Камушки марблс – Материал по коррекционной педагогике по теме: Камешки марблс

Материал по коррекционной педагогике по теме: Камешки марблс

История Марблс

Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры (см. рис. 1), были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

(Рис. 1 Глиняные камушки для игр)

Изготовление Марблс

Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс. Первые марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве марблс. Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные (см. рис. 2). После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Новые технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.
Кроме того, эффектные марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

(рис. 2 Камешки марблс)

Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

nsportal.ru

Дидактический материал на тему «Использование камней Марблс при обучении детей с ОВЗ»

Государственное казённое образовательное учреждение Свердловской области

«Серовская школа № 1, реализующая адаптированные основны общеобразовательные программы»

«Использование камушек Марблс при обучении детей с ОВЗ»

учитель начальных классов

ФЕДОРОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА

 

Цель: организация  коррекционной работы с детьми с ОВЗ по посредствам камешков Марблс.

Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика…) и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение камушек Марблс.

Что же такое Марблс?

Марблс— это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.

Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и  каплю воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию.

Увеличение числа обучающихся с множественными сложными нарушениями развития заставляет педагогов искать, применять новые методы и формы работы. Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях , на разных учебных предметах

Использование шариков Марблс на практике решает следующие задачи:

1.Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

2.Формирование правильного захвата шарика кистью руки.

3. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук

4. Развитие тактильных ощущений

*Игра «Сухой бассейн» * Игра «Золушка»

1. Разбери по цвету.

2. Разбери по форме.

3. Разбери по размеру

5. Развитие пространственных представлений

Игра «Выложи по контуру» (изучение лексических тем, геометрических фигур и т.д.)

* Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»

6. Формирование представления о буквах и звуках

*Игра «Зеркало»

Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались- где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

*Игра «Знакомство с буквой»

*Игра «Строители»

7. Развитие лексико- грамматических понятий

*Игра «Назови ласково»

Поможем Лунтику добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: фонарик, столик, домик и т.д.

*Игра «Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.; жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

8. Развитие фонематического слуха и восприятия

*Игра «Услышь звук»

Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, в слове кошка — звук ш слышим в середине слова …

*Игра «Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (красный-гласный звук, синий — согласный звук).

*Игра «Буквы»

Фишки-камешки выкладывать под картинками, или под буквами.

С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?

Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

На каком месте находится звук (в начале, середине, конце?)

Сколько в слове гласных, сколько согласных звуков?

*Игра « Сосчитай, не ошибись»

-Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков.

— Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

9.Развитие связной речи

*Игра «Составь предложение»

-Составление предложения с заданным словом, или по картине.

-Составь предложение из 2х, 3х, 4х слов.

— Составление предложений с предлогами.

— Сосчитать сколько слов в предложении

10.Работа со сказками, литературными произведениями

Из какой сказки этот герой?

Выложи его по контуру.

Положи камушек синего цвета

на отрицательного героя сказки.

11. Формирование математических представлений и понятий

*«Цифра и число» * «Больше, меньше, столько же»

* «Длиннее, короче»

*«Большой, маленький»

* «Геометрические фигуры»

12. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления

*Игра «Четвёртый лишний» * Игра «Продолжи ряд»

 

 

*Игра «Найди и закрой»

13.Развитие фантазии ребёнка

Работа с камушками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение учащихся. Повышают речевую активность детей. Данные игры могут быть использованы на разных этапах уроков и занятий, при работе со всем классом или индивидуально.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Игры с камешками марблс — разноцветное счастье для детей — 31 Января 2016

«Давай поиграем с тобой в маленького волшебника», —  так я часто начинаю свои занятия. Мы будем рисовать, но рисовать не карандашами и красками, не мелками и фломастерами, а разноцветными камешками. Перед ребенком выкладываю разноцветные камешки Марблс, и ребенок начинает свое волшебство.

Помню, как пришли детки из средней группы. Первые работы маленьких волшебников были очень скромными. Дети могли выложить змейку, тропинку,червяка, цветочек без стебелька, круг, треугольник.

 

Но, так как интерес, к ярким камешкам у детей с каждым занятием проявлялся все сильнее,  решила включить этот вид работы в свои занятия регулярно.

Работа с камешками развивает мелкую моторику, речь, мышление, творчество, воображение,  и другие психические процессы.

Использование в работе с детьми разноцветных блестящих камешков – шариков успешно развивает фантазию и творчество воспитанников.

Способы развития мелкой моторики с помощью камешков марблс – это игры и игровые упражнения, описанные в работах: «Шарики марблс – мои маленькие помощники», «Развиваем речь, используя шарики марблс».

Данные приемы работы можно использовать, как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях.

«Сортировка камешков по форме, цвету и величине»

«Сделай рисунок по образцу»

 

«Дорисуй предмет»

 

«Укрась полянку»

 

«Нарисуй любимую игрушку»

 

«Составь узор»

 

«Выложи  букву»

 

Игра «Найди предмет». Найди игрушку правой, а затем левой рукой. Поиск игрушек усложняется  с закрытыми глазами. 

«Оживи фигуры»

 

«Мы творим чудеса»

 

 

   Использование камешков марблс для сенсорных коробок.

 

Сенсорная коробка с  камешками марблс – является хорошим релаксатором, настраивает на интересную и увлекательную игру.

        

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные — разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем камешки считать,

Будем камешки считать

И цвета запоминать.

 

Громко четко говорим,

Говорим и не спешим,

камешки в руках сжимаем,

до пяти с тобой считаем.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторяй за мной опять.

 

Подгрупповая работа.

На логопедических занятиях дети договариваются между собой о том, что они будут строить.

Самостоятельная работа длится до 10 минут, затем с опорой  на рисунки составляют рассказ.

Игры с использованием Картотеки картинок для работы с камешками Марблс — ИГРУШКИ

 

 Дидактические игры будут полезны для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Эти дидактические игры и упражнения доступно применять в работе логопедического пункта дошкольного учреждения, а также в домашних условиях.

Картотеки для выкладывания камешков Марблс можно посмотреть на сайте:

 

 Учитель — логопед: Екатерина Николаевна Конева © Все права защищены

 


logopeddoma.ru

Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна в быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств в практике дошкольной работы с детьми.

Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием камешков Марблс и декоративных камешков.

Камешки Марблс и декоративные камешки – это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребностям детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.

В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.

Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.

В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.

В связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического восприятия воспитания детей.

Сенсорное развитие.

  • Упражнение «Знакомство»

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: емкость с камушками «Марблс».

Задание:

педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.

Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой — стеклянные, гладкие; качеством — хрупкое, прозрачное; цветом — красный, синий, зеленый,..

Затем дается время для самостоятельного манипулирования.

  • Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка»

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

  • Упражнение «Змейка»

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки «Марблс». Для детей с низкой моторной ловкость: специально заготовленные камушки на липучке.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

  • Упражнение «Помоги»

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки «Марблс», карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет — зеленый и отбирают , и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

  • Упражнение «Выложи по заданию»

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

  • Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
  • Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.

  • Упражнение «Графический диктант»
  • «Знакомство с буквой»

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камушки «Марблс».

Задание: Педагог дает устные задания типа:

Положите красный камушек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

Овладение звуковым анализом

Цель:

— воспитание слуховой дифференциации звуков речи путем различения на слух сходных по артикуляторно-акустическим признакам звуков.

— развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове, определения, с какого звука начинается слово (гласного или согласного)

— развитие звукового анализа и синтеза путем умения делить слова на звуки.

— знакомство с буквой.

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (с липучками)

Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.

Сенсорная коробка с камешками марблс – является хорошим релаксатором, настраивает на интересную и увлекательную игру.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные — разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем камешки считать,

Будем камешки считать

И цвета запоминать.

Громко четко говорим,

Говорим и не спешим,

камешки в руках сжимаем,

до пяти с тобой считаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторяй за мной опять.

infourok.ru

Использование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений

Статья об использовании камушков «Марблс» в преодолении речевых нарушений.

История Марблс

Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

Изготовление Марблс

Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс.

Первые марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным.

В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве марблс.

Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные.

После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Новые технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.

Кроме того, эффектные марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский

(слайд 1)

Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Перечень игр с марблс и их описание

1. Использование камушков Марблс при изучении лексических тем.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация. (слайд 3)

2. Выложи по контуру.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация. (слайд 4)

3. Звуко-буквенный анализ слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза

Фишки-камушки выкладывать под буквами.

А Р Б У З

1 . С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

2. На каком мест находится звук (:) ( в начале, середине, конце?)

3. Сколько в слове гласных, сколько согласных? (слайд 5)

4. Составление предложений.

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.

1. Составление предложений с предлогами.

2. Составление предложения с заданным словом.

3. Сосчитать сколько слов в предложении (слайд 6)

5. Развитие пространственных представлений

1. Помоги бабочке долететь до цветка.

2. Помоги двум друзьям встретиться.

3. Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Задание: Педагог дает устные задания типа:

  • Положите красный камушек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

(Слайд 7)

4. «Волшебный мешочек».

1 вариант.

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

2 вариант.

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:

  • зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
  • жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д. (слайд 8)

5. Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это. (слайд 9)

6. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало».

Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Техники».

Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ).

Игра «Разгляди буквы». (слайд 10)

7. «Знакомство с буквой».

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (слайд 11)

8. «Лабиринты».

Цель: Развитие пространственных отношений (слайд 12)

9. «Лабиринты на автоматизацию звуков».

Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука. (слайд 13)

Спасибо за внимание!

Презентация
«Марблс в преодолении речевых нарушений»:

Воронина Ирина Николаевна,
учитель-логопед,
МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»,
Архангельская область п. Коноша

logoportal.ru

Сказочные сюжеты для работы с камешками марблс — 30 Марта 2016

Работа с камешками никогда не бывает механической, так как яркие цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность. Несмотря на это мы решили привлечь к работе небольшие сказочные сюжеты, которые напрямую связаны с последующей деятельностью ребенка. Эти сюжеты побуждают ребенка к действию, а для логопеда это большая фантазия для речевой работы.

Работа с каждым сюжетом проходит в следующей последовательности:

  1. Прочитайте ребенку сказку, в которой герои попадают в трудную ситуацию.
  2. Вы предлагаете ребенку оказать помощь герою. Работая с камешками, ребенок повторяет ваши задания. (В зависимости от этапа, на котором находится малыш, это может быть изолированное закрепление звука, автоматизация в слогах, словах и т.д.)
  3. Вы вместе с ребенком анализируете работу. Причем, в первую очередь, хвалите его за отзывчивость, желание и умение прийти на помощь, за его речевую работу. А затем вы смотрите на качество выполненной работы.

Если ребенок еще мал (3 года), то ваша оценка не должна быть очень строгой. Если ребенок старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), то обязательно укажите на ошибки в его работе.

УДАЧИ  вам и счастливых минут рядом с дорогим человеком!

 

Чудесный сад

Я расскажу тебе историю про маленького Мышонка, который жил в Чудесном саду. Мышонок очень любил свой сад. В нем росли раскидистые яблони с наливными яблочками, цвели прекрасные яркие цветы.

Однажды в Чудесный сад залетел ветер  — добрый друг маленького Мышонка. Обрадовались друзья встрече. Стали они резвиться, играть и бегать по чудесному саду. Друзья так развеселились, что, что не заметили, как во время их игр опали с яблонь все яблочки, облетели с цветов лепесточки. И стал сад некрасивым и скучным.

Сидят Мышонок и Ветер, смотрят вокруг и не узнают своего Чудесного сада. «Ох, Мышонок, — говорит Ветер. – Что же мы с тобой наделали? Как же теперь нам быть? Как нам Чудесному саду помочь?»

Не печальтесь, Ветер и Мышонок! Я думаю, что вам помогут волшебные камешки. Только на будущее помните — играйте осторожнее!

Не забывайте про свой чудесный сад.

Ромашки

Я расскажу тебе сказку о беззаботных ромашках.

Распустились на лесной полянке веселые ромашки с белыми нежными лепестками и пушистыми желтыми серединками.

Однажды на лесную полянку пришли дети. Они играли в интересные игры, а ромашки с любопытством наблюдали за ними. Когда дети ушли домой, ромашкам тоже захотелось поиграть. Больше всего им понравилась игра в пятнашки.

Как весло беззаботно ромашки играли в пятнашки! Играли – играли и свои желтые пятнышки растеряли. Хитрый ветерок поднял их пятнышки и унес далеко — далеко. А беззаботные ромашки даже не заметили этого.

Поглядел на веселые ромашки взрослый цветок и ахнул: «Где же ваши чудесные  желтые серединки? Что вы без них будете делать? Вас теперь никто не назовет ромашками!»

Опечалились беззаботные ромашки. Стоят грустные – грустные и думают: «Кто же нам поможет?»

Давайте поможем ромашкам, украсим их желтые серединки камешкам.

Ай да молодцы! Принарядил  ромашки, выручил их. Смотри, какие они довольные, красивые и снова веселые!

Сороконожки

В сказочном лесу в семье сороконожек появились маленькие детки. Забавные малыши быстро росли. Они очень гордились тем, что ни у кого в лесу не было столько ножек, сколько у них.

Любили сороконожки играть. Ты, наверное, догадываешься, почему? Они весело семенили своими многочисленными ножками. Их везде можно было увидеть: то под листиком пробегут, то под камешек заберутся, то среди травы разбредутся.

Заканчивалось лето. Все лесные жители стали собираться в школу. Захотелось и маленьким сороконожкам поучиться. Но в школу босыми не пойдешь. На ножки надо надеть калоши.

Загрустили малыши. Где же им взять столько обуви? Неужели сороконожки не пойдут в школу? Кто же им поможет?

Давайте поможем обуть сороконожек – на каждую ножку по калошке. Спасибо!

Весна в лесу       

После суровой Зимы пришла в лес красавица – Весна. Поглядела Весна вокруг и загрустила – все кругом голо и пусто.

Сколько ей предстоит поработать, что бы все приодеть и принарядить! Как одной ей со всем  этим справится? Решила Весна все делать по порядку: сначала землю приодеть травкой и цветами, потом кустики нарядить свежей листвой, затем и за деревья взяться. А лес такой большой, а деревьев кустов так много! А сколько травы и цветов надо вырастить! И каждое деревце, каждый кустик, каждый цветочек и даже каждая травинка просит Весну начать с нее. Еще больше загрустила Весна. Без вас ей не обойтись. Но кто же ей поможет?

Давай поможем Весне нарядить лес! Весна будет наряжать землю травой и цветами, деревья —  листвой, а ты кустики приоденешь молоденькими зелеными листиками и сделаешь так, что бы расцвела мать — и  — мачеха.

Спасибо тебе, за хорошую работу. Ты украсил кустики такими прелестными листочками. Что бы Весна без тебя делала!

Конфетки

В одном сказочном лесу решили звери открыть магазин. Каждый что – то принес: Белочка — орешки, Медведь – малину, Пчела – мед, Мишка – зерна. Разложили звери товар на полянке, сидят, ждут и думают: «Кто же будет нашим первым покупателем? Что он выберет?»

Первой прилетела в лесной магазин Муха. Обрадовались звери, стали товар свой расхваливать. Муха все посмотрела, а брать ничего не стала. Опечалились звери лесные, спрашивают: «Скажи нам Муха, почему ты ничего не выбрала себе? Разве плох наш товар?». А Муха им отвечает: «Товар ваш хорош! Да нет здесь моих любимых конфет – кругленьких разноцветных  карамелек. Я их люблю больше всего на свете!»

Задумались звери: в лесу (даже сказочном) не росли кругленькие разноцветные конфетки. Где же их раздобыть? Может кто – нибудь поможет зверям лесным заготовить для лесного магазина конфетки?

Не печальтесь звери. Я знаю, кто вам поможет. Нашему маленькому помощнику заготовить конфетки ничего не стоит! Вот кулечки и мешочки, а конфетки скоро появятся!

Мухоморы

Есть такой гриб – мухомор. Гриб красивый, нарядный: на красной шляпке – белые горошки, а на ножке – нежная юбочка- оборочка. Красив мухомор, да не каждому полезен. Белочка мухоморчик возьмет, и другим лесным жителям он пригодится. А вот человеку (взрослым и детям) собирать, и есть мухомор нельзя.

Гуляя по лесу, ты часто встречаешься с мухоморами. Но не трогай мухоморы, не рви их, не сшибай палками, не топчи ногами. Полюбуйся ими и ступай своей дорогой. Помни, что некоторым зверям мухомор – лучший друг.

Сегодня я хочу рассказать тебе сказку о мухоморах. Однажды под землей родилась большая семья мухоморов. Они так радовались, что появились на свет! Так торопились показать себя всем и самим посмотреть на белый свет! И вот, наконец, мухоморчики показались из под земли. Смотрят они друг на друга и видят: красные шляпки у них есть, оборочки есть.  Да нет у них белых пятнышек – горошин на шляпках. Вот горе так горе! Да не просто горе, а беда! Придут дети (люди) в лес, не узнают мухоморы, спутают с другими грибами возьмут их себе в лукошко. Расстроились мухоморы, опечалились. Собрались вокруг них жители лесные. Жалко им мухоморы, да ничем помочь они им не могут.

А вот ты, можешь им помочь! Укрась их шляпки камешками белого цвета.

Снегири

Холодной зимой трудно жить в лесу птицам и зверям. Самое страшное для них – это холод. Потому что, те,  кто остался зимовать, позаботились о теплых шубах. Зайчик поменял серый теплый кафтанчик на белую шубку. Белочка приоделась в серый густой мех. Лисички нарядились – их огненный рыжий наряд далеко всем виден на белом снегу. Птицы, оставшиеся в лесу, и те, которые прилетели в наши леса зимовать, отрастили себе пушок – второй слой перышек. Да, холод лесному зверю и птицам не страшен.

А вот голод (когда им нечего есть) – самый страшный враг для лесных жителей. Если и гибнут звери, и особенно птицы, зимой, то как раз от голода.

Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди —  добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их: кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.

Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири: на голове черная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.

Подсолнухи

Стояли в поле подсолнухи – удивительные цветы с желтыми лепестками и черными семечками. Они быстро росли, тянулись к солнцу и думали: «Вот вырастим большими — большими, люди соберут наши семечки и сделают для себя, для детей вкусное подсолнечное масло. А кто – нибудь просто семечки пощелкает. Мы всем нужны, нас любят».

Мимо проходили люди. Подсолнухи им дружелюбно замахали желтыми лепестками. Но почему – то никто не обратил внимание на приветливые цветы. Удивились подсолнухи, стали думать – почему их люди не замечают?

Вдруг один цветок воскликнул: «Ой, братцы! Да у нас с вами нет семечек в серединках! Вот никто и не смотрит на нас». Опечалились подсолнухи. Какие же они подсолнухи без черненьких  семечек! Что же им теперь делать? Кто поможет?

Сейчас мы поможем с тобой. Бери камешки и украшай подсолнухи.

Украшая подсолнух, ребенок работает по заданию логопеда.

Угощение для нового друга

Знаешь в любой квартире, где живет ребенок, в любом детском саду есть свой игрушечный город. В этих городах живут игрушечные жители: звери и куклы. У них есть игрушечный транспорт, кухни, спальни и многое – многое  другое. Весело протекает жизнь в городах игрушек. Только увидеть ее очень трудно. Ведь она начинается поздно вечером, когда обычные люди уже спят.

История, которую я тебе расскажу, произошла в небольшом игрушечном городке. Его жители узнали, что скоро у них появится новый друг – медвежонок Миша. У их хозяйки, девочки Лены, скоро день рождения. Лена попросила своих родителей подарить ей игрушечного медведя. Родители согласились.

Накануне дня рождения жители игрушечного города решили подготовиться к встрече нового друга. Всю ночь они убирали свой город, наряжались и пекли вкусные пирожные.  Игрушки так увлеклись приготовлениями, что не заметили, как наступило утро.

Все было готово к празднованию дня рождения Лены и встрече нового друга. Только одну вещь не успели сделать жители игрушечного города – украсить пирожные разноцветными кругленькими конфетками и цукатами. Они знали, что медвежата (даже игрушечные) очень любят сладкие и красивые пирожные.

Но я думаю, что им не стоит так уж расстраиваться. Ведь ты, не оставишь жителей игрушечного городка с их неприятностью и украсишь пирожные разноцветными  конфетками и цукатами. Спасибо!

Елочка для зайчат

Наступил Новый год. В одном доме люди готовились к его встрече. Они нарядили зеленую елочку разноцветными шариками и огоньками.

Вечером, когда все в доме легли спать, к домику прискакали любопытные зайчишки.  Они заглянули в окно и ахнули – какая красивая, необычная елочка стояла в комнате. В лесу таких красавиц зайчики не встречали. Долго любовались они наряженной елкой, а на рассвете вернулись к себе в лес.

Собрались зайчишки на полянке и решили: в лесу много елочек, наверняка среди них есть такая  же красивая наряженная ярким шариками и огоньками. Надо только хорошенько поискать ее. И разбежались зайчишки по лесу в поисках украшенной елочки.

Долго бегали зайчишки по лесу, устали, но не нашли наряженной елочки. Много в лесу зеленых красавиц, но все они без ярких игрушек и огоньков. Опечалились зайчишки. Кто же им нарядит елочку к Новому году? Кто поможет?

А ведь ты можешь помочь зайчишкам! Нарядишь им елочку?

Посмотрите, зайчишки, какая красивая елочка! Теперь и у вас, зайчики, будет веселый Новый год под нарядной елочкой!

Лесные ягоды

Ближе к осени  стали лесные жители к зиме готовится. Белки – орешки в дупла собирать, да грибы сушить. Мышки – зернышки с полей в норки носить. А колючие ежики стали лесные ягодки кушать. Им ведь всю зиму надо проспать и силы сохранить.

Маленькие ежики отправились в лес за ягодами: рябиной и калиной. Бегут ежики по лесным тропинкам, радуются. Скоро отведают они вкусные красные ягоды! На лесной опушке увидели рябину, да калину. Стоят деревья стройные, высокие. Ягод на их ветках видимо — невидимо. Смотрят ежата на ягоды, а достать не могут. Уж больно высоко! Думали, думали ежики, как ягоды достать, да ничего не придумали. Дальняя дорога утомила лесных малышей.  Решили они отдохнуть. Свернулись колючими клубочками и уснули. Как же быть? Как ягодки ежам достать?

Не оставь лесных малышей без ягод! Пока они спят, укрась их колючие спинки ягодами. Да побольше.

Разноцветные огоньки

Весь год звери волшебного леса готовились к празднику разноцветных огоньков. Все любили этот праздник, особенно малыши. В этот день над волшебным лесом вспыхивали огни салюта и фейерверков. Разноцветные огни разбегались по всему небу, неся радость и веселье лесным жителям.

На это раз, накануне праздника, в волшебном лесу прошел сильный – сильный дождик. Он намочил праздничные хлопушки и фейерверки. Теперь у лесных жителей не будет разноцветных огоньков. Опечалились звери. А некоторые малыши даже расплакались.

Ах! Как жалко жителей волшебного леса! Кто же им поможет? А ты сможешь изобразить разноцветные огоньки? Доставь зверям радость, пожалуйста!

Молодец! Чудо – огни осветили небо волшебного леса. Такого праздника еще никогда не было у лесных жителей! Спасибо тебе, маленький друг! 

 

Учитель — логопед: Екатерина Николаевна Конева

Литература: Гризик Т.И. «Маленький помощник. Подготовка к письму»

 

Картотеки для выкладывания камешков Марблс можно посмотреть на сайте:

Игровые приёмы и способы работы с камешками Марблс можно посмотреть в следующих статьях на сайте:


logopeddoma.ru

Консультация «Использование камешков марблс в коррекционной работе с детьми»

Использование камешков марблс в коррекционной работе с детьми

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский

Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

М.М.Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Логопедические дети имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии (ДЦП, ЗПР, ОНР, ФФНР — это те диагнозы с которыми бала апробация). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом с учетом различных умений и навыков детей, с другой, — приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.

Камешки  — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.

Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают  какой-то неведомой  энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.

Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание  камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. 
Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3 — 5 человек) или индивидуально.

Цель игр: развитие мелкой моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления.

Перечень игр и краткое описание:

1. Разбери по группам

а) Разбери по цвету.

В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

б) Разбери по размеру.

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

в) Разбери по форме.

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

2. Собери по образцу.

Предлагается картинка — образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

б) Заполни пустой шаблон.

Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.

Контуры — перерисованные крупные картинки из детских раскрасок и рисунки воспитателя.

3. Крестики – нолики

Как обычные крестики — нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.

4. Продолжи узор

Продолжить узор или ряд.

5. Четвертый лишний

Убрать не подходящую фигуру по: размеру, цвету, форме.

6. Сосчитай

Детям предлагается сосчитать (устное задание) сколько, например, желтых камешков всего, или сколько больших и маленьких камешков, или всего камешков всех цветов в определенных рядах или на поле

7. Математический диктант

Закрепление понятий «лево – право», «верх – низ».

8. Придумай картинку по теме…

Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество. Таким образом, игры с камнями совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для  развития  детей. Успехов Вам в творческой деятельности!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *