Учебный мастер-класс как метод стимуляции самостоятельной работы студентов
Библиографическое описание:
Соколова А. Г. Учебный мастер-класс как метод стимуляции самостоятельной работы студентов [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. С. 139-142. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/492/ (дата обращения: 04.08.2019).
В последнее время популярны организация и демонстрация так называемых мастер-классов – своеобразных занятий по обмену опытом, обучению какому-либо мастерству. Чаще всего такие занятия проводятся в частном порядке на платной основе, вне образовательных учреждений, по принципу добровольности участия и по интересам.
На приобретение нового опыта в режиме мастер-класса направлены, прежде всего, молодые люди, в том числе студенты вузов. И это оправдано, ведь на таких занятиях вне строгого преподавательского контроля, в раскрепощенной обстановке удобно не только овладевать свежими навыками (будь то ручной, интеллектуальный или физический труд), но и заводить новые знакомства, общаться с друзьями, плодотворно использовать свободное время.
Подобная организация обучения оправдывает одно из важных качеств грядущей модели образования [1] — ценность «таланта и мастерства, понимаемого как владение особо эффективными средствами деятельности в конкретной области». Таким образом, движущей силой образования становится мотивация и заинтересованность, увлеченность студентов собственным развитием.
Актуальность новой формы приобретения практических навыков была нами использована при проведении аудиторных занятий в стенах учебного заведения. Изначально было решено провести лабораторные работы по декоративно-прикладному творчеству для студентов-будущих педагогов в форме мастер-классов. Цикл занятий открывался мастер-классом, проводимым самим преподавателем, на тему «Изготовление русской обрядовой куклы». Этот, самый первый показ, был демонстрацией не только определенных приемов изготовления конкретного изделия (например, народной куклы), но и вводил студентов в суть понятия «мастер-класс», наглядно описывал этапы проведения урока, указывал методические приемы работы мастера.
Цели такого занятия обозначены как:
Знакомство с традициями изготовления народных кукол, русских обрядовых кукол;
Приобретение умений и знакомство с технологией изготовления традиционных кукол, на примере кукол «Веснянка» и «Первоцвет»;
Введение студентов в новую форму проведения занятий в режиме мастер-класса;
Демонстрация методики организации и проведения мастер-класса.
Далее студентам было предложено самостоятельно выбрать, отталкиваясь от собственных предпочтений, тот вид работ, который на следующих занятиях будут демонстрировать они. При этом со стороны преподавателя исходила методическая поддержка и совместное со студентом решение основных организационных вопросов:
Изготовление какого изделия будет демонстрироваться? Важно, чтобы оно было простым для уровня начинающих, но в то же время интересным, оригинальным;
Каковы материальные затраты? Какими материалами мы владеем, а какие необходимо приобрести дополнительно? Кто обеспечивает инструментами и материалами: есть ли они в наличии в лаборатории, либо приносит сам мастер, либо приносят учащиеся. Необходимо определить объем затрат на человека и на группу (включая преподавателя и мастера), перед занятием выполнить «раскрой» материалов, т.е. подготовить готовый набор всех необходимых материалов с размерной обработкой и инструментов на человека;
Каково время течения мастер-класса? Вопрос важный для преподавателя, поскольку нужно выделенное учебным графиком время распределить таким образом, чтобы каждый студент испытал себя в качестве мастера.
После того, как студенты узнают о своих задачах по данной дисциплине на текущий семестр и мысленно определяются с выбором вида декоративно-прикладного искусства, обозначаются конкретные сроки подачи «заявки» на роль мастера. Для этого к определенной дате им необходимо написать план своей работы, в который входят обязательные элементы: небольшая историческая справка по данному виду ДПИ, расход материалов и перечень инструментов, изображение готового изделия, технология его изготовления, планируемое время. Заявки обсуждаются в группе, определяется последовательность выступлений, выслушиваются замечания и предложения.
Подобный подход можно сопоставить с немало известным кейс-методом, когда ход обучения имитирует реальные события (в данном случае - ведение школьного урока технологии), включая адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения [2]. Сущность кейс-технологий заключается в том, что учебный материал подается студентам в виде профессиональных проблем (кейсов, ситуаций), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа, изложения выводов, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов [3].
В данном случае кейс (задание) для всех учащихся будет звучать примерно одинаково: «Перед вами стоит задача обучения школьников выполнению определенного вида декоративно-прикладного искусства. Как бы вы построили и организовали процесс обучения, чтобы вызвать максимальную заинтересованность и увлеченность учащихся?» Очевиден созидательный характер решений данной ситуации и их практическое выражение.
Замечено, что в таком, необычном, режиме обучения большинство ребят проявляют познавательную и творческую активность. Еще на этапе проведения первого мастер-класса, где преподаватель выступает мастером, студенты чувствуют всю необычность ситуации, неординарность обстановки в аудитории. Возникает интерес к работе, творческий настрой, желание знать и уметь. Все это, конечно, обеспечивает преподаватель индивидуальным подходом к каждому студенту, помощью, дружеским настроем.
В ходе поиска идей и решения проблемы выбора демонстрируемой технологии студент выполняет заложенную на него учебной программой нагрузку – самостоятельную работу. Исследование, анализ материалов, подготовка, личностные установки – все это предполагает творческий характер задачи, дополненный ориентацией на собственные интересы. При этом возникает желание подготовить необычный мастер-класс, выделиться в группе, привлечь и увлечь товарищей.
Подготовительному этапу принадлежит особая роль. Это не только поиск информации по данной тематике (а теоретический экскурс всегда должен присутствовать в мастер-классе в форме познавательного рассказа о традициях, истории искусства, особенностей технологии и т.п., и гармонично вплетаться в сюжет занятия), но и организация с предварительными расчетами затрат материалов на группу.
Абсолютно недопустимо проводить мастер-класс, заменяя необходимые материалы и инструменты подручными, выполняя работу «как придется», только под словесными указаниями мастера (без реального показа и/или схем). Потому в подготовке студента к своему мастер-классу всегда должен участвовать преподаватель, контролировать, интересоваться, помогать делом.
На этапе работы с аудиторией студенту дано право почувствовать себя в роли педагога, преподавателя. При этом влияние самого преподавателя как такового на аудиторию должно быть минимальным, чтобы переместить центр внимания аудитории на мастера. Это достигается несколькими факторами.
Во-первых, с началом занятия руководящая роль передается студенту-мастеру, который занимает место преподавателя, сам же преподаватель становится «учеником», он наравне со всеми выполняет указания мастера, сидя за партой. Статус преподавателя не защищает его от ошибок в процессе работы, аудитория чувствует уязвимость до сих пор «всемогущего» преподавателя, но в условиях дружелюбной обстановки относится к этому лояльно.
Во-вторых, в условиях ограниченности времени, а также увлеченности работой маловероятно, что в группе наступит хаос и безделье, даже при отсутствии преподавателя;
В-третьих, во время подобных занятий, не смотря на индивидуальный процесс и темп работы каждого участника мастер-класса, чувствуется коллектив, объединение по принципу общности интересов (в данный конкретный момент). В таких случаях часто завязывается дружелюбная беседа, в которой может поучаствовать и преподаватель. При этом его статус не нивелируется, студенты по-прежнему прислушиваются к его мнению как авторитетному, но в то же время могут задать вопросы, которые в иных случаях стеснялись задать или считали неуместными. А преподаватель в такие моменты может делиться своим житейским опытом, высказывать в легкой форме замечания, которые в других ситуациях были бы обидными, вести скрытую воспитательную работу со студентами.
Очень удобно для обеспечения близости общения во время практической работы (когда не звучат указания мастера, конечно) отойти от стандартной расстановки учебной мебели – перед началом занятия сдвинуть столы и разместиться вокруг одного общего рабочего пространства. При такой организации иногда отпадает необходимость приобретения инструментов для индивидуального пользования – в центре стола помещается корзина с необходимыми материалами и инструментами общего употребления.
Особый интерес у участников мастер-класса возникает на значимых занятиях, приуроченных к каким-то датам, событиям. Например, роспись пасхальных яиц в преддверии Пасхи, изготовление новогодних венков, подарков ко дню рождения одногруппника и т.д.
По аналогии с дисциплиной «Декоративно-прикладное творчество» нами стали использоваться мастер-классы на занятиях по техническим средствам обучения. При всем объеме существующих технологий преподавателю сложно показать все приемы использования ТСО. Студентам предложено рассказать об известных им возможностях использования техсредств обучения одновременно с применением средств, имеющихся в наличии.
К примеру, студент отлично владеет навыками создания флэш-анимации – он должен провести мастер-класс по работе в соответствующих программах. Также некоторые студенты могут изучить конструкцию и принцип работы определенных технических средств (например, кодоскопа), методику показа изображений, а затем, в рамках лабораторной работы, поделиться своими умениями с остальными ребятами.
В большинстве случаев подготовки студентов к проведению собственного мастер-класса у них отпадает возможность перенятия чужого опыта, как при поиске материала через сеть Интернет при написании реферата, например. Потому что главной целью самостоятельной работы становится личное совершенствование, приобретение полезных профессиональных умений и навыков, а также творческий анализ идей с последующей их апробацией на мастер-классе.
Полезно завершать как отдельные занятия, так и их цикл (в конце семестра) групповой рефлексией, обсудить наиболее интересные моменты, выявить недостатки, ошибки и способы их предотвращения, наметить планы работы по другим дисциплинам.
Таким образом, оправдывается идея о том, что вузовское образование может иметь практическую, созидательную составляющую одновременно с научной, исследовательской. А необычные формы подачи материала призваны облегчить работу преподавателя по привлечению внимания студентов, включив их тем самым в увлекательный процесс саморазвития через творчество.
Литература:
Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики (Материалы для обсуждения)//Вопросы образования.-2008.-№1.-С.32-65.
Морозова Н.В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Морозова Н.В. // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 102-104.
Проектирование оценочных средств компетентностно-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования [Текст]: метод. пособие для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / авт.-сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – 2010. – 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, занятие, преподаватель, декоративно-прикладное искусство, указание мастера, самостоятельная работа, режим мастер-класса, начало занятия, Декоративно-прикладное творчество, участник мастер-класса.
moluch.ru
Статья по теме: Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагога и студентов
Мастер-класс
как интерактивная форма взаимодействия педагога и студентов
Педагог в современном обществе является творческим человеком. К нему предъявляется множество требований: он должен уметь гибко и ситуативно моделировать образовательный процесс, предвидеть результат своего труда, обладать высокой коммуникативной культурой, умением самостоятельно добывать знания, быть интересной, всесторонне развитой личностью.
Замечательной интерактивной формой взаимодействия педагога и студентов является «Мастер-класс», где преподаватель становится в позицию мастера, советчика, консультанта, который творчески организует учебную деятельность, даёт возможность учащимся овладеть определёнными практическими навыками, старается сделать студентов активными участниками образовательного процесса. В такой форме работы педагог ненавязчиво, в мягкой и демократичной форме передаёт знания, формирует умения и стремиться раскрыть творческий потенциал студентов. Мастер-класс не предполагает жесткого оценивания, создает атмосферу доброжелательности, что ведет к тесному коммуникативному общению.
Само слово «мастер-класс» из английского языка, а именно master (мастер, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной области) и class (занятие, урок). Сегодня эта форма обучения широко распространена. Она используется в образовательном процессе: при традиционном и дистанционном обучении; всевозможными мастер-классами наводнёны сайты Интернета.
Различные аспекты применения мастер — классов в обучении рассмотрены в педагогических трудах ученых Пахомовой Е.М., Селевко Г.К., Русских Г.А., Галицких Е.В. и др. Так М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как «ярко выраженную форму ученичества именно у профессионала высокого качества»[1]. Другие считают, что главной особенностью мастер-класса является интеллектуальная и коммуникативная активность, которая активизирует мышление и практические навыки его участников. Мастер-класс можно по этим причинам назвать интерактивной формой обучения. Он предполагает такую логику образовательного процесса, когда формирование нового опыта идёт от теоретического осмысления материала к практическому, через применение его затем в новой ситуации. Опыт и знания педагога служат источником обучения и обогащения студентов. Преподаватель старается вовлечь участников в процесс познания, сделать их активными. Итак, мастер-класс это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия.
Как показывает многолетний опыт работы в системе профессионального образования, обучение становится эффективным и достигает хороших результатов, когда педагог использует мастер-классы для изучения практического материала. Структура такого мастер – класса примерно следующая:
I Вступление
Организационная часть (подготовка рабочих мест, оборудования и т.д.)
Сообщение темы и целей урока с обоснованием того, для чего необходимо выполнение предстоящей работы с учебно-познавательной и практической точки зрения.
II. Основная часть
Совместная практическая работа преподавателя и студентов: демонстрация и объяснение приемов выполнения работы, текущие указания педагога. При этом преподаватель проверяет правильность выполняемых приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения, осуществляет показ. Идёт обмен мнениями.
III. Итоговая часть занятия посвящается оценке работы студентов, рефлексии. Завершается занятие уборкой рабочих мест.
Рассмотрим некоторые практические мастер – классы, которые успешно можно внедрить в образовательный процесс среднего профессионального учебного заведения по специальности 050144 Дошкольное образование:
- Мастер-класс «Овладение изобразительными и техническими приёмами в нетрадиционной технике рисования». Нетрадиционное рисование в дошкольном образовательном учреждении можно рассматривать как вид творческого обучения и как особую технологию развития изобразительных, технических навыков в рисовании. Главная цель таких занятий в детском саду вызвать у детей положительные эмоции, «разбудить» фантазию, воображение. Но прежде, чем реализовать это на практике студенты должны сами попробовать научиться рисовать в такой технике. Этим легко как раз овладеть на мастер-классе. Преподаватель накануне мастер-класса даёт задание студентам набрать дома «подручные средства»: ватные палочки, свечки, нити для вязания, ватные диски, пробки, краски и другие материалы, много бумаги.
Занятие начинается с проверки рабочих мест и наличия соответствующего оборудования и материалов. Педагог поясняет и практически демонстрирует технику создания определённого рисунка, затем студенты пробуют сделать это сами. Обычно такая работа студентов сопровождается эмоциями, взаимообменом мнений, показом того, что у каждого получилось в итоге. Иногда работа может не сразу получиться, и учащиеся пробуют её повторить ещё раз. Педагог показывает наиболее удачные работы. Если необходимо, то даёт дополнительные советы, указания… И так демонстрируется и отрабатывается несколько нетрадиционных техник. Это такие, как монотипия, воскография, кляксография, рисование нитями, пальцевая живопись, рисование мятой бумагой, ватными палочками и т.д. В конце занятия обязательна рефлексия. Студенты высказывают своё мнение, какая из предложенных техник им более по душе, почему, какую из них желательно использовать в определённой группе детского сада. Это и есть интерактивное взаимодействие педагога и студентов.
2. Мастер – класс «Приёмы вырезывания из бумаги от группы к группе» строится по тому же принципу что и предыдущее занятие. Работа проходит поэтапно, с показом образцов (выполненных педагогом или предыдущими студентами ранее), объяснением и демонстрацией приёмов вырезания. По своему желанию преподаватель может широко использовать информационно-коммуникационные средства, это презентации работ, слайды, рисунки детей с сайтов, интерактивную доску, видео и т.п. Занятие также заканчивается обменом мнений и уборкой рабочих мест.
3. Мастер – класс «Освоение методических и технических приёмов лепки из солёного теста» (см. приложение). Для данного мастер-класса приобретается некоторое количество муки, мелкой соли типа «Экстра», красители (тушь, гуашь, пищевые краски и т.п.). Учебное пространство организуется по типу «круглого стола», так чтобы студенты сидели все лицом друг к другу. Это даёт возможность тесного коммуникативного взаимодействия, неформального обмена мнениями по ходу овладения приёмами лепки из солёного теста, позволяет видеть работу друг друга, оказывать помощь соседу, демонстрировать свои «маленькие» достижения.
Такое занятие начинается с небольшого вступительного слова, педагог объясняет и показывает способы получения теста, его окраски, дополнительных сведений по дальнейшей обработке теста, его высушиванию, лакировке и т.д. Затем идёт совместная практическая работа по освоению технических приёмов лепки, дальнейшие указания, советы, консультирование. Как и в предыдущем занятии, здесь можно использовать информационно — коммуникационные средства, которые визуализируют информацию, помогают в организации процесса обучения. Традиционно занятие заканчивается анализом деятельности студентов и рефлексией.
Таким образом, в процессе использования мастер-классов, актуальной является интерактивная деятельность студентов. Она позволяет активно взаимодействовать в общении, в процессе которого у участников педагогического процесса формируются и развиваются личностные качества, необходимые для успешной и достойной реализации в современном обществе.
Литература
- Галицких, Е.В. Заманчивей всего и бескорыстнее на свете: педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре [текст]/А.А.Галицких //Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 31–33.
- Русских, Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности [текст] /Г.А.Русских //Методист.– 2002. – № 1. С. 38–40.
- Русских, Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика [текст]/Г. А. Русских //Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28.
4. Поташник, М.М., Управление профессиональным ростом учителя в современной школе [текст]/ М.М. Поташник// Методическое пособие. М., Изд.: Центр пед. образования.-2009.-448с.
5. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [текст] /Г.К. Селевко// — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 224 с.
6.Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП [текст]/Г.К.Селевко// — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.
- Творческая школа «Мастер-класс»/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74. . Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. — № 2
Интернет – источники:
- http://festival.1september.ru/articles/515316/
- www.detskiysad.ru/ped/shkolnik15.html
- moycent.ru/professii/obuchenie-professii/
- http://vashabnp.info/publ/1-1-0-91
- http://izolushka.ru/?page_id=10
[1] М.М.Поташник УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РОСТОМ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [текст]/ М.М. Поташник// Методическое пособие. М., Изд.: Центр пед. образования.-2009.-448с.
nsportal.ru
Мастер-классы
Маркетинг, реклама, PRМастер-классы
Если ты студент и учишься на факультете социологии, психологии, маркетинга, статистики или тебе просто интересна тема маркетинговых исследований и анализа данных; если ты хотел бы лучше узнать, что такое ресёч, и как работает исследовательское агентство, мы приглашаем тебя стать участником бесплатной серии мастер-классов Kantar TNS «Вся правда об исследованиях». ТОГДА: Пришли свое резюме до 15 января 2018 г.; Пройди собеседование и получи свой билет на серию мастер-классов; Выиграй бизнес-игру по окончании мастер-классов; Получи приз и возможность стать частью команды Kantar TNS! ТЕБЯ ЖДЕТ УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: Кусто или что общего у исследователя и осьминога; Обещать не значит жениться или как управлять ожиданиями клиента; Приворотное зелье или как влюбить в себя потребителя/клиента; Зачем нам самолет или сколько стоит поднять чартерный рейс; Какие бывают эмоции и кому они нужны; Проект Marketing Index или мы знаем, что Вы делали прошлым летом; Разработка инструментария или ключ ко всем вопросам; Mystery shopping или нет ничего тайного, что не стало бы явным; Как быть на стиле или сделать качественный рестайлинг; Хорошо ли быть хорошим; Как построить и сохранить здоровые отношения с клиентами с помощью методики TRI*M HiPO. Серия мастер-классов рассчитана на несколько месяцев и будет запущена 02 февраля 2018 г. Встречи будут проходить каждую пятницу с 15.00 до 19.00 в нашем офисе по адресу ул. Двинцев, д. 12, корп.1 (м. Савеловская или Марьина Роща). Слушатели, которые посетят не менее 80% мастер-классов, станут участниками финальной бизнес-игры и получат сертификаты о прохождении обучающей программы. Кроме того, ребята, хорошо проявившие себя во время бизнес-игры, получат возможность присоединиться к нашей команде, а победителей проекта ждут также памятные призы и различные девайсы. Ваше резюме Вы можете отправлять по электронному адресу: [email protected] Приходи, получи свою порцию знаний и позитива от компании Kantar TNS!
students.superjob.ru
Мастер-классы для студентов журналистов в «ТАСС»
Мастер-классы для студентов-журналистов в «ТАСС»
Студенты петербургских вузов с помощью телемоста приняли участие в мастер-классах именитых журналистов. Мероприятие организовало информационное агентство «ТАСС» в рамках зимнего фестиваля искусств.
О культуре — культурно
Первым спикером была Ольга Валентиновна Свистунова — специальный корреспондент редакции социальной и гуманитарной информации ТАСС. Тема ее мастер-класса: «О культуре надо писать культурно». «Бабушка русской журналистики», как она сама себя называет, за свой огромный профессиональный опыт успела взять интервью у знаменитой актрисы Фаины Раневской, талантливой балерины Галины Улановой и многих других выдающихся личностей. Всю жизнь Ольга Валентиновна преимущественно занимается театральной тематикой. По ее мнению: «Театр всегда оказывается в центре важных исторических событий». Она рассказала аудитории об истоках русской журналистки, о личном опыте гастролирования с артистами Большого театра по Латинской Америке и Европе.
В своем выступление Ольга Свистунова говорила, что журналисту необходимо соответствовать новомодным явлениям, быть всегда актуальным, но при этом не стоит забывать о том, что приоритетно. Необходимо «не изменять себе». Основными правилами должны стать: следование реальным фактам, серьезное обдумывание любой темы, сопоставление и проверка текста. На журналиста возложена огромная ответственность перед аудиторией, читатели должны, прежде всего, верить вам. Поэтому материал статьи должен звучать из первых уст интервьюируемого, никто другой не может его поведать.
Если говорить об отношениях между автором новости и героем, то они должны быть этичными и интеллигентными. Нельзя допускать какого-то панибратства, к человеку всегда необходимо обращаться по имени и отчеству. Торопить интервьюируемого тоже не стоит. Также нельзя связывать воедино светскую жизнь с культурной, потому что сплетни о личной жизни какой-либо известной личности не выльются в толковую и достойную статью.
Начинающим журналистам стоит выбрать тему, которая будет вызывать у них наибольший интерес. Только в этом случае работа станет удовольствием. А успехов добьется лишь тот журналист, что будет изучать свою тему «от парадного зала до закулисья». Поэтому необходимо как можно больше «смотреть спектаклей, беседовать с режиссерами и артистами», а при написании текста, прежде всего на место героя ставить себя.
В заключении Ольга Валентиновна провозгласила русский театр «отечественным брендом», который необходимо популяризировать, потому что это «наше завоевание».
Секреты интервью с первыми лицами
Вторым был спикер Андрей Васильевич Ванденко – журналист, более четверти века работающий в жанре интервью, руководитель спецпроекта «Первые лица». В роли его интервьюируемых были такие высокопоставленные люди, как Владимир Путин, Сергей Лавров, Денис Мацуев, Юрий Башмет и еще множество общественных и политических деятелей. Мастер-класс проходил в форме диалога.
Андрей Васильевич, отвечая на вопросы студентов, конечно, подтвердил, что к любому интервью необходима большая подготовка. Он рассказал, что до появления интернета возникала необходимость подписываться почти на многие издания, из которых позже нужно было кропотливо вырезать все интервью и раскладывать по алфавиту.
Журналист также уточнил, что даже при самой ответственной подготовке есть риск утонуть в огромном потоке информации. Самое главное – смотреть на то, что сделали до тебя и пройти «хотя бы на шаг впереди коллег». Никогда нельзя заставлять интервьюируемого рассказывать то, что он уже говорил сотни раз.
Перед встречей с героем можно не писать все вопросы, достаточно будет сформулировать первый, потому что именно он задает тон всей беседы. При этом всегда необходимо обозначить основные темы интервью. Тональность беседы зависит от журналиста, поэтому «вопрос и ответ всегда должны быть достойны друг друга».
Нужно показывать человека таким, какой он есть. Журналисту стоит относиться к своей работе без чувства равновеличия, потому что его задача лишь «подбрасывать мячик», главный же герой всегда сидит напротив. «Даже за мундиром нужно попытаться увидеть что-то личное».
При написании готового текста необходимо убирать все обращения. В идеале у читателя должно возникнуть ощущение, будто он сам их задает герою. В конце Андрей Васильевич назвал лучших интервьюеров, по его мнению, ими стали: Юрий Дудь, Владимир Познер и Николай Солодников. Из пишущих журналистов он выделил Романа Супера, Дмитрия Быкова и Ксению Соколову. На радио же блистает Алексей Венедиктов в силу огромного опыта, огромных знаний и отличной реакции. Объединяет этих талантливых людей то, что они все «ведут диалог, а не читают со шпаргалки».
Советы фотожурналистам
С третьим мастер-классом выступал Григорий Дукор — руководитель редакции фотоинформации ТАСС. Он рассказывал о том, как правильно использовать фото и видео контент в своих работах, и где будут уместны материалы, снятые на мобильный телефон. Григорий Дукор дал несколько профессиональных советов журналистам.
Во-первых, всегда необходимо обращать внимание на кадрирование. От него зависит смысловая нагрузка материала. Для удобства будет необходима длинная выдержка на фотоаппарате. Во-вторых, нужно следить за цифровым шумом и качеством кадра. Сейчас ценятся резкие фотографии, сделанные на профессиональные цифровые устройства. Григорий Дукор советует следить за «ресничками своих героев».
Конечно, не стоит забывать и том, что любой источник света, даже самый обычный фонарик на телефоне может придать жизни слабому кадру. Такие работы в небольшом размере можно будет опубликовать даже на сайтах интернет-изданий.
В-третьих, журналист должен на все обращать свое внимание, чтобы не упустить «тот самый» момент. В-четвертых, всегда нужно четко представлять, как и где будет использован снятый материал. В-пятых, необходимо показать мир артистов изнутри. То, что никогда не увидит зритель даже в самой лучшей ложе. Будет замечательно, если герои фоторепортажа будут вас знать, тогда вы сможете фиксировать на камеру самые интересные и забавные моменты закулисья. К сожалению, это чаще всего возможно лишь при длительных проектах.
Фотожурналист поделился, исходя из личного опыта, что максимально ревностно к своему внешнему виду в кадре относятся артисты балета. Всегда нужно понимать, с чем ты работаешь. Например, в балете отбираются только кадры с «правильной постановкой стоп», и иного варианта не дано. Даже если вас попросили заснять спектакль, который имеет уже миллион фоторепортажей, то необходимо найти новые интересные ракурсы. Что касается просто публичных людей на каком-то мероприятии, то тут нужно сфотографировать героя на фоне пресс-волла или с наградой в руках, тогда уже в кадре точно будет запечатлена история.
Новичкам в фотографии Григорий Дукор советует показывать свои работы фоторедакторам и просить их прокомментировать кадры. Так можно исправить многие ошибки. Что касается техники, то для начала подойдет любой фотоаппарат, на который хватит личных денег. Если это ваше призвание, то все окупиться, и вы успеете еще сто раз сменить технику на более новую и совершенную по техническим характеристикам.
На такой позитивной мотивационной ноте подошли к концу мастер-классы в информационном агентстве «ТАСС», студенты поблагодарили всех журналистов, и отправились применять на практике советы экспертов.
Continue Reading
oknanews.info
В УрГПУ прошли первые мастер-классы для студентов из Байчэна
17 октября в здании УрГПУ на К. Либкнехта, 9 прошли два мастер-класса для студентов Байчэнского педагогического института (КНР), изучающих дизайн, и прибывших в Екатеринбург на Осеннюю школу для иностранных обучающихся «Учить и учиться по-русски». Школа проводится в рамках работы научно-образовательного центра продвижения русского языка и культуры.
Перед мастер-классами для молодых людей провели экскурсию по зданию университета. Китайских студентов очень впечатлил рассказ о том, что в этом здании в конце XIX — начале XX века была первая в городе женская гимназия.
Ростислав Панкевич, директор института музыкального и художественного образования, рассказал гостям о том, что институт как подразделение УрГПУ существует с 1959 года и в первое время готовил только учителей музыки, а сейчас преподает студентам еще и изобразительное искусство, постоянно расширяя спектр дисциплин. Сейчас в программу подготовки учителей изобразительного искусства входят и скульптура, и декоративно-прикладное искусство, и дизайн.
Заведующая кафедрой художественного образования Наталья Перевышина объяснила, что она и ее коллеги занимаются преподаванием не только изобразительного искусства, но и хореографии, экранного искусства, художественной фотографии. Последнее время, как сказала Наталья Юрьевна, изменилась система подготовки преподавателей, и студентов ориентируют не только на академический рисунок, но в большей степени на новые технологии, на компьютерную графику.
Студентов из Байчэня поделили на две группы, они разошлись по аудиториям с преподавателями ИМиХО. Тимофей Паус провел занятие по академическому рисунку. Гости выбрали себе модель — натюрморт или гипсовую голову и работали за мольбертами над карандашными эскизами.
Мастер-класс Арсена Кардашева назывался «цифровое эскизирование».
Арсен Владимирович рассказал студентам из Китая об особенностях работы дизайнера с различными моделями графических планшетов или дигитайзеров, о лучших брендах и их преимуществах. Гости узнали о том, что «если вы умеете рисовать шар, куб, цилиндр и различные поверхности — вы умеете рисовать все»; что для работы на графическом планшете в программе Photoshop нужны всего несколько инструментов — выделение, маска, кисть, резинка; о том, какие есть техники рисования в дигитайзере.
Арсен Кардашев показал, как рисовать эскизы геометрических фигур, автомобиля, обсудил со студентами и их преподавателями отличия в преподавании дизайна в двух странах.
Занятия живописью и цифровым эскизированием с преподавателями ИМиХО китайские студенты продолжат 19 и 22 октября. Впереди у ребят не только уроки русского языка, страноведения и речевой этики, но и увлекательное знакомство с достопримечательностями Екатеринбурга и окрестностей: экскурсия на фарфоровый завод, в Дом Невьянской иконы и на Невьянскую наклонную башню, посещение гончарной мастерской в селе Таволги, границы Европа-Азия, геологического музея, Международного центра искусств «Главный проспект».
Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ксения Волянская
Фото: Александра Карпушева
uspu.ru
«мастер класс для студентов колледжа»
Открытое занятие по развитию речи на тему: « Зимующие птицы»
ЦЕЛИ:
* обобщить и закрепить представление детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;
* развивать эстетические чувства, работать над увеличением объема памяти, развивать мышление, воображение, внимание, тренировать образную память, развивать навыки общей и мелкой моторики;
* воспитывать бережное отношение к птицам.
ЗАДАЧИ:
* активизация словаря, формирование умения согласовывать существительные с прилагательными;
* коррекция зрительного восприятия на основе упражнения в узнавании и различении;
* развитие мотивации к учению.
ОБОРУДОВАНИЕ : слайды: «Зимующие птицы», «Чем птицы заняты зимой»; атрибуты зимующих птиц, макет сугроба, предметные картинки с изображением зимующих птиц, сенсорная коробка (кормушка-ловушка, корм), «следы Бабы — Яги», запись с голосами птиц, музыкальное сопровождение «Звуки живой природы», цветная бумага, силуэты птиц.
Ход занятия:
Под музыку дети встают в круг
1.Психологический настрой
Круг радости о природе.
В. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зимний лес в гости, а к кому, вы сейчас догадаетесь сами (звучат голоса птиц).
В. Догадались вы, к кому в гости мы пойдем?
Д. К птицам.
В. Давайте посмотрим, каких птиц мы увидим в зимнем лесу.
2.Актуализация опорных знаний о предмете (слайды – зимующие птицы)
* Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
* По каким признакам вы это определили? ( Клюв, перья).
* Перечислите этих птиц (Снегирь ,сорока, ворона, синица ,воробей….)
* Как вы догадались, что это снегирь? ( Красная грудка).
* Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока)
* Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
* Как определили, что это синица? (Жёлтая грудка).
* Какие это птицы? ( Зимующие).
* Почему мы их так называем? ( Они остаются зимовать у нас)
* Подумайте и определите, кто из этих птиц поёт: «Синь-синь»? (синица)
* Кто из них чирикает? ( Воробей).
* Кто из этих птиц трещит? (Сорока).
А сейчас мы с вами отправимся в лес в гости к нашим пернатым друзьям. Закройте глаза. Представьте, что вы идёте по зимнему лесу. Светит яркое солнце, а наши друзья заняты своими важными делами. Откройте глаза. Перед вами зимний лес.
Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу? (дети рассказывают о правилах поведения в лесу).
3.Звучит музыка, прилетает Король зимующих птиц.
КОРОЛЬ. Ох, я бедный, несчастный. Я – Король зимующих птиц. Злая Баба –Яга украла и заколдовала моих поданных – птичек. Она оставила
записку (читает): «Помочь тебе могут маленькие, но умные, смелые и добрые дети».
— Где же мне их найти? Ребята, может вы подскажите?
Д. Мы поможем.
КОРОЛЬ. Всех птиц Баба – Яга спрятала, чтобы их освободить, надо разгадать её секреты, пойдём по ее следу.(Дети, воспитатель и Король птиц идут по импровизированным следам Бабы – Яги).
В. Повторяйте все за мной:
Раз-два-три-четыре-пять,
Где же птичек нам искать?
Может, справа под кустом? (поворачивают голову направо).
Может, слева под бревном? (поворачивают голову налево).
Прошли по следам, пришли к сугробу (макет сугроба, на нём предметные картинки с изображением птиц, прикрытые новогодним «дождиком». Необходимо подуть на «сугроб» так, чтобы от выдоха мишура раскрылась, и дети смогли увидеть птиц.)
КОРОЛЬ. Следы привели нас к сугробу. Может, кто-то из птиц успел спрятаться от Бабы-Яги? Давайте подуем на него.
4.Дыхательная гимнастика
Дети дуют на сугроб.
КОРОЛЬ. Кто успел спрятаться? Кого вы видите?
Д.Птиц.
5. Речевая игра «Кого я вижу?»
В. Каких птиц вы видите?
Д. Я вижу (снегиря, синицу, воробья, ворону, сороку, дятла).
КОРОЛЬ: Молодцы, вы не только умные, но и сильные дети ! Вы справились с этим заданием и освободили птиц. Идём быстрее вперед!
В. Ребята, а хотели бы вы превратиться в зимующих птиц?
Д. Да.
В. Подойдите ко мне. Встаньте в круг.
Девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц превратитесь.
6. Инсценировка: «Мы птицы».
(Дети поворачиваются вокруг себя, надевают атрибуты с изображением птиц)
В. Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка.
Озорной мальчишка, в сером армячишке
По двору гуляет, крошки собирает.(В круг вылетают воробьи)
В. Вы кто?
Д. Мы воробьи!
В. Раздаётся громкий стук, среди веток тук да тук.
Чистишь дерево приятель?
Тук – тук – тук ответил….(В круг вылетает дятел).
В. Ты кто?
Р. Я дятел.
ДЯТЕЛ: Воробушка воробей, ты не бойся, не робей,
Прыгай с веточки сюда, дам я вкусного зерна,
Воробей чего ты ждёшь?
Хлебных крошек не клюёшь?
ВОРОБЕЙ: Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки.
Чик-чирик ! Чик-чирик!
(Воробей и дятел становятся в круг)
В. А вот маленькая птичка – желтогрудая певичка,
Звонко песенку поёт, сало вкусное клюёт.
(В круг вылетает синица)
В. Ты кто?
Р. Я синица.
В. Известная персона, а зовут её….
(В круг вылетает ворона)
В. Ты кто?
Р. Я ворона!
ВОРОНА: Прилетела к нам синичка, села прямо за окном.
Эту маленькую птичку, с нетерпением мы ждём.
И чтоб легче птичке стало, ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала мы повесим на сучки.
СИНИЦА: Ваше сало я склюю, вам спасибо говорю?
Синь- синь!
(Ворона и синица становятся в круг)
В. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине, он появится опять.
(В круг вылетает снегирь)
В. Ты кто?
Р. Я снегирь!
В. Вещунья белобока, а зовут её…..
(В круг вылетает сорока)
В. Ты кто?
Р. Я сорока.
СОРОКА : Ты откуда, снегирёк, прилетел в наш лесок ?
СНЕГИРЬ: С севера я прилетел, вкусных ягод захотел.
Юч – юч !Юч – юч !
В. А сейчас давайте устроим весёлый птичий хоровод.
7.Физминутка «Птички» (под музыку ).
Птички клювик поднимают. (Поднимают и опускают голову)
Птички крылья расправляют. (Поднимают и опускают прямые руки)
Птички зёрнышки клюют. (Приседают и стучат указательными
пальцами по полу)
Птички песенки поют. ( Поворачиваются вправо и влево, взмахивая
руками и произнося: «Тень-тень»)
Птички ножки разминают. (Поочередно поднимают ноги, сгибая колени).
Птички прыгают, летают, (Прыжки на двух ногах).
Воздух носиком вдыхают. ( Медленно поднимают руки – вдох ,отпуска —
ют – выдох).
( Каждое упражнение выполняется 6 – 8 раз)
В. Но быстро зимний день кончается,
птичьи игры прекращаются.
Зимующие птицы, вокруг себя повернитесь,
В мальчиков и девочек превратитесь.
(Дети снимают атрибуты)
8.Беседа с детьми о кормлении птиц.
В. Дети скажите, легко ли найти птицам корм зимой ?Почему ?
Д. Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов.
В. Да, в такую погоду очень много птиц погибает от холода и голода, недожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм. Например, где можно встретить снегиря?
Д. В лесу, возле дома.
В. И в лесу, и рядом с жильём человека, потому что снегирь питается рябиной, а рябина растёт как в лесу, так и возле дома. А такую птицу как дятел, где можно увидеть?
Д. В лесу, в роще.
В. Почему дятла называют «лесным доктором»?
Д. Он лечит деревья, уничтожая вредных насекомых.
В. Вы сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам?
Д. Мы можем их подкармливать.
В. Чем вы подкармливаете птиц?
Д. Крошками хлеба, семечками, кусочками творога и т.д.
В. А где птицы могут найти наши угощения?
Д. В кормушках.
(Показывает несколько кормушек ).
В. Люди стараются развешать кормушки в садах и парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей, из пустых пакетов из- под молока, из пластиковых бутылок, из- под коробок от конфет. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не спугнуть птиц.
Посмотрите и скажите, из чего сделана эта кормушка?
Д. Из дерева.
КОРОЛЬ : А вы знаете, злая Баба-Яга даже корм спрятала от птиц в кормушку- ловушку. А вот чем мы будем угощать наших птичек, узнает только смелый ребёнок, который не побоится достать из кормушки-ловушки корм.
(На столе стоит сенсорная коробка с отверстиями, вставляя в них руку, ребёнок на ощупь определяет корм)
КОРОЛЬ: Какой корм спрятала Баба-Яга ?
Д. Семечки, хлебные крошки, кедровую шишку, ягоды рябины, зерно.
В. Для птиц зима – очень тяжёлое время года. С утра до вечера они заняты поисками пищи. Пуховые теплые шубки защищают их от холода, но не от голода. Я думаю, что горсточка семечек, немного хлебных крошек найдется у каждого из вас. Зная как тяжело птицам, вы теперь не будете их обижать, потому что они верные д друзья леса и сада. В конце зимы, когда прибавляется день и пригревает солнце, птицы начинают петь. Послушайте их пение. (Звучит запись музыкального сопровождения «Звуки природы»)
9.Творческая работа.
Король. Вы действительно, добрые, смелые дети. Много знаете о зимующих птицах. Вы помогли мне их расколдовать. В благодарность от меня и моих друзей мы дарим вам подарки: цветную бумагу, силуэты птиц, чтобы вы у себя в детском саду изготовили зимующих птиц. А нам пора улетать! До свидания!
В. Ну и нам, ребята, пора возвращаться обратно домой. Давайте скажем волшебные слова: Вокруг себя повернись, в детском саду окажись. Вот мы и в детском саду. Рассаживайтесь поудобнее за столы, выбирайте квадратики для изготовления синички и снегиря. Если вы будете делать синичку, то какого цвета выберете квадратик?
Д. Желтого цвета.
В. Если снегиря?
Д. Квадратик красного цвета.
(Под музыку дети выполняют аппликацию, затем сажают птиц на импровизированное дерево и подводят итог совместно с воспитателем)
10.Итог .Оценивание.
В. У кого мы были в гостях?
Какие это птицы?
Почему птицы, у которых мы были в гостях, так называются?
Как люди помогают зимующим птицам?
Как называется «птичья столовая»?
Из чего можно изготавливать кормушки?
Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках?
Какая зимующая птица называется «санитаром леса»? Почему?
Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?
Что вам больше всего запомнилось сегодня на занятии?
( Ответы детей)
Занятие наше закончено. Молодцы! Хочу сказать всем большое спасибо.
kopilkaurokov.ru
Мастер-классы и другие мероприятия для студентов этой осенью
С началом учебного года у студентов возникает много новых волнений и вопросов, связанных с образовательным процессом, планированием финансовых средств и т.д. А тут еще надвигается Хэллоуин, который тоже хочется отметить лучшим образом.
Я нашла несколько полезных мероприятий, которые вам помогут в решении многих проблем и просто добавят в вашу студенческую жизнь осенних красок.
1. MEET & GREET (Lakeshore, Fall 2017) — 27 сентября
Веселое мероприятие в Набережном Кампусе Хамбера организуется для первокурсников, чтобы они провели отличный вечер, полный игр, призов, вкусной еды, и, возможно, встретили новых друзей!
Зарегистрируйтесь здесь
Photo: eventbrite
2. Education Planning Seminar and Career Building Opportunity — 30 сентября
Этот семинар поможет вам и вашим родителям спланировать финансирование вашего образования. Профессионалы подойдут индивидуально к вашей программе и вашему бюджету, чтобы разработать стратегию оплаты программы вашей мечты.
Семинар бесплатный. Зарегистрируйтесь здесь
Photo: eventbrite
3. Industry talk with Dan Di Nardo present by Humber GBMSA — 5 октября
Выпускник Хамбера, Дан Ди Нардо в настоящее время работает директором продакшн поддержки WSIB (Workplace Safety and Insurance Board — Председательство по безопасности и страховке на рабочем месте). Он расскажет о том, каково это, работать в Канаде.
Мероприятие бесплатное, но места ограничены. Зарегистрируйтесь здесь
Photo: eventbrite
4. The Secret to High Grades Part 3 by Toronto eSchool — 14 октября
В чем секрет отличных оценок? Бесплатный мастер-класс поможет вам найти слабые стороны и работать над ними для получения максимально высоких баллов.
Зарегистрируйтесь здесь
Photo: eventbrite
5. TORONTO’S OFFICIAL HALLOWEEN BOAT PARTY! — 27 октября
Отметьте Хэллоуин на лодке с тысячами тусовщиков из Онтарио! Самая крупная круизная вечеринка в стиле праздника включает отличную музыкой, призы за лучшие костюмы и выбор алкогольных напитков.
Купить билеты
humbertoronto.ru