Сценарий для детей по экологии младшие классы: Сценарии по экологии

Содержание

Сценарий классного часа на экологическую тему для учащихся 4 класса.

Белякова Наталья Геннадьевна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 18»

Сценарий классного часа на экологическую тему для учащихся 4 класса.

Тема: «Земля защиты просит у людей»

Цель классного часа: Формирование экологической культуры личности младшего школьника.

Задачи:

Развивать эмоционально-нравственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры.

Формировать позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающей средой, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.

Подготовительная работа.

Проведены беседы « Как вести себя в природе?», «Природа в опасности».

Проведена разведка экологических бед республики, города, района «Южный»

Выставка рисунков, фотографий на тему » Цвети, Земля!»

Исследовательская работа по темам «Охрана водоёмов», «Охрана почвы», «Охрана воздуха».

Конкурс чтецов «Родная Земля».

Выпуск стенгазет, листовок по теме охраны природы.

В ходе подготовительной работы класс был разделён на подгруппы, каждая из групп занималась конкретной задачей:

ЭКОЛОГИ (разведка экологических бед)

ИССЛЕДОВАТЕЛИ (проведение исследовательской работы о вреде нанесённом природе)

СТАТИСТЫ (подготовка статистических данных по охране природы)

ВОЛОНТЁРЫ (выявление стихийных свалок, беседы с жителями района на экологическую тему, проведение акций)

ПРЕСС-ЦЕНТР (выпуск листовок, плакатов, стенгазет на тему охраны природы). ЮНКОР (подготовка фотовыставки)

Учитель. Ребята сегодня нам предстоит провести необычный классный час. Я бы хотела, чтобы наш классный час стал часом добрых дел, любви к своей земле и разговором человеческой души.

Прослушайте, пожалуйста, отрывок песни и определим тему нашей встречи.

Звучит куплет песни «Это называется природа» слова М. Пляцковского, музыка Ю Чичкова.

Как вы думаете, какова тема нашего классного часа? Природа, охрана природы.

Какие главные слова вы услышали в этом отрывке? Мы любим природу. Давайте же всегда её беречь! Вы солидарны с этим высказыванием.

Действительно речь пойдёт о природе и её охране.

1.Актуализация знаний. Показ слайдов

Много лет мы твердили, что человек – хозяин природы, но именно этот хозяин зачастую оставляет после себя бесплодные, безжизненные пространства. Для нас природа – эта сама жизнь. Вот почему скала плачет, камень имеет сердце, и оно бьется, как у человека; вот почему слушаем шепот морского прилива, дыхание лесных растений, веселый говор ручья. Все дышит, все живет.

Ученик 1. Именно человек должен делать все для того, чтобы не умолкала, не умирала природа. Он в ответе за будущее природы. От него зависит, будут ли говорить скалы, камни, ручьи. А в наше время это так важно.

Ученик 2. Сейчас, когда взрываются атомные электростанции, когда по рекам течет бензин, и из чистых голубых водоемов они превращаются в грязные ленты, когда исчезают целые лесные массивы, человек должен, просто обязан задуматься и задать себе вопрос: а что же останется на нашей планете?

Ученик 3. Смогут ли наши внуки пойти в лес за грибами и ягодами, смогут ли солнечным днем искупаться в озере, а потом укрыться в тени березовой рощи? Наверное, поэтому 2013 год по указу президента России В.В.Путина был объявлен годом охраны окружающей среды.

И все-таки, чтобы уберечь природу от гибели, чтобы сохранить ее богатство, нужно каждому человеку понять, что природа – это наш дом, наш храм, за который мы все в ответе. И каждый должен привести в порядок окружающий его уголок, каждый должен уметь по-настоящему любить, понимать и охранять природу. Когда мы говорим о природе, мы говорим о своей земле.

Раздаются радиосигналы.

Голос Земли.

Здравствуйте добрые дети! Я — Земля. И мне радостно слышать ваши слова. Вы задумали доброе дело…

Ученик. Земля! Земля! Ты услышала нас? Ты говоришь с нами, Земля!

Голос Земли. Я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде! Я не в силах исправить то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух…я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек…Скоро я не смогу спасти и вас дети…сил становится всё меньше и меньше…

Ученик. Земля, неужели ты можешь погибнуть?

Голос Земли. У вас есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Только вы сможете это сделать. Только вы можете разгадать причины моих бед и найти дорогу спасения, я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Ученик. Земля, скажи, что мы должны сделать? Молчит. Может быть, у неё больше нет сил, чтобы говорить с нами?

Ученик 2. Земля говорила проложить дорогу к спасению.…Где же эта дорога?

Нам самим нужно найти эту дорогу спасения. На сегодняшний день вы не просто путешественники, а экипажи по спасению планеты. Вы распределены на 4 группы: (экологи, исследователи, волонтёры, пресс-центр) каждая из которых выполняла своё определённое задание.

— Помните, что в данный момент вы будете решать очень серьёзную проблему защиты окружающего мира от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

Самую первую беду экологи определили как загрязнение воздуха.

-Воздух на Земле еще называют атмосферой, т.е. воздушной средой, оболочкой или небом, как говорят дети.

В атмосфере накапливается много вредных веществ, которыми мы дышим!

Каким образом происходит загрязнение воздуха? ИССЛЕДОВАТЕЛИ нашли следующие причины загрязнения.

Проблемный вопрос. К волонтёрам — Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом?

ВОЛОНТЁРЫ

Свод правил.

1. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

2. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.

3.Не жечь костры, мусор.

Пресс-центр изготовили следующие знаки запрета.

Слово экологам ЭКОЛОГИ

Природа, милая моя,

Тобой любуюсь я не зря.

Ты человеку всё даёшь.

Взамен ни крохи не берёшь

Мы дышим воздухом твоим,

За это мы благодарим.

Мы очистили с вами воздух.

2 беда определена экологами Загрязнение водоёма. Мы проживаем в районе где очень близко находится водоём река Абакан ивы все прекрасно видите в каком состоянии находятся берега этого водоёма.

Исследователи выделили следующую проблему

Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?

Волонтёры обозначили следующие правила

Свод правил.

1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.

2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.

Ученик. ЭКОЛОГИ

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги,

Мы ведь на планете не одни.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

ПРЕСС-ЦЕНТР Изготовили следующие экологические знаки.

3 проблема Загрязнение почвы. Причины загрязнения определены исследователями.

Что мы можем сделать, чтобы не было свалок мусора?

ВОЛОНТЁРЫ

Свод правил

Не бросать мусор.

Участвовать в субботниках. 20 апреля состоится общегородской субботник в котором мы обязательно примем участие..

Объяснять жителям о недопустимости свалок.

Пресс-ЦЕНТР развешивание листовок, плакатов, буклетов.

Слово предоставляется ЭКОЛОГАМ

Земля- кормилица, как мать,

Её нам надо уважать

Беречь. Лелеять и хранить.

Ведь без неё нам не прожить

4 проблема. Охрана растений и животных.

-Основу живой природы составляют растения животные.

Проблемный вопрос. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами, добрых и милых животных?

Волонтёры определили следующие правила.

Свод правил

Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

Не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.

Пресс-центр показывают изготовленные знаки.

Теперь мы переходим к главному моменту нашего разговора — оформление дороги спасения.

Звучит песня «Давайте сохраним» слова А. Чёрного, музыка Старшинова

Дети под музыку оформляют маршруты дороги спасения.

Посмотрите, что у нас получилось.

Давайте послушаем стихи предупреждения, чего не должно произойти на нашей земле.

Монтаж стихов.

Волнуется природа неспроста.

Не существует лишнего в природе.

Природа гармонична и сложна.

И если катаклизмы на подходе,

Волнуется природа неспроста.

Она предупреждает человека:

Пора остановиться, не спешить

Заботиться от века и до века-

Старается всегда предупредить.

Но человеку надо слишком много

Он черпает скорее и до дна.

Берёт с собою жадность на подмогу,

А эта дама коварная всегда.

Приходит день — опомнится бедняжка

Куда спешил, Зачем ломал дрова.

И трудно жить становится, и тяжко-

Так наступает жуткая пора.

А может и такое вдруг случится.

Что всё живое превратится в прах.

Вот это человеку не простится!

Как не пугает человека страх?

Лишь миг, всего одно мгновенье-

И всё живое сгинет без следа.

Что многие создали поколенья,

Всё разнесёт глобальная беда.

Есть дорога спасения нужно начинать наш путь.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР

На пути встречается экологический светофор. Все встаньте, сейчас я буду зачитывать мероприятия, если вы считаете, что они разрешены в природе зелёный сигнал, то поднимите руки вверх, если запрещены красный сигнал покажите руками запрет,

а если можно выполнять с осторожностью, то встаньте смирно.

Посадка деревьев

Вырубка лесов

Охота на редких животных

Сбор первоцветов

Строительство очистных сооружений на заводах

Разведение костров в лесу

Выброс дыма заводом

Создание заповедников

Участие в субботниках

Создание красной книги

Стирка ковров на берегу реки

Рефлексия

Учитель. Мы продолжаем путь по нашей дороге.

Сейчас каждый из вас будет из рук в руки передавать маленький макет нашей Земли глобус и отвечать на вопрос: «Какой бы я хотел видеть нашу планету или что могу для её спасения сделать? »Давайте встанем.

Учитель.Я передаю в ваши руки этот хрупкий земной шар, хочу, чтобы наша земля всегда была планетой с чистым воздухом.

Под слова песни дети передают глобус из рук в руки. Звучит мелодия Слова Земли

Что же нам ответит земля.

Голос Земли.

О люди! Надо быть мудрее!

Любите, берегите шар Земной,

Терпимей будьте, мягче и добрее

И навсегда покончите с бедой.

Итог.

Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь нашу Землю.

Мир природы велик и многообразен. И люди должны стремиться к тесному единению с ней, к ее бережному сохранению. Охрана природы, приумножение ее богатств – важное и нужное дело. И наша задача — сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным полезным ископаемым. Будем и дальше с вами участвовать в экологических акциях.

Завершить наш разговор я бы хотела песней, которую я, будучи ученицей нашей школы, пела в таком же возрасте как вы на одном мероприятие посвящённом охране природы. Сегодня ещё раз убедилась в том, что охрана природы актуальна во все времена.

Песня «Нам этот мир завещано беречь».

Сценарий к экологической игре «Сказочная экология»

Экологическая игра для учащихся начальных классов

«Сказочная экология»

Участники: дети младшего школьного возраста.

Количество детей: 13  человек

Длительность: 45 минут

Цель: воспитание бережное отношение к природе детей через изучение сказок.

Задачи:

  • способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения;

  • способствовать развитию интереса к окружающему миру;

  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе и любви к родному края.

  • Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.

  • Способствовать формированию у детей умений и навыков общения и сотрудничества.

Форма: интегрированная, включающая в себя материалы по изобразительному искусству, литературе и устному народному творчеству.

Подготовка

1. Выбираются три команды-участницы в составе 4 человек.

2. Изготавливаются карточки с вопросами и заданиями.

4. Проводится сбор материалов (публикаций в газетах и журналах, занимательных вопросов и игр, детских сказок, пословиц и поговорок, книг о природе).

6. Определяется состав жюри и дается объяснение его членам основных правил судейства.

7. Изготавливаются конверты и карточки с заданиями, реквизит для их выполнения.

Участвуют ученики 2—3-го классов, классный руководитель, жюри — учителя начальных классов, учитель-психолог.

Сценарий мероприятия.

Вступительное слово педагога.  
Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами встретились на экологической викторине «Сказочная экология». А что такое экология?

Экология — это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой.

Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках.

В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней. Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животного (например, белорусская сказка «Зайчики»). Многие сказки были о мифических существах охраняющих леса, луга, болота и так далее (например, русская народная сказка «Леший»). Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение и экологический опыт поколений.

В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно!
Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках.

Теперь время экологической викторины «Сказочная экология».
Ребята делятся на 3 команды и выбирают капитанов. 

Педагог: — Внимание! Сказки разных народов могут быть похожи по содержанию и отличаться лишь названием. Например, сказка «Мужик и медведь» и сказка «Вершки и корешки».

«Разминка». Командам по очереди задаются вопросы:

КОМАНДА1. Какие  деревья чаще всего встречаются в сказках? (Яблоня, дуб, Береза, Ива)

КОМАНДА 2. Почему мать-и-мачеха получила такое название? (Нижняя сторона листа мягкая, опушенная, теплая, а верхняя — гладкая, холодная.)

КОМАНДА 3. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки и рябчики.)

КОМАНДА1. Куда зайцу бежать удобней — с горы или в гору? (В гору. У зайца передние ноги короткие, задние — длинные, поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы летит кубарем через голову.)

КОМАНДА 2. Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь.)

КОМАНДА 3. У какой нашей лесной птицы очень крепкий клюв? (У дятла.)

1 тур «Растения в сказках»

Педагог: — Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, и т. д.). Назовите сказки, в которых встречаются сказочные растения которым уделяется большое внимание  (например роза в «Маленьком принце»)

Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)

1. «Жар- птица» – яблоня
2. «Репка» – репа
3. «Мужик и медведь» – репа, рожь
4. «Снежная королева» – розы
5. «Золушка» – тыква
6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка
7. «Царевна на горошине» — горох
8. «Царевна-лягушка» — дуб
9. «Гуси-лебеди» — яблоня
10. «Дикие лебеди» — крапива
11. «Аленький цветочек» — цветок
12. «Беляночка и Розочка» — розы

(Примерные ответы)

2 тур « Волшебные превращения»

Педагог: — Сказки о животных – это один из разделов сказочных повествований, которые на протяжении столетий передаются из поколения в поколение. В сказочных рассказах животные могут превращаться в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривать человеческим языком, смеяться, плакать и переживать.
Назовите сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей.

Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)

1. «Царевна-лягушка» — лягушка
2. «Финист — ясный сокол» — сокол
3. «Дикие лебеди» — лебедь
4. «Золушка» — крыса, ящерицы
5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — козленок
6. «Калиф аист» — аист, сова
7. «Беляночка и Розочка» — медведь
8. «Король- лягушонок» — лягушка
9. «Кот в сапогах» — лев, мышь
10. «Сказка о царе Салтане» — лебедь, коршун, комар, муха, шмель
11. «Карлик Нос» — гусыня
12. «Храбрая сердцем» — медведь
13. «Кукушка» — кукушка
14. «Иван-царевич и Серый волк» — волк

3 тур «Мифические существа»

Педагог:— Во многих народных сказках есть сказочные существа, которых человек выдумал для охраны окружающего мира. Например, Водяной защищал пресные водоемы, а Нептун – моря и океаны.
Назовите сказки, в которых есть мифические существа.

Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Ох и золотая табакерка» — Ох

2. «Баба-Яга и жихарь» – Баба Яга
3. «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — Чудо-Юдо
4. «Леший» — Леший
5. «Царевна-лягушка» — Кощей бессмертный, баба Яга
6. «Беляночка и Розочка» — Гном
7. «Летучий корабль» — Водяной, баба Яга
8. «Волшебная лампа» — Джин
9. «Дракон и царевич» — Дракон 

 

Педагог: Вот и прошло три тура нашей игры надо бы нам, и отдохнуть давайте встанем со своих мест,  выйдем в зону отдыха  пришло время сказочной физкультминутки.

Физкультминутка «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Широко открывают глаза.)
Словно угольки горят. (Смотрят налево, а потом на право.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

4 тур «Неживая природа в сказках»

Педагог: — Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т. д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее. Назовите сказки, в которых неживая природа оживает.

Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Два мороза» — мороз
2. «Сказка о мертвой царевне» — солнце, месяц, ветер
3. «Гуси-лебеди» — речка, печка, яблоня
4. «Ветер и Солнце» — ветер, солнце
5. «Как Луна появилась на небе» — луна
6. «Снег и заяц» — снег

5 тур «Экология и сказки»

Педагог: — Ребята, вот и пришло время самого главного соревнования. Мы вспомнили много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Все вместе – это природа. Природа — это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного

Солнца до самой маленькой мошки.

А экология — это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает «экос» — дом, «логос» — наука. То есть экология — наука о доме. Главный закон экологии — все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.

Ребята, в 5 туре «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.

Пример: В гости к бабушке пошла,
                          Пироги ей понесла.
                          Серый Волк за ней следил,
                          Обманул и проглотил.

Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк хищный зверь.

Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!

На столе разложены вопросы, текстом вниз, капитаны, поочередно, берут по одному. Команда в течение 2-5 минут советуется и дает ответ. (Угадали только сказку – 1 очко; угадали сказку и назвали экологические моменты – 2 очка)

1. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Сказка «Репка», экологический момент – польза всех живых организмов на планете.)

2. Красна девица, грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(Сказка «Снегурочка», экологический момент – снег при высоких температурах тает.)

3. Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
(Сказка «Колобок», экологический момент –многообразие зверей леса.)

4. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Сказка «Дюймовочка», экологические моменты – водоем, как среда обитания лягушек, рыб и рака; разнообразие беспозвоночных животных; почва — среда обитания крота; мышь делает запасы на зиму; ласточка – перелетная птица.)

5. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Сказка «Кот, петух и лиса», экологические моменты – лиса хищный зверь, кот и петух домашние животные, которые вполне могут ладить между собой.)

6. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
(Сказка «Теремок», экологический момент – многообразие животного мира.)

7. Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Сказка «Лиса и журавль», экологический момент – разный тип ротового аппарата и способ питания.)

8. Маша в лес пошла с лукошком.
Заблудилась там немножко.
На избушку набрела,
Кашу съела, спать легла.
(Сказка «Три медведя», экологический момент – место обитания медведей глухие леса.)

9. В этой сказочке герой
Не такой, как мы с тобой.
Невеличка ростом мал,
Не силён он, не удал.
Как-то ветром парня сдуло,
Через реку умыкнуло…
Вот беда – ушиблись ножки.
Как бежать им по дорожке?
Как добраться в срок до дому
Нездоровому, больному?
Пораскинь ты свой умишко,
Кто же это? . ..
(Сказка «Как муравьишка домой спешил», экологические моменты – многообразие беспозвоночных животных; способы передвижения и внешний вид беспозвоночных) 

6 тур «Сказочные кроссворды»

На столе разложены конверты, капитаны, поочередно, берут по одному. Команда в течение 5-10 минут решают кроссворд. (сделана ошибка в кроссворде 1 очко, полностью 2 очка)

Заключительное слово педагога.

Леса, луга, реки, озера — это наш общий дом, а животные и растения — наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море — Аральское. Поэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир.

 А это значит:
— не мусорить;
— не рвать дикорастущие цветы;
— не ломать деревья;
— не приносить домой диких животных;
— не загрязнять водоемы;
— правильно собирать грибы и ягоды;
— не жечь в лесу костры
и многое другое.
Жури подводит итоги конкурса.  Поздравление победителей викторины.
У Бориса Заходера есть замечательные стихи, которыми мы подведем итог нашему мероприятию.

Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, —
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд —
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны

Как научить детей мышлению роста

Развитие правильного мышления на раннем этапе имеет решающее значение для успешной и счастливой жизни. Когда дети учатся прилагать усилия и использовать правильные стратегии, это может помочь им стать лучше, они чувствуют себя сильнее и стараются усерднее. Когда они знают, что их мозг способен расти, они становятся более уверенными в себе, стойкими и не боятся потерпеть неудачу!

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете загрузить наш БЕСПЛАТНЫЙ комплект Your Words Matter Volume 2 Kit. С помощью этих 10 одностраничных руководств для родителей вы будете точно знать, как разговаривать со своим ребенком, чтобы помочь ему постоять за себя, стать более уверенным в себе и развить мышление роста.

ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ РОСТА?

У всех нас есть представления о своих способностях и потенциале. Эти убеждения являются частью нашего мышления, которое настолько мощно, что может подпитывать наше поведение и предсказывать наш успех. Образ мышления формирует нашу повседневную жизнь, помогая нам интерпретировать наш опыт и будущие возможности.

В своем исследовании в Стэнфордском университете доктор Кэрол Двек определила два разных типа мышления. рост мышление происходит, когда мы верим, что наш интеллект и способности можно улучшить с помощью усилий и правильных стратегий.

Готовность противостоять вызовам, страсть к обучению и отношение к неудачам как к трамплину для роста — все это характеристики, связанные с установкой на рост. Неудивительно, что этот тип мышления тесно связан с большим счастьем и достижениями в жизни.

Напротив, люди с фиксированным мышлением считают, что их интеллект и способности не могут быть существенно изменены. В результате ошибки часто рассматриваются как неудачи, а не как возможности для роста и обучения. Застряв в фиксированном мышлении, мы можем бояться новых впечатлений, избегать рисков и ощущать потребность снова и снова доказывать свою состоятельность.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТИМ РУКОВОДСТВОМ

Привить детям установку на рост – непростая задача, но она может стать одним из самых больших вкладов, которые вы вносите в их успех и счастье.

В этом четырехнедельном руководстве вы найдете КЛЮЧЕВЫЕ элементы для создания установки на рост дома или в классе. Каждую неделю предлагаются различные предлагаемые мероприятия и ресурсы, а также предлагаемые сценарии для облегчения легких и веселых дискуссий с вашим ребенком или учениками.

3 ШАГА, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ МАКСИМАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ
  1. Подготовить. Несложное планирование может творить чудеса и создать непринужденную атмосферу. Прежде чем начать, убедитесь, что у вас есть рекомендуемые ресурсы. Хотя это и не обязательно, они предназначены для того, чтобы сделать этот процесс намного проще для вас и веселее для детей.
  2. Отложите время. Выделенное время для предлагаемых занятий позволит детям не торопиться. Всего несколько минут в день могут иметь большое значение.
  3. Зажгите их любопытство. Когда вы проявляете интерес к изучению этой новой концепции, детям будет любопытно, и они захотят узнать, почему.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ЭТОГО РУКОВОДСТВА

Формирование установки на рост — это путешествие длиною в жизнь, и это руководство призвано помочь вам начать. Когда вы закончите эту 4-недельную программу, продолжайте применять все, чему вы научились на третьей и четвертой неделях. Кроме того, ваш ребенок или учащиеся могут продолжать работать над своим журналом Big Life, слушать подкаст Big Life Kids и использовать наши бесплатные пятничные печатные издания.

НЕДЕЛЯ ПЕРВАЯ: ВВЕДЕНИЕ

На этой неделе дети узнают о концепциях мышления и о том, чем отличаются два типа мышления, рост и фиксирование. Вы также обсудите МОЗГ и то, как он может расти и укрепляться в ответ на вызовы.

По мере того, как вы представляете эти новые идеи, сохраняя веселый и легкий тон, вы в значительной степени заинтересуете детей.

Шаг 1. Создание фундамента 

Обсудите в семье или в классе следующие вопросы:

  1. Что значит расти? Какие растения растут? Ответы будут различаться. Рост означает развитие, изменение, взросление и развитие. Растут живые существа – растения, животные и люди. Даже наш мозг может расти!

  2. Когда вы думаете о мозге или разуме, что, по вашему мнению, означает мышление? Образ мышления — это то, как наш мозг воспринимает себя и мир. Наше мышление помогает нам смотреть на проблемы и ошибки позитивно!

  3. Соединим эти слова вместе: рост и мышление. Когда мы объединяем их, это означает что-то действительно важное. Что может означать установка на рост? Мышление роста — это вера в силу себя и своего мозга! Мы знаем, что наш интеллект и способности развиваются, когда мы пробуем сложные вещи, используем правильные стратегии и не сдаемся. Таким образом, установка на рост — это когда мы знаем, что с практикой мы станем лучше в чем-то.

  4. Если фиксация противоположна росту, что значит иметь ФИКСИРОВАННОЕ мышление? Установка на данность означает, что вы думаете, что не сможете стать лучше, даже если будете практиковаться. Желание бросить, сдаться или решить, что мы просто не в чем-то хороши, — все это признаки того, что у нас фиксированное мышление.

Используйте этот рисунок мышления, чтобы продемонстрировать и обсудить различия между двумя образами мышления.

Используйте предложенный ниже сценарий

, чтобы обсудить образ мышления.

«У каждого в мире есть способ восприятия вещей. Мы называем это мышлением. У вас есть мышление, у ваших друзей есть мышление, и у вашего учителя есть мышление. 

Мы можем смотреть на мир так, чтобы чувствовать себя сильными и счастливыми, или так, чтобы чувствовать разочарование и слабость.

Люди с установкой на рост знают, что могут стать лучше, усердно работая. Они продолжают пытаться, даже когда им трудно, и говорят что-то вроде: «Я не могу этого сделать… пока» или «Ошибки помогают мне учиться».

Люди с фиксированным мышлением чувствуют себя по-другому, как будто они застряли в том, как обстоят дела. Фиксированное мышление может случиться с каждым в тот или иной момент, но важно, чтобы мы выбирали мышление роста, продолжали пробовать и преодолевать трудности».0102

Шаг 2. Поделитесь примерами из своей жизни

Расскажите личную историю о том, как вы застряли и использовали тяжелую работу и/или помощь других, чтобы преодолеть трудности.

Попросите вашего ребенка или класс привести похожие примеры из их жизни. В классе это можно сделать со всеми вместе или в небольших группах. Используйте печатную форму « My Mindset Journey Cards» (набор печатных форм для роста мышления) в качестве забавного занятия для детей, чтобы оценить их понимание двух типов мышления.

Шаг 3: Обсудите силу мозга

Обсудите мозг и его замечательную способность изменяться и расти. Используйте предложенный ниже сценарий .

«Теперь, когда мы знаем, что такое установка на рост, давайте поговорим немного больше о нашем мозге и о тех удивительных вещах, которые он может делать! Знаете ли вы, что вы можете развивать свой мозг, когда пробуете новые вещи и не сдаетесь, когда что-то сложно?

Изучать что-то новое в первый раз сложнее всего, но ваш мозг ведет себя как мышца и становится сильнее каждый раз, когда что-то повторяется. Давайте посмотрим видео [см. рекомендации ниже], чтобы лучше понять это».

Для этого шага используйте плакат «Создание установки на рост» (набор печатных форм для установки на рост). Это отличное занятие для детей – узнать больше о том, как работает их мозг, и развить свои творческие способности.

Рекомендуемые ресурсы для первой недели:
  1. Плакат «Мышление роста» (PDF) может служить вдохновляющим манифестом мышления роста.
  2. » Формирование мышления роста » Плакат (набор печатных форм для мышления роста) — это увлекательное занятие, в ходе которого дети узнают о возможностях своего мозга.
  3. Карточки «Мое мышление» (Набор для печати с установкой на рост) помогут научить различать фиксированное мышление и мышление роста с помощью забавных ежедневных карточек-напоминаний.
  4. Журнал большой жизни (7-10 лет). Используйте главу 1 «Верь в себя», чтобы обсудить, как ваши мысли и разговоры с самим собой могут повлиять на ваше мышление.
  5. Подкаст Big Life Kids  – это подкаст для детей, направленный на развитие мышления, сопровождающий второй выпуск журнала Big Life Journal. Слушайте эпизоды 1 и 2.
  6. Руководство для родителей по развитию мышления (набор печатных форм для развития мышления) содержит конкретные примеры того, что нужно сказать и попросить, чтобы помочь вашим детям развить мышление роста.

ЧТЕНИЕ

  1. Фантастический эластичный мозг Джоанн Дик (4-8 лет)
  2. Полное руководство по похвале ваших детей  (статья для взрослых)
  3. Как объяснить детям установку на рост: занятия по нейропластичности (статья для взрослых)
  4. Мозг подобен мышце  (статья для взрослых и детей старшего возраста)

ЧАСЫ

  1. Видео о развитии мышления  (2,5 минуты)
  2. Обучение и мозг (3 минуты)

НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ: ЗАМЕТИТЕ ЭТО

На этой неделе вы начинаете замечать рост и фиксированное мышление в себе и других. Куда бы вы ни посмотрели, вы можете найти примеры того, как другие либо бросают курить, либо преодолевают свои трудности.

Шаг 1: размышление над определениями

Вернитесь к определениям роста и фиксированного мышления из первой недели. Кто-нибудь замечал время, когда они использовали любой тип мышления? Обсудите, как с помощью простых слов и фраз мы можем перейти от фиксированного мышления к развивающемуся.

Используйте предложенный ниже сценарий .

«На прошлой неделе мы говорили об установке на рост и о том, как наш мозг становится сильнее, если мы настойчивы и не сдаемся. Замечали ли вы, что за последние несколько дней у вас была установка на рост? Вы чувствовали, как растет ваш мозг? Как насчет времени, когда вы чувствовали себя застрявшим?»

На этой неделе выполните задание 5-Day Growth Mindset Challenge (набор заданий), чтобы помочь детям укрепить понятия (присоединяйтесь к ним в качестве напарника). Эта задача, предназначенная для всех стилей обучения, включает в себя веселые задания, такие как игры на сопоставление, поиск слов и заполнение пропусков.

Шаг 2: Попрактикуйтесь в переходе от фиксированного мышления к растущему

Попросите вашего ребенка/класс подумать о некоторых фразах с фиксированным мышлением, которые обычно используются дома или где-либо еще («Я не силен в этом», « Я ничего не могу сделать правильно») и запишите их.

Затем создайте список альтернативных фраз, отражающих установку на рост («Я еще не силен в этом»). Над колонкой установки на данность напишите «Вместо», а в колонке Установка на рост — «Я могу сказать…»

Используйте предложенный ниже сценарий .

«Давайте подумаем о том, что мы говорим, когда застряли в фиксированном мышлении, и запишем это. Затем мы можем придумать другие слова, чтобы переключиться с установки на данность на установку на рост. Я уверен, что мы сможем придумать много хороших идей!»

Используйте форму для печати Мои   Заявления о мышлении о росте (набор печатных форм с ориентацией на рост) в качестве руководства для этого шага. Закройте область под «Я могу сказать» и покажите только внизу, где написано «Вместо».

Спросите своих детей, как они могут изменить каждое утверждение с отрицательного на вдохновляющее. Например, вы можете спросить: «Как лучше взглянуть на ситуацию?»

Шаг 3: Отображать визуальные эффекты как ежедневные напоминания

Разместите наглядные материалы в своем доме/классе, чтобы регулярно напоминать о новых словах и идеях. Попросите ребенка/класс найти свои любимые места для развешивания плакатов и часто обращаться к ним в течение дня.

Затем, когда вы слышите, как ребенок делает утверждение о фиксированном мышлении, вы можете просто указать на плакат и попросить его прочитать его (или прочитать вместе).

Вы можете использовать наш набор вдохновляющих плакатов для печати (PDF) . Удобная подборка вдохновляющих плакатов с сообщениями о стремлении к развитию для детей, подростков и подростков.

Шаг 4: Обсудите, как выглядит, ощущается и звучит мышление роста

Выделите хотя бы несколько минут, чтобы обсудить, как можно легко включить мышление роста в вашу повседневную жизнь.

Используйте плакат Что на самом деле нужно для успеха (набор печатных форм для установки на рост), чтобы напомнить своей семье или классу, что успех подобен айсбергу. Большинство людей видят только отличный результат, верхушку айсберга. Но то, что действительно нужно для успеха, лежит под поверхностью. Используйте пустой плакат, чтобы написать все, над чем работает ваш ребенок, чтобы помочь ему достичь своих целей.

В школе : Подумайте, как установка на рост ВЫГЛЯДИТ, ЧУВСТВУЕТ и ЗВУЧИТ в классе, и используйте печатные формы Плакат с установками на рост от А до Я   (набор печатных форм для установок на рост), чтобы записать все идеи. Сделайте «Руководство по мышлению роста» одной из ваших классных работ.

Шаг 5: Использование книжных персонажей

Определите рост и фиксированное мышление в любимых книжных персонажах. Обратите внимание на то, как персонажи ЧУВСТВУЮТ в зависимости от их мышления, и обсудите, как изображаются настойчивость, любовь к обучению и стойкость.

Укажите, когда персонаж переходит от фиксированного мышления к развивающемуся.

Используйте предложенный ниже скрипт.

«Во многих ваших любимых книгах персонажи также учатся мыслить о развитии. Давайте выберем один сейчас и попытаемся найти все способы, которыми мы видим, как это происходит!»

Сделайте закладки «Закладки для развития мышления»  (Набор печатных форм для развития мышления) в качестве забавного занятия для детей, чтобы попрактиковаться в замечании персонажей, ориентированных на развитие, в книгах.

Рекомендуемые ресурсы для второй недели:  
  1. 5-Day Growth Mindset Challenge (Challenges Kit) поможет вашему ребенку практиковать понятия и словарный запас, связанные с развитием мышления.
  2. Вдохновляющие плакаты  можно повесить в спальне или классе.
  3. Заявления о моей установке на рост (Набор печатных форм для установки на рост)
  4. Что на самом деле нужно для успеха  (набор печатных форм с установкой на рост)
  5. Закладки с установкой на рост   (набор печатных форм с установкой на рост)
  6. Журнал большой жизни — используйте вторую главу «Ошибки помогают вам расти», чтобы обсудить, что ошибки — это просто возможность учиться и расти.
  7. Подкаст Big Life Kids — прослушайте эпизоды 3 и 5 (они сопровождают вторую главу журнала Big Life).

ЧТЕНИЕ

  1. 85 лучших книг для развития мышления — это список наших любимых и самых популярных книг для вас и ваших детей!
  2. Аффирмации для повышения уверенности в себе

ЧАСЫ

  1. 50 лучших фильмов для детей с мышлением роста — это список хороших фильмов с персонажами, демонстрирующими мышление роста, мужество, настойчивость, смелость и решимость.

    НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ: МОДЕЛИРОВАНИЕ 

    Ваша способность МОДЕЛИРОВАНИЕ установки на рост может иметь значение между пониманием концепции ребенком и реальным живой это. Пусть они увидят ваше мышление роста в действии.

    Шаг 1. Поделитесь своим опытом

    Будьте честны, когда вам что-то трудно. Расскажите детям, когда вы расстроены, поделитесь своими фиксированными мыслями и придумайте решения вслух. Покажите им, что мы ВСЕ вместе учимся этой мысли о росте!

    Ежедневный выпуск журнала «Большая жизнь» — это отличный инструмент для общения, который предоставляет возможности для дискуссий и обмена опытом.

    Используйте плакат «Что происходит, когда у кого-то есть установка на рост» (набор печатных форм для установки на рост), чтобы обсудить, какие преимущества вы уже испытали на себе с тех пор, как начали свой путь с установками на рост.

    Шаг 2: Обсудите чувства

    Обсудите, как положительные чувства, такие как удовлетворение, удовлетворенность и счастье, возникают, когда вы преодолеваете трудности и не сдаетесь, когда становится трудно.

    Если вы застряли в фиксированном мышлении, расскажите, как вы чувствовали грусть, тревогу или даже безнадежность. Негативные чувства случаются со всеми и совершенно нормальны. В то же время они могут служить подсказками , которые вам нужны, чтобы изменить свое мышление и отношение.

    Вы можете использовать набор Feelings Bingo (набор эмоционального интеллекта). Веселая игра в любимой классической игре всех времен! Используйте прядильщик чувств, чтобы играть в бинго. Плакат «Мороженое о чувствах» поможет вам определить похожие чувства, чтобы вы могли вычеркнуть их и выиграть игру.

    Шаг 3. Поставьте новую цель  

    Поставьте личную цель научиться чему-то новому и поделитесь процессом обучения со своим ребенком или учениками. Что вы чувствовали в начале? Что вы можете сделать, чтобы быть уверенным, что не сдадитесь, не добившись цели? Проанализируйте, как дети могут ставить собственные цели и достигать их.

    Шаг 4: Используйте силу еще

    Одним простым словом любую фразу с фиксированным мышлением можно превратить в выражение надежды. — Я не могу этого сделать… пока. Все дело в БУДУЩЕМ и не сдаваться, пока мы не доберемся до него.

    Сделайте доску объявлений «ПОКА» или обозначьте дома стену для всех вещей, которые вы не можете делать. .. пока!

      Используйте предложенный ниже сценарий .

      «Несмотря на то, что я знаю о мышлении роста, мне все еще нужно над этим работать. Особенно, когда мне что-то сложно. Я могу сказать, что нахожусь в фиксированном мышлении, когда у меня возникают мысли о том, чтобы бросить курить, и я начинаю чувствовать разочарование. Когда я чувствую себя так, я знаю, что мне нужно изменить свое мышление на другое.

      Один из эффективных способов — просто использовать слово «пока». Мы можем добавить его в конец почти любого предложения, чтобы изменить свое мышление. Например, когда я расстраиваюсь из-за проблемы и думаю: «Я никогда этого не получу», я просто говорю: «Я не понимаю… пока». Или, если я думаю, что не могу что-то сделать, я говорю: «Я не могу этого сделать… пока».

      «ПОКА» почти как волшебное слово, потому что оно может мгновенно сделать нас сильнее. Это дает нам надежду и силы, чтобы продолжать идти, когда все становится трудно.

      Можете ли вы придумать предложение, оканчивающееся на «пока», которое поможет вам почувствовать себя сильнее и могущественнее?»

      Рекомендуемые ресурсы для третьей недели:
      1. Что происходит, когда у кого-то есть установка на рост poste r (набор печатных форм с установкой на рост)
      2. Feelings Bingo (набор для эмоционального интеллекта)
      3. Набор знаменитых неудачников — это набор историй, рассказывающих об известных людях со всего мира, которые потерпели неудачу и боролись на пути к успеху.
      4. Журнал большой жизни — используйте третью главу «Будьте настойчивы», чтобы обсудить, как иногда нам просто нужно дать нашему мозгу достаточно времени, чтобы изучить новые вещи.
      5. Подкаст Big Life Kids — послушайте эпизоды 5 и 6 (они сопровождают третью главу журнала Big Life Journal)

      ЧТЕНИЕ

      1. Еще нет Лиза Кокс (4-8 лет)
      2. Летная школа Лита Джадж (4-8 лет)

      ЧАСЫ

      1. Жанель Монэ «Сила еще» (Улица Сезам, 2015)  (2,5 минуты)
      2. CJ Luckey — The Power of Yet by Andre Kahmeyer  (4 минуты)

      НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ: ПРАКТИКА

      Установка на рост требует усилий, так что есть ли лучший способ научить этому, чем практика, практика, практика?

      Шаг 1: Похвалите за установку на рост

      Похвалите за настойчивость в решении проблем, а не за ум или талант. Свяжите положительные результаты с усилиями, а не с врожденными способностями, и дети будут охотнее идти на риск и ценить упорный труд. Когда вы заметите тяжелую работу или позитивный разговор с самим собой, обязательно сообщите им об этом!

      Если вам нужны идеи о том, что сказать, загрузите наш БЕСПЛАТНЫЙ комплект Your Words Matter Kit . С помощью этих 10 популярных руководств для родителей вы будете точно знать, как разговаривать со своими детьми, чтобы помочь им развить уверенность, внутреннюю мотивацию и готовность к действию.

       

      Шаг 2: Превратите это в игру

      Внедрите различные игры, такие как  « Mystery Fun Game» (набор печатных форм для развития мышления) , чтобы сделать процесс обучения увлекательным.   900 03

      Распечатайте плакат «Таинственное развлечение» и напишите на нем загадочный приз или действие (поход в зоопарк, любимый завтрак, вечеринка с попкорном и т. д.) «ЕЩЁ ПОЯВИЛАСЬ!») и наклейте их на таинственный приз. Всякий раз, когда кто-то выполняет задачу установки на рост, убирайте квадрат.

      Когда все квадраты убраны и тайна приза раскрыта — пора праздновать!

      Шаг 3: Поощряйте продуктивную борьбу

      В безопасной обстановке вашего дома или класса дайте детям время обдумать свои проблемы, провести мозговой штурм и обратиться за помощью, если это необходимо. Борьба с проблемой повышает устойчивость, поэтому дайте детям время подумать, прежде чем прыгать, чтобы помочь или «спасти» их.

      Используйте My Mighty Treasure Coins (набор для самоуважения и уверенности), чтобы помочь своим детям или учащимся понять трудности, с которыми они сталкиваются, и попрактиковаться в поиске способов их преодоления.

      Шаг 4. Переформулируйте ошибки

      Радуйтесь, когда появляются возможности для роста! В трудный момент скажите что-то вроде: «Кажется, это возможность развить наш мозг!» Создайте
      среду, в которой неудачи ожидаются и даже приветствуются.

      Шаг 5: Нажмите «Пауза»

      Упражнения для мозга могут быть трудными для детей. Когда ваш ребенок (или вы) разочаровываетесь, можно сделать перерыв. «Пора дать нашим мозгам немного отдохнуть. Мы вернемся к этому завтра!»

      Используйте набор Brain Breaks Activity  (набор благодарности и внимательности), если вы чувствуете, что физические упражнения могут быть полезны в момент разочарования.

      Наблюдение за собственными «триггерами» фиксированного мышления может помочь в этом процессе.

        Рекомендуемые ресурсы на четвертую неделю:
        1. Mystery Fun Game (набор печатных форм для развития мышления)
        2. My Mighty Treasure Coins (набор самоуважения и уверенности)
        3. Когда я совершаю ошибку: стихотворение для печати (набор печатных форм для установки на рост)
        4. Brain Breaks Activity (Набор благодарности и внимательности)
        5. Журнал большой жизни — используйте четвертую главу «Будьте благодарны», чтобы обсудить, как установка на рост может также помочь нам развить желаемые качества, такие как благодарность.
        6. Big Life Kids Podcast — послушайте эпизоды 7 и 8 (они сопровождают четвертую главу журнала Big Life).  

        ЧТЕНИЕ

        1. ошибок, которые сработали Шарлотта Фольц Джонс (8-12 лет)
        2. Самая великолепная вещь Эшли Спирс (3-7 лет)
        3. Как научить детей навыкам решения проблем  (статья для взрослых)
        4. Полное руководство по похвале ваших детей (статья для взрослых)

           

          14 лучших упражнений и рабочих листов

          Когда мы чем-то расстроены, нам нужно время, чтобы обработать пережитые эмоции.

          Даже после того, как проблема ушла или были получены извинения, у нас могут остаться те же чувства (Питерс, 2018а).

          Научиться справляться с чувствами, особенно сильными, такими как гнев, может быть сложно, особенно для маленьких детей. Обучение пониманию того, что они чувствуют, и совершенствование методов эмоциональной регуляции может помочь детям реагировать на эмоции и окружающую среду с большим контролем и умением (Сноуден, 2018).

          В этой статье рассказывается об инструментах, занятиях и играх, которые помогают детям понять и управлять своими внутренними состояниями и эмоциями.

          Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения КПТ. Эти научно обоснованные упражнения предоставят вам подробное представление о позитивной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и дадут инструменты для ее применения в терапии или коучинге.

          Эта статья содержит:

          • Терапия управления гневом для детей 101
          • 3 стратегии обучения детей
          • 3 лучших занятия и игры для детей
          • Лучшие рабочие листы и ресурсы для детей
          • Обзор игрушек для управления гневом
          • 3 полезных видео для ваших учеников
          • Ресурсы по позитивной психологии для детей
          • Сообщение на вынос
          • Ссылки

          Терапия управления гневом для детей 101

          Гнев — это тяжелое чувство для детей. Это может вызвать у них желание разрушить вещи или швырять комментарии, которые задевают других. С помощью правильных инструментов и методов даже маленьких детей можно научить по-другому воспринимать гнев и сохранять или восстанавливать контроль над своими чувствами (Сноуден, 2018).

          Многие из самых полезных техник терапии управления гневом — это те, которые дети могут использовать во взрослой жизни. Следующие подходы поощряют здоровые привычки на всю жизнь, когда ребенок выбирает то, что ему больше всего подходит (Peters, 2018b).

          Овладение такими методами важно в детстве и имеет решающее значение по мере того, как дети достигают подросткового возраста, когда необузданный гнев может иметь «различные неадекватные подростковые последствия» (Ho, Carter, & Stephenson, 2010, стр. 246).

          Терапия управления гневом на раннем этапе основывалась на прикладных поведенческих вмешательствах, таких как манипулирование стимулами окружающей среды, наказание и поощрение, и обычно требовала, чтобы люди с проблемным поведением получали постоянную поддержку (Ho et al., 2010).

          Когнитивно-поведенческие подходы к управлению гневом, с другой стороны, расширяют возможности ребенка. В них клиент и терапевт работают вместе, чтобы продумать и отработать новые поведенческие решения, в том числе (Ho et al., 2010):

          • Решение проблем
          • Расслабление
          • Самоконтроль и стратегии выживания
          • Когнитивная реструктуризация (обучение альтернативным способам мышления)
          • Прививка от стресса (постепенное усиление воздействия триггеров)

          По сравнению с традиционным поведенческим подходом развитие навыков самоконтроля и преодоления трудностей приводит к лучшему поддержанию и обобщению (Ho et al., 2010).

          Несмотря на раннее начало агрессии у детей, она не обязательно должна перерасти в неустойчивые черты личности во взрослом возрасте. Благодаря эффективным вмешательствам дети и подростки из групп риска могут научиться справляться с ситуациями неагрессивно и вести продуктивную жизнь во взрослой жизни (Nelson, Finch, & Ghee, 2012).

          При управлении гневом детей учат распознавать, когда гнев может проявиться, как он заставляет их себя чувствовать, видеть поведенческие модели и находить здоровые способы сохранять или возвращаться к спокойствию (Snowden, 2018).

          3 стратегии обучения детей

          В своей книге « Рабочая тетрадь по управлению гневом для детей » Саманта Сноуден (2018) предлагает три основных вопроса, которые следует учитывать при работе с детьми.

          Вместе они формируют ценные стратегии управления гневом и лучшего понимания эмоций и чувств (Сноуден, 2018).

          Каждый вопрос можно изучить и ответить на него (в группах или индивидуально), чтобы побудить детей понять свой гнев. Чем более открыто взрослый рассказывает о своем опыте, тем больше вероятность того, что ребенок будет чувствовать себя в безопасности и комфортно, будучи уязвимым. Они распознают гнев как эмоцию, общую для всех.

          Три вопроса (с изменениями из Snowden, 2018):

          1. Почему я злюсь?
          2. Что происходит, когда я злюсь?
          3. Что мне делать со своим гневом?

          Почему я злюсь?

          Иногда трудно понять, почему мы злимся. Он может появиться внезапно и неожиданно. Когда мы знаем, что вызывает наш гнев (например, люди, места, ситуации), мы можем предвидеть его и быстро реагировать, чтобы не дать ему выйти из-под контроля (Сноуден, 2018).

          « Размышление о своем гневе поможет вам более четко увидеть закономерности и найти здоровые способы снова почувствовать спокойствие» (Сноуден, 2018, стр. 1). Зная почему вы злитесь и то, как вы влияете на окружающих, будет способствовать лучшему выбору, когда вы злитесь.

          Изучение того, почему ребенок испытывает гнев — триггеры и ситуации — может дать раннее предупреждение, чтобы помочь ему выйти из ситуации, остановить эскалацию гнева и почувствовать контроль.

          Что происходит, когда я злюсь?

          Когда появляется гнев, он может быть быстрым, кажущимся неизбежным и тем не менее неудивительным. Каждый из нас пытается удовлетворить свои собственные потребности и жить в соответствии со своими целями. Неизбежно то, что мы хотим или делаем, может не всегда соответствовать ожиданиям или требованиям окружающих (Snowden, 2018).

          Когда это происходит, мы можем злиться и расстраиваться.

          Дети должны понимать причины своего гнева, такие как усталость, гнев, люди, нарушающие их представление о справедливости, или необходимость прекратить делать то, что им нравится. Также важно, чтобы дети узнали, как гнев мешает им получить то, что им нужно и чего они хотят (Сноуден, 2018).

          Умение определять эти триггеры означает, что мы можем избегать их и перенаправлять свою энергию и внимание в другое русло. Это важный и логичный шаг, который является частью более крупной стратегии по восстановлению контроля над гневом.

          Что мне делать со своим гневом?

          Все мы время от времени злимся. Распознавание эмоции и умение приветствовать ее с добротой могут помочь вам «сдержать свои тяжелые чувства, как если бы вы приветствовали гостя у себя дома» (Сноуден, 2018, стр. 89).

          Переориентация нашего внимания на то хорошее, что есть в нашей жизни, — это мощная техника для создания баланса и обретения контроля над своими чувствами. Быть добрым и терпеливым к себе может создать более здоровые способы быть открытыми с другими о том, что мы чувствуем и что нам нужно, не забывая при этом о чувствах других.

          Утверждение контроля и знание того, что делать, когда гнев посещает в следующий раз, может восстановить веру ребенка в себя и восстановить его уверенность в своих способностях управлять ситуациями.

          Инструменты и методы обучения детей стратегиям управления гневом

          Следующие упражнения побуждают детей относиться к своим привычкам гнева открыто и с добротой. После выявления они могут применять механизмы преодоления, чтобы культивировать более приятные, позитивные состояния ума (Сноуден, 2018).

          Загрузить 3 бесплатных набора инструментов для эмоционального интеллекта (PDF)

          Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

          Три лучших занятия и игры для детей

          Часто дети лучше учатся, когда играют. Игры и занятия способствуют самообучению и, когда они сосредоточены на эмоциях, помогают детям идентифицировать свой гнев и связанные с ним триггеры и поведение (Peters, 2018b).

          Следующие занятия и игры предлагают детям, их родителям или учителям увлекательный и познавательный способ понять ситуации, которые приводят к гневу, и то, как они могут реагировать по-разному (с изменениями из Peters, 2018b; Snowden, 2018).

          Ролевая игра

          Иногда детям приходится делать то, что им не нравится: выполнять домашнее задание, выключать телевизор или ложиться спать ночью. Разрыв между тем, что они хотят, чтобы сделали, и тем, что они должны делать, может быть источником гнева (Peters, 2018b).

          Самодисциплина является важным навыком для обучения детей и помогает им управлять своей реактивной и эмоциональной стороной.

          Ролевая игра может быть ценным способом для детей и взрослых исследовать определенные триггеры гнева, такие как приказ прекратить что-то делать или выполнить действие, которое не учитывается в их плане, несмотря на то, что полезно для них.

          Например, вы можете разыграть ролевую игру, в которой ребенка просят убрать в своей комнате, но его эмоциональная сторона берет верх и начинает капризничать.

          Peters (2018b) называет нашу реактивную, эмоциональную сторону «шимпанзе». Поощряйте ребенка практиковаться в том, чтобы сказать «стоп» своему эмоциональному шимпанзе и обсудить, как он будет выполнять свои задачи. Может помочь, если они громко говорят своему шимпанзе, говоря ему, чтобы он не спорил, перестал плохо себя вести и был благоразумным, чтобы все были счастливы (Питерс, 2018b).

          Такая самодисциплина может оказаться ценным средством предотвращения приступов гнева.

          Сценарии и их результаты

          Понимание различных вариантов, доступных им, может помочь детям выбрать мышление и поведение, более соответствующие их собственным потребностям и потребностям других.

          Проработайте несколько сценариев, которые обычно приводят к гневу, и обсудите три возможных ответа на каждый из них (Peters, 2018b).

          • Меня обвинили в том, чего я не делал.
            а) Я разозлюсь и буду плохо себя вести.
            б) Я больше никогда ничего не буду делать.

          Или, что более полезно,
          c) Я объясню, что я расстроен, потому что я этого не сделал.

          • Я не могу сделать что-то новое.
            а) Я буду плакать и злиться.
            б) Я буду дуться и сдаваться.

          Или, что более полезно,
          c) Я собираюсь поговорить с кем-нибудь и узнать, как это сделать.

          • Мой друг одолжил что-то и не вернул.
            а) Я рассержусь на них и потребую вернуть.
            б) Я больше никогда не буду разговаривать со своим другом.

          Или, что более полезно,
          c) Я объясню, что я расстроен и хотел бы получить его обратно. Если не получится, то я поговорю со взрослым.

          Попросите ребенка объяснить, почему две крайности (а и б) бесполезны или не являются лучшим результатом для всех участников. Затем обсудите, почему вариант с приводит к лучшему результату и меньшему огорчению.

          Кто сидит за рулем?

          «Гнев может изменить наше отношение к людям и ситуациям».

          Сноуден, 2018, с. 80

          Поработайте с ребенком, чтобы помочь ему понять и распознать подсказки, указывающие на гнев или спокойствие.

          Спокойный ум позволяет нам:

          • Обдумывать последствия наших действий
            Что почувствует другой человек, если я заберу его игрушку?
          • См. разные стороны
            Возможно, это был несчастный случай, а не что-то специальное.
          • Будьте понимающими
            Возможно, у них просто плохой день.
          • Сдержаться или уйти
            Мне нужно успокоиться, прежде чем сказать или сделать что-то, о чем я пожалею.
          • Более ясно видеть чувства
            Я расстроен, расстроен или зол.

          Злой ум таков:

          • Реактивный
            Я буду делать то, что хочу.
          • Делает что хочет и когда хочет
            Мне было больно, поэтому я должен причинить им боль в ответ.

          Распознавание каждого из вышеперечисленных признаков может помочь предотвратить вспышки гнева и улучшить самосознание и эмпатию ребенка.

          Лучшие рабочие листы и ресурсы для детей

          Существует множество стратегий, упражнений и занятий для повышения осведомленности и обретения контроля над бесполезными чувствами и поведением.

          Ниже мы перечисляем несколько полезных рабочих листов, которые могут привить детям здоровые привычки (с изменениями из Peters, 2018b; Snowden, 2018):

          Как распознать, когда мы злились

          Дети и взрослые иногда делают то, чего они хотели бы не делать. Когда они становятся сварливыми или злыми, они могут говорить вещи, которые не имеют в виду, или вести себя деструктивно.

          Попробуйте опросник «Распознавание случаев гнева», чтобы определить, когда ребенок разозлился и как он мог справиться с этим по-другому.

          Если вы ответите, что ребенок может реагировать по-другому, это поможет начать процесс формирования хороших привычек, связанных с положительными эмоциями.

          Кем я хочу быть

          Прежде чем осваивать новые навыки преодоления трудностей и способы поведения, детям может быть полезно описать, каким человеком они хотят быть (например, хорошим поведением, счастливым и беззаботным) по сравнению с кем они не хотят быть (например, сердитыми, обеспокоенными и непослушными).

          Попросите ребенка заполнить таблицу «Кем я хочу быть», указав поведение и эмоции, которых он хотел бы избегать, и те, которые он хотел бы проявлять.

          Такие упражнения способствуют рефлексии и, следовательно, метакогнитивной обработке, что способствует лучшему самосознанию эмоций (Fleming, 2021).

          Поощрение позитивного поведения

          Гнев в основном негативен и бесполезен для детей. Но вместо того, чтобы сосредотачиваться исключительно на том, каких эмоций и поведения следует избегать, может быть полезно рассмотреть список желаемых эмоций и поведения, которые полезны (Peters, 2018b).

          Используйте рабочий лист «Поощрение позитивного поведения», чтобы составить список позитивного поведения ребенка и способов его применения в жизни.

          Когда поощряется позитивное поведение, оно может стать привычным и создать более счастливую и конструктивную атмосферу (Peters, 2018b).

          Пополнение словарного запаса чувств

          Детям может быть трудно знать и использовать правильные слова, чтобы описать свои чувства другим. Расширение словарного запаса чувств может помочь им поделиться своими переживаниями и обратиться за необходимой помощью (Сноуден, 2018).

          Рабочий лист «Построение словарного запаса чувств» содержит список полезных слов для чувств и примеры ситуаций.

          С практикой и небольшой помощью дети могут научиться очень хорошо делиться своими эмоциями.

          Просьбы против требований

          Может потребоваться время, чтобы понять, что то, как мы что-то формулируем, может изменить то, как человек воспринимает то, что мы хотим сказать. Когда у детей большие чувства к чему-то, чего они действительно хотят, они могут стать требовательными (Сноуден, 2018).

          Рабочий лист «Просьбы и требования» помогает детям понять, как превратить требования в просьбы.

          Конфликт в школе

          Школа занимает важное место в жизни детей. Сокурсники все разные, со своими симпатиями и антипатиями. В результате может быть сложно ладить с каждым человеком, даже если он нам нравится (Сноуден, 2018).

          Рабочий лист «Конфликт в школе» помогает детям задуматься о различных отношениях, которые у них складываются в школе, о том, что сложно и что им нужно от каждого из них.

          Знакомство с игрушками для управления гневом

          Веселые занятия идеально подходят для изучения триггеров, эмоций и поведения, связанных с гневом.

          Ниже приведен небольшой пример некоторых игр, которые помогут.

          «Безумный дракон: карточная игра по контролю над гневом»

          Эта увлекательная эмоционально-ориентированная терапевтическая игра учит игроков контролировать гнев.

          Карточная игра предназначена для детей в возрасте от 6 до 12 лет и помогает им идентифицировать ситуации, провоцирующие гнев, и избегать их, а также выражать и понимать свои чувства.

          Доступен на Amazon.

          Don’t Go Bananas – игра когнитивно-поведенческой терапии для детей, помогающих контролировать сильные эмоции как изменить негативные модели мышления.

          В игру играют группы от двух до четырех детей и могут включать взрослых.

          Доступен на Amazon.

          Mad Smartz: карточная игра на развитие навыков межличностного общения

          Эта карточная игра на основе когнитивно-поведенческой терапии помогает детям научиться сочувствию, социальным навыкам, управлению гневом, уверенности в себе и сотрудничеству.

          Он предназначен для поддержки родителей и терапевтов, работающих с эмоциональными проблемами детей, и в него можно играть группами по двое и более.

          Доступно на Amazon.

          3 Полезные видео для ваших учеников

          В Интернете есть множество видеороликов, в которых в дружелюбной форме объясняются эмоции, включая гнев, маленьким детям.

          Вот три наших любимых:

          Управление гневом для детей

          В этом коротком видео показано, как управлять гневом за пять простых шагов.

          Ховард Б. Вигглботтом узнает, что отступать можно

          Следуйте за Ховардом в этом увлекательном мультфильме, чтобы увидеть, как он учится отступать от гнева.

          Управление гневом для детей!

          Это обучающее видео рассказывает детям о гневе, его последствиях и эффективных способах управления своими чувствами.

          Ресурсы по позитивной психологии для детей

          Существует множество ресурсов, инструментов и рабочих листов, основанных на позитивной психологии, предназначенных для исследования эмоций и преодоления гнева.

          Все нижеследующие подходят для детей; хотя, в зависимости от их возраста, они могут получить некоторую поддержку:

          • Украшение печенья
            Иногда важно отвлечься от ситуации и немного отдохнуть. Рисование и искусство могут быть отличными способами перевести дух, когда вспыхивают страсти.
          • Внутри и снаружи Рабочий лист
            Это упражнение помогает детям сравнить, как они думают, чувствуют и ведут себя, борясь с эмоциями.
          • Обнаружение самоконтроля
            Определение самоконтроля по сравнению с отсутствием контроля в поведении может стать первым шагом к более правильному поведению.
          • Красный свет: гнев!
            Это упражнение по рисованию идеально подходит для маленьких детей. Они учатся представлять гнев, когда он мал или становится слишком большим.
          • Сценарии заземления медитации для детей
            Медитация может быть полезна в любом возрасте. Этот сценарий для детей идеально подходит для заземления и приобщения к спокойствию.
          • Управление гневом для подростков: полезные рабочие листы и ресурсы
            Эта статья об управлении гневом у подростков обязательна к прочтению всеми родителями и опекунами, поскольку она помогает им подготовиться и узнать, как справляться со сложными подростковыми ситуациями.
          • 17 упражнений для позитивного общения
            Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим лучше общаться, эта коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.

          Полезное сообщение

          Гнев, как правило, расстраивает всех участников и может изменить то, как дети видят людей и воспринимают ситуации.

          Говорим ли мы обидные вещи или действуем неподобающим образом, мы обычно оглядываемся назад и сожалеем, что поступили иначе (Snowden, 2018).

          Если у детей есть безопасное место для обучения и исследования своих эмоций, они могут найти новые привычки, которые сделают их счастливее и спокойнее, позволяя им сохранять или восстанавливать контроль и избегать вспышек гнева (Snowden, 2018).

          Работа с играми, заданиями и рабочими листами, особенно в группах или со взрослыми, может помочь детям найти способы успокоить гнев или вообще избежать ситуации.

          Разыгрывая ситуации из реальной жизни, дети могут поэкспериментировать с тем, что работает, а что нет, а затем использовать нужные навыки, когда возникнет проблема (Сноуден, 2018).

          Попробуйте выполнить задания и упражнения с детьми. Уроки заключаются не только в самой задаче, но и в обсуждении лежащего в ее основе мышления (метапознания) и его применения в реальном мире. Преимущества останутся на всю жизнь.

          Надеемся, вам понравилась эта статья. Для получения дополнительной информации не забудьте бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения CBT.

          • Флеминг, С. М. (2021). Познай себя: Наука самосознания . Основные книги.
          • Хо, Б.П., Картер, М., и Стивенсон, Дж. (2010). Управление гневом с использованием когнитивно-поведенческого подхода для детей с особыми образовательными потребностями: обзор литературы и метаанализ. International Journal of Disability, Development and Education , 57 (3), 245–265.
          • Нельсон, В. М., III, Финч, А. Дж., Младший, и Гхи, А. К. (2012). Управление гневом у детей и подростков. В PC Kendall (Ed.), Терапия детей и подростков: когнитивно-поведенческие процедуры (стр. 92–139). Гилфорд Пресс.
          • Питерс, С. (2018a). Безмолвные наставники: понимание и развитие ума на протяжении всей жизни . Лагом.
          • Питерс, С. (2018b).