Внеурочное мероприятие для старшеклассников «Прогулка по ЭКОПАРКУ»
Приложение № 7 а
ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ
ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
1. Каким образом выбросы оксида серы(IV) металлургических заводов могут повлиять на численность глухарей, обитающих в лесах?
2. На заводе по производству азотных минеральных удобрений, расположенном вблизи реки Днепр, произошла крупная авария, в результате которой в окружающую среду попало большое количество оксида азота(IV). К каким последствиям для обитателей водоема это может привести и как их можно предотвратить?
3. Почему при подкислении среды водоемов фосфаты, стимулирующие бурное развитие фитопланктона, становятся менее доступными?
4. Биоаккумуляцию каких веществ в водных организмах вызывает закисление водоемов? Каковы последствия этого процесса для водной экосистемы?
5. Приведите примеры современных способов очистки веществ в промышленности и быту.
6. Дайте понятия фреонам. Какова их роль в воздействии на атмосферу?
7. Что вызывает эвтрофикацию в водоемах?
8. Что происходит с веществами, составляющими бытовой мусор? Проследите «экологический путь» батарейки.
9. Дайте пояснения термину «безотходный процесс».
10. Перечислите парниковые газы.
11. Для ликвидации нефтяных разливов в океане предлагают поджигать нефть. Предскажите возможные экологические последствия применения такого способа ликвидации нефтяного загрязнения?
Приложение № 7 б
ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ
ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
1. Каким образом выбросы оксида серы(IV) металлургических заводов могут повлиять на численность глухарей, обитающих в лесах?
Ответ. В результате работы металлургического завода в окружающую среду выбрасывается большое количество оксида серы(IV), который претерпевает в атмосфере следующие превращения:
SO2 + Н2O = Н2SO3;
б) окисляясь кислородом атмосферы, превращается в оксид серы(VI):
2SO2 + О2 = 2SO3;
в) оксид серы(VI) в атмосфере превращается в серную кислоту:
SO3 + Н2O = Н2SO4;
г) сернистая кислота окисляется в атмосфере до серной кислоты:
2Н2SO3 + О2 = 2Н2SO4.
Эти кислоты выпадают в виде осадков на поверхность земли.
Глухари, обитающие в лесах, – гнездовые птицы, откладывающие яйца под открытым небом, поэтому их потомство будет подвержено воздействию кислотных осадков. При попадании агрессивных дождевых капель на кладку птиц скорлупа яиц будет разрушаться. Это можно описать уравнением химической реакции:
Таким образом потомство глухарей будет наиболее подвержено изменению погодных условий, а также воздействию различных болезнетворных микроорганизмов, что приведет к их гибели, а следовательно, и сокращению численности глухарей.
2. На заводе по производству азотных минеральных удобрений, расположенном вблизи реки Днепр, произошла крупная авария, в результате которой в окружающую среду попало большое количество оксида азота(IV). К каким последствиям для обитателей водоема это может привести и как их можно предотвратить?
Ответ. Оксид азота(IV), попавший в атмосферу в результате аварии на очистных сооружениях завода по производству минеральных удобрений, будет растворяться во влаге воздуха, образуя кислоты:
Осадки, попадая в водоем, могут привести к гибели фито- и зоопланктона, моллюсков, ракообразных, различных видов рыб. Массовая гибель организмов, населяющих пострадавший водоем, будет причиной бурного роста и развития различных микроорганизмов, а также нарушит устоявшиеся пищевые цепи и повлияет на жизнедеятельность прибрежных птиц и млекопитающих. При значениях водородного показателя pH
3. Почему при подкислении среды водоемов фосфаты, стимулирующие бурное развитие фитопланктона, становятся менее доступными?
Ответ. Чтобы фосфаты были доступны для фитопланктона, они должны находиться в водоеме в растворенном состоянии. При возрастании кислотности среды в водоеме ионы тяжелых металлов и алюминия, легче реагируют с фосфатами, переводя их в нерастворимое состояние. Таким образом, фосфаты становятся недоступны для фитопланктона и водных растений:
Фитопланктоном питаются рыбы, моллюски, ракообразные, следовательно, его гибель приводит к сокращению их пищевой базы и снижению численностей их популяций.
4. Биоаккумуляцию каких веществ в водных организмах вызывает закисление водоемов? Каковы последствия этого процесса для водной экосистемы?
Ответ. Биоаккумуляция – прогрессирующее накопление загрязняющих веществ в тканях организмов, являющихся высшими звеньями пищевых цепей.
Закисление водоемов вызывает накопление в водных организмах ионов тяжелых металлов и алюминия, которые появляются в водоемах:
Это приводит к отравлению рыбы, моллюсков, ракообразных, фито- и зоопланктона и их гибели.
5. Приведите примеры современных способов очистки веществ в промышленности и быту.
Ответ. Современные методы очистки веществ: фильтрация, пыле- и газоулавливание, обезвреживание (нейтрализация, окисление, восстановление, поглощение газов жидкими и твердыми поглотителями), биологическая очистка (с помощью микроорганизмов), обеззараживание сточных вод, осаждение, перевод веществ в малорастворимое или нерастворимое соединение, перекристаллизация, использование ионообменных колонок и т.д.
6. Дайте понятия фреонам. Какова их роль в воздействии на атмосферу?
Ответ. Фреоны – это фтор- или полифторуглеводороды, часто содержащие атомы хлора, реже – атомы брома. Эти газы или легкокипящие жидкости обладают уникальным набором свойств: химически инертны, негорючи, взрывобезопасны, нетоксичны, не растворяются в воде и растворяются в органических растворителях. Применение фреонов открыло новые возможности для хранения продуктов питания в промышленных и бытовых холодильниках, для хранения и дозирования жидкостей (в виде аэрозолей). Их используют также в системах автоматического пожаротушения и как растворители. Они оказывают влияние на озоновый слой.
7. Что вызывает эвтрофикацию в водоемах?
Ответ. Минеральные удобрения, в результате попадания в водоем вызывают эвтрофикацию. То есть неумеренное разрастание водной растительности (водоем со зловонной зеленой жидкостью).
8. Что происходит с веществами, составляющими бытовой мусор? Проследите
Ответ. Сухая батарейка, содержащая ртуть, покупается, используется по назначению и «выбрасывается». Но что происходит с нею дальше? Сначала она попадает в мусорный контейнер. Затем контейнер отвозят на мусоросжигательную станцию. Здесь ртуть нагревается, она образует ртутные пары, которые выбрасываются через трубу. Ртутные пары токсичны. Ветер подхватывает их, и, в конце концов, они осаждаются на землю с дождем или снегом. Попав, скажем, в реку или озеро, ртуть конденсируется и опускается на дно. Здесь ее перерабатывают бактерии, превращая в метилированную ртуть. Она растворяется в воде и поглощается рыбой; поскольку ртуть не участвует в метаболизме, она накапливается в органах и в мясе рыбы. Рыба вылавливается и съедается человеком, и ядовитая ртуть откладывается в его органах. И так далее.
Вещи, ставшие бесполезными, просто «исчезают», когда их выбрасывают. Ничто не «исчезает», то или иное вещество просто перемещается с места на место, происходит превращение одних веществ в другие, оказывая влияние на жизненные процессы любого организма, частью которого оно становится на некоторое время.
9. Дайте пояснения термину «безотходный процесс».
Ответ. Наиболее радикальный способ рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды от выбросов промышленных предприятий — coздание технологических процессов. Сегодня многие предприятия, прежде чем выбросить промышленные стоки и газы, пропускают их сквозь мощные отстойники, аэраторы, фильтры, циклоны и множество других устройств. Сегодня выделяют основные направления развития безотходных процессов: бессточные системы, системы переработки отходов, принципиально новые физико-химические процессы, устраняющие причины образования отходов, безотходные территориально-промышленные комплексы.
Например:
В настоящее время разработана технология переработки сернистых нефтей, позволяющих получать весь ассортимент топлива, масел и других продуктов, не уступающих по качеству продуктам из несернистых нефтей. В результате каталитической гидроочистки сернистые соединения извлекают в виде товарного продукта — серы, более чистой и дешевой, чем природная сера. Возможно также получение серной кислоты. Реализация этих продуктов удешевляет переработку нефти. Прекратилось выделение сероводорода в атмосферу.
Вторичное использование металлов. Металл, выплавляемый из металлолома, помогает решить проблему отходов и оказывается дешевле выплавляемого из руды. Каждая тонна металла, полученная из металлолома, экономит до 3/4 электроэнергии, загрязнение воздуха уменьшается на 86%, расход пресной воды снижается на 25 т, сокращается количество производственных отходов на 2,7 т.
В доменных газах и колошниковой пыли содержатся железо, свинец, кальций, магний, марганец, ртуть, медь, мышьяк.
Основной вид переработки доменных шлаков — превращение их в гранулы с последующим использованием в промышленности стройматериалов. Важное экономическое значение имеет применение шлаков в дорожном строительстве. Во многих случаях сталеплавильные шлаки превосходят по своим качествам гранитные материалы.
10. Перечислите парниковые газы.
Ответ. Водяной пар — основной естественный парниковый газ, ответственный более, чем за 60 % эффекта.
Углекислый газ (CO2)- источниками углекислого газа в атмосфере Земли являются вулканические выбросы, жизнедеятельность организмов, деятельность человека.
Метан (CH4)- основными антропогенными источниками метана являются пищеварительная ферментация у скота, рисоводство.
Озон (О3)
Оксид углерода (СО)
Фреоны
11. Для ликвидации нефтяных разливов в океане предлагают поджигать нефть. Предскажите возможные экологические последствия применения такого способа ликвидации нефтяного загрязнения?
Ответ. Нефть — это природная горючая маслянистая жидкость, которая состоит из смеси углеводородов самого разнообразного строения. Их молекулы представляют собой и короткие цепи атомов углерода, и длинные, и нормальные, и разветвленные, и замкнутые в кольца, и многокольчатые. Кроме углеводородов нефть содержит небольшие количества кислородных и сернистых соединений и совсем немного азотистых. Нефть включает в себя большую и сложную группу жидких, газообразных и твердых углеводородов, т.е. соединения углерода и водорода, а также иных примесей (азот, кислород и серу). При горении нефти в атмосферу будет выделяться большое количество различных газов. Что непременно скажется на экологической обстановке района катастрофы.
4
kopilkaurokov.ru
Внеклассное мероприятие по экологии (8 -11 класс)
КГУ «Аккаргинская средняя школа»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
Цель: Формирование экологического мышления, осознанного восприятия окружающего мира.
Оформление: плакат, таблицы с изображением животных, картины природы, игрушечный мобильный телефон, карточки для болельщиков с номерами ответов.
Звучит мелодия
В: Летит Земля с восхода до захода
Из года в год со скоростью мгновенья,
Великая – в ногах у пешехода,
И крошечная точка во Вселенной.
В: Единая! С пятью материками
И с выводками разных островов,
Спеленатая мягко облаками,
Овеянная тысячью ветров.
В: Человек безмерно богат. Он владеет целой планетой, которая как бы дана в дар людям. Планетой, идеально приспобленной для жизни, с климатом умеренных колебаний, с кислородом в атмосфере и разнообразными богатствами недр.
В: Я – Земля! Кружась в плену своей орбиты
Много миллионов долгих лет
Так устала…. Плоть моя покрыта
Ранами, живого места нет.
(Музыка стихает)
В: Многовековое взаимодействие человека и планеты изменилось от восхищенного созерцания до боли за её судьбу, ярости в отношении тех, кто губит красоту и расхищает родную землю.
(Звучит концерт Паганини в исп. Ванессы Мей)
В: Терзает сталь моё земное тело.
И яды травят воды чистых рек
Все то, что я имею и имела,
Своим добром считает человек.
Не потому ли, загораясь мщеньем
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
В: Сегодня 20 % населения Земли живет в зонах экологического бедствия. Ежегодно на долю каждого из нас приходится 350 кг вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.
В: Испытания атомных бомб приводят к повышению радиоактивности почв, вод, воздуха.
В: Глобальные экологические проблемы планеты это:
потепление в результате парникового эффекта;
водная, ветровая эрозия почв;
утрата их плодородия;
нарушение экосистем, исчезновение сотен тысяч видов;
изменения в наследственности под действием радиации.
В: Что же за судьба нас ждет в дальнейшем
На планете, что истощена, —
Дым из труб, луч ультрафиолета
Все растущий выброс СО2.
В: Небо плачет кислыми дождями,
Разрушают сели города,
Наводнения, вулканов взрывы
Так природа мстит нам за себя!
В: Представьте себе землю, лишенную травы, лес из черных стволов без листьев, без единой птицы, без единого звука. Это была бы картина умирания не только природы, но и человека
(Музыка стихает)
В: Когда в твоем доме пожар, медлить нельзя! На планету надвигается опасность, но мы не в силах её преодолеть. Пока в силах.
(звучит «Лунная соната» Л. Бетховена)
В: Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
В: Сегодня мы предлагаем вам принять участие в экологической игре – викторине.
Условия игры соответствует правилам телевизионного шоу «Кто хочет стать
миллионером?»:
50 * 50 – убираются два неверных ответа.
звонок другу – по игрушечному телефону набирается произвольный номер, из зала приглашается тот, кому «звонили».
Приглашаются желающие.
ВОПРОСЫ викторины.
1 гейм.
1. 50 очков.
Закончите фразу: «Земля – наш общий ……………»
А) стол; В) дом; Г) сад; Д) склад.
Правильный ответ: дом.
150 очков.
Почему снижается продуктивность леса, если химическими ядами уничтожить насекомых-вредителей?
А) погибают птицы; В) погибают бабочки; Г) гибнут травы; Д) гибнут деревья.
Правильный ответ: Инсектициды – химические яды, применяемые против насекомых-вредителей, могут уничтожить и полезных насекомых – опылителей ( например, бабочек), без которых невозможно размножение растений.
300 очков.
Какое животное – символ Всемирного Фонда охраны природы:
А) коала; В) панда; Г) белый медведь; Д) синий кит.
Правильный ответ: панда – бамбуковый медведь.
500 очков.
В каком году произошла авария на Чернобыльской АЭС, приведшая к выбросу радиации?
А) 1995; В) 1955; Г) 1985; Д) 2000.
Правильный ответ: Авария произошла в 1985. Радиоактивные частицы распространились на территорию стран Европы и СССР.
1000 очков
В результате хозяйственной деятельности человека Аральское море стремительно мелеет. Каковы наиболее серьезные последствия этого процесса для региона?
А) аридизация; В) наступление песков; С) заболачивание, D) засоление почв?
Правильный ответ: При уменьшении количества воды на берегах остается много соли, которая разносится по региону, снижая плодородие почв.
Награждение победителей.
2 гейм.
1. 50 очков
Какой вид мусора, попав в окружающую среду практически не утилизируется?
А) полимеры; В) стекло; С) бумажные отходы; D) металлы?
Правильный ответ: бумага разрушается за год, железный гвоздь за 10 лет, пластиковый пакет утилизируется через 100 лет, а бутылка из стекла будет лежать вечно.
2. 150 очков.
Сколько заповедников на территории РК?
А) 6; В)8; С) 10; D)12.
Правильный ответ; 10 заповедников
3. 300 очков.
Какие последствия для атмосферы может иметь увеличение производства фреонов (используются в холодильных установках)?
А)снижение % кислорода; В) снижение % озона; С) повышение влажности; D) повышение температуры.
Правильный ответ; Фреоны, попадая в атмосферу, разрушают озон, который защищает живые организмы от космической радиации.
4. 500 очков.
Какие организмы наиболее интенсивно насыщают атмосферу кислородом?
А) растения тропиков; В) растения хвойных лесов; С) цианобактерии;
D) океанические водоросли.
Правильный ответ: В 8 раз интенсивнее, чем у всех наземных растений фотосинтез идет у водорослей морей и океанов.
1000 очков.
Как называется ветер, который последние 50 лет губит посевы в Италии?
А) суховей; В) сиверко; С) сирокко; D) пассат.
Правильный ответ: В результате вырубки лесов на территории Италии в последние 50 лет дует иссушающий посевы ветер – сирокко.
Награждение победителей.
3 гейм
1. 50 очков.
Какие животные занесены в Красную книгу Казахстана?
А) снежный барс и двугорбый верблюд; В) беркут и лебедь-кликун; С) серая цапля и фламинго; D) уссурийский тигр и корсак.
Правильный ответ: беркут и лебедь-кликун.
2. 150 очков.
В чем причина потепления климата ( «парниковый эффект»)?
А) испарение воды; В) накопление углекислого газа; С) приближение Земли к Солнцу; D) вулканическая деятельность.
Правильный ответ: В результате хозяйственной деятельности человека в атмосфере накапливается углекислый газ, который играет роль «парниковой пленки».
300 очков.
Действием какого экологического фактора является загрязнение водоемов нефтепродуктами?
А) биотического; В) абиотического; С) антропогенного; D) ограничива.щего.
Правильный ответ: Загрязнение водоемов – результат хозяйственной деятельности человека, которая является фактором антропогенным.
500 очков.
В каком заповеднике Казахстана произрастает уникальный вид сосны, который больше нигде не встречается?
А) Наурзумский; В) Алматинский; С) Маркакольский; D)Барсакельмесский.
Правильный ответ: Наурзумская сосна встречается лишь в Наурзумском заповеднике на территории Костанайской области.
1000 очков
Какая страна по данным Йельского университета признана самой экологически безопасной.
А) Россия; В) Казахстан; С) Япония; D) Финляндия.
Правильный ответ: Учитывая степень подверженности жителей страны экологической угрозе, состояние окружающей среды, а также способность правительства противостоять экологическим катастрофам, самой чистой страной признана Финляндия(«АиФ» 2003год)
Награждение победителей.
В,: Наша планета действительно – крошечная точка во Вселенной.
Мы должны сберечь ее для будущих поколений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Н.Н. Берёзовиков. Редкие и исчезающие животные Казахстана. – «Кайнар». Алма-Ата. 1986г.
Ю.А. Израэль., Ф.Я. Ровинский. Берегите биосферу. Издательство «Педагогика». 1985г.
А.Т. Макашев. Жемчужины Казахстана. «Кайнар». Алма-Ата. 1983г.
Г.М. Муртазин. Задачи и упражнения по общей биологии. Издательство «Просвещение». 1981г.
И.П. Сосновский. Редкие и исчезающие животные. По страницам Красной книги СССР. Москва. Энергоатомиздат. 1987г.
Н.М. Чернова, А.И. Никишов, Н.А. Топоркина. Общая биология. «Высшая школа». Москва. 1985г.
Газета «Аргументы и факты». № 8 2003г.
Стихотворение. «что же за судьба нас ждёт?…». Автор Дреко Татьяна (уч-ся 11 класса Аккаргинской СШ ).
infourok.ru
Классный час (11 класс) по теме: Беседа для старшеклассников «Экологические проблемы современности.Программа WWF.»
Цели:
1) познакомить учащихся с природоохранными движениями и организациями;
2) проанализировать причины сокращения биологического разнообразия Земли;
3) Выяснить основные элементы стратегии сохранения жизни в биосфере.
Форма проведения: беседа.
Ход беседы.
Связь каждого из нас с природой глубока и многообразна. Являясь живым существом, человек в развитии всего организма, в его строении и функционировании сохраняет много общего с животными. Ученые, врачи, исследуя организм высокоразвитых животных, черпают знания и о человеке; на животных испытываются новые методы лечения, новые лекарства, которые затем применяются и к людям. Таким образом, можно говорить о человеке, как части живой природы. В то же время человек живет в природной среде, создающей естественные условия его существования. Мы дышим воздухом, пьем воду, греемся на солнце, едим земные плоды, слой атмосферы защищает нас от смертоносных космических лучей. Стоит нарушиться хотя бы одному из указанных условий, и встает вопрос о самом существовании человека.
В ранние исторические эпохи человек не отделял себя от природы, а чувствовал свое единение со всем живым. На заре человечества у людей не возникало сомнений в могуществе сил природы. Они поклонялись как божествам, — Солнцу, Луне, Земле, Лесу, Морю, Ветру, Грому и Молнии.
Проходили века, сменялись поколения людей, изменялись условия их жизни, их взгляды и верования. Языческое многобожие заменили иные религии – верования в единого Бога, Создателя природы и человека. В то же время природа становилась все больше предметом изучения ученых, стремившихся проникнуть в тайны природы и поставить эти открытия на службу человеку.
К XVIII веку количество знаний о природе было столь значительно, что у людей стала складываться принципиально новая картина мира, в которой природа организована «разумно» и «рационально».
В эпоху Просвещения была выпущена французская энциклопедия (1751 – 1780), вобравшая в себя всесторонние знания о природе, обществе и человеке.
Среди французских энциклопедистов было немало атеистов, т.е. людей, отрицавших существование Бога, ученых, которые считали, что природа вечна, никем не создана и развивается по своим внутренним законам. В век Просвещения восторг от научных открытий был столь велик, что возникла иллюзия всесилия человеческого разума, приведшая к поклонению перед ним.
В Англии в XVIII веке произошел Промышленный переворот, и началась эпоха, получившая название «индустриальной цивилизации», которая резко изменила среду обитания людей. Человек все больше стал отделяться от природы.
Новые технические изобретения конца XIX – начала XX века, успехи химической, сталелитейной, машиностроительной промышленности – все это привело к существенным изменениям мироощущения человека, приоритетов ценностей. Возникает технократический взгляд на мир, на природу, которая теперь рассматривается лишь как мастерская, в которой действует человек.
На этой почве возник и лозунг: «Нам нельзя ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача!»
Однако грубое потребительское отношение человека к природе привело к губительным результатам. Во второй половине XX века человечество становится свидетелем истощения ресурсов полезных ископаемых, исчезновения многих видов животных и растений, катастрофического загрязнения воды и атмосферы. Под влиянием производственной деятельности человека в опасном направлении меняется климат Земли, а возникшие в атмосфере «озоновые дыры» открывают путь на Землю страшным для любой жизни излучениям из космоса.
Человек своим бездумным «хозяйствованием» нарушил равновесие в природе, природа оказалась уже не в силах самостоятельно залечить нанесенные ей раны – многие негативные процессы приняли необратимый характер.
Активное движение в защиту окружающей среды началось в 60-е годы. В 1962 году вышла в свет книга Рейчел Карсон «Безмолвная весна». Она обратила внимание читателей на непоправимый вред, который наносит окружающей среде нерациональное применение пестицидов. Позднее по решению ООН день 22 апреля с 1970 года был объявлен Всемирным днем Земли. Инициатива ООН объединила людей искренне обеспокоенных будущим нашей планеты.
В Конституции РФ, принятой в 1993 году, записано, что каждый гражданин России «…имеет право на благоприятную окружающую среду» (из ст.42). Это значит, что наше государство берет на себя заботу об улучшении состояния окружающей среды, что природоохранительная и природовосстановительная деятельность является обязанностью государственных органов.
В то же время в Конституции РФ определена обязанность каждого гражданина «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»
(из ст. 58).
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он может реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже много чего начато, то в отношении экологической культуры мало что предпринято. «Экологическая культура» – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии, т.е.:
1) иметь правильное определение и характеристику терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
2) знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как Вернадский В.И.. Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;
3) знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы (WWF), Международный союз охраны природы и природных ресурсов ( МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;
4) знать природу своего родного края, а именно: местные природные условия; природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животных, климат и т.д. и т.п.; местные, охраняемые природные объекты; животных местной фауны; местных птиц; виды рыб местных водоемов; лекарственные растения местной флоры.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, т.е. уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др. должно быть экологически оправданным и целесообразным.
Поведение экологически культурной личности включает соблюдение параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.
Экологически культурная личность при познании природы и в общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и другие) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.
Говорят, что коренного петербуржца можно узнать по тому, что даже идя по замусоренной улице города, он несет в руке бумажку, чтобы бросить ее в урну.
Так что же такое наука «экология»?
Экология (от греч. Экос – дом, жилище, местопребывание и логос – наука) – наука об отношении живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» был предложен в 1866 году Э.Геккелем.
С середины 20 века в связи с усилением воздействия человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «экология» — более широкий смысл.
С 70-х годов 20 века складывается экология человека или социальная экология, изучение закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны; включает различные философские, социологические, экономические, географические и другие аспекты, например, экология города, техническая экология, экологическая этика и другое. В этом смысле говорят об «экологизации» современной науки. Экологические проблемы, порожденные современным общественным развитием, вызвали ряд общественных политических движений «зеленых», выступающих против загрязнения окружающей среды и других отрицательных последствий НТП.
Организации, движения и общества, занимающиеся природоохранной деятельностью.
Всемирный фонд дикой природы (WWF) . Основан в 1960 году. Действует более чем в 90 странах, ежегодно выполняя около 1200 проектов. Фонд начал свою работу с программы по сохранению уникальной природы Голопагосских островов, сохранению носорогов на острове Ява, созданию заповедника Кото Доньяна – важнейшего места отдыха мигрирующих птиц и одного из последних убежищ редкой иберийской рыси.
В 1970-х годах WWF создал CITES – Конвенцию по международной торговле редкими и исчезающими видами флоры и фауны и программу TRAFFIC, играющей важную роль в сокращении нелегальной торговли продуктами дикой природы. Провел операцию «Тигр» в Индии по спасению редких хищников, которых осталось около 2 тысяч. Благодаря программам численность животных возросла до 3 тысяч и стабилизировалась.
В 1980-х годах – поддержал проекты правительства Китая по сохранению большой панды.
В 1994 году открыл Российское представительство. За 7 лет WWF в России осуществил более 100 проектов в 35 регионах России, вложив в сохранение природы около 20 миллионов долларов США. В 1996 году WWF выступил с идеей подарков Земле – вкладов, которые могут внести правительства стран или отдельные компании в сохранении природы нашей планеты.
Основные программы WWF.
- Лесная. Человек уничтожил около половины лесов земного шара, и к сожалению, варварское потребление «легких планеты» продолжается. В 1996 году WWF начал глобальную программу «Леса ради жизни» для сохранения, восстановления и разумного использования лесов.
- Морская. Россия богата необъятными морскими просторами, однако сегодня 13 наших морей переживают невиданное прежде давление человеческой деятельности. WWF подготовил первую в России Морскую стратегию для Дальнего Востока – региона, где еще не поздно спасти значительную часть морских экосистем.
- Климатическая. Изменение климата наносит все больший урон экосистемам. Планета сегодня «теплеет» быстрее, чем когда-либо за последние 10 тысяч лет. Главную роль в этом играют выбросы парниковых газов, образующиеся при сжигании угля, нефти и газа.
- Сохранение редких видов. Особое внимание WWF уделяет охране редких и исчезающих видов России. Это амурский тигр, дальневосточный леопард, снежный барс, зубр, выхухоль, белый журавль – стерх, дальневосточный белый аист и другие животные.
В рамках международной программы «Живая планета» специалисты WWF выделили более 200 экологических регионов Земли – «Global 200», в которых сосредоточено наибольшее количество видов живых организмов. Сохранив эти экорегионы, мы сможем сберечь более 95% существующего биоразнообразия планеты.
На территории России расположено 16 экорегионов.
Гринпис (Greenpeace) – независимая международная общественная организация, ставящая целью предотвращение деграджации окружающей среды. Основана в 1971 году активистами из Канады и США, имеет отделения в 25 странах (с 1990 года в Москве и Киеве). Главный источник финансирования – добровольные частные пожертвования.
«Гринпис» борется против ядерных испытаний и радиоционной угрозы, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира, морей и другое. Воздействуя на общественное мнение, проводя ненасильственные акции протеста, «Гринпис» добивается от правительств и промышленных компаний принятия решений по конкретным экологическим проблемам.
«Зеленые» — движение, возникшее в начале 70-х годов в Западной Европе и выступающее против загрязнения окружающей среды, вредных последствий развития атомной энергетики, за сохранение военных бюджетов, децентрализацию и демократизацию общественной жизни. В Германии «Зеленые» в 1980 году оформились в политическую партию. С 1984 года существует Европейская партия «зеленых» , объединяющая группы из многих стран Европы.
Давайте посмотрим, к чему может привести сокращение территории лесов.
1. Сокращение поступления кислорода в атмосферу.
2. Сокращение видов растений и животных.
3. Повышение концентрации в атмосфере углекислоты.
4. Парниковый эффект, глобальное потепление.
5. Пыльные бури.
6. Снижение урожайности сельскохозяйственных культур.
7. Загрязнение, заиление, нарушение водоснабжения.
8. Увеличение числа и силы наводнений.
9. Усиление эрозии почвы.
В природе все находится в прочных взаимосвязях. Одной из таких связей являются известные вам пищевые цепочки.
Давайте вместе с вами составим пищевую цепочку «кошка пьет молоко».
Кошка – мышь – пчелы – клевер – корова – молоко – человек.
Нарушение таких связей может привести к необратимым последствиям.
О нарушении такой биологической связи описано в рассказе американского – писателя Рэя Брэдбери «И грянул гром» (зачитать).
А к чему может привести загрязнение водоемов?
Например, в озеро с полей поступает большое количество химикатов. Это приводит к увеличению численности и усилению роста растений этого водоема. Они начинают усиленнее поглощать кислород. Которого со временем становится все меньше и меньше. А это, в свою очередь, приводит к сокращению численности животных организмов этого водоема, так как для нормальной жизнедеятельности им не хватает такого количества кислорода.
Давайте проведем опыт по проверке чистоты воды. (Демонстрация опыта).
Проблема защиты окружающей среды и появление науки «экология» привели к тому, что в нашей речи появились такие термины как «экологическая архитектура» и «экологическая война».
Экологическая архитектура появилась в связи с охраной окружающей среды. Для нее характерны широкое применение естественных, несинтетических материалов, а также сберегающих земные ресурсы технологии, типа систем энергоснабжения, работающих на солнце и ветре.
Экологическая война – загрязнение или заражение воздуха, воды, почвы, истребление флоры и фауны. Запрещена Конвенцией о запрещении военного или другого враждебного использования средств воздействия на природную среду, принятой ООН в 1977 году.
В связи с сокращением численности и исчезновением вообще многих видов растений и животных была основана Красная книга. Как она появилась?
Вначале Международный союз охраны природы и природных ресурсов попросил ученых разных стран составить списки редких видов животных. В 1962 году Комиссия по охране редких и исчезающих видов, обощив собранные данные, подготовила такой список, который лег в основу первой Международной Красной книги, выпущенной в 1966 году. Затем уже отдельные страны начали составлять свои красные книги.
В России Красная книга впервые была издана в 1983 году. В 2001 году вышел первый том нового издания Красной книги РФ, где собраны сведения о редких и исчезающих видах животных, указаны причины их исчезновения, предложены меры по сохранению этих видов.
Сейчас идет работа над вторым томом Красной книги, где будет рассказано о редких и исчезающих видах растений.
Издана «Красная книга Смоленской области». (Демонстрация книги).
В местах наиболее быстрого исчезновения различных видов животных и растений созданы заповедники и заказники. Одно из таких мест есть на территории Смоленской области в п. Пржевальское – Смоленское Поозерье (создан 15 апреля 1992 года).
Каждый из нас может внести свой вклад в защиту окружающей нас природы.
У французского писателя Антуана де Сент Экзюпери есть произведение «Планета людей», где главный герой маленький принц каждый день «убирал свою Планету!»
Различные эко-организации дают простые советы для того, чтобы сделать жизнь «зеленее»6
1. Делайте скворечники.
2. Находясь возле реки или озера, удержаться от желания швырнуть что-нибудь в воду.
3. оказавшись в лесу, не оглушать громкими криками и музыкой его постоянных обитателей, не оставлять мусора на привале.
4. Разжигая, а затем гася костер, применять все правила предосторожности, чтобы не возник пожар.
5. Не курить, ибо это загрязняет атмосферу, нарушает права окружающих вас людей на чистый воздух.
6. Сажайте деревья (они выделяют кислород, снижают уровень атмосферного загрязнения, улавливают пыль, охлаждают и увлажняют воздух, задерживают сток загрязняющих веществ в водоемы; способствуют улучшению качества грунтовых вод, предотвращают эрозию, удерживая дождевую воду; предоставляют пищу и укрытие для множества видов животных и просто делают нашу жизнь зеленее.
7. Бросайте мусор только в контейнеры. Для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия:
— стеклянная бутылка – 1 млн. лет
— консервная банка – 80-100 лет
— резина – 50-80 лет
— кожа – 50 лет
— нейлон – 30-40 лет
— пластмасса – 20-30 лет
— полиэтилен – 10-20 лет
— окурок – 1-5 лет.
8. Устанавливайте дома и на работе флуоресцентные лампочки (одна такая лампочка потребляет на 75% меньше энергии и служит на 10 тысяч часов дольше, но также служба такой лампочки в течение 10 лет сокращает выброс углекислого газа на 590 кг).
9. Чаще пользуйтесь душем, чем ванной (это на 1/3 сократит потери воды).
Я думаю, что соблюдение этих нехитрых правил под силу любому.
Китайская мудрость гласит: « Путешествие в тысячу миль всегда начинается с одного единственного шага».
Список использованной литературы
- Из Красной книги. Животные и растения// Детская энциклопедия. – 2008. — № 2.
- Брэдбери Р. И грянул гром // Бредбери Р. О скитаниях вечных и о Земле. – М.: Правда, 1987, — 656 с. – С.602-617.
- Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д: Изд-во «Владис», 2006. – 48 с.
- Красная книга Смоленской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений/ Отв. Редактор Н.Д.Круглов. – Смоленск: Смол. гос. пед. ин-т, 1997. – 294 с., ил.
- Морозова С.А., Элиасберг Н.И. О самом главном: Книга для чтения уч-ся 7-9 кл. – СПб: «Специальная литература», 1998. – 485 с.
- Рекомендации организаторам экологических игр. – М.: ГОУДОД ФЦ РСДОД, 2005. – 64 с. – (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
- Смоленская область: Энциклопедия. Т.2. – Смоленск: СГПУ, 2003. – 624 с.
- Честин И. Добро пожаловать. Всемирный фонд дикой природы. – М., 2001. – 48 с.
- Экологическое воспитание/ Сост. Н.С.Криволап. – Мн.: Красико-Принт, 2005. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).
- Юный эколог /Сост. Т.Е.Заводова. – Мн.: Красико-Принт. 2006. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя.
nsportal.ru
Сценарий внеурочного мероприятия «Экологический суд» для обучающихся 7-9 классов
Внеклассное мероприятие по экологии
«Экологический суд»
7-9 класс, дата:11.03.16 г.
Цели и задачи: формирование экологических знаний школьников; воспитание любви к природе, Родине; формирование у учащихся творческого подхода к решению экологических проблем.
Форма: экологическое ассорти.
Оборудование: загадки о растениях, тесты «Братья наши меньшие», силуэты птиц, карточки с названиями редких животных, Карточки с описанием экологических ситуаций.
Подготовительная работа.
Формируются три команды по 6 человек, каждой из которых дается домашнее задание:
Придумать название, девиз и эмблему команды и форму команды.
Выбирается жюри из учителей, которое обговаривает критерии оценки и баллы каждого конкурса. По итогам каждого конкурса подводятся предварительные итоги.
Анкеты для участников
Буклеты и листовки по пропаганде защиты природы и сохранению экологии
Участники мероприятия:
1. Судья 8 класс
2. Секретарь суда 8 класс
3. «Адвокаты» 7 класс
4. «Прокуроры» 7 класс
5. «Присяжные» 9 класс
6. 4 учащихся — помощника «хулигана»
7. 1 участник – помощник «полицейский»
8. Жюри – Директор и учителя
Ход мероприятия:
Секретарь: Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
Всемирный фонд защиты природы бьет тревогу: за последние 25 лет люди уничтожили более 30% природных ресурсов планеты, разрушили обширные площади естественных мест обитания многих видов растений и животных. Все чаще говорят об экологическом кризисе, который один ученый сравнил с рифом, а нашу Землю с кораблем, что мчится к нему на всех парусах. Остановить движение корабля невозможно, круто изменить курс — тоже нельзя. Остается замедлить его движение в опасном направлении.
Для того чтобы выяснить пути решения данных экологических проблем природы мы с вами сегодня проводим «Экологический суд» над мелкими хулиганами, которые сами того не понимая приводят к гибели природы.
Действующие лица нашего мероприятия: 3 команды учеников «Адвокаты», «Прокуроры» и «Присяжные», а так же гости нашего мероприятия (Жури- учителя, болельщики обучающиеся 7-9 классов), а так же ведущие «Секретарь суда» и «Судья».
Правила процесса:
Во время заседания, мы рассмотрим 4 дела разных экологических хулиганов. Адвокаты в их ситуации должны найти положительные моменты и оправдать их. Прокуроры должны привести аргументы и наказать виновных. Присяжные должны выслушать обе стороны и принять правильное решение (принять одну из сторон либо защита либо обвинение). За каждый приведенный правильный аргумент команда получает 1 балл. Побеждает та команда которая набирает большее количество баллов.
Далее судья вынесет правильный приговор. В конце каждый из участников процесса получит сертификат за участие в судебном процессе и лучшая команда будет награждена грамотой за 1 место и сладкие призы.
Для того чтобы нам начать процесс нужно пройти тестирование, которое подтвердит вашу профессиональную пригодность выступать на процессе. В помощь нам будет действовать «Экологический кодекс», который лежит у вас на столах.
«Умеешь ли ты охранять природу».
Вопрос | Ответ перед мероприятием | Ответ после мероприятия |
Как вы понимаете слово экология | ||
Красная книга. Зачем она нужна | ||
Почему сегодня мы находимся на грани экологической катастрофы | ||
Как вы считаете наносит ли сельское хозяйство вред окружающей среде | ||
Как вы считаете что нужно сделать для улучшения экологической обстановки в нашем сельском округе | ||
Что нельзя делать, находясь в лесу? | ||
Вас лично беспокоит экологическая ситуация? (Да,Нет) |
У кого то есть вопросы, о том как будет проходить процесс? (отвечают). Раз больше нет вопросов, тогда начинаем.
«Всем встать,…. суд идет!!!»
Судья: «Слушается дело № 1 Ученик ……… «___» класса, на своем огороде решил внести удобрения для деревьев. Под каждое дерево он внес по мешку азотных и фосфорных удобрений. Это привело к загрязнению водоема, находящегося в близи участка обучающегося.
Обвиняется по статье «Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных)» приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.
Решение судьи
Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.
Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей.
Судья: «Слушается дело № 2 Ученик ……… «___» класса, на одном далеком острове создал митинг по уничтожению комаров (плакат «Уничтожим комаров», «Смерть кровососущим»). Власти и жители острова поддержали его проект и использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».
Решение судьи
Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.
Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.
Судья: «Слушается дело № 3 Обучающиеся ……… «___» класса, отдыхали на природе несколько часов, что привело к большим негативным последствиям для природы. Заслушаем обвиняемых.
Ответ обвиняемого: (у каждой команде на столах листочки с ответом обвиняемого)
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. ( Громкая музыка распугает зверей и птиц.) Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу не так ощущалась жара. Знакомая дорожка привела нас к берёзовой роще. По дороге нам попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. ( Вырывать и сбивать грибы не следует– разрушается грибница.) Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. ( Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует). Заварили чай в котелке, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: « Все равно микробы их разрушат». (вещества из которых сделаны банки и полиэтиленовые разрушаются 100 -200 лет). Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землёй или залить водой). В кустах мы нашли гнездо какой- то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили обратно.(Трогать яйца птиц не следует). Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой — в школе пригодится. (Брать детенышей зверей и птенцов из леса не надо). Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать , как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник .Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали палочки. (Не следует что – либо проталкивать в муравейник).
Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. ( Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно) С охапками луговых и лесных цветов мы пошли домой. (Луговые и лесные цветы рвать не следует)
Через час мы вернулись домой. Весело прошел день!
Лес не просто растёт для забавы,
Он – богатство для нашей страны,
Все деревья, все ягоды, травы
Постоянно народу нужны.
Берегите природу, ребята!
Там, где видим росточек простой,
Может вырастет липа когда-то
Или будет орешник густой.
Всё, чем наша природа богата,
Это всё мы должны сохранить!
Не ломать, не губить без возврата,
А напротив – сажать и растить!
Судья: «Слушается дело № 4 Обучающиеся Проблема:
Иду по цветущему лугу. Нарвать или нет букет цветов? (Букет подснежников)
Ученик: Цветок на лугу,
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем?
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял.
И завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
Подснежник: Не рви меня, пожалуйста!
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю мне
На солнце, на весну.
Последствия:
Цветы привлекают человека своей красотой, но в природе они предназначены для другого: размножения растений, пищи травоядным животным, укрытия насекомым.
Сорвать несколько цветков редкого растения – значит подвергнуть опасности существование всей популяции.
Бессмысленное прерывание жизни растения и его потомков безнравственно и для экосистемы луга в целом может иметь крайне отрицательные последствия.
Среди сорванных цветов могут быть лекарственные растения, растения – индикаторы, которые можно использовать по назначению.
Варварское отношение к охраняемым видам влечет юридическую ответственность.
Предлагаемое решение:
Можно составить «фотобукет», специализируясь на искусстве пользования фотоаппаратом, накапливать цифровое фото в компьютере. Данное увлечение имеет не только эмоциональное значение, но и представляет собой научную ценность.
Людям с хорошими художественными навыками цветущий луг дополнительный источник вдохновения для выполнения тематических картин или отдельных зарисовок растений, которые также могут стать важным дополнением к исследовательским проектам.
Можно собрать небольшую часть семян осенью и вырастить понравившиеся растения с родителями или на пришкольном участке.
Если есть возможность для посещения этого луга, можно долгое Время наблюдать за красиво цветущими растениями, записывать их, систематизировать и познакомить с ними других в форме проекта-исследования. Кроме того, регулярные прогулки – основа здорового образа жизни человека. Однако нужно помнить, что прогуливаясь, следует быть осторожным и предупредительным по отношению к популяции интересующих вас растений и к экосистеме, в которой оно живет.
Завершающее слово судьи.
Судья: Ежедневно мы являемся свидетелями безграмотной, расточительной, невежественной деятельности человека в природе. Основы нравственно-экологического воспитания закладываются в обществе, семье, детском саду, школе и т.д. Каждый из тех, кто наносит вред окружающей среде, когда-то был ребенком. Вот поэтому важно заложить основы нравственно-экологической грамотности уже в раннем дошкольном детстве.
Нравственно-экологическое воспитание — это воспитание человечности: доброта, милосердие, ответственное отношение к природе, людям, которые живут рядом и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Приговор
«Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».
Протокол суда
Конкурс | Прокуроры | Адвокаты | Присяжные |
1 конкурс | |||
2 конкурс | |||
3 конкурс | |||
4 конкурс |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии «Как мы можем защитить природу!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии
«Как мы можем защитить природу!»
Разработала учитель биологии
МБОУ Висловская СОШ
Семикаракорского района Ростовской области
Шевченко Лидия Васильевна
2015 год
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие устный журнал «Как мы можем защитить природу!»
Форма проведения: устный журнал.
Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Задачи:
развивающий аспект:
-развитие способности работать в группах, к самостоятельному труду, к импровизации и воображению;
воспитывающий аспект:
-уважительное отношение друг к другу;
учебный аспект:
-просвещение и пропаганда экологических знаний;
-предупреждение безнравственных поступков в природе и борьбе с ними;
-развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование:
-Мультимедийный проектор
-Экран
-Процессор
-Презентации для устного журнала.
План мероприятия:
Здравствуйте!
Ребята вы любите праздники?
Но эти праздники о которых мы будем с вами говорить, вы не найдете в обычных календарях — это праздник леса, птиц, водоемов, день Земли. Не случайно ведь одной из самых актуальных, глобаль6ных проблем в мире является проблемы экологии.
И сегодня в очередной раз мы окунемся в мир экологии.
Открываем 1 страницу нашего журнала.
1 страница «Планета — наш общий дом».
Ребята, давайте посмотрим видео о нашей небольшой планете.
«Куда вы посоветуете мне отправиться?» — спросил он у географа. «Посети планету Земля, — отвечал географ, — у неё плохая репутация».
Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать нашу встречу. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вам, о нашем отношении к Природе.
Для кого мы охраняем природу? – Для человека.
От кого мы охраняем природу? — От человека.
В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» — «жилище, дом» и «логос» — учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.
И обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.
Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.
В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.
Листая страницы нашего устного журнала, попробуем отследить, какое влияние оказывает человек на живую природу.
Перелистываем следующую страницу нашего устного журнала.
Страница 2. «Что имеем не храним…»
Всё имеется у нас на потом и на сейчас:
Реки, горы и леса, голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!
Всё она отдать нам рада,
Только жадничать не надо!
И останется тогда всё для всех и навсегда!
В. Орлов
Что имеем не храним…
Причины вымирания многих древних видов и групп животных, видимо, определены биологическими и геологическими законами. Но с появлением человека и в результате его деятельности, стали исчезать животные, не сумевшие приспособиться и защитить себя от человеческой деятельности. При этом скорость исчезновения видов значительно ускорилась и продолжала ускоряться с ростом технических достижений человека.
До появления человека один вид животных вымирал за1000 лет. В настоящее время на Земле исчезает один вид животных в год. Зоологи подсчитали, что из-за деятельности человека в исторический период исчезли 150 видов птиц, 106 видов млекопитающих.
Ребята, я предлагаю обыграть ситуации, примерив на себя 6 шляп мышления.
1 ситуация
Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих исследований. Учёные изучили причину гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли пластиковые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские черепахи принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его.
Молодцы!
2 ситуация
Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить. Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются водоёмы, куда слоны приходят на водопой. 1 кг слоновой кости стоит столько же, сколько 1 кг серебра. Так люди истребляют слонов.
Рождаясь, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары: землю и воды, реки и горы, лес и цветы. Но как мы пользуемся ими, сохраним ли их для потомства? Я надеюсь то вы и в дальнейшем сможете находить разумные решения.
Открываем 3 страницу нашего журнала
Страница 3. «… потерявши – плачем», или Они жили на Земле
Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание.
Ребята этих животных вы никогда не увидите на планете Земля. Это только часть скорбного списка. Посмотрим небольшую презентацию.
Новокаледонский попугай лори истрееблён в 1860 г.
Попугай с острова Лорда Хоу истреблён в 1869 г.
Таитянский длиннохвостый попугай истреблён примерно в 1850 г.
Коричневоголовый попугай истреблён в 1773 г.
Кубинский красный попугай ара истреблён в 1885 г.
Каролинский длиннохвостый попугай истреблён в 1914 г.
Степная куропатка истреблена в 1932 г.
Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедия завершило проведение вглубь континента железных дорог и телеграфа. Последний голубь был убит в 1899 г. (по другим данным, на 7 лет позже).
Живший в неволе странствующий голубь по кличке Марта умер в сентябре 1914 г. в зоопарке Цинциннати. В штате Висконсин местное орнитологическое общество установило даже мемориальную доску с надписью: «В память последнего висконсинского странствующего голубя, убитого из-за алчности и легкомыслия человека».
Дронт – крупная нелетающая птица. Они тяжело переваливались с боку на бок, беспомощно размахивая жалкими «обрубками» крыльев. Дронт стал лёгкой добычей людей. Птиц убивали ради вкусного мяса, яйца дронтов поедали крысы и собаки, которых люди случайно привезли на остров Маврикий, где обитали огромные птицы. Дронт не смог справиться с таким массовым истреблением и к 1681 г. полностью исчез. Португальцы называли этих птиц «додо».Уже «посмертно» дронт был выбран символом государства Маврикии и изображён на гербе этой страны.
Бескрылая гагарка, очень крупная нелетающая птица, населяла берега Исландии, Скандинавии, Англии и Лабрадора. Эти птицы не умели летать, но отлично плавали, охотясь за различной рыбой. Гнездились эти птицы на скалах, образуя колонии. Острова, на которых жили гагарки, часто посещали рыбаки, которые легко добывали не умеющих летать птиц, собирали их яйца. В результате подобной бесконтрольной охоты бескрылые гагарки постепенно исчезли с лица Земли. Последняя размножающаяся колония этого вида существовала примерно до 1840 г., а последняя особь бескрылой гагарки была встречена у острова Ньюфаундленд в 1852 г. К настоящему времени всё, что сталось от бескрылой гагарки, это 80 шкурок и чучел в разных музеях мира.
Морская корова (Стеллерова корова) обитала на мелководье у Командорских островов. Держались эти животные семьями, были медлительны и совершенно не боялись людей. Открыл её участник экспедиции Беринга — Георг Стеллер (в честь него она и была названа). Эти животные питались водорослями, мясо их оказалось не только съедобным, но и, к сожалению, очень вкусным. Их истребили за 27 лет. Последнюю корову в 1768 г. убила у берегов острова Беринга дружина землепроходца Федота Попова, того самого, в честь которого назван остров в Японском море.
Тур – дикий предок домашнего быка. Жил в Европе. Последний представитель погиб в Польше в 1627 г. это красивое животное было прекрасным объектом охоты. Немецкие зоологи братья Хек незадолго до второй мировой войны попытались заново «собрать воедино» разбросанные, как осколки, по породам домашнего быка гены тура. И это им удалось – было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это не «настоящий» дикий тур, а лишь порода домашнего скота.
Тарпан – европейская дикая лошадь. Первым исчез с лица Земли лесной тарпан. Обитали эти животные в лесах от Белоруссии до Германии. Последних лошадей из польского зверинца в 1808 г. отдали крестьянам.
Степной тарпан кочевал по всей степной полосе России от Прута на западе до реки Урал на востоке. Последний раз тарпана удалось поймать вблизи Херсона в 1866 г. Он доживал свой век в московском зоопарке, а в 1879 г., недалеко от заповедника Аскания-Нова, был убит последний тарпан.
Зебра квагга. Степные зебры бродили по равнинам Южной Африки огромными стадами. Когда белые поселенцы добрались туда, они начали истреблять этих животных ради их мяса и шкуры. К 1883 г. квагги были истреблены окончательно. Последнее животное умерло в зоопарке Амстердама в 1883 г.
Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше осознаём, что мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность, и мы с ней связаны».
И пусть биологический вид Человек разумный станет действительно разумным, и не допустит в дальнейшем вымирания тех кто остался на земле.
Представляем вашему вниманию небольшую сценку.
Суд над лягушкой и волком
Судья. Встать, суд идёт. Ведите подсудимую! (Входит лягушка) Как твоё имя?
Лягушка. Ква-ква… Лягушка!
Судья. Попалась, наконец! Тебя надо уничтожить. Ты презренное и вредное создание!
Лягушка. Не скажите, ваша честь! Я за лето уничтожаю более тысячи вредных для растений созданий. Причём, тех вредителей, которые не привлекают птиц.
Судья. Ну, хорошо. А вот твоя родственница, озёрная лягушка, уж точно вред наносит, лакомясь рыбьей икрой и мальками. В дельте Волги они хватают мальков воблы, сазана и даже осетровую молодь. Понятно, почему у нас нет воблы, а я редко вижу на своём столе осетра.
Лягушка. Не надо торопиться! Не всегда то верно, что кажется очевидным. Вот я, простая маленькая лягушка, а и то понимаю, что лучше нас оставить жить. Что выгоднее – чтобы уцелел десяток-другой мальков или чтобы остались жить и плодиться тысячи вредных насекомых?
Судья. Но ты такая уродливая, тебя даже дети боятся взять в руки, а взрослым противно смотреть на тебя!
Лягушка. Разве это причина, чтобы меня уничтожить? Что только вы, люди, ни делаете со мной: во Франции вы поедаете в год сотни миллионов моих братьев и сестёр, в Иране построили завод, выпускающий лягушачьи консервы, в Америке заставили нас прыгать на потеху зрителей.
Судья. Ишь ты, бедняга, расплакалась. Много стран назвала, а про Африку скромно молчишь! Или забыла ещё одну свою родственницу, которая может убить 50 ягуаров? Даром, что мала; ведь её длина 2-3 см, а вес 1 грамм. Зато ядовита! Люди из яда, собранного от одной лягушки, делают смертоносными 50 стрел.
Лягушка. Меня убивают и готовят яд. И я ещё виновата? Всем животным по одному, а мне поставлено 2 памятника – в Париже и в Токио. Я послужила науке не меньше, чем собака. (за сценой слышится кваканье лягушек)
Слышите, это подружки зовут меня. До свиданья! (Лягушка убегает)
Судья. Ну и грамотные лягушки пошли, всё знают! (Читает). Постой-постой! Добывать вас можно и нужно. Только нужно строго регулировать добычу, не дать исчезнуть целому виду.
Перелистываем следующую страницу нашего устного журнала
Страница 4. «По страницам Красной книги»
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Звучит фонограмма «Голоса леса».
Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор — уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!
Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.
Красная книга — это не закон об охране животных и растений. Это — программа деятельности ученых-зоологов, любителей и знатоков природы.
Ребята мы ни раз обращались к страницам красной книгой.
И сейчас мы проведем с вами викторину.
1 тур. «Встреча с Красной книгой»
1. Когда вышел первый том Красной книги Земли? ( г.)
2. Из скольких томов состоит Красная книга? (Пять томов: «Млекопитающие», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Рыбы», «Высшие растения»).
3.Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)
4. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?
(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли. )
2 тур. «Они исчезли навсегда»
1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли «глупой» за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)
2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)
3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году. (Странствующий голубь).
4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо — в пищу.(Зебра-квагга).
3 тур. «В мире птиц»
1. Сколько видов птиц занесено в Красную книгу РФ? (более 80 видов).
2 .Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).
3. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы).
4.У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).
4 тур. «Негромкая музыка цветов»
1. Какие цветы носят «человеческие» имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).
2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).
3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток.
(Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).
4.По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь).
Посмотрим кто является знатоками красной книги.
Знатоки Красной книги. Итоги.
Открываем следующую страницу
Страница 5. «Будущее планеты в наших руках»
Читать.
Видеть весной косяк пролетающих журавлей; слышать пение соловья, перепёлки, кукушки; вспугнуть невзначай лося в лесу и знать, что где-то в Уссурийской тайге ходит живой, а не плюшевый тигр, — это великая радость жизни. За эту радость надо бороться, пока не поздно…В. М.Песков
Да нам пока еще мало лет, да – многое мы еще не можем сделать, но показать настоящее и будущее планеты в наших силах.
Ребята сейчас мы займемся КТД. Создадим коллаж «Земля — наш общий дом».
Каждой команде я даю материал и заготовку для плаката. Ваша задача найти и наклеить иллюстрации по заданной теме. Время создания коллажа 5 мин.
Наша реальность.
Наша планета сильно загрязнена. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?
Наша мечта
Посмотрите, как красива наша планета и как хрупка. Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, о дружбе человека и природы.
Замечательно вместе поработали и результат вы видите на доске. Мы обязательно передадим этот плакат в музей природы нашей школы…
Перелистываем последнюю страницу….
Как вы видите она пуста…
Печальную эстафету принимают от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово “экология” сегодня. Мы не случайно вернулись к вопросу “проблема века”. Вернулись для того, чтобы лучше понять причину и многих других наших бед. XX век внес роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – таков ответ Бернарда Шоу, классика XX столетия.
Ребята, от вас зависит, будет ли заполнена эта страница.
Завтрашний день Земли будет таким, как мы создадим его сегодня.
Источники информации:
1.Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательных учреждений/ В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолов/ Под ред. Доктора биологических наук, профессора Н. М. Черновой – М., Вентана – Граф, — 2004 г.
2.Азбука природы. – М., Издательский дом «Ридерз Дайджест», 1997. – 336с.
Экологическое образование в Саратовской области: Сборник научно-медодических работ. / Под ред. Канд. Биол. Наук, доц. Ю. И. Буланого.- Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж». 200с.
3.Л. В. Сорокина. Край родной. Сценарии экологических мероприятий. М., Сфера, 2001.
4.Журнал «Я познаю мир». Всемирная детская энциклопедия. «Премьера» 2004г. №93
5.Журнал «Биология в школе». Издательство «Школа – Пресс», 2001г. №8.
6.Журнал «Биология в школе». Издательство «Школа – Пресс», 2002г. №8.
7. Интернет-ресурсы.
xn--j1ahfl.xn--p1ai