Как подать икру – 10 лучших способов подачи красной икры на праздничный стол

Как подать икру к праздничному столу? Рецепты закусок с красной и черной икрой |

Икра, черная и тем более красная, для многих стала блюдом повседневным. Но даже многие из этих счастливчиков не представляют себе праздника без икры. А что уж говорить о тех, для кого лососевая икра в будний день – это роскошь. Хотя икра и не является дефицитом, она до сих пор считается деликатесом, способным украсить собой любой, даже самый шикарный стол. И если постараться, то можно удивить гостей не самой икрой как таковой, а ее оригинальной подачей. Итак, как подать икру к праздничному столу?

Самый привычный и традиционный способ подачи икры – бутерброды. Классический бутерброд с икрой : ломтик белого батона намазывается сливочным маслом, сверху тонким слоем кладется икра. Однако даже такое простое блюдо, как бутерброды с икрой, можно разнообразить.

Во-первых, вместо свежего мягкого батона можно взять хрустящие тосты или поджаренные ломтики хлеба (гренки).

Во-вторых, вместо масла в качестве “подложки” под икру можно использовать густые сливки – они не такие жирные, как масло, поэтому их можно взять побольше. Сливки, кстати, можно подкрасить соком свежей зелени или моркови. А если растереть, к примеру, тунец со сливками, то получится нежнейший рыбный паштет в качестве подложки под икру. Еще вариант: сливки растереть с творогом, солью и зеленью. Подойдет и творожный сыр типа “Альметте”.

В-третьих, можно покреативить с формой хлебных ломтиков, нарезав батон сердечками, кружками, треугольниками и т.п.

Ну а в-четвертых, стоит поколдовать над украшением бутербродов с икрой. Чаще всего бутерброды с икрой красной и черной украшают лимоном (это к тому же очень вкусное сочетание), маслинами, зеленью. Вкус икры прекрасно сочетается со вкусом свежих и малосольных огурчиков, при этом огуречные кружочки оживят бутерброд.

Источник фото: http://fotki.yandex.ru/users/zoj-cab

Дополнить сэндвич с икрой можно полоской омлета или даже целой глазуньей – яйца с икрой, как известно, составляют вполне гармоничный тандем. Бутерброды с икрой можно сделать высокими – двух- или трехслойными. Бока при этом стоит обмазать маслом и обильно обсыпать зеленью – получается ярко и красиво. Прослойкой между ломтиками батона может служить, например, красная рыба или селедочное масло.

Источник фото: lepetitkitchen.blogspot.com

Икра на крекерах. Можно подать икру в форме маленьких бутербродов, но обойтись без хлеба, заменив его, к примеру, несладкими крекерами. В качестве подложки под икру можно использовать такой крем: взять в равных количествах размягченное сливочное масло и творожный сыр типа Альметте, добавить по вкусу карри, тщательно перемешать. Кремом смазать крекеры, сверху положить по чайной ложечке красной или черной икры – и красиво, и вкусно! Правда, нужно оставить такие мини-бутерброды хотя бы на час для пропитки, а потом уже подавать к столу.

Бутерброды – это, конечно, далеко не единственный способ красиво подать икру к праздничному столу. Существуют различные закуски с икрой – вкусные и оригинальные.

Как подать икру к праздничному столу? Приготовить закуски с икрой!

Тарталетки с икрой

1. Тарталетки с икрой: рецепт. Тарталетки – это небольшие корзиночки, выпеченные из песочного теста. Тарталетки используются как раз для того, чтобы красиво, вкусно и удобно подавать различные закуски – как правило, холодные. В том числе – икру.

Простой рецепт тарталеток под соленые закуски: взять пачку сливочного масла или сливочного маргарина (пачка, как правило, имеет массу 200-250 граммов), размягчить, добавить 3-5 полных столовых ложек сметаны, яйцо, щепотку соли. Все перемешать. Постепенно добавлять муку небольшими порциями (предварительно в муку можно ввести немного разрыхлителя), вымешивая тесто. В результате должно получиться не очень мягкое, но пластичное песочное тесто. Вымесив тесто до однородной консистенции – так, чтобы оно перестало прилипать к рукам и столу – нужно поставить его хотя бы на час в холодильник, накрыв посуду с тестом крышкой, чтобы не заветрелось.

Спустя час-два тесто вынимают, раскатывают очень тонким пластом. Затем из теста вырезаются кружочки по размеру формочек. Формочки можно аккуратно смазать с помощью кисти растительным или сливочным маслом. Кружки укладываются в формочки, прижимаются к дну и стенкам, после чего в нескольких местах прокалываются тонкой зубочисткой или вилкой. Чтобы тарталетка во время выпечки сохранила форму, стоит наполнить ее горохом. После этого поставить формочки на противень – и в духовку. Выпекаются тарталетки при температуре около 220 градусов в течение примерно 10 минут. Они должны слегка подрумяниться.

Испеченные тарталетки нужно вынуть из формочек, горох высыпать, после чего оставить корзиночки остынуть, а затем – начинить. В тарталетки обычно сначала кладется “крем”, а сверху – икра. В качестве крема используют сливочное масло или подсоленную сливочно-сырную либо сливочно-творожную смесь. В сливочное масло или в крем можно добавить рубленую зелень или рубленые вареные желтки, измельченную рыбу и т.п. Сверху аккуратно кладется икорка.

Рецепт достаточно простой, но как это разнообразит праздничный стол! Если вы привыкли подавать икру на хлебных ломтиках, в следующий раз обязательно приготовьте тарталетки с икрой.

2. Подача икры на огурцах. Свежие огурцы нарезаются толстыми кружками или столбиками и выкладываются на тарелку в вертикальном положении. Сверху в мякоти огурца делается выемка с помощью чайной ложки. После этого огурцы нужно подсолить. Выемки заполняются подсоленной сметаной со свежей рубленой зеленью, а сверху кладется икра – и вкусно, и полезно, и красиво! Можно скомбинировать начинку для огурцов, взяв не только икру, но и ломтики красной рыбы. Впрочем, фантазируйте!

3. Волованы с икрой: рецепт. Волованы – это французские круглые (хотя современные хозяйки делают их и треугольными, и квадратными) слоеные пирожки, которые выпекаются отдельно, охлаждаются, после чего наполняются холодной начинкой. Под икру француженки выпекали совсем миниатюрные волованы, в каждый из которых клали по одной чайной ложечке икры.

Слоеное тесто для волованов можно приготовить так: взять 150 г сливочного масла или маргарина и порубить его ножом, постоянно присыпая мукой. Когда масло станет мягким, однородным, подготовим жидкость для теста: возьмем полстакана холодной кипяченой воды, добавим туда половину чайной ложки лимонной кислоты или уксуса, щепотку соли, перемешаем. Вобьем в воду 1 яйцо, еще раз вымешаем. Добавим жидкость к маслу с мукой. Понемногу вводя остальную муку (сколько возьмет тесто), вымешаем все – сначала ножом, потом руками. Когда тесто станет густым, начнем месить его на столе. Главное – добиться однородности, пластичности и эластичности. Скатаем тесто в шар и уберем в холодильник.

100 г масла слегка размягчим, посыплем его мукой, чтобы оно получилось густым, вязким. Раскатаем или слепим из масла плоский квадратик и тоже уберем в холодильник. Через час достанем тесто, тонко раскатаем его, положим в центр наше масло с мукой. После этого тесто сложим конвертиком, чтобы масло было внутри. Теперь раскатаем тесто, но только в одну сторону. Снова сложим в несколько раз и уберем в холодильник на 15-30 минут. Вновь достанем его из холодильника, тонко раскатаем (водя скалкой только в одну сторону), сложим конвертиком и опять уберем в холодильник на 15-30 минут. Так повторим раза три. После этого начнем непосредственно формовку волованов.

Для этого раскатаем тесто тонким пластом и вырежем из него маленькие круглые лепешки. У половины лепешек сделаем круглые отверстия в центре, превратив кружочки в колечки. Продаются, кстати, специальные формочки для нарезки теста под волованы. Противень смажем растительным или сливочным маслом, уложим на него наши кружочки из теста (не кольца, а лепешки без отверстий!). Одно сырое яйцо слегка собьем вилкой и промажем им наши кружочки. Затем на каждый кружочек сверху ровно уложим кольца (лепешки с отверстиями). Их не нужно вдавливать или скреплять – нужно просто ровно уложить. Кольца тоже смажем яйцом. Поставим противень в хорошо разогретую духовку и будем выпекать до подрумянивания теста.

Волованы можно сделать высокими, уложив на один кружок несколько колечек. Если вырезать не кружочки, а квадратики – закуска “волованы с икрой” получится квадратной. Остывшие волованы начиним размягченным маслом с рубленой зеленью или сливочно-сырным кремом, а сверху положим икру.

Французская закуска с икрой готова!

4. Холодная закуска “Икра с луком”. Сладкий красный лук нарезать “лодочками”. Сметану или густые сливки подсолить, добавить специи по вкусу, рубленую зелень. Положить полученный крем в луковые лодочки, сверху уложить икру – красную или черную. Выложить лодочки на большую плоскую тарелку.

Икра с луком. Источник фото: http://nami-nami.blogspot.com

5. Рулеты из красной рыбы с икрой. Нарезать красную малосоленую или копченую рыбу длинными тонкими полосками, на край каждой положить по столовой ложке взбитого сливочного масла, скрутить рулетики и поставить их вертикально на плоскую тарелку. На каждый рулет сверху положить по чайной ложечке красной икры.

6. Закуски с икрой и картофелем. Вкус икры отлично сочетается со вкусом картофеля. Здесь вариантов много. Можно вымыть картофель в кожуре, разрезать вдоль пополам и запечь на противне в духовке. Когда половинки остынут, вынуть ложкой немного мякоти, заполнив образовавшуюся выемку сливочным маслом и икрой.

Другой вариант закуски с икрой и картофелем: подать икру прямо на вареном молодом картофеле, проложив между овощем и икрой “подложку” из подсоленной сметаны или густых сливок.

Вкусны картофельные драники с икрой. Картофель натирается на терке, в полученную массу добавляется соль, яйцо и немного муки. Из этого картофельного теста жарятся на сковороде небольшие оладьи. Подавать закуску можно и холодной, и горячей. Сверху на каждую оладью кладется столовая ложка сметаны, а поверх – икра красная или черная. Можно смазать весь драник черной икрой и накрыть его вторым – получится слоеная закуска, которую, кстати, подают в некоторых ресторанах как деликатес.

7. Закуска “Икра на чипсах” . Выложить на большое плоское блюдо крупные чипсы типа “Принглс”. На каждую чипсу положить маленькую розочку из сливочного масла и чайную ложку икры – красной или черной. Украсить свежей петрушкой. Готовить нужно непосредственно перед подачей – через несколько часов блюдо потеряет во вкусе, так как чипсы размокнут, впитав влагу из икры.

8. Икра на блинах. Блины с икрой – это традиционная подача, почти настолько же распространенная, как и бутерброды с икрой. Но и этот способ можно разнообразить. Приготовить блины. Каждый блин промазать сливочным сыром и скатать в рулет. Получившийся длинный рулет нарезать на несколько маленьких, уложить на плоское блюдо вертикально. На верх каждого блинно-сырного ролла положить по ложечке красной или черной икры. Подобные роллы можно сделать из жареных взбитых яиц.

Подача икры на праздничный стол должна быть красивой! Пробуйте, экспериментируйте, не боясь ошибиться, ведь икра сочетается со многими продуктами: с соленой и пресной выпечкой, любыми овощами, рыбой, жареными и вареными яйцами, рисом и др. Безграничных вам фантазий и приятного аппетита!

mishanya-g.ru

Как красиво подать красную икру ⋆ Пошаговый рецепт

Как красиво подать икру

Решили приготовить такое блюдо на Новый год, получилось очень красиво и оригинально! Я находила такой же рецепт, только там использовали слоеное тесто. Как мне кажется, для таких блюд оно не очень хорошо держит форму, и сморится не очень качественно и красиво, поэтому слоеное тесто было заменено на сдобное дрожжевое. Его мы готовить для пирога в виде елочки, поэтому про рецепт теста можно почитать тут. Также я поменяла технику выпечки, ложки переворачивала другой стороной, а не так, как рекомендуют в интернете. Поэтому они получились очень реалистичные, как настоящие, и очень вкусные. Еще бы, тесто готовилось на молоке и сливочном масле.

Приготовили сдобное дрожжевое тесто. Ложки ничем не смазывали, брали немного теста и выкладывали сверху ложечек, разравнивая руками. Сначала круглую часть, после вырезали полоску теста и делали ручку, чтобы было все ровно.
Выложили на противень, поставили запекаться в заранее разогретую до 180º С духовку, доставали как только они стали приятного песочного цвета. Дали немного остыть и легко сняли. Украсили маслом и икрой. Приятного аппетита!

Добавить в закладки

xn--80aecjaw5acfii1a3cu3c.xn--p1ai

Как оригинально подать красную икру?

Американская бомбардировка Токио
операция «Молитвенный дом»

Атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки не являлись чем то экстраординарными (кроме применения новых видов вооружений) и не побили “рекорды” по количеству убийств невинного населения мирных городов.

К самым массовым убийствам мирного населения за один раз можно отнести бомбардировку Токио американскими самолетами 10 марта 1945 года

Кстати, эта тема почти не освещается ни в каких СМИ, даже предыдущий бомбовый холокост и сожжение Дрездена бомбардировщиками США и Великобритании более менее известен мировому сообществу.

А вот насчет бомбардировки Токио — полная тишина. А ведь погибло, по японским оценкам, до 300 тыс. мирного населения этого мегаполиса!

До этого бомбардировки Токио днем в 1943-44-45 годах не приносили желаемого эффекта. Сбрасывали фугасы тогда с большой высоты. Но это производило только большой шум. А нужны были устрашающие акции для более эффективного истребления населения воюющей страны.

Так, вечером 9-го марта 1945 года главнокомандующий воздушной армии США Кертис Ле Мэй отдал приказ атаковать Токио. Бобардировщики должны были наносить авиаудары по городу с высоты 2000 километров.

И вот 334 американских стратегических бомбардировщиков Б-29 поднялись с аэродромов и направились на Токио. Целью их было уничтожение гражданского населения, поскольку у них были только зажигательные бомбы с напалмом. Даже бронелисты с обшивки сняли, чтобы смогли поднять в небо больше смертоносного груза.

Расчёт был простой — город плотно застроен старыми деревянными зданиями и самолеты, летящие плотным строем и сбрасывающие зажигательные бомбы с напалмом должны были принести оглушительный результат! Да. Вьетнам еще был впереди. Тренировались напалмом сначала на японцах.

Бомбы должны были падать на расстоянии 15 метров друг от друга, и с учетом того, что была ночь и люди обычно спали, то эффект поражения должен быть максимальным.

Решено было бомбить бомбами с напалмом — это смесь нафтеновой и пальмитиновой кислоты, которая добавляется к бензину в качестве загустителя
и придает эффект гарантированного воспламенения и очень долгого горения.

Самолеты с бомбами шли низко, всего в двух километрах над землей, и летчики различали каждый дом. В этот момент у японских ВВС не было возможности взлететь и помешать бомбардировке, зенитки тоже молчали — то ли их не было около города, то ли не было боеприпасов — в общем, город был тогда беззащитен.

Едкий чёрный дым, который выделяется при горении напалма, невозможно потушить водой, и он вызывает страшное удушье.

Этой вязкой жидкостью и заполнили емкости со взрывателями, которые находились в авиабомбах. Дома в Токио стояли плотно, напалм горел огненными руслами, которые быстро слились в единое море огня.

После бомбардировки Токио 10 марта 1945 года улицы города были усеяны обгоревшими трупами мирных жителей…

В ходе американской операции “Молитвенный дом” за одну ночь
в городе заживо сгорело от 100 000 до 300 000 тысяч человек,
в основном это были старики, женщины и дети

По американским данным примерно 100 тыс. чел., а по японским до 300 тыс. чел.

А 1 500 000 жителей Токио остались без крыши над головой. Выжившие рассказывали, что вода в реке Сумида кипела, а перекинутый через нее стальной мост плавился и капли металла капали в реку.

К обеду, когда дым над городом рассеялся, американцы сфотографировали с воздуха ужасающую картину, как город был практически выжжен дотла.

Выгорело тогда более более 40 квадратных километров площади Токио, который населяло более 10 000 000 миллионов человек, разрушено до 50% от всего жилого фонда (более 300 000 домов).

Американские потери составляли 14 бомбардировщиков Б-29. Причем их не сбили, а напалмовый кошмар сделал летящим в последней волне бомбардировщикам огненный ад, и летчики сами теряли управление.

Это было впоследствии учтено, тактика усовершенствовалась, и при последующих бомбардировках других японских городов (до конца войны было еще разбомблено несколько десятков городов) таких потерь американские ВВС не несли.

Кстати, генерал Кёртис Лемэй, который планировал этот бомбовый холокост, позже чесно признавался: «Думаю, если бы мы проиграли войну, то меня судили бы как военного преступника».

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

s30015568842.mirtesen.ru

Как подавать красную икру

Как подать красную икру. По правилам этикета.

По правилам этикета, если красная икра подаётся на стол не в составе блюда, а как отдельное угощение, её следует обязательно уложить на специальное блюдо – икорницу.

Учитывая, что красная икра может впитать в себя металлический привкус, икорницы зачастую изготовлены из стекла, серебра или фарфора. Это позволяет сохранить натуральный вкус продукта и избежать неприятных недоразумений. По этой же причине к икре подаётся специальная ложечка, допускается использование стеклянного предмета или серебряного.

Икру к столу принято подавать в стеклянной посуде, помещенной в мельхиоровую посуду с колотым льдом. Едят ее обычно со сливочным маслом, беря на тарелку немного икры и масла. Затем левой рукой берут кусочек хлеба, ножом, находящимся в правой руке, намазывают на хлеб немного масла, а на него — икру. Бутерброд левой рукой направляют в рот.

Следует помнить, что настоящие гурманы не пережевывают икринки, а давят их во рту, что бы оценить деликатный и такой неповторимый вкус морепродукта

 

 На кусочке огурца. Отберите самые маленькие, нежные огурчики. Отрезаете половинку свежего огурца, срезаете плодоножку. Нарежьте каждый огурчик на короткие кусочки, а каждый кусочек пополам вдоль – не до конца. Огурец как бы разрезаете вдоль, только верхняя часть должна быть немного тоньше нижней. Вот эту-то верхнюю часть и нужно прикрепить зубочисткой – сделать парус. А в открывшееся в середине огурца место положить ложечку икры. Такой зелено-красный кораблик получится. Также используют свареные вкрутую яйца, разрезав пополам заменив желток на красную икру.

Если к икре подаются гренки, ее накладывают на них лопаточкой или ложечкой и едят их, держа руками.

С помощью икры можно приготовить множество красивых и вкусных блюд, помимо упомянутых уже мной блинчиков, ее можно использовать для украшения салатов и закусок из морепродуктов, подавать как самостоятельное блюдо и всегда придумывать множество всяких вариаций, ведь все зависит от ваших возможностей и воображения.

Запивать блюда с красной икрой принято сухим или полусухим шампанским, хотя существуют некоторые отступления от правил. Так, например, в России  мода употреблять за праздничным столом охлаждённую водку, которая прекрасно сочетается с солённой красной икрой, дополняющей вкусовые качества любого продукта.

  Сегодня все больше икру едят не только на праздники, но и в будни, с удовольствием балуют детей вкусненьким, набираються сил и энергии перед рабочим днем или пополняют ценным продуктом рацион больного или ослабленного организма.

 

Культура потребления красной икры.

О вкусах не спорят! Поэтому лучше попробовать икру разных лососевых рыб, и самостоятельно определиться с вкусовыми предпочтениями. Отличить и запомнить икру разных видов легко можно по внешнему виду:

— икра нерки – имеет мелкое ярко-красное зерно и исключительно нежный и пикантный вкус;

— икра горбуши – самая традиционная икра, имеет среднего размера оранжевые зерна з невероятно ярким морским ароматом и привычным вкусом;

— икра кеты – имеет большие светло-янтарные зерна с изысканным вкусом.

Если Вы хотите продегустировать или насладиться икрой, то лучше всего икру есть без хлеба, просто ложечкой, раздавливая одну за другой икринки о небо языком – так едят икру настоящие дегустаторы и гурманы.

Сегодня икра не только украшение праздничного стола, но и ценный и питательный продукт на каждый день. Вкусно и привычно есть икры на бутербродах со сливочным маслом или блины с икрой. Кроме этого, есть много оригинальных идей, которые выручат, если нежданно нагрянули гости или нужно быстро накрыть хороший стол, или Вы сами идете в гости. Поэтому баночка икры в холодильнике всегда пригодится.

 Красная Икра – продукт, который не требует дополнительной обработки и приготовления, поэтому это лучший способ быстро утолить голод. Кроме этого, три бутерброда с красной икрой обеспечать 50% суточной потребности организма в белке, фосфоре и суточную потребность в йоде. Да и дети, даже если они очень избирательны в еде, такие веселые бутерброды едят с огромным удовольствием.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:


redroe.ru

Черная икра, как правильно подать и вкусно съесть (кинокулинарный фм)

Добрый день, веселая минутка!

Это вообще-то вовсе и не рецепт, а так, исследование как съесть и получить наслаждение от деликатеса, если такой случай выпадет.

Так вот сначала о заоблачном. Почему о заоблачном? — спросите вы. Да потому что речь пойдет о продукте, который во все времена считался деликатесом и его или не было в продаже или он был не доступен среднестатистическому покупателю по причине его высокой цены. А имя этому продукту — черная икра. Ну сами посудите цена черной икры на потребительском рынке колеблется от 100 до 300$ за 100 г, и далеко не каждый может позволить себе этот деликатес.

Надо сказать, что во времена застоя, когда я была ребенком, моя мама покупала контрабандную черную икру. Мы с сестрой были очень болезненными детьми и не вылазили из санаториев и больниц, и мама покупала икру, веруя что такой дорогой продукт обязательно повысит наш иммунитет. Приносили ей икру в обычной полулитровой стеклянной банке, без этикеток и опознавательных знаков, так что сказать икра какой из рыб никто сказать с уверенностью не мог. Мама тогда говорила, что ей привозил икру кто-то из знакомых живущих в Астрахани. За такую баночку мама выкладывала половину своей месячной инженерской зарплаты. А мы с сестрой, почему-то не радовались этому столь дорогому и дефицитному продукту. Но сами представьте, каждое утро мы обязаны были съедать бутерброд с этой ненавистной икрой. Бутерброд намазывался толстым слоем сливочного масла и по поверхности масла небольшими островками распределялась чайная ложка чудодейственной икры. Ни цвет, ни соленый вкус, ни тем более рыбный запах, ни что не говорило в пользу этих бутербродов. Но чтобы не сердить маму мы конечно же съедали по бутерброду, запевали его горячим чаем и отправлялись в школу. Кто же тогда думал, что нас кормили деликатесом? Об этом знала мама, а мы об этом не задумывались. Вот такое первое знакомство с черной икрой случилось у меня.

Повторное знакомство состоялось уже в более зрелом возрасте, когда я уже осознавала, что это деликатес. Но причина приобретения икры была такая же как и у моей мамы, помня свое детство и борясь с непрекращающимися бронхитами и воспалениями легких у наших детей мы с мужем решили купить баночку опять же контрабандой черной икры. Попробовав с мужем по бутерброду, как бы проверив качество, представление о котором мы имели очень относительное, остальной икрой мы как лекарством кормили детей. Не могу сказать что и они были счастливы этому факту, как и я когда-то в детстве.

Но деликатес существует и существуют правила как правильно его съесть, чтобы в полной мере насладится ее вкусом, а не разочароваться.

Причем существует две традиции употребления икры русская и европейская, которые кардинально отличаются друг от друга, начиная от подачи икры заканчивая напитками ее сопровождающими.

По русской традиции, икру подавали на стол в металлических, фарфоровых или стеклянных блюдах-вазах без льда. От туда ее брали порциями используя специальные серебряные или позолоченные икорные ложечки-лопатки. Запивать икру нужно только хорошо охлажденной водкой. Это традиционное русское лакомство достойно сочетается только с русским народным напитком.

В Европе икру обычно подают в специальных икорницах, которые в свою очередь ставят на колотый лед в вазу — подикорницу. Иногда для подачи икры используют икорницы, специально изготовленные из морских перламутровых раковин. Ложки для икры предпочитают тоже не металлические, а перламутровые. Это более благородный и наиболее рекомендуемый способ лакомиться икрой, т.к. в этом случае во рту точно не будет холодного металлического привкуса и первозданный вкус икры можно прочувствовать более достоверно. Да и в качестве напитка европейцы предпочитают к икре шампанское.

В любом случае, икру, будь то черная, или красная, едят охлажденной, маленькими ложечками и без хлеба. Последнее условие обязательно, т.к. традиционный пока в России бутерброд с икрой сводит на нет ее истинный вкус, да и к тому же, икра в смеси с хлебом уже не так хорошо усваивается организмом. Зернистую икру следует есть без всякого хлеба с маслом, прямо с ложки, постепенно прижимая ее к небу и понемногу «растворяя» во рту, слегка поводя языком и лишь потом проглатывая.

На привычку россиян закусывать водку икрой, к да еще к тому же намазанной на бутерброд с маслом западные гурманы смотрят как на варварство. А наши люди знакомые со вкусом икры (а таких в России и на территории СНГ подавляющее большинство, благодаря контрабандному черному рынку, где цены все-таки меньше), ни как не возьмут в толк как можно запивать икру шампанским, пусть даже и сухими его сортами, считая эту западную традицию надругательством над продуктом и кулинарным извращением.

А теперь о земном. Есть деликатес, который доступен далеко не каждому потребителю, есть потребитель, мечтающий о деликатесе, в такой ситуации обязательно найдется предприимчивые люди, которые попытаются воплотить мечту массового потребителя. Вот благодаря этим предприимчивым людям и появилась на прилавках супермаркетов «черная икра» по очень демократической цене. Понятно же что у этой икры общего с деликатесом только цвет, и то что в большинстве случаев икра, но не осетровых рыб, а прочих других, иногда совсем не известных, также встречается и икра для вегетарианцев, приготовленная из морских водорослей.

Вот эту то икру вы можете смело намазывать на бутерброды, не боясь быть разочарованными, если вкус не оправдает ваши ожидания.

И напоследок, несколько примеров подачи икры (в моем случае, икры всех прочих рыб, а именно селедки, превращенной предприимчивыми людьми в черную)

Способ первый, Верещагинский:

Икра, лучше всего без хлеба или с хлебом грубого помола. Сопровождается водкой.

Способ второй, знакомый мне с детства:

Белый хлеб, сливочное масло, икра. Хлеб намазать сливочным маслом, поверх масла намазать икру. Запивать взрослым – водкой, детям — чаем.

Способ третий, фуршетный с претензией:

Икру переложить из баночки в подходящую раковину, например морского гребешка или устрицы, в икру воткнуть маленькую ложечку. Вокруг разместить крекеры или подсушенные тосты. Отдельно поставить мягкое сливочное масло и нож для масла. Предоставить гостям самим сделать бутерброды. Напитки как в предыдущем варианте, желающим взрослым можно подать шампанское.

Способ четвертый, фуршетный без претензии:

Отваренные вкрутую яйца почистить разрезать пополам и сверху положить маленькую горку икры. Напитки согласно возрастных категорий и предпочтений.

Способ пятый, спонтанный на троих:

Черная икра. Икру горкой выложить на кружочки свежего огурца. Можно отдельно подать подать мягкое сливочное масло. Холодная водка обязательна!

Приятного аппетита!

— Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…

Вспоминает ассистент оператора этой культовой ленты саратовец Игорь Клебанов:

Эти кадры мы снимали глубокой ночью. Еле-еле нашли эту самую злополучную икру — купили два килограмма этого деликатеса в ресторане. Наш плотник специально для кадров с икрой сделал плошку с углублением. Чтобы ложка в ней «тонула» и складывалось впечатление, что икры там немерено. Пока мы настраивали аппаратуру, Луспекаев, войдя в образ, съел несколько ложек редкого продукта. Как только режиссер это «безобразие» увидел, скомандовал: «Все, снимаем, безо всяких репетиций и дублей!» Самое обидное же в этой истории то, что икра никому из съемочной группы после работы так и не досталась. Все так устали и измотались, что не сообразили поставить ее в холодильник. Наутро, кинулись к икре — а она вся протухла…

Надеюсь вы уже поняли о каком фильма идет речь. Да, конечно же „Белое солнце пустыни“.

 

По телевидению отмечали очередную годовщину фильма, была большая передача, выступал молодой работник таможни, симпатичный, интеллигентный. Он сказал, что выбрал свою профессию, горячо полюбив картину и ее героя — таможенника Верещагина.

«Сделать жизнь с кого бы…» — эта советская школьная дилемма, подкинутая юношеству звонким Маяковским, — сколь любопытно обернулась она через десятилетия! Не с «товарища Дзержинского», не с Павки Корчагина, а с «царского сатрапа» в советской терминологии или с «колонизатора», «стража Империи» в терминологии постсоветской. С незабываемого Верещагина — Павла Луспекаева, не укладывающегося ни в какие рамки идеологии.
…На вполне официальном банкете в одной из бывших союзных республик высокопоставленный тамошний деятель, приветствуя российскую делегацию, завершил речь словами: «Сами знаете: Восток — дело тонкое«.

«За державу обидно!..», «Гюльчатай, открой личико!», «Ваше благородие, госпожа Удача!» — эти реплики знают все. Текст картины, написанный Валентином Ежовым и Рустамом Ибрагимбековым, разошелся на афоризмы, внедрился в разговорный язык.

Можно приводить множество самых разных свидетельств того, что фильм «Белое солнце пустыни», вышедший на экран в 1970-м и награжденный Государственной премией России почти через 30 (!) лет, в 1998-м, буквально вписался в нашу культуру и наш обиход, стал частью жизни, а не только любимым «произведением киноискусства». Единственный в истории кино случай — присуждение высшей государственной награды по прошествии почти трех десятилетий — при всей своей уникальности скорее норма, чем нонсенс. Как бы исправление ошибки. Признание — пусть запоздалое, но тем более твердое. Потому что фактически этот приз присужден фильму многомиллионным жюри зрителей. Вот уж без всяких натяжек народное кино!

Но это ясно сейчас, а сначала было по-другому. Тому, кто не помнит старые советские порядки в кино, трудно поверить, что фильму в Госкино была дана «вторая категория», то есть «так себе»… Что он не был представлен ни на одном международном и даже внутрисоюзном фестивале.

Скажут: благо хоть разрешили, могли бы ведь и закрыть! Постановщик Владимир Яковлевич Мотыль (который, кстати, после его режиссерского дебюта «Дети Памира», награжденного республиканской премией Таджикской ССР, ни разу не удостоился ни званий, ни наград) в наши дни рассказал, сколь нелепые придирки предъявлялись фильму. Так, например, возмущение цензоров вызвало блюдо черной икры, которое подает Верещагину супруга, — икра тогда была дефицитом, нельзя было напоминать советским гражданам об икре. Да пронесло: Брежневу, к счастью, фильм понравился!

Что же касается кинокритики, то она, вялая, кислая, более всего была озабочена определением жанра картины. В каталогах «Белое солнце пустыни» фигурировало как «приключенческая комедия». Рецензенты же, любя все подверстывать под готовое и узнаваемое, сразу выкинули жетончик: вестерн! Критика не жалует фильмы успеха.

При выходе на экраны в 1970-м фильм не попал в чемпионы года, занял лишь десятое место. А время шло для кино золотое, массовый успех исчислялся 60(!) миллионами посещений, сейчас это кажется фантастикой! «Белое солнце пустыни» тогда собрало 34,5 миллиона. Никак не рекорд. Ничего, ничего! За последующую четверть века уверенно обгонит тогдашних призеров, будет и далее набирать и набирать свои цифры, свою живую прелесть, силу своего воздействия. Потому что перед нами тот тип экранного искусства, который сценарист фильма Рустам Ибрагимбеков назвал «серьезным кинематографом», прибавим: умным и общедоступным.
Подобно марочному коньяку, «Белое солнце пустыни» год от году прибавляло звезды качества. Вербовало все большие аудитории, залавливало новые души. Космонавты создали традицию смотреть ее перед стартом. Число фанатов, знающих наизусть и текст и «экшен», все прибывало. Среди доброжелателей и любителей оказались крупные политики, друг на друга не похожие, как, например, Жак Ширак и Александр Лебедь. Видеокассеты расходились солидными тиражами. Выпустили русский чай, где с упаковки глядели, сидя в обнимку, любимец народа Федор Сухов и его далекая возлюбленная, разлюбезная Катерина Матвеевна — кадр из фильма.

А история создания картины тоже веселая, артистическая — обаятельный сплав «Белого солнца пустыни» родился в содружестве ярких талантов и все-таки при благоприятных обстоятельствах.

Сначала сценарий среднеазиатского «вестерна» писали Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн, в ту пору молодой кинодраматург, ныне один из крупнейших русскоязычных писателей эмиграции. Предполагалось, что ставить фильм будет Кончаловский, а главную роль — басмача-злодея — сыграет танцор Махмуд Эсамбаев.

Горенштейн уехал из СССР. «Мосфильм» перезаказал сценарий опытному мастеру Валентину Ежову, автору «Баллады о солдате» и «Крыльев», и выпускнику Высших сценарных курсов Рустаму Ибрагимбекову, как «знатоку Востока».

«Скрыв, что никогда в жизни не был в Средней Азии и в революционных событиях не участвовал, — шутливо вспоминает Ибрагимбеков, — я обещал… поделиться своим восточным опытом… За двадцать дней придумали сценарий, который стал потом называться «Белое солнце пустыни»».

Воображение не подвело «самозванца», в будущем одного из ведущих отечественных кинематографистов, и его коллег, сценарий искрился юмором, увлекательными перипетиями. Сначала он назывался «Спасите гарем» — сюжет о том, как красноармеец Федор Сухов волей обстоятельств должен сопровождать и охранять жен некоего бая, одержимого местью за отобранный красными гарем и собирающегося всех их убить, чтобы его красавицы не достались врагу.

Комедийный эффект заключался в том, что «освобожденные женщины Востока» в своем новом статусе и новоявленном «Первом революционном общежитии» отнюдь не раскрепощались, а продолжали под своими плотными чадрами оставаться во власти вековых предрассудков.

Этот сюжетный стрежень и забавные кви-про-кво в контактах русского солдата и бродячих дочерей ислама сохранятся в фильме. Правда, несколько ужмутся, а тема «Гарем» обретет скорее пластическую выразительность целого, нежели индивидуализацию.

Кончаловский, увлекшись замыслом экранизаций Тургенева и Чехова, от среднеазиатского сюжета отошел. В работу включился режиссер Владимир Мотыль, недавно выпустивший обаятельный фильм «Женя, Женечка и Катюша» по сценарию, написанному им вместе с Булатом Окуджавой, и с Олегом Далем в главной роли.

Свершился счастливейший выбор режиссера! И дальше находка за находкой сопровождали работу.

Мотыль не стал снимать ни «вестерн», ни «приключение». «Это фильм-легенда, фильм-сказание», — уверял он, желая приблизить историю красноармейца Сухова к русским фольклорным истокам, к народной традиции рассказа о солдате-миротворце. «Первое представление об изобразительном строе «Белого солнца пустыни» возникло тогда, когда я понял, что это будет фильм-былина, и попросил Марка Захарова дописать солдатские письма», — рассказывает Мотыль.

Андрей Кончаловский, который стоял у истоков картины, но ушел, напишет по прошествии лет: «Сценарий, по которому снята картина «Белое солнце пустыни», — шедевр российского кино» (он имел в виду, конечно, итоговый сценарий).

Режиссура фильма чиста, выверена по ритму. Образ пустыни под раскаленным белым солнцем и одинокая человеческая фигура на фоне песков — исконно кинематографичен, вспомним такие шедевры, как «Профессия — репортер» Антониони, «Раскаленное небо» Бертолуччи или наши, отечественные, «Тринадцать» Михаила Ромма, «Невестка» — выдающийся фильм туркменского режиссера Ходжакули Нарлиева. У Мотыля в пески падают убитые лошади вместе с всадниками. Туда падет и сам властитель пустыни Абдулла — огромный, статуарный, картинный, в чалме и белом чапане, — грузинский актер Кахи Кавсадзе.

Но искусно «отыгрывая» пустыню не только как среду действия или фон, но как «пространство концепции» (чужбина, за которую солдат бьется, готов пролить кровь и болеет как за свое), авторы фильма насыщают это пространство новыми образами.

Как бы из-за кадра на экран, где довлеет мусульманский Восток, вплывает и поэтически укрепляется там Россия, держава. Под белым слепящим солнцем, на самом краю бурного Каспия, за белокаменным забором обосновался русский дом, недавний форпост державы, еще вчера, до революции, царская таможня.

Все надежно, ладно, крепко. Сторожа-павлины распускают многоцветные хвосты, важно прохаживаясь по крыше. А в доме живет с красавицей женой потрясающий человек Павел Верещагин — коронная кинороль ученика Г. Товстоногова, одного из премьеров Ленинградского БДТ — Павла Луспекаева.

Ко времени съемок у артиста были ампутированы ступни обеих ног — гангрена, следствие курения. Группа свидетельствовала: он преодолевал невыносимую боль, но играть инвалида категорически отказался. В кадре же едва заметная хромота и походка вперевалочку. Павел Борисович Луспекаев скончался в год премьеры фильма — в 1970-м.

Прошлое Верещагина читается и благодаря медленному и пристальному скольжению камеры по утвари, убранству дома, по многочисленным фотографиям на стене. Вот они, Верещагины, жених и невеста в подвенечном наряде, воинские награды, Георгиевский крест. Верещагин, «беляк», имперский акцизный чиновник, еще вчера в десятках фильмов он был непримиримым противником героя-революционера. Сейчас — иное. Еще раз вспомним:

                                    Если выпало в Империи родиться,

                                 лучше жить в глухой провинции у моря.

Вот и живет Верещагин справно, честно, но скучает от бездействия. И погибает за чужое дело, видя в нем правду и справедливость. Сцена взрыва баркаса, когда вместе с ним взрывается и тонет герой, — одна из драматических кульминаций фильма, которые придают ходу сюжета напряжение страстей.

 

«Классовая борьба», эта полувековая тема советского искусства, в «Белом солнце пустыни» фактически перечеркнута. Точнее — сведена к безобидной усмешке и чуть покровительственному сочувствию. Ведь Сухов — боец отряда «имени товарища Карла Либкнехта», и томик сочинений Маркса подносит своему властелину одна из жен в фантастическом сне Сухова о «русском гареме».

Скрепленное смертью братство двух русских из двух враждующих станов, поданное открыто и без обиняков, нечто совершенно новое для советского кино.

Правда, подспудно, в подтекстах, художники экрана давно шли в этом направлении. Мысль о бесчеловечности братоубийственной войны читалась еще в «Сорок первом» Чухрая, в «Павле Корчагине» Алова и Наумова, в «Комиссаре» Аскольдова. Но озвучилось это в «Белом солнце пустыни».

Обратим внимание и на такую важную деталь обстановки верещагинского дома, как киот с иконами. В декорацию киот ранее допускался для изображения темноты, отсталости (исключение: «Ася Клячина» Кончаловского). Здесь киот смело стоит в красном углу, перед ним божатся, крестятся. А ведь идет 1970-й год, идеологическое ужесточение по всем пунктам, когда, скажем, студентов, даже в шутку осенивших себя в церкви крестным знамением или поставившим свечку по бабушкиной просьбе, могли из-за доноса вышвырнуть из института.


И выбор Луспекаева с его печальными, добрыми и блестящими глазами на роль героическую и чуть лубочную, и вся атмосфера дома на морском берегу — сине-зеленого российского оазиса под белым солнцем пустыни, и конечно песня, счастливая песня Исаака Шварца на слова Булата Окуджавы — все это, видимо, наворожила фильму добрая Госпожа Удача.


«Госпожу Удачу» не хотелось бы называть шлягером. Это песня авторская, и войти ей в богатейшие антологии авторской кинопесни. Сегодня, когда уже нет в живых ни Артиста, что пел песню, ни Поэта, особой благодарностью таланту окутана она, прекрасная «Госпожа Удача».


Продолжаем вглядываться в карту заповедной пустыни фильма:

 

«Добрый день, веселая минутка! На прошедшие превратности судьбы не печальтесь, разлюбезная Катерина Матвеевна…»

«А еще скажу я вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, что являетесь Вы мне, словно чистая лебедь, будто плывете себе, куда Вам требуется…»


«А еще хочу приписать для Вас, Катерина Матвеевна, что иной раз такая тоска к сердцу подступит, клешнями за горло берет. Думаешь, как-то Вы там сейчас?..»

Появившись в фильме о красноармейце и гареме воистину по наитию, Катерина Матвеевна — образ-видение из снов Федора Сухова, его далекая возлюбленная и жена, адресат писем солдата, звучащих за кадром как рефрен.

Реализовать этот образ довелось «типажу», пользуясь кинотерминологией: не профессиональной актрисе, а редактору ТВ-Останкино, журналистке Галине Лучай, человеку очень интересному и обаятельному.

Катерине Матвеевне с ее красным платком и кумачовой кофтой, со строгим прямым пробором в русых волосах, с голубыми, чуть нахмуренными глазами и непостижимой полуулыбкой принадлежит место среди самых значительных «типажей» в истории кино. Ведь это Катерина Матвеевна, опершись рукой о тонкую березку, открывает фильм еще до титров!

Это — Россия, родина Федора Сухова. Естественно и непринужденно возникший выразительный контраст (покрывала у жен из гарема белые, белым видится солнце пустыни, бесплодные белесые пески — и алые платье и платок Катерины Матвеевны, свежая зелень листвы и травы, луг в веселых ромашках, зеленая даль и голубая лента реки) был проведен через всю картину, став мотивом ностальгии героя. Ведь там, в российском скромном многоцветии, его душа, его идеал красоты. Там красавицы светловолосые, полнотелые, лиц они не закрывают и в полных ведрах сколько хочешь воды.

 

 

А он, уже восемь лет проскитавшись в революцию от Амура до Туркестана, демобилизованный, все не может вырваться из раскаленной пустыни! Последнее письмо к далекой и уже теперь едва ли не вымышленной Катерине Матвеевне — когда еще удастся свидеться? — уход героя опять куда-то вдаль за горизонт, и ровная полоса следов его на барханах — все это тронуто печалью. «Народное кино» без хеппи-энда…

Кто-то из критиков сравнил Федора Сухова с Чапаевым — вот, дескать, у того был ординарец Петька, а у этого Петруха… Нет, все же предтечи Сухова, архетипы и прототипы другие. Это и Алеша Скворцов из «Баллады о солдате», и шукшинский Пашка Колокольников. И конечно, славные персонажи русского фольклора: Иванушки, фантазеры, мечтатели, идеалисты, носители добра, защитники слабых и обиженных. Образ героя революции завершил свой путь в советском киноискусстве, слившись с русским национальным характером. Таким и играет Сухова артист Анатолий Кузнецов. Воспитанник школы-студии МХАТ, актер, наделенный безотказным обаянием, мягкой манерой игры и обезоруживающей улыбкой, он вышел на экран еще в пору оттепели вместе с новым актерским поколением конца 1950-х. Много и успешно снимался и до и после «Белого солнца пустыни». Но его коронная роль Федора Сухова вписалась в галерею народных любимцев первого ранга, знаковых фигур отечественного кино.

И все же общее с Чапаевым есть! Оно — в любви народной, в не навязанном зрительском выборе. И в судьбе: произведение, не претендующее ни на «новое слово», ни на «направление», обретает статус «культового фильма».

по материалам:
 Зоркая Н. М. http://www.portal-slovo.ru
 
 

www.koolinar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *