Сценарий фольклорного праздника Вечеринка в русском стиле Наша хата — потехами богата | Методическая разработка (10 класс) по теме:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБУВИ И МАРКЕТИНГА»
(ГБОУ СПО «МГКМОМ»)
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по ВР _______О.С. Служевенкова
«___» _____________ 2013г.
Методическая разработка
Вечеринка в русском стиле
«Наша хата – потехами богата»
Выполнила: воспитатель
второй квалификационной категории
Лозовая Татьяна Викторовна
Москва 2011 год
Цель:
- знакомство со старинными песнями, обычаями и традициями русского народа.
Задачи:
- повышение интереса у студентов к истокам русского народа;
- воспитание нравственных качеств студентов;
- сплочение коллектива.
Оснащение:
сцена ярко украшена в стиле «Русской избы»: скатерть вышитая, самовар, угощения, расписная посуда, русские народные костюмы, пряжа для вязания, нитки мулине для вышивания, пяльца.
Целевая аудитория:
студенты 1, 2, 3, курсов.
Ход мероприятия
(Ведущие и участники праздника одеты в русские народные костюмы).
Ведущий 1: Здравствуйте, добрые молодцы!
Ведущий 2: Здравствуйте, красные девицы!
Ведущий 1: Мы рады видеть вас на нашем празднике!
Ведущий 2: Чайку покушать и гармошку послушать, милости просим!
(На красивом рушнике девушка выносит каравай)
Низко кланяется на все стороны и подносит хлеб, соль по кругу.
Обойдя всех присутствующих, кланяется ведущим, ставит каравай на стол.
Ведущий 1: Русская шуточная пляска «Мария», исполняет танцевальный коллектив «Самоцветы»
Ведущий 2: И даже здесь, в минуты отдыха, не прекращался крестьянский труд. Девушки вязали, вышивали, пели песни, водили хороводы.
Ведущий 2: Хороводный танец «Березка», исполняют студенты 1-го и 2-го курсов, танцевальный коллектив «Самоцветы»
Ведущий 1: Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир. Наш досуг порою мелок, и чего там говорить, скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.
Ведущий 2: Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь – таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них – это деревенские посиделки!
Ведущий 1: Русская народная песня «Сватают невесту», исполняют
студенты 2-го курса
Расступись, честной народ,
Хватит на всех места.
Любо-дорого смотреть —
Сватают невесту.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Любо-дорого смотреть —
Сватают невесту.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Любо-дорого смотреть —
Сватают невесту.
За дубовые столы
Сваты проходили,
Да невестиной родне
Речи говорили.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Да невестиной родне
Речи говорили.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Да невестиной родне
Речи говорили.
Ваш товар, а наш купец,
Посмотрите сами.
Развесёлый молодец
С карими глазами.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Развесёлый молодец
С карими глазами.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Развесёлый молодец
С карими глазами.
Свёкр тёще подмигнул,
Развернул трёхрядку,
Рюмку водочки махнул
И пошёл вприсядку.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Рюмку водочки махнул
И пошёл вприсядку.
Вышла тёща в круг гостей,
Завела частушку
И гуляночка пошла,
Ох, на всю катушку.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
И гуляночка пошла,
Ох, на всю катушку.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
И гуляночка пошла,
Ох, на всю катушку.
Справим свадьбу молодым,
Тут и порешили.
Всю деревню, всю родню
В гости пригласили.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Всю деревню, всю родню
В гости пригласили.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Всю деревню, всю родню
В гости пригласили.
Ведущий 2: На посиделках рождались сказки, песни, пословицы, поговорки, игры, которые и по сей день живут в народной памяти.
Есть у повести начало –
Это первая строка.
Начинается с причала
Путь по морю моряка.
У кручины есть причина,
У стихов – завязка слов.
Начинается с зачина:
Сказка, песня и любовь.
Ведущий 1: Ансамбль «Самоцветы» исполнит хоровод «Русские узоры»
Ведущий 2: Как когда — то в век старинный, в те далекие года проводились викторины, «Что? Где? Когда?». Как тогда, друзья, для вас проведём её сейчас.
Ведущий 1: И так, игра – викторина. За правильный ответ вручается баранка.
- Какие бывают народные росписи?
- Песня «Во поле береза стояла» русская народная?
- В старину рисовали росписи акварелью или маслянной краской?
- В какие игры играли на посиделках?
- На посиделках русских пили чай из самовара или разогревали чайник?
- Какие виды народного творчества вы знаете?
- Кто знает что такое посиделки?
Ведущий 1: Молодцы!!! Хорошо отвечали на наши вопросы.
Ведущий 1: Кто умеет шить, вязать, песни петь и танцевать…., ждем вас к нам на посиделки русские!!!
Ведущий 2: Посиделки были праздником деревенских девушек и парней. Но не всегда родители отпускали их. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят – обязательно дадут работу: девушкам – напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, из дерева вырезали донце, нарезали гребни для расчёсывания конопли.
Ведущий 1: Ох, попели, поплясали, отдохнуть теперь пора.
Ведущий 2: Предлагаем вам сыграть в русские народные игры.
Русская игра «Бояре»
(Парни приглашают девушек в круг на игру. Проводится русская народная игра «Бояре», Запевают девушки. Выходят шестеро парней и девушек.)
Девушки:
«Бояре, да вы зачем пришли,
Молодые, да вы зачем пришли?
Парни: «Княгини, да мы невесту выбирать,
Молодые, да мы невесту выбирать.
Девушки: «Бояре, а какая вам мила, Молодые, а какая вам мила?
Парни: «Княгини, нам вот эта мила, Молодые, нам вот эта мила»
Девушки: «В нашем полку убыло, убыло» (2 раза)
Парни: «В нашем полку прибыло, прибыло» (2 раза)
(Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков)
Ведущий 2:
В небе, будто от побелки засветился млечный путь
Отшумели посиделки в нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Ведущий 1: «Не красна изба углами, а красна пирогами!». На сцену приглашаются 6 студентов. Каждому из них сейчас предстоит красиво оформить одно из предлагаемых блюд. На выполнение данного задания дается 5 минут.
(Во время выполнения задания звучат русские народные мелодии. В конце конкурса ведущие подводят итоги)
Ведущий 1: «Подходите, подходите! Угощение берите! Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!»
Ведущий 2: Жду подружек дорогих,
В гости на неделе.
Я хочу, чтоб вы моих
Пирогов поели.
Пироги пышные, вкусные.
С мясом, с капустою.
Будем песни распевать,
Стоя на крылечке.
Будем «Барыню» плясать,
С выходом от печки.
Ведущий 1: Русский народный танец «Барыня» исполняют студенты второго курса
Ведущий 1: Мы делились новостями, мы старались вас развлечь, Мы прощаемся с друзьями, говоря: (все вместе) До новых встреч!!!
Ведущий 2: Не погаснет, не потухнет на горах семи ветров мастерство российской кухни, сила русских поваров. Не потухнет, не погаснет, если ты ни нем, ни глух(вместе). Самый светлый, самый ясный посиделок русский дух.
Ведущий 1: На этом наш праздник подошел к завершению. Ждем вас на нашем чаепитии.
(Все гости принимают участие в вечеринке в русском стиле: это – русская вышивка, вязание на спицах, росписи. Студенты рассматривают поделки. В завершении посиделок все вместе пьют чай и пробуют русскую выпечку.)
Источник информации
- Бондаренко О.Э. Праздники христианской Руси. / О.Э. Бондаренко. М., -1996. – 274 с.
- Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие / Л.Г. Дмитриева. – М, 2000. – 274 с.
- Заволокина Анастасия Играй гармонь / А. Заволокина. – Новосибирск, 2002. – 72 с.
- Изабелла Шангина Русские праздники. От святок до святок / Шангина И. СПб., 2004. – 270 с.
- Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. / Ф.С. Капица. – М. 2003. – 257 с.
- Колобанов В.А. Календарно-обрядовая поэзия русского народа. / В.А. Колобанов. – Владимир. M.- 1994. – 241 с.
- Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях. / Н.Г. Михайлова. М. — 2000. – 216 с.
- Некрылова А.Ф. Уроки воспитания сквозь программу истории. / А.Ф. Некрылова. – СПб. -1992. – 30 с.
- Саульский Ю. Народный праздничный календарь. Лето – Осень / Ю. Саульский. – М., 1999. – 295 с.
- Соколова Л. Воспитание детей в русских традициях. / Л. Соколова. М., 2003. – 196 с.
- Якубовская Е.И. Традиционные праздники в образовательных учреждениях. / Е.И. Якубовская. – С-пб, 2005. – 282с.
Девичник в русском стиле в [2022] – сценарий ? & конкурсы
Все чаще молодые люди стали возвращаться к культуре и традициям своего народа, поэтому девичник в русском стиле можно назвать одним из модных течений последних лет. Многие девушки хотят примерить на себе богато расшитые сарафаны, заплести косы, поводить хороводы на природе или даже попрыгать через костер.
Такая вечеринка наверняка будет сопровождаться весельем, песнями и танцами, а значит, запомнится всей компании только самыми теплыми и радужными моментами. Чтобы сделать девичник гармоничным, невесте потребуется определиться с местом и временем его проведения, подобрать подходящее меню, музыку и другие детали.
Особенности
В давние времена девичники разительно отличались от современных – на них не было веселья, девушки не радовались свадьбе, а грустили о том, что придется покинуть отчий дом и попрощаться со своей свободной молодостью. Испокон веков такое мероприятие сопровождалось грустными песнями, причитаниями и сожалениями, несмотря на наличие угощений и алкогольных напитков.
Сама суть девичника заключалась в том, что невеста должна попрощаться со своими подружками, родителями и другими родственниками, ведь вскоре ей предстояло покинуть свою семью и отправиться в новый дом – к свекру и свекрови. Девушка понимала, что ей предстоит вести хозяйство, радовать своего мужа хорошей готовкой, рожать и воспитывать детей, а значит, время веселья и беззаботной жизни подходило к концу.
На девичник всегда приглашали вытницу – это дама почтенного возраста, которая сопровождала невесту и всех ее подруг до самой свадьбы. В ее обязанности входило пение грустных песен, причем таких, которые поспособствуют рыданиям невесты. Вытница уверяла девушку, что ее ждут большие трудности в семейной жизни, и ни родители, ни подруги ей уже не помогут. Такой вариант мероприятия проходил только в бедных семьях. Невесты из знатных родов всегда веселились вместе со своими подругами – им были не к лицу завывания и слезы.
Интересно! Также вы можете провести в русском стиле всю свадьбу. Ну или хотя бы выкуп невесты.
Сейчас девичники имеют совершенно другой формат. Конечно, в какой-то мере невеста жалеет о том, что ее свободная жизнь подошла к концу, но не до такой степени, чтобы рыдать несколько дней подряд.
Выбирая русский народный стиль для вечеринки, девушки стремятся только оформить праздник под такую тематику, но не придерживаются давних традиций. Достаточно использовать подходящий декор, найти стилизованные наряды и придумать интересные конкурсы, чтобы мероприятие удалось на славу.
Место и время проведения
Прелесть вечеринки в русском народном стиле состоит в том, что ее можно провести в любое время года, и она все равно будет выглядеть эффектно. Летом девушки могут устроить пикник на лесной полянке или у пруда, съездить на дачу к невесте или снять загородный дом. В этом случае будет достаточно той атмосферы, которая создаст сама природа, и это будет подчеркивать выбранный стиль.
В зимнее время года девушки могут провести не менее веселый и зажигательный девичник, нежели в теплую погоду. Катания на санях, коньках, лыжах – все это подчеркнет характер русской души, позволит вновь окунуться в атмосферу непринужденного детского веселья. А согреться поможет чай с баранками или блинами – русский национальный способ борьбы с морозами.
В любую погоду можно посетить кафе, оформленное в соответствующем дизайне. Следует только учесть, что всем девушкам должно быть комфортно в общественном месте в народных нарядах, а администрацию желательно предупредить о том, что за столиком будут проходить игры и конкурсы.
Невеста может пригласить всех подруг к себе домой и устроить спокойные посиделки в узком кругу. Чтобы девушки не заскучали, устраиваются народные игры, конкурсы и даже гадания, а традиционные песни, спетые через караоке, станут гвоздем вечера.
Еще одним «классическим» вариантом русского девичника считается посещение сауны. На Руси в последний день перед свадьбой девушки переставали досаждать грустными песнями домочадцам и отправлялись в баню. Там подруги мыли и парили невесту, чтобы она очистилась перед важным событием и душой, и телом. Современные девушки могут продолжить эту традицию, но отправиться с веселым настроением в сауну.
Оформление мероприятия
Создать подходящий декор в русском народном стиле несложно, придется только уделить внимание самым мелким деталям.
Следующие элементы декора дополнят общий антураж:
- букеты из полевых цветов, подсолнухов, маков и злаковых колосьев;
- деревянная посуда, украшенная под хохлому;
- самовар;
- связки баранок, рябины, засушенных трав, чеснока или лука;
- плетеная посуда, корзиночки, коробы;
- лапти и валенки;
- матрешки и резные поделки из дерева;
- декоративная мини-плетень для стола или фотозоны;
- балалайки, гусли, гармони и другие народные инструменты.
Все необходимые предметы декора можно найти на чердаках у невесты и ее подруг. Если же ничего подходящего подобрать не получилось, можно сделать бутафорские украшения из картона и пенопласта с использованием красок. При желании можно даже купить стилизованные наклейки с народными узорами и наклеить их на стены, двери или мебель. После праздника такое оформление легко снимается, не оставляя следов.
Дресс-код
Легко представить, как должна выглядеть настоящая русская красавица, но на деле оказывается, что такой образ воссоздать не так просто. Самый легкий в исполнении вариант – найти летние платья или сарафаны с подходящими узорами, а на голову сплести венки из полевых цветов. Если же девичник будет проходить в холодное время года, то образ можно дополнить тематическими сапожками, варежками или муфтой.
Чтобы выглядеть, как русские девушки из прошлых столетий, потребуется приложить больше усилий. Подходящие костюмы можно найти в бабушкином сундуке, но чаще всего приходится брать их напрокат в театре или доме культуры либо вовсе шить на заказ. Образ невесты и ее подруг состоит из белой рубашки со свободными рукавами, сарафана, закрытых туфелек и пухового платка в холодное время года.
При желании можно сделать всем одинаковые венки или кокошники на голову либо вплести в косу ленты разного оттенка вместо разноцветной фаты. Что касается макияжа, то обилие косметики на празднике в русском стиле не приветствуется. Будет достаточно выровненного тона лица, небольшого количества румян и слегка подведенных глаз. Прическа должна быть обязательно собранной – в косу, пучок или хотя бы хвост.
Свадебный распорядитель
Универсальным вариантом проведения праздника в русском стиле считается домашняя обстановка.
Елена Соколова
Декоратор
Вне зависимости от того, где будет проходить событие, в качестве основы для оформления можно подобрать ткани, украшенные народными узорами. Их можно использовать не только в качестве скатертей, но и для драпировки стен. В аналогичном дизайне подбираются салфетки и по возможности чехлы на стулья.
Тамара Мересьева
Сценарий
Чтобы подружки на вечеринке не заскучали, нужно заранее продумать сценарий девичника в русском стиле, подобрать тематические игры и конкурсы. Главное, чтобы на празднике было много веселья, шума, песен, танцев и активных игр, чередующихся с интеллектуальными викторинами. Не потребуется даже придумывать какого-либо сюжета для праздника – его основой будет невеста, ее подруги и позитивный настрой.
Конкурсы на девичник в русском стиле – ниже.
- Репка. Игра больше подходит для проведения на природе, поскольку «репке» – одной из подруг, выбранной жребием – придется обхватить руками столб или дерево. После этого за ее талию хватается другая девушка и пытается оторвать ее от опоры, в это время остальные считают до пяти. Если «репка» выстояла, за первую девушку хватается еще одна, и процесс повторяется, пока подруги не добьются успеха.
- Сковорода. На полу или земле обозначается круг около полуметра в диаметре, его можно нарисовать, вырезать из бумаги или ограничить ленточкой. Девушки делятся на две части и встают вокруг «сковороды» так, чтобы участницы разных команд чередовались между собой. Играет заводная музыка, подруги водят хоровод или танцуют, а когда она замолкает, стараются втолкнуть рядом стоящую соперницу на «сковороду». Девушка, которая заступила на нее первой, выбывает. Побеждает команда, оставшаяся за пределами круга в большинстве после нескольких этапов.
- Угадай кто. Невеста заранее подготавливает список вопросов о персонажах русских народных сказок, а подруги должны угадать, кто это. Вопросы могут быть как серьезными, так и шуточными, например «Кто это – престарелая каннибалка с протезом вместо ноги?». Побеждает девушка, давшая больше всех правильных ответов.
Подруги могут устраивать разные викторины на тему трактовки старославянских слов, русских народных писателей, поэтов, художников и т.д.
При желании можно петь в караоке традиционные песни или устроить мастер-класс по танцам (трепак, журавль, камаринская, гопак и т.д.). Истинно руская забава – вождение хороводов.
Если мероприятие будет проходить дома у невесты, желательно заранее предупредить соседей о возможном шуме из квартиры.
Дополнительные советы
На вечеринке в русском народном силе должно быть много угощений. Невеста может самостоятельно или при помощи своих подружек сварить щи, борщ, рассольник или солянку. На второе можно приготовить картошку с жареным или запеченным мясом или рыбой. Дополнительно следует подготовить закуски – маринованные грибы, соленую селедку, квашеную капусту и т.д. На роль десерта подойдут блины, пироги, оладьи и другая выпечка без особых ухищрений.
Девушки могут попить чай из самовара или домашний морс, сок либо компот, а в летнее время года хорошо освежит квас. Из алкоголя можно выбрать вино, качественно сваренное пиво или даже крепкие напитки в зависимости от вкусов компании. Не стоит подавать гостьям коктейли – на русских народных девичниках их никогда не было.
Перед приглашением девушек на вечеринку невесте нужно продумать, как сделать это оригинально и ярко. Устный или электронный способ в этом случае не подойдет – на стилизованном мероприятии все должно быть в тему. Приглашение можно сделать своими руками в виде старославянского свитка или открытки, украшенной под хохлому или гжель.
Желательно подобрать еще и стилизованную музыку. Это могут быть русские романсы, народные песни, под которые всегда водили хороводы и танцевали, или же современные произведения, отражающие национальную культуру. Необязательно устраивать танцы под такую музыку, достаточно, чтобы она просто играла в качестве фона во время основных развлечений.
Резюме
Русский народный стиль позволяет организовать интересную и непринужденную вечеринку, на которой девушки смогут не только отдохнуть от привычных строгих и элегантных образов, но и от души повеселиться. Девичник в русском народном стиле потребует много усилий, но результат порадует как невесту, так и ее близких подруг.
Russian Invitations — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
ГЕРМАНИЯ Найдите уникальные предметы со всего мира, которые доставляются в Германию
(128 релевантных результатов)
Русский Театр, Русская Культура
- Дом
- Россия
- Культура
- Театр
Русский театр имеет долгую и яркую историю. Хотя понятие «театр» не существовало в культуре до 17 века, публику долгое время развлекали бродячие артисты и королевские шуты. По мере того, как театр, а затем и балет формировались под покровительством царских семей, русская театральная культура начала оставлять свой след на международной арене. Даже при советской власти местные драматурги и хореографы нашли свое выражение на сцене, и сегодня это богатое наследие продолжает развиваться в театрах страны.
Шуты и народные артисты
Одним из самых ранних корней театра в России является старая славянская традиция, согласно которой люди иногда переодевались во время праздников Рождества, Масленицы и Ивана Купалы, чтобы сбить с толку или отпугнуть злых духов. Многие народные обряды средневековой Руси также включали в себя развлекательные выступления музыкантов, акробатов, шутов, ряженых и певцов. Творческие группы артистов, известные как «отряды весельчаков», путешествовали, выступая перед любопытной публикой 9.
Самым популярным развлекательным жанром в то время была народная комедия. Бояре и князья, царские особы и чиновники, включая царя Михаила Федоровича, Дмитрия Пожарского и Ивана Шуйского, нанимали талантливых народных шутов для постоянного проживания и работы в своих домах. Наемные артисты выступали в роли придворных шутов, развлекая вельмож и их гостей.
Напротив, бродячие шуты жили за счет пожертвований, в основном еды, от зрителей. Они представляли стандартную комедию на каждом деревенском празднике или ярмарке, их импровизации часто были прелюдией к дальнейшим празднествам и веселью. Большой популярностью пользовались также комедийные кукольные спектакли в исполнении шутов, особенно образы медведя и козла с деревянными ложками. Кукольные представления сопровождались народными песнями и рассказами известных сказок.
Но не все были довольны исполнителями, ибо их выходки часто противоречили традиционному русскому укладу жизни. В конце концов Православная церковь осудила ношение короткой одежды и масок и приступила к преследованию многих народных артистов.
В середине 17 века странствующие шуты начали отказываться от своего занятия, и многие вместо этого обратились к музыке.Однако это был лишь вопрос времени, когда устоявшийся театр заполнит пустоту, образовавшуюся после отмены импровизированных народных представлений.
Театральное искусство в Российской империи
Профессиональное лицо русский театр приобрел в XVII веке при царе Алексее Михайловиче, когда лютеранским пастором Григорием был основан императорский театр. По повелению царя Григорий набрал группу талантливых артистов и стал обучать их коротким комедиям. Для выступлений, которые сопровождались инструментальной музыкой, было нанято множество жителей близлежащей немецкой слободы. Впервые в истории России бутафория использовалась для спектаклей, в которых изображался линейный, связный сюжет. Артисты пели и танцевали, разыгрывая различные сценки, и театр в России стал восприниматься как зеркало, в котором отражалась современная жизнь.
Имперские театры финансировались королевским двором. В состав труппы, в частности, приглашали иностранцев, в результате чего многие реквизиты и театральные элементы были заимствованы с западной сцены.
Успех этого нового стиля перформанса вскоре привел к рождению других видов театра:
- Школьные театры: Первый школьный театр был создан при Славяно-греко-латинской академии. Было известно, что в праздничных представлениях участвовала вся школа, когда учителя писали сценарии, а ученики выступали на сцене.
- Крепостные театры: Эти спектакли стали уникальным явлением русской культуры. Некоторые дворянские семьи открывали собственные частные театры, в которых выступали крепостные, в том числе женщины. Прасковья Жемчугова-Ковалева была крепостной актрисой, которая, получив вольную, ушла из популярного Шереметевского театра, вышла замуж за графа Николая Шереметьева и стала графиней.
- Публичный театр: В 1702 году Петр I приказал создать общественный театр, поэтому для него на Красной площади в Москве был построен театр комедии. Вскоре во всех регионах России стали формироваться как профессиональные, так и самодеятельные коллективы.
С официальной рекламой театра произошли и другие важные события. Во второй половине 18 века массовые зрители впервые стали посещать театральные представления, ставшие к этому времени неотъемлемой частью русской культуры.
Русский балет
Русский балет в настоящее время превозносится во всем мире, о чем свидетельствует множество международных спектаклей, билеты на которые обычно раскупаются за несколько месяцев вперед. Однако, когда балет впервые появился в России, ему уделялось мало внимания, кроме коротких номеров в антрактах оперных и драматических представлений.
Реформы Петра I побудили к созданию театральных училищ, где уроки танцев, в том числе и балета, были введены в учебную программу дворянских учебных заведений. В то же время иностранные педагоги и танцевальные коллективы стали получать приглашения посетить страну. Однако настоящим переломным моментом стало создание русской балетной труппы императрицей Елизаветой Петровной в 1741 году. С каждым годом балет набирал популярность, а артисты оттачивали свое мастерство.
В начале XIX века балет достиг своего наивысшего уровня еще в русском театральном искусстве: он хорошо финансировался государством, театры Москвы и Петербурга, в которых шли представления, были хорошо оборудованы, а танцы выразительны и отмечены грацией. русских балерин был поистине замечателен. Иностранные хореографы, такие как Шарль Дидело, Мариус Петипа и Артур Сен-Леон, внесли свой вклад в становление русской балетной школы, чья большая и талантливая танцевальная труппа вскоре стала высоко оцененной в 1919 году.Европа го века. В связи с этим в Москву и Санкт-Петербург стали переезжать лучшие европейские хореографы.
Русский балет пережил очередное возрождение благодаря музыкальному гению «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского, который произвел революцию в самой концепции балета. До Чайковского считалось, что музыка не занимает центральное место в балете и служит только для сопровождения танцев. Однако его сочинения для «Лебединого озера» оказались наравне с оперной и симфонической музыкой и тем самым изменили весь подход продюсеров к балетным постановкам. Если раньше мелодия подгонялась под танец, то теперь танец зависел от мелодии.
Следующее развитие русского балета положил хореограф Александр Горский, который отказался от архаичной пантомимы, использовавшейся тогда в танце, в пользу методов современной режиссуры. Горский также оставил свой след, придав большее значение сценографии, реализму и качеству декораций.
Балетмейстер Михаил Фокин предложил пересмотреть структуру балетных постановок. Он считал, что для каждого спектакля необходим уникальный набор танцевальных движений и сценариев, отражающих тему, эпоху и музыкальное сопровождение данного произведения. Фокин вошел в историю как реформатор русской балетной школы, считая каждый спектакль отдельным, самостоятельным произведением.
После русской революции 1917 года многие известные танцовщики и хореографы вместе с артистами всех мастей эмигрировали из России, но даже это не остановило развитие балета в молодом советском государстве. Перед новой властью стояла непростая задача превратить великосветское балетное искусство в спектакли, понятные и оцененные простыми людьми. Так был задуман так называемый драматический балет, в котором содержание известных произведений передавалось с помощью пантомимы и танца. В конце 1950-х и 1960-х годов возродились хореографические миниатюры, одноактные балеты и балетные симфонии. В следующем десятилетии появилось много независимых балетных трупп, в том числе студии современного балета и хореографии вольного стиля.
Театр в СССР
В то время как большевики, пришедшие к власти в 1917 году, не спешили отказываться от театрального искусства, репертуар был полностью пересмотрен. Советское правительство делало акцент на пропаганде коллективизма и поддерживало развитие искусства в этом направлении, убирая некоторые жанры и добавляя новые. Героями рассказов были «простые советские люди», пролетарии, а в роли антагонистов с большой сатирой изображались алкоголики, прогульщики и другие антисоветские деятели. По всей стране формировались новые театральные коллективы и строились дополнительные театры. Труппы гастролировали по стране и даже выезжали за ее пределы, и именно в этой обстановке зародилась концепция коллективных выступлений под открытым небом.
Постепенно, хотя и через призму пропаганды, на сцену выдвигалась тема человеческих судеб в сочетании с углубленным формированием характера и отображением реальных событий. Сатира и комедия оставались популярными, а самые известные постановки в этом жанре принадлежат режиссеру-постановщику Всеволоду Мейерхольду. Добавляя к классическим произведениям юмор и сатиру, Мейерхольд превращал их в зрелищные спектакли, актуальные для его публики. Вскоре он стал известен своими пропагандистскими выступлениями, билеты на которые всегда быстро раскупались. Хотя его постановки иногда теряли глубину и драматизм оригинальной классики, как это случилось с его пьесой по пьесе Александра Островского «Лес», зрители всегда принимали его сатирическую интерпретацию с большим энтузиазмом.
В Московском Художественном театре, созданном Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко в 1898 году, часто ставились спектакли, затрагивающие душевные переживания. Огромный вклад в развитие театрального искусства внес и сам Станиславский своим своеобразным подходом к актерскому изображению образа, считая важным соединить внутренний мир и поведение актера с образом героя. Комедия Островского «Горячее сердце», поставленная примерно в то же время, что и «Лес» Мейерхольда, с яркими образами главных героев задала планку постановки классики в советском театре на десятилетия вперед.
После прихода к власти Сталина в театре стали высмеивать все, что связано с Западом, но запрещалось пародировать чиновников СССР и партийных работников. Но хрущевская оттепель 1960-х вновь проложила дорогу новым театральным направлениям. Театр на Таганке, созданный под руководством Юрия Любимова, отказался от спектаклей соцреализма в пользу спектаклей поэтических и ариальных. Театр прославился не только в Москве, но и во всем Советском Союзе, хотя официально он относился к разряду «низкосортных», где выступали только самодеятельные коллективы.
В это же время в Москве открылся первый в мире стационарный театр, созданный для глухонемых. Речь и чувства героев передавались с помощью пантомимы, жестов, пластики и танца. Также был одновременный дубляж каждого выступления диктором.
Централизованная советская власть собрала самых талантливых художников, в том числе актеров и режиссеров, в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Это решение оставило провинциальные театры почти пустыми и создало колоссальную пропасть в качестве постановок между городской и сельской местностью. Кроме того, этот шаг позволил тщательно контролировать творческую интеллигенцию, чтобы не допустить проникновения в ее творчество негативного изображения советской власти и «западных» настроений. Многие драматурги создавали свои лучшие произведения тайно и пытались прорваться через «железный занавес» через эмиграцию. Недаром в годы перестройки из страны бежали многие видные деятели культуры.
Театральная культура современной России
Распад Советского Союза затронул все аспекты русской культуры. В годы после обретения независимости многие провинциальные театры были закрыты из-за отсутствия финансирования, а миграция людей внутри страны и эмиграция за ее пределы истощали резерв талантливых художников и драматургов.
Но со временем современный русский театр снова оформился, с некоторыми новыми акцентами:
- Классические спектакли, проводимые в таких известных театрах, как БДТ в Санкт-Петербурге;
- Современные спектакли, успешно экспериментирующие с необычными формами театрального искусства, на примере театра «Глобус» в Новосибирске;
- Документальные постановки, например, поставленные в Московском Театре.doc;
- Театр комедии, включающий в себя передовой московский театр «Квартет I», который также выпустил несколько фильмов;
- Мюзиклы — жанр, получивший популярность в России в начале 2000-х;
- Opera, которая сейчас ставится в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, Большом театре в Москве и Московском академическом музыкальном театре.