Что наша жизнь? Игра! — NightRunner на DTF
Несколько лет своей жизни я посвятил интеллектуальным играм в своём городе. И за эти года я успел вкусить много интересного из чудесного мира, где сталкиваются умнейшие умы. Этот материал будет наполнен отчасти историей интеллектуальных игр, но основная его цель рассказать вам о его спортивной стороне, которые скрыта от линз телекамер.
1837 просмотров
Я влился в интеллектуальное движение классе в 8, когда в мою школу пришёл тренер и предложил заниматься ЧГК. Ну то есть ЧтоГдеКогда, не путайте с КВН, все постоянно путают с КВН: однажды на каком-то левом турнире нам выдали дипломы, где на фоне была надпись КВН. Так вот, конечно же я согласился на предложение, только представьте: ещё вчера ты смотрел ЧГК по телевизору, а уже сегодня тебя зовут присоединиться! Правда спортивное ЧГК далеко не такое, как элитарное ЧГК.
Что такое элитарное «Что? Где? Когда?»
Если вы вдруг никогда не смотрели передачу «Что? Где? Когда?», то я скажу, что многое потеряли, но всегда можно наверстать упущенное, ведь записи с игр можно найти на youtube.
В игре участвуют знатоки и телезрители, которые присылают вопросы на редактуру в клуб. Знатоки собирают команду из 6 человек, где один является капитаном. Телезрители отсылают вопросы, которые после попадают на игровой стол. Всего на столе 13 секторов. С помощью волчка выбирается вопрос, который будет играться следующим. Команде зачитывается вопрос и знатокам даётся 1 минута на обсуждение вопроса. Нелёгкая работа капитана заключается в выборе того, кто будет отвечать на вопрос, таким образом, имея несколько версий от разных человек, капитан выбирает финальную версию. Ответив на вопрос верно, знатоки получают очко, в противном случае очко уходит телезрителям, а по итогу игры победителем становится тот, кто первым наберёт 6 очков.
На столе иногда располагаются так называемые блиц вопросы. «Блиц» — это 3 вопроса по 20 секунд обсуждения на каждый. Чаще всего это более лёгкие вопросы или вопросы, связанные одной тематикой. «Суперблиц» является модификацией блица, при которой за столом остаётся только 1 участник.
В элитарном ЧГК игроки могут попросить у ведущего минуту в кредит, если на обсуждение вопроса не хватило отведённой минуты. Если же знатоки сдают досрочный ответ, то есть без обсуждения, то они зарабатывают себе дополнительную минуту.
Набрав 5 очков, знатоки могут попросить финальный раунд — тогда счёт обнуляется и игра идёт на 6 очков, а за столом остаётся только один знаток. По итогам игра закончится со счётом 6:0 в пользу победителя раунда.
В затруднительном положении игроки могут попросить 1 раз за игру помощь клуба. В течение 20 секунд любой из находящихся в зале знатоков может помочь с ответом на вопрос. Но пользоваться помощью в финальном раунде и на суперблице запрещено.
Весь сезон делится на 4 серии: весеннюю, летнюю, осеннюю и зимнюю, с финалом года. По итогам сезона определяются лучшие игроки и команды.
История элитарного «Что? Где? Когда?»
За возникновение игры мы должны благодарить автора — Владимира Ворошилова, который долгое время был и ведущим игры. Правда первые выпуски и назывались по-другому, и правила были иные. Сначала это была «Семейная викторина: Что? Где? Когда?», где 2 семьи соревновались в эрудиции, а съёмки велись на их квартирах. После формат сменился на «Молодёжный клуб: Что? Где? Когда?», на смену семьям пришли студенты. Легендарный волчок сначала выбирал не вопрос, а отвечающего. Если тот не знал ответа, то право ответить передавалось к тому, кто сидел напротив. То есть игра это была не командная, а одиночная. А призами были самые лучшие подарки — книги! Чтобы дойти до финального варианта было сделано множество изменений: ведущий из зала ушёл «на чердак», из одиночной, игра стала командной, появился главный символ интеллектуального клуба — филин Фомка.
В зимней серии 91 года игра превратилась в «интеллектуальное казино». Теперь на круглом столе стали располагаться вопросы, которые имели свою стоимость. Играли знатоки против телезрителей и игра шла на деньги! Однако имелся уникальный сектор «Зеро», в котором происходила игра знатоков против казино: из чердака спускался крупье (он же ведущий), и зачитывал один из трёх заготовленных им вопросов. Но самое интересное правило, оставшееся в прошлом веке, — это выбывание команд в случае проигрыша. Всего одного проигрыша было достаточно, чтобы команда навсегда покинула клуб. Правда после пошли на уступки, понятно, что расставаться с магистрами и почётными знатоками клуба не хотелось и был введён символ «бессмертия» — красный пиджак, что давал право оставаться в клубе даже после поражения команды. Однако, чтобы уменьшить отток людей, существовал ещё один вариант остаться: команда могла предоставить казино всю выигранную сумму и тогда, в случае победы в дополнительном раунде, команда теряла деньги, но оставалась в клубе. Проигрыш означал потерю всего. Какой был тогда азарт! Какие ситуации возникали.
В 1996 это правило сошло на нет и была объявлена амнистия всем выбывшим, а позже и ставки были убраны из игры. Это решение уже принимал не Ворошилов, а Борис Крюк, занявший пост ведущего после смерти Владимира. В интервью он говорил о том, что деньги портят знатоков, а телезрителям ошибочно кажется, что все эмоциональные страдания игроков идут только из-за денег. Как по мне, убрав деньги они в первую очередь убирали статус казино и вернули статус клуба, но азарт значительно снизился, особенно после того, как и выбывания были убраны. Составы закоренели, появлялись новые лица не так часто, сложился коллектив, игра стала более «тёплой». Но скандалов меньше не стало.
Неизменными атрибутами ЧГК являются волчок, филин, а ещё чёрный ящик, в котором иногда прячут загаданные предметы, ну и отрывок из оперы «Пикова дама»: ария Германа.
Посмотреть подробную историю клуба можно здесь.
Спортивное «Что? Где? Когда?»
Но естественно на «элитарку» попадают только лучшие из лучших. А они отбираются в кровавой схватке на спортивном ЧГК, правда оно появилось позже телевизионной программы. Вот там и разворачиваются настоящие баталии знатоков! Но начнём сначала. В чём отличия от элитарки?
Турнир по спортивному чгк представляет из себя мероприятие на множество команд, которые иногда делятся по возрастным категориям. Команды рассаживаются по своим местам в зале, как и в элитарке, в составе находится 6 человек, один из которых является капитаном. Его роль заключается в выборе финальной версии. Только теперь версии записываются на бланки ответов. В ходе турнира ведущим зачитывается вопрос, у игроков есть 1 минута на обсуждение и несколько секунд на запись ответа на бланк, после окончания времени ответы собираются «ласточками» и отдаются на проверку жюри. После объявляется ответ, а за ним крики радости, сожалений, обид на капитана или бурные аплодисменты автору, если вдруг вопрос оказался «гробовым» (то есть его никто не взял).
За турнир отыгрывается пакет вопросов, количество в котором разнится: 24, 36, 45, зачастую вопросы делятся на части, чтобы между ними сделать перерыв. А во время перерыва недовольные капитаны команд накидываются на жюри, чтобы подать апелляции на вопросы: если команда считает, что вопрос является дуальным (имеет несколько верных ответов), то она может подать апелляцию с просьбой засчитать другой ответ. Финальное слово всегда за апелляционной комиссией. Чтобы снизить поток негодующих, некоторые апелляции подаются с денежным залогом, который возвращается в случае засчитанной версии. Также, если вопрос и вовсе является спорным, то его могут снять с турнира.
В течение всей игры ведётся рейтинговая таблица, где располагаются названия команд и количество верных ответов с рейтингом. Рейтинг вопроса — это показатель его сложности, он суммируется к рейтингу команды. Всё это для того, чтобы выявить сильнейшую команду: если у них равное количество верных ответов, тогда опережать будет команда с высшим рейтингом.
Если на игре имеется экран, отображающий статистику по вопросам, хорошей традицией является закрытие экрана на последних вопросах тура, чтобы ещё сильнее накалить атмосферу в зале.
И это у них ещё столы стоят, а ведь иногда просто стулья)
Как и положены, вопросы пишутся людьми, причастными к интеллектуальному движению и к предстоящему турниру, соответственно и редактируется турнир такими же людьми. И если мы говорим про местные турниры, то нормальной ситуацией является, когда тренер какой-то команды и выступает автором. За всю историю у меня была только одна не очень приятная ситуация, когда прямо было видно, что команда отыгрывала вопросы или факты с турнира с тренером до турнира. Если говорить кратко, то им слили вопросы.
Но забавнее была история, когда какой-то автор написал лишь половину пакета, а вторую наполнил вопросами из базы, только вопросы все эти были засвеченные, то есть уже многими отыгрывались. Не знаю как, но организаторы откуда-то достали вопросов на вторую часть и спокойно её заменили.
Про тренировки ЧГКотлетов и вопросы
Спортивное ЧГК является настоящим спортом, азартным, рискованным и крайне увлекательным! И как в любой спортивной дисциплине, для победы нужны тренировки. Но как готовиться, если среди вопросов может попасться что угодно? На самом деле всё не так страшно.
Как уже говорилось, турниры ЧГК имеют возрастные категории: для школьников (юниоры/ювеналы), для студентов и для взрослых. Под каждую категорию специально разрабатываются вопросы по уровню знаний. Существует устоявшийся набор фактов, которые любят обыгрывать в вопросах. Фактов этих действительно много, но с опытом, набивая ошибки на турнирах и тренировках, они будут обкатываться и усваиваться. Подход к тренировкам разнится от тренера к тренеру, но каждое новое занятие должно нести новую пачку знаний.
Когда команда сформирована, игроки начинают разбирать темы, за которые должны отвечать и в которых должны хорошо ориентироваться: спорт, наука, литература, история, искусство, и так далее, и так далее… На лурке красуется язвительная цитата: «Знаток — специалист, который знает решительно все в своей области и ровно ничего во всех остальных» — так вот это не про знатоков ЧГК. Настоящий знаток знает базу всех областей, но лучше всего свою тему, за которую он отвечает в команде.
В ЧГК нужны знания из всеразличных областей, никогда не знаешь, о чём будет следующий вопрос. Может автор любит хокку и Японию, а может он фанат футбола или баскетбола. Одно из самых полезных умений, которое прокачивает игрок ЧГК — это построение ассоциативных рядов, ведь именно так раскручиваются вопросы: как выглядит, на что похоже, где уже слышал, на что отсылка, с чем ассоциируется? Существует даже такая тренировочная игра, в которой необходимо продолжать ассоциативный ряд своего соседа, и так выбывает тот, кто не сможет предложить новое существительное, как ассоциацию.
Помимо того, что хорошие вопросы основываются на интересных и известных фактах, зачастую они содержат в себе подсказки, которые знатоку нужно научиться видеть. Вопрос поистине хорош, если для ответа на него необходимо применить не только эрудицию, но и логику. Вопросы, уже отыгранные на турнире можно найти в базе вопросов ЧГК. Если вы заинтересуетесь, то в поиске можно найти случайный пакет, если вы совсем новичок, то я бы советовал смотреть с самых простых вопросов.
Неотъемлемым атрибутом знатока является его блокнотик! Записывать вопросы и «держать форму» очень важно. Держать форму — означает помнить о чём конкретно спрашивали в вопросе: про художника или про картину, про пьесу или про автора, про композицию или про композитора. Скорее всего каждая команда хотя бы один раз теряла форму и давала не тот ответ. Помимо формы, в вопросе зачастую содержатся наводящие подсказки: даты, лица, места действия, по которым вопрос можно «раскрутить» или отсечь неверные версии. Но на спортивном ЧГК блокноты ещё являются полезным источником информации. Понятно, что пользоваться интернетом во время игры строго запрещено, но каждому в блокнот никто заглядывать не будет, а значит в него можно записать информацию, которая может пригодиться на игре: нобелевские лауреат, картины и их авторы, столицы мира или просто предыдущие вопросы. Иногда на турнирах проскакивают «свечки» (вопросы по уже отыгранным фактам) и вот их обидно не брать.
Блокнотик автора, где были флаги всех стран мира.
Составление вопросов ЧГК
Когда-то я хотел составить шуточную подборку из 24 советов откуда черпать вдохновение для вопросов, потому что источники по типу журналов MAXIM, Мурзилка или Вокруг Света — это уже классика. Хороший вопрос ЧГК, как уже отмечалось выше, должен быть точным, чтобы помочь отсечь неверные ответы, возможно содержать подсказки, а также больше опираться на логику, не требуя каких-то узконаправленных, тайных знаний. Но вы может припоминаете, что в «элитарке» встречаются вопросы разного качества.
За всё время существования спортивного и элитарного ЧГК у вопросов сложилась свои традиции и они сильно различаются. В основном потому что в спортивном ЧГК вопросы часто проходят редактуру, а в ходе турнира они могут быть сняты или признаны дуальными. Иными словами в спортивном ЧГК у игрока есть все права пожаловаться на вопрос, а в элитарном ЧГК странные вопросы являются нормой, прошу заметить, что они тоже проходят редактуру у компетентных людей.
Серсо на месте, не беспокоимся
Но иногда там проскакивают очень крутые вопросы. Приведу пару отличных примеров:
- Лучший вопрос 2016 года, но скорее всего вообще за всю историю игры. Изящность его в том, что ответ находится рядом с игроками.
- Красивый вопрос с решающего раунда. Знаний нужно как раз на уровне школьного ЧГК, а вот докрутить до ответа не так просто.
- Интересный блиц, но последний вопрос потребовал уже не чутья знатока, а знаний.
В основном вопросы в спортивном ЧГК содержат классические языковые конструкции: замены слов на X/Y или Альфа/Бета, назовите 2 слова на одну и ту же букву/односложное слово/иностранное слово и так далее. Иногда авторы пакетов любят разместить под первым вопросом вопрос о чём-то первом (первый человек в космосе, первые олимпийские игры современности), на восьмом о Пушкине, на последнем об окончании. Таким образом сложилась культура составления вопросов, ниже я предлагаю вам несколько собственного авторства, а ответы жду от вас)
1. Интересный узор на дороге был оставлен ИМ в снежную погоду. Назовите притчу Кирилла Туровского, в названии которой тоже упоминается ОН.
2. Сериал Клан Сопрано, выходивший на экраны с 1999 года по 2007, рассказывает о делах итальянской мафии в Нью-Йорке. Отличительной фишкой сериала является его опенинг (по старославянскому заставка), в которой главный герой едет по пейзажным местам города, однако после одного события видеоряд был немного изменен, что же пропало с заставки?
3. Артур Кларк иронично подмечал: «Я не верю в астрологию, потому что я ОН. А ОНИ — большие скептики». ОН относится к группе, состоящей из 2 слов, которые начинаются на парные согласные. Назовите эту группу.
Кроме ЧГК…
Вечно играть в одно и то же надоедает, правда? Поэтому со временем придумывались другие дисциплины, какие-то модификации. Например существует так называемое «негритянское ЧГК»: это когда игроки каждой команды получают номерки от 1-6, и ведущий перед вопросом называет случайное число от 1 до 6, то есть номер, на кого игрока будет вестись игра. В случае неверного ответа этот игрок покидает зал. Игра ведётся пока в зале не останется единственная команда. (Больше всего запомнился момент, когда игра велась на мою душу, но капитан решил писать не мою, а другую версию, чему я противился, так как моя подходила лучше. По итогу она и оказалась верной, а я отправился на выход)
Существует ещё множество других интеллектуальных игр. Это помогает разнообразить поле интеллектуальных баталий. Некоторые из этих игр смещают акцент в сторону знаний, некоторые наоборот становятся ещё более логическими или интуитивными, другие же чисто развлекательные.
Своя игра
«Свояк» берёт своё начало с 1964 года, именно тогда в эфир на американском ТВ вышла передача «Jeopardy!». Эта игра по лицензии перекочевала и в другие страны мира, а после отделилась и превратилась в спортивную дисциплину. Но вы то уже можете быть с ней знакомы благодаря игре SIG.
В спортивном свояке в основном вся игра делится на два тура: в первом участвует неопределённое количество игроков, второй же тур является финалом, на который проходят только 4 сильнейших из своей категории.
В первом туре каждому игрокам раздаются бланки ответов (или просто чистые А4 листы, бывает и такое). Тур обычно содержит 12 тем, в которые входит по 5 вопросов с градацией цены от 10 до 50. За правильный ответ баллы начисляются, а за неправильный отнимаются, ну а молчание — золото. (хотя скорее всего бронза, несколько раз я видел ситуации, когда в финале люди просто молчали весь тур и в итоге занимали 3 место). После чего начинают по порядку читаться темы тура и его вопросы, между вопросами есть всего секунд 10 для того, чтобы подумать или вспомнить ответ. Вопросы не логические, а чисто на эрудицию. Если на 10 спросят общеизвестный факт, то на 50 требуются крутые знания.
Свояк является настоящим королём по «Блин, надо было всё таки рискнуть и написать!». Иногда внутренний голос подсказывает версию, но ты не уверен, стоит ли рисковать на 50?
Финальный тур схож с первым, за одним исключением, что теперь 4 финалиста сидят перед ведущим за кнопками. Нажимать на кнопку разрешается в любой момент до оглашения правильного ответа, но если игрок не дослушал вопрос он может попросить ведущего огласить форму вопроса, то есть что требуется назвать. (Иногда для ответа хватает всего одного слова и темы, например играя тему «Белая» и вопрос на 10 с формой «назовите дом», можно не думаю отвечать «Белый дом», это вполне распространённая практика у игроков, ведь в последних вопросах отставание может быть совсем небольшое). Спорные ситуации разрешаются обычно дополнительными вопросами, либо выявлением у кого больше взятых полтинников. Своя игра более точна в своих формулировках, даже если игрок дал неточный ответ в финале, то ему даётся 5 секунд на уточнение.
Составлять темы весьма интересное занятие, потому что во время этого процесса вы будете открывать для себя много нового и интересного. Темы встречаются различные, иногда авторы используют матричные темы (например тема «Матрица «-РА-» в ответе содержит слово с -РА-), есть и более извращённые темы, типа гиперматриц или пирамид, иногда используют «Нотную тему», то есть в ответах содержатся ноты. Ещё одним развлечением является разложить известное выражение по словами и сделать слова названиями тем. Как видите, авторы берут вдохновение всеразличными способами.
Брейн-ринг
Ещё одно творение с советского телевидения, что сошло в народ в качестве спортивной дисциплины. Брейн-ринг был придуман во время раннего ЧГК, когда появилась идея противостояния двух команд. Первый цикл передач провёл Ворошилов, но дальше за работу взялся Крюк, а после и Андрей Козлов.
По спортивным правилам: состязание происходит между двумя командами, пока либо одна из команд не получит 3 очка, либо не прозвучат все 6 вопросов. В случае равенства может быть признана ничья, но если дело идёт в финале, то будут заданы дополнительные вопросы. В команде есть кнопочник, самая быстрая рука на диком западе, и капитан, человек, который выбирает отвечающего на вопрос. После оглашения вопроса звучит звуковой сигнал и только после него можно нажимать кнопку. Зачастую вопросы в брейне в разы легче ЧГКшный и в игру вступает состязание кнопочников. Но если был произведён фальстарт, то команда больше не может нажимать кнопку во время вопроса.
Чтобы известить капитана и кнопочника о наличии ответа игроки подают знаки, например выставляют палец вперёд. Всё для того, чтобы перегнать оппонентов, но у капитана нет времени выслушать обсуждения и версии, а значит между двумя отвечающими придётся выбирать наугад. Выходит неудачно, когда по итогу выбирается неверная версия при наличии ответа. Но больше обид, конечно же, на кнопочника. (Как-то была история, что на чемпионате команда предчувствовала тяжёлую схватку в финале и решила сделать хитрый манёвр: запустить своего игрока с водкой во вражеский стан, чтобы споить кнопочника. Всё прошло как по маслу, на утро команда противников вернулась в ужасном состоянии, а мы играли впятером).
Именно на брейне раскрывается вся сила интуиции игроков, иногда даже самая первая и необдуманная версия может оказаться правильной, потому что так подсказал мозг. Случается, что игроки перекручивают вопросы в ЧГК, так как времени слишком много, а ответ остаётся на поверхности и «первая версия — верная».
Эрудит-квартет
Очередное развлечение, придуманное на основе «Своей игры». Всего в одной сессии принимают участие 4 команды с составом от 2 до 4 человек, но в один момент играет только один человек. За раунд отыгрывается 4 темы, чтобы каждый хотя бы раз вступил в игру, играть дважды в раунде при полном составе нельзя. Во время сессии отыгрывается 3 раунда:
- «Открытый раунд». Вначале ведущий объявляет 4 темы раунда. Игроки разбиваются по темам и в своём порядке занимают кнопки. Дальше правила как в свояке: 5 вопросов с градацией цены за ответ от 10 до 50.
- «Полуоткрытый раунд». Ведущий объявляет тему непосредственно перед началом раунда. Таким образом на тему отправляется либо эксперт в области, либо тот, кого не жалко, потому что следующей темой всегда может оказаться какая-то узконаправленная.
- «Закрытый». Тут темы оглашаются только только после того, как игроки занимают свои места. Решает только удача.
Тройки
Их редко играют на крупных турнирах. Чем-то напоминает «свояк», только теперь играют 3 игрока от команды, они садятся друг за другом, у сидящего спереди находится кнопка. Обсуждать вопрос и как-то общаться с сокомандниками нельзя. Сначала задаётся вопрос, а после звукового сигнала можно нажать на кнопку. Если кнопочник решает, что настало время ответа, то все трое начинают называть свои версии, начиная с сидящего сзади. Таким образом кнопочник отвечает последним. Команда получает то количество очков, сколько прозвучало верных ответов. Ситуация специально выстраивается таким образом, чтобы крайний в панике искал, что ответить, а кнопочник в ярости кричал: «Ну очевидный же ответ, что вы тупите!»
Encounter
Encounter — это целая сеть игр, имеющая свой сайт и агентов более чем в 20 странах мира. В EN можно играть как онлайн, на их сайте, участвуя в турнирах, где предпочтение отдаётся ребусным задачам, так и в IRL, когда вам придётся хорошо поисследовать свой город, гоняясь с другими командами. По-настоящему влиться в тусовку Encounter’a у меня не удалось, но может как-нибудь в будущем) По этой причине особо рассказать про IRL мне нечего, но на сайте можно найти много полезной и интересной инфы, если заинтересуетесь.
И ещё немножечко про спорт…
Интеллектуальный мир наполнен интересными людьми. Не надо думать, что все там поголовно гении мысли, отцы русской демократии. В основе своей это обычные люди. Несомненно, встречаются настоящие мастера, которые не только берут своими знаниями, но и интуицией, люди, знатоки, которые чувствуют игру, невероятным образом раскручивают вопросы. То, насколько люди там креативные, можно судить по названиям команд, ведь основное требование, чтобы было всё в рамках приличия, только рамки эти довольно широкие. Иронично, что названия зачастую смешнее, чем в КВН. Из моего любимого это: кишки плюшевого мишки и котики апокалипсиса, но ещё больше можно найти тут или посмотреть тут, или отыскать итоги любого городского турнира.
Этот спорт невероятно трудный, требующий концентрации, терпения и многих тренировок. «Хороший знаток должен разбираться во всём», в том числе кино, сериалах, видеоиграх, книгах и прочих медиа. Если после прочтения статьи вы прямо прониклись интеллектуальным движением и хочется попробовать свои силы, то можете брать друзей, отыскать в своём городе какой-нибудь квиз и принять участие или же отыскать пакет свояка и сыграть в SIG, а может посвятить время на написание своего пакета вопросов. Я же благодарю вас за прочтение и желаю не болеть, а то блин все чёт разболелись совсем.
Содержание скрыто
Показать
даж хз какие тут теги ставить, ну пускай #чгк
Где снимают «Что? Где? Когда?» — Охотничий Домик в Москве, адрес места съемок передачи
Николай Живоглядов
Выпуски «Что? Где? Когда?» снимаются в Охотничьем домике, который находится в Нескучном саду в Москве. Знатоки играют там с 1990 года, когда программу вел ее создатель Владимир Ворошилов. Больше 30 лет «Что? Где? Когда?» не менял локацию для съемок.
Адрес клуба «Что? Где? Когда?» на карте – заброшенное место, которое Ворошилов нашел на прогулке
Адрес: г. Москва, ул. Крымский Вал, 9с29.
Яндекс.Карты
Охотничий домик построен в XVIII веке и был частью усадьбы князя Трубецкого. В XIX веке у здания появилась пристройка из нескольких комнат: сейчас одна из них используется как дикторская, где сидит ведущий Борис Крюк, вторая – техническая зона и место для хранения вещей из черного ящика.
Площадь съемочного зала – около 30 квадратных метров. Большую часть занимает игровой стол и кресла знатоков, поэтому для визуального расширения пространства на потолке установлены зеркала. Зал вмещает около 85 человек, перед эфиром редакторы расставляют знатоков и гостей по местам для нужной картинки. Соавтор «Что? Где? Когда?» Наталия Стеценко дополняла:
«Из-за особенностей зала действует и очень жесткий дресс-код – все черное. Это вынужденная мера, которая объясняется тем, что у нас очень маленькое пространство, а стены затянуты черным бархатом, и нам важно, чтобы свет концентрировался на людях, сидящих за столом, чтобы были только направленные световые приборы и отражения от зеркала.
Именно поэтому люди – и за столом, и вокруг стола – не должны пестрить, они должны почти сливаться с бархатным фоном стен. Поэтому мы и требуем черный цвет. В советское время, когда сложно было с одеждой, из-за этого постоянно возникали проблемы: например, мы постоянно спорили со знатоками из-за цвета брюк – они нам доказывали, что это черный, а мы им – что темно-синий. Это уже стало притчей во языцех».
Владимир Ворошилов нашел Охотничий домик во время прогулки с Наталией Стеценко. Стеценко говорила, что в этом месте пили чай и отогревались моржи, которые плавали в находящемся рядом пруду. Само здание находилось в разваленном состоянии, поэтому его отремонтировали. Воспоминания Стеценко:
«Мы отремонтировали домик, мы за ним следим, мы его охраняем. Это тоже одна из причин, по которой мы тут остаемся. Кому он нужен, кроме нас?.. Жаль только, что нет никакой таблички, посвященной Ворошилову. Считаю, что на Охотничьем домике должен быть такой памятный знак, но пробивать эту идею не буду. Если кому-то нужно, тот сам поймет, каков вклад Владимира Яковлевича, и оценит его».
Охотничий домик, где проходят игры «Что? Где? Когда?» – переход от парковой точки до уличного туалета и вдохновение для Пушкина и Тургенева
В XIX веке Охотничий домик был парковым павильоном, в период СССР – чайной. В 2013 году он на несколько месяцев закрылся на реконструкцию. Ему вернули исторический фасад и изначальную планировку, отреставрировали стены и отремонтировали кровлю.
Владимир Ворошилов рассказывал о главных трансформациях съемочной площадки: «В павильоне, где снимается наша передача, когда-то был охотничий домик. Там пили коньячок, чаек, поигрывали в карты. Сама Пиковая дама, прообраз пушкинской графини, туда захаживала. Рядом был висячий мостик, где Тургенев сочинил свою «Первую любовь». Пушкин с Натали здесь часто бывали.
Обо всем этом мы узнали много позже. А в тот зимний вечер, когда, прогуливаясь по Нескучному саду, я наткнулся на обветшалый заколоченный домик, там был… негласный туалет. Но дом так торжественно стоял на мысу. Не знаю, что вдруг стукнуло, но я влюбился в это место. Видимо, почувствовал: оно святое».
В Охотничьем домике проходило прощание с Владимиром Ворошиловым, который умер в 2001 году. Идею предложила Наталия Стеценко: «Я поначалу не знала, где устроить панихиду. И в какой-то момент вспомнила книгу Эла Моргана «Великий человек». Там с популярным телеведущим прощаются прямо в студии, откуда он вел свою программу. Так и пришла идея устроить панихиду в Нескучном саду.
Когда с утра готовили это место к прощанию, вдруг услышали откуда-то сверху громкое уханье. Поднимаем голову: на ветке сидит сова – моргает огромными глазищами. Вообще-то в Нескучном саду совы никогда не водились. Как эту сюда занесло?! Всем стало немного не по себе, на миг показалось, что сам Ворошилов смотрит на нас сверху».
Как проходят съемки «Что? Где? Когда?»: знатоки делают маникюр (даже мужчины) и делят один смокинг на двоих, перед прямым эфиром проходит тестовый прогон
Сейчас «Что? Где? Когда?» выходит в прямом эфире Первого канала по воскресеньям после 22:00 по московскому времени. День игры разогревает тестовый прогон, когда вместо знатоков играют сотрудники программы и стажеры. Они прикрепляют бумажки с именами знатоков, которые попадут за стол – так операторы лучше запоминают их расположение и проще ориентируются. Импровизационная команда отвечает на вопросы прошлых выпусков, на обсуждение дается по 20 секунд на каждый.
«Прогон нужен для того, чтобы точнее настроить световые приборы и проверить работу всего оборудования: восьми телекамер, звука (в эфире используются десятки микрофонов!), компьютеров, – объясняла пресс-служба «Что? Где? Когда?». – Кроме того, во время прогона режиссер-постановщик программы Борис Крюк обозначает телевизионному режиссеру и операторам важные эпизоды программы, которые запланированы заранее – например, разговор со спонсором».
Наталия Стеценко разбирала устройство рабочего дня: «Расписание? Конечно, и очень жесткое. Сначала подготовка к музыкальным паузам – саундчек, когда репетируется музыкальная пауза на улице. Потом репетиция для бригады и команды, которые будут работать на эфире. На такой репетиции видишь, кто сегодня более активен, кто менее, а если это новая команда – составляешь представление обо всех игроках.
Плюс технические моменты: раскладка по гостям, по микрофонам – мы снимаем все-таки в особой зоне, у которой есть своя специфика: например, у нас нет возможности расставить перед всеми микрофоны – наоборот, мы людей ставим под технику. После прогона – ужин, доводка света и звука, всяких технических мелочей».
Знаток «Что? Где? Когда?» Михаил Скипский в 2020 году рассказывал, как проходят съемки: «С недавних пор всех игроков обязали перед каждой игрой делать маникюр, чтобы ногти эстетично смотрелись в кадре. Теперь мы приходим на съемки и сравниваем ногти, у кого маникюр лучше. Некоторые игроки – мужчины очень стесняются, что их знакомые или поклонники застанут их в маникюрных салонах. Поэтому надевают на голову капюшон, чтобы не спалиться.
Каждый игрок клуба для съемок должен облачиться в смокинг. А смокинги есть не у каждого игрока. Например, мы с Мишей Муном долгое время делили один смокинг на двоих, носили его по очереди. Большинство игроков приезжают на съемки программы в футболках и шортах и уже там переодеваются в парадную одежду.
Для меня игра на ТВ это – всегда праздник. Ты надеваешь смокинг. Девочки (а их в команде двое) договариваются, кто из них какое платье наденет на игру. Маленькая деталь: один игрок может привести на игру одного знакомого. Поэтому задолго до съемок мне начинают названивать разные знакомые и говорить: «Возьми меня с собой на игру!»
В телестудии во время съемок с потолка свисают микрофоны. Возле них обычно ставят того человека, который обязательно должен что-то сказать, например, важного спонсора. Во время съемок в студии стоят люди, всего их – 45 человек. Они стоят плечом к плечу полтора часа, прижавшись друг к другу, как сельди в бочке. Когда знатоки разговаривают с ведущим, то всегда смотрят вверх: «Да, господин ведущий…» Потому что звук его голоса звучит сверху. Хотя все прекрасно знают, что ведущий сидит в комнате рядом с ними».
НЕ ПРОПУСТИ ГОЛ
Все фото: Скриншоты из трансляций Первого канала
Николай Живоглядов
Автор. Самые длинные тексты.
Еще по теме
Психологическая подготовка к большой игре
Автор: Патрик Кон
Вы геймер и повышаете свои показатели в «большой» игре?
Почему некоторые команды отлично играют весь сезон, но не могут одержать победу в самый важный момент?
Большинству команд не удается выиграть большую игру из-за ожиданий и давления…
Вы говорите себе: «Это игра чемпионата; самая большая игра года». Давление нарастает… Вы никогда не играли в более осмысленную игру…
К тому времени, когда игра начинается, вы чувствуете непреодолимое давление, чтобы победить…
На протяжении всей игры вы просто не можете войти в ритм и вы играете намного ниже ожиданий.
После игры думаешь: «Что случилось?»
Что ж, вы изменили свой ментальный подход к игре: вы больше старались, чтобы иметь идеальную игру.
Большая игра для чемпионата та же самая игра, в которую вы играли весь регулярный сезон.
Называя это «БОЛЬШОЙ игрой», важность возрастает, и вы чувствуете большее давление, и это может повлиять на вашу производительность.
Лучший способ приблизиться к играм чемпионата — придерживаться того, что вы делали весь сезон.
Вам нужно готовиться к чемпионским моментам весь сезон, отрабатывать сценарии чемпионата и представлять себе эти моменты, чтобы в таких ситуациях вы чувствовали себя так, как будто вы были там раньше.
Команда Nebraska Huskers встретилась с Техасским университетом на национальном чемпионате NCAA по волейболу среди женщин 2015 года. Huskers впечатляюще выиграли чемпионат со счетом 3-0 (25-23, 25-23, 25-21).
На вопрос о том, как команда смогла проявить себя в критические моменты игры, главный тренер штата Небраска Джон Кук ответил, что его команда готовилась к этому моменту с самого начала сезона.
ТРЕНЕР-ПОВАР: «Весь мой посыл сегодня вечером состоял в том, что мы делаем четыре упражнения почти каждый день на тренировке, и я называю их тренировками национального чемпионата. И я сказал им, я сказал, просто притворитесь, что вы на тренировке, потому что это произойдет. И каждая ситуация, где это было близко, ситуации, над которыми мы работаем, происходили и выполнялись. Я сказал: просто доверься своим тренировкам, которые ты проводил в течение последних трех месяцев, и мы отлично справились».
Конечно, вы почувствуете некоторое давление… Вы играли весь сезон ради возможности выйти в чемпионскую игру.
Ключом к победе в играх в прайм-тайм является последовательная подготовка к этим важным моментам.
Когда вы чувствуете, что были там раньше, вы чувствуете себя менее подавленным и можете сосредоточиться на игре.
Совет, как показать себя с лучшей стороны в моментах чемпионата
Когда вы ставите гола В начале сезона спросите себя: «Что мне нужно сделать, чтобы не только добраться до этой точки, но и преуспеть в этот момент?»
Возможно, он остается незакрепленным, когда вы играете в игровое очко. Затем создавайте небольшие мысленные сценарии во время тренировочных игр.
Скажите себе: «Это игра, оставайся свободной и расслабленной».
Репетируя важные моменты, вы будете меньше давить на себя и увеличивать свои шансы на успех.
Нужна помощь, чтобы оставаться спокойным и собранным во время соревнований?
Ознакомьтесь с программой Composed Athlete CD и Workbook, которая представляет собой пошаговую систему для достижения максимального контроля над эмоциями и достижения хороших результатов, особенно в условиях стресса.
Вы изучите комплексную систему выявления основных психических расстройств, которые мешают спортсменам сохранять самообладание.
The Composed Athlete идеально подходит для любого спортсмена, тренера или родителя, который хочет узнать или научить спортсменов, как оставаться хладнокровным, спокойным и собранным во время кранчей. Каждая копия поставляется с двумя премиальными бонусами, которые вы можете скачать сразу!
Спокойный спортсмен: 14-дневный план достижения максимального самообладания
Что говорят клиенты?
«Ваш ответ на проблему броска перед тренером охватывает так много жизненных ситуаций… в этом вся прелесть занятий спортом… жизненный опыт. Продолжай в том же духе… ты лучший психолог».
~Билл Бреннан, спортивный родитель
Повысьте ценность своих программ умственной подготовки!
Эта серия рабочих тетрадей была разработана для тренеров и психологов, которые могут использовать их со своими спортсменами.
Рабочие тетради The Athlete’s Mental Edge дополняют вашу существующую программу умственной тренировки. Каждая из 15 рабочих тетрадей в системе Athlete’s Mental Edge System обучает ваших спортсменов определенному умственному навыку для улучшения их результатов.
Для ментальных коучей эта система идеально подходит для межсессионного обучения.
Для спортивных тренеров вы сможете провести 15 командных семинаров, используя систему рабочих тетрадей.
В системе рабочих тетрадей Athlete’s Mental Edge вы получаете 15 удобных для чтения и практических рабочих тетрадей Mental Edge в формате PDF, а также 16 аудиофайлов плана игры тренеров в формате MP3.
Система рабочей тетради Athlete’s Mental Edge Workbook System
Что говорят тренеры?
«Поздравляем с приобретением рабочих тетрадей Mental Edge. Я просмотрел пакет, и он выглядит великолепно! Программа MGCP стала намного лучше. Ваша рабочая тетрадь делает использование ментальных стратегий более осязаемым и более простым. Это недостающее звено в программе MGCP!»
~Боб Симпсон, MGCP
Повысьте уверенность в себе и сосредоточьтесь с помощью профессионального коучинга ментальных игр!
Мастер-тренер по ментальным играм Доктор Патрик Кон поможет вам преодолеть проблемы с ментальными играми с помощью персонального коучинга.
Вы можете работать с самим доктором Патриком Коном в Орландо, Флорида, по Skype, FaceTime или по телефону. Позвоните нам по бесплатному номеру 888-742-7225 или свяжитесь с нами для получения дополнительной информации о различных программах коучинга, которые мы предлагаем!
Что говорят наши ученики?
«Отличные новости. За последние три недели мы завоевали следующее: чемпионство в лиге; чемпионат северного Онтарио [NOSSA]; провинциальный чемпионат «AA» [O.F.S.A.A.] и, наконец, пригласительный чемпионат Hawaiian Sun & Surf. Настоящий подвиг! Команда в полном восторге. Я хотел бы поблагодарить вас от их имени за предоставленную информацию о психологической подготовке. Мы оставались сосредоточенными и играли расслабленно! Ваши идеи, которые мы включили в нашу практику, стали одной из причин наших успехов».
~Джон Джеффрис, Волейбол дикой природы Улучшить производительность ! Звоните по номеру 888-742-7225, чтобы получить консультацию по спортивной психологии
7 советов, как подготовиться к успеху в большой игре
Последние материалы, Лидерство2 973 просмотра
8 минут чтения
«Выходи и оставайся в настоящем моменте, получи интеллектуальную собственность, когда случится что-то плохое, проработай все мелкие детали, чтобы выиграть день!»
В спорте, когда дело доходит до плей-офф и турниров, сезон сводится к одной игре, в которой победившая команда проходит в следующий раунд, или может пройти одна игра для определения чемпиона. Иногда команды, которые хорошо провели сезон, задыхаются (негативный спортивный опыт проигрыша под давлением), когда наступает важный момент и сезон заканчивается с неожиданным поражением.
Почему это происходит с превосходными командами с великими спортсменами? Они сосредоточены на результате, на игре, которую нужно выиграть, на игре на выбывание, на том, что готово, а затем, когда наступает решающий момент, спортсмены нервничают, боятся ошибиться и чувствуют, что не готовы. Все напряжены, напряжены и нерешительны. Когда случается что-то плохое, например, ошибка, плохая игра или неправильное решение судьи, они могут никогда не восстановить достаточно самообладания, чтобы вернуться в игру. Они сосредоточены на результате, который они не могут контролировать. Даже лучшие спортсмены мира не могут контролировать результаты. Что они действительно контролируют, так это процесс и последовательность, с которой они выполняют мелкие детали.
Вот 7 советов, которые подготовят вас и вашу команду к большой игре:
1) Выиграйте день — Как насчет того, чтобы забыть о победе в игре и сосредоточиться на победе? Выиграв день, вы сосредоточитесь на выполнении мелких деталей игры, которые вы можете контролировать, и результаты позаботятся о себе сами (например, победа в игре). Выполнение мелких деталей позволит вам чувствовать себя комфортно и уверенно. Например, в хоккее:
«Выходи и оставайся в настоящем моменте, имейте интеллектуальную собственность, когда случается что-то плохое, выполняйте все мелкие детали, чтобы вы могли выиграть день…
- Больше контента на сайте The Coaches:
- Шесть пунктов формулы построения командной культуры Кевина Биексы
- 3 тренировки по хоккею для развития творческих способностей
- 4 способа включить вратарей в планы хоккейных тренировок
- Как помочь спортсменам, борющимся с психическим здоровьем
Насколько полезен был этот пост?
Нажмите на звездочку, чтобы оценить!
Средняя оценка 5 / 5. Количество голосов: 2
Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.
Сожалеем, что этот пост не был вам полезен…
Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?
Энио Сасилотто
Энио Сасилотто является президентом International Hockey Camps и руководит тренировкой Mental Edge High Performance.