Детские ответы и вопросы: детские вопросы, на которые вы не смогли ответить

Содержание

Почему Бог на небе, а мы на земле?

Небо — универсальный символ божественной реальности во многих религиозных системах. Причины этого достаточно очевидны: солнце дает свет и тепло, небо находится выше всего и недоступно для человека, небо поражает красотой и стройностью движения светил — все эти свойства ассоциируются с божественным миром. Хотя для религий авраамической традиции — иудаизма, христианства, ислама, — а также, например, для индуизма и зороастризма, вопрос о местопребывании Божества лишен смысла, поскольку Бог вездесущ. Представление о вездесущности Бога нашло интересное отражение в дискуссиях о природе пространства в эпоху становления физики Нового времени, о чем будет сказано ниже.

Впрочем, в Библии и Коране «небо» действительно нередко выступает в роли символа высшей реальности и противопоставляется «земле» — миру людей. Весьма вероятно, что в ранних религиозных системах такое разделение понималось буквально, то есть видимое нами небо действительно считали местом пребывания богов.

Так, в верованиях древней Месопотамии, которые нашли свое отражение и в Библии, весь мир подразделялся на три уровня — земной, подземный и небесный. Люди населяли земной мир, в подземный мир отправлялись души умерших, а небо было уделом богов. Однако боги обитали не только на небе, но и на других «этажах». Земля ассоциировалась с богиней Ки; ее брак с небесным богом Ану дал начало обширному пантеону, насчитывавшему более 3600 богов (имен которых мы, по понятным причинам, не называем). Подземным миром «заведовала» богиня Эрешкигаль, она присматривала за тенями, влачившими жалкое полусуществование в Иркалла — вавилонском аналоге Аида (подземного мира в древнегреческой мифологии). Наряду с почитанием высших богов существовало и множество местных культов. Каждый город имел своего бога-покровителя, и его местопребывание ассоциировалось с конкретным алтарем. Сходные представления были свойственны и другим политеистическим религиям, которые вполне отвечали принципу Фалеса Милетского — «всё полно богов».

Буквальная ассоциация неба с высшими силами существенно повлияла на развитие древнегреческой астрономии. Пифагор и вслед за ним Платон и Аристотель усматривали в видимой неизменности движения светил признак божественности. Именно поэтому Платон был убежден, что светила обязаны двигаться по круговым орбитам, ведь круг — самая совершенная из фигур. Кроме того, законы надлунного мира считались принципиально иными, нежели законы мира подлунного. Например, в подлунном мире любое движение рано или поздно прекращалось, а круговое движение светил могло продолжаться вечно. Такое противопоставление нашло законченное выражение в трудах Аристотеля и сохранялось вплоть до научной революции Коперника, Галилея и Кеплера — хотя в христианской среде звезды и планеты, понятное дело, уже не считались божествами.

Переход к монотеизму в религии древних евреев упразднил сложную иерархию шумерского пантеона. Евреи верили в Единого Бога Яхве как во владыку всего мира вообще, называя Его «Бог неба и Бог земли» (этот титул неоднократно используется в Книге Бытия).

Подземный мир «лишился» населявших его темных богов, а участь отходящих в него душ перестала быть столь мрачной, как в мифологии Месопотамии: в яхвистской пророческой традиции развивались представления о будущем воскресении мертвых и новой вечной жизни в Царстве Бога, которое принесет на землю Мессия. Для христиан Мессия — это Иисус Христос, одновременно истинный Бог и истинный Человек. Он соединяет разобщенные земной и небесный миры и приносит на землю Царство Божье, которое в Новом Завете называется также Царством Небесным. Здесь, как зачастую и в ветхозаветных книгах, эпитет «небесный» служит символом духовной реальности, а не указанием на физическое местоположение. Царство Небесное для христианина — это пространство отношений любви между людьми и Богом, которое начинается уже в этой жизни и будет в полной мере раскрыто после Второго Пришествия Христа, когда земной мир полностью преобразится.

В философии Нового времени представление о «небесном» трансформируется в понятия трансцендентного, трансэмпирического. Отныне, как пишет историк науки Пиама Гайденко: «Трансцендентный Бог, по убеждению протестантских богословов, есть исключительно предмет веры, а не знания», — и вопрос о Его бытии выводится из круга естественных наук. И все-таки философские и теологические предпосылки не перестают играть свою роль в научном поиске. Так, символическое понимание «неба» и «Царства Небесного» не вполне упразднило вопрос о местопребывании Бога. Одна из известнейших заочных дискуссий по этому поводу разгорелась в XVII в. между Ньютоном, Декартом и Гассенди, стоявшими у истоков физики Нового времени. Все они, будучи христианами, признавали вездесущность Бога, но что именно понимать под вездесущностью? Пьер Гассенди — создатель христианской версии атомизма — считал, что Бог обладает особым тонкоматериальным телом, которое, как и все остальное, состоит из атомов. Атомы перемещаются в пустом пространстве, и их движения и комбинации порождают все явления мира. Но для Рене Декарта, как и для Аристотеля, понятие пустого пространства было неприемлемо: материя и пространство, согласно Декарту, тождественны друг другу, а Бог — трансцендентен материальному миру, и поэтому у Него вообще нет какого-либо местоположения в физическом пространстве.

«Бог присутствует повсюду с точки зрения своего могущества, а с точки зрения своей сущности не имеет совершенно никакого отношения к месту», — писал Декарт в письме к Генри Мору.

Исаак Ньютон, подобно атомистам, допускал существование пространства, независимого от материи — но вместе с тем не считал его абсолютно пустым: бесконечная Вселенная наполнена столь же бесконечным Божественным присутствием (которое, впрочем, не мыслилось им как нечто материальное). Это присутствие обеспечивало всеобщую систему отсчета времени и универсальную систему координат, которая позволяла отличить относительное движение от абсолютного в отсутствие каких-либо ориентиров. Для атомистов, как и для создателя прямоугольной системы координат Декарта, это не имело смысла: они признавали только относительное движение, понимаемое как изменение взаимного положения тел. Идеи Ньютона об абсолютном пространстве, времени и движении доминировали в физике вплоть до XX в., когда они были радикально пересмотрены Альбертом Эйнштейном. Однако Ли Смолин, один из ведущих физиков современности, полагает, что точка в этом споре еще не поставлена. Не исключено, что космология и квантовая физика еще «вернут» абсолютное время в систему мироздания.

Ответил Антон Морковин. Иллюстрация Мины Милк.

11 ответов на детские вопросы, которые ставят взрослых в тупик / AdMe

Помните, как малышами мы часто задавали взрослым такие вопросы, на которые они не могли ответить четко, и говорили: «Так придумала природа». В этой статье мы собрали популярные темы, которые интересуют детей, и разобрались с ответами на них.

Нам в AdMe.ru было интересно вспомнить забавные «почему» и узнать, как отвечают на них специалисты.

1.

К сожалению, нет: чтобы «построить» глаз, нужно много живых клеток, а у большинства микробов их слишком мало или вообще одна — он сам.

Но даже если бы у микробов вдруг появились глаза, они все равно навряд ли увидели бы собратьев. Ведь глаз просто воспринимает свет, а зрение — это уже плод деятельности нервной системы. Поэтому даже если бы глаз и поместился на микробе, нервной системе там все равно места нет.

Однако «общаться» между собой бактерии могут. Ученые выявили, что некоторые виды бактерий излучают определенные сигналы. Это позволяет им определять размер своего сообщества.

  • Объяснение для ребенка: микробы могут чувствовать, что рядом с ними находится другой микроб, но увидеть не смогут, потому что такую сложную систему, как зрение, невозможно создать на таком маленьком существе, как бактерия.

2.

Все на свете имеет свое состояние — жидкое, твердое или газообразное. Но вот вода еще и «мокрая», потому что молекулы воды имеют между собой определенную связь и способны «прицепиться» к рукам, предметам, одежде, передав им часть своих свойств, смочить.

Понятие «мокрый» — это наши тактильные ощущения, то, что мы можем описать, касаясь воды. Рецепторы посылают сигналы мозгу, и комбинация движения, температуры, давления воды говорит ему: «вода мокрая».

  • Объяснение для ребенка: мы не смогли бы говорить, что вода мокрая, если бы наша кожа не могла чувствовать. Частички воды прикрепляются к коже, делая ее на время мокрой.

3.

Самолет держится в воздухе за счет подъемной силы. Она, в свою очередь, возникает, когда потоки воздуха движутся навстречу крылу. Крыло повернуто под точным углом и при определенной скорости самолета начинает «взлетать», стремиться вверх. Встречный поток воздуха постоянно поддерживает крыло, не давая ему упасть.

Разгоняют самолет, конечно же, двигатели. Реактивные толкают самолет вперед, а винтовые как бы тянут его за собой.

На работу самолета влияют 4 силы — тяга, сопротивление, вес, подъемная сила. Их взаимодействие и позволяет самолетам держаться в воздухе.

  • Объяснение для ребенка: самолет может подняться в воздух, потому что инженеры придумали специальную форму крыльев, они помогают воздуху держать его, тогда как двигатели заставляют самолет двигаться.

4.

Практически все крупные планеты, и Земля не исключение, — шарообразные. Эту форму они приняли потому, что очень тяжелые. И их собственная сила тяготения (гравитация) придает им форму шара.

Если бы вдруг появилась другая сила и захотела бы придать планете, например, форму куба, то, когда действие этой силы закончится, сила тяготения снова начнет «собирать» планету в шар. Выступающие части начнут втягиваться, пока вся поверхность не станет гармоничной с «точки зрения» силы тяготения.

Но все же Земля не идеальный шар — она приплюснута со стороны полюсов.

  • Объяснение для ребенка: наша планета очень тяжелая, и поэтому другие формы ей принять тяжело. Невидимая сила, которая действует на нашу Землю, «заставляет» ее быть круглой.

5.

Кролик, курица, говядина, рыба… А почему не производят корм с самым «кошачьим» вкусом — вкусом мышей? Все просто: люди, которые создают корм, не знают вкуса мышей и не собираются пробовать.

Были бы рады кошки такому корму — это большой вопрос. Ведь многие домашние кошки, даже если и ловят мышку, практически никогда не едят ее, а только хвастают добычей перед хозяином и играют с ней. Ученые говорят: чтобы кошке захотелось съесть мышь, ей нужно показывать этот процесс в детстве, выработать навык. Иными словами, если мама-кошка не научила охотиться, а потом есть мышь, то кошке не особо приходит это в голову, если только она не потерялась в лесу и не голодна.

  • Объяснение для ребенка: чтобы знать, что корм будет вкусным, его нужно попробовать, а никто из людей не станет есть мышь. К тому же домашним кошкам тоже может не понравиться вкус мышки, потому что они ловят их, но редко едят.

6.

Для того чтобы глаза у кошки засветились в темноте, немного света все же должно присутствовать в комнате. Потому что это свечение не что иное, как отражение света, в абсолютно темной комнате глаза светиться не будут.

У глаз кошки очень тонкий отражающий слой глаза, состоящий из прозрачных клеток. Свет поглощается кошачьим глазом не целиком, а отражается прозрачными клетками и узким пучком выходит наружу. Такое свойство позволяет кошкам видеть в темноте гораздо лучше.

  • Объяснение для ребенка: в глазу у кошки есть специальные прозрачные частички, их можно сравнить с кусочками зеркала. Если в темной комнате есть хоть немного света, он обязательно отразится от этих «зеркал», и нам будет казаться, что глаза у кошки горят.

7.

Есть забавная байка, которую рассказывают детям, о том, что кровь на самом деле синяя и, только выходя наружу и соприкасаясь с воздухом, становится красной. Конечно, это просто шутка.

Кровь красная всегда, а вены кажутся нам синими. Это объясняется законами физики об отражении света. Ткани нашего тела поглощают лучи красного спектра, а синего — отражают. Мозг «сравнивает» цвет сосудов с теплым цветом кожи и «показывает» нам синий цвет.

  • Объяснение для ребенка. Наши глаза воспринимают цвета по-разному, в зависимости от того, как падает свет. Через слой кожи красный цвет кажется нам синим.

8.

Именно этот цвет скажет нам о здоровье, а вот другие оттенки заставляют беспокоиться, что в организме что-то пошло не так. Коричневый цвет получается потому, что из желудка пища поступает в тонкий кишечник. А в его верхний отдел — двенадцатиперстную кишку — поступает желчь.

Взаимодействие желчи с остатками пищи, образование специального вещества стеркобилина и придает коричневый оттенок.

Другие цвета говорят о неполадках в организме. Зеленый — дисбактериоз или инфекции, светло-желтый — проблемы со стороны печени, красный — может свидетельствовать о кровотечениях, только если вы накануне не ели свеклу или помидоры.

  • Объяснение для ребенка: коричневыми какашки становятся потому, что их так окрашивает специальное вещество, которое вырабатывает организм здорового человека. Другие цвета могут означать то, что тело сообщает нам о нездоровье и стоит показаться врачу.

9.

Рожицы и чрезмерные улыбки, на которые уже подросшие малыши могут реагировать с недоумением, зачем они? А от избытка эмоций! Взрослый хочет быть ближе к ребенку, насмешить его, вызвать улыбку или заразительный смех.

Поэтому делает для этого все. Иногда вспоминая свое детство и от души веселясь.

10.

Этот риторический вопрос беспокоит не только детей.

Нередко такая ситуация происходит от несоблюдения технических моментов при укладке асфальта.

Одна из причин, по мнению специалистов, — размыв грунта. Там, где регулярно лопается покрытие, есть проблемы под землей. А вот уже к размыву грунта может привести халатность по отношению к коммуникациям — дырявые водопроводные и канализационные трубы.

  • Объяснение для ребенка: если дорога опять провалилась, это может значить, что рабочие сделали ошибку, когда укладывали асфальт или где-то недалеко под землей есть дырявые трубы или подземные ручейки, которые размывают дорогу.

11.

Объясняя ребенку отличия между полами, формулируйте свои ответы согласно возрасту, отмечают психологи. Стоит отвечать на конкретные вопросы ребенка, если малыш не спрашивает об отношениях, не нужно ему объяснять это навязчиво. Он спросит об этом тогда, когда ему будет интересно.

Рассказывая о физических отличиях, называйте вещи своими именами, не стесняйтесь названий половых органов. Вообще, смущение и какое-то особенное выделение этой темы служит плохую службу, малышу начинает казаться, что он спрашивает что-то неправильное.

Иллюстратор Natalia Breeva специально для AdMe.Media

Неудобные детские вопросы и ответы на них. Советы родителям, как отвечать на каверзные вопросы детей

Детские вопросы могут поставить в тупик даже самых опытных родителей. Дети задают очень простые вопросы, но чтобы ответить на них, порой требуется найти много простых слов взамен сложных определений. А некоторые темы взрослые люди зачастую не обсуждают между собой, что уж говорить о детях!

Как правильно реагировать на трудные вопросы? Отсылать ли ребёнка «гуглить» или отвечать максимально откровенно? Как подобрать слова, чтобы донести свою мысль? Поразмышляем сегодня и постараемся составить максимально понятную инструкцию для родителей.

Содержание:

  • Почему дети задают вопросы и в каком возрасте это начинается?
    • Почему так много «неудобных» вопросов?
    • Как отвечать на «неудобные» вопросы?
    • Что делать, если не знаешь, что отвечать ребёнку?
  • Самые популярные детские вопросы и как на них отвечать

Почему дети задают вопросы и в каком возрасте это начинается?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Появившись на свет, ребёнок старается максимально широко познать мир. Он как губка впитывает все, что происходит вокруг — изучает лицо мамы, познает границы своего тела, потом понимает, что вокруг много предметов и других людей. Постепенно развиваясь, он начинает не просто принимать мир таким, какой он есть, но и задаётся вопросами «Почему?», «Что это?», «Для чего?» и т. п.

Пиком любознательности принято считать 4 года — согласно статистике, в этом возрасте дети задают в среднем 73 вопроса в день!

Зачем же они это делают? Не только из любопытства, но и для привлечения внимания к себе, вовлечения родителей в увлекательную беседу. Получая ответ на важный для себя вопрос, ребёнок также получает ощущение нужности и принятия от родителей.

Не стоит игнорировать и отмахиваться от своего чада — постарайтесь найти простые и понятные слова даже на самые каверзные вопросы. Конечно, не всегда есть время и возможность ответить сразу — в таком случае не забудьте вернуться к вопросу чуть позже и вместе обсудите новую тему.

Почему так много «неудобных» вопросов?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Хорошо, когда ребёнок задаёт простые вопросы вроде: «Когда папа вернётся с работы?» или «А почему я хожу в садик?». На них есть понятные и конкретные ответы: «Папа вернётся домой в 6, а в садик ты ходишь потому, что родители должны ходить на работу и не могут с тобой поиграть днём».

Но чаще маленькие сорванцы хотят знать ответы на куда более сложные и непростые вопросы. Родители сталкиваются с «неудобными» вопросами регулярно, и некоторые даже могут встать в ступор от неожиданности. В этот момент важно помнить, что у ребёнка нет задачи вас как-то запутать или пристыдить. Он просто любознателен и искренне хочет знать, почему день меняется на ночь или откуда берутся дети. Это мы, взрослые, делаем вопросы неудобными для себя, потому что часть вещей для нас является очевидной, а часть — табуированной.

Не стоит паниковать или искать виноватого, а тем более стыдить ребёнка. Постарайтесь ответить максимально спокойно на понятном для ребёнка языке. Чем невозмутимее вы будете во время ответа, тем быстрее ребёнок переключится на более интересное занятие.

Если ребёнок шокирует вас своей осведомленностью, поинтересуйтесь, откуда он взял это слово или узнал про некое событие. Возможно, он имел в виду совсем другое, а вы уже испугались. Как в анекдоте про бабушку и внука: «Возвращает бабушка внука родителям и просит перестать внушать ребёнку религиозные мысли. Родители в недоумении спрашивают, что же такого говорил ребёнок. Бабушка отвечает: «Ходил за мной весь день и говорил: «Молись и Кайся!». Родители рассмеялись и говорят: «Это он хотел мультик посмотреть “Малыш и Карлсон”!»

Как отвечать на «неудобные» вопросы?

Prostock-studio/Shutterstock. com

На все детские вопросы необходимо давать ответы. Но стоит придерживаться ряда простых и достаточно очевидных правил, тогда вам будет проще общаться с ребёнком любого возраста:

  1. Не игнорируйте детские вопросы, какими бы глупыми или странными они вам ни казались. Для ребёнка важно получить ответ, а вы — главный источник знаний для него. Проявляйте внимание с ранних лет, и тогда в подростковом возрасте ребёнку будет проще обратиться к вам за советом.
  2. Не говорите: «Задавать такие вопросы неприлично (неправильно)!» — это только подогреет интерес ребёнка к этой теме, и он найдет более сговорчивого собеседника, который расскажет всё и даже больше.
  3. Используйте слова и объяснения, подходящие по возрасту для ребёнка. В три года достаточно простых и коротких ответов; чем старше становится ребёнок, тем больше подробностей и нюансов ему захочется узнать.
  4. Если тема показалась вам слишком нетипичной, поинтересуйтесь у ребёнка, откуда он о ней узнал, но не ругайте за проявленный интерес.
  5. Держите себя в руках, будьте спокойны и уверены в своем ответе. Дети легко считывают родительское смущение и неловкость. Это, в свою очередь, также подогревает интерес.
  6. Доведите беседу до конца, пока ребёнок не скажет, что ему всё понятно.
  7. Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Это может стать прекрасным поводом, чтобы вместе узнать что-то новое и научить ребёнка искать информацию самостоятельно.

Что делать, если не знаешь, что отвечать ребёнку?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Знать всё на свете нереально. Ребёнок, конечно, хочет верить, что родители всесильны и всемогущи, но они очень быстро узнают, что у родителей есть свои слабости, свои недостатки и, конечно, что их знания ограничены. Не бойтесь сказать, что вы чего-то не знаете. Предложите найти информацию вместе. 

Сегодня существует множество познавательных ярких книжек обо всём на свете, можно найти информацию в них или открыть поисковик в интернете. Попросите ребёнка составить вопрос, помогите сделать это максимально чётко, чтобы компьютер понял запрос. Просмотрите сайты, найдите наиболее хороший вариант ответа. Проговаривайте свои шаги при поиске информации. После неоднократного прохождения этого пути ребёнок сам сможет воспользоваться поисковиком и найти все, что нужно, отфильтровав лишнюю и ложную информацию. Это пригодится ему по жизни во время учёбы и работы.

Не забудьте обсудить новые знания, поделитесь с ребёнком — что было удивительным для вас, спросите, что он узнал. Возможно, вы углубитесь в тему ещё больше и отлично проведёте время вместе с ребёнком!

Самые популярные детские вопросы и как на них отвечать

Prostock-studio/Shutterstock.com

Существуют вопросы, которые большинство родителей ставят в тупик вне зависимости от образования, уровня эмоционального интеллекта или родительского опыта. Они требуют от родителей концентрации и уверенности в собственных словах. Давайте рассмотрим наиболее популярные и каверзные из них.

Откуда берутся дети? Откуда я взялся?

Этот вопрос закономерно возникает практически у всех детей. И кажется, что ответить на него крайне затруднительно, избегая темы секса и половых органов. Однако и мистические аисты с капустой тоже не добавляют ясности в данный вопрос. Самый лучший способ ответить максимально просто:

«Когда мама и папа любят друг друга, в животике у мамы появляется ребёночек, Мы с папой встретились, подружились и полюбили друг друга, и ты поселился у меня в животе. Поначалу ты был очень маленьким и беззащитным, поэтому у мамы тебе было безопаснее всего. Постепенно ты рос, развивался, и когда пришло время, мама тебя родила — вытолкнула мышцами из животика».

Для трех-четырехлетнего малыша этой информации более чем достаточно. Вероятнее всего, к вопросам деторождения в полной мере ребёнок вернется ближе к подростковому возрасту. Желательно к этому моменту иметь на полке подходящую книжку с картинками, где вся информация уже изложена простым и понятным способом.

Вопросы о смерти (Я умру? Вы умрете? А что будет после смерти?)

Prostock-studio/Shutterstock.com

Тема смерти — вопрос непростой для любого человека, и ребёнок тоже сталкивается с мыслью, что его однажды может не стать. Не надо меняться в лице и демонстрировать ребёнку свой страх. Это может напугать и травмировать малыша. Лучше спокойно ответить:

«Однажды каждого из нас — людей, животных, растений — не станет, но случится это нескоро. Что нас там ждёт, никто не знает, но хочется верить, что мы будем сидеть на облачке и смотреть вниз на своих близких и родных».

Как ни странно, малышам нравится концепция некоего острова или облака, где их близкие присматривают за ними.

Кого вы больше любите — брата/сестру или меня?

Вопрос с подвохом, который ставит в ступор, потому что отвечать на него действительно надо очень аккуратно. Уравнение очень обижает детей, поэтому лучше всего ответ построить следующим образом:

«Невозможно всех любить одинаковой любовью. Любовь бывает разной. Я люблю тебя и твоего братика тоже люблю. Это разная любовь, но она одинаково очень сильная».

На вопрос проще отвечать, если у вас разнополые дети: одному можно сказать, что он самый любимый сын, а другой, что она — самая любимая дочь.

Но если дети начали регулярно задавать вам подобные вопросы, задумайтесь, как вы проявляете к ним свои чувства. Возможно, они таким образом хотят получить от вас внимание и поддержку, которой им не хватает.

Почему вы с папой (мамой) ругаетесь?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дети очень боятся ссор между близкими для них людей. Часто они начинают думать, что именно они стали результатом разногласий между родителями. Конечно, это их больно ранит. Поговорите с ребёнком о том, всегда ли он согласен со своими друзьями? Означает ли это, что он любит их меньше? Так и мама с папой ругаются, потому что не согласны по некоторым вопросам, но при том продолжают любить друг друга.

Успокойте ребёнка, покажите ему, что по-прежнему любите его, несмотря ни на какие родительские споры. Но постарайтесь впредь решать свои взрослые проблемы в отсутствие детей, либо с помощью конструктивной беседы. Так вы покажете им правильное поведение во время конфликта.

Дед Мороз существует? (Бог, Баба-Яга и т. п.)

В преддверие Нового Года можно услышать такой вопрос от своего чада. И родители не знают, как поступить, ведь мы учим детей честности, и врать не хотим, но и правда разрушит сказку. Поэтому стоит сказать максимально честно:

«Никто точно не знает, существует Дед Мороз или нет: одни люди верят, что он есть и приносит подарки, другие — нет».

Подробнее читайте в нашей статье «Мам, а Дед Мороз существует?»: как отвечать на вопросы ребёнка и стоит ли рассказывать «правду»?

Почему у меня нет такой машинки (куклы и т. п.), а у Вани есть?

Детям часто нравится то, что есть у их сверстников, но нет у них. Плюс социально-экономическое неравенство в обществе также рано или поздно становится заметно маленькому наблюдателю. Как же объяснить малышу, почему у него нет того, что есть у других ребят? Ответ должен быть искренним:

«Мы все разные: у Васи есть такая машинка, а у тебя есть другая. Ты можешь попросить его поменяться или поиграть вместе».

Чем отличаются мальчики от девочек?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Как правило, такие вопросы задают детсадовские дети, которые, сидя на горшке, обнаружили, что девочки и мальчики отличаются. Это нормально. Не стоит делать акцент на том, что девочки «аккуратные чистюли», а «мальчики хулиганы и драчуны», во-первых, потому что это не обязательно так, а во-вторых, потому что большой разницы между маленьким мальчиком и маленькой девочкой нет. Поэтому лучше сделать акцент на том, что нас объединяет:

«Да, у мальчиков и девочек разные органы, но и девочки и мальчики чувствуют боль и обиду, радуются и смеются, любят маму и папу».

Что такое «секс» (или любой другой «недетский» термин)?

Прежде чем отвечать на вопрос, поинтересуйтесь, где и при каких обстоятельствах ваш ребёнок услышал это слово. Не надо ругать или стыдить ребёнка за любопытство. Не надо говорить, что это «плохое слово». Конечно, если ребёнок спросил, что означает матерное выражение, необходимо сообщить ему, что такие слова не стоит употреблять. Но если это просто взрослое слово, не стоит говорить: «Вырастешь — узнаешь». Спокойно объясните его значение:

«У девочек есть вагина (так по-взрослому называется писька у девочек), а у мальчиков пенис. Секс — это когда вагина и пенис объединяются. Это происходит у взрослых людей, когда они друг друга любят».

Детские вопросы — это прекрасно! Они помогают ребёнку больше узнать о мире, о себе и взрослых. Конечно, родителям бывает сложно и утомительно отвечать на вопросы, которые сыплются с утра до ночи. Но давайте попробуем пережить это время с максимальной пользой для себя и наших детей. Детские вопросы заставляют посмотреть на мир заново, удивиться очевидному и узнать о невероятном, так почему бы не найти на них ответы?..

Оцените, пожалуйста, статью

Это нам очень важно

Рейтинг статьи: 0 / 5. Подсчет голосов: 0

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

/>

Как заинтересовать детей: ответы на пять вопросов

Перри Цурн, The Conversation

Кредит: Pixabay/CC0 общественное достояние

Дети от природы любопытны. Но различные силы в окружающей среде могут со временем ослабить их любопытство. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы поддержать детское любопытство? За ответами на этот вопрос издание The Conversation U.S. обратилось к Перри Цурну, профессору философии Американского университета и автору трех книг о любознательности, в том числе «Любопытные умы: сила связи», которая была выпущена в сентябре 2022 года.

1. Много ли любопытства при рождении?

Любопытство — это естественная способность, присущая нечеловеческим животным, а также людям с самого раннего возраста. Существа всех видов ищут информацию, исследуют свое окружение и изобретают новые способы решения проблем. Большие и маленькие существа, от слонов до пчел, занимаются поиском пищи, открывая новые территории и ресурсы, в то время как обезьяны — и даже клетки и вирусы — изобретают новое поведение.

Среди людей большинство людей — как ученых, так и не ученых — считают, что дети особенно любопытны. Психолог Сьюзен Энгель подтверждает это чувство в своей книге «Голодный разум». Энгель наблюдает за детским любопытством на работе в различных средах, от прогулок на природе дошкольников и научных лабораторий средней школы до задавания вопросов за обеденным столом. Ее исследование подтверждает, что дети разрываются от любопытства, которое выражается в вещах, к которым они прикасаются, в том, как они говорят и как они взаимодействуют с другими. Но что происходит с этим любопытством с возрастом?

Некоторые люди, которых я встречал, оплакивают потерю своего детского чуда, в то время как другие гордятся тем, что сохранили или расширили его. Чем можно объяснить разницу?

2. Что убивает детское любопытство?

Хотя исследования ясно показывают, что дети очень заинтересованы в том, чтобы задавать вопросы, этот интерес со временем может притупиться, особенно в школьной среде. Одно исследование показало, что дошкольники задают в среднем 26 вопросов в час дома, но менее двух в час в школе. Другое исследование показало, что учащиеся пятого класса в среднем выражали любопытство — задавая вопросы, направляя взгляд или манипулируя объектами — реже, чем раз в два часа. Почему?

Многие вещи могут ослабить любопытство. Интернет-поисковики и смартфоны, которые дают немедленные ответы, ограничивают способность детей сидеть со своими вопросами и размышлять над своими проблемами. Стили воспитания, которые подчеркивают ценность вопросов только как средство для достижения цели (например, правильных ответов), ограничивают способность детей культивировать вопросы ради них самих. Наконец, когда в школах учат детей задавать только определенные виды вопросов определенным образом, это может ограничить их возможности для инноваций, ограничивая их интерес и поиск в узких каналах.

3. Насколько хорошо школы K-12 воспитывают любознательность?

Поскольку подготовка учителей направлена ​​на передачу содержания и развитие базовых навыков, учителя могут не знать, как стимулировать любознательность.

Еще больше усложняет ситуацию то, что преподаватели часто сталкиваются с невероятными трудностями, связанными с увеличением размеров классов, сокращением ресурсов и усилением давления для достижения общих, измеримых результатов. В результате многие учителя учат «послушанию» больше, чем «любознательности», как выразился Та-Нехиси Коутс, размышляя о своем времени, когда он учился в балтиморских школах. По его опыту, для студентов было важнее вести себя и усвоить заданный материал, чем исследовать свои интересы и рисковать. Это особенно вредно для учащихся, чей творческий интеллект уже вряд ли будет поощряться, таких как цветные учащиеся и учащиеся с отклонениями в обучении, включая аутизм, синдром дефицита внимания/гиперактивность или дислексию.

Как подчеркивает астрофизик и чернокожая феминистка Чанда Прескод-Вайнштейн в своей недавней книге «Беспорядок в космосе», не всем рекомендуется стремиться к звездам или понимать их. Она считает, что чернокожие женщины особенно обескуражены своими академическими и научными устремлениями.

4. Как родители могут защитить любознательность своих детей?

Уделение внимания собственному стилю любопытства каждого ребенка и привитие ему чувства гордости за этот стиль во многом поможет детям поддерживать любознательность. Хотя дети от природы любопытны, они могут выражать и развивать свое любопытство по-разному. Исследования показывают, что существует несколько аспектов или стилей любопытства.

Одно исследование, в котором я принимал участие, например, под руководством специалиста по коммуникациям Дэвида Лайдона-Стейли, показало, что люди, просматривающие Википедию, склонны либо быть назойливыми — кликать на совершенно разные страницы; или охотники — кликая по близко связанным страницам. Ваш ребенок любит знать все о нескольких вещах? Или понемногу обо всем?

Для древних греков эти два стиля лучше всего характеризовались ежом и лисой. По словам Архилоха, еж «знает одно», а лиса «знает многое». Следуя этому инстинкту, в моей книге «Любопытные умы», написанной вместе с нейробиологом Дэни С. Бассеттом, мы анализируем 18 различных существ, от животных до насекомых, и описываем их уникальные стили любопытства. Возможно, ваш ребенок больше похож на осьминога с любознательными руками, раскинутыми во все стороны, или на дюймового червя, медленного и уверенного.

5. Какую роль могут играть колледжи?

Если люди хотят иметь любознательность и творческое воображение, необходимые для решения насущных проблем во всем мире, нам придется переосмыслить то, что происходит в классе колледжа и что происходит за его пределами.

Коллега-философ любознательности Лани Уотсон утверждает, что, сколько бы колледжи и университеты ни рекламировали любознательность, они по-прежнему полагаются в первую очередь на «образование, ориентированное на ответы». Снова и снова письменный экзамен, тест с множественным выбором или документ с изложением позиции являются золотым стандартом, с помощью которого учащиеся демонстрируют, что они узнали и что они узнали.

В образовательной среде редко ценятся более качественные, более проницательные и более творческие вопросы, кроме как для достижения других целей — более высоких оценок, большего количества опубликованных статей, большего количества открытий или инноваций. Растущее социальное давление, побуждающее работать больше часов на занятиях, работах и ​​стажировках, а также сокращающиеся инвестиции в гуманитарное образование делают задавать вопросы само по себе искусством, находящимся под угрозой исчезновения. Немногие студенты имеют время или стимул проявлять любопытство ради любопытства.


Узнайте больше

Интересуйтесь любопытством


Предоставлено Разговор

Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочитайте оригинальную статью.

Цитата : Как сохранить любопытство детей: ответы на пять вопросов (2022, 15 сентября) получено 5 октября 2022 г. с https://phys. org/news/2022-09-kids-curious.html

Этот документ защищен авторским правом. Помимо любой добросовестной сделки с целью частного изучения или исследования, никакие часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.

Яркие горизонты | Ответы на самые сложные вопросы вашего ребенка

Дети от природы проявляют любопытство к тому, как устроен мир, а это значит, что они задают много вопросов. На некоторые вопросы ответить легче, чем на другие, и нет единственно правильного ответа. Учитывайте темперамент и уровень развития вашего ребенка, а также ценности вашей семьи по данной теме.

Ниже приведены несколько общих советов, как ответить на эти каверзные вопросы, которые заставят каждого родителя содрогнуться:

  • Задавайте уточняющие вопросы, чтобы точно понять, о чем спрашивает ваш ребенок.
  • Предлагайте простые, понятные ответы.
  • Будьте честны — это нормально, если вы чувствуете себя некомфортно или не знаете, как реагировать.
  • Быть доступным для последующих действий.

Детские вопросы об анатомии и сексе

Вопросы об анатомии и сексе могут быть трудными, в зависимости от возраста ваших детей и вашего уровня комфорта при обсуждении этих тем.

В: «Почему тело моей сестры/брата не похоже на мое?»

A: Большинство воспитателей и экспертов по безопасности согласны с тем, что правильно использовать термины для обозначения частей тела, когда вы объясняете ребенку различия частей тела. Особенно, когда ваши дети маленькие, вы можете объяснить им «частные места» и то, что означает неприкосновенность частной жизни: никто другой не должен их трогать. Это также хорошее время, чтобы сообщить вашему ребенку, что он должен прийти к вам или другому взрослому, которому он доверяет, если кто-то попытается прикоснуться к его телу.

В: «Откуда берутся дети? Как ребенок попал к вам в живот?»

A: В идеальном мире разговоры о сексе с нашими детьми были бы просто другой темой, как гигиена, математика или спорт. Однако мы живем не в идеальном мире, поэтому разговоры о сексе могут вызывать много дискомфорта и беспокойства — в основном у родителей. Сделайте глубокий вдох и следуйте этим простым советам.

  • Спросите ребенка: «Что ты думаешь?» прежде чем отвечать на вопросы, чтобы лучше понять, что на самом деле спрашивают и что, вероятно, будет понято. Это всегда помогает понять вопросы вашего ребенка и текущие мысли, прежде чем пытаться его обучить.
  • Скажи правду. Если вы придумаете историю об аистах или феях, это вызовет в дальнейшем только недоумение и недоверие.
  • Избегайте слишком подробностей и отвечайте кратко и просто. Если ваш ребенок не удовлетворен вашими ответами, последуют дополнительные вопросы.
  • Делайте разговоры по существу. Обсуждая функции тела и секс вашего ребенка, относитесь к разговорам так же, как к любой другой важной теме — спокойно и по существу. Дети проницательны, и они смогут сказать, если вам неудобно.
  • Быть доступным. Одно из лучших правил воспитания детей — проводить вместе свободное время и много разговаривать. Дайте ребенку понять словами и действиями, что вы готовы предоставить информацию и ответить на вопросы о сексе или о чем-то другом.
  • Отложить, когда это уместно. Если в кабинете врача или в очереди в банке возник вопрос о сексе, не бойтесь сказать: «Какой хороший вопрос! Давай поговорим об этом дома позже». Затем снова заговорите об этом дома, чтобы ваш ребенок знал, что вы не избегаете разговора.

Как отвечать на философские вопросы детей

В некотором смысле на философские вопросы труднее ответить, потому что они касаются экзистенциальных, абстрактных или непознаваемых тем. Например: 

  • Что такое Бог?
  • Почему мы умираем? Что происходит с нами, когда мы умираем? Ты собираешься умереть?
  • Если мне нельзя причинять вред моим друзьям, почему можно убить курицу, чтобы съесть ее?
  • Что такое война? Я в безопасности? Буду ли я атакован?
  • Почему у некоторых людей нет дома?

В основе большинства этих вопросов лежат основные вопросы: «Я в безопасности? Безопасен ли мир?» Ваш опыт и ценности будут определять, как вы ответите на эти вопросы для себя и своего ребенка, но что, если вы не уверены в ответе?

  • Подумайте и откройте обсуждение. Некоторые родители могут чувствовать себя неловко и захотеть либо сменить тему, либо отмахнуться от вопроса пренебрежительным замечанием, например: «Неважно. Это взрослый вопрос». Другие родители используют эти трудные вопросы как возможность проверить свои собственные убеждения и, в зависимости от возраста своих детей, обсудить эти вопросы в семье. Как и в случае с вопросами о сексе, может быть полезно спросить нашего ребенка: «Что ты думаешь?» Это не только покажет, что эти мысли и вопросы имеют значение, но и покажет, что вы открыты для обсуждения.
  • Исследования и сотрудничество. Есть бесконечное количество книг на тему «во что мы верим?» вопросы. Изучите раздел для родителей в своей библиотеке или книжном магазине или проконсультируйтесь с родителями-единомышленниками. Если вы религиозный или духовный человек, вы также можете проконсультироваться со своим духовным сообществом, чтобы найти информацию, направленную на ответы на вопросы детей о религии и загробной жизни.
  • Подарите комфорт и уверенность. Подумайте, почему ваш ребенок задает этот вопрос. В погоне за информацией, комфортом, пониманием — или во всем сразу? Было ли пугающее освещение в новостях или друг пережил потерю? Обычно дети хотят знать: 1) почему возникла ситуация, 2) что делается, чтобы помочь или утешить вовлеченных в нее людей, и 3) как это может на них повлиять. Можно признать, что жизнь может быть непредсказуемой и запутанной, но постарайтесь закончить ее на успокаивающей ноте, ориентированной на поиск решений. Например: «Люди становятся бездомными по разным причинам, например, из-за болезни или потери работы. Мы делаем пожертвования в приют для бездомных и храним деньги в чрезвычайном фонде, чтобы обеспечить безопасность нашей семьи».

Сложные вопросы, которые задают ваши дети, помогут вам понять их страхи, трудности и понимание их развития. Они также могут зажечь отличные разговоры, которые укрепляют доверие. Не беспокойтесь о правильности каждого ответа. Вы можете возвращаться к теме более одного раза.

Подробнее о трудных беседах с детьми

• Уверенность в своем подходе и стиле воспитания поможет вам решать сложные вопросы.
• Ваш ребенок испытывает стресс? Помогите своему ребенку снять стресс с помощью этих советов экспертов.
• Узнайте, как развитие устойчивости может помочь вашему ребенку преодолеть трудности в жизни.

Детские вопросы: механизм познавательного развития

. 2007;72(1):vii-ix, 1-112; обсуждение 113-26.

doi: 10.1111/j.1540-5834.2007.00412.x.

Майкл М Шуинар 1

принадлежность

  • 1 Департамент SSHA, Калифорнийский университет, Мерсед, Калифорния 95344, США. mchouinard@ucmerced. edu
  • PMID: 17394580
  • DOI: 10.1111/j.1540-5834.2007.00412.x

Майкл М. Шуинар. Monogr Soc Res Child Dev. 2007.

. 2007;72(1):vii-ix, 1-112; обсуждение 113-26.

doi: 10.1111/j.1540-5834.2007.00412.x.

Автор

Майкл М Шуинар 1

принадлежность

  • 1 Департамент SSHA, Калифорнийский университет, Мерсед, Калифорния 95344, США. mchouinard@ucmerced. edu
  • PMID: 17394580
  • DOI: 10.1111/j.1540-5834.2007.00412.x

Абстрактный

Вопросы дошкольников могут играть важную роль в когнитивном развитии. Когда дети сталкиваются с проблемой, связанной с их текущим состоянием знаний (пробел в их знаниях, некоторая двусмысленность, которую они не знают, как разрешить, некоторая несогласованность, которую они обнаружили), задав вопрос, они могут получить целевую информацию именно тогда, когда они в ней нуждаются. Эта информация доступна им, когда они особенно восприимчивы к ней, и поскольку она приходит в результате их собственного неуравновешенности, она может иметь преимущества глубокой обработки. Поскольку вопросы позволяют детям получать информацию, необходимую им для приближения своих структур знаний к состояниям, подобным взрослым, способность задавать вопросы для сбора необходимой информации представляет собой эффективный механизм когнитивного развития (называемый в этой статье механизмом запроса информации). IRM]; этот термин используется потому, что он включает в себя задавание вопросов и другие действия по сбору информации, такие как жесты, выражения и вокализация). Однако роль детских вопросов в их когнитивном развитии в значительной степени упускалась из виду. Если вопросы являются движущей силой когнитивного развития, должно быть верно следующее: (1) дети должны действительно задавать вопросы, которые собирают информацию; (2) дети должны получать информативные ответы на свои вопросы, если они могут быть полезны для когнитивного развития; (3) дети должны быть мотивированы получать информацию, которую они запрашивают, а не задавать вопросы для других целей, таких как внимание; (4) вопросы, которые задают дети, должны быть актуальными и потенциально полезными для их когнитивного развития; (5) мы должны увидеть доказательства того, что вопросы детей в некотором роде помогают им, то есть что они могут задавать вопросы с определенной целью и целенаправленно использовать полученную информацию для успешного достижения некоторого изменения состояния знания. В настоящей монографии приводятся данные по этим вопросам. В исследовании 1 были проанализированы вопросы, взятые из стенограмм четырех детей в базе данных CHILDES (возраст 1; 2-5; 1). Эта методология позволила провести подробный и достоверный анализ каждого вопроса, заданного детьми во время сеансов записи. Результаты показывают, что дети задают много вопросов, связанных с поиском информации, и получают информативные ответы. Когда они не получают информативного ответа, они продолжают спрашивать; внимания не хватает. Результаты также показывают, что содержание детских вопросов соответствует их концептуальному прогрессу и меняется в ходе обмена и в ходе развития, отражая процесс обучения. Таким образом, эти данные свидетельствуют о том, что компоненты ИРМ присутствуют и используются детьми с самого раннего периода развития, а информация, которую они ищут, со временем меняется. Во втором исследовании задавались вопросом, могут ли довербальные дети, которые еще не задают лингвистических вопросов, получать информацию с помощью жестов, мимики и вокализации в дополнение к дальнейшему изучению лингвистических вопросов детей старшего возраста. В этом исследовании были проанализированы вопросы из перекрестного дневникового исследования, которое вели 68 родителей на вопросы своих детей (в возрасте 1; 0-5; 0). Кроме того, эта методология позволяла собирать данные о большом количестве детей, большом диапазоне ситуационных контекстов и позволяла собирать данные о событиях с низкой частотой и высокой значимостью. Результаты исследования 2 предполагают, что все компоненты IRM присутствуют, и распространяют эти результаты на младших, довербальных детей, которые получают информацию с помощью жестов и вокализации. В исследовании 3 изучались вопросы, заданные в одной конкретной области, биологических знаниях, и изучалось влияние различных типов стимулов на вопросы детей. В этом исследовании были собраны данные 112 пар родителей и детей (дети в возрасте 2, 3 и 4 лет), прогуливающихся по одному из трех зоопарков (один с настоящими животными, один с рисунками животных и один с трехмерными копиями животных). вместе смотрим на животных. Результаты этого исследования также свидетельствуют о том, что все компоненты IRM присутствуют с самого раннего возраста, что еще больше подтверждает результаты исследований 1 и 2. Кроме того, хотя дети все еще задают много небиологических вопросов о животных («какова его имя?»), биологическая информация («как младенцы выращивают своих пчел?») гораздо чаще запрашивается в этом исследовании, хотя это не обязательно так. Кроме того, природа этих вопросов предполагает, что они могут поддерживать построение концептуальных структур в области биологических знаний в то время, когда дети вносят важные концептуальные изменения в эту область. Кроме того, тип используемых стимулирующих материалов влияет на вопросы, которые задают дети; дети реже задают глубокие концептуальные вопросы, глядя на рисунки или копии предметов, чем когда смотрят на настоящие вещи. Наконец, в исследовании 4 изучается причинно-следственная связь между детскими вопросами и изменением уровня знаний путем изучения того, могут ли дети задавать вопросы, чтобы получить информацию, которая позволит им решить проблему. Шестьдесят семь четырехлетних детей попросили выяснить, какой из двух предметов был спрятан в коробке. Половине детей разрешили задавать вопросы, чтобы помочь им понять это. Несмотря на множество причин, по которым они могли не правильно использовать вопросы, дети, которым разрешалось задавать вопросы, значительно чаще идентифицировали объект, спрятанный в коробке, что явно указывало на изменение их состояния знаний. Кроме того, дети полагались на имеющуюся у них концептуальную информацию об объектах, чтобы генерировать вопросы, устраняющие неоднозначность; даже несмотря на то, что у них был более быстрый «глупый» метод устранения неоднозначности объектов с помощью неконцептуальной перцептивной информации («это фиолетовый?»), они с такой же вероятностью генерировали вопросы, которые касались невидимой концептуальной информации («это мурлычет?»). Эти результаты показывают, что дети способны использовать свои существующие структуры знаний для создания вопросов, которые изменяют их состояние знаний таким образом, чтобы они могли продуктивно решить проблему; они также предполагают, что использование существующих концептуальных знаний, чтобы помочь справиться с текущей ситуацией, и использование этих знаний для создания соответствующих вопросов, является неотъемлемой частью постановки вопросов. Вместе результаты этих четырех исследований подтверждают существование IRM как способа познания мира детьми. Дети задают вопросы для поиска информации, которые по теме и структуре связаны с их когнитивным развитием. Родители дают ответы на эти вопросы, но когда они этого не делают, дети упорно просят информацию, предполагая, что целью такого поведения является получение необходимой информации. Содержание этих вопросов меняется в ходе обмена мнениями и в ходе разработки таким образом, что это отражает построение концепций. Наконец, дети эффективно задают вопросы, чтобы собрать необходимую информацию, а затем могут продуктивно использовать эту информацию; они используют свои существующие концептуальные знания, чтобы сделать это. Таким образом, умение задавать вопросы является мощным инструментом, позволяющим детям собирать информацию, необходимую им для познания мира и решения проблем в нем. Обсуждаются последствия этой модели для когнитивного развития.

Похожие статьи

  • Семейная педиатрия: отчет Целевой группы по семье.

    Щор Э.Л.; Целевая группа Американской академии педиатрии по вопросам семьи. Шор Э.Л. и соавт. Педиатрия. 2003 г., июнь; 111 (6 ч. 2): 1541-71. Педиатрия. 2003. PMID: 12777595

  • Преодоление большого разрыва: преодоление разрыва между пониманием мышления малышей и детей старшего возраста.

    Чен З., Зиглер Р.С. Чен Зи и др. Monogr Soc Res Child Dev. 2000;65(2):i-vii, 1-96. Monogr Soc Res Child Dev. 2000. PMID: 12467094

  • Кросскультурные исследования.

    Окамото Ю., Кейс Р., Блейкер С., Хендерсон Б. Окамото Ю. и др. Monogr Soc Res Child Dev. 1996;61(1-2):131-55. Monogr Soc Res Child Dev. 1996. PMID: 8657166

  • Дети с ограниченными возможностями: лонгитюдное исследование развития ребенка и благополучия родителей.

    Хаузер-Крам П., Уорфилд М.Е., Шонкофф Д.П., Краусс М.В., Сайер А., Апшур К.К. Хаузер-Крам П. и др. Monogr Soc Res Child Dev. 2001;66(3):i-viii, 1-114; обсуждение 115-26. Monogr Soc Res Child Dev. 2001. PMID: 11677873 Обзор.

  • Качественное исследование.

    Тенни С., Браннан Г.Д., Браннан Дж.М., Шарц-Хопко Н.К. Тенни С. и др. 2022 г., 24 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. 2022 г., 24 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 29262162 Бесплатные книги и документы.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • «Что делает это ваг?» Взаимосвязь детской вопрошаемости, памяти и категоризации предметов.

    Лазарофф Э., Влах Х.А. Лазарофф Э. и соавт. Фронт Псих. 2022 11 августа; 13:892298. doi: 10.3389/fpsyg.2022.892298. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36033092 Бесплатная статья ЧВК.

  • Младенцы понимают, как работает свидетельство.

    Харрис П.Л., Лейн Д.Д. Харрис П.Л. и др. Топой (Дордр). 2014 г., 33 октября (2): 443–458. doi: 10.1007/s11245-013-9180-0. Epub 2013 2 августа. Топой (Дордр). 2014. PMID: 35874967 Бесплатная статья ЧВК.

  • Изучение вопросов детей и ответов родителей о пандемии COVID-19 в Турции.

    Юнлютабак Б, Велиоглу И. Унлютабак Б. и соавт. Курс психол. 2022 июль 1:1-15. doi: 10.1007/s12144-022-03331-4. Онлайн перед печатью. Курс психол.