Придумать знак праздника новый год – . , . — :

Содержание

О символах Нового года

Net-i-Net Автор:
20 декабря 2013 07:35

На одну ночь миллионы людей обращаются к любимой взрослыми и детьми сказке. Украшенная елка, подарки, Дед Мороз – давайте разберемся, как появились и что означают все эти символы, без которых вряд ли кто-то представляет себе новогоднее веселье.

Новогодняя елка Елка или сосна – самый известный атрибут праздника, не только в России, но и на Западе. Сама идея украшать дерево пришло с древнейших традиций германских народов: на сбор урожая, наступление Нового года, и прочие торжества европейцы украшали деревья или дарили их ветви. У нас же нарядная елка появилась на празднике только с XIX века, и сначала украшенное дерево стояло на улице.

Новогодние подарки

И эта традиция имеет свои корни. В середине XIX века, когда в домах богатых русских дворян появилась мода ставить елку на Новый год, после праздника дерево отдавалось слугам. Все, что находилось на ветках елки и на столе под нею, было подарками. Часто подарок имел своего определенного дарителя. Обычай приписывать появление подарков сказочным существам (как Дед Мороз или эльфы) появился лишь в начале XX века.

Дед Мороз

Дед Мороз – сказочный персонаж, символ Нового Года в России. В других странах он же известен как Санта Клаус, или как Йоллопукки, и этим список его имен не ограничивается. Добродушный старик, которому помогает прилежная внучка – Снегурочка (или веселые эльфы, если мы все-таки говорим о Санта Клаусе) стал любимым детским персонажем в XX веке.

Считается, что прообразом для Деда Мороза является святой Николай Чудотворец, хотя в славянских преданиях уже был мистический герой, символизирующим зиму и холод.

Маски и карнавальные костюмы

И это еще одна традиция «из глубины веков». От славянского язычества были унаследованы народные гулянья, ряженые, скоморохи, шуты и гадания. Яркие костюмы и маски надевали артисты, чтобы повеселить народ. В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы- маскарады, так называемые «карнавальные ночи», где каждый участник праздника скрывал лицо маской. Сегодня мода на новогодние карнавалы возвращается.

Фейерверки

Запускать фейерверки на Новый год начали в Китае еще до нашей эры. Тогда считалось, что шум и яркий свет от взрывов отгоняют злых духов. В самом деле, кому охота встречать Новый год со злыми духами? Когда фейерверки, как и другие, не менее интересные китайские изобретения, попали в Европу, традиция стала международной.

Бенгальские огни

История бенгальского огня уходит корнями в древнюю Индию. Именно в Бенгалии, как свидетельствуют историки, в 5-6 в. н. э. во время религиозных церемоний на жертвенниках вспыхивал и быстро сгорал огонь необычной яркости. В зависимости от пожеланий священнослужителей в храме либо «пахло злом» (состав содержал порошок серы, которая при горении образует неприятный газ), либо разливалось «благостное дыхание» (в этом случае вместо серы использовалась канифоль).

Животное китайского гороскопа

Грядущий, 2014 год будет годом синей деревянной лошади. Откуда взялась эта лошадь, и почему она синяя? С конца 1980-х в России и других странах Европы появились веяние связывать приход Нового года с одним из животных китайского гороскопа, несмотря на то, что китайский Новый год наступает позже. Если всерьез не вдаваться в тонкости гадания, то для нас это просто красивая и, ни к чему не обязывающая традиция.

Для жителей Китая почитание календаря играет особую роль, так как важнейшие жизненные решения принимались с учетом толкования гороскопа.

Новогодние открытки

Обычай обмениваться открытками к Новому Году возник в Англии. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул в 1843 году. После чего он попросил своего друга Джона Герсла нарисовать новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне было сделано 1000 экземпляров открытки.

Шампанское

Считается, что мода на шампанское появилась в России благодаря дворянскому сословию, которое считало его единственным благородным напитком. Очень быстро игристое вино стало незаменимым на светских раутах и банкетах, обретя праздничный статус. Моду чокаться хрустальными бокалами придумал и ввел император Александр II.

Традиция пить на Новый год шампанское появилась в СССР лишь в начале 1960-х годов. В нашей стране его пьют преимущественно на Новый год – во время праздника выпивают 45% всего годового оборота этого напитка.

Новогоднее обращение президента к народу

В нашей стране это стало традицией после обращения Брежнева перед 1976 годом. Но, как в случае и с другими символами Нового года, обращение президента к народу во время праздника встречается и во многих других странах. Так, например, в Англии король Генри V выступал с обращением в 1923 году, а в Германии с 1970 канцлер поздравляет страну с Рождеством.

Источник:

Ссылки по теме:

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Новости партнёров

Крутые кабели и адаптеры с AliExpress, на поиск которых ушло два часа

Русская свадьба, бессмысленная и беспощадная: 30 фото, от которых стыдно и смешно

Россиян лишат анонимных онлайн-платежей

15 невезучих бедолаг, которые сегодня встали не с той ноги

Фанатам рэпа не повезло: ученые нашли связь между музыкальными предпочтениями и уровнем интеллекта

От ВСХВ к ВДНХ: достижения народного хозяйства в современном обличье

45 забавных и странных явлений, замеченных в метро

Знаменитые любители кошек: известные личности и их питомцы

Опрометчивый маневр водителя большегруза стал причиной серьезного ДТП

Коварный столб спрятался за стойкой

Быдло-сокровища успешной русской женщины (23 фото)

«Мы трудились не ради денег»: советский министр рассказал о проблемах промышленности в России

Железобетонные причины, почему печатные СМИ никогда не вымрут

Красить или клеить: мой личный опыт в том и другом

В России могут заблокировать BlaBlaCar

Корневые системы, в реальность существования которых отказываешься верить

Авария дня. ДТП при обгоне в Удмуртии

15 постов, которые были не такими удачными, если бы не комменты

Второклассники с пистолетом напали на магазин игрушек, но что-то пошло не так

Купить яхту и жить на ней: сбывшаяся мечта британской семьи

В Китае мальчик нашел яйца динозавра возрастом 66 миллионов лет

15 бытовых хитростей, которые упростят вашу жизнь

Ну что же, вызов принят!

«Стареть — это некрасиво»: Арни, Сталлоне и Лундгрен заявили, что не собираются дряхлеть

fishki.net

Новогодняя символика

Украшая свой дом к празднику Нового Года, мы осознанно или не очень используем особые магические символы, способные принести нам счастье, здоровье и удачу на весь следующий год. Используя их правильно и осознанно мы гармонизируем свою жизнь с мировыми энергетическими течениями, добавляя тем самым себе немного (а когда и много!

) удачи, не прилагая при том никаких дополнительных усилий. Ну и заодно разнообразим свой дизайнерский арсенал, делая новогоднее убранство дома истинно неповторимым. Какие же магические символы можно и нужно использовать в новогоднем убранстве дома?

Огонь

Наша новогодняя традиция берёт начало из христианского праздника Рождества, а Рождество происходит из древнего языческого праздника Зимнего Солнцестояния. На Руси его называли Коловрат, в немецких землях – Йоль. Многие новогодние символы и атрибуты напрямую наследуются из древности, из обрядов Зимнего Солнцестояния.

Огонь – один из таких базовых атрибутов. Говорят, в старину Йоль славили 12 ночей и все 12 ночей в очаге должно было гореть особое полено, головешка от которого потом весь год служила могущественным оберегом. Наверное, это было действительно волшебное полено, раз оно горело 12 ночей от заката до рассвета, а потом ещё и головешка оставалась… Сегодня найти такое будет сложно, да и не у всех есть очаг (печь, камин) потому мы сегодня обходимся свечами и электрическими гирляндами.

Огонь символ очищения и возрождения, он уничтожает старое, отжившее и призывает новое, здоровое. Потому, расставьте по дому свечи, чаще зажигайте их. Но при этом, пожалуйста, соблюдайте пожарную безопасность!

Счастливые же обладатели печей и каминов – чаще разжигайте их в новогодние праздники! Даже если у Вас в доме есть центральное отопление!

Звезда

Вопреки устоявшемуся мнению, звезда на верхушке новогодней (а исходно – рождественской) ёлки – вовсе не советское изобретение. Это Вифлеемская Звезда, которая вела волхвов к младенцу-Христу. Между прочим, ещё в начале XX века звезда красовалась не только на вершине ёлки, украшения в форме звезды висели и на ветках. И не только на ветках! Звёзды являются одним из важнейших атрибутов рождественского и новогоднего убранства любого дома.

Звезда – символ путеводный, она предрекает и указывает направление. Звезда также – символ надежды. Украшая дом звёздами Вы материализуете надежду на лучшую жизнь в новом году.

Младенец Иисус и св. семейство

Да простят меня коллеги-язычники, но Рождество сегодня – прежде всего христианский праздник. Возможно, в дохристианские времена нарождающееся Солнце тоже ассоциировалось с младенцем, но сегодня младенец, ребёнок, причём именно Иисус, стал обязательным атрибутом Рождественских торжеств. Очень популярны т. н. рождественские вертепы – скульптурные группы в составе св. семейства, волхвов и всяческой скотины в интерьере хлева. Удивляетесь? Значит Вы не читали Писание. Если бы читали – знали бы то родители Христа были люди бедные, сам Спаситель родился во время путешествия. Денег на гостиницу не было, но добрые люди пустили их переночевать в хлев. Там-то Мария и родила Иисуса, туда же к ним пришли волхвы со своими дарами.


Рождественский вертеп, Германия 1704 год. Фото Andreas Praefcke

Рождественский вертеп можно сделать самостоятельно, в меру пряморучия и художественных навыков. Если того и/или другого не хватает, можно купить, благо сейчас их продают на любой вкус и достаток.

Растения

Растительная атрибутика Нового Года также, простите за каламбур, имеет древние языческие корни.

Ель

Вообще-то древние германцы наряжали йольское дерево ещё в стародавние времена, но вот ёлка это была или что другое – история умалчивает. Рождественские же ёлки начали появляться в конце XV – начале XVI веков, а благословил их окончательно, как и (полу)светские детские рождественские праздники, тот самый Лютер, с которого пошёл весь протестантизм. Лютеране вообще придумали очень много хороших рождественских традиций

Если наша отечественная флора бедна вечнозелёными растениями, климат не позволяет, то в Западной Европе разнообразие существенно больше. Там в новогоднюю символику вошли ещё три обязательных растения.

Падуб, он же – остролист

Для кельтов и британцев – такой же обязательный атрибут Рождества, как для нас ёлка. Даже важнее. Учёные утверждают что своим вечнозелёным видом он символизирует бессмертие, но, сдаётся мне, что корни тут глубже и серьёзнее. И правда, почему остролист, а не тис, например? Видимо, корни надо искать в седой языческой древности, в мифологии и обрядах друидов. В новогодней атрибутике важны не только листья падуба, но и его красные ягоды.

Падуб – символ жизни и возрождения. Украшая дом ветвями падуба Вы привносите в дом энергию Жизни, что так важно в самое тёмное время года (на которое и приходятся новогодние праздники)

Интересный факт: волшебная палочка Гарри Поттера была сделана именно из падуба остролистного.

Омела

Омела – растение-паразит, паразитирующее на дубах. Если падуб в средней полосе России ещё выживает (хотя зимой вид имеет такой, что заставляет думать скорее о нежити, чем о жизни вечной), то омела вымерзает начисто, потому в нашей традиции и не известна. А вот в Европе она, пожалуй, поважнее рождественской ёлки будет. Ещё со времён друидов. Её подвешивали в пучках, из неё плели и плетут до сих пор венки, которыми украшают дома, изнутри и снаружи.

Интересный обычай: девушку, остановившуюся под венком из омелы может поцеловать любой.

Плющ

Священное растение бога виноделия Диониса. Также используется в новогодней атрибутике, хотя и не столь активно, как омела и остролист.

Ель, падуб, омелу и плющ используют в рождественских, йольских и новогодних композициях весьма активно, сплетая их в разных пропорциях.

Дед Мороз, Снегурочка и Санта-Клаус


Санта-Клаус образца 1904 года (с обложки модного журнала того времени)
 

Санта-Клаус живёт в Лапландии, одет в красную курточку и красные же штаны, ездит по небу на упряжке оленей и развозит рождественские подарки. Исходно это был св. Николай, епископ Мир Ликийских, который при жизни прославился своей добротой и тем, что дарил бедным детям подарки, причём так, что сам оставался не узнанным. Первоначально подарки от его миени дарили детям в день его почитания (6 декабря), позднее дарение подарков было перенесено на Рождество. Каноничный сегодня образ Санты появился в США в середине XIX века, во многом благодаря деятельности рекламной индустрии. А реальный св. Николай вряд ли даже догадывался что на Земле есть такие страшные места, где по пол года вся вода сворачивается от мороза… Это к вопросу о Лапландии…


Дед Мороз, дореволюционная (ранее 1917 г.) рождественская открытка
 

Наш Дед Мороз похож на Санту и, скорее всего, сама идея такого новогоднего дарителя была заимствована с запада вместе с новогодней ёлкой. Но вот дальше… Ну не прижился у нас образ св. Николая, раздающего подарки, зато сказочный образ Мороза, испытывающего героя (а всё чаще – героиню) быстро трансформировался в то, что мы сегодня знаем под именем Деда Мороза. так что наш Дед Мороз – языческий дух Зимы, возрождённый в новой традиции. Окончательно Дедом Морозом он стал к концу XIX века, а с 1937 года его сопровождает некая Снегурочка, вроде как его внучка. Бодрый, однако, дед! Впрочем, впервые Снегурочка появляется ещё на дореволюционных рождественских открытках.

Дед Мороз приносит подарки, потому довольно быстро стал центральной фигурой праздника и новогоднего оформления. Обязательно поставьте в доме фигурку Деда Мороза или его изображение! Ведь он несёт изобилие на весь предстоящий год!

Конечно же, мы сегодня охватили далеко не всю новогоднюю символику, так что тема будет обязательно продолжена!

источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

7lostworlds.ru

Новый год, Дед мороз символы, традиции, обычаи как встречать, что есть

Волшебный Новый Год

История возникновения Новогоднего праздника

Целых 25 столетий насчитывает история Нового года. Как только наши предки не отмечали этот день, к примеру, в древней Месопотамии первое празднество состоялось еще в третьем веке до н.э. Римляне, так же, как и весь современный мир, радовались наступлению первого дня в году 1 января, а на Руси вплоть до ХV века торжественные застолья проводились 1 марта. В 1348 году власти решили перенести торжество на сентябрь, но и это продлилось недолго.

В 1702 году указом Петра І был положен конец всем календарным путаницам. Великий царь решился внести изменения в летоисчисление и постановил отмечать Новый год «по-европейски» — в первый день второго зимнего месяца. Легендарный реформатор также повелел устраивать в этот день веселые катания на санях, наряжать ели, но не пьянствовать и не учинять никаких драк, поскольку для этого хватает и другого времени.

С той поры традиция праздновать Новый год набирала обороты, ежегодно принято:

История возникновения праздника

Обычаи прошлых столетий и современные традиции Нового года

Незаменимым атрибутом любого новогоднего действа является уже упомянутая лесная красавица-ель, которая накануне устанавливается на всех городских площадях и, конечно же, практически в каждом доме. Украшают ее покупными или самодельными игрушками, мишурой, сияющими гирляндами и даже лакомствами в виде расписных пряников и конфет. В странах, где отмечают католическое Рождество, елки наряжают к 25 декабря, кстати, и в России это было принято, пока во время І мировой войны церковь не воспротивилась этому так называемому «немецкому обычаю».

Елка – главный атрибут Нового года

Дед Мороз со Снегурочкой

Все дети ждут, когда сказочные персонажи приедут к ним в новогоднюю ночь на лошадиной упряжке с огромным мешком, полным подарков. Дед Мороз в России и в большинстве других стран бывшего Советского Союза никогда не отправляется в путь без своей внучки Снегурочки, одетой в голубую шубку, аккуратную шапку с мехом или кокошник. Сам же главный гость праздника обычно также облачен в шубу, у него она бывает красного, серебристого или синего цвета, но непременно длинная и расшитая затейливыми узорами. На голове у Мороза красуется шапка, а руках, кроме мешка, находится волшебный посох.

Дед Мороз со Снегурочкой

Гадания и коляда

Под Новый год популярной традицией являются хождения «ряженых» от одного дома к другому с колядками, веселыми песнопениями и стихами. Для хозяев дурной приметой считается не открыть дверь таким незваным гостям, их следует, наоборот, отблагодарить деньгами и угощениями.

Накануне праздника среди барышень приняты различные гадания с помощью воска, зеркал, свечи и бумаги, а также сапога. Последний атрибут девушке нужно подбрасывать и глядеть — в какую сторону он упадет, оттуда должны будут вскоре пожаловать сваты.

Также популярно было гадание по нитке: подруги должны отрезать одинаковые нитки и одновременно их поджечь. Чья нитка быстрее сгорит – та подружка раньше пойдет к венцу. Если ниточка сразу потухнет либо сгорит лишь до половины, то, к сожалению, замуж девушка не выйдет.

Считалось, что под Новый год обязательно снятся вещие сны, для этого нужно было только прочитать на ночь определенный заговор и положить под подушку расческу или карточных королей.

Еще одно простое и любимое гадание у девушек было — на заборных досках. Тесно прижавшись к забору, нужно было охватить как можно больше досок и посчитать сколько удалось захватить. Если число было четным — скоро быть свадьбе, если нечетным — оставаться девице одинокой.

Новогодние гадания

Праздничный фейерверк

Салюты, бенгальские огни, взрывание петард, хлопушек и прочих пиротехнических приспособлений – это то, что в первую очередь можно отнести к традициям современности. Во множестве стран мира в эту ночь, так сказать, «на ветер» пускаются баснословные суммы, а самые грандиозные шоу, в том числе и новогодний фейерверк, устраиваемый на Красной площади Москвы, транслируются на телеэкранах жителей всего земного шара.

Старый Новый год

Жители нашей страны так любят веселье и шумные застолья, что не упускают возможности еще раз собраться за столом в честь, так называемого Старого Нового года. Этот праздник, по сути, является тем же, что и Новый год, но согласно юлианскому календарю и приходится в ночь на 14 января.

Новогоднее застолье

На территории России принято провожать старый год и встречать новый под бой курантов Кремля в кругу родных и близких друзей. Вечером 31 декабря семьи собираются все вместе за столом, полным угощений. На сегодняшний день в стране нет дефицита продовольствия, как это было во времена СССР, соответственно количество и разнообразие блюд зависит исключительно от фантазии хозяев дома, но главным, как и у наших предков, все так же остается запеченный гусь. По популярности от него не отстают такие традиционные яства, как «Селедка под шубой» и «Оливье».

Новогоднее застолье

Мандарины и прочие сладости

В качестве десерта отлично подходят ароматные имбирные пряники, сахарное печенье, всевозможные бисквиты. Для детей идеальным угощением станут печеные яблоки с корицей и медом, а еще различные фрукты, среди которых самыми «новогодними» считаются мандарины. Запах цитрусовых всегда ассоциируется с праздничной атмосферой и весельем, поэтому их обычно начинают покупать и есть еще задолго до самого торжества.

Икра

Такой знаменитый деликатес как красная и черная икра с давних времен является самым желанным на столах у славянского народа. Поговаривают, будто наши предки ее ели в буквальном смысле ложками и даже в советское время особого спроса на данный продукт не наблюдалось. Только во времена правления Н.С. Хрущева, когда стали популярны бутерброды с тщательно уложенными на них икринками, достать этот гастрономический изыск стало действительно сложно. Сегодня вкусную икру можно купить практически в любом продуктовом магазине, но стабильно высокая стоимость как раз и является главной причиной того, что ее до сих пор относят к разряду деликатесных лакомств.

Шампанское

Вряд ли кто-то захочет сделать под бой курантов глоток не классического игристого вина, а какого-либо другого алкогольного напитка. Запретов, разумеется, в этом деле никаких не существует, просто традиции, как правило, берут верх. Шампанское (на просторах современной России самым востребованным по-прежнему остается «Советское») – это самое настоящее воплощение новогоднего праздника.

Усевшись за стол, принято вспомнить все хорошее, что произошло в уходящем году, поделиться своей радостью, пожелать счастья окружающим и, наконец, приступить к торжественному ужину, которого пришлось прождать, ни много ни мало, а целый год.

Интересные особенности празднования Нового года в разных странах

Празднование Нового года в Бразилии
  • Жители Польши и Англии используют в качестве новогоднего декора ветки омелы.
  • Итальянцы развлекаются тем, что накануне празднества выбрасывают все ненужные и надоевшие вещи прямо из окон, а кубинцы проделывают то же самое, но с водой, выливая ее на улицы и провожая по светлому пути старый год.
  • Шведы в эту заветную ночь выбирают так называемую Королеву Света, задача которой приносить детишкам и домашним питомцам разные угощения.
  • Если вам посчастливится побывать во Франции и найти запеченный боб в порции новогоднего пирога, окружающие станут называть вас «королем бобов» и будут в эту ночь беспрекословно подчиняться всем вашим приказам.
  • Во многих странах считается, что удача будет сопутствовать тому, кто успеет съесть дюжину виноградных ягод в то время, когда часы бьют полночь.
  • В Японии в момент наступления Нового года слышны 108 ударов колокола. Это своеобразный символ шести греховных дел и их 18-ти оттенков.
  • Колумбийцев развлекает Старый год – герой, расхаживающий по главным площадям городов на высоченных ходулях.
  • Еще один занятный обычай существует у жителей Болгарии. В праздничную ночь в каждом доме на несколько минут гаснет свет, чтобы все гости могли подарить друг другу «новогодние поцелуи».

Итог

Даже если в вашей семье уже сложились свои особенные традиции празднования, никогда не поздно их разнообразить и встретить Новый год еще более ярко и незабываемо. Создавайте себе и своим близким людям хорошее настроение, наряжайтесь во все новое, попросите прощения у всех, кого могли ненароком обидеть, устраивайте забавные гадания, искренне желайте счастья и в наступающем году обязательно сбудутся все заветные мечты и желания.

По окончанию праздников с основным аттрибутом — Новогодней елкой придется распрощаться. Существует несколько решений, как это лучше сделать, чтобы не портить себе настроение каждый год.

vsadu.ru

Самые известные символы Нового года. ТОП-10

Новый год, пожалуй, самый семейный из всех существующих праздников. Он наполнен волшебством и предвкушением чего-то нового. Его отмечают по всему миру. И, несмотря на то что в большинстве стран кульминация праздника приходится на разное время, традиции и символы очень часто схожи. Ниже представлен список десяти самых известных символов Нового года.


10

Мандарины


Ни один Новый год ещё не обходился без запаха мандарин, и без них самих. Нежный запах этих цитрусовых в сочетании со свежим ароматом хвои, пожалуй, главная ассоциация Нового года.


9

Шампанское


Без шампанского и звона бокалов представить себе новогоднюю ночь, так же сложно, как и без мандаринов. И самое главное, что присутствие игристого вина это чаще лишь символ, нежели повод выпить.


8

Новогодняя ёлка


Эту вечнозелёную скромницу обязательную для украшения каждого дома, превращают в блистательную с переливами ярких гирлянд красавицу, вокруг которой нередко кружат хороводы.


7

Дед Мороз и Снегурочка


Дед Мороз и Снегурочка, главные персонажи всеми любимого праздника. С их появлением ждут подарков и начала развлечений. Их прихода ожидают одинаково и взрослые и дети, они приносят радость, улыбки и веселье. Дети очень часто пишут письма с просьбами Дедушке Морозу в Великий Устюг и получают от него подарки.


6

Праздничный салют


Искрящиеся гирлянды это всегда красиво, но душе всегда хочется размаха! И как только с 12 ударом курантов догорает последний бенгальский огонь, все дружно выходят на улицу, где взрывают сотни самых ярких фейерверков.


5

Обращение президента РФ


Перед тем как кремлёвские куранты пробьют 12 раз, все мы с замиранием сердца и чувством патриотизма смотрим обращение главы нашего государства. Выслушав итоги уходящего года, мы с радостью и надеждой принимаем наилучшие пожелания. В этот момент хочется вериться, что все лучшее у нас впереди.


4

Загадать желание пока бьют куранты


Конечно, по традиции желание нужно написать на бумажке, сжечь её, а пепел выпить вместе с бокалом шампанского. Но многие просто ограничиваются торжественным молчанием и внутренним диалогом.


3

Поход в гости


Все мы любим, поздравлять друг друга с Новым годом и дарить подарки. И каждый знает, что самое искреннее пожелание всегда бывает только в присутствии человека. Поэтому побывать в гостях, обнять дорогих сердцу друзей, что может быть лучше.


2

Новогодние подарки


Пожалуй, самое приятное дополнение к любому празднику. Именно символичный новогодний подарок, который олицетворяет будущий год, будет поводом для улыбок и приятных воспоминаний на 12 месяцев вперёд. Обмен подарками за праздничным столом или сюрприз под ёлкой это настоящее волшебство.


1

Праздничный стол


Новогодний стол просто обязан быть полон всевозможными гастрономическими изысками. Ведь мы привыкли верить: как Новый год встретишь так его и проведёшь. Именно поэтому на каждый Новый год обязательно должны присутствовать как фирменные салаты, так и оригинальные новые рецепты.

Поделится в соц. сетях

decem.info

Новогодние названия команд и стенгазет, Новый год

Практически на любом новогоднем празднике, хоть в детском саду или в школе, хоть на корпоративе, проводятся веселые новогодние игры и конкурсы, в которых участники делятся на команды. А какая же команда без названия? Придумайте заранее новогодние названия команд.

Основное правило выбора названия для команды очень простое – используем любое понятие, так или иначе связанное с праздником Новый год. Вот традиционные парные новогодние названия – «Пингвины» и «Снеговики», «Конфетти» и «Серпантин», «Хлопушки» и «Гирлянды», «Снежинки» и «Елочки», «Любители Шампанского» и «Фанаты Оливье», «Йоулупукки» и «Баббо Натале».

Но в новогодние праздники хочется чего-то прикольного и веселого. Поэтому пусть ваша команда будет называться «Елки-палки», «Бренд Мороз», «Снеговик-затейник», «Снежные секьюрити»,«Селедки под шубой», «Оливьешки», «Сюрпризка».
Или берите любую новогоднюю фразу и переделывайте её, созвучно вашему настроению. Вот примеры, найденные на просторах интернета: «Санта Казус», «Снегопарни», «Морозилка», «Юный ДедМорозовец»

Если к конкурсам готовятся заранее и требуется придумать новогоднее название стенгазеты, то правило похожее – берите известное издание и меняйте созвучно празднику. Итак, ваша новогодняя стенгазета называется «Санта news» или «Шампанская правда», «ДедМорозЪ» или «Аргументы «под шубой».

Для названий новогодних вечеринок хорошо использовать слова известных песен: «Новый год к нам мчится» или «А ну-ка, давай-ка плясать выходи».
В общем, возьмите любую известную новогоднюю песню или стихотворение, и наверняка её строки помогут вам придумать и новогоднее название команд, и назвать стенгазету. Главное, делать это с новогодним настроением!

Вот еще разнообразные идеи, которые помогут вам:
«Новый год: по самые мандарины!»,
«Оливье под шубой»,
«Ночь. Улица. Фонарь. Петарда»,
«Километр серпантина, два вагона конфети»,
«Морозофилия»,
«Дед Мороз и все-все-все»,
«Новый год: от салата до салюта»,
«Новогодний лес: место чудес!»,
«В гостях у елки»,
«Вечеринка от Снежинки»,
«Oh’yeee-oliv’e»,
«Конфети до пяти»,
«Новогоднее чудо»,
«С днем рожденьем, Елочка!»,
«Новый Год must go on!»,
«Оливье: connecting people»,
«Елочки-иголочки»,
«11 дней, которые потрясли руки»

novyy-god.ru

Языческий «новый год» как новая русская национальная идея

От редакции: В преддверии зимних праздников вновь обострилась дискуссия вокруг празднования гражданского Нового года. Ряд старообрядческих публицистов обратились к теме празднования языческого «нового года» с христианской точки зрения. Представляем статью безпоповца Андрея Щеглова. Напоминаем, что мнения авторов публикаций отражают их личную точку зрения. В данном случае, эта точка зрения редактора неофициального сайта Старопоморского Федосеевского согласия. 

***

В преддверии столь достославного «праздника» мы считаем нужным обратиться к теме празднования языческого «нового года» с христианской точки зрения. Повышенное внимание к этому вопросу происходит с нашей стороны потому, что нет у нашего народа «праздника» более скотского, пьяного, блудливого, наполненного причудливыми приготовлениями, непотребными скаканиями, всяческой распущенностью и вседозволенностью. Каждое отмечание «нового года» есть начало, когда через духовную распущенность призывается идоложертвенным образом Сатан, и всяческими непотребствами ему приносятся скверная, беззаконная и богомерзкая жертва. Люди, скачущие вокруг неведомого древа хвойной породы, становятся соучастниками сатанинского спектакля, превращаясь в сатанинские сосуды. Несть числа пьянству, сквернословию и всяческим кощунам, которые люди попускают себе. Все это похабно-скотское действо есть прямое отвержение Христа. И великое «новогоднее» непотребство происходит во время последних, строгих дней Рождественского поста и ожидания воплощения Бога Слова.
 

«Подлинное национальное единство» русского народа в новогодние дни

В последнее время люди, беззаконно восхитившие на себя власть в России, ищут «национальную идею». Для них «идея» — то Великий Октябрь, то национальный Русский Марш, то день какой-то независимости неизвестно кого и от чего. Бестолковым выдумкам нет числа. Хотя на самом деле современная «русская национальная идея» заключена именно в праздновании «нового года». Странно, но власть укравшие об этом не догадываются. «Новый год» объединяет всех русских (и не только) людей, что в других случаях сделать невозможно. Во время кощунственной вакханалии, вседозволенности и распущенности объединяются все, начиная от участкового и кончая министром, возникает полное единство между новым русским буржуем, укравшим множество денег, и бомжом, пропившим все мыслимое и немыслимое. В течение нескольких дней русский народ пребывает в состоянии подлинного национального единства, все празднуют и веселятся. Такая вот она «идея» из-под елки.

Многим христианам этот праздник кажется безобидным, подумаешь, празднуют встречу «нового года», ну елочку нарядим, ничего страшного. Красиво ведь — лампочки там всякие мерцают, гирлянды переливаются, да и вообще вокруг такая восторженность и душевная легкость, а вы тут лезете со своими поучениями и запретами. Улыбнитесь, жалкие сектанты, и ну давай к елке, елке.

В нашем изложении мы попытаемся коснуться не только смыслового значения данного языческого праздника (об этом мы уже писали), мы покажем его подлинное символическое значение, расскажем о символах и персонажах, которые олицетворяют «новый год». Мало кто из христиан задумывается, что под блеском «новогодней мишуры», сентиментальностью наряженной елочки и светом гирлянд скрываются далеко небезобидные образы.
 

«Идея» из-под елки

Сейчас уже нельзя с определенностью сказать, откуда появилось наряженное хвойное дерево. Большинство исследователей вопроса склоняются к тому, что обычаи, связанные с «рождественской» елкой, зародились достаточно поздно, среди протестантов Германии, в конце XVII века (есть предание, что первую елку нарядил основатель реформации М. Лютер). То есть наряженная ель — это продукт эпохи Нового Времени, времени торжества рационализма, скептицизма и атеизма. И именно в эту смутную эпоху, в XVIII веке, рождественские деревья стали украшать на всем пространстве Западной Европы.

С уверенностью можно сказать, что наряжание ели — это сугубо языческий обычай, получивший «христианское» обоснование в протестантской среде. С некоторой долей вероятности можно утверждать, что ель в германской мифологии есть прообраз так называемого «мирового древа», символа, присущего большинству языческих традиций, где «мировое древо» обозначает мироустройство. Строение ели как нельзя лучше подходит для этого символа: верхушка, как некая первоначальная точка, а затем строго ниспадающие по иерархии (по размеру) круги ветвей (областей мироустройства), от маленьких (духовных) наверху до самых крупных (материальных) внизу. Таким образом, данный символ знаменует собой бытийственную языческую триаду — Единое, духовная основа мира, материальный мир.

Украшение деревьев — древний и архаичный языческий обычай, сохранившийся до наших времен среди различных народов мира. В христианской традиции «мировое древо», символизирующее видимый универсум, имеет аналогию с библейским древом «добра и зла». Св. Максим Исповедник прямо называет «древо добра и зла» образом созданного мира. Протестанты, отвергнув предшествующую латинскую традицию, вынуждены были искать собственные символы, отсюда, скорее всего, они и выбрали ель как образ мира, но попытались придать ему «христианское» значение в своем понимании.

Об этом свидетельствуют первоначальные особые правила елочного убранства. Верхушку ели должна была венчать символическая Вифлеемская звезда в память о той, что возвестила волхвам о рождении Исуса Христа. Ниже на ветвях развешивали яблоки, как символ запретного плода, который вкусили Адам и Ева, а также печенья и пряники в память о хлебе, используемом для совершения главного христианского таинства — Евхаристии. Стеклянные и пластмассовые шары символы именно запретного плода — яблока.

В России рождественскую ель «утвердила» императрица Александра Федоровна (бывшая немецкая принцесса из прусских стран), супруга Николая Первого. Именно она вызывала торжественное проведение рождественского праздника с нарядно украшенными еловыми ветками. Постепенно «елочная» зараза распространилась в дома знати, потом богатеньких купчиков, а потом и простого народа. «Елочный» символ Рождества среди большинства народа долго считался «барской» забавой. Таким образом, «елочная» традиция для России достаточно нова. Но надо отметить важный момент, что наряженная елка в России посвящалась не новому году, а сугубо Рождеству, естественно, в его «никонианском» понимании.

Рождественские «увеселения» продолжались очень недолго, до октября 1917 года, когда Советская власть запретила любые торжества, связанные с религией. «Рождественская» ель и все обычаи, связанные с этим торжеством, прекратились. Но сами символы праздника оказались очень живучими. Они вскоре были возрождены большевиками, правда, с иным сущностным наполнением. Возрождение «елочной» традиции произошло в 1935 году. Правительство СССР постановило вернуть празднование только Нового года, а елка превратилась из рождественской в новогоднюю. В 1937-м в Колонном зале Дома союзов (бывшего Дворянского собрания) была организована первая советская елка для детей. Вместо евангельской символики появилась коммунистическая. Вифлеемская восьмиконечная звезда сменилась пентаклем (пятиконечной звездой). Вместо плюшевых ангелочков на ветках разместились человечки в буденовках и в пионерских галстуках. Елочные шары-яблоки заменили серпы и молоты. Новый год заменяет собой Рождество. Именно в это время атрибутами «новогоднего праздника» становятся странные и удивительные персонажи, а сам «праздник» приобретает характер абсолютной, нечеловеческой вакханалии.

Всем известно, что главной принадлежностью является Дед Мороз. Этот неоднозначный персонаж является своеобразным языческим божком, открывающий, венчающий и завершающий «новогоднее непотребство». Его приход участниками кощунственного действа ожидается почти с религиозным экстазом. Ну, а потом все начинается. На этом главном действующем лице мне и хотелось остановиться.
 

Дед Мороз — главное действующее лицо

Откуда взялся этот необычный и противоестественный образ? Стоит остановиться на его внешнем и внутреннем содержании. Дедушка Мороз, который сопровождает все без исключения новогодние елки для детей и новогодние вечеринки для взрослых, многим представляется воплощением стародавнего русского обычая. Надо отметить, что само появление «дедушки» на новогодних праздниках произошло только с 1937 года, а до 1917 года этот «Мороз» не участвовал на Рождественских торжествах, и это было естественно. Обмирщение праздника Рождества в виде веселого спектакля все же не предполагало наличие не связанных с Рождеством действующих лиц. Дед Мороз — это персонаж сугубо советского времени.

Фигура, в которой мы имеем удовольствие созерцать «дедушку мороза», одетого в восточный расписной халат, валенки, в боярской шапке с огромной белой бородой и посохом, имеет достаточно давнюю историю. В таком виде Дед Мороз был рожден на свет, по сути, писателем Владимиром Федоровичем Одоевским. В 1840 году появился рассказ «Мороз Иванович», являющийся художественной обработкой русской сказки «Морозко». Внешний вид, доброта и человеколюбие нынешнего Деда Мороза целиком принадлежат писателю Одоевскому. Художественный образ Мороза Ивановича был с упоением принят образованной публикой как главное действующее лицо доброй и веселой сказки. Никто не задумался ни тогда, ни сейчас, с какого мифологического прототипа взял Одоевский образ своего деда весельчака. Закрепление образа в сознании безрелигиозной публики произошло с помощью талантливой пьесы Александра Островского «Снегурочка» (1873). В пьесе Мороз обрел статус деда, у него появилось неведомое потомство, внучка-снегурочка. С советских времен дедушка и его внучка становятся неразлучными предстоятелями «новогодних кощун».

В латинских странах роль Деда Мороза стал выполнять св. Никола, епископ Мир Ликийских, а внешний образ Санта Клауса возник из рекламы напитка Кока Кола. Западный Санта Клаус совершенно другой персонаж, чем Дед Мороз, но это отдельная история, и к нашему повествованию она не относится. Если сравнивать Деда Мороза с каким-либо другим мифологическим персонажем, то его ближайшим аналогом является финский «лесной человек» Йоулупукки. Сейчас Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта Клаус, с белой бородой, в красной шубе и шапке, но еще в XIX веке его изображали в козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками. У Йоулупукки есть жена — Муори (Muori, «старая хозяйка») — олицетворение зимы. В помощниках у Йоулупукки служат Гномы, которые в течение года сидят в «Пещерах Эха» (Кайкулуолат, Kaikuluolat). Отметим и запомним основные черты финского Йоулупукки — первоначально это существо в козлиной шкуре и с маленькими рожками. На кого он похож, спросим мы заинтересованного читателя? Христианам очень хорошо известно такое козлокопытное существо. У «лесного человека» есть жена с очень интересным именем — Муори, воплощающая зиму. Все атрибуты финского Йоулупукки можно целиком перенести и на нашего Мороза Ивановича. Мороз неадаптированных русских народных сказок не обладал веселым нравом современного «дедушки», это был жестокий и беспощадный мифологический образ. Он мог заморозить насмерть путника, домашнюю скотину или уничтожить холодом озимые посевы. Он использовал свой посох для избиения непослушных, а заплечный мешок — не для подарков, а для сбора приношений, вернее для жертвоприношений себе, как низшему языческому божеству.

Имя «Мороз» в языческой мифологии связано с мраком, холодом и смертью (отсюда выражение — «смертельный холод»). Его имя родственно таким словам, как «мор», «мрак», «марево», «морок», «морочить», «смерть» и т.д. «Мороз» — активная (мужская) сторона божества, его пассивная (женская) воплощенная сторона обозначалась «снегурочкой», или в подлинной славяно-русской мифологии богиней Мораной (Мореной, Мараной). Вспомним Йоулупукки и его жену Муори. Её тоже объединяют с темнотой, морозом и смертью. От Исландии до Индии известны мифические персонажи с именем, главной частью которого является корень «мор». Эти действующие лица могут причинять всяческое зло: буддийский Мара, искушавший праведных отшельников, скандинавская «мара» — злой дух, способный замучить спящего, «затоптать» его насмерть, Морриган, Богиня древних ирландцев, связанная с разрушениями и войной. Французское слово «кошмар» из того же ряда. Учитывая сказанное можно с определенностью сказать, что «Мороз Иванович» является подземным (хтоническим) низшим божеством или проявленным действием более мощного божества, связанных со смертью, подземным миром и царством мертвых. Недаром участник сказки про Морозко встречается с ним, попав в другой мир, через колодец. Колодец выступает здесь как эзотерический вход в лоно земли, в другой, подземный мир.

Скорее всего, Морозко есть воплощение действий славянского божества — Велеса («скотьего бога»), бога богатства, скотоводства и плодовитости. Однако, помимо указания на скотоводство и богатство, имя Велес имеет еще одну бытийственную сторону — культ мертвых, ранее живших предков, а также душ умерших. На эту сторону указал А. Н. Веселовский, приведя ряд балтийских параллелей (welis — литовск. — покойник, welci — души умерших). Вещественным олицетворением Велеса часто был змей, ящер. В этой связи крайне важно учесть отмеченное Ивановым и Топоровым значение корня «Vel» в значении «мертвый», « wæl» (древне-английск.) — «оставшийся на поле боя, труп». Быть может, именно здесь мы найдем объяснение позднейшей связи Велеса с культом мертвых. Животным, символизирующим этого бога, был медведь. Велес — Велесатый, волохатый; отсюда — волхв — тоже волохатый (может быть, одетый в медвежью шкуру). С Велесом связано созвездие Плеяд — Волосынь, сияние Волосынь предвещает удачную охоту на медведя. Медведь, «лесной царь», владыка леса, вспомним, кто такой Йоулупукки — «лесной человек», повелитель леса. Велес — это бог, выступающий в медвежьем обличье. Возможно, что само имя его было лишь нарицательным иносказанием, вызванным табу на скрытое и подлинное имя: Велес — волохатый, косматый, как позднейший медведь — мед ведающий, как лось — сохатый, рогатый.

Надо отметить, что русские крестьяне-земледельцы, придерживающиеся архаичных языческих представлений, еще в XIX в. жертвовали Велесу последнюю горсть колосьев, оставшуюся на сжатой ниве. Хлеб был убран, поле омертвело, земледелец сложил свою «добычу» в крестцы, и лишь тогда вспомнил о Велесе, оставляя ему колосья «на бородку», завязав их узлом. Наряду с этим обычаем у некоторых славянских народов существовало почтительное отношение к последнему снопу, увозимому с поля. Его называли «дедом», «стариком», «бабой», его зерна считали плодовитыми и примешивали их к новым посевным. Составление мертвого, убранного поля с велесовой бородой и последним снопом объясняет связь Велеса с миром предков, покоящихся в земле и помогающих ее плодородию. Умершие предки, напоминали срезанные серпами колосья. Почвенный плодородный слой земли, рождающий колосья, был вместе с тем и вместилищем праха предков.

Среди языческих идолов славянского средневековья наиболее часто встречается изображение бородатого мужчины с огромным турьим рогом, «рогом изобилия» в руке. Единственное божество, с которым можно связывать эти изображения, — это бородатый (как нам известно) «скотий бог» Велес, покровитель земледельческо-скотоводческого хозяйства древних славян и подземного мира. Недаром «Мороз Иванович» всегда выступает с бородой и в образе деда.

Главная роль Велеса, как хранителя и владыки царства мертвых, в христианской традиции могла быть сопоставима с проявлениями Сатаны, как «князя мира сего» и лукавого змея. Народные полуязыческие представления о том, что Велес трансформировался в св. Власия Севастийского, не выдерживают никакой критики. В этой связи показательны сведения из жития Авраамия Ростовского, повествующего о том, что в XI в. в Ростове «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу». На месте, где стоял поверженный идол Велеса, Св. Авраамий поставил храм, но этот храм был не во имя Власия Севастийского, а во имя Богоявления. Почему во имя Богоявления, а, скажем, не Рождества? Скорее всего, это связано с самой сущностью христианского праздника Богоявления, где праздновалось уже не Рождение Бога Слова, Исуса Христа, а проявления Бога в Трех Ипостасях. Как Творец всяческих проявился во время Крещения и Богоявления, так до него на этом месте язычниками славилось «явление» Велеса, то есть явление ни сущности самого Велеса, а его проявлений в различных вещественных образах, таких как мороз, медведь и т.д. Очевидно, св. Авраамий очень хорошо был осведомлен о символической сущности славянского бога мертвых и богатства живых.
 

Языческие святки

Праздник Богоявления отмечается 6 января по юлианскому календарю. Крещение — последний, завершающий день двенадцатидневных зимних святок, начинающихся в ночь с 24 на 25 декабря. В это время по христианской традиции верные христиане ходили и ходят друг к другу славить Христа. Христианские святки покрывают собой языческий новый год (1 января) и особые разгульные русальные «бесовские» игры, отмечаемые язычниками 6 января. С христианской позиции период между Рождеством и Крещением дан человечеству Воплощенным Богом для того, чтобы отменить основные темные и плотские языческие торжества, связанные с рождением и проявлением темных сил и приходящиеся на этот период. Во время святок, по христианскому вероучению, происходит торжество преображенья человеческого сознания и человеческой плоти, очищению их с помощью Христа от «сатанинского наследия». Чем знаменовался отрезок языческих святок с 1 по 6 января по юлианскому календарю? Язычники и полуязычники (христиане только по названию) считали это время разгулом всяких духовных сил (нечестии по христианскому воззрению). Сам этот период получил название «страшные вечера». 6 января язычники гадали, устраивали смотрины невест (как это происходило даже я, цинический человек, не описываю это по цензурным соображениям). И вершиной всего этого действа был невероятный разгул, всяческие бесовские игрища, безмерное питие (для впадения в транс), блудодейственные песни и пляски. По всей вероятности, языческие святки делились на две половины: первая (включая языческую новогоднюю ночь) была посвящена будущему урожаю и гаданию о замужестве, а вторая (начиная с новогодней ночи) была связана со скотом и зверьем и представляла собой «велесовы дни». Велес мог выступать и в виде медведя, «лесного царя», и в виде быка-тура, одним из его выступлений и был наш пресловутый Морозко.

С 1 по 6 января, во время «разгула нечестии», многие язычники изображали из себя волхвов, одевались в звериные и скотские маски, обвешивались по поясу коровьими бубенцами-боталами. Эти старцы иногда их именовали «медведями» — сходились в ночь под новый год из разных деревень в село и начинали свое длительное и многообразное действо, состоящее из заклинательных обрядов и сражения двух партий ряженых. Среди масок всегда были маски медведя и быка, в которых и проводились святочные маскарады.

Хочется в связи с этим спросить, ничего это вам уважаемый читатель не напоминает? Выгляните на улицу в «новогодние праздники», зайдите в дома празднующих, посмотрите на их лица и дела. Вот оно, новое торжество язычества. Естественное ли это человеческое состояние? Нормальный человек ответит Вам, что нет. Многие празднующие ответят: «конечно нет, но уж очень сей разгул приятен и сладостен». Ну а новые язычники скажут: «Вот видите, как христиане, будучи не в силах отвратить народ от истинной веры, язычества, просто производили подмену языческих ценностей христианскими. Это еще раз доказывает то, что христианство является искусственной, вымученной религией и не может претендовать на общепринятые жизненные ценности» (Написал сей бред некто язычник «Светозар»). Хороши ценности, пьянство, блуд, распущенность, и через то славление темных сил!

Эти новые языческие выводы как нельзя лучше показывают, что язычество — религия Сатаны, обмана. Она разлагает человека, позволяет ему следовать своим инстинктам, своему вольному и произвольному хотению, она ставит человека чрез оправдание его пороков на уровень низкой и искаженной материи. Человек, как говорили святые отцы, превращается в скота, оправдывает свое негодяйское состояние и ничего не хочет менять внутри себя и вокруг. Все прекрасно, мы живем в лучшем из миров. Вот как определяли святочные маскарады христианские современники: «на тых же своих законопротивных соборищах и некоего Тура-сатану… воспоминают и иныи лица своя и всю красоту человеческую (по образу и по подобию Божию сотворенную) некими харями или страшилами, на диявольский образ пристроенный, закрывают…».

Человек в язычестве — раб своей плоти, своей короткой жизни, после которой он может превратиться в букашку или слизняка. Христианство показывает путь человеку из мертвенного века, освобождает его от принадлежности только плоти, плотскому житию. Христианство ставит человека над искаженным вещественным миром, делает его царем всего бытия, а не жалкой частью универсума, в котором правят слепые силы рока и вселенской судьбы.

Христианство, ограничивая сознательные и подсознательные «звериные» инстинкты через строгие правила жизни — пост, молитву, воздержание, тем самым дает человеку подлинную свободу. По-настоящему свободен не человек, позволяющий себе все свои желания, а человек, превзошедший их. С помощью разгула и священных алкогольных и наркотических напитков можно только на время получить «свободу» — свободу фантома, призрака, иллюзии, за которые нужно будет расплачиваться в этой жизни и будущей. И пусть никто не надеется, что все простится. Что не нравится прошлым и современным язычникам в Христианстве? В первую очередь, ограничения плоти, укрощения своего внутреннего и внешнего скотского бытия. «…Мы саме ся от человек в звери ся прелагаем», говорил христианский летописец.

Современные христиане часто не замечают, что живут в мире, где правит духовный антихрист, а продолжают ожидать некую чувственную личность, долженствующую прийти в неопределенном будущем. И мало кто замечают, что страшные и мертвенные языческие образы вновь возродились и всецело определяют человеческую жизнь.

—————————

Источникstaropomor.ru

ruvera.ru

Кто придумал Новый год — Я вам пишу… — ЖЖ

Некоторые полагают, что Новый год — исключительно советский праздник, введенный в пику религиозному Рождеству.

Доля правды в этом есть.

В 1929 году празднование Рождества в СССР было отменено. До этого Рождество праздновали и «ленинские елки» для детей были рождественскими, а вовсе не новогодними.

С 1929 до 1935 год ни Рождества, ни Нового года в качестве праздника в Союзе не отмечалось, а в 1935 году традицию возродили с подачи первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева, который публично выступил с предложением организовать детскую новогоднюю елку.

Так, с 1 января 1936 года в СССР стали праздновать Новый год.


Но до 1947 года включительно 1 января было обычным рабочим днем, а новогодняя елка считалась детским мероприятием. И только с 1948 года 1 января стало полноценным праздничным и выходным днем. А 2 января стало выходным только в 1992 году.

Многие успели забыть, но в Советском союзе 31 декабря и 2 января были обычные рабочие дни. 31 декабря вплоть до 17-18 часов большинство граждан находились на работе, а потом ехали домой, быстренько резали салаты, варили заготовленные накануне пельмени и садились смотреть Голубой огонек. Следующий день — 1 января — можно было выспаться после новогодней ночи, прибраться, а 2 января — уже на работу.

И только в последние годы возникли новогодние каникулы длиной целых 10 дней.

Но мы отвлеклись.

Новый год на самом деле был придуман совсем даже не в Советском союзе, а намного раньше.

Когда Павел Постышев в 1935 году предлагал устроить детскую новогоднюю елку, он вспоминал дореволюционные елки, которые было принято устраивать в богатых домах. И это было прямо указано в его письме, опубликованном в газете.

Первый же Новый год в качестве праздника, причем именно 1 января, отметили в 1700 году по Указу — правильно, Петра Первого.

Петр Первый — известный любитель европейских традиций, подсмотрел этот праздник у немцев.

Но Указ Петра касался не только праздника, он также переносил день начала года. До этого очередной календарный год начинался с 1 сентября.

В Указе Петра говорилось —

«Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа.»

И в честь переноса «точки отсчета года», а также в ознаменование нового столетия, Петр распорядился украсить дома и ворота сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями, устроить на Красной площади огненные потехи, салют, поздравлять друг друга и с 1 по 7 число по ночам зажигать во дворах смоляные бочки.

При жизни Петра данная традиция усердно поддерживалась, но после смерти государя, как и ряд других его начинаний, начала быстро забываться, сохранившись главным образом в питейных заведениях, которые продолжали ставить елки, причем не на 7 дней, а порой на целый год, заменяя только перед следующим Новым годом старое дерево на новое.

Со временем елки в России стали прочно ассоциироваться с кабаком и в приличных домах их уже не ставили.

Однако в 1830 году Николай Первый вернул традицию на официальный уровень, организовав «государственную елку». После этого елку начали ставить в богатых домах и традиция продолжалась вплоть до 1916 года.

Такова история обычая праздновать Новый год 1 января с елкой или, первоначально, сосновыми ветвями и салютами в России.

Это немецкая традиция, привнесенная Петром Первым в 1700 году, затем полузабытая, возрожденная Николаем I в 1830 году, после Революции на некоторое время отмененная и снова возвращенная в 1935 году с подачи первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева.

Начинать же отсчет года с 1 января было принято еще в Древнем Риме. Такое начало года было установлено Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. Этот день был посвящён Янусу — богу выбора, дверей и всех начал.

Примечательно, что Янус, которого изображали с двумя лицами, по сути тот же двуглавый орел, смотрящий сразу в две стороны. Можно сказать и наоборот, что двуглавый орел — это тот же Янус. Двуглавая птица — очень древний символ, поэтому сейчас трудно определить, кто появился первым — Янус или двуглавый птюч. Вероятнее всего, это выражения одной и той же древней идеи дуализма, выбора и вариативности бытия.

В России, до того момента как Петр своим Указом назначил начало года на 1 января, год начинался 1 сентября, как в Византии.

А до 1492 года начало считалось с 1 марта, что является древней традицией, поскольку именно на март приходится день весеннего равноденствия, после которого день становится длиннее ночи, что всегда считалось символом пробуждения природы и началом нового сельскохозяйственного сезона, вокруг которого в прошлом была сосредоточена вся жизнь и к которому в значительной степени сводилась экономика.

Кстати, Пасха — по сути древний Новый год.

И если бы не Юлий Цезарь, установивший начало года на 1 января в честь бога Януса, мы бы наверное сегодня отмечали Новый год 1 или даже 22 марта. И не наряжали бы елку, и не варили бы новогодние пельмени, а ели бы какие-нибудь новогодние куличи.

Но случилось так, как случилось.

Волею великих — римского Цезаря и нашего Петра, а также благодаря Николаю I и Павлу Постышеву, в свое время вспомнившим подзабытую традицию, мы имеем волшебную новогоднюю ночь, украшенную елку, ночные гуляния, салюты, фейерверки, свечки, подарки под елкой, гирлянды, Деда Мороза и Снегурочку — пьяных и веселых, как в послепетровских кабаках.

В этом празднике удивительным образом сочетаются традиции и соверменность, древние языческие ритуалы и вполне атеистическое мероприятие, в этот день чудо может стать реальностью, а реальность — чудом. Этот праздник одинаково понятен детям и взрослым. И все это происходит ровно между католическим и православным Рождеством.

А еще, это был единственный советский праздник, лишенный идеологии.

Вот такой это необычный день. Вернее ночь.
Ночь с 31 декабря на 1 января.

А у вас уже готовы пельмени? Шампанское? Настригли салаты?
Елка или хотя бы сосновая ветвь, салюты, огненные потехи — есть?

Будьте осторожнее с китайскими огненными потехами, не испортите праздник себе и другим!

И не забудьте хотя бы к Пасхе убрать елку — помните, что круглый год елки стояли только в кабаках.

С Новым годом, дорогие товарищи, дамы и господа!

amfora.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *