Сценарий год экологии: Сценарий открытия Года экологии

«Сценарий внеклассного мероприятия», приуроченного к Году экологии, объявленного в России. Тема: «Стали люди сильными, как Боги и судьба земли у них в руках!?» | Классный час (8, 9, 10, 11 класс):

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Падунская средняя общеобразовательная школа»

Номинация: «Сценарий внеклассного мероприятия», приуроченного к Году экологии, объявленного  в России.

(фестиваль смотр педагогических достижений  «Идея+»)

Тема: «Стали люди сильными, как Боги  и судьба земли у них в руках!?»

Выполнила: Штерцер Ирина

Александровна, учитель истории

и обществознания  МБОУ

«Падунская сош»

п.ст. Падункая

2017

Сценарий внеклассного мероприятия

Беседа – диспут «Стали люди сильными, как Боги  и судьба земли у них в руках!?»

Категория участников:  9 -11 классы.

В качестве домашнего задания трём   группам  учащихся  было дано задание по соответствующей тематике.  Деление на группы  добровольное в зависимости от  интересов  и занимаемой позиции: «Сторонники технического прогресса»,  «Защитники окружающей среды»,  «Сторонники  сотрудничества и взаимодействия о  возможностях  человечества  для преодоления кризиса».

Два  учащихся  получают  задание,  подготовить сообщение по следующей тематике:

-«Экологические  проблемы  Кузбасса»;  

-«Меры  по охране растительного и животного  мира  в Кузбассе».

Учащиеся получают  список литературы и дополнительный материал  для предварительной подготовки, также  можно использовать  материалы интернет-сайтов и других источников.

Цель мероприятия: привлечение учащихся  к экологическим проблемам различного  уровня.

Задачи:

  1. Осуществить подборку материала  и методическое сопровождение  участников диспута.
  2. Развивать умение отстаивать   личную позицию  и аргументировать   её, используя полученные знания, развивать монологическую  речь.
  3. Расширять экологический кругозор и экологическую культуру.
  4. Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.

На доске эпитеты:

«Блаженны кроткие, ибо они  наследуют Землю»

                                                                Евангелие от Матфея, 5,5

«Всё связано со всем,

Всё должно куда-то деваться.

Природа знает лучше.

Ничто не даётся даром.

Барри  Коммонер.

«Замыкающий круг»

I.Вступление.
-Вводное слово учителя: Строки — «Природа знает, ничто не даётся даром»,   как  никогда  актуальны.  Сегодня мы с вами поговорим о насущной проблеме пагубного влияния  технического прогресса  на  природопользование и   окружающую  среду.

Человек – часть природы, вне которой он не может существовать, однако  многовековое развитие человеческой цивилизации привело к значительным изменениям  окружающей среды.  С развитием  хозяйственной деятельности человека начинается интенсивная  эксплуатация природных ресурсов, потребление которых значительно превысило темпы их естественного возобновления.  В результате происходит деградация  среды обитания человека, что неминуемо ведёт  к глобальной  природной катастрофе. В связи с этим человек должен изменить свою жизненную позицию,  во  взаимоотношениях с природой.

За период своего существования человек  стал распоряжаться  природными ресурсами «подаренными» ему планетой Земля, по своему усмотрению  считая, что это его собственная кладовая, из которой можно брать и черпать  сколько  угодно и когда захочется.  В начале третьего тысячелетия в решении проблемы выживания большую роль приобретает экологическое  сознание.   Учитывая  обострение кризисных ситуаций  во всём мире,  в  России и состояние её природной среды, человечество постепенно приходит к пониманию, что только правильное использование  экологических законов поможет человеку развиваться в содружестве с природой.

II. Основная часть

-Учитель: Предлагаю более детально рассмотреть данную проблему участниками нашего мероприятия, с различных точек зрения.

-Вступительное  слово  защитникам  окружающей среды «О глобальных проблемах современности».

Грязноватая окраска всех предметов, тусклый воздух, земля усыпанная золой и пылью,… густые клубы дыма,  медленно выползающие из  высоких труб и заволакивающие  окрестность,  всё указывало на приближение к большому городу,  эти  слова из произведения Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского  клуба».  Вспомнили картину,  когда мы подъезжаем к современному городу.  Любая производственная деятельность связана с появлением отходов. «Безотходность»  природных циклов – это миф,  который  опровергается  огромными пластами геологических отложений возникших в результате жизнедеятельности живых организмов.  Отходы,  попадая  в природную среду, изменяют её химический состав и физические свойства, следовательно,  отходы являются загрязняющими веществами.

Учитель: Данное выступление рисует довольно смутную перспективу для человеческого общества.  Получается,  что от технического прогресса один вред и никакой пользы.  Так, что же следует отказаться от достижений цивилизации  и вернуться в первобытное состояние.

— Обращается к  другим группам с вопросом, — Кто может  это опровергнуть?

-Сторонники  развития технического прогресса:

        Но без развития техники и технологий невозможно существование и развитие человеческой цивилизации, без движения вперёд (прогресса) общество деградирует, что само по себе означает его гибель. Без аграрной революции (земледелия и скотоводства)  и перехода от присваивающего хозяйства к  производящему,  человек не смог бы  начать  вести оседлый образ жизни.  Следовательно,  поселений, городов, памятников культуры, заводов и фабрик не возникло.  Благодаря  технической мысли появляется  паровой и электрический двигатель, что способствовало увеличению производительности труда, снижению себестоимости товаров. Изобретены важнейшие для человеческого общества средства связи: телефон, телеграф, радио.  Человечество получило автомобили и оборудование и новые технологии ,  осваивается воздушное пространство и космос. А новые источники энергии, в том  числе атомная, без которых,  немыслима наша современная жизнь

-Защитники  экологии:  Всё это не так существенно  в сравнении с негативным воздействием    всех этих достижений на природу.

Интенсивное физико-химическое загрязнение – выбросы  в атмосферу и водоёмы загрязняющих веществ, в том числе радиоактивных. Радиация и радиоактивное излучение (искусственное).  Обогатительные фабрики по добыче и переработке урановых руд, атомные электростанции, переработка и захоронение ядерных отходов.  При ядерных катастрофах ужасающие последствия для природы  и самого человека (уничтожение всего живого, заражение водоёмов, мутации, лучевая болезнь,  онкологические заболевания и др. .) Самой страшной реальностью для человечества является ядерная война.

-Учитель: Так, что же следует отказаться от достижений цивилизации  и вернуться в первобытное состояние?

-Сторонники развития технического прогресса 

«Волков бояться, в лес не ходить».  Атомная энергия не только  разрушительную силу имеет, без атомной энергии сложно представить жизнь человечества, это актуально  в условиях  истощения традиционных  энергетических  ресурсов. Атомная энергия является очень хорошей альтернативой и  в плане  крупномасштабного  производства.  Например: Атомные электростанции,  военная промышленность,  космическая отрасль, атомные  подводные и надводные судна,  транспорт. В современное время широкое распространение в медицине  получила  позитронно — эмиссионная томография.  Используя её  можно обнаружить рак на очень ранних стадиях.  Применение  достижений ядерной энергии в сельском хозяйстве способствует развитию селекции (появление мутаций и выведение новых сортов) более жизнеспособных и урожайных,  помогает  бороться с вредителями.

-Защитники  экологии:  

         Кислотное загрязнение почвы и атмосферы загрязняющими веществами,  основу которых составляют окислы серы и азота. Кислотообразующие вещества отрицательно воздействуют на здоровье человека,  поражают растения, разрушаются микробиологические процессы в водной среде.

Ядовитые химические соединение и тяжёлые металлы (долгоживущие), многие из них даже в малых концентрациях. Например,  выброшенный разбитый градусник способен  отравить кубический километр воздуха.

        Парниковый эффект и разрушение озонового слоя. Углекислый газ,  метан, окислы азота и фторуглеводороды,  главным образом фреоны, широко используемые  в холодильной технике, аэрозолях, баллончиках – распылителях и т.д. Эти  вещества играют огромную роль в формировании парникового эффекта и разрушении стратосферного озонового слоя.

Примером  биологического загрязнения  служит  загрязнение воды и почвы нечистотами, содержащими болезнетворные микроорганизмы, и антропогенная интродукция (внедрение) биологических видов, чужеродных для биоценоза и губительных для  его природных обитателей.

-Учитель: А чем на это могут ответить защитники технического прогресса?

-Сторонники развития технического прогресса 

С развитием химической промышленности человечество получило возможность получать синтетические красители, заменившие безумно дорогие природные.  Создаётся  множество новых  синтетических материалов,  перлон, нейлон, капрон и синтетические смолы, синтетический каучук, необходимый  для развития  автомобильной и лёгкой  промышленности.  В  начале  XX в.,   впервые изобретен железобетон человечество начало возводить высотные здания, небоскребы, разворачивается крупномасштабное строительство городов.  Огромное значение имеет развитие фармацевтической  промышленности. Достижения в области открытия лекарственных препаратов.  Открытия  в области  лекарственных  средств  стали внедрятся на практике, а их массовый выпуск сделал  эти препараты доступными для всех слоёв населения.  А что бы мы делали без мыла стиральных порошков, шампуней и много другого.

-Учитель: Слово вам,  защитники экологии.

-Защитники экологии

Вырубая леса и распахивая степи, человек лишает огромное число видов их мест обитания, и ежегодно с лица Земли исчезает тысячи  видов, флоры и фауны.

Физико-механическое загрязнение – засорение природы частицами пыли от неправильной обработки почв для сельскохозяйственных  нужд и грандиозного  строительства различных объектов (жилых и производственных.)

-Защитники технического прогресса

Леса вырубаются исключительно  исходя из тех потребностей,  которые необходимы  для нужд общества, т.е.  распахиваются новые посевные площади,  освобождаются территории  для строительства  посёлков и городов.  Без этого невозможен  процесс  урбанизации, т. е.  усиления роли городов и распространения специфически городской культуры и образа жизни в развитии человечества. Ведь именно в городах и пригородных зонах сконцентрированы  все жизненно важные производства по обеспечению потребностей общества. А если не распахивать земли  сельскохозяйственного значения, что мы тогда  будем питаться?

— Защитники экологии

Именно в городах и промышленных зонах  происходит огромное количество аварий,  антропогенных (техногенных), наносящих  особый  ущерб  окружающей среде. Каждая из крупных аварий имеет «своё собственное лицо». Почти все страшные аварии, пожары и катастрофы  следствие пренебрежения мерами безопасности при проектировании, строительстве  или эксплуатации  опасных объектов. Аварии на химических реакторах и хранилищах,  разливы нефти и нефтепродуктов,  аварии при транспортировке горючих, радиоактивных и ядовитых веществ, прорывы водоочистных сооружений и нефтепроводов и др.

-Защитники технического прогресса

Как правило, это единичные случаи и нельзя из всего этого  делать панацею. Катастрофы были всегда на протяжении существования всей человеческой цивилизации, только они были больше природного характера, при этом их разрушительная сила была  нисколько не меньше чем техногенные катастрофы.  Извержения вулканов, землетрясения, лавины, оползни, сели, лесные  и торфяные пожары, засуха, от которых пострадало огромное количество человек и разрушено  множество населённых пунктов.  По статистике за  последнее десятилетие погибло  780 тысяч человек.  По данным учёных с начала  XXI века  2,7 миллиарда человек,  так или иначе,  пострадали от   стихийных бедствий.

-Защитники экологии

        А озоновые дыры? Жизнь на земле стала возможной  лишь после того, как появился озоновый экран, который предохраняет всё живое от  губительного  воздействия ультрафиолетовых лучей. Исчезновение озоносферы,  приведёт нас к самым страшным последствиям.

-Защитники технического прогресса

Нельзя говорить только о вредных последствиях и свойствах названных вами достижений. Мы не можем представить  нашу жизнь без  холодильников, дезодорантов. Хладагенты (фреоны) используются  в системах охлаждения воздуха, в квартирах, офисах,  складах, автомобилях.  Применяются фреоны  при транспортировке скоропортящихся и иных  продуктов в холодильном транспорте (железнодорожном, водном, автомобильном).  Благодаря такой транспортировке  сохраняются  потребительские свойства продуктов и других товаров (например  цветов, перевозимых из другой страны).  Есть  такие виды фреона, которые не воспламеняются.  Также фреон  необходим для предприятий общественного питания, кафе,  ресторанов.

-Защитники экологии

Ещё одна глобальная проблема-это демографическая, перенаселение планеты, особенно  в условном «Южном» регионе – это  развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.  Здесь сосредоточено ¾  мирового населения. В  Современное время в   Китае и Индии  чистый прирост населения составляет 2%. При таких темпах население этих стран через 40 лет должно удвоиться, а  в Латинской Америке через 40 лет, это при условии, если демографическая политика в этих странах не изменится.  В конце XIX, начале XX широко внедряются антибиотики, вакцины, сыворотки  помогающие бороться с тяжелейшими инфекционными заболеваниями. Повышается роль санитарно-гигиенических правил. Люди стали    получать  более высокие  урожаи сельскохозяйственных культур, благодаря широкому применению химических удобрений и различных методов борьбы с сельскохозяйственными «вредителями « и «сорняками». Развитие генетики способствует  выведению новых пород скота и птицы. Все эти меры позволили  решить продовольственную  проблему, что повысило продолжительность жизни и улучшило качество жизни. Современный  очень быстрый рост населения приводит  к истощению природных ресурсов и опасному загрязнению окружающей среды.

-Защитники технического прогресса

Против статистики сложно поспорить,  когда речь идёт о перенаселении, то оно в основном в  «Южном» регионе.  Но,  когда мы говорим  о «Северном регионе»,  страны Северной Америки, Северной Азии, Западная и Восточная Европа, Япония и Россия.  В этих странах практически остановился рост населения.  Наблюдается процесс снижения рождаемости и  депопуляции  населения. Если приоткрыть «лицо» смертности  в России, то оно, русское довольно молодое 44-46 лет. Русская нация к середине XXI века будут составлять только 38% от общего населения и их будет на 40 млн. меньше  в  сравнении  с сегодняшним днём. Очень печальная и неутешительная статистика.

-Учитель как мы видим  аргументов  у защитников экологии и сторонников технического прогресса предостаточно. Но  трудно сказать кто из них  более прав,  да,   безусловно без развития технической мысли и её практического внедрения  трудно представить  дальнейшее существование человечества. В  условиях  варварского отношения   к природе, человеческое общество приведёт себя  к  медленной,  но верной гибели.  Может найти компромиссное решение и объединить свои усилия для решения   этой  проблемы?

-Выступление третьей  группы: «Сторонники  сотрудничества и взаимодействия о  возможностях  человечества  для преодоления кризиса».

Настала наша очередь защищать Землю, до сих пор Земля заботливо защищала нас. Без единства законов общества  и Природы, вернее без подчинения общества законам природы, нам не избежать всеобщей гибели. Изначально у человека есть данное  Природой предназначение и обязанность по сохранению природного естества и природного порядка, для жизни, для красоты, в наследство для своих детей.

Во — первых,  необходима выработка государственных и международных идеологий и программ,  направленных  на цели сохранения и восстановления природы;

Во-вторых, приведение в соответствие количества людей и характера их практической деятельности на своей территории  с возможностями природы своей страны. Это требование  касается  прежде всего, Китая, Индии,  Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки, стран арабского мира с их бессмысленным и опасным для всего мира разрастающимся населением.

В- третьих, следует сохранить природу, (экосистему), тех территорий,  которые  ещё  не затронула хозяйственная деятельность человека. Например, природу Сибири  в интересах сохранения  российской и мировой экологической системы,  осваивать вообще недопустимо.( экологическая ценность Сибири  превышает экономическую выгоду от её освоения.)

В — четвёртых, для возвращения  к стабильной окружающей среде необходимо сократить площадь используемых человечеством  территорий  до 31% освоения суши.

Для решения глобальных проблем необходимо объединить усилия всех стран.  В последние годы получили широкое распространение такие формы международного сотрудничества как конвенции, много или двухсторонние договоры, соглашения, резолюции, программы, проведение международных конференций по охране природы.  Проведение  экологических мониторингов,  для выявления реальной экологической  ситуации, в различных регионах  и странах мира.

-Учитель: Мы озвучили  основные существующие проблемы, которые представляют реальную угрозу для нашей хрупкой планеты и возможные  меры  необходимые  для  их  решения. А   какие  экологические  проблемы существуют в нашем регионе?  Послушаем подготовленное  выступление.

-Сообщение: «Экологические проблемы Кузбасса» 

Экологический кризис в Сибири стал реальностью. Сибирь является крупнейшим угледобывающим районом, на её территории создано множество горно-металлургических комплексов. В Кемеровской области  сосредоточено  около 1/3 основных производственных  фондов Западной Сибири. В XX веке шло активное  промышленное и гражданское  строительство, что обернулось массовым истреблением лесов, уничтожением флоры и фауны, загрязнением рек. В атмосферу Кемеровской области  выбрасывается  около 1, 5 млн. т. вредных промышленных выбросов. Выбросы в атмосферу в крупных городах превышают предельно допустимые. Проблема загрязнения  водоёмов одна из самых болезненных. На многих предприятиях водоочистные сооружения, не отвечают современным требованиям. Река Томь в настоящее время полностью потеряла своё рыбохозяйственное и нерестовое  значение. Томь обеспечивает водой около 3млн. чел., но качество воды крайне низкое. Причиной тому является: вырубка и сплав леса,  угледобыча, добыча песчано-гравийных смесей, функционирование золотодобывающих драг, эксплуатация множества животноводческих комплексов, птицефабрик.  Все эти факторы ведут к заиливанию  реки и её обмелению.  Подземные воды являются той губкой, которая впитывает все источники (глубинные, атмосферные, поверхностные),  а значит,  в них попадают все  загрязнения приносимые источниками. Из-за деятельности шахт, разрезов, рудников и сельского хозяйства, развиваются процессы деградации  и загрязнения  почвенного покрова. От эксплуатации автомобильных дорог, образуется полоса  загрязнения выхлопными газами и пылью. Большинство  отечественных автомобилей  и сельхозтехники  имеют  не приспособленную для сохранения целостности почвенного покрова ходовую часть. За последние  десятилетия лесопокрытая зона сократилась на 10%,  идёт деградация  лесного массива,  исчезновение некоторых  видов хвойных пород. В Красную книгу Кузбасса занесены десятки видов  различных растений. Видовой состав фауны стал значительно беднее. Большой вред фауне наносит распашка земель, горные и взрывные работы, вырубка лесов.

-Сообщение:  Меры по охране растительного и животного  мира  в Кузбассе.

В Кузбассе  проводятся как первоочередные мероприятия, так  и  разработана  перспективная  стратегия  по  поддержанию и сохранению  экологического равновесия. Основными  направлениями  этой стратегии являются:

-Создание охраняемых  природных территорий: заказников, питомников,  Шорского природного национального парка и заповедника «Кузнецкий Алатау»;

-Лицензирование  использования флоры, в том числе лесного фонда Кузбасса, с целью исключения  неоправданного истребления  лесов;

-Охрана уникальных эндемичных,  реликтовых видов флоры;

-Реализация  принятой в 1990 году «Программы  лесовосстановления Кемеровской области»;

-Запрещение  применения  на территории  Кузбасса высокотоксичных химических веществ, пестицидов, гербицидов и внедрение биологических  средств защиты  растений;

-Снижение общей техногенной нагрузки  в районах индустриального  развития (за счёт уменьшения  выбросов в атмосферу, водоёмы, почвы. )

Кроме того на территории Кемеровской области  находятся охраняемые объекты   природно-этнографический  заповедник «Томская  писаница»,  заповедные урочища «Белокаменный плёс», «Катунские утёсы», «Орлиная гора», «Стрельный  камень».

-Учитель:  Какой можно сделать вывод из прослушанного выступления? (обращается к аудитории)

-Предполагаемый ответ учащихся:  Действительно в Кузбассе прилагается   много усилий для  решения  проблемы охраны природы. Но не только руководство региона должно проявлять заботу  о сохранении природы, все мы должны  самым активным  образом   бороться за сохранение экологической безопасности.

III. Заключительная часть

-Учитель:  В России  2017 год объявлен Годом Экологии. Президентом РФ  подписан Указ  от  5 января 2016 года.  Принята стратегия  экологической  безопасности России, разработанная  до 2025 года.

«В рамках нашей внутренней политики экология была и, безусловно, останется одной из важнейших составляющих всей нашей работы. Мы должны будущим поколениям оставить процветающую в смысле экологии страну» В.В.Путин.

В настоящее,  в России относительно благополучное  экологическое положение, сравнительно с другими странами и  важно  не допустить  ухудшения существующей  экологической  обстановки.  

-Учитель:  Какой вывод можно сделать  в конце нашего мероприятия,  учитывая полученную в ходе обсуждений  информацию?

-Предполагаемые ответы  обучающихся:  

-Только путём единения человечества можно  разрешить существующие проблемы, столь остро стоящие перед нами;

-Природа — вот подлинный источник всех благ;

-Без неё не мыслит себя человек;

-Спасти природу  сейчас – значит спасти  своё будущее и будущее своих детей;

-Без решения экологических проблем невозможно  развитие человеческого общества.

 

Учитель:  На этой позитивной ноте мы завершаем наше мероприятие.

— Так как наше мероприятие внеурочное предлагаю по желанию написать мини-сочинение или эссе по теме «Экологический кризис: пути разрешения».

Всем спасибо за внимание!

Литература:

  1. Гальперин  М.В.- Общая экология.: учебник /М.В. Гальперин.-М.:Форум, 2010
  2. Баканина Ф.М., Винокурова Н.Ф,Камерилова Г.С. и др..- Современные проблемы экологии: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2005
  3. Баранкин Л.П.- Природа –наш дом.- Ярославль 1999
  4. Ильичёв А.И., Соловьёв Л.И.- География Кузбасса: Природные условия и ресурсы Кемеровской области.- АО Кемеровское  книжное издательство, 1997
  5. Лиходед В.М.- Экология.:Учебное пособие/Лиходед В.М., В.Н. Лиходед.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
  6. Романенко М.Ф.-Экология Кузбасса: проблемы  и перспективы.- Новокузнецк,1995
  7. Ханжин Б.М., Ханжина Т.Ф., Артемьев В.К., и др..- Социально-экологический апокалипсис… перед концом жизни на планете Земля.-«Издательско-полиграфический комплекс «Волга», 2008.

        

Сценарий экологического спектакля для дошкольников: «Эколята – защитники природы» 2022 года | План-конспект занятия (подготовительная группа):

МБДОУ детский сад №11 «Рябинка» г. Грязи Липецкой области

Театральная студия «ЭкоДобро»

Руководитель студии: Морозова В.В.

Сценарий экологического спектакля для дошкольников: «Эколята – защитники природы»

Цель: формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у детей культуры природолюбия через театрализованную деятельность.

Место проведения: музыкальный зал                                   Дата проведения: 21.01.2022г.

Роли: дети подготовительной группы в роли героев (Умница, Ёлочка, Шалун, Тихоня, Заяц, Лиса, Хулиган, Огонь, Ручей).

Место действия: лесная полянка

Атрибуты: ручей (синяя ткань), корзина (бинт, листья подорожника, скворечник, мешки для мусора), мусор (банки, склянки, упаковка от йогурта и т.п.), экологические знаки.

Ход спектакля.

Зал украшен под лесную поляну. Звучит волшебная музыка на лесную поляну выходит Ёлочка.

Ёлочка: На нашем шарике земном, где мы родились и живём,

                Где море, горы, степи, лес, полно таинственных чудес.

                В лесу на первый взгляд спокойно.

Под музыку появляются Эколята:
Мы Эколята – природы защитники,

            Животных, растений большие друзья,

            Богатства земли молодые наследники,

            На страже природы стоим ты и я!

Я — Ёлочка! Я — Тихоня! Я — Шалун! Я — Умница!

Все вместе: Мы Эколята – защитники природы!

Умница поливает цветы. Ёлочка сажает птенца в гнездо. Тихоня и Шалун ремонтируют скворечник.

Шалун: Оглянись вокруг и ты увидишь,

        Каждый день наполнен волшебством,

        Радуга, туман и белый иней,

        Или дождик за моим окном.

        Бесценный дар надежно охраняем,

            Природы тишину, её покой,

            Если искренне природу любим,

            Значит, любим Родину с тобой.

Выбегают заяц и лисица:

           — Помогите! Помогите!

Тихоня: Тише, тише, не шумите! Что случилось? Объясните!

                Что у вас произошло? Кто же причинил вам зло?

Лисичка: К нам в лес пришел противный тип!

Идёт с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб, и выругался громко.
Стал гнуть орешник и сломал, потом залез на ветки.
И все орехи обобрал, не думая о белке.

Зайка: Пришел какой-то хулиган, наводит страху тут и там…
            Птиц по лесу распугал, муравейник поломал.
            Мусор всюду раскидал, нас, зверушек, разогнал!

Ёлочка: Хорошо, пойду взгляну!

               Ведь много дел у нас в лесу. (Эколята уходят под музыку).

В это время появляется Хулиган, раскидывает из рюкзака мусор: достает бутылку с водой выпивает, бросает на землю. Ест конфету, разбрасывает фантики, вытряхивает всё из рюкзака.  Зверята прячутся за деревья. Хулиган уходит, звери выходят и наступают на мусор.

Заяц: Ой! Ой! Ой! Беда! Беда!

 Наступил на что-то я!
Ой, поранил лапку о пустую консервную банку!

Лисичка: Друг, держись, бегу, бегу… Эколят я позову (бежит)

(Возвращается Ёлочка и Шалун с аптечкой и зверятами)

Ёлочка: Бедный заинька, не плачь… я, конечно же, не врач,

              Но тебе помочь смогу – подорожник приложу…

(достает бинт из корзинки, срывает «подорожник», привязывает к лапке)

Шалун: (обращается к зверятам) К доктору пойдем сейчас … надежда только вся на вас.


Ёлочка: Чтобы, в лесу не получалась свалка

Мусор надо утилизировать!

Разобрать мусор для уничтожения.

В разные мешки разложить бумагу, пластик и стекло всё отдельно.

И увезти весь мусор из леса на переработку,

Чтобы не засорять окружающую среду.

(Эколята разбирают мусор по мешкам, ставят мешки около кустов)

Умница: В дивном я лесу живу, за порядком я слежу…
               Ой, по-моему, слегка, чувствую запах костра!

Фонограмма «Треск пламени». (Навстречу Эколятам выбегают лисёнок и зайчонок)

Лисичка: Эколята помогите! Пожар скорее потушите!

                  От дыма и огня природа погибает вся!

— (Танец огня)

Тихоня: Угольки, а ну-ка стой!
             Ишь, устроили разбой!
             Ведь пожар в лесу – беда.
             Лес сгорит тогда дотла.

Умница: Зайка, бей ка в барабан!

                Быстро всем тушить пожар!

              — Где вы, лисёнок и зайчонок?

                Поливайте из бочонка! …

Стал огонь ослабевать, стало пламя потухать и потухло! (огонь ложится на колени)

 (Эколята и звери тушат пожар. Выходят Ёлочка и Шалун).

Лисенок и зайчонок: Мы все вместе, дружно сами погасить сумели пламя! Потрудились мы недаром, быстро справились с пожаром. (Звучит печальная музыка).
            Много бед пожар наделал.
            Кто виновник, кто всё сделал? (Выходит на полянку хулиган)

Хулиган: Я в лесу костёр зажег,
             На костре уху варил,

                 А огонь не затушил.
                «Сам погаснет» — я решил.

Шалун: Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед погнался.
Гибнет лес, пропали звери —
Всех несчастий не измерить!

Ёлочка:  (Показывают экологические знаки)
Чтобы не было пожаров, надо правила всем знать!
                • Возле дома и сарая
                Разжигать костер не смей!
                Может быть беда большая для построек и людей.

Шалун: • Всем давно пора понять!
              Детям спички нельзя брать
              Пусть и взрослым будет ясно.
Дети (хором): Что с огнем шутить опасно!  Шалун уходит.

Хулиган тайком уходит

Умница: А где же хулиган?

Тихоня: Очень нужно поспешить, зло в лесу — остановить!
              Как жарко солнышко печет…
              Вот ручеек в тени течёт!

               Ключевой воды напиться и водичкою умыться…
              Что за чудная вода? Непрозрачна, не чиста
              И на солнце не искрится. Что внутри её таится?  (Тихоня подходит к ручью)

Ручей: Смотри, природу обижают

Ручей в помойку превращают
Накидали банки, мусора и склянки.

Ёлочка: Ручеек, не кричи, лучше толком объясни –
             Что ж у тебя произошло? Кто причинил тебе зло?

Ручей: Пришел какой-то хулиган, навел он страху тут и там…
            Вон здесь немного отдыхал, а мусор весь в ручей бросал.

Ёлочка: Придется меры принимать, природе надо помогать.
              Ну-ка, весь лесной народ, помогите, навалитесь!
              Убирайте, торопитесь! (зверята выбегают, разбирают мусор по пакетам)

— Солнце высоко пока, мусор вывозить пора!

(Приезжает машина, Эколята грузят мусор, машина с мусором уезжает)

Ручей: Ах, спасибо! Красота! Стала чистою вода!

             Всех спасу от жажды я!     (Исполняет танец Ручейка).

Умница: Надо вместе лес спасать, хулигана наказать… (думает)
               Напугаем! И тогда убежит он навсегда!
               У меня задумка есть: как появится он здесь,
               Страх внутри него разбудим – отвечать мы эхом будем!
(Под музыку входит Хулиган, все прячутся, превращаются в деревья)

Хулиган: Иду я смело по тропе, никто не страшен мне.
                 И песенку любимую, пою всегда везде.

Эколята: (эхом отвечают) – Везде, везде, везде.

Хулиган: – (насторожился) Буду рвать цветы.

Эколята: – Не ты, не ты, не ты.

Хулиган: – (испуганно) Что происходит?

Эколята: – Ходит, ходит, ходит.

Хулиган: – (испуганно) Кто это?

Эколята: — Это, это, это.

Хулиган: – (испуганно) Не страшно мне совсем.

Эколята: (эхом отвечают) — Я съем, я съем, я съем.

Хулиган: – Ой, мамочка! (пятится назад, наступает на пакет с мусором, падает, ранит руку)

Помогите! Страшно мне в лесу! Помогите! Ой-ой-ой! (выходят Эколята)

Хулиган: Вы кто?

Все вместе Эколята: Мы Эколята! Защитники природы!

Тихоня: Ты нарушил правила поведения и пошла полоса невезения…

Хулиган: Что же мне делать? Простите меня!

Теперь я буду лес беречь, костры не стану больше жечь!
Зверей я буду охранять и лес наш буду защищать!
Мне очень хочется, друзья, чтоб вы простили все меня!

Ёлочка: Конечно, мы тебя прощаем!  А хочешь стать защитником природы!

Хулиган: Очень хочу.

Ёлочка: Тогда мы посвящаем тебя в Эколята-дошколята.

     Ты должен дать клятву! Повторяй за мной.

Хулиган: Я обещаю защищать и беречь живую природу!

Вступая в ряды Эколят, я клянусь, что сделаю всё возможное, чтобы стать лучшим другом природы!

Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

Ёлочка: Принимаем тебя в Эколята-дошколята (Умница одевает на голову хулигану зеленую пилотку).

Станем мы в огромный круг.

Песня пусть летит по свету,

Сбережём свою планету!

сценариев | Водная устойчивость и климат

Исследования

ЭКСПЕРТЫ

Кристофер Кучарик
Профессор
Агрономия, Институт Нельсона Центр устойчивого развития и глобальной окружающей среды

Стивен Карпентер
Директор Центра лимна логия и
Стивен Альфред Форбс Профессор зоологии

Эрик Стенд
Ассистент научного сотрудника
Агрономия, гражданское и экологическое проектирование

Дженни Зайферт
Научный писатель/ координатор по связям с общественностью

Си Чен
Исследователь с докторской степенью
 

Эмбер Мейс
Исследователь с докторской степенью
 

Мелисса Мотью
Окружающая среда и ресурсы, доктор философии 9 0004  

Эврен Сойлу
Постдокторант,
Инженер проекта LimnoTech

Цзянсяо Цю
Зоология, доктор философии

Хлоя Уордроппер
Окружающая среда и ресурсы, доктор философии
 

Сценарии водораздела Яхара: учебник для начинающих

 

сценария

Какой может быть жизнь в бассейне реки Яхара в 2070 году, если…?

Интегрированные сценарии WSC под названием Yahara 2070 представляют собой исследование этого вопроса с акцентом на устойчивость пресной воды и устойчивость к изменению климата в бассейне реки Яхара.

Интегрированный сценарий сочетает в себе повествование и науку. Правдоподобные, но вымышленные истории описывают, как различные наборы социально-экологических изменений могут развернуться в будущем. Затем компьютерные модели имитируют эти изменения и оценивают связанные с ними будущие последствия для природных благ, от которых зависят люди, таких как качество воды и производство продуктов питания.

Узнайте больше о том, как мы разрабатывали сценарии Yahara 2070.

Ни один из сценариев не описывает идеального или наихудшего будущего. Скорее, сравнивая их, ученые и лица, принимающие решения, могут лучше понять, что может привести к изменениям, и предвидеть возможные результаты. Сценарии также могут помочь людям представить себе желаемое будущее и способы его достижения.

Что мы спросили

Мы разработали Yahara 2070, чтобы ответить на следующие вопросы:

  • Как могут повлиять на качество воды и запасы воды в бассейне реки Яхара, если в течение следующих 60 лет произойдут различные изменения в землепользовании, климате и обществе?
  • Какие факторы уязвимости и неопределенности должны предвидеть жители водораздела Яхара в ближайшие 60 лет?
  • Где есть возможности для повышения экологической и социальной устойчивости?
  • Могут ли сценарии положительно повлиять на принятие местных решений в отношении водных ресурсов?

Что мы обнаружили

  • Сценарии показывают, что между природными преимуществами, которые дает водосбор, есть компромиссы; ни один из сценариев не является «победителем» с точки зрения способности водораздела обеспечить эти преимущества. Это означает, что люди могут получать различные выгоды от водораздела в зависимости от своих приоритетов и того, как они управляют ландшафтом.
  • Решения о землепользовании окажут наибольшее влияние на такие услуги, как производство продуктов питания и биоэнергии — например, то, что мы выбираем для выращивания в водосборном бассейне, будет определять производственную мощность водосборного бассейна. Но климат также будет иметь последствия; например, засуха может подавить производство.
  • Климат будет доминирующим фактором для других экосистемных услуг. Например, более теплый климат в каждом сценарии вызывает более высокую потребность в атмосферной воде, что приводит к уменьшению стока воды в подземные воды к 2070 году, даже если осадков больше. Кроме того, увеличение количества осадков и сильных штормов может увеличить риск наводнений и ухудшить качество воды. Эти неблагоприятные тенденции могут быть в некоторой степени компенсированы улучшением землепользования и управления.
  • Улучшение качества воды — это долгосрочный процесс, который потребует приверженности действиям и инновациям на десятилетия вперед. За последние 70 лет в почвах Яхары накопился избыток фосфора. Это «наследие» сегодня является основной причиной плохого качества воды, и для дальнейшего улучшения состояния озер потребуются усилия по сокращению избыточного фосфора с помощью технологий и улучшения управления земельными ресурсами.
  • Инвазивные виды, такие как колючая водяная блоха, могут обратить вспять десятилетия прогресса в улучшении качества воды. Предотвращение будущих вторжений путем изменения человеческого поведения может стать недорогой страховкой от этих потенциально дорогостоящих убытков.

Подробное изучение сценариев на Yahara2070.org

Удовлетворение наших будущих потребностей в воде: основные уроки и возможности

Инфографика результатов модели Yahara 2070

Исследование количественно оценивает роль «унаследованного фосфора» в ухудшении качества воды

Дискуссионные руководства помогают думать о будущем

Как смоделировать будущее водораздела

Моделирование и сценарии | Лаборатория исследований городской экологии

Интегрированное моделирование

 

Одним из наиболее влиятельных факторов антропогенных глобальных изменений за последние двести лет было преобразование землепользования и использования ресурсов, связанное с урбанизацией и расползающейся застройкой (Pataki et al. 2006). Ожидается, что изменения земного покрова значительно возрастут в ближайшие десятилетия, поскольку население продолжает увеличиваться. В рамках этого проекта д-р Альберти (Вашингтонский университет) и Джефф Хепинстал (Университет Джорджии) разработали совмещенную модель изменения антропогенно-естественного земного покрова для оценки воздействия альтернативных моделей развития в Центральном районе Пьюджет-Саунд, которые могут поддержка решений по землепользованию и инвестициям в инфраструктуру. Модель успешно применялась для оценки воздействия изменения земного покрова на разнообразие птиц (Hepinstall et al 2008). В рамках этого проекта модель в настоящее время продлевается до 2050 года и дополнительно разбивается, чтобы полностью представить сложные и неоднородные модели землепользования/почвенного покрова и модели поведения, возникающие вдоль градиента урбанизации.

Прошлые проекты

Моделирование изменения земного покрова в Центральной Пьюджет-Саунд
Интеграция LCCM и UrbanSim

Интеграция LCCM с DHSVM

Будущие сценарии Пьюджет-Саунд 9 0068

 

Бассейн Снохомиш 2060 Сценарии

Исследователи:  Альберти, М. , Руссо, М. и Теннесон К.

Заключительный отчет

Сценарии бассейна Снохомиш (SBS) направлены на поддержку критически важных решений для поддержания функций экосистемы в бассейне Снохомиш в долгосрочной перспективе, несмотря на непреодолимую неопределенность. Проект, возглавляемый Исследовательской лабораторией городской экологии в партнерстве с группой региональных экспертов, был направлен на разработку и оценку гипотез о будущих траекториях предоставления экосистемных услуг в бассейне путем характеристики неопределенности, связанной с альтернативными будущими исходными условиями. Кульминацией проекта стали четыре сценария, представляющие уникальные и удивительные наборы будущих условий. Вместе четыре сценария предназначены для предоставления лицам, принимающим решения, необходимой информации для тестирования, мониторинга, внедрения инноваций и определения приоритетов политик в свете потенциальных возможностей и проблем , которые могут возникнуть в будущих условиях. Уроки проекта переводятся в шесть областей поддержки принятия решений в условиях неопределенности. Планирование сценариев обеспечивает систематический подход к 1) сосредоточению внимания на устойчивости системы, а не на контроле изменений, 2) переопределению контекста и структуры решений, 3) пересмотру наших предположений о будущих условиях, 4) выявлению рисков и возможностей, которые подсказывают творческие решения, 5) мониторингу предупреждающие сигналы о смене режима и 6) определение надежных решений в условиях неопределенности.

Будущее без проекта

Исследователи: Марина Альберти, Джефф Хепустанов-Симерман и Михал Руссо

Заключительный отчет о сценариях будущего Пьюджет-Саунд ставка. Одной из основных причин деградации побережья является концентрация людей вдоль побережья. Деятельность человека нанесла значительный ущерб прибрежным экосистемам как за счет прямого разрушения прибрежной среды обитания, так и за счет изменения функций экосистемы, таких как движение наносов (броня), инфильтрация (непроницаемые поверхности) и регулирование питательных веществ (сточные стоки). Последствия деградации прибрежных экосистем велики не только для тех водных видов, которые обитают в этих водах, но и для всей экосистемы и благополучия человека. Лосось, символ Тихоокеанского Северо-Запада, является лишь одним из девяти видов, находящихся под угрозой исчезновения или находящихся под угрозой исчезновения в регионе, населяющих прибрежные районы Пьюджет-Саунда (Fresh, 2006). E. coli из человеческих сточных вод и отходов жизнедеятельности животных концентрируется в моллюсках и попадает в нашу пищу (Weiskel, 19 лет).96). Сооружения, построенные вдоль берега для защиты земельных владений и домов, со временем приводят к уменьшению дрейфа наносов, уменьшению ширины пляжа (Griggs, 2005) и утрате мест обитания (Johannessen, 2007). Подсчитано, что 73 процента первоначальных солончаков Зунда были разрушены, а 33 процента его береговой линии были изменены в результате застройки (Гельфенбаум, 2006).

Несмотря на растущую обеспокоенность состоянием прибрежных экосистем и потребностью в научно обоснованном управлении экосистемами, в научном и политическом сообществах отсутствует согласие относительно того, какие стратегии следует применять для восстановления функции прибрежных экосистем (Линков).

и др., 2006). Есть пять проблем, которые возникают, когда планировщики пытаются разработать альтернативные стратегии восстановления прибрежной зоны Пьюджет-Саунд, и эти проблемы помогают проиллюстрировать трудности, связанные с процессом планирования, и, таким образом, потенциальное использование сценарного планирования. Во-первых, сложность связанных между человеком и природой систем (неоднородность, нелинейность и эмерджентные свойства) делает их крайне непредсказуемыми. Во-вторых, многие процессы, лежащие в основе прибрежных экосистем, до сих пор плохо изучены, что еще больше ограничивает предсказуемость реакции системы (Lynn, 19).98). В-третьих, восстановление требует интеграции социальных и естественных наук для изучения взаимозависимости между человеком и экологическими системами в пространстве и времени (Rapport 1998). В-четвертых, восстановление должно включать в себя понимание рефлексивного принятия решений и поведения человека при оценке стратегий. И, наконец, чем дальше мы смотрим, тем больше неопределенность (Heijden, 1997).
Сценарное планирование — это будущая стратегия оценки, направленная на устранение этих трудностей. Она специально разработана для учета сложности и неопределенности в процессе принятия решений. В этом проекте мы предлагаем, чтобы планирование сценариев предоставило ученым вероятные будущие исходные условия для адекватной оценки последствий альтернативных стратегий восстановления.

За последние два года рабочая группа «Будущее без рабочей группы» Партнерства Пьюджет-Саунд и Исследовательская лаборатория городской экологии приступили к процессу планирования сценариев. Они привлекли более 100 экспертов к участию в серии панельных дискуссий и семинаров для разработки окончательных сценариев

для региона. Сценарии в этом отчете описывают шесть альтернативных вариантов будущего для Пьюджет-Саунд, начиная от экономического роста и социального и экологического процветания до экономического спада и экологического коллапса, когда критические пороги превышены и региональные ресурсы сильно истощены.