Викторина Что? Где? Когда? | Классный час (3 класс) по теме:
Викторина для школьников «Что, где, когда?»
Ведущий. Добрый день, уважаемые знатоки! Очень приятно, что здесь собрались самые знающие, самые любознательные и самые внимательные. Итак, у нас три игровых стола, на них флажки разного цвета. В игре будет несколько раундов по таким темам: география, музыка, мир живой природы, литература, загадки. А начнем с раунда общих вопросов. Вопросы будут заданы трем командам одновременно, по сигналу «Минута пошла» вы начинаете обсуждение. Отвечает команда, первой поднявшая флажок.
Раунд общих вопросов
1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года)
2. Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная)
3. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови — ты и я»)
4. Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Покажите ее. (Три щелчка)
5. Зимой холодно, поэтому мы одеваемся тепло — валенки, шубы, шапки. Греет ли зимой шуба? (Нет, она лишь сохраняет тепло)
6. У кого усы длиннее ног? (У таракана)
7. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива)
8. Что носил на передней лапе пудель Артемон из сказки А. Толстого «Золотой ключик»? (Серебряные часы)
9. Как называется жилое помещение для команды на корабле? (Кубрик)
10. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски. Их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то от него отрубали часть. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (Рубль)
Раунд блицвопросов
1. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры)
2. Какое топливо добывают на болоте? (Торф)
3. Где танцуют лезгинку? (В Грузии)
II
1. Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым)
2. Самая маленькая птичка. (Колибри)
3. Что такое чардаш? (Венгерский танец)
III
1. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив)
2. Какую страну носят на голове? (Панаму)
3. Когда бывают яйца вкусны? (Когда их ешь)
Географический раунд
1. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)
2. На каком материке нет рек? {В Антарктиде)
3. Между какими двумя одинаковыми буквами можно поставить маленькую лошадь и получить название страны? (Я-пони-я)
4. Назовите ближайшую к Земле звезду. Эта звезда видна в дневное время. (Солнце)
Музыкальный раунд
1. Какими нотами можно измерить расстояние? (Ми-ля-ми)
2. Какой австрийский композитор в шестилетнем возрасте уже выступал с концертами? (Моцарт)
3. Какой композитор сочинял и играл свои произведения, будучи глухим? (Бетховен)
4. Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль)
5. Какую песню пели малыши-коротыши, когда летали на воздушном шаре вместе с Незнайкой? («В траве сидел кузнечик»)
Раунд «Мир живой природы»
1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест)
2. Во время полета этих птиц кажется, что движется сплошное пламя. Что это за птица? (Фламинго)
3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж, до 140 км/ч)
4. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? (Ландыш)
5. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (У водорослей)
6. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Березу)
7. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя)
8. Из какого дерева делают спички? (Из осины)
9. Сок какого растения помогает при укусах комаров? {Петрушки)
Литературный раунд
1. Кому из литературных героев принадлежат туфли-скороходы и волшебный посох? (Маленькому Муку)
2. Назовите трех русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)
3. Какое лекарство хотела дать Мальвина Буратино? (Касторку)
4. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук)
5. Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения)
6. Какая денежная монета была в обиходе у жителей городка из сказки «Золотой ключик»? (Сольдо)
7. «Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери через порог и на улицу». Кто это? (Буратино)
8. «Вышел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок». Кто это? (Продавец лечебных пиявок Дуремар)
9. Кем был по профессии Гулливер? (Судовым врачом)
Раунд загадок
1. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет. (Рассвет)
2. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)
3. Шуба нова, а на подоле дыра. (Прорубь)
4. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах)
5. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)
6. Не море, не река, а волнуется. (Колосья в поле)
7. В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда. (Соль)
8. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
9. Что за зверь:
Белый как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогом ест. (Гусь)
10. Сер, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Ослик)
11. Много рук, а нога одна. (Дерево)
12. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое)
Вопросы для школьных игр «Что? Где? Когда?»: источники, требования, принципы
Мы с моей коллегой педагогом-организатором Венгеровского Дома творчества Т. В. Бородихиной занимаемся интеллектуальными играми для школьников. Ежегодно мы проводим серию районных и межрайонных турниров, которая включает в себя классический вариант «Что? Где? Когда?» (далее – ЧГК), спортивную версию этой игры и брейн-ринг. Моя основная роль в этом процессе – составление вопросов. Надо заметить, что вопросы для школьных интеллектуальных игр, сделанные самими педагогами на местах, обладают одним несомненным достоинством: уровень их сложности соответствует уровню подготовки игроков. В этой статье я хотел бы рассказать о том, как делаются эти вопросы и какие требования принимаются при этом во внимание.
1. Источники для вопросов
В поиске материала для вопросов можно выделить два режима: целенаправленный и случайный. Первый их них заключается в систематическом просмотре печатных изданий и интернет-сайтов и выписке информации, подходящей для конструирования вопроса. Из печатной продукции к самым добычливым в этом отношении нужно отнести журналы «Наука и жизнь», «Вокруг света», издания для детей «А почему?», «Юный эрудит», «Звери», «Лазурь» и другие, где есть рубрики, содержащие коротко оформленные сведения на разнообразные темы. Хороший материал для вопросов можно встретить также в журналах «За рулём», «Охота», «Родина». Из интернет-ресурсов наиболее удобны для работы сайты, содержащие коллекции примечательных фактов. Из таковых можно упомянуть «Всё обо всём», «Интересные факты», «Узнаем», «Маленькие истории». Именно в результате целенаправленной работы с такого рода источниками и рождается основная часть вопросов. Например, этот вопрос был составлен в результате пролистывания подшивки журнала «За рулём»: Они собирали с дорог гвозди. Почему к середине XX века необходимость в таких автомобилях исчезла? Ответ: потому что к этому времени на дорогах автомобили вытеснили лошадей, которые и теряли гвозди из подков.
Второй режим получения материала, случайный, – это когда что-то подходящее для составления вопроса встречается при чтении книги, просмотре фильма или телепередачи, слушании лекции, интервью и пр. Следует сказать, что случайность тут относительная: когда занимаешься вопросами, всю приходящую информацию привыкаешь рассматривать как потенциальный для них источник. Вот так, случайно, в результате просмотра программы «Наблюдатель» на канале «Культура», посвящённой кино, появился, например, этот несложный вопрос для брейн-ринга: Кинодраматург Рустам Ибрагимбеков сравнил ПЕРВОЕ с гусеницей, а ВТОРОЕ с бабочкой, в которую превращается гусеница. Назовите ПЕРВОЕ и ВТОРОЕ. Ответ: киносценарий и фильм.

Особую группу «случайных» источников, обладающих очень важным качеством – научной достоверностью – составляют лекции учёных на «Арзамасе», «Магистерии», «Архэ», «Полит.ру», «Пост-науке» и других просветительских площадках, появившихся в последние годы в большом количестве. Например, следующий вопрос был сделан благодаря видеозаписи лекции астронома В. Сурдина, прочитанной в Политехническом музее: В 1820 году немецкий математик, физик и астроном Карл Фридрих Гаусс предлагал сделать огромные вырубки в лесах России в форме «пифагоровых штанов». Для кого? Ответ: для жителей других планет, чтобы они узнали о существовании нашей цивилизации.
Материал для вопроса может встретиться в научной литературе, в частности краеведческой. Построенные на местной тематике вопросы разгадывать вдвойне интереснее. Как, например, следующий вопрос, источником для которого послужила книга исследователя Сибирской деревни профессора В. А. Зверева: Летом 1892 года в местности будущего Новониколаевска по ночам мужики стреляли из ружей, а бабы, нарядившись пострашнее, обходили селения с ужасным шумом. С какой целью это делалось? Ответ: так отпугивали холеру.
И наконец, нужно назвать самый стабильный источник из разряда «случайных» – художественную литературу. В качестве примера – вопрос, появившийся при чтении книги И. Одоевцевой «На берегах Невы»: После революции, когда большое распространение получили аббревиатуры, поэт М. Лозинский, желая идти в ногу со временем, при расставании стал говорить «чик!». Какую дореволюционную формулу прощания сократил Лозинский? Ответ: «честь имею кланяться!»
2. Требования к вопросам и принципы их конструирования
При подготовке вопросов для школьного ЧГК нужно исходить из того, что они должны обладать набором определённых качеств. Прежде всего, вопрос должен основываться на надёжной информации. Этого требуют и традиции игры, и принцип научности в современной педагогике. Проще всего, когда имеешь дело с первоисточником, как это было, например, в случае с вышеприведённым вопросом про гусеницу и бабочку. Тут задача состоит лишь в том, чтобы грамотно сформулировать вопрос. Но часто информация, найденная в журнале или на интернет-сайте, требует проверки по другим источникам. В некоторых случаях, не найдя подтверждения, приходится отказываться от материала. Иногда, особенно это касается таких тем, как происхождение обычаев, афоризмов и пр., необходимо вводить в формулировку вопроса словосочетание типа «по одной из версий».
Следующее важное качество вопроса – он не должен быть скучным. Сухому академизму не место в игре, пусть и интеллектуальной. Самыми удачными вопросами оказываются те, которые сделаны на основе какого-либо необычного, забавного, чем-то примечательного факта. Такие вопросы и делать увлекательно, и разгадывать интересно. Очень хорошо, когда вопрос содержит остроумную метафору, неожиданный взгляд на предмет. Весьма уместными бывают вопросы юмористического характера, которые оживляют атмосферу игры. Например, на этот вопрос, разыгранный на турнире по спортивному ЧГК, не все команды смогли ответить правильно, однако взрыв смеха после оглашения правильного ответа был всеобщим: ОН падает, как правило, с высоты около метра, поэтому успевает сделать лишь пол-оборота.
Ещё одна характеристика вопроса, особенно желательная с учётом того, что речь идёт об играх для школьников, – это информативность. На каждой нашей игре подростки узнают достаточно много нового из самых разных сфер знания. Скажем, этот вопрос познакомит игроков с интересным фактом из области военной истории: В средние века в Индии на коней надевали искусственные слоновьи хоботы. Какого эффекта достигали от применения этой военной хитрости? Ответ: боевые слоны принимали лошадей с хоботами за слонят и отказывались их атаковать. А этот – пополнит копилку сведений о русском языке: В старину в России беглые каторжники, попав в руки властей, предпочитали скрывать своё имя и происхождение. В документах их записывали с использованием юридической формулы, которая впоследствии стала поговоркой, употребляемой в адрес тех, кто не знает истории и культуры своей родины. Ответ: Иван, родства не помнящий.
Некоторые вопросы могут нести информацию мировоззренческого характера, особенно актуальную для находящихся в процессе познания себя и мира подростков. В этом отношении удобны для использования изречения великих людей. Вот примеры такого использования: Закончите высказывание Шарля де Голля: «всегда выбирайте самый трудный путь – на нём вы не встретите…» Ответ: «конкурентов». Продолжите высказывание А. Эйнштейна: «Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребёнку, то вы…». Ответ: «сами этого не понимаете».
Что касается тем вопросов, то, прежде всего, их должно отличать многообразие. История, филология, открытия и изобретения, биографии великих людей, живопись, антропология, астрономия, география – вот далеко не полный список тем, которые затрагиваются в вопросах. Тематическое многообразие обеспечивает очень важный эффект игры – то, что в ЧГК называют «прокачкой эрудиции». Суть этого эффекта состоит в том, что во время обсуждения вопросов у игроков актуализируются пласты памяти с ранее полученной информацией из разных областей знаний, что способствует её обновлению и закреплению.
Следующий важный принцип, которого нужно придерживаться, – это доступность вопросов по уровню знаний. В ЧГК проверяется не эрудиция, хотя она, конечно, важна, а умение работать с текстом, умение анализировать полученную информацию, извлекая из неё главное. Сложность вопроса должна заключаться в его конструкции, а не в фактической основе. «Сложно о простом» – это один из основополагающих принципов игры ЧГК, заложенный её создателем В. Я. Ворошиловым. Поэтому вопросы должны строиться в расчёте на объём знаний среднего представителя той или иной возрастной категории.
И ещё один существенный момент по поводу тематики вопросов. И традиции ЧГК, и пространство образовательного учреждения требуют установления определённого уровня в содержании используемой информации. Имена, события, произведения литературы и искусства и другой материал, на котором построены вопросы, – всё это должно приобщать школьников к высоким стандартам мировой культуры.
Самое же главное требование к вопросам заключается в том, что они обязаны провоцировать игроков на мыслительную работу, самой своей формулировкой подталкивая к рассуждению, ведущему к правильному ответу. Именно на этом построена игра ЧГК и именно этим, прежде всего, определяется её развивающий потенциал.
Рассмотрим вопрос, который был разыгран на одном из турниров для учащихся основных школ: В Голландии ИХ больше, чем в какой-либо другой стране. В прежние времена с ИХ помощью откачивали воду, распиливали древесину, сбивали масло, поднимали грузы, подавали сигналы на большие расстояния. Назовите ИХ.
Следующий пример: Жители Древней Руси верили, что если назвать ЕГО по имени, он явится. Поэтому, когда нужно было о НЁМ сказать, говорили о том, что ОН ест. А что ОН ест? Рассуждаем: 1) из текста вопроса можно понять, что речь идёт о ком-то опасном, поэтому его имя табуировано; 2) эвфемизм – слово, заменяющее его имя, – основан на характеризующей его пище. Остаётся догадаться, что речь в вопросе идёт о медведе и что правильный ответ: мёд.
Ещё один очень лёгкий, но хорошо иллюстрирующий технологию составления подобных текстов, вопрос: Один из памятников ЕМУ находится в горах Швейцарии, недалеко от водопада; другой – в столице Шотландии городе Эдинбурге; дом в Лондоне, в котором ОН будто бы жил, стал ЕГО музеем. Назовите ЕГО верного друга и биографа. Рассуждаем: 1) поскольку тот, о ком идёт речь, «будто бы жил», скорее всего, это литературный персонаж; 2) Лондон и наличие верного друга и биографа весьма определённо указывает на Шерлока Холмса. Водопад в Швейцарии – место схватки Холмса с Мориарти, дом-музей, а также (более сложная подсказка) Шотландия – родина Артура Конана Дойла, – всё это уже не оставляют сомнений в том, что правильный ответ: доктор Ватсон.
Из приведённых примеров мы видим, что каждый раз задача игроков состоит в том, чтобы выделить в вопросе ключевые моменты и на основе их анализа прийти к правильному ответу. А задача составителя вопроса – сделать его таким, чтобы подобный мыслительный процесс был возможен. Загадывая загадку, автор одновременно даёт подсказку. Заставляя игроков потрудиться, он всё-таки рассчитывает на то, что они найдут правильный ответ. Иногда подсказка одна, иногда их несколько. Иногда она бросается в глаза, иногда завуалирована. Составителю всё время приходится думать об уровне сложности вопроса. Понятно, что слишком простой вопрос, если иметь в виду спортивное ЧГК, разыгрывать бессмысленно: во-первых, все команды ответят, и раунд пройдёт впустую; во-вторых, не будет самого главного – рассуждения. А вот с вопросами повышенной сложности ситуация другая. Если такой вопрос интересен по теме и изобретателен по конструкции, если он будит мысль, тогда он будет полезен и украсит игру даже при отсутствии верных ответов.
Нужно уточнить, что уровень сложности вопросов зависит от возраста игроков и от типа игры. Если зависимость сложности от возраста в комментариях не нуждается, то на проблеме типов игры стоит остановиться. Тем более что это касается не только степени сложности, но и других параметров вопроса.
Мы практикуем, как уже было упомянуто, три вида игры, относящиеся к семейству ЧГК: классический вариант, спортивную версию и брейн-ринг. Каждый из них диктует разные требования к вопросам. В классическом варианте на игровой стол кладутся вопросы и лёгкие, и средние, и посложнее. Какие их них будут разыграны, выберет волчок. Так как в «классике» играет одна команда, это даёт возможность чаще использовать вопросы с раздаточным материалом: предметами, изображениями. Также на специфику вопросов в этом формате влияет более активное общение между ведущим и игроками. Например, существует традиция, когда ведущий в словах, предваряющих сам вопрос, уже даёт какую-то наводящую информацию.
Ещё одно качество, каким должны обладать вопросы для классического ЧГК, – это эффектность. Классический вариант игры, в отличие от спортивного, предполагает наличие публики. Следовательно, игра должна быть зрелищной. На это должно работать всё: музыка, парадные костюмы участников и т. д. Но главное – сами вопросы должны быть увлекательными по содержанию и изобретательными по форме. Вот несколько вопросов, характерных для нашей «классики».
Пример вопроса философской тематики, традиционной для этого вида ЧГК, с подсказкой в начальном предложении: Как известно, Сократ был большим мастером парадоксов. Однажды он нарисовал для ученика два круга – маленький и большой. Площадь маленького круга, объяснил Сократ ученику, означает твои знания, площадь большого – мои знания. А что, по мысли Сократа, означают линии, очерчивающие круги?
Ответ: линии означают непознанное; чем больше знания, тем больше понимания ограниченности этого знания. «Я знаю только то, что ничего не знаю, а остальные не знают и этого», – сказал Сократ.
На этот вопрос – один из трёх для «блица» – ответ нужно показать: По одной из версий, происхождение этого символа связано с листом плюща, который в древности означал глубокую привязанность. Через 20 секунд покажите этот символ с помощью рук. Ответ: «сердечко».
Пример использования народных загадок: Калмыцкая загадка: ест животом, а выплёвывает спиной. Что в чёрном ящике? Ответ: рубанок.
Ответ на этот вопрос игроки могут знать, но формулировка вопроса позволяет и догадаться: Для эмблемы Всемирного фонда дикой природы было выбрано животное, обитающее в Азии. Автор эмблемы Питер Скотт пошутил, что выбор именно этого животного позволяет сэкономить на краске для печати. Назовите это животное. Ответ: большая панда, имеющая чёрно-белый окрас.
Чтобы ответить на следующий вопрос, очень полезно сделать схематический рисунок описываемой ситуации, начертив улицу и обозначив на ней положение на старте участников забега: Однажды граф Берримор, человек весьма спортивный, поспорил с мясником, человеком тучным и неповоротливым, но хитрым. Мясник утверждал, что сможет пробежать быстрее графа. Для этого ему необходимо два условия: мясник сам выберет место забега и получит фору – на старте он будет находиться впереди Берримора. Граф согласился на предложенные условия. И хитрый мясник выиграл спор. Какую улицу города мясник выбрал для забега? Ответ: очень узкую.
Следующий вопрос – пример логической задачи на пересечение: Историки моды предлагают несколько вариантов происхождения этого обычая. По одной версии, его ввёл английский король Эдуард VII, отличавшийся тучной фигурой, по другой – любители верховой езды, по третьей версии, это давало преимущество в скорости при выхватывании пистолета из кобуры. Назовите этот обычай. Ответ: это обычай не застёгивать нижнюю пуговицу пиджака.
Вариант вопроса с изображением, которое нужно внимательно рассмотреть: Перед вами «Портрет четы Арнольфини» фламандского художника Яна Ван Эйка. Назовите элемент картины, который выступает символом супружеской верности. Ответ: маленькая собачка на переднем плане картины.
Ну и наконец, вопрос с юмором, причём в буквальном смысле: Готовясь к путешествию на папирусной лодке «Ра», Тур Хейердал решил пригласить в свою интернациональную команду врача из Советского Союза. Он должен был знать английский язык, иметь опыт работы в экспедициях и обладать качеством, которое, как принято считать, присуще только человеку. Назовите это качество. Ответ: чувство юмора.
В спортивной версии ЧГК пакет вопросов также может содержать разные по степени сложности вопросы. При этом основная их часть должна быть среднего уровня. В такой игре участвуют несколько команд, ответы записываются на бланках, которые затем поступают в жюри. Живое общение между ведущим и игроками здесь практически отсутствует. Поэтому очень важно, чтобы вопрос предполагал чёткий, однозначный и по возможности короткий ответ. В спортивном ЧГК, как, впрочем, и в других разновидностях этой игры, важно избегать так называемых «дуалей» – вопросов, на которые можно ответить не так, как задумал автор, но тем не менее тоже правильно. Такие случаи могут ставить жюри в сложное положение.
Формат спортивного ЧГК меньше, чем «классика», располагает к использованию вопросов с разного рода изображениями. Для нескольких команд труднее подготовить отпечатанные картинки, а изображения, выведенные на экран, не всегда могут быть в равной степени доступны для всех команд. Вопросы с предметами, характерные для «классики», к спортивному варианту игры чаще всего просто неприменимы. В остальном же вопросы для спортивного ЧГК не отличаются от вопросов для классической версии.
В брейн-ринге две команды соревнуются на скорость ответа. В этой игре максимальное время для обсуждения – тридцать секунд. При этом на практике, поскольку командам нужно не только найти ответ, но и опередить соперников на кнопке, обсуждение бывает намного короче. Чаще всего игроки стараются, что называется, брать вопросы на лету, – начиная поиск ответа уже во время зачитывания вопроса, переглядываясь и подавая друг другу знаки. Динамичному характеру этой игры должны соответствовать и вопросы: лучше, если они будут компактными и сравнительно несложными. Вот несколько вопросов, которые можно назвать типичными для наших брейн-рингов:
В. Войнович сказал, что у произведения в жанре пародии может быть два изъяна. Один из них – не похоже. Назовите второй. Ответ: не смешно.
На острове Эльба есть кафе с вывеской: «В этом кафе никогда не бывал…» Кто? Ответ: Наполеон.
Если берег крутой, ондатры делают первое, если пологий – второе. Назовите первое и второе. Ответ: нора и хатка.
Геродот писал о том, что в Индии есть деревья, на которых растёт шерсть, по качеству превосходящая овечью. Из этой шерсти индийцы изготавливают себе одежду. А как мы называем эту «шерсть»? Ответ: хлопок.
В национальном парке Тамбопана (Перу), где растут ценные породы деревьев, развешаны сотовые телефоны, которые постоянно включены. Какой звук, переданный телефонами, поднимает по тревоге охрану парка? Ответ: звук бензопилы.
Эта планета названа не в честь бога или богини. Ответ: Земля.
Этот старинный русский обычай помогает обмануть злых духов: показать, что, вообще-то, никто никуда и не собирается. Ответ: обычай посидеть на дорожку.
Задачи пред игроками эти вопросы ставят разные. Иногда необходимо знание исторического факта. Например, для того чтобы ответить на вопрос о Наполеоне, нужно знать, что он отбывал ссылку на Эльбе, тогда несложно будет догадаться, что речь идёт именно о нём. Довольно часто задача команды сводится к тому, чтобы сделать правильный выбор между двумя очевидными версиями. Например, в вопросе о сотовых телефонах это будет, скорее всего, выбор между звуком падающего дерева и звуком бензопилы. А вот для ответа на вопрос о Земле нужно просто быстро вспомнить названия планет. Большинство остальных вопросов можно отнести к категории «кнопочных», то есть вопросов на быстроту реакции.
Приведённые в качестве примеров вопросы не предполагают сколько-нибудь долгих умозаключений. И это понятно: на брейн-ринге просто нет для этого времени. Однако главный принцип вопросов в ЧГК – логический путь к ответу – должен соблюдаться и здесь.
Конечно, бывает так, что ответ на вопрос кто-то из игроков просто знает. И прекрасно. Знания – это весьма полезная вещь в ЧГК. Какое-то количество очков в игре можно заработать на эрудиции. Но составляя вопрос, автор всегда рассчитывает на то, что за игровым столом состоится интеллектуальная работа, в результате которой произойдёт что-то вроде открытия. И чаще всего правильный ответ, как это и бывает с открытиями, рождается, по точной формулировке знатока Б. Левина, понемногу из всего сразу: из знаний, логики, воображения, интуиции.
В заключение необходимо добавить, что укрепиться в принципах своей работы по составлению вопросов и избежать некоторых ошибок мне помогли книги, список которых приводится.
Литература
1. Бурда Б. «Что? Где? Когда?» вне телеэкрана. 1996 г.
2. Вашкулат Ю. Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное «Что? Где? Когда?». 2011 г.
3. Ворошилов В. Феномен игры.1982 г.
4. Левин Б. «Что? Где? Когда?» для чайников. 1999 г.
5. Поташев М. Как не надо делать вопросы. 2000 г.
Как научить ребенка отвечать на вопросы «Где»?
Многие дети с задержкой развития речи и языка испытывают трудности с ответами на различные типы вопросов. Лучший способ помочь ребенку в этом — учить его по одному вопросительному слову за раз. Как только она сможет ответить на этот вопрос разными способами, вы можете перейти к обучению другим. В конце концов вы захотите смешать типы вопросов, которые вы задаете, но пока просто придерживайтесь одного. Где вопросы, как правило, являются первыми, на которые я ориентируюсь после «да/нет» и «что». Это, кажется, следующий самый простой ответ для детей. Эта статья даст вам 5 простых шагов, чтобы научить детей задавать вопросы.
1. Укажи на часть тела (Где твой нос?)
Это самый простой тип вопросов для детей, которые я знаю. Этот шаг прост, просто попросите ребенка показать вам все части своего тела. Это довольно распространенная игра между маленькими детьми и их родителями, но часто родители говорят: «Покажи мне свой нос». В этом нет ничего плохого, но если вы пытаетесь научить своего ребенка вопросам «где», вместо этого спрашивайте «где твой нос». После того, как вы зададите вопрос «Где ваш ____?», сделайте паузу на мгновение, чтобы посмотреть, укажет ли ваш ребенок на эту часть тела. Если нет, укажите на него на своем теле и посмотрите, будет ли ваш ребенок подражать вам.
Если она по-прежнему этого не делает, переместите ее палец, чтобы указать на нужную часть тела. Похлопайте ей и будьте очень взволнованы, даже если вам пришлось сделать это для нее. Попробуйте снова. Каждый раз, когда вы задаете вопросы «где», используйте одну и ту же подсказку. Сначала сделайте паузу и посмотрите, сделает ли она это сама, затем сделайте это сами, а затем помогите ей это сделать. Надеюсь, через некоторое время, когда вы ей поможете, она сможет сделать это, просто указав на вашу модель, указывающую на часть вашего тела. Потом, в конце концов, она сделает это сама. Это называется исчезновением ваших подсказок. Вы даете только столько подсказок, сколько ей нужно за это время, и в конце концов вы исчезаете, пока не перестаете подсказывать вообще. Продолжайте делать это, пока она не сможет указать на несколько частей тела, когда вы спросите.
2. Укажи место (где мяч?)
В следующем разделе вопросов для детей вы хотите перейти к тому, чтобы она указывала на объект или картинку, когда вы задаете вопросы. Вы можете сделать это, попросив его указать на что-то в комнате или что-то в книге. Начните с простых слов, которые знает ваш ребенок, таких как «мяч», «пузырь» или его любимая еда. Вы даже можете положить две вещи на стол перед ним и сказать: «Где ___?».
Используйте ту же подсказку, что и на последнем шаге. Сначала задайте вопрос «где ____?» а потом пауза. Если он этого не делает, укажи на вещь пальцем и скажи «вот она!». Если он не имитирует ваше указание, покажите ему пальцем на предмет и возбудитесь. Радуйтесь каждый раз, когда ваш ребенок указывает, даже если вам приходится ему помогать. Продолжайте делать это, пока он не сможет указывать на множество объектов.
3. Имя Местоположение из двух вариантов (Где блок?)
Для ответов на вопросы для детей вам понадобятся локации и блок (или другой небольшой предмет). Ваши два места могут быть игрушечными, такими как сарай и дом, или реальными местами, такими как диван и пол. Просто убедитесь, что ваш ребенок знает, как эти вещи называются. Возможно, вам придется научить вашего ребенка, как его зовут, прежде чем вы начнете это занятие. Теперь возьмите блок и поместите его в одно из этих мест. Спросите ребенка: «Где кубик?». Ваш ребенок должен ответить «на ____», указав правильное место.
Сначала вам нужно будет помочь ребенку в этом. Начните с вопроса и паузы. Если она не отвечает, укажите или коснитесь нужного места. Если она по-прежнему не отвечает, скажите «на…» и снова сделайте паузу. Если после этого она не сможет ответить, дайте ей полный ответ (на диване), а затем попросите ее подражать вам. Каждый раз, когда вы задаете вопрос, используйте подсказки, как описано выше, делая паузу после каждой. Надеюсь, по мере продвижения ей потребуется меньше таких подсказок. Как обычно, отпразднуйте за нее, когда она получит подарок, даже если вам нужно ей помочь.
4. Имя Местонахождение Немедленное присутствие (Где твоя обувь?)
Задание для этих вопросов очень похоже на предыдущее задание, хотя у вашего ребенка будет более двух вариантов. Начните с одного предмета и перемещайте его по комнате. Разместите его в разных местах и спросите ребенка: «Где обувь (или любой другой предмет, который вы выберете)?». Помогите ребенку дать вам словесное описание того, где находится этот предмет. Он может быть на стуле, на полу, на кухне, внизу на лестнице и т. д. Вы также можете разместить его в разных комнатах дома и попросить его ответить, указав комнату, в которой он находится. Используйте следующие подсказки и исчезайте. назад, как вы можете:
- Задать вопрос и сделать паузу
- Указать местонахождение объекта
- Начать ответ, но сделать паузу перед словом местоположения (например, «на…»)
- Дайте ребенку ответ целиком и попросите его сымитировать его вам
Продолжайте делать это до тех пор, пока он не сможет ответить на вопросы о различных вещах, которые присутствуют в данный момент. Вы также можете задавать вопросы о действиях, которые он или другие совершают. Вы можете задавать такие вопросы, как «Где вы моете руки?» или «куда идет папа?»
5. Имя Гипотетическое местонахождение (Где вы спите?)
Теперь пришло время начать задавать вопросы о более абстрактных понятиях, таких как вещи, которые не присутствуют непосредственно. Вам нужно будет начать задавать такие вопросы, как «Где вы моете руки?» или «где вы ужинаете?». Поначалу может быть полезно предоставить ребенку возможность выбора. Вы можете предложить словесный выбор, например: «Где ты обедаешь? За столом или в ванной?». Вы также можете предложить ребенку выбрать картинку. Вы можете сфотографировать различные места вокруг своего дома и показать ей два или более вариантов ответа, когда будете задавать вопрос. Я также создал три игры-папки с подобными вопросами, которые вы можете скачать и распечатать бесплатно, чтобы у вас были вопросы и ответы с картинками, чтобы попрактиковаться со своим ребенком.
Ну вот! Как только вы пройдете эти пять шагов, просто продолжайте задавать различные вопросы «где», пока он не сможет последовательно на них отвечать. Затем вы можете перейти к обучению другому типу вопросов «wh-». Чтобы узнать больше о речевых и языковых занятиях и ресурсах, посмотрите мой подкаст на I-Tunes!
Бесплатные терапевтические материалы для учебных вопросов:
Ознакомьтесь с бесплатными материалами, которые есть в нашей библиотеке бесплатных терапевтических материалов!
Где вопросы папки «Вопросы» игра
Где это Go File Foald Game
«Когда» Вопросы в папке. Если вам нужна более глубокая поддержка в помощи ребенку с языковыми проблемами, ознакомьтесь с нашим платным ресурсом ниже:
Электронная книга «Руководство по терапии речи и языка»
59,99 $
Подробнее
SLPCarrie2022-03-08T13:20:22-06:00Область скользящей панели переключения
Ссылка для загрузки страницы Перейти к началуWH Вопросы и что вам нужно знать
WH Вопросы! Логопеды ОБОЖАЮТ беспокоиться о вопросах WH!
Вы можете подумать…
- Почему?
- Что в этом такого?
- Чем могу помочь?
Ну, если я просто прочитаю ваши мысли, я отвечу здесь на все три вопроса.
Теперь эта страница предназначена для учащихся детского сада и младших классов. Однако, если у вас есть ребенок старшего возраста с целью задать вопрос WH, для вас тоже есть полезная информация.
Во-первых, почему SLP так заботятся о вопросах WH? Мне действительно пришлось остановиться и подумать об этом на секунду. Я настолько привыкла оценивать эту способность, волноваться об успехах детей, планировать цели и мероприятия, что мне даже приходилось останавливаться и говорить… Почему в мире я так забочусь?
Однако ответ одновременно и прост, и сложен. Ответы на вопросы WH требуют множества различных языковых навыков. Ребенок должен:
- Понимать вопросительное слово
- Знать грамматику вопроса
- Понимать каждое словарное слово (не только вопросительное слово)
- Понимать информацию и социальный контекст
- Сформулировать ответ
- Соединить слова (синтаксис и семантика)
- Дайте ответ
Это МНОГО языковых навыков!
Почему это так важно?
Возможность ответить на вопросы WH имеет решающее значение для:
- Участие в беседах с друзьями и семьей
- Ответы на вопросы в классе
- Демонстрация знаний на тестах
- Способность следовать указаниям и оставаться в безопасности
- Демонстрация понимания школьного материала
- Список можно продолжить.
..
В чем корень проблемы?
Почему ребенок не может ответить на вопросы WH? Это может быть трудно дразнить.
Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть, это есть ли у ребенка проблемы:
- Вопросительные слова понятны?
- Понимание грамматических структур?
- Понимание слов словаря?
- Формулировка грамматически правильного ответа (демонстрация знаний)?
- Формулировка семантически правильного ответа (демонстрация знаний)?
- Достаточно долго присутствовать, чтобы услышать и понять вопрос?
То, как вы будете работать над способностью отвечать на вопросы WH, будет зависеть от причины, по которой у ребенка возникают трудности.
Чтобы это выяснить, лучше всего начать с консультации или оценки квалифицированным специалистом по SLP.
Готовы помочь? Вот так!
Если вам нужны непечатные материалы, основанные на фактах, ознакомьтесь с материалами для вопросов WH (ответьте и объясните, почему) и WH Questions (создайте свои собственные).
Если вам нужны функциональные материалы, продолжайте читать!
Малыши
Ожидания1–2 года
- . да/нет вопросы словами или жестами
- Задает «что это такое» вопросы?
2–3 года
- Ответы «где», «что», «что делать», и «кто» вопросы.
- Ответы Подходящие по возрасту Вопросы о критическом мышлении (т.е. что вы носите, когда холодно?)
Чтение
40004. Один из лучших способов. и даже речевые навыки. На этой странице вы увидите «чтение» для функциональной игры. Зачем связываться с тем, что работает лучше всего, верно?! Единственная разница будет заключаться в том, КАК вы читаете своему ребенку.
Как: Сядьте вместе с ребенком и выберите любимую книгу (желательно с картинками и интересную для вашего ребенка). Прочитайте книгу с большим воодушевлением и азартом. Почитав немного…
- Спросите «что это?» и указать на объект. Посмотрите, сможет ли ваш ребенок ответить. Если он/она не может, произнесите ответ и посмотрите, сможет ли он/она повторить.
- Спросите «где…?» об изображенном человеке/предмете/животном (картинка очень помогает в процессе обучения). Подождите, чтобы увидеть, сможет ли ваш ребенок ответить. Если нет, ответьте на свой вопрос, указывая на картинки.
- Задавайте вопросы «кто» и «что делает» (для детей 2–3 лет), а также вопросы, перечисленные выше. Если ваш ребенок не может ответить на вопрос, ответьте на свой вопрос, указав на картинку и/или подумав вслух. Используя эти стратегии, вы учите своего ребенка, КАК отвечать на вопрос, а не просто на него.
Дошкольное (от 3 до 5 лет)
ОжиданияВозраст 3
- Ответы «кто», «почему», «где», и «как» вопроса
- Ответы «если-что» вопроса (т.
е. «Если вы голодны, что вы делаете?») «сколько» вопроса (новый)
- Ответы «кто», «почему», «где», «как» и «если-что» вопроса
- Спрашивает «почему», «что, ” «где», «когда» и «как» вопросов
Материалы
WH Вопросы и материалы для пересказа историй
- 104 страницы материалов
- Функционально и отлично подходит для обучения на этапе лечения!
- Узнайте больше здесь
Спутники по рассказам
- Бесплатные образцы для рассказчиков, предназначенных для вопросов WH и не только!
- Узнайте больше здесь
БЕСПЛАТНЫЙ ОБРАЗЕЦ!
Если вы хотите получить бесплатный образец моих материалов по вопросам WH и ОДИН ГОД БЕСПЛАТНЫХ материалов, пожалуйста, заполните форму ниже!
Функциональная играЧтение
Как: Сядьте вместе с ребенком и выберите любимую книгу (желательно с картинками и интересную для вашего ребенка). Прочитайте книгу с большим воодушевлением и азартом. Немного почитав…
- Задавайте вопросы «что» и «где» как можно более естественно. Такие вопросы проще, поэтому начните здесь. Если ваш ребенок не знает правильного ответа, укажите на правильный ответ (если возможно) и обсудите свои рассуждения. Это «проговаривание» является наиболее важной частью.
- Задавайте вопросы «почему», «как» и «когда» во время чтения. Вопросы такого типа требуют навыков языкового рассуждения более высокого уровня. Поэтому они жестче. Чтобы упростить задачу, свяжите историю с реальным жизненным опытом. Например, если вы спросите: «Почему Джордж грустит?» и ваш ребенок не знает ответа. Вы можете сказать: «Джордж расстроен, потому что потерял свою игрушку. Посмотрите на предыдущую страницу, он потерял свою игрушку. Помните, когда вы потеряли свою игрушку и плакали? Джордж чувствует».
Ключевые стратегии:
- На снимках, чтобы помочь ответить на вопросы
- .
Поговорите по своему рассуждениям
- Свяжите историю с реальным опытом
Ранние элементарные
ожидания
. лет студенты должны уметь
отвечать и задавать вопросы «кто», «где», «что», «что делать», «почему», «если-что» и «как».Функциональная игра
Чтение
Даже в этом возрасте чтение остается одним из лучших способов научиться отвечать на вопросы WH.
Как: Сядьте вместе с ребенком и выберите любимую книгу (желательно с картинками и интересную для вашего ребенка). Читайте книгу с большим воодушевлением и азартом (вы знаете, как это сделать)
Задавайте ребенку вопросы, любые из перечисленных выше в разделе «ожидания» как можно более естественно. Если ваш ребенок не может ответить на один вопрос, попробуйте следующие стратегии:
Ключевые стратегии:
- Указывайте на картинки, чтобы ответить на вопросы: Указывайте на картинки, отвечая на вопросы.
Любой визуал — отличная вещь в процессе обучения!
- Прямое обучение: Если у вашего ребенка возникают проблемы с вопросительным словом, таким как «где», откройте книгу и скажите «где означает место. Давайте найдем все «места» в этой книге». Затем по очереди указывайте на разные места, такие как школа, машина, парк, город и т. д….
- Связать историю с реальной жизнью: Чтобы научить навыкам рассуждения более высокого уровня, таким как «что, если» и «почему», это может помочь связать историю с реальным жизненным опытом.
- Обсудите аргументацию: На такие вопросы, как «что будет дальше», обсудите свой ответ. Например, если вы спросите: «Как вы думаете, что будет дальше?» слушайте ответ вашего ребенка и приветствуйте ЛЮБОЙ ответ. Если ваш ребенок далеко, это на самом деле хорошо. Теперь у вас есть возможность обсудить, как отвечать на вопросы прогнозирования. Вы можете сказать: «Я думаю, что краска прольется.
Посмотрите, как краска на краю стола, и кошка прыгнула на стол (показывая пальцем). Я думаю, что кошка заставит стол трястись, и краска упадет. Смотри, он уже опрокидывается! Что ты думаешь?»
Хотите больше ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ идей для вашего ребенка?
У нас есть пошаговые руководства как для родителей, так и для специалистов, которые предлагают ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ и ЕСТЕСТВЕННЫЕ способы изучения языка дома.
Ознакомьтесь с приведенными ниже книгами, чтобы решить, подходит ли вам одна из них.
Бестселлер!
Разговор с малышом 2.0
Поощряйте эти драгоценные первые слова
Разговор с малышом 2.0
Разверните эти первые слова в разговоре
Preschool Talk
Создайте прочную основу языковых навыков!
Справки:
- Американская ассоциация речи, языка и слуха. (н.д.