Как подготовиться к 11 классу – Как правильно готовиться к ЕГЭ: понятная инструкция от эксперта

Содержание

как подготовиться к сдаче ЕГЭ за год — Учёба.ру

….и собираем теоретическую базу

Нужно составить список необходимых учебников и пособий в соответствии с выделенными в плане задачами и сходить за покупками. В случае необходимости — найти репетитора и договориться с ним о режиме занятий. Полезно также пользоваться тематическими группами по подготовке к ЕГЭ в социальных сетях.

Ноябрь: концентрируемся на сочинении и олимпиадах

С середины октября начинается регистрация на Плехановскую олимпиаду, заочный тур длится с ноября до середины декабря. В начале ноября стартует отборочный этап на олимпиаду МГУ «Покори Воробьевы горы!» (точные даты лучше смотреть здесь). До 30 ноября можно подать заявление на школьную олимпиаду РАНХиГС ( заочный тур проходит с 7 по 30 ноября). 7 декабря 2017 года — итоговое сочинение по литературе. Заявку на участие надо подать не позднее, чем за две недели. Декабрь: стартовый этап олимпиады «Высшая проба» (возможность бесплатного поступления в Высшую школу экономики).

Январь — середина марта: ускоряемся

Если вы собираетесь сдавать ЕГЭ досрочно, в этот период имеет смысл перейти в режим интенсивной подготовки с таймером. Важно не просто знать материал, но и уметь быстро вспоминать необходимые факты, быстро выбирать варианты и успевать качественно написать часть С.
Конец марта — начало апреля
: период досрочной сдачи экзаменов. Середина апреля — конец апреля: резервные дни досрочной сдачи.

Конец апреля — конец мая: и еще рывок

Это период интенсивной подготовки для тех, кто сдает ЕГЭ в основном потоке, и тут тоже пригодится подготовка с таймером. Лучше сконцентрироваться на самых сложных темах. Поскольку это самое напряженное и ответственное время, нужно уделить внимание и психологической подготовке. Если у вас проявляется повышенная тревожность, стоит регулярно делать упражнения на снятие напряжения. Если своими силами справиться трудно, стоит обратиться к психологу.

Конец мая — конец июня: последний рубеж

Это период сдачи для тех, кто идет в основном потоке, и финальной подготовки для тех, кто собирается использовать резервные дни. Чтобы знания не превратились в кашу, имеет смысл сфокусироваться только на самых сложных вопросах. Важно обеспечить себе максимально здоровый режим на этот период, чтобы избежать истощения.
www.ucheba.ru

3 вещи, которым меня научил 11 класс

Об 11 классе много мифов. Некоторые думают, что там нет жизни: школьники круглосуточно учатся в школе, у репетиторов и дома, бесконечно прорешивают варианты ЕГЭ и потихоньку превращаются в дебилов, не понимающих элементарных вещей. Другие уверены, что жизнь есть: можно прогуливать уроки, не ходить в школу неделями, заниматься тем, что нравится, и подготовиться к ЕГЭ за три месяца до экзамена. Истина, как всегда, где-то посередине. Всё про ЕГЭ. Рассылка Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену Меня зовут Иван Сурвилло, я одиннадцатиклассник обычной московской школы. Через два месяца я её закончу. Расскажу, чему меня научил 11 класс и почему школа — лучшая бизнес-практика. Возможно, после этой статьи у меня будут неприятности, но угрызений совести — никаких.

Управление проектами

Основное, чему научил меня 11 класс, — управлению проектами. Дело в том, что учёба в 11 классе делится на два вида: для хорошего аттестата и для ЕГЭ. Это два совершенно разных формата. Сравнить их можно с продажей дешёвых холодильников и дорогих масл-каров («muscle car» — американский среднеразмерный, двухдверный седан — Прим.ред). Учёба для ЕГЭ — то самое «натаскивание и отупение». Решаешь кучу тестов, чтобы получить хорошие баллы. Решать скучно, неинтересно и противно, но важно, потому что по результатам ЕГЭ принимают в вузы. Чем выше балл — тем выше вероятность поступления. Я хочу поступить в ВШЭ на факультет «Медиакоммуникации». Для этого мне нужно сдать три ЕГЭ: русский, литературу и иностранный. Средний проходной балл на бюджет — от 96 из 100. Это значит, что я могу сделать одну или две ошибки в каждом экзамене. Чтобы поступить, я отношусь к ЕГЭ как к долгосрочному проекту: планирую занятия, подготовку с репетитором и занимаюсь по чуть-чуть каждый день. Стараюсь готовиться в одно и то же время каждый день: с чётким расписанием проще планировать. Учёба для аттестата нужна, чтобы получить хорошие выпускные оценки. Очень хорошие выпускные оценки (все пятёрки за 10 и 11 классы) дают дополнительные баллы к ЕГЭ. Просто хорошие выпускные оценки неофициально могут посмотреть при поступлении. А могут не посмотреть. Зависит от вуза. Получить хороший аттестат помогает другой навык, которому учит школа — переговоры.

Переговоры

Одиннадцатый класс здорово прокачивает навык переговоров: нужно готовиться к ЕГЭ, получать хорошие оценки и находить время на себя любимого. Чтобы всё совмещать, нужно договариваться с учителями, завучем, родителями и собственной совестью. С последней легче всего. Для себя я решил, что основное в 11 классе — подготовка к ЕГЭ. Поэтому я иногда пропускаю уроки, а на какие-то предметы не хожу вообще и сдаю их досрочно. Я смог добиться этого путём переговоров. Приведу пример: чтобы не ходить на алгебру, я сдал базовый ЕГЭ по математике в 10 классе. Профиль для поступления мне не нужен, поэтому я договорился с учительницей, что буду сдавать программу 11-го по алгебре экстерном. Пришлось писать заявление на имя директора, но теперь у меня есть четыре часа в неделю для подготовки к ЕГЭ. Главный секрет переговоров в 11 классе и в жизни — никто никому ничего никогда не должен. Если будете договариваться с учителями, прочитайте книгу Джима Кэмпа «Сначала скажите „нет“». Вправляет мозги. И помните, что учителя — не звери. Учителя — люди.

Дивергентное мышление

Весь 11 класс — это тест на дивергентность (способность мыслить одновременно в разных направлениях — Прим.ред.). Нет, не то, что в «Голодных играх». Всё ещё хуже. Или лучше. Во время последнего года обучения в школе мозг должен перестроиться: быстро думать в стрессовой ситуации и выдавать много решений одной задачи. Нужно жонглировать учёбой, ЕГЭ, репетиторами, личной жизнью и отношениями с родителями. Я пишу эту статью в библиотеке, потом пойду на русский, после него встречусь со знакомым, съезжу к репетитору, приеду домой и сделаю уроки, напишу пост в блог и лягу спать. Дивергентность не нужна на ЕГЭ, но нужна, чтобы успевать жить и учиться в 11 классе. Stay hungry, Stay foolish! Чтобы подготовка к ЕГЭ в последние месяцы перед экзаменами была максимально эффективной, мы выбрали для вас курсы интенсивной подготовки. Ищите подходящий с помощью удобного сервиса «
МосЦентр
».

Постановка целей для учеников 11 класса

11 класс – это период, когда школьники всерьез задумываются над тем, какую специальность выбрать, кем стать через пять лет, как подготовиться к ЕГЭ. Чтобы избежать паники и стрессов, важно научиться грамотной постановке целей для учеников 11 класса, которые в итоге сформируют эффективный рабочий процесс и приведут к ожидаемым результатам.
epc.osiktakan.ru Старшие школьники открывают для себя тип деятельности, который психологи называют учебно-профессиональным. Учеба для одиннадцатиклассников – это уже не уроки и домашние задания, а средство реализации жизненных планов, которая требует четкой структуры и систематизации. В данном возрасте ученики могут самостоятельно осмыслять информацию, выбирать формы ее получения. Мышление меняется и достигает теоретического уровня, подростки стремятся «докопаться до истины» путем собственных исследований и выводов. В это время важно грамотно поставить цели для учеников 11 класса. У нас есть для вас несколько советов, как это сделать. 1.Поставленная цель для учеников 11 класса должна быть конкретной, оформленной в четкий образ. Для этого подходит распространенный метод визуализации – закрыть глаза и мысленно нарисовать то, что получится в идеале. 2.Важно сформулировать цель с позитивным настроем. Представляя процесс сдачи экзамена, настраиваетесь только на положительный результат без возможных ошибок и провалов. 3.Цель должна быть независима от других. Вы должны ставить цель таким образом, чтобы ее выполнение не зависело от преподавателей, родителей, друзей и других факторов. 4.Чтобы постановка целей для учеников 11 класса привела к успеху, проделывайте данную работу с учетом личных характеристик. Для определения собственных возможностей, желаний, темперамента можно обратиться к школьному психологу. 5.Мысленно переживите процесс достижения поставленной задачи, чтобы в реальности это было не так сложно. 6.Оцените возможные результаты поставленной цели. Иногда достаточно задать вопрос «как изменится моя жизнь после достижения цели?». Постановка целей для учеников 11 класса позволит рационально использовать время, отведенное на те или иные задачи, легко пережить стрессы, связанные со сдачей экзаменов.
maximumtest.ru

О жизни в 11 классе — Школьные проекты

Никулин Александр

Как это было?

Я закончил школу меньше года назад, и ЕГЭ стал для меня настоящим испытанием воли. Несмотря на кажущуюся легкость многих заданий, они требуют знаний основ, которые проходят в 7-9 классе, а мне в то время было совсем не до учебы. Намного интереснее вместо выполнения скучного дз по алгебре или географии пойти в оставшийся еще на Удельной участок леса и попытаться поймать там тритона. Несколько из них потом даже жили у меня дома в маленьком аквариуме. Или запастись семечками, пойти на пустырь в поисках гнезд полевок и попытаться покормить их с руки. Разве не чудо? Алгебра в школе каждый день, а найти живое существо в городе, состоящем из асфальта и бетона, намного интереснее. Еще больше проблем доставили безуспешные попытки самоопределиться. Сложно понять, что тебе по-настоящему нравится, и начать к этому готовиться, когда есть столько интересного. В общем, все это дало плохой результат на ЕГЭ. Даже несмотря на маленькое количество баллов, 11 класс для меня запомнился очень напряженным и нервным годом, в котором почти не оставалось места для занятий хобби. Мы попросили рассказать 11-классников о том, как у них получается справляться с трудностями выпускного класса, как они готовятся к сдаче ЕГЭ, помогает ли им в этом школа и, самое главное, как у них получается совмещать свою личную жизнь и учебу. Екатерина Чахиро Я учусь в 11 классе в школе с углубленным изучением английского языка. На данный момент у меня достаточно большая нагрузка из-за профиля моей школы — семь часов английского в неделю, однако особых трудностей у меня не возникает, так как язык дается довольно легко. Безусловно, очень сложно готовиться к ЕГЭ, при этом уделяя должное внимание основной школьной программе по остальным предметам. Подготовка требует довольно много сил и времени, а школа, на мой взгляд, не дает всех необходимых знаний для успешной сдачи выпускных экзаменов. Поэтому немалое количество времени приходится проводить за подготовкой самостоятельно. Например, в интернете можно найти более простые способы решения задач, о которых тебе не рассказывают в школе. Я решила, что буду самостоятельно готовиться к выпускным экзаменам. Читаю книги, решаю тесты. Считаю, что такая подготовка может быть довольно продуктивной. Самое сложное — это правильно организовать сам процесс подготовки и побороть свою лень. Из-за подготовки к экзаменам свободного времени остается не так много. Однако я уверена, что не стоит забывать про отдых и развлечения. Это придает сил и просто поднимает настроение. В свободное время я люблю посещать бассейн, встречаться с друзьями, посещать выставки, театры, музеи, квесты. К сожалению, в этом году не участвую во внеучебных мероприятиях. Решила сосредоточиться на сдаче ЕГЭ. Хотя это прекрасный способ времяпрепровождения, отличная возможность узнать что-то полезное, познакомиться с новыми людьми. Мне кажется, что проблема каждого одиннадцатиклассника — это сдача ЕГЭ. Я считаю, что достойной альтернативы данному экзамену не существует. Тем не менее, на протяжении года исходит сильное давление со стороны учителей, администрации, школы, что плохо влияет на эмоциональное состояние выпускников. Я уверена, что каждый ученик и без того осознает всю важность выпускных экзаменов, поэтому не стоит пугать ими и напоминать о них каждый день. Учусь я в среднеобразовательной школе без какого-либо уклона. Думаю, таких школ теперь даже осталось меньше, чем специализированных. Здесь нет ни элективов, ни профилей. Только лишь суровая общая подготовка. Мне кажется, что основная проблема такого типа обучения заключается в слишком сильной разбросанности предметов и требований по ним. Многие предметы урезаются до одного часа в неделю (химия, биология), что очень сильно затрудняет обучение, особенно для тех учеников, которые желают сдать экзамен на необходимые им баллы. Ко всему прочему добавляется обилие предметов и большой объем домашних заданий, которые достаточно сложно перенести. Это отбивает какую-либо тягу к познанию. Основные предметы ведутся с усиленной подготовкой. Тут есть место личным желаниям учителя, но в итоге обучение по разным предметам идет неравномерно, что вызывает непонимание одних из-за сложности уровней, а в другом случае непонимание необходимости предмета в программе из-за его ненужности. Я не хожу ни на какие подготовительные курсы и не занимаюсь с репетитором. Хотя, вполне вероятно, что ближе к экзаменам будет необходимо несколько раз посетить данные места. В принципе, мои ЕГЭ не так уж и сложны. Русский и Литература — это всё, что мне нужно для поступления по школьной программе. Так как в будущем я вижу себя кинооператором, то при поступлении на факультет данной специализации не хватает только лишь школьных знаний. Здесь необходимо иметь представления о истории искусства, знать технологию и иметь портфолио. Свободного времени остается не так уж и много, мне кажется даже, что катастрофически мало. А самое главное то, что это свободное время я могу провести с огромной пользой для своего будущего и получить больше удовольствия. Для поступления мне необходимо портфолио — это сборник твоих лучших снимков. Приемная комиссия оценивает их на предмет знания правил композиции, работы со светом и т.д. И, занимаясь фотографией, я получаю огромное удовольствие, как и при просмотре и ознакомлении с работами классиков. Кроме того, в свободное время я люблю смотреть кино. Именно за просмотром оного я понял, с чем я хочу связать жизнь. Ну а также в свободное время меня можно застать за просмотром лекций, чтением книг и игрой в компьютерные игры. В общем, самое ценное, что есть у меня, — это свободное время. И оно варварски захвачено школой и её ненавистными предметами, ведь для получения хорошего аттестата необходимо иметь как минимум четверки. Когда есть возможность, я стараюсь подрабатывать по специальности. Писал несколько эссе для сборника друга (темы, связанные с искусством и «околофилософией»), но это так, по мелочи. В мероприятиях уже созданных стараюсь не участвовать, слишком мало свободы. Мне кажется, что большинство школьных проблем связано с тем, что всех учеников без исключения гребут под одну гребенку. Самое главное в обучении — это не программа и учителя. Это, в первую очередь, желание и стремление самого ученика, удовольствие от процесса обучения. Я понял это на примере собственного опыта и всё ещё считаю их важнейшими аспектами для достижения успеха в любой области. Мария Старостина Сейчас я совмещаю и учебу, и работу, что непросто для меня. Работаю в театре артисткой балета. Естественно, это всё сопровождается нехваткой времени. Не могу нормально отдохнуть. Учёба в 11 классе — это не очень сложно, и трудностей никаких не возникает при понимании материала. Однако у меня такой случай, что я часто пропускаю уроки из-за работы, и нагонять с каждым разом становится сложнее. Я считаю, что помимо знаний, полученных в школе, сто процентов надо заниматься самому. Учителя нам дают основную информацию, которую мы самостоятельно должны усвоить, поупражняться и закрепить. Но в ЕГЭ существуют и такие задания, которые в школьную программу не входят, и тут нужно самому поработать. Но вот не знаю даже, связана ли школьная успеваемость как-то с успешной сдачей экзаменов, скорее всего, нет. Считаю, что нужно уделять время учебе, чтобы не оказаться в дурачках в конце года. Слушать учителя на протяжении всего урока, чтобы было легче выполнять дз, тратя драгоценное время по минимуму.  К репетиторам не хожу, смотрю видеоуроки, решаю тесты в интернете, по книжкам специальным, в общем, упражняюсь самостоятельно. Времени катастрофически не хватает просто отдохнуть даже, как нормальный человек. Но это в основном из-за работы. Не думаю, что из-за учебы у меня бы не было времени на свои занятия и хобби. Насчёт хобби: я уже забыла, когда последний раз смотрела фильм или сериал. Ещё люблю читать, на это нахожу время в автобусах или на переменах в школе. Внеучебные мероприятия и есть моя работа, в основном. Выступаю на концертах, участвую в конкурсах, гастрольных турах. Вот такое. Маша Брумберг Немного о школе… Я учусь в гимназии при художественной академии, к поступлению в которую нас готовят. В связи со специальностью есть время, которое мы уделяем рисованию (художественная практика два раза в неделю по шесть часов, один раз вместо учебного дня и один раз после учебного дня), но, к сожалению, нас не готовят к композиции, которую тоже нужно сдавать в художественные ВУЗы, и поэтому приходится забивать время ещё и курсам по композиции. Нам очень хорошо преподают основные предметы, и я считаю, что, если не халявить, а учить школьную программу и ходить на некоторые школьные курсы, можно прекрасно сдать ЕГЭ, опираясь на школьные знания. Я хожу на школьные курсы по лит-ре, так как это один из самых сложных экзаменов, раз в неделю занимаюсь русским с репетитором, потому что с ним у меня всегда туго было (с русским, а не с репетитором), по математике мне хватает школьной программы, алгебра с геометрией довольно простые систематизированные предметы, не требующие больших усилий для понимания. Я не могу готовиться сама, так как знаю себя и понимаю, что человек я неусидчивый и ленивый, а репетитор и курсы являются мотивирующим пинком к действиям. Курсы у меня не только для подготовки для сдачи ЕГЭ, но и для поступления в вуз, я хожу на композицию два раза в неделю и на живопись один раз в неделю. Времени свободного почти не остается, а если оно есть, то занимаю его иногда работой, иногда волонтерством на работе, катаюсь на сноуборде или рисую для себя. Моя работа очень многое дала, я работаю в свободном пространстве Цифербург, и это помогло мне познакомится с кучей интересных людей, которые стали моими друзьями, семьей. На самом деле мне очень не хочется сдавать экзамены и поступать, и из-за этого я, возможно, хуже готовлюсь. Хотелось бы пропустить этап поступления и сдачи экзаменов и сразу оказаться в академии. Мне не нравится то, что я до сих пор не определилась, где хочу учиться, я вроде как готовлюсь к поступлению в академию на графический дизайн, но, с другой стороны, не уверена, что хочу заниматься этим. Меня интересует театр, но не что-то конкретно, а просто абстрактно театр… И я уже пять лет готовилась к поступлению в академию, кажется глупым все менять. Наверное, сейчас это единственная тревожащая меня проблема.
Школа, по моему мнению, слишком систематизирована. Конечно, наши умы развиваются, решая формулы и задачи, вставляя нужную пропущенную буковку в слове. Но этого недостаточно, нам не хватает творчества, эрудиции, нам не хватает заданий, где нужно хорошенько пошевелить извилинами. Мы привыкли к единому исходу, одному варианту решения каких-либо задач, но, выходя в реальную жизнь, не способны проанализировать все ходы, порассуждать, рассмотреть несколько выходов из ситуаций. Наша жизнь — не нахождение корня уравнения с одним неизвестным и не слово с одной пропущенной буквой, а целый спектр математических анализов и толстенный роман, где каждое новое слово неизвестно, и где думать надо над каждой буквой, ударением и запятой. До 10 класса я была полностью погружена в обучение и считала сие целью в жизни, основным механизмом. Но потом что-то щелкнуло в голове, и я осознала, что не все так просто. Нет никаких механизмов, и быть не может. Есть только жизненный извилистый путь сквозь степи, горы и бурное течение рек. Наша молодость — вот где проходит основная и главная часть нашей жизни, и нельзя, чтобы она просачивалась сквозь пальцы как песок, пока мы усердно глядим в учебники и зазубриваем то, что уже забудем, когда настоящая жизнь ускользнет от нас навсегда. Чувствуете, испытывайте эмоции, живите на полную катушку как можно насыщеннее, пока это возможно. О подготовке к экзаменам есть что сказать. Благо, мои учителя по русскому и математике успешно совмещают подготовку к ЕГЭ и школьную программу. Нам дают вариант ЕГЭ домой на неделю и потом проверяют решения, и мы разбираем свои ошибки. Плюс всякие пробники, волнующиеся родители и желание поступления и светлого будущего натаскивают на повторение, и все в порядке. Единственное, что мне не нравится, когда учитель не дает нам те или иные знания только потому, что заданий с их применением на экзамене не будет. Это глупо. Важен ведь не ЕГЭ, а сами знания. Я хожу на курсы, нынче по-другому никак. Нет курсов — нет натаскивания, а оно действительно важно, чтобы на экзамене не дрогнула рука и была готова выполнить все требования. Так как я поступаю в художественный вуз (Академия художеств имени Репина, факультет графики), я хожу на курсы по рисованию (рисунок, живопись, композиция), плюс на курсы по литературе, ибо с ней у меня худо, а в русском и математике не нуждаюсь, так как у меня с ними славные отношения, да и натаскивают нас достаточно в школе. И да, я активно занимаюсь подготовкой вне занятий, но это больше от собственного желания. Свободное время в 11 классе? Нет, нет, нет, и еще раз нет! О нем можно забыть на все 10 месяцев. И это плохо, в самом деле. Отдыхать от учебы нужно, в противном случае хороших результатов ждать не приходится. И я вычерпываю из своих будней некоторое время для передышки. Смотрю кино, слушаю приятную музыку, снимаю на пленочный фотоаппарат и, конечно, общаюсь с людьми. Это лучше всего. Я не особо участвую в каких-то внеучебных мероприятиях. Некоторое время назад я волонтерствовала в Цифербурге, и еще посещаю секцию по волейболу, играю не дурно, но не идеально. Если говорить о проблемах в процессе учебы, то я считаю, что нужно добавить задания, направленные на эрудицию и творческое мышление. Под творчеством я не подразумеваю картины или поэзию, я имею в виду задания, над которыми надо подумать собственной головой, без всяких формул и правил; из тысячи вариантов выбрать один, еще и прокрутить его в голове. Легче объяснить на примере: сочинения по литературе — вот хороший вариант. Тебе задают вопрос, например, «Согласны ли вы с позицией автора произведения и почему». Ты думаешь, размышляешь, анализируешь, осознаешь и формулируешь — это хорошо развивает. Никон Герасименко Я Никон, учусь на биологической площадке ЧОУД ЛМНО «Биотоп». Так как школа изначально математическая, математику нам преподают порой слишком сложно, не то, чтобы сама тема была за гранью разума, просто преподаватель сильно переоценивает свои и наши возможности. Больше всего проблем у меня и у многих других учеников связано именно с математикой. Огромна доля учащихся из разных классов, занимающихся дополнительно, чтобы хоть какой-то поспевать за программой. У меня, например, не выходит. Помимо математики встречаются и другие учителя, считающие, что их предмет важнее всего, и поэтому требующие от нас очень многого. В этих условиях довольно трудно готовиться к ЕГЭ. Я бы даже сказал, что иметь хорошую успеваемость и одновременно с этим уделять должное внимание подготовке к гос. экзамену практически нереально. Наша школа, конечно, пытается готовить нас сама, но успешно это удается в лучшем случае половине учителей. По некоторым предметам организованы спецкурсы по подготовке. Остальные либо не интересуются вопросом ЕГЭ, либо помочь-то хотят, но в итоге лишь вредят успеваемости. Большинство моих одноклассников посещают какие-либо курсы, репетиторов по нужным предметам. У меня на это нет ни времени, ни денег. Единственный репетитор, которого я посещаю, — репетитор по математике. С ним я готовлюсь к ЕГЭ и пытаюсь нагнать школьную программу. По остальным необходимым мне дисциплинам я готовлюсь самостоятельно, прибегая к помощи школьных преподавателей. Свободного времени у меня практически нет, а жить-то тоже иногда хочется. Хочется заниматься чем-то интересным, а не только учёбой и ЕГЭ. Но все же самое весёлое в одиннадцатом классе — пытаться совместить всю эту предэкзаменационную суматоху с собственными интересами. Я вот, например, фотографирую, даже работаю в этой сфере. Времени на любимое дело почти не остаётся, но что поделать. Я считаю, что все школьные проблемы можно решить диалогом на равных между учителем и учениками. Возможно, для этого стоило бы организовывать какие-то собрания, где ученики могли бы высказаться, не боясь получить за это. А преподаватель высказывал бы свои претензии ученикам в спокойной форме. Так можно было бы избежать многих конфликтов и изрядно увеличить продуктивность учёбы. Твитнуть Поделиться Поделиться shpspb.ru

Окончить 11 класс и не сойти с ума

За последний год в школе нужно многое успеть: подтянуть балл аттестата, сдать школьные экзамены, подготовиться к ЦТ и поступлению, а ещё и последний звонок с выпускным отгулять… И как, скажите, тут не сойти с ума? Мы обсудили с нынешними одиннадцатиклассниками их проблемы и решили дать пару советов, как упростить себе жизнь в 11 классе.

«Я ничего не успеваю»

Хочется сделать всё, что запланировал, а времени банально не хватает. Домой приходишь поздно, делаешь домашку, отдыхаешь. Идёшь на курсы, к репетитору или самостоятельно решаешь тесты. Но уже из последних сил. А потом рвёшь на себе волосы, когда видишь низкие результаты. И где найти время на всё, особенно на подготовку к ЦТ?

Планируй свой день

Не держи все дела в голове, переноси их на бумагу. Ведь потратив всего 10% своего времени на планирование, ты сэкономишь 90% при решении задач. Усвоив это правило и изучив основы тайм-менеджмента, тебе станет проще справляться с учёбой (а в будущем и с работой).

Если ты готовишься к поступлению самостоятельно, прочти наши советы о том, как спланировать подготовку к ЦТ. Подойди к планированию серьёзно, и твои старания окупятся.

Чтобы не зайти в тупик («напланировал и ничего не сделал»), ставь цели по технологии SMART. Они должны быть конкретными («specific»), измеримыми («measurable»), достижимыми («achievable»), значимыми («relevant») и ограниченными во времени («time bound»). То есть «порешать тесты в четверг» — не твой вариант. «11 октября, 16:00—18:00, решаю 5-й вариант ЦТ 2018 по химии» — так уже лучше.

Расставляй приоритеты

Когда проблема вовсе не в твоём умении планировать, а просто дел слишком много, нужно научиться расставлять приоритеты. Имей силы отбросить задачи, которые не так важны. И мы говорим не про отдых и развлечения. Давай разберём на примере.

Допустим, у тебя в школе есть предмет N. Он не самый важный, ведь ты не сдаёшь его на ЦТ. И жизнь с этой сферой связывать не планируешь. Но именно предмет N занимает уйму твоего времени. Ты сидишь часами над домашкой, ведь «учитель очень требовательный», «нужна высокая отметка в аттестат», да и «родители ругают». Но поверь, даже если твой балл в аттестате по этому предмету будет на 1−2 пункта ниже, ты не много потеряешь. Балл аттестата складывается из более десяти отметок, поэтому потери будут мизерными (в отличие от ЦТ, где несколько нерешённых заданий могут лишить и 10−20 баллов).

Быть отличником по всем предметам не нужно. Удели больше внимания тому, что действительно важно. Конечно, если по отметкам ты идёшь на серебряную или золотую медаль, то бросать всё на полпути не советуем. Лучше немного поднажать.

«Учителя много требуют от меня»

А теперь плавно переходим к следующей проблеме. Как найти общий язык с принципиальными учителями, которые требуют повышенного внимания к своему предмету?

Решай конфликты дипломатически

Попробуй договориться с учителем предмета N. Объясни, что его предмет сейчас не так важен для тебя и ты хочешь все силы направить на подготовку к поступлению (подробный алгоритм действий в такой ситуации читай в нашей статье о том, как построить хорошие отношения с учителями в 11 классе). Конечно, сложно предугадать реакцию учителя, ведь все люди разные. Но если ты корректно объяснишь ситуацию, есть шанс, что тебе пойдут навстречу.

Сама по себе проблема не нова. Не бойся показать свои искренние переживания. Если будешь наедине с собой обсуждать проблему, она не исчезнет.

Скооперируйся с одноклассниками

Есть и другой вариант решения проблемы. Чтобы делать домашнее задание быстрее, объедини усилия с другом или подругой. Письменные задания можно без проблем разделить. Конечно, если предмет важен для тебя, то лучше заниматься им самостоятельно.

«Родители не понимают, как мне тяжело»

Когда помимо проблем в школе ты страдаешь от непонимания со стороны родителей, самооценка опускается ниже плинтуса. И этой проблеме есть лишь одно решение.

Поговори с родителями

Поделись с родными своими страхами и переживаниями, попроси у них совета. Признайся, если некоторые их слова делают тебе больно («учись, а то не поступишь», «я за твою учёбу платить не буду», «и кем ты будешь работать после этого вуза»). Не нужно злиться и хлопать дверью. Да, порой так неуклюже родители заботятся о нас. Но когда ты заручишься поддержкой родных, станешь намного сильнее.

«Я умираю от стресса»

Недосып, хроническая усталость, стресс — верные спутники одиннадцатиклассника. Как же с ними бороться?

Соблюдай режим дня

Режим мамы: ON. Cпи не меньше 8 часов в день. Если не получается столько спать ночью — отдыхай после школы. Хорошо питайся, не забывай отдыхать, заниматься спортом. Меньше переживай. Чаще проветривай комнату. Так ты будешь чувствовать себя лучше. Режим мамы: OFF.

Переключайся на хобби

У каждого есть своё персональное «лекарство» от стресса. Это может быть музыка, книги, танцы, рисование, компьютерные игры, спорт, прогулки — что угодно. Главный эффект — отвлечь от ежедневной рутины, заставить забыть обо всех проблемах. Если ты ещё не нашёл такое «лекарство», обязательно поищи его.

Умей быть пофигистом

Зачем переживать, если можно не переживать? Попробуй воспринимать происходящее проще. Не накручивай себя из-за вещей, на которые ты не можешь повлиять. Прочти «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона и отпусти все проблемы.

Цитата из книги на затравку: «Ощущаете себя фигово? Наплюйте на это. Скажите себе: „Да, мне фигово. Ну и что с того?“ Вот вам и выход из заколдованного круга. Словно по взмаху волшебной палочки (палочки-на фиг-посылалочки) вы перестаёте ненавидеть себя за то, что вам плохо».

«И всё же когда это закончится?»

11 класс, экзамены, поступление в вуз — один сплошной челлендж. Но и он когда-то подойдёт к концу. Если ты хорошо общаешься со своим классом, цени каждый момент вместе, ведь школьные будни больше не повторятся в твоей жизни. Если ты не очень ладишь с одноклассниками, согревай себя мыслью о том, что скоро ты выпустишься из школы и начнёшь новый этап.

Только не стоит тешить себя мыслью «скоро станет полегче». Это не так. Учёба в университете — ответственное и сложное время. Придётся многое разжёвывать самостоятельно, выполнять огромные объёмы работ. Но зато будет интереснее в том плане, что ты наконец начнёшь осваивать профессию (поэтому выбирай специальность по любви, а не из-за других соображений).

Желаем тебе пройти 11 класс без лишних нервов. Всё получится!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

11 класс: советы родителям, как не свихнуться | Материнство

Этим летом моя старшая дочь окончила школу и поступила в институт, а средняя дочка 1 сентября пошла в 11 класс. Так что второй раз подряд нашей семье предстоит пройти эпопею подготовки к ЕГЭ. Почему всей семье, а не только ученице? Да потому, что задача родителей в этот год куда серьезнее, чем в предшествующие несколько школьных лет. В средней школе, когда уже не надо было контролировать у ребёнка домашние задания, от мамы или папы требовалось только ходить на собрания да подписывать дневник. Но в 11 классе все гораздо серьезнее.
    • Во-первых, надо помочь ребёнку решить (если это не было сделано ранее), куда идти после школы.
    • Во-вторых, выбрать путь поступления и найти репетиторов.
    • В-третьих, заработать на оплату труда репетиторов.
    • В-четвертых, морально поддерживать 11-классника весь год и усиленно кормить его (не смейтесь, полноценное питание крайне важно, потому что нагрузка предстоит колоссальная).
От выбранных ВУЗов и специальностей будет зависеть набор ЕГЭ, к которым предстоит готовиться. По современному законодательству абитуриент имеет право подать документы в пять разных ВУЗов, причём в каждом из них можно выбрать три факультета или специальности. Набор экзаменов везде разный, как и проходные баллы. Поэтому имеет смысл за год до поступления тщательно изучить сайты интересующих учебных заведений, выписать для себя условия поступления, список экзаменов и проходные баллы. Также обратите внимание, нужно ли сдавать Дополнительные вступительные испытания (ДВИ), и за какие личные достижения ВУЗ начисляет дополнительные баллы («красный» аттестат, золотой значок ГТО, итоговое сочинение, волонтерство и т.д.) – на этот счёт правила у всех разные. Если с выбором профессии нет определенности, то можно пойти обратным путём – не искать ВУЗ, в котором можно получить желаемую специальность, а решить, какие предметы больше нравятся,  какие ЕГЭ ребёнок смог бы сдать, и посмотреть, куда с этим набором можно поступить. Поиск ВУЗа по ЕГЭ удобно организован на сайте учеба.ру. Там же можно увидеть проходные баллы, количество бюджетных мест и другие данные. Определившись с набором ЕГЭ, пора искать репетиторов. Этим лучше озадачиться ещё летом, пока у специалистов есть свободные места. Но если не успели – не стоит отчаиваться, в сентябре ещё не поздно. А вот затягивать дальше не рекомендуется. Для подготовки к экзамену требуется целый учебный год напряжённой работы, за пару месяцев ничего сделать нельзя. Поиск репетиторов при современных средствах коммуникации очень удобен. Это раньше их нужно было искать через знакомых или по объявлениям в газете, а сейчас есть прекрасно организованные, информативные сайты, где можно выбрать специалиста в своём районе, почитать реальные отзывы о нем, узнать стоимость занятий. Мы несколько раз пользовались услугами сайта Профи.ру, и успели убедиться, что рейтинг специалистов там вполне отражает реальное состояние дел. Первый опыт был с учителем математики. Было удобно, что она выезжает на дом, и готова заниматься с двумя детьми сразу (на тот момент мои дочки были в 11 и 10 классах соответственно). На первое занятие репетитор пришла в строгом костюме, чем очень напоминала школьную учительницу. Но вот само занятие нам показалось чересчур сухим и малоэффективным, и возникли сомнения в правильности выбора. А когда не удалось ещё и согласовать удобное время встреч – мы решили искать другого специалиста. Все-таки сарафанное радио не стоит полностью сбрасывать со счетов даже в век информационных технологий. В итоге мои дети начали заниматься у преподавателя, к которому за год до этого ходила моя крестница. На упомянутом сайте рейтинг этого репетитора зашкаливал (5++), и не зря. А я для себя сделала вывод, что лучшие репетиторы не выезжают к ученикам, у них просто нет на это времени. Ученики сами к ним ездят. Это правило подтвердилось ещё раз при выборе репетитора по английскому. На волне репетиторской тематики я решилась пригласить специалиста, чтобы подтянуть по языку младшего сына. Критерием выбора для меня было, прежде всего, удобство – чтобы не тратить время на дорогу, хотелось заниматься дома. Я согласилась на молодую школьную учительницу, ещё не имеющую на сайте по подбору репетиторов ни рейтинга, ни отзывов. Сыну она понравилась, занимался с удовольствием, но вот сама она то опаздывала на занятия, то переносила или вовсе отменяла их. В итоге мы расстались с этим преподавателем и обратились к другому, проверенному, но не выезжающему на дом. Ещё совет – выбрав репетитора, старайтесь время от времени контролировать ситуацию. У одной моей знакомой после года регулярных занятий сын сдал ЕГЭ на невысокие баллы, потому что они слишком положились на репетитора. А может быть, стоило его сменить, и результат был бы лучше. Помните, что это человек, которому вы платите деньги, и на карту поставлено очень многое. Поэтому нужно быть уверенным в эффективности занятий. Будьте готовы к тому, что репетиторы задают домашнее задание, причём довольно объемное. Это тяжело, но иначе смысла в занятиях значительно меньше. 11 класс – это очень трудное время, как для школьника, так и для всей семьи. Вам придётся зарабатывать на репетиторов и оказывать ребёнку моральную поддержку. На помощь по дому можно не рассчитывать – школьники не успевают ничего, кроме учебы, а с уроками засиживаются порой за полночь. Есть родители, которые делают ставку на другой путь поступления в ВУЗы – через олимпиады. Задания на олимпиадах резко отличаются от тех, которые предлагаются на ЕГЭ. Там много творческих задач, имеющих запутанные условия и неожиданные решения. Есть репетиторы, которые готовят к решению именно олимпиадных заданий. Призеры и победители олимпиад регионального уровня имеют право на поступление во многие ВУЗы без вступительных испытаний, только по результатам собеседования. Довольно заманчивый путь, не правда ли? Но победить на олимпиаде не так-то просто, и если здесь вы потерпите неудачу – придется срочно готовиться к ЕГЭ. Конечно, репетиторы нужны не всем детям. Если ребенок все годы учился на отлично, то, возможно, ему будет достаточно прорешать все задания из книжек по подготовке к ЕГЭ текущего года, и написать несколько пробников в школе. Многим нравится готовиться с помощью сайта «Решу ЕГЭ» и подобных ему – там задания представлены в электронном виде. Напоследок хотелось бы сказать о важности поддержки со стороны семьи. Дети в 11 классе находятся под постоянным прессингом, они понимают, что от этого года во многом зависит их дальнейшая жизнь. Не запугивайте их, а старайтесь внушить веру в свои силы. Невроз на экзамене – плохой помощник; истории о нервных срывах во время экзамена случаются каждый год. Помните, что семья – это надежная крепость, опора, оранжерея – как вам больше нравится; задача семьи – обеспечить крепкий тыл вашему подросшему чаду. Фото — фотобанк Лори Дата публикации 11.09.2017 Автор статьи: Эхомамины записки materinstvo.ru

11 класс – мой персональный ад — Пять углов

Долго думала, но всё же решила написать о том, как проходил мой год до ЕГЭ. В конце 10 класса я уже точно определилась с выбором предметов и с тем, кем же я в итоге хочу стать. Не знаю, что именно меня подвигло на это, но, приблизительно класса с 7-8, я загорелась желанием стать адвокатом. Время шло, желание усиливалось. И вот, заканчивая 10 класс, я прекрасно понимала, что меня ждёт. А именно, мне нужно было сдать больше , чем на 90 баллов и русский, и обществознание, более чем 65 баллов набрать по истории, и тогда, возможно, я смогла бы попасть на бюджет. По моим расчётам и статистике различных вузов, в среднем, нужно было иметь 240-260 баллов, чтобы поступить в приличный вуз на юриспруденцию. Про математику я не думала совершенно, так как упор делала на обществознание, оно было мне ближе всего, финансистом-экономистом быть я не хотела и усиленно готовилась только к предметам, которые нужны были для поступления  на юридический факультет. Это была моя первая ошибка. Итак, придя в 11 класс, мы все дружно «обрадовались» введенному декабрьскому сочинению. Можно сказать, первые три месяца мы только им и занимались.  Я начитывала различные произведения, которые советовала нам учительница, в классе мы пытались писать само сочинение, усиленно считая слова, чтобы тех было более 350. За это время, я «проглотила» ОГРОМНОЕ количество различных книг, начиная с повторения «Война и мир» и заканчивая чтением Астафьева «Царь-рыба». Думаю, нет смысла писать весь список произведений, прочитанных мной, так как произведения у всех одни и те же («А зори…», «Повесть о настоящем человеке», «Кусака», «Записки охотника» и так далее). В перерывах между чтением книг для первого «недоэкзамена» я также нарешивала русский, математику и читала историю. Но обо всем по порядку. Время шло, и вот мы уже сидели на «пробнике» сочинения. Жутко бесил тот факт, что нас даже в школу не впускали до начала «веселья», всё было точно также, как и на ЕГЭ (камеры, металлоискатели, пропуск по очереди и тому подобное). К всеобщему удивлению, нам не попались темы, которых мы не ожидали, ждали мы войны, ну или природы. Но нет, нам дали довольно обобщенные темы, что-то типа: «Зачем человек должен читать книги» и так далее. Как оказалось, это были цветочки, ягодки нас ждали впереди. «Пробник» все смогли написать на зачёт. Спустя примерно месяц, мы пошли на наш первый экзамен (если это так можно назвать). Вот тут мы и получили то, чего ждали. Лично мне досталась военная тема, и я с радостью привела в аргументы «А зори…» и что-то ещё, сама тема мне не показалась сложной, написав всё, я уложилась в назначенное время, и со спокойной душой ушла. Спокойствие было оправдано. 5 из 5 критериев, зачёт получен, допуск к русскому есть. Хочу сказать, что, несмотря на то, что в нашей школе все смогли получить зачёт, в самом городе и области были те, кто пересдавал сочинение. Единственные огромные минус во всем, лично для меня, это то, что работы на сайте не проверены, там нет никаких ошибок, и ты не сможешь реально оценить своё произведение, поэтому мой вам совет, покажите свою работу учителю/репетитору ну или просто человеку, который владеет русским языком. Сами вы своих ошибок никогда не найдёте. Первый маленький шаг сделан, и я стала готовиться дальше. Математика Так как я сразу убрала её из списка «важных» для меня предметов, то и готовилась к ней не очень хорошо. С начала года я просто решала то, что давали нам в школе, причём у нашего учителя была довольно странная позиция. Всех нас заставили сдавать профиль (за исключением одного человека, который его в жизни бы не сдал), хотя среди 20 ребят, было лишь 3 будущих технаря и ещё человек 5 экономистов-финансистов. Основная масса являлась либо медиками, либо гуманитариями. При всём этом, мы активно отрабатывали «базу» и бились со сложными заданиями С части профиля, которые по силам были лишь единицам. Мой вам совет, отработайте первые 14 заданий обязательно, если вы сможете решать их без ошибок, то большая часть баллов будет у вас в кармане. Не надо зацикливаться также и на определенных заданиях. К примеру, моя подруга усиленно отрабатывала С 1 (ну или №15) с репетитором, а в самом ЕГЭ ей попалась такая дрянь, что она не смогла его решить и все старания были напрасны. К слову, если  вам нужны хорошие баллы, и вы не обладаете математическим складом ума, то обращайтесь за помощью к репетиторам, так будет надежнее, ну или решайте +100500 заданий различной сложности. Русский язык С начала года я подошла к одному из учителей русского языка у нас в школе и договорилась о репетиторстве. Честно говоря, я так до конца и не понимала к чему мне он, а решающим было слово мамы о том, что так у меня появится больше шансов на хороший балл. Репетитором у меня была довольно хорошая тетенька, которая  доступно излагала мне материал. На первом занятии я перед ней решила демо-2015 по русскому языку, сделав всего 2 или  3 ошибки, а также сформулировала проблему текста и привела примеры. Она осталась довольна и сказала, что с меня хватит и одного занятия в неделю. На деле же их оказалось куда меньше. Стратегия наших занятий была такой: дома я решала тест, писали одно-два сочинения по текстам из сборника Цыбулько, а придя к репетитору, задавала вопросы и мы вместе проверяли сочинения. В связи с различными обстоятельствами, встречались мы раз-два в месяц, а перед самим экзаменом наши встречи прекратились вовсе, за ненадобностью. За все время я решила 21 вариант ЕГЭ и написала 17 сочинений, и это, не считая того, что я решала/писала в школе. Хочу сказать сразу, что учительница по русскому языку в школе была очень сильной и не давала нам расслабиться. Мы нарешали просто огромное количество вариантов, написали порядка 15-20 сочинений. В конце года, с помощью Google диска, она высылала нам персональные задания, всем разное количество, лично я решила около 25 заданий подобно егешным (к примеру, 10 вариантов заданий, где нужно поставить 1 запятую, вроде бы 15 номер ЕГЭ, или же несколько заданий по одному тексту). На пробниках, которые мы писали в школе, я набирала чуть больше 70 баллов, расстраивалась и садилась дома решать варианты. История Данный предмет в начале года для меня был тёмным лесом и я элементарно не знала, в каком году началась Гражданская война, чем закончилось правление Сталина, и кого из государственных деятелей называли кукурузник. Поэтому, начиная с первых дней учёбы, у меня появился репетитор ещё и по истории, по совместительству, моя школьная учительница. Занятия проходили по 2 часа в неделю, сперва мы «начитывали» новый материал, потом решали разные задания по пройдённым темам, а дома я зубрила даты, термины и так далее. Так мы занимались в течение года, попутно дома я решала варианты с «Решу ЕГЭ» и из различных справочников, к примеру у меня был большой задачник с разными заданиями от ФИПИ  и маленькая книжка с 10 вариантами  ЕГЭ. Хотя, как оказалось, все это было в электронном виде в интернете, так что сперва поищите там эти сборники и только потом думайте, нужно ли их покупать. За весь году нас был только один пробник, который я умудрилась просто чудом написать на 70 баллов. Небольшой совет, решайте больше С часть и пишите как можно больше исторических портретов, изучайте критерии оценивания, это вам ой как поможет. Обществознание В этом предмете я была просто гипер уверена, и эта была катастрофическая ошибка. Да, мы много решали тестов и письменных заданий на уроках, да, у нас было 3 лишних часа по этому предмету( 2 положенных, 2 дополнительных по обществознанию, и 1 час право или экономика, итого 5 часов в неделю), но дома я решала , как мне сейчас кажется, недостаточно тестов и целиковых вариантов. Пробные ЕГЭ только усиливали мою уверенность, так как самый последний из них я написали аж на 92 балла. Мда, мне бы так написать на реальном ЕГЭ, но увы. Примерно так и проходил мой год, репетиторы, зубрёжка дат, ударений и прочего. Первые полгода я просто не вылазила из дома, заканчивая с уроками и прочим только в восемь, а иногда и девять вечера. После написания сочинения стало проще, появилось свободное время, по вечерам я даже успевала гулять с подругами, так как освобождалась в 7 вечера, а иногда и раньше. Время летело, и вот настала очередь сдавать ненавистные экзамены. 28 мая – русский язык; 4 июня – математика; 8 июня – общество; 15 июня – история. Скажу сразу, страха на экзамене не было, прекрасно понимала, что должна хорошо написать, так как весь год готовилась. Камеры, металлоискатели не столько пугали, сколько бесили. Заставляли приходить за час-полтора до начала, мы тупо сидели в аудиториях лишние полчаса. Страшно было обновлять сайт и ждать результатов, слишком долго. И вот, первый результат. Звонит мама и говорит, что я набрала 98 баллов по русскому, я не верю, несусь в школу, и да, это правда 98. Неделю я ходила в шоке, рассчитывала на 92 максимум. Ошибка, из-за которой потеряла 2 балла – неправильно подобрала фразеологизм, 22 задание. Обидно, но не смертельно. Расстроилась, когда узнала, что баллы взлетели по всей стране, и таких как я (90+) было ой как много. Ну ладно, дальше стала ждать. По математике первичных баллов у меня получилось 12, 10 из них в первой части и 2 за 15 задание, в тестовых  – 59. Неплохо для меня, так как мало готовилась, если бы правильно решила первую часть, то баллов было бы больше. Обрадовалась, узнав, что у многих результаты куда печальнее, чем у меня,  и даже отдельные «технари» сдали меньше, порядка 50 баллов. Успокоилась. А дальше ужас. Обществознание. Как выше говорила, в нем я была уверена, но увы. 71 гребаный балл, для меня это край, слишком мало, не то, что нужно, но деваться некуда. Я стала ждать дальше. Моему удивлению не было предела, когда я узнала, что у многих было всего пара ошибок в тесте(как и у меня) и много баллов урезали в письменной части. Ещё один совет, как только увидели свою работу, тащите её знакомому учителю, и, если он скажет, что баллы действительно не доставили, бегите и подавайте апелляцию. История. После «хороших» результатов общаги, я не ожидала ничего утешительного от этого предмета. 70 баллов, неплохо, столько, сколько и хотела, но в свете результатов общества, маловато и хотелось бы больше, но опять таки увы. Итог: 228 баллов: математика + русский + общество 239 баллов: история + русский + общество Вроде неплохой результат. Поехали, подали документы в 3 вуза. Я была в шоке. 12 бюджетных мест в одном из крупных вузов (Владимирская область) на юридический факультет. Мда, вот вам и свобода, и равенство, и равные шансы получить высшее. Посидев неделю, посмотрев списки, поехали и доставили ещё и коммерцию. Выхода не было. Теперь осталось дождаться 3 августа и отвезти куда-то оригинал, если будет хоть малый шанс на бюджет. Ради интереса, залезла в одном из вузов, куда подала на строительный факультет, 70 бюджетных мест, баллы не более 200. Вывод: государство делает всё, чтобы в стране росла рабочая сила. И да, может кто-то знает, почему льготники и те, кто идут вне конкурса спокойно пройдут с 150-160 баллами на бюджет, а я со своими 239 пойду на платное? Где справедливость? 5uglov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *