Что такое мастер класс в детском саду – Учебно-методический материал на тему: ЧТО ТАКОЕ МАСТЕР-КЛАСС?

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Что такое мастер класс»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

город Семилуки

Воронежской области

Методические рекомендации

для педагогов ДОУ

«Что такое мастер класс»

Подготовила старший воспитатель

Сидоренкова А.В.

2018 г.

В помощь педагогам

«Что такое мастер класс»

Основной принцип мастер-класса:

«Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Мастер-класс – это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе. Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причём такими характерными приёмами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»)

При организации мастер-класса в ДОУ нужно руководствоваться формулой: «Как? Для чего? Чему научат?». Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенным, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным мероприятием.

Отвечая на первый вопрос, следует помнить, что мастер-класс – это не лекция или доклад, в нём могут быть лишь их отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических приёмов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовывать, «цеплять» слушателя.

Разрабатывая свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т.е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?»). Более всего мастер-класс будет полезен для:

— педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу;

— педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, приём и т.п.

— педагогов, которые хотели бы повысить своё профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности;

Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Поэтому при его организации следует чётко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, что может заинтересовать их, чему вы их научите.

Возможный предмет деятельности во время мастер-класса:

— обзор актуальных проблем и технологий;

— различные аспекты и приёмы использования технологий;

— авторские методы применения технологии на практике;

— тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.

Мастер-класс предполагает:

— описание общего алгоритма работы;

— анализ одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные подходы в своей деятельности;

— обратную связь для участников: они могут принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развёрнутый комментарий;

— подготовку своего портфолио и раскрытие методов его эффективного использования;

— ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы.

Деятельность участников мастер-класса:

— изучение разработок по теме мастер-класса;

— участие в обсуждении полученных результатов;

— постановка вопросов, получение консультаций;

— обсуждение собственных проблем, вопросов, разработок;

— предложение собственных решений по обсуждаемым проблемам.

Модель проведения мастер-класса:

Этапы работы

мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность мастера

Деятельность участников

1. Подготовительно-организационный:

Постановка целей и задач.

Приветствие, вступитель-ное слово мастера, необыч-ное начало занятия (приём «Камертон»), объявление темы.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым по-могая мастеру в органи-зации занятия.

2. Основная часть.

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтап-но реализацию темы.

Методические рекоменда-ции педагога для воспроиз-ведения темы мастер-клас-са. Показ приёмов, исполь-зуемых в процессе мастер-класса, показ своих «изю-минок» (приёмов) с ком-ментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозна-ченной задачей, индиви-дуальное создание заду-манного. Афиширование-предста-вление выполненных работ.

3. Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:

— овладение общеин-теллектуальными способами деятель-ности;

— развитие способно-сти к рефлексии;

— развитие коммуни-кативной культуры.

Организует обмен мнения-ми присутствующих, даёт оценку происходящему.

Рефлексия – активиза-ция самооценки и само-анализа по поводу дея-тельности на мастер-классе.

Для качественного проведения мастер-классов необходимо наличие определённого пакета документов:

— положение о мастер-классе

— памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса

— информационная справка о мастер-классе

— план-конспект мастер-класса

— анкета для участника мастер-класса

— справка для участника мастер-класса

Положение о мастер-классе – локальный нормативный документ, раскрывающий суть мастер-класса как особый формы обмена педагогическим опытом, а также особенности его организации в данном учреждении.

Памятка для педагога-мастера представляет собой развёрнутое описание всех действий, которые должны быть выполнены и учтены в процессе подготовки к мастер-классу.

Информационная справка содержит краткие сведения о предстоящем мастер-классе, о личности ведущего и входит в состав раздаточного материала для участников мастер-класса.

План-конспект мастер-класса

– это краткое систематизированное изложение хода мероприятия в соответствии с поставленными автором целями и задачами.

Анкета для участников мастер-класса необходима, во-первых, для фиксации мнений, пожеланий, замечаний участников мастер-класса, т.е. становится необходимым элементом этапа рефлексии. Во-вторых, анализ и обобщение информации, полученной в результате опроса, даёт возможность отслеживать динамику развития мастер-класса как средства повышения профессионального мастерства, интерактивного обмена опытом.

Также опыт проведения мастер-классов показал, что довольно часто участники обращаются к организаторам за оправдательными документами, подтверждающими их присутствие на данном образовательном мероприятии. Роль такого документа и выполняет справка. Она же может использоваться как документальное свидетельство повышения профессионального уровня педагога и войти в его портфолио при подготовки к аттестации.

Таким образом, грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу-мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную компетентность.

Литература

  1. http://nenuda.ru/

  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.

  3. Боровиков Л. Что такое Мастер-класс. // ИМиДЖ. – 2002. — №5 (http://image.websib.ru/05/text_article.htm?227)

  4. Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

  5. В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

infourok.ru

Статья по теме: Мастер – класс как успешная технология, используемая в работе с педагогическим коллективом ДОУ

Грицко Юлия Александровна,

Воспитатель,

МБДОУ №116 Детский сад «Загадка»,

г. Архангельск

Мастер – класс как успешная технология,

 используемая в работе с педагогическим коллективом ДОУ

        Сегодня одним из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства является мастер – класс. Мастер-класс – хорошо известная в сфере образования форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу. Это показательное занятие специалиста позволяет общаться, активно взаимодействовать, творчески совершенствоваться всем участникам процесса. Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых,  является отличной формой передачи опыта коллегам внутри детского сада или  ДОУ района, а так же на всероссийском и международном уровне через интернет — ресурсы (например, фото и видео занятия с последующим обсуждением). [3, 4]

         Преимуществами такого подхода является: возможность познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками для дальнейшего повышения уровня саморазвития; приобретение и закрепление теоретических знаний и умений на практике в качестве наблюдения за действиями мастера и повторения данных действий под его руководством, наблюдения за методикой преподавания;  взаимодействие всех участников мастер – класса с получением конечного продукта;  креативный, высокоинформативный, инициативный, продуктивно – деятельностный подход обучающей формы; объединение неравнодушных людей, их повышенная мотивация к освоению предложенного материала.  К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и начинающие работать в своей области специалисты. В соответствии с этим определяется цель мастер – класса: с одной стороны  — это может быть посвящение в секреты профессиональной деятельности для начинающих, а с другой — обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности. [6]

         Собственный профессиональный опыт был представлен в форме проведения мастер – классов по ДПИ в рамках работы окружного ресурсного центра для педагогов муниципальных образовательных учреждений города Архангельска. Данная работа способствовала развитию творческого потенциала и повышению профессионального уровня коллег, а также внутреннему  росту личности мастера  и явилась стимулом для создания новых интересных проектов.

         В качестве примерной формы организации мастер – класса может служить мастер – класс на тему «Весёлый кусочек», целью которого является развитие творческого потенциала воспитателей ДОУ через знакомство с декоративной техникой «Мозаика». Данная цель  мастер – класса  реализуется посредством решения следующих задач: ознакомление с теоретической и практической основой техники «Мозаика», обучение  основным приёмам  и методам работы в данной технике. В процессе проведения мастер – класса применяются следующие материалы, приспособления и  наглядные пособия: пластилин, простая и цветная бумага, клеящий карандаш, картон, ёмкость, пластилин, крупы, макароны, монеты, акварельные краски, кисти, шаблоны, презентация на тему «Мозаика», схемы нанесения мозаики, образцы работ в технике «мозаика», выполненные воспитанниками, шаблоны различной формы для практикума. Участниками являются воспитатель – мастер, дети подготовительной группы – подмастерья и воспитатели ДОУ – ученики. Мастер – класс разделён на теоретическую и практическую части. В теоретической части немного времени отводится для организации процесса: знакомство с участниками, организацией рабочего места, планом проведения мастер – класса;  затем мастер знакомит с теорией по данной теме: история возникновения и развития мозаики, материалы и приспособления для изготовления мозаики, виды мозаики и процесс её создания. Теоретическая часть сопровождается показом презентации по данной теме, образцов изделий, личным показом детьми изготовления образцов  изделий с применением различного материала, личным показом мастером приёмов составления композиции с опорой на схемы. В практическую часть включено: выдача и объяснение практического задания для воспитателей ДОУ – ученикам;  изготовление мозаики на подготовленных шаблонах с использованием круп; рефлексия (конечный продукт) – посвящение воспитателей ДОУ в мозаичника – подмастерья.

     

         Практика показала плодотворность данной формы работы и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению взрослых. На данном этапе разработан и успешно реализуется проект мастер – классов «Творчество без границ» с целью развития творческого потенциала воспитателей ДОУ в декоративно-прикладном творчестве при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Мастер – классы по данному проекту всегда собирают  большое количество   заинтересованных участников, которые активно и с интересом работают на таких занятиях, что говорит об эффективности выбранной формы обучения взрослых.

Список литературы:

  1. Джейкобсон, Рехам Арти Мозаика для начинающих / Рехам Арти Джейкобсон; [пер. с англ. И. В. Байбуртян] 3 07-39/33 3 07-39/32 Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
  2. Дьеркс, Лесли Мозаика своими руками : Материалы, инструменты, техника, и базовые композиции / Лесли Дьеркс; [Пер. с англ. Е. Зайцевой]2 00-47/47-5 2 00-47/48-3 М.: ЭКСМО-пресс, 2000
  3. Положение о «мастер-классе» как форме профессионального обучения учителей //Практика административной работы в школе. – 2004. – № 5. – С. 46.
  4. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой  профессиональной деятельности /Г.А.Русских  //Методист.– 2002. –  № 1. С. 38–40.
  5. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А. Русских //Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28.
  6. Творческая школа «Мастер-класс»/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.
  7. Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей / / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005. – № 1. – С.84–87.

nsportal.ru

Виды мастер-классов использующиеся в работе ДОУ

Виды мастер-классов использующиеся в работе ДОУ

Во все времена в дошкольном образовании при взаимодействии с семьёй использовались мастер-классы, потому что это одна из самых эффективных форм взаимодействия с семьёй воспитанников.

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.

В первую очередь, мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

 

Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается педагог ДОУ, ведущий мастер-класс).

Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер–класса, а именно:

  1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.
  2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
  3. Создание условий для включения всех в активную деятельность.
  4. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
  5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса.
  6. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
  7. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
  8. Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работ – одна из важнейших задач педагога ДОУ. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс с определенными требованиями к его организации и проведению.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса:

  • выделение проблемы
  • панель
  • объединение в группы для решения проблемы
  • работа с материалом
  • представление результатов работы
  • обсуждение и корректировка результатов работы

Мастер-классы делятся на 6 основных групп:

  1. группа: Обучающие мастер-классы – это мастер-классы, посвящённые обучению родителей и воспитанников.
  2. группа: Художественно-эстетические мастер-классы направленные на формирование эстетического вкуса, как у родителей, так и у воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста.
  3. группа: Тематические мастер-классы – этот вид работы посвящён определённой дате (например, 8 Марта, 23 Февраля и т.д.).
  4. группа: Досуговые, или развлекательные мастер-классы – это именно та форма работы, которая направлена на отдых и развлечения.
  5. группа: Крупногабаритные мастер-классы – это когда все воспитанники и их родители создают один проект на всех.
  6. группа: Анимационные мастер-классы – это когда под руководством воспитателя, родителя и дошколята создают мультфильм или творческий ролик.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса:

  1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике дошкольного образования.
  2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
  3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике.
  4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
  5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
  6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
  7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
  8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
  9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников дошкольной системы образования.

При работе с каждым дошкольным возрастом педагог ДОУ сам выбирает форму взаимодействия с семьёй воспитанников, но самая эффективная форма – это форма мастер-класса на определённую тему. Как доказано многими педагогами, что именно формы мастер-классов более интересны при работе с семьями.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Методическая разработка по теме: Мастер-класс для педагогов ДОУ «Основные этапы работы над образом персонажа»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 165

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

                Театрализованная деятельность в ДОУ

                    Мастер — класс

                         (для  воспитателей  детского  сада)

Тема: «Основные этапы работы над образом персонажа».   (с использованием презентации)

                         

                     Подготовила:

 воспитатель

Асфандиярова

Светлана Геннадьевна

2017г.

        

            Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум в виде мастер – класса. Данная форма сопровождения способствует повышению уровня практической подготовки воспитателей, совершенствованию практических навыков, необходимых в работе с детьми. 

          Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи. Благодаря этому материал может быть использован педагогами, занимающимися различными тематическими направлениями.

Актуальность

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.

Цель мастер — класса:

Формирование компетентности педагогов по использованию игровых методов и приемов  в организации театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Систематизировать знания педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ
  • Познакомить с методами и приемами проведения театрализованных игр
  • Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.

Планируемый результат:

Смотивированность присутствующих на работу по развитию творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Ход мастер-класса:

Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы.

Перед вами схема, на которой указаны этапы, приемы, и методы лишь одного аспекта театральной деятельности.  Чтобы познакомиться со всеми, понадобится не мастер — класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя ДОУ.

Сегодня мы поговорим  о таком  аспекте  театрализованной деятельности:                                этапы  работы  над  образом  персонажа.

Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж –Лисицу  и разберём основные этапы работы над образом этого героя.

Первый этап — Определение характера образа.

Задача первого этапа — научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.

И так мы взяли образ лисы.

Наша задача — показать многогранность этого образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод «Начитывание контрастных отрывков» из худ. произведений о этом герое.

В наше время, мы имеем возможность не только  прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов

Для примера покажем детям отрывок из кинофильма «Буратино», где Алиса и Базилио делят деньги, отнятые у Буратино. Дети наблюдают как Лиса Алиса, с целью завладеть всеми монетами, сначала бессовестно пытается запутать и обмануть «друга», но поняв, что это ей не удалось, вступает с ним в жестокую драку, в которой «приятели» безжалостно избивают друг друга. Давайте и мы посмотрим этот эпизод (показ эпизода)

Для контраста показываем отрывок, из детского спектакля, где лисичка –сестричка, включив все своё обаяние, поет песенку о том, как обидно, что с ней поступают несправедливо, обижают. (по мотивам р. н. сказки «Лиса Патрикеевна» (показ эпизода))

После просмотра, дети  дают характеристику увиденным поступкам обеих лисиц, таким образом выделяя их основные черты.

Давайте и мы поговорим об этом

  1. Какой предстала перед вами лиса Алиса? Какие поступки она совершала? (дралась — значит она агрессивная, злая, жестокая, безжалостная; обманывала — хитрая, лживая; Хотела все монеты забрать себе — жадная, корыстная, алчная;

обманывала самого близкого ей друга —  не умеет дружить, любит только себя;)

  1. Какую вы увидели лису Патрикеевну? Какой поступок она совершала?
    (пела, говорила грустным голосом, хотела, чтобы ее пожалели)
  2. Какой она была, когда хотела всем понравиться?

(добрая, грустная, осторожная, обаятельная, дружелюбная,ласковая)

  1. Она на самом деле что она делала? (хотела их съесть)
  2. Значит какой поступок она совершала?

(притворялась добренькой — двуличная; обманывала всех — хитрая, лживая, притворщица и т.д.)

Итак, дети увидели два совершенно разных образа лисы:

В первом случае — это хищница: агрессивная, жестокая, алчная, идущая на пролом для достижения своей цели.

