Что такое народный промысел: Народные промыслы России

Народные промыслы России: художественная роспись

04.11.2021

Народные промыслы России — наша история и культура. Это искусство, которое охватывает много направлений: быт, фольклор, музыку, танцы. Одним из масштабных направлений в народных промыслах является художественная роспись. Такой вид искусства различается по региональной принадлежности или стилю. Мы расскажем вам об основных популярных направлениях художественной росписи русских народных промыслов. Изделия, выполненные в этих техниках, вы можете найти и купить на нашем сайте. Добро пожаловать в мир русского искусства!

  1. Немного о художественной росписи
  2. Гжельская роспись
  3. Хохломская роспись
  4. Жостовская роспись
  5. Семикаракорская роспись
  6. Городецкая роспись
  7. Майолика
  8. Промыслы народов Севера:
    • Старый Борок
    • Борецкая роспись
    • Мезенская роспись
    • Пучужская роспись
    • Ракульская роспись

Немного о художественной росписи


Изначально художественной росписью занимались специальные мастера. Такие изделия были редкостью и роскошью. Позже художественная роспись начала распространяться и обретать большие масштабы производства. Расписные изделия уже можно было встретить в каждом доме в виде разделочных досок, скалок и тарелок. Это изделия, которые изготавливаются российскими мастерами вручную в традициях народных промыслов. Каждый предмет уникален и неповторим, имеет свой характер, творческую энергию и историю. Такие товары станут необычным подарком по любому поводу и красивым дополнением интерьера.


Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов (глины, дерева, металла) и украшении их ручной росписью.

Любой промысел берёт своё начало от домашнего или сельского ремесла, в рамках которого умельцы создавали предметы первой необходимости — посуду, прялки, сундуки и др.

Ремёсла совершенствовались с изобретением инструментов, поиском новых материалов и развитием науки и техники. Сейчас можно встретить товары народных промыслов необычайной красоты цвета, формы и качества. Но единственно неизменным остаётся процесс создания — изделия по-прежнему расписываются вручную с помощью красок и кистей.

Гжельская роспись

Гжель — один из самых знаменитых и любимых видов русской народной росписи по фарфору. Фарфор — вид керамики, которую делают из смеси глины, кварца и каолина. Этот материал достаточно устойчив, не пропускает газ и воду.

Изделия изготавливаются в несколько этапов:

  1. Сначала мастера выливают предметы из высококачественной смеси и обжигают их.
  2. Далее осуществляют роспись. Рисунок выполняется одной краской (кобальтом), которая после обработки приобретает синий цвет. Вещество разбавляется водой, узоры наносятся мазками, линиями, а в орнаменте появляются растительные мотивы. Узор выводится на поверхность точно и быстро.
  3. Последний этап — покрытие глазурью и контрольное обжигание, чтобы сохранить рисунок и сделать изделие долговечным.

Изначально гжель была многоцветная, а в XIX веке основными оттенками стали — синий и белый. Однако цветные изделия в технике гжель встречаются и сейчас.

Роспись изделий в стиле гжель очень запоминающаяся, эти предметы народного творчества станут практичными подарками и украсят интерьер! Вы можете найти гжельскую посуду в специальном разделе.

Смотреть гжельскую роспись

Хохломская роспись

Хохлома — пожалуй, самый известный вид русской народной росписи по дереву. Изделия с хохломской росписью появились после освобождения от татаро-монгольского ига. Жители деревни Хохлома и близлежащих сёл кормились за счёт этого промысла. Позже деревянные изделия с красными завитушками прогремели на весь мир, были любимы в Париже, Индии и Средней Азии.

Деревянные изделия с хохломской росписью актуальны и по сей день.

Они изготавливаются из дерева и расписываются мастерами вручную. Основные цвета: красный, чёрный и золотой. Но хохломское золото — лишь видимость. На самом деле дерево покрывается серебристым оловом, которое после обжига в печи и покрытия льняным маслом приобретает дорогой золотой оттенок. Тёмный фон усиливает контрастность.

Характерные элементы хохломской росписи — ягоды рябины, калины и земляники, а также птицы и звери.


Эти и другие изделия с хохломской росписью вы найдёте в специальном разделе.

Смотреть хохломскую роспись

Жостовская роспись

Жостовская роспись — художественная техника рисования на металлических подносах. Стиль росписи — цветочный. За основу берутся четыре вида композиций: собранный букет, букет враскидку, венок и гирлянда.

Ремесло зародилось в начале XIX века, в деревне Жостово Московской области, как прообраз изменённой тагильской росписи. Изначально таким стилем украшали фигуры папье-маше, но с развитием металлургии мастера перешли на роспись железных подносов.

Сами подносы изготавливаются из листового металла круглой, прямоугольной, восьмиугольной и овальной формы. Первые этапы производства — грунтовка, шпатлёвка, шлифовка и лакировка будущего изделия. После этого заготовка поступает к живописцу.

При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, их наносят мягкими беличьими кистями. Многослойное изображение создаётся в несколько этапов: подмалёвка, тенёжка, бликовка, а завершают оформление чертёжка и посадка семенцов.

У нас вы найдёте подносы разных форм и расцветок, их можно приобрести онлайн и под заказ.

Смотреть жостовскую роспись

Семикаракорская роспись

Семикаракорская роспись — мазковая подглазурная художественная техника, в которой используется позолота и металлизирование по керамике, а именно, по фаянсу. Это относительно новый вид русского народного искусства, который зародился в 1972 году. Однако за свою красоту и цветочную лаконичность семикаракорский фаянс успел полюбиться народу и коллекционерам.

Изделия из фаянса отличаются своей экологичностью, прочностью, устойчивостью к высокой температуре, воде и кислотам.

Этот промысел называют многоцветьем донского казачества, так как он впитал в себя бескомпромиссность и дух свободы этого народа, буйство красок и живописные традиции земли.

Основной мотив росписи — яркие букетно-растительные орнаменты с акцентом на крупном цветке. Также рисуют бытовые сюжеты в стиле лубочных картинок из казачьего фольклора.

Авторские изделия, выполненные в технике семикаракорской росписи, смотрите в специальном разделе.

Смотреть семикаракорскую роспись

Городецкая роспись

Городецкая роспись — художественная роспись и резьба по дереву, зародилась в середине XIX века в Нижегородской губернии. Изначально ремесло заключалось в изготовлении резных прялок. Изделие вырезалась из одного вида дерева с углублениями, а из другого вида выпиливали фигуры, которые вставляли в углубления прялки. Так делали разные орнаменты и рисунки.

Позже резные картины стали подкрашивать разными цветами, сочетая яркость с оттенком дерева.

Полностью расписанные изделия сначала были праздничными. Но чуть позже они стали использоваться и на повседневной основе. Со временем мастера практически отказались от резьбы — так техника производства стала проще и быстрее. Рисунками начали украшать сундуки, мебель, сани, предметы интерьера и игрушки. У росписи появился определённый сюжет: мастера изображали животных, цветы, бытовые и праздничные сцены. Одними из самых популярных на сегодняшний день являются образы чёрного коня и птицы.

Такой вид промысла популярен и сегодня. Российские мастера продолжают удивлять оригинальными сувенирами.

Смотреть городецкую роспись

Майолика


Майолика — особая старинная техника по изготовлению и росписи керамики. Своё начало ремесло берёт из традиционных промыслов стран Древнего Востока. Позже техника производства проникла в Европу. Первыми выпустили керамические изделия в этом стиле испанцы — они изготавливали глиняную плитку для постройки домов. А в XIX веке мастера из Флоренции стали покрывать изделия из пористой глины глазурью.

Освоив и полюбив это ремесло, Испания начала сбывать товары за рубеж. Изделия получили название «майолика» — в честь острова Мальорка, через который товары отправлялись в другие страны.

В Россию майолика попала во времена правления Петра I и сразу полюбилась нашему народу. В XVIII веке в России появилась первая фабрика по производству керамических изделий в технике майолики. Особым спросом пользовалась посуда. Такие изделия стали популярными по всей стране, их полюбили наши художники и коллекционеры. Российские мастера искусно овладели этим промыслом, и сейчас майолика однозначно относится к числу русских народных промыслов.

Для производства таких изделий берут цельную красную глину, которая легко поддаётся плавлению. В настоящее время некоторые производители добавляют синтетические вещества, чтобы увеличить прочность изделия. Керамика изготавливается в несколько этапов. Сначала делается форма и фиксируется с помощью обжига в печи.

После изделие расписывают, покрывают глазурью и закрепляют рисунок повторным обжигом.

Смотреть майолику

Промыслы народов Севера

Промыслы народов Севера — виды художественной росписи по дереву, связанные территорией происхождения и используемыми мотивами. Эти виды росписи были частично заимствованы друг у друга и возникли приблизительно в одно и то же время. Однако у каждой техники есть отличительные черты и характерные особенности. Немножко о них и поговорим.

Старый борок

Старый Борок — один из самых древних видов росписи Русского Севера. О существовании села, где зародилось ремесло, было известно ещё в XV веке.

Отличие Старого Борока от других видов северной росписи заключается в однообразном сюжете и трёхъярусном рисунке, когда покрытие наносится в несколько слоёв. Чаще всего в этой технике изображают сказочных птиц красного цвета с зелёными крыльями. А на больших композициях центральное место занимает дерево, выполненное в тех же тонах.

Смотреть роспись Старого Борока

Борецкая роспись

Борецкая роспись — севернорусская роспись по дереву, которая зародилась в древнем Новгороде и названа в честь семьи бояр.

Основные цвета — красный, зелёный, жёлтый и оттенок непрокрашенного дерева. Обводку элементов выполняют чёрным цветом.

Раньше борецкая роспись исполнялась в иконописной манере. Сейчас характерные орнаменты — цветы и геометрические фигуры: ромбы, треугольники, небольшие круги и капли.

Смотреть борецкую роспись

Мезенская роспись

Мезенская, или палащельская, роспись — это промысел, зародившийся во второй половине XIX века. Название происходит от деревни Палащелье, которая расположена на правом берегу реки Мезень. Этой росписью мастера украшают деревянную домашнюю утварь.

Отличительной чертой росписи являются сюжетные сцены охоты или поединка. Традиционно используются 2 краски: красная, добытая из глины, и чёрная — из сажи. Изображения коней, оленей, птиц и рыб сочетаются с геометрическими и растительными орнаментами. Также в росписи часто встречаются повторяющиеся элементы — штрихи, завитки и волнистые линии.

Смотреть мезенскую роспись

Пучужская роспись

Пучужская роспись появилась среди северных народов в селе Пучуга, расположенном на реке Двине в Архангельской области.

Основные цвета — красный, жёлтый, оранжевый с зелёными штрихами и чёрной обводкой.

Особенность пучужской росписи в том, что предметы заполняются узорами.

На изделиях художники любят изображать растительность и жанровые сцены: свадебные выезды, чаепития и др. Также популярен образ птицы.

Смотреть пучужскую роспись

Ракульская роспись

Ракульская роспись по дереву получила название от реки Ракулка, притока Северной Двины.

Расписная посуда встречается с преобладанием зелёного или красного оттенков.

Огромную роль в росписи всегда играл золотой цвет, который зачастую используется как основной.

Основные особенности: изображения птиц, веток с крупными листьями, завитки и чёрный контур.

Смотреть ракульскую роспись

Изделия с художественной росписью по дереву, керамике, железу — это поистине достойные, красивые и ценные предметы искусства народных промыслов России. Традиции их изготовления сохранились до наших дней, и эти шедевры по-прежнему радуют глаз!

Полный ассортимент товаров ручной работы, сделанных в традициях русских промыслов, смотрите в специальном разделе.

Смотреть все сувениры

10 самых народных промыслов – Огонек № 2 (5448) от 16.01.2017

60K 4 мин. . ..

«Огонек» инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России

Табасаранские ковры

Фото: Ирина Волкова / ТАСС

Эти ковры упоминаются еще у Геродота, а самый древний сохранившийся экземпляр относится к XVII веку. В Южном Дагестане были целые ковровые села, все жители которых занимались ткачеством. Самое известное — Табасаран, где промысел жив и поныне. Уже в послевоенные годы в селах появились ковровые фабрики, но в конце 1990-х произошел возврат к кустарному производству. XIX век принес нетрадиционные сюжеты и химические красители. Сейчас энтузиасты восстанавливают старинный рисунок и технологии, используя для окраски нити марену, кору барбариса и кожуру грецкого ореха.

Тульский пряник

Фото: Надалинский Евгений, Коммерсантъ

Первое письменное упоминание тульского пряника относится к 1685 году. До революции пряники часто посвящали историческим событиям. Например, была выпечена партия для команды крейсера «Варяг». Старинные доски для печатания пряников сохранились до наших дней. Но в 1917-м традиция прервалась. Восстановили ее в 1954-м к открытию обновленной Всероссийской сельскохозяйственной выставки. Удалось найти старых мастеров и отыскать старинные рецепты. Хрущев был очень доволен. Сейчас тульские пряники производит множество предприятий как в Тульской области, так и за ее пределами.

Хохломская посуда

Фото: Николай Цыганов, Коммерсантъ

Хохломская роспись зародилась в XVII веке на левом берегу Волги, недалеко от Нижнего Новгорода. Ее возникновение часто связывают с укрывшимися в заволжских лесах иконописцами из старообрядцев. Черный цвет узору придает сажа, красный — киноварь. А золотом хохломская роспись обязана лаку, приобретающему этот цвет после прокаливания в печи. Промысел развивался сразу в нескольких деревнях, а село Хохлома было основным местом сбыта готовых изделий. Сейчас главных центра два: село Семино близ Хохломы и город Семенов. Именно в них расположены основные художественные производства.

Палехские шкатулки

Фото: РИА Новости

Палех был крупным иконописным центром с XVIII века. Но революция оставила богомазов без работы. Выручили художники Иван Голиков и Александр Глазунов: иконописная техника и приемы были сохранены, но сюжеты в ход пошли новые — от былинных богатырей до Ленина. Так в 1918-м родился самый молодой из народных промыслов. Аналогичная история имела место в соседнем селе Холуй, и там богомазы перешли на шкатулки. И хотя палехскую роспись отличает большая строгость, это не мешает сейчас активно подделывать в Китае изделия обеих школ.

Жостовские подносы

Фото: Б. Кузьмин / Фотоархив журнала «Огонек»

Эта подмосковная роспись берет начало от менее известной, но более древней — тагильской: на Урале с середины XVIII века рисовали цветочные композиции на железных подносах местной выплавки. Оба промысла дожили до наших дней, но различить их непросто, если ты не профессионал и не знаешь, что в Жостово помимо цветов рисуют еще и коней. С 1825-го схожие подносы стали делать и в ряде соседних сел Московской губернии, ныне относящихся к Мытищам. А после революции разрозненные артели объединили в одну под названием «Металлоподнос», позже ставшую Жостовской фабрикой декоративной росписи.

Каслинское литье

Фото: РИА Новости

Чугунное литье в поселке Касли (ныне город Челябинской области) обязано своим появлением тульскому купцу Якову Коробкову, основавшему там в 1747 году железоделательный завод. В начале XIX века очередной хозяин предприятия Лев Расторгуев начал выписывать скульпторов и художников из Санкт-Петербурга, так была заложена основа художественной школы. На заводе внедряли немецкие технологии художественного литья. Всю страну наводнили каслинские пепельницы, пресс-папье, статуэтки. Предприятие работает и сейчас.

Павловопосадские платки

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

В XVIII веке в селе Павлове (ныне Павловский Посад) было кустарное платочное производство. В 1795-м крестьянин Иван Лабзин создал на базе промысла мануфактуру, 60 лет спустя его правнук Яков наладил производство набивных платков и шалей, почти не отличающихся от нынешней продукции фабрики. Революция производство национализировала, перестройка — приватизировала, что не мешало сохраняться до 1970-х старинной технологии печати с помощью резных досок (для шалей со сложным рисунком требовалось до 400 наложений доски). Теперь на фабрике узор печатают по сетчатому шаблону.

Дымковская игрушка

Фото: Ирэн Майорова, Коммерсантъ

Свидетельства о том, что в слободе Дымково (ныне часть города Кирова) делали игрушки, начинаются с XIX века: глиняные свистульки были неотъемлемой частью старинного местного языческого праздника Свистопляски. Так или иначе, свистульками дело давно не ограничивается. Среди стандартных сюжетов — барыни, всадники, индюки, петухи, офицеры. В начале XX века промысел едва не угас: оставалась одна мастерица Анна Мерзина. Но после революции дымковскую игрушку стали популяризировать как народное искусство. Производство перешло под крыло Союза художников и уютно себя чувствует под ним по сей день.

Чукотская резная кость

Фото: А. Новиков / Фотоархив журнала «Огонек»

Чукчи издревле вырезали поделки из моржовых клыков: в основном животных и бытовые предметы. Но в XIX веке мастера освоили сюжетную гравировку на кости, которая стала популярным предметом обмена с купцами и китобоями. Совершенствуя ценный навык, они научились вырезать полноценные композиции из чукотского быта — охоту, рыбалку, собачьи упряжки. В 1931-м в поселке Уэлен организовали первую косторезную мастерскую. Наставником стал специально присланный с Большой земли художник Александр Горбунков. Мастерская существует и поныне и называется «Северные сувениры».

Вологодское кружево

Фото: М. Савин / Фотоархив журнала «Огонек»

Кружевоплетение на Русском Севере известно с XVI века, но вологодский промысел в нынешнем виде зародился с XIX — в мастерских при усадьбах. Перед революцией в губернии было 40 тысяч кружевниц. Советская власть организовала промысел на свой лад: в 1928-м появилась профессионально-техническая школа, в 1930-м — Вологодский кружевной союз. С 1960-го на базе артелей учредили пять фабрик, вошедших в существующее и поныне объединение «Снежинка». Здесь сохраняют старинные технологии (часть кружевниц работает на дому), а узнать вологодское кружево легко по четкому разделению на узор и фон.

Что такое народное искусство? | Музей Гленбоу

Народное искусство можно охарактеризовать как искусство людей, для людей и созданное людьми. Эти художники заинтересованы в создании произведений искусства, рассказывающих истории о повседневной жизни или культуре их сообщества.

15 июля 2020 г.

Сегодня мы рассмотрим несколько картин народного искусства, которые недавно были переданы в дар коллекции Гленбоу. Но что такое народное искусство?

Знакомство с народным творчеством для детей

Эти работы были созданы художниками-самоучками. Они не ходили в школу, чтобы изучать искусство, и обычно занимаются искусством для развлечения или в качестве хобби, а не в качестве работы. Народное искусство, как правило, простое по стилю и часто очень красочное. Народные художники обычно не беспокоятся о том, чтобы вещи выглядели реалистично или точно, поэтому они не следуют традиционным правилам искусства в отношении перспективы или пропорций. Эти художники больше заинтересованы в создании произведений искусства, рассказывающих истории о повседневной жизни или культуре их сообщества.

Народное искусство можно описать как искусство людей, для людей и людьми.

В этом видео вы совершите виртуальный тур по некоторым из этих картин. Посмотрите на детали, которые нарисовали художники, и попытайтесь представить, на что похожа жизнь людей на картинах. Попробуйте осмотреться в своем собственном окружении. Что бы вы нарисовали, чтобы представить себя и свою повседневную жизнь?

#GlenbowFromHome — это способ Glenbow продолжать регулярно привносить искусство и культуру в вашу повседневную жизнь, даже когда мы закрыты, и вносим свой вклад в замедление распространения COVID-19.. Мы знаем, что искусство может дать вдохновение, красоту и, самое главное, чувство связи с людьми и миром вокруг нас. Поскольку в данный момент мы не можем связаться лично, мы представляем Glenbow прямо у вас дома — через виртуальные туры, онлайн-коллекции, обучающие видео, идеи для занятий, вебинары и многое другое.

Вы можете найти больше контента #GlenbowFromHome здесь

О Glenbow From Home

Мы создаем для вас возможности познакомиться с искусством за пределами стен Glenbow. Мы знаем, что доступ к искусству и культуре является важной частью нашей повседневной жизни, поэтому вы можете получить доступ к Glenbow онлайн в любое время — через виртуальные туры, онлайн-коллекции, образовательные видео, идеи для занятий, вебинары и многое другое.

Оставайтесь на связи! ❤️

ГЛЕНБОУ ИЗ ДОМА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Узнайте о народном искусстве и некоторых самых известных художниках-аутсайдерах

Когда мы думаем об искусстве, мы можем представить себе таких мастеров эпохи Возрождения, чьи культовые работы до сих пор восхищают нас, или современных художников, чьи передовые методы просто впечатляют. вдохновляющий. Да Винчи Мона Лиза или Давид Микеланджело — это всего лишь пара важных произведений из канона истории искусства, но есть так много других художников, которые создают собственные неотразимые шедевры. В то время как многие из этих творческих людей формально обучены выбранным ими средствам массовой информации, есть и другие, чьи таланты существуют за пределами сферы обычного художественного образования. Это известно как народное искусство или искусство аутсайдеров.

Что такое народное искусство?

Народное искусство — это широкий термин, описывающий множество средств и техник. От живописи до скульптуры, эти произведения имеют определяющие характеристики, которые не основаны на стиле (например, лайн-арт или гиперреализм) и не обязательно находятся под влиянием научных кругов. Один аспект часто коренится в традициях сообщества и/или культуры. Эстетика произведения (или произведений) часто выражает идентичность, которая исходит из этих мест, а не отдельного художника.

«Многие произведения искусства созданы до появления среднего класса, до появления механизации, — пояснила Стефани Кнаппе, куратор Художественного музея Нельсона-Аткинса. «Речь идет о сохранении и сохранении традиций во времена великих перемен. Стабильность можно найти в традициях и сохранении прошлого».

Но это не значит, что все художники так работают. Есть некоторые выдающиеся создатели, которые чувствуют себя обязанными заниматься искусством, чтобы выразить себя так, как иначе они не смогли бы.

Из-за того, что народное искусство настолько открыто с точки зрения своего внешнего вида, трудно найти общие темы или стили. В этом случае полезно взглянуть на некоторых из самых известных народных мастеров, творчество которых продолжает очаровывать нас и сегодня.

Вот некоторые из самых известных народных мастеров, чьи работы продолжают восхищать и вдохновлять по-разному.

Амми Филлипс

Амми Филлипс [общественное достояние], через Wikimedia Commons

Родившийся в 1788 году, Амми Филлипс был плодовитым художником-портретистом, который, как говорят, создал до двух тысяч картин за 50 лет своего творчества. Считаясь самоучкой, он все же продолжил карьеру в искусстве и стал известен благодаря работам с однотонным фоном и плоскими, почти стилизованными фигурами.

Автор: Амми Филлипс, американка, 1788–1865 (1788–1865) – художник/создатель (американка). Родилась в Колбруке, Коннектикут, США. Мертвые в Интерлакене (ранее Кертисвилль), Массачусетс, США. Подробная информация о художнике в Google Art Project [общественное достояние], через Wikimedia Commons

Ammi Phillips [CC BY-SA 2.5], через Wikimedia Commons

Леонард Найт

Фото: Joe Decruyenaere (090808 192Загружено pixeltoo) [CC BY-SA 2.0], через Wikimedia Commons

Возможно, вам не знакомо имя Леонарда Найта, но вы, возможно, слышали о его величайшем достижении — Горе Спасения. Сделанный из самана, соломы и большого количества краски, захватывающий призрачный пейзаж расположен к востоку от Солтон-Си в Калифорнии. Холм украшен яркими цветами и усеян христианскими посланиями и стихами из Библии.

В течение многих лет, проведенных в горах, Найт жил в кузове своего грузовика и держал компанию множества кошек. «Если бы кто-то дал мне 100 000 долларов в неделю, чтобы я переехал куда-нибудь, поселился в особняке и стал важной шишкой, я бы отказался», — сказал Найт.