Диплом лучший советчик города – ,

Содержание

7 оригинальных текстов благодарственного письма за сотрудничество


7 оригинальных и нестандартных примеров текстов благодарственного письма о сотрудничестве. Выбирайте лучший вариант и редактируйте под себя, все тексты можно скачать в word. Каким должно быть идеальное благодарственное письмо — простые советы, которую помогут написать лучшее письмо с благодарностью за сотрудничество.

Благодарственное письмо множеством экспертов признается одной из разновидностей деловых писем. Как правило, данный вид письма используется в коллективных организациях, связанных по признаку профессии или учебы. Наиболее близким по определению к благодарственному письму можно считать всем известную грамоту, которой обычно награждают в школах и спортивных кружках за достижения.

Благодарственное письмо может быть адресовано как конкретному человеку, так и организации в целом, например, за плодотворное сотрудничество. В данной статье предлагаем несколько вариантов написания благодарственного письма за сотрудничество. Тексты писем приведены ниже.

Порядок написания подобных писем разобран в статье: Как написать благодарственное письмо.

Также предлагаем посмотреть образцы других благодарственных писем:

Примеры интересных текстов письма

1. Текст благодарственного письма за сотрудничество, адресованного сотруднику.

Дорогая Зинаида Валерьевна!

Наверняка вы знаете, что наша молодая компания пока не может похвастаться значительным стажем работы и богатой родословной. Зато у нашей компании есть нечто гораздо более значимое: это такие сотрудники, как вы!

Позвольте выразить вам горячие слова признания и благодарности за то, что вы практически с самого первого дня честно трудитесь на благо нашей фирмы! Наш коллектив помнит о том, как вы вместе со всеми стойко преодолевали все трудности начального этапа развития нашего общего детища; как помогали менее опытным коллегам добрым советом и поддерживали теплым словом в нужную минуту.

Во многом благодаря вам, наша компания сейчас стремительно развивается и открывает для всех нас заманчивые горизонты. Ваш ум, Ваш опыт, Ваша доброта сыграли чрезвычайно важную роль для общего блага!

Искренне заинтересованы в продолжение сотрудничества, желаем вам тепла, здоровья и любви!


2. Пример текста благодарственного письма за сотрудничество, адресованного персоналу

Уважаемые коллеги, сотрудники нашего замечательного ООО «Гипермаркет»!

От лица совета директоров поздравляем вас с успешным достижением коммерческой цели в этом году! Наш общий успех – это здорово!

На протяжении целого года вы мужественно, самоотверженно трудились, дабы выполнить поставленные перед вами задачи. И вы справились с этим! Благодаря вашим общим усилиям, вашему коллективному духу наша компания войдет в новый год одной из наиболее процветающих в городе.

Мы ценим вас, и искренне желаем вам тепла, любви, семейного уюта и высоких зарплат!

С уважением, генеральный директор.


3. Пример текста письма с благодарностью за сотрудничество, адресованное партнерам

Дорогие партнеры!

Выражаю вам свою искреннюю признательность за наше плодотворное сотрудничество! Наши совместные усилия привели нас к закономерной деловой победе! Я верю в то, что в дальнейшем мы с вами сумеем сохранить и продолжить наши партнерские отношения.

Желаю вам здоровья, личного процветания, новых взаимовыгодных проектов и покорения еще более неприступных высот в нашем нелегком бизнесе.


4. Пример благодарственного письма о сотрудничестве партнеру

Уважаемый …!

Мы очень ценим сотрудничество с Вашей компанией на протяжении последних 5 лет.

Мы отлично осознаем, что успех, достигнутый нами в последние годы — это результат кропотливой совместной работы, постоянного ежедневного взаимодействия с вашими специалистами. Благодаря вашей открытости, стремлению понять и удовлетворить потребности партнера, направленности на повышение рабочих показателей наши отношения крепнут с каждым годом, и мы покоряем новые вершины в освоении внимания потребителей.

Выражаем Вам благодарность за совместный труд и надеемся на дальнейшее укрепление существующих отношений и рост показателей, достигнутых в ходе совместной деятельности.

Желаем Вашей компании процветания и успехов!

С уважением…


5. Пример текста благодарности за сотрудничество коллективу партнера

Уважаемые…!

От имени нашей компании выражаем глубокую благодарность коллективу _________ за взаимовыгодное сотрудничество и поддержку, оказанную в ходе проведения рекламных мероприятий, направленных на освоение новых клиентских каналов. Самоотверженный труд и добропорядочность сотрудников _______ позволили добиться потрясающих результатов. Наша компания вышла на новый рынок сбыта, благодаря профессиональному подходу коллектива ________ организации к проведению рекламной компании нашего продукта.

Искренне надеемся, что данное взаимодействие наших компаний было не последним, и рассчитываем на укрепление и расширение партнерских отношений в будущем!

С уважением…


6. Пример официального благодарственного письма о сотрудничестве партнеру

Уважаемый…!

ООО «___» в лице генерального директора _______ выражает благодарность коллективу и руководству ООО ___ за успешное многолетнее сотрудничество. За годы взаимодействия отношения наших компаний укрепились, благодаря общности интересов достигнуты наилучшие результаты в работе. Выражаем надежду на дальнейшее развитие наших взаимоотношений и выхода на новый уровень сотрудничества с более тесными отношениями.

С уважением…


7. Текст благодарственного письма поставщику за сотрудничество

ИП ___ выражает благодарность ООО ___ за долговременное сотрудничество и бесперебойность поставок продукции на склады нашей компании. Профессионализм ваших специалистов, внимание и понимание наших потребностей обеспечили максимально положительную историю взаимоотношения наших компаний.

Надеемся, что партнерские отношения с годами будут только крепнуть, и никакие препятствия не будут вставать на пути укрепления отношения наших компаний.

С уважением…

Скачать примеры текстов в word.

Видео — как написать лучшее благодарственное письмо

1000form.ru

Рекомендации по написанию дипломных работ (как написать дипломную работу самостоятельно)

Как быстро написать дипломную/курсовую — самые проверенные способы

Для того чтобы самому написать дипломную работу, нужно четко понимать что это такое. 

Дипломная работа – это выпускная квалификационная работа студента исследовательского характера, выполняемая студентом по окончании учебного заведения. Дипломная работа закрепляет и расширяет практические знания, развивает навыки самостоятельной научной работы, оценивает творческий потенциал студента.

Темы дипломных работ также утверждаются на соответствующей кафедре университета. Из года в год они немного меняются. Иногда студент может предложить свою тему дипломной работы, с обоснованием ее разработки. Следит за написанием дипломной работы (проверяет ее на правильность и своевременность) руководитель дипломной работы — преподаватель конкретной дисциплины по выбранной теме дипломной работы. Как правило, руководитель дипломной работы назначается.

Дипломная работа содержит:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. введение;
  4. основную (теоретическую) часть;
  5. практическую часть;
  6. заключение;
  7. список литературы;
  8. приложения.

Как писать дипломную работу?

Как же писать диплом? О том, как правильно написать дипломную работу – пошаговые инструкции на сайте Пишем-диплом-сами.рф

1 шаг. Поиск, отбор и изучение литературы по исследуемой теме.  Где найти источники литературы для дипломной работы читайте в статье «Источники литературы дипломной работы«. Ну и, конечно же, литературу для дипломной работы можно найти в общественных библиотеках и в библиотеках учебных заведений;  в электронных библиотеках интернета. Если вы будущий юрист, то читайте специальную статью о том, как найти литературу для курсовой и дипломной работы по юриспруденции — «Дипломная (курсовая) работа юриста».

 В качестве источника дипломной работы можно использовать готовые защищенные диссертации по теме вашей выпускной квалификационной работы.

  Плюсов в использовании этого способа масса. Во-первых, экономия времени на поиск литературы. Во-вторых, экономия времени на переработку огромного количества информации (нормативно-правовых актов, монографий, учебников, статей в журналах и т.д.). В-третьих, экономия времени на оформление сносок (в диссертациях ссылки  уже есть).  Кроме того, выбирая самостоятельно материал для дипломной работы из текста диссертаций, вы, как никто другой будете разбираться в проблематике рассматриваемого вопроса и сможете самостоятельно защитить дипломную работу на отлично!

2 шаг. Составление плана дипломной работы и согласование его с научным руководителем. О том, как составить план дипломной работы — читайте статью «Как составить содержание дипломной работы».

3 шаг. Введение дипломной работы. Как правильно написать введение к диплому – читайте статью «Как написать введение дипломной работы».

Обычно введение и заключение удобнее писать на основе уже готовой дипломной работы. Поэтому этот шаг можно оставить на потом и переходить к следующему.

4 шаг. Написание основной части дипломной работы. Основная часть дипломной работы должна содержать 3 – 4 главы, всесторонне раскрывающие выбранную тему дипломной работы. Каждая глава делится на несколько параграфов и (или) подпараграфов. Желательно, чтобы каждая глава содержала в совокупности одинаковое количество параграфов. Материал диплома излагается последовательно и лаконично, чтобы один вопрос логично вытекал из другого. В некоторых вузах дипломную работу проверяют на антиплагиат. Проверяют текст дипломной работы на антиплагиат / курсовой работы на антиплагиат с целью определить ее уникальность. Проверка покажет, сам ли студент писал свою дипломную работу или нет (например, скачал из интернета или купил уже готовую).Читайте — как обойти антиплагиат.

В основной части диплома необходимо делать сноски на источники информации, то есть на то, откуда вы берете материал. Как правильно делать СНОСКИ в соответствии с ГОСТ чиайте в статье «Как делать сноски».

5 шаг. Выполнение практической части. Практическая часть дипломной работы – очень важная составляющая. Так, для юристов – это анализ судебной практики, для инженеров — это чертежи, выполненные при помощи программы AutoCAD, ArchiCAD и проч., для математиков и программистов — практические задания, выполненные при помощи программ Maple, Mathcad и др.; для бухгалтеров – это анализ финансовой деятельности предприятия (используется программа 1С) и т. п. Практическая часть дипломной работы тесно связана с её теоретической частью.

6 шаг. Написание заключения дипломной работы. О том, как написать заключение к диплому – читайте статью «Как написать заключение дипломной работы» и статью «Примеры (образцы) заключений».

7 шаг. Оформление списка литературы дипломной работы. Как правильно оформить список литературы диплома – смотрите статью «Как оформить список литературы. Примеры».

8 шаг. Оформление приложений. Приложения представляют собой табличные, графические, иллюстрационные материалы по теме диплома.

9 шаг. Проверка дипломной работы преподавателем, исправление ошибок, оформление дипломной работы согласно гост и нормоконтролю в вашем университете.

10 шаг. Подготовка вступительного слова (речи) к защите дипломной работы. Обычно студент пишет краткий конспект к защите своего диплома (составляет краткую речь на 5 – 10 минут), куда выносит основные тезисы и проблемы по исследуемой теме дипломной работы.

11 шаг. Получение допуска к защите, рецензирование и, непосредственно, защита дипломного проекта.

Теперь, вы узнали схему, как правильно писать дипломную работу самому.

Написание дипломной работы на заказ

 На самом деле, написание дипломной работы – довольно сложный и длительный процесс. Не зря она подводит итог вашему 5-летнему обучению по выбранной специальности. Если у вас не получается самостоятельно написать дипломную работу, мы можем вам помочь! Заказать дипломную работу (предварительно узнав стоимость написания своей работы и срок выполнения) Вы можете у специалистов нашего портала — опытных авторов по написанию курсовых, дипломных работ

Желаем Вам успехов в написании выпускной квалификационной рыботы!

©Автор: Пишем-диплом-сами.рф

www.xn——8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai

15 советов по написанию дипломной работы

1. Никогда не выбирайте простые с виду темы для дипломных работ: чем проще кажется тема — тем сложнее ее сделать.

2. По возможности всегда пишите по тому предприятию, где работаете

3. Начинайте писать со списка литературы, потом введение, потом заключение — неважно что вы там напишите, важно что будет казаться что неплохой кусок работы сделан. Так оно и есть.

4. Никогда не выдраивайте дипломную с первого раза. Лучше пусть она написана коряво — так преподаватель будет уверен, что Вы ее пишите сами.

5. Никогда не придирайтесь к первому варианту работы — вы не знаете о чем думает преподаватель и в какую сторону вообще пойдет диплом — пусть преподаватель сам исправляет.

6. Если преподаватель постоянно перечеркивает все что вы пишите, то в итоге вы вернетесь к первому варианту, который тоже был перечеркнут. Нонсенс, но так происходит постоянно.

7. Ваш диплом вообще не имеет связи с реальностью, не стоит относится к нему серьезно, в смысле не стоит переживать.

8. Но писать его все-таки стоит именно серьезно. По-научному.

9. Если дипломная не двигается, пишите с конца. Напишите предложения по улучшению, третью главу, смотришь, всплывут идеи и по второй главе.

10. Никогда не пишите того, о чем не имеете представления — засыпетесь на защите.

11. Советуйтесь с преподавателями. Не все еще звери, делайте преподавателя очень важным в его глазах, если получится. он(а) сам напишет вам и все подскажет.

12. Никогда не опаздывайте на консультации. Выучите имя преподавателя наизусть! и его ученое звание, степень тоже. Это бывает важнее самого диплома.

13. Любой диплом можно написать за сутки.

14. Уникальной инфы полно, в том числе и в сети. 

15. Если все-таки времени или усидичвости не хватает, то диплом лучше заказать. Пользуйтесь услугами только ПРОВЕРЕННЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ. САМОЕ ГЛАВНОЕ В ДИПЛОМНОЙ — НЕ НАПИСАТЬ ЕГО, А ИСПРАВИТЬ ТО, ЧТО НАЧЕРКАЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. 

© Курсовые дипломные контрольные заказ в Минске  — заказ дипломных и курсовых работ в Минске.
+375 29 1563163 (Velcom, Viber, WhatsApp)

wuz.by

Европа — это просто! Иммиграция

Наши соотечественники по праву гордятся своим дипломом и полученным на родине образованием. При переезде в Европу за него нужно будет «побороться» еще один раз!

Зачем подтверждать свой диплом?

  • Официальное признание диплома требуется только в случае, если ваша специальность относится к регламентируемым профессиям (врачи, учителя, архитекторы, адвокаты, аптекари, инженеры-механики и т. д.) или же этого требует ваш работодатель.
  • Признание квалификации упрощает миграцию высококвалифицированным работникам и является обязательным условием для получения Голубой карты ЕС
  • Подтвержденный диплом увеличивает шансы найти желаемую работу. Многие профессии не требуют подтверждения диплома, однако с ним работодателю гораздо легче понять уровень вашей компетенции. К сожалению, в Европе никто не слышал о вашем ВУЗе, пусть даже хорошо известном у вас на родине.
  • Подтвержденный диплом квалифицированного специалиста дает его владельцу более высокий статус в обществе. Например, женщина вышедшая замуж за резидента ЕС и подтвердившая свой диплом, даже если она не собирается работать по специальности, переходит из категории домохозяйки в категорию равного партнера. Подтвержденный диплом — это всегда хорошая страховка на случай непредвиденных обстоятельств, дающая возможность финансовой независимости от супруга.

Решение о необходимости подтверждения диплома нужно принимать совместно с решением вопроса о иммиграции. Более того, это решение во многом скоординирует вашу стратегию переезда.

Люди решаются на иммиграцию, чтобы повысить свой уровень жизни, реализовать профессиональные амбиции, предоставить своим детям максимум возможностей.

Согласитесь, ни у кого в планах переезда не стоит ухудшение уровня жизни, — максимум, люди готовы смириться с временными трудностями. Поэтому оптимальная стратегия переезда, составленная с пониманием всех реалий жизни, даст самый краткий и результативный путь к реализации вашего замысла.

Хорошая работа — залог успеха. В Европе, как и везде, сильна конкуренция на рынке труда. Чтобы найти желаемую работу, иммигранту необходимо обладать как минимум тем же набором профессиональных навыков (желательно, заверенных документально), что и резиденту страны.

Подтверждение диплома — это тот кирпич, один раз заложив который, в дальнейшем вы сможете построить всю стену.

Рейтинг трудоустройства без подтвержденного диплома

В привилегированном положении оказываются обладатели образования связанного с информационными технологиями, они устраиваются на работу по специальности без особых проблем, пусть даже и с временным понижением своего уровня. Тот факт, что их диплом не является официально признанным, никого не смущает. Российские технари на западном рынке по-прежнему в цене. Подтверждение диплома им необходимо, только если они устраиваются в какие-то исключительные сферы, связанные, например, с национальной безопасностью.

То же самое можно сказать и о некоторых других категориях. Например, без подтверждения диплома могут работать работники медиа, менеджеры по продажам и туризму, трейдеры, артисты, музыканты, люди творческих профессий и прочие обладатели «международных» профессий.
Также можно обойтись без подтверждения диплома если вы фрилансер, работающий с Россией. Однако, жить на доходы от российского фриланса проблематично.

Самые большие проблемы ждут обладателей российских гуманитарных специальностей. Филологи, историки, журналисты годами ищут работу по специальности. Хотя подтверждение диплома формально не нужно, но на работу не устроиться — вакансий нет. Их нанимают в основном русские организации, некоторые большие университеты и международные организации, но таких очень мало и всерьез рассчитывать на такое трудоустройство нельзя.

Самый распространенный вариант — устроиться в свою сферу, но на другую позицию. Продюсеры работают помощником режиссера, маркетологи — ассистентами, учителя — гувернантками, менеджеры по туризму — в отелях на ресепшене и т.д. Безусловно, это карьерный шаг вниз, а в некоторых случаях — практически полная потеря профессии. Однако, все ущемленные амбиции компенсируются достойной зарплатой.

Возможно для гуманитариев будет хорошим решением подтвердить свой диплом и перепрофилиловаться на близкую, но более востребованную специальность, закончив дополнительные курсы. И всегда есть шанс получить новое образование в стране въезда. 

Нужно помнить, что труднее всего устроиться на первое место работы. Как только в вашей трудовой биографии появится запись о том, что вы уже работали по профессии — на вашей карьерной лестнице зажжется зеленый свет.

Варианты улучшения профессиональной позиции без подтверждения диплома

Часто бывает, что по вашей специальности подтверждения диплома не требуется, но необходимо пройти дополнительную сертификацию, — это касается таких профессиях как программист, экономист, ландшафтных дизайнеров, инженеры.

Бывает так, что и подтверждение диплома не требуется и сертификация не нужна, но работу все равно не найти. В этом случае можно не подтверждать диплом, а просто получить местное последипломное образование по вашей специальности — магистратуру или какие-либо курсы, что познакомит вас с региональной спецификой и даст нужные документы. Это особенно актуально для работников медиа, менеджеров по продажам и туризму, трейдеров.

В каждой стране есть исключения! Бывает так, что сама специальность регламентируемая, но можно избежать подтверждения диплома, закончив курсы повышения квалификации (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Юрист, который не будет работать адвокатом или нотариусом, может закончить программу повышения квалификации и работать юристом.

Психолог, закончивший магистратуру на психолога, может получить полную лицензию психолога.

Врач после прохождения программы магистратуры на диетолога может работать диетологом.

Для бухгалтеров, аудиторов и риэлторов также есть варианты получения права работать прямо по специальности после прохождения программы повышения квалификации.

Подтверждение диплома

Итак, вы решили подтвердить свой диплом.

Согласно действующему законодательству, иностранный гражданин имеет право подтвердить свое образование в Европе.

Решение о признании квалификации принимается на основании соответствия учебных программ, а не названий специальности.

Процесс подтверждения занимает от 6 месяцев до 2-х лет.

Если полученное вами образование совпадает с местной программой, то у вас есть все шансы получить положительное решение о признании диплома сразу. Но на практике это бывает очень редко.

Если программы обучения отличаются

Вы будете иметь на руках свидетельство с описанием отличий (количество недостающих предметов/недостающий объем некоторых предметов).

Представителям регламентированных профессий придется завершить подтверждение диплома, пройдя курс недостающих предметов в должном объеме, и подтвердить свою квалификацию сдачей экзаменов.

Если речь идет о нерегламентированной профессии, вы можете таким же образом завершить подтверждение диплома, досдав недостающие предметы в должном объеме. Также вы можете пойти на повышение в магистратуру или же попробовать найти работу, соответствующую имеющейся квалификации.

Стадии подтверждения диплома

Для учебных целей иногда достаточно пройти только апостиль и легализацию, для рабочих целей необходима нострификация, за исключением тех случаев, когда для работы не обязательно иметь лицензию или предусмотренную законом квалификацию.

Апостилирование — международная стандартизированная форма подтверждения подлинности документов, подписей, печатей министерством, курирующим организацию, которая выдала вам документы. Оформляется на родине.
Апостиль — это специальный штамп, который проставляется на оригиналах — официальных документах, выданных организациями и учреждениями стран, подписавших Гаагскую конвенцию.

Легализация — заверение нотариального перевода ваших документов, признающее подлинность его подписей, штампов и печатей. Оформляется в стране въезда. Иногда консульство или министерство Образования может попросить дополнительные бумаги, например, проверить имеет ли ваш ВУЗ аккредитацию и т. д.

Нострификация — процедура признания иностранного диплома на территории чужого государства и наделение его законной силой. В частности признание эквивалентности иностранных дипломов, присуждения учебных степеней, академическом признании университетских квалификаций. Дает владельцам те же академические и профессиональные права, что и дипломированным гражданам данной страны. Для нострификации производится сравнительная характеристика дипломов, оценка качества полученного образования и устанавливается его эквивалентность по отношению к местным дипломам. Проводится экспертиза, сравнивается образовательная программа, количество теоретических и практических часов, выносится решение об установлении эквивалентности и только тогда выдается свидетельство.

 

Компания EUeasy имеющая большой опыт работы в данной области проведет оценку ваших шансов, совместно с вами составит план подтверждения диплома, правильно оформит и подаст необходимые документы.

Мы считаем, что в таком серьезном мероприятии как иммиграция, все шаги должны быть выверены и вести только к успеху!

 

 

www.eueasy.ru

Как дописать диплом за полтора месяца до защиты?

Студентам последних курсов остается все меньше времени для работы над своими дипломами и диссертациями. Специально для «Афиши Daily» культуролог Аркадий Перлов подготовил список рекомендаций для тех, кто будет защищаться этой весной и летом.

Аркадий Перлов

Кандидат исторических наук, директор МУНЦ «Высшая школа европейских культур» Российского государственного гуманитарного университета, читает курсы по стратегиям исследовательской работы

© hse.ru

До защиты диплома осталось полтора месяца. Что мне делать прямо сейчас?

Сначала ответьте себе на такой вопрос: вы хотите защищать диплом, который получится сам собой (рассчитывая на «всем ставят нормальные оценки»), или это действительно важная для вас работа?

Дальше надо посмотреть, что у вас на данный момент есть и чего не хватает. Лучше всего составить жесткий план-график. Его все равно не получится выдержать, но вы хотя бы будете видеть, насколько вы от него отстаете.

Не забывайте, что поначалу наши идеи кажутся нам значительно стройнее, чем когда мы видим свои слова на бумаге. Голова должна быть свободна — чтобы занять ее тем, что вы пишете прямо сейчас. Поэтому все мысли, цитаты, планы надо записывать по мере их возникновения: не держите в уме то, что может быть в файле.

Когда вы планируете время, надо понимать, что диплом не ваш индивидуальный проект. Как минимум в нем участвует еще ваш научный руководитель. Не стоит воспринимать его как машину для правки и консультаций: он тоже человек, у которого есть своя работа, свое представление о приоритетах и свой уровень мотивации. И он точно так же может пропустить дедлайн или схалтурить, поэтому оставьте время на форс-мажор.

Итак, в идеале у вас сейчас уже есть готовый диплом — пусть и в виде черновика, набора рабочих материалов. В принципе, на приведение продукта в товарный вид нужно закладывать столько же времени, сколько и на его создание, — по крайней мере если вы заинтересованы в благоприятном впечатлении комиссии и высокой оценке. На практике, впрочем, «благоприятное впечатление» и «высокая оценка» — вещи разные: на очень многих кафедрах «отлично» или «хорошо» вам поставят, даже если будут считать ваш диплом довольно плохим. Но даже если вы на это согласны — убедитесь, что хотя бы в прошлом году на вашей кафедре ставили высокие оценки за скороспелые, невычитанные работы.

Если же вы хотите защищаться всерьез, то за полтора месяца до защиты ваша работа должна располагаться на шкале между «Все уже прочитано и обдумано, осталось только написать чистовик» и «Я полностью представляю себе все, что надо прочесть (и расширять этот список не намерен!). Структура работы согласована с научным руководителем, а план-график составлен с точностью до отдельных параграфов и кажется мне выполнимым».

Естественно, исходить надо не из максимальных значений своей трудоспособности, а из средних. Вполне вероятно, вам случалось писать и шесть, и восемь страниц за сутки, но работать в таком темпе на протяжении недель могут только завзятые графоманы: они абсолютно не видят свой текст со стороны и на разные лады твердят две-три любимые мысли.

Допустим, конспекты и черновики у меня уже есть. Как с ними работать?

Гуру академического планирования учат, что есть два стиля работы над текстом: «быстрый и неряшливый» и «аккуратный». Я категорический сторонник «быстрого и неряшливого». Сначала напишите хоть что-нибудь — буквально все мысли, которые у вас есть по поводу очередного пункта вашего плана. Если вы будете сразу писать начисто, придется постоянно переставлять куски будущего диплома и вы не успеете закончить все к поставленном сроку — только уже не на уровне стиля и вычитки, а в плане структуры и объема.

У меня страх чистого листа. Как его побороть?

Журналистский совет: не знаете, с чего начать, — начните с чего угодно. Напишите любой первый абзац: если он покажется неподходящим, отредактируйте его или выкиньте. Но когда первый абзац написан, второй пойдет гораздо легче.

Исследовательский совет: чистого листа не существует. Вы никогда не пишете с нуля, вы всегда перерабатываете запчасть одного уровня в запчасть следующего, всегда на что-то опираетесь. Это может быть прочитанный и законспектированный вами когда-то источник, проштудированная литература, план. Не знаете, что писать, — начните делать сводный конспект, объединяя материалы по конкретным темам. Потом его будет очень легко превратить в полноценный черновик: достаточно переписать предложения так, чтобы у них появились подлежащие и сказуемые, и добавить к каждому фрагменту введение и заключение, объясняя, что он должен был дать и что реально дал для решения общей задачи диплома и/или сюжета конкретного параграфа.

В чем разница между «источниками» и «литературой»?

Вообще, в разных дисциплинах и на разных кафедрах эти понятия могут определяться по-разному, но историки и культурологи их принципиально не смешивают.

Проверочный вопрос: При помощи какой «чужой и старой» информации вы добываете «свою и новую»?

«Своя и новая» информация основывается на анализе источника. Вы показываете экзаменационной комиссии, что способны не только найти в источнике то, что он сообщает прямым текстом, но и выпытать из него дополнительные сведения — и предъявить ответственное и новое знание.

«Чужая и старая» информация — это литература, мнения, которые вы сопоставляете со своим и говорите: «Я согласен c A» (читай: «Даже умный и великий А думал об этом так же, как я») или «Хотя Б думал об этом иначе, я полагаю, что» (читай: «Я такой крутой и работал с этим так много и так тонко, что осмеливаюсь прийти к иному, чем у умного и великого Б, мнению»; способность заявить и обосновать это очень ценится комиссией). Поэтому литературу достаточно просто прочесть, понять, распределить по микросюжетам своего проекта и, конечно, грамотно оформить.

Для филологов (да и для многих других) литература, естественно, может быть источником, поэтому нужно выяснить, что под этими словами понимают на вашей кафедре, а также узнать, как у вас принято определять «предмет», «объект», «актуальность», «новизну». Вычитать это проще всего из защищенных на кафедре хороших кандидатских авторефератов — или посоветовавшись с научным руководителем.

Как мне понять, что мой текст — хороший?

Попробуйте посмотреть на свой диплом чужими глазами. Если ваши предыдущие письменные работы принимались преподавателями на ура, скорее всего, вы можете пропустить этот пункт. По-видимому, вы умеете последовательно развивать свою тему и предвосхищать основные альтернативы; знаете, где нужно расшифровывать свою мысль, а где ее не стоит разжевывать; пишете не слишком наивно, но и не чересчур сложно. Но что если к вам возникали вопросы хотя бы по одному из этих параметров?

Начинаю паниковать. А вдруг я пишу совсем не о том?

Чтобы это проверить, воспользуйтесь тезисной схемой. Вы даете заголовок каждому абзацу, выделяете его отдельным форматом и автозаменой убираете остальной текст — так у вас должны остаться только главные мысли. Это довольно жесткий метод, который поможет понять, почему ваша мысль скачет, где нужны дополнительные связки и что нужно написать во введении и в заключении к параграфу так, чтобы он казался единым целым, а не случайным набором сюжетов.

Второй прием — более читерский: специалисты называют его «правка лейтмотива» исследования. Если при перечитывании вы обнаружили, что начинаете сильно отклоняться от темы, чаще вставляйте ключевые слова вашего диплома или конкретного параграфа. Попробуйте оправдать наличие «посторонних» фрагментов текста, покажите, почему по ходу работы они казались вам важными и отчего оказались тупиковыми. Ваш текст останется научным, но вы заранее предупредите читателя о возможных просчетах. Но нельзя себя обманывать: вам нужно четко понимать, о чем реально ваш диплом и к каким результатам вы на самом деле пришли.

Помните о том, что в вашей работе должно быть не одно введение и заключение. В идеале каждый параграф или раздел следует сопровождать микроанонсами и резюме, чтобы вы могли представить более-менее случайную или понятную только вам последовательность сюжетов своего исследования как заранее задуманную и продуктивную.

Что делать, если у меня слишком много или слишком мало текста?

«Слишком много» — редкая претензия к гуманитарным дипломам. Формально вас, может быть, пожурят, но если все написано по делу и на высоком уровне, комиссия будет восхищена. Но если в работе действительно есть фрагменты, совсем по касательной связанные с решением основной проблемы, — смело выкидывайте лишнее. Сами или с помощью научного руководителя.

«Слишком мало» — более частая проблема. Единственный универсальный совет — не лейте воду и не высасывайте из пальца: это всегда производит неприятное впечатление. Можно дать к диплому объемное приложение или, например, рассмотреть вместо трех кейсов четыре. Практически в любом исследовательском проекте скрыты возможности его расширения — за счет работы с примерами, описания противоречий и необъясненных проблем или благодаря правке.

Почему нужно заранее привести диплом в товарный вид?

Важно понимать, что вашу работу внимательно прочтут ваш научный руководитель и один-два рецензента. Все остальные составят свое впечатление по 10–15 минутам вашего устного выступления, по тому, как вы отвечаете на вопросы во время защиты, и еще за то короткое время, пока они держат вашу работу в руках. За этот срок въехать в идею, тем более сложную, практически невозможно: рядовой член комиссии ухватит ее в лучшем случае как банальность, упрощение, тем более что, как и студенты во время лекции, на защитах преподаватели заняты своими делами — подготовкой собственных выступлений, проблемами внеаудиторной жизни, а то и просто «тупят в планшеты». Поэтому не поленитесь уделить отдельное внимание физическому тексту вашей работы — вычитке, верстке, переплету. Очень легко заметить неправильно или неоднообразно оформленные сноски или грамматически несогласованные предложения в тех частях, которые пишутся самыми последними и которые как раз и листают на защите, — во введении и в заключении. Вам, конечно, простят эти огрехи, если в вашей работе есть настоящие научные открытия — однако если открытий нет, просто сделают вывод, что вы не умеете планировать время при работе над большим проектом.

А вдруг у меня плагиат?

Нет нужды лишний раз говорить о недопустимости плагиата. В немецких, к примеру, вузах студент прикладывает к диплому так называемое Eideserklärung — подписанное заверение, что если в его работе будет обнаружен плагиат, он согласен с дисквалификацией и тем, что ему не будут возвращать деньги за учебу. Не забывайте: все цитаты, позаимствованные мнения и факты должны быть оформлены надлежащим образом. Да, бывает и вполне добросовестный плагиат: студент честно думает, что описывает какое-то явление собственными словами, позабыв, что где-то читал об этом полгода назад. Но и это — академическое преступление, предполагающее такую же официальную ответственность. Не пытайтесь протащить чужой текст контрабандой: если вам необходимо сослаться на какой-то авторитет или прислониться к чужому мнению, просто корректно оформляйте заимствования — и у кафедры не будет оснований не допустить вас к защите.

Как правильно оформлять сноски?

Главное в этом вопросе — функциональность и единообразие. По вашей ссылке у читателя должна быть возможность найти издание, которое вы цитируете, ту мысль или те данные, о которых идет речь. Соответственно, если вы пользовались бумажным изданием, ссылка обязательно должна вести на конкретные страницы, а при переходе на электронную версию — переправлять на нужный фрагмент. Если есть время, попробуйте освоить научные органайзеры — например, Zotero или Citavi.

Вопреки официальной норме в реальности кафедральный стандарт важнее, чем факультетский, факультетский — чем университетский, университетский — чем ГОСТ. Вывод: если вы испытываете сомнения по этому поводу, посмотрите оформление одной из выпускных работ, получивших на вашей кафедре «отлично» в прошлом году.

Что делать со стилем?

Ни в коем случае не старайтесь писать сложнее, чем вы думаете. Насильственно привнесенное в работу наукообразие — это огромный минус: при спорном голосовании комиссия скорее проголосует против вас. Учитывайте, что компьютерные программы проверки грамотности знают русский язык на уровне троечника, так что очень желательна ручная вычитка и исправление опечаток. Что-то могут подсказать ваши родители или одногруппники: даже если они не специалисты в вашей области, указание на несообразность в аргументации всегда будет кстати.

Как вести себя на защите?

Попробуйте отнестись к защите как к празднику после нескольких лет вашей учебы. Вы уже не проиграли — вам поставят или ту оценку, которую вы заслужили за годы обучения, или, впечатленные удачными текстом и защитой диплома, решат ее повысить. Так что главное в последние стрессовые дни — не испортить отношения с научным руководителем, рецензентами и комиссией.

Текст вашего выступления должен быть предварительно согласован и отредактирован научным руководителем. Он наверняка знает, как проходят защиты на вашей кафедре, и сможет дать дельные советы — даже если они кажутся вам спорными. Постарайтесь прислать ему финальную версию вашей работы и презентацию как можно раньше: тем выше вероятность, что он успеет с ними поработать.

Не надо нервничать, если на защите научный руководитель начнет вас критиковать. Скорее всего, он ведет эффективную, хоть и опасную для дипломника игру в сурового наставника, который лучше всех знает недостатки своего подопечного и откровенно об этом высказывается.

Если вы сдали работу в срок или хотя бы не в последний момент, у вас есть право заранее познакомиться с замечаниями рецензента. Более того, от вас ожидают, что вы проявите к судьбе своей работы определенный интерес. Обычно об этом договариваются, когда сдают или высылают работу. Но помимо замечаний, высказанных вам заранее, рецензент может прямо на защите придумать что-то новенькое. Это нормально: до этого он был наедине с вашей работой и самим собой, а непосредственно на защите он услышал вопросы и мнения других компетентных людей и увидел текст в совершенно новом ракурсе.

На защите надо думать. Оценка вашей работы складывается из содержания диплома, визуального впечатления от него, презентации и того, как вы отвечаете на вопросы и реагируете на критику. Опасны две крайние позиции: упрямец, который отстаивает в своем дипломе каждое слово, и безразличный к содержанию своей работы конформист, который восторженным согласием реагирует и на серьезную, и на пустяковую критику. Защищайте не свои слова, а смысл проекта в целом. Важно понимать, почему вам задают те или иные вопросы, и отвечать на них разнообразно: на одни — совсем кратко, на другие — чуть более развернуто. Использовать возможность рассказать о дипломе то, что вы не успели проговорить во время выступления, — и извиниться за то, что не успели осветить в работе. Иногда — соглашаться с глубиной и обоснованностью вопроса или замечания, а порой — вежливо, но решительно защищать свою позицию. Так вы создадите у комиссии выгодное для себя представление о том, что вы действительно заинтересованы содержанием своей работы.

Соблюдайте регламент — и при выступлении, и отвечая на вопросы. Неспособность дипломника сберечь чужое время (особенно если он игнорирует замечания о том, что время вышло, или подробно отвечает на малозначительные вопросы) раздражает комиссию, которая может подумать, что выпускник не умеет отделять существенное от несущественного. Позаботьтесь о том, чтобы основные положения вашей работы были услышаны и восприняты, и будьте готовы пожертвовать каким-то материалом.

Отрепетируйте свое выступление. Не ускоряйте темп речи и доведите его до того, что будете укладываться в две трети от дозволенного вам времени. На защите непременно кто-нибудь в самый неподходящий момент зайдет, переспросит, начнет чихать — а вам обязательно нужно успеть сказать все самое главное в условленный срок.

Не забудьте о благодарственном слове!

Удачи!

Что еще почитать, чтобы научиться планировать свое исследование

«Исследование. Шестнадцать уроков для начинающих авторов» Уэйна К.Бута, Грегори Дж.Коломба и Джозефа М.Уильямса

Лучшее, с моей точки зрения, пособие по написанию академического текста.

«Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил» Вадима Радаева

Кратчайшее пособие для гуманитариев. Лучше всего подходит социологам и экономистам.

«Как написать дипломную работу» Умберто Эко

Самый авторитетный учебник для выпускников, хотя и написанный в аналоговую эпоху элитарного, до-массового образования.

«Как написать диссертацию» Андрея Зорина

Самое важное из того, что можно сказать об академическом планировании, на трех страницах.

Опытные преподаватели дают напутственные советы студентам-выпускникам

Олег Лекманов

Доктор филологических наук, профессор Школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

В связи с дипломами я могу вспомнить два случая. Первый — почти легендарный: мне с ужасом и страхом рассказывали о нем сразу несколько человек. Дело было в Тарту, в середине, кажется, 1980-х годов. Тогда дипломы еще не набирали на компьютерах, а печатали на машинке, а некоторые — даже писали ручкой. И вот на защите одной девочки встала ее научная руководительница (замечательный ученый) и сказала, что у этой работы есть лишь одно большое достоинство — каллиграфический почерк дипломницы. В общем, контактируйте со своим научным руководителем во время написания диплома, не доводите его до белого каления.

Впрочем, моя собственная история отчасти противоречит тому, что я сейчас сформулировал. Я писал диплом у очень хорошего пушкиниста — наверное, лучшего из современных. И он мне ничего, кроме двух запятых, не поправил (моя работа была совсем не на его тему — о Мандельштаме). Однако те попутные разговоры, которые мы вели часами, очень многое определили и в моем дипломе, и в моей дальнейшей научной жизни. Вывод: ищите себе научного руководителя не по близости темы, а по близости позиции, выбирайте того, чье слово (не только о дипломе и даже не о науке) для вас важно и вам интересно.

Мария Фаликман

Доктор психологических наук, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ

Самый забавный случай в моей практике был у меня с одним из первых дипломников. Все двигалось неплохо, хоть и медленно, и вот в самый последний момент обнаружилось, что результат основного эксперимента получился строго противоположным тому, который мы ожидали. Дело было в мае — время праздников, слетов авторской песни, на которые я тогда выбиралась. А текста все не было — и подходил крайний срок его сдачи рецензентам. Защиту назначили сразу после праздников — а рецензенты ведь хотят уехать, например, на дачу и читать там. И если сотовые телефоны тогда уже появились, то о мобильном интернете речь пока не шла. И вот я мечусь между чувством долга — надо бы дождаться текста — и ближайшей электричкой. Надеваю любимую тельняшку, пакую рюкзак и начинаю прогуливаться между компьютером и коридором. В этот момент все-таки приходит текст. В нем вроде бы все в порядке — но нет самой важной главы, комментариев к результатам исследования. А я, помнится, уже даже куртку надела. И вот я сажусь в этой куртке и чуть ли даже не с рюкзаком за компьютер и вопреки всем своим принципам и идеалам начинаю что-то такое придумывать и писать прямо в файл буквами всех цветов радуги, понимая, что иначе мне в лес не уехать. Правда, потом автор все-таки привел текст в порядок и даже выиграл всероссийский конкурс дипломных работ. Но, дорогие дипломники, пожалуйста, никогда не откладывайте до последнего. Как это ни смешно, у руководителей тоже бывают планы. Особенно по молодости.

Денис Стребков

Кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ

Когда в 1990-е годы я учился на физтехе, среди студентов ходили легенды о том, как чудили наши предшественники. Например, всем рассказывали историю про студента, который шутки ради написал в середине своей работы: «Если ты дочитал до этого места, зайди в комнату N, я тебе дам 50 долларов», предполагая, что никто из рецензентов этого не заметит. Но он так часто показывал это место своим друзьям и знакомым, что на защите диплом непроизвольно раскрылся перед комиссией именно на этой странице. Кто-то другой написал в своей работе: «Поскольку расчеты у меня не сходятся, примем число пи равным 5». Была еще одна трагикомическая история. В те годы не было персональных компьютеров — и рукописные работы отдавали на перепечатку машинисткам. И одна из них, особо мнительная и имеющая, видимо, филологическое образование, старательно исправила в дипломе по полупроводникам технический термин «дырки» на «отверстия».

Работы студентов-социологов тоже иногда вызывают гомерический хохот у комиссии, что, конечно, приводит защищающихся в смущение. Несколько лет тому назад у нас в ВШЭ защищалась девушка, в работе которой одна из таблиц называлась «Модель с удаленным членом» и ниже оценивалось «правдоподобие» этой модели. Имелась в виду всего-навсего регрессионная модель, из которой исключили одну переменную. Попадались и другие, не слишком удачные заголовки, например, «Имеют инвалидность по полу, по возрасту» или «Имеют хроническое заболевание по доходу». Тут речь шла о табличном распределении людей с инвалидностью по полу и по возрасту и распределение людей, имеющих заболевания, по доходу. В выпускных работах встречаются и весьма оригинальные гипотезы: «Студенты женского пола чаще употребляют слабоалкогольные напитки, чем крепкие, ведь женщины пьянеют быстрее, поэтому предпочитают слабоалкогольные напитки». В общем, преподавателям скучать не приходится.

От репортажей со «скверных» протестов до тестов и планов на ближайшие дни — в нашем фейсбуке.

daily.afisha.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *