более прочной и устойчивой к авторитарному давлению, чем даже в странах бывшего восточноевропейского коммунистического блока, прежде всего в Венгрии и Польше. Демократия в форме конкурентных выборов сохранилась в Украине, Молдове, Грузии, Армении и, в некоторой степени, в Кыргызстане (исключение среди государств Центральной Азии в этом отношении). В остальной части Центральной Азии, включая Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан, он так и не получил распространения. В Беларуси скатывание к авторитаризму началось в середине 1990-е годы после избрания Александра Лукашенко президентом. Его режим стал фактически диктатурой к 2020 году, когда он применил неограниченное насилие против мирных демонстрантов, протестовавших против широкомасштабных фальсификаций правительства на выборах, направленных на сохранение Лукашенко у власти.

В России, маяке демократии для более консервативных республик в конце 1980-х и начале 1990-х годов, авторитаризм начал набирать силу после неудавшегося переворота 1993 года против Бориса Ельцина. Президент России приказал своим военным подавить переворот танками и переписал российскую конституцию, чтобы усилить полномочия своего офиса. Придя в Кремль в качестве президента в 2000 году, Владимир Путин в полной мере воспользовался этими полномочиями. В 2021 году, будучи дважды премьер-министром и уже отбыв свой третий президентский срок, Путин еще раз переписал конституцию, позволив себе еще два президентских срока, каждый из которых был продлен с первоначальных пяти лет до семи.

По многочисленным показателям демократического развития три прибалтийских государства неизменно опережали другие постсоветские страны. Индекс трансформации Бертельсмана делит их на три категории. За Украиной, набравшей 6,81 балла, следуют Армения, Грузия, Кыргызстан и Молдова в лагере так называемой «ограниченной демократии». Россия, набравшая 5,3 балла, возглавляет группу «очень ограниченная демократия». За ним следуют Казахстан, Беларусь, Азербайджан и Узбекистан. Внизу расположились Таджикистан и Туркменистан с соответствующими баллами 3,32 и 2,71. Это лагерь «неудавшейся демократии».
Вопреки ожиданиям 1991 года, либеральная демократия не смогла охватить большую часть бывшего Советского Союза, и большинство постсоветских государств, включая Россию, сейчас идут по пути авторитаризма, а не демократии.

***

История, казалось, подошла к концу в 1991 году в одном отношении — отказе от монополистической государственной собственности и планирования в каждом новом политическом устройстве и принятии в той или иной степени принципов частной собственности, свободного предпринимательства и рыночной экономики.

К сожалению, верховенство закона в целом не стало определяющим принципом политической, социальной и экономической жизни. Жесткое государственное регулирование и манипуляция, сопровождаемые коррупцией, стали неотъемлемой чертой экономической жизни региона. Опять же, страны Балтии являются единственным исключением из этого общего правила. Там демократия и верховенство права идут рука об руку с самым высоким ВВП на душу населения на постсоветском пространстве (в 2020 году лидировала Эстония с $23 000 в год).

Там, где демократия не сопровождается верховенством права, экономическая трансформация последних тридцати лет дала далеко не скромные результаты. Украина с самым высоким уровнем демократического развития находится почти в конце списка постсоветских стран с ВВП на душу населения всего 3500 долларов. То же самое в разной степени относится и к другим странам группы «ограниченной демократии»: Грузии, Молдове и Армении, чей ВВП на душу населения в 2020 году составил менее 4500 долларов. Все эти страны находятся в еще более невыгодном положении из-за приостановленных или продолжающихся военных конфликтов: российские войска остаются в Приднестровье, Армения имеет не столь замороженный конфликт с Азербайджаном, Грузия подверглась вторжению России в 2008 году, а Украина уже восьмой год сражается с российским вторжением в Украину. Донбасс.

Россия, Казахстан и Туркменистан относятся к группе «очень ограниченной демократии» или даже «неудавшейся демократии». В экономическом плане они отстают от Прибалтики, но опережают Украину, Грузию, Молдову и Армению. ВВП на душу населения составляет около 10 000 долларов США в России, около 9 000 долларов США в Казахстане и немногим более 8 000 долларов США в Туркменистане. Относительное богатство этих стран в немалой степени обусловлено их природными ресурсами и их способностью продавать их на внешних рынках. Прибыль от этой торговли помогает поддерживать авторитарных правителей и ограничивает распространение демократии во всех трех странах. Российские и азербайджанские нефтяные доходы также помогают финансировать войны этих стран.

***

Когда в 1991 году распался Советский Союз, одной из самых обнадеживающих особенностей его распада было отсутствие крупномасштабных войн между республиками. Обеспокоивший многих на Западе сценарий «Югославия с ядерным оружием» так и не был реализован.

Наличие ядерного оружия на советской территории следует объяснить не только мирным окончанием холодной войны, но и относительно мирным распадом Советского Союза, в котором оказались четыре республики, Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. , хотя и не всегда в контроле, ядерного оружия. Соединенные Штаты работали рука об руку с Россией, чтобы добиться ядерного разоружения, вынудив Украину и другие республики отказаться от своего ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности. Они оказались бесполезными, когда Россия вторглась в Украину весной 2014 года.

1990-е годы стали кульминацией российско-американского сотрудничества. Две страны достигли договоренности по ряду ключевых вопросов, от дальнейшего сокращения ядерных арсеналов до разрешения региональных конфликтов в Африке, на Ближнем Востоке и в Афганистане, где Москва перестала поддерживать своих клиентов. Но было одно серьезное исключение: Россия и США так и не пришли к пониманию будущего постсоветского пространства.

Несмотря на принятое им в декабре 1991 года решение допустить распад Советского Союза, Ельцин никогда не рассматривал постсоветское пространство как территорию, в которой бывшие республики СССР получат полную свободу действий в решении своих дел. Содружество Независимых Государств, образованное 19 декабря.91, в том числе для обеспечения ведущей роли России в регионе. Другие республики, в частности Украина, рассматривали Содружество как международный институт, который сделает возможным организованный распад Союза или, как это называли в Киеве, «цивилизованный развод».
Соединенные Штаты оставались решительным сторонником Горбачева и Советского Союза до последних недель существования Союза, но как только СССР распался, Вашингтон поддержал полную независимость постсоветских государств в противоположность отстаиваемому для них ограниченному суверенитету. Ельциным и его советниками. Конфликт между этими двумя взглядами вышел на первый план в начале двадцать первого века.

Украина оказалась в самом центре битвы за полный суверенитет республик. Она так и не присоединилась полностью к Содружеству, которое она помогла создать, а с уходом с политической сцены бывших партийных чиновников продемократические силы предприняли попытку переориентировать Украину на Запад. Оранжевая революция — массовые протесты в Киеве осенью 2004 года, спровоцированные попыткой правительства сфальсифицировать выборы в пользу кандидата в президенты, поддерживаемого Россией, — поставила членство в Европейском Союзе на политической повестке дня Украины. США поддержали демократический выбор Украины, но Россия посчитала Оранжевую революцию формой американской агрессии и посягательством на свою сферу влияния.

В то время как либеральные союзники Путина, такие как Анатолий Чубайс, выступали за формирование российской либеральной империи, в которой другие республики были бы связаны с Россией экономической зависимостью и мягкой силой, Путин пришел к выводу, что его единственный эффективный инструмент для сдерживания постсоветского пространства Русское управление заключалось в применении военной силы. В первые месяцы 2014 года, когда украинцы подняли восстание против своего президента Виктора Януковича, который обещал им подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом, но отказался от него под давлением России, Путин ввел свои войска в украинский Крым и захватил полуостров. Через несколько месяцев он открыл еще один фронт в войне с Украиной, на этот раз в восточном промышленном районе Донбасса.

Война, начавшаяся там весной и в начале лета 2014 года, продолжается до сих пор, унося жизни более 14 тысяч человек, раненых как минимум в два раза больше, сотни тысяч остались без крова, миллионы вынуждены стать беженцами. Каковы мотивы России? Во-первых, остановить дрейф Украины в сторону Запада: Путин заявил, что, если бы он не аннексировал полуостров, он стал бы стартовой площадкой для сил НАТО. Во-вторых, подорвать и дискредитировать украинскую демократию, успех которой стал бы нежелательным сигналом для россиян: если Украина может быть демократической и успешной, то почему Россия не может сделать то же самое?

Усилия Москвы по установлению или сохранению российской сферы влияния не ограничиваются Украиной. Та же причина очевидна и в соседней Беларуси, где Россия поддерживает крайне непопулярного президента Александра Лукашенко, чья легитимность не признается европейскими соседями страны. Западный фронт конфронтации России с коллективным Западом также включает страны Балтии, постсоветскую историю успеха. Они вступили и в Евросоюз, и в НАТО, но Россия считает их оспариваемой территорией и применяет новые методы кибервойны против своих бывших подданных.

Южнее Россия продолжает оказывать военную и экономическую поддержку Приднестровью, дипломатически непризнанному анклаву, созданному в Молдавии для сдерживания западных устремлений этой страны. На Кавказе Россия вторглась в Грузию в 2008 году и захватила регион Южная Осетия, присоединив его к другому грузинскому анклаву, уже находящемуся под контролем России, республике Абхазия. Война стала прямым ответом на желание Грузии вступить в НАТО.

Многие наблюдатели говорят о возвращении холодной войны в ныне переосмысленную Восточную Европу, состоящую из бывших советских республик западной и частично южной периферии СССР. Но на самом деле новая холодная война началась там, как только закончилась первоначальная. Что поистине беспрецедентно в событиях последнего десятилетия, так это появление на постсоветском пространстве новых международных акторов. Недавнее возобновление военного конфликта между Азербайджаном и Арменией на оспариваемой территории Нагорного Карабаха завершилось победой Азербайджана, во многом благодаря поддержке его союзника Турции. Россия ввела в этот район своих «миротворцев», но была вынуждена смириться с поражением своего клиента, Армении.

Весь регион становится новым полем битвы другой холодной войны, войны между Соединенными Штатами и Китаем, в которой Москва фигурирует как младший партнер Пекина — возвращение к старому советско-китайскому альянсу, когда роли партнеров поменялись местами. . Китай, который расширяет свое экономическое и политическое влияние в Центральной Азии и за ее пределами (это крупнейший торговый партнер Украины), воздерживается от прямых вызовов России в этих областях, но его растущая экономическая мощь, в отличие от стагнирующей экономики России, не оставляет сомнений в окончательный победитель этого конкурса.

***

Это вряд ли сценарий, который кто-либо предполагал тридцать лет назад. Точно так же наблюдатели не предвидели судьбу демократии, экономики и верховенства права на постсоветском пространстве. В одних республиках торжество демократии состоялось, в других нет. А Россия, поколебавшись, просто отказалась от своих амбиций единоличного хозяина постсоветского пространства.

Но не все новости мрачны. Масштабы новой холодной войны гораздо меньше, чем у старой. Железный занавес пал, и люди могут свободно путешествовать. Ушли диктат коммунистической идеологии, ее социальные эксперименты и ГУЛАГ. Никто не заставляет крестьян вступать в коллективы, заморивая их голодной смертью, и никто не убивает писателей, чтобы остановить развитие нерусских культур. Большинство постсоветских стран сегодня намного свободнее, чем они были даже во времена горбачевской перестройки, не говоря уже о кровавой сталинской диктатуре. Верховенство закона медленно продвигается вперед в регионе, и подавляющее большинство постсоветских экономик выросли с 19-го века.91, с сопутствующим улучшением уровня жизни. Все это позволяет смотреть в будущее без эйфории 1991 года, а с осторожным оптимизмом.

История не закончилась в 1991 году, империя не рухнула в одночасье, и мы больше не ждем чудес. В этом смысле возвращение истории дает бонус: теперь мы можем учиться на прошлом опыте и догадываться, что будет дальше. Историческое развитие аналогичных постимперских ситуаций в других странах мира не оставляет сомнений в направлении процессов, происходящих сегодня в регионе, когда-то называвшемся СССР. Ни одна империя не могла возродиться и бесконечно навязывать свою волю или идеологию своим бывшим подданным. Одна из свобод, которую завоевали бывшие республики СССР и от которой они не желают отказываться, — это свобода выбора. Эта свобода должна быть поддержана международным сообществом не только словами, но и делами.

9 раз мир был на грани ядерной войны — и отступил

9 раз мир был на грани ядерной войны — и отступил

Перейти к

  1. Основное содержание
  2. Поиск
  3. Счет
Значок поискаУвеличительное стекло. Это означает: «Нажмите, чтобы выполнить поиск». Логотип InsiderСлово «Инсайдер».

Рынки США Загрузка… ЧАС М С В новостях

Значок шеврона указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие варианты навигации. ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА

Военные и оборонные

Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо. Читать в приложении Парад ядерных ракет перед Джоном Ф. Кеннеди на его инаугурации в 1961. Всеобщее достояние

 Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года ознаменовали окончание Второй мировой войны и начало эры ядерного оружия.

Во время холодной войны политика гарантированного взаимного уничтожения между США и Советским Союзом — уместно именуемая «MAD» — означала, что если одна нация применит ядерное оружие против другой, то будет раздан равный ответ как как можно скорее.

В ходе Холодной войны и несколько раз после нее граждане мира были вынуждены затаить дыхание, когда сверхдержавы были близки к ядерной войне.

Вот девять раз мир был на грани ядерной войны, но отступил:

5 октября 1960 г. — Луну принимают за ракеты

Рефлекторы обнаружения Thule AN/FPS-50 Викисклад

Радар раннего предупреждения быстро стал одним из самых важных инструментов в ядерную эпоху. Американские радиолокационные станции были построены по всему миру в надежде, что они обнаружат приближающиеся советские ракеты, предупредят родину об ударе и позволят президенту сформулировать ответ.

5 октября 1960 года одно такое предупреждение было выпущено с недавно построенной радиолокационной станции раннего предупреждения в Туле, Гренландия (теперь называемой Каанаак). Сообщается, что были обнаружены десятки ракет, которые однажды достигли США за 20 минут.

В штаб-квартире Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) в Колорадо возникла паника, и NORAD был переведен в высший уровень боевой готовности.

Паника прекратилась, когда стало известно, что в это время в Нью-Йорке находится премьер-министр СССР Никита Хрущев. Более позднее расследование показало, что радар принял восход луны над Норвегией за советские ракеты.

25 октября 1962 г. — Медведь чуть не обострил Кубинский ракетный кризис

F-106A Дельта Дартс Викисклад

Карибский кризис, пожалуй, самый близкий мир к глобальной ядерной войне. Особо выделяются четыре случая за 13 дней, первый из которых произошел 25 октября 1962 года.

Во время кризиса напряженность уже была высокой, и американские военные были переведены на DEFCON 3, в двух шагах от ядерной войны.

Сразу после полуночи 25 октября охранник Центра управления сектором Дулут в Миннесоте заметил фигуру, пытавшуюся перелезть через забор вокруг объекта. Охранник, обеспокоенный тем, что это советский диверсант, выстрелил в фигуру и активировал диверсионную сигнализацию.

Это вызвало воздушную тревогу на всех авиабазах в этом районе. Пилоты в Волк-Филд в соседнем Висконсине запаниковали, так как знали, что никаких испытаний или учений не будет, пока военные находятся на DEFCON 3. было установлено, что тревога была ложной. Их остановила машина, которая мчалась к аэродрому, чтобы сказать пилотам остановиться.

Нарушителем оказался медведь.

27 октября 1962 г. — Советская подводная лодка почти запускает ядерную торпеду

Советская подводная лодка B-59 в надводном положении, над ней кружит вертолет ВМС США, в Карибском море недалеко от Кубы, 29 октября 1962 года. Викисклад

Два случая на самом деле произошли в один и тот же день — 27 октября 1962 года, возможно, самый опасный день в истории.

Утром 27 октября советский самолет-разведчик U-2F был сбит над Кубой, в результате чего погиб его пилот, что привело к эскалации напряженности до предела.

Позже была обнаружена советская подводная лодка Б-59, пытавшаяся прорвать блокаду, которую ВМС США установили вокруг Кубы. Эсминец USS Beale сбросил тренировочные глубинные бомбы, пытаясь вывести подводную лодку на поверхность.

Капитан Б-59 Валентин Савицкий решил, что подводная лодка атакована, и приказал подготовить ядерную торпеду подводной лодки к пуску по авианосцу USS Randolf.

Все три старших офицера на борту B-59 должны были дать согласие на запуск до того, как он произошел. К счастью, заместитель командира Б-59 Василий Архипов не согласился с двумя другими своими коллегами и убедил капитана всплыть на поверхность и ждать приказа из Москвы.

27, 19 октября62 — ВВС США отправляет истребители с ядерным вооружением

Convair F-102 Delta Dagger Викисклад 900:02 В тот же день пилоты ВВС США едва не вызвали Третью мировую войну над Беринговым морем, водоемом между Аляской и Россией.

Разведывательный самолет ВВС США U-2 направлялся к Северному полюсу для выполнения миссии по отбору проб воздуха. Шпионский план случайно пересек советское воздушное пространство и потерял свое местонахождение, проведя в этом районе 90 минут, прежде чем повернуть на восток, чтобы уйти.

При этом по крайней мере шесть истребителей МиГ были отправлены, чтобы сбить U-2, когда он нарушал границу. Стратегическое авиационное командование, обеспокоенное перспективой потери еще одного U-2, направило F-102 Delta Daggers, вооруженные ядерными ракетами Falcon класса «воздух-воздух».

Узнав о ситуации, министр обороны Роберт Макнамара, как сообщается, крикнул: «Это означает войну с Советским Союзом!» Сообщается, что президент Джон Ф. Кеннеди сказал, что «всегда найдется какой-нибудь сукин сын, который не понимает слов». Аляска

28 октября 1962 г. — операторы радаров запутались из-за неизвестного спутника

Пикетчики, представляющие организацию, известную как «Женщины, бастующие за мир», несут плакаты у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, 23 октября 19 года. 62. Ассошиэйтед Пресс

Через день после этих событий операторы радаров в Мурстауне, штат Нью-Джерси, сообщили в штаб-квартиру NORAD незадолго до 9:00 утра, что советские ядерные ракеты уже в пути и должны были нанести удар ровно в 9:02 около Тампы, Флорида.

Весь НОРАД был немедленно поднят по тревоге и попытался отреагировать, но время прошло без каких-либо взрывов, из-за чего НОРАД отложил какие-либо действия.

Позже выяснилось, что операторы радара в Мурстауне были сбиты с толку, потому что на объекте запускалась тестовая лента, имитирующая запуск ракеты с Кубы, когда над горизонтом неожиданно появился спутник.

В то время дополнительные радары не работали, и операторы Мурстауна не были проинформированы о прибытии спутника, потому что объект, занимавшийся такими операциями, был занят другой работой, связанной с ситуацией на Кубе.

9 ноября 1979 г. Учебное упражнение почти превращается в настоящее

Американский генерал и канадский маршал авиации совместно управляют противовоздушной обороной Северной Америки, 26 января 19 г.66. Ассошиэйтед Пресс

В 3 часа ночи 9 ноября 1979 года компьютеры в штаб-квартире NORAD загорелись предупреждениями о том, что с советских подводных лодок были запущены тысячи ядерных ракет, которые направляются в США.

SAC был немедленно поднят по тревоге, экипажи ракет США были приведены в максимально возможный уровень боевой готовности, а ядерные бомбардировщики готовились к взлету.

Национальный аварийно-десантный командный пункт, самолет, который должен был перевозить президента во время ядерной атаки, чтобы обеспечить его командование ядерным арсеналом, даже взлетел, хотя и без президента Джимми Картера на борту.

Советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский знал, что время принятия решения президентом составляет от трех до семи минут, и поэтому решил не сообщать об этом Картеру, чтобы быть абсолютно уверенным в наличии реальной угрозы.

Прошло шесть минут крайнего беспокойства, и спутники подтвердили, что атаки не было. Позже выяснилось, что техник случайно вставил в один из компьютеров обучающую кассету, имитирующую такой сценарий.

Маршалл Шульман, в то время старший советник Госдепартамента США, как сообщается, заявил в рассекреченном письме, которое было помечено как «Совершенно секретно», что «ложные предупреждения такого рода не редкость. Меня беспокоит самоуспокоенность в обращении с ними».

26 сентября 1983 г. — Советский полковник делает самую крупную авантюру в истории

Павел Головкин/AP

Сразу после полуночи 26 сентября 1983 года советские операторы спутников в бункере Серпухов-15 к югу от Москвы получили предупреждение о запуске американской ядерной ракеты «Минитмен». Позже были обнаружены еще четыре ракеты.

Напряженность в отношениях между США и Советским Союзом обострилась в начале месяца, когда Советы сбили рейс 007 Korean Air Lines недалеко от острова Сахалин, в результате чего погибли все 269 человек на борту, включая конгрессмена США Ларри Макдональда.

Командир бункера Станислав Петров должен был проинформировать начальство о пусках, чтобы можно было принять соответствующие меры. Советская политика того времени призывала к тотальному ответному удару.

Зная об этом, Петров решил не сообщать начальству. «Все, что мне нужно было сделать, это дотянуться до телефона, поднять прямую линию до нашего высшего командования, но я не мог пошевелиться. Я чувствовал себя так, как будто сижу на раскаленной сковороде», — вспоминал он об этом инциденте.

Он рассудил, что если США нанесут ядерный удар по Советскому Союзу, они пошлют сотни ракет, а не пять.

Но у Петрова не было возможности узнать, был ли он прав, пока не прошло достаточно времени, когда ядерные бомбы могли поразить свои цели, что, возможно, сделало его решение самой большой авантюрой в истории человечества.

Через 23 минуты теория Петрова о ложной тревоге подтвердилась. Позже выяснилось, что советский спутник ошибочно принял солнечный свет, отражающийся от верхней части облаков, за ракеты.

25 января 1995 г. — Ядерные проблемы остались после Советского Союза

Затем президент Билл Клинтон (слева) произносит тосты с тогдашним президентом России Борисом Ельциным во время государственного обеда, устроенного Ельциным в Кремле 14 января 1994 года. Ассошиэйтед Пресс

Через четыре года после распада Советского Союза первый президент Российской Федерации Борис Ельцин едва не начал ядерную войну.

Российская РЛС дальнего обнаружения зафиксировала пуск ракеты с характеристиками, аналогичными ракете «Трайдент» подводной лодки у побережья Норвегии.

Обнаруженная ракета на самом деле была норвежской научной ракетой Black Brant, которая выполняла задание по изучению северного сияния. Норвежские власти проинформировали Кремль о запуске, но операторы радаров не были проинформированы.

Ельцин получил Чегет, российскую версию ядерного чемоданчика (иногда известного как Футбол), и коды запуска российского ракетного арсенала. Подводные лодки России также были приведены в боевую готовность.

К счастью, мнение Ельцина о том, что это была ложная тревога, подтвердилось, и российские спутники подтвердили отсутствие активности с американских ракетных объектов.

Читать далее

LoadingЧто-то загружается.