Сценарии мероприятия по экологии в библиотеке: Сценарии по экологии

Официальный сайт — сценарии мероприятий по экологии

Краеведческая кругосветка «Заповедные места Земли».

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню заповедников и национальных парков.

Цели:

\ показать значимость природных богатств в нашей жизни;

\познакомить учащихся с биологическим разнообразием природы;

\привлечь внимание к экологическим проблемам нашего времени.

Задачи:

\повысить экологическую грамотность учащихся;

\воспитывать бережное отношение к природе;

\развивать познавательный интерес ребят.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход мероприятия:

— Добрый день, ребята. 5 января 2016 года Президент РФ В.В. Путин в целях привлечения общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности подписал Указ №7 « О проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии».

В январе в Российской Федерации отмечается День заповедников и национальных парков.

И сегодня, мы с вами, совершим кругосветное путешествие по заповедным местам нашей страны.

Впервые День заповедников и национальных парков начали отмечать в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.

Отмечается этот праздник 11 января, потому что именно в этот день в 1917 году в России был образован первый Государственный заповедник – Баргузинский.

Баргузинский государственный природный биосферный заповедник. Он является старейшим заповедником России. Он был создан 11 января 1917 года как Баргузинский соболиный заповедник для сохранения и увеличения численности соболя.

Находится он на территории Бурятии, расположен на западных склонах Баргузинского хребта, включая северо- восточное побережье и часть акватории озера Байкал.

Площадь заповедника – 374322га, в том числе 15000га составляет заповедная акватория Байкала.

( Просмотр слайдов).

Заповедник – это особо охраняемая территория федерального значения,

образцы нетронутой дикой природы. (слайд №)

Национальные парки – территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В нац. парках большая часть территории открыта для посещения и созданы условия для отдыха людей и общения с дикой природой.

Сегодня в нашей стране насчитывается 101 заповедник и 35 национальных парков, они занимают около 3% площади России.

Сейчас, ребята, с помощью красочной презентации мы побываем в самых красивейших уголках нашей страны.

( Просмотр презентации).

Наша Саратовская область тоже богата уникальными природными комплексами и объектами. Их на территории нашего региона – более 90.

Два из них федерального значения – национальный парк « Хвалынский» и государственный природный степной зоологический заказник «Саратовский».

Национальный парк « Хвалынский» создан в 1994 году. А спустя 10 лет вокруг парка была образована охраняемая зона площадью 114 тысяч 924 гектара.

Лесные массивы парка относятся к экологически ценным в области. Здесь произрастает более 100 видов растений и обитает 35 видов животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области. Кроме того славится «Хвалынский» и своими меловыми горами, на которых растут уникальные растения. Основой этим горам служили древние моря.

(Просмотр слайдов).

Самый крупный заказник нашей области – «Саратовский степной» находится на территории Фёдоровского района. Площадь его на данный момент составляет 44тысячи 300га. Уникальность его заключается в том, что именно там обитает дрофа. Эта птица занесена в Красную книгу РФ и повсеместно охраняется законом. В Саратовской области располагается большая часть российской популяции дрофы.

К 2020 году на базе этого заказника планируется создать заповедник.

( Просмотр слайдов).

Есть особо охраняемые природные территории и в нашем Ивантеевском районе.

— Кто знает такие места, ребята? ( Ответы детей).

Это конечно же урочище « Вавилов дол». Памятник природы создан в целях охраны типичных для степей Саратовского Заволжья – байрачных, дубово – осиновых лесов и примыкающих к ним, небольших участков разнотравных – злаковых степей с высоким обилием красно — книжных видов растений. Памятник состоит из двух участков: Вавилов Дол и Дубовый овраг.

(Просмотр слайдов).

Есть у нас в районе урочище « Юпитер», которое находится между селами Чернава, Восточный и Яблоновый Гай. Памятник природы создан для сохранения участка ковыльной степи и дубово – осиновых колок, расположенных на сильно расчленённом овражно – балочной сетью склоне сыртового увала. На этом участке произрастают многие виды редких, занесенных в Красную книгу растений.

В скором времени в особо охраняемые природные территории местного значения войдут: озеро «Калач», старичные озёра реки Большой Иргиз, овраг Дубовенький и урочище Орехово.

Вот и подошло к концу наше виртуальное путешествие. Мы познакомились лишь с маленькой толикой наших природных богатств. Чтобы и в дальнейшем иметь возможность знакомиться и любоваться красотой родной природы и её богатствами нужно бережно относиться к природе, больше внимания уделять изучению родного края, заповедных мест и памятников природы. Повышать свою экологическую культуру.

 

Экологический урок.

«Тайны Земли: экологические катастрофы древности и современности»

Цели:

— познакомить слушателей с проблемами окружающей среды;

— обратить внимание на угрозу, которую представляет воздействие человека на природу;

— подробно познакомить с экологическими катастрофами 20 – 21 веков;

— выявить причины возникновения катастроф.

2017 год – объявлен в России Годом экологии. Человечество переживает огромное экологическое неблагополучие. Но будет не правильным считать, что экологические проблемы начались относительно недавно. Следы экологических проблем ведут в далекую древность и тому есть подтверждения.

С древнейших времен человек только и делал, что менял, преобразовывал природу вокруг себя, в угоду себе, и с древнейших времен плоды его деятельности возвращались к нему бумерангом.

Возможно ( хотя этот факт не доказан абсолютно достоверно) человек внес большой вклад в возникновение самой большой на планете пустыни – Сахары. Фрески и наскальные рисунки, найденные там, датируемые

6 -4 тысячелетием до н.э. показывают богатый растительный и животный мир Африки. Как показывают исследования, опустынивание территории современной Сахары началось около 500 000 лет назад, но колоссальный характер этот процесс принял с 3 тыс. до н.э. Племена, населяющие эту территорию, вели кочевой образ жизни, вырубали леса, осушали реки под посевы. Неумеренный выпас скота привел к выбиванию копытами плодородных почв, что привело к эрозии почвы и опустыниванию земель.

« Козлы съели Грецию» — эта поговорка известна с античных времен. Козловодство уничтожило древесную растительность в Греции, копыта вытоптали почву.

Вблизи античных городов существовали огромные свалки. В частности около древнего Рима один из холмов свалки был высотой в 35 метров, а диаметром в 850 метров. Грызуны и нищие, кормившиеся там, разносили болезни. Сливы отбросов на улицы городов, сбросы сточных вод в водоемы, откуда потом жители брали воду.

В том же Риме проживало около миллиона человек, можно представить, сколько они производили мусора.

И такие процессы происходили в разных уголках земли.

Из-за экологических изменений в природе, вызванных деятельностью человека, несколько высокоразвитых культур просто погибли.

Древняя цивилизация индейцев майя, построившая множество каменных городов, пользовавшиеся иероглификой, знавшие математику и астрономию лучше своих европейских современников, подвергли почву такой эксплуатации, что истощившаяся земля вокруг городов уже не могла кормить население. Существует гипотеза, что это вызвало миграцию населения с места на место, что и привело к гибели древней культуры.

Трагична судьба острова Пасхи. Богатый растительным и животным миром остров смог стать домом высокоразвитой культуры. Жители Пасхи умели писать, имели возможность совершать многодневные плавания. Но в

какой-то момент (вероятно около 1000г.н.э.) на острове началось массовое производство огромных каменных истуканов, возможно олицетворяющих племенных вождей. Во время строительства статуй и доставки их на место стоянки (80 статуй, весом 85т. ) были уничтожены практически все леса острова. Отсутствие древесины повлекло за собой гибель животного мира, не из чего стало производить орудия труда, практически прекратилась связь острова с другими островами Тихого океана. Все это привело к гибели высокоразвитой цивилизации.

Таких примеров можно привести множество. Чем развитие и образованнее

становилось человечество, тем больше возникало экологических проблем.

Ну а сейчас вернемся в нашу современность и с помощью презентации попытаемся понять, что нужно сделать человеку, чтобы избежать участи древних цивилизаций.

( Просмотр презентации «Экологические катастрофы XX века», с последующим обсуждением).

 

Список литературы:
Ю. Дорохов. Экологические катастрофы древности.

А. Кадым. Экологические катастрофы древности. Трагедия острова Пасхи.

Ресурсы сети интернет.

 

Экологический ринг «Природа, как же ты загадочна».

Цели:

-воспитание бережного отношения к окружающей природе;

— формирование познавательного интереса к изучению природы;

-воспитание чувства ответственности за свои поступки и действия;

— умение работать в команде.

Ожидаемые результаты:

— привитие познавательного интереса к изучению особенностей природы родного края;

— использование на практике полученных знаний в решении экологических проблем.

Оборудование:

— компьютер, презентация « Запрещающие знаки»;

— фломастеры, бумага;

— эмблемы «Юный эколог».

Оформление:

Зал оформлен плакатами с видами природы и высказываниями.

Выставка книг о природе.

Аудитория: учащиеся 1-3 классов.

Ход мероприятия:

Ведущий:

— Добрый день, ребята и уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас в стенах нашей библиотеки.

Все мы – жители нашей замечательной планеты под названием Земля! Мы шагнули в 21 век, имея огромные достижения в области науки, техники, искусства, образования. Но у человечества, к сожалению, появились и большие проблемы. К числу самых серьезных относятся проблемы экологии.

Чтобы сохранить природу, а за одно и самим уцелеть, люди стали изучать законы живой природы. Так возникла наука «ЭКОЛОГИЯ». Слово состоит из двух греческих слов: «ойкос», что означает «дом» и «логос» — «наука».

Значит, получается, что «экология» — это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Сегодня, ребята, мы проведем с вами экологический ринг « Природа как же ты загадочна». Я надеюсь, что эта встреча поможет нам задуматься об окружающем нас мире, и понять, что его нужно беречь и охранять.

Наших уважаемых педагогов, я попрошу быть нашими судьями.

Вас, ребята, ждут различные конкурсы, викторины и развлечения.

Итак, мы начинаем наше состязание!

Первый конкурс « Живая и неживая природа».

Команды получают листы с заданием. Из полученного списка в два столбика нужно выделить слова по принципу «живая – неживая природа»:

дерево, мальчик, ливень, солнце, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, почва.

(судьи оценивают конкурс)

Второй конкурс «Загадки из земли».

Ребята, будьте внимательны, сейчас вам предстоит отгадывать интересные загадки. Отвечать первой будет та команда, которая первой поднимет руку. Если команда не дает правильный ответ, отвечает следующая команда.

Итак, внимание вопрос!

  1. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок)

  1. На кухне у мамы помощник отличный,

Он, синим цветком, расцветает от спички. (Природный газ)

  1. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина)

 

  1. Очень прочен и упруг, строителям — надежный друг.

Дома, ступени, постаменты, красивы станут и заметны. ( Гранит)

  1. Без неё машина даже километра не пройдёт,

Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? ( Нефть)

  1. Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф)
  2. Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда)

  1. Я лёд, я пот, я – облака.

Я иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

Когда я злюсь, то закипаю;

А от мороза – застываю. ( Вода).

 

(судьи оценивают ответы команд).

 

Третий конкурс «Природная аптечка».

А сейчас, ребята, проверим, как вы знаете лекарственные растения.

Отвечать команды будут по очереди.

 

  1. Вся в белое платье одета,

В серёжках в листве кружевной,

Встречает горячее лето, она на опушке лесной. (Берёза)

 

  1. Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. ( Крапива)

 

  1. Кто не прикасается, за того цепляется,

 

  • и колкий, кругом торчат иголки. ( Репей или лопух)
  1. Золотая середина и лучи идут кругом

Это может быть, картина –

Солнце в небе голубом? ( Ромашка)

 

  1. Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

  • кисти белоснежной. ( Ландыш)

 

  1. Растёт зеленый кустик

Цветы ангельские,

Когти дьявольские –

  • укусит. ( Шиповник)

 

  1. Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. ( Одуванчик)

 

  1. Тонкий стебелёк у дорожки,

На конце его серёжки.

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

  • раны ног и рук. ( Подорожник)

 

( Судьи оценивают ответы команд).

Четвёртый конкурс « Живое слово».

Я хочу вам напомнить, ребята, что представители животного мира могут называться одним словом – фауна, а растительного мира – флора.

  • задание первой команде вспомнить как можно больше представителей животного мира на заданные буквы.

Ф –

А –

У —

Н –

А –

Задание для второй команды, вспомнить как можно больше представителей растительного мира:

Ф –

Л –

О –

Р –

А –

( судьи оценивают ответы команд).

 

Пятый конкурс « Музыкальный».

Команды должны вспомнить и напеть мелодии из известных песен о природных явлениях, животных, растениях и т.д. Начинает та команда, которая первая поднимет руку.

( судьи оценивают работу команд).

 

Шестой конкурс « Экологические знаки».

Каждый из нас, ребята, имеет право пользоваться природными богатствами. Это право закреплено нашей Конституцией. Но, к сожалению, некоторые люди не умеют или не хотят бережно относиться к природе. Вот для таких людей были придуманы запрещающие экологические знаки.

Давайте с ними познакомимся.

( Показ презентации « Запрещающие знаки»). С ребятами повторяются правила поведения в природе, объяснив, что означает каждый знак.

А сейчас, ребята, вы должны придумать свои запрещающие знаки.

(Детям выдаются бумага и фломастеры).

Дорогие болельщики, пока ребята выполняют задание, хочу обратиться к вам за помощью.

Ко мне в библиотеку попало несколько жалоб, помогите мне узнать от кого они.

Итак, слушайте.

Жалоба № 1.

Кто такая, не скажу, догадайтесь сами,

У речки в болотце я живу,

Не одна с друзьями.

Много лет возле речки живу,

Но терпеть я больше не могу.

Засорили, замутили всю водицу.

Разве будет в речке кто тогда водиться?

Там на дне бутылки, рваные ботинки,

Бумага, тряпки, склянки, консервные банки.

Гибнут растения, раки, рыбёшки.

Вы помогите, друзья мне немножко.

  • детей) (Лягушка).

Жалоба №2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такие мы уродились.

Любим висеть вниз головой. Обижают нас не заслуженно.

  • детей) (Летучая мышь).

Спасибо, ребята за ответы, вы принесли своим командам дополнительные очки.

( Судьи оценивают работы команд).

Не только люди могут разговаривать. Говорят и книги. Есть у нас в стране такая книга, которая не просто говорит, она кричит, только не каждый её слышит. Это – Красная Книга. На её страницах записаны имена исчезающих животных, птиц, растений, насекомых. Красный цвет – это сигнал запрета: остановись, человек! Услышь тех, кто нуждается в помощи. Оставь после себя не кучи мусора, а посаженные деревья и цветы, чистую речку, спасенную птицу.

С этой книгой, ребята, вы можете познакомиться в нашей библиотеке. (Демонстрация книги).

Мои юные друзья, вот и подошла к концу наша встреча. По итогам игры обе команды набрали одинаковое количество очков. Я поздравляю вас, ребята! Все вы приняты в ряды юных защитников природы — юных экологов.

(ребятам вручаются эмблемы «Юный эколог»).

Как напутствие вам, ребята, я хочу зачитать слова писателя Михаила Пришвина:

« Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

До свидания, друзья! До новых встреч!

 

Литература:

Газета «Педсовет» №6\2010г.

Земные карусели/ ред.-сост. Л.И. Жук.- Минск: Красико – Принт, 2007.-128с. —

(Праздник в школе).

Ресурсы сети интернет.

 

 

Я дышу, и значит, я живу. Экологический вечер

Библиотекарь:

 Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые гости! Вы, конечно, все знаете, что у всех людей на Земле есть день рождения! В этот день и дети, и взрослые ждут поздравления и подарки. В этот день звучат песни, добрые слова и даже солнце светит ярче. Сегодня мы собрались здесь на необычный день рождения — День рождения Земли:

22 апреля – День рождения Земли.

Учащийся: Я речь свою веду о том,

Что вся Земля — наш общий дом,-

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.

Земля не спит, и каждый день

Глядит в глаза своих детей.

Давайте беречь

От невзгоды любой

Большой и доверчивый

Шар голубой.

Давайте, ребята,

Назло непогодам

Обнимем планету

Своим хороводом.

Развеем над нею

И тучи, и дым,

В обиду ее

Никому не дадим!

Учащийся:

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг –

Тут речка, там – зеленый луг!

В лесу дремучем не пройдешь!

Воды в пустыне не найдешь!

А где- то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря

Все называется Земля.

А если в космос ты взлетишь,

То у окна ракеты,

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Библиотекарь: Что же это за праздник — День Земли? И зачем он? Итак, немного истории.

В обращении ООН говорится: «День Земли – это специальное время, которое предназначено, чтобы привлечь внимание всех людей к осознанию планеты Земля как их общего дома, ощутить нашу всеземную общность и взаимную зависимость друг от друга».

День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным Днем Земли – это праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.  Этот праздник  призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Это день напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе. Родился праздник Земли в Америке.   Именно в этот день в 1970 году более 20 миллионов американцев отмечали День Земли.  Сознание этих людей разбудила трагедия, которая произошла в 1969 году – возле курортного городка Санта – Барбара из скважины разлились миллионы тонн нефти. Смертоносная плёнка нефти, убивающая всё живое, накрыла огромные пространства пляжа и океанских вод. Люди решили посвятить один день в году защите нашей бедствующей ПЛАНЕТЫ.

Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно раз, два, три,
Откроем праздник — День Земли!

Учащийся:

Мы – хозяева нашей природы  –
Мы – хозяева нашей страны.
Все земные богатства народа
Охранять мы надёжно должны.

Рыбы любят затоны речные
Птицы – воздух, а звери – леса.
Наши степи – массивы лесные –
Это наша земная краса.

Нам моря и озёра знакомы,
Полюбился пшеничный простор.
Мы изучим свои водоёмы
И загадки задумчивых гор.

Пусть будет мир и добро на всей планете!

                                              Природа- это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Природа — это дом, украшенный трудом,

                                               Ты, знаешь ли, такому дому цену?

Что будет, если в нем крыша под огнем?

                                               Что будет, если в нем сломаем стены?

Природа — это дом, в котором день за днем

Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.

                                            И этот дом и смех — один, один для всех,

Другого дома нет на целом свете.

                                           Природа — это дом под снегом и дождем.

В любой мороз и зной устроен он на славу.

                                             Храните этот дом, в котором мы живем.

                                              На этот мирный дом имеем право.

Библиотекарь:

В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетарную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира — символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время – это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры. В России акция «Колокол Мира в День Земли» проводится с 1998 года по инициативе летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А. Н. Березового.

В течение минуты, пока звонит Колокол Мира, людям стоит задуматься, как сохранить планету и улучшить жизнь существ, населяющих ее.

Первый Колокол Мира (Peace Bell) был отлит в 1954 году в знак памяти о трагедии японских городов, переживших ядерную бомбардировку, и установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Он отлит из монет, собранных детьми всех континентов, в него также вплавлены ордена и медали, другие почетные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Затем подобные колокола начали устанавливать и в других странах – Японии (1954), Германии, Польше, Турции (1989), Мексике (1990), Австралии (1992), Монголии (1993), Канаде (1996), Бразилии (1997), Аргентине (1998), Эквадоре (1999), Узбекистане (2003) и других странах. Россия присоединилась к акции «Колокол Мира в День Земли» в 1998 году.

Есть у Дня Земли и свой флаг с изображением одной из первых фотографий нашей планеты из Космоса. Это знак осознания, что только совместными усилиями можно решать глобальные экологические и социальные проблемы на Земле. Поэтому неслучайно, что этот праздник активно поддерживают космонавты. Ведь они первыми поведали миру о том, насколько прекрасна и беззащитна наша планета, и как она нуждается в бережном отношении всех нас.

Флаг Земли не является официальным символом чего-либо (поскольку не существует общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне. Традиционно Флаг связан с Днем Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими международными мероприятиям. Символом Дня является зелёная греческая буква Θ на белом фоне.

Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё записаны животные и нашей страны. Однако в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране, поэтому многие страны стали составлять собственные Красные книги.

В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В неё записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.

250 лет тому назад на берегу Берингова моря обитали морские коровы. Они были доверчивы и не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось меньше и меньше, так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.

По вине человека исчезло много других зверей и птиц, насекомых и растений.

Красный сигнал смертельной опасности – это призыв к разуму и совести каждого.

«Красная книга»

Охраняется «Красной книгой»

 Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Учащийся:

   Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм:

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда.

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учащийся:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

Учащийся:

Давайте, люди,

Дружить друг с другом

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом.

Учащийся:

Как парус с морем,

Трава с дождями.

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте, люди

Любить планету

Во Вселенной

Похожей нет.

Во всей Вселенной

На всех одна,

Что будет делать

Без нас она?

Учащийся:

Ты, дружок,

Смотри не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка

Не покупай для бабочки сачка.

Конкурс «Загадки про птиц».

  1. На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его…(скворец).

Озорной мальчишка

  1. В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (воробей)

  1. На скале он строит дом

Разве жить не страшно  в нём?

Хоть кругом и красота,

Но какая высота!

                 Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться-

Два могучих крыла – у хозяина…(орла)

  1. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это…(снегири)

  1. Чёрный, проворный,

                  Кричит «крак»

                 Червякам – враг. (грач)

  1. Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт «ку-ку», «ку-ку»? (кукушка)

«Знатоки природы»

1.      В Древней Руси этого зверька называли «векша». Он очень красив. Рождается голеньким, за то потом щеголяет в пушистых нарядах.  (Белка)

2.     Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать не значительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)

3.      В России этого жучка издавна называли «Солнышко». Он красненький и кругленький, безобидный, любит полакомиться тлей. (Божья коровка)

4.     Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, поют собакой. Летом поедают большое  количество гусениц. (Скворец)

5.   Эти животные, способствуют образованию пастбищ и лугов, сохранению крупных проточных водоемов, увеличению численности рыб, повышению самоочистительной способности рек? (Бобры)

6. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива)

7. Какие две ноты растут в огороде? (Фасоль)
8. У каких жителей леса нет корней, стеблей, листьев, цветов? (У грибов)
9. Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)

«Из книги рекордов Гиннесса»

1.     Самое большое животное на Земле (Синий кит: l=33 м)

2.     Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на земле. (Акулы)

3.     Самый быстрый зверь (Гепард —  v= 120 км/ч)_

 4.     Самая крупная кошка  (Тигр – 3,5 м, т = 300 кг)

5.     Самая большая змея, обитает в Южной Америке (Анаконда — 11 м)

6.     Самая крупная птица (страус — 2,5 м, т = 100 кг,  v  = 50 км/ч)

7.     Самая маленькая птица (колибри – величиной со шмеля)

8.     Самый лучший прыгун, живет в Австралии (Кенгуру)

Конкурс «Собери мусор»

1 конкурс: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Дл; этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду, (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Правила поведения в природе.

1.Не ломай ветви деревьев и кустарников.

2.Не повреждай кору деревьев.

3.Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

4. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

6. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

8. Не разоряй муравейники.

9. Не лови диких животных и не уноси их домой.

10. Не подходи близко к гнездовьям птиц. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.

11. Не разоряй птичьи гнёзда.

12. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

13. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают многие растения и насекомые.

Викторина о птицах

1. Самые крупные летающие птицы? (лебедь, орёл, дрофа).

2. Самая маленькая птица в мире? (колибри).

3. Кто лучше всех в лесу поёт? (соловей).

4. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст).

5. Какая сова охотится днём? (полярная).

6. Какая птица живёт дольше всех? (ворон).

7. Птенцы какой птицы шипят из гнезда, как змеи? (вертишейка).

8. Какая птица сажает носом деревья? (сойка).

9. Какая птица выше всех летает? (орёл).

10. Кто быстрее всех летает? (стриж).

11. Назовите самую большую птицу на земле (страус).

12. Какая птица любит нырять в прорубь? (оляпка).

13. Назовите красногрудых птиц, которые питаются горькой рябиной (снегири).

14. Пение этой птицы слышно уже в марте. Чем выше она взлетает, тем звонче её голос. О какой птице идёт речь? (о жаворонке).

15. Какая птица поёт хвостом? (бекас).

Конкурс «Небылицы»

Прослушав предложения, найдите биологические ошибки.

— Мне подарили букет из подснежников, васильков и ромашек. Цветы ребята сами собрали на поляне. (Эти растения одновременно не цветут)

— У всех животных есть дом: у медведя — берлога, у волка — нора, у белки — дупло, у бобра — хатка, только заяц бездомный. (У волка — логово)

— Прослушав сообщения ребят, какой мы вывод можем сделать? Какие правила должен соблюдать человек?

Экологическая викторина.

1. Что такое «замор» рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде, поэтому зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)

2. Назовите животное водоёмов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает её. Поэтому улиток селят в аквариумы.)

3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

4. Может ли гриб съесть дерево? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая её в труху.)

5. Кто такие слетки? (Птенцы, которые выпали из гнезда. )

6. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнезде? (Многие птицы после этого бросают своё гнездо.)

7. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно)

8.Как называется растение, у которого одна сторона листа теплая на ощупь, а другая — холодная?

Составление своего экологического альбома.

Предлагаю вам вместе со мной начать заполнение необычного альбома. (Показываем альбом)

Первая страница посвящена Дню Земли. На второй странице — календарь экологических дат:

22 апреля — Международный день ЗЕМЛИ;

22 марта — Всемирный день воды;

1 апреля — Международный день птиц;

5 июня — всемирный день охраны окружающей среды;

4 октября — Всемирный день животных.

Вспомните слова Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Они должны иметь право на хорошую жизнь.

Некоторые страницы альбома пока пусты, заполнять их мы будем вместе здесь и сейчас. Но хочу обратить ваше внимание на цвет страниц: черные, красные, зеленые, белые. Это не случайно. С чем у вас ассоциируется черный цвет?

Учащиеся: знак беды, несчастья, гибели.

-Что мы можем поместить на этих страницах?

Учащиеся: исчезнувшие животные.

-Следующие страницы красные. Почему красные?

Учащиеся: красный — цвет крови, опасности. Он привлекает внимание, заставляет насторожиться.

-Правильно, все знают о красном сигнале светофора. Что же мы поместим на эти страницы:

Учащиеся: животных, которым грозит опасность.

-Есть у нас страницы зеленые. Почему зеленые?

Учащиеся: зеленый — цвет надежды.

-Но много и белых страниц в альбоме. Какой цвет они приобретут — зависит от нас.

Приступим к работе. Я подготовила интересный материал, с его помощью можно оформить страницы. Над каждой страницей поработают 2 человека. Вам нужно расположить материал на странице в логической последовательности. Через несколько минут мы посмотрим, что у вас получится. (Раздаем задания трём группам).

-Давайте обсудим, что нужно людям нужно сделать, чтобы черные и красные страницы больше не появлялись?

Учащиеся:

  • охранять природу, создавать заповедники, бороться с браконьерами;
  • строить очистные сооружения;
  • стать вегетарианцами;
  • отменить моду на меха;
  • не выбрасывать мусор в реки и озера;
  • помогать бездомным животным:

Помните, что мы оформляем страницы альбома. Пора вернуться к цветным страницам (выходят дети и защищают свою работу).

Заключение:

-Ребята, у вас на столах лежат бумажные фигурки человека. Каждый из вас возьмите фигурку и напишите на ней качества Человека — достойного жителя планеты Земля. Поселите своего Человека на нашу голубую планету.

(дети прикрепляют человечков на плакат с изображением планеты).

  • http://ddd-gazeta. ru/content/view/292/0/ — информация о колоколе мира
  • http://www.risk.ru/i/post/4/4139.jpg — информация о Мортоне Стенли
  • http://piastra.narod.ru/_KAT1/st117.htm  — стихотворение «Люди – гости на планете Земля»
  • http://gorodlip.ru/events/e10127365/   — информация о празднике.
  • http://www.clubochek.ru/vers.php?id=5631 стихотворение – живая планета Земля
  • http://www.solnet.ee/holidays/s12_9.html — сценарий экологического праздника «ДЕНЬ ЗЕМЛИ» С. Сульдимирова
  • http://www.solnet.ee/sol/002/z_074.html — загадки о птицах
  • http://www.solnet.ee/sol/002/z_078.html — загадки о животных
  • Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. — 22-е изд., стер.- М., Рус. яз.,1990

Материал подготовила: библиотекарь читального зала Гнидина Л.В.

50 способов обеспечения устойчивости библиотеки

23 апреля 2021 г.

Чтобы отпраздновать -летие здания библиотеки Гейзеля, Комитет по устойчивому развитию библиотеки (LSC) составил этот список способов, которыми мы добились устойчивого развития на протяжении многих лет.

  1. Езда на работу на велосипеде: В библиотеке имеется безопасный «велосипедный бункер» для сотрудников библиотеки, которые едут на работу на велосипеде.
  2. Солнечная энергия: На крыше здания Биомедицинской библиотеки находится множество солнечных батарей.
  3. Сокращение поездок на работу: Сотрудники библиотек в некоторых подразделениях работают по сжатому 4-дневному графику, что позволяет им сократить один день поездок в кампус.
  4. Бросьте одноразовые стаканчики во благо: Библиотечный комитет по устойчивому развитию поддерживает «тележку для временного использования» для использования на мероприятиях персонала, что позволяет библиотеке свести к минимуму использование одноразовых стаканчиков.
  5. Заправки не на свалке: В библиотеке Гейзеля и здании биомедицинской библиотеки находится несколько станций заправки бутылок с водой; эта информация размещена на карте кампуса.
  6. Практика устойчивого творчества : ежегодный День творца в библиотеке, который открыт для всего сообщества, предлагает возможности для создания экологичных поделок, товаров для уборки и ухода за собой и многого другого в рамках празднования Месяца Земли в кампусе.
  7. Повторное использование канцелярских принадлежностей: LSC содержит «комнату для переселения» с канцелярскими принадлежностями и оборудованием и периодически проводит «мероприятия по переселению», экономя деньги Библиотеки и не допуская попадания предметов на свалки; эта попытка была описана в статье «Leading the Green Revolution» в журнале ALA Magazine.
  8. Совместное использование по всему штату: членов LSC организовали и представили панель «Устойчивое развитие вокруг нас» на конференции Калифорнийских академических и исследовательских библиотек 2020.
  9. Распространение информации: Члены LSC являются авторами пяти глав публикации 2019 года Поваренная книга библиотеки устойчивого развития ( It Takes A Village ”Sustainability Starter , Посмотрите, как растет наш сад 9 0044 , Абсолютно бесплатно Рынок , День мастеров своими руками , Думаю, у вас есть мой степлер ).
  10. Энергосбережение: В 2001 г. в Библиотеке была создана собственная команда, занимающаяся вопросами энергосбережения; в начале 2000-х группа получила разрешение на закрытие одного лифта в Башне в течение двух лет, сэкономив 4% общей энергии библиотеки.
  11. Специализированная группа по устойчивому развитию: В 2009 году в библиотеке была создана Группа по устойчивому развитию в области окружающей среды, название которой было изменено на Комитет по устойчивому развитию библиотеки, чтобы включить более целостный подход к устойчивому развитию, включая не только экологическую, но и социальную и экономическую устойчивость.
  12. Признание сообщества: LSC получил сертификат EarthWorks E.A.R.T.H. Награда 2016 года.
  13. Сертификат Green Office : ESG/LSC получил сертификат Green Office для библиотеки Гейзеля в 2013 году.
  14. Продвижение глобальных экологических инициатив: LSC ежегодно проводит выставки и онлайн-мероприятия в честь июля без пластика.
  15. Делимся плодами нашего труда: Библиотека ежегодно проводит обмен фруктами и овощами для сотрудников.
  16. Оставайтесь на связи и учитесь вместе: LSC поддерживает канал Slack (обмен мгновенными сообщениями) и веб-сайт (блог закрыт в 2020 г.), чтобы держать сотрудников библиотеки в курсе вопросов устойчивого развития.
  17. Инициативы по вторичному использованию: С 2011 года библиотека принимает участие в общеуниверситетской бригаде письменных принадлежностей, которая собирает сотни ручек и маркеров для повторного использования компанией TerraCycle.
  18. Ответственная утилизация отходов: Библиотечные помещения предоставляют сотрудникам место, где сотрудники могут безопасно утилизировать использованные батареи (из дома и из офиса), и они ответственно утилизируются EHS кампуса.
  19. Принадлежности для озеленения: В отделе межбиблиотечного абонемента библиотеки с 2012 года используются многоразовые книжные переплеты, а не бумажные.
  20. Справочник по экологически безопасным подаркам: С 2012 года ESG/LSC предоставляет ежегодно обновляемый список предложений по экологически безопасным подаркам, который доводится до сведения всего кампуса.
  21. Recycling Collaboration: Библиотека сотрудничает с Ресурсным центром устойчивого развития кампуса для сбора библиотечных отходов, таких как полиэтиленовая пленка и другие упаковочные материалы, которые не могут быть легко переработаны. Пластмассовые материалы транспортируются на объект, который их принимает; коробки и упаковочные материалы передаются другим программам по запросу.
  22. Сообщество: LSC проводит ежегодный бесплатный «Летний обмен», в рамках которого все сотрудники библиотеки приносят из дома предметы домашнего обихода и одежду и обмениваются ими друг с другом.
  23. Campus Education: LSC предоставляет студентам информацию об устойчивом развитии на ежегодном мероприятии «Geisel After Dark».
  24. Энергосбережение: Библиотека сотрудничала с кампусом, чтобы установить и протестировать чувствительное к движению освещение на двух верхних этажах библиотеки Гейзеля.
  25. Путешествие налегке: LSC составил и ведет список советов по экологичному путешествию для сотрудников.
  26. Альтернативный транспорт: LSC сотрудничает с Teaching + Learning Commons для продвижения программы Bus Buddies и информации об устойчивом развитии.
  27. Green Buying: В 2010 году ESG/LSC составило набор руководящих указаний по устойчивым закупкам/сокращению отходов для помощников по административным вопросам библиотеки.
  28. Зеленый день открытых дверей: Сотрудники библиотеки укомплектовали стенды и помогли провести пешеходные экскурсии по устойчивому развитию в Green Open House 2011 UCSD.
  29. Плоггинг: В 2012 году ESG/LSC предоставила грабберы, предоставленные университетским городком, для тех, кто хочет собирать мусор во время перерывов.
  30. Содействие зеленому образу жизни: В 2013 году ESG/LSC разработали Руководство по устойчивому образу жизни, которое было разослано по электронной почте всем сотрудникам Библиотеки.
  31. Экспонаты: В 2013 году Библиотека в партнерстве с Береговой службой и Общественным садом Роджера спонсировала выставку «Жить устойчиво».
  32. Совместное использование библиотечных экологических практик на национальном уровне: В 2014 году члены ESG/LSC представили постерную сессию под названием «С нуля» на конференции Американской библиотечной ассоциации.
  33. Сотрудничество студентов: В 2014 году сотрудники библиотеки совместно с группой Sustain2Student участвовали в конкурсе на изменение дизайна мусорной корзины.
  34. Экологизация Mothership: В 2014 году ESG/LSC и ее сотрудники написали главу «Озеленение Mothership», опубликованную в Сосредоточьтесь на обучении в интересах устойчивого развития.
  35. Запрет на жопу: Библиотека работала с университетским городком над продвижением кампуса без курения и табака (2014 г.).
  36. Cleaning Green: В 2016 году отдел библиотек работал с Campus FM над тем, чтобы чистящие средства, используемые в библиотеке, были как можно более экологичными и использовались устойчиво.
  37. Обмен библиотечными экологическими практиками по всему штату: В 2016 г. члены ESG/LSC представили постерную сессию под названием «Вместе за экологичность: содействие устойчивому развитию и сотрудничество в университетских городках» на конференции Калифорнийских академических и исследовательских библиотек.
  38. Динамическое вовлечение персонала: В рамках ежегодного обучения персонала в 2019 году LSC спонсировал мероприятие «Зеленая квест-комната» для сотрудников библиотеки, чтобы узнать об экономии воды, переработке и других идеях устойчивого развития.
  39. Нацеленность на Zero Waste: В 2019 году на летнем пикнике в Библиотеке были использованы компостируемые тарелки и посуда.
  40. Из кухни в сад: В 2019 году LSC опробовал сбор компостируемых материалов на кухне для персонала, которые компостировались в соседнем саду студенческого сообщества.
  41. Выдача многоразовых сумок для книг: В 2020 году библиотека заказала для пользователей библиотеки 50 холщовых сумок вместо пластиковых, которые традиционно раздавались в дождливые дни.
  42. Планы компостирования: В 2020 году LSC получил разрешение на установку установки для компостирования червей к северу от библиотеки Гейзеля; установка состоится, когда сотрудники вернутся к работе из удаленной работы.
  43. Облегчение переработки: В 2018 году LSC создала и распространила вывески для всех зон отдыха, показывающие, какие предметы можно (и нельзя) перерабатывать.
  44. Saving Trees: Библиотека сотрудничала с полиграфической службой кампуса, чтобы протестировать, а затем внедрить использование 100% переработанной бумаги во всех общедоступных копировальных аппаратах и ​​принтерах в библиотеке.
  45. Зеленые книги: Сотрудник библиотеки организовал и внедрил модель распространения книг в собственной библиотеке Ресурсного центра устойчивого развития кампуса.
  46. Отслеживание утилизации: По запросу отдела закупок кампуса библиотека отслеживает переработанные картриджи для принтеров, чтобы это количество можно было включить в статистику утилизации кампуса.
  47. Поддержка сотрудничества: LSC сотрудничает с университетским городком по различным инициативам, включая Ресурсный центр устойчивого развития и Сеть устойчивого развития персонала.
  48. Пример: LSC был упомянут в статье 2018 года на веб-странице устойчивого развития кампуса.
  49. Меняем мир к лучшему: Председатель LSC получил награду Campus Staff Sustainability Award 2013.
  50. Становится виртуальным: В феврале 2020 года члены LSC представили «Вместе зеленеем: развитие сообщества и устойчивость в академической библиотеке» в рамках веб-трансляции Ассоциации университетских и исследовательских библиотек «Применение устойчивого мышления и развития в академических библиотеках». ».

Если вам интересно узнать больше об истории библиотеки Гейзеля, мы рекомендуем вам посетить наш микросайт и подписаться на нас в социальных сетях. Мы поделились большим количеством информативного контента с тех пор, как впервые запустили празднование золотой годовщины в сентябре 2020 года, используя #Geisel50.

Если у вас есть вопросы об усилиях библиотеки по обеспечению устойчивого развития, свяжитесь с Ким Кейн по адресу [email protected].

Категория: Без категорий Метки: Устойчивое развитие, Библиотеки UC, Калифорнийский университет в Сан-Диего, Библиотека Калифорнийского университета в Сан-Диего, UCSD

Узнайте, как 3 публичные библиотеки способствуют обеспечению экологической устойчивости.

Бесспорно, нам всем нужно делать больше для защиты нашей планеты и продвижения практик экологической устойчивости. Мы говорим не только об отдельных лицах; Учреждения и компании обязаны применять устойчивые методы и уменьшать ущерб, наносимый нашей планете, чтобы она могла оставаться безопасным местом для будущих поколений.

В то время как многие организации все еще разрабатывают свои экологические стратегии, публичные библиотеки идут впереди всех. Будь то наем экологов по месту жительства, получение сертификата LEED или сокращение своего углеродного следа за счет использования цифровых ресурсов, библиотеки демонстрируют множество примеров экологической устойчивости — как будто нам нужна еще одна причина любить эти жизненно важные учреждения.

В недавних статьях мы говорили о том, как библиотеки способствуют устойчивому развитию и их роли в поддержке экономического развития. Здесь, благодаря нашему уникальному доступу к библиотекам по всему миру, мы глубоко погружаемся в важную работу, которую они выполняют для обеспечения экологической устойчивости в своих сообществах – в конце концов, устойчивость – это больше, чем просто забота об окружающей среде.

См. также:

    • Публичные библиотеки играют решающую роль в устойчивом развитии  
    • Хотите примеры устойчивого развития? Проверьте свою публичную библиотеку  
    • Устойчивое развитие означает гораздо больше, чем экологичность    

Экологически чистая операционная модель 

Библиотеки существуют уже много столетий, как и их модель выдачи и совместного доступа к ресурсам. Этот подход, возможно, является одним из самых ранних зарегистрированных способов сокращения и повторного использования материалов. Вместо того, чтобы несколько человек покупали отдельные экземпляры книги или журнала, библиотеки предлагают устойчивую альтернативу, когда одни и те же люди могут иметь общий доступ к одному и тому же ресурсу. Кроме того, общая признательность и уважение к библиотекам гарантирует, что посетители должным образом заботятся о книгах, которые они берут, продлевая срок службы данной книги.

Учитывая устойчивую модель, лежащую в их основе, неудивительно, что библиотеки постоянно находят новые способы воспроизвести эту систему. Например, некоторые библиотеки расширяют список вещей, которые посетители могут взять в своих филиалах. От игрушек и семян растений до музыкальных инструментов и новых технологий посетители могут сократить количество предметов, которые они покупают и выбрасывают.

Показательный пример:

В Библиотеке вещей бесплатной библиотеки Уэллсли есть обширный список предметов, которые участники могут выписать, включая крючки для вязания, швейные машины, машины с белым шумом, игровые приставки, электронные книги и наборы для наблюдения за птицами.

  • Библиотека предлагает напрокат 118 различных предметов, охватывающих 20 категорий 

Естественно, COVID-19 наложил отпечаток на некоторые из этих программ, вызвав опасения, связанные с обменом физическими предметами и получением их лично. Однако, как и в случае с выдачей книг и доступом к другим ресурсам, библиотеки изменились и нашли новые способы предлагать эти программы в рамках поэтапного повторного открытия. Поскольку мы продолжаем выходить из пандемии, мы рады видеть, как эти инициативы будут развиваться в ближайшие годы.

Дом для экологически безопасных программ 

Помимо своей операционной модели, библиотеки имеют ряд других возможностей для внедрения экологически безопасных методов. Одной из ключевых областей, требующих решения, является избавление от ненужных книг. По мере того, как издается все больше и больше книг, библиотекам приходится постоянно принимать решения о том, что оставить и выставить на ограниченном пространстве, но выбрасывать ненужные книги — это не выход.

Программа «Устойчивые полки» предлагает долгожданную альтернативу. Эта инициатива, управляемая Baker & Taylor и collectionHQ, использует поставщика логистических услуг, чтобы дать библиотекам по всему миру возможность продавать книги, которые были удалены или изъяты из обращения. Затем логистическая компания забирает книги, оценивает их стоимость и классифицирует их для перепродажи или вторичной переработки, а затем соответственно кредитует библиотеку. Публикуются все новые и новые книги, библиотекам приходится постоянно принимать решения о том, что оставить и выставить на ограниченном пространстве, но выбрасывать ненужные книги — это не выход.

В то же время проект «Устойчивое развитие» был создан для смягчения воздействия 4,5 миллионов книг, которые ежегодно отправляются на свалки из австралийских библиотек. На данный момент программа сохранила более 30 000 книг.

Участие в подобных программах является беспроигрышным для библиотек. Они могут сократить свои отходы, а также избежать затрат на оплату сторонних мусорных компаний за сбор их ненужных материалов.

Зеленый изнутри

Несмотря на то, что они начинают внедрять больше цифровых программ и инструментов, библиотеки по-прежнему в основном привязаны к физическим местам и филиалам. Учитывая это обширное присутствие недвижимости, у руководителей библиотек есть возможность использовать экологические методы при проектировании и реконструкции своих зданий, и они не боятся ею воспользоваться. Зеленый изнутри

На самом деле, мы в восторге от огромного количества практик экологического проектирования, внедряемых в библиотеки. В то время как некоторые библиотеки живут в энергоэффективных зданиях со светодиодным освещением и солнечными панелями, которые помогают им сократить расходы на электроэнергию, другие внедряют политику экологичного строительства, которая определяет решения, которые они принимают в отношении покупок, ведения домашнего хозяйства и управления отходами. Другие до сих пор используют деревья, вырубленные для строительства, для изготовления мебели и спроектировали зеленые крыши, чтобы уменьшить сток дождевой воды и создать зеленый ландшафт для своего сообщества.

Показательный пример:

 Национальная библиотека Сингапура использует методы биоклиматического проектирования, чтобы помочь управлять дневными температурами и сократить потери энергии. Для этого более 120 видов тропических растений были высажены в 14 различных садах, чтобы поддерживать прохладу в здании.

  • Здание сэкономило 31 % энергии по сравнению с незелеными зданиями такого же размера 

Пространство для обучения и расширения возможностей посетителей

Одна из замечательных особенностей всемирной сети из более чем 400 000 публичных библиотек заключается в том, что эти учреждения обладают уникальным сочетанием глобального охвата и местного понимания своих сообществ. Другими словами, библиотеки имеют доступ к большому количеству информации об экологических проблемах и могут сделать эту информацию более доступной для своих посетителей.

Для этого есть множество способов, в том числе специальные мероприятия, посвященные Дню Земли и связанные с ним, популяризация экологических коллекций в библиотеке и предоставление активистам-экологам возможности собираться и проводить семинары на месте.

Показательный пример:

В 2018 году Публичная библиотека Торонто приютила своего первого эколога в резиденции. За время своего пребывания в должности эколог Джаннель Ричардс поделилась своим опытом в области сохранения и устойчивого развития посредством программ, семинаров и общественных консультаций.

  • В библиотеке проживает 5 экологов
  • Он упоминался в 4 публикациях (CBC, The Social, Library Journal, Toronto Star)

Самое замечательное во всей этой работе то, что библиотеки получают признание за нее.

Специальная группа ИФЛА по экологической устойчивости и библиотекам была впервые создана для того, чтобы предоставить библиотекарям возможность вдохновлять свои сообщества на поощрение практик экологической устойчивости. Теперь группа также награждает библиотеки за успехи в достижении этой цели. В прошлом году библиотека Университета Рангсит в Таиланде была награждена за свою работу по обучению сообществ и добавлению целей экологической устойчивости в свою структуру управления.

Растущая роль цифровых технологий

Происходит что-то волшебное, когда библиотека может одновременно помогать окружающей среде и своим посетителям. Как и многим другим организациям, библиотекам приходится идти в ногу с растущим стремлением к быстрому и беспрепятственному цифровому взаимодействию. Это привело к оцифровке некоторых предложений и принятию новых решений, которые расширяют возможности библиотек за пределами филиалов.

В то же время, выбор этих технологических решений значительно снижает воздействие библиотеки на окружающую среду. Например, с помощью PressReader библиотеки могут предоставить своим посетителям доступ к более чем 7 000 газет и журналов со всего мира без необходимости отправлять бумажные экземпляры в свои филиалы. Бонус? Это позволяет библиотекам сотрудничать с изданиями в коллективном снижении воздействия на окружающую среду путем обмена хорошо изученной и достоверной информацией. Таким образом, медиаграмотность может развиваться без воздействия на окружающую среду.

Пока сообщество библиотек продолжает признавать друг друга и сотрудничать друг с другом, мы обязательно увидим еще много примеров того, как эти ценные учреждения способствуют экологической устойчивости как на местном, так и на глобальном уровне. Нам не терпится увидеть, куда это нас приведет.

 

Приняли ли вы какие-либо экологические методы или стратегии, которыми хотите поделиться с нашим сообществом? Давайте поговорим . А для получения дополнительной информации о том, как мы можем принять участие в вашем плане устойчивого развития, прочитайте статью 9.