Сценарий мир спасет красота: Сценарий «Красота спасет мир».

Сценарий «Красота спасет мир».

СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

Внеклассное мероприятие «Красота спасет мир»

Воспитатели: Ковальченкова. Ю.А.

Тарасова.С.В.

Цель:

  1. Формирование у воспитанников социально значимых норм и ценностей.

  2. Воспитание у ребят нравственных качеств.

  3. Коррекция нравственной сферы.

Задачи:

  1. Учить у детей находить в человеке нравственную красоту.

  2. Развивать эстетический вкус.

  3. Воспитывать доброту, порядочность, честность.

Оборудование:

  1. Плакаты с надписью “Красота спасет мир” Ф.М. Достоевский.

  2. “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли” А.П.Чехов, “Корабль”.

  3. Карточки со словами: доброта, честность, порядочность, любовь, помощь близким.

Ведущий: Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о красоте.

Три добродетели украшают душу:

красота, мудрость и любовь.

Человек должен чтить и

стремиться постичь их.

По толковому словарю Даля “Красота” – значит красить, нравиться.

Красота – свойство прекрасного.

Красота – это то, что приятно вашему взору.

А какая бывает красота?

Что, в вашем понимании, означает слово красота?

— Чем красив и богат человек?

— Какая бывает красота?

Дети: Внешняя (лицо, одежда, походка).

Ведущий: А теперь послушайте притчу.

Было у одного падишаха несколько сыновей. Все они были высокие, статные, хороши собой. Лишь один выделялся хилым сложение и крохотным ростом.

Отец ненавидел, презирал уродца. Однако этот сын был умен и прекрасно образован “О, отец – сказал он однажды – умный человек маленького роста лучше большого невежды, не правда ли?

Ведь ценность вещей не определяется их размерами. Камни, что используют для отопления бань велики, но целый воз их можно купить за одну монету.

Жемчуг так мал, что каждый его золотник стоит десять злотых”.

Отец одобрительно засмеялся в ответ и изменил свое отношение к сыну.

(Обсуждение притчи.)

– Вот видите, в жизни всегда есть возможность идти по дороге добра.

Релаксационная пауза.

Закройте глаза и представьте себе, что у вас в груди расцвел “цветок доброты”. Его лепестки излучают удивительную теплоту. Этот цветок согревает вас, согревает ваши души. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости. Я хочу, чтобы вы сегодня весь день хорошо себя чувствовали.

Ведущий: Есть люди, которые способны жертвовать собой ради других. Послушайте легенду о Данко (отрывок из рассказа А.М. Горького “ Старуха Изергиль”).

Дети обсуждают легенду о Данко.

Отвечают на вопросы:

– Понравился ли вам поступок Данко? Он пожертвовал собой ради жизни людей.

Сделал добро людям.

Воспитатель: – Давайте вспомним, что еще народ говорит о красоте.

  • Не одежда красит человека, а добрые дела.

  • Не ищи красоты, а ищи доброты.

  • Красота приглядится, а ум пригодится.

  • Красив тот, кто красиво поступает.

  • Красота сердца – дороже красоты лица.

Ведущий: Ребята! Так какую красоту прославляет народная мудрость?

Дети: Духовную (доброту, порядочность, честность).

Ведущий: Ребята, а сейчас я хочу вам предложить послушать стихотворение Н, Заболоцкого “Некрасивая девчонка”.

послушать стихотворение Н, Заболоцкого “Некрасивая девчонка”.

Подумайте, о чём может

говориться в стихотворении с таким названием?

(слушается видеозапись стихотворения)

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит 
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

. Вопросы по прочитанному:

— Какое впечатление оставило у вас содержание этого стихотворения?

— Какой смысл приобретают слова «среди других играющих детей»?

— Почему автор сравнивает девочку с лягушонком?

— Какой внутренний мир у этой девочки?

-Какую сокровенную мысль доносит до нас автор?

О какой красоте говорит поэт?

7. Что такое внутренняя красота?

Что вы по этому поводу думаете?

Ведущий:– Послушайте еще одну притчу.

Некий молодой человек шел по грязной дороге. Вдруг увидел монету.

Начал искать другие. Иногда они ему попадались. Так прошла жизнь. Когда он умирал, его спросили: “Что такое Жизнь?” Он ответил: “Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты”.

Жизнь – это дорога, которая дается лишь однажды. Человек живет, трудится, но не только физически, но и духовно, т. е. усилиями души. Человек, как корабль плывет по морю. Чем будет наполнен этот кораблик? Грузом каких дел?

( Дидактическая игра: на корабль прикрепляются добрые поступки, добрые дела, которые они могли бы взять они с собой.

Человек в жизни приобретает различные ценности.

Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.

Здесь перечислены разные ценности, выберете те, которые вам близки и понятны.

Ценности повседневной жизни: 

Прилежание,

Пунктуальность,

Трудолюбие,

Бережливость,

Ответственность,

Любовь к порядку.

Ценности человеческих отношений: 

Благодарность,

Уважение,

Сострадание,

Толерантность.

Ценности высшей сферы духовной жизни: 

Чуткость,

Способность сопереживать,

Милосердие

В словаре Даля читаем: милосердие- сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность.

Толерантность  ( лат.) терпение.

  1. Практическая работа. «Лестница жизни». Задание для учащихся:

Учащимся предлагается на листе бумаги нарисовать « свою лестницу жизни». На каждой ступеньке написать истинные ценности, которые они хотели бы обрести.

( на ватмане учащиеся пишут истинные ценности)

Ведущий:

– Ребята! Вы живете в интернате. Давайте назовем людей, которые вам делают добро.

Ответы воспитанников (воспитатели, учителя, врачи, повара, администрация…)

  • Про кого из ваших товарищей можно сказать, что он несет добро, готов помочь, подсказать, придти на помощь.

  • В груди у каждого из нас бьется сердце. Если мы с вами частицу нашего сердца отдадим друг другу, совершая добрые поступки и дела, честно и порядочно будем поступать друг к другу, посмотрите, что получится из наших сердец. (Из отдельных частей складывается сердце).

Итог.

Ведущий: Я хочу, чтобы вы сказали, почему Красота спасет мир?

Дети: Красота – это доброта. Чем больше будет добра, тем меньше будет зла.

– Красота спасет мир, если люди будут любить друг друга.

Красота спасет мир

Праздник цветов для младших школьников: «Красота спасёт мир»

Описание работы: Материал для учителей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы.

Форма: внеклассное мероприятие

Возраст: учащиеся 1 — 4 классов

Цель: расширять кругозор детей о растительном, цветочном мире,

Задачи:

Развитие познавательного интереса, внимания.

Воспитание чувства прекрасного в душе ребенка, чуткости, доброте.

Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры учащихся.

Предварительная работа:

Подбор детьми частушек, загадок, песен о цветах, фотографий, поиск иллюстраций с изображением цветов для презентации, информации о цветах, изготовление корон, нарисовать рисунки с изображением любимых цветов. Мультфильм «Просто так»

Оборудование: Плакат с названием мероприятия «Красота спасёт мир!» автоматизированное место учителя, музыкальное сопровождение, короны, рисунки с изображением цветов.

Предполагаемые результаты:

познавательные УУД

— самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

— умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

коммуникативные УУД

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные УУД

— удерживать цель деятельности до получения ее результата

— анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности

— оценивать результаты деятельности

личностные УУД

— проявлять понимание и любовь к окружающей среде:

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих;

— оценивать ситуации с точки зрения правил поведения в природе;

— проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимательность

Ход мероприятия:

Просмотр отрывка мультфильма «Просто так»

Ведущий:

Как вы думаете от чего поднималось настроение у героев? (Ответы детей)

А вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов.

Цветы всегда были любимы людьми. Даря друг другу цветы, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.
И сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир цветов, и вы узнаете много нового и интересного из жизни этих прекрасных созданий природы. (Презентация1 Демонстрируя фотографии цветов)
Мы всегда улыбаемся, глядя на роскошные розы и пионы, прекрасные тюльпаны, скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Цветы можно встретить везде: в лесу, на берегу реки, в поле, в горах и даже в пустынях.

Про то, как пришли на Землю цветы, в народе вот что сказывают. Возвращался будто бы Иван-царевич от Бабы Яги. Доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная дуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в другую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась Баба Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки – цветочки. «Сказка – ложь, да в ней намек”, – говорит народ.

Каждый цветок – уникален и является настоящей загадкой природы. С древних времен люди, восхищаясь этой красотой и неповторимостью, складывали легенды о цветах.

(Выходят дети в коронах-цветах)

Посмотрите, сколько здесь цветов. Давайте познакомимся с ними.

Подснежник

Я — синий подснежник, весенний цветок.

Я вылезти, встать из-под снега не мог.

Но утром апрельским запахло весной,

И я распустился, цветочек лесной!

Ведущий:

Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу весне

«Анютины глазки»

Мы в солнечной сказке,

Как бабочек стая.

«Анютины глазки» — нас все называют.

Ведущий;

Одна из легенд рассказывает печальную историю о девочке Анюте. В одной деревеньке жила — была добрая и доверчивая девушка Анюта. Со всеми была приветлива и ласкова. На беду, приехал в эту деревню молодой человек, которого и полюбила девушка. А он оказался человеком ненадежным, обещал вернутся за Анютой, но уехал и забыл о ней. Ждала, ждала его Анюта и от тоски умерла. На месте ее погребения выросли цветы, лепестки которых были трех цветов, отражающих Анютину жизнь: белый цвет — надежда, желтый — удивление, фиолетовый — печаль.

Тюльпан

Смотрите, в травах луговых

Тюльпаны весело цветут.

Головки алые видны

И здесь, и там, и тут.

Ведущий:

Одна из легенд о тюльпане гласит, что счастье было заключено в бутоне желтого тюльпана и никто не мог до него добраться. Но однажды маленький мальчик взял в руки цветок и бутон сам раскрылся, поддавшись детской беззаботному очарованию и чистой душе.

Мак. Это чудо заметил бы всякий,

Степь синеет всё шире, а там –

Разбежались пунцовые маки

По дымящимся в зное холмам

Разбежались в таком изобилье,

Так порхают, сухи и легки,

Точно всё это бабочки крылья,

А не маков простых лепестки.

Ведущий:

Существующее поверье, будто мак растет всегда в обилии на полях битв. Главным основанием этого народного поверья послужила, конечно, красно-кровавая окраска цветов. Но на самом деле обилие мака легко объясняется тем, что на этих полях обыкновенно не пускают пастись скот, вследствие чего мак имеет больше времени для вызревания и, рассевая ежегодно многочисленные семена, со временем чуть не сплошь покрывает эти поля своими ярко-красными цветами.

Ландыш. Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень, —

Он тихо зазвенит

И этот звон

Услышит луг,

И птицы, и цветы вокруг.

Ведущий:

О появлении ландыша рассказывают так: горючие слезы Богородицы по распятому Сыну падали на землю, и на их месте вырастали белые ландыши, на которых потом появлялись красные, как капли Христовой крови, плоды. Ландыш – один из самых красивых и любимых народом цветов. Ему посвящали стихи, легенды, сказания, в его честь устраивались праздники, народные гуляния. Ландыш издавна почитался целебным растением. Капли ландыша помогают при заболевании сердца

Одуванчик. Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице.

Пышное, воздушное,

Ветерку послушное,

Он заметный, золотой,

Постарел и стал седой,

И как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

Ведущий:

Одуванчик, а тебе здесь нравится жить?  — спросила богиня. —  Где есть дети, там и я.   Я люблю их шумные игры, смотрю, как они идут и бегут в школу. Я могу расти и цвести везде: на обочинах, во дворе, в парке, на поляне. Лишь бы приносить всем людям радость и хорошее настроение. — ответил Одуванчик. Богиня заулыбалась: -Вот ты и будешь моим самым любимым цветком!!! Ты будешь цвести всюду с ранней весны и до поздней осени. И тебя всегда будут любить дети.

Василёк. Я василёк, мне часто так говорят:

Ты, красив в венке душистом.

А никак не пахнешь сам

Свежим венчиком лучистым

Часто нравишься ты нам.

Твой глазок на ножке твёрдой

Затерялся в колосках

Всё же ты, красавец гордый,

Пусть не нужный на полях

В дни, когда пылает лето,

А в лугах блестит река,

Годен ты лишь для букета

И нарядного венка.

Ведущий:

В одной из легенд рассказывается о том, как красивый стройный юноша Василек и русалка полюбили друг друга. Но не сложилось у них счастье: Василек не мог жить без земли, а русалка – без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда-нибудь дождевой поток принесет его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.

Колокольчик. Колокольчик, колокольчик!

На лугу со всех сторон

Лёгкий – лёгкий, тонкий – тонкий

Будто слышится мне звон.

Колокольчик, колокольчик!

Неужели это ты?
Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

Ведущий:

По одному преданию, в колокольчик превратилась шляпа самого музыкального на свете гнома, которую он забыл на лугу после полуночного концерта.

Роза
О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире нечего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей.

Ведущий:
розой связано множество христианских легенд. Одна из них – как архангел Гавриил сплёл для Пресвятой Богородицы три венка: из белых роз – радость Богородицы, из красных – её страдания, из желтых – её славу.

Ромашка.

Знакомые с детства, родные ромашки

Мы рвём на лужайке у тихой реки.

Как белые звёзды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Вся в белое наша поляна одета,

Качает цветы ветерок набегу.

Ромашки, ромашки!

Я знойного лета

Без вас и представить себе не могу.

Ведущий:

Давным-давно жила на свете прекрасная девушка Мария, которая любила молодого человека по имени Роман. Он ее тоже очень любил. И приснился Роману сон, что какой-то старец преподносит ему цветок необычайной красоты с солнечной серединкой и белоснежными вытянутыми лепестками. Проснулся Роман и увидел рядом с собою этот цветок. Преподнес волшебный цветок он своей возлюбленной. Мария восхитилась им и попросила своего любимого принести ей букет этих удивительных цветов. Назвала она их ромашками в честь своего любимого. Не знал Роман где собрать ему таких цветов и пошел странствовать по Белу Свету. Долго странствовал и нашел Страну Снов, где он увидел старца из своих сновидений. Тот согласился подарить его Марии целое поле ромашек при условии, что сам Роман останется в стране снов навсегда. Не дождалась Мария своего Романа, но одним прекрасным утром увидела под своим окном целое поле волшебных цветов с белоснежными лепестками. С тех времен стала ромашка символом любви.

Исполняют песню «Выглянуло солнышко»

Выглянуло солнышко,
Блещет на лугу.
Я навстречу солнышку
По траве бегу.
И ромашки белые
Рву я на лету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.

День искрится радостью,
Вдаль меня манит,
Надо мною радуга
Весело звенит,
У реки под ивою
Слышу соловья,
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я!

Собрала в ладошки я
Чистую росу,
Радугу и солнышко
Я в руках несу!
и дразню я песенкой

Ветер озорной

И танцуют весело

Все друзья со мной.

По ромашке в шутку загадывают судьбу: «Любит – не любит!” Мы тоже предлагаем вам испытать судьбу на нашей ромашке, на каждом лепестке написаны загадки, попробуйте их отгадать.

Дидактическая игра «Цветочные загадки»(презентация)

Загадки:
1. Хороша я в свадебном букете,
И в саду, где свищут соловьи.
Круглый год во многих странах мира
Я служу признанием в любви.
(Роза)


2. Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)


3. Длинный тонкий стебелёк,
Сверху – алый огонёк.
Не растенье, а маяк –
Это ярко-красный …
(Мак)


4. Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)

5. Летние цветы увяли,
А они лишь зацветают,
Очень поздние цветы,
Изумительно милы!
(Хризантемы)


6. Их в Голландии найдете,
Там везде они в почете.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут …
(Тюльпаны)


7. Он – цветочный принц-поэт,
В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам . ..
(Нарцисс)


8. Красные и белые,
С пышной бахромой,
Стебелёк зелёный,
Прочный и прямой!
Гвоздика)

Дидактическая игра «Где растут цветы?»

Выходят три человека и «высаживают» цветы.
-Нужно правильно распределить картинки с полевыми, садовыми и комнатными цветами на макеты мест (полянка, сад, подоконник), где растут эти цветы.
1. Макет «Полянка»: ромашка, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха, василёк
2. Макет «Сад»: роза, гладиолус, пион, астра, георгин.
3. Макет «Подоконник»: герань, бегония, фиалка, кактус, фуксия.

Пока дети размещают цветы где они растут. Остальные отвечают на вопросы викторины.

Викторина

Из какого цветка появилась на свет Дюймовочка? (Тюльпан)

Какие цветы росли в саду у Кая и Герды? (Роза)

Какие цветы дарят чаще всего женщинам на 8 Марта? (Мимоза)

Из каких цветов варят варенье? (Роза, одуванчик)

Какой цветок носит имя звёзд? (Астра)

Какой цветок приходится дедушкой розе? (Шиповник)

Какой цветок говорит о своём долголетии? (Столетник)

Какой цветок символизирует гордость? (Тюльпан)

Какой цветок является символом чистоты и печали? (Ландыши)

Какой цветок является символом храбрости? (Роза)

Шутка —Какие цветы боятся дождя? (Бумажные)

Ведущий: Цветы не только украшают нашу жизнь, не только лечат, но они ещё и могут предсказать погоду. Хочешь знать, какая сегодня будет погода? Цветы тебе помогут в этом. Только не ленись, подойди! Найди, проверь и запомни) Ботаники насчитывают до 400 растений-барометров. Их можно встретить всюду: в саду, в огороде, в поле, в лесу, на болоте.

Я – жимолость: понюхай меня, если услышишь сильный запах, жди дождя.

Я – вьюнок: в солнечный день мой цветок открыт, в пасмурный – закрыт.

Я – клевер: если складываются мои листочки – жди бури.

Я – чертополох: в жаркую погоду я колкий, а перед дождем – не колюсь.

Я – кисличка: лесной барометр. Перед дождем мои листья опускаются приближаются к стебельку, словно хотят спрятаться от ненастья.

Я – одуванчик: перед дождем складываю, как зонтик, свой пушистый парик.

Я – мальва: перед наступлением дождя или непогоды я закрываю свой граммофончик.

Частушки
Поливала днем цветы
Я в своем садочке,
Вся красивая сама
В розовом платочке.

Маргаритки, васильки,
Розочки, ромашки,
Наблюдала как по ним
Ползают букашки.

А за мною наблюдал
Мой сосед Василий,
Он сказал из-под куста,
Что я всех красивей.

Расцвела я в тот же миг,
Как царица роза,
Отвернулась от него-
Точно та мимоза.

Задремал сосед в  кустах,
А я точно пчелка,
Все порхаю по цветам,
Шустрая девчонка.

Не люблю соседа я,
А люблю цветочки,
Буду с ними коротать
Я свои денечки!
Ведущий 1: Давным-давно на нашей планете Земля росли цветы, которых уже не встретишь сейчас в лесу и на поляне. Виной тому стал сам человек. И до сих пор многие виды цветов на нашей планете находятся в опасности, на грани исчезновения.
Ведущий 2:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Ведущий 1: Ученые подсчитали, что за последние 400 лет исчезло около 100 видов растений! Поэтому и была создана Красная книга, цель которой защитить красоту природы от вымирания и исчезновения.

Ведущий 2: Красные книги могут быть различного уровня: национальные, международные и региональные. Главной задачей такой книги является охрана тех видов, которые находятся под угрозой исчезновения. В эту книгу по сей день заносятся и названия цветов, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите.

Сценка. На сцену выбегают сон-трава, пион, лилия -даурская, ландыш, ирис, они кружатся, играют друг с другом. Услышав крики ребят, цветы замирают. На сцену выбегают мальчишки с мячом. Они бегают, расталкивая цветы. Цветы сжимаются, никнут. Ребята убегают. На сцене остались цветы, в беспорядке разбросанные, помятые. Затем они встают, подходят к доске, где демонстрируется слайд Красной книги Амурской области. В книге написано: «Эти цветы рвать нельзя! Берегите природу!


На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Ученик
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.

Ученик

И не видели, как из-под ног

Молчаливо дыша еле-еле

Обречённо смотрел василёк

Безнадёжно гвоздики смотрели
Ученик
А они бы могли ещё долго цвести,
И расти на лоне природы,
Радовать нас своею красотой.
Давая новые всходы.
Ученик
Цветы, цветы! Не рвите их, не рвите.
Любуйтесь ими, так же, как и прежде.
Вы их своим потомкам подарите
Во имя мира, счастья и надежды.

Ведущий Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир цветов. Мы надеемся, что вам понравилось наше путешествие, и вы всегда будете не только любоваться этими удивительными созданиями природы — цветами, но и беречь их, чтобы наша земля с каждым годом становилась все краше!

«Давай пройдемся медленно по лугу.
И «здравствуй»! – скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Охрана природы — наше общее дело. Это известно любому. Только не каждый понимает, что общее — значит и его. Ведь немногим выпадает удача помочь спасению тигра или кита. А вот радость оставить жизнь Цветку доступна каждому из нас.

Красота спасет мир — Очевидное состояние

Делиться:

Вне контекста эту цитату легко счесть безнадежно наивной или оптимистичной. Но это сложно. Для Достоевского (по крайней мере, в нашем понимании) «красота» выходит за пределы эстетики, это то, что вдохновляет в нас лучшее, наши стремления к добру и истине, то, что связывает нас друг с другом.

Александр Солженицын также боролся с этой строкой в ​​своей речи на вручении Нобелевской премии 1970 года, и нам повезло быть причастными к его цепочке мыслей здесь:

 

«Однажды Достоевский бросил загадочное замечание: «Красота спасет мир». Что это за заявление? Долгое время я считал это пустыми словами. Как это могло быть возможно? Когда в кровожадной истории красота когда-либо спасала кого-либо от чего-либо? Облагородила, возвысила, да, — но кого она спасла?

Есть, однако, некоторая особенность в сущности красоты, особенность в статусе искусства: именно убедительность истинного произведения искусства совершенно неопровержима и заставляет сдаться даже противное сердце. Можно сочинить внешне гладкую и изящную политическую речь, упрямую статью, социальную программу или философскую систему на основе как ошибки, так и лжи. Что скрыто, что искажено, сразу не станет явным.

Потом противоречивая речь, статья, программа, иначе построенная философия сплачивается в оппозицию – и все так же изящно и гладко, и опять работает. Вот почему таким вещам доверяют и не доверяют.

Напрасно повторять то, что не доходит до сердца.

Но произведение искусства несет в себе свою проверку: понятия выдуманные или натянутые не выдерживают изображения в образах, все они рушатся, кажутся болезненными и бледными, никого не убеждают.

Но те произведения искусства, которые подхватили истину и представили ее нам как живую силу, — они захватывают нас, принуждают нас, и никто никогда, даже в грядущие века, не явится опровергнуть их.

Так может быть, та древняя троица Истины, Добра и Красоты не просто пустая, выцветшая формула, как мы думали в дни нашей самоуверенной материалистической юности? Если вершины этих трех деревьев сойдутся, как утверждали ученые, но слишком наглые, слишком прямые стволы Истины и Добра будут раздавлены, срублены, не пропущены, — тогда, может быть, прорвутся фантастические, непредсказуемые, неожиданные стволы Красоты. и взлететь В ЭТО САМОЕ МЕСТО, и при этом выполнить работу всех троих?

В таком случае замечание Достоевского «Красота спасет мир» было не неосторожной фразой, а пророчеством? Ведь ему дано было видеть многое, человеку фантастической проницательности.

И в таком случае искусство, литература действительно могли бы сегодня помочь миру?

Это маленькое понимание, которое мне удалось обрести за эти годы в этом вопросе, я попытаюсь изложить перед вами сегодня. »

Вы можете прочитать остальную часть его речи на NobelPrize.org

Достоевский, Солзеницын и современное состояние мира вместе вдохновили эту иллюстрацию. Мы хотели запечатлеть ощущение соединения людей с целым, которое больше, чем его части. Точки света напоминают земной шар на восходе солнца, а затем соединяются во время восхода солнца в форме цветка магнолии.

 

 

 

 

 

 

 

Делиться: Значок шеврона вниз Предыдущая статья Новый! Подарочная упаковка

«Идиот» Достоевского: «Красота спасет мир»

Разговор — это искусство, которое трудно освоить. Его качество зависит от богатства нашего внутреннего мира и доверия к собеседнику. Может быть, поэтому я так люблю разговоры о книгах, ведь тогда тяжесть интереса ложится не столько на мои плечи, сколько на плечи автора. А если опереться на спину Достоевского (1821-1881), то интерес очень легко может перерасти в страсть. Говорю это потому, что несколько месяцев назад мне пришла в голову блестящая идея (что со мной случается нечасто): я договорился с другом вместе взяться за чтение «Идиота», и, прочитав его, мы взялись за чтение. ходить, чтобы обсудить это. Вопрос, который мы тогда себе задали, побудил меня написать эту статью, и я уверен, что она заинтересует и вас.

Несколько лет назад я читал другие романы того же автора: «Преступление и наказание», «Воспоминания о мертвом доме» и совсем недавно «Братья Карамазовы». Каждый из них вызывал у меня разные чувства. Теперь я выбрал «Идиота», который не является моей автобиографией (как иронизировал другой друг, когда я ему об этом рассказал), а чем-то вроде эпизода из жизни русского «Дон Кихота» XIX века. Этот маршрут чтения сильно повлиял на меня. Как говорит Николай Бердяев в «Духе Достоевского»: «Внимательное чтение Достоевского есть жизненное событие, в котором душа принимает как боевое крещение». Как бы то ни было, огонь — хорошая метафора для его описания.

Ладно, давайте к делу (как сказал бы дерматолог): «Красота спасет мир». Это ключевая фраза пьесы и главный источник интриги, которую мы испытываем с моим другом. Какая выразительная фраза, не так ли? Мне хочется перестать писать, посмотреть в окно и побродить среди облаков. Но я напишу, потому что хочу поделиться с вами ответами, которые я нашел в облаках, в романе и в других книгах, потому что вы этого заслуживаете. Нам нужно будет поставить предложение в контекст, поэтому давайте по частям (я бы добавил Джека Потрошителя):

О чем роман (без спойлеров, не беспокойтесь)

Князь Мышкин — 26-летний мужчина, сердечный, откровенный, сострадательный и наивный, уже четыре года живущий в Швейцарии для лечения эпилепсии . Когда доктор умирает, князь чувствует, что у него достаточно сил, чтобы отправиться в Петербург, навестить дальнего родственника и попытаться начать нормальную жизнь. Его качества, однако, приводят его к экстравагантным встречам с самыми разными людьми: наиболее важными, которые будут тянуть его на протяжении всего романа, как маяк к затерявшемуся кораблю, будут его отношения любви/сострадания с красивой женщиной, но которая несет в себе боль от жестокого обращения. Ее зовут Настасья Филипповна. Сюжет закручивается, когда принц влюбляется благородной и чистой любовью в молодую женщину из хорошей семьи, которая, в свою очередь, отвечает ему взаимностью. Зовут ее Аглая Ивановна, и когда о ней спрашивают, он отвечает: «Она такая красивая, что и смотреть на нее страшно». Принц, кстати, в поле не один: женихов на одну девушку и на другую несколько. В этом сценарии возникают разного рода противоречия, которые обсуждают персонажи, заставляя нас думать, страдать и расти.

Красота спасет мир

Примерно в середине книги (не бойтесь, я сказал, что не буду спойлерить) на сцене появляется признание Ипполита. Речь идет о 17-летнем калеке, и врач предсказал, что ему осталось жить меньше месяца. Князь приглашает больного остаться в доме, где он живет, хотя остальные не понимают, зачем он принимает к себе молодого человека, который, кроме того, что болен, еще и нигилист, яростный и несвоевременный.

Однажды вечером небольшая группа знакомых и друзей приезжает на дачу, которую снимает князь, чтобы отпраздновать свой день рождения. Они пьют шампанское, весело болтают, когда юный Ипполит выражает жгучее и безумное желание открыть свое сердце. Остальные не хотят его слушать, но он просит выступить за право приговоренных к смерти. Наконец, несмотря на нежелание публики, он начинает долгое чтение некоторых признаний, написанных накануне. Но как раз перед тем, как он начал читать, Ипполит обратился к князю и спросил его громким голосом, вызвав всеобщее изумление: «Правда ли, князь, что вы когда-то сказали, что мир спасет «красота»? Господа. — сказал он, обращаясь ко всем, — князь уверяет нас, что красота спасет мир! А я, со своей стороны, уверяю вас, что если он приходит с такими извращенными мыслями, то это потому, что он влюблен.

О какой красоте говорит Достоевский, какая красота спасет мир, почему Ипполит говорит, что эта идея пришла к нему оттого, что он был влюблен, где силы открыть ее, дорожить и распространять всеми силами? Неудивительно, что это была главная тема нашего разговора с другом, когда мы гуляли под деревьями на территории кампуса Университета Наварры.

Отношения Ипполита с автором

И Ипполит, и сам Достоевский были приговорены к смертной казни. Бывшего за туберкулёз, а автора в молодости за то, что его застали в кафе, где обсуждались «революционные» (не очень серьёзные) идеи. Этот биографический эпизод прекрасно описан Стефаном Цвейгом в «Звездных мгновениях человечества».

Федор уже был с завязанными глазами и ждал у стены выстрела. Он собирался умереть, выхода не было, если только не случилось чудо. В последнюю секунду — и вот звездный миг человечества — пришло известие, что Царь смягчил приговор. «Смерть, колеблясь, выползает из онемевших конечностей», — пишет Цвейг. Достоевский мог жить; взамен он должен был отработать четыре года каторжных работ в Сибири, а затем пять лет посвятить военной службе. В этот день был спасен фундаментальный человек для универсальной литературы, и родилась идея персонажа, который мог бы видеть мир с точки зрения смерти. Этот взгляд мог быть мятежным, как у Ипполита, трагическим и глубоким, как у Достоевского, или сострадательным, как у князя Мышкина.

Человек, который почувствовал дыхание смерти за своим ухом, лучше понимает боль самого известного человека, приговоренного к смерти в истории: Иисуса Христа. Кажется, я становлюсь многословным, но нет, я прошу вас поверить мне и прочесть последнюю предысторию, поскольку в ней содержится самая важная подсказка, прежде чем прийти к заключению.

Христос Гольбейна

Есть картины, которые радуют, другие удивляют, а третьи меняют жизнь. Опыт Достоевского в Базельском музее чуть не довел его до эпилептического припадка. Это произошло во время путешествия по Европе со второй женой, Анной Григорьевной, 12 августа 1867 года. Федор ехал с ней в Женеву, и они воспользовались случаем посетить музей в Базеле. Там им попалось полотно длиной два метра и высотой тридцать сантиметров, которое привлекло внимание 46-летнего Достоевского. Это был «Мертвый Христос», написанный в 1521 году Гансом Гольбейном Младшим. Теперь вы тоже посмотрите на образ, созерцайте его медленно, вы увидите, что это особенно исхудавший, обескровленный и израненный Христос.

Мертвый Христос, Ганс Гольбейн, 1521 год. ©Wikipedia Commons

Как это возможно, — думаю, недоумевал Достоевский, восхищаясь этим разрушенным телом, — что Христос заплатил «эту» цену, чтобы спасти нас?

Является ли Христос красотой, которая спасет мир? Тот, кто был определен как «прекраснейший среди сынов человеческих» (Псалом 44), мог свидетельствовать о несравненной физической красоте. Но на картине Гольбейна изображен изуродованный Христос, что скорее напоминает нам пророчество Исайи: «Нет в Нем ни красоты, привлекающей взоры, ни красоты, которая радует» (Ис. 53:2). Итак, давайте посмотрим, о какой красоте идет речь?

В конечном счете, нет большей красоты, чем любовь, победившая смерть. Любовь Того, кто отдает свою жизнь за своих друзей, — это самое прекрасное, что известно миру. Красота, которая спасает, которая действительно спасает, — это красота любви, которая доходит до крайности искупительной жертвы. Поэтому красота, которая спасет мир, — это Христос. Бог стал человеком, чтобы спасти нас, он умер, чтобы дать нам жизнь и предложить нам воскресение.