«Привет!»
Инструкция: Начтите, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?
Когда все поздоровались друг с другом и группа привыкла к этому ритуалу, Вы можете запустить второй круг – с другим приветствием, например, со словами: «Как хорошо, что Ты здесь!» Другой вариант: Вы можете использовать эту игру в конце занятий, и в этом случае заменить приветствие прощанием: «Спасибо!» или «Спасибо, с Тобой было так хорошо работать!»
«Стратегическая игра на командообразование »
Для этой игры нам потребуется много места, поэтому, пожалуйста, отодвиньте в сторону столы и стулья, чтобы освободить пространство. Начните все молча двигаться по комнате. Выберите какого-нибудь члена группы и представьте себе, что вы его боитесь. Разумеется, вы не должны его бояться на самом деле, это всего лишь игра. Продолжайте движение по комнате, но таким образом, чтобы расстояние между вами и лицом, которого вы «боитесь», становилось все больше, но ни в коем случае не показывайте ему, что вы его избегаете. (1 минута)
Теперь выберите кого-нибудь, кто будет вашим Защитником. Ему вы тоже не должны показывать, что вы его выбрали. Во время движения по комнате делайте так, что бы ваш Защитник находился бы между вами и тем, кого вы «боитесь». Двигаться вам нужно как можно быстрее. (90 секунд)
Я сейчас буду считать от 10 до 0, и при слове «ноль» вы должны застыть на своих местах, как вкопанные. Десять, девять, восемь… ноль!
Сейчас вы можете посмотреть на то, что получилось, и каждый скажет, кого он «боялся», а кто был его Защитником.
«Из спичек – имена»
Инструкция: «Вот лежит коробок спичек. Ваша задача в течение 10 минут из этих спичек выложить имена всех здесь присутствующих, использовав все спички, лежащие в коробке. Одна буква может принадлежать разным именам. Спички ломать нельзя».
Ø Спички выдаются из расчета 10 спичек на одного члена группы.
Ø Если они не успевают за 10 минут, задается вопрос: «Сколько вам нужно времени, чтобы закончить?». Если опять не успевают, то опять вопрос и т.д.
«Ищи и найди»
Инструкция: Разойдитесь, пожалуйста, по парам и встаньте друг напротив друга. Сейчас каждый из вас должен запечатлеть в памяти образ своего партнера – так, чтобы вы могли его (ее) найти потом даже с закрытыми глазами. У вас есть две минуты, чтобы увидеть и запомнить, как выглядит ваш партнер: какая у него одежда, прическа, форма рук, какова ширина его плеч, обхват талии. Запомните как можно больше деталей, характеризующих облик вашего партнера. (2 минуты)
Теперь закройте глаза и разойдитесь так, чтобы вы не знали, где находится ваш партнер. Кроме того, дайте себе время освоиться в этой ситуации. Двигайтесь медленно и очень внимательно. Я позабочусь о вашей безопасности и о том, чтобы вся группа смогла успешно выполнить это задание. (15 секунд)
А сейчас вы можете начать искать своего партнера, но только молча. Ищите по своим особым приметам. Когда вы решите, что нашли его, то, прежде, чем открыть глаза, назовите его имя.
Лучше всего проводить игру на ограниченном игровом поле – не слишком большом, чтобы партнеры могли поскорее найти друг друга. Пары, которые уже нашли друг друга, могут переходить на другую сторону комнаты, чтобы облегчить оставшимся процесс поиска.
«Сесть на стол»
Инструкция: Ваша группа должна по моей команде как можно быстрее сесть на стол так, чтобы все члены группы разместились на столе. На полу не должно быть ни одной ноги.
«Ирландская дуэль»
Инструкция: Выберите, пожалуйста, себе партнера. Я хочу предложить вам игру под названием «Ирландская дуэль». Вы должны встать друг напротив друга так, чтобы около вас было достаточно свободного пространства, и вы могли бы во время игры двигаться друг вокруг друга. Пожалуйста, положите левую руку себе на спину на уровне крестца, ладонью наружу. Эта ладонь – ваше уязвимое место, ваша Ахиллесова пята.
Правую руку вытяните указательным пальцем вперед – это будет ваш ирландский меч. Ваша задача – дотронуться вытянутым указательным пальцем до открытой ладони партнера, одновременно не давая ему задеть ваше «уязвимое место». Во время этой дуэли вы не имеете права удерживать партнера. Так как ирландцы – очень мирный народ, то дуэль будет длиться всего одну минуту.
Обратите, пожалуйста, внимание на то, чтобы в комнате было достаточно свободного места – в противном случае участники могут «в пылу сражения» обо что-нибудь удариться. После первого поединка вы можете предложить участникам провести дуэль с новыми партнерами.
«Какие мы хорошие»
Инструкция: «Вам нужно показать, какие вы все хорошие. Сделайте презентацию вашей команды. На подготовку – 10 минут».
«Вампиры»
Инструкция: Представьте себе, что мы находимся в средневековом замке. И там, разумеется, по традиции, водятся вампиры, которые выходят гулять из своих могил по ночам. Сейчас вы можете начать ходить по пространству замка, сначала с открытыми глазами, так как пока на дворе день. (30 секунд)
И вот наступает ночь, и вы можете глаза закрыть, но продолжайте ходить. Сейчас я дотронусь одному из вас до плеча, и это будет означать, что этот человек – вампир. И его задача, как вы, наверное, догадываетесь, ходить и кусать людей. Прям так подходит и кусает. Человек, которого укусили, тоже становится вампиром, и, соответственно, тоже ходит и кусается. Если вдруг случится так, что один вампир укусит другого вампира, то укушенный становится человеком. Всякий раз после укуса (и если ты человек, и если вампир) необходимо закричать. Итак… (3 минуты)
Но вот близится утро, и вампирам надо срочно возвращаться домой – в свои уютные комфортные гробики. И вампиры сейчас могут начать рассасываться по стенам комнаты. А «живые» люди остаются в центре, радостные оттого, что смогли пережить еще одну ночь. (30 секунд)
И вот вы можете открыть глаза, чтобы оценить соотношение сил: сколько у нас получилось миленьких, симпатичных вампирчиков, а сколько жадных, зажавших лишнюю каплю крови «живых» людей. Шутка.
«Ужасный секрет»
Один из участников сообщает на ухо своему соседу ужасную тайну о себе, например: «Я люблю ковыряться в носу!» Сосед передает это дальше по кругу, тоже на ухо, изменив фразу так: «Один из нас любит ковыряться в носу!» В такой форме фраза идет по кругу, а второй участник, дав первой фразе отойти на двух-трех участников, посылает вслед секрет о себе: «Я люблю корочкой хлеба вымазывать остатки подливы». Фраза идет по кругу в варианте: «Один из нас…» Когда секрет проходит круг и приходит к владельцу, то владелец не отсылает его на второй круг, и, таким образом, первая часть упражнения заканчивается тогда, когда каждый секрет обошел ровно один круг. Затем все говорят вслух, какие секреты они узнали. Один узнал, что «мы храпим», что «мы любим поспать» и т.д., пока все секреты не будут припомнены. А затем все участники хором произносят: «И мы никогда никому ничего не скажем!»
«Клад»
Инструкция: Представьте, что ваша группа, находясь в походе, нашла настоящий клад. И у вас после этого оказалась 1000 золотых монет старинной чеканки. Ваша задача – разделить эти деньги. Как вы будете это делать, решать вам самим. Критерии отбора и процедуру принятия решения определите самостоятельно. У вас на это есть 5 минут.
Запрещено: бросать жребий и распределять вознаграждение поровну. Если вы не сумеете разделить деньги за отведенное время, их у вас конфискуют.
«Я желаю тебе завтра…»
Все стоят в кругу и по очереди желают соседу справа, себе и соседу слева чего-нибудь хорошего на завтрашний день.
Это упражнение можно сделать ритуальным и заканчивать им каждый «Огонек», но только перед ритуалом «День отшумел и ночью объятый…»
studfiles.net
Игры на сплочение коллектива — Летний лагерь
Основная задача вожатого в организационный период смены способствовать сплочению отряда, развивать доверие между ребятами в отряде. В этом помогут игры на сплочение.
Я люблю тебя за то…
Участники становятся или садятся в два круга – внутренний (мальчики) и внешний (девочки), парами навстречу друг другу. Пары берутся за руки и говорят шёпотом друг другу. За какое качество они ценят больше всего в этом человеке. При этом начинают с обязательной фразы: «(Имя участника), я люблю тебя за то…» чем подробнее объяснение, тем лучше выполнено задание. Вожатый обязательно играет с детьми. Через 10 -15 секунд внешний круг делает шаг вправо и пары, сменившись, повторяют всё сначала. По окончанию игры – анализ ощущений.
Упражнение на командное взаимодействие «Переброс мяча».
Задача данного упражнения обратить внимание коллектива на тех детей, которое до этого времени были менее заметны. Задача вожатого, чтобы мяч действительно побывал в руках у каждого ребёнка и никого не забыли.Ребятам предлагается встать в круг. Вожатый бросает мяч любому стоящему в кругу, поймавший мяч перебрасывает его следующему и т. д. задача сводится к тому, что мяч должен побывать в руках у каждого. Это упражнение необходимо выполнить за одну минуту. При этом следует соблюдать следующие правила: мяч не должен попадать дважды в одни и те же руки; если мяч упал, упражнение начинают выполнять сначала.
Скалолаз.
Участники встают на скамейку плотно друг к другу, взявшись под локотки. По очереди каждый игрок проходит по краю скамейки, держась за стоящих на ней людей, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков.
Проводник.
Участники выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи друг другу (если отряд большой, в 2 или 3 колонны). Вожатый объясняет правила:
- нельзя разговаривать
- у всех, кроме последнего, закрыты глаза (для надёжности глаза можно завязать)
- последний человек – проводник
- хлопок по правому/левому плечу – поворот вправо/влево
- хлопок по обоим плечам – вперёд
- двойной хлопок по обоим плечам – назад
Задача проводника – провести «паровозик» по маршруту, который укажет вожатый (несколько поворотов). Для продолжения игры последний участник становиться впереди всех, маршрут повторяется.
Атомный реактор.
Предварительная работа: на полу обозначается или чертится круг диаметром 3 метра.У каждого участника вожатый берёт какой – либо предмет, который кладёт в корзину. Далее корзину ставят в центр обозначенного круга. Задача каждого участника достать любой предмет из корзины не заступая в круг. Участник имеет право достать предмет только один раз, таким образом каждый участник достаёт предмет. Круг – это и есть «атомный реактор». Если кто – либо из участников заступает в круг, то всё начинается заново. Игра не заканчивается пока не достанут последний предмет.Данная игра способствует сплочению отряда, решение данной задачи возможно только при взаимодействии всего коллектива, ребёнок не может самостоятельно достать предмет, для этого ему необходима помощь всей команды. Вожатому следует обратить внимание на технику безопасности и способы решения поставленной задачи.
Слон.
Все участники, используя подручные материалы (ручки, карандаши, ветки, шишки и др.) за ограниченное время должны выложить на полу изображение слона. Задание выполнять в полной тишине. Ведущий внимательно наблюдает за ходом выполнения задания: все ли выполняют задание, кто взял на себя роль руководителя.
Угадай, кого нет.
Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. (в это время можно пошуметь). По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становиться ведущим.
Красные, синие, зелёные.
Играющие образуют круг или встают в шеренгу. Ведущий (вожатый) каждому на спину прикрепляет лист определённого цвета. По сигналу все участники должны выстроиться в колонны: красные – в одну колонну, синие – в другую и т.д. Цвета можно использовать другие. Можно усложнить задание: строиться в полной тишине.
Путаница.
Участники становятся в тесный круг. Правую руку выставляют вперед, левой берутся за правую руку соседа напротив. Нельзя браться за одну руку вдвоем, втроем, нельзя брать за руку рядом стоящего соседа. Затем общими усилиями необходимо рас¬путаться. В результате распутывания должен получиться круг.
Электрическая цепь.
Участники игры разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг, друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.
Два главных условия этого упражнения:
- электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами;
- на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.
Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!
Любое число.
Еще одна игра, которая может быть преподнесена участникам как способ проверки их умений понимать друг друга без слов. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы.Ведущий командует: «Три-четыре!». Одновременно должно встать столькоигроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Интересно, что в классической группе из двенадцати-пятнадцати человек обычно ошибка не превышает одного человека. Кто-нибудь из участников быстро соображает, что существуют беспроигрышные варианты: нужно на¬звать либо «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. Ведущему лучше прекратить игру после одной-двух удачных попыток: участники остаются с ощущением возросшей групповой сплоченности.
Гусеница.
Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда — это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
Клоун.
Для проведения этой игры потребуется коробок спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все участники выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем участникам, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, игра начинается заново. При хорошем уровне сплочённости отряда результат может быть достигнут очень быстро.
Геометрия вслепую.
Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: «Ребята! В полной тишине, без слов, не открывая глаз — постройте мне треугольник… квадрат…ромб и т.д»
Переправа через реку (в основном проводится на старших отрядах).
На полу отмечается участок 3-5 м (в зависимости от возраста детей) — это река. Весь отряд должен переправиться с одного берега на другой. При этом у них есть возможность сделать всего пять касаний «реки» (пять на весь отряд). Одновременное касание двумя ногами или руками (например, в прыжке) считается за одно касание.Чем сплочённее, сообразительнее, организованнее и подвижнее отряд, тем быстрее они все сделают (может уйти от 30 мин. и до 1 — 1,5 часа).На самом деде, перейти можно всего в три (или даже в два) касания.
Веревочка.
Все игроки стоят по кругу, крепко держа друг друга за руки «замком». Между первым и вторым участниками висит веревочка со связанными концами. Второй участник, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. Веревка теперь находится между вторым и третьим участниками, потом третий повторяет действия второго и т.д. по кругу. Главное: во время проведения веревки через себя участники не должны разнимать рук. Длина веревки – 1 м.
Глаза в глаза.
Участники садятся в круг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя «договариваться» с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут «договорится глазами», поэтому упражнение повторяется, но при этом участники рассаживаются на другие места в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.
Енотовы круги.
Необходима крепкая веревка, концы которой связывают (получается кольцо). Участники берутся за веревку руками, распределяясь равномерно по всему кругу. Затем начинают осторожно отклоняться назад, растягиваясь в стороны до тех пор, пока смогут держать равновесие. Далее можно предложить участникам:
- всем присесть, а затем встать;
- отпустить одну руку;
- пустить волну по веревке (покачать веревку).
В конце игры происходит обсуждение: чувствовали ли участники поддержку друг друга; старались ли помогать соседям; насколько были аккуратны; было ли чувство безопасности (или наоборот опасения, что можно упасть) и т.д.
Консилиум.
Участники садятся в круг и им зачитывается следующая легенда: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца. В ней нуждается 6 человек, но у вас только одно донорское сердце и больше в течение ближайшего времени найти не возможно. Вам необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать».На доске (или на ватмане) написан список тех, кого необходимо спасти:
- ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от рака.
- мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспитании 2 детей.
- беременная девушка 18 лет, больная СПИДом.
- мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, малолетние брат и 2 сестры.
- парень 20 лет, который попал в аварию во время медового месяца, его жена ждет ребенка.
- женщина 35 лет — мастер спорта мирового класса по спортивной ходьбе.
Затем участникам дается на обсуждение 15-20 мин. (в зависимости от числа участников и от степени их сработанности). После этого группа называет свое общее решение и обосновывает его.В данной игре крайне важна рефлексия. Она должна быть направлена на снятие подавленного состояния участников группы и напряженной атмосферы в целом. Для этого обсуждение необходимо направить на анализ взаимодействия группы: кто больше высказывался; почему некоторые отмалчивались; внимательно ли слушали аргументы друг друга; насколько комфортно было общаться в группе; почему возникали проблемы в общении; мнению, какого человека больше доверяли, почему и т.д. Общее время на обсуждение: 15-20 минут.Примечание: ведущий во время обсуждения внимательно наблюдает за участниками и отмечает поведение каждого: лидеров, агрессоров, молчунов.
СЧЁТ.
Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Факультативное правило: Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.
ПЕРЕВЕРНИ КОВРИК.
Вся группа стоит на коврике. Hужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол — упражнение начинается с начала.
М-М-М ПО КРУГУ.
Участники сидят в кругу. Первый человек долго тянет звук м-м-м-м-м… на определенной высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и так далее по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.
Кораблекрушение.
Группа участников разбивается на три подгруппы по 10 – 12 человек.Инструкция: «За особые успехи мы получили бонус в виде кругосветного путешествия. Мы сели на прекрасный корабль и плывём по Средиземному морю, но никто не обратил внимание на то, что это «Титаник». Катпстрофа. Но не всё потерянно, у вас есть три плота, на которых вам необходимо продержаться до прилёта вертолёта со спасателями. (каждая команда получает по три коврика)».Далее игра состоит из трёх шагов.
Шаг 1. Группам необходимо договорится и как-то уместиться на своих «плотах», продержавшись не менее одной минуты. Обязательное условие: ноги участников команды не должны касаться пола (земли). Время на договорённость и построение не ограниченно. Если задание выполнено – переходим к шагу 2.
Шаг 2. «Уже темнеет, да и море разбушевалось. Поэтому, чтобы вас нашёл вертолёт, важно не потеряться в темноте. Ваша задача: уместиться на своих плотах, соединить их (с помощью рук, ног, одежды) и в такой связке продержаться минуту».
Шаг 3. «Море разбушевалось, поэтому плоты начинают постепенно разваливаться. У команды остаётся по два коврика. Необходимо уместиться на них, сохраняя тактильный контакт с другими подгруппами, и продержаться в течении одной минуты».Вопросы для обсуждения:
- что чувствовали в ходе выполнения условий игры;
- что помогало, что мешало справиться с заданием;
- как можно улучшить взаимодействие в команде в следующий раз;
- какими умениями овладели в ходе игры.
Палочки – галочки.
Материал для игры: для проведения игры необходимо нарисовать на доске или на листе ватмана сетку в 6 квадратов. По вертикали нужно прописать цифры 1-6, по горизонтали- выше игрового квадрата буквы А-Е.
- А Б В Г Д Е
- 1 . . . . .
- 2 . . . . .
- 3 . . . . .
- 4 . . . . .
- 5 . . . . .
- 6 . . . . .
Подготовительная работа: Участники делятся на две команды. Команды определяют, каким значком они будут обозначать свой ход – палочкой или галочкой. Для последующего обсуждения игры нужно выбрать 1-2 человека наблюдателями, это могут быть дети, не желающие играть.Инструкция: «Прослушайте цель игры для каждой команды. Командам необходимо набрать как можно больше очков. Одно очко – это пять проставленных в ряд по диагонали, или по вертикали, или по горизонтали одинаковых знака. То есть, команда должна проставить пять своих значков в ряд».Определив цель игры, ведущий убеждается, что команда поняла задание, для этого просит повторить заданную цель.Команды по очереди ставят свои знаки на игровом поле. Определить последовательность хода можно жеребьёвкой.Цель наблюдателей- записывать все высказывания, прозвучавшие в командах во время игры. В конце, по разрешению ведущего, они озвучиваются.В процессе игры ведущий прерывает её и напоминает командам о цели игры.Комментарии к игр: как правило, игра идёт стереотипно игре «крестики – нолики», то есть команды пытаются мешать друг другу, но не набрать очки. Даже напоминание о цели игры не помогает. В процессе обсуждения от команд можно услышать возгласы: «А мы им перекроем!, «А мы им не дадим!». Игроки так увлекаются, что не слышат здравых мнений товарищей, что так невозможно набрать очки.Закончив игру, ведущий называет, какое количество очков набрали команды. И просит участников назвать, какое количество очков могли бы набрать команды. Ответ 3:3. Практика показывает, что мы можем победить в случае примирения с соперником. Жизнь показывает другой путь: если не мешать сопернику, то выигрывают оба.Ведущий делает вывод: «Давайте жить дружно! Не тратьте своё время на выяснения отношений и на борьбу, и вы выиграете и дадите эту возможность другим».
Орехи.
Цель: научиться принимать особенности другого человека.Для этой игры потребуются грецкие орехи по количеству участников.Инструкция: «Сейчас перед вами лежит мешок с орехами. Я прошу каждого из вас взять по одному ореху, а потом в течении минуты внимательно рассмотреть, запомнить свой орех (ставить на нём метки и раскалывать нельзя). Через минуту все орехи будут сложены обратно в мешок». После того, как орехи будут сложены в мешок, ведущий их перемешивает, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой орех. Когда это задание будет выполнено, происходит небольшое обсуждение: по каким признакам удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других?По итогам обсуждения можно провести аналогию между грецкими орехами и людьми: «И те, и другие в «куче» или толпе на первый взгляд выглядят одинаково, а для того, чтобы увидеть особенность каждого, нужно потратить время, приглядеться. О ценности же ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Может быть внешне очень красивый орех, но внутри – абсолютно пустой. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не нужно судить о человеке по каким – то внешним признакам у ореха очень жёсткая скорлупа, и она ему нужна для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто выращивают вокруг себя скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываться другим, для этого им требуется время».
Тайный друг.
Игру желательно проводить в конце организационного периода, когда дети лучше узнают друг друга. Игра «Тайный друг» может так же проводиться в любой период смены. На отдельных листах бумаги вожатый пишет имена всех детей отряда (имена и фамилии девочек – в одной коробке, мальчики – в другой), по жребию мальчики вытягивают имена девочек, а девочки – мальчиков, а затем в течение установленного времени (1 – 5 дней)тайно делают этим детям приятные сюрпризы. Главное условие – все должны сохранять тайну.По истечении времени весь отряд собирается в одном месте, где вожатый преподносит сюрприз уже всему отряду, после чего все раскрывают чьими были «тайными друзьями» и при этом дарят запоминающиеся презенты.В конце необходим анализ целесообразности, эффективности и необходимости игры «Тайный друг».
Город мастеров.
Игра проводится в окончании организационного периода, после ряда игр и упражнений на сплочение.Необходимый материал: ножницы, клей, бумага, картон, пластилин, скотч, верёвка.По заготовленным спискам отряд делится на несколько команд. Состав команд продумывается заранее, чтобы каждому в группе дать возможность проявить максимальную активность и получить новый для себя опыт взаимодействия.Инструкция: «Сегодня мы создадим вместе с вами Город мастеров. В городе нужно построить жилой дом, клуб или театр, храм, административное здание или мэрию, кафе или бистро. У команд есть время на обсуждение – 10 минут, за которые вам необходимо придумать идею строительства и договориться, как будет работать команда. Само строительство будет проходить в полном молчании, за нарушение будет налагаться штраф: ведущий будет забирать один из предметов (ножницы, скотч). На строительство даётся 20 минут».По сигналу ведущего начинается строительство. Ведущему важно отслеживать выполнение правил и особенности работы в командах для последующего анализа. После окончания строительства каждого сооружения проводится экскурсия по Городу, презентация каждого сооружения.После экскурсии проводится обсуждение:
- как работалось в команде;
- что было трудно, что легко;
- как достигали взаимопонимания;
- как рождались и воплощались идеи;
- какие выводы вы сделали лично для себя.
summercamp.ru
«Автомойка»
Цель: Командообразование Материалы: Нет Время игры: 10-15 минут |
«Возьми салфетки»
Цель: Знакомство Материалы: бумажные салфетки Время игры: 10-15 минут |
«Гелиевая палочка»
Цель: Командообразование Материалы: Палочка Время игры: 10-15 минут |
«Групповое гудение»
Материалы: нет Время игры: 5 минут |
«Коллективный хрюк»
Цель: Командообразование. Развлечение. |
«Коршун и наседка»
Цель игры: Командообразование. Материалы: нет Время игры: 15-20 минут. |
«Минное поле»
Материалы: «мины» Время игры: 10-15 минут |
«Мой вклад в команду»
Материалы: нет Время игры: 15-20 минут |
«Мой хвост»
Цель: Командообразование |
«Мост»
Цель: Командообразование Материалы: скамейка или бревно, которые будут имитировать мост. Время игры: 10-20 минут |
«Острове»
Цель: Командообразование Материалы: Листы А3 или коврик Время игры: 10-15 минут |
«Падающая палка»
Цель: Командообразование. Развлечение. |
«Паук»
Цель: Командообразование |
«Пейзаж за моей спиной»
Цель игры: Налаживание коммуникации и понимания между членами отряда. Материалы: Бумага, цветные карандаши или фломастеры. Время игры: 15-20 минут |
«Пройти бесшумно»
Цель игры: Развитие сноровки. Эмоциональные переживания. Командообразование. Материалы: нет Время игры: 15 минут. |
«Сумасшедший»
Цель: Командообразование |
«Тяни в круг»
Цель: Командообразование Материалы: мел или веревка для создание кругов на земле Время игры: 15-20 минут |
«Умение слушать»
Цель: знакомство и тренировка активного слушания Материалы: нет Время игры: 15 минут |
«Чтение мыслей»
Цель: Командообразование. Развлечение. Материалы: Стулья Время игры: 15-20 минут |
www.haglar.ru
➤ Игры на командообразование для повышения мотивации персонала
Тренинги по программе тимбилдинга помогут сотрудникам расслабиться и дадут нужный эффект, если проводить их в игровой форме. Какие игры на командообразование можно провести в помещении офиса своими силами, расскажем в статье. Бонус — 5 сценариев игр и полезная инфографика по адаптации персонала.
Из статьи вы узнаете:
Как правильно проводить игры на командообразование для сотрудников
От того, насколько сплочен коллектив, зависит и эффективность, и мотивированность каждого сотрудника. При этом неважно — работают они над решением одной общей задачи, или выполняют индивидуальный план.
Принадлежность к единой команде и чувство сопричастности — сильнейший мотивирующий фактор, для многих даже более важный, чем размер заработка. Поэтому тимбилдинг (от англ. team building – построение команды) является частью системы управления персоналом. К наименее затратным и эффективным методам тимбилдинга относятся игры на командообразование. Чаще всего их проводят в помещении офиса, на рабочих местах.
Игровая форма позволяет провести такие тренинги на сплочение коллектива весело и нескучно, повысить вовлеченность и заинтересованность участников. Игры на командообразование для сотрудников в помещении можно проводить в любое время года силами самой организации, привлекая в качестве тренеров менеджеров по персоналу, руководителей подразделений или лидеров, пользующихся уважением в коллективе.
Как выбрать конкурсы на командообразование
Чтобы грамотно подобрать конкурсы и игры на командообразование, добиться поставленной задачи, соблюдайте важные правила:
- Правила игры должны быть четкими и понятными. Участники не должны тратить время, чтобы разобраться, что от них требуется.
- Цель игры – помочь участникам лучше узнать друг друга и развить в них желание и потребность к сотрудничеству, а не к конкуренции.
- Сценарий игры должен исключать психологический, физический или моральный дискомфорт для сотрудников.
Элла Скалецкая, первый заместитель председателя правления банка «НФК» (АО), расскажет, как формировать душевную атмосферу в коллективе и удерживать сотрудников.
Какие игры на командообразование можно провести в помещении
Игры в помещении — удобная форма мероприятия для персонала. Участникам не нужно перемещаться в другое место и адаптироваться к новой обстановке. Это значительно экономит время. Кроме того, такие игры не потребуют серьезной подготовки или вложения крупных денежных сумм.
Есть несколько игр, которые легко проводить в любом помещении. Они дают хорошие результаты по сплочению коллектива.
Игра №1. «Минное поле»
Правила: разбейте участников на пары. Желательно это сделать тренеру и сформировать пары так, чтобы партнеры были не очень хорошо знакомы друг с другом, или даже находились в напряженных отношениях.
На полу в случайном порядке раскладывают любые предметы — листы бумаги, журналы, подставки под канцелярские принадлежности. Это — «минное поле». Один участник с завязанными глазами встает в одном конце поля, второй — в другом. Задача первого — пройти по «минному полю» с помощью команд второго участника. После того, как поле будет пересечено, участники меняются местами.
По окончании конкурса все присутствующие могут обсудить проблемы, с которыми столкнулись партнеры при пересечении «минного поля».
Цель игры: увидеть, как разные люди интерпретируют информацию и насколько они готовы доверять друг другу.
Игра №2. «Послушай меня»
Правила: поделите участников попарно. Раздайте им карточки с разными темами для обсуждения. Один партнер должен изложить свое мнение по предложенной теме, второй — его внимательно выслушать, не перебивая и стараясь понять высказываемую точку зрения. После того, как первый закончит говорить, второй участник пары обобщает сказанное, затем роли партнеров меняются. Присутствующие дают оценку тому, насколько партнеры готовы слышать друг друга.
Цель игры: развить коммуникативные навыки, проанализировать, насколько сотрудники прислушиваются к мнению других людей, насколько они готовы терпеливо выслушивать чужую точку зрения.
Совет. Если на карточках написать темы, которые касаются проблем в компании или команде, можно получить четкое представление о мнении сотрудников по этим вопросам.
Игра №3. «Соль и перец»
Правила: участвовать в игре могут 14-20 человек. Напишите по две карточки с устойчивыми сочетаниями, состоящими из двух слов, например: «Курочка» и «Ряба», «Бабка» и «Дедка», «Василиса» и «Прекрасная», «Конек» и «Горбунок». Каждому участнику прикрепите на спину одну карточку.
Задача каждого участника: выяснить у остальных, какое слово написано у него на карточке и найти свою пару. При этом на вопросы можно отвечать только словами «Да» и «Нет». Победит та пара, которая найдет друг друга быстрее всех.
Цель игры: решить проблемы в общении, научиться сотрудничеству с другими членами команды.
Какие игры на командообразование можно провести с новичками
Сократить период адаптации и помочь новичку быстрее влиться в коллектив также можно, используя игровую форму тимбилдинга.
Игра «Знакомство с командой»
Правила: в игре принимают участие все члены коллектива. Сначала тренер задает вопросы только «старожилам», а затем ответы на них должны дать новички.
В ходе игры тренер задает вопросы, касающиеся деятельности компании и общеизвестных фактов о присутствующих сотрудниках.
Пример вопросов
|
Игра «Правда и ложь»
Правила: каждый участник, включая новичков, должен представиться и сделать о себе три заявления, два из которых — правда, одно — ложь. Задача — запутать остальных и убедить их, что ложное заявление — тоже правда. Остальные участники вслух обсуждают сделанные заявления и совместно решают, какое их них было ложным.
Цель игры: развить умение открыто общаться и искать общее решение. Игра помогает участникам познакомиться и лучше узнать друг друга.
В материале «Системы Кадры» вы найдете все шаги адаптации в полезной инфографике
Вывод
Конкурсы и игры на командообразование для сотрудников в помещении можно проводить в любое время года без больших финансовых и временных затрат. Тренинг-игра позволяет неформально подойти к развитию навыков общения в коллективе, помогает коллегам по работе раскрыться с неожиданных сторон и лучше узнать друг друга.
www.hr-director.ru
➤ Игры на сплочение коллектива — доступная и эффективная методика тимбилдинга
Игры на сплочение коллектива взрослых можно проводить с минимальными затратами прямо в офисе. Как выбрать программу тренинга и какие игры в нее включить, расскажем в статье. Бонус – сценарии 6 игр, которые помогут сплотить коллектив и тест Сишора, с помощью которого можно определить индекс групповой сплоченности.
Из статьи вы узнаете:
Зачем проводят игры на сплочение коллектива взрослых
Тимбилдинг (от англ. team building – построение, создание команды) — не просто модный термин, а комплекс тренингов, участие в которых поможет персоналу компании найти точки соприкосновения и сделает коллектив более сплоченным.
Для любого бизнеса важно, когда сплоченный коллектив действует как одно целое — каждый сотрудник выполняет поставленную перед ним задачу, чувствует ответственность перед коллегами. Взаимодействие в таком коллективе основано не на конкуренции, а на здоровом соперничестве, поддержании соревновательного духа.
Главная причина, по которой снижается сплоченность коллектива — отсутствие взаимопонимания между руководителями и подчиненными. Эксперт журнала «Директор по персоналу» расскажет,
как улучшить взаимопонимание между сотрудниками, создав атмосферу вовлеченности
Но нужно помнить, что если проводить игры на сплочение коллектива взрослых формально, это станет для персонала скучной обязанностью. Так невозможно добиться хорошего результата.
Опыт HR
Читать интервью |
По какому принципу выбирать коллективные игры на сплочение коллектива
В специальной литературе и интернете можно найти множество игр, которые проводят, чтобы сплотить рабочий коллектив.
Подбор игровых тренингов нужно проводить с учетом 3 базовых целей:
Цель №1. Помочь членам команды лучше узнать друг друга, выявить их сильные стороны, определить характер каждой личности, ее роль в коллективе.
Цель №2. Наладить взаимоотношения между членами команды, создать между ними доверие, решить проблемы взаимопонимания.
Цель №3. Развить в сотрудниках определенные навыки, которые им необходимы для повышения личной эффективности.
Немаловажно определиться с финансированием и временем проведения тренингов на сплочение:
Бюджетный вариант. Проводят силами службы персонала компании. Используют офисные помещения компании. Набор реквизита минимальный.
Продвинутый вариант. Тренинги проводят приглашенные внешние коучи. Чаще всего это происходит в выходные с выездом на природу. В тренинге используют специально разработанные программы.
Эксперты «Системы Кадры» поделятся секретом, как помочь новичку быстрее изучить оргструктуру организации
6 игр, которые помогут сплотить коллектив
Предлагаем провести с вашими сотрудниками 6 игр на сплочение коллектива. Они помогут создать успешную команду. Эти игры не потребуют от вас отдельного помещения или привлечения внешних специалистов.
4 совета от HR-практиков:
Совет №1. Перед занятием проведите разминку — это поможет участникам расслабиться, снять напряжение после работы.
Совет №2. Перед каждой игрой коротко и доступно изложите ее правила.
Совет №3. Ситуации в играх не должны повторяться, чтобы участники каждый раз учились находить новые решения.
Совет №4. По результатам игр проведите обсуждение и обмен мнениями.
Коллективные игры на сплочение членов нового коллектива
Игра «Распутайте узел»
Число участников: 8-20 человек
Время проведения: 15-30 минут
Правила: участники встают в круг, лицом к его центру. По команде тренера они вытягивают вперед правые руки и в случайном порядке берут руку другого человека, стоящего напротив. Затем это повторяется с левыми руками. Цель игры — распутать образовавшийся узел как можно быстрее. У каждого новичка есть возможность в ходе тренинга проявить свои качества – администраторские, лидерские и т.д.
Игра «Пойми меня без слов»
Число участников: 8-20 человек
Время проведения: 15-30 минут
Правила: участники разбиваются на две команды. Одна команда выбирает своего представителя и загадывает слово, которое он должен проиллюстрировать другой команде жестами. Вторая команда должна отгадать загаданное слово, задавая наводящие вопросы. Отвечать на них представитель первой команды может только молча — утвердительно кивая или отрицательно качая головой. Побеждает та команда, которой удается быстрее разгадать загаданное соперниками слово.
Игры на сплочение коллектива взрослых
Игра «Головоломка по бартеру»
Число участников: 8-20 человек
Время проведения: 30-45 минут
Правила: участники делятся на 3-4 группы в равном количестве. Каждая группа может выбрать для своей команды название. По числу групп берут и перемешивают головоломки, например, пазлы с различным рисунком. Части головоломок раздают в равном количестве каждой группе. Задача участников, входящих в одну группу — как можно быстрее найти недостающие части своей головоломки и собрать ее. При этом чтобы получить свое, можно использовать обмен, подкупы и интриги, а также мешать и запутывать соперников.
Игра «Творим вместе»
Число участников: 8-20 человек
Время проведения: 30-50 минут
Правила: для проведения игры тренер должен подготовить большой лист бумаги и различные материалы, из которых участники должны сделать тематический коллаж. Потребуются газетные и журнальные вырезки, фотографии, фломастеры, цветная бумага, наклейки и пр. Темы для изготовления коллажа или картины можно выбрать связанные с рабочими буднями.
Психологические игры на сплочение коллектива взрослых
В сложившихся коллективах можно проводить психологические игры на сплочение коллектива взрослых. Цель — снять напряженность, уменьшить количество конфликтов и улучшить взаимопонимание.
Игра «Наши вопросы»
Число участников: 8-20 человек
Время проведения: 15-30 минут
Правила: участникам раздают одинаковые листки бумаги. На них каждый пишет вопрос, который он не может озвучить, но который его волнует. Листки все бросают в одну коробку. Тренер достает их оттуда и зачитывает вслух. Ответ может дать любой желающий или тот участник, которого назначит тренер.
Игра «Свеча доверия»
Число участников: 10-12 человек
Время проведения: 10 минут
Правила: участники встают в круг, лицом друг к другу. Один человек встает в центр круга, скрестив руки на груди и закрыв глаза. Он наклоняется и остальные по очереди подхватывают его и медленно передают по кругу по часовой стрелке. Человек, стоящий в центре, должен преодолеть страх и довериться остальным членам команды. Через 5-6 минут процесс постепенно останавливается. Все участники игры должны пройти это испытание, а затем рассказать о своих ощущениях.
Определить индекс групповой сплоченности можно с помощью теста Сишора Вы найдете его в «Системе Кадры». Скачать ключ к тесту можно здесь
Вывод
Используйте возможности коллективных игр на сплочение коллектива, чтобы создать благоприятную и комфортную рабочую атмосферу. С помощью игр можно повысить мотивацию персонала даже при небольшом бюджете.
www.hr-director.ru
Тимбилдинг в Саратове. Командообразующие игры и корпоративные праздники
Трехдневный корпоратив для сотрудников крупной международной компании
В первый день участников ждал приветсвенный банкет с профессиональным ведущим, потрясающе эффектными номерами, живым исполнением песен и даже огненным шоу. На банкете участники могли получить специальные монеты с логотипом Бизнес-центра «Эксперт», которые потом они могли использовать как подсказки.Второй день запомнился участникам корпоративного тимбилдинга на природе “Барабанным тренингом”. Барабанный тренинг – новая, и при этом уже признанная во всем мире одной из самых эффективных и интересных технологий командообразования. Еще древние племена, играя на барабанах, развивали чувство командного духа для группового сплочения перед принятием сложного коллективного решения. Сотрудники вашей компании могут почувствовать себя единым целым, научиться игре на барабанах и весело провести время! Тренинг способствует сплочению коллектива и позволяет участникам эмоционально раскрепоститься и получить удовольствие. На третий день участники корпоративного командообразующего эвент-мероприятия на природе начали с разминки в стиле «йога». Профессиональный инструктор провел занятие, которое рассказало участникам о йоге, а также о базовых осанах. После разминки участники отправились на командообразующую игру «Командное равновесие». На больших весах участники сложили негативные моменты их работы, вещи, которые отвлекают их и, выполняя упражнения, зарабатывали позитивные моменты. Участников ждали интересные упражнения, которые можно пройти только всей командой, пользуясь взаимопощью, чувством локтя и правильно организовав коммуникации. Участники тимбилдинга «Командное равновесие» прошли 5 упражнений, квест с использованием современных технологий, а также общее упраженение, на котором показали рекорд за все время проведения! В конце, перевесив негативные моменты, участников ждал торжественный дневной феерверк и отличное командное настроение надолго!
«Потрясающий тимбилдинг. Столько интересных и очень непростых, заметить, упражнений, которые мы все же преодолели! Действительно, без грамотной командной работы пройти упражнения корпоратива «Командное равновесие» нереально. Очень понравился квест, а также дневной салют. Спасибо, тимбилдинг прошел на высшем уровне!» — сказал один из участников тренинга.
teambuildingsaratov.ru
Игры для тимбилдинга
На сегодняшний день тимбилдинг представляет собой один из самых популярных видов корпоративных мероприятий, направленных на повышение эффективности команды. Ведь успех зависит не только от того, насколько правильно была организована коммерческая составляющая деятельности фирмы, но и от взаимоотношений внутри коллектива.
Варианты игр для тимбилдинга:
- Спортивный — cамый популярный, массовый и красочный вариант, основанный на преодолении спортивных препятствий;
- Исторический — исторические ролевые игры, в которых воссоздаются определенные события прошлого;
- Творческий — основан на выполнении различных креативных заданий, которые открывают в сотрудниках новые творческие резервы;
- Психологический — психологические игры на понимание друг друга, выявление лидера, тренинги на сплочение;
- Деловой — тематическая командная корпоративная деловая игра, посвященная развитию навыков управления, стратегического планирования и обслуживания клиентов.
Корпоративные игры и тренинги могут проводиться в любое время года и в любом помещении. Это может быть офис компании, конференц-зал при отеле, в ресторане или на природе.
В основном программы проводятся в летнее время. Это наиболее подходящий период для комфортной атмосферы в коллективе. Наиболее популярным местом проведения командообразующих программ является загородная площадка, расположенная в ближайших районах Московской области.
Московская область обладает огромным ресурсом для проведения разнообразных программ тимбилдинга: поляны, загородные отели и пансионаты, пляжи, яхт-клубы.
Для более эффективного результата многие компании предпочитают в летний период выделить целый уикенд в загородном отеле Московской области для проведения нескольких выездных игровых программ.
Кстати, не забывайте, что мы работаем по всей России и даже за рубежом!
Любое мероприятие должно быть стратегией компании, тогда оно принесет результаты.
Ярошенко Наталья
Менеджер проектов компании STYLE PROJECT
styleproject.ru