Сценарий праздника день учителя в школе для учителей: Сценарий праздника «День учителя» — Вне урока

Содержание

как реализовать требования ФГОС по воспитанию школьников – Учительская газета

Учителям с современными детьми бывает непросто. Подчас традиционные и привычные многим методы воспитания оказываются недейственными. О том, как достигать воспитательных целей, рассказал член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности ФБГНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Павел Степанов.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Павел Валентинович в своей лекции «Воспитание в программах и реалиях: как реализовать требования ФГОС», опубликованной на странице РАО в соцсети VK, обратил внимание, что если детям навязывать ценности, воспитание превращается в противоположность. Он уверен: формализм не способствует воспитанию, а вредит ему.

О достижении результатов воспитания

Чтобы понять, как достичь реальных результатов воспитания, нужно ответить на три вопроса. Первый: когда работа с детьми обретает воспитывающую направленность? Это происходит тогда, когда общение с ребятами становится ценностно-ориентированным.

То есть ориентированным не столько на знания, сколько на ценности. Второй вопрос: в каком случае общение становится таковым? Это происходит тогда, когда между педагогом и учениками устанавливаются доверительные отношения. И третий вопрос: когда они становятся доверительными и как этого добиться? Это происходит, когда педагог и дети участвуют в совместной деятельности.

Суть воспитания – в нюансах общения, деятельности и отношений. В каждом из этих трех «китов» таится немалый потенциал, который нужно уметь реализовать.

Как реализовать процесс воспитания в деятельности

Во-первых, важно учитывать возможности школьников. Понятно, что существует теория поколений, однако в ней есть некоторая натяжка, поскольку грани между поколениями всегда размыты. Тем не менее хорошо видно, что дети меняются. Раз в 5 или 10 лет приходят другие ребята. Исследование прошлого года показало, что современные дети менее терпимы к нормированию поведения со стороны взрослых.

Это было и раньше, но обычно в подростковом возрасте – сегодня эта планка становится ниже. При этом они с куда большим рвением включаются в работу, если она им интересна, если в ней есть элемент игры. Также отмечается, что дети не могут долго удерживать внимание, что связано с цифровизацией. Они хуже слышат и слушают друг друга. У них много знакомых, но меньше настоящих друзей, с которыми могли бы разделить свои переживания. Современные школьники меньше играют в контактные игры, которые выступают важным моментом социализации. Сегодня на переменах в столичных школах становится тихо. «И это не есть хорошо. Да, ребята не бегают. Да, ребята не носятся по коридорам. Но это не должно радовать педагогов. На мой взгляд», – отметил спикер.

Дети реже позволяют себе мечтать, размышлять о своем будущем, о своем прошлом. А ведь эти навыки очень важны для развития личности. Они чаще испытывают стресс, более хрупкие – это «поколение снежинок, которые легко тают». Меньше гуляют на свежем воздухе, позднее ложатся спать. Но самое главное: эти ребята очень разные, – подчеркнул Павел Валентинович. В этом поколении усилилась дифференциация. Появилось много таких, кто склонен к самопрезентации – в виртуальном и реальном мирах. При этом все больше появляется закрытых ребят, избегающих толпы и массовых мероприятий. Это ярко показала пандемия.

Фото: кадр из видео РАО/ ВК

В этой связи важно понимать, что к таким разным школьникам нельзя применять универсальные педагогические средства, вовлекать в общие для всех мероприятия, проводить единые для всех классные часы. С учетом особенной чувствительности современных детей к тому, что им интересно, а что – нет, принцип единых тоталитарных мероприятий только умножает формализм.

Что можно изменить в деятельности? Спикер предлагает перестать применять универсальные средства и сводить всю деятельность, которая проходит в школе, к календарным мероприятиям. Мероприятия и деятельность – не одно и то же. Разницу легко понять, обратившись к образу льдинок и айсберга. То, что находится на поверхности – это мероприятия. Они хорошо видны, их можно сосчитать, сфотографировать, можно отчитаться.

При этом мероприятия могут существовать в двух вариантах. Во-первых, как набор разрозненных спланированных педагогами или спущенных сверху. Для детей такие мероприятия вступают в виде акций, к которым они не имеют отношения и в которых им предложили или их вынудили поучаствовать. Такие мероприятия малоэффективны, а по причине чрезмерной навязчивости иногда вредны воспитанию. Мероприятия могут существовать и в другом виде – как составная часть постоянной деятельности, которой увлечены дети. Кто-то увлечен спортом, кто-то театром. Этим интересам могут отвечать концерты, конкурсы, выставки. Такого рода мероприятия для ребят – естественное продолжение их постоянных любимых занятий. В этом варианте мероприятия становятся фрагментами деятельности – яркими, но не самыми важными. Они подобны верхушке айсберга.

Важнее то, что скрыто от глаз – сотни малых повседневных дел педагогов и детей (встречи, спонтанные беседы, чаепития, шутки, розыгрыши, игры, оформительские работы, просто болтовня). Это очень значимо, важнее мероприятий. Именно на этом уровне педагоги могут стать для детей значимыми взрослыми. «Именно так дети могут перенимать от нас ценности – в повседневном общении», – подчеркнул Павел Валентинович. Беда в том, что педагоги начинают все больше мероприятий включать в планы – до такой степени, что просто не остается времени на обычные повседневные дела и общение, на выстраивание прочных доверительных отношений с детьми. Любой педагог скажет, что ему не хватает времени – при этом планы становятся все обширнее.

На взгляд спикера, если педагоги под видом воспитательной работы станут проводить мероприятия, не связанные с увлечениями детей, это будет тупик. А если учитель начнет стремиться помочь ребенку найти в школе свой интерес, то воспитательные возможности различной деятельности в школе возрастут.

Почему важно общение

Мы сможем реализовать требования ФГОС, если поймем, что именно неформальное, неорганизованное общение играет большую роль в воспитании. Именно его в школе не хватает. Опрос показал, что почти половина детей (42%) не общаются со своими учителями вне урока. Педагоги стали реже разговаривать с ребятами о житейском – о дружбе, любви, о музыке, кино, моде, экологии – о чем они уже имеют свое мнение и готовы им поделиться. Только в таком общении со взрослым ребенок может усваивать социальные нормы: как говорить, как вести беседу, как слушать, как поддерживать собеседника мимикой, взглядом, как не обидеть, как следить за нитью разговора.

Именно в неформальном общении только и можно сформировать доверительное отношение. Детям важно понимать, что его мнение, мысли и взгляды кому-то интересны. Педагогу такое общение тоже необходимо: у него появляется огромный шанс лучше узнать своих учеников. По мнению Павла Валентиновича, многие трагедии последних лет в образовательных организациях произошли от того, что педагоги недостаточно знали о своих детях. Трагедии можно было бы предотвратить, если бы к детям проявлялось больше внимания.

Никто из одноклассников и педагогов о «стрелках» не говорил, что они были агрессивными с детства, наоборот – тихие, незаметные, спокойные, от них никто не ожидал агрессии.

Фото: Министерство образования Красноярского края/сайт Минпросвещения России

Именно неформальное общение является хорошей профилактикой насилия и агрессии в школе. Что движет человеком, который осознанно причиняет боль другому? Чаще всего это связано с внутренними проблемами человека – с самооценкой, неудачами, причину которых он ищет во внешнем мире. Желание отомстить возникает не сразу. Сначала хочется высказаться. В этом случае хороший неформальный разговор очень важен. При этом сам ребенок с разговором не подойдет, взрослый должен сделать первый шаг – не родитель, а относительно посторонний человек. Если с педагогом у него доверительные отношения, ребенок хотя бы «выпустит пар», напряжение спадет.

Что касается формализованного организованного общения, то ФГОС можно реализовать на классных часах и других мероприятиях, если получится избежать морализаторства.

В процессе обучения общение происходит преимущественно в форме монолога. Так можно сформировать знания. Однако ценности так не формируются. Против морализаторства и наставлений дети начинают протестовать. Говорить с ребятами нужно не о ценностях, а о каких-то важных для них ситуациях. Стоит предлагать темы для классных часов в острых ситуациях, в случаях, когда темы их «задевают». О нормах и ценностях лучше дискутировать, чем рассказывать о них.

Какими должны быть отношения

«Мы сможем реализовать требования ФГОС, если сумеем свести к минимуму манипулятивное отношение к ребятам», – отметил Павел Степанов. Школьниками мы начинаем манипулировать тогда, когда боимся неудобного для нас поведения. Например, боясь неправильно ответа, манипулятивно подводим к правильному ответу. Или пишем сценарий мероприятия вместо того, чтобы помочь это сделать детям самим. В результате доверие ребят к педагогам и школе снижается, формируется привычка лицемерить. Резюмируя сказанное, спикер отметил важность того, чтобы педагоги оставались для школьников значимыми взрослыми.

Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности. Полностью ознакомиться с лекцией Павла Степанова можно на странице РАО во социальной сети.

Ранее Сетевое издание «Учительская газета» сообщало о цифровом контенте в образовании и пути его развития в России. На эту тему выступила Людмила Босова, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО. Ее лекция называлась «Цифровой образовательный контент для общего образования: модели использования и перспективы развития».

Большая перемена

Большая перемена

регистрируйся в конкурсе

ПОДРОБНЕЕ О КОНКУРСЕ

24 июня 2023

Президент России Владимир Путин в обращении к россиянам: «Защитим наш народ и нашу государственность от любых угроз».

Главное:

• «Мы столкнулись с предательством, непомерные амбиции привели к измене России»

• «Все, кто сознательно встал на путь предательства, понесут неминуемое наказание»

• «Власти не дадут повториться расколу в России, мы защитим народ»

• «Мы боремся за право быть и оставаться с Россией. Эта битва требует объединения и консолидации»

23 июня 2023

Участники «Доброй субботы» рассказали о добровольчестве в сфере культуры и сохранения культурного наследия

Традиционная акция «Добрая суббота» прошла в сообществе ВКонтакте Всероссийского конкурса «Большая перемена» – проекта Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь). «Большая перемена» является соучредителем Российского движения детей и молодёжи «Движение первых». 

26 февраля 2023

Завершилась образовательная программа для наставников победителей конкурса «Большая перемена»

В Крыму с 19 по 25 февраля на площадке санаторно-курортного комплекса «Mriya Resort&SPA» прошла специальная Образовательная программа для педагогов-наставников победителей третьего сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена».

24 февраля 2023

Григорий Гуров и Наталия Мандрова обсудили с педагогами-наставниками «Большой перемены» развитие «Движения первых»

24 февраля на площадке санаторно-курортного комплекса Mriya Resort & SPA состоялась дискуссия «Движение первых»: создавать, творить, менять мир к лучшему» в рамках образовательной программы для педагогов-наставников победителей третьего сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена» – проекта Федерального агентства по делам молодёжи.  

24 февраля 2023

Елена Шмелева: «Сириус помогает талантливым ребятам из всех регионов России сделать первый профессиональный шаг»

24 февраля на площадке санаторно-курортного комплекса Mriya Resort & SPA состоялась встреча руководителя Фонда «Талант и успех», председателя Совета федеральной территории «Сириус» Елены Шмелевой с педагогами-наставниками победителей конкурса «Большая перемена».

24 февраля 2023

Ольга Казакова и Константин Федоренко обсудили направления развития «Движения первых» с педагогами «Большой перемены»

24 февраля на площадке санаторно-курортного комплекса Mriya Resort & SPA состоялась дискуссия «Детское движение: дети, которые меняют мир» в рамках образовательной программы для педагогов-наставников победителей третьего сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена» – проекта Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь). 

23 февраля 2023

Мария Захарова рассказала о своих учителях педагогам-наставникам победителей «Большой перемены»

23 февраля директор Департамента информации и печати МИД Российской Федерации Мария Захарова в режиме видеоконференции приняла участие в мотивационной встрече с педагогами-наставниками победителей третьего сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена» – проекта Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь).  

22 февраля 2023

Сергей Кравцов пообщался с педагогами-наставниками победителей «Большой перемены»

23 февраля Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в режиме видеоконференции пообщался с педагогами-наставниками победителей третьего сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена» – проекта Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь).

22 февраля 2023

О новых возможностях для детей и педагогов рассказали представители партнеров проекта «Большая перемена»

22 февраля на площадке санаторно-курортного комплекса Mriya Resort & SPA состоялась панельная дискуссия «Образование нон-стоп: проекты и возможности для детей и педагогов» в рамках образовательной программы для педагогов-наставников победителей третьего сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена».

20 февраля 2023

Более 500 педагогов участвуют в образовательной программе для наставников победителей конкурса «Большая перемена»

С 19 по 25 февраля в Крыму, на площадке санаторно-курортного комплекса «Mriya Resort&SPA» пройдет Образовательная программа для педагогов-наставников победителей третьего сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена» – проекта Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь).  

9 февраля 2023

Победитель «Большой перемены» дал старт регистрации на второй молодежный исторический форум «Герои Отечества»

В пресс-центре Информационного агентства «Интерфакс – Северо-Запад» состоялась пресс-конференция, посвященная старту регистрации на II Петербургский молодежный исторический форум «Герои Отечества», который будет посвящен 320-летию Санкт-Петербурга. Автором Форума является победитель Всероссийского конкурса «Большая перемена».

Партнеры

Организатор конкурса

Организатор конкурса

Организатор конкурса

При поддержке

При поддержке

Генеральный партнер

Генеральный партнер

Генеральный партнер

Генеральный партнер

Генеральный партнер

Партнер

Партнер

Больше партнеров

Подарки для учителей – с пометкой «Мемориал» – Script and Grain

ВРЕМЯ ДОСТАВКИ: ТОВАРЫ С ГРАВИРОВКОЙ ОТПРАВЛЯЮТСЯ В ТЕЧЕНИЕ 5-7 ДНЕЙ, И РАМКИ В РАМКАХ В ТЕЧЕНИЕ 14 ДНЕЙ. УТОЧНЯЙТЕ СРОКИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВЫНОСОК!

{{еще}} {{#если только split_search}}

{{еще}}

{{/пока не}} {{/если}}

Все продуктыРождество 20223d почеркаксессуарыживотный принтПодарок на годовщинуОбъявлениеРебенокОбъявлениеДетские следыдетский подарокДетский мемориалдетский душ подарокняняДевичникДевичникобратно в школуснова в школу классная доскадекор барапляжный домнапитокбосс подарочная коробка рамкакоробкарамказнаксвадебная вечеринкасвадебный душБизнес декорБизнес знакБизнес вывескиБизнес вывескихолст сумкакартыChar милая доска подарочный наборидеи для детских подарковдетские подаркирождествоРождество 2022Рождественская открыткарождественские открыткирождественский декоррождественские украшениярождественский подарокрождественские подарочные тегирождественский орнаментрождественские украшениякласскласскласскласс декорвешалка для двери в классеподарок работникаподарок тренеракофекофе-баркофейный рукавкофейный столиккофейный стаканколледжуютный домнестандартный подарокПользовательский брелокиндивидуальные карандашиПодарочный набор для разделочной доскиПапаПодарок папыдекор столаDIYсделай самдверная вешалкамешалки для напитковсухое стираниеПасхальные подаркиобразование день отцапервый день в школекарточки из фольгипрессованная фольгазнак следаследызнак в рамкебудущий класс садовых кольевобщие карточки для заметокподарокподарочный корзинаподарочная корзинаподарочная картаподарок для тренераподарок для парыподарок для папаподарок для нееподарок для негоподарок для детейподарок для мамыподарок для родителейидея подаркаидеи подаркаподарочный наборподарочный наборподарочная биркаподарочные биркиподаркиподарки для нееподарки для негоподарки для детейподарки для мамывыпускнойзернобабушка и дедушкапоздравительные открыткипочеркганноверские подаркиподарок гановерас днем ​​рожденияСердцеСердце Месяцсердечные биркипраздничный декорпраздничное украшениеДомашний декордомашняя отделкадомашний интерьерновоселье подарок на новоселье Hyggeim здесь для васбрелокбрелокподарок для детейподарки для детейдетский брелоккожакожаная сумкадекор каминанабор маркеровМемориалСчастливого Рождествамамапоэма мамыподарок с монограммоймамаматери день материподарок на день материновый новый домоткрытки для заметокподарок медсестрыдетская комнатадекор детскойофисофисный декорофисный подарокофисный знакорнаментродительский подарокродителикарандашиперсонализированныйперсональный подарокперсонализированные подарочные биркиперсонализированное сердцеперсонализированные сердцаперсонализированный знакзнак фотографаколи растенийполярный верблюдгоршечное растениегоршечные растенияколибыстрые подаркишколаШкольная одеждашкольные принадлежностишкольные знакисценариисезонный декордекор полкималенькие подаркима все идеи подарковулыбкаспортспортивная сумка биркаспортивные меткистационарныестационарные наборыканцелярские наборымачехашевелилкичулок чулкичулкисуккулентсуккулентсуккулентные кольясумочкиwizzle stickstagучительоценка учителяподарок учителюподарки учителюучитель орнаментподарок учителюспасибо тумблерВалентинподарок на день святого валентина тегВалентин тегивалентинкидень святого валентинадекор на день святого валентинаподарок на день святого валентинавосковые печатисвадьбасвадебные аксессуарысвадебный подароксвадебные принадлежностивиновин определяетсявинные биркиЗимний декор

РекомендуемыеЛучшие продажиПо алфавиту, от A до ZПо алфавиту, от Z до AЦена, от низкой к высокойЦена, от высокой к низкойДата, от старой к новойДата, от новой к старой

Создайте свой собственный знак

От $49,99

Пользовательский знак в рамке для рукописного ввода

От $49,99

Учитель взял «слишком много выходных» на религиозный праздник?

Getty Images

Вопрос: Как заведующий кафедрой я понимаю, что учителям необходимо брать отпуск на различные религиозные праздники. Но одна учительница, назовем ее Саша, недавно взяла три выходных на однодневный религиозный праздник. Это раздражало меня по нескольким причинам. Во-первых, Саша несоразмерно обременяла своих коллег обязанностями по освещению, потому что, как она знает, найти замену в наши дни практически невозможно. Во-вторых, она солгала, и этот обман подрывает мою способность доверять ей, а ее коллегам — доверять ей. Одна учительница была особенно раздражена тем, что она отмечает тот же праздник и взяла только один выходной. Я хочу кое-что сказать учителю, но не хочу показаться фанатичным. Саша может поклоняться как хочет, но она также часть отдела и команды. Как я могу выразить свое разочарование, не звуча так, будто у меня проблемы с ее религией?

A: Предположительно, ваши сотрудники получают определенное количество выходных дней и могут использовать их по своему усмотрению. Вы раздражены тем, что Саша взяла трехдневный отпуск ради однодневного отпуска, но, похоже, ваше разочарование больше связано с тем, как ее отсутствие повлияло на других преподавателей на кафедре. В качестве отправной точки я бы рассмотрел политику вашего школьного округа в отношении отпусков. Например, есть ли у вас политика, согласно которой учителя должны получить одобрение руководителя, прежде чем взять несколько выходных дней подряд?

Также важно понимать трудовое законодательство. Хотя федерального закона, требующего от работодателей предоставлять работникам выходные дни в связи с религиозными праздниками, не существует, Раздел VII Закона о гражданских правах 1964 года запрещает работодателям дискриминировать людей из-за их религии. Они должны «разумно учитывать религиозные убеждения или обычаи работника, если только это не создаст более чем минимальное бремя для деятельности работодателя». Некоторые примеры модификаций, по данным Комиссии США по равным возможностям при трудоустройстве, включают гибкий график, добровольную замену или обмен сменами, а также принятие политики гибкого отпуска и графика.

Что возвращает меня к вашему вопросу. Старайтесь не делать поспешных выводов. Вы предполагаете, что Саша пытался обмануть. Возможно, она заготовила время для путешествия или у нее были какие-то личные дела, и она не хотела раскрывать подробности. Или, возможно, она не пыталась защитить свою личную жизнь, а ей было проще свалить все в кучу «религиозного праздника». В любом случае, она не обязана говорить вам причину. И чего бы добилось перефразирование сейчас? Вместо этого будьте активны в будущем. Если учителя еще не делают этого, попросите их заранее попросить отгул, чтобы у вас было время вместе разработать план. Если эта политика уже действует и вы (или администратор) одобрили Сашины выходные, пришло время поделиться своими опасениями — не о несоответствии между продолжительностью отпуска и продолжительностью отпуска, а о ее бремени. отсутствие возложило бы на других. Что касается учительницы, которая отмечает тот самый праздник и считает, что Саша играет в систему, пусть говорит сама за себя. Он приземлится по-другому, исходящий от коллеги.


Нажмите здесь, чтобы узнать подробности Career Confidential

У вас есть вопрос, на который вы хотели бы получить ответ Career Confidential? Электронная почта contactphyllisfagell@gmail.