Международный конкурс законы экологии для 2 класса что надо знать: Классный час «Законы экологии»

Классный час «Законы экологии»

  Классный час по экологии для 7 класса

                     «Законы экологии».

 

Недалекое будущее

Человек идет скучает

В одиночестве в лесу,

По дороге не встречает

Ни оленя, ни лису…

 

Не летит пчела на клевер,

Уток нету в камышах…

Вместо птиц китайский плеер

Заливается в ушах.

 

Не цветет в траве фиалка.

Рыбы нет в глубинах рек.

Слева – свалка, справа – свалка,

Посредине – человек.

 

Что стоишь – глядишь уныло?

Раньше думать надо было!

А.

Игнатова

Цели: 

— сформировать у детей представление об экологических законах;

— способствовать воспитанию гуманного отношения к природе;

— показать ученикам, что нарушение законов экологии, безответственно и безнравственно;

— воспитать чувство патриотизма через призму сохранения природы в родном крае.

Оформление: оформить презентацию. (Обязательно включив туда 4 закона экологии).

Дополнительный материал: 6 листов бумаги (А3), маркеры, каждому ученику сделать «эко» светофорподготовить поощрительные жетоны или грамоты «защитников природы».

 

Ход классного часа

I. Организационный момент.

1)Налаживание дисциплины.

2)Приветствие.

3)Узнать, кто отсутствует и по какой причине.

II. Вступительная речь учителя.

Учитель. Сегодня на уроке мы с Вами поговорим об очень важной и актуальной теме современности — теме сохранения окружающей среды и о законах экологии.

Многие люди в мире понимают, что наша планета страдает от чрезмерного вмешательства человека. И помимо этого, состояние окружающей среды начинает угрожать существованию самого человека. Нарушая законы биосферы, человек расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.(видео)

 

III. Теоретическая часть: «Законы экологии»

Ученики возле доски. Природа – это величественная королева, которая требует к себе бережного и уважительного отношения. А мы с Вами и все люди на Земле должны соблюдать ее законы, сохранять и преумножать ее красоту. Для этого один американский ученый, которого зовут Барри Коммонер, сформулировал несколько очень важных законов, знание которых помогут нам не навредить нашей «королеве — природе»

Итак, четыре закона экологии. (Читают.)

Первый закон: «Все связано со всем». В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным. И хотя эти изменения не всегда заметны на первый взгляд, они, положительные или негативные обязательно повлияют на человека, который является частью природы.

Второй закон : «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев — вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц — исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

 

IV. Экологическая проверка: «Какие законы нарушены?»

Учитель. Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего города и увидим, соблюдают ли его жители экологические законы.

А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязненные ядовитыми веществами. Чем это грозит водоему и жителям города? Какие экологические законы нарушены? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй экологические законы.

— Нужно подвергнуть промышленные отходы очистке.

Учитель. Идем дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить ее за город. Чем это грозит нам и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

— Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Ее обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Учитель. Мы выехали на природу. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для речки и леса это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

— Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадет!

— Нарушается четвертый закон природы: «Природа знает лучше».

Раз тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и быть.

— Для экологического равновесия в этом месте очень нужны и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Учитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

 

V. Игра «Экологический светофор»

Учитель. Ребята, у каждого из вас на парте лежит «эко» светофор. Сейчас мы посмотрим, насколько вы внимательны и добры к природе. Нужно показать кружки красного, желтого и зеленого цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

·         Красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

·         Желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

·         Зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

1.    Ребята наблюдают за муравьями. (з)

2.    Дети оставили костёр в лесу. (к)

3.    Ребята огородили муравейник. (з)

4.    Мальчики взяли в лес весной собаку. (к)

5.    Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (з)

6.    Ребята срезают грибы ножиком. (ж)

7.    Ученики очищают парк от мусора. (з)

8.    Ребята увидели гнездо в траве. (ж)

9.    Ребята бросают мусор на дорогу. (к)

10.  Дети сильно шумят в лесу. (к)

11.  Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)

12.  Девочка рвёт цветы на клумбе. (к)

13.  Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)

14.  Мальчик полез в кусты за мячом. (ж)

15.  Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)

16.  Дети вешают кормушку. (з)

17.  Дети ловят в пруду головастиков. (к)

18.  Мальчики рассматривают жука. (ж)

19.  Дети развешивают скворечники в парке. (з)

20.  Подростки моют мотоцикл в реке. (к)

21.  Ученики высаживают возле школы деревья. (з)

22.  Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (к)

23.  Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (к)

24.  Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (ж)

25.  Дети вылечили найденную в лесу птицу. (з)

26.  Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (з)

27.  В походе ребята разорили птичье гнездо. (к)

28.  Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (ж)

29.  Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручье. (к)

VI. Групповое задание: «Адресант — природа»

Учитель. Сегодня мы узнали, что соблюдать законы экологии очень важно для нашего будущего. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушая, и без того шаткое, экологическое равновесие в природе.

— А если бы природа могла говорить, что бы она сказала людям?

Давайте разделимся на группы, напишем или нарисуем письма-обращения от имени природы.

1 уч. будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

2 уч. напишет военным.

3 уч. подготовит обращение к ученым.

4 уч. обратится к фермерам и крестьянам.

5 уч напишет морякам и рыбакам.

6 уч напишет письмо ученикам нашей школы.

(Звучит музыка, в течение 5-8 минут дети пишут обращения.)

Пришло время прочитать обращения. Приглашаю к доске учащихся.Спасибо,надеюсь ваши слова будут услышаны.

VII. Заключительное слово

Учитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов — важнейший признак экологической культуры.

Примерные ответы детей:

— Нужно беречь природу.

— Нельзя убивать зверей.

— Нужно думать о последствиях.

Учитель. Поэт пишет: Не цветет в траве фиалка. Рыбы нет в глубинах рек.

Слева – свалка, справа – свалка, Посредине – человек.

Что имеет ввиду автор, говоря о том, что посредине этих беспорядков стоит человек?

Учитель.  Мне кажется, вы все правы. Человек действительно стоит в центре этих беспорядков и только он может нанести природе непоправимый вред, а чтобы этого не произошло, нужно воспитать в себе качества доброжелательного отношения ко всему живому.

VII. Итоги урока

 

Александра Липина о том, как воспитать ‘зелёное’ поколение

«Любовь к экологии, уважение к нашей планете» мы должны прививать детям, начиная с детского сада, – уверена Александра Липина. Если не бросать мусор мимо урны, а, напротив, разделять его, то «это уже даст огромный плюс в развитии». Такие моменты хоть и закладывает семья, но при этом их всё равно «надо внедрять в детсаду: правильно выброси мусор, правильно помой тарелку». «Игра «раздели мусор» – звучит смешно, но ребенок постепенно получает минимальные навыки, переходя на взрослый уровень». Нужно внедрять в работу с детсадовцами и школьниками различные книги по экологии, коих сейчас много – просто они должны быть оценены специальной комиссией, куда бы входили экологи-методологи, понимающие, какая литература необходима.

Кроме того, у эковоспитания есть и стратегическая цель: если ребёнок будет знать об экологической безопасности и экологических нормах, то во взрослом возрасте, будучи хоть директором, говорит Александра Липина, хоть министром, «он уже будет думать по-другому, будет внедрять больше экологических аспектов в свою деятельность»: к примеру, экоофисы, экоздания, зелёное строительство…

При этом речь идёт «не о пропаганде, а об обучении человека тому, как рациональнее использовать свои же ресурсы». Тут как раз можно говорить о разумном потреблении: вместо ‘одноразовой синтетики’ «лучше купить несколько качественных вещей, которые тебе прослужат долго» и которые потом можно «сдать на переработку». Помимо заботы о природе, такой подход с детства научит рациональному планированию бюджета – напоминает эксперт.

Александра Липина рассказывает о 25-летнем опыте наших зарубежных коллег, когда о рециклинге детям рассказывают с детсадовского возраста. Детей приводят в «гринбилдинги», в так называемые ‘зелёные’ дома, где им на «примерах с фокусами» показывают, «как вода проходит и очищается, как собирать дождевые воды, как строить дом, чтобы сохранять тепло зимой, и что делать, чтобы летом не было жарко <…> . Это просто, интересно, дети могут потрогать, пощупать». Последний фактор, по словам Александры, особенно важен, потому что для детей важно тактильное ощущение. Таким образом, «постепенно ребёнок начинает осознавать, что ему можно сделать у себя дома».

Александра Липина делится с нами собственным опытом: после лекции, которую она проводила для школьников начальных классов, ей звонили и рассказывали, что «дети заставили родителей поставить урну с раздельным сбором мусора».

А научить детей просто: взрослые должны показывать на своём примере. Разве что детям еще нужно понятно объяснить, для чего это нужно: допустим, «эта алюминиевая банка, пройдя определённый путь, станет частью самолёта». В итоге, ребёнку «будет это интересно, приятно, и он будет понимать, что делает вклад в большую систему».

Но навязывать экологическую этику нельзя: «Если ты давишь – возникает обратная реакция. Это неправильно». Александра Липина считает, что лучший способ привить её детям – делать что-либо вместе с ними, например, вместе собирать листья и рассказывать, откуда они берутся, «почему их кладут под деревья, зачем это нужно». Иначе говоря, «объяснять природные процессы». А вот про чёткие понятия законов и про вторичную переработку рациональнее всего рассказывать школьникам со 2-го по 8-й классы, потому что в этом возрасте выше мотивация и осознанности тоже у них больше – поясняет эксперт.

Несмотря на то, что в школах частично остался предмет «Природоведение», он всё равно не даёт ученикам понимание того, «зачем вообще нужна экология». Экологов, как правило, воспринимают сквозь призму штампа: «кричащий парень с транспарантом, либо зануда, который меряет пробирки». «Но это не так», — настаивает эксперт, которая и сама, по сути, эколог. «Экологи – это люди пробивные, то, как они доказывают свою правоту, как они помогают планете – заслуживает невероятного уважения».

Что касается студентов, то к ним подход иной. Александра Липина утверждает, что работать с ними «не так трудно. Самое главное объяснить для чего». Ведь осознанность и критичность у молодых людей в разы выше, чем у детей. При этом «нужен диалог на равных – профессор-студент». То есть, «ты приходишь как наставник и объясняешь, зачем нужно делать определенные вещи». Александра рассказывает, что Центр экосистемных исследований, которым она руководит, проводит мониторинг отвальных сооружений на горных предприятиях, чтобы сохранить экологический баланс. Проще говоря, изучает «что горным предприятиям надо делать, чтобы сохранить среду вокруг предприятия и на самом предприятии». И вот когда их компания рассказывает об этом студентам, молодые люди «постепенно начинают вникать и что-то использовать в повседневной жизни».

Четыре закона экологии

 

семя, которому потребовалась вечность, чтобы прорасти?

Еще в 1979 году, когда я получал степень в области экологических исследований, одной из обязательных к прочтению книг была книга «Замыкающийся круг, природа, человек и технология », написанная экологом Барри Коммонером.

Коммонер обратился к экологическому кризису и взаимодействию людей и природы во многих различных аспектах, включая рост населения, потребительский спрос, политику, капитализм, жадность и другие факторы. Он резюмирует это следующей цитатой:

В книге он сформулировал четыре закона экологии.

Первый из этих неформальных законов  Все связано со всем остальным показывает, насколько сложны и взаимосвязаны экосистемы. Эта сложность и взаимосвязь не такие, как у индивидуального организма, различные органы которого развились и были отобраны на основе их вклада в выживание и плодовитость целого. Природа гораздо сложнее, изменчивее и значительно более устойчива, чем предполагает метафора эволюции отдельного организма. Экосистема может терять виды и претерпевать значительные преобразования, не разрушаясь. Тем не менее, взаимосвязанность природы также означает, что экологические системы могут испытывать внезапные, поразительные катастрофы, если они подвергаются экстремальному стрессу. «Система, — пишет Коммонер, — стабилизируется благодаря своим динамическим самокомпенсирующимся свойствам; эти же свойства, если их перенапрячь, могут привести к драматическому коллапсу». Далее, «экологическая система — это усилитель, так что маленькое возмущение в одном месте может иметь большие, отдаленные, долго отсроченные последствия в другом месте».

Второй закон экологии,  Все должно куда-то идти , повторяет основной закон термодинамики: в природе нет конечных отходов, материя и энергия сохраняются, а отходы, образующиеся в одном экологическом процессе, перерабатываются в другой. Например, поваленное дерево или бревно в старовозрастном лесу является источником жизни для многих видов и важной частью экосистемы. Точно так же животные выделяют углекислый газ в воздух и органические соединения в почву, что помогает поддерживать растения, которыми питаются животные.

Природа знает лучше , третий неформальный закон экологии, как пишет Коммонер, «утверждает, что любое серьезное антропогенное изменение в природной системе, вероятно, нанесет ей вред». В течение 5 миллиардов лет эволюции живые существа выработали множество веществ и реакций, которые вместе составляют живую биосферу. Однако современная нефтехимическая промышленность вдруг создала тысячи новых веществ, не существовавших в природе. Основанные на тех же основных схемах химии углерода, что и природные соединения, эти новые вещества легко вступают в существующие биохимические процессы. Но они делают это такими способами, которые зачастую губительны для жизни, приводя к мутациям, раку и многим другим формам смерти и болезней. «Отсутствие определенного вещества в природе, — пишет Коммонер, — часто является признаком того, что оно несовместимо с химией жизни».

Бесплатного обеда не бывает. Четвертый неформальный закон экологии гласит, что эксплуатация природы всегда сопряжена с экологическими издержками. Со строгой экологической точки зрения люди являются потребителями больше, чем производителями. Второй закон термодинамики говорит нам, что в самом процессе использования энергии люди «расходуют» (но не уничтожают) энергию в том смысле, что преобразуют ее в непригодные для использования формы.

Например, в случае автомобиля высокопотенциальная химическая энергия, хранящаяся в бензине, которым питается автомобиль, доступна для полезной работы, в то время как более низкопотенциальная тепловая энергия в выхлопных газах автомобиля не используется. При любом преобразовании энергии часть ее всегда деградирует таким образом. Следовательно, экологические издержки производства значительны.

Мне вообще эти законы показались очень интересными. Тем не менее, Коммонер провел очень подробный анализ влияния этих законов, поэтому я отложил его после прочтения и продолжил свое образование. Но семя было посажено.

После окончания университета я выбрал карьеру в ландшафтной индустрии, потому что мне нравилось быть на природе и заниматься физическим трудом. Со временем меня повысили до руководителя отдела пестицидов и удобрений в нескольких компаниях по уходу за деревьями. На протяжении многих лет я видел, как наша отрасль медленно развивалась от комплексной обработки к точечной обработке и программам ухода за растениями.

В конце концов, около 15 лет назад я основал свою собственную компанию, которая специализировалась на органической обработке почвы, после того, как я стал аккредитованным NOFA специалистом по органическому уходу за землей и посетил несколько занятий Элейн Ингам, лидера в области почвенной микробиологии. Постепенно компания превратилась в поставщика.

За это время я начал использовать фразу «Все связано со всем остальным» в конце презентаций и электронных писем. Я забыл, где я услышал эту фразу, поэтому я погуглил ее, и меня снова познакомили с книгой Коммонера.

Семя было полито . В прошлом году я нашел экземпляр «Замыкающийся круг, природа, человек и технология » и начал читать его снова. Я был ошеломлен, обнаружив в первой главе еще до того, как он сформулировал Четыре закона, Коммонер обсуждает фундаментальное взаимодействие питательных веществ, гумуса, почвенных микробов, здоровья растений и климата! Помните, книга была издана в 1971 году!!

Семя проросло! Люди знали о негативном воздействии, которое мы оказываем на землю, уже довольно давно, но мы только сейчас начинаем осознавать неблагоприятные последствия, которые это окажет на всю нашу жизнь, если мы продолжим игнорировать экосистемы. Хорошие новости? С тех пор наша индустрия прошла долгий путь. Все больше потребителей требуют меньшего количества и менее вредных обработок пестицидами. Наша отрасль изучает, насколько важно улучшать здоровье почвы и, что еще более важно, как достичь здоровья почвы.

Прошлый год был сложным по многим причинам. Но давайте смотреть в будущее и продолжать учиться улучшать и внедрять действия, дающие положительные результаты. Я понял, что единственное, что мы можем полностью контролировать, — это наше собственное отношение и решимость.

Помните: «Все связано со всем остальным»

 

 Об авторе

Барри Дрейкотт является владельцем Tech Terra Environmental (TTE), основанной в 2005 году. Techterra Environmental предлагает экологические решения для профессионалов в области ландшафтного дизайна. с органическими удобрениями для почвы и безопасными для опылителей средствами для борьбы с насекомыми. Они могут настроить вашу прикладную программу в соответствии с вашими конкретными требованиями. Карьера Барри в зеленой индустрии началась в 1977 в качестве аппликатора пестицидов в компании по уходу за деревьями в Нью-Джерси. На протяжении десятилетий Барри искал способы повысить жизнеспособность растений и сократить использование пестицидов. Это привело его к научным исследованиям, которые продемонстрировали положительное влияние улучшения состояния почвы на жизнеспособность растений. Барри сделал 2021 год своим « годом обновления». Это означает, что он подтвердил свою приверженность цели № 1 компании: предоставить ландшафтным дизайнерам, школам, а теперь и сельскохозяйственной отрасли знания и продукты, которые помогут развивать бизнес, защищая нашу окружающую среду и наше здоровье.

***

Каждый упомянутый здесь автор сохраняет оригинальные авторские права. Право на воспроизведение или распространение всех материалов, содержащихся в данном документе, в том числе в рамках проекта CAUSEWAY библиотеки Колумбийского университета, во всех остальных случаях сохраняется за ELA. Пожалуйста, , свяжитесь с ELA для получения разрешения на перепечатку.

Упоминание продуктов не является одобрением. Мнения, выраженные в этой статье информационного бюллетеня, не обязательно отражают точку зрения директоров, сотрудников или членов ELA.  

 

Смягчение последствий изменения климата для пастбищных бабочек

Обновление: пластиковые горшки, используемые в зеленой промышленности 002 Экология – это изучение отношений и процессов, связывающих живые существа с физической и химической средой.  Волнующе, правда?

В книге 1971 года «Замыкание круга» Барри Коммонер приводит ясный и понятный пример что на самом деле означает экология , будучи одним из первых, кто забил тревогу о надвигающемся экологическом кризисе. (Хотя «Безмолвная весна» Рэйчел Карон, безусловно, претендует на роль внедрения экологической мысли в массовое сознание.)

Жизнь простолюдина была посвящена тому, чтобы помочь людям увидеть преимущества экологического мышления :

связные, упрощающие обобщения, иллюстрируемые, скажем, законами физики. Тем не менее, есть ряд обобщений, которые уже очевидны в том, что мы теперь знаем об экосфере, и которые могут быть организованы в своего рода неформальный набор законов экологии.

Далее он излагает четыре основных и непреложных закона экологии (которые прекрасно дополняют «Три фильтра» Гаретта Хардина). Принципы описывают красивую сеть жизни на Земле.

Первый закон экологии: все связано со всем остальным

Он отражает существование сложной сети взаимосвязей в экосфере: между различными живыми организмами, а также между популяциями, видами и отдельными организмами и их физико-химическими окрестности.

Тот факт, что экосистема состоит из нескольких взаимосвязанных частей, которые воздействуют друг на друга, имеет несколько удивительных последствий. Нашей способности изображать поведение таких систем в значительной степени способствовало развитие кибернетики, еще более недавнее, чем экология. Мы обязаны основной концепцией и самим словом изобретательному уму покойного Норберта Винера.

Слово «кибернетика» происходит от греческого слова «рулевой»; он связан с циклами событий, которые направляют или управляют поведением системы. Рулевой является частью системы, которая также включает в себя компас, руль и корабль. Если корабль отклоняется от выбранного курса компаса, изменение проявляется в движении стрелки компаса. Наблюдаемое и интерпретируемое рулевым это событие определяет последующее: рулевой поворачивает руль, который возвращает корабль на первоначальный курс. Когда это происходит, стрелка компаса возвращается в исходное положение по курсу, и цикл завершается. Если рулевой поворачивает руль слишком далеко в ответ на небольшое отклонение стрелки компаса, избыточное качание корабля отображается на компасе, что сигнализирует рулевому исправить свою чрезмерную реакцию обратным движением. Таким образом, работа этого цикла стабилизирует курс корабля.

Совершенно аналогичным образом стабилизирующие кибернетические отношения встраиваются в экологический цикл. Рассмотрим, например, экологический круговорот пресной воды: рыба — органические отходы — бактерии распада, неорганические продукты — водоросли — рыба. Предположим, что из-за аномально теплой летней погоды наблюдается бурный рост водорослей. Это истощает запас неорганических питательных веществ, так что два сектора круговорота, водоросли и питательные вещества, выходят из равновесия, но в противоположных направлениях. Действие экологического цикла, как и у корабля, вскоре приводит ситуацию в равновесие. Ибо избыток водорослей увеличивает легкость, с которой рыба может ими питаться; это уменьшает популяцию водорослей, увеличивает производство рыбных отходов и в конечном итоге приводит к увеличению уровня питательных веществ при разложении отходов. Таким образом, уровни водорослей и питательных веществ имеют тенденцию возвращаться к исходному сбалансированному положению.

В таких кибернетических системах курс поддерживается не жестким контролем, а гибкостью. Таким образом, корабль не движется неуклонно по своему пути, а фактически следует за ним в волнообразном движении, которое одинаково отклоняется в обе стороны от истинного курса. Частота этих колебаний зависит от относительных скоростей различных шагов в цикле, таких как скорость, с которой корабли реагируют на руль.

Экологические системы демонстрируют сходные циклы, хотя они часто маскируются последствиями ежедневных или сезонных изменений погоды и факторов окружающей среды.

[…]

Динамическое поведение кибернетической системы, например частота ее собственных колебаний, скорость ее реакции на внешние изменения и общая скорость ее работы, зависят от относительных скоростей составляющих ее шагов. В корабельной системе стрелка компаса колеблется за доли секунды; реакция рулевого занимает несколько секунд; корабль отвечает в течение нескольких минут. Эти различные времена реакции взаимодействуют, создавая, например, характерную частоту колебаний корабля вокруг его истинного курса.

[…]

Экосистемы значительно различаются по своим характеристикам скорости и, следовательно, сильно различаются по скорости, с которой они реагируют на изменение ситуации или приближаются к точке краха.

[…]

Количество стресса, которое экосистема может поглотить, прежде чем она рухнет, также является результатом ее различных взаимосвязей и их относительной скорости реакции. Чем сложнее экосистема, тем успешнее она может противостоять стрессу. … Большинство экосистем настолько сложны, что циклы не являются простыми круговыми путями, а пересекаются ответвлениями, образуя сеть или ткань взаимосвязей. Подобно сети, в которой каждый узел соединен с другими несколькими нитями, такая ткань лучше сопротивляется схлопыванию, чем простой неразветвленный круг нитей, который, если его где-нибудь перерезать, рвется целиком. Загрязнение окружающей среды часто является признаком того, что экологические связи прервались, а экосистема была искусственно упрощена и стала более уязвимой для стресса и окончательного разрушения.

Характеристики обратной связи экосистем приводят к процессам усиления и интенсификации значительных масштабов. Например, тот факт, что в пищевых цепях мелкие организмы поедаются более крупными, а последние — еще более крупными, неизбежно приводит к концентрации определенных компонентов окружающей среды в телах наиболее крупных организмов, стоящих на вершине пищевой цепи. Меньшие организмы всегда демонстрируют гораздо более высокую скорость метаболизма, чем более крупные, так что количество их пищи, которое окисляется по сравнению с количеством, включенным в тело организма, таким образом, больше. Следовательно, животное, находящееся на вершине пищевой цепи, зависит от потребления неизмеримо большей массы тел организмов, находящихся ниже по пищевой цепи. Следовательно, любой неметаболизированный материал, присутствующий в низших организмах этой цепи, будет концентрироваться в теле высшего. …

Все это вытекает из простого факта об экосистемах — все связано со всем остальным: система стабилизируется своими динамическими самокомпенсирующими свойствами; те же самые свойства, если их перенапрячь, могут привести к драматическому коллапсу; сложность экологической сети и присущая ей скорость оборота определяют, насколько она может подвергаться стрессу и как долго без разрушения; экологическая сеть является усилителем, так что маленькое возмущение в одной сети может иметь большие отдаленные последствия с большой задержкой.

Второй закон экологии: все должно куда-то идти

Это, конечно, просто несколько неформальное переформулирование основного закона физики — материя неразрушима. Применительно к экологии закон подчеркивает, что в природе не существует такого понятия, как «отходы». В каждой природной системе то, что выделяется одним организмом в виде отходов, поглощается другим организмом в качестве пищи. Животные выделяют углекислый газ в виде отходов дыхания; это важное питательное вещество для зеленых растений. Растения выделяют кислород, который используется животными. Органические отходы животных питают бактерии гниения. Их отходы, неорганические материалы, такие как нитраты, фосфаты и углекислый газ, становятся питательными веществами для водорослей.

Настойчивые попытки ответить на вопрос «Куда она идет?» может дать удивительное количество ценной информации об экосистеме. Возьмем, к примеру, судьбу предмета домашнего обихода, который содержит ртуть — вещество с серьезными экологическими последствиями, появившееся совсем недавно. Сухая батарея, содержащая ртуть, покупается, используется до полного истощения, а затем «выбрасывается». Но где это на самом деле? Сначала его помещают в контейнер для мусора; это собирается и отправляется в мусоросжигательный завод. Здесь ртуть нагревается; при этом образуются пары ртути, которые выбрасываются дымовой трубой мусоросжигателя, а пары ртути токсичны. Пары ртути переносятся ветром и в конце концов выносятся на землю дождем или снегом. Попадая, скажем, в горное озеро, ртуть конденсируется и опускается на дно. Здесь на него воздействуют бактерии, которые превращают его в метилртуть. Он растворим и усваивается рыбой; поскольку она не метаболизируется, ртуть накапливается в органах и мясе рыбы. Человек ловит и съедает рыбу, и ртуть откладывается в его органах, где она может быть вредной. И так далее.

Это эффективный способ проследить экологический путь. Это также отличный способ противодействовать распространенному мнению, что то, что считается бесполезным, просто «уходит», когда его выбрасывают. Ничто не «уходит»; она просто переносится с места на место, превращается из одной молекулярной формы в другую, воздействуя на жизненные процессы любого организма, в котором она на время поселяется. Одна из главных причин нынешнего экологического кризиса заключается в том, что огромное количество материалов было извлечено из земли, преобразовано в новые формы и выброшено в окружающую среду без учета того, что «все должно куда-то деваться». Результатом слишком часто является накопление вредных количеств материала в местах, где в природе они неуместны.

По моему опыту, этот принцип, вероятно, встретит значительное сопротивление, поскольку он, кажется, противоречит глубоко укоренившейся идее об уникальной компетентности человека. Одной из наиболее распространенных особенностей современных технологий является представление о том, что они предназначены для «улучшения природы» — предоставления пищи, одежды, жилья, средств общения и самовыражения, превосходящих те, что доступны человеку в природе. Говоря откровенно, третий закон экологии утверждает, что любое серьезное антропогенное изменение в природной системе, скорее всего, нанесет ей вред. Это довольно резкое утверждение; тем не менее, я считаю, что это имеет большое значение, если понимать его в правильно определенном контексте.

Я нашел полезным объяснить этот принцип с помощью аналогии. Предположим, вам нужно открыть заднюю крышку часов, закрыть глаза и ткнуть карандашом в открытые работы. Почти верным результатом будет повреждение часов. Тем не менее, этот результат не является абсолютно определенным. Существует некоторая конечная вероятность того, что часы были не отрегулированы и случайный толчок карандаша произвёл точное изменение, необходимое для их улучшения. Однако такой исход крайне маловероятен. Спорный вопрос: почему? Ответ очевиден: за часами стоит очень значительный объем того, что технологи сейчас называют «исследованиями и разработками» (или, более привычно, «НИОКР»). Это означает, что на протяжении многих лет многочисленные часовщики, каждый из которых учился у своего предшественника, опробовали огромное разнообразие подробных механизмов часовых механизмов, отказались от тех, которые несовместимы с общей работой системы, и сохранили лучшие черты. В сущности, часовой механизм в том виде, в каком он существует сейчас, представляет собой очень ограниченный набор из огромного разнообразия возможных комбинаций составных частей единственной организации часового механизма. Любое случайное изменение, сделанное в часах, скорее всего, попадет в очень большой класс непоследовательных или вредных механизмов, которые были опробованы в прошлом опыте изготовления часов и отброшены. В качестве закона часов можно сказать, что «часовщик знает лучше».0003

Существует близкая и очень важная аналогия в биологических системах. Можно вызвать определенный диапазон случайных, наследственных изменений в живом существе, воздействуя на него агентом, таким как рентгеновское облучение, которое увеличивает частоту мутаций. Как правило, облучение рентгеновскими лучами увеличивает частоту всех мутаций, которые наблюдались, хотя и очень редко, в природе и поэтому могут рассматриваться как возможные изменения. Что важно для наших целей, так это универсальное наблюдение, что, когда частота мутаций увеличивается с помощью рентгеновских лучей или других средств, почти все мутации вредны для организмов, и подавляющее большинство настолько вредны, что убивают организм до того, как он полностью исчезнет. сформировался.

Четвертый закон экологии: бесплатного обеда не бывает

По моему опыту, эта идея оказалась настолько полезной для экологических проблем, что я позаимствовал ее из ее первоисточника, экономики. «Закон» основан на истории, которую любят рассказывать экономисты, о богатом нефтью властителе, который решил, что его новое богатство нуждается в руководстве экономической науки. Соответственно, он приказал своим советникам под страхом смерти издать набор томов, содержащих всю экономическую мудрость. Когда пришли тома, владыка не терпел и снова издал приказ — свести все экономические знания в один том. История продолжается в том же духе, как и подобные истории, до тех пор, пока от советников не потребуется, если они хотят выжить, свести всю совокупность экономической науки к одному предложению. Отсюда и закон о «бесплатных обедах».

В экологии, как и в экономике, закон предназначен для того, чтобы предупредить, что любая выгода достигается ценой определенных затрат. В некотором смысле этот экологический закон воплощает в себе предыдущие три закона. Поскольку глобальная экосистема представляет собой связанное целое, в котором ничего нельзя ни приобрести, ни потерять и которое не подлежит всеобщему улучшению, все, что извлечено из него человеческими усилиями, должно быть заменено. Уплаты этой цены нельзя избежать; это можно только отсрочить. Нынешний экологический кризис является предупреждением о том, что мы слишком долго медлили.

Чтобы вы не думали, что все это научно, Commoner заканчивает ссылкой на классическую литературу:

» Многое о взаимодействии физических  особенностей окружающей среды и существ, населяющих ее, можно узнать у Моби. Хуй.»

***

Все еще заинтересованы? Ознакомьтесь с этими сообщениями по теме:

Гаррет Хардин о трех фильтрах, необходимых для размышления о проблемах — «Цель этих ментальных фильтров — понимать реальность, улучшая нашу способность оценивать заявления экспертов, промоутеров и убеждений.