Интеллектуальная викторина для старшеклассников с ответами – Интеллектуальная викторина для старшеклассников «Что? Где? Когда?»

Интеллектуальная игра для старшеклассников «Гениальное рядом»

Цель игры: неформальный срез знаний учащихся 9-11 классов в ходе решения задач интегрированного содержания по предметам естественнонаучного цикла.

Ход игры: игра проводится методическими объединениями учителей естественнонаучного цикла и математики. Участвуют команды 9–11-х классов по 7 человек от класса. Игра состоит из 4 туров.

1-й тур. Презентация одного гениального открытия человечества.

2-й тур. Аукцион знаний: на представленные вопросы команды дают ответы, вопросы читаются всем сразу, кто быстрее даст правильный ответ.

3-й тур. Спринт эрудитов: каждой команде задается 15 вопросов, нужно за определенное время ответить на большее число вопросов.

4-й тур. Риск-версия “Энциклопедия здорового образа жизни”: каждой команде предлагается по 4 вопроса, если команда рискует, т.е. отвечает без подготовки, она получает 2 балла за правильный ответ. Если команда играет, т.е. обсуждает ответ 20 секунд, она получает 1 балл за правильный ответ. Если команда не дает правильного ответа, соперники могут попытаться на заданный вопрос и получить 1 балл в случае правильного ответа.

Оборудование: компьютер и медиапроектор, черный ящик, портреты великих ученых.

Сценарий.

Ведущие старшеклассники:

Ведущий 1: Здравствуйте дорогие друзья!

Ведущий 2: Сегодня мы проводим интеллектуальную игру “Гениальное рядом”, 10 ноября весь мир отмечал День науки. В этот день чествовали ученых, изобретателей за непредсказуемый полет мысли, за величайшие и не очень открытия, которые изменили и изменяют нашу жизнь.

Ведущий 1: В игре принимают участия команды учащихся 9–11-х классов. Участники- это интеллектуальная элита классов, те, кто своими знаниями, умом, эрудицией имеют честь представлять свой класс. Мы желаем всем удачи!

Ведущий 2: Разрешите представить жюри.

Председатель жюри:

Члены жюри:

  1. Эксперт по математике
  2. Эксперт по физике
  3. Эксперт по химии
  4. Эксперт по биологии

Ведущий 1: Дорогие друзья прослушайте правила нашей игры. Игра состоит из 4 туров:

1-й тур. Презентация одного гениального открытия или изобретения, качественно изменивших жизнь человечества. Необязательно таких масштабных как адронный коллайдер, но зато в отличие от него ощутимо полезных и нужных. Это было домашнем заданием каждой команде и оценивается по десяти бальной шкале.

2-й тур. Аукцион знаний: на представленные вопросы команды дают ответы, вопросы читаются всем сразу, кто быстрее даст правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

3-й тур. Спринт эрудитов: каждой команде задается 15 вопросов, нужно за определенное время ответить на большее число вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

4-й тур. Риск-версия “Энциклопедия здорового образа жизни”: каждой команде предлагается по 4 вопроса, если команда рискует, т.е. отвечает без подготовки, она получает 2 балла за правильный ответ. Если команда играет, т.е. обсуждает ответ 20 секунд, она получает 1 балл за правильный ответ. Если команда не дает правильного ответа, соперники могут попытаться на заданный вопрос и получить 1 балл в случае правильного ответа.

Прежде чем мы начнем нашу игру, предлагаем каждой команде продумать название команды.

Ведущий 2: Итак, начинаем первый тур.

1-й тур “Гениальные открытия человечества”

Команды представляют презентации гениальных открытий человечества из предложенных:

  • открытие компьютера
  • открытие пенициллина
  • открытие телефона
  • открытие фотографии
  • открытие телевидения
  • открытие рентгеновских лучей
  • открытие телескопа

(см. Приложение 1, Приложение 2)

2-й тур “Аукцион знаний”

1. Галлерея великих людей.

Этому выдающемуся ученому принадлежат известный слова: “Наука-это драма идей”. Как-то в интервью у него спросили: “Как появляются изобретения, которые переделывают мир” “Очень просто,- ответил он, -все знают, что сделать это невозможно. Случайно находится невежда, который этого не знает. Он то и делает изобретения”. Этот ученый родился в Германии в городе Ульме, который принято считать “Городом математиков”. Пристрастия к точным наукам и музыке в ущерб остальным дисциплинам служило причиной отрицательный отзывов о его способностях со стороны учителей. Необычайно плодотворными стали 9 лет его работы в федеральном бюро патентов, где он создает знаменитые теории физики, принесшие ему мировую славу, Нобелевскую премию (Альберт Эйнштейн).

2. Почему ручные часы рекомендуют заводить утром, а не вечером, при снятия их с руки? (Ответ: В только что снятых с руки часах пружина нагрета от руки. Будучи заведенные до отказа, остывая, пружина, сжимаясь, укорачивается и может лопнуть).

3. 2010 год объявлен Годом Учителя. Всем известна эмблема и главный приз всероссийского конкурса “Учитель года”- хрустальный пеликан. Почему именно пеликан считается символом бескорыстного самопожертвования? (Ответ: птенцы пеликана, залезая глубоко в глотку родителей, кормятся принесенной для них пищей, часто вырывая ее с кровью.)

4. Можно ли в невесомости пользоваться авторучкой, маятниковыми часами? (Ответ: Нет, так как нет силы тяжести, ответственной за вытекание чернил из авторучки и колебания маятника )

5. Если верить древнему историку, во время похода А.Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно-кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда? ( Ответ: Из серебра, оно обладает бактерицидными свойствами.)

6. Внимание! Чёрный ящик.

В ящик помещён прибор, о пользе которого знал ещё Пётр I. М.В.Ломоносов, первый учёный, систематически применявший его в своих научных работах, писал о нем в своем стихотворении:

Прибавив рост вещей, оно, коль нам потребно.
Являет трав разбор и знание врачебно.
Коль много… нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тайных в теле жил.
Что это за прибор? (Ответ: Микроскоп.)

7. Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на земле? (Ответ: Нет, звук не распространяется в вакууме, так как нет упругой среды.)

8. Можно ли использовать оцинкованные ведра и бочки для приготовления побелочных растворов? (Ответ: Цинк – химически активный металл, легко реагирует с кислотами и щелочами. Побелка имеет щелочную реакцию, поэтому цинк в ней медленно растворяется.)

9. Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не квадратными? (Ответ: Если квадратную крышку поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк.)

10. Внимание! Черный ящик.

Выдающийся англичанин. Сначала в школьные годы он плохо учился и физически был слабым. Затем начинает упорно работать и занимает первое место в школе и удерживает его до окончания. Впоследствии стал известен всему миру. Его биномом, аппаратом вычисления бесконечно малых, оптическими исследованиями, основами его механики мы пользуемся постоянно и сегодня, решая как земные, так и космические задачи. (Ньютон.)

11. Алюминий более распространен в земной коре, чем железо. Почему он дороже? (Ответ: И алюминий и железо встречаются как соединения. Но железо восстанавливают в доменных печах, а алюминий – электролизом, что более трудоемко и дороже.

12. Почему когда зимой идет снег становится теплей? (Ответ: При кристаллизации выделяется энергия.)

13. Внимание! Черный ящик.

Когда он сделал самое главное открытие, ему было 35 лет. К этому времени он уже стал профессором Петербургского университета, автором учебников, известным ученым. Его интересовали воздухоплавание, переработка нефти, производство бездымного пороха, метеорология, астрономия, химия. Он приобрел на Псковщине небольшое имение, в котором выращивал диковинные плоды. Изучать его опыт приезжали профессора из Сельскохозяйственной академии. Он работал в Главной палате мер и весов. Он являлся членом 71 иностранного научного общества. Его имя увековечено в названии одного из химических элементов (Ответ: Д.И.Менделеев).

14. Какой химический элемент состоит из двух животных?

(Ответ: мышьяк)

15. Задача – шутка.

Муж весит шесть пудов. Сколько весит вся семья? (Веса мужа достаточно для решения задачи) (Ответ: жена – его половина, дети – их произведение: 6 + 3 + 18 = 27 пудов).

Ведущий 1: На этом второй тур завершен, пока жюри совещается, подведя итоги, у нас музыкальная пауза.

Ведущий 2: Просим жюри огласить итоги второго тура.

3 тур “Спринт эрудитов”

Ведущий 1: Каждой команде будут задаваться 15 вопросов, в вашем распоряжении будет 2 минуты. За это время нужно ответить на большее число вопросов, если вы не знаете ответа на предложенный вопрос, говорите “дальше”.

Ведущий 2: Итак, команды готовы? Начинаем!

Вопросы команде 1:

  1. Отрезок, соединяющий две соседние вершины многоугольника. (Сторона)
  2. На что делить нельзя? (Ноль)
  3. Значение произведения взаимно обратных чисел. (Единица)
  4. Параллелограмм, у которого есть прямой угол. (Прямоугольник)
  5. Чему равна половина от половины? (1\4)
  6. Угол, указывающий направление. (Азимут)
  7. Где самые длинные сутки? (Везде по 24 часа)
  8. Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
  9. “Эврика!” – воскликнул он и открыл закон. (Архимед)
  10. Прибор для определения направления ветра. (Флюгер)
  11. Груз, подвешенный на нитке. (Отвес)
  12. Химический элемент, недостаток которого приводит к кариесу зубов. (Фтор)
  13. Неметалл, являющийся лесом. (Бор)
  14. Чего у куба и человека ровно по дюжине. (Ребер)
  15. Центр управления организмом. (Головной мозг)

Вопросы команде 2:

  1. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
  2. Сторона, лежащая в треугольнике против прямого угла. (Гипотенуза)
  3. Равенство с переменной. (Уравнение)
  4. Чему равна дюжина? (12)
  5. Сколько вершин у куба? (8)
  6. Сколько музыкантов в квинтете? (5)
  7. Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
  8. Автор теории относительности. (Эйнштейн)
  9. Растяжение, сжатие, изгиб, кручение – называется… (деформация)
  10. Реакция, между кислотой и основанием. (Нейтрализация)
  11. В название, какого металла входит дерево? (Никель)
  12. Основной компонент воздуха. (Азот)
  13. Хобот – это нос или губа? (Губа)
  14. Какое вещество Леонардо Да Винчи назвал соком жизни? (Вода)
  15. Самая редкая группа крови? (Четвертая)

Вопросы команде 3:

  1. Сумма сторон n-угольника. (Периметр)
  2. Хорда, проходящая через центр окружности. (Диаметр)
  3. Чему равно значение числа Пи? (3, 14)
  4. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. (Правильная)
  5. Путь от условия к ответу. (Решение)
  6. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый)
  7. В математике он бывает натуральным. (Ряд)
  8. Ученый, открывший закон всемирного тяготения. (Ньютон)
  9. Физическое явление, на котором основано применение полотенец. (Капиллярность)
  10. Какой химический элемент всегда рад? (Радон)
  11. Где у рыбы орган осязания? (В коже)
  12. Что общего у пушки с деревом? (Ствол)
  13. Кто из животных относится к стопоходящим? (Медведь)
  14. Главная артерия кровеносной системы. (Аорта)
  15. Птица, летающая быстрее всех. (Стриж)

Вопросы команде 4:

  1. Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
  2. Постоянная величина. (Константа)
  3. С чего начинается натуральный ряд? (С 1)
  4. Число, обратное пя

urok.1sept.ru

Интеллектуальная викторина для старшеклассников «Что? Где? Когда?» | Сценарии

Интеллектуальная викторина для старшеклассников «Что? Где? Когда?»