Вторая лиса — притворщица. Для достижения своей цели она предстаёт обаятельной, ласковой, добродушной, наивной. Её цель — усыпить бдительность окружающих, заставить их поверить ей, и уж тогда показать всем свою сущность.

Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков»,  сравнивая два контрастных персонажа, ваши дети без труда составляют обобщенный образ лисицы:  Лиса в сказках — это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё — будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие.

Второй этап — работа над мимикой.

Его задача — научить детей передавать эмоциональное  состояние  героев   с  помощью  мимики. 

Остановимся подробнее на приёме «Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние»

Давайте разделимся  на 2 подгруппы: «Лиса Алиса» и «Лиса Патрикеевна».

Перед вами ряд иллюстраций с изображением лисы в различных эмоциональных состояниях. Выберете те иллюстрации, на которых мимика лисы   подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа. (Выполнение задания слушателями.)

Вывод: Таким образом, мы видим, что приём «Работа с иллюстрациями» даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.

Третий этап — работа над голосом.

 Его задача — эмоциональная окраска речи персонажа.

Здесь нам поможет прием — «Интонационная выразительность»,

       

 Задание для первой подгруппы — проговорить фразу Лисы Патрикеевны «Ох, тяжело на свете жить лисе, как брошенному лаптю у дороги…».

Задание для второй подгруппы — проговорить фразу Лисы Алисы: «Вот они мои денежки… Ладно, давай делить». 

Фразы необходимо проговаривать с интонацией, присущей определенному образу лисы.

        Выполняя задание, каждый участник с эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

Вывод.: Таким образом, с помощью приёма «Интонационная выразительность» ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.

Третий этап — работа над жестом и движением. 

Его задача — научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.    

 Решить эту задачу нам поможет игровой метод  «Запоминание  физических  действии»                                                                                                                              Используем  игру «Повторяйка».

 Для её проведения приглашаю четырёх человек из подгруппы лисы Алисы  

Правила игры:  первый участник показывает одно движение, присущее Лисе Алисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ лисы Патрикеевны)

Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения:           «жест — образ».

Пятый этап – «Заучивание роли»

Задача пятого этапа — выучить текст конкретной роли, применить изученные методы и приёмы на практике.

                                        Прием – «мнемотехника»

Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Для детей младшего  и среднего дошкольного возраста используются мнемодорожки. Они несут в себе обучающую информацию в небольшом количестве. Для детей данного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти детей данного возраста лучше остаются в памяти отдельные образы (рыжая лисичка, серый волк, зеленая елочка и пр.).  

А старшим дошкольникам предлагать графическое (схематическое) изображение.

При использовании следующего приема –»Театра на фланели», в процесс запоминания текста включается зрительная память. Эти игровые действия проходят по принципу составления рассказа по серии сюжетных картин, каждая из которых воспроизводит в изображении последующее предложение текста.

Чтобы выстроить из  предложений ранее прочитанный текст, можно использовать следующий прием – «Волшебный сундучок». Детям демонстрируется сундучок с ленточками. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение и предлагает этому ребенку вытянуть из сундучка первую цветную ленточку и произнести это предложение. Таким же образом другими детьми воспроизводятся все последующие предложения. И так постепенно с помощью воспитателя выстраивается текст.

Вывод: В совокупности эти приёмы способствуют более лёгкому запоминанию текста.

Шестой  этап — Этюды  

Его задача — применить изученные методы и приёмы на практике.

Используем прием «Инсценирование диалогов»

 Детям предлагают обыграть короткие диалоги других лис с персонажами героев из других сказок. Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.

Тексты  диалогов: 

1.

Медведь — Лиса:.

Пошел медведь к избушке и зарычал:

  • Ступай, лиса, вон!
    А она ему с печи:
  • Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

2.

Петух-Лиса:

 Петух:

Ку-ка-ре-ку! Иду, на ногах в красных сапогах.

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи — пошла лиса вон с печи!

Лиса:

—        Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.
Петенька, голубчик, уже убегаю!

3.

Волк — лиса

Волк:

  • Ловись, рыбка, и мала и велика,
    Ловись, рыбка, и мала и велика!
    Лисица:
  • Гасни, гасни на небе звезды,
    Мерзни, мерзни, волчий хвост!

‘    Волк:

  • Что ты там, кума, все говоришь?
    Лиса:
  • А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.
    А сама опять:
  • Гасни, гасни на небе звезды,
    Мерзни, мерзни, волчий хвост!

4.

Лиса – Колобок

Лисица:

     Здравствуй, милый Колобочек, Ты куда спешишь, дружочек?

  Колобок:i

Я — Колобок, от всех ушёл, и от тебя убегу

Лисица:

Ах, совсем глуха, я стала. Сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок

Заяц: Колобок, не вздумай сесть, она хочет тебя съесть!

Лиса: Значит храбрым стал совсем?! Ну теперь обоих съем!

Театрализованная деятельность — это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса;
  • психогимнастика;
  • упражнение на ритмопластику.

Т.О.: Театрализованная деятельность не исчерпала своих возможностей и продолжает активно вовлекать детей в процесс творчества. Следовательно, чрезвычайно важно искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей ребенка.

nsportal.ru

Методическая разработка «АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ МАСТЕР-КЛАССА» для педагогов ДОУ

АЛГОРИТМ

по организации и проведению мастер-класса

/для воспитателей ДОУ/

Мастер-класс — (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

Требования к организации и проведению мастер-класса:

Мастер-класс — это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников). Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.

Алгоритм технологии мастер-класса.

  1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

  2. Представление системы занятий:

    • описывается система занятий в режиме презентуемой технологии;

    • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

  3. Проведение имитационной игры:

слушатели одновременно играют две роли: детей и экспертов,

  1. Моделирование:

    • учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели занятия в режиме технологии руководителя;

    • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

    • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение результатов

  2. Рефлексия:

infourok.ru

Материал на тему: Конспект мастер-класса для педагогов «Здоровьесбегающие технологии в ДОУ»

Конспект мастер-класса для педагогов

 «Здоровьесбегающие технологии в ДОУ»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

Задачи:

1. Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.

2. Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие здоровье воспитанников.

Ход мастер- класса:

Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО включает: «…становление ценностей здорового образа жизни, овладение детьми его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. …». Одним из средств решения обозначенных задач являются здоровьесберегающие технологии. Что же такое здоровье и здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного учреждения?Я предлагаю всем встать в круг, и по очереди, передавая друг другу мяч дать определения к словам «Здоровье» и «Здоровьесберегающие технологии» (включается спокойная релаксационная музыкаи педагоги высказывают свое мнение).

Таким образом, у каждого из вас возникли свои определения. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я хочу быть здоровым, потому что…».

Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа

Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу ВОЗ).

Здоровьесберегающие технологии- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду:

медико-профuлактические технологии;

физкультурно-оздоровительные технологии;

здоровьесберегающие образовательные технологии;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

технологии обеспечения здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

технологии валеологического просвещения родителей.

Сейчас я познакомлю вас с некоторыми из них: утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж, дыхательная гимнастика, психогимнастика и сказкотерапия. Сегодня мы свами научимся расслабляться и быстро восстанавливать работоспособность. Давайте начнём. Представьте, что вы стали маленькими.

1. Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Кого ни повстречаем, идти в парах по залу

Здоровья пожелаем.

Друг к другу повернемся,

Скажем: «Здравствуй», улыбнемся — говорят ребята

повернуться друг к другу

и поздороваться

правыми руками

Кого ни повстречаем,

Здоровья пожелаем.

Друг к другу повернемся,

Обнимемся и улыбнемся

(обнять друг друга).

2. Утренняя гимнастика. (Звучит песенка про зарядку из мультфильма 38 попугаев и педагоги выполняют упражнения).

Поднимайтесь поскорей!

Рассчитайтесь по порядку!

Приглашаем всех зверей

На весёлую зарядку.

Упражненье началось:

Ноги вместе, руки врозь!

Раз, два, три, четыре.

Ноги выше, руки шире!

Кто придумать бы помог:

«Если нет ни ног, ни рук,

Что поставить шире?»

Как к вопросу подойти:

«Ноги выше – это три

Или все четыре?»

Всем занять свои места!

Рассчитайтесь по порядку!

Есть зарядка для хвоста,

И для хобота зарядка.

Пусть удавий длинный хвост,

Выгибается, как мост!

Раз, два, три, четыре.

Хобот выше! Уши шире!

3. Дыхательная гимнастика.

— А теперь давайте перейдём к нашему дыханию. Дыхательное упражнение «Куры».

Бормочут куры по ночам

Бьют крыльями тах-тах (выдох)

Поднимаем руки мы к плечам (вдох)

Потом опустим – так.

— Уважаемы коллеги! Я попрошу вас подойти к столу, на котором разложены материалы, из которых можно сделать атрибут для дыхательной гимнастики. Если хотите, можете посмотреть образцы атрибутов для дыхательной гимнастики, которые я сделала своими руками. Включайте своё воображение и приступайте к делу. (Под спокойную музыку педагоги мастерят атрибуты к дыхательной гимнастике).

4. Пальчиковая гимнастика.

Мы свами на славу потрудились,и я предлагаю вам размять наши пальчики. Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Зимняя прогулка (Загибаем пальчики по одному)

Слова Действия к тексту

Раз, два, три, четыре, пять «Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Мы во двор пришли гулять «Лепим» комочек двумя ладонями

Бабу снежную лепили, Крошащие движения всеми пальцами

Птичек крошками кормили, Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись. Отряхиваем ладошки

Все в снегу домой пришли Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

Съели суп и спать легли.

5. Точечный массаж и самомассаж.

— С успехом в своей работе я использую элементы точечного массажа, так как сидячий образ жизни сказывается на общем состоянии моего организма. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. Сейчас мы с вами продемонстрируем несколько комплексов точечного массажа.

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

МАССАЖ РУК

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.

С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.

Точечный массаж для повышения иммунитета

Проговаривая текст, педагоги одним-двумя пальцами производят вращательные движения по часовой стрелке по 8–9 раз на каждой точке.

У нас на теле точки есть –

Столько много, что не счесть.

Очень плавно, по спирали

Эти точки мы нажали.

Пальчик в ямку опустился

И немного покрутился.

(Педагоги массируют точку в яремной ямке, расположенной между ключицами.)

Под губой и над губой

Помассируем с тобой.

А теперь два пальца сразу

Из носа выгонят заразу.

(Указательными пальцами педагоги массируют точки с наружной стороны ноздрей, затем тщательно растирают крылья носа.)

Руки в кулачки сожмем,

Крылья носа разотрем.

Точка есть и в центре лба –

Помассируй для ума.

Возле уха и внутри

Точки хорошо потри.

(Педагоги делают массаж точек с обеих сторон ушной раковины и внутри.)

Большим пальцем вниз пойдем

И ангину уберем.

(Большими пальцами педагоги делают плавные движения под подбородком.)

Эти точки, без сомненья, —

От простуды избавленье.

6. Гимнастика для глаз.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом». «Трава» –

За окном у нас видна

Вдаль теперь ты посмотри.

Что ты видишь там в дали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз –

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Педагоги закрывают глаза ладонями, держат так их до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!

7. Психогимнастика.

— Следующий метод, с которым я хочу вас познакомить – психогимнастика. В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко — психогимнастика как метод практическойпсихокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, психологов и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.

Психогимнастика — курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами.

Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

І фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

ІІ фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.

При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Фаза носит психопрофилактический характер.

ІІІ фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

Между второй и третьей фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе — «минутка шалости». Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно заранее договорится с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.

Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.

Дошкольников в группе не должно быть более шести. В психопрофилактической работе — 10 -12 детей.

Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (такой ребенок в примере записи позначен словом фон). С их помощью легче «заразить» других детей нужной эмоцией.

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Зайки и слоны»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?.» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра.» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Этюд на расслабление мышц

«Шалтай-болтай»

Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз».

8. Сказкотерапия.

— И последний метод с которым я хотела вас сегодня познакомить – это сказкотерапия. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой».

Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых. Смысл этой специфической, практически волшебной терапии в том, что, обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит.

Сказкотерапия для детей – это способ, при котором вы без истерик, ругани и нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества.

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т. д., коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и т. д.

Сказкотерапия — отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её.

Сказкотерапию чаще всего применяютдля:

снижения уровня агрессивности у детей;

устранения состояния тревожности и страхов;

развития эмоциональнойсаморегуляции;

установления положительных взаимоотношений с другими детьми.

В качестве детских терапевтических сказок используются:

Притча

сказка

басня

легенда или миф

анекдот

детектив.

Согласно ещё одной известной типологии, сказки бывают следующих видов:

1. Художественные.

2. Народные.

3. Авторские.

4. Дидактические.

5. Психокоррекционные.

6. Психотерапевтические.

Сюжеты сказок разнообразны:

Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказки отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.

Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены иронии и юмора, они подойдут более страшим детям (школьникам).

Сказки о превращениях (преобразованиях, трансформациях). Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приёмным.

Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила — основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.

Волшебные сказки. Это сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка. Они больше всего нравятся детишкам 6-7 лет.

Далее нужно определить какая проблема присутствует у ребенка и подобрать соответствующую сказку, составить программу занятия по ней (раздать пример).

— Я хочу прочитать вам одну сказку, а вы потом ответите на вопросы.

СКАЗКА ПРО ПАВЛИКА И ДОБРОГО ВОЛШЕБНОГО ЗАЙЦА

Я расскажу тебе сказку про Павлика. Павлик такой же мальчик, как ты. Это умный и здоровый ребёнок. Он умеет рисовать машины, прыгать на одной ноге, играть в футбол и ездить на велосипеде. Живёт он с папой и мамой в большом доме на третьем этаже. Павлик утром встаёт, завтракает и идёт с мамой гулять на детскую площадку. После прогулки он обедает и спит. После сна опять идёт гулять с мамой. Когда они возвращаются, папа часто встречает их возле дома, и они гуляют втроём. Потом все вместе ужинают. Вечером Павлик всегда находит себе какое-нибудь интересное занятие! Хорошо и дружно живут папа, мама и Павлик!

Но недавно Павлик и мама перестали понимать друг друга. Если заходят в магазин, где продают продукты, они ссорятся. Павлику там много чего нравится, а мама не каждый раз покупает то, что он просит. Павлик злится на маму, когда она отказывает ему в просьбе, и начинает плакать. Если он плачет долго и сильно, она покупает. Но иногда, бывает, нашлёпает. Как-то Павлик и мама ходили в игрушечный магазин, чтобы купить кубики с буквами. Там было много всяких машинок, которые понравились Павлику. Он стал просить купить машинку. А мама не купила! Павлик не хотел уходить из магазина без машинки, он плакал, кричал и упирался ногами, хватался руками за прилавок. Но мама всё равно не купила машинку. Она очень рассердилась на Павлика, а вечером пожаловалась папе, что Павлик капризничал. Папа расстроился и после ужина не стал играть с мальчиком. Весь вечер Павлику было скучно. Посмотрев передачу «Спокойной ночи, малыши!», он лёг в свою кроватку. Павлик на минутку закрыл глаза, а когда открыл, то увидел, что на коврике посреди комнаты сидит большой игрушечный заяц и улыбается ему. Мальчик удивился и спросил: — Ты кто? — Я Добрый Волшебный Заяц! — важно ответил зайчик. — А ты?

— Я Павлик.

— Павлик, ты почему такой грустный?

— Мне мама не купила машинку в магазине. Я плакал на весь магазин, но она всё равно не купила.

— Бедный Павлик! У тебя нет ни одной игрушечной машинки! — с жалостью в голосе сказал Заяц. Павлику стало смешно, потому что их у него очень много.

— Ну что ты! Посмотри, сколько у меня машинок!

— Тогда зачем же ты орал на весь магазин?

— Я хотел новую.

— Новую? Разве эти уже все старые? — удивился Заяц.

— Нет, конечно. Просто хочется новую! А когда я чего-нибудь хочу, мама говорит, что я капризничаю! — сказал Павлик.

— А тебе хочется быть капризным? — спросил Заяц.

— Нет, конечно, — ответил Павлик.

— Я очень мудрый Заяц! Я научу тебя, что делать! — И научил. Только они говорили шёпотом, и никто, кроме них, не слышал этого разговора.

Когда в следующий раз мама с Павликом пошли в игрушечный магазин за подарком на день рождения соседской девочки Наташи, Павлику опять захотелось новую машинку. Он попросил маму:

— Мама, купи мне, пожалуйста, машинку!

— Нет, Павлик! — ответила мама. — У тебя очень много машинок. Купим в следующий раз.

Павлик только собрался заплакать, но вспомнил, что говорил Заяц. Добрый Волшебный Заяц сказал, что, прежде чем заплакать, надо подумать. Павлик стал думать. И думал он вот так: «Мне хочется новую машинку. Мама не хочет её покупать. Что мне делать? Плакать или не плакать? Нет! Не буду плакать. У меня на самом деле много машинок. Мама сказала, что купит в следующий раз! Я подожду!» Затем Павлик спросил: «Мама, а в следующий раз ты точно купишь?» «Да!» — ответила мама. Павлик не стал плакать и расстраиваться! Чего расстраиваться-то? Они скоро снова придут в магазин, и мама точно купит ему машинку! Он и со старыми машинками поиграет! Пока мама искала подарок Наташе, Павлик выбирал машинку, которую они купят ему в следующий раз. У него было прекрасное настроение, он был очень доволен и горд собой: «Вот какой он уже большой и некапризный мальчик! Умеет терпеть и ждать!» За ужином мама рассказала папе, какой Павлик молодец — совсем не капризничал в игрушечном магазине! На другой день мама и Павлик зашли в магазин за продуктами. Павлику захотелось жевательных конфет. Он попросил маму их купить. Мама сказала: «Нет, Павлик. От них у тебя живот болит». Вместо того чтобы упрашивать маму, Павлик стал думать, как научил его Заяц. Да, очень хочется ему этих конфет. Но мама права — у него в прошлый раз болел живот. Что делать? И Павлик придумал. Он подошёл к маме и сказал: «Мама, купи, пожалуйста, мне что-нибудь вкусное и полезное!» Мама немного подумала и спросила: «Тебя устроят персики?» Павлику, конечно, больше нравятся жевательные конфеты, но зато от персиков живот не болит! Купили персики. Из магазина вышли оба в хорошем настроении. Мама опять похвалила Павлика, да он и сам знал, что научился договариваться с мамой. Спасибо Доброму Волшебному Зайцу!

После чтения сказки можно задать вопросы:

1. Как ты думаешь, о чём эта сказка?

2. Понравился ли тебе Павлик?

3. Чему научил Павлика Добрый Волшебный Заяц?

4. Что было бы, если бы Добрый Волшебный Заяц не научил Павлика поступать по-другому?

— И в завершении мастер – класса я бы хотела вам рассказать о десяти правилах здоровьесбережения.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

• Соблюдайте режим дня!

• Обращайте больше внимания на питание!

• Больше двигайтесь!

• Спите в прохладной комнате!

• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

• Гоните прочь уныние и хандру!

• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

• Желайте себе и окружающим только добра!

— Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам только малую часть технологий в использовании в своей работе разнообразных методов и приёмов, используемых в работе с воспитанниками по здоровьесберегающим технологиям. А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, аучастников за работу.

Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

nsportal.ru

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Развитие чувства ритма у детей

старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи:

• Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

• Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства. 

Структура мастер-класса:

• Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

• Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма

• Рефлексия – итог занятия.

Ожидаемый результат повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ(воспитателей, музыкальных руководителей, логопедов) по использованию различных приемов для развития метроритмического чувства у детей дошкольного возраста.

1. Вступительное слово 


В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Что же такое ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. 
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. 
Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально — ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Все упражнения проводятся по подражанию.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Исследователи Кира Владимировна Тарасова, Карл Орф отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию ритмические игры-упражнения, которые вы можете использовать в повседневной жизни детей для развития творческих и музыкальных способностей дошкольников.

Прошу внимания,

Прошу вашего участия и понимания!

Я мастер класс сегодня покажу

Много интересного я вам расскажу.

Поэтому я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет

5-6 и немного подвигаться вместе со мной!

2. Практическая часть 
Для начала я хочу раздать вам разноцветные скрипичные ключи, для того чтобы разделиться на группы и поочередно поиграть в каждую из данных игр (раздать разноцветные ключи).

Как правило, любые занятия мы начинаем с приветствия.

Речевая игра «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!  (разводят руки в стороны с легким поклоном).

– Доброе утро – нам шепчут цветки, (соединить пальцы рук – «бутон цветка»)

– Доброе утро, – журчат ручейки, (руками изображать ручейки)

– Доброе утро, – нам птица поет  Соединить руки крест-накрест, взмахи – птица летит

– Доброе утро, – скажет нам кот,  («Кошачьи лапки»)

– Доброе утро, – нам скажет пчела, (Машут «крылышками»)

– Доброе утро, как ваши дела? (Разводят руки в правую, затем в левую стороны)

Доброе утро солнцу и птицам, (поднять руки вверх)

Доброе утро улыбчивым лицам,  (показать улыбку на лице рукой)

И каждый становится добрым, доверчивым (Руки полочкой, кладут на них подбородок)

Пусть доброе утро длится до вечера! (Прижимают руки к груди. Руки в стороны и вниз).

-Ну как настроение, улучшилось? Вот что может сделать слово! Скажите, пожалуйста, вы любите отдыхать на природе? Давайте поедем с вами на природу в автобусе! Согласны, тогда в путь на берег реки!

Песенка с движениями «Автобус» Е. Железнова

Остановка, выходим, ах какая речка рядом голубая, а в речке рыбки плавают … давайте немного порыбачим! Для этого нам нужны удочки.

(раздаю деревянные палочки)


Упражнение с ритмо-палочками «Рыбка»

Рыбка, рыбка, 2 раза стучим перед собой палочками

Вот Передаем соседу справа

Червяк Берем другую палочку, переданную соседом слева

Откуси, хоть 2 раза стучим перед собой палочками

Чуточ- Передаем соседу справа

Ку Берем другую палочку, переданную соседом слева

Не проси 2 раза стучим перед собой палочками

Меня Передаем соседу справа

Рыбак Берем другую палочку, переданную соседом слева

Попадусь 3 раза стучим перед собой палочками

На удоч- Передаем соседу справа

ку Берем другую палочку, переданную соседом слева

— Повторить все движения в левую сторону.

— Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть. (Новоскольцева, Каплунова «Этот удивительный ритм«)


-Не хочет рыбка ловиться, а давайте наши удочки превратятся в ножки, быстрые, резвые ножки. Я вашим ножкам задаю вопрос, а вы отвечаете словами и ритмичными движениями.

Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! движения палочек волнами перед собой
И опять всё начинали! ритмичные удары по полу

-Вышли мы с вами на лесную полянку, а там зверюшки разные и кто к нам вышел первым? Посмотрите, да это же зайчишки!

Пальчиковая гимнастика «Зайчик».
Скачет зайка косой, (Указ-ный и сред. пальцы правой руки – вверх, остальные соединить.) 
Под высокой сосной (Ладонь лев. руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.) 
Под другою сосной (Ладонь прав руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)
Скачет зайчик другой (Указ-ный и сред. пальцы левой руки вверх, остальные соединить)


— Напугали зайчишку охотники, и побежал он скорей прятаться в домик к оленю, ведь у него же дом большой!

Игра «У оленя дом большой» Французская народная мелодия
(пение с движениями по тексту)

У оленя дом большой, 
Он глядит в свое окно. 
Заяц по лесу бежал, 
В дверь к нему стучал. 
Тук — тук –тук, — дверь, открой. 
Там в лесу охотник злой. 
Заяц, заяц, забегай, лапу подавай.


-Не смогли охотники никого догнать, так и ушли ни с чем! 
А на полянке появилась лягушка и попросила прочитать письмецо и выполнить какое то задание.

«Прочитай названье песни – ритм простучи,

Вам легко это сделать можно.

Но труднее узнать, что прозвучит,

Если ритм только слышать возможно!»

(раздать деревянные ложки и на листочках написаны название песен, простучать ритм, что бы другие отгадали песни. «Антошка», «Маленькой ёлочке», «Кузнечик»)

Ритм настолько ярко выражает мелодию, что можно отгадать её без музыкальных звуков.

А теперь настало время взять в руки музыкальные инструменты.

Музыкально-дидактическая игра с использованием 
детских музыкальных шумовых инструментов
«Лягушкины ритмы» 

— На экран посмотри – ритмы точно повтори. (игра ритмических рисунков, на музыкальных инструментах)

А сейчас я вам предлагаю вспомнить народную попевку «Скок, скок, поскок», её не только спеть, но и показать действие героев. Разучиваются движения и исполняются метроритмическая инсценировка песни.

Скок, скок, поскок (легкие прыжки на месте)

Молодой дроздок. (взмах рук)

По водичку пошёл (марширование на месте)

Молодичку нашёл (выставляем поочерёдно правое, левое плечо)

Молодиченька (платок на голове, держимся за концы)

Невеличенька (пружинные приседания)

По водичку ехала (приседания, руки вперёд, имитация езды)

На пенёк заехала (охват головы руками и покачивание)

Они сели рядком (прав рука подпирает пальцем подбородок)

Посидели ладком (левая рука подпирает пальцем подбородок)

Настала ночь (ладонями закрыть глаза)

Разбежались (лёгкий бег)

Прочь (хлопок в ладоши)


Рефлексия 
-Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашего путешествия.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *