Мастер класс что такое – Мастер-класс как современная форма методической работы

ЧТО ТАКОЕ МАСТЕР-КЛАСС И КАК ПОДГОТОВИТЬ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

Что такое мастер-класс
и как подготовить к нему учителя

Что такое мастер-класс.

Победителями конкурсов на денежное поощрение учителей в рамках национального проекта «Образование» признаны те педагоги, которые достигли высоких результатов в обучении и воспитании школьников. Всероссийский конкурс «Учитель года России», участники которого являются претендентами или победителями конкурса лучших учителей, подтверждает наличие в их опыте инновационных подходов к образованию или оригинальных компонентов организации и содержания учебной деятельности обучаемых, представляющих собой образцы педагогической деятельности.

Таким образом, можно говорить о том, что конкурсы в рамках национального проекта «Образование» способствуют выявлению адресов эффективного массового педагогического опыта учителей, классных руководителей. Но что особенно значимо: конкурсные отборы позволили выявить инновационный опыт педагогической деятельности, который может рассматриваться в качестве потенциального ресурса развития образования. Чрезвычайно важно не оставить этот опыт без внимания, сделать его достоянием учительской аудитории, перевести из разряда потенциальных в актуальные ресурсы преобразования практики обучения и воспитания учащихся.

С получением первых результатов конкурсов в рамках национального проекта «Образование» возрастает актуальность и значимость привлечения новых участников к конкурсным отборам, а также эффективного распространения и освоения полезных результатов, достигаемых в ходе осуществления инновационных образовательных проектов, направленных на позитивные изменения в образовании.

В целях достижения системных эффектов в образовании посредством активного распространения педагогического опыта необходимо всемерное усиление работы по его технологичному представлению педагогическому сообществу на муниципальном, региональном и федеральном уровнях с учетом принципа распределенности в работе с информационными ресурсами, к которым относится описание инновационного педагогического опыта, а также гуманитарной специфики процессов представления и распространения педагогического опыта.

В связи с этим возникает проблема описания опыта победителей, определения механизмов его распространения и внедрения в образовательную практику. Для претендентов будущих конкурсных отборов в рамках национального проекта «Образование» актуальным становятся изучение, обобщение и описание имеющегося собственного опыта. Выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта предполагает, что приоритетным признаком в оценке качества работы учителя и образовательного учреждения становится совокупность, включающая в себя инновационность, наличие в опыте современных технологических подходов, научно-объективную оценку процесса и результата деятельности.

Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, на наш взгляд, является мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога. В данных рекомендациях мы предлагаем ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовке и представлению, каковы критерии его эффективности.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». В данных рекомендациях мы будем опираться на следующие определения, так как считаем, что в них обозначены ключевые свойства мастер-класса.

В первую очередь, мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающиеся на свои принципы и имеющие определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлага-
емого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны учителя-мастера (мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).

Мастер-класс – это одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т. п.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики, как вызов традиционной педагогике; личность учителя с новым мышлением; не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия; плюрализм мнений

и др.

Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

1) новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2) метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3) создание условий для включения всех в активную деятельность;

4) постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5) приемы, раскрывающие творческий потенциал как мастера, так и участников мастер-класса;

6) формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7) предоставление возможности каждому участнику выразить свое отношение к предлагаемому методическому материалу;

8) процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9) форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Литература

1. Пахомова, Е. М. Изучение и обобщение педагогического опыта
[Текст] / Е. М. Пахомова // Методист. – 2005. – № 2.

2. Пахомова, Е. М. Учитель в профессиональном конкурсе [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. М. Пахомова, Л. П. Дуганова. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с.

3. Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.

4. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

infourok.ru

Статья. «Что такое мастер- класс?»

Что такое мастер – класс. (Педагог доп. образования Федорова Т.Г.)

Теория.

Мастер-класс — (от английского masterclassmaster – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Тематическая направленность мастер – классов разнообразна. Это и обзор актуальных проблем и технологий, и различные аспекты и приемы использования технологий, и авторские методы применения технологий на практике.

 Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий:

1) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

2) стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;

3) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты  деятельности ведущего.

При обучении на занятиях мастер-класса реализуется исследовательский подход, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания, использование методов соответствующей науки.

Задачи мастер-класса:

  • передача ведущим-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • совместная отработка методических  приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

                             В ходе мастер-класса участники:

изучают разработки по теме мастер-класса;

участвуют в обсуждении полученных результатов;

задают вопросы, получают консультации;

предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Этапы работы мастер-класса.

1. Подготовительно-организационный: 

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Деятельность ведущего: приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия.

Деятельность участников: включаются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая ведущему в организации занятия.

2. Основной этап.
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Деятельность ведущего: методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

Деятельность участников: выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

3. Афиширование — представление выполненных работ.

Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:

— овладение  способами деятельности;

— развитие способности к рефлексии;

            — развитие коммуникативной культуры.

Деятельность ведущего: организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Деятельность участников: рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

Отличия мастер – класса от других форм обучения:

1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как ведущего, так и участников мастер-класса;

6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9.  форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

 Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

  1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

  2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

  3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

  4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

  5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)

  6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

  7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия, наличие оригинальных приемов актуализации, приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

  8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

  9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта

Мастер – класс по росписи пасхальных яиц. Совместная работа воспитанник + родитель

infourok.ru

Презентация к уроку на тему: Что такое мастер-класс (презентация)

«Мастер – класс.Что? Для чего? Как?»

Сегодня наш семинар будет посвящен мастер-классу, как одной из форм эффективного профессионального обучения педагогов.  Нам нужно будет разобраться в  том, что же такое мастер-класс, для чего он нужен и как его можно использовать в своей педагогической деятельности.  Слайд 1

 В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»: 

  • Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  • Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:
  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
  • Специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Слайд 2

Как мы видим, ближе всего для педагога два последних определения.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству, но в современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, разрабатывать методические рекомендации.

Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
Мы знаем, что одной из форм трансляции педагогического опыта  является  «Мастер-класс». Так что же это, мастер-класс?

«Мастер-класс» – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. 

Мастер – класс – это форма занятия, на котором педагог передает опыт своей работы путем прямого комментирования и демонстрации наиболее эффективных методов, приемов, форм педагогической деятельности и используется способ самостоятельного построения плана применения  их всеми участниками занятия. Слайд 3

 «Мастер-класс» как форма обучения нужен для

  • стимулирования познавательного интереса, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
  • осуществления индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса;
  • отслеживания позитивных результатов учебно-познавательной деятельности каждого участника мастер-класса. Слайд 4

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы. Слайд 5

Задачами мастер-класса являются

  • Обобщение опыта учителя –мастера по определенной проблеме;
  • Передача учителем – мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов,  приемов и форм педагогической деятельности;
  • Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса;
  • Оказание помощи участникам мастер – класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования. Слайд 6

Я думаю,  каждый из нас знает, что такое мастер — класс, но не все понимают, как он  строится, какова структура проведения мастер-класса:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера 

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
  • Описание системы уроков (занятий) в режиме  эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом Слайд 7

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий) 

  • Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту Слайд 8

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками) Слайд 9

4. Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
  • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями Слайд 10

5. Рефлексия 

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям. Слайд 11

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства, поэтому учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Лучшим побудителем для этогодолжен стать взаимообмен профессиональным опытом. Слайд 12

nsportal.ru

Статья по теме: Доклад на тему: Что такое мастер- класс?»

                                     

Доклад на тему:  «Что такое  «Мастер – класс?»

    «Важно,  не просто накормить голодного рыбой,                                                          главное, научить его,  ловить её.                                                                                                                                                                 Если Вы дадите ему рыбу,  то поможете только один раз,                                                                                                                           а научите ловить – накормите на всю жизнь»

Последнее десятилетие тема современного образования  широко представлена  в средствах массовой информации, а в  дебатах на эту же тему  не принимает участие  разве что только ленивый. Простой обыватель, далекий от педагогики, знает чему надо учить, но не знает, как это делать.

Пусть каждый занимается своим делом, выполняя его добросовестно и качественно. А дело, как известно, мастера боится.

О  проблемах современного образования и воспитания спорят, рассуждают ученые, исследователи, психологи, педагоги, физиологи, как отечественные, так и зарубежные. Суть этих споров часто сводится к тому, что если познавательная деятельность навязывается учащимся, то и познавательные мотивы ослабевают, что приводит к отрицательному отношению к процессу обучения. «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не  в том, чтобы проталкивать в них учеников»

                                                Артур Шнабель, австрийский пианист и педагог.

Современная педагогическая наука многопрофильна и многогранна, включает в себя  различные ведущие школы, новые достижения  ученых-педагогов, новаторов, работающих над личностно-ориентированным, субъектно-ориентированным образованием при этом доказывающих, что традиционные пути транслирования знаний от учителя к ученику (репродуктивные) препятствуют открытому познанию, стойкому интересу в обучении, снижают мотивацию. Поэтому современный учитель должен обладать достаточной информацией об актуальных направлениях педагогической науки, участвовать в различных конференциях, семинарах, мастер — классах, постоянно самосовершенствоваться быть включенным в систему непрерывного образования.

  Современные требования к работе учителя предполагают открытую педагогическую деятельность за рамками урока в том числе. Только тот учитель растет и развивается, который способен выйти за стены своего кабинета и прислушиваться, присматриваться к опыту своих коллег. Необходимо собирать в свою педагогическую копилку все самое лучшее, ценное, что, несомненно,  будет способствовать повышению качества преподавания, окрылит, поднимет настроение, принесет пользу, как учителю, так и его ученикам — «обучая – учись сам». В современных условиях важно идти не только в ногу со временем, но и опережать его.

Учителям города Москвы и Московской области предоставлена широкая возможность активно  участвовать в семинарах, конференциях, мастер – классах. Тем самым постоянно находиться на гребне развития педагогической науки, повышать квалификацию, что является несомненным преимуществом, относительно коллег живущих в глубинке.

При всём разнообразии форм поддержки профессионального уровня и  роста учителей наибольшей популярностью, вызывающей большой интерес, является мастер-класс. Почему именно мастер-класс? Если рассмотреть это понятие, то первая его часть  «мастер», означает: человек, обладающий высокой квалификацией, специалист, достигший высокого искусства в своем деле. А «класс» — как понятие качественного уровня, то есть высшего класса.

Размышляя над понятием «мастер», мы сделали вывод,  что это экстраклассный профессионал, владеющий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не владеет основная масса специалистов.

Таким образом, можно проследить процесс профессионального роста от ученика к специалисту — профессионалу —  мастеру, выведя тем самым некую «формулу профессионального роста»:

—  если занятие проводит специалист для неспециалистов — это урок;  

— если  профессионал обучает специалистов — это курсы повышения квалификации, мастерские, обмен опытом, диспуты и дискуссии;

— если  мастер обучает профессионала – это «мастер-класс».

Мастер-класс это не просто демонстрация знаний и умений,  это передача опыта, который  оттачивается  на протяжение многолетней деятельности  путем проб  и ошибок,  затем концентрируется  и выстраивается в систему, а в последствии отражается в достижениях учеников. Это  возможность передать не только теоретический опыт, весьма полезный и интересный, но и практический, дающий возможность пронаблюдать какой-либо процесс деятельности, увидеть, как выполняет мастер те, или иные приемы. В результате чего получается целое произведение и достигается качественный результат. У каждого мастера своя тайна. Кто-то эту тайну свято хранит, а кто-то щедро ею делится. Прикосновение к тайне «мастера» — это не просто предвкушение  чуда, а присутствие, а может быть и участие в свершении этого чуда.

 Все мы любопытны от природы и это заманчивое «А почему и как?», очевидно и движет великим интересом педагогов. Множество вопросов возникает в процессе педагогической деятельности, ответы на которые не всегда удается найти самостоятельно, изучая множественные авторские статьи, монографии, методики. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Народная мудрость, в очередной раз, поражает своей точностью.     Впечатления  увиденного, непосредственно ощутимого, возможность диалога   с мастером,  соучастия в работе с ним, впечатляют на долгие годы.

 В данном случае мы рассматриваем  мастер – класс, который представляет собой кратковременную программу повышения квалификации профессионалов и специалистов, тех, кто имеет определенный опыт работы, собственную точку зрения, но хотел бы узнать больше. Такие классы проводят обычно признанные мастера – супер-профессионалы, или новаторы в той или иной области деятельности, опыт которых социально значим и  востребован.

Современные технологии позволяют дистанционно приобщиться к различным мастер – классам через сеть Интернет, а это дает возможность ознакомиться с идеями, инновациями, методиками, приемами, на вербальном уровне. Но хотелось бы отметить, что наиболее действенным  является тот мастер – класс, который проводится в режиме реального времени и включает в себя следующие этапы:

  1. теоретическую, или методологическую часть;
  2. показ или демонстрацию процесса;
  3. приобретение каждым участником определенных знаний и опыта, а также методического материала, для дальнейшей самостоятельной работы.

           Хорошо, если это будут предварительно формализованные, то есть  имеющие определенную форму: тезисы, краткие рекомендации, модули занятий и т.д. В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу: рассказать – показать – научить, за короткий промежуток времени.

                В последнее время наметилась тенденция называть мастер – классами, лекции, уроки, семинары, диспуты для студенческой и ученической аудитории, что является заведомо неверным. Так как мастер-класс – это демонстрация высшей степени достижений в уже известных направлениях той или иной области, демонстрация высшей степени достижений личного инновационного опыта,  демонстрация высочайшего уровня профессионализма. Следовательно, вполне правомерно подчеркнуть, что мастер-классы рассчитаны на  слушателя-профессионала, то есть, ориентированы на подготовленную, квалифицированную аудиторию.  Более того, неподготовленный слушатель воспринять до конца специализированную информацию просто-напросто не сможет, так как не обладает определенными знаниями, умениями и навыками в отдельно взятой области. Так что «мастер-классы» проводимые для  непрофессионалов, студентов и учеников точнее было бы назвать мастерскими. Посещайте мастер-классы, и у вас сложится своё личное мнение по этому поводу.  

nsportal.ru

Что такое МАСТЕР – КЛАСС?

   

В течение недели на базе нашего учебного заведения проводятся курсы КИПК и ПРО для учителей «Здоровьесберегающая деятельность как средство реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа”. В ходе подготовки к мероприятию, в котором были задействованы в качестве выступающих педагоги нашего Лицея, возник вопрос “Что такое мастер – класс и как его проводят?” Очень рада, что пришлась кстати информация об организации и проведении мастер – класса, собранная по крупицам при подготовке к конкурсу “Учитель года”.

Мастер-класс

 Обычному человеку путь от А до Я абсолютно очевиден,
и они считают, что тут нет места для объяснений,
А УЧИТЕЛЬ должен видеть ступеньки этого пути, объяснения.

   Существует множество определений мастер – класса. Приведём некоторые из них.

  • Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
  • Мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания
  • Мастер-класс (от английского masterclass: master — лучший в какой-либо области, class — занятие, урок) является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, что мастер-классы не показывают, а проводят.

   Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше.

   Мастер-класс для профессионалов — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками.

   Основной целью мастер-класса является обмен опытом с коллегами. Мастера своего дела делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. По сути дела мастер-класс — это передача действующей технологии. Образно мастер – класс можно сравнить с кулинарным телешоу, на котором зрителям демонстрируют процесс приготовления пищи и предлагают попробовать приготовленное блюдо.

   Основной принцип мастер-класса – Я знаю, как это делать, и я научу вас.

   Методика проведения мастер-класса не имеет строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается на интуиции ведущего специалиста и на восприимчивости слушателя.

   Форма мастер-класса в большей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности. Возможные варианты форм мастер-класса:

  • Учитель — группа
  • Учитель — аудитория
  • Учитель – группа — аудитория

   Если планируется самостоятельная работа для группы, то учитель в это время не должен молчать, но должен рассказывать, комментировать происходящее.

   И еще несколько добрых советов:

  1.    В мастер-классе должно четко прослеживаться, что именно представляет учитель — прием, метод или технологию. Логично упомянуть, дать комментарий, где используется, какие результаты дает.
  2.    Отметим, что мастер-класс не должен сводиться к лекции, но и играть в течение всего мастер-класса тоже не стоит.
  3.    Во время мастер-класса старайтесь показывать не только себя, но и участников вашего мастер-класса, аудиторию.
  4.    Не бойтесь задавать трудные вопросы. Не стоит долго добиваться того ответа на поставленный вопрос, который нужен вам.
  5.    Почти всегда приветствуется юмор, возможно привлечение членов жюри в происходящее.
  6.    В качестве рефлексии можно попросить коллег — преподавателей других предметов ответить на вопрос, что они могли бы взять для осуществления собственной педагогической деятельности из проведенного мастер-класса.

   Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться у коллег — профессионалов. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является мастер-класс.

schoolenglishme.blogspot.com

Что такое Вебинар, Мастер-класс, Воркшоп и другие виды онлайн обучения

Здравствуйте, друзья! В потоке современной информации каждый из нас в день получает даже по нескольку предложений посетить то или иное онлайн-мероприятие. Как понять, какие из них стоит посещать, а на которые даже не стоит замахиваться? В этой статье я Вам расскажу, чем отличаются между собой вебинар, мастер-класс, воркшоп и другие онлайн мероприятия.

Сразу скажу, что я не смогу рассказать в рамках отдельно взятой статьи обо всех возможных онлайн занятиях, но про основные расскажу понятно и доходчиво. После прочтения Вы уже сможете без труда разобраться в навигации современного онлайн обучения.

Начнем с первого и, пожалуй, самого распространенного типа занятий – с вебинара.

Вебинар   

На вебинарах опытный наставник делится своими практическими навыками в том или ином вопросе, на котором он специализируется. Естественно он делится со слушателями действенными рекомендациями, описывает конкретные приемы работы.

На таких занятиях Вы можете рассчитывать на получение уже готовых методик, приемов и путей решения тех или иных вопросов. Конечно же вебинар не заменяет полноценного тренинга, но он здорово может сэкономить Вам время на поиск необходимых на данный момент знаний.

Общепринятым считается в конце или по ходу вебинара сделать предложение на дальнейшее обучение по рассматриваемой теме.

Обучающий курс   

Очень полезное для познания мероприятие. В отдельных случаях их еще называют интенсивами. Это уже настоящее обучение, в результате которого можно рассчитывать на определенный профессионализм. Даже полезно время от времени проходить такие курсы по своему направлению или интересующему вопросу, в котором у Вас есть уже определенный опыт.

Эти мероприятия удобны тем, что при правильном выборе, Вы можете существенно повысить свою квалификацию или же сверить правильность выбранной стратегии и тактики, если Вы развиваете свой бренд.

Мастер-класс   

Это мероприятие стоит особняком от остальных. На мастер-классе Вы получите знания и ответы на свои вопросы по какому-то одному техническому моменту.

   Например, Владимир Гынгазов, автор замечательных обучающих курсов по Adobe Muse, практикует такие творческие встречи, на которых показывает конкретное решение отдельно взятых вопросов при создании сайтов в программе Adobe Muse.

Другими словами, на мастер-классы стоит ходить при наличии определенной базовой информации в голове.

Тренинг   

Пожалуй, это самый предлагаемый формат обучения. Обычно, если не оговаривается изначально иное, на тренингах желающих обучают с нуля до результата. Конечно на них обучаются не только люди с нулевыми познаниями.

Что главное в тренингах? Обычно это платные мероприятия (есть и бесплатные, но такое название целиком на совести автора, поскольку по объему знаний, выдаваемых на таких бесплатностях, они все-таки ближе к обучающему курсу).

Так вот, на тренингах важно УЧИТЬСЯ! Делать все, что дают в домашних заданиях и по максимуму в установленный срок, поскольку у автора есть методика, не освоив которой, Вы не добьетесь результата.

Далеко даже ходить не нужно. У меня, как у помощника, был доступ к тренингу Евгения Вергуса «Матрица партнерских продаж». Где-то на 3 или 4-м занятии рассказывали про бесплатные источники трафика, и в частности про сервис Subscribe. Я специализируюсь на этом сервисе. Евгений предлагает участникам обучения бонусом мой авторский курс по работе с Сабскрайбом, список из 15-ти групп, в которых участникам гарантирована модерация в течение суток (я в них модератор).

И что Вы думаете? Обучались онлайн 70 человек, но ни одна из предлагаемых в списке групп не увеличилась хотя бы на 20 человек! Я уже сейчас точно не скажу, но, по-моему, только человек 5 сделали то, что требовалось домашним заданием.

Спрашивается: «А зачем платят деньги, если не делают ничего?» Именно так появляются всякие отзывы, типа «Кидалово», «Лохотрон». И заметьте, это пишут те, кто не выполнял домашних заданий!

Воркшоп   

Очень интересная форма обучения. Воркшоп шире по объему простого мастер-класса по количеству освещаемых вопросов, и аналогично требует определенный багаж знаний по теме или определенный уровень достижений. Часто воркшопом называют обыкновенные Интенсивы, но это ошибочное название. Воркшоп – это своеобразный слет единомышленников, а не желающих ими стать.

На сегодняшний день ярким таким примером является воркшоп Александра Гасса «Прорыв», который будет проводиться 16 и 17 мая, и на который я уже записался участником.

«Прорыв» рассчитан на владельцев видеоканалов на Youtube, которые желают добиться большей эффективности в продвижении. На нем не будут рассказывать, как делать видеоканал, а будут даны решения достижения конкретных результатов в конкретных вопросах продвижения. Кликните по баннеру ниже и посмотрите сами.

В принципе я Вам рассказал про основные виды занятий, практикующихся в современном Интернете. Вы сами должны понять какие знания Вам нужны в данный момент и уже исходя из этого выбирать полезный для себя формат обучения. Главное помните, что никто за Вас учиться не будет, никто за Вас не применит полученные знания на практике. Придется в любом случае попотеть.

Своих собратьев – владельцев видеоканалов приглашаю на завтрашний воркшоп под многообещающим названием «Прорыв». Я уже записался – просто хочется стать действительно крутым Ютубером. А Вы хотите такими стать?

С уважением, Сергей Почечуев

prostodelaytak.ru

Что такое мастер-класс? — Мои статьи — — Каталог статей

«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга.

И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом…»

Л. Боровиков

 

Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога. Предлагаю ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовки и представлению, каковы критерии его эффективности. В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер–класс – это главное средство передачи новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую проектирование воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. Создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал как мастера, так и участников мастер-класса;

6. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7. Представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

8. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9. Форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.

Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.

Требования к организации и проведению мастер-класса

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

Мастер-класс — это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания — чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.

Самоконструкция — это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса — групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

 Позиция мастера

При подготовке и проведении мастер-класса важно правильно определить собственную позицию. Позиция мастера — это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

 Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии:

  • Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
  • Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
  • Прогрессивность.
  • Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
  • Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
  • Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
  • Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
  • Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
  • Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
  • Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

rylovaov.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *