Мастерская для мальчиков в детском саду – 10 семейных мастерских для учебы и творчества — The Village

10 семейных мастерских для учебы и творчества — The Village

С появлением в Москве открытых мастерских и ЦМИТов, во-первых, пропала необходимость держать дома циркулярную пилу, ЧПУ-станок, 3D-принтер и другое громоздкое и дорогостоящее оборудование, а во-вторых, больше не придется пугать соседей звуками электролобзика или перфоратора по вечерам. К тому же в таких центрах можно не только провести семейные выходные с пользой, занимаясь вместе любимым делом, но и пройти полноценный курс робототехники, нейрофизиологии, промышленного дизайна или астрофотографии.

The Village объясняет, что такое фаблабы и ЦМИТы и где можно поработать вместе с детьми.

Открытая столярная мастерская «СМ-47»

Движение DIY (Do It Yourself), которое привело к открытию мейкерспейсов и фаблабов — это знакомая многим с детства культура «Сделай сам», популярная в СССР, но заброшенная в годы перестройки. Сейчас к рукодельному труду — будь то столярка, гончарное мастерство или шитье — все чаще возвращаются офисные сотрудники: чтобы переключиться, разгрузить голову и снять напряжение после тяжелого дня. Со временем эти площадки стали популярны и среди школьников: в Москве есть несколько молодежных центров, где дети и подростки изучают новые технологии и принципы работы с разными инструментами и создают собственные проекты.


Общественная мастерская, оборудованная в зависимости от направления деятельности (столярное, кузнечное дело, швейное производство и так далее). Термин появился в 2005 году благодаря журналу Make, а с 2010-го, с появлением ресурса Makerspace.com, стал использоваться для обозначения рабочего пространства для совместного труда и обмена опытом.


от англ. fabrication laboratory

Сеть производственных лабораторий, основанная Нилом Гершенфельдом в Массачусетском технологическом институте в 2005 году. По сути, это лаборатория для прототипирования, оборудованная ЧПУ-станком, 3D-принтером, лазерными резаками и так далее, где могут работать все желающие за определенную плату.


Российский проект, взявший за основу принцип работы фаблабов. С 2012 года ЦМИТы создаются в рамках программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а их основная задача — дать детям возможность работать на новейшем оборудовании и изучать специальности, которые пригодятся им в будущем.



Константин Беляев

учитель информатики и технологии школы № 2120

В школе я совмещаю информатику, технологию и робототехнику — эти три дисциплины прекрасно связываются. С новичками-пятиклассниками изучаем, что такое ручной труд, почему его считают творчеством, чем труд полезен и какие инструменты для работы использовать.

К сожалению, за два урока труда в неделю дети не могут удовлетворить свой технический интерес. Хорошо, если их родители «с руками» и дома или в том же ЦМИТе они вместе проводят технический уик-энд. Но, как правило, ученики приходят после уроков ко мне — и мальчики, и девочки. Ручной труд вызывает у ребят большой интерес, они отлично справляются благодаря ответственности и сосредоточенности. У пятиклассников пока нет цели понять производственный процесс, они скорее фантазируют, стараются создать какой-нибудь прототип. Самый популярный объект на уроках — куб в кубе, мы учимся делать его на ювелирном станке, хотя его можно изготовить на 3D-принтере.

Учителей по технологии (аналог старых трудов) сейчас мало: ручной труд осознается как развлечение, а не обучение. Школа дает базовые знания, а чтобы углубить понимание прототипирования, нужно отклоняться от школьной программы — именно поэтому ЦМИТы пользуются спросом.


Дмитрий Лапшин

вместе с сыном Глебом (11 лет) резидент ЦМИТа

Я считаю, что совместное творчество родителей и детей — лучший формат для развития, общения, взаимного роста. Многие знакомые мне отцы занимаются с детьми ручным трудом, в последнее время это стало культурной частью жизни, а ЦМИТы — явление неизбежное, возникшее в результате переизбытка идей и недостатка путей для их реализации. Я нашел для сына отличный ЦМИТ, где он варится в обществе мастеров, знакомится с современными технологиями и учится переводить идею в материю. Не только сын, но и я учусь там с большим удовольствием: мы придумываем идею и пускаемся в квест. Это, кстати, здорово!


Адрес: ул. Мясницкая, 13, стр. 20

Возраст: 6+

laba.space

«Лаба» — это универсальные мастерские, где можно безбоязненно работать с циркулярной пилой, перфоратором и кучей других инструментов. Для детей есть несколько кружков — от изобретательства и авиамоделирования до курса LEGO WeDo, на котором учат разбираться в основных узлах и агрегатах и конструировать собственные модели из LEGO. Также здесь проводятся лекции с участием крупных специалистов из разных сфер. Большой плюс этого техноковоркинга в том, что здесь есть несколько вариантов пребывания: можно пройти полноценный курс, арендовать токарный станок на час или купить абонемент как в обычный коворкинг и работать с ноутом в уголке.

Адрес: ул. Академика Анохина, 4, корп. 1, и еще две локации

Возраст: 4–17 лет

gekkon-club

«Геккон клуб» стартовал как школа программирования, потом стал лабораторией робототехники Политеха, а позже перерос в отдельный большой проект. Из интересных курсов — «Нейрофизиология лжи», «Эмоциональный интеллект» (EQ) и «Изобретательство». Кроме этого, в клубе есть занятия по программированию, промышленному дизайну, робототехнике и моделированию. Большей частью клуб ориентирован на школьников (занятия проводятся в вечернее время), а курсы помогают детям и родителям определиться с будущей специальностью.

Адрес: Лефортовская наб., 1, и проспект Маршала Жукова, 1, стр. 1

Возраст: 6+

cmit.emtc

В первую очередь ЦМИТ при МГТУ имени Баумана — это профориентационная лаборатория, выпускники которой чаще всего поступают в Бауманку. Среди образовательных курсов: LEGO-робототехника, шахматы, астрономия (и даже астрофотография), 3D-моделирование и другие. Недавно центр открыл несколько узких направлений для старшеклассников: создание сайтов и приложений, работа с языком программирования Python, интернет вещей, создание квадрокоптеров. На лето ученики и преподаватели ЦМИТа выезжают в детский инженерный лагерь МГТУ.

Адрес: ул. Дербеневская, 20, стр. 25

Возраст: 10+

promasterskie

Центр «Проектные мастерские» — это коворкинг для дизайнеров одежды, промышленных дизайнеров и архитекторов. Начинка — швейные мастерские и оборудование для трехмерной печати. Центр приближен к формату колледжа дизайна: здесь модульная система обучения по направлениям «дизайн», «иллюстрация» и «архитектура». Также центр запустил интерактивный городской лагерь для детей «Хочу все знать», чтобы они попробовали себя в качестве дизайнеров одежды, архитекторов, скульпторов, иллюстраторов и промышленных дизайнеров.

Адрес: ул. Зорге, 18, корп. 2

Возраст: 7+

cmit.rengineer

В «Русском инженере» занятия ведут технические специалисты, которые обучают безопасной работе на разных станках. Образовательная программа для школьников и студентов отличается узкой профессиональной направленностью: курсы Autodesk AutoCAD, «Твердотельное моделирование узлов и механизмов с использованием программного комплекса SolidWorks» или программирование с Аrduino будут полезны ребятам, которые уже имеют технический бэкграунд. Для школьников помладше есть курс «Игрушки наших отцов», который особенно оценили папы.

Адрес: ул. Нижняя Первомайская, 48/9

Возраст: 7+

record-center

В центре, созданном при поддержке Минэкономразвития РФ, работают 14 преподавателей, в том числе кандидаты технических наук и представители таких направлений, как разработка игр на платформе Unity 3D, создание сайтов, 3D-моделирование. Здесь есть и курс английского языка, без которого сейчас в технических областях не выжить. Курсы в центре поделены на три категории: младшие, старшие школьники и взрослые; младшим достались робототехника, рисование 3D-ручкой и LEGO-робототехника.

Адрес: пр-т Мира, 119, стр. 2

Возраст: 6–15 лет

робостанция

Занятия в «Робошколе» рассчитаны на детей младших и средних классов. Здесь есть курсы по программированию, электротехнике, промышленному дизайну и робототехнике. Уроки проходят весь день в выходные или в будни вечером. При поступлении в Робошколу дети проходят тест по профориентации — это помогает подобрать максимально интересный курс.

Адрес: ул. Крымский Вал, 3

Возраст: 7+

fablab77

Фаблаб, созданный на базе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», стал первой в России открытой лабораторией, организованной в формате фаблаба. В лаборатории есть стандартный набор оборудования: фрезерный станок с большим рабочим полем, лазерный резак, настольный фрезер, 3D-принтер, режущий плоттер и так далее. Ограничений по возрасту нет: на воркшопы в лабораторию можно приходить всей семьей с маленькими детьми.

Адрес: ул. Ельнинская, 15, корп. 3, и еще две локации

Возраст: 5+

kulibinpro

Проект «Гараж Кулибин Про» работает на трех площадках (в Робошколе на ВДНХ, в Московском планетарии и на «Молодежной») в формате открытой мастерской: расписания занятий как такового нет, прийти можно в любое время — на месте вас встретит преподаватель и расскажет, где брать детали и инструменты. Работать в мастерской можно всей семьей. Вот только некоторые темы мастер-классов: «Носимая электроника», «Конструирование», «Столярное дело», «Электротехника» и Toys From Trash.

Адрес: пр-т Мира, 119, стр. 47

Возраст: 9+

sm-47

В этой мастерской столярное дело преподают детям с девяти лет: их знакомят с азами ремесла, столярными инструментами, техникой безопасности, основными этапами работы (от пиления и соединения заготовок до декорирования готового предмета). Кроме полноценного курса, здесь есть мастер-классы выходного дня, где можно поработать всей семьей.


Фотографии: обложка — vejaa — stock.adobe.com, 1, 11 — Андрей Стекачев, 2 — техноковоркинг «Лаба», 3 — «Геккон клуб», 4 — Bauman Fab Lab, 5 — ЦМИТ «Проектные мастерские», 6 — ЦМИТ «Русский инженер», 7 — ЦМИТ «Рекорд», 8 — Робостанция и Робошкола на ВДНХ, 9 — фаблаб МИСиС, 10 — «Гараж Кулибин Про»

www.the-village.ru

12 ярких идей для детского творчества – Ярмарка Мастеров

Уверена, что все мы вместе хотим сделать детство наших деток веселым, сказочным и интересным. Хотим, чтобы не мультики и компьютерные игры их увлекали. Хотим научить их думать, творить, да и просто не скучно проводить время.

Надеюсь, что наши с дочкой творческие занятия окажутся кому-нибудь полезны 🙂

1. Можно создать картину, плавя восковые мелки феном. Мелки приклеены на двусторонний скотч. Но пришлось еще и рукой их придерживать.

2. А можно плавить каждый мелок над бумагой отдельно. Получаются красивые брызги.

Я раскатала обои, и брызгать можно было во всех направлениях 🙂

А вот руки художников 🙂

3. Смешайте три стакана солии 3 ст. л. воды. Плотно уложите влажную соль в формочку. Оставьте сохнуть на сутки. Потом достаньте замок из формочки. И еще 12 часов дайте ему посушиться.

Раскрашивали мы замок с помощью пипетки с водой, окрашенной пищевыми красителями. В следующий раз сделаю воду более насыщенных цветов. Дочке очень понравилось занятие! Очень красиво наблюдать, как соль пропитывается красителями.

4. А этот пункт будет посвящен соленому тесту. Оно прекрасно! Первое фото: дочка замешивает сама тесто. Все просто: 2 чашки муки, полстакана соли, 1 стакан воды. Если хотите, чтобы крупинки соли практически не ощущались в готовом тесте, то сначала смешайте воду и соль. А затем добавьте муку.

Кстати, первое фото — рыбка из соленого теста. Покрашена акриловыми красками.

Еда для кукол из соленого теста, раскрашенная акриловыми красками, ещё много не раскрашено. Оставили на другой день. Теперь в нашем игрушечном холодильнике есть: торт, кабачки, баклажаны, морковь, огурцы, помидор, тыква, колбаса, мороженое. Есть бутерброд с колбасой, в сковороде жарится яичница, в духовке печется пирог. И полная корзина булочек и батонов 🙂 Теперь в кукол стало играть намного интереснее.

Следующий мой план по соленому тесту был воплощен в очень дождливый день, когда стало ясно, что погулять не получится.

Тесто мы сделали, чтобы налепить из него тортиков и пирожных. Для украшения тортов «конфетами» окрасили фасоль пищевыми красителями. О тесте: разделили готовую массу на 6 частей. К каждой части добавили пищевой краситель нужного цвета + пищевые ароматизаторы и масла. Зеленый пахнет мятой, голубой — лавандой, желтый — лимоном, коричневый —какао (им и красили), розовый — миндаль, красный— ваниль. Чтобы не жалеть тесто в процессе лепки, замесили полторы порции.

А это уже придумала Арина: для украшения торта она стала выдавливать тесто из наконечников от пекарского пакета. Получались настоящие красивые, яркие тортики и пирожные. Тесто мягкое, пластичное. Легко выдавливалось. К сожалению, нет фото результата. Но слева от рук виден один из тортиков в процессе создания.

А дальше мы изучали смешение цветов. Не ожидала , что соленое тесто позволит так наглядно показать, как смешиваются цвета! Красный + жёлтый = оранжевый. Синий + красный = фиолетовый. В первом варианте синий и красный в равных пропорциях взяли, во втором — в два раза больше синего. Так интересно смотреть, как в твоих руках цвета смешивается, и итог — новый цвет. Тесто мягкое, смешивать легко.

Ну и просто интересная находка: выдавливали тесто через пресс для чеснока. Дочка вкладывала тесто разных цветов и давила. Получались будто смешные разноцветные волосы, можно этот приём использовать для поделок.

5. Море в банке. Кипяченую воду подкрасили пищевым красителем, в банку бросили ракушки, морские звезды и рыбок. Сверху налили масло. Крышку приклеили клеевым пистолетом, чтобы случайно не открылась. На этом можно остановиться. Но мы с Ариной и крышку решили задекорировать 🙂 На всякий случай я на стыке крышки и банки провела клеевым пистолетом, чтобы точно ничего не протекло. Банку можно переворачивать и смотреть, как красиво плещутся волны в море 🙂

6. Очень увлекательно создавать разноцветную бутылочку! А результат может стать приятным подарком и детям, и взрослым. Для изготовления понадобятся: соль, мел, тёрка, воронка (если бутылка с узким горлышком). Насыпаете порцию соли и натираете в нее мел. Когда сделали разноцветную соль начинайте слоями насыпать её в бутылку. При насыпании каждого слоя держите бутылку под разным углом. Получится красивый узор.

Ещё одна бутылочка из соли и мела. Она стала подарком папе от Арины на день рождения.

По-моему, отличный подарок от ребенка!

7. Конструктор из зубочисток и пластилина. Сначала собирали геометрические фигуры, а потом сделали из них замок 🙂

8. Салют! Клей ПВА, соль, краски. Густо рисуете клеем и посыпаете солью. Дайте высохнуть. Стряхиваете лишнюю соль и рисуете. Соль очень красиво пропитывается красками. Главное — побольше воды добавлять. Думаю, очень здорово будет с помощью такого приёма нарисовать зимнюю картину. А салют был создан после Дня Победы. Пока свежи воспоминания.

9. Рисунки по пене для бритья. Это оказалось тоже очень увлекательным занятием! Заканчивала Арина тем, что выстраивала разные формы из окрашенной пены. Минут 40 пролетели незаметно. Рисовали бы дольше, но пора было спать. Вроде получается творчество без конечного результата. Но тут важен процесс. Ребенок просто учится концентрировать свое внимание на одном занятии. Ну и вообще, радуемся ярким краскам 🙂

10. Рисунки на песке. Очень-очень понравилось это занятие! Отлично расслабляет перед сном. Для такого развлечения вам понадобится: прозрачный контейнер с ровной крышкой (у нашей есть маленькие бортики), плоский фонарик (можно и фонарик у мобильного телефона), песок или манная крупа. Фонарик укладываете в контейнер, на крышку насыпаете песок. Под контейнер — клеенку, если не хотите делать срочную уборку. В конце (по предложению дочки) рассказала сказку о рыбаке и рыбке. Рисовали сцены из сказки на песке.

11. Интересное занятие — раскрашивать палки! 🙂 Сначала есть дело на улице — собрать палочки. А потом и дома увлекательно их раскрашивать. Это был наш первый опыт. Лучше для раскрашивания подходят веточки без коры. На них ровнее и ярче ложится краска. И на палочках потолще можно интереснее узоры нарисовать. Раскрашивали акриловыми красками. Пока это — волшебные палочки в игре.

12. Рисование на молоке. Интересно будет всем! Наливаете в тарелку большого диаметра немного молока. И кисточкой капаете красками в молоко. Можно разводы красивые закручивать. Когда нарисовались, наберите на кисточку средство для мытья посуды. От его капелек краски разбегаются. У нас стали уже смешанные краски разделяться на конкретные цвета красивыми разводами. А ещё шарики белые не большие бегали прямо по поверхности молока. ПАВы моющего средства, видимо, жирок от молока собирали 🙂 В общем, рекомендую.

Это были творческие занятия. А еще у меня в архиве есть опыты для деток и интересные занятия.

Если вам интересно будет почитать новую статью, пишите, поделюсь 🙂

www.livemaster.ru

Организация дифференцированной работы с мальчиками 5–7 лет в столярной мастерской

Разделы: Работа с дошкольниками


В исследованиях по дошкольной педагогике доказана целесообразность дифференцированного подхода к организации самостоятельной деятельности детей 5–7 лет в зависимости от их пола. Многие исследователи и педагоги отмечают особый интерес мальчиков старшего дошкольного возраста к конструированию, которым они охотно занимаются в свободное время.

По данным Т.М. Титаренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Мальчики быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. У мальчиков превалирует абстрактное, “несловесное”, отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремлении не созерцать, а видоизменять. Мальчикам, в отличие от девочек, интересны средства передвижения: самолеты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Мальчики стремятся разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела.

Первичная половая социализация, то есть обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже в три года дети знают, что мальчикам следует себя вести не так, как девочкам. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому важно поддерживать и развивать у мальчиков — смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, то есть предпосылки будущей мужественности. Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

В работах Т.А. Марковой указывается, что в старшем дошкольном возрасте “у многих детей, главным образом мальчиков, пробуждается подлинная страсть к “копанию” в настоящих механизмах”, особое место занимает конструирование и создание “различных игрушечных механизмов из сломанных предметов домашнего обихода и их деталей”.

Это обстоятельство стало решающим при выборе ручного труда как базовой основы занятий с мальчиками 5-7 лет в рамках кружковой работы в “Мастерской Самоделкина” детского сада.

Немаловажное значение для выбора ручного труда как дифференцированного средства деятельности мальчиков имело и то обстоятельство, что детское конструирование, особенно техническое, тесно связано с игрой. Хорошо известно, что к старшему дошкольному возрасту этот вид деятельности стимулирует развитие сюжетной линии игры и сам часто приобретает сюжетный характер (создаются несколько поделок, объединенных единым сюжетом). Игровые мотивы побуждают к многократному переделыванию и совершенствованию продукта детского творчества (3.В. Лиштван, В.Г. Нечаева).

Таким образом, основная цель работы нашего коллектива состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

Более частные задачи, относящиеся непосредственно к мальчикам старшего дошкольного возраста, заключаются:

— в формировании адекватной полу модели поведения;

— в правильном понимании роли мужчины в обществе;

— в развитии ручной умелости в специфическом виде деятельности.

Что заставляет мужчину почувствовать себя мужчиной? — Ощущение приятной тяжести послушного инструмента, с помощью которого возможно если не перестроить мир полностью, то хотя бы слегка изменить и подправить. Топор, пила, молоток — все это знаки мужчины-преобразователя. И они должны оказаться в руке мальчика как можно раньше. Поэтому из всего разнообразия материалов, с которыми можно организовать работу по ручному труду, мы выбрали самый что ни наесть “мужской” - дерево.

Конечно, главный вопрос заключался в том, КТО будет учить работе с деревом мальчиков в детском саду, где работают в основном женщины? Резерв нашелся, на просьбу откликнулись технические сотрудники детского учреждения (дворник, плотник), папы и дедушки воспитанников, которые по очереди или по мере возможности занимались с ребятами в “Мастерской Самоделкина”. Совместная работа такого рода под умелым руководством мужчины очень полезна для мальчишек, так как ничего сильнее не воздействует на сознание ребенка как пример и авторитет близкого человека или просто взрослого, который с вниманием и уважением относится к маленькому человеку, общаясь с ним как с равным, при этом делится своими знаниями и дает советы.

Мальчишек увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т.п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую они смастерили можно играть, можно подарить ее младшим брату, другу. Нами замечено, что самодельная игрушка бывает ребенку часто не менее интересна и нужна, чем покупная.

Для работы с деревом в нашей мастерской имеются: молотки, клещи, плоскогубцы, пилы (в распиловочной коробке), детские рубанки, маленькое шило с короткой колющей частью, гвозди разных размеров, наждачные шкурки и, самое главное, детские верстаки. Каждый инструмент имеет свое место. Их хранение организовано так, чтобы мальчики могли самостоятельно убирать их, закончив работу.

Материалы (деревянные заготовки, брусочки, фанерки, цилиндры и т.п.) удобно хранятся в ящиках и рассортированы по размеру и виду заготовок. Приучая детей к порядку, взрослые вначале помогают им раскладывать все по местам, затем лишь контролируют до тех пор, пока у детей это не войдет в привычку.

Вся работа в данном направлении всегда начинается со знакомства мальчиков с инструментами, с правилами обращения с ними, техникой безопасности. Знакомя с инструментами, с их назначением и возможностями, важно показать технологические операции, выполняемые ими. Ребята должны запомнить не только внешний вид, но и увидеть характер движения, уловить ритм, услышать “голос” молотка, пилы или рубанка. Для этого первоначального этапа нами составлен цикл занятий по знакомству мальчиков 5-7 лет со столярным делом (Приложение 1).

При освоении детьми столярных инструментов параллельно идет обучение работе с деревом, где особенно важна наглядность. Взрослый показывает детали задуманной конструкции, приемы работы, готовый образец, выполненный им самим. В этом случае мальчикам интереснее, и легче работать, идет постепенное овладение техническими приемами (как правильно вбить гвоздь, вытащить его клещами, пилить, строгать, делать заметки, определяя место будущего распила, используя мерку).

В пять с половиной — шесть лет ребенок может сделать (сколотить) из дерева скамеечку, столик, кровать для куклы. Вначале взрослые помогают ему заготовить необходимые детали, сконструировать изделие, а затем сколачивать его или клеить. Например, дать ребенку два кубика одинакового размера и дощечку. Ребенок с помощью молотка из этих деталей сделает скамеечку. Он может сам ее покрасить гуашью или (что лучше) с помощью взрослого покрыть морилкой.

На следующем этапе, который совпадает с 6-7 летним возрастом мальчиков, работа с деревом планируется исходя из интересов и предпочтений детей. Так как основные навыки работы с инструментами и деревом освоены и появляются собственные задумки. Здесь роль взрослого заключается в основном в сопровождении детского творчества – посоветовать, что-то подсказать, в чем-то помочь. И такая позиция, по нашему глубокому убеждению, самая замечательная, так как ребенок нескован условностями, не подчинен замыслам взрослого или общему плану, имеет возможность самовыражаться, планировать и реализовывать свои собственные задумки.

В результате такого построения и организации работы с деревом в “Мастерской Самоделкина” помимо мебели для кукол на свет появлялись машины, морские и речные флотилии, танковые отряды, космические ракеты и корабли. Процесс работы с деревом оказался увлекательным не только для наших мальчишек, но и для их родителей. Пусть это носило не массовый характер, но кто-то, вспомнив детство, смастерил для ребят модель автомобиля с открывающимися дверями и двигающимися рулем и колесами, настоящий боевой крейсер с соответствующей атрибутикой и даже макет деревенского дома, крыша которого снимается и можно увидеть, как все в нутрии устроено (печь, мебель, утварь).

В детском саду работа дошкольников старших групп с деревом образовательными программами не предусматривается, поэтому организация такой мастерской как отдельного помещения для занятий с мальчиками нам кажется целесообразной.

Нашим коллегам, которых заинтересует наш опыт работы в данном направлении, мы рекомендуем воспользоваться следующими источниками:

  • Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Учебно-практическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
  • Глозман А. Учите мальчишек мастерить: уроки мастерства. М.: Чистые пруды, 2006.
  • Козлина А.В. Уроки ручного труда:Конспекты занятий.- М.: Мозаика — Синтез.
  • Крулех М.В., Крулех А.А.Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ.- СПб.: “Детство-Пресс”, 2004.маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1991.

Приложение

20.06.2011

urok.1sept.ru

Творческая мастерская как одна из форм работы с детьми в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


«Восхождение доступно каждому, и преступление перед самим собой и другими всю жизнь протоптаться на месте» (Альтшуллер, Берткин, авторы жизненной стратегии творческой личности).

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребёнка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности и творческого мышления. Особенно важна роль творчества в развитии детей и для реализации возможностей детей помогают творческие мастерские в дошкольных образовательных учреждениях.

Целью работы в мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствовании развитию самостоятельности и креативной личности.

Для развития творческой активности у детей, необходимо создать в группе атмосферу, способствовующую развитию любознательности ребенка. Важно поощрять оригинальные идеи, высказываемые ребенком и обеспечивать возможности для практической реализации творческих идей в самых различных областях. Личный пример взрослых в творческом подходе к решению проблем – одно из важнейших условий.

Работа в мастерских организуется со средней группы последовательно: « Рисование», « Работа с бумагой», « Работа с бросовым материалом», « Работа с природным материалом», « Работа с пластилином», « Тестопластика». Работа в творческой мастерской предполагает интеграцию со всеми образовательными областями, обозначенными в программе « От рождения до школы», которые ориентированы на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.

Рассмотрим, как в процессе работы творческой мастерской, решаются задачи интеграции образовательных областей.

– работа в творческой мастерской и образовательная область « Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
– работа в мастерской и образовательная область « Познавательное развитие»: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
– работа в мастерской и образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»: развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
– работа в мастерской и образовательная область « Речевое развитие»: стимулировать речевую активность детей через свободное общение с взрослыми и детьми; поощрение дошкольников к обсуждению своей деятельности.
– работа в творческой мастерской и образовательная область «Физическая культура»: проведение физкультурных минуток в процессе творческой деятельности детей.

Одним из этапов работы мастерских является занятия с солёным тестом. Начало работы – знакомство с тестом. Ребёнок осваивает новый пластичный материал и делает «открытия», ведь теперь он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек, который легко изменяется в руках от тех или иных действий. Для этого его нужно смять или расплющить, или скатать, или вытянуть, можно прижать к другому кусочку, или сделать что – нибудь ещё. В процессе этих действий проходило формирование представлений о возможностях рук, свойствах теста, обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных движений. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает чаще всего сразу десятью пальцами, что способствует развитию чувства осязания обеих рук. Использование модульной лепки, где дети, отрывая кусочки от основного куска теста и раскатывая его между ладонями круговыми движениями в небольшие шарики, располагают их по нарисованному заранее контуру. Ребёнок, экспериментируя с тестом, выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействует разными способами на материал с целью его изменения и освоения, проявляя при этом творчество.

Познакомив детей с новым пластичным материалом, необходимо познакомить детей с инструментами, приспособлениями и дополнительным материалом. Для изготовления плоских игрушек нужна деревянная доска, скалка, линейка, стеки, трубочки от упаковки с соком . Для вырезания мелких деталей можно использовать формочки для выпечки и игр с песком, различные крышки, колпачки от ручек и маркеров, любые бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пуговицы, пробки, монеты).

Для придания выразительности изделию пригодятся бисер, блёстки, природный материал.

Особое место в придании изделию выразительности занимает фактура. для создания длинных или коротких «волокон» можно использовать давилки для чеснока, для имитации фактуры дерева идеально подойдёт моток проволоки. Прожилки на листьях легко изобразить, надавив на заготовку боковой стороной расчёски. Дети самостоятельно могут найти интересные решения в применении синтетических мочалок, зубных щёток, грубых тканей, листьев с крупными прожилками, пружинок, стенок различных по плетению корзинок, розеток для варенья.

Большой интерес у детей вызывает приём – «стрижка» теста, где дети узнают новое применение ножницам. Делая мелкие и глубокие надрезы кончиками ножниц по уже вылепленной форме ёжика, можно получить иголки. Используя такой метод работы, можно изобразить оперенья птиц, ветки ели, гриву льва. Работа с ножницами оказывает благотворное влияние на развитие моторики пальцев рук, развивает ручную умелость.

Очень тонкая и кропотливая работа, в которой дети работают пальчиками рук для раскатывания тонких жгутиков и заполнения ими предварительно нарисованную форму. Дети учаться анализировать формы и размеры объекта труда, наблюдают. сравнивают, выделяют черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве, находят нужное количество деталей и места их соединения, образно мыслят.

Очень привлекает детей оформление работы мозаичным способом. Такая работа способствует развитию сенсорной и тактильной чувствительности, усидчивости, терпения, ведь выкладывание узора из мелких геометрических фигур требует точности движений.

Использование макаронных изделий для украшения вылепленных работ – ещё один из самых интересных методов работы с тестом. Дети самостоятельно находят применение макаронным изделиям различной конфигурации, тем самым развивая воображение. С самого начала работы в мастерской детского творчества необходимо вселять детям уверенность в своих силах и возможностях.

Творческий процесс выражается алгоритмом « Обращаю внимание – рассматриваю – думаю, как сделать – делаю – получаю результат». В детских работах всегда есть элемент неожиданности, непредсказуемости, частичка их мироощущения. Это придаёт работам индивидуальность, позволяет выразить себя, ведь большое творчество рождается из маленького.

24.12.2015

urok.1sept.ru

Уголки в детском саду — примеры развивающей среды

  1. С чего начать?
  2. Для мальчиков
  3. Приемная

Оформление групповой комнаты в дошкольном учреждении для каждого воспитателя и родителей становится не просто обязанностью, но и творческим процессом. В нем реализуются уникальные идеи и опыт, порой нескольких поколений. В данной статье мы не только опишем, но и разместим различные уголки в детском саду в картинках. Надеемся что наш сайт и данная статья будет для вас полезна. Ну что же приступим.

С чего начать?

Прежде чем приступить к оформлению группы в детском саду и создавать различные тематические уголки в детском саду, обязательно следует заняться общей отделкой внутри группы. При покраске не стоит использовать много ярких цветов. Лучше, если тон основной краски будет светлым и «теплым»:

  • бежевый,
  • персиковый,
  • жемчужный и так далее.

Хорошо смотрятся в детских группах фотообои с героями сказок, мультфильмов, а также наклейки с детской тематикой.

Лучше оформлять все помещения группы в едином стиле и заранее продумать тематику, которая будет связывать воедино спальню, приемную, зону для занятий и игровые уголки в детском саду. Перед началом оформления конкретных уголков стоит посоветоваться с родителями, вместе обсудить и ознакомиться с возможными вариантами для детей разного возраста. Здесь представлены некоторые уголки которые возможно организовать в детском саду, для примера посмотрите фото.

Развивающая среда

Игровое пространство

Традиционно в каждой группе предусмотрено отдельное помещение для спальни, а общее групповое помещение делится на зону для занятий и игровую. Игровые уголки для детского сада оформляются по-разному в зависимости от возраста детей в группе, свободного пространства и творческого размаха организатора. Так, например, в игровой зоне часто отдельное место отводится под уголок ряженья в детском саду.

Место для него необходимо выбирать с особой тщательностью, он должен быть легкодоступен и постоянно открыт для детей. Целью его оформления является создание условий в группе для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Оформить такое место можно в виде дома моделей, кабинета стилиста или небольшой ширмы с разнообразными нарядами:

  • профессии,
  • животные,
  • артисты,
  • герои сказок и так далее.

После того, как место определено и выбран вариант оформления можно приступать к практической части. Границы уголка оформляются с помощью мебели. Это могут быть: невысокий стеллаж с полками, ящиками и перекладиной для плечиков с нарядами. Для удобства в уголке может располагаться столик и стулья. Обязательным атрибутом в уголке ряженья должно стать зеркало, где дети смогут разглядывать и оценивать свой внешний вид. На стене можно расклеить картинки различных костюмов, шляпок и других предметов одежды.

Варианты оформления

Иногда в такой уголок гармонично вписывается уголок парикмахера в детском саду. Здесь уже все готово для оборудования рабочего места парикмахера – стол, стул для клиента, зеркало. На столе можно поставить флакончики, положить расчески, украшения для волос и прочее. На стене можно приклеить изображения ножниц и расчесок. Фартук для мастера может располагаться на одной из вешалок на перекладине.

Если позволяет место, то уголок парикмахерская в детском саду оформляется отдельно, как самостоятельная зона для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская». Сначала также устанавливается необходимая мебель, полки. Вместо стеллажа с нарядами можно поместить тумбочку или мини-шкаф с принадлежностями парикмахера. Для них также можно сшить настенные кармашки. Затем уже вносятся игровые предметы. Обычно такое место делают, как детский уголок для девочки, исходя из интереса к прическам, украшениям и так далее.

Для мальчиков

Однако в игровой зоне обязательно должно быть место для игр мальчиков. Детский уголок для мальчика может занять несколько больше места, чем для девочки. Основными требованиями к его расположению также остаются удобство и доступность для детей. Такие уголки создаются с целью учета игровых интересов детей разных полов, их дифференциации и развития игровой деятельности в целом.

Варианты оформления выбираются исходя из интересов большинства мальчиков в группе и общих «мальчиковых» тем. Например:

  • автосалон,
  • морская тема (корабль),
  • мастерская,
  • военная база,
  • либо уголок космоса в детском саду.

Космический пространство будет интересно и полезно для детей старшего дошкольного возраста. С его помощью дети в игровой форме получат элементарные знания о космосе, планетах, космических кораблях.

Цветовое решение такого уголка определяется темой.

Это оттенки:

  • синего,
  • фиолетового,
  • белого и желтого цветов.

Хорошо, если мебель для уголка будет выполнена в таких же цветах. Если бюджет группы не позволяет купить новую мебель, можно воспользоваться самоклеящейся пленкой нужного цвета и фактуры. На полу можно поместить коврик с космической тематикой (лунная поверхность, метеорит). Обязательно должна присутствовать простейшая модель солнечной системы – либо как плакат на стене, либо бумажные планеты в объемном виде, свисающие с потолка.

Цветовое решение

Приемная

Раздевалка или приемная – первое, что видят ребенок и его родители, приводя малыша в детский сад. Поэтому к ее оформлению нужно отнестись со всей серьезностью. Для детей там обычно оформляется уголок настроения в детском саду. Цель такого уголка – это создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе. Благодаря нему дети учатся понимать не только свое настроение, но и настроение сверстников.

В оформлении такого уголка могут использоваться готовые стенды или самодельные модели. Принцип их оформления одинаков: в нескольких кармашках располагаются картинки с различными эмоциями (их количество зависит от возраста детей), снизу прикрепляются кармашки для фотографий детей. Приходя в группу, ребенок вместе с родителем или воспитателем определяет свое настроение и помещает свою фотографию в кармашек под соответствующей эмоцией.

Если в течение дня настроение меняется, то фотографию перекладывают. Эмоции можно изобразить в виде смайликов, героев мультфильмов. Примерный перечень в старшей группе может быть таким: радость, веселье, спокойствие, удивление, грусть, злость.

Обратите внимание

Обратить внимание стоит и на уголок меню в детском саду. Цель его создания – это знакомство родителей с рационом питания ребенка вне дома, а также основными принципами питания детей дошкольного возраста. Мы можем его оформлен как готовый стенд или вручную (с нарисованными картинками по теме группы, в виде объемных фигурок из соленого теста). Обычно в нем предполагается несколько отделений-кармашков. В них ежедневно помещается меню, а также правила питания детей.

Если поступление в садик не является актуальной проблемой, и вы только готовитесь стать родителями, то красиво оформлять помещение для ребенка можно, организуя детские уголки для новорожденных. Обычно в них предусматривается спальное место для малыша, пеленальное место и место для одежды и игрушек. Цвета мебели и обоев также следует подбирать спокойные, светлые. Можно наклеить несколько веселых картинок с детскими игрушками. Мягкие игрушки в таком уголке исключаются.
Итак, варианты детских уголков могут быть разнообразны, главное, чтобы они были эстетично оформлены, безопасны и интересны детям.

karuselkin.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